Федор Конюхов: «Я хочу, чтобы у детей была цель. Путешественник федор конюхов о боге, жизни и будущем

БАКУ, 3 авг — Sputnik, Мария Шелудякова. Путешественник Федор Конюхов вернулся в Москву после успешного завершения кругосветного перелета на воздушном шаре. Более одиннадцати дней он не спал, не ел и не пил, чтобы установить рекорд. Об этом рассказал сам путешественник на пресс-конференции в ММПЦ.

65-летний Конюхов признался, что получил большое удовольствие, управляя таким массивным шаром (15 тысяч кубометров газа). Это и опасно, и страшно, и тяжело, но приятно, признался путешественник.

"За 11 дней и почти 6 часов полета я не спал, не пил и ничего не ел, кроме небольшого кусочка печенья. Взял с собой два ящика продуктов, но их пришлось выбросить в океан, потому что они замерзли. Воды не было ни капли, - рассказал Федор Конюхов. - Я захватил плеер, чтобы слушать Вику Цыганову и Высоцкого, но все приборы замерзли".

Кроме того, путешественник взял с собой крест, который был изготовлен специально для этого полета. В нем находились 46 мощей православных святых.

"Когда летел, я молил Господа и сам себе говорил, что нельзя падать. Если я упаду, земля не обеднеет, но мощами нельзя разбрасываться", - пошутил Конюхов.

По его словам, на высоте полета воздушного шара "температуры, как и в космосе, нет". Приборы показывали, что за бортом температура минус 50 градусов, однако, выгляни наружу на солнечную сторону, и лицо обгорало.

Конюхов пересек Австралию, Тихий океан, Южную Америку, Атлантический океан, миновал Мыс Доброй Надежды, преодолел Индийский океан и финишировал в Австралии.

Никто в ближайшие двадцать лет не сможет повторить результат, который продемонстрировал Конюхов. Путешественник установил сразу четыре рекорда. До сих пор никому не удавалось облететь весь мир на воздушном шаре с первой попытки. Более того, он сумел установить рекорд скорости кругосветного перелета. Рекордной стала и высота: 11 тысяч 200 метров. На эту высоту на воздушном шаре еще никто не поднимался. Пройденное расстояние также стало рекордным: 35 тысяч километров пути.

Подобное путешествие до Конюхова удалось совершить лишь дважды. Швейцарец Бертран Пикар и англичанин Брайан Джонс в 1999 году пролетели 40 тысяч километров из Швейцарии в Египет примерно за 19 дней и 22 часа, а американец Стив Фоссетт в 2002 году преодолел маршрут, которому следовал Конюхов, за 13 дней и 8 часов.

На волоске от смерти

По словам путешественника, подготовка к полету заняла два года. В Австралии пришлось заново сдавать экзамены для того, чтобы получить разрешение на полет.

Полет вокруг земного шара - эксперимент, и Конюхов изначально понимал, что все нельзя предусмотреть. Многое было для путешественника в первый раз: он никогда не летал на шаре с гелием.

"Впервые увидел шар непосредственно перед стартом, управлять им не умел. Всему пришлось учиться по ходу. Сначала были одни эмоции. Думал: "Ничего себе махина". Раньше летал на водородном и обычном тепловом шаре - в уме этот опыт пытался совместить. Некому было научить, рассказать, да и практики не было. Сразу пришлось лететь. Причем сам шар был экспериментальным, - объяснил Конюхов. - Именно поэтому никто не соглашался мне указывать путь, кроме моего сына. Все понимали, какой это риск".

Путешественник признался, что одним из самых сложных этапов путешествия оказался полет над Индийским океаном.

"Впереди оказался грозовой фронт. Последуй я за ним, кончилось бы топливо, упала бы скорость, и я бы оказался на дне океана. Пришлось прыгать через него, - рассказал Конюхов. - Фронт шел со скоростью 100 километров в час на высоте 12 тысяч метров, а я ночью на горелках мог идти только на 10 тысячах метрах, не выше. Тогда я принял решение подняться на ту высоту, где потоки воздуха идут на скорости 200 километров в час. Я ушел в Антарктиду и обошел грозовой фронт, чтобы он меня сзади толкал. Оставалось меньше одной тысячи километров до Антарктиды, а там полярная ночь. Гелий можно использовать только днем, а это 3-4 часа в сутки. Боялся, что топливо закончится, пришлось очень близко к грозовым тучам обойти".

Когда путешественнику пришлось подняться на высоту 11 тысяч километров, от давления взорвался один из баллонов, печка отказала. Конюхов считает, что ему повезло, потому что произошло это днем, когда печка не работала. Иначе произошел бы большой взрыв, и он бы погиб.

"Это был баллон для обогрева печки. Температура начала стремительно падать. Мне посоветовали опуститься ниже, но я понимал, что это не выход. У меня был еще чистый пропан на маленьких, пилотных горелках, и я начал потихоньку брать газ оттуда. Так я продержался", - рассказал Конюхов.

Путешественник уточнил, что на воздушном шаре можно регулировать только высоту. Скорость передвижения зависит от скорости ветра, которая на разной высоте разная. Сын Федора Конюхова с земли подсказывал ему, на какую высоту необходимо опуститься.

"Когда приближался к Австралии, была высока вероятность того, что я промахнусь. Посадка в австралийской пустыне была сложная, однако в итоге получилось сесть на тот же аэродром, с которого был старт, несмотря на сильный ветер", - подчеркнул он.

Конюхов и "Боинги"

Пилот рассказал, что во время полета находился в постоянной связи с авиадиспетчерами, потому что он шел через крупные аэропорты Австралии, Чили, Аргентины и других стран.

"Удивительно, но диспетчеры по рации передавали пожелания, поддерживали. Расчищали мне дорогу, отводя "Боинги" в сторону. Я был уверен, что мне придется самолеты пропускать, - сказал он. - Все понимали, что я русский, и хорошо ко мне относились. На одной стороне шара написано "Россия", на другой - "Москва".

Переговоры с диспетчерами записаны на "черном ящике". В настоящее время проходит расшифровка этих данным. Помимо переговоров там хранится информация о температуре, скорости, высоте полета и работе горелок. Специалисты с нетерпением ждут результатов, чтобы уточнить рекорды этого полета.

Чудно всё-таки слушать его. Говорит - словно сказку молвит. И как «голодовали», и как «прислушивалися». И как «корабель» по морю «идёть», и как паруса «стоять». Он и сам - будто персонаж сказки диковинной. Волоса длиннющие, борода косматая. Леший просто! Но леший добрый: коль уж смеяться начинает - взахлёб, словно щекочет кто…

Когда-то Конюхов сказку рассказал такую. Что, дескать, по морям, по океянам думает лет до 45 ходить. Потом будет картины писать. А в 55 скитаниям конец - в скит уйдёт. Две «пятерки» стукнуло, за 60 уж перевалило. Но разве усидит такой в четырёх стенах? Сегодня на Аляске, завтра - в Антарктиде, послезавтра - встречай, Тихий океан! Отец Фёдор и за тридевять земель, как у себя дома. Его четыре стены - это Север, Юг, Запад и Восток. Он рождён, чтоб сказку сделать былью.

Плыву я, значит, через океан, лежу на палубе и думаю: а Стив Фоссет - это американец - летит вокруг света на воздушном шаре. Что он сейчас чувствует? И почему бы мне не полететь? Или такая мысль: о чём я стану думать, когда буду стоять на вершине Эвереста и рисовать?.. Жизнь захватывает. Ну, достиг я Северного полюса. На Эверест забрался. Вокруг света, опять же, «сходил». А вот лягу спать, бывало, и не могу уснуть. Чувствую: что-то не то. И только когда дошёл до Южного полюса, почувствовал: Земля крутится…

Но сейчас-то что? Вот читаю: совершил четыре кругосветных плавания, 15 раз пересёк Атлантику, достиг всех пяти полюсов планеты… Всё уже изведано, покорено. И какой смысл?

Не-е-ет, ты не понимаешь. Иду я - пусть даже тем же маршрутом, - а всё по-другому. Во-первых, яхта у меня другая. Была 11 метров, а сейчас - 27, представляешь? Гигантская! Тогда шёл - мне было 34, теперь - 60. Когда иду, я с Богом разговариваю: был один разговор, сейчас - другой… Или вот ещё. На Северный полюс я ходил три раза подряд. Первый раз - с Дмитрием Шпаро, в 1988-м, я новичок ещё был. В 89-м - с Володей Чуковым. Уже, можно сказать, лидировал, шёл впереди, ко мне прислушивались. А в 90-м я пошёл в одиночку. Все спрашивают: Федя, тебе там одному не скучно было? Не понимают, что я ведь ещё психолог. Когда шёл со Шпаро, мне интересны были айсберги, торосы - природу изучал. Второй раз я смотрел уже на людей: как работают, как переносят мороз, голод. А один пошёл - натянул на себя капюшон, чтоб глаза закрывало. Мне хотелось замкнуться и видеть под ногами только рисунки на снегу.

НЕМНОГО ЛИРИКИ

- Фёдор Конюхов: «Я вот часто думаю: почему вокруг света на яхте идут только спортсмены или ученые? А почему нельзя пойти вокруг света композитору, такому, как Алексей Рыбников, талантливому? Королёв в своих дневниках (мало кто на это обращает внимание) пишет: «Я бы хотел, чтобы первым космонавтом стал такой человек, как Михаил Лермонтов..» Почему Королёв так хотел? А я скажу тебе. Королёв мечтал, чтобы первый человек, который полетит, вернулся бы и всё рассказал. Представляешь, что написал бы Лермонтов о космосе! Вот и думаешь: пошёл бы вокруг света поэт, вернулся - книгу написал о кругосветном плавании, о мысе Горн… Пошёл бы композитор - и этот превратил бы в симфонию вой ветра…»

- Фёдор, сколько за год вы в Москве бываете? Месяц, два?

По-разному. Бывает, по месяцу, а иногда и месяца не набегает. Я же приезжаю, уезжаю.

А если бы, например, с вас подписку о невыезде взяли? Сиди, мол, Фёдор, и за город носа не кажи. Волком бы взвыли?

Ну, запретили бы и запретили. Знаешь, о чём жалею в жизни? Мне всё-таки 60 уже, а я ни одной значимой картины не написал. Есть у меня задумки нарисовать серию картин об Эвересте. Сейчас подумал: если б были деньги у меня, если б спонсора такого нашёл, я бы снял гигантскую мастерскую, холсты бы поставил пять на пять метров… Или вот ещё: я девять книг написал - обычных книг, меня в Союз писателей приняли. Теперь вот понимаю: девять книг, а всё не то, что я хочу. Всё-таки дневниковые они. А мне хочется, как Экзюпери, - «осмыслить» все мои путешествия, всех людей этих, коих встречал: великих, малых. И написать философскую книгу, чувствую для этого в себе силы. Силы есть, а времени-то нет. Когда на яхте пишу, я не могу философствовать. Пишу-пишу, а паруса захлопали, и я выбегаю. Потом опять сажусь писать… Не то это.

- Ну, а в городе-то нормально ориентируетесь? Знаете, к примеру, сколько буханка хлеба стоит, пакет молока?

Ой, сложно сказать. Только запомнишь - экспедиция. Приезжаешь домой, а тут цены все поменялись. На яхте «Формоза», скажем, я почти два года плавал, 508 дней. Возвращаюсь в Одессу, друг меня встречает. И на билет до Москвы даёт мне… миллион! В Одессу я улетал за 135 рублей, а обратно - за миллион! Один раз за мою поездку четыре премьер-министра в стране поменялось!

- А в Москве что удивляет больше всего?

Ты, небось, думаешь, я Тарзан такой - с ветки на ветку перескакиваю, да? Конечно, я скучаю за чистым воздухом. (Сохранена авторская речь. - Ред.) Сейчас вот думаю: наконец-то завтра улечу, вздохну свободно. (Разговор наш состоялся за сутки до очередного путешествия Фёдора. - Авт.) Что ни говори, а там я на своем месте, там от меня всё зависит. Здесь?.. Если на метро еду, знаю: через сорок пять минут, к примеру, я в мастерской. На машине - не могу сказать: буду ли через полтора часа, через два? Встреча у меня, не встреча - какая разница? Встала машина, зажали её - «КамАЗ» стоит, «дует» мне в лицо выхлопной трубой. А я сижу, знаю, что замкнут, и ни-че-го сделать не могу. Конечно, я растерян. Вот что удивляет пуще всего! Заторможенность людская. Вот закрой сейчас глаза на секунду и представь, сколько машин едет по всему миру. Миллиарды машин, правильно? Все воздух отравляют. И люди ничего вокруг себя не видят. Автомобиль сто пятьдесят лет назад придумали, а что изменилось? Вот он: (показывает в окно. - Авт.) четыре колеса, баранка, человечек сидит за рулем. Правильно? И погибает. Мы вот говорим сейчас, а тысячи людей в мире гибнут. Вот и думаю: зачем вот так все клепают и клепают одно и то же? Ну сделайте машину по-другому как-то.

НЕМНОГО О ПОЛИТИКЕ

- Фёдор Конюхов: «Мне часто говорят - Фёдор, а чего ты не станешь депутатом? А у меня брат Виктор, хороший такой парень, - рыбак на Азовском море. Приезжаю как-то к нему, в 70-е ещё (я в мореходке тогда учился). А он говорит, что в партию вступил. «Витя, - спрашиваю, - зачем тебе партия? Мы же моряки, отец у нас никогда партийным не был». А он мне: «Ты знаешь, Федя, мы сейчас дом строим, и шифер выдают только партийцам, а простым рыбакам не выдают, и чем крыть, непонятно. А я только вступил в кандидаты, и меня сразу на очередь поставили». И что ему скажи на это? «Правильно, - говорю, - Витя, что вступил. Шифер нужен». Ну а я-то не строю ничего, мне шифер без надобности. И на кой мне эти партии?..»

- Фёдор, но вы же современный человек, не Тарзан - сами говорите. Почему же машиной никак не обзаведетесь?

По правде сказать, не заработал я на машину. На машину ведь ещё заработать нужно.

- Снова философствуете?

Нет-нет. У меня ж зарплата 500 долларов в месяц. Да, дают мне ещё деньги. Но ведь не на квартиры-машины - на снаряжение, на собак.

- Да бросьте вы, кто ж поверит?

Ну ладно, машину, допустим, купить можно. Другое тут. Думаю, когда я буду стучаться в ворота (дай Бог, конечно, чтобы это позже пришло) и апостол Пётр откроет, я встану перед ним, как и все мы, и буду проситься в рай. Хоть и грешен. И скажу лишь одно: я по своей воле не загрязнял воздух. Да и не нужно мне: на неделе я здесь, в мастерской. Мне говорят: Федя, а за продуктами съездить? Думаю: ничего себе, для магазина я буду держать машину?! Автобус ходит, метро. Какая машина?!

- Ну да: какая машина, если яхта имеется!

Да при чём тут яхта?.. Ну, была у меня машина - подарили. А я уезжал больше чем на полгода, и куда её ставить? На автостоянку, правильно. Приехал через полгода - мне такой счёт выставили! А техосмотр ещё пройти, а страховка! И зачем, думаю, мне это? В следующий раз не стал на автостоянку ставить, во дворе машину бросил. Приезжаю: нет её. Вот и славно!

О ЖИЗНИ

- Фёдор Конюхов: «Тут, знаешь, у друга остановились под Тверью. Хорошо там: заехали с семьей на три дня, а остались на неделю. У Коли, сыночка моего, памперсы закончились. Ну, попросили знакомого отвезти в город. Купили всё, возвращаемся назад. Подъезжаем, а он вдруг бах - и остановился. Я говорю: «Гена, ты чего встал?» - А он: «Ворота!» Я смотрю: ворота открыты. «Ворота открыты, ты что, не видишь?» Он головой тряхнул: «На тебя бы посмотрел, если бы тебя восемь лет в психушке кололи, как меня!» Ни-че-го себе, думаю. (Конюхов аж сгибается пополам от смеха. - Авт.) Его восемь лет в психушке кололи, и он за рулем ездит! «А как права-то получил?» - спрашиваю. - «А чего там, - говорит, - я позвонил куда надо, мне и привезли». И сколько таких по Москве ездит…»

- Как вам люди в метро?

В Москве люди - трудяги. Замученные, вымотанные.

- Угрюмые, серые, безликие…

Не-е-ет. Знаешь, сидим мы как-то (это было в 2002 году) у бизнесмена одного в Англии. Он судоверфь свою держит, строит нам яхту. Кушаем, беседуем, новости смотрим. Показывают Путина. И тот говорит: дескать, все в России должны иметь высшее образование. Англичанин этот смеётся: ещё одна страна сейчас будет наступать на одни и те же грабли. Мы уже наступили, американцы тоже, сейчас и вы. Видели, говорит, кто у меня на судоверфи работает? Одни арабы. А почему? А потому что мы, англичане, все стали с высшим образованием. Мне, говорит, краснодеревщики нужны, плотники, маляры хорошие. А англичане все - юристы и экономисты. И кого я беру? Арабов! Путину нашему все в ладоши хлопают, а ведь это самая большая ошибка. Я считаю: на десять человек в стране один только должен быть с высшим образованием - тогда к нему уважение будет. А мой знакомый, слышь, всю семью свою сделал кандидатами экономических наук. Платит по 8 тысяч долларов, кто-то им диссертации пишет. (Конюхов аж захлебывается от смеха. - Авт.) Спрашиваю: зачем? А что, говорит, мне жалко 8 тысяч? Зато на визиточке - кандидат экономических наук. И всё по закону.

И от такого хоть в Арктику беги?

Нет, просто ты говоришь: серые люди в метро, угрюмые. А я вот еду, и мне их жалко. Думаю: ведь благодаря им я джинсы свои ношу, печенье ем. А вот тебе история такая:

Танечку, дочку свою (она маленькая ещё была), спрашиваю как-то: кем ты хочешь стать? Я, говорит, буду музыкальным работником в детском садике. Но вот уже она в десятом классе. Все подружки куда идут? В экономический и юридический. Прихожу с плавания, и моя Таня на юридическом. Сердце не лежит, а учится - она старательная очень. Выучилась, в Америку уехала. Там, конечно, наши дипломы не «принимают». Она замуж вышла. И работает медсестрой в больнице. Говорит: нравится. Это её, понимаешь? И при чём тут юридический, а?

- Фёдор, вот вы часто о грехе говорите…

Надо и тебе чаще говорить о грехе.

Обо мне чуть позже, давайте о вас. Вы рассказывали, что один святой отец вам наказал весь остаток жизни простоять на коленях, чтобы замолить свои грехи. Когда нагрешить-то успели?

Ну а ты? Вот скажи, сколько ты на свете прожила?

- 31 год.

Так. Сколько раз ты о людях думала плохо? Сколько ты написала о людях плохо? Сколько ты отняла времени? Сколько своим бензином воздух отравила? Сколько полиэтиленовых пакетов выкинула? Если только это - уже встать надо и молиться. А представь: ты проживешь 60 лет. А я-то, мне кажется, не 60 лет прожил, а все 300 - по своим-то делам. Сколько я по миру поездил, сколько у меня друзей было, сколько их погибло. И по моей вине. Умер один от перегрузки - сейчас думаю: может, его не нужно было брать в экспедицию…

- Поэтому часовенку во дворе у себя поставили?

Ну да, поэтому.

О ЛИЧНОМ

- Фёдор Конюхов: «Ну да, тяжело мне - семью подолгу не вижу. Но человек не может совершить чего-то важного в жизни, не нарушив какие-то границы. Хочешь жить с семьей и детьми? Ну и живи себе на здоровье! А если хочешь создавать картины, должен сутками пропадать в мастерской и писать отречённо. Или если денег хочешь заработать - деньги ведь тоже так просто не даются. Я один раз увидел Абрамовича - так, мельком, мы в Каннах были, на яхте туда приходили. Посмотрел на него и подумал: а он ведь тоже с семьёй мало бывает. Идёт - всё звонит, звонит… А яхта, кстати, у Абрамовича никудышная. Как моряк скажу: просто не вижу ей применения. Ведь что такое яхта? Она должна быть или скоростной, или мореходной. Чтобы ураганы выдерживала, шторма. А яхта Абрамовича, если пойдёт вокруг света, возле мыса Горн развалится. И ради чего? Что там, унитаз золотой? Ну, так его можно и дома поставить».

- И всё? Грехов как не бывало?

Нет, конечно. Но знаешь, человек цепляется за соломинку, так почему не дать этот шанс?.. Вот смотри: нищие в метро. Кто-то скажет: зачем им подавать - всё равно пропьют. А мне бабушка одна сказала: нищим давать надо. Но давать так, чтоб самому жалко не было. Так он всё равно пропьёт, говорю, или другие у него заберут. Она: так это уже не твой грех будет. Конечно, я не всем подаю, и в этом тоже грешен. Бывает, бежишь, спешишь куда-то, некогда, денег нет, мелочи. А «крупные» давать жалко. Ведь если дашь большие деньги, то жалеть станешь, что дал. А это тоже грех.

- А перед женой нет вины? Не устала она от вашего образа жизни?

Давай так: а разве твой муж не устал, что ты вот целый день тут сидишь?.. У каждого своя жизнь. Ну да, тяжело ей ждать. Но мы ведь с ней познакомились, когда я уже был путешественником…

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Фактрум рассказывает свеженькие шутки, которые стопроцентно вызовут у вас смех!

Еду по городу… По радио передают, что сегодня всемирный день поцелуев. Я, взгрустнув, не успел ещё про себя подумать: «Эх, а мне ведь даже и поцеловать некого!», как тут же на светофоре целую в зад девятку…

Что ты такой хмурый?
- Да вот, жена про любовницу узнала.
- Понимаю. И как вы теперь?
- Решили, раз уж так, то пусть любовница детей из садика забирает и на огороде картошку окучивает.

Скорее бы уже на пенсию, хоть покатаюсь, посмотрю мир…
- Ага, утром, с сумками, на рынок и с рынка.

Родители старались как можно дольше поддерживать в сыне веру в чудеса. Поэтому, не работая, в свои 34 года Серёжа имел уже и квартиру, и деньги на ночные клубы и девушек, и машину от Деда Мороза!

Девиз Федора Конюхова: а чего дома делать?!

Доктор, что мне делать? Я сплю с чужими женами, а мужья мне за это бьют морду.
- Пойдите в армию. Там вы немного остепенитесь.
Через два года.
- Спасибо, доктор. Вы дали замечательный совет!
- Вы больше не спите с чужими женами?
- Ещё как сплю! Но теперь успеваю одеться за сорок пять секунд!

Серегу у любовницы муж-боксер застукал. И он с четвертого этажа спрыгнул. Сейчас в больнице. У него сотрясение мозга, множественные ушибы тела, сломано три ребра, ключица, челюсть, рука, нога вывихнута.
- Идиот. Надо было попытаться как-то поговорить с мужем.
- Он так и сделал. Из-за прыжка-то он только ногу вывихнул.

Доктор, как прошла операция?
- Ещё никак, но раз уж вы не спите, придержите зажимом вот здесь.

Самые страшные слова детства:
- Убираем учебники! Достаем двойные листочки!

Пойдем завтра на рыбалку?!
- Нет!
- Почему?
- Мне жена дома пить разрешила.

Видите, он чихнул, значит, правду говорю!
- Товарищ адвокат, у вас всё?

В детстве я мечтал стать космонавтом, но не стал, потому что плохо учился - сидел на уроках и всё время мечтал стать космонавтом.

Два студента перед сессией:
- Что читаешь?
- Квантовую механику.
- А чего книга вверх ногами?
- Да какая разница…

Умирал старик и решил поделить все свое состояние между тремя своими сыновьями.
- Hи фига себе расклад, - сказал четвертый сын. И это ещё ничего. Пятый вообще ничего не знал.

10 февраля 2017, в 12:41

Федор Конюхов побил державшийся 20 лет рекорд полета на воздушном шаре

Федор Конюхов

Примерно в полдень 9 февраля российский путешественник Федор Конюхов и его напарник Иван Меняйло побили рекорд мира по продолжительности беспосадочного полета на тепловом аэростате, установленный японцами еще в 1997 году. «Лента.ру» рассказывает, как 65-летнему путешественнику Конюхову удается держать форму и всегда побеждать.

— Будем мерзнуть, — отвечает на вопрос о температуре в корзине аэростата Конюхов за несколько часов до старта рекордного полета.

В утро запуска температура в Рыбинске падает почти до минус 30 градусов. Многочисленные журналисты, местные жители, команда сопровождения и поддержки, а также городские чиновники, генералы и полковники от МЧС, полиции и армии прибывают на взлетное поле рыбинского аэродрома к шести утра.

В свете вспышек и фонарей появляется Федор Конюхов, одетый в теплую непромокаемую куртку и болоньевые штаны. Он похож на ребенка, которого мама укутала перед выходом на прогулку, только с бородой.

Привычный к камерам Конюхов раздает интервью, здоровается со всеми важными гостями от администрации, о чем-то вдумчиво говорит с приехавшим к старту священником.

Его напарник — неразговорчивый Иван Меняйло — один из лучших воздухоплавателей России и мира, который, по признанию самого Конюхова, обладает намного большим опытом, чем он сам. Иван от камер и журналистов старается улизнуть — рассматривает шар, общается со специалистами, смотрит прогноз погоды.

7 февраля — день старта экспедиции — стало чуть ли не последним шансом провести полет в Центральной России в этом сезоне. Чтобы шар продержался в воздухе достаточно долго, нужна очень низкая температура, большой запас газа, а главное — очень большой шар. Например, специально созданный для экспедиции «Бинбанк премиум» — самый большой тепловой аэростат в России. Черный цвет тоже выбран неслучайно: он берет больше солнечного света, а значит — помогает экономить топливо.

Аэростат прогревают, рядом постепенно появляются еще пять шаров — команда сопровождения, а погода в очередной раз немного подводит. Вместо ожидаемого часа старт растягивается на три: ждем погодного окна. Аэростат взлетает в 9:03.

Погода — одно из главных условий, от которого зависел успех всей экспедиции. Помимо температуры важно направление ветра. Шар — штука почти неуправляемая, так что изменить траекторию его движения достаточно проблематично. Была вероятность, что аэростат полетит на Москву, а значит, установку рекорда придется прервать, а шар посадить: над столицей летать нельзя даже Конюхову. Но все обошлось.

За первые сутки воздухоплаватели пролетают примерно 500 километров. Они постоянно сбрасывают отработанные баллоны из-под газа. Один из упавших крадет кто-то из местных жителей (стоимость баллона от 800 до 2000 евро), два других падают на территорию учебного центра ФСБ во Владимирской области. Отдавать их команде сопровождения сотрудники спецслужбы отказываются, ситуация разрешается только после звонка мэра Рыбинска, который рассказывает эфэсбэшникам о шаре, Конюхове, мировом рекорде и прочем.

К 10 утра 8 февраля Конюхов и Меняйло бьют рекорд России по длительности полета. Впрочем, предыдущее достижение принадлежало им же: полет они совершили два года назад — в марте 2015 года, на несоизмеримо меньшем шаре они смогли продержаться в воздухе около 19 часов.

За час путешественники пролетают примерно 20 километров. При этом идут на минимально возможной высоте — здесь температура воздуха значительно ниже, а значит, ниже и расход топлива. Правда, по ночам приходится подниматься повыше — есть риск задеть линии электропередач, верхушки деревьев и кресты церквей.

Днем воздухоплаватели летят на высоте 150-200 метров, порой снижаясь и вовсе до 100, а в ночь на 9 февраля им приходится подняться на 420-метровую высоту. Сильный ветер разгоняет аэростат до 40 километров в час, из-за этого шар обледенел, а расход топлива увеличился. В общем, ночь для путешественников выдалась бессонной. Хотя, как говорят Иван и Федор, времени на отдых в подобных экспедициях все равно нет — от слова «совсем».

Конюхов рассказывает, что лучшее лекарство от сонливости — постоянные нагрузки и вера. Он священник Украинской православной церкви (Московского патриархата), и Рыбинск как место старта выбрал неслучайно: недалеко отсюда родился его небесный покровитель, святой праведный воин, российский адмирал Феодор Ушаков. Перед стартом епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин вручил Конюхову две иконы. Ту, что побольше, путешественник обещает отвезти домой, поменьше — взял с собой в экспедицию.

К утру 9 февраля шар и команда сопровождения Конюхова — уже в Саратовской области, уверенно движутся по направлению к Казахстану. За время следования через специальный портал приходит более 500 сообщений и СМС, в которых люди со всей России и из-за рубежа подбадривают главного российского путешественника и желают ему удачи.

В полдень Конюхов и Меняйло уже более 51 часа в воздухе — рекорд мира побит, однако воздухоплаватели не спешат садиться: запасов топлива хватит еще на три-четыре часа, а значит — нужно лететь дальше.

Шар приземлился в окрестностях города Красный Кут Саратовской области в 16:20. В воздухе путешественники провели более 55 часов.

Состоявшийся автопробег "Гумбинен-на-Марне" на десяток дней сделал обычных людей необычными путешественниками. И когда я слышу это словосочетание, то лично у меня перед глазами всплывает ещё один образ, для которого путешествие - это не часть жизни, а сама жизнь.

Фёдор Конюхов - российский путешественник, писатель, художник и священник Украинской православной церкви (Московского патриархата). И у него получается не только покорять полюса и ставить рекорды, но и очень красочно и метко говорить обо всём на свете: о России, об успехе, о смысле жизни. Предлагаю Вам выборку его семи цитат, которые я посчитал наиболее интересными и достойными внимания.

О России: Ой, это блажь такая была, прости Господи! Сегодня мне становится страшно, что, не дай Бог, снесут на погост на чужбине. Ни на какие царства я не променяю Россию. Да и что я забыл в этой Америке или Новой Зеландии? В своих странствиях я понял: покидать Россию навек можно только в одном случае - если у тебя земля горит под ногами. Лет 20 назад, может, для кого-то так и было. А сейчас она у нас не горит - наоборот, на ней пахать надо.

О смысле жизни: Мне говорят: ты, Фёдор, любимчик судьбы, рисковый, но удачный - рок просто промахивается, когда в очередной раз хочет смести тебя лавиной или столкнуть в пропасть. Но я считаю, что не в судьбе тут дело. Бог дал мне прожить уже столько лет, дал любимую жену, семью, дом, детей и внуков. Может быть, я путешествую, чтобы всё время возвращаться к ним, моим близким?..

О важном: Я осуществил то, что не удавалось ни одному путешественнику за всю историю России. Это не обещания и планы, а реальные рекорды. Если это авантюра в плохом смысле, что тогда считать настоящим подвигом?

Об успехе: В 1992-м во время восхождения на Эверест вместе с альпинистом Женей Виноградским я эту смерть прочувствовал собственной спиной. Однажды мы обнаружили, что палатки сорвал ветер. Ставить новые уже не могли. Что делать - спускаться? Но тут поблизости я увидел чью-то палатку, чудом уцелевшую во время бури. Мы залезли в неё и вскоре поняли причину «чуда». Оказалось, палатка принадлежала испанскому альпинисту. Он умер, а тело своей тяжестью удерживало палатку на склоне. Мы провели там несколько часов - облокотились на труп и вспоминали всю свою жизнь, а когда наваливалось забытьё - толкали друг друга: не спи, не проснёшься!.. Так и дошли - с победой.

О вере: Бессмысленный риск экстремального спорта - грех, потому что нельзя подвергать свою жизнь опасности просто так, из удовольствия. Это сродни самоубийству. Но таких людей у нас тысячи - кто их остановит? Если кто-то из них решит пойти на верную смерть, думая, что ему всё нипочём, я должен отговорить его. Моё дело - заступничество за таких экстремалов перед Богом. Если я помогу спастись хотя бы кому-то - значит, не зря служу Церкви. Я хочу, чтобы они по-настоящему задумались: зачем идут в горы или переплывают океан? Ради чего рискуют? И помочь им найти ответ.

О цели: Японский путешественник-одиночка Наоми Уэмура говорил, что идёт в путь, чтобы расширить пределы человеческих возможностей. Я пытаюсь сделать то же самое.

О прогрессе: Каждая моя цель - будто храм, который я строю в своей душе. А потом осуществляю задуманное. Но я, как могу, украшаю и саму нашу землю. После каждой из моих кругосветок строил по часовне: на острове Врангеля, в Сергиевом Посаде, в Переславле-Залесском, во дворе своего дома в Москве… Запало в сердце, как в конце 80-х в путешествии на велосипедах от Дальнего Востока до Питера повсюду, где бы мы ни проезжали, видели руины церквей, спиленные кресты. Кругом - запустение и разруха. Американец, который был с нами, всю дорогу возмущался: «Такое может сотворить со своей землёй только народ-варвар!» Тогда мне нечего было ему возразить. А сейчас - есть.