Комедианты стендап. постоянный участник проекта «Stand Up» на ТНТ

Все они, безусловно, были профессиональными юмористами — но можно ли это назвать стендапом? Вряд ли — все-таки домашние заготовки, прочитанные по бумажке (в случае с Райкиным — еще и с переодеванием в различные образы), пусть прямо в лицо аудитории, пусть с квелым интерактивом (одним из первых работать с залом стал ) — это не стендап.

«Райкин, Хазанов, Карцев — это скорее артисты разговорного жанра, юмористы, — размышляет резидент шоу «Stand Up» . — Конечно, их выступления отчасти можно считать предпосылками появления стендапа, ведь каждый понимает его по-своему, но все же это немного другая история. Плюс не надо забывать про особенности советского политического режима.

На Западе свобода слова тоже появилась не просто потому, что так решило государство. Комики чувствовали, что телевидение выглядит слишком чистеньким и прилизанными, и начали с этим бороться, позволять себе больше. Однако в СССР с учетом цензуры это было невозможно».

Стендап, как показал опыт работы , Энди Кауфмана, Кея, Джимми Карра и других зарубежных комиков, это когда в нерв не стесняются лезть бор-машиной, не задумываясь об анестезии. И не подглядывая в бумажку, потому что стендап — это не читка сценария, а разговор со зрителем с глазу на глаз. Струящийся поток мыслей, его боль, проблемы, комплексы, страхи и радости. Общество должно быть готово к такому жанру.

На западе стендап развивается давно, и до России доходили лишь пространные отголоски его успеха. Так, о великом Энди Кауфмане мы узнали только из фильма «Человек на Луне» , где образ бога троллинга воплотил .

Однако — несмотря на безусловные заслуги юмористов постсоветского периода — стране нужна была свежая кровь. Новая энергия, подача, иной подход к разработке и развитию темы. Особый уровень откровенности при общении со зрителем. Наевшаяся фейковыми ток-шоу страна жаждала видеть перед собой людей, готовых говорить прямо, открыто.

Одними из первых эту дорогу начали протаптывать резиденты «Comedy Club». Некоторым короткие монологи Павла Воли пришлись по душе, другим они показались вопиющей безвкусицей.

Так или иначе, постепенно ночные эфиры ТНТ стали наполняться практически беспримесными комедийными стендап-шоу. Программы «Убойная лига» и «Смех без правил» стали первым подобным опытом — там был и абсурдный юмор, и парадоксальный, и экспериментальный, и традиционный. Многие эти проекты уже подзабыли, но свою важную задачу они выполнили — посеяли зерно, давшее обильные всходы в виде расцвета стендапа в России.

Почти все комики их тех первых передач оказались востребованными: работает с , Косяков пишет сценарии, снимается в кино и сериалах, снял собственное стендап-шоу «Комик в городе», некоторые артисты обосновались в «Comedy Club».

Сегодня жанр активно шагает по стране и одним ТНТ, разумеется, не ограничивается. В каждом городе живут и растут собственные лиги, открытые микрофоны (клубные площадки, где каждый может выйти и прочитать монолог) и масса одаренных артистов.

На ютьюбе свои выступления выкладывают молодые и весьма дерзкие комики, не стесненные рамками, в которых существуют центральные телеканалы: Данила Поперечный, и многие другие. Существует масса не очень раскрученных, но безусловно талантливых стендаперов, которых не показывают по телевизору, но чье творчество легко можно оценить в сети: Идрак Мирзализаде, Денис Чужой, Костя Пушкин (тот самый из «Смеха без правил») и , экс-ведущий «Хороших шуток».

Важно, что одинаковых среди них почти не бывает. Выживают только яркие индивидуальности. Недостаточно быть честным и хорошим парнем с отличным чувством юмора. В стендапе приветствуются нездоровый уровень цинизма, аномальная самоирония, черный юмор или самокритика — каждый выбирает свой метод достучаться до публики.

«В интернете принято ругать русский стендап. Несколько лет так же ругали русский рэп, но потом однажды в течение месяца по мощному альбому выпустили Оксимирон, Скриптонит и ATL, и критики потихоньку успокоились. Рэп вышел за собственные границы и стал музыкой номер один, — считает стендап-комик Денис Чужой. — Думаю, так же будет и со стендапом. К людям, которые хотят смешно доносить свои взгляды на жизнь, прислушаются и понесут им деньги. Наверное, пока не хватает пары прорывных концертов, которые бы заткнули критиков».

На его взгляд, «в целом жанр в России уже в порядке».

«Есть хорошее шоу на ТНТ, но туда уже не помещаются все классные комики. Значит, они вывалятся в шоу-конкуренты и в интернет. Прелесть стендапа в том, что это невероятно дешевый в производстве жанр, — продолжает он. —

Это не КВН, где нужно вырезать из гипсокартона красивые декорации, привезти трезвого красивого ведущего и позвать руководителя комитета по молодежи и туризму. Нужны только микрофон, барный стул и минералка (да и то без последней можно обойтись). Значит, прокачиваться в этом может почти любой желающий.

Сегодня вы знаете десять комиков, а завтра от них будет не продохнуть. По крайней мере, хочется верить».

Комик шоу «Stand Up» Слава Комиссаренко называет стендап «самой широкой формой юмора», у которой «могут быть сотни проявлений».

«Это может быть умный стендап или же актерский с большим количеством гэгов, как у Джима Керри. Один человек может выходить на сцену и говорить на какие-то общественно-политические темы. А другой после него на той же самой сцене огромной кувалдой бить по арбузу. И это тоже будет стендап, — говорит Комиссаренко. — Поэтому мы можем говорить о том, что в стендапе может быть сатира. Однако если задуматься, какой процент от общего выступления она занимает, то, наверное, небольшой».

По словам креативного продюсера шоу Руслана Белого, «юмор можно считать формой социальной коммуникации».

«Вы никогда не задумывались о том, что в корне шутки всегда лежит правда? Поэтому в последнее время очень часто стали обижаться на юмор. Ведь мы говорим правду. А она зачастую обижает, — подчеркивает он. — Стендап всегда должен олицетворять то, что думает автор. Шутка всегда должна вызывать споры. Потому что на комика ходит только его зритель. Тогда концерт получается действительно откровенным и качественным».

Коллега Белого и резидентка «Stand Up» Юлия Ахмедова полагает, что настроение общества влияет на настроение стендапа, потому что «комик через призму себя пропускает происходящие вокруг него события».

При этом мало кто из стендаперов работает в исключительно развлекательном ключе. Практически у всех есть публицистический запал и необременительная жизненная философия, но при этом нет токсичного снобизма, который отталкивает зрителя.

Публика всегда чувствует, когда с ней разговаривают снисходительно, — у стендаперов такой привычки нет.

В то же время стендаперы чрезвычайно внимательны. То, что мы видим по телевизору в их исполнении, — не поток сознания, а отточенный на открытых микрофонах — опен-майках — материал с четкой композицией и концепцией. Фактически — литературное произведение, жанровые границы которого расшатаны едкими репризами и колкими шутками.

Еще Аркадий Райкин доносил до доброго зрителя в девятом ряду простую истину: «Бесконфликтная литература — изобретение недоумков». Время чуть скорректировало цитату классика: судя по темпам развития стендапа в России, бесконфликтному юмору тоже пора на покой.

«Очень важно не выглядеть искусственно и не говорить то, что идет вразрез с твоим внутренним я, — уверен Нурлан Сабуров. — Зрители должны чувствовать искренность. Если тебя действительно беспокоит какая-то проблема, а самое главное — ты можешь про нее смешно пошутить, это один разговор.

Многие хорошие западные комики, например, могут во время выступления высказать непопулярное среди большинства мнение и благодаря удачной шутке изменить реакцию аудитории с негативной на позитивную. Это и есть настоящее искусство. А если ты просто говоришь то, что люди хотят услышать, какой в этом смысл? Опять же: если ты действительно считаешь так же, как и остальные 90%, в этом нет ничего критичного. Важно только не переобуваться в воздухе, а оставаться собой».

Новые выпуски «Stand Up» выходят на ТНТ по воскресеньям в 22:00. Большой концерт участников шоу пройдет 29 сентября в Crocus City Hall.

Шутки Алексея понравились многим поклонникам шоу. Юмор Алексея похож на фотографии, но снятые с определённого ракурса, «комического». В нём каждый услышит то, что лично он не раз встречал и переживал в своей жизни, но не обратил особого внимания.Юмор построен на личных наблюдениях, шутках на тему семьи. У Алексея есть жена и сын.

Высокий парень с пышной шевелюрой. Зрители Стэндапа по достоинству оценили его еврейский юмор. Одессит. Дима шутки не придумывает, а берет из жизни, не только своей, но и друзей и родных. Рассказывает о природной бережливости и контролю над финансовыми тратами, наблюдает за людскими отношениями. У Романа есть законная жена Кристина.

Елена не таит свой возраст, а всегда его уточняет в своих выступлениях. Рассказывает о сыне подростке и маленькой дочке. Юмор местами жесткий, о всей правде в воспитании детей, об особенностях поведения каждого ребенка. Окончила актёрский факультет школы-студии МХАТ, курс Ю.Ерёмина, в Москве. С 1998 по 2004 гг. – актриса Московского драматического театра имени Пушкина.

Выходя на сцену, он каждый раз чувствует мандраж. Справиться с волнением ему помогает стакан воды. Никотин и алкоголь Иван Абрамов не приемлет. Жанр, в котором он выступает, коллеги характеризуют как музыкальный - сам Абрамов называет себя интеллигентным комиком. Парень затрагивает отечественный и зарубежный шоу-бизнес. Женат, и в семье родилась дочка.

Иван приехал из Белоруссии. Молодой парень уверенно штурмующий сцену Стэндапа. Шутки парня рассказывают о жизни приезжего в Москву, о том как снимает квартиру, девушках и друзьях из Белоруссии. Остроумные шутки Вани хорошо запомнились зрителю еще в Comedy Баттле.

В шоу Стэндап часто шутит о своей национальности, жене и дочке, это истории из реальной жизни, которые он преподносит с совершенно невероятного угла зрения. Парень запоминается своей манерой выступления, мимикой. Самое смешное рассказывает с абсолютно серьезным лицом.

Настоящим трамплином в карьере артиста стало юмористическое шоу «Comedy Club». Выступление закрепило за ним образ «гламурного подонка», который строил свои выступления на оскорбительных шутках. Выступление было настолько успешным, что он продолжил их формат в дальнейшем. Павел успешно собирает зрителя на собственных концертах с монологами, снимается в кино.

Уже во время учёбы в школе начали проявляться артистические задатки будущего шоумена. В жизни Руслан серьезный и вдумчивый. В своих Стэндап-монологах парень рассказывает о своей службе в армии, об отце, о том как переехал жить из Воронежа в Москву. Не забывает и о российском шоу-бизнесе и современных рэп-певцах. На сцене мастерски подходит к монологам и показывает первоклассный уровень.

Чаще всего Слава рассказывает о своих друзьях, знакомых, а также о любимой девушке и отношениях между ними. С одной стороны, эти номера похожи на обычные рассуждения обычного человека, но наблюдательность этого парня и его умение посмотреть на тривиальную ситуацию под нестандартным углом зрения делают данные сценки по-настоящему смешными.

Он – уроженец Томска. Понимание того, что техническое образование ему не пригодится, пришло к Старовойтову во время активного участия в выступлениях университетской команды КВН. Парень сам пишет сценарии ишутки для команды. Вместе с коллегой создал дуэт «Револьвер». Именно этот проект и стал тем счастливым билетом, который привёл артиста на центральное телевидение. В стэндап Стас рассказывает о взаимоотношениях с женой и ребенком. Зрители полюбили «семейные» шутки стендап-комика.

Еще в школьные годы мальчик привлекал к себе внимание одноклассников и учителей своим необычным чувством юмора. Тимур никогда не лез за словом в карман, для каждой ситуации у него уже была наготове остроумная шутка. Большая часть выступлений посвящена кавказцам и их не простой жизни в Москве. Официально не женат, но есть любимая девушка.

Правильно составленный рейтинг - эффективный способ получить достоверную информацию о том, что ценят люди. Рейтингом не забить гвоздь, рейтинг не съесть, рейтинг не показывает, кто самый смешной комик на Земле и уже тем более он не показывает те результаты, которые вы считаете правильными. Рейтинг показывает, сколько звездочек ставят комикам. А из этого можно делать выводы.

Готов переделанный и свежий, обновленный рейтинг русских комиков, пожалуйста, доставайте поп-корн, а ниже пояснения для любознательных.

История

Когда-то на сайте был рейтинг русских комиков. У него было два фатальных недостатка. Комикам можно было ставить плюс или минус, поэтому в итоге получился рейтинг посещаемости страниц. Принципы, по которым туда включались комики, были не слишком дальновидно придуманы в 2011 году, когда ситуация была совсем иной, и чем дальше, тем менее адекватно рейтинг описывал состояние отечественной стендап-сцены.

Принципы

В обновленном рейтинге пятибалльная шкала. Это как минимум в два с половиной раза лучше, чем плюс / минус, и это качественно иной уровень, чем не лишенные интереса опрос типа «Кто самый любимый комик в «Стендапе на ТНТ». Эффективность этого метода оценки доказывает наш , к которому вообще нельзя придраться. (ОК, временно он считает тупо среднее арифметическое всех оценок; когда за русских комиков проголосует достаточное количество адекватных человек, оба рейтинга вернутся к формуле Байеса).

В обновленном рейтинге более-менее точные критерии включения стендап-комиков - это телеэфиры или сольные концерты. Раз в 3-4 месяца будем пересматривать список, вычеркивая тех, кто не проявляет активность, и, возможно, тех, кто наименее популярен. В целом, в ближайшие пару лет, думаю, в рейтинге будет стабильно порядка 50-60 комиков, которые определяют лицо российской стендап-сцены.

Пожалуйста, говорите, кого мы забыли и кого зря вспомнили, мы будем, конечно же, прислушиваться.

Кто включен

Ну, главное сейчас шоу - это, конечно, Stand Up на ТНТ. Очень интересно сопоставить крутость тамошних комиков. Расскажите, пожалуйста. Это ведь даже фокус-группами и телерейтингами не измерить. Только звездочками, и только на «Стендап-среде», где самая грамотная аудитория.

Есть видеоблогеры. Хотя сегодня в рейтинге изрядный перекос в их сторону, это вполне нормально. Текущие цифры так же адекватно отражают ситуацию, кого знают и ценят фанаты видеоблогеров. Через пару месяцев рейтинг выровняется. Людей, которые умеют здраво оценивать комиков, намного больше, чем фанатов любого отдельно взятого комика.

Вячеслав Протасов отвечает на важные вопросы о российском стендапе.

В закладки

Фото из сообщества Stand-Up Club во «ВКонтакте»

Что такое стендап

Стендап-комедия («Stand-up comedy») - юмористический жанр, в котором комик выступает перед живой аудиторией с монологом собственного сочинения. Это могут быть короткие шутки, истории из жизни комика или его наблюдения. Зачастую комик говорит о личных переживаниях и пережитом опыте.

Это типичное для российского стендапа определение. В то же время на сцене может находиться не один комик, монолог может быть пародийным или музыкальным, а его автор - пребывать в образе. На самом деле жанр не имеет чётких границ, и в него легко вписывается стиль выступлений большинства юмористов на российском ТВ.

Откуда он взялся в России

Кто и когда в России первым стал называть себя стендап-комиком, мы точно не знаем. Это не важно, ведь жанр, существующий на Западе десятки лет, мог перенести на российскую сцену кто угодно. Массовый интерес к новой комедии появился уже в эпоху интернета.

В 2009 году по соцсетям разошелся стендап Эдди Мёрфи под названием «Raw» в русскоязычной озвучке Владимира Завгороднего. Выступление 1987 jn года - второй и последний записанный на видео большой концерт, после которого комик ушел делать карьеру в кино. Переводчик нашел «Raw» случайно, изучая статью на «Википедии», в которой перечислялись фильмы с самым большим содержанием слова «fuck». Он так громко смеялся, что жена попросила перевести ей шутки.

Эдди Мёрфи. Кадр из концерта «Raw»

Примерно в это же время появились переводы концертов Джорджа Карлина - злобного дедушки американского стендапа, которого в США считают одним из лучших комиков всех времён. Карлин умер в 2008 году, а многие из переведённых концертов вышли ещё в 1990-х. Но его шутки, как и шутки Эдди Мёрфи, за это время не утратили актуальность.

Оба говорили о том, что важно во все времена: отношения, секс, политика, религия и беспросветная тупость людей.

Благодаря бурно развивавшимся соцсетям стендап получил вирусное распространение: короткие шутки расходились на цитаты и публиковались с картинками, а длинные биты (тематический блок в монологе - примечание TJ) вырезали из концертов и публиковали в видеозаписях и на YouTube.

Почему стендап стал популярен

Западные стендап-комики рвали шаблоны: человек на сцене - не обязательно клоун, а уморительные шутки могут быть построены на логике, метких наблюдениях и собственном опыте. В стендап-комедии мы увидели то, чего не давало ни одно российское юмористическое телешоу - индивидуальность артиста. На сцене стоит один человек и отвечает за всё, что происходит.

Концерты западных комиков стали переводить регулярно. Появились и быстро выросли паблики во «ВКонтакте» - AllStandUp и Rumble . В какой-то момент количество переведённых за год концертов перевалило за сотню. В итоге на русском языке есть выступления всех более-менее известных англоязычных стендап-комиков. С субтитрами или закадровым голосом можно найти любой концерт Джорджа Карлина и Луи Си Кея, а некоторые озвучены несколько раз.

Пример перевода стендап-выступления Джорджа Карлина

В 2013-м появилось телевизионное шоу на ТНТ, где комики с пафосом и задором раннего «Камеди клаба» представили новый жанр. В России про стендап узнали широкие массы. Если отбросить сравнения с американской сценой, получилось одно из самых качественных и успешных юмористических шоу в нашей стране.

Stand-up комедия - возможно, самый доступный вид искусства. На сцену со своей историей может подняться даже новичок. Не нужны никакие условности и допущения. Вместо «Представьте себе случай в семье...», или монолога с бумажкой можно просто начать говорить. Без миниатюр, танцев и коллективного творчества, обращаясь напрямую к зрителю в зале.

Почему стендап так важен?

За десятки лет развития стендап на Западе стал плодородной почвой для всей комедийной культуры. Почти все, кто смешит американского зрителя в кино и на ТВ - начинали с микрофоном на сцене. Мы знаем Эдди Мёрфи как актёра, но он был более успешным как стендап-комик. Робину Уильямсу и Джиму Керри в кино повезло больше, но в начале пути они разрывали залы своими монологами и кривляниями.

Комедия - такое же ремесло, как и все остальные. Ей нужно учиться и постоянно практиковаться.

На Западе стендап-комики десятки лет пишут шутки и выступают на сцене почти каждый вечер, прокачиваясь в актерском и сценарном мастерстве. Только после локального успеха на городских сценах они попадают в телевизор, заключают контракты с Netflix, становятся авторами ситкомов и шоу. Посмотрите выступления лучших западных комиков, любой их монолог - готовый сценарий для уморительного скетча. Они создают комедийный контент для всего мира - фильмы, сериалы, шоу. В своих выступлениях поднимают важные социальные вопросы, влияют на политику и мысли людей.

Где смотреть российский стендап

Витрина и одновременно единственное успешное стендап-шоу на российском телевидении - StandUp на канале ТНТ. Качественная калька западной комедии на наш лад. Другие каналы тоже пытались запустить свои шоу, но «Ленинградский Stand-up клуб» (СТС) и «Стендап от Paramount Comedy» не закрепились в телевизионной сетке надолго. ТНТ умеет делать долгоиграющие комедийные шоу, плюс они завербовали почти всех лучших на момент создания программы комиков.

А если я не смотрю телевизор

Интернет. Начать знакомство можно с западных комиков. Паблики во «ВКонтакте» AllStandUp и Rumble делают переводы почти в промышленных масштабах. Из качественной российской альтернативы стендапу на ТНТ можно посоветовать два сезона «Стендапа от Paramount Comedy» - новых выпусков, скорее всего, уже не будет, но всё уже вышедшие есть в интернете.

«Стендап от Paramount Comedy»

Есть еще записи сольных концертов российских комиков. Не все они телевизионного качества, да и пересчитать их можно по пальцам:

Шоу Stand Up, появившееся на канале ТНТ несколько лет назад, завоевало популярность зрителей практически с первого выпуска. Для многих не понятно было его появление, ведь есть же проект Comedy Club, в рамках которого выступают юмористы всех жанров. Зачем понадобилось стендап выносить в отдельную программу?

Ответ на этот вопрос знает Руслан Белый, предложивший продюсерам канала свои идеи, и сам Александр Дулерайн - сначала планировался поиск молодых талантов, юмористов, которые нигде и никогда не были замечены. А вот когда со всей России повалили комики, с совершенно новым подходом к юмору, стало очевидно, что без отдельного проекта не обойдется.

Шоу Stand Up в России - это самое честное юмористическое мероприятие на ТВ . Здесь собран небольшой зал любителей посмеяться, на сцене никаких дополнительных декораций, артисты выступают без музыкального сопровождения, их шутки не дополняются записью со смехом - одним словом, все происходит в реальном времени с настоящими эмоциями.

Ни один монолог участника не является заранее спланированной сценкой - разумеется, юмористы готовят шутки, репетируют их, но каждый раз, выступая на сцене, они рассказывают заготовленный материал, дополняя его импровизацией.

Никогда не знаешь, как отреагирует зал на твою реплику, по этой причине выступления стендаперов иногда превращаются в сумасшедшие приключения, которые радуют не только зал, но самих юмористов.

Жанр Stand Up зародился в Великобритании, приблизительно в 18 веке . В то время все шутки проходили жесткую цензуру, а звучали они в рамках мюзик-холлов. В России одним из первых комиков, выступавших в жанре стендап считают Аркадия Райкина - возможно, он не догадывался, что работает в этом направлении, но сохранившиеся записи его выступлений являются прямым тому доказательством.

Проект канала ТНТ стартовал в 2013-м году и практически сразу же собрал вокруг себя множество начинающих юмористов. Все они уже имели за собой определенный опыт, выступали на свадьбах, корпоративах и концертных мероприятиях своих городов, некоторые из них пробовали свои силы в КВН. После 1 сезона Stund Up было ясно, что публика требует продолжения.

Объединяет этих ребят одна общая черта - они имеют свое мнение и готовы высказывать его посредством реплик, через юмористическую подачу. Каждое выступление - это острый взгляд на всем знакомые проблемы. При этом у участников есть свой особенный стиль:

  • Иван Абрамов - это единственный в нашей стране юморист, сочетающий юмор и музыку,
  • Тимур Каргинов, черный комик проекта, а по его мнению просто хач,
  • Дмитрий Романов, подчеркивающий свои еврейские корни,
  • Нурлан Сабуров, очаровательный и одновременно с этим, надменный тип, готовый высмеять любого,
  • Алексей Щербаков, дрыщ из десантных войск,
  • Слава Комиссаренко, белорусский парень,
  • Стас Старовойтов, который вообще «не парится» по поводу своего стиля,
  • Иван Усович, юный, но такой острый,
  • Виктор Комаров, живет с мамой, его постоянно бросают девушки,
  • Идейный вдохновитель и креативный продюсер Руслан Белый,
  • И единственная девочка в Stand Up Юлия Ахмедова.

Сейчас участники Stund Up ездят по городам России и дают большие концерты. Афина на осень 2016:

  • 7 октября в 19.00 Красноярск, Гранд-Холл Сибирь;
  • 8 октября в 19.00 Томск, БКЗ;
  • 9 октября в 19.00 Новосибирск, ККК им. Маяковского;
  • 15 октября в 17.00 Прага;
  • 16 октября в 19.00 Санкт-Петербург, ДК им. Ленсовета.

Стать участником проекта может каждый , для этого достаточно отправить видеозапись со своим выступлением или прийти на фестиваль «Открытый микрофон», который проходит ежегодно. Все участники шоу активно ездят на гастроли по всем городам России, выступают в клубах и активно продвигают жанр Stand Up. А он, по всей видимости, уже не растеряет своей популярности.