Васнецов аполлинарий михайлович краткая биография. Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856–1933). Сближение с археологами

=Сила духа, вера в себя, преодоление трудностей.=


Сила духа, вера в себя, преодоление трудностей. Лучшие цитаты, афоризмы, статусы, стихи.
Величайшее испытание мужества человека — потерпеть поражение и не пасть духом. Ральф Ингерсолл Лишь когда в человеке взыграют его душевные силы, он истинно жив для себя и для других; только когда его душа раскалена и пылает, становится она зримым образом. Стефан ЦвейгСила человеческого духа заключается в способности с интересом и оптимизмом смотреть в непредсказуемое будущее. Это вера в то, что из любого затруднительного положения найдётся выход, а все разногласия можно разрешить. Беккет Бернард

Если Вы опустили руки — не отчаивайтесь, под ногами обязательно найдется что-то чудесное, не бойтесь поднять. Если будет тяжело и страшно, важно почувствовать, как Вам становится легко и понятно, что теперь делать. Серж Гудман

В воле человека есть сила стремления, которая превращает туман внутри нас в солнце. Джебран Халиль Джебран

Человек — все равно, что кирпич; обжигаясь, он становится твердым. Джордж Бернард Шоу

Счастлив, трижды счастлив человек, которого невзгоды жизни закаляют. Жанр Фабр

Человек лишь тогда чего-то добивается, когда он верит в свои силы. Андреас Фейербах

Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий. Людвиг ван Бетховен

Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Великий человек, наоборот, внушает чувство, что вы можете стать великим. Марк Твен

Величайшее испытание мужества человека — потерпеть поражение и не пасть духом. Ральф Ингерсолл

Лишь когда в человеке взыграют его душевные силы, он истинно жив для себя и для других; только когда его душа раскалена и пылает, становится она зримым образом. Стефан Цвейг

Я часто говорю себе, когда все плохо,
И на пути встречаются преграды.
Бывает ровной не всегда дорога,
На ней встречаются и камни, и ухабы.
Что я сумею пережить любые беды,
Я сильная, и слезы мне к лицу.
Мне не страшны превратности погоды,
Преодолеть на свете все смогу.

Позволь себе дышать полной грудью и не загоняй себя в рамки. Сила у того, кто верит в свою силу. Эльчин Сафарли

Упал лицом в грязь? Встань и убеди всех, что она лечебная.

Я стал сильным, потому что был слабым,
Я бесстрашный, потому что боялся,
Я мудрый, потому что был глупцом.

Признавшись в своей слабости, человек становится сильным. Оноре де Бальзак

Все наши мышцы не залог силы, когда-нибудь придет такой день, что просто поставит человека на колени и тот, кто поднимется и продолжит жить, и станет еще лучше - вот тот сильный!

У меня есть я. Мы как-нибудь справимся.
Не бойся смотреть правде в глаза — пусть она тебя боится.
Не бойся быть не идеальной — сама то много идеальных встречала?
Не бойся критики — это значит НЕ равнодушие,
Не бойся будущего — оно уже наступило.

Даже если идет дождь, завтра будет солнце. Я буду двигаться вперед, пока сердце бьется. Макс Лоренс

Человек — это то, во что он верит. Антон Павлович Чехов

Если ты считаешь себя разбитым,
Ты действительно разбит.
Если ты думаешь, что не посмеешь,
Значит, не решишься.
Если тебе хочется выиграть, но ты думаешь,
Что не сможешь,
То почти наверняка проиграешь.
В битвах жизни не всегда побеждает
Самый сильный и самый быстрый,
Но рано или поздно тот, кто побеждает,
Оказывается тем, кто считал себя на это способным!

Тебя заботит будущее? Строй сегодня. Ты можешь изменить все. На бесплодной равнине вырастить кедровый лес. Но важно, чтобы ты не конструировал кедры, а сажал семена. Антуан де Сент-Экзюпери

В желании выражается сущность человека. Бенедикт Спиноза

Человеком движут прежде всего побуждения, которых глазами не увидишь. Человека ведет дух. Апулей

То, что есть в человеке, бессомненно, важнее того, что есть у человека. Артур Шопенгауэр

Десять с лишним лет назад
Я решила выбрать этот путь.
Поначалу наугад,
Но с годами глубже видя суть.
Кто всегда идет вперед,
Пусть порой дорога не проста,
К счастью своему придет,
Даже если шанс один из ста.

Без тени сомнений,
Не пряча лица,
Идти к своей цели
Дорогой бойца.
Идти до конца!
До конца!

Человеку для движения вперед необходимо постоянно иметь перед собою на вершинах славные примеры мужества... У будущего есть несколько имен. Для слабого человека имя будущего — невозможность. Для малодушного - неизвестность. Для глубокомысленного и доблестного — идеал. Потребность безотлагательна, задача велика, время пришло. Вперед, к победе! Виктор Мари Гюго

Возможности человека не измерены до сих пор. Судить о них по предыдущему опыту мы не можем — человек еще так мало дерзал. Генри Дейвид Торо

Если что-либо тебе не по силам, то не решай еще, что оно вообще невозможно для человека. Но если что-нибудь возможно для человека и свойственно ему, то считай, что оно доступно и тебе. Марк Аврелий

Человек создан для счастья, как птица для полета. Владимир Галактионович Короленко

Когда все дороги заходят в тупик, когда разрушаются все иллюзии, когда ни один луч солнца не блеснет на горизонте, в глубине души каждого человека остается искра надежды. Делия Стейнберг Гусман

Я не леди. Всё, чему учили
Пронеслось, как ветер, надо мной.
Но меня невзгоды не сломили,
Пусть жесткой я кажусь порой.

Я не леди. Я - бесстрашный воин,
Тот, что смотрит только лишь вперёд,
Тот, кто так отлично знает цену воен,
Но вдали уж разгорается восход.

За него боролась и бороться буду,
И вечно в жизни не забуду:
Юг проиграл свою войну бесславно,
А я свою победу одержала равно.

Хлопковых полей рукой касаясь,
Гляжу я с верою в будущие дни…
- Что помогло тебе? — спросят, удивляясь,
- Сила духа, лишь ее верни и сохрани!
Унесенные ветром

Трудности порождают в человеке способности, необходимые для их преодоления. У. Филлипс

Мы люди с сильным духом и изворотливым умом, из любых козней и преград, сумеем соорудить подспорье! Джулиана Вильсон

Целеустремленный человек находит средства, а когда не может найти, создает их. Уильям Эллери Чэннинг

Надо искать свою суть, свои человеческие истоки, свои внутренние силы, свои потенциалы. Высота человека зависит не от его физического роста, а от грандиозности его мечты. Открывающиеся ему горизонты очерчиваются не горами, а его верой в себя. Он молод сердцем; он — носитель и хранитель надежды, он обладает вечной силой, позволяющей оставаться оптимистом, энтузиастом и сохранять способность исполнять то, к чему стремится. Хорхе Анхель Ливрага

Истинным поражением является добровольное отречение от своих прав. Джавахарлал Неру

Когда вам не дают роли, которую вы заслуживаете, надо написать ее самому.

Сильных людей судьба ставит на колени для того, чтобы доказать им, что они могут подняться, а слабых она не трогает — они и так всю жизнь на коленях.

Душа, никогда не страдавшая, не может постичь счастья! Преодолевая трудности, ты становишься счастливее. Жорж Санд

Сила духа делает человека непобедимым. Василий Александрович Сухомлинский

Ты очень сильная. Просто очень устала. Ты вспомни о своих крыльях, вспомни, что умеешь летать. Трудно ходить по земле, если умеешь летать. Расправь крылья и лети. Несмотря на трудности и обстоятельства. И несмотря на то, что многие держат твои крылья. ТЫ сильнее!!! Ты взлетишь!!! Поверь просто в себя!!!

С опытом познала я -
В нашей жизни нет простых путей.
Но что не убъет меня -
Завтра меня сделает сильней!
В этом мире каждый сам
Волен управлять своей судьбой,
Но с начала до конца
Нужно просто быть самим собой!

Когда вам становится очень туго, и все оборачивается против вас, и, кажется, нет сил терпеть ни одной минуты больше, ни за что не отступайте — именно в такие моменты наступает перелом в борьбе. Бичер Стоу

Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий - она течёт; плотина-она остановится; прорвётся плотина - она снова потечёт; в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна; в круглом - она кругла. Оттого, что она так уступчива, она нужнее всего и сильнее всех!

Не надо печалиться, когда усталость владеет телом, дух всегда свободен. Среди битвы позволено отдохнуть. Агни-йога

Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека. Сент-Экзюпери А.

Дух, делающий сам себя, настроен на волну сил, управляющих миром.

Истинный человек не есть человек внешний, но душа, сообщающаяся с Божественным Духом. Парацельс

Самое тихое и безмятежное место, куда человек может удалиться, — это его душа... Почаще же разрешай себе такое уединение и черпай в нем новые силы. Марк Аврелий

Твоя решимость не сдаваться, позволит тебе не сломаться даже тогда, когда рушится все.

Главное — не место, где находишься, а состояние духа, в котором пребываешь. Анна Гавальда

Дух силен радостью. Лукреций

Радость духа есть признак его силы. Уолдо Эмерсон

Ум — око души, но не сила ее; сила души — в сердце. Вовенарг

Своей судьбы не бойся,
Ведь все предельно просто:
Стань сильней,
Не отпускай свою мечту,
А просто двигайся за ней.
Черный Обелиск.

Любое дело спорится в моих руках,
Бурлит, кипит и пламенем сверкает,
Энергия моя — повторно воскресает,
И яркий дух бойца в моих глазах
от трудностей сильнее станет!

У нас есть скрытая способность возрождаться после жизненных бурь и становиться еще сильнее

Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933), младший брат художника В. Васнецова, не получив систематического художественного образования, тем не менее был прекрасным пейзажистом. Особенно его интересовали городские пейзажи-реконструкции. Художник не сразу нашел свою дорогу. Мы расскажем о его жизненном и творческом пути.

Детство Аполлинария

В семье приходского священника Вятской губернии Михаила Васильевича и его жены Аполлинарии Ивановны родилось 6 детей. Младшим был Аполлинарий, который появился на свет в 1856 году, 25 июля. Село Рябово, где он родился и рос, было окружено хвойными девственными могучими лесами и стояло на речке Рябовке. Характеры двух братьев, будущих художников, были сформированы не только суровой вятской природой, но укладом жизни земляков, которые хранили древние сказания и поверья, старинные былины и песни.

В семье соседствовали деревенский и городской уклад. Отец старался дать детям образование. Дома много читали вслух, рисовали карандашом и акварелью. Для учебы он направил сыновей в Вятское духовное училище, а затем - в семинарию, которая обладала обширной библиотекой и незаурядными преподавателями. Однако Аполлинарий Васнецов рано стал сиротой. Когда ему было 10 лет, умерла матушка, а в 14 лет он потерял и отца.

Поддержкой стал брат Виктор, который был на 8 лет старше и в это время находился в Москве. Брат, зная о художественных способностях подростка, посоветовал ему заниматься рисованием. Его учителем стал польский ссыльный художник Эдвиро Андриоли. В 16 лет Аполлинарий закончил духовное училище и переехал в Петербург.

Северная столица и возвращение в Вятку

Брат Виктор подготовил его к поступлению в Академию художеств, познакомил с И. Репиным. Но Аполлинарий Васнецов увлекся геологией, а затем в 1875 году вернулся в Вятку, сдал экзамены в реальное училище и стал «ходить в народ», просвещая его вместе с народниками. Но быстро разочаровался и вернулся к брату в Москву в 1878 году.

Работа в Москве

Сначала Аполлинарий Васнецов учился у брата и рисовал для газет и журналов. Затем познакомился с работами И. Репина, И. Шишкина, А. Куинджи, поразился их мастерству и много работал над собой.

Кружок Саввы Мамонтова

С 1882 года Аполлинарий Васнецов вместе с братом вошел в круг художников, которые определяли развитие русского искусства (В. Суриков, В. Серов, К. Коровин, В. Поленов, М. Врубель, М. Нестеров). Он написал свой первый значительный пейзаж «Серенький день» в 1883 году. Его приобрел В. Третьяков. Но художник не был доволен собой. Эпические черты, которыми будут сильны картины А. Васнецова, проявляются еще мимолетно в полотнах «Родина» и «Сумерки» (1889 год).

Сам художник считал, что более всего ему удались «Сумерки», где он изобразил большую одинокую сосну на фоне стремительно покрывающегося ночной мглой неба и одинокого путника. Он виден зрителю только со спины, а в дальней деревушке, куда он направляется, уже появился первый огонек. Дерево нам показывает краткость нашей жизни, над ним пролетели века. Вот тот первый эпический, а не сиюминутный момент, который появился в работе начинающего художника.

Урал и Сибирь

Тема девственного, не тронутого рукой человека русского Севера привлекала всех наших художников того времени: К. Коровина, И. Остроухова, И. Левитана, В. Серова, А. Рылова, М. Нестерова. Аполлинарий Васнецов в 1890-1891 годах совершил большую поездку по Уралу и Сибири. Он привез не только эскизы и наброски, но и большие эпические картины «Тайга на Урале. Синяя гора».

Это произведение просто пугает мощью природы. Древний лес застыл в неопределенном ожидании. Далеко за ним кружат птицы, а еще дальше горизонт замыкает силуэт синей горы. Небо мглистое, бессолнечное. Диагональная композиция привлекает внимание к почти упавшему в озеро замшелому дереву. А рядом стоит засохший ствол, возле которого по контрасту поднялось справа высокое стройное хвойное дерево. Картина выполнена в зловещих, приглушенных, свинцово-серых, темно-зеленых тонах, которые передают сказочное колдовство тайги. Позже, после 1885 года, он напишет после поездки на южный Урал «Каму» - большое полотно, столь же мрачное, могучее и суровое. В нем найдет отображение извечная тема русского пейзажа - река как дорога жизни, которая движется по бесконечным просторам нашей земли.

Сближение с археологами

В 1891 году, создавая иллюстрации к юбилейному изданию М. Лермонтова, художник близко знакомится с историками и археологами. После поездки за границу, во Францию, Италию, Германию в 1898 годы, углубляется его интерес к истории Москвы. В 1900 году художника принимают в Комиссию по сохранению московских древних памятников. С 1901 он 17 лет возглавляет пейзажный класс, который вел умерший И. Левитан. В 1906 году такие историки, как В. Ключевский, И. Забелин, единогласно избирают художника действительным членом МАО.

К этому времени он в 1903 году создал семью с Татьяной Ивановной Одоевцевой.

Рубеж веков

В это время художник погружается в театральную атмосферу, создавая декорации для исторических опер, которые активно ставились в Большом театре в Москве, в Мариинском в Петербурге, у С. Мамонтова в Частной опере, у С. Зимина в оперном театре. С его декорациями шли оперы М. Мусоргского («Хованщина»), Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского («Опричник»).

Новый путь

Постоянно развиваясь как художник и ученый, историк и археолог, он находит для себя тему, которая определит его место в искусстве. Теперь глубоко, с научным подходом и вместе с тем интересно и живо воссоздает жизнь древней столицы Аполлинарий Васнецов. Москва, сердце России, стала для него неиссякаемым Особенно привлекало его XVII столетие. Он жил в Замоскворечье. Аполлинарий Васнецов Кремль хорошо видел из окон квартиры, в которой жил. Но представлял его совсем другим - каким он был прежде, когда вокруг него кипела и бурлила жизнь простого торгового и крестьянского люда, когда на кремлевской площади, еще белокаменной, производились жестокие казни. По картинам Аполлинария Михайловича можно последовательно проследить все изменения, которые претерпевала наша столица. Это работы ученого, который без ошибок, в соответствии со всеми найденными в его время археологическими находками, представил романтику веков, которые пронеслись над Москвой. Достоверность и романтизм теперь мы видим в его работах, которые можно разделить на две части: графические и живописные полотна.

Живопись

На картине «Улица в Китай-городе. Начало XVII века» изображается волнение и суета посадских людей, которыми характеризовался период Смуты. На полотне «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVI I века» Москва сурова и лирична одновременно.

Грандиозная картина, которая показывает ясный зимний день с карнавалом, с группой скоморохов, воссоздана в картине «Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века». Яркий, радостный колорит демонстрирует зимний город с замерзшей рекой.

Совсем другой, страшный Кремль, около которого боятся ходить люди, переносит зрителя в мрачное средневековье. К Константино-Елененской башне Кремля во времена Ивана IV пристроили пыточный застенок, а замученных людей потом просто выбрасывали. На картине «Московский застенок. Конец XVI века» только родственники бродят по заснеженной площади, ища своих близких.

Эрудиция живописца

Художник Аполлинарий Васнецов для написания картин глубоко изучал исторические источники: летописи, миниатюры, гравюры. Он много читал описаний Московии, оставленных путешественниками с Запада, внимательно рассматривал старинные планы Москвы, принимал участие в раскопках, делал доклады. Ему требовалось как можно достовернее изобразить быт и проникнуть в ту непростую и зачастую непонятную жизнь, которая от нас отделена многими столетиями. Творческое воображение и фантазия художника помогали делать непростые иллюстрации к научным фактам, сохранять точность и подлинность, объемно изображать давно ушедшее время, начиная с основания Москвы Юрием Долгоруким, искусно рисовать как деревянные, так и каменные стены Кремля.

Московский Кремль

Не единожды писал Аполлинарий Васнецов московский Кремль. Первая каменная крепость была сложена при князе Дмитрии Ивановиче, когда полностью заменили деревянные стены, которые были поставлены из вековых дубов при князе Иване Калите. Строение обветшало, Русь укреплялась, не боясь монголов. Из каменоломен под Москвой, как предполагал историк И. Забелин, камень привозили по реке на судах, а зимой - на санях. Башни и стены строились много лет. После этого Москву стали называть белокаменной.

Необычайно красивым предстает пред нами белокаменный Кремль с соборами в Чудовом и Воскресенским монастырях.

Судя по постройкам, это последний Кремль, который сооружали при Иване III. Уже имеется Спасская Башня с часами, уже построен Собор Василия Блаженного (Покровский собор). Но красные стены Кремля, его башен и соборов, залил дивный ирреальный бело-сиреневый свет, возможно, утренний или вечерний, так как под стенами суетятся люди. Нежнейшие оттенки сиренево-белого света, который падает с неба, покрыли дымкой дали и четко обрисовывают стройную белоснежную красавицу Беклемишевскую и низкую, более темную трехэтажную Петровскую башни. Зелень башенных шатров повторяется в зеленых лужайках внутри Кремля, и ею отсвечивает каменная кладка, которая спускается вниз. Восхищает и поражает колористическое мастерство живописца до такой степени, что уже мало обращаешь внимание на совершенную композицию, настолько она органична.

Музей Аполлинария Васнецова

Мемориальный музей-квартира был создан усилиями сына и невестки художника. Он находится в центре Москвы, в Фурмановском переулке, д. 6, где Аполлинарий Михайлович прожил последние 30 лет своей жизни. Три комнаты - кабинет, мастерская и гостиная - знакомят с личными вещами художника. В мастерской на мольберте стоит последняя завершенная работа мастера.

Отдельное место занимает экспозиция, посвященная работам живописца и ученого. Третьяковская галерея, в состав которой входит этот музей, нашла возможность разместить экспозицию в двух квартирах на третьем этаже. Более тысячи графических работ и двухсот полотен экспонируются в этом уютном компактном музее, где можно познакомиться как с ранними произведениями художника, так и с более поздними картинами. Всего в музее имеется девять тысяч единиц хранения.

Ниже приведены интересные факты о художнике:

  • Сохранилась карта за 1885-1886 годы, на которой Васнецовым отмечено около ста пунктов, где он писал этюды в разных местах России.
  • На исторические сюжеты он создал свыше 125 полотен.
  • Чтобы изучить Москву, в 1900 году А. Васнецов поднялся над ней на воздушном шаре и сделал зарисовки столицы с птичьего полета.
  • В 1931 году был единственным художником, который публично выступил против сноса храма Христа Спасителя.

Беседка на кургане. Бывший Найденовский парк. Москва. 1920-е



Пушечно-литейный двор на реке Неглинной. 1918

Цветущий луг. 1882-1885
Юнгфрау. Венген. 1912

Писать, писать с натуры, пока глаза видят, и руки держат кисть... За этюдами молодеешь! Не правда ли? Особенно когда на природе и когда природа красива. Словно встретился опять с любимой девушкой - начинаешь вести с ней задушевные беседы, и хорошо, когда она отвечает взаимностью, то есть когда этюд удается.
Васнецов А.М.

Огромный плюс современного искусства заключается в том, что художник стал смотреть на природу, как на явление цвета и света: нет ничего черного, глухого, мутного, мертвенного в природе - все проникнуто цветом и светом. Художник и в безлунной ночи стал находить цвет и был прав, так как и звездные лучи имеют цвет.
Васнецов А.М.

История города есть в то же время и история края, целой эпохи. В постепенном его изменении складывается и общий ход событий данного времени. Вид города служит, так сказать, вещественной скрижалью истории.
Васнецов А.М.

Влияние передвижников на начинающих художников было огромно и весьма благотворно. Требование рисунка, передача натуры такой, какова она на самом деле, воспитывали здоровое отношение к искусству.
Васнецов А.М.

Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933)

Русский художник, теоретик искусства и историк, представитель изобразительного искусства русского модерна. Родился в селе Рябово (Вятская губерния) 25 июля (6 августа) 1856 в семье священника. Учился живописи у старшего брата, В.М.Васнецова. В 1870-е годы, проникшись идеями народничества, оставил искусство, став сельским учителем, но вскоре вернулся к живописи. В 1880-1890 жил в Петербурге, помещал свои рисунки в журналах "Живописное обозрение", "Всемирная иллюстрация" и др. Затем переселился в Москву. Был членом "Товарищества передвижников" и одним из организаторов "Союза русских художников" (1903). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901-1918), руководил классом пейзажной живописи после смерти И.И.Левитана.

Важное место в его искусстве заняли мотивы девственной природы Урала и Сибири, образы древних гор, хмурых лесов и полноводных рек - эпические образы, примыкающие к искусству северного модерна ("Тайга на Урале. Синяя гора", 1891; "Кама", 1895; "Северный край. Сибирская река", 1899). Вошел в традицию прежде всего своими историко-архитектурными картинами, проникновенно воссоздающими облик Москвы 12-17 вв., чаще всего - Москвы последнего "допетровского" века ("Улица в Китай-городе. Начало 17 века"; "Москва конца 17 столетия: на рассвете у Воскресенских ворот", обе работы - 1900; "Книжные лавочки на Спасском мосту", 1912; "Гонцы. Ранним утром в Кремле", 1913). Точные данные современной мастеру археологии одушевлены здесь поэтической фантазией, передающей не какие-то кусочки старинного быта, а его целостную среду. К этим вещам по духу близки и театральные работы художника (оформление "Ивана Сусанина" М.И.Глинки, 1885, и "Хованщины" М.П.Мусоргского, 1897, для Частной русской оперы С.И.Мамонтова; и др.). Был членом Московского археологического общества (с 1906) и председателем Комиссии по изучению старой Москвы (с 1918); сделал на их заседаниях немало научных докладов. Написал главу "Облик старой Москвы" для второго тома "Истории русского искусства" (1910), выходившей под редакцией И.Э.Грабаря.

В своей книге "Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи" (1908) стремился восстановить идеально-классические представления, полагая, что вне идеалов (или "вне тезисов искусства") "начинается область заблуждений". С этих позиций критиковал "декадентщину". Размежевание модерна и авангарда проявилось здесь так же отчетливо, как и в арт-критике А.Н.Бенуа. После революции продолжал свой цикл "историко-археологических" пейзажей, исполнив в 1920-е годы ряд картин для Коммунального музея (ныне Музей истории и реконструкции Москвы). Писал также живописные этюды Москвы и Подмосковья.

В тему: Суриков Василий Иванович (1848-1916) Масштаб и мощь

Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856, с. Рябовo Вятской губ. – 1933, Москва) прошел в искусстве свой путь, создал свой мир художественных образов.

Он вошел в историю русской живописи и как мастер монументально-эпического пейзажа, воспевшего природу Урала и Сибири, и как создатель историко-бытового жанра, показавшего древнюю Москву.

Родился в многодетной семье священника. В 1866 – 1872 А.М. Васнецов учился в Вятском духовном училище, т.к. дети священников обучались там бесплатно и это был единственный способ небогатой семьи дать детям образование. В 13 лет А.М. Васнецов остался сиротой, но страсть к рисованию, проявившаяся очень рано, и пример старшего брата В.М. Васнецова позволили ему безошибочно определить свое призвание.

Первым его учителем был Э.Ф. Андриолли, живописец, сосланный в Вятку за участие в польском восстании 1863. Васнецов вспоминал его всю жизнь с благодарностью “не только за его уроки рисования, но и за то стремление к честности, свободе и справедливости”, которые заложил в нем этот человек. В 1872 А.М. Васнецов переехал в Петербург, где под руководством брата готовился к поступлению в Академию художеств и познакомился с И.Н. Крамским, И.Е. Репиным, В.В. Стасовым и др. передвижниками.

В 1875 вернулся в Вятку для сдачи экзаменов за курс реального училища, чтобы иметь право на поступление в академию, но подружился с сосланным Ф.Ф. Павленковым, для которого иллюстрировал книжки, увлекся народническими идеями. Сдав экзамен на звание учителя, уехал в с. Быстрину Орловской губ., рассчитывая посвятить жизнь просвещению народа. Убедившись на собственном опыте в несостоятельности теорий народничества, в 1878 Васнецов уехал в Москву, к брату, с тем чтобы заниматься только искусством.

Много работая, Васнецов выставлял свои произведения на выставках передвижников. В 1883 пейзаж Васнецова “Серый денек” приобрел для своей галереи 17. М. Третьяков. В 1880 – 1890 Васнецов много путешествовал по Северу я Уралу. Художник М.В. Нестеров писал о созданных Васнецовым в это время работах: “Аполлинарий был поэт-романтик. Никто, кроме него, так ярко не изобразил ландшафт моей родины, быстрых уральских рек, сибирской тайги”.

В 1898 он отправился во Францию, Италию и Германию знакомиться с искусством этих стран и продолжал много работать.

В 1903 А.М. Васнецов был избран действительным членом Академии художеств. Его полотна “Кама”, “Тайга”, “Северный край”, “Озеро” свидетельствуют о ярком таланте пейзажиста.

В конце XIX – нач. XX в. В. создал полотна и рисунки, посвященные истории Москвы. К этим работам его подтолкнуло не только любование “башнями, стенами и соборами”, но и получение заказов на создание эскизов декораций для Большого театра в Москве и Мариинского театра в Петербурге. А.Н. Бенуа писал о его исторических картинах: “Его виды старой Москвы, являющиеся в научном отношении очень верными иллюстрациями, драгоценны и в чисто художественном отношении”.

Васнецов приобрел известность как ученый-археолог и искусствовед: в 1900 стал членом Комиссии по сохранению древних памятников при Московском археологическом обществе, которое под разными названиями существовало до 1930; в 1918 – -1929 В. был председателем Комиссии по изучению старой Москвы. В последние годы жизни писал пейзажи. Последняя картина “Шум старого парка” (1926) – романтически грустный пейзаж, как бы подводящий итог непростой судьбы художника.

После его смерти в 1933 в Третьяковской галерее состоялась посмертная выставка его работ.