Богиня танца. Терпсихора - это муза танца. Муза Каллиопа – муза эпической поэзии

Лидия Игнатенко
В гостях у Богини танца Терпсихоры

«В гостях у Богини танца Терпсихоры »

Зал празднично украшен. Дети входят в зал под музыку и исполняют танцевальную композицию

«Радуга желаний» .

1-й ребенок : Внимание, внимание!

скорее все сюда.

увидеть представление

спешите, господа.

2-й ребенок : Перед тем как появиться

Пред вами в этом зале,

Мы минут наверно тридцать

Перед зеркалом стояли.

3-й ребенок : Проверяли банты, складки,

чтобы было все в порядке.

будем весело кружиться,

танцевать и веселиться .

4-й ребенок : сегодня праздник радостный,

и нет другого дня,

когда увидеть сможете танцующим себя !

Ведущий : Ребята, вы, наверное, все очень любите и хотите танцевать ? По этому случаю, мы пригласили к нам в детский сад повелительницу танца - прекрасную Терпсихору !

Под торжественную музыку входит в зал Терпсихора .

Терпсихора : Мое имя - Терпсихора ,

Я на праздник к вам пришла,

ведь и музыка, и танцы -

Это символы добра!

Я Богиня - муза танца .

больше нет другой такой,

но не стану зазнаваться,

скучно станет вам со мной.

скуку нынче прочь гоните,

не пускайте на порог,

ведь сегодня праздник танца ,

Праздник тела, рук и ног.

Много в мире разных танцев :

быстрых, легких, озорных,

даже птицы, даже звери не обходятся без них!

А самым популярным и любимым танцем во все времена считается «Вальс» .

Что за принц пожаловал,

замерли минутки,

джентльмены в черном,

дамы в пышных юбках

звук аккорда плавно воздух рассекает,

Первые движения - зритель замирает.

Венский вальс чудесный вносит в зал к нам чары,

Переносит в сказку молодых и старых.

Вальса волшебная музыка льется,

Плавно закружатся пары сейчас,

Мы веселимся, и каждый смеётся

пусть же звучит только вальс, только вальс.

Вальс Свиридова «Метель» , дети исполняют танцевальную композицию .

Звучит веселая музыка, в зал входит Спотыкайло.

Спотыкайло : Я - веселый Спотыкайло

в жизни мне не повезло :

спотыкаюсь, спотыкаюсь,

спотыкаюсь день и ночь.

к вам, ребята, я на праздник

так спешил и так летел,

раз 15 спотыкнулся,

25 перевернулся,

нос разбил, разбил коленку,

стукнул лоб о вашу стенку.

В жизни так уж повелось -

спотыкаюсь день и ночь.

Прибыл к вам на праздник танца

и скажу вам без вранья,

Танцевать бы научили

вы несчастного меня.

Ведущий : Что ты, милый Спотыкайло,

здесь в саду у нас ребята

очень любят танцевать

«Рок-н-ролл» , «Ламбаду» , «Польку» ,

«Вальс» , «Калинку» ,

«Ча-ча-ча» .

Спотыкайло : Если хочешь, мы можем и тебя научим танцевать . У нас в гостях сегодня повелительница танца - прекрасная Терпсихора .

Спотыкайло : Спасибо за ваше предложение. Согласился я б, конечно, научиться танцевать . Не один я Спотыкайло, есть еще один несчастный любитель танцев , мой друг Запинайло. Он еще к вам не приходил?

Дети : Нет.

Спотыкайло : А вот и он!

Под музыку, без конца запинаясь, входит Запинайло.

Запинайло : Грустно очень Запинайле

жить на этом белом свете,

что ни шаг - то запинаюсь,

спотыкаюсь, зацепляюсь.

Было б здорово, ребята.

Вы, ребята, дошколята

уделили мне внимание,

научили танцевать .

Спотыкайло : А вот и мой друг пожаловал! Здравствуй, приятель!

Здороваются, долго трясут друг другу руки.

Вот с тобой мы поздоровались, а с ребятами не поздоровались.

Запинайло : Это правда. Это нехорошо. Это ты виноват, Спотыкайло.

Спотыкайло : теперь уже все равно, кто виноват. Поздоровайся лучше с ребятами - и все дела.

Запинайло : А я и не знаю как?

Спотыкайло : ну, хорошо, я тебя научу, смотри и слушай. Это очень просто. Здравствуйте, ребята, здравствуйте! Кланяется.

Запинайло : Это очень просто. Здравствуйте ребята! Спотыкайло : «очень просто» говорить не надо скажи только : ну, иди.

Запинайло : Очень просто - говорить не надо скажи только : «Здравствуйте, ребята, здравствуйте» .

Спотыкайло : Ты, Запинайло, ничего не понимаешь, не надо ребятам говорить : «очень просто» , скажи только : «Здравствуйте, ребята, здравствуйте!» . Экий ты, бестолковый, даже поздороваться не можешь научиться, а еще собираешься танцевать научиться . Даже маленькие дети умеют здороваться, а ведь ты уже не маленький. Запинайло : (громко плачет) Ты только меня учишь и ругаешь. Спотыкайло : Ну, хорошо, не сердись, давай вместе поздороваемся. Повторяй за мной и вместе кланяйся. Вместе : Здравствуйте, ребята, здравствуйте! Ведущий : ну, вот и хорошо, что наконец-то вы научились здороваться и поздоровались с нашими гостями и ребятами . Весело живется в детском саду ребятам, а начинают они свой день веселой песней.

Исполняется песня «Детский сад» муз. Асеевой.

Ведущий : Вместо утренней зарядки

Мы танцуем рок-н-ролл

Прыгаем, руками машем,

Застонал под нами пол.

Рок - ролл - отличный танец

Заводной, простой, живой.

Если ты танцуешь с нами ,

Будем мы дружить с тобой.

Исполняется «Рок – н рол» .

Танцевальная композиция по выбору

музыкального руководителя.

Спотыкайло : Как весело, как весело как здорово у вас.

Мы с другом Запинайло все повторим сейчас. Терпсихора : Нет, милые друзья, чтобы так научиться танцевать , нужны терпение и старание . Посмотрите-ка еще и поучитесь у ребят.

А танцы у нас разные :

И народные, и прекрасные.

Ой, на горе, на горе девицы гуляли.

Красны ленты, в русы косы девки, заплетали.

Вышли русские лебедки танцевать «калинку» ,

Это русская душа вспомнила старинку.

Ребенок : Русский танец - заводной,

Пропоем напев родной.

Мы с улыбкой танец спляшем,

Как в нем двигаться покажем.

Дети исполняют пляску «Калинка» «Ритмическая мозаика» ).

Терпсихора : Это танец русского народа, а у американского народа есть тоже свой танец. Он называется «Кантри» или «Ковбойский танец» . Кантри в переводе с английского языка означает деревня. Ковбоями в Америке называют конных пастухов. Он не менее зажигательный и веселый, чем русский танец «Калинка» .

Ребенок : Крестьянский танец «Кантри» в Америке возник, Его танцуют взрослые и каждый ученик.

Живет он в сердце каждого так много, много лет,

Поднимет настроение, избавит вас от бед.

Дети исполняют «Ковбойский танец Кантри» .

Спотыкайло : Вот это танец! Мы с моим другом все поняли, давай-ка спляшем!

Повторяют движения танца , у них ничего не получается.

Терпсихора : Достаточно, достаточно, молодцы! уже получается лучше. Я думаю, к концу нашего представления вы станете настоящими мастерами танца . Пока же я вам советую еще подучиться.

Есть еще один интересный танец у наших ребят. Ребятки, отгадайте-ка загадку. Что это за танец?

Известна ты в Эстонии,

Известна - латышам,

А также во всем мире

Веселым малышам.

Дети : Полька!

1-й ребенок : Полька танец чудо, как дождик озорной.

Мы хлопаем в ладоши и топаем ногой.

2-й ребенок : Польку, польку, полечку,

Мы станцуем с Олечкой ,

Ну-ка вместе раз, два, три,

Польку спляшем, посмотри!

Дети исполняют белорусскую польку «Янка» .

Терпсихора : Дорогие гости , Спотыкайло и Запинайло, а вы бы могли на барабане станцевать ?

Запинайло : Кто, мы? На барабане? Да где уж нам. Мы только недавно научились ходить. Нет, нет, не получится у нас.

Терпсихора : А вот наши ребята умеют, и у них в программе есть такой танец. Внимание, внимание «танец на барабане» .

Дети исполняют «Танец на барабане» муз. Р. Паулса.

Терпсихора : Просто чудо, просто диво

Этот мини остров,

И живется малышам

там довольно просто!

Называют все его

Просто Чунга-чанга

Даже танец есть такой

В стиле Чанго-Манго.

Исполняется танец «Чунга-чанга» муз. В. Шаинского.

Музыкальная композиция А. И. Бурениной

Запинайло : А вот этот танец мы танцевать умеем !

Начинают танцевать .

Терпсихора : Молодцы, молодцы, у вас здорово получается танцевать этот танец . Я верю, что из вас получатся отличные танцоры .

Есть еще очень веселый народ, у которого танцы и веселье - главная суть жизни. Их танцы веселы и зажигательны. Это цыгане.

Под музыку входят девочки в цыганских костюмах.

1-й ребенок : Ах, цыганочки-смуглянки,

кольца золотые,

наши юбки солнце-клеш

с цветами полевыми.

2-й ребенок : Поле - наша родина,

Табор - дом родной,

Мы живем большою,

дружною семьей.

3-й ребенок : Мы гадалки с детства,

В танцах - мастерицы ,

И сейчас вы можете

В этом убедиться.

4-й ребенок : Девочки-цыганочки,

Становитесь в круг.

Пусть от танца вашего

Захватывает дух.

Девочки исполняют пляску «Цыганочка» (музыкальная композиция А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» ).

Ведущий : Вот и подошел к концу наш замечательный праздник. Нашей прекрасной гостье пора с нами прощаться, но этот праздник мы не забудем никогда, в нашем сердце он останется навсегда.

Терпсихора : Вот настал час расставания,

Нам пора прощаться,

Но, признаться, очень жалко

С вами расставаться.

В мир прекрасных танцев -

Музыки, движенья,

Приходите чаще и без сожаленья.

С вами мы, ребята, встретимся не раз,

До свиданья, до свиданья,

В добрый, добрый час!

Терпсихора (греч. Τερψιχόρᾱ , лат. Terpsichorē) — муза танца. Персонаж древнегреческих мифов, популярный образ и символ в искусстве. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Ее имя среди Муз называет и Цец.
Дочь Зевса и Мнемосины. Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.

The Muses - Terpsichore

Характерные атрибуты:
венок на голове;
в одной руке она держала лиру, а в другой плектр.

Считается матерью сирен(отец — бог реки Ахелой) и певца Лина (по другой версии его мать — другая муза Урания). По Гигину — мать Евмолпа.

Упомянута Пиндаром. Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ (о чем гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре)

Studiolo di belfiore, tersicore di angelo maccagnino e collaboratori di cosmè tura, museo poldi pezzoli.

Сегодня я видела Музу, покровительницу искусства Танца. Древние греки называли ее Терпсихорой, и само это имя несет отпечаток ритма и гармонии...
Но имя это уже никто не произносит, а искусством уже никто не занимается. Все стороны нашей жизни отмечены следами разложения, и трон Музы Танца также оказался захвачен культом упадничества и вырождения, когда маска танца была надета на неуклюжие телодвижения, имитирующие животные инстинкты.


Raffaello Sanzio.Stanza della Segnatura im Vatikan für Papst Julius II., Wandfresko, Szene: Der Parnaß, Detail: Terpsichore.1510-1511.

Терпсихора и танец не были выдуманы древними греками ради развлечения и времяпрепровождения. Муза и танец — это результат вдумчивого созерцания Природы, где все движется в ритме согласно неписаным законам.
Чтобы понять дух танца, достаточно погрузиться в шелест густой листвы. Не отрываясь от ветвей, листья танцуют и поют, рождая симфонию зеленых оттенков, чарующую глаз и слух. Достаточно минуту посидеть на берегу моря, обратив к нему лицо, и отдаться на волю неутомимого ритма, с которым волны набегают на берег. Достаточно проследить полет птицы или падающего листа осенней порой. Достаточно взглянуть, как танцуют на небе облака, принимающие поочередно тысячи фантастических форм. В конце концов, достаточно просто уметь читать ту открытую книгу, страницы которой жизнь ежедневно листает перед нами, но в которой мы ценим — да и то не всегда — лишь обложку.

Musa -terpsichore

Если глаза не видят, то и тело не может танцевать. Кусок материи, который мы называем телом, лишь мечется и корчится, словно в болезненных конвульсиях, а не движется в гармоничном ритме. Остается существо, которое непритворно жаждет плотского удовлетворения, а не духовного наслаждения красотой.
Если глаза не видят, то нет и звуков, чтобы слагать из них музыку. Если бы зазвучали прекрасные мелодии, они разбудили бы в нашем теле желание двигаться им в такт, согласованно и соразмерно. Но нас окружает кричащая, агрессивная музыка, построенная на диссонансах, или приторно слащавая и лукаво нежная, а тексты песен явно продиктованы вырождающейся модой или политической системой, что также популярно сегодня.

Jean-Marc Nattier Art Reproductions
Terpsichore, Muse of Music and Dance, c.1739
Fine Arts Museums of San Francisco, California, USA

За всей этой мишурой не видно истины. А она заключается в том, что танец умер, и его смерть — это победа материализма, обещающего фальшивую свободу, которая никогда не будет достигнута по той простой причине, что ее не существует в тех мирах, где ее пытаются обрести. Эту ложную свободу сулит лозунг «делай что хочешь, а будет по-моему». Или «будь раскованней» — следуя навязанной моде. Ты обязан признавать прекрасным то, что вызывает отвращение, и, закрыв глаза, безумно кружиться и скакать, попирая само воспоминание о священной Музе ритма и гармонии. Среди всей фальши и бессмысленности слов молодые люди не только безнадежно далеки от умения танцевать; в своих прыжках и телесной неопрятности они так опустились и деградировали, что напрочь забыли изящество и грацию движения.
И я воззвала к Терпсихоре. Этот призыв родился в глубине моей души и с силой вырвался наружу.

Wolfgang Sauber. Villa Mulini - Kommode Goldbeschlag

И она явилась ко мне. Каждое движение Музы дышало грацией, которую не могли скрыть одежды. Она шла сквозь время, и ее шествие было танцем, движения которого были самой музыкой. Нет, Терпсихора не умерла, ведь прекрасное никогда не умирает. Я подумала, что ее присутствия никто не заметит, но все Подлинное непреложно... Видение было мимолетно, но в этот миг время и пространство утратили свою пугающую безусловность, а мода стыдливо потупилась перед лицом того, что вечно было, есть и будет.


Terpsichore, created 1816 by Antonio Canova (1757-1822), in the Cleveland Museum of Art, Cleveland, Ohio, USA.

Только мгновение Муза Танца была среди нас. Никто уже не знает ее имени и не вспомнит искусство, которому она покровительствует, Но в чьем-то убогом теле пробудилась неясная тоска. Оно давно лишилось крыльев и не умеет больше ни летать, ни ступать. И только взор свой может оно поднять к мимолетному видению, а душа умоляет его вновь сделаться таким же, как прежде.
Ведь душа умеет танцевать. Она живет в каждом из нас, и все зависит от того, насколько мы сами сковываем ее. Если душа охвачена трепетом, греки называли это именем грации и гармонии, Терпсихорой. А если она рыдает, как нам называть ее?

Делия Стейнберг Гусман

Muse-Terpsichore at the Hermitage.

Многие картинки кликабельны.

Сегодня я видела Музу, покровительницу искусства Танца. Древние греки называли ее Терпсихорой, и само это имя несет отпечаток ритма и гармонии...
Но имя это уже никто не произносит, а искусством уже никто не занимается. Все стороны нашей жизни отмечены следами разложения, и трон Музы Танца также оказался захвачен культом упадничества и вырождения, когда маска танца была надета на неуклюжие телодвижения, имитирующие животные инстинкты.
Терпсихора и танец не были выдуманы древними греками ради развлечения и времяпрепровождения. Муза и танец — это результат вдумчивого созерцания Природы, где все движется в ритме согласно неписаным законам.
Чтобы понять дух танца, достаточно погрузиться в шелест густой листвы. Не отрываясь от ветвей, листья танцуют и поют, рождая симфонию зеленых оттенков, чарующую глаз и слух. Достаточно минуту посидеть на берегу моря, обратив к нему лицо, и отдаться на волю неутомимого ритма, с которым волны набегают на берег. Достаточно проследить полет птицы или падающего листа осенней порой. Достаточно взглянуть, как танцуют на небе облака, принимающие поочередно тысячи фантастических форм. В конце концов, достаточно просто уметь читать ту открытую книгу, страницы которой жизнь ежедневно листает перед нами, но в которой мы ценим — да и то не всегда — лишь обложку.
Если глаза не видят, то и тело не может танцевать. Кусок материи, который мы называем телом, лишь мечется и корчится, словно в болезненных конвульсиях, а не движется в гармоничном ритме. Остается существо, которое непритворно жаждет плотского удовлетворения, а не духовного наслаждения красотой.
Если глаза не видят, то нет и звуков, чтобы слагать из них музыку. Если бы зазвучали прекрасные мелодии, они разбудили бы в нашем теле желание двигаться им в такт, согласованно и соразмерно. Но нас окружает кричащая, агрессивная музыка, построенная на диссонансах, или приторно слащавая и лукаво нежная, а тексты песен явно продиктованы вырождающейся модой или политической системой, что также популярно сегодня.
За всей этой мишурой не видно истины. А она заключается в том, что танец умер, и его смерть — это победа материализма, обещающего фальшивую свободу, которая никогда не будет достигнута по той простой причине, что ее не существует в тех мирах, где ее пытаются обрести. Эту ложную свободу сулит лозунг «делай что хочешь, а будет по-моему». Или «будь раскованней» — следуя навязанной моде. Ты обязан признавать прекрасным то, что вызывает отвращение, и, закрыв глаза, безумно кружиться и скакать, попирая само воспоминание о священной Музе ритма и гармонии. Среди всей фальши и бессмысленности слов молодые люди не только безнадежно далеки от умения танцевать; в своих прыжках и телесной неопрятности они так опустились и деградировали, что напрочь забыли изящество и грацию движения.
И я воззвала к Терпсихоре. Этот призыв родился в глубине моей души и с силой вырвался наружу.
И она явилась ко мне. Каждое движение Музы дышало грацией, которую не могли скрыть одежды. Она шла сквозь время, и ее шествие было танцем, движения которого были самой музыкой. Нет, Терпсихора не умерла, ведь прекрасное никогда не умирает. Я подумала, что ее присутствия никто не заметит, но все Подлинное непреложно... Видение было мимолетно, но в этот миг время и пространство утратили свою пугающую безусловность, а мода стыдливо потупилась перед лицом того, что вечно было, есть и будет.
Только мгновение Муза Танца была среди нас. Никто уже не знает ее имени и не вспомнит искусство, которому она покровительствует, Но в чьем-то убогом теле пробудилась неясная тоска. Оно давно лишилось крыльев и не умеет больше ни летать, ни ступать. И только взор свой может оно поднять к мимолетному видению, а душа умоляет его вновь сделаться таким же, как прежде.
Ведь душа умеет танцевать. Она живет в каждом из нас, и все зависит от того, насколько мы сами сковываем ее. Если душа охвачена трепетом, греки называли это именем грации и гармонии, Терпсихорой. А если она рыдает, как нам называть ее?

Терпсихора (греч. Τερψιχόρᾱ , лат. Terpsichorē) — муза танца. Персонаж древнегреческих мифов, популярный образ и символ в искусстве. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Ее имя среди Муз называет и Цец.
Дочь Зевса и Мнемосины. Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.

The Muses - Terpsichore

Характерные атрибуты:
венок на голове;
в одной руке она держала лиру, а в другой плектр.

Считается матерью сирен(отец — бог реки Ахелой) и певца Лина (по другой версии его мать — другая муза Урания). По Гигину — мать Евмолпа.

Упомянута Пиндаром. Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ (о чем гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре)

Studiolo di belfiore, tersicore di angelo maccagnino e collaboratori di cosmè tura, museo poldi pezzoli.

Сегодня я видела Музу, покровительницу искусства Танца. Древние греки называли ее Терпсихорой, и само это имя несет отпечаток ритма и гармонии...
Но имя это уже никто не произносит, а искусством уже никто не занимается. Все стороны нашей жизни отмечены следами разложения, и трон Музы Танца также оказался захвачен культом упадничества и вырождения, когда маска танца была надета на неуклюжие телодвижения, имитирующие животные инстинкты.


Raffaello Sanzio.Stanza della Segnatura im Vatikan für Papst Julius II., Wandfresko, Szene: Der Parnaß, Detail: Terpsichore.1510-1511.

Терпсихора и танец не были выдуманы древними греками ради развлечения и времяпрепровождения. Муза и танец — это результат вдумчивого созерцания Природы, где все движется в ритме согласно неписаным законам.
Чтобы понять дух танца, достаточно погрузиться в шелест густой листвы. Не отрываясь от ветвей, листья танцуют и поют, рождая симфонию зеленых оттенков, чарующую глаз и слух. Достаточно минуту посидеть на берегу моря, обратив к нему лицо, и отдаться на волю неутомимого ритма, с которым волны набегают на берег. Достаточно проследить полет птицы или падающего листа осенней порой. Достаточно взглянуть, как танцуют на небе облака, принимающие поочередно тысячи фантастических форм. В конце концов, достаточно просто уметь читать ту открытую книгу, страницы которой жизнь ежедневно листает перед нами, но в которой мы ценим — да и то не всегда — лишь обложку.

Musa -terpsichore

Если глаза не видят, то и тело не может танцевать. Кусок материи, который мы называем телом, лишь мечется и корчится, словно в болезненных конвульсиях, а не движется в гармоничном ритме. Остается существо, которое непритворно жаждет плотского удовлетворения, а не духовного наслаждения красотой.
Если глаза не видят, то нет и звуков, чтобы слагать из них музыку. Если бы зазвучали прекрасные мелодии, они разбудили бы в нашем теле желание двигаться им в такт, согласованно и соразмерно. Но нас окружает кричащая, агрессивная музыка, построенная на диссонансах, или приторно слащавая и лукаво нежная, а тексты песен явно продиктованы вырождающейся модой или политической системой, что также популярно сегодня.

Jean-Marc Nattier Art Reproductions
Terpsichore, Muse of Music and Dance, c.1739
Fine Arts Museums of San Francisco, California, USA

За всей этой мишурой не видно истины. А она заключается в том, что танец умер, и его смерть — это победа материализма, обещающего фальшивую свободу, которая никогда не будет достигнута по той простой причине, что ее не существует в тех мирах, где ее пытаются обрести. Эту ложную свободу сулит лозунг «делай что хочешь, а будет по-моему». Или «будь раскованней» — следуя навязанной моде. Ты обязан признавать прекрасным то, что вызывает отвращение, и, закрыв глаза, безумно кружиться и скакать, попирая само воспоминание о священной Музе ритма и гармонии. Среди всей фальши и бессмысленности слов молодые люди не только безнадежно далеки от умения танцевать; в своих прыжках и телесной неопрятности они так опустились и деградировали, что напрочь забыли изящество и грацию движения.
И я воззвала к Терпсихоре. Этот призыв родился в глубине моей души и с силой вырвался наружу.

Wolfgang Sauber. Villa Mulini - Kommode Goldbeschlag

И она явилась ко мне. Каждое движение Музы дышало грацией, которую не могли скрыть одежды. Она шла сквозь время, и ее шествие было танцем, движения которого были самой музыкой. Нет, Терпсихора не умерла, ведь прекрасное никогда не умирает. Я подумала, что ее присутствия никто не заметит, но все Подлинное непреложно... Видение было мимолетно, но в этот миг время и пространство утратили свою пугающую безусловность, а мода стыдливо потупилась перед лицом того, что вечно было, есть и будет.


Terpsichore, created 1816 by Antonio Canova (1757-1822), in the Cleveland Museum of Art, Cleveland, Ohio, USA.

Только мгновение Муза Танца была среди нас. Никто уже не знает ее имени и не вспомнит искусство, которому она покровительствует, Но в чьем-то убогом теле пробудилась неясная тоска. Оно давно лишилось крыльев и не умеет больше ни летать, ни ступать. И только взор свой может оно поднять к мимолетному видению, а душа умоляет его вновь сделаться таким же, как прежде.
Ведь душа умеет танцевать. Она живет в каждом из нас, и все зависит от того, насколько мы сами сковываем ее. Если душа охвачена трепетом, греки называли это именем грации и гармонии, Терпсихорой. А если она рыдает, как нам называть ее?

Делия Стейнберг Гусман

Muse-Terpsichore at the Hermitage.

Многие картинки кликабельны.








Творчество практически каждого великого художника немыслимо без присутствия вдохновляющей его женщины – музы.

Бессмертные произведения Рафаэля были написаны с использованием образов, которые помогала создавать его возлюбленная, натурщица Форнарина, Микеланджело наслаждался платонической связью с известной итальянской поэтессой Витторией Колонной.

Красоту Симонетты Веспуччи увековечил Сандро Боттичелли, а знаменитая Гала вдохновляла великого Сальвадора Дали.

Кто такие музы?

Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу.

В соответствии с их представлениями, список муз древней Греции выглядел следующим образом:

  • Каллиопа – муза эпической поэзии;
  • Клио – муза истории;
  • Мельпомена – муза трагедии;
  • Талия – муза комедии;
  • Полигимния – муза священных гимнов;
  • Терпсихора – муза танца;
  • Эвтерпа – муза поэзии и лирики;
  • Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;
  • Урания – муза науки.

Согласно классической греческой мифологии у верховного бога Зевса и Мнемозины, дочери титанов Урана и Геи, родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали назваться музами, в переводе с греческого это означает «мыслящие».

Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона.

Под звук его лиры они пели и танцевали. Этот сюжет был любим многими художниками Возрождения. Рафаэль использовал его в своих знаменитых росписях залов Ватикана.

Произведение Андреа Монтеньи «Парнас», на котором изображён Аполлон в окружении муз, танцующих для богов верховных Олимпа, можно увидеть в Лувре.

Там же находится знаменитый саркофаг Муз. Он был найден в XVIII веке на римских раскопках, его нижний барельеф украшен превосходным изображением всех 9 муз.

Мусейоны

В честь муз строились особенные храмы – мусейоны, которые были средоточием культурной и художественной жизни Эллады.

Наибольшую известность получил Александрийский мусейон . Это название и легло в основу всем известного слова музей.

Александр Македонский основал Александрию как центр эллинистической культуры в завоёванном им Египте. После смерти, его тело было доставлено сюда, в специально построенную для него гробницу . Но, к сожалению, затем останки великого царя исчезли, и до сих пор не найдены.

Один из сподвижников Александра Великого — Птолемей I Сотер, положивший начало династии Птолемеев, основал в Александрии мусейон, который соединял в себе научно-исследовательский центр, обсерваторию, ботанический сад, зверинец, музей, знаменитую библиотеку .

Под его сводами творили Архимед, Евклид, Эратосфен, Герофил, Плотин и другие великие умы Эллады.

Для успешной работы были созданы самые благоприятные условия, ученые могли встречаться друг с другом, вести долгие беседы, в результате были сделаны величайшие открытия, которые и сейчас не утратили своего значения.

Музы всегда изображались в образе молодых прелестных женщин, они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее.

Наибольшей благосклонностью этих прекрасных созданий пользовались певцы, поэты, художники, музы поощряли их в творчестве и служили источником вдохновения.

Уникальные способности муз

Клио, «дарующая славу» муза истории , чей постоянный атрибут - пергаментный свиток или доска с письменами, где она записывала все события, чтобы сохранить их в памяти потомков.

Как сказал о ней древнегреческий историк Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему».

Согласно мифологии Клио дружила с Каллиопой. Сохранившиеся скульптурные и живописные изображения этих муз очень похожи, часто их выполнял один и тот же мастер.

Существует миф о ссоре, возникшей между Афродитой и Клио.

Обладая строгими нравами, богиня истории не знала любви и осуждала Афродиту, которая была женой бога Гефеста, за нежные чувства к молодому богу Дионису.

Афродита повелела своему сыну Эроту выпустить две стрелы, разжигающая любовь попала в Клио, а убивающая её, досталась Пиерону.
Страдания от неразделённой любви убедили строгую музу никого больше не осуждать за возникающие чувства.

Мельпомена, муза трагедий

Зевс или Посейдон, тут мнения мифосоздателей расходятся, превратил их в сирен.
Тех самых, что едва не погубили аргонавтов.

Мельпомена поклялась вечно сожалеть об их судьбе и всех тех, кто бросает вызов воле небес.

Она всегда закутана в театральную мантию, а её символ – скорбная маска, которую она держит в правой руке.
В её левой руке – меч, символизирующий кару за дерзость.

Талия, муза комедии, сестра Мельпомены , но никогда не принимала безоговорочной веры сестры в то, что наказание неизбежно, это часто становилось причиной их ссор.

Она всегда изображается с комедийной маской в руках, её голову украшает венок из плюща, отличается весёлым нравом и оптимизмом.

Обе сестры символизируют жизненный опыт и отражают образ мыслей, свойственный жителям древней Греции о том, что весь мир – это театр богов, а люди в нём лишь исполняют предписанные им роли.

Полигимния, муза священных гимнов, веры, нашедшей своё выражение в музыке

Покровительница ораторов, от её благосклонности зависела пламенность их речей и заинтересованность слушателей.

Накануне выступления следовало просить музу о помощи, тогда она снисходила к просящему и внушала ему дар красноречия, способность проникнуть в каждую душу.

Постоянный атрибут Полигимнии – лира.

Эвтерпа — муза поэзии и лирики

Выделялась среди остальных муз особенным, чувственным восприятием поэзии.

Под тихий аккомпанемент арфы Орфея её стихи услаждали слух богов на олимпийском холме.

Считаясь самой прекрасной и женственной из муз, она стала для него, потерявшего Эвридику, спасительницей души.

Атрибутом Эвтерпы служит двойная флейта и венок из живых цветов.

Как правило, изображалась в окружении лесных нимф.

Терпсихора, муза танца , который исполняется в едином ритме с ударами сердца.

Совершенное искусство танца Терпсихоры выражало полную гармонию природного начала, движений человеческого тела и душевных эмоций.

Изображалась муза в простой тунике, с венком из плюща на голове и с лирой в руках.

Эрато, муза любовной и свадебной поэзии

Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца.

Поэты-песенники призывали музу вдохновить их на создание новых прекрасных произведений.
Атрибутом Эрато служит лира или тамбурин, её голову украшают чудесные розы как символ вечной любви.

Каллиопа, что на греческом значит «прекрасноголосая» - муза эпической поэзии

Старшая из детей Зевса и Мнемозины и, кроме того, мать Орфея, от неё сын унаследовал тонкое понимание музыки.

Всегда изображалась в позе прекрасной мечтательницы, которая держала в руках восковую дощечку и деревянную палочку – стилос, поэтому появилось известное выражение «писать высоким стилем».

Античный поэт Дионисий Медный назвал поэзию «криком Каллиопы».

Девятая муза астрономии, мудрейшая из дочерей Зевса, Урания держит в своих руках символ небесной сферы – глобус и циркуль, который помогает определять расстояния между небесными телами.

Имя было дано музе в честь бога небес Урана, который существовал ещё до Зевса.

Интересно, что Урания, богиня науки, находится среди муз связанных с разными видами искусств. Почему?
Согласно учению Пифагора о «гармонии небесных сфер», размерные соотношения музыкальных звуков сравнимы с расстояниями между небесными светилами. Не зная одного, невозможно достичь гармонии в другом.

Как богиню наук, Уранию почитают и сегодня. В России даже есть музей Урании.

Музы символизировали собой скрытые достоинства человеческой натуры и способствовали их проявлению.

Согласно представлениям древних греков, музы обладали удивительным даром приобщать души людей к великим тайнам Вселенной, воспоминания о которых они затем воплощали в стихах, музыке, научных открытиях.

Покровительствуя всем творческим людям, музы не терпели тщеславия и обмана и жестоко за них наказывали.

У македонского царя Пиэра было 9 дочерей, обладавших прекрасными голосами, которые решили вызвать муз на состязание.

Каллиопа выиграла и была признана победительницей, но пиэриды отказались признавать своё поражение, и пытались устроить потасовку. За это их настигла кара, и они были превращены в сорок.

Вместо чудесного пения, они резкими гортанными криками оглашают весь мир о своей судьбе.

Поэтому рассчитывать на помощь муз и божественного провидения можно только в том случае, если ваши помыслы чисты, а устремления бескорыстны.