Знаменитые детские иллюстраторы. Как должны выглядеть иллюстрации в детских книжках. Компакт-диск «Библиотечные уроки и мероприятия

«Около 3 часов у Аликс начались сильные боли. В 4 часа я встал и пошёл к себе и оделся. Ровно в 6 утра родилась дочка Анастасия . Всё свершилось при отличных условиях скоро и, слава Богу, без осложнений. Благодаря тому, что всё началось и кончилось, пока все ещё спали, у нас обоих было чувство спокойствия и уединения! После этого засел за писание телеграмм и оповещение родственников во все концы света. К счастью, Аликс чувствует себя хорошо. Малышка весит 11½ фунта и рост имеет в 55 см».

Так последний русский император описал в своем дневнике рождение младшей, четвертой по счету дочери, которое произошло 18 июня 1901 года.

Появление на свет маленькой Анастасии не вызвало восторга среди Романовых. Сестра Николая, великая княгиня Ксения , написала об этом так: «Какое разочарование! 4-я девочка!... Мама мне телеграфировала о том же и пишет: «Аликс опять родила дочь!»

Согласно действовавшим на тот момент в Российской империи законам, введенным еще Павлом I , женщины могли наследовать престол только в случае пресечения всех мужских линий рода. Это означало, что наследником отца четверых дочерей Николая II должен стать его младший брат Михаил.

Эта перспектива не слишком радовала клан Романовых, а супругу императора Александру Федоровну и вовсе приводила в бешенство. На четвертые роды императрицы возлагали большие надежды, но вновь появилась девочка. Наследника Александре Федоровне удалось родить лишь с пятой попытки.

«Кубышка», не любившая арифметику

Великой княжне Анастасии перспектива занять трон не грозила. Как и сестры, она получала домашнее образование, которое началось в восьмилетнем возрасте. В программу входили французский, английский и немецкий языки, история, география, Закон Божий, естественные науки, рисование, грамматика, арифметика, а также танцы и музыка.

Учась, «Её императорское высочество великая княжна российская Анастасия Николаевна» особую неприязнь испытывала к арифметике и грамматике. Анастасия любила игры, танцы, шарады.

За подвижность и хулиганский нрав в семье ее звали «швыбзиком», а за небольшой рост и склонную к полноте фигуру — «кубышкой».

В соответствии с традициями императорской семьи, в 14 лет каждая из дочерей императора становилась почётным командиром одного из российских полков. В 1915 году Анастасия стала почетным командиром Каспийского 148-го пехотного полка.

Мария и Анастасия в госпитале в Царском Селе. Фото: Commons.wikimedia.org

Во время Первой Мировой войны Анастасия вместе с сестрой Марией устраивали для раненых солдат концерты в госпиталях, читали им, помогали писать письма домой.

Весной 1917 года дочери Николая II, уже отрекшегося от престола, переболели корью. Из-за высокой температуры и сильных лекарств у девочек стали выпадать волосы, и их обрили наголо. Их брат Алексей, которого болезнь обошла стороной, настоял, чтобы его постригли так же, как сестер. В память об этом было сделано фото — обритые головы детей императора, выступающие из-за черной драпировки. Сегодня некоторые видят в этом снимке мрачное предзнаменование.

Анастасия, Ольга, Алексей, Мария и Татьяна после кори (июнь 1917) Фото: Commons.wikimedia.org

Жизнь под домашним арестом дочерей Николая II не слишком тяготила — девочки не были избалованы и во дворце, где росли если и не в спартанских, то весьма жестких условиях.

Во время пребывания в Тобольске Анастасия с увлечением занималась шитьем и заготовкой дров.

День рождения в доме Ипатьева

В мае 1918 года семью Романовых доставили в Екатеринбург, в дом инженера Ипатьева . 18 июня Анастасия отпраздновала свое 17-летие.

Слева направо — Ольга, Николай, Анастасия, Татьяна. Тобольск (зима 1917) Фото: Commons.wikimedia.org

К этому времени детские забавы ее почти уже не интересовали — Анастасия, как и все девушки в ее возрасте, переживала из-за относительно мнимых и реальных недостатков собственной фигуры. С началом войны она, наравне с сестрами, пристрастилась к курению. В последний период до отречения отца Анастасия увлекалась фотографией и обожала болтать по телефону.

В роду Романовых вообще было мало людей с крепким здоровьем, и Анастасия не относилась к числу избранных. Медики полагали, что она, как и мать, является носительницей гемофилии. С детства она страдала от боли в ступнях — последствие врождённого искривления больших пальцев ног. Анастасия имела слабую спину, но от специальных упражнений и массажа, направленного на исправление этого недостатка, всячески уклонялась.

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года Анастасия Романова была расстреляна в подвале дома инженера Ипатьева вместе с сестрами, братом, родителями и приближенными.

Короткая жизнь с печальным финалом. Но удивительным образом после своей смерти Анастасия стала самым известным в мире представителем семьи Николая II, затмив, пожалуй, и самого императора.

Девушка из берлинской клиники

История «чудесного спасения» великой княжны Анастасии будоражит умы вот уже почти столетие. О ней написаны книги, сняты фильмы, а в 1997 году вышел полнометражный мультфильм «Анастасия», собравший в мировом прокате 140 миллионов долларов. За лучшую песню «Анастасия» даже номинировалась на «Оскар».

Анастасия. Фото: Кадр из мультфильма

Почему из всей императорской семьи именно Анастасия обрела такую известность?

Произошло это благодаря женщине по имени Анна Андерсон , объявившей себя великой княжной, спасшейся от расстрела.

В феврале 1920 года в Берлине полицейский спас молодую женщину, пытавшуюся покончить с собой, прыгнув с моста. Из путаных объяснений дамы следовало, что в столице Германии она искала царственных родственников, но те якобы отвергли ее, после чего женщина решила свести счеты с жизнью.

Анна Андерсон. Фото: Commons.wikimedia.org

Неудавшуюся самоубийцу отправили в психиатрическую клинику, где при осмотре нашли у нее на теле многочисленные шрамы от огнестрельных ранений. Пациентка понимала по-русски, однако медики все-таки полагали, что ее родной язык — польский. В клинике она не называла своего имени и вообще неохотно вступала в беседы.

В 1921 году в Европе стали особенно активно циркулировать слухи о том, что одна из дочерей Николая II могла уцелеть при расстреле в Екатеринбурге.

Рассматривая фотографии дочерей русского императора, опубликованные в газетах, одна из пациенток клиники нашла, что ее соседка чрезвычайно похожа на одну из них.

С этого и началась эпопея Анны Андерсон — Анастасии.

«Я спряталась за спиной сестры Татьяны»

Русские эмигранты стали посещать клинику, пытаясь понять, действительно ли неизвестная, страдающая потерей память, является дочерью императора.

При этом изначально говорили о том, что пациентка психлечебницы — не Анастасия, а Татьяна.

Большинство посетителей из числа тех, кто знал царских дочерей, были убеждены, что никакого отношения к детям Николая II неизвестная дама не имеет.

Зато обратили внимание на то, что «царевна» все схватывает на лету — после того, как один посетитель, пытаясь напомнить ей о «царском прошлом», рассказывал ей эпизоды из жизни царских дочерей, следующему она передавала эти слова как собственные «воспоминания».

Анна Андерсон. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1922 году Анна Андерсон впервые открыто объявила себя Анастасией Романовой.

«Я была вместе со всеми в ночь убийства, и, когда началась резня, я спряталась за спиной моей сестры Татьяны, которая была убита выстрелом. Я же потеряла сознание от нескольких ударов. Когда я пришла в себя, то обнаружила, что нахожусь в доме какого-то солдата, спасшего меня. Кстати, в Румынию я отправилась с его женой, и, когда она умерла, решила пробираться в Германию в одиночку», — так рассказывала женщина о своем «чудесном спасении».

Рассказы Анны Андерсон, покинувшей клинику и нашедшей поддержку у тех, кто ей поверил, со временем менялись и были полны несостыковок. Несмотря на это, мнение на ее счет разделилось: одни были убеждены, что Анна Андерсон — самозванка, другие также твердо настаивали, что она действительно Анастасия.

«Анна Андерсон против Романовых»

В 1928 году Анна Андерсон переехала в США, где стала активно бороться за признание себя Анастасией. В это же время появилась «Романовская декларация», в которой оставшиеся в живых члены русского императорского дома решительно открещивались от родства с ней.

Проблема, однако, заключалась в том, что из 44 Романовых под этим документом подписались меньше половины. Некоторые Романовы упорно поддерживали Анну Андерсон, к ним примкнули и Татьяна и Глеб Боткины , дети последнего лейб-медика двора, убитого вместе с царской семьёй.

В 1928 году Глеб Боткин стоял у истоков создания акционерной компании «Гранданор» («Grand Duchess Anastasia of Russia» — то есть «Российская великая княжна Анастасия».

Компания намеревалась отстаивать интересы Анны Андерсон в судах, добиваясь ее признания Анастасией. На кону стояло «царское золото» — заграничные сокровища Романовых, которые оценивали в десятки миллионов долларов. В случае успеха Анна Андерсон должна была стать их единственной наследницей.

Судебный процесс «Анна Андерсон против Романовых» стартовал в Берлине в 1938 году, растянувшись на несколько десятилетий. Это была череда тяжб, которая в 1977 году завершилась ничем. Суд счёл недостаточными имеющиеся доказательства родства Анны Андерсон с Романовыми, хотя и ее противникам не удалось доказать, что Андерсон в действительности не является Анастасией.

Противники «Анастасии» из числа Романовых, потратив немалые деньги на оплату частных сыщиков, привели доказательства, что Анна Андерсон на самом деле является полячкой Франциской Шанцковской , работницей берлинского завода взрывчатых веществ. Раны на ее теле, согласно этой версии, были получены при взрыве на предприятии.

Анне Андерсон даже устроили очную ставку с Шанцковскими, на которой те опознали в ней свою родственницу.

Однако их показаниям поверили далеко не все, тем более, что и сами Шанцковские то опознавали в Анне Франциску, то отказывались от своих слов.

«Увы, это была не она»

Долгий судебный процесс сделал предполагаемую «Анастасию» очень известной на Западе, вдохновив писателей и режиссеров на создание произведений о ее судьбе.

В конце жизни Анна Андерсон вновь оказалась в психиатрической клинике, на сей раз в Шарлоттсвилле, в американском штате Вирджиния. 12 февраля 1984 года она умерла от воспаления легких. Тело ее, согласно завещанию, предали кремации, а прах захоронили в часовне замка Зеон в Баварии.

К 2008 году многочисленные анализы ДНК предполагаемых останков царской семьи, найденных в 1991 году, проведенные экспертами в нескольких лабораториях различных стран, дали однозначный вывод — речь действительно идет о семье Николая II, и все ее представители действительно погибли в доме Ипатьева.

Анализ образцов тканей Анны Андерсон, взятых у нее при жизни и сохранившихся в клинике Шарлоттсвилля, показал, что она не имеет никакого отношения к Романовым. Зато два независимых ДНК-теста подтвердили ее генетическую близость к семье Шанцковских.

Великая княжна Анастасия, около 1912 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Анна Андерсон была самой известной, но далеко не единственной лже-Анастасией. Праправнук императора Николая I князь Дмитрий Романов говорил: «Самозваных Анастасий на моей памяти было от 12 до 19. В условиях послевоенной депрессии многие сходили с ума. Мы, Романовы, были бы счастливы, если бы Анастасия, даже в лице этой самой Анны Андерсон, оказалась жива. Но, увы, это была не она».

«Дети императора» как «дети лейтенанта Шмидта»

Князь оказался неправ только в одном — лже-Анастасий было значительно больше. На сегодняшний день известно о 34 «чудесно спасшихся Анастасиях». Большинство из них не проявляли такой активности, как Анна Андерсон, некоторым «царское происхождение» приписывали посмертно разного рода любители исторических тайн.

Кого только не было среди «Анастасий» — и крестьянки, открывшие «тайну» своим детям перед смертью, и пациентки психиатрических клиник, и ловкие мошенницы, порой вообще не имеющие никакого отношения к России. Последняя из лже-Анастасий ушла из жизни в 2000 году, однако некоторые их наследников этих женщин до сих пор бьются за признание себя Романовыми.

«Но почему именно Анастасия?» — раздастся закономерный вопрос пытливого читателя.

На самом деле, не только Анастасия. «Чудесно спасшихся детей Николая II» ничуть не меньше, чем знаменитых «детей лейтенанта Шмидта» из «Золотого теленка». Исследователи этого феномена насчитали 28 лже-Ольг, 33-лже-Татьяны, 53 лже-Марии. Но все рекорды побили лже-Алексеи — таковых на сегодня набралось более 80 человек. И у каждого своя история спасения, свои сторонники, уверенные в истинности претендента.

Все это не имеет отношения к трагической судьбе Алексея, Анастасии, Марии, Татьяны и Ольги Романовых, как история Лжедмитрия не имеет отношения к судьбе несчастного младшего сына Ивана Грозного .

Но в истории порой случается так, что самозванцы оставляют в ней более яркий след, нежели те, чье имя оказалось присвоенным.

Российские ученые собрали наиболее полный архив документов о жизни скандально известной Анны Чайковской и пришли к выводу, что она могла быть дочерью Николая II Анастасией, пережившей ночь казни в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге 1918-м году

В Екатеринбурге в издательстве «Баско» 27 марта вышла книга «Кто Вы, госпожа Чайковская? К вопросу о судьбе царской дочери Анастасии Романовой». Этот труд, который, очевидно, заставит аудиторию разделиться на два лагеря, подготовили ученые института истории и археологии УрО РАН под руководством академика Вениамина Алексеева.

Под одной обложкой собраны впервые публикуемые документы, относящиеся к 20-м годам прошлого века и способные пролить свет на тайну, до сих пор будоражащую умы людей, интересующихся отечественной историей. Правда ли дочь Николая II Анастасия пережила ночь казни в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге 1918-м году? Правда ли бежала за границу? Или венценосная семья все-таки была в полном составе расстреляна и сожжена в Поросенковом логу, а некая госпожа Чайковская, выдававшая себя за выжившую Анастасию — лишь бедная, выжившая из ума рабочая берлинской фабрики?

В беседе с составителем книги, кандидатом исторических наук Георгием Шумкиным «РГ» попыталась приоткрыть завесу тайны над судьбой «самой знаменитой самозванки».

Говорят, что ваша книга может вызвать если не скандал, то, по меньшей мере, разнотолки в кругах людей заинтересованных. Почему?

Георгий Шумкин: Все дело в том, что в ней содержатся документы, которые ставят под сомнение истинность существующей сегодня официальной точки зрения, где утверждается, что вся семья Николая II была расстреляна в ночь с 16-го на 17 июля 1918-го года в доме инженера Ипатьева в Екатеринбурге, а позже сожжена и захоронена в Поросенковом логу недалеко от города. В 1991 году археолог-любитель Авдонин заявил, что он обнаружил останки последнего русского царя и его родственников. Было проведено расследование, в результате которого останки признали подлинными. Впоследствии их перенесли в Петропавловскую крепость в Петербурге, где перезахоронили со всеми почестями. Академик Алексеев, тоже бывший в числе членов правительственной комиссии, принятого большинством голосов заключения не подписал, оставшись при своем мнении. Если кратко, оно сводится к тому, что выводы комиссии поспешны, поскольку не была проведена историческая экспертиза на основании архивных документов, которые уже в то время были доступны.

То есть Алексеев уже тогда нашел в архивах что-то, что заставило его усомниться в истинности заключения коллег?

Георгий Шумкин: Да, в частности, в девяностые годы он опубликовал обнаруженные им в госархиве РФ показания официантки Екатерины Томиловой, где она рассказывает, что приносила еду в дом Ипатьева 19-го июля, то есть через день после расстрела, и видела женщин императорской фамилии, живых и здоровых. Таким образом, возникает противоречие, которое само по себе требует дополнительного исследования.

Что за документы вошли в книгу об Анастасии Чайковской? Есть ли среди них уникальные, вновь открывшиеся экземпляры?

Георгий Шумкин: Это документы из личного архива Великого князя Андрея Владимировича Романова. В середине девяностых годов прошлого века их передали из Парижа в Государственный архив Российской Федерации, где хранятся до сих пор. Мы произвели лишь первую опись этого фонда, в которую вошли исключительно те бумаги, которые князь Андрей собрал по делу Анастасии Чайковской. Эту женщину сегодня называют «самой знаменитой самозванкой», пытавшейся выдать себя за чудом спасшуюся дочь Николая II. Поскольку документы сохранились в весьма хорошем виде, а в свое время оформлялись по всем правилам делопроизводственной переписки, то их атрибуция представляется вполне точной.

А что именно в них содержится?

Георгий Шумкин: В основном это — письма по поводу того, как расследовалось дело о личности Чайковской. История действительно детективная. Анастасия Чайковская, известная также под именем Анны Андерсон, утверждала, что она — дочь Николая II. По ее словам, ей с помощью солдата Александра Чайковского удалось сбежать из дома купца Ипатьева. Полгода на подводах они добирались до румынской границы, где впоследствии обвенчались и где у нее родился сын, названный Алексеем. Чайковская также утверждала, что после смерти Александра она бежала с его братом Сергеем в Берлин. Здесь возникает резонный вопрос: почему она, если это действительно Анастасия Николаевна Романова, будучи в Бухаресте, не явилась к своей родственнице, двоюродной сестре матери королеве Марии? Ответа на этот вопрос у нас нет. Как бы то ни было, в Берлине Чайковская пыталась встретиться с принцессой Ирен, родной сестрой императрицы Александры Федоровны, но ее не приняли. Тогда она отчаялась и попыталась покончить жизнь самоубийством, бросившись в канал. Ее спасли и под записью «неизвестная русская» поместили в больницу для душевнобольных. Рассказывать о себе женщина отказывалась. Позже некая Мария Пойтерт, раньше служившая прачкой в Петербурге и по стечению обстоятельств оказавшаяся с ней в одной палате, признала в соседке дочь свергнутого русского царя Татьяну Николаевну Романову.

А могла ли это действительно быть Татьяна?

Георгий Шумкин: Вряд ли. Лицо у женщины на тот момент действительно было несколько похоже на Татьянино, а вот рост и телосложение отличались. Фигурой у «неизвестная русская» действительно скорее напоминала Анастасию. И возраста она была примерно того же, что и четвертая дочь императора. Но главное сходство в том, что у Чайковской с Великой княжной Анастасией был одинаковый дефект ног — бурсит большого пальца, который врожденным бывает весьма редко. Кроме того, у Анастасии Николаевны Романовой была родинка на спине, а у Анастасии Чайковской на том же самом месте зиял шрам, какой мог бы остаться после того, как родинку выжгли. А что до внешности, то действительно, между девочкой на фотографии 1914-го года и дамой, заснятой в 20-е, мало общего. Но надо учитывать, что у Чайковской были выбиты зубы: в верхней челюсти не хватало десятка, а в нижней — трех зубов, то есть полностью изменился прикус. Кроме того, у нее был сломан нос. Но все это — лишь зацепки, ставящие под сомнение официальную версию. Со стопроцентной вероятностью утверждать, что Чайковская и Великая княжна Анастасия — это одно лицо, они все же не позволяют.

У противников гипотезы об идентичности Анастасии Чайковской и княжны Анастасии Николаевны есть один веский аргумент. Они утверждают, ссылаясь на данные неких исследований, что никакого солдата Чайковского не было в природе.

Георгий Шумкин: К сожалению, лично я с документами полка не работал. В 1926 и 1927 годах в Румынии по инициативе самой королевы Марии действительно проводились два расследования. Тогда искали следы пребывания Чайковских в Будапеште, но не нашли. Ни в одной церкви не было записи о венчании пары с такой фамилией или о рождении у них ребенка. Но вполне могло быть так, что Чайковскую вывозили из России по чужим документам, по ним и венчали.

Еще один аргумент против идентичности двух Анастасий в том, что Чайковская не говорила на русском, предпочитая со всеми общаться на немецком.

Георгий Шумкин: Она плохо говорила на немецком, с русским акцентом. По-русски на самом деле старалась не говорить, но речь понимала. Бывало, к ней обращались по-русски, но отвечала она на немецком. Не зная языка реагировать на реплики не сможешь, ведь так? Более того, оправляясь после операции костного туберкулеза, Чайковская бредила на английском языке, на котором, как известно, члены императорской семьи общались между собой. Позже, переезжая в Нью-Йорк и ступая с борта «Беренгарии» на американскую землю, она вмиг стала говорить по-английски без акцента.

Есть также версия, что «самозванка» Анастасия Чайковская на самом деле — рабочая берлинского завода Франциска Шанцковская. Насколько, по-вашему, она жизнеспособна?

Георгий Шумкин: У нас в книге приводится интересный документ, сравнительная таблица антропометрических данных Чайковской и Шанцковской. По всем параметрам выходит, что Шанцковская крупнее: выше ростом, 39 размер обуви против 36-го. Кроме того, у Шанцковской никаких повреждений на теле нет, а Чайковская буквально вся изрублена. Шанцковская работала на военном заводе во время войны в Германии, и по-немецки должна была говорить идеально, без акцента, а наша героиня, как я уже сказал, изъяснялась плохо. Во время работы на заводе Франциска получила контузию во время несчастного случая и после этого повредилась умом, лежала в различных психиатрических клиниках. Анастасия тоже наблюдалась рядом психиатров, в том числе и светилами того времени, к примеру, Карлом Бонхоффером. Но он однозначно признал, что эта женщина абсолютно психически здорова, хоть и бывает подвержена неврозам.

С другой стороны среди некоторых ваших коллег существует мнение о том, что не одна Анастасия, а все женщины императорской семьи спаслись. На чем оно основано?

Георгий Шумкин: Эту линию последовательно проводит Марк Ферро, крупный специалист по истории России начала ХХ века. Чем он обосновывает свою версию? Если помните, Россия вышла из Первой мировой войны в 1918-м году в результате заключения «похабного» Брестского мира с Германией, где в то время еще царствовал император Вильгельм Второй, ближайший родственник императрицы Александры Федоровны. Так вот, по условиям мирного договора, все подданные Германии, находившиеся в тот момент в России, должны были быть освобождены и отосланы на родину. Александра Федоровна, по рождению принцесса Гессенская, вполне попадала под это правило. Если бы ее расстреляли, это могло бы стать поводом для расторжения мирного договора и возобновления войны, но уже с Советской Россией, где в это время набирает обороты внутренний кризис. Так что по мнению Ферро, императрица и ее дочери от греха подальше были переданы немцам. После этого Ольга Николаевна якобы находилась под защитой Ватикана, Мария Николаевна вышла замуж за одного из бывших князей, а сама Александра Федоровна вместе с дочерью Татьяной жила в монастыре во Львове, откуда их в 30-е годы перевезли в Италию. Ферро также склоняется к мысли, что Чайковская — это и есть Великая княжна Анастасия Николаевна, от которой родственники предпочли отречься из-за того, что она в свое время сболтнула лишнего. Дело в том, что когда она прибыла к принцессе Ирэне Прусской, то сказала, что видела ее брата Эрнеста Гессенского во время войны в России, и что он вел тайные переговоры о сепаратном мире. Если бы эта информация просочилась, это поставило бы крест на политической карьере и самого Гессенского, и, возможно, всей его семьи. Так что по обоюдному семейному согласию Чайковскую признали самозванкой.

А есть ли среди документов, которые вошли в вашу книгу, те, которые все же ставят под сомнение идентичность двух Анастасий?

Георгий Шумкин: Безусловно, даже несмотря на то, что сам князь Андрей Владимирович пытался доказать, что Чайковская — это его племянница. Так, у нас опубликовано свидетельство лакея Александры Федоровны Волкова, который приезжал в Берлин на опознание Анастасии, но отказался признавать в ней свою молодую госпожу. Есть показания и других приближенных к царской семье. Большинство из них отрицательно отнеслись к персоне Чайковской. Из всей семьи только два человека узнали в ней Анастасию Николаевну — это Великий князь Андрей Владимирович и Великая княжна Ксения, в замужестве Лидс.

Чем же закончилась жизнь «самой знаменитой самозванки»?

Георгий Шумкин: Она уехала в Америку и там стала известна под именем Анны Андерсон. Вышла замуж за своего почитателя, историка Манахана, умерла вдовой на 84-м году жизни. Детей, кроме родившегося в Румынии Алексея, к слову, так никогда и не найденного, у нее не было. Ее тело кремировали, а прах захоронили в замке в Баварии, где она одно время жила.

И все-таки, вы лично как думаете, самозванка Анастасия Чайковская, или нет?

Георгий Шумкин: Мы категорически отказались от того, чтобы высказывать в нашей книге собственное мнение, приводя лишь документы, которые каждый может интерпретировать по-своему. Но у меня в голове вертится вопрос: если Чайковская — не Великая княжна Анастасия Николаевна, то кто она? Как она могла себя идентифицировать с Анастасией Романовой, откуда могла получить самые тонкие детали о жизни царской семьи, интимные подробности, о которых знали только люди из самого ближайшего окружения? Кто бы она ни была, в любом случае это феноменальная, уникальная личность.

Какой аргумент, по-вашему, мог бы железно поставить точку в истории, доказать раз и навсегда, она это или не она?

Георгий Шумкин: Аргументов здесь может быть много. Например, во время одного из судебных процессов в Гамбурге искали объявление о поиске сбежавшей Анастасии. Ряд немцев, которые находились в 1918 году в плену в Екатеринбурге, утверждали, что они видели листовки, в которых говорилось, что Анастасию разыскивают после расстрела царя. Куда они делись? Неужели все до одной были уничтожены? Если хотя бы одна нашлась, это было бы весомым аргументом в пользу того, что Анастасия Николаевна действительно спаслась. Но абсолютно «железный» аргумент в этой истории найти крайне сложно. Даже если это будет документ, свидетельствующий о том, что Анастасия Николаевна действительно была в Румынии, среди скептиков найдутся люди, которые будут сомневаться в его подлинности. Поэтому вряд ли в ближайшем будущем в этой таинственной истории будет поставлена точка.

Кстати

Академик Вениамин Алексеев в предисловии к книге «Кто Вы, госпожа Чайковская» пишет, что сегодня в Королевском архиве Копенгагена хранится многотомное досье с официального судебного разбирательства по делу Анастасии Чайковской, которое шло в Германии с 1938 по 1967 год и стало самым долгим в истории этой страны. Там же находится отчет датского дипломата Цаале о личности Анастасии, датированный 1919-м годом. Документы помечены грифом строгой секретности на 100 лет, то есть возможно, после 2018 года в распоряжение историков попадет хотя бы их часть, и содержащиеся там данные смогут пролить свет на тайну Анны-Анастасии.

Анастасия, Ольга, Алексей, Мария и Татьяна после кори. Июнь 1917 года. Фото: www.freewebs.com

Российский Император Николай II, Императрица Александра Федоровна, Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, цесаревич Алексей.
Фото: РИА Новости www.ria.ru

Надежда Гаврилова

Многие и вовсе не понимают, зачем нужны иллюстрации, если книга не предназначена для ребенка. К слову, книжная иллюстрация – это не просто тематический рисунок, а неотъемлемая составляющая произведения, которая дополняет текст и делает его чуть более доступным для читателя. Безусловно, современные иллюстрации самым коренным образом отличаются от классических книжных гравюр, однако и среди них можно встретить не просто достойные работы, а настоящие шедевры. Кроме того, в свое время созданием иллюстрации занимались великие художники-живописцы, для которых написание полотен с литературной основой было сродни эксперименту.

Иван Яковлевич Билибин являлся одним из первых русских художников-живописцев, начавших создавать иллюстрации к русским народным сказкам и былинам. Первая книжка с его иллюстрациями вышла, когда молодому художнику исполнилось 25 лет. Как правило, Билибин трудился над книгами, имеющими небольшой объем или так называемыми «книжками-тетрадками». Характерной особенностью художника был стиль оформления, согласно которому и текст, и иллюстрации составляли единое целое. Поэтому в книгах, оформленных Билибиным, рисункам отдавалась ровно столько же места, сколько и тексту. Все иллюстрации Билибина, носившие сказочно-праздничный характер с чертами народного творчества, были созданы по уникальной технологии. Художник сперва делал рисунок карандашом на кальке, переводил его на лист ватмана и, используя тонкую кисть, обводил изображение черной линией, после чего приступал к раскрашиванию. Среди самых известных работ Билибина иллюстрации к сказкам «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Финист-Ясный сокол», «Царевна-лягушка», а также к произведениям А.С.Пушкина «Лукоморье», «Сказка о царе Салтане...» и «Сказка о золотом петушке».

Еще одним выдающимся художником, а также талантливым иллюстратором был Юрий Алексеевич Васнецов, создатель целой галереи образов для детских книг. Все свое детство и юность Васнецов провел в городе Вятка, который стал его вдохновением и побудил к созданию целого ряда иллюстраций, отражающих каждодневный и праздничный быт небольшого провинциального городка. Стиль Васнецова весьма узнаваем: в нем всегда присутствуют яркие краски, витиеватые узоры, фон и образы, содержащие в себе розовый, синий, желтый и красный цвета. Цвет в иллюстрациях Васнецова играет ключевую роль. Еще одной характерной чертой рисунков Ю.А. Васнецова является то, что художник создает удивительный сказочный мир – мир детства, где нет жестокости и где добро всегда побеждает зло. Самыми известными его работами являются иллюстрации к детским книгам «Лиса и заяц», «Три медведя», «Волк и козлята», «Ерши малыши», «Пятьдесят поросят» и так далее.

Книжные иллюстрации русских художников являются уникальными в своем роде, по-настоящему красивыми, яркими, добрыми и очень душевными. Они отличаются насыщенным цветом, интересными образами и легкостью восприятия. Поэтому нет ничего удивительного в том, что русские люди считаются самой читаемой нацией в мире.

Художники-иллюстраторы детских книг. Кто они авторы самых любимых картинок


Что толку в книжке, – подумала Алиса
– если в ней нет ни картинок, ни разговоров?
«Приключения Алисы в стране чудес»

Удивительно, но у детской иллюстрации России (СССР)
есть точный год рождения - 1925 год. В этом году
был создан отдел детской литературы в Ленинградском
государственном издательстве (ГИЗе). До этого книги
с иллюстрациями специально для детей не издавались.

Кто они – авторы самых любимых, красивых иллюстраций, которые остались в памяти с самого детства и нравятся нашим детям?
Узнавайте, вспоминайте, делитесь своим мнением.
Статья написана с использованием рассказов родителей нынешних малышей и отзывов к книгам на сайтах книжных интернет-магазинов.

Владимир Григорьевич Сутеев (1903-1993, Москва) - детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор. Его добрые, веселые картинки похожи на кадры из мультфильма. Немало сказок рисунки Сутеева превратили в шедевры.
Так, например, далеко не все родители, считают произведения Корнея Чуковского необходимой классикой, и большая часть из них не считает его произведения талантливыми. Но сказки Чуковского, проиллюстрированные Владимиром Сутеевым, хочется держать в руках и читать детям.


Борис Александрович Дехтерёв (1908-1993, Калуга, Москва) – народный художник, советский график (считается, что «Школа Дехтерёва» определила развитие книжной графики страны), иллюстратор. Работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели. Старые добрые иллюстрации Дехтерёва – это целая эпоха в истории детской иллюстрации, многие иллюстраторы называют Бориса Александровича своим учителем.

Дехтерёв проиллюстрировал детские сказки Александра Сергеевича Пушкина, Василия Жуковского, Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена. А также произведения других русских писателей и мировых классиков, например, Михаила Лермонтова, Ивана Тургенева, Уильяма Шекспира.

Николай Александрович Устинов (1937г.р., Москва), его педагогом был Дехтерёв, а многие современные художники-иллюстраторы уже Устинова считают своим учителем.

Николай Устинов – народный художник, иллюстратор. Сказки с его иллюстрациями издавались не только в России (СССР), но и в Японии, Германии, Корее и других странах. Почти триста произведений проиллюстрировал знаменитый художник для издательств: «Детская литература», «Малыш», «Художник РСФСР», издательств Тулы, Воронежа, Санкт-Петербурга и других. Работал в журнале Мурзилка.
Самыми любимыми для детей остаются иллюстрации Устинова к русским народным сказкам: Три медведя, Маша и медведь, Лисичка сестричка, Царевна-лягушка, Гуси-лебеди и многим другим.

Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973, Вятка, Ленинград) - народный художник и иллюстратор. Его картинки к фольклорным песенкам, потешкам и прибауткам нравятся всем малышам (Ладушки, Радуга-дуга). Он иллюстрировал народные сказки, сказки Льва Толстого, Петра Ершова, Самуила Маршака, Виталия Бианки и других классиков русской литературы.

Покупая детские книги с иллюстрациями Юрия Васнецова обращайте внимание, чтобы рисунки были четкими и в меру яркими. Пользуясь именем известного художника, в последнее время часто издают книги с нечеткими сканами рисунков или с повышенной неестественной яркостью и контрастностью, а это не очень хорошо для детских глаз.

Леонид Викторович Владимирский (1920 г.р., Москва) - русский график и самый популярный иллюстратор книг про Буратино А. Н. Толстого и про Изумрудный город А. М. Волкова, благодаря которым он получил широкую известность в России и странах бывшего СССР. Рисовал акварелью. Именно иллюстрации Владимирского многие признают классическими для произведений Волкова. Ну а Буратино в том виде, в котором его знает и любит уже несколько поколений детей, бесспорно его заслуга.

Виктор Александрович Чижиков (1935 г.р., Москва) - народный художник России, автор образа медвежонка Мишки, талисмана летних Олимпийских игр 1980 года в Москве. Иллюстратор журнала «Крокодил», «Весёлые картинки», «Мурзилка», много лет рисовал для журнала «Вокруг света».
Чижиков проиллюстрировал произведения Сергея Михалкова, Николая Носова (Витя Малеев в школе и дома), Ирины Токмаковой (Аля, Кляксич и буква "А"), Александра Волкова (Волшебник изумрудного города), стихи Андрея Усачева, Корнея Чуковского и Агнии Барто и другие книги.

Справедливости ради стоит отметить, что иллюстрации Чижикова довольно специфические и мультяшные. Поэтому далеко не все родители предпочитают покупать книги с его иллюстрациями, если есть альтернатива. Например, книги «Волшебник изумрудного города» многие предпочитают с иллюстрациями Леонида Владимирского.

Николай Эрнестович Радлов (1889-1942, Санкт-Петербург) - русский художник, искусствовед, педагог. Иллюстратор детских книг: Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Александра Волкова. Радлов с большой охотой рисовал для малышей. Самая его известная книга – комиксы для малышей «Рассказы в картинках». Это книга-альбом с веселыми историями про зверей и птиц. Прошли годы, но сборник до сих пор очень популярен. Рассказы в картинках неоднократно переиздавались не только в России, но и в других странах. На международном конкурсе детской книги в Америке в 1938 году книга получила вторую премию.


Алексей Михайлович Лаптев (1905-1965, Москва) - художник-график, книжный иллюстратор, поэт. Работы художника находятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Иллюстрировал «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова, «Басни» Ивана Крылова, журнал «Веселые картинки». Книга с его стихами и картинками «Пик, пак, пок» очень любима уже ни у одного поколения детей и родителей (Брифф, жадный мишка, жеребята Черныш и Рыжик, пятьдесят зайчат и другие)


Иван Яковлевич Билибин (1876-1942, Ленинград) - русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель. Билибин проиллюстрировал большое количество сказок, в том числе Александра Сергеевича Пушкина. Разработал свой стиль – «билибинский» - графическое представление с учетом традиций древнерусского и народного искусства, тщательно прорисованный и подробный узорчатый контурный рисунок, расцвеченный акварелью. Стиль Билибина стал популярен и ему стали подражать.

Сказки, былины, образы древней Руси для многих уже давно неразрывно связаны с иллюстрациями Билибина.


Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963, Новочеркасск, Ленинград) – русский художник, график, иллюстратор. Детские книги иллюстрировать начал случайно. В 1918 году его дочери было три года. Конашевич нарисовал для нее картинки на каждую букву алфавита. Один из знакомых увидел эти рисунки, они ему понравились. Так была напечатана «Азбука в картинках» - первая книга В. М. Конашевича. С тех пор художник стал иллюстратором детских книг.
С 1930 годов иллюстрирование детской литературы стало главным делом его жизни. Конашевич иллюстрировал также взрослую литературу, занимался живописью, рисовал картины в полюбившейся ему специфической технике - тушью или акварелью по китайской бумаге.

Основные работы Владимира Конашевича:
- иллюстрация сказок и песен разных народов, причем некоторые были иллюстрированы несколько раз;
- сказки Г.Х. Андерсена, Братьев Гримм и Шарля Перро;
- «Старик-годовик» В. И. Даля;
- произведения Корнея Чуковского и Самуила Маршака.
Последней работой художника было иллюстрирование всех сказок А. С. Пушкина.

Анатолий Михайлович Савченко (1924-2011, Новочеркасск, Москва) - мультипликатор и художник-иллюстратор детских книг. Анатолий Савченко был художником-постановщиком мультфильмов "Малыш и Карлсон" и "Карлсон вернулся" и автором иллюстраций к книгам Линдгрен Астрид. Самые известные мульт-работы с его непосредственным участием: Мойдодыр, приключения Мурзилки, Петя и Красная шапочка, Вовка в Тридевятом царстве, Щелкунчик, Муха-Цокотуха, попугай Кеша и другие.
Дети знакомы с иллюстрациями Савченко по книгам: «Хрюшка обижается» Владимира Орлова, «Домовенок Кузя» Татьяны Александровой, «Сказки для самых маленьких» Геннадия Цыферова, «Маленькая Баба-Яга» Пройслер Отфрид, а также книг с аналогичными мультфильмам произведениями.

Олег Владимирович Васильев (1931 г.р., Москва). Его работы находятся в собраниях многих музеев искусств России и США, в т.ч. в Государственной Третьяковской галерее в Москве. С 60-х годов более тридцати лет занимался оформлением детских книг в содружестве с Эриком Владимировичем Булатовым (1933 г.р., Свердловск, Москва).
Наиболее известны иллюстрации художников к сказкам Шарля Перро и Ганса Андерсена, стихотворениям Валентина Берестова и сказкам Геннадия Цыферова.

Борис Аркадьевич Диодоров (1934 г.р., Москва) - народный художник. Любимая техника - цветной офорт. Автор иллюстраций ко многим произведениям русской и зарубежной классики. Наиболее известны его иллюстрации к сказкам:

- Ян Экхольм «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие»;
- Сельма Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями»;
- Сергей Аксаков «Аленький цветочек»;
- произведения Ганса Христиана Андерсена.

Диодоров проиллюстрировал более 300 книг. Его работы выходили в свет в США, Франции, Испании, Финляндии, Японии, Южной Корее и др. странах. Работал главным художником издательства «Детская литература».

Евгений Иванович Чарушин (1901-1965, Вятка, Ленинград) – график, скульптор, прозаик и детский писатель-анималист. В основном иллюстрации исполнены в манере свободного акварельного рисунка, немного с юмором. Нравятся детям, даже малышам. Известен иллюстрациями животных, которые он нарисовал к своим собственным рассказам: «Про Томку», «Волчишко и другие», «Никитка и его друзья» и многим другим. Иллюстрировал также других авторов: Чуковского, Пришвина, Бианки. Самая известная книга с его иллюстрациями «Детки в клетке» Самуила Яковлевича Маршака.


Евгений Михайлович Рачев (1906-1997, Томск) – художник-анималист, график, иллюстратор. Иллюстрировал преимущественно русские народные сказки, басни и сказки классиков русской литературы. В основном иллюстрировал произведения, в которых главные герои – животные: русские сказки про зверей, басни.

Иван Максимович Семёнов (1906-1982, Ростов-на-Дону, Москва) – народный художник, график, карикатурист. Семенов работал в газетах «Комсомольская правда», «Пионерская правда», журналах «Смена», “Крокодил» и других. Ещё в 1956 году по его инициативе был создан первый в СССР юмористический журнал для маленьких детей - «Весёлые картинки».
Самые известные его иллюстрации: к рассказам Николая Носова о Коле и Мишке (Фантазеры, Живая шляпа и другие) и рисунки «Бобик в гостях у Барбоса».


Имена некоторых других известнейших современных российских иллюстраторов детских книг:

- Вячеслав Михайлович Назарук (1941 г.р., Москва) – художник-постановщик десятков мультипликационных фильмов: Крошка Енот, Приключения кота Леопольда, Мама для мамонтенка, сказы Бажова и иллюстратор одноименных книжек.

- Надежда Бугославская (биографическую информацию автор статьи не нашла) – автор добрых красивых иллюстраций ко многим детским книгам: Стихи и песни матушки гусыни, стихотворения Бориса Заходера, произведения Сергея Михалкова, произведения Даниила Хармса, рассказы Михаила Зощенко, «Пеппи Длинный чулок» Астрид Линдгрен и другим.

- Игорь Егунов (биографическую информацию автор статьи не нашла) – современный художник, автор ярких, хорошо прорисованных иллюстраций к книгам: «Приключения барона Мюнхгаузена» Рудольфа Распе, «Конек-горбунок» Петра Ершова, сказок Братьев Гримм и Гофмана, сказки о русских богатырях


- Евгений Антоненков (1956 г.р., Москва) - художник-иллюстратор, любимая техника акварель, перо и бумага, смешанная техника. Иллюстрации современные, необычные, выделяются среди прочих. Одни смотрят на них с безразличием, другие влюбляются в веселые картинки с первого взгляда.
Самые известные иллюстрации: к сказкам о Винни-Пухе (Алан Александр Милн), «Русские детские сказки», стихам и сказкам Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Джанни Родари, Юнны Мориц. «Глупая лошадь» Владимира Левина (английские старинные народные баллады), проиллюстрированная Антоненковым – одна из самых популярных книг уходящего 2011 года.
Евгений Антоненков сотрудничает с издательствами Германии, Франции, Бельгии, США, Кореи, Японии, постоянный участник престижных международных выставок, лауреат конкурса «Белая Ворона» (Болонья, 2004), обладатель диплома «Книга года» (2008).

- Игорь Юльевич Олейников (1953 г.р., Москва) – художник-аниматор, преимущественно работает в рисованной анимации, иллюстратор книг. Удивительно, но столь талантливый современный художник не имеет специального художественного образования.
В анимации Игорь Олейников известен по фильмам: «Тайна третьей планеты», «Сказка о царе Салтане», «Мы с Шерлоком Холмсом» и другим. Работал с детскими журналами «Трамвай», «Улица Сезам» «Спокойной ночи, малыши!» и другими.
Игорь Олейников сотрудничает с издательствами Канады, США, Бельгии, Швейцарии, Италии, Кореи, Тайваня и Японии, участвует в престижных международных выставках.
Самые известные иллюстрации художника к книгам: «Хоббит, или Туда и Обратно» Джона Толкина, «Приключения барона Мюнхгаузена» Эриха Распе, «Приключения мышонка Десперо» Кейт ДиКамилло, «Питер Пэн» Джеймса Барри. Последние книги с иллюстрациями Олейникова: стихи Даниила Хармса, Иосифа Бродского, Андрея Усачева.

А м
не очень хотелось познакомить Вас, с художниками иллюстраторами, вспомнить наше с Вами детство и порекомендовать молодым родителям.

(текст) Анна Агрова

Вам также будет интересно:

Е.М.Рачев. Иллюстрации к русским сказкам

Храбрые коты. Художник Александр Завалий

Художница Варвара Болдина