Ван гог очень краткая биография. Краткая биография винсента ван гога. Детские годы Винсента

Родился будущий художник в маленькой голландской деревне под названием Грот-Зюндерт. Это радостное событие в семье протестантского священника Теодора Ван Гога и его жены Анны Корнелиус Ван Гог случилось 30 марта 1853 года. В семье пастора было всего шестеро детей. Винсент – самый старший. Родные считали его трудным и странным ребенком, в то время как соседи отмечали в нем скромность, сострадание и дружелюбие в отношениях с людьми. Впоследствии он не раз говорил о том, что детство его было холодным и мрачным.

В возрасте семи лет Ван Гога определили в местную школу. Ровно через год он возвратился домой. Получив начальное домашнее образование, в 1864 году он отправился в Зевенберген в частную школу-интернат. Проучился он там недолго – всего два года, и перешел в другой пансион – в Тилбурге. У него отмечали способности к изучению языков и рисованию. Примечательно, что в 1868 году он неожиданно бросил учёбу и уехал обратно в деревню. На этом закончилось и его образование.

Юность

Издавна так повелось, что мужчины в семье Ван Гогов занимались только двумя видами деятельности: торговля художественными полотнами и церковно-приходская деятельность. Юный Винсент не мог не попробовать себя и в том и другом. Он добился определенных успехов и в качестве пастора, и в роли торговца картинами, но страсть к рисованию взяла своё.

В 15 лет семья Винсента помогла ему устроиться в гаагский филиал художественной компании «Гупиль и Ко». Его карьерный рост не заставил себя ждать: за прилежание и успехи в работе его перевели в британское отделение. В Лондоне он из простого деревенского парня, любителя живописи превратился в успешного коммерсанта, профессионала, разбирающегося в гравюрах английских мастеров. В нем появился столичный лоск. Не за горами и переезд в Париж, и работа в центральном отделении компании «Гупиль».Однако произошло нечто неожиданное и не поддающиеся пониманию: он впал в состояние «болезненного одиночества» и отказался заниматься чем-либо. Вскоре его уволили.

Религия

В поисках своего предназначения он отправился в Амстердам и усиленно готовился к поступлению на теологический факультет. Но вскоре он озознал, что ему здесь не место, бросил учёбу и поступил в миссионерскую школу. После её окончания в 1879 году ему предложили проповедовать Закон Божий в одном из городов на юге Бельгии. Он согласился. В этот период он много рисует, преимущественно портреты простых людей.

Творчество

После разочарований, постигших Ван Гога в Бельгии, он вновь впал в депрессию. На помощь пришел брат Тео. Он оказал ему моральную поддержку и помог поступить в Академию изящных искусств. Там он проучился недолго и вернулся к родителям, где продолжил самостоятельное изучение различных техник. В этот же период он пережил и несколько неудачных романов.

Самым плодотворным временем в творчестве Ван Гога считается парижский период (1886-1888). Он познакомился с яркими представителями импрессионизма и постимпрессионизма: Клодом Моне, Камилем Писсарро, Ренуаром, Полем Гогеном . Он непрестанно искал свой стиль и вместе с тем изучал различные техники современной живописи. Незаметно посветлела и его палитра. От светлого к настоящему буйству красок, характерных для его полотен последних лет, осталось совсем немного.

Другие варианты биографии

  • После возвращения в психиатрическую клинику Винсент, как обычно, утром отправился рисовать с натуры. Но возвратился он не с набросками, а с пулей, выпущенной им самим из пистолета. Остается непонятным, как серьезная рана позволила ему самостоятельно дойти до приюта и прожить еще два дня. Умер он 29 июля 1890 года.
  • В краткой биографии Винсента Ван Гога невозможно не упомянуть одного имени – Тео Ван Гога, младшего брата, который всю жизнь помогал и поддерживал старшего. Он не мог себе простить последнюю ссору и последующее самоубийство знаменитого художника. Он умер ровно через год после смерти Ван Гога от нервного истощения.
  • Ван Гог отрезал себе ухо после бурной ссоры с Гогеном. Последний думал, что собираются напасть на него, и в страхе сбежал.

Винсент Ван Гог

нидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись XX века

Краткая биография

Винсе́нт Ви́ллем ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh; 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, Нидерланды - 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция) - нидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись XX века. За десять с небольшим лет он создал более 2100 произведений, включая около 860 картин маслом. Среди них - портреты, автопортреты, пейзажи и натюрморты, с изображением оливковых деревьев, кипарисов, полей пшеницы и подсолнухов. Большинство критиков не замечало ван Гога до его самоубийства в возрасте 37 лет, которому предшествовали годы тревог, нищеты и расстройств рассудка.

Детство и юность

Родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (нидерл. Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Отцом Винсента был Теодор Ван Гог (родился 08.02.1822), протестантский пастор, а матерью - Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Своё имя он получил в честь деда по отцовской линии, который также всю свою жизнь посвятил протестантской церкви. Это имя предназначалось для первого ребёнка Теодора и Анны, который родился на год раньше Винсента и умер в первый же день. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей.

Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, родился его брат Теодорус ван Гог (Тео). Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры - Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862). Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. По словам гувернантки, было в нём что-то странное, что отличало его от других: из всех детей Винсент был ей менее приятен, и она не верила, что из него может выйти нечто стоящее. Вне семьи, напротив, Винсент показывал обратную сторону своего характера - был тихим, серьёзным и задумчивым. Он почти не играл с другими детьми. В глазах односельчан он был добродушным, дружелюбным, предупредительным, сострадательным, милым и скромным ребёнком. Когда ему исполнилось 7 лет, он пошёл в деревенскую школу, но через год его забрали оттуда, и вместе со своей сестрой Анной он обучался дома, у гувернантки. 1 октября 1864 года он уехал в школу-интернат в Зевенберген, находившийся в 20 км от родного дома. Отъезд из дома причинил много страданий Винсенту, он не мог забыть этого, даже будучи взрослым. 15 сентября 1866 года он начинает обучение в другом интернате - колледже Виллема II в Тилбурге. Винсенту хорошо даются языки - французский, английский, немецкий. Там же он получал уроки рисования. В марте 1868 года, посреди учебного года, Винсент неожиданно бросил школу и возвратился в отчий дом. На этом заканчивается его формальное образование. О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым…» .

Работа в торговой фирме и миссионерская деятельность

В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil & Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Сент»). Там он получил необходимое обучение в качестве дилера. Первоначально будущий художник с большим рвением взялся за работу, добился хороших результатов, и в июне 1873 года его перевели в лондонский филиал Goupil & Cie. Благодаря ежедневному контакту с произведениями искусства Винсент начал разбираться в живописи и ценить её. Помимо этого, он посещал городские музеи и галереи, любуясь работами Жана-Франсуа Милле и Жюля Бретона. В конце августа Винсент переехал на Хакфорд Роуд, 87 и снял комнату в доме Урсулы Лойер и её дочери Евгении. Есть версия, будто он был влюблен в Евгению, хотя многие ранние биографы ошибочно называют её именем матери, Урсулы. В дополнение к этой неразберихе с именами, которая существует уже десятилетия, последние исследования свидетельствуют о том, что Винсент был влюблен вовсе не в Евгению, а в немку по имени Каролина Хаанебик. Что же было на самом деле, остается неизвестным. Отказ возлюбленной потряс и разочаровал будущего художника; постепенно он потерял интерес к своей работе и начал обращаться к Библии. В 1874 году Винсента перевели в парижский филиал фирмы, но после трёх месяцев работы он снова уезжает в Лондон. Дела у него шли всё хуже, и в мае 1875 он опять был переведён в Париж, где посещал выставки в Салоне и Лувре и в конце концов сам начал пробовать свои силы в живописи. Постепенно это занятие стало отбирать у него больше времени, и Винсент окончательно охладел к работе, решив для себя, что «у искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами». В результате в конце марта 1876 г. его уволили из фирмы Goupil & Cie по причине плохой работы, несмотря на покровительство родственников-совладельцев компании.

В 1876 году Винсент возвратился в Англию, где он нашёл неоплачиваемую работу в качестве учителя в интернате в Рэмсгейте. В это же время у него возникает желание стать священником, как и его отец. В июле Винсент перешёл в другую школу - в Айзлворте (под Лондоном), где он выполнял работу учителя и помощника пастора. 4 ноября Винсент прочитал свою первую проповедь. Его интерес к Евангелию рос и он загорелся идеей проповедовать беднякам.

На Рождество Винсент поехал домой, и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте. Эта работа была ему не по душе; большую часть времени он проводил, делая наброски или переводя отрывки из Библии на немецкий, английский и французский. Пытаясь поддержать стремление Винсента стать пастором, семья посылает его в мае 1877 года в Амстердам, где он поселился у своего дяди, адмирала Яна ван Гога. Здесь он усердно занимался под руководством своего дяди Йоганесса Стрикера, уважаемого и признанного теолога, готовясь к сдаче вступительного экзамена в университет на отделение теологии. В конце концов он разочаровался в учёбе, бросил свои занятия и в июле 1878 уехал из Амстердама. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди (однако существует версия, что он не закончил полный курс обучения и был выгнан из-за неряшливого внешнего вида, вспыльчивого характера и частых приступов ярости).

В декабре 1878 года Винсент направился на полгода миссионером в посёлок Патюраж в Боринаже, бедном шахтёрском районе на юге Бельгии, где развернул неутомимую деятельность: посещал больных, читал неграмотным Писание, проповедовал, обучал детей, а по ночам для заработка рисовал карты Палестины. Подобная самоотверженность расположила к нему местное население и членов Евангелического общества, результатом чего было назначение ему жалования в пятьдесят франков. Пройдя полугодичный стаж, ван Гог намеревался поступить в Евангельскую школу для продолжения образования, но счёл введённую плату за обучение проявлением дискриминации и отказался от обучения. В это же время Винсент обратился к дирекции шахт с ходатайством от имени рабочих об улучшении условий их труда. Ходатайство было отклонено, а сам ван Гог был отстранён от должности проповедника синодальным Комитетом протестантской церкви Бельгии. Это явилось серьёзным ударом по эмоционально-психическому состоянию художника.

Становление как художника

Спасаясь от депрессии, вызванной событиями в Патюраже, Ван Гог снова обратился к живописи, всерьёз задумался об учёбе и в 1880 году при поддержке брата Тео уехал в Брюссель, где начал посещать занятия в Королевской Академии изящных искусств. Однако через год Винсент бросил учёбу и вернулся к родителям. В этот период жизни он считал, что художнику вовсе не обязательно иметь талант, главное - много и усердно трудиться, поэтому он продолжил занятия самостоятельно.

В это же время ван Гог испытал новое любовное увлечение, влюбившись в свою кузину, вдову Кее Вос-Стрикер, гостившую вместе с сыном в их доме. Женщина отвергла его чувства, но Винсент продолжал ухаживания, чем настроил против себя всех родных. В результате его попросили уехать. Ван Гог, испытав новое потрясение и решив навсегда отказаться от попыток устроить свою личную жизнь, уехал в Гаагу, где с новой силой окунулся в занятия живописью и стал брать уроки у своего дальнего родственника - представителя гаагской школы живописи Антона Мауве. Винсент много работал, изучал жизнь города, особенно бедных кварталов. Добиваясь интересного и удивительного цвета в своих работах, он иногда прибегал к смешению на одном холсте различных техник письма - мела, пера, сепии, акварели («Задворки», 1882, перо, мел и кисть на бумаге, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Крыши. Вид из мастерской ван Гога», 1882, бумага, акварель, мел, частное собрание Ж. Ренана, Париж). Большое влияние на художника оказало пособие Шарля Барга «Курс обучения рисунку». Он копировал все литографии пособия в 1880/1881 годах, а затем вновь в 1890 году, но уже только часть.

В Гааге художник попытался создать семью. На этот раз его избранницей стала беременная уличная женщина Христин, с которой Винсент познакомился прямо на улице и, движимый сочувствием к её положению, предложил переехать к нему вместе с детьми. Этот поступок окончательно рассорил художника со своими друзьями и родственниками, но сам Винсент был счастлив: у него появилась модель. Однако у Христин оказался тяжёлый характер, и вскоре семейная жизнь ван Гога превратилась в кошмар. Очень скоро они расстались. Художник не мог больше оставаться в Гааге и направился на север Нидерландов, в провинцию Дренте, где поселился в отдельной хижине, оборудованной под мастерскую, и целые дни проводил на природе, изображая пейзажи. Однако он не очень увлекался ими, не считая себя пейзажистом - много картин этого периода посвящено крестьянам, их повседневному труду и быту.

По своей тематике ранние работы ван Гога могут быть отнесены к реализму, хотя манеру исполнения и технику назвать реалистичными можно лишь с определёнными существенными оговорками. Одной из множества проблем, вызванных отсутствием художественного образования, с которыми столкнулся художник, стало неумение изобразить человеческую фигуру. В конце концов это привело к одной из основополагающих особенностей его стиля - толкованию человеческой фигуры, лишённой плавных или размеренно-грациозных движений, как неотъемлемой части природы, в чём-то даже уподобляющейся ей. Очень хорошо это видно, например, в картине «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель» (1885, Кунстхауз, Цюрих), где фигуры крестьян уподоблены скалам, а высокая линия горизонта словно давит на них, не позволяя разогнуться или хотя бы поднять голову. Подобный подход к теме можно увидеть и в более поздней картине «Красные виноградники» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. («Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884-1885), «Крестьянка» (1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Едоки картофеля» (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. В это же время у художника сформировалось и собственное понимание пейзажа: выражение своего внутреннего восприятия природы через аналогию с человеком. Его художественным кредо стали собственные слова: «Когда рисуешь дерево, трактуй его как фигуру».

Осенью 1885 года ван Гог неожиданно покинул Дренте, потому как на него ополчился местный пастор, запретивший крестьянам позировать художнику и обвинивший его в аморальности. Винсент уехал в Антверпен, где снова начал посещать занятия живописью - на сей раз в живописном классе при Академии художеств. Вечерами же художник посещал частную школу, где рисовал обнажённые модели. Однако уже в феврале 1886 ван Гог уехал из Антверпена в Париж к брату Тео, занимавшемуся торговлей произведениями искусства.

Начался парижский период жизни Винсента, оказавшийся очень плодотворным и богатым на события. Художник посещал престижную частную художественную студию знаменитого на всю Европу педагога Фернана Кормона, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, синтетические произведения Поля Гогена. В этот период палитра ван Гога стала светлой, исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок ("Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин» (1887-1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Мост через Сену» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Папаша Танги» (1887, Музей Родена, Париж), «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). В творчестве появились нотки спокойствия и умиротворения, вызванные влиянием импрессионистов. С некоторыми из них - Анри де Тулуз-Лотреком, Камилем Писсарро, Эдгаром Дега, Полем Гогеном, Эмилем Бернаром - художник познакомился вскоре после приезда в Париж благодаря брату. Эти знакомства оказали самое благотворное влияние на художника: он обрёл родственную среду, которая его оценила, с увлечением принимал участие в выставках импрессионистов - в ресторане «Ла Фурш», кафе «Тамбурин», затем - в фойе «Свободного театра». Однако публика пришла в ужас от картин ван Гога, что заставило его снова заняться самообразованием - изучать теорию цвета Эжена Делакруа, фактурную живопись Адольфа Монтичелли, японские цветные гравюры и плоскостное восточное искусство вообще. На парижский период жизни приходится наибольшее количество созданных художником картин - около двухсот тридцати. В их числе выделяются серии натюрмортов и автопортретов, серия из шести полотен под общим названием «Башмаки» (1887, Художественный музей, Балтимор), пейзажи. Меняется роль человека в картинах Ван Гога - его нет совсем, или же он является стаффажем. В работах появляются воздух, атмосфера и сочный цвет, однако художник по-своему передавал световоздушную среду и атмосферные нюансы, расчленяя целое, не сливая формы и показывая «лицо» или «фигуру» каждого элемента целого. Ярким примером такого подхода может служить картина «Море в Сент-Марье» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Творческие поиски художника привели его к истокам нового художественного стиля - постимпрессионизма.

Последние годы. Расцвет творчества

Несмотря на творческий рост ван Гога, публика по-прежнему не воспринимала и не покупала его картины, что весьма болезненно воспринималось Винсентом. К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции - в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга» - своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. Самую важную роль в будущей мастерской Ван Гог отдавал Полю Гогену. Тео поддержал начинание деньгами, и в том же году Винсент переехал в Арль. Там окончательно определились своеобразие его творческой манеры и художественная программа: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя». Следствием этой программы стала попытка выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской». Кроме того, Винсент начал синтезировать рисунок и цвет, чтобы полнее передать саму суть местной природы.

Хотя ван Гог и заявил об отходе от импрессионистских методов изображения, влияние этого стиля всё ещё очень сильно ощущалось в его картинах, особенно в передаче световоздушности («Персиковое дерево в цвету», 1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) или в использовании больших колористических пятен («Мост Англуа в Арле», 1888, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). В это время, подобно импрессионистам, ван Гог создавал серии работ с изображением одного и того же вида, правда, добиваясь не точной передачи изменчивых световых эффектов и состояний, а максимальной интенсивности выражения жизни природы. Его кисти этого периода принадлежит также ряд портретов, в которых художник опробовал новую художественную форму.

Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жёлтый дом» (1888), «Кресло Гогена» (1888), «Жатва. Долина Ла-Кро» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Терраса кафе ночью» (1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло); динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва)), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)). Картины художника становятся более динамичными и напряжёнными по своему колориту («Сеятель», 1888, Фонд Э. Бюрле, Цюрих), трагичными по звучанию («Ночное кафе», 1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен; «Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам).

25 октября 1888 года в Арль приехал Поль Гоген, чтобы обсудить идею создания южной мастерской живописи. Однако мирное обсуждение очень быстро переросло в конфликты и ссоры: Гоген был недоволен безалаберностью ван Гога, сам ван Гог же недоумевал, как Гоген не хочет понять саму идею единого коллективного направления живописи во имя будущего. В конце концов Гоген, искавший в Арле покоя для своей работы и не нашедший его, решил уехать. Вечером 23 декабря после очередной ссоры ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. Гогену случайно удалось остановить Винсента. До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что ван Гог напал на спящего Гогена, и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся), однако в ту же ночь Ван Гог отрезал себе мочку уха. По общепринятой версии, это было сделано в порыве раскаяния; в то же время некоторые исследователи считают, что это было не раскаянием, а проявлением безумия, вызванного частым употреблением абсента. На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей». Гоген спешно покинул Арль, не навестив ван Гога в больнице, предварительно сообщив о произошедшем Тео.

В периоды ремиссии Винсент просил отпустить его назад в мастерскую, чтобы продолжать работу, однако жители Арля написали заявление мэру города с просьбой изолировать художника от остальных жителей. Ван Гогу было предложено отправиться в больницу для душевнобольных Сен-Поль в Сен-Реми-де-Прованс, недалеко от Арля, куда Винсент и прибыл 3 мая 1889 года. Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм («Звёздная ночь», 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), противопоставление контрастных цветов и - в некоторых случаях - использование полутонов («Пейзаж с оливами», 1889, Собрание Дж. Г. Уитни, Нью-Йорк; «Пшеничное поле с кипарисами», 1889, Музей Метрополитен, Нью-Йорк).

В конце 1889 года его пригласили участвовать в брюссельской выставке «Группы двадцати», где работы художника сразу вызвали интерес у коллег и любителей живописи. Однако это уже не радовало ван Гога, как не обрадовала и первая восторженная статья о картине «Красные виноградники в Арле» за подписью Альбера Орье, появившаяся в январском номере журнала «Меркюр де Франс» в 1890 году.

Весной 1890 года художник перебрался в Овер-сюр-Уаз, местечко под Парижем, где впервые за два года увиделся с братом и его семьёй. Он по-прежнему продолжал писать, но стиль его последних работ изменился окончательно, став ещё более нервным и гнетущим. Главное место в творчестве занял прихотливо искривлённый контур, словно зажимающий собой тот или иной предмет («Сельская дорога с кипарисами», 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Улица и лестница в Овере», 1890, Городской художественный музей, Сент-Луис; «Пейзаж в Овере после дождя», 1890, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Последним светлым событием в личной жизни Винсента стало знакомство с художником-любителем доктором Полем Гаше.

В 20-х числах июля 1890 года ван Гог написал своё знаменитое полотно «Пшеничное поле с воронами» (Музей ван Гога, Амстердам), а через неделю, 27 июля, произошла трагедия. Выйдя на прогулку с материалами для рисования, художник выстрелил себе в область сердца из револьвера, купленного для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре, однако пуля прошла ниже. Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил. Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео. Последний приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года). В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. Американские историки-искусствоведы Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит выдвинули предположение, что ван Гог был подстрелен одним из подростков, которые регулярно составляли ему компанию в питейных заведениях.

По словам Тео, последними словами художника были: La tristesse durera toujours («Печаль будет длиться вечно»).Винсент ван Гог был похоронен в Овер-сюр-Уаз 30 июля. В последний путь художника провожали брат и немногочисленные друзья. После похорон Тео взялся за организацию посмертной выставки работ Винсента, но заболел нервным расстройством и ровно через полгода, 25 января 1891 года, скончался в Голландии. Через 25 лет в 1914 году его останки были перезахоронены вдовой рядом с могилой Винсента.

Наследие

Признание и продажи картин

Художник на пути в Тараскон , август 1888 года, Винсент ван Гог на дороге у Монмажура, холст, масло, 48×44 см, бывший музей Магдебурга; предполагается, что картина погибла в огне во время Второй мировой войны

Распространено ошибочное утверждение, что при жизни ван Гога была продана только одна его картина - «Красные виноградники в Арле». Данное полотно лишь было первым, проданным за существенную сумму (на брюссельской выставке «Группы двадцати» в конце 1889 года; цена за картину составила 400 франков). Сохранились документы о прижизненной продаже 14 работ художника, начиная с 1882 года (о чём ван Гог написал брату Тео: «Первая овечка прошла через мост»), и в реальности сделок должно было произойти больше.

После первой выставки картин в конце 1880-х годов известность ван Гога постоянно росла среди коллег, искусствоведов, дилеров и коллекционеров. После его смерти мемориальные выставки были организованы в Брюсселе, Париже, Гааге и Антверпене. В начале XX столетия состоялись ретроспективы в Париже (1901 и 1905) и Амстердаме (1905) и значимые групповые выставки в Кёльне (1912), Нью-Йорке (1913) и Берлине (1914). Это оказало заметное влияние на последующие поколения художников. К середине XX века Винсент ван Гог рассматривается как один из величайших и самых узнаваемых художников в истории. В 2007 году группа голландских историков составила «Канон голландской истории» для преподавания в школах, в котором ван Гог был помещён в качестве одной из пятидесяти тем, наряду с другими национальными символами, такими как Рембрандт и художественная группа «Стиль».

Наряду с творениями Пабло Пикассо работы ван Гога являются одними из первых в списке самых дорогих картин, когда-либо проданных в мире, согласно оценкам с аукционов и частных продаж. В число проданных за более чем 100 миллионов (в эквиваленте 2011 года) входят: «Портрет доктора Гаше», «Портрет почтальона Жозефа Рулена» и «Ирисы». Картина «Пшеничное поле с кипарисами» была продана в 1993 году за 57 млн долларов, невероятно высокую цену в то время, а его «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» был продан в частном порядке в конце 1990-х годов. По оценкам, цена продажи составила 80-90 миллионов долларов. Картина ван Гога «Портрет доктора Гаше» была продана на аукционе за 82,5 млн долларов. «Вспаханное поле и пахарь» ушла с аукциона в Нью-Йоркском аукционном доме Christie"s за 81,3 млн долларов.

Влияние

В своем последнем письме к Тео Винсент признался, что, поскольку у него не было детей, то он рассматривает свои картины как потомство. Размышляя над этим, историк Саймон Шама пришёл к выводу, что он «действительно имел ребёнка - экспрессионизм, и много-много наследников». Шама упоминает широкий круг художников, которые адаптировали элементы стиля ван Гога, в их числе - Виллем де Кунинг, Говард Ходжкин и Джексон Поллок. Фовисты расширили область применения цвета и свободу в его использовании, так же как и немецкие экспрессионисты из группы «Die Brücke» и другие ранние модернисты. Абстрактный экспрессионизм 1940-х и 1950-х годов рассматривается как частично вдохновлённый широкими, жестикуляционными мазками ван Гога. Вот что говорит искусствовед Сью Хаббард о выставке «Винсент Ван Гог и Экспрессионизм» :

В начале двадцатого века ван Гог дал экспрессионистам новый живописный язык, который позволил им выйти за рамки внешнего поверхностного видения и проникнуть глубже в сущность истины. Это не случайность, что в тот самый момент Фрейд также открывал глубины модернового по сути понятия - подсознания. Эта прекрасная интеллектуальная выставка отдаёт Ван Гогу место, которое принадлежит ему по праву - первопроходец искусства модерна.

Оригинальный текст (англ.)
At the beginning of the twentieth century Van Gogh gave the Expressionists a new painterly language which enabled them to go beyond surface appearance and penetrate deeper essential truths. It is no coincidence that at this very moment Freud was also mining the depths of that essentially modern domain -the subconscious. This beautiful and intelligent exhibition places Van Gogh where he firmly belongs; as the trailblazer of modern art.

Hubbard, Sue. «Vincent Van Gogh and Expressionism». Independent , 2007

В 1957 году ирландский художник Фрэнсис Бэкон (1909-1992) на основе репродукции картины ван Гога «Художник на пути в Тараскон» , оригинал которой был уничтожен во время Второй мировой войны, написал серию своих произведений. Бэкон был вдохновлён не только самим изображением, которое он описал как «навязчивое», но и самим Ван Гогом, которого Бэкон расценивал как «отчуждённого лишнего человека» - положение, резонировавшее с настроением Бэкона.

В дальнейшем ирландский художник отождествил себя с теориями Ван Гога в искусстве и процитировал строки из письма ван Гога к брату Тео: «настоящие художники не рисуют вещи такими, как они есть… Они рисуют их, поскольку сами чувствуют себя ими».

С октября 2009 по январь 2010 года в музее Винсента ван Гога в Амстердаме состоялась выставка, посвящённая письмам художника, затем, с конца января по апрель 2010 года, выставка переехала в Королевскую академию художеств Лондона.

Галерея

Автопортреты

Как художник

Посвящено Гогену

Автопортрет 1887 года

Винсент Виллем Ван Гог (1853-1890) – знаменитый нидерландский художник, который своим творчеством оказал огромное влияние на живопись XIX-XX веков. Его творческий путь был недолог, всего десять лет, но за это время он успел создать около 2100 картин, из них 860 произведений написаны маслом. Творил в художественном направлении постимпрессионизма. Рисовал портреты, пейзажи, натюрморты, автопортреты. Он жил в нищете и постоянных тревогах, лишился рассудка и покончил жизнь самоубийством, только после этого критики оценили его великое творчество.

Рождение и семья

Винсент появился на свет в южной нидерландской провинции Северный Брабант, которая расположена около границы с Бельгией. Там была маленькая деревушка Грот-Зюндерт, где 30 марта 1853 года и родился будущий великий художник.

Его отец, Теодор Ван Гог, 1822 года рождения, был протестантским пастором.
Мама, Анна Корнелия Карбентус, была родом из Гааги, что расположена на западе Нидерландов. Её отец переплетал и продавал книги.

Всего в семье родилось семеро детей, Винсент был вторым, но самым старшим, потому что первый ребёнок умер. Имя Винсент, означающее «победитель», предназначалось первому сыну, мать с отцом мечтали, что он вырастет, станет успешным в жизни и прославит их род. Так звали дедушку по линии отца, который всю жизнь служил в церкви протестантов. Но спустя полтора месяца от рождения ребёнок умер, его смерть стала тяжёлым ударом, родители были безутешны в своём горе. Однако прошёл год и у них родился второй малыш, которого решено было снова назвать Винсентом в честь умершего братика. Он и стал тем великим победителем, который принёс славу фамилии Ван Гог.

Спустя два года после рождения Винсента в семье появилась девочка Анна Корнелия. В 1857 году родился мальчик Теодорус (Тео), который впоследствии стал известным в Голландии торговцем картин, в 1859 году сестра Элизабет Губерта (Лиз), в 1862 году ещё одна сестрёнка Виллемина Якоба (Вил), а в 1867 году мальчик Корнелис (Кор).

Детские годы

Среди всех детей Винсент был самым нудным, трудным и своенравным, отличался странными манерами, за что частенько получал наказания. Гувернантка, которая занималась воспитанием детей, любила Винсента меньше остальных и не верила, что из него может получиться что-то путное.

Он рос угрюмым и одиноким. В то время как остальные дети носились по дому и мешали отцу готовиться к пасторской проповеди, Винсент уединялся. Он уходил бродить по деревенским окрестностям, внимательно разглядывал растения и цветы, плёл косички из шерстяных ниток, сочетая при этом яркие оттенки и восторгаясь игрой красок.

Однако стоило только Винсенту выйти из семейного окружения и оказаться среди людей, как он становился совершенно другим ребёнком. Среди односельчан проявлялись совсем иные стороны его характера – скромность, добродушие, сострадание, дружелюбие, предупредительность. Люди видели в нём милого, тихого, задумчивого и серьёзного ребёнка.

Удивительно, но такая двойственность потом преследовала художника до конца его дней. Он очень хотел иметь семью и детишек, но прожил жизнь в одиночестве. Он творил для людей, а они отвечали ему насмешками.

Среди братьев и сестёр Винсент был наиболее близок с Тео, их дружба продлилась до последнего вздоха художника. Сам же Ван Гог вспоминал своё детство как пустое, холодное и мрачное.

Образование

Когда Винсенту исполнилось семь лет, родители отдали его на обучение в деревенскую школу. Однако спустя год забрали оттуда, и образование мальчик получал на дому у гувернантки.

Осенью 1864 года его отвезли в школу-интернат, которая располагалась в 20 километрах от родной деревни, в городке Зевенберген. Отъезд из родного дома наложил на мальчика глубокое впечатление, он сильно страдал и вспоминал об этом всю жизнь. В этот период Ван Гог сделал свои первые зарисовки и копии литографий.

Через два года его перевели в другой интернат, это был колледж Виллема II в городе Тилбург. Лучше всего подростку давались иностранные языки, здесь же он начал обучаться рисованию.

В начале весны 1868 года, когда учёба ещё не закончилась, Винсент бросил колледж и уехал домой к родителям. На этом его формальное образование окончилось. Родителей очень волновало, что сын вырос таким нелюдимым. А ещё их беспокоило то, что Винсента не привлекала ни одна профессия. Как только отец заводил с ним разговор о том, что надо трудиться, сын с ним соглашался, коротко отвечая: «Конечно, труд – это необходимое условие человеческого бытия».

Юность

Отец Ван Гога всю жизнь служил в не очень престижных приходах, поэтому мечтал, чтобы у его сына была хорошая высокооплачиваемая работа. Он обратился к своему брату, которого тоже звали Винсент, чтобы тот помог куда-нибудь устроить юного Ван Гога. Дядюшка Сент раньше работал в крупной торгово-художественной фирме, но уже отошёл от дел и понемногу занимался торговлей картин в Гааге. Однако связи у него остались, и летом 1869 года он дал племяннику свои рекомендации и помог устроиться на работу в гаагский филиал фирмы «Гупиль».

Здесь Винсент прошёл первоначальное обучение на должность дилера по продаже картин и с огромным рвением принялся работать. Результаты он показывал неплохие, и уже летом 1873 года парня перевели в лондонский филиал от этой фирмы.

Каждый день по роду службы ему приходилось сталкиваться с произведениями искусства, и парень стал прекрасно разбираться в живописи, причём не просто разбираться, но и глубоко ценить её. На выходных он ходил в городские галереи, антикварные лавки и музеи, где любовался работами французских художников Жюля Бретона и Жана-Франсуа Милле. Пробовал рисовать и сам, но потом, разглядывая каждый новый рисунок, недовольно ухмылялся.

В Лондоне он жил на квартире у вдовы священника Урсулы Луайе. Винсент влюбился в дочь хозяйки Евгению. Но у девушки молодой паренёк, скверно говорящий на английском языке, вызывал лишь чувство забавы. Ван Гог предложил Евгении стать его женой. Она дала резкий отказ, заявив, что уже давно помолвлена, а он, провинциальный фламандец, ей не интересен. Такой удар Винсент получил впервые, но последствия этой душевной раны остались на всю жизнь.

Молодой Ван Гог был раздавлен, ему не хотелось ни работать, ни жить. Винсент писал в письмах брату Тео, что только Бог помогает ему выжить, и, наверное, он станет священником, как дед и отец.

В конце весны 1875 года Винсента перевели по работе в Париж. Но потерянный интерес к жизни привёл к тому, что его уволили в связи с плохим исполнением своих обязанностей, не помогло даже покровительство дядюшки Сента. Ван Гог вернулся в Лондон, где какое время работал в интернате на неоплачиваемой должности учителя.

Поиск себя

В 1878 году Винсент уехал на родину в Нидерланды. Ему уже было 25 лет, а он так и не определился, как дальше жить. Родители отправили сына в Амстердам, где он поселился у дяди Яна и начал усердно готовиться к поступлению в университет на факультет теологии. Совсем скоро учёба разочаровала молодого Ван Гога, ему хотелось быть максимально полезным для простых людей, и он принял решение уехать на юг Бельгии.

Винсет приехал в шахтёрский район Боринаж в качестве священника. Он спасал горняков, попадающих под завалы, проводил беседы с умирающими людьми, читал проповеди шахтёрам. На последние деньги он покупал воск и лампадное масло, рвал свою одежду на бинты. Он не имел ни малейшего представления о медицине, но помогал безнадёжным больным, в скором времени его стали считать «не от мира сего».

При этом у Винсента постоянно возникало желание рисовать. Он хотел набрасывать на бумагу каждый предмет, который встречался на пути. Но Ван Гог понимал, что рисование станет отвлекать его от основного дела и решил не начинать. Каждый раз своему желанию взять в руки кисть или карандаш он говорил твёрдое «нет».

У него не было ничего. О женщинах он не мог даже думать после отказа Евгении. Деньгами Винсенту помогал младший брат Тео. Родные настаивали, что пора бросать свои проповеди, которые не приносят дохода и возвращаться к жизни, обзаводиться домом и семьёй.

Творческий путь

В конце концов, Винсент решил прислушаться к упрёкам родни, он оставил проповеди и определил для себя единственно желанный и верный жизненный путь – рисование. В этом деле у него не было никакого опыта, но как сказал сам Ван Гог: «Где есть желание, там найдётся и выход». Он стал осваивать технику рисования, изучать законы перспективы, ради искусства готов был терпеть всяческие лишения.

В 1880 году брат Тео помог Винсенту материально, чтобы тот смог отправиться в Брюссель на обучение в Королевскую академию изящных искусств. Проучившись там четыре месяца, Ван Гог поругался с преподавателем и уехал домой к родителям. В это время у них гостила его кузина Кее Вос-Стрикер, с которой Винсент попробовал завязать любовные отношения. Понравившаяся женщина вновь отвергла его. Не в силах больше терпеть неудачи на любовном фронте Ван Гог решил навсегда завязать с попытками создать семью и посвятить свою жизнь только рисованию.

Он переехал в Гаагу, где его учителем в мире живописи стал художник-пейзажист Антон Мауве. Денег у Ван Гога по-прежнему не было, его содержал Тео. Винсент стал очень много трудиться, чтобы отблагодарить младшего брата за его доброту и покровительство. Он много ходил по городу, изучая каждую мелочь, особенно художника интересовали бедные кварталы. Так появились его первые картины «Задворки» и «Крыши. Вид из мастерской Ван Гога».

Вскоре из Гааги Винсент уехал в провинцию Дренте на северо-востоке Нидерландов. Там он снял отельную хижину, оборудовал её под мастерскую и с утра до ночи рисовал пейзажи. Также его очень увлекала тема крестьян, их повседневного быта и труда.

Отсутствие художественного образования всё-таки сказалось на картинах Ван Гога, ему проблематично было изображать человеческие фигуры. Так выработался его собственный стиль, в котором человек был лишён грациозных, плавных, размеренных движений, он как бы сливался с природой и становился неотъемлемой её частью. Этот подход хорошо виден в его картинах:

  • «Крестьянка у очага»;
  • «Две женщины на вересковой пустоши»;
  • «Копающая крестьянка»;
  • «Селяне за посадкой картофеля»;
  • «Две женщины в лесу»;
  • «Две крестьянки, копающие картофель».

В 1886 году художник переехал из Дренте в Париж к своему брату. Этот плодотворный период отметился в творчестве Ван Гога тем, что его палитра стала гораздо светлее. Раньше в его картинах преобладали краски землистого оттенка, а теперь появилась чистота голубого, красного, золотисто-жёлтого цветов:

  • «Экстерьер ресторана в Аньере»;
  • «Мосты вдоль Сены на Асниере»;
  • «Папаша Танги»;
  • «На окраине Парижа»;
  • «Заводы в Аньере»;
  • «Закат на Монмартре»;
  • «Угол парка д’Аржансон в Аньере»;
  • «Внутренний двор госпиталя в Анри».

К сожалению, публика никак не принимала и не покупала картины Ван Гога. Это наносило художнику душевные муки. Но он продолжал работать сутками напролёт, при этом мог целыми неделями сидеть только на табаке, абсенте и кофе.

Последние годы жизни и смерть

Употребление большого количества абсента в результате привело к развитию психических отклонений. Однажды во время приступа Винсент срезал себе на ухе мочку, после чего его поместили в психиатрическую больницу в палату для буйных.

Весной 1889 года его перевезли в заведение для душевнобольных в Сен-Реми-де-Прованс. Здесь он прожил год, за это время написал около 150 картин.

В конце 1889 года его работы впервые вызвали неподдельный интерес на Брюссельской выставке, а в январе 1890 года вышла восторженная статья о картинах Ван Гога. Однако художника уже ничего не радовало.

В начале 1890 года его отпустили из клиники, и Ван Гог приехал к брату. Он успел написать свои знаменитые полотна:

  • «Сельская дорога с кипарисами»;
  • «Улица и лестница в Овере»;
  • «Пшеничное поле с воронами».

А 27 июля 1890 года Винсент стрелял в себя из револьвера, который купил, чтобы отпугивать птиц во время рисования. Он промахнулся и не попал в сердце, поэтому скончался лишь через полтора суток, 29 июля, от потери крови. Ушёл тихо, не сказав ни слова. Всё, что он хотел сказать этому миру, Ван Гог изобразил на своих полотнах. Ровно через полгода умер его младший брат Тео.

При жизни художника было продано только четырнадцать его картин. Прошло сто лет, и его работы вошли в список самых дорогих полотен, продаваемых в мире. Например, «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» в конце 1990-х годов был продан в частную коллекцию за 90 миллионов долларов.

Ван Гог Винсент (Винсент Виллем) (1853-1890), голландский живописец.

В 1869-1876 гг. служил комиссионером художественно-торговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне и Париже, в 1876 г. работал учителем в Англии.

В 1878- 1879 гг. был проповедником в Боринаже (Бельгия), где узнал тяжёлую жизнь шахтёров; защита их интересов привела Ван Гога к конфликту с церковными властями.

В 80-х гг. XIX в. он обращается к искусству, посещает художественную академию в Брюсселе (1880-1881 гг.) и Антверпене (1885- 1886 гг.). Ван Гог с увлечением рисует обездоленных рабочих людей - шахтёров Боринажа, позже - крестьян, ремесленников, рыбаков, жизнь которых наблюдал в Голландии в 1881- 1885 гг.

Уже в тридцатилетнем возрасте Ван Гог решил посвятить себя живописи. Он создал серию картин, изображающих простых людей и выполненных в тёмных, мрачных тонах («Крестьянка», «Едоки картофеля», обе 1885 г.). В начальный период творчества художник сделал также множество рисунков, на которых предстают человеческие фигуры, и пейзажей (болота, пруды, деревья, зимние дороги и др.). В них ощущается влияние французского живописца и графика Ж. Ф. Милле.

С 1886 г. Ван Гог живёт в Париже, где приобщается к исканиям А. де Тулуз-Лотрека, П. Гогена, К. Писарро. Благодаря этим первым контактам в его палитре появляются светлые тона, свет и цвет начинают играть в картинах более важную роль.

Под воздействием живописи Ж. Сера художник какое-то время пишет отдельными мазками дополнительных цветов, однако скоро переходит к простому и яркому выражению цвета. В этом Ван Гог следует примеру Э. Бернара и Л. Анкетена, черпающих вдохновение в витражах, где чёткие цветовые плоскости разграничены свинцовыми перегородками, а также в «удивительной чёткости» и «уверенном рисунке» японских гравюр («Мост через Сену», «Портрет папаши Танги», обе 1887 г.).

В феврале 1888 г. Ван Гог уезжает на юг Франции, в Арль. Здесь он создаёт пейзажи, сияющие радостными, солнечными красками юга («Жатва», «Долина Ла-Кро», «Рыбачьи лодки в Сент-Мари», «Красные виноградники в Арле», все. 1888 г., и др.), одухотворяет своим темпераментом обычные предметы («Спальня Ван Гога в Арле», 1888 г.), иногда поддаваясь приступам одиночества и меланхолии («Ночное кафе в Арле», 1888 г.).

В октябре к художнику приезжает Гоген. Под его недолговременным влиянием Ван Гог пишет «Танцевальный зал». Два художника часто и яростно спорят; одна из таких сцен заканчивается тем, что Ван Гог в безумии калечит себя, отрезав ухо. Друзья расходятся.

Цвет в работах Ван Гога становится ещё ярче, импрессионистское мерцание уступает место практически монохромным картинам, на которых предстают то бесконечные пляжи, то широкие борозды полей - одновременно и цвет, и предметная форма. Ван Гог обращается к свету, который не может быть назван просто дневным, - в нём есть несомненный оттенок сверхъестественного, художник ищет всё более правдивое выражение тайны человеческого существа и болезненной жаждой духовности выделяется из общего течения импрессионизма.

Напряжение сил и длительные этюды под испепеляющим арлезианским солнцем привели к тому, что последние годы жизни Ван Гога осложнились приступами душевной болезни. 1889-1890 гг. он проводит в больнице в Арле, затем в Сен-Реми и Овер-сюр-Уаз, где 29 июля 1890 г. кончает жизнь самоубийством.

Произведения последних двух лет дышат тёмным, тяжёлым настроением («У врат вечности», «Дорога с кипарисами и звёздами», «Пейзаж в Овере после дождя», все 1890 г.).

Творческая жизнь художника продолжалась недолго - около десяти лет, но за это время было создано примерно 2200 произведений.

Винсент Ван Гог – нидерландский художник-постимпрессионист, оказавший огромное влияние на живопись 20-го века. Сегодня его работы оцениваются в сотни миллионов долларов.

За время своей жизни он так и не получил признания в обществе, а стал известен только после совершения суицида в 37-летнем возрасте.

Менее чем через 2 года, Винсент ван Гог решил бросить учебное заведение и уехать обратно домой. Сам он называл свое детство «мрачным, холодным и пустым», что, несомненно, отразилось на его последующей биографии.

Творческая биография

В возрасте 15 лет Винсент начинает трудиться в солидной художественно-торговой компании «Goupil & Cie», владельцем которой был его дядя.

Говоря современным языком, он выполнял работу дилера, в чем достиг успеха. Он прекрасно разбирался в живописи и часто посещал разные галереи.

Однако работа в компании не приносит Ван Гогу радости. Впав в глубокую депрессию, он пишет несколько писем своему брату Теодорусу, в которых рассказывает о своем одиночестве и беспомощности.

Некоторые биографы считают, что Винсент страдал от неразделенной любви, однако достоверной информации на этот счет нет.

В конце концов, Ван Гог был уволен из «Goupil & Cie».

Миссионерская деятельность

В 1877 г. в биографии Ван Гога происходит важное событие: он решает поступить в университет на факультет теологии. Для этого он переезжает в Амстердам к своему дяде Иоганнесу.

После того, как он успешно сдает экзамены и становится студентом университета, Винсент разочаровываться в учебе. Поняв свою ошибку, он все бросает и начинает заниматься миссионерской деятельностью.


Ван Гог в 18 лет

Ван Гог загорается новой идеей: он проповедует Евангелие беднякам, обучает детей, а также преподает Закон Божий в Боринаже, в котором в основном жили шахтеры со своими семьями.

Чтобы обеспечить себя самым необходимым, Винсент по ночам рисует карты Палестины. Вообще нужно сказать, что в биографии Ван Гога имеется много примеров почти болезненной самоотверженности.

Постепенно миссионер приобрел уважение среди людей, в результате чего ему было назначено жалование в размере 50 франков.

В данный период биографии Винсент вел очень скромный образ жизни и неоднократно отстаивал права рабочих.

В скором времени он начал вызывать у чиновников раздражение, поэтому его отстранили от должности проповедника. Такой поворот дел стал настоящим ударом для Ван Гога.

Становление художника Ван Гога

Находясь в подавленном состоянии, Винсент ван Гог начинает писать картины. Какое-то время он даже посещал Академию изящных искусств, однако, не увидев для себя никакой пользы, бросил ее.

После этого он продолжил заниматься живописью, опираясь лишь на собственный опыт.

В этот период биографии Ван Гог влюбляется в свою двоюродную сестру, однако она не отвечает ему взаимностью. Вследствие этого он с разбитым сердцем уезжает в Гаагу, где продолжает писать картины.

Один из самых известных автопортретов Винсента ван Гога, 1889 г.

Там Ван Гог учится рисованию у Антона Мауве, а в свободное время совершает прогулки по бедным кварталам города. В будущем художник сумеет запечатлеть все увиденное им в своих шедеврах.

Наблюдая за техникой разных мастеров, Ван Гог начинает экспериментировать с оттенками и стилями написания картин. Однако его продолжают мучить бесконечные мысли о создании семьи.

Однажды он познакомился с женщиной, которая имела нескольких детей, и вскоре предложил ей переехать к нему домой. Тогда он ощутил настоящее счастье, которое, однако, продлилось совсем недолго.

Вспыльчивость и тяжелый нрав сожительницы сделали жизнь Ван Гога невыносимой. В результате он расстался с этой женщиной и отправился на север Нидерландов. Его жилищем стала хижина, в которой он жил и писал пейзажи.

Через некоторое время художник возвращается обратно домой и продолжает рисовать. На своих полотнах он часто изображает простых людей и городские пейзажи.

Парижский период

В 1886 г. в биографии Ван Гога снова большие перемены: он принимает решение уехать в Париж. Тогда в этом городе появилось множество художников с новым видением искусства. Там он встретился со своим братом Тео, который уже был руководителем галереи.

Вскоре Ван Гог посещает несколько выставок импрессионистов, стремившихся запечатлеть мир в его динамике. В этот период Винсент находится на содержании у брата, который всячески заботился о нем и знакомил его с разными художниками.

После получения новых ощущений, в биографии Ван Гога наблюдается творческий подъем. В Париже ему удается написать около 230 картин, в которых он экспериментирует с техникой и красками. В результате, его полотна становятся более светлыми и яркими.

Во время прогулок по Парижу Ван Гог знакомится с хозяйкой одного кафе – Агостиной Сегатори. Вскоре он пишет с нее портрет.

Тогда же Винсент начинает продавать свои работы наряду с другими малоизвестными художниками.

Он часто вступает в споры с коллегами по цеху, критикуя их работы. Осознав, что его творчество никому не интересно, он решает уехать из Парижа.

Ван Гог и Поль Гоген

В феврале 1888 г. Винсент ван Гог переезжает в Прованс, в который влюбляется с первого взгляда. Он ежемесячно получает от брата 250 франков, благодаря чему может снимать номер в гостинице и хорошо питаться.

В этот период биографии Ван Гог часто работает на улице, изображая на своих полотнах ночные пейзажи. Именно таким образом была написана его знаменитая картина «Звездная ночь над Роной».

Через какое-то время Ван Гогу удается встретиться с Полем Гогеном, от творчества которого он был в восторге. Они даже начинают жить вместе, постоянно рассуждая о великом значении .

Однако вскоре в их отношениях появляются недопонимания, которые нередко заканчиваются ссорами.

Ван Гог отрезает ухо

Вечером 23 декабря 1888 г. в биографии художника происходит, пожалуй, самое известное событие: он отрезает себе ухо. Действия разворачивались следующим образом.


Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой, Винсент ван Гог, 1889 г.

После очередной ссоры с Полем Гогеном, Ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. Гогену случайно удалось остановить Винсента.

До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения, однако в ту же ночь Ван Гог отрезал себе мочку уха, завернул ее в бумагу и отправил проститутке Рашель.

По общепринятой версии, это было сделано в порыве раскаяния, однако некоторые исследователи считают, что это было не раскаянием, а проявлением безумия, вызванного частым употреблением абсента (напиток, содержащий 70% алкоголя).

На следующий день, 24 декабря, Ван Гога отвезли в психиатрическую лечебницу Сен-Реми, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных.

Гоген спешно покинул город, не навестив Ван Гога в больнице, но сообщив о произошедшем его брату Тео.

Личная жизнь

Ряд биографов Ван Гога считают, что причинами психического заболевания Ван Гога могли стать сложные отношения с женщинами. Он неоднократно делал предложения разным девушкам, однако постоянно получал отказы.

Был случай, когда он пообещал держать свою ладонь над пламенем свечи до тех пор, пока девушка не согласится стать его супругой.

Своим поступком он шокировал избранницу, а также разгневал ее отца, который не долго думая вышвырнул художника из дома.

Сексуальная неудовлетворенность Ван Гога серьезно повлияла на его психику и привела к тому, что ему начали нравиться некрасивые зрелые проститутки. С одной из них он начал жить в своем доме, приняв ее вместе с пятилетней дочерью.

Прожив так около года, Винсент ван Гог написал со своей возлюбленной несколько картин. Интересен факт, что из-за нее художник был вынужден лечиться от гонореи.

Однако затем между ними начало происходить все больше ссор, которые, в конечном счете, привели к расставанию.

После этого Ван Гог был частым гостем публичных домов, вследствие чего лечился от разных венерических заболеваний.

Смерть

Находясь в больнице, Ван Гог мог продолжать писать свои картины. Так появились знаменитые полотна «Звездная ночь» и «Дорога с кипарисами и звездой».

Стоит заметить, что состояние его здоровья было очень переменным. Чувствуя себя хорошо, он мог внезапно впасть в депрессию. Однажды во время одного из припадков Винсент съел свои краски.

Тео по-прежнему старался поддержать брата. В 1890 г. он выставляет на продажу его картину «Красные виноградники в Арле», которая впоследствии была куплена за 400 франков.

Когда Винсент ван Гог узнал об этом, его радости не было границ. Интересен факт, что это было единственное проданное при жизни художника полотно.


Красные виноградники в Арле, Винсент ван Гог, 1888 г.

В следующий период биографии Ван Гог по-прежнему продолжает съедать краски, поэтому брат договаривается о его лечении в клинике доктора Гаше. Стоит заметить, что между пациентом и доктором развились хорошие, и даже дружеские отношения.

Буквально через месяц лечение дало свои результаты, вследствие чего Гаше разрешил Винсенту поехать в гости к брату.

Однако встретившись с Тео, Ван Гог не ощутил должного к своей персоне внимания, поскольку в то время у Тео были финансовые трудности, и серьезно болела дочь.

Оскорбленный и обиженный художник возвращается обратно в больницу.

27 июля 1890 г. Винсент Ван Гог выстрелил себе в грудь из револьвера, и как ни в чем не бывало, лег в кровать, раскуривая трубку. Казалось, что рана не доставляла ему никакой боли.

Гаше сразу же сообщил брату о самостреле, и Тео немедленно приехал. Желая успокоить Винсента, Тео говорил, что тот обязательно поправится, на что Ван Гог произнес фразу: «Печаль будет длиться вечно».

Через 2 дня, 29 июля 1890 года Винсент ван Гог умер в возрасте 37 лет. Его похоронили в небольшом городе Мери.

Интересно, что через полгода из жизни ушел и сам брат Ван Гога – Теодорус.

Фото Ван Гога

В конце можете посмотреть несколько фото портретов Ван Гога. Все они выполнены им самим, то есть это – автопортреты.


Автопортрет с перевязанным ухом, Винсент ван Гог, 1889 г.

Если вам понравилась краткая биография Винсента Ван Гога – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии известных людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.