Учебник для первого года обучения (старый вариант). Ермакова. Уроки музыкальной литературы: первый год обучения

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» г. Аркадак.

План-конспект урока по музыкальной литературе (4кл. фо-но 1 год обучения)

Преподаватель Путилина Н.Ю.

Тема:

Балет «Щелкунчик»

П.И.Чайковского.

Тема: Балет П.И.Чайковского «Щелкунчик».

Тип: Изучение нового материала .

Вид: Традиционный.

Цель: Познакомить детей с музыкально- сценическим жанром как – балет.

Задачи:

Воспитательные : пробудить интерес к творчеству П.И.Чайковского.

Образовательные: Познакомится с балетом «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

Развивающие: Развить музыкальное мышление, воображение.

Этапы урока:

1. Организационный.

2. Этап усвоения новых знаний.

3. Этап закрепления.

4. Заключительный этап.

План урока:

1.Организационный момент.

Знакомство с Мариинским театром. Краткое содержание сказки «Щелкунчик» Гофмана. Краткая биография П.И.Чайковского. Знакомство с музыкальным сценическим жанром- балет, включая понятия: пантомима, увертюра, классический танец.

2. Основной этап. Этап усвоения знаний.

Изучение балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»:

1 акт,1 картина; «Марш», « Рост ёлки».

1 акт, 2 картина: «Вальс снежных хлопьев».

2 акт,танцы: «Кофе», «Чай», «Трепак»,«Танец трёх пастушков», «Вальс цветов», «Адажио», «Танец феи Драже».

3.Этап: Закрепление знаний.

Вопросы для закрепления нового материала.

4.Этап завершающий: домашнее задание.

Средства обучения: компьютер, (проектор),музыкальный центр.

Методические пособия: музыкальная литература, З.Осовицкая, А.Казаринова.

Аудиопособие по музыкальной литературе автор Кушнир.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Слайд № 1. Название презентации.

Слайд № 2. Заставка с изображением «Щелкунчика».

Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с музыкальным театром миром сказки и удивительных превращений, мир наших грёз и сновидений.

Слайд №3. Мариинский театр.

Учитель: Перед вами Мариинский театр оперы и балета г. Санкт-Петербурга.

Слайд №4. Сцена театра.

Учитель: Именно на этой сцене театра 6 декабря в 1892 году с большим успехом состоялась премьера балета «Щелкунчик». Поднимите руку, кто был в театре? Надеюсь,что когда нибудь, кто не был в театре обязательно побывает на премьере балета или оперы. Ребята, а вы знаете, кто написал музыку к балету «Щелкунчик».

Дети: Ответ - П.И.Чайковский

Учитель: Правильно ребята.

Слайд №5. Портрет П.И.Чайковского.

Учитель знакомит детей с краткой биографией композитора.

Учитель: Ребята, а кто знает, что обозначает слово балет?

Дети: Ответ: Балет происходит от итальянского слова «ballo», что значит «танцую», одной из самых сложных и богатых жанров музыкально- театрального искусства.

Учитель: Правильно ребята! Балеты Чайковского наполнены глубоким содержанием и чувством, стали образцами академического балета. П.И.Чайковский писал: « Балет – та же симфония». Он написан тем же ярким, сложным языком, что и оперы. В балете, как и в литературе, музыке, живописи – возрос интерес к духовной жизни человека, к миру его чувств, настроении, переживаний. Хореографы, танцовщики стали искать новые формы выразительности в танце и пантомиме. Однако музыку для балетов писали второстепенные композиторы – ремесленники, а под час и рядовые оркестранты. Музыка одного спектакля часто напоминало пёстрое лоскутное одеяло, « сшитое» из разноцветных «лоскутков» музыки нескольких композиторов. Такое не равноправие музыки и хореографии в балете продолжалось до тех пор, пока не встретились два гениальных мастера – композитор П.И.Чайковский и балетмейстер Мариус Петипа.

Слайд №6. Портрет Мариуса Петипа.

Учитель кратко рассказывает биографию хореографа.

Учитель: Мариус Петипа сочинил сценарий «Щелкунчика». В нём он определил характер музыки и строение двухактного балета. Однако болезнь помешала ему продолжить работу и премьеру спектакля подготовил Л.Иванов – второй балетмейстер театра.

Слайд №7. Лев Иванов.

Учитель: Кто мне скажет, на какую сказку был написан балет «Щелкунчик»? Кто его автор?

Дети: Ответ. На сказку немецкого писателя Ф.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

Слайд №8. Эрнст Гофман.

Учитель: Правильно ребята! Молодцы! Давайте вместе вспомним содержание сказки.

Дети по очереди рассказывают сказку.

2.Этап усвоения новых знаний.

Учитель: В музыке мир добра и зла резко разделён для слушателя тембрами, оркестровкой. Для композитора мир добра – это мир детства, поэзии и красоты. В увертюре, детских сценах у ёлки, а затем в царстве сластей Конфитюренбурге «поют» струнные инструменты; их дополняют «тёплые» , насыщенные по тембру голоса гобоев, английского рожка, кларнетов.

Фантастический мир мышиного царства, злое «Зазеркалье» связано со звучанием крайних, неприятных для слуха регистров инструментов – низких альтов, кларнетов, фаготов, с отрывистым «сухим» звучанием струнных и «мышиным писком» флейты – пикколо. П.И.Чайковский включил в партитуру и детские музыкальные инструменты: детские трубы, барабаны и тарелки. Самый необычный инструмент партитуры – челеста.

Слад №9. Челеста.

Учитель: Все основные события балета происходят в 1 акте, а 2 акт представляет собой блестящий дивертисмент.

Учитель объясняет значение слова дивертисмент.

Учитель: Сегодня мы с вами послушаем и проанализируем несколько номеров из балета (всего их 15). Ребята! Кто мне скажет, что обозначает слово увертюра? Мы с вами уже знакомились с этим значением слова, когда проходили жанр опера.

Дети: Увертюра - инструментальное вступление к опере, балету… подготавливающее внимание слушателей к предстоящему действию.

Учитель: Правильно! Занавес ещё закрыта, а симфонический оркестр уже играет увертюру.

Звучит увертюра. Дети слушают.

Слайд №10. Гостиная в доме Зильбергхауса.

Учитель: После того как взрослые хозяева и гости зажгли огни рождественской ёлки и приготовили подарки, детей впустили в гостиную и начался праздник. Музыка упругая по ритму и «воздушная» по звучанию к теме увертюры. Но есть и особые приметы: это – фанфарные подчёркивающие торжественность момента раздачу подарков, «тревожный эпизод»- предвестник фантастических событий рождественской ночи.

Слайд №11. Раздача подарков.

Учитель: Давайте послушаем марш и попробуем представить события, происходящие на этом празднике.

Слайд №12 . Рост ёлки.

Учитель: События сказки переносятся в фантастический мир Зазеркалья. Чудеса начинаются после полуночного боя часов. Клара, придя тайком в гостиную, чтобы проведать Щелкунчика, вдруг видит чудо, ёлка увеличивается и постепенно становится огромной. «Рост ёлки» изображён в музыке « в бесконечном», головокружительном восхождении по сказочным ступеням грандиозной мелодии – секвенции. Словно исчезают стены гостиной, раздвигаются границы пространства и времени. Музыка сказочная, передаёт радостную душу девочки.

Звучит фрагмент «Рост ёлки».

Слайд»13. « Сцена сражения».

Учитель: Сцена сражения – центральный, кульминационный эпизод 1 акта балета. Он показывает силу фантастического зла и несокрушимую силу добра, способного преодолеть зло.

Кукольная война замечательно отображена в музыке. Военные «фанфары», исполняемые гобоями (а не трубами), барабанный бой детских барабанчиков, суетливый бег струнных (мыши), пронзительные мотивы флейт (мышиный визг) – всё это «военная музыка игрушек». Встречные гаммаобразные линии оркестровых пассажей также отражают противоборство «военных» сил. Эти элементы музыкального языка создают картину фантастического сражения, зловещего по своему оркестровому колориту. Спасение Щелкунчика и рассеивание злых чар отмечено возвращением в музыку света. С превращением уродца Щелкунчика в прекрасного принца в музыке воцаряется гамма до мажор.

Звучит сцена сражения.

Слайд № 14. « Вальс снежных хлопьев».

Учитель: Представим еловый лес зимой, вьюга. Этот номер создаёт картину тревожного настроения (тональность ми минор), затем вступает « детский хор – снежинки». Звучит напевная, безмятежная, светлая мелодия (соль мажор). Звучит вальс.

Учитель: Дворец в царстве сластей Конфитюренбурге. Клара и Щелкунчик прибывают на бал в царство сластей… «в колеснице из раковины, усеянной каменьями, сверкающей на солнце и влекомый золотыми дельфинами… Музыка ширится и прибывает, как бушующие струи». (либретто Петипа). Здесь происходят чудеса, танцуют гости из разных стран.

Слайд № 15. Танец «Кофе».

Звучит танец «Кофе».

Учитель: Его музыка полна восточной ночи, тёмной печали.

Слайд № 16. Танец «Чай».

Учитель: Радует своим забавным звучанием.

Звучит «Чай».

Слайд № 17. Русский танец «Трепак».

Учитель: Трепак восхищает своей удалью, мужественным звучанием.

Слайд № 18. « Танец трёх пастушков».

Учитель: «Танец трёх пастушков» тонкий и изящный. Пастушки танцуют играя на дудочках, сделанных из камыша. Звучит «Танец трёх пастушков».

Слайд №19. «Вальс цветов».

Учитель: Завершает дивертисмент «Вальс цветов». Вальс не имеет себе равных по красоте и щедрости мелодий.

Звучит «Вальс цветов».

Слайд №20 . «Адажио».

Учитель: За «Вальсом цветов» следует главный лирический номер балета ПА-ДЕ-ДЁ-Адажио.

Учитель: Кто может объяснить значение этого слова?

Дети: ПА-ДЕ-ДЁ – это танец для двоих.

Учитель: Молодцы! Адажио является центральным номером балета – кульминацией. Она становится музыкальным символом счастья и любви.

Звучит «Адажио».

Слайд № 21. « Танец феи Драже».

Учитель: Музыка «Феи Драже» не обыкновенная, у неё « небесный голос». Чайковский услышал его у челесты. Её ровный, механически чёткий, повторяющийся ритм напоминает движение старинных заводных игрушек.

Звучит « Танец феи Драже».

Учитель: Балет завершается всеобщим вальсом и ликующим апофеозом.

3. Этап закрепления знаний.

Учитель: Итак, сегодня мы с вами прослушали балет «Щелкунчик». Узнали понятия новых слов как увертюра, пантомима, дивертисмент, «Адажио».

Учитель: Ребята! Давайте ещё раз повторим значение этих слов и запомним их.

Дети повторяют значение слов.

4.Завершающий этап. Домашнее задание.

Нарисовать рисунки к балету.


Книга предназначена для учеников музыкальных школ, изучающих музыкальную литературу (первый год обучения), и их преподавателей, проявляющих интерес к различным направлениям в современной музыкальной педагогике. Материал книги может быть использован и в курсе «Слушание музыки».
Методом изучения является игра, импровизация, сочинение, танец, постановка небольшой детской оперы и т. д. - то есть те основные принципы, на которых основан вышедший ранее авторский курс «Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил - песенки, картинки и разные истории».
В книге есть примерная разработка каждого урока, а также необходимый нотный материал.

На каких инструментах играли древние люди?
У самых древних людей не было музыкальных инструментов. Музыка началась с пения, а первым инструментом был человеческий голос. Затем появились самозвучащие инструменты - разные колотушки, трещотки и иные ударные и шумовые инструменты.

Другую группу древних инструментов составили духовые: гуделки, свистки, тростниковые флейты. Даже полые кости животных становились музыкальными инструментами. Так, в раскопках поселения людей древнего каменного века нашли свисток из сустава оленя, костяную дудку, флейту из кости лебедя. Затем люди научились делать дудки с боковыми отверстиями, многоствольные флейты для извлечения звуков разной высоты. Из дерева, рога или раковины изготовлялись трубы.

Содержание.
От автора.
Первая четверть.
Урок 1. Да здравствует музыка! А, собственно, для чего она нужна?.
Урок 2. На каких инструментах играли древние люди?.
Урок 3. Как и о чём пели в Древней Греции.
Уроки 4-5. Русская народная музыка.
Урок 6. Путешествие в страны Востока. Ближний Восток. Восток - дело тонкое!.
Урок 7. Дальний Восток. Китай, Япония, Корея.
Вторая четверть.
Урок 1. Путешествие на Африканский континент.
Урок 2. Приглашение на рыцарский турнир.
Урок 3. Век замечательных открытий. Открытие Америки и рождение оперы.
Урок 4. Как композиторы сочиняют оперы.
Урок 5. Бал. Старинная сюита.
Урок 6. От бала к балету.
Урок 7. Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Третья четверть.
Урок 1. Люди хотят развлекаться. Нужны новые инструменты. Скрипка.
Урок 2. Орган.
Урок 3. Клавир, клавесин, фортепиано.
Урок 4. Духовые инструменты.
Урок 6. У симфонии есть родители.
Урок 7. Возникновение джаза.
Четвертая четверть.
Урок 1. Как композитор сочиняет музыку. Тема. Характер музыки. Музыкальный образ и содержание музыкальных произведений.
Урок 2. Одночастная форма. Период. Предложение. Каденция.
Урок 3. Двухчастная простая форма.
Урок 4. Простая трехчастная форма.
Урок 5. Сложная трехчастная форма.
Урок 6. Вариации.
Урок 7. Рондо.
Приложения.
Приложение 1. Содержание программы.
Приложение 2. Красная шапочка.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Неправильная музыкальная литература, История музыки, Первый год обучения, Камозина О.П., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

О.К. Ермакова Ростов-на-Дону «Феникс» 2012 Серия «Учебные пособия для ДМШ» уроки М у ЗЫ к АЛЬНой Л и ТЕ р АТ у рЫ Первый год обучения УДК 78(07) ББК 85.31я7 КТК 860 Е72 Ермакова О.К. Е72 Уроки музыкальной литературы: первый год обучения / О.К. Ермакова. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 186, с. : ил. - (Учебные пособия для ДМШ). ISBN 978–5–222–19760–8 Учебник по музыкальной литературе содержит шесть основ- ных разделов курса первого года обучения, которые полностью соответствуют программным требованиям. Историко-теоретиче- ский материал включает сведения о средствах музыкальной вы- разительности, инструментах оркестра, музыкальных формах и жанрах. Разбор изучаемых музыкальных произведений прове- ден в достаточно краткой форме, включая при этом всю необ- ходимую информацию. Каждый параграф дополнен вопросами и заданиями. Изложение материала сопровождается необходимы- ми нотными примерами классической музыки, а также иллю- страциями. Для успешного освоения учащимися учебного мате- риала текст учебника изложен четко, ясно и наглядно: основные понятия и названия выделены специальными шрифтами или расположены столбцами. Кроме того, текст учебника дополнен таблицами. Одни из них предназначены для запоминания («Тан- цы», «Ансамбли в опере», «Певческие голоса»), другие являются справочным материалом («Различные выражения настроений в музыке», «Темпы», «Наиболее известные балеты, «Анализ му- зыкальных произведений»). УДК 78(07) ББК 85.31я7 ISBN 978–5–222–19760–8 О.К. Ермакова, текст, 2012 ООО «Феникс», оформление, 2012 3 Введение Настоящее учебное пособие предназначено для изучения предмета «музыкальная литература» учащимися 4-х классов (1-го года обучения) дет- ских музыкальных школ и школ искусств. При создании пособия автор, учитывая воз- растные особенности детей, поставил перед со- бой цель - дать учащимся в полном объеме все необходимые для изучения предмета сведения и понятия, изложив их в лаконичной, наглядной и доступной для детей форме. Текст пособия со- ставлен таким образом, чтобы ученик мог само- стоятельно использовать его при выполнении до- машних заданий, не затрачивая в поиске нужной информации лишнего времени. Пособие полностью соответствует Программе. По сравнению с существующими учебниками, в данное учебное пособие внесен ряд существен- ных изменений и дополнений. Введение содержит новую главу «Какие настроения выражает музы- ка»; к теме «Средства музыкальной выразитель- ности» добавлен параграф «Интонации мелодии», а также описаны различные способы применения гармонии в музыкальных произведениях. Более полно и подробно изложен учебный материал в главе «Симфонический оркестр» и разделе «Опе- ра»; раздел «Танцевальная музыка» дополнен 4 сведениями о танцах, которые ранее в учебники включены не были. В качестве дополнительно- го материала также предлагается глава«Балет П.И. Чайковского “Лебединое озеро”». Нотный материал в пособии также соответству- ет Программе, но в некоторых главах заменен и дополнен. Характеристика музыкальных про- изведений содержит все необходимые сведения, но изложена достаточно кратко, с учетом особен- ностей восприятия детей данного возраста. Для наглядности, лучшего запоминания и ос- мысления учащимися материала учебное посо- бие также дополнено таблицами, среди которых: «Музыкальные формы»,«План анализа музы- кального произведения», «Танцы», «Наиболее известные балеты», «Певческие голоса» и другие. 5 Дорогие ребята! Вот уже несколько лет вы занимаетесь одним из самых прекрасных видов искусства - музы- кой. Теперь возникла необходимость научиться по-настоящему ее понимать, узнать о ней много нового и интересного. Для того чтобы уметь слушать классическую музыку, нужно научиться разбираться в ее ос - новных законах и особенностях музыкальной речи, а чтобы понять, о чем «говорят» компо- зиторы в своих музыкальных произведениях, необходимо знать многое о событиях в их жизни и творчестве. В этом вам поможет изучение пред- мета музыкальная литература. На уроках вы познакомитесь с различными музыкальными инструментами, оркестрами, певческими голосами, узнаете много нового о русских народных обрядах и песнях, танцах разных стран и эпох, симфонической музыке, опере и балете. Вы научитесь разбираться в са- мых важных явлениях этого удивительно раз- нообразного и прекрасного музыкального мира. Нужно лишь помнить, что попасть в этот мир может только тот, кто искренне любит музыку и по-настоящему хочет ее понять. 6 Откуда произошло слово «музыка» О музыке и ее удивительной силе воздействия на человека сложено множество мифов и легенд. Самые первые из них появились тысячи лет назад в Древней Греции. На высокой горе Олимп живут прекрасные музы - девять дочерей бога-громовержца Зевса и богини памяти Мнемозины. Каждая из них по- кровительствует определенному виду искусства и науки: Евтерпа - муза лирической поэзии и песен, Каллиопа - муза эпической поэзии и древних сказаний, Полигимния - муза священных гимнов, Эрато - муза любовной поэзии, Терпсихора - покровительница танца, Талия - муза комедии, Мельпомена - муза трагедии, Клио - покровительница истории, Урания - муза астрономии. Волшебная красота муз и их чудесное пение завораживает всех вокруг, заставляя забыть о го- рестях и раздорах. Рядом с музами - бог солнца и света, покровитель искусств Аполлон, сопрово- ждающий их пение чудесной игрой на золотой кифаре (лире). Поистине красиво звучит слово музыка. Не- даром оно произошло от древнегреческого слова, означающего искусство муз. 7 Мифы о волшебной силе музыкального искус- ства были посвящены и древнегреческому певцу Орфею, чудесное пение которого, сопровождаемое игрой на кифаре, с восхищением слушали все вокруг. Своей музыкой он мог укрощать диких зверей, поворачивать вспять горные реки, пере- двигать леса и каменные глыбы. С древних вре- мен сохранились изображения Орфея с лавровым венком на голове и золотой лирой в руках. Именно этот небольшой струнный инструмент с красиво изогнутой рамкой стал символом музыкального искусства. Вопросы и задания: 1. Откуда произошло слово музыка? 2. Какой музыкальный инструмент стал символом му- зыкального искусства? Кто из героев мифов Древней Греции играл на этом инструменте? 8 Какие настроения выражает музыка Как в жизни человека, так и в музыке суще- ствует множество различных оттенков настрое- ний. Одни связаны с ощущением радости, а дру- гие - с ощущением горя, печали. В таблице вы видите некоторые из них: Различные выражения настроений в му зыке Настроение радости Настроение горя, печали 1. Торжество, прославление 1. Страдания, скорбь 2. Общее ликование 2. Борьба со злом, преодоление несчастья 3. Радостная взволнованность 3. Грустное размышление 4. Наслаждение, покой 4. «Светлая» печаль 5. Юмор, шутка 9 В музыке выражение радости может иметь различный характер. Гимн России, сочи- ненный композитором Александровым на стихи Михалкова, звучит неторопливо и величаво-торжественно. 1 & c f j œ œ > . j œ r œ œ > j œ j œ œ > . j œ r œ œ > j œ j œ & 3 œ > . j œ r œ œ > . j œ r œ œ > J œ J œ . œ > j œ œ > . J œ R œ œ > J œ j œ & 6 œ > . J œ r œ œ > j œ j œ œ > . j œ r œ œ j œ j œ œ > . J œ r œ & 9 œ œ œ œ . œ j œ œ œ œ œ . œ j œ œ Œ & 15 œ > . j œ R œ œ > . j œ R œ œ > j œ J œ œ > J œ ‰ ƒ > œ œ œ œ & 19 . œ > J œ > œ œ œ œ . œ > j œ & 23 œ > . J œ r œ œ > . j œ r œ œ > . J œ r œ œ ‰ Широко. Торжественно Рос - си - я - ве - ли - ка - я на - ша дер - жа - ва, Рос - си - я лю - би - ма - я на - ша стра - на. Мо - гу - ча - я во - ля, ве - ли - ка - я сла - ва - тво - е до - сто - я - нье на все вре - ме - на! Славь - ся, О - те - чест - во на - ше сво - бод - но - е, брат - ских на - ро - дов со - юз ве - ко - вой, пред - ка - ми дан - на - я муд - рость на род - на - я! Славь - ся, стра - на! Мы гор - дим - ся то - бой! 1 cresc. Совсем по-иному передается радостное на- строение в увертюре к опере Глинки «Руслан 10 и Людмила», музыка которой выражает общее ликование народа. 2 & ? # # # # c c ƒ > œ œ œ œ œ œ œ > œ œ œ œ > œ œ œ œ œ œ œ > œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ . œ . œ œ œ œ œ œ œ . œ . œ œ & ? # # # # 4 œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ > œ œ œ œ œ œ œ œ n > œ œ œ œn n > œ œ œ œ œ œ œ œ n > œ œ œ œn n œ œ œ œ œ œ Presto 2 В пьесе «Новая кукла» из «Детского альбо- ма» Чайковского передано радостное взволно- ванное настроение девочки, получившей неожи- данный подарок. & & b b b b 8 3 8 3 p ‰ ‰ j œ œ œ œ œ ‰ œ j œ œ œ œ œ ‰ œ J œ œ œ œ œ ‰ œ J œ œ œ œ œ ‰ & & b b b b 5 œ J œ œ œ b œ œ ‰ F œ œ J œ œ œ œ œ ‰ œ J œ œ œ œ œ ‰ œ œ j œ œ œ œ œ ‰ J œ ‰ œ œ œ œ Подвижно 3 11 Чувство светлой радости, наслаждения и по- коя - в молитве Шуберта «Аве Мария». & # 4 4 . j œ j œ . œ w . œ R œ r œ œ œ œ œ . Неторопливо A - ve Ma - ri - a! Gra - ti - a ple - na 4 Забавно, шутливо звучит пьеса Кабалевско- го «Клоуны». В таком же характере написана «Шутка» Баха в исполнении солирующей флей- ты с оркестром. & # # 4 2 f œ . œ œ œ . œ œ œ . œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ# œ œ œ œ . œ . Allegretto (Довольно скоро) 5 Различные оттенки настроения и в музыке, которая связана с выражением горя, печали. Неторопливое, мрачное звучание аккордов в низком регистре во вступлении к «Пате- тической сонате» Бетховена выражает со- стояние страдания и скорби. & ? b b b b b b c c fp œ œ œ . . . œ œ œ œ œ . . . œ œ œ n œ œ œ œ œ œn œ œ œ œ . . . . œ œ œ œ œ . œ œ œ# j œ œ ‰ J œ . ≈ x A ‰ fp œ œ œn . . . œ œ œ œ œ œ . . . œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ . œ œ . œ œ œ j œ œ œ ‰ J œ ≈ . Grave (Медленно, тяжело) 6 Но вот настроение изменилось. В быстром темпе, на фоне напряженного звучания аккомпанемента, 12 мелодия «стремительно взлетает вверх», проры- ваясь «от мрака к свету». Так музыка выражает борьбу человека со своим унынием и горестными переживаниями. & ? b b b b b b C C p . œ œ n . œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ . œ œn . œ œ . œ œ n . œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ . n œ œ n . œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ . œ œn . œ œ . œ œ n . œ œ œ œ œ œ œ œ & ? b b b b b b 5 . n . œ œ œ œ œ œ œ œ . . œ œ œ œ œ œ œ œ w w # œ œ œ œ œ œ œ œ n n n œ# œ# œ œ œ œ œ œ сresc. Allegro molto (Очень скоро) 7 В романсе «Жаворонок» Глинки нежная на- певная мелодия передает ощущение грусти. & & ? # # # 4 4 4 4 4 4 p p œ œ œ œ Œ œ œ Œ œ œ ‰ . . . œ œ œ ‰ . . . œ œ œ . œ œ œ . œ ‰ Œ œ œ Œ œ œ ‰ . . . œ œ œ ‰ . . œ œ . œ œ œ . œ J œ Œ œ œ Œ œ œ ‰ . . . œ œ œ ‰ . . . œ œ œ # . œ j œ œ Œ Œ œ œ Œ œ œ ‰ . . œ œ ‰ . . œ œ Меж - ду не - бом и зем - лей пес - ня раз - да - ет - ся, Умеренно 8 184 Cодержание Введение................................................................................................................... 3 Какие. настроения. выражает. музыка.................................8 Средства музыкальной выразительности............................. 14 Мелодия..........................................................................................................14 Интонации. ме лодии....................................................................15 Гармония.........................................................................................................18 Ритм..................................................................................................................20 Лад. ....................................................................................................................21 Диапазон и регистр............................................................................22 Темп. ....................................................................................................................23 Наибо лее. извес тные. обозначения. т емпов.................23 Динамические оттенки..................................................................24 Тембр..................................................................................................................25 Штрихи...........................................................................................................26 Фактура.........................................................................................................26 Инструменты симфонического оркестра................................ 28 Струнные смычковые инструменты.................................29 Деревянные духовые инструменты.....................................31 Медные духовые инструменты................................................34 Ударные инструменты....................................................................36 Ударные. инс трументы, . имеющие. высоту. звука. ......36 185 Ударные. инструменты,. не. имеющие. высоты. звука. ....................................................38 Дополнительная группа..................................................................40 Партитура..................................................................................................41 С. Прокофьев. «Петя и волк» .......................................................44 Музыкальные формы..........................................................................49 Период..................................................................................................50 Простая. двухчас тная. форма. .................................................51 Простая. тре хчастная. форма. .................................................51 Сложная. двухчас тная. форма. ...............................................51 Сложная. тре хчастная. форма. ................................................52 Рондо......................................................................................................52 Вариационная. форма. ................................................................53 Анализ музыкальных произведений.....................................53 П.И. Чайковский «Детский альбом» .....................................55 Музыкальные жанры................................................................................. 72 Марш..................................................................................................................72 Танцевальная музыка.........................................................................78 Народные. т анцы............................................................................78 Танцы. разных. с тран....................................................................79 Европейские. т анцы. 17–18 . веков. .....................................86 Менуэт...................................................................................................87 Гавот........................................................................................................89 Сарабанда...........................................................................................90 Европейские. т анцы. 19 . века. .................................................92 Народная песня...................................................................................101 Обрядовые. песни. .....................................................................102 Былины............................................................................................105 Исторические. песни. ..............................................................106 186 Протяжные. лирические. песни........................................107 Тр удовые. песни. ..........................................................................109 Плясовые, . игровые, . х ороводные. песни. ...................110 Программная музыка.....................................................................112 М. Мусоргский. «Картинки с выставки» ......................114 «Гном»................................................................................................114 Балет. невылупившихс я. пт енцов....................................116 П.И. Чайковский. «Времена года» ........................................117 «Февраль. . Масленица». .........................................................117 «Апрель. . Подснежник» ..........................................................119 Н.А. Римский-Корсаков. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Са лтане» ...................................121 Музыка в театре........................................................................................... 123 Музыка в драматическом театре....................................123 Э. Григ. «Пер Гюнт» ...........................................................................124 «Утро».................................................................................................125 «Смерть. Озе». ................................................................................127 «Танец. Анитры». ..........................................................................128 «В. пещере. г орного. коро ля»................................................130 «Песня. Со львейг»......................................................................130 Опера.............................................................................................................133 Строение. оперы. .........................................................................134 Сольные. номера. в. опере. .....................................................134 Ансамбли. и. х ор. в. опере. .......................................................135 Оркестр. в. опере. .........................................................................136 Певческие голоса...............................................................................138 М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила» ............................141 Действующие. лица. оперы. и. их. г олоса.......................141 Увертюра..........................................................................................142 Две. песни. Баяна........................................................................143 Кава тина. Людмилы. ................................................................145 Сцена. похищения. Людмилы. ............................................147 Второе. дейс твие.........................................................................148 Рондо. Фарлафа. ..........................................................................149 Ария. Р услана................................................................................150 Третье. дейс твие..........................................................................152 Четвертое. дейс твие.................................................................153 Два. х ора. из. пят ого. дейс твия.............................................156 Балет............................................................................................................158 Балеты, . по лучившие. мировую. извес тность...........159 П. Чайковский. Балет «Щелкунчик» .................................160 Первый. акт. . Первая. кар тина.............................................160 Второй. акт. .....................................................................................163 Испанский. т анец. (Шоко лад)..............................................163 Арабский. т анец. (К офе)..........................................................164 Китайский. т анец. (Чай). .........................................................165 Русский. т анец. (Т репак)..........................................................166 Танец. сахарных. пас тушков................................................166 Вальс. цве тов.................................................................................167 Адажио.........................................................................................................170 Танец. феи. Драже. .......................................................................171 П. Чайковский. Балет «Лебединое озеро» ...................173 Первый. акт. . Первая. кар тина.............................................173 Вторая. кар тина...........................................................................174 Второе. дейс твие. . Первая. кар тина.................................178 Второе. дейс твие. . Вт орая. кар тина. (финал). .............182 Учебные пособия для ДМШ Ольга Кирилловна Ермакова Уроки музыкальной литературы Первый год обучения Ответственный редактор Оксана Морозова, Наталья Калиничева Технический редактор Галина Логвинова Верстка: Елена Калитина Художники: А. Захаров, М. Захарова Фотографы: Н. Кошелев, Т. Друзь, Е. Васильева Подписано в печать 25.05.2012 г. Формат 84x108 1 / 32 . Бумага офсетная. Гарнитура Школьная. Тираж 2 500. Заказ № ООО «Феникс» 344082, г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 80 Тел.: (863) 261–89–76; факс: (863) 261–89–50

Православный молитвослов. Спасительные иконы - подарочный набор из 2-х книг в коробке-футляре для православных христиан.
Подарочный комплект создан не только для того, чтобы украсить книжную полку, но и всецело помогать в нелегком деле спасения души. В "Православном молитвослове" собраны молитвы, которые помогут праведному христианину укрепить его дух и не сойти с верного пути, в то время как книга "Спасительные иконы" содержит не только описания чудотворных икон, но и приводит жития святых в качестве примера христианской добродетели. Надеемся, эти книги помогут укрепить веру в минуты сомнений.
Составитель: А.А. Евстигнеев.

Игра адресована логопедам, педагогам, ответственным и внимательным родителям, которые хотят помочь своим детям активизировать только что появившиеся или поставленные логопедом звуки. Проблема детей, которые научились говорить сложный звук, заключается в том, что произносить они его могут только в некоторых словах. Многие родители жалуются логопеду: Вот у вас он говорит правильно, а дома - неправильно. Пособие предназначено именно для того, чтобы помочь ребенку в игровой форме ненавязчиво и с интересом овладеть правильным произношением звуков. Как и в обычных ходилках, игроки бросают кубик и передвигают свою фишку на выпавшее количество картинок вперед. Ход засчитывается, если игрок фонетически правильно назовет выпавшее слово. Взрослому для усиления игровой ситуации и привлечения внимания детей, развития их фонетического слуха можно применить провоцирующий прием и произнести слово неправильно (не ложки, а ожки или рожки). Вы увидите, как глаза ребенка округлятся от удивления. Спр

Крымский полуостров, легендарная Таврида, средоточие мировых культур и религий, всю свою многотысячелетнюю историю был ареной бесчисленных войн. Этот цветущий край, о котором А. С. Пушкин писал: "Земли полуденной волшебные края", привлекал нескончаемые полчища завоевателей. Кто только ни хотел контролировать этот Богом избранный уголок - греки и римляне, готы и гунны, хазары и воины Золотой Орды, крымские ханы и турки. И даже после того, как в 1783 году Императрицей Екатериной II был подписан Манифест о присоединении Крыма к Российской империи, потребовалось еще два с лишним века, чтобы судьба полуострова определилась окончательно.
В военную историю России Крым навечно вписан как символ неувядающей воинской славы, героического и трагического боевого прошлого. Каждый метр крымской земли полит кровью наших солдат, павших во время русско-турецких, Крымской, Гражданской и Великой Отечественной войн.
В этой книге, написанной высокопрофессиональным коллективом российских историков, - кандидатов и докторов исторических наук, прослеживается вся история Крымского полуострова с древнейших времен и до наших дней, первая в новой России подлинно научная и объективная "История Крыма".
Скрыть

Научить ребенка грамотно читать с листа - одна из главнейших задач педагога-пианиста. Умение легко разбирать нотный текст очень помогает ребенку во время учебы: существенно расширяет его репертуар, приучает к самостоятельной работе, а главное - делает процесс обучения более легким, приятным и интересным. Но навык грамотного чтения нотного текста не приходит ниоткуда и не появляется сам по себе. Его нужно кропотливо и терпеливо развивать, начиная с самых первых шагов маленького пианиста. Несмотря на то, что проблемой чтения нот с листа занимались многие выдающиеся педагоги-музыканты и существует многочисленная литература на эту тему, в данном вопросе еще не выработана единая и четкая методика. Настоящий учебник - еще одна попытка систематизировать процесс обучения чтению с листа, исходя из теоретического осмысления нотного текста. Каждая пьеса сборника - это своеобразная музыкальная иллюстрация определенного теоретического положения или правила, в которой одновременно учтены особенности фортепианной аппликатуры, исполнительских приемов и технических задач.
2-е издание.
Скрыть

Плетение из газет - сравнительно молодой, но уже необычайно популярный вид рукоделия. Изделия, создаваемые мастерами, мало чем уступают поделкам в стилях квиллииг или поп-ап. Мы уверены - начав работу по этой книге, остановиться вы уже не сможете!
Издание может использоваться и преподавателями уроков технологии в школе, специалистами, работающими с детьми в Домах детского творчества, так как при плетении можно использовать более экологичные материалы: потребительскую бумагу, тетрадные листы, натуральные и пищевые красители. Этому в книге уделено особое внимание.
2-е издание.

На нашей парковке ждут своего срочного вызова профессионалы - таксисты и пожарные, полицейские и военные. Не спрашивайте, почему они собрались вместе. Возможно, они принадлежат одному ведомству, например, по чрезвычайно быстрому обслуживанию игрушечного населения... И у нас нет никаких сомнений, что в детстве наши профессионалы закаляли свою волю и характер. А еще они вырабатывали смекалку и тренировали скорость реакции. Иначе высот в своей профессии не достичь. Эти качества пригодятся в жизни всем - и домохозяйкам, и учителям, и программистам. Наша игра поможет сохранить форму сегодняшним специалистам и научит будущих владеть хорошей зрительной памятью, быть наблюдательным, стремиться к победе.

Многие задаются вопросом: как не повторить ошибок наших родителей? Часто мы прекрасно помним, что было не так в нашем воспитании, и надеемся, что у нас получится лучше. Однако настает момент, когда мы с удивлением понимаем, что лучше не получается.
Когда приходит время воспитывать собственных детей, наряду с растерянностью и страхом включается "программа-повторялка". И мы начинаем воспроизводить стиль воспитания наших родителей, лишь дополняя его более современными общественными стереотипами. Мы повторяем знакомую нам модель просто потому, что не имеем иной, потому, что не знаем, как поступать по-другому.
Эта книга, написанная практикующим психологом, поможет вам освободиться от власти стереотипов и осмыслить, что подходит конкретно вам и вашему ребенку. В ее основу положена практика психологической помощи родителям маленьких детей.
5-е издание.

Название сборника полностью отражает его содержание, так как в нем собраны самые известные и любимые классические произведения. Это и оригинальные произведения для фортепиано, и переложения фрагментов из опер, балетов, симфоний и других инструментальных сочинений. Среди них "Адажио" Т. Альбинони, "Шутка" И. С. Баха, "Турецкое рондо" В. А. Моцарта, "Времена года" А. Вивальди, "Полет шмеля" Н. Римского-Корсакова, полька "Трик-трак" И. Штрауса и много других "жемчужин" европейской музыки XVII-XIX веков.
Многообразие жанров, образов, настроений позволит каждому исполнителю подобрать себе пьесу "по душе". В сборнике представлены произведения, которые смогут украсить не только домашний музыкальный вечер, но и концертную программу.
Издание рассчитано в первую очередь на любителей музыки, но также может использоваться в средних и старших классах детских музыкальных школ, способствуя расширению педагогического репертуара.
Составитель: Н.Сазонова.
5-е издание.

Издание из серии "Мастерская школьника" представляет собой учебный комплект для уроков трудового обучения (технологии) и состоит из двух частей:
- пошаговые инструкции с иллюстрациями, задания для обучения приемам работы с различными материалами и т.п.;
- листы бумаги и картона с шаблонами и чертежами, которые в процессе работы вырезаются и используются для творческих работ.
Учебный комплект существенно облегчит подготовку ученика к занятиям, а учителю позволит организовать интересную и активную познавательную деятельность на уроке, а также творческую работу по интересам во внеурочное время.
Составитель: Шереметьева Татьяна Леонидовна.

Эта книга о том, как модное взрослое хобби становится доступным и для маленьких творцов. Юные мыловары показывают 28 мастер-классов. Вы узнаете, как сделать мыло, бомбочки, гель для душа, а также сможете провести забавные опыты.
Книга будет интересна начинающим мыловарам - и детям, и взрослым. Ее написала хозяйка магазина "Мама Мыла", которая уже более пяти лет занимается обучением мыловарению и является автором нескольких книг по этой теме.

Пожалуй, никогда ваш малыш не подвергался такому числу опасностей, как в первые месяцы жизни, когда его здоровье только формируется и адаптируется к окружающему миру.
Эта книга расскажет вам, как предотвратить и победить самые распространенные заболевания малышей. Авторы книги - врачи-педиатры со стажем - рассматривают все основные группы недугов детей от рождения до первого года жизни: лор-заболевания, сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем и др. Вы узнаете о симптомах основных детских инфекций, способах их лечения, а также о том, в каких вопросах родителям следует положиться на врача, а какие меры можно предпринять самим.

Книга предназначена для учеников музыкальной школы, для родителей учеников, желающих помочь своим детям освоить азы теории музыки, а также для преподавателей музыкальных школ, проявляющих интерес к различным направлениям в современной музыкальной педагогике.
Главная особенность предлагаемой методики заключается в том, что постижение теоретических основ музыки происходит благодаря обучению детей на уроках сольфеджио сочинению мелодий, импровизации, подбору аккомпанемента.
Все необходимые теоретические сведения содержатся в предлагаемых песенках-правилах. Это в значительной степени экономит время на уроке, поскольку позволяет отказаться от утомительных записей. Чтобы избежать нарушения авторских прав, в книге приведен далеко не весь музыкальный материал, используемый на уроках. Исключение составляют несколько песен-правил, чье авторство выяснить не удалось, но они давно звучат на уроках многих преподавателей.
Предлагаемые в книге музыкальные игры позволяют не только закрепить изучаемый материал, но и сделать предмет "сольфеджио" привлекательным и даже любимым.
7-е издание, стереотипное.
Скрыть

"Обманывать нехорошо", - внушают нам с детства. Однако, что именно нехорошо, ребенку не сразу удается понять. Нехорошо фантазировать? Нехорошо недоговаривать? Нехорошо, когда говоришь неправду с выгодой для себя? А если с выгодой для друга, которому хочешь помочь? А если вообще без выгоды? И почему мне обманывать нельзя, а маме с папой можно? Словом, с этой ложью сплошные недоразумения. И с точки зрения взрослых, и с точки зрения детей.
И поэтому мы с вами постараемся понять, что же такое детская ложь, во зло она или во благо, как, когда и почему люди врут, можно ли вывести маленького обманщика на чистую воду - и каким образом на все это реагировать нам как родителям. Перед вами честная книга о детской лжи.

Вам кажется, что вы знаете о своем ребенке все или, по крайней мере, все, что вам нужно знать? Однако каждый раз вы сталкиваетесь с неожиданными проблемами.
Как вырастить ребенка счастливым и помочь преодолеть преграды, возникающие на жизненном пути? Как вовремя заметить и исправить отклонения в развитии: будь то дефекты речи или различные трудности психологического характера? Как приготовить еду вкусно и красиво на радость малышу, не отступая от принципов здорового питания? Как раскрыть врожденные способности ребенка?
Вы хотите обладать исчерпывающей информацией, не затрачивая массу времени на ее поиски? В таком случае эта книга для вас. Ни слова выдумки, вымысла или догадок. Только достоверная, проверенная информация. Мнения специалистов: врачей, психологов, педагогов. Опыт родителей, на своих детях проверивших пригодность тех или иных советов. В вопросах воспитания важна каждая деталь!

У вас в руках книга по развитию речи, созданная по авторской методике А.С. Матвеевой. Уникальная система тестовых заданий позволит родителям оценить словарный запас малыша, навыки связанной речи, умение общаться со сверстниками и взрослыми, особенности речевого и психического развития ребенка.
Для дошкольного возраста.