Как назывался в древней руси певец музыкант. Музыка Древней Руси — история, стили, жанры и инструменты. В центре былины - образы богатырей, наделённых высокими моральными качествами, самоотверженно преданных Родине. В образе любимого богатыря

  • Фольклор (от англ, folklore - "народная мудрость", "народное знание").
  • Былина - это одновременно сказка и отражение эпизода из русской истории, она объединяет реальность и вымысел. В былинах часто прославлялась отвага киевских богатырей - Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича. Воспевались и мирные труженики-хлебопашцы, например Микула Селянинович.
  • Скоморохи были не только музыкантами. Умение петь и играть на разных инструментах они соединяли с мастерством танцора и акробата, дрессировщика и фокусника.
  • Полонез (от франц. polonaise - "польский") - старинный танец польского происхождения, торжественное шествие в темпе несколько ускоренного шага. Англез (от франц. anglaise; danse anglaise - "английский танец") - общее название народных английских танцев, распространившихся в странах Европы в XVII-XIX вв.
  • Капелла (от итал. capel-1а - "часовня") - в Средние века место в Католической Церкви, где помещались музыканты. С развитием светской музыки это слово стало обозначать группу музыкантов, находящихся на службе в одном месте.
  • "Интернационал" (франц. "L"lnternationale", т лат. inter - "между" и ratio - "народ") - пролетарский гимн. Слова Эжена Потье, музыка Пьера Дегейтера. Впервые "Интернационал" был исполнен лилльским хором рабочих в 1888 г. В 20-х гг. в России концерты и театральные представления нередко начинались и заканчивались хоровым пением "Интернационала".
  • Кантата (итал, cantata; от лат. canto - "пою") и оратория (итал. oratorio; от лат. ого - "говорю", "молю") - крупные вокально-инструментальные произведения для солистов, хора и оркестра. Оратория более монументальна, чем кантата, обладает эпико-драматическим характером и сюжетностью.

Прислушайтесь: может быть, даже сейчас, когда вы читаете эту книгу, до вас доносятся звуки музыки... В наши дни совсем несложно познакомиться с музыкой самых разных стилей. Достаточно включить телевизор или радиоприёмник, приобрести аудиокассету или компакт-диск, и можно наслаждаться любым музыкальным произведением - не важно, где и когда оно было создано.

Но так было не всегда. Ещё в XIX в. люди могли слушать только "живую" музыку - ту, которая звучала вокруг них в дни придворных торжеств или народных гуляний, в светском салоне или на деревенской завалинке.

МУЗЫКА В ЯЗЫЧЕСКИХ ОБРЯДАХ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Музыкальная культура любой страны уходит корнями в народное творчество, или фольклор.

О древнейшей восточнославянской музыке (см. статью "Славяне - семейство родственных народов") известно не много - в основном по материалам археологических раскопок и по отдельным историческим свидетельствам. Так, например, византийский историк VI в. упоминает о трёх захваченных в плен славянских гуслярах - значит, гусли уже в то время являлись музыкальным инструментом славян.

В Древней Руси широко были распространены народные песни, которые связаны с языческими верованиями и обрядами. Они так и назывались - обрядовые. Особое значение славяне придавали смене времён года. Переход солнца с зимы на лето, начало весны, летнее цветение трав - всё это праздновалось. Такие ежегодные праздники назывались календарными. Так же называют и исполнявшиеся во время этих праздников песни.

И в наши дни живёт один из любимых на Руси календарных обрядов - праздник Масленицы. На масленой неделе провожают зиму. Круглые золотистые блины, которые в изобилии пекут в это время, изображают солнце, дающее жизнь всей природе. Чем больше съешь блинов, тем плодороднее будет год. Как поётся в масленичной песне:

Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
С блинами,
С каравайчиками,
С вареничками!

В конце праздника из соломы делалось чучело Масленицы. С играми, танцами, песнями его сжигали.

Дошедшие до наших дней календарные песни одноголосны, их мелодии складываются из коротких попевок, в которых слышны интонации речи, - быстрого говорка или, наоборот, протяжных зовов.

Конечно, не обходилась без музыки и жизнь человека в семье. Испокон веков любимым обрядом была свадьба. Свадебный обряд буквально разыгрывался как театральное действо. Он состоял из множества самых разных сцен - и печальных, и весёлых. Участвовали в этой игре все: невеста с подружками, жених с дружками, родители, гости. Свадьба продолжалась несколько дней, а то и недель. И всё это время звучали песни.

Семейно-бытовые песни окружали человека с детства: величание новорождённого, колыбельные, детские считалки, потешки, частушки. У древних славян на протяжении многих веков был распространён обряд оплакивания и поминания умерших. Этот обряд дал жизнь одному из самых драматичных жанров - плачу-причету. В его музыке слышатся интонации горестных всхлипываний, рыданий:

Ох, ити как и тошнехонъко!
Ай, как закатипося солнышко.

Причитания обычно исполнялись женщинами, причём наиболее искусные плакальщицы ценились особо. Незадолго до образования Киевской Руси у славян возникли мужские причитания, например оплакивание дружиной погибшего князя.

НАРОДНАЯ И ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА ДРЕВНЕЙ РУСИ

С момента Крещения Руси в конце X в. русская музыка разделилась на две части - народную и церковную. Они развивались параллельно, иногда противостоя друг другу. После введения христианства языческие представления о мире стали постепенно уходить в прошлое, а языческие обряды утратили своё магическое значение. Однако они остались жить, превратившись в народные игры, приуроченные к определённому времени года или к соответствующей обстановке. Правда, Церковью они сурово осуждались: вплоть до XVII в. издавались церковные указы и грамоты, направленные против любимых народом "бесовских" игр и песен.

Самым значительным явлением в народной музыке эпохи Киевской Руси стало рождение новых видов музыкально-поэтического творчества. Один из них - былинный эпос (см. статью "Былины" в томе "Русская литература", часть 1, "Энциклопедии для детей").

Исполнители произносили текст нараспев, при этом импровизируя - меняя интонацию, ускоряя либо замедляя темп повествования. А так как стихов в былине было много, от певцов требовалась богатая музыкальная фантазия. К тому же пение обычно сопровождалось игрой на гуслях. Именно исполнители былин считаются первыми на Руси профессиональными музыкантами. Их называли певцами-сказителями.

Такие одарённые певцы-сказители встречались и среди калйк перехожих - бродячих нищих слепцов. Но, как правило, сказители служили при княжеских дворах. На праздничных пирах они услаждали слух гостей, являясь предметом гордости хозяина. А во время воинских походов шли вместе с дружиной, чтобы потом воспеть доблесть русских витязей. К их числу принадлежал киевский сказитель Боян. Похвала его творчеству звучит на страницах знаменитого произведения древнерусской литературы "Слово о полку Игореве".

Интересно, что героями новгородских былин становились люди, наделённые музыкальными способностями. Умение петь и играть на гуслях в древнем Новгороде причислялось к высоким достоинствам личности. Знаменитым гусляром был купец Садко. Музыкальностью отличался и посадник Василий Буслаев, который прославился безграничной удалью и широтой натуры.

Историки предполагают, что и Садко, и Василий Буслаев - реально существовавшие люди. Но истории их судеб нередко носят сказочный характер. Так, например, Садко спускается в подводное царство и покоряет его обитателей своей музыкой. В новгородских былинах, как и в киевских, реальность щедро сдобрена вымыслом - таковы особенности этого жанра.

Наряду с искусством певцов-сказителей в Киевской Руси родился ещё один вид профессионального музыкального творчества - скоморошество.

Бродячие скоморохи выступали перед простым народом, устраивая представления на улицах и площадях; "служилые" скоморохи находились при княжеских дворах, занимая то же положение, что и шуты в странах Западной Европы. Были даже целые скоморошьи поселения.

Основой репертуара скоморохов оставались песни и пляски в народном духе, которые сопровождались игрой, как правило, на духовых инструментах: свирели, сопели, дуде, трубе, роге. При раскопках в Новгороде археологами был найден гудок - один из предшественников народной скрипки.

В эпоху Московского государства (XVI в.) на смену былине приходят исторические песни. В них описываются реальные лица и события: борьба против татаро-монгольского ига, оборона Москвы от ордынцев и др.

Много исторических песен было создано в казачьей среде. Казаки восславляли подвиги своих легендарных героев - Ермака Тимофеевича, Степана Разина, Емельяна Пугачёва. С восстанием Степана Разина связано одно из самых значительных явлений в русской исторической песне - так называемый Разинский цикл. Песни этого цикла пользовались популярностью вплоть до XIX в. Пронизанные духом казачьей вольницы, они выражали вековую мечту народа о свободе. Характер этих песен, как правило, волевой, активный. Но иногда прорываются в них и лирические ноты.

Лирика в народное творчество проникает примерно в XVI-XVII вв. Именно тогда родилась протяжная песня. Сейчас даже трудно себе представить, что когда-то протяжных песен не существовало. Ведь именно они воспринимаются как символ не только русской музыки, но и русского характера. В их медленно разворачивающихся мелодиях, охватывающих всё более и более широкий диапазон, словно отразились бескрайние дали равнинных пейзажей.

Неизбывная печаль, грусть, тоска - вот те чувства, которые "выпевались" из души в протяжных песнях. Они рассказывали и о тяжёлом крестьянском труде, и о лихой солдатской доле, и о горькой судьбе русской женщины. Протяжные песни запевались солистом, к нему постепенно прилаживались другие певцы - и вот уже звучал хор. Но наряду с протяжными всегда звучали зажигательные плясовые, удалые молодецкие.

На протяжении столетий народная музыка не записывалась. Ведь произведения народного творчества создаются и распространяются устно, передаются от одного певца к другому, из поколения в поколение. Лишь с конца XVIII в. ценители русского фольклора начали собирать тексты и мелодии народных песен. И по сей день фольклорные экспедиции добираются до самых глухих деревень в надежде найти и записать ещё неизвестные образцы старинного песенного творчества.

Иначе обстояло дело в области церковной музыки. Уже в конце XI в. русские духовные песнопения записывались особыми знаками - знамёнами, или крюками. Поэтому древние музыкальные рукописи именуют знаменными, или крюковыми. Расшифровка этих рукописей, большинство которых ещё непонятны современным учёным, является одной из самых сложных и увлекательных задач современной науки. Однако, несмотря на это, мы можем представить, как звучали знаменные песнопения, - ведь они, так же как и народные песни, передавались ещё и устно.

Древнерусская церковная музыка - это хоровое пение без инструментального сопровождения; в Православной Церкви не принято играть на музыкальных инструментах. Знаменный распев исполнялся только мужским хором и долгое время был одноголосным. Ему свойственны неторопливый темп, плавность мелодического движения - словом, сдержанность и даже некоторая суровость звучания.

В развитии знаменного пения большую роль сыграли новгородские распевщики. Один из них, Сав-ва Рогов, в середине XVI в. возглавил школу московских певцов и распев-щиков. В то время в Москве существовал большой хор "государевых певчих дьяков", который участвовал в царских богослужениях и наблюдал за состоянием церковного пения во всей стране. В хоре были лучшие распевщики - например, Фёдор Крестьянин, чьи произведения до сих пор звучат и в церкви, и на концертах духовной музыки. По этим образцам мы смело можем судить, что именно в XVI в. знаменный распев достиг своего расцвета. Московские митрополиты, а затем и патриархи в XVI- XVII вв. содержали хоры из нескольких десятков певчих.

В XVII в., после воссоединения Украины с Россией, в церковной музыке происходят ещё более сильные изменения. На Украине в то время уже использовалась нотная запись. В России она тоже стала вытеснять крюковую. Пение по нотам (по партиям) назвали партесным (от поздне-лат. partes - "голоса"). Так же стали называть и новый стиль церковной музыки, пришедший со временем на смену знаменному распеву.

Партесное пение многоголосно. Высочайшим достижением этого стиля является хоровой концерт - самая сложная форма русского музыкального искусства XVII в. Хоровые концерты звучали во время праздничных богослужений. В их исполнении участвовали два, три, четыре, а иногда и шесть хоров. А ведь каждый хор сам по себе был четырёхголосным. Так что общее количество голосов могло достигать двадцати четырёх! Хоры располагались вокруг слушателей, и их звучание создавало впечатляющий стереофонический эффект.

СВЕТСКАЯ МУЗЫКА XVII-XVIII ВЕКОВ

В контактах с европейской культурой многое (в том числе освоение музыкальной культуры) зависело от вкусов царского двора. Так, ещё в царствование Ивана Грозного в Москву привезли орган. Дети Бориса Годунова играли уже на клавесине. А при дворе Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) открылся первый театр, где ставились оперы. Однако особенно бурно и стремительно новые формы музи-цирования развивались в эпоху петровских реформ.

При Петре I (1682-1725 гг.) без музыки не обходилась ни одна общественная церемония, ни один придворный праздник По специальному царскому указу в каждом полку были созданы духовые оркестры. Они играли во время военных парадов и театрализованных шествий, посвящённых победам русского оружия. Здесь же звучала и торжественная хоровая музыка: пелись так называемые приветственные, или виватные, канты (от лат. cantus - "пение", "напев", "песня"). На дворцовых балах, которые тогда назывались ассамблеями, исполнялись танцы, пришедшие из Европы. Сначала они нравились не всем - царю приходилось заставлять своих подданных танцевать полонезы и англезы. Но вскоре европейские танцы стали популярны.

Официальные торжества, балы и празднества обслуживались двумя придворными оркестрами и придворным хором. Примеру двора последовали крупные помещики и вельможи. В своих усадьбах они создавали оркестровые и хоровые капеллы. Капеллы состояли из крепостных, но игра их достигала уровня профессиональных европейских музыкантов.

Постепенно у дворян вошло в обычай домашнее любительское му-зицирование. На домашних концертах исполнялись "галантные" арии и любовные канты, часто на итальянском и французском языках. Любили петь и обработки русских народных песен. Они исполнялись под аккомпанемент (от франц. accompagne-ment - "сопровождение") клавесина, арфы или гитары. Обучение музыке стало обязательной частью воспитания молодых дворян.

Увлечение европейской музыкой привело к созданию придворного театра итальянской оперы, в котором работали выдающиеся итальянские композиторы, выступали прославленные итальянские певцы. Позже при дворе появилась и французская оперная труппа. А во второй половине XVIII столетия в Москве и Санкт-Петербурге открылись музыкальные театры, где были поставлены первые оперы русских композиторов.

XIX ВЕК. РОЖДЕНИЕ РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ

Рождение национальной классической музыки в любой стране происходит тогда, когда композиторы начинают работать в жанрах, характерных для всей Европы, - от оперы до симфонии, от романса до фортепианной миниатюры. В России эти жанры были освоены в XIX в., и с тех пор русская музыка стала неотъемлемой частью общеевропейской культуры, сохранив, однако, национальный характер.

Персонажами многих произведений стали герои русской истории. Идеи патриотизма зазвучали и в музыке - например, в оратории "Минин и Пожарский" Степана Аникиевича Дегтярёва (1766-1813), в опере "Иван Сусанин* Катерино Альбертовича Ка-воса (1775-1840).

Русский характер раскрывается не только в исторической реальности, но и в сказочном вымысле. Народные сказки, легенды, поверья, "преданья старины глубокой" вошли в творчество отечественных композиторов с оперой "Леста, днепровская русалка". Она так понравилась публике, что в продолжение её возникли ещё три оперы с таким же названием (большая часть музыки в них принадлежит Степану Ивановичу Давыдову). Самой же популярной сказочно-фантастической оперой стала "Аскбльдова могила" знаменитого в то время композитора-романтика Алексея Николаевича Верстовского (1799-1862). В ней романтическая история любви развивается на фоне легендарного прошлого Древней Руси и переплетается со зловещими фантастическими событиями.

Конечно, волновала композиторов и душевная жизнь их современников. Тончайшие оттенки чувств запечатлены в лирических мелодиях романсов. С течением времени они стали отражать всё более сложные внутренние переживания, разочарованность в окружающей действительности и стремление к иной, более светлой жизни. Среди авторов прославленных русских романсов - композиторы Александр Александрович Алябьев (1787-1851), Александр Егорович Варламов (1801 - 1848), Александр Львович Гурилёв (1803-1858).

Создавая самобытную музыку, композиторы стремились выработать особый музыкальный язык. Его интонации черпались из мелодий народных песен, мотивов церковных песнопений, звучаний колокольных звонов. "Мысль писать по-русски" стала определяющей и для творчества Михаила Ивановича Глинки (1804- 1857).

М. И. Глинка работал, казалось бы, в типичных для своего времени музыкальных жанрах. У него есть героико-патриотическая опера на исторический сюжет "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"), есть опера-сказка "Руслан и Людмила", есть лирические романсы. Однако именно его называют "Пушкиным русской музыки", а день премьеры оперы "Жизнь за царя" - 27 ноября 1836 г. - считают днём рождения отечественной музыкальной классики, потому что в этом произведении Глинка впервые в русской музыке "возвысил народный напев до трагедии".

В 1862 г. в Петербурге начала работать Бесплатная музыкальная школа, призванная распространять музыкальное образование среди широких кругов населения - служащих, студентов, ремесленников. Своим появлением школа была обязана ещё одному знаменитому русскому музыканту - Милию Алексеевичу Балакиреву (1836/37-19Ю). Он вошёл в историю музыки прежде всего как основатель творческого содружества "Могучая кучка". Будущий композитор и пианист приехал в Петербург из Нижнего Новгорода в возрасте 18 лет. Широкая музыкальная эрудиция и яркий темперамент позволили ему завоевать большой авторитет в среде молодых музыкантов-любителей. В 1856 г. с ним познакомился военный инженер Цезарь Антонович Кюи (1835- 1918), через год - офицер Преображенского полка Модест Петрович Мусоргский (1839-1881). В 1861 г. к ним присоединился 17-летний выпускник Морского Шляхетского кадетского корпуса Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908), а в 1862 г. - профессор химии Александр Порфирьевич Бородин (1833- 1887). Так сложился кружок из пяти начинающих композиторов. В тесных творческих отношениях с ними находился выдающийся литературный и музыкальный критик, большой знаток искусства Владимир Васильевич Стасов (1804-1906). Именно его выражение, употреблённое в одной из статей - "маленькая, но уже могучая кучка русских музыкантов" - закрепилось за содружеством в качестве названия.

На собраниях кружка композиторы много внимания уделяли изучению как лучших произведений европейского классического наследия, так и современной музыки. Общение для молодых музыкантов являлось не только школой профессионального мастерства; здесь складывалось их общественное мировоззрение и эстетические принципы. Члены "Могучей кучки" продолжили дело М. И. Глинки: главной темой их творчества стала жизнь народа.

Композиторы "Могучей кучки" стремились создавать музыку, доступную и понятную широкому кругу людей. Поэтому они предпочитали обращаться к жанрам, связанным со словом. Это были опера и романс, а также программные инструментальные сочинения, имеющие прообразы в произведениях литературы или живописи.

Особое место в русской музыке второй половины XIX в. занимает творчество Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Гениальный дар этого композитора проявился прежде всего в отражении внутреннего мира человека. Симфонии П. И. Чайковского, его оперы и романсы могут потрясти глубиной трагизма и в то же время вызвать благоговейный восторг своим совершенством.

МУЗЫКА XX ВЕКА

Рубеж XIX-XX вв. - особый период для русской культуры. Это время проникнуто ощущением близости великих перемен. Музыка, быть может, лучше других искусств отразила грозовые предчувствия того времени. Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) и Александр Николаевич Скрябин (1871/72-1915), каждый по-своему, передали щемящую грусть расставания с уходящей Россией и захватывающую радость создания нового мира.

Удивительно, но в самые тяжелые и голодные послереволюционные годы музыка переживала поистине невиданный расцвет. Многократно возросло количество концертов. Большие и маленькие, симфонические и камерные, концерты-митинги и концерты-лекции - они проводились и на филармонических площадках, и в залах бывших дворцов, и в приёмных военных госпиталей, и в помещениях рабочих клубов. В них принимали участие как профессиональные музыканты, так и самодеятельные коллективы. Музыкальная жизнь 20-х гг. отличалась удивительной пестротой, смешением самых разных жанров.

Потребность в новых песнях была настолько велика, что вначале многие композиторы приспосабливали к революционным текстам мелодии старых, известных ещё до революции маршей и романсов. Так возникли матросская "По морям, по волнам", красноармейская "Красная Армия всех сильней", комсомольская "Там вдали, за рекой" и др.

Вскоре появились и первые советские песни, лучшие из которых сплачивали людей и в годы трудовых свершений первых пятилеток, и в лихолетье Великой Отечественной войны.

Характерно, что песенные темы становились основой произведений крупных жанров - хоровых кантат и ораторий.

Они проникали в оперную и балетную музыку, в симфонические произведения. (Например, в балете Рейнгольда Морицевича Глиэра (1874/75-1956) "Красный мак" звучит мелодия "Интернационала" и популярнейшая тема "Яблочка".) Но, конечно, музыкальное творчество 20-х гг. не ограничивалось работой с песенным жанром. Это было время интенсивных поисков и смелых экспериментов, от которых и сейчас захватывает дух. Трудно представить себе симфонию, которая звучит на улице в исполнении оркестра, состоящего из заводских и паровозных гудков. Или джазовую композицию ансамбля "шумовиков", в который входят губные гармошки, сделанные из простых расчёсок, картонные трубы, мандолины из консервных банок, бутылки с водой, деревянные ложки, линейки, счёты и т. д. А вот музыка, сопровождающая немое кино: в ней используются ритмы популярных в эпоху нэпа танцев - танго, фокстрота, шимми. Наряду с этим - жанры "высокой" музыки, осваивающие последние достижения европейского авангарда...

В 30-х гг. подобное музыкальное многоцветье было уже невозможно. В это время начинают образовываться творческие союзы писателей, художников, композиторов. Им было поручено управлять культурой и выработать единое направление развития советского искусства. Безусловно, такой подход ограничивал свободу творческой личности. Но на первых порах объединение усилий сыграло и положительную роль как в осмыслении прошлого музыки, так и в её развитии. Народное творчество и русское классическое наследие получили заслуженную оценку. Стало возможным сочетать новаторство последнего десятилетия с традициями предыдущих столетий.

Для музыки такое сочетание оказалось чрезвычайно плодотворным. Именно в 30-х гг. произошло рождение советской музыкальной классики. Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем (1906-1975) были написаны опера "Катерина Измайлова" и Пятая симфония; Сергеем Сергеевичем Прокофьевым (1891 - 1953) - балет "Ромео и Джульетта" и музыка к кинофильму "Александр Невский". Невозможно представить себе это время и без музыки Исаака Осиповича Дунаевского (1900-1955) к популярным кинофильмам.

В годы Великой Отечественной войны быстрее всего реагировала на события песня. Суровая и мужественная "Священная война" была написана Александром Васильевичем Александровым (1883-1946) незадолго до начала войны. Премьера песни состоялась не в концертном зале, а на Белорусском вокзале в Москве, откуда отправлялись на фронт эшелоны с бойцами. Задорная "Катюша", задушевно-лирические "Тёмная ночь" и "В землянке", бойкие "Вася-василёк" и "На солнечной поляночке" - все эти песни вошли в военные будни, стали частью жизни фронта и тыла. А сколько их ещё было - фронтовых песен, верных солдатских друзей!

Произведения самых крупных музыкальных жанров - опера, симфония - рождались в годы войны не менее "оперативно", чем песни. (Обычно создание произведений этих жанров растягивается на месяцы, а то и на годы.) Безусловно, самым выдающимся событием в музыкальной жизни военных лет явилось создание и исполнение в блокадном Ленинграде Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича. От голода у большинства музыкантов оркестра не было сил каждый день приходить на репетиции. И они предпочитали вообще не возвращаться домой - лишь бы дожить до концерта! Симфония потрясла весь мир как величайшее творение человеческого духа. Теме войны посвящена и Пятая симфония С. С. Прокофьева. Во время премьеры, состоявшейся в 1944 г. в Москве, композитор дирижировал оркестром сам. Современники вспоминают, что, когда он поднял дирижёрскую палочку перед финальной частью, за окнами раздались залпы салюта в честь очередной победы советских войск.

Новое время наступило для музыки в 60-х гг., вошедших в советскую историю под названием "оттепель". Движение нашего общества к внутренней свободе и внешней открытости тогда только обозначилось. Но в музыку сразу вернулось разнообразие манер и стилей, которое необходимо искусству для полноценной жизни. Тогда ещё работали великие мастера старшего поколения и вступали в пору творческого расцвета те, кто развивал лучшие традиции русской классической музыки. Нельзя не вспомнить, например, мелодическое богатство вокальной лирики Георгия Васильевича Свиридова (1915-1998). Молодые композиторы считали, что необходимо изучать достижения мирового музыкального авангарда. За короткий период они освоили приёмы музыкального письма, выработанные разными направлениями зарубежной музыки в те десятилетия, когда российская культура была от неё отгорожена. Все жанры: от эстрадной песни до оперы, от музыки к кинофильмам до симфонии - попадают в сферу глобального экспериментирования; в этом 60-е схожи с 20-ми гг. Без подобных экспериментов невозможно представить себе, например, развитие творчества Альфреда Гарриевича Шнитке (1934-1998) и Софии Асгатовны Гу-байдулиной (родилась в 1931 г.).

В 90-х гг. XX в. по количеству поклонников могут поспорить между собой рок- и поп-музыка. В каждом из этих направлений по-своему отражается современность - её сила и слабость, её надежды и отчаяние, а главное - устремлённость вперёд. Не ослабевает интерес и к классике: залы консерваторий переполнены истинными ценителями, особенно во время концертов знаменитых исполнителей. История продолжается. Музыка в России не перестаёт звучать.

Целение – души печальной – звук музыкальный и красота.
Альфред де Мюссе.

Музыкальный эпиграф: Фольклорная песня из пособия «Народоведение».
Предварительная работа: подготовить некоторых учащихся для сообщения о музыкальных инструментах.
Оборудование: магнитофон, аудиокассеты, фортепиано, таблицы.
Цель урока: Показать развитие музыкальной культуры от язычества до профессиональной музыки.

Задачи:

Образовательные:
  • Показать роль древнерусских песнопений, связанных со сменой времен года, закличек, обрядов, быта росичей.
  • Показать влияние христианства на развитие древнерусской музыки.
  • Вспомнить выступления современной фольклорной группы из деревни Вербежичи (Калужская область), которая часто принимает участие в праздновании Дня города.
  • Показать развитие церковной музыки.
  • Показать влияние культовой музыки на развитие профессиональной отечественной музыкальной культуры.
Развивающие:
  • Развивать интерес к древнерусским песнопениям.
  • Помогать учащимся в понимании фольклорных песен.
  • Развивать интерес к концертам местных исполнителей русской народной песни.
  • Развивать чувство патриотизма и гордости за талант русского народа и отечественной музыкальной культуры.
Воспитательные:
  • Воспитывать умение вслушиваться в русские народные песни.
  • Воспитывать желание изучать развитие русского народного творчества.
  • Обращать внимание на нравственность, заложенную в русской народной песне.
  • Песня как исторический документ.

Ход урока:

Слушать в записи исполнение фольклорных песен из учебного пособия «Народоведение», чтобы учащиеся могли самостоятельно оценить и понять эти песнопения.

Русская музыка своими истоками уходит в далекое прошлое. В языческих верованиях восточных славян долго сохранялись следы поклонения «матери-земле» и огню, а также тотемистических представлений, свидетельствующих о значении охотничьего промысла в жизни некоторых славян. Всеми этими верованиями определялся характер древнеславянской языческой обрядности, то есть организованной, упорядоченной системы магических действий, назначение которых заключалось в том, чтобы воздействовать на окружающую природу и заставить ее служить человеку.

О роли музыки и хореографии в языческой обрядности восточных славян говорят некоторые памятники изобразительного искусства. В одном из кладов VI в., обнаруженных на киевщене, было найдено несколько литых серебряных изображений плясуна, танцующая поза которого напоминала русскую присядку. Рассматриваем это изображение. В современных народных танцах мы видим такие позы у танцующих? Рассмотрим фрески киевской Софии. Кого мы видим на этих фресках?

А теперь вспомним, какие музыкальные инструменты использовались древнерусскими музыкантами? Учащиеся называют гусли, свирель, трещетки и др. инструменты. Образ какого героя в русских былинах связан с гуслями? Вспомните, кто из композиторов написал о нем оперу?

С давних времен у восточных славян были широко распространены гусли - популярнейший музыкальный инструмент в Дрейней Руси. (Достаточно вспомнить былину о русском гусляре Садко и его образе, созданном русским композитором XIX в.Н.А. Римским – Корсаковым в одноименной опере. (Слушаем песню Садко «Заиграйте, мои гусельки» из одноименной оперы).

Византийские историки упоминают о трех славянских музыкантах, захваченных в конце VI в. в плен по пути в Хазарию, куда они шли в качестве послов своего князя или военного вождя. Пленные славяне будто бы сообщили, что они не владеют оружием, а только умеют играть на своих инструментах. Находящиеся у них в руках инструменты автор этого сообщения называет «кифарой», по сходству с известным ему музыкальным инструментом древних греков. Пленным сохранили жизнь.

Это сообщение историков интересно тем, что оно свидетельствует о почетном, привилегированном положении древнеславянских музыкантов. В трех этих музыкантах мы можем видеть отдаленных предшественников «вещего» певца Бояна, о котором говорится и в «Слове о полку Игореве» и в более поздних произведениях литературы («Руслан и Людмила» А.С.Пушкина).

А теперь даю слушать кондак, посвященный Александру Невскому? Это песнопение напоминает те песни, которые мы только что слушали? Что же изменилось в древнерусской музыке? Чем вызвано такое изменение?

С принятием христианства на Русь пришло и византийское церковное пение. В церковном богослужении принимали участие греческие и южнославянские певцы, которых выписывали русские князья. К концу XI –началу XII вв. относятся первые рукописные певческие книги. Наиболее известным произведением гимнического характера является кондак, посвященный памяти князей Бориса и Глеба.

Церковное пение древней Руси, как во всей восточно - христианской церкви, было одноголосным. Мелодия записывалась над строкой текста с помощью особой системы условных знаков. Эти знаки указывали только направление мелодии, а не точную высоту звука.

Показываю крюковые записи мелодии и так называемые «горки». От славянского слова «знамя» («знак») эта система получила определение знаменного письма. По названию одного из главных ее знаков – «крюк»- она именуется также крюковым письмом. Эти определения переносятся и на самый стиль древнерусского церковного пения, называемого знаменным или крюковым.

Слушаем пример знаменного пения Успенского собора г.Владимира. Пусть учащиеся проникнутся прелестью голосоведения, спокойствием, размеренностью мелодии. Почему во время богослужения не бывает громкой музыки, почему в православной церкви нет инструментального сопровождения?

Широкое развитие получили в Киевской Руси и различные виды светского музыцирования. О музыцировании при дворе киевских князей можно судить и на основании фресок Софийского собора в Киеве. На одной из них изображен музыкант со струнным смычковым инстументом типа средневекового фиделя (предшественника виолы) в руках, на другой – группа исполнителей на духовых и щипковых инструментах вместе с плясунами и акробатами. Здесь же мы видим орган и сидящего перед ним музыканта.

Но в Киеве были и профессиональные музыканты. Их называли скоморохами, они соединяли в себе черты потешника-балагура, драматического «лицедея», музыканта, певца, сказителя, танцора, фокусника, акробата. Разнообразным был музыкальный инструментарий скоморохов: гусли, трубы, сопели, свирели, цевница (флейта Пана) и др.

Одновременно с ослаблением политической мощи Киева возвышается Владимиро-Суздальское княжество, в котором высокого развития достигло церковно-певческое искусство. Летопись сохранила нам имя певца и распевщика (слагателя песнопений) Луки, многочисленные ученики которого были известны под названием «луцыной чади».

Новгородская школа церковного пения не уступает по значению новгородским школам иконописи, архитектуры, художественной орнаментики. Уже в XII в среди известных на Руси мастеров церковного пения называлось имя доместика (руководителя церковного пения) новгородского Антониева монастыря Кирика, который был не только знатоком певческого искусства, но и широко образованным по тому времени человеком. Типично русским явлением было искусство колокольного звона, достигшее высокого развития на новгородской почве.

Заслушиваем доклад, подготовленный учащимся о колокольных звонах на Руси и их значении в жизни народа.

Москва, ставшая оплотом политического единства и крепости Русского государства, явилась в XV – XVI вв. и центром притяжения лучших культурных сил страны. В это время окончательно складываются формы знаменного пения, обогащается круг его напевов, предпринимаются первые попытки теоритического осмысления его закономерностей. Лицам духовного звания вменялось в обязанность обучать юношество наряду с общей грамотой также и церковному пению.

Именно в этот период времени создается группа певцов, именовавшихся «государевыми певчими дьяками» и состояли они при особе царя. Это была своего рода «певческая академия» церковного пения.

(Учащимся предлагается прослушать несколько примеров как неизвестных авторов, так и таких как Федор Крестьянин, а также примеры болгарского, греческого, знаменного распевов. На что вы обратили внимание при прослушивании этих музыкальных примеров? Да, отсутствие музыкальных инструментов.)

Под давлением церковных властей правительством был издан указ, запрещавший участие скоморохов в народных играх и увеселениях, в свадебных и других семейных празднествах. Их искусство считалось светским и «неблагочестивым». А музыкальные инструменты и другие орудия скоморошьего искусства беспощадно уничтожались.

Народная песня была важнейшей областью музыкального искусства древней Руси. Дошедшие до нас свидетельства говорят об исключительной широте ее распространения и о том, какой любовью она пользовалась во всех слоях населения, от простого крестьянина-смерда до княжеской дружины. Почему народная песня в старину пользовалась большой любовью или как теперь бы сказали, популярностью? О чем рассказывала народная песня, какие моменты жизни древнего росича она сопровождала?

К древнейшим пластам народного музыкально-поэтического творчества принадлежит обрядовый фольклор, связанный с годовым циклом праздников земледельческого календаря: праздник Коляды, масленичные обряды, символизирующие проводы зимы, Русалья неделя, посвящалась памяти умерших родственников, плачи и причитания. Основным жанром русского народного эпоса являются старины или былины. Если придерживаться точного определения, то следует говорить не о сказывании, а о пении былин. Они исполнялись нараспев в духе метрически свободного мелодизированного скорого говорка.

Суровой мощью, ощущением «дремучей» первобытной силы впечатляет напев былины и «О Вольге и Микуле», записанный композитором М.П. Мусоргским от известного сказителя Т.Г.Рябинина, одного из целой династии талантливых мастеров эпического сказа. Вершиной русского песенного фольклора является лирическая песня. В ней находит отражение широкий и разнообразный круг явлений народной жизни, связанных и с семейным бытом, и с социальными отношениями.

Слушаем запись песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно», эта обрядовая свадебная песня звучит в исполнении Людмилы Зыкиной. Мелодии лирических песен отличаются большой протяжностью, широтой дыхания и разнообразием выразительных красок. Эти песни большей частью многоголосны, значительную роль в них играет импровизация.

Напевы ее не сохраняются в неизменном, устойчивом виде, как мелодии обрядовых песен, они постоянно изменяются, приобретая новые черты. Каждый певец вносит в исполнение лирических песен элемент живого, творческого отношения. Многие русские поэты воспевали в своих стихах русскую песню, такую задушевную, широкую, как русские просторы, а иногда быструю и зажигательную, такую, что ноги сами несутся в пляс.

(На уроке можно устроить чтение стихов о русской музыке и послушать русские народные песни. А можно раздать учащимся тексты песен, чтобы каждый мог сделать анализ их содержания, но обязательно с прослушиванием самих песен. Для этого можно использовать записи обрядовых песен из программы «Народоведение».)

Обобщение:

  • Какое значение имели песни и танцы у древних славян? С чем они были связаны?
  • Какую роль, помимо музыки, выполняли музыканты?
  • Что обрела древнерусская музыка с принятием христианства?
  • Как назывались профессиональные певцы и какое к ним было отношение?
  • Почему применение музыкальных инструментов запрещено в православии?
  • После каких событий на Руси появилось многоголосное церковное пение?
  • Кто такие «государевы певчие»?
  • Повлияла ли церковная русская музыка на дальнейшее развитие русского профессионального музыкального искусства?
- 1561

Жили когда-то на Руси Великой песенники-сказители. Они сочиняли и пели-рассказывали былины про героев русских и про жизнь народную: про князя Киевского Владимира Красно Солнышко и княгиню Апраксию, их дружинушку могучую, про битвы с лютыми ворогами, про царства-государства чужеземные. Пели про чудеса невиданные: Змеище-Горынчище, морского царя Водяника с царицею Водяницею, Идолище-великанище... И сложено было этих былин несчётное число, и ходило их по Руси бесконечное множество. И часто первые сведения о родной земле, о её героях и недругах дети получали из уст певцов-сказителей.

Самого известного певца земли русской народ помнит и по сей день – имя его Баян.
Баян же, братья,
не десять соколов на стадо лебедей напускал,
но свои вещие персты
на живые струны воскладал;
Они же сами князьям славу рокотали.
Так повествует о Баяне знаменитое «Слово о Полку Игореве». Искусен был сказитель, и струны на его чудотворном инструменте «живые» - сами пели славу Великим правителям.

А инструмент тот был очень древний - более 14 веков насчитывает его история. Название его происходит от древнеславянского слова «густы» - гудеть, а гудела в нём струна, которую называли «гусла». Так гудящие, говорящие струны и получили своё имя - «гусли».
Натягивались струны на специальный ящик, похожий на небольшое корыто. Дабы струны звучали громче, звонче, «яро», ящичек прикрывался специальной крышечкой-декой, сделанной из кожи или из дерева.

«Возьму гусли звонкие, яровчатые да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяньях славнорусского богатыря Добрыни Никитича. Синему морю на тишину, а людям на послушание» - так начинается знаменитая былина о Добрыне Никитиче. А пели-рассказывали ту былину под аккомпанемент гуслей звончатых.

Гусли звончатые похожи на крыло птицы, или на геометрическую фигуру – трапецию. Певцы клали гусли на колени, наклоняя их в левую сторону. Струны защипывали либо обеими руками, либо только правой рукой, а левая в этот момент ласково приглушала струны. Позже звук начали извлекать плектром, или медиатором, отчего звучание стало ярче. На звончатых гуслях играли и бряцанием, как на балалайке, и «волнами», как на арфе. Несколько гуслей, играющих чудесную музыку вместе, никогда не называли ансамблем, а говорили о них, как о людях, что хором поют, так и сказывали – хор гуслей.

Неспешно былина о Добрыне Никитиче сказывается: «А двенадцати годов он на гуслях играл. На гуслях играл, песни складывал»...

Есть у звончатых гуслей славные потомки – гусли щипковые и клавишные. Щипковые гусли совмещают в себе элементы арфы, древнеславянских гуслей и цимбал. От последних они переняли корпус на четырёх ножках, похожий на стол. Металлические струны разной длины и толщины дают музыканту огромный творческий простор: любые звуки - от самых низких до самых высоких – легко выходят из-под волшебных пальцев гусляров, которые защипывают струны обеими руками.

Клавишные гусли сродни фортепиано, и появились они совсем недавно - менее века назад. Видом и устройством своим они похожи на гусли щипковые, но струны расположены строго горизонтально, а слева находится фортепианная клавиатура всего в одну октаву. Чаще всего на этих гуслях играют аккордами: левой рукой нажимают клавиши, а правой с помощью медиатора перебирают открывшиеся струны.

Гусли считают главным украшением оркестра русских народных инструментов. Благодаря гуслярам народная музыка звучит так же звонко и объёмно, как и много веков назад. И всегда гусляры сидят прямо по центру, словно возглавляют оркестр, выказывая почтение столь древнему и столь уважаемому на Руси инструменту.

    Может и ошибусь, но по-моему скоморохи, этакие с бубенцами...

    На Руси странствующих музыкантов и актеров называли ряжеными, скоморохами. Их выступления сочетали театрализованные представления, игру на народных музыкальных инструментах, пляски, пародии на обрядовые действа, игры, мастерство фокусников, выступления с дрессированным медведем, кукольный театр...

    Скоморошество навсегда исчезло с просторов России во второй половине 17 века. Указами Патриарха Никона в середине 17 века скоморошество было запрещено и подвергалось жестоким преследованиям.

    О жизни и творчестве странствующих актеров и музыкантов хорошо сказано словами песни:

    Мы бродячие артисты, мы в дороге день за днем и фургончик в поле чистом -это наш привычный дом.

    Мы по всей земле кочуем, на погоду не глядим, где придется заночуем, что придется поедим.

    Мы великие таланты, но понятны и просты, мы певцы и музыканты, акробаты и шуты.

    Если бы мы с помощью машины времени оказались на территории Руси в период 12 - 17 веков, мы бы увидели, как по проселочным дорогам к городам и весям, от села к селу идут артели и ватаги странствующих актеров и музыкантов,

    которых называли скоморохи.

    Приход скоморохов в селище или поселение было настоящим праздничным событием для жителей.

    Проход до сельской площади, где планировалось выступление, сопровождался игрой на музыкальных инструментах, песнями и приплясыванием. Все бросали свои дела и устремлялись за артистами.

    На представление на площади собирались и стар и млад.

    Для простого народа это было единственной формой развлечений и забавы, которые соответствовали его вкусам и

    потребностям, т.к. художественной литературы и театра тогда ещ не было.

    Представления скоморохов объединяли различные виды народного искусства. Используя маски, костюмы, грим, различные бутафорские предметы, скоморохи показывали кукольные сценки, пели юмористические, шуточные, сатирические и иногда скабрезные песенки, плясали под мелодии, исполняемые на различных музыкальных инструментах.

    В народе говорили: Скоморошьи песни - веслые, забавные, потешные.

    После кукол, песен и плясок скоморохи выступали с акробатическими номерами, фокусами, пантомимой,

    разыгрывали юмористические социальные и бытовые сценки, непосредственно общаясь со зрителями и вовлекая их в игру и представление.

    Особо следует отметить социальную сатиру - глумы, которые исполнялись в масках и скоморошьих костюмах под

    аккомпанемент музыкальных инструментов. В глумах высмеивались богачи, духовенство и с сочувствием показывались простые люди - сценки о боярине и челобитчиках, о жадном купце, комедии о Петрушке.

    Скоморохи сами создавали сценарии, часто импровизировали, были находчивыми острословами и, вообще, -

    веслыми людьми.

    Неизменным успехом пользовалось выступление вожатого с ученым медведем. Медведя угощали бутылкой водки (медовой воды), он неуклюже танцевал на задних лапах, делал стойки на передних лапах, имитировал игру на музыкальном инструменте и выполнял другие потешки.

    В ватаге обязательно был ряженый в образе козы, взятого из святочной комедии о козе и медведе.

    После представления каждый старался зазвать скоморохов в свой дом. Первой входила коза, славила хозяев, желала богатого урожая и приплода домашних животных. Затем приглашали остальных членов ватаги к накрытому столу.

    После обеда представление продолжалось, если погода позволяла - во дворе, а если нет - то в избе. Продолжались шутки - прибаутки, сказы и сказки, баллады и былины, юмор и шутовство, рассказы о других землях.

    Благодарные жители собирали небольшую денежную сумму от общества, давали продукты в дорогу и на следующее утро ватага отправлялась в следующее поселение.

    Скоморошество на Руси просуществовало до середины 17-го века. В 1657 г. архиепископ Никон добился царского указа о запрещении скоморошества.

    Не любили церковники и власть имущие скоморохов за их связь с древним язычеством, независимость от церкви, за их веселье и озорство, короткие кафтаны, маски, лицедейство и критику служителей церкви, которые на словах проповедовали аскетизм.

    Скоморохов на Руси называли:Богами русской эстрады. Они не только пели песни, но и показывали целые представления в виде (по современному) веселого танцевального представления с цирком и песнями на людных площадях. Скоморохи, как и цыгане, водили за собой медведя. Народ их встречал с радостью.

    К другой категории музыкантов на Руси принадлежали, как их называликалики перехожие. Они пели духовные песни, думы и странствовали по миру, как скоморохи. Но к странствующим актерам их не причисляли.

«Музыка 20 века» - Ноктюрн №1, ор.5. Романс. (1955). Битлз. Поп- музыка. Альбом Wish you were here. (1975). Булат Окуджава. «Простите пехоте». Додекафоническая музыка Новая венская школа. Рапсодия в блюзовых тонах для фортепиано с оркестром. 1924. Рок-опера «Иисус Христос- Суперзвезда» (фрагмент). Барток уделял много внимания развитию народных традиций в музыке.

«Импрессионизм в музыке» - Празднества. Песня о картинках Музыка Григория Гладкова Слова Александра Кушнера. Клод Дебюсси. Французские художники – импрессионисты. Сурдина – приспособление, служащее для изменения тембра музыкального инструмента. Морис Равель. Импрессионизм. Хабанера. Нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению («Празднества», «Хабанера» - на выбор).

«Музыка Древней Руси» - Музыка Древней Руси. Исполнялось большое количество песен: лирических, величальных, шуточных, причитания-плачи. Русская музыка изначально была связана с культурой и бытом древних славян. В Егорьев день выгоняли коров в поле и пели песенное заклинание-оберег. Сделать проект. В майские дни чествовали деревья и цветы.

«Могучая кучка композиторов» - Александр Порфирьевич Боородин. Николай Андреевич Римский- Корсаков. где выступали со своими произведениями. Пропагандировали русское искусство за рубежом, создали Русское музыкальное общество – прообраз современной филармонии. Милий Алексеевич Балакирев, Цезарь Антонович Кюи, Содружество композиторов 60-х годов 19 века.

«Музыкальная культура» - "Дафна". Цель и задачи работы. Итальянский композитор Якопо Пери. Храмовое искусство. И. Глюк. Античные образы в музыкальной культуре. Сидоров Денис - вокал (дипломант) Григорьева Анна – изобразительная деятельность (3 место). Образы отражают следующие темы. Вывод: античное музыкальное искусство носило зрелищно-развлекательный характер.

«Великие произведения музыки» - Осип Мандельштам. Рождение музыки. Аппассионата. Василий Фёдоров. Музыка. Искусство поэзии. Яков Халецкий. Рояль. Камерная музыка. Иоганн Себастьян Бах. Николай Браун. Моцарт. Юрий Левитанский. Концерт d-moll. Шопен. Гармония. Михаил Пляцковский. Преобразующая сила музыки. Виктор Боков. Владимир Лазарев.

Всего в теме 24 презентации