план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему. Конспект занятия и презентация по развитию речи "Веселые рассказы Н. Носова "Живая шляпа" и "Затейники". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему Николай носов мален

Кинешемский педагогический колледж

Контрольная работа

Тема: «Юмористические рассказы Н. Носова для детей»

Ф.И.О. Амбарова Анна Владимировна

Курс 4 Группа «А»

Предмет Детская литература

Работа 1 Вариант 8

Адрес Ивановская область, Шуйский район,

п.г.т. Колобово, ул. 1 Фабричная 39 – 8

План

1 Сочетания веселого и серьезного в произведениях писателя. Особенности творческой манеры Носова в постановке и решении нравственно – эстетических вопросов

2 Юмористические рассказы («Фантазеры», «Огурцы», «Мишкина каша», «Живая шляпа» и др.). Своеобразие психологических характеристик героев, юмор

3 Значение произведений Носова для развития юмористической детской книги

Список используемой литературы

1. Николай Носов, писатель яркого юмористического таланта, считал, что дети начинают понимать шутки очень рано, до двух лет, и что смешит нарушение порядка вещей, только что ими усвоенного. Вообще у книг Носова, как правило, два адреса - ребенок и воспитатель. Воспитателю Носов помогает понять мотивы и побуждения поступков ребенка, а значит, и найти более тонкие способы воздействия на него. Ребенка он воспитывает смехом, а это, как известно, лучший воспитатель, чем любое назидание.

В юмористических рассказах Носова для младших школьников и детей дошкольного возраста смешное – не в обстоятельствах, а в характерах, комизм которых проистекает из особенности мальчишеской натуры. Веселые книги Носова рассказывают о серьезных вещах, и дети, воспринимая жизненный опыт героев, узнают, как трудно, но как хорошо быть ответственным за порученное дело.

Рассказы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданными комическими ситуациями. Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование как правило, ведется от первого лица.

Юмористические ситуации помогают Носову показать логику мышления и поведения героя. «Действительная причина смешного заключена не во внешних обстоятельствах, а коренится в самих людях, в человеческих характерах», - писал Носов.

Художественно достоверно у писателя проникновение в психологию ребенка. Его произведения отражают особенности детского восприятия. Лаконичный выразительный диалог, комическая ситуация помогают автору обрисовать характеры ребят

Носов в своих рассказах умеет разговаривать с детьми, умеет понимать самые сокровенные мысли. Читая рассказы Носова, видишь перед собой реальных ребят – точно таких, каких мы встречаем в повседневной жизни, с их достоинствами и слабостями, глубокомыслием и наивностью. Писатель смело прибегает в своем творчестве к фантазии, озорной выдумке. В основе каждого его рассказа или повести лежит случай, который произошел или мог произойти в жизни, описываются характеры ребят, каких мы часто встречаем в окружающей действительности.

Сила его рассказов и повестей – в правдивом, бесхитростном показе своеобразного и веселого детского характера.

Все творчество Николая Носова пронизано неподдельной, умной любовью к детворе. Какой бы из рассказов Носова мы ни начали читать, сразу же, с первой страницы испытываем радость. И чем дальше читаем, тем веселее делается.

В веселых рассказах всегда таится что – то такое, что заставляет всерьез задуматься. Задуматься над тем, как необходимо с ранних лет готовить себя к самостоятельной жизни: учиться варить кашу, жарить пескарей на сковороде, сажать рассаду в огороде и ремонтировать телефон, зажигать бенгальские огни и соблюдать правила уличного движения. Это надо знать и уметь каждому. Рассказы эти помогают избавляться от дурных свойств характера – от рассеянности, трусости, чрезмерного любопытства, грубости и зазнайства, лени и равнодушия.

Писатель учит маленьких ребят думать не только о себе, но и о товарищах. Вместе с героями мы испытываем душевное облегчение, огромное удовлетворение. Писатель вообще противник того, чтобы выставлять напоказ нравоучительную мысль своего произведения, и стремится писать так, чтобы маленький читатель сам сделал вывод. Обладая глубоким пониманием детей, писатель никогда не подает факт в чистом виде, без домысла, без творческого воображения. Н.Н. Носов - удивительный детский писатель. Удивителен и замечателен он тем, что не только дети получают заряд необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил, но и взрослые сразу же окунаются в атмосферу детства, вспоминая и свои "нелегкие" детские проблемы.

Художественное слово всегда эмоциональнее выражает повседневные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, родители и дети. Оно намного эффективнее скучного нравоучения, указания, объяснения. И живое обсуждение рассказов Носова - это не только увлекательное путешествие вместе с героями его книг по стране детства, это еще накопление жизненного опыта, нравственных понятий, что такое "хорошо", что такое "плохо", как поступить правильно, как научиться быть сильным, смелым.

Читая рассказы Носова детям, можно и весело провести время, от души посмеяться, и сделать для себя важные выводы не забывать, что рядом с тобой такие же девчонки и мальчишки, у которых не все всегда гладко и хорошо получается, что всему можно научиться, надо только не вешать нос и уметь дружить.

В этом и есть нравственно – эстетическая сторона. Социальная позиция детского писателя, его миросозерцание находит отражение в его творчестве. Внутренняя организация произведения, адресованного детям, отражает мировосприятие самого автора, его социальную, нравственную и эстетическую ориентацию в мире.

2.Рассказ «Живая шляпа» останется актуальным всегда. Этот веселый рассказ был любимым у многих в детстве. Почему же он так хорошо запоминается детьми? Да потому, что «детские страхи» преследуют ребенка на протяжении всего его детства: «А вдруг это пальто - живое и сейчас меня схватит?», «А вдруг шкаф сейчас откроется и кто-то страшный выйдет из него?».

Такие или другие, подобные «ужасы» частенько посещают маленьких детей. А рассказ Носова «Живая шляпа» является как бы пособием для малышей, как преодолеть свой страх. Прочитав этот рассказ, ребенок вспоминает его каждый раз, когда его преследуют «придуманные» страхи, и тогда он улыбается, страх отходит, он смел и весел.

Сила жизнеутверждения является общей чертой детской литературы. Оптимистично само жизнеутверждение детства. Маленький ребенок уверен, что мир, в который он пришел, создан для счастья, что это правильный и прочный мир. Такое чувство - основа нравственного здоровья малыша и будущей способности к творческому труду.

Рассказ о честности – «Огурцы» Н. Носова. Сколько переживаний досталось Котьке за колхозные огурцы! Не понимая того, что сделал плохо, он радуется, неся огурцы с колхозного поля домой маме, никак не ожидая ее сердитой реакции: «Сейчас же неси их обратно!». И сторожа он боится - только успели убежать и порадоваться, что он не догнал - а тут надо идти и добровольно «сдаваться». Да и поздно уже - на дворе темно, страшно. Но зато, когда Котька вернул огурцы сторожу, на его душе и радостно было, да и дорога домой теперь была для него приятной, не страшной. Или он стал смелее, увереннее в себе?

В рассказах Носова нет «плохих». Он строит так свои произведения, что дети не замечают, что их учат вежливому, уважительному отношению ко взрослым, учат жить в согласии и мире.

На страницах произведений Носова звучит живой диалог, передающий ко всему происходящему героя - мальчишки, по-своему, нередко отношение очень непосредственно освещающего те или иные художественно достоверные события. Это проникновение в психологию героя, оценивающего всё со своей, мальчишеской точки зрения, и создаёт в рассказах Носова не только комичную ситуацию, но и юмористически окрашивает логику поведения героя, которая порой противоречит логике взрослых или логике здравого смысла.

Если вспомнить героев рассказа «Мишкина каша», «- Не беспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрешь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальцы оближешь!». Просто диву даешься их самостоятельности и умелости! Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:

Сыпь побольше. Есть очень хочется!

Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху.

Не много ли воды? - спрашиваю. - Размазня получится.

Ничего, мама всегда так делает. Ты только за печкой смотри, а я уж сварю, будь спокоен.

Ну, я за печкой смотрю, дрова подкладываю, а Мишка кашу варит, то есть не варит, а сидит да на кастрюлю смотрит, она сама варится.

Ну, не смогли они кашу сварить, но ведь плиту растопили, дрова подкладывают. Воду из колодца достают - утопили ведро, правда, но кружкой, кастрюлей все-таки достали. «- Чепуха! Сейчас принесу. Он взял спички, привязал к ведру веревку и пошел к колодцу. Через минуту возвращается.

А вода где? - спрашиваю.

Вода... там, в колодце.

Сам знаю, что в колодце. Где ведро с водой?

И ведро, - говорит, - в колодце.

Как - в колодце?

Так, в колодце.

Упустил?

Упустил.»

Пескарей почистили и, глядишь, поджарили бы, если б масло не сгорело. «- Чудаки мы! - говорит Мишка. - У нас же пескари есть!

Я говорю:

Некогда теперь уже с пескарями возиться! Скоро светать начнет.

Так мы их варить не будем, а зажарим. Это ведь быстро - раз, и готово.

Ну давай, - говорю, - если быстро. А если будет, как каша, то лучше ненадо.

В один момент, вот увидишь».

А главное, нашли верное решение - кашу сварить попросили соседку, а сами за это ей огород пропололи. «Мишка говорил:

Сорняки - это чепуха! Совсем нетрудное дело. Гораздо легче, чем кашу варить!». Так и бурная энергия и фантазия в сочетании с переоценкой своих возможностей и отсутствием жизненного опыта часто ставят малышей в смешное положение, которое еще больше обостряется от того, что неудача не обескураживает их, а, напротив, является обычно источником новых фантазий и неожиданных действий.

Рассказы Носова для детей каждый день находят новых маленьких читателей и слушателей. Сказки Носова читать начинают с самого детства, практически в каждой семье в личной библиотеке хранятся его книги.

Наше время проигрывает с точки зрения детской литературы, редко на полках магазинов можно встретить книги новых авторов с действительно интересными и смысловыми сказками, потому мы всё чаще обращаемся к писателям, давно зарекомендовавшим себя. Так или иначе, встречаем на своем пути детские рассказы Носова, читать которые, начав однажды, уже не остановишься, пока не познакомишься со всеми персонажами и их приключениями.

Как Николай Носов начал писать рассказы

Рассказы Николая Носова частично описывают его детство, отношения со сверстниками, их мечты и фантазии о будущем. Хотя увлечения Николая совершенно не были связаны с литературой, всё изменилось, когда у него родился сын. Сказки Носова перед сном своему ребенку будущий известный детский автор сочинял на ходу, придумывая совершенно реалистичные истории из жизни обычных мальчишек. Именно эти рассказы Николая Носова сыну подтолкнули уже взрослого мужчину к писательству и изданию небольших книг.

По прошествии нескольких лет, Николай Николаевич понял, что писать для детей - лучшее занятие из тех, которые можно только придумать. Рассказы Носова читать потому и интересно, что он был не просто автором, но и психологом и любящим отцом. Его теплое уважительное отношение к ребятам позволило создать все эти остроумные, живые и настоящие сказки.

Рассказы Носова для детей

Каждая сказка Носова, каждый рассказ - это житейская повесть о детских насущных проблемах и проделках. На первый взгляд рассказы Николая Носова очень комичны и остроумны, но не эта их особенность самая важная, важнее то, что герои произведений - настоящие дети с настоящими историями и характерами. В любом их них вы сможете узнать себя в детстве или своего ребенка. Сказки Носова читать приятно ещё и по той причине, что они не приторно сладки, а написаны простым понятным языком с детским восприятием происходящего в каждом приключении.

Хотелось бы отметить немаловажную деталь всех рассказов Носова для детей: в них нет идеологической подоплеки! Для сказок времен советской власти - это очень приятная мелочь. Всем известно, что как бы ни были хороши произведения авторов той эпохи, “промывание мозгов” в них порядком наскучивает и с каждым годом, каждым новым читателем всё ярче бросается в глаза. Рассказы Носова читать можно абсолютно спокойно, не беспокоясь, что сквозь каждую строчку будет сквозить коммунистическая идея.

Идут года, Николай Носов уже много лет не с нами, но его сказки и персонажи не стареют. Искренние и поразительно добрые герои так и просятся во все детские книжки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик» с.Лесновка Сакского района

Республики Крым

Конспект занятия по развитию речи

ВЕСЕЛЫЕ РАССКАЗЫ Н.НОСОВА

Старшая группа

выполнила:

воспитатель группы «Солнышко»

Боева Василина Васильевна

с.Лесновка

2017

Тема: Веселые рассказы Н. Носова

Цель: Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н.Носова.

Задачи:

    Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова.

    Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.

    Развивать чувство юмора, творческое воображение.

    Продолжать учить выражать эмоциональный настрой героев через мимические упражнения

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое развитие

Занятие тематическое, фронтальное, продолжительность – 25 мин

Участники: воспитатель совместно с воспитанниками старшей группы, возраст 5-6 лет

Оборудование и материалы:

Компьютер для показа презентации «Волшебник и друг детей Николай Николаевич Носов» или распечатанные цветные слайды.

Книги Н.Носова

Иллюстрации к произведениям Н.Носова

Цветные карандаши

Черно-белые раскраски к рассказам «Живая шляпа» и «Затейники»

Предварительная работа:

Размещение в «литературном уголке» иллюстраций произведений Н.Носова, его портрета и книг.

Рассматривание детьми предварительно размещенных иллюстраций, книг.

Методы и приемы работы с детьми:

    Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ презентации.

    Словесные: чтение рассказов, вопросы.

    Практические: физкультминутка и мимические упражнения.

Структура занятия :

Просмотр слайдов, чтение рассказов

Физкультминутка

Мимические упражнения

20 мин.

Заключительная часть

Рефлексия

Переключение на другой вид деятельности (раскрашивание)

3-4мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

Воспитатель и дети встают в круг, берутся за руки и приветствуют друг-друга. (приветствие «Друг»)

- Ребята, вы любите веселые рассказы?

Помните какие-нибудь из них? (ответы детей )

Основная часть

Слайд 1

А сейчас вы узнаете об одном из детских писателей Николае Носове, который писал веселые рассказы для детей.

Слайд 2

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве, семье эстрадного артиста.

Детство его прошло в небольшом городе Ирпень.

Он был очень разносторонним человеком, увлекался фотографией, химией, шахматами и музыкой.

Работал Н.Н. Носов постановщиком и режиссером мультипликационных, научных и учебных фильмов.

Слайд 3

В детстве, Николая Носова мама и папа ласково называли его Кока. Мама – Варвара Петровна, а папа – Николай Петрович. У Николая был старший брат. В 1938 году у Носова родился сын и именно с этого года Николай Николаевич начал сочинять для него сказки и рассказы.

Слайд 4

Эти рассказы стали невероятно популярны. Они печатались в детских журналах «Мурзилка», «Костер», «Затейники».

Слайд 5

Ведь не зря говорят: «…перед Носовым снимите шляпу: Ведь это сам Незнайкин папа!».

Слайд 6

Ребята, а вы знаете почему детям нравятся веселые рассказы Николая Николаевича Носова? Да потому. Что в них рассказывается о таких же, как вы непоседах и фантазерах – словом об обычных мальчиках и девочках.

Физкультминутка . (см.Приложение)

Воспитатель:

Р ебята! Сейчас мы отдохнём, проведём веселую физкультминутку.

Воспитатель:

- Молодцы ребята!

Сегодня я прочитаю Вам два рассказа: «Живая шляпа» и «Затейники».

Слайд 7

Садитесь поудобнее, рассказ начинается. Чтение рассказа «Живая шляпа».

Слайд 8-9-10-11

Воспитатель:

Ребята, вам понравился рассказ «Живая шляпа»? (ответы детей )

- Хорошо ,

Слайд 12

1. Какой предмет ожил в комнате Вадика и Вовки?

- шляпа

- зонтик

- комод

- шкаф (ответ - шляпа)

2. Куда побежали ребята прятаться от шляпы?

- во двор

- к соседям

- в коридор

- на кухню ( ответ - на кухню )

3. Что взял Вадик, чтобы кинуть в шляпу?

- лыжную палку

- кочергу

- ножку от стула ( ответ – кочергу )

4. Кто оказался под шляпой?

- щенок

- мышь

- котенок ( ответ – котенок )

Мимические упражнения

Воспитатель:

Ребята, вспомните, как Вовка и Вадик испугались и затряслись от страха, когда шляпа побежала (показываем испуг и движение страха ).

Хорошо. А теперь, вспомните, как они обрадовались, когда увидели, что под шляпой котенок Васька (улыбаемся, обнимаем себя).

Молодцы!

А теперь приготовьтесь слушать рассказ «Затейники». Чтение рассказа «Затейники».

Слайд 13-14-15

Воспитатель:

Ребята, вам понравился рассказ «Затейники»? (ответы детей )

- Хорошо , тогда ответьте мне на вопросы.

Слайд 16

1. Какую сказку читали дети?

- «Красная шапочка»

- «Три поросенка»

- «Волк и семеро козлят»

- «Теремок» (ответ - «Три поросенка»)

2. Из чего ребята сделали себе игрушечный домик?

- одеяла и стола

- табуреток

- коробок

- занавесок ( ответ – одеяло и стола )

3. Кто схватил мальчика за ногу?

- серый волк

- Валя

- поросенок ( ответ – Валя )

4. Кто оказался под одеялом, когда ребята сняли его?

- серый волк

- никто

- мышь ( ответ – никто )

Итог занятия

Рефлексивный момент:

Воспитатель

Ребята:

    Понравилась вам веселые рассказы? (ответы детей)

    Кто написал эти рассказы? (Н.Носов)

    Сегодня мы с вами раскрасим цветными карандашами картинки к рассказам Н.Носова «Живая шляпа» и «Затейники» и разместим их на нашей выставке

ЛИТЕРАТУРА

    Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.- Мозаика-Синтез 2014г.

    В.В.Гербова Развитие речи в детском саду старшая группа.- Мозаика-Синтез 2014г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Приветствие

«Друг»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)

2. Физкультминутка .

Раз – два – три – четыре – пять ( руки согнули в локтях, поставили на стол и под счет загибаем пальцы)

Начинаем мы играть! (вращательные движения кулачками)

Все глаза свои закрыли ( закрывают глаза руками )

И головки опустили , ( опускают голову )

А когда откроем глазки ( поднять голову, отвести руки )

Попадём в рассказы, сказки , ( поднимают вверх руки )

Сказка даст нам отдохнуть (махи руками)

Отдохнем - и снова в путь! ( отпускаем руки)

3. Презентация Н.Н. Носов и его рассказы

С творчеством знаменитого детского писателя Носова Николая Николаевича (1908- 1976) дети нашей страны знакомятся в раннем возрасте. «Живая шляпа», «Бобик в гостях у Барбоса», «Замазка» - эти и многие другие забавные детские рассказы Носова хочется перечитывать вновь и вновь. Рассказы Н. Носова описывают повседневную жизнь самых обычныкновенных девчонок и мальчишек. Причём сделано это очень просто и ненавязчиво, интересно и забавно. В каких-то поступках, даже самых неожиданных и смешных, многие дети узнают себя.

Когда вы будете читать рассказы Носова, то поймёте на сколько каждый из них проникнут нежностью и любовью к своим героям. Как бы плохо они ни вели себя, что бы ни выдумали, он без всякого укора и злости рассказывает нам об этом. Наоборот, внимание и забота, прекрасный юмор и замечательное понимание детской души наполняют каждое небольшое произведение.

Рассказы Носова представляют собой классику детской литературы. Невозможно читать без улыбки рассказы про проделки Мишки и других ребят. А кто из нас в юности и детстве не зачитывался замечательными рассказами про Незнайку ?
С огромным удовольствием их читают и смотрят современные малыши.

Рассказы Носова для детей издавались во многих самых известных изданиях для ребят разного возраста. Реалистичность и простота повествования и по сей день привлекают внимание маленьких читателей. «Веселая семейка», «Приключения Незнайки и его друзей », «Фантазёры» - эти рассказы Николая Носова запоминаются на всю жизнь. Рассказы Носова для детей отличаются естественным и живым языком, яркостью и необыкновенной эмоциональностью. Учат очень внимательно относиться к своему повседневному поведению, в особенности по отношению к своим друзьям и близким людям. На нашем интернет портале вы можете посмотреть онлайн список рассказов Носова, и наслаждаться их чтением абсолютно бесплатно.

Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы ни просили шофёров, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим - на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофёр из машины вылез и куда-то ушёл. Мы подбежали. Я говорю: - Это...

Мы с мамой и Вовкой были в гостях у тёти Оли в Москве. В первый же день мама и тётя ушли в магазин, а нас с Вовкой оставили дома. Дали нам старый альбом с фотографиями, чтоб мы рассматривали. Ну, мы рассматривали, рассматривали, пока нам это не надоело. Вовка сказал: – Мы так и Москву не увидим, если будем целый день дома...

    1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 - Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка - чёрный, серый и …

    3 - Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    4 - Про мышонка из книжонки

    Джанни Родари

    Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать …

    5 - Яблоко

    Сутеев В.Г.

    Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя …

    6 - Черный омут

    Козлов С.Г.

    Сказка про трусливого Зайца, который в лесу всех боялся. И так он устал от своего страха, что решил утопиться в Черном Омуте. Но тот научил Зайца жить и не бояться! Черный омут читать Жил-был Заяц …

    7 - Про Бегемота, который боялся прививок

    Сутеев В.Г.

    Сказка про трусливого бегемота, который сбежал из поликлиники, так как боялся прививок. И заболел желтухой. К счастью, его отвезли в больницу и вылечили. А бегемоту стало очень стыдно за свое поведение… Про Бегемота, который боялся …

    8 - Мама для Мамонтенка

    Непомнящая Д.

    Сказка про мамонтенка, который вытаял изо льда и пошел искать маму. Но все мамонты давно вымерли, и мудрый Дядюшка Морж посоветовал ему плыть в Африку, где живут слоны, которые очень похожи на мамонтов. Мама для …