Талыш-муганская автономная республика. Национальные символы талышского народа

Талыши́ , самоназвание толыш — народ иранской группы, проживающий в юго-восточной части современной азербайджанской республики (юго-восток Азербайджанской Республики и северо-западе Ирана). Также талыши проживают в Казахстане и Киргизии. Язык — талышский. Большинство талышей Азербайджана владеют также азербайджанским, в Иране — персидским и отчасти азербайджанским языком.
В 1918 г. талыш-муганские районы, где большую роль играли русские колонисты, отказались подчиниться вновь образованной Азербайджанской республике. 4 августа 1918 была создана Временная военная диктатура Мугани ("Муганская диктатура"), первоначально признавшая власть ростовского правительства генерала Деникина, затем (в конце года) подчинившаяся "Кавказско-Каспийскому правительству" войскового старшины Бичерахова в Петровске (Махачкала).28 декабря 1918 в Ленкорани местным русским населением было принято решение об автономии Муганского Края в составе России с парламентом (Краевой Совет) и правительством (Краевая Управа).
24 апреля «белое» правительство было свергнуто и установлена Советская власть, после чего 15—18 мая 1919 в Ленкоране на съезде революционного Талыша была провозглашена Муганская Советская Республика в составе РСФСР. Был избран Краевой Совет Депутатов во главе с председателем (Д. Чиркин), Реввоенсовет во главе с политкомиссаром (И. Талихадзе) и Исполком во главе с предисполкома (Н. Тутышкин). 23—25 июля 1919 г. Ленкорань была взята азербайджанскими войсками, и Муганская Советская Республика ликивидирована. С этого момента, Ленкорань входила в состав Азербайджана.
Наиболее видным талышским деятелем той эпохи был поэт и просветитель Зульфугар Ахмедзаде, автор, кроме оригинальной талышской поэзии, талышских учебников и переводов на талышский язык русской классики. Всего вышло около 500 наименований книг на талышском языке. Однако в 1937 г. Зульфигар Ахмедзаде был арестован, изучение талышского языка и публикации на нем были полностью свернуты. Язык изучался только в академической среде и функционировал на бытовом уровне. С тех пор до конца советского периода талышская идентичность жестко подавлялась. С 1959 по 1989 год, талыши не включались в какие-либо переписи в качестве отдельной этнической группы, но считались частью азербайджанских тюрок, хотя талыши говорят на иранском языке. Сложности с официальной регистрацией в качестве талышей существуют и в настоящее время.
"Мы - талыши, гордимся тем, что являемся иранцами, и не представляем себя отдельно от нашей исторической Родины - Ирана. Не позвольте гнусному пантюркистскому режиму Азербайджана стереть талышский народ с лица земли!"

Флаг:

Карта:

Демография:

Талыши - ираноязычный народ, проживающий в Иране и на юго-востоке Азербайджана. В годы перестройки они активно участвовали в Ленкоранском Народном Фронте за перестройку позднее вошедшим в Народный Фронт Азербайджана, одним из основателей которого был ленкоранский автоинженер, позднее полковник азербайджанской армии Альакрам Гумматов (Аликрам Гумбатов).

Языки:

талышский, азербайджанский

Политическая ситуация:

По инициативе Гумматова и талышского поэта Али Насира, в программу Ленкоранского отделения Народного фронта в 1989 году было включено положение о создании автономии в талышских районах. 11 января 1990 года в ходе антисоветских волнений в Азербайджане Гумматов во главе местного отделения Народного фронта фактически сверг Советскую власть в Ленкорани и на протяжении 10 дней возглавлял город, после чего был арестован советскими правоохранительными органами.

В начале июня 1993 года в Азербайджане возник военно-политический кризис, вызванный мятежом полковника Сурета Гусейнова в Гяндже и походом его отрядов на Баку. 8 июня Гумматов организовал в Ленкорани массовый митинг в поддержку Гусейнова, на котором в частности было выдвинуто требование создания в Верховном Совете Азербайджана второй палаты - палаты национальностей. В момент кризиса президент Эльчибей приглашает в Баку Гейдара Алиева. Переговоры с Суретом Гусейновым, посредником на которых выступил Гейдар Алиев, ни к чему не привели. В ночь с 17 на 18 июня Эльчибей неожиданно улетел в Нахичевань и поселился в своём родном селе Келеки. И.о президента страны стал Гейдар Алиев. Легитимная власть в эти дни фактически отсутствовала.

В момент кризиса 21 июня Альакрам Гумматов выступил по Ленкоранскому телевидению, объявив о создании Талыш-Муганской Автономной Республики в составе Азербайджана. Командование военной части в Ленкорани сделало заявление о том, что причиной провозглашения автономной республики явилось обеспечение и сохранение общественно-политической стабильности в этом регионе в связи с военным и политическим кризисом в Азербайджане. Эти события, главным образом, были направлены против прихода к власти Гейдара Алиева. Гумматов потребовал отставки и. о. президента страны Гейдара Алиева, возвращении в Баку экс-президента Аяза Муталибова, а также расширение широких полномочий премьер-министра Сурета Гусейнова.

2-3 августа премьер-министр Сурет Гусейнов и другие министры посетили Ленкорань для ознакомления с проблемами региона. 7 августа открылось заседание Милли Меджлиса ТМАР, которое одобрило создание Талыш-Муганской Автономной Республики. На собрании Милли Меджлиса президентом автономной республики был избран Гумматов, назначены председатель Милли Меджлиса Фахраддин Аббасов и председатель Кабинета Министров Ракиф Ходжаев, а также принят конституционный закон, учреждены гимн, флаг и другие атрибуты автономной республики. Действия Гумматова осудили Народный Фронт Азербайджана, Мусават и Социал-демократическая партия Азербайджана.

23 августа перед зданием горисполкома, где находились органы автономии, собрался протестующий народ. Толпа ворвалась в горисполком, но он оказался пуст: Гумматов находился в штабе 704-й бригады. Митинг переместился к воротам воинской части. Корреспондент «Ассошиэйтед пресс» сообщал из Баку, что «по оценкам, 10,000 протестующих собрались во время уик-энда перед штаб-квартирой Гумматова в Ленкорани, требуя его изгнания». Когда толпа выломала ворота и ворвалась на территорию части, был открыт огонь, в результате чего погибли 3 человека и ещё 5 были ранены. Ассошиэйтед пресс сообщал в те дни, что «больницы, по сообщениям, заполнены пострадавшими от вооруженных столкновений между сторонниками и противниками Аликрама Гумбатова».

Герб Талыша
Детали
Утверждён 30 мая 2017-й год
Щит Корпус "Бессмертных"
Щитодержатели Два золотых тигра
Девиз "Честь, Свобода, Справедливость"
Флаг Талыш-Муганской Автономной Республики

Утверждён 21 июня
Эмблема Талыша

Детали

Общее описание герба

На талышском гербе изображены золотые Каспийские тигры, поддерживающие щит. Под щитом изображен самшит с лентой. Надписи на ленте: «Šərəf» - Честь, «Ozodəti» - Свобода, «Ədolət» - Справедливость. На верхней ленте надпись «Tolyš» - Талыш. Щит разделен на секции, где отражены история, настоящее и будущее талышского народа, принципы, которым талышский народ всегда следовал и будет следовать, а также его национальные качества.

Описание элементов герба

Каспийские тигры, обитавшие в Талыше, являются символом талышского народа. Тигры также символ энергии, силы, доблести и таланта. Они стоят на ленте, на которой отражены самые основополагающие принципы талышского народа. Именно эти основополагающие принципы являются опорой тигров, которые поддерживают щит отражающий прошлое, настоящее и будущее талышского народа. Щит такой формы использовался воинами-кадусами, предками талышей, а также солдатами «Корпуса Бессмертных» Державы Ахеменидов (др.-перс. Ariyānām Xšaçam ). Предки талышей, кадусы также служили в этом элитном царском корпусе. Кадусы, поддержавшие Кира Великого, сыграли одну из решающих ролей в его воцарении и основании Державы Ахеменидов, Первой Персидской Империи.

В середине щита на белом поле изображено солнце с двенадцатью лучами. Этот символ имеет несколько значений.

Солнце символизирует Пророка Мухаммда. Двенадцать лучей это свет учения Аллаха и двенадцать святых Имамов, руководителей мусульман из рода Пророка Мухаммада. Водоем под солнцем символизирует райскую реку Кавсар (Каусар). В исламской эсхатологии одна из райских рек, дарованных Пророку Мухаммаду. Она упоминается в Коране в суре аль-Кавсар , в аяте 1: «Мы даровали тебе Изобилие (реку в Раю, которая называется аль-Каусар) ». Слово кавсар, каусар (араб. الكوثر ‎) в переводе с арабского языка буквально означает «изобилие», «обильный». В древней арабской поэзии означает «изобилие». Некоторые ранние толкователи считали, что кораническое слово каусар означает «обильную благость». Этот же символ изображен на талышском флаге. Вокруг диска внутри щита надпись: «Xydo» - Бог, Аллах, «Pejqombər» - Пророк, «Əmri Sohibon» - Праведные Имамы, лидеры, наделенные божественной властью. Этот центральный элемент щита указывает на то, что талыши преданные последователи Ислама.

Солнце также означает источник, дарующий жизнь, свет, благополучие, богатство. На гербе оно восходит и это означает прогрессивное развитие народа и государства. Направление лучей указывает на вечное движение. Волны под солнцем также символизируют Каспийское море на берегу которого издревле жили предки талышей и сами талыши.

В левом верхнем красном поле щита изображены Талышские горы и две реки - Кура и Сефидруд. Это междуречье, окаймленное Талышскими горами, является ареалом проживания талышей. Крылатый золотой бык, расположенный между реками символизирует плодородие, природную силу и мощь. Это власть, мужская плодовитость, мужская производительная сила, символ труда, терпения, мужества и храбрости народа. В древности предки талышей, кадусии (каспии) седлали мощных быков, навешивали на них броню и использовали в боях как тяжелую кавалерию. Быки талышами также широко использовались в сельском хозяйстве. Бык - символ кадусиев (каспиев). Золотые крылья быка означают просвещённость, благородство, богатство, процветание и вечность.

В правом верхнем зеленом поле щита изображены щит, меч и копья, которые символизируют воинственность и военную историю талышей, сражение и борьбу. Шесть копий также означают борьбу за веру, свободу, мир, прогресс, справедливость и равенство. На щите изображен древний боевой тотем талышей - Овен. Овен символизирует стойкость в бою, смелость и отвагу. Пшеничные колосья под щитом символизируют процветание и изобилие.

В левом нижнем зеленом поле зеленом изображено железное дерево, растущее в Талышских горах. Оно символизирует долголетие, мудрость, благородство, жизненную силу и выносливость свойственную талышам. Это дерево Талыша и талышского народа. У дерева шесть корней, которые перерастают в шесть основных ветвей с листьями, символизирующими сам талышский народ. Шесть корней, на которых выросло дерево Талыша с шестью основными ветвями, указывают на качества талышского народа: стремление к знаниям, веру, справедливость, трудолюбие, отвагу, свободолюбие.

В правом нижнем красном поле красном изображен двуглавый золотой орел, который несет свиток в когтях. Свиток указывает на историческое наследие, знания народа, ученость и науку. Двуглавый орел символ духовной и светской власти, их единение и совместное участие в жизни народа. Кроме этого орел являлся государственным символом Талышского ханства.

Дополнительные элементы

У щита золотое окаймление с двенадцатью двенадцатиконечными звездами. Такие же звезды изображены на ленте над щитом по бокам. Двенадцатиконечная звезда это знак стабильности и совершенства. То к чему должен стремиться талышский народ. Под щитом на "земле" изображен самшит, растущий в Талыше. Самшит символизирует бессмертие, древность и долговечность.

Цвета герба

Золотой цвет, присутствующий на гербе означает благородство, солнечный свет, славу, победу, истину, мудрость, просвещенность, богатство, красоту. Красный, белый и зеленый цвета на щите - национальные талышские цвета флага и герба. Красный цвет символизирует борьбу за свободу и кровь мучеников, белый - чистота и мир, зеленый – Ислам.

Талышский флаг представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх вертикальных равновеликих полос: красной у древкового края, белой - в середине, и красной - у свободного края полотнища. Значения цветов флага даны в описании герба. В центре белой полосы изображена эмблема - вписанное в окружность восходящее над сине-белыми волнами солнце с двенадцатью волнистыми загнутыми по часовой стрелке лучами. Описание значения Солнца и волн даны в описании герба.

Примечания

Внимание. Ключ сортировки по умолчанию «Талыши» переопределяет прежний ключ сортировки по умолчанию «Национальные символы талышского народа».