Марк франц судьба животных. Франц Марк – короткая жизнь немецкого экспрессиониста и его цветных животных. Гибель и судьба наследия

Немецкие экспрессионисты – это яркое, эмоциональное и выразительное пятно в мировом искусстве. И Франц Марк – один из них, а также, вместе с Августом Макке и Василием Кандинским, участник и соучредитель художественного объединения немецких экспрессионистов «Синий всадник». Считая людей безобразными, он рисовал животных.

портрет Франца Марка кисти Августа Маке

Родился 8 февраля 1880-го года в Мюнхене, немецкой Баварии. Отец его был профессиональным пейзажистом. В 1899-м году юный Франц поступает на философский факультет Мюнхенского университета, но после службы в армии туда не возвращается, а идёт учиться в Мюнхенскую академию художеств, где его учителями были художники-академисты Вильгельм фон Диц и Габриэль фон Хакль.

Но традиционное, натуралистичное видение окружающего мира не впечатляло Франца Марка , особенно после творческих визитов в Париж и знакомства з постимпрессионизмом, работами Гогена, Сезанна и Ван Гога. В поисках собственного стиля молодой художник даже обращается к анатомии животных, препарирует их и пытается понять их сущность.

Франц Марк. "Собака". 1908 год

Франц Марк. "Слон". 1909

Первое десятилетие нового века знаменует рождение экспрессионизма Франца Марка . Животные на его картинах являются красными, синими, жёлтыми и зелёными, а фоновые пейзажи - весьма условными.

Франц Марк. "Косули в камышах". 1909 год

В это же время он знакомится с Августом Макке, а также вступает в «Новое мюнхенское объединение», лидером которого был русский абстракционист Василий Кандинский. И уже через год или чуть больше все трое - Марк , Макке и Кандинский - покидают «Объединение» и создают собственную художественную группу «Синий всадник».

Франц Марк. "Синий конь". 1911 год

Своему названию группа обязана Кандинскому и Марку . Оба они любили синий цвет, Марк - лошадей, а Кандинский - бега.

Первая выставка «Синего всадника» и Франца Марка , в частности, состоялась с декабря 1911-го по январь 1912-го годов в галерее «Таунгаузен» в Мюнхене, где впоследствии часто выставлялись работы этого нового направления.

Франц Марк. "Бык". 1911

Излюбленным сюжетом Франца Марка были животные - лошади, олени, лисы. По мнению художника, они есть чудом природы, в отличие от человека, которого Марк считал безобразным существом.

Франц Марк. "Мальчик с ягнёнком". 1911 год

В зрелых работах Франца Марка рядом с анималистическими мотивами появляются тревожные нотки - кубистические образы, резкие цветовые переходы, жёсткие линии. Примером может служить его картина «Судьба животных» 1913-го года.

Франц Марк. "Судьбы животных". 1913 год

Как только началась Первая мировая война, художник-новатор бросил кисть и пошёл воевать. Но его внутренний созидатель скоро разочаровался, поняв деструктивную сущность войны. В 1916-м году в ходе Верденской операции на территории Франции Фарнц Марк был убит осколком снаряда в возрасте 36 лет. Много животных остались не нарисованы им.

Франц Марк. "Свиньи". 1913 год

Франц Марк. "Четыре лисы". 1913 год


Франц Марк. "Кот"


Франц Марк. "Красный олень". 1912 год


Франц Марк. "Лисы". 1913 год


Франц Марк. "Жёлтый конь". 1913 год


Франц Марк. "Мёртвый олень". 1913 год


Франц Марк. "Собака"


Франц Марк. "Тигр". 1912 год


Франц Марк. "Два коня". 1912 год

Подготовила Юлия Сидимянцева

Картины экспрессионистов всегда завораживали и удивляли почитателей искусства. Это течение появилось в конце 19 века, но наибольшего расцвета достигло в начале 20-го. Наиболее яркие представители этого направления рождались в Австрии и Германии. Франц Марк не стал исключением. Он, наряду с другими творцами, старался выразить в своих картинах свой взгляд на те уродства цивилизации, которые вызвали события 20 века, в частности Первая мировая война.

Рождение

Родился Франц Марк в 1880 году. Его отец также был художником, что напрямую повлияло на его дальнейшую судьбу. Несмотря на то, что он в юношестве мечтал стать священником, уже в 20 лет решил обратить внимание именно на искусство.

Обучение

Живописец прожил недолгую жизнь. В Академия художеств стала для него родным домом, где он занимался и знакомился с импрессионизмом и постимпрессионизмом. Тогда это место было некой обителью мирового творчества. Мюнхенская академия художеств собирала под своей крышей будущих знаменитых художников. Рядом с Францом учились Хакль и Диц. Хотя они и стали известными, все равно Марка им было не догнать.

Молодой художник старался не сидеть на месте, а изучать искусство не только в своей стране. Это объясняет его где он как раз и знакомился с французскими направлениями в искусстве. Тут он мог видеть творения великого Ван Гога и Гогена.

Вторая поездка живописца в Париж повлияла на тематику его будущих творений. Вернувшись в Мюнхен, он стал углубленно изучать анатомию животных, чтобы изобразить свой взгляд на природу в своих картинах.

«Синий всадник»

"Новое мюнхенское художественное объединение" привлекло внимание Франца после знакомства с Августом Маке. Тогда, в 1910 году, он решил быть частью этой организации. Длительное время он не мог познакомиться с главой сообщества Василием Кандинским. Спустя год они наконец-то встретились. Через 10 месяцев художники Кандинский, Маке и Франц решили создать собственную организацию «Синий всадник».

Тут же они смогли организовать выставку, где Франц и представил свои работы. Тогда в галерее Тангаузер были собраны лучшие немецкие картины экспрессионистов. А трио мюнхенских живописцев работало над продвижением своего общества.

Кубизм и последние годы жизни

Последним этапом жизни Франца Марка можно считать его знакомство с творчеством Робера Делоне. Его итальянский кубизм и футуризм внес значительную долю в будущие работы немецкого живописца. Под конец своей жизни Марк поменял направление в творчестве. Его полотна изображали все более абстрактные детали, рваные и блочные элементы.

Вдохновило многих творцов искусства и литературы на свои работы. Но с течением времени творцы разочаровывались в событиях и реалиях войны. Франц Марк добровольно ушел на фронт. Там он, как и многие другие творческие люди, разочаровался в событиях. Его ранило кровопролитие, жуткие картины и печальный исход. Но художнику не суждено было вернуться и воплотить все свои творческие идеи. В 36 лет живописец погиб от осколка снаряда под Верденом.

Полотна и стиль

Жизнь влияет на художника, на его творчество и стиль. С Францом также происходили изменения, которые вливались в его полотна новыми красками. Немец по своей природе был мечтателем. Он страдал за человечество и грустил по утраченным ценностям в современном мире. В картинах он старался отобразить нечто фантастическое, мирное, красивое, но невооруженным глазом видно, что каждое полотно было наполнено тоской.

Писатели и художники начала 20-го века пытались найти и воссоздать золотой век, но война превращала все в груду обломков, а творческие люди пытались залечить раны. В своих работах Франц Марк старался отобразить прежде всего философское начало. Причем все, что было изображено на картинах, имело значение. Каждому цвету давались свои символы, каждый предмет был наделен чем-то особенным. Цвета и формы влияли на психику человека, на его настроение и самоценности.

«Синий конь»

Всегда отличался особым подходом к созданию своих полотен Франц Марк. «Синий конь» стал чем-то символическим в творчестве живописца. Эта картина наиболее популярна среди остальных. Кроме того, на ряду с другими она выделяется особым стилем. Один только взгляд на нее приводит человека в состояния очарования и пронзительности.

На картине изображен конь, который полон сил. Он символизирует юношу. Тело лошади имеет несколько изломанные формы и интересный пересвет. В грудь словно впивается белый луч, а грива и копыта, наоборот, окутаны синевой.

То, что цвет лошади синий, вызывает необычный интерес. Но стоит отметить и не менее привлекательный фон. Итог: конь дополняет фон, а фон дополняет коня. По замыслу живописца эти два объекта не могут существовать отдельно, они связаны между собой и являются одним целым, хотя и выделяются между собой.

После творения этой картины Франц пытался объяснить Маке свою идею. Он утверждал, что синий цвет - это строгость мужчины, желтый - женская мягкость и чувственность, красный - материя, которая подавляется двумя предыдущими оттенками.

«Птицы»

Еще одна картина достойна вашего внимания. Ее тоже написал Франц Марк. «Птицы» - еще одна особенная работа художника. Она была написана в 1914 году и стала первой необычной работой, которая характеризовала новый стиль живописца. Это картина из той самой зрелой живописи Марка, которая стала отображением животного мира. Художник чувствовал, что животные были тем самым идеалом, которые были намного выше и чище, нежели люди.

«Птицы» - это тот самый стиль, который появился после Подобная картина, несмотря на свои яркие цвета, подчеркивает какую-то тревожность и враждебный настрой. Скорее всего, это связано с резкими переходами с одного оттенка на другой. Картина становится «колкой» и апокалиптической.

Глядя на полотно, кажется, что происходит некий взрыв, который волнует и тревожит птиц. Они разлетаются и в то же время остаются спокойными. Когда мир настигает война, кто-то начинает суетиться, а кто-то старается принять ситуацию. «Птицы» стали четким отображением военного мира с его страхами и тревогами.

Историческая справка:
Впервые в истории синий конь был изображен на фреске "Атлеты и всадник" в "Гробнице колесниц" в 490 г. до н.э.

Познакомившись с биографией немецкого художника Франца Марка, вы поймете, почему кони на его картинах разноцветные, откуда возникло название художественной группы, которую он организовал, и как построена теория цвета, придуманная им.

Франц Марк
Franz Marc

Август Макке Портрет Франца Марка 1910 г.
Франц Марк Автопортрет в бретонской шляпе 1905 г.

Немецкий художник, соединивший в своем творчестве черты символизма и экспрессионизма, один из основателей группы «Синий всадник».
Главная тема Марка, которой он придавал мистико-символическое значение, - изображение животных в окружающей их природе. В его экстатичных образах, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряжённым колоритом (несколько основных цветов), отразились стихийное неприятие современной действительности и предчувствие грядущих общественных потрясений.

Родился в семье художника - профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Мечтал стать священником.
В 1899 году Марк поступил на философский факультет Мюнхенского университета, но после службы в армии туда не вернулся.
В 1900 обратился к искусству и с 1900 по 1903 занимался в мюнхенской Академии художеств у Г. Хакля и В. Дица. Однако историческая живопись, на которую делался упор в академии, как и насаждаемый ею натурализм, не были интересны художнику.

Фотографии Ф.Марка

Побывав в Париже (впервые в 1903, затем в 1907 и 1912), испытал влияние французского импрессионизма и постимпрессионизма. Здесь он открыл для себя великих художников - Сезанна, Гогена и Ван Гога. Их творчество произвело глубочайшее впечатление на молодого живописца. Особенно близок ему по духу был Ван Гог. После второй поездки в Париж художник начинает серьёзно изучать анатомию животных, с тем, чтобы наиболее полно воплотить своё видение природы в живописи.

Кони на пастбище 1910 г.

В ранних вещах сохранял традиционную, более натуралистичную палитру, хотя стремился к ритмическим обобщениям форм в духе символизма; с 1908 лейтмотивом его живописи стал образ лошади на фоне условного пейзажа.

Синие кони 1911 г.

Синий конь 1911 г.

Синий конь 1911 г.

Чтобы животные на его картинах были как можно гармоничнее, Франц пытался как бы смотреть на мир их глазами. Он даже написал однажды текст, озаглавив его «Как видит лошадь мир?». Отказ от естественного цвета усиливал воздействие картин на зрителей. К такому приему прибегали и французские художники - фовисты, но они это делали ради декоративности, а Марк, как он сам утверждал, для того, чтобы усилить значимость животного.

Личная жизнь у него не складывается. Он переживает мучительный роман с художницей Анеттой фон Экардт. Его брак с Марией Шнюр, заключенный из сострадания, заканчивается крахом. Все это заставляет его искать отдушину в «примитивном» мире животных.

Два коня 1911-12 г.г.

Пастухи 1911-12 г.г.

Мечты 1912 г.

Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А. Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи).

Желтые кони 1912 г.

Красный и синий кони 1912 г.

Длинный желтый конь 1913 г.

В 1911 примкнул к «Новому мюнхенскому художественному объединению», где ведущую роль играл Василий Кандинский. В том же году Марк и Кандинский вышли из объединения, основав группу «Синий всадник» и выпустив (в 1912) одноименный альманах, украшенный их гравюрами и рисунками. В одном из интервью 1930 года Кандинский рассказал, почему возникло такое название: оба основателя любили синий цвет, кроме того, Марк любил лошадей, а Кандинский бега.
С декабря 1911 по январь 1912 года редакция альманаха открыла в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма, выставку картин В. Кандинского, Ф.Марка, А. Макке и др., которая положила начало объединению "Синий всадник".

Два коня. Красный и синий. 1912 г.

Синяя лошадка 1912 г.

В 1912 году он знакомится с Робером Делоне, чей стиль, наряду с итальянским футуризмом и кубизмом, стал следующим источником вдохновения для художника. Зрелые картины мастера посвящены животным, представленным как высшие, более чистые существа по отношению к человеку, который казался Марку слишком безобразным. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными (Судьба животных, 1913, Художественный музей, Базель). Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне «Башня синих лошадей» (1913).

Башня синих коней 1913 г.

Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914).
Всем своим существом Франц Марк был против войны, но об эмиграции, об уклонении от воинских обязанностей не могло быть и речи. После начала Первой мировой войны он ушел добровольцем на фронт. В письмах к матери художник предрекал себе смерть на поле брани. И действительно, он погиб 4 марта 1916 года в сражении под Верденом, длившемся почти полгода и унесшем сотни тысяч жизней. Марк был убит осколком снаряда в ходе Верденской операции, в возрасте 36 лет, так и не реализовав до конца свои творческие планы..

Два синих коня 1913 г.
Синие жеребята 1913 г.

Спящие лошади 1913 г.

После смерти Марка друзья организовали в Берлине его выставки, а в 20-х годах собрали и опубликовали высказывания художника об искусстве. При фашизме работы Марка были изъяты из музеев.

Материалы из ВИКИПЕДИИ и с сайта:
http://www.odessapassage.com/passage/magazine_details.aspx?id=36397

Владимир Новиков Синий конь 2006 г.

Франц Марк (08.02.1880 - 04.03.1916) - немецкий художник и график, один из основателей художественной группы "Синий всадник". Марк снискал мировую известность колоритными, выполненными в экспрессионистском стиле изображениями животных.

Марк родился в Мюнхене в семье художника-пейзажиста. Он рос в атмосфере строгой набожности и мечтал стать священником.

1900: В поисках стиля. В 1900 Марк начал учиться в Мюнхенской Художественной академии. Его ранние работы отмечены влиянием мюнхенской школы: выполненные в радостных красках картины-ландшафты, мелкие детали которых тщательно вырисованы тонкой кистью.

В Париже Франц Марк познакомился с творчеством импрессионистов, что привело (1903) к перемене художественных взглядов Марка. Он покинул академию и приблизился по манере живописи к импрессионизму, работая со светлыми, излучающими энергию красками, которые наносил широкими, небрежными штрихами.

В 1905 меланхоличный и часто находящийся под воздействием очередного душевного кризиса Марк познакомился с художницами Мари Шнюр и Марией Франк. Хотя он любил Марию Франк, женился все же (1907) на Мари Шнюр. Через год их союз распался, при этом Шнюр, несмотря на первоначальный уговор, подала иск о возмещении Марком ущерба от развода, препятствуя тем самым свадьбе своего бывшего мужа с Франк. Во время летнего пребывания в Ленггризе в 1908 Марк написал свою первую картину с изображением лошади. Он все еще находился в поисках собственного языка форм. Изображение сводилось к вычленению главного и характеризовалось ритмичным направлением штрихов, хотя цветовая палитра при этом оставалась натуралистически полной.

1910: Теория цвета. В переписке со своим другом Аугустом Макке Марк разработал собственную теорию цвета, согласно которой каждый из трех основных цветов характеризовался индивидуальными свойствами: синий представлял "мужское начало, духовную и аскетическую сущность", желтый - "женское начало, нежность и радости жизни"; красный олицетворял материю как таковую и потому был "грубым и тяжелым", находясь в противостоянии по отношению к двум предыдущим. Одной из первых картин, в которой он воплотил свою теорию соотношения цветов, была "Лошадь на фоне ландшафта" (1910).

1911-1913: Знаменитый анималист. Животные в глазах Марка были носителями таких качеств, как красота, чистота и верность, которые он уже не чаял отыскать в человеческой среде. Рисуя животных, Марк не стремился к тому, чтобы запечатлеть их глазами человека, а скорее представлял себя на их месте. Так, на картине "Косуля в лесу II" (1912) зритель видит на переднем плане свернувшуюся в клубок косулю, которая чувствует себя в безопасности, в то время как фигуры на заднем плане готовятся к нападению. Среди других известных работ этого периода можно назвать картины "Синяя лошадь I", "Желтая корова", "Маленькие синие лошади" (все - 1911), а также "Тигр" (1912).

1911: "Синий всадник". В 1911 Марк примкнул к "Новому объединению художников Мюнхена", к которому принадлежал также Василий Кандинский. В том же году Кандинский и Марк начали работу над альманахом, в котором, по их замыслу, должны были быть собраны картины различных культур и статьи о художниках. Напряженные отношения внутри "Объединения" заставили Марка и Кандинского покинуть группу и создать собственную, названную ими "Синий всадник". Свою художественную цель они определяли как "соединение чистого цвета с чистой формой".

1912: Путь к абстракции. После выхода в свет альманаха "Синий всадник" (1912) Марка заинтересовала абстрактная живопись: животные зачастую представлены в виде формул, которые нужно расшифровать. Впечатленный выставкой работ итальянских футуристов, Марк стал подчинять цвет запутанному нагромождению плоскостей.

Мотив картины подвергался квазипризматическому разложению на геометрические формы ("Косуля в монастырском саду", 1912; "Судьба зверя", 1913; "Конюшни", 1913/14). Одновременно он работал над "Башней синей лошади" (законченав 1913), которая стала последним его творением во славу мира животных. В дальнейшем Марк обратился исключительно к абстрактной живописи. В четырех так называемых "картинах-формах" (1914) за счет соответствующего взаиморасположения формы и цвета он вдвое усиливает ощущение либо идиллии и гармонии, либо борьбы и упадка. Сразу после начала первой мировой войны Марк ушел на фронт добровольцем, ожидая, что война внесет в общество очищение и обновление. В 1916 он погиб под Верденом (Франция) в возрасте 36 лет.

Franz Marc. 1880-1916 г.

Немецкий художник-экспрессионист, символист. Организатор группы «Синий всадник».

Немецкий художник с еврейскими корнями Франц Мориц Вильгельм Марк родился 8 февраля 1880 в Мюнхене в семье юриста Вильгельма Марка, увлекавшегося пейзажной живописью. В раннем возрасте будущий художник помышлял о теологии, желая посвятить себя религиозной деятельности, затем почувствовал влечение к философии, поступив в 1899 в университет на соответствующий факультет, но к 1900-му осознал, что его призвание – искусство. Воплощение мечты началось со вступления в Мюнхенскую академию художеств.

Обучение в академии было полезным в профессиональном плане, но угнетало традиционными подходами в системе преподавания, и с посещением Парижа в 1903-м, Марк ощутил атмосферу истинного торжества искусства, открыв для себя импрессионизм, великолепие собранных в Лувре работ древних мастеров, а также японскую гравюру с ее линейной декоративностью. В поисках собственного стиля и сюжетов было увлечение модерном.

Вторая поездка в Париж, осуществленная в 1907, подтолкнула Марка к изучению анатомии животных, что могло бы способствовать воплощению его творческого замысла: передавать сущность природы через животный мир; уже в детские годы Марк видел в людях несовершенство, и считал, что чистота животных обусловлена их природной «неразумностью», а «грязь» мыслящих существ обусловлена разрушительным влиянием цивилизации. Эскиз для гобелена «Орфей и звери» – первая проба, представленная публике, где автор попытался «вспомнить» забытый земной рай, и показать животных в первозданном виде, с их покорностью воле Творца.

После 1908, сюжеты произведений Марка все больше изобилуют образами лошади на фоне пейзажа, а к 1910, в его картинах появляются признаки, свидетельствующие о неуравновешенном душевном состоянии, что во многом было вызвано неудачами в отношениях с женщинами. В начале этого же года происходит первая встреча с экспрессионистом Августом Маке, и в сентябре, в Мюнхене он вступает в объединение художников этого стиля, но в конце 1911, с частью единомышленников отходит от группы, и вместе с Кандинским организовывает «Синий всадник». Также этот год знаменателен для Марка созданием картины «Три красных лошади», первым законченным произведением, написанным в своем уникальном «зверином» стиле.

Несмотря на участие в выставке «Синего всадника» в 1911, творчество художника отличается от работ коллег-экспрессионистов, он не желает вносить в цвет и форму своих картин напряженную экзальтацию, и выдерживает романтическую линию в поисках идеала и внутренней гармонии.

В 1913, в интуитивном предчувствии грандиозных и трагических военных событий, Марк пишет картины, наполненные тревожными мотивами, его живопись становится более абстрактной и рваной. В утраченной картине «Башня синих лошадей», традиционно гармоничный в его работах образ лошади представляет собой звено конструкции, лишенной устойчивости, с рушащимися формами; в апокалиптически пророческом произведении «Судьба животных» – одной из самых знаменитых его работ, тревожные настроения Марка достигли кульминации.

Абстрактная живопись захватила художника в 1914, в последний год его творческого пути. Динамика развития его живописной манеры в этот период указывала на стирание порога реальности, и было заметно, что идет уверенное движение в направлении абстрактного искусства.

Сражение под Верденом не дало возможности Францу Марку осуществить творческие планы, и 4 марта 1916 он погиб с убеждением, что участвует в войне, способной принести духовное обновление не только себе, но и немецкой интеллигенции. Смерть наступила от осколка снаряда, выпущенного из орудия, принадлежащего стране, искусство которой задело в нем струны, сделавшие его истинным художником.

2014-08-27