Сравнение олонхо и легенд о русских богатырях. Якутский народный героический эпос олонхо в произведениях Т.А. Степанова

Олонхо - (по якутски оло хо) древнейшее эпическое искусство якутов (саха ). Занимает центральное место в системе якутского фольклора. Термином «олонхо» обозначают как эпическую традицию в целом, так и отдельные сказания.

Поэмы, длина которых в среднем составляет 10 000 - 15 000 стихотворных строк, исполняются народными сказителями (олонхосутами ). Путём контаминации различных сюжетов якутские олонхосуты в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались не записанными. Талант сказителя должен отличаться многогранностью. Помимо актерского и певческого мастерства сказители должны обладать даром импровизации и ораторским искусством. Олонхо исполняется без музыкального сопровождения. Речи персонажей поются для каждого в особой тональности, остальной текст сказывается говорком. По словам олонхосутов, самые крупные олонхо пелись в течение семи ночей. «Нюргун Боотур Стремительный» - наиболее известный из якутских олонхо, состоит из 36 000 тысяч стихотворных строк.

В 2005 году ЮНЕСКО объявило олонхо одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества». Этот статус присуждается явлениям культуры выдающейся ценности, которые основаны исключительно на народных традициях . Добиться присвоения престижного статуса, так называемого международного знака отличия, довольно трудно. Каждый соискатель проходит тщательный отбор.

Олонхо - это якутский героический эпос. Состоит из многих сказаний, близких в сюжетном и стилистическом отношениях; объём их различен - 10-15, а иногда и более тыс. стихотворных строк, перемежаемых ритмической прозой и прозаическими вставками. Исполняется народными сказителями - олонхосутами, среди которых наиболее известны Т. В. Захаров-Чээбий (умер в 1931), Н. А. Абрамов-Кынат (умер в 1941), Д. М. Говоров (умер в 1943) и др. Речи персонажей поются, остальной текст исполняется говорком, часто без инструментального сопровождения.

Возникшие в глубокой древности сказания Олонхо отражают черты патриархально-родового строя, межродовые и межплеменные отношения якутов. Каждое сказание обычно называется по имени главного героя-богатыря: «Нюргун Боотур Стремительный», «Кулун Куллустуур» и др. В основе сюжетов - борьба богатырей из племени айыы аймага со злыми однорукими или одноногими чудовищами абаасы или адьарай, защита справедливости и мирной жизни. Для Олонхо характерны фантастика и гиперболы в изображении богатырей в сочетании с реалистическими описаниями быта, многочисленные мифы древнейшего происхождения. Стих Олонхо аллитерационный. Размер стиха свободный, количество слогов в строке колеблется от 6-7 до 18. Стиль и образная система близки эпосу алтайцев, хакасов, тувинцев, бурятским улигерам . Олонхо широко бытует среди якутского народа, имена и образы любимых богатырей стали нарицательными.

До Великой Отечественной войны сказителей-олонхосутов было около 400, однако стремительная урбанизация региона и изменения в языке привели к почти полному забвению этого народного жанра .

Сюжеты олонхо

Действие в олонхо происходит в трёх мирах - Верхнем (якут. hээ Дойду), Среднем (якут. Орто Дойду) и Нижнем (якут. Аллараа Дойду). В середине мироздания находится Аал Луук Мас - Мировое Древо, корни которого уходят в Нижний мир, крона растет в Среднем мире, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира.

Который имеет и много общего с памятниками народного творчества других народов - это защита справедливости, торжество добра и т.д. В Олонхо кроме этого воспеваются почитание родителей, поддержка сестер и братьев, супружеская верность (мужчина ни при каких обстоятельствах не расстается с женой, стремясь излечить ее от лени и других пороков), вера в силу человека (все зависит от самих людей – их доброты, душевной красоты и целеустремленности).

По оценкам историков, «возраст» Олонхо превышает 1200 лет. Эпос состоит из множества больших сказаний. Каждое сказание называется по имени главного героя, которому посвящена глава.

Основная тема олонхо - это судьба эпического племени Айыы , утверждение счастливой и богатой жизни в Среднем мире. В сюжетном отношении выделяются три группы сказаний. Первую группу составляют олонхо о заселении Среднего мира людьми племени Айыы . Отверженные потомки божеств Айыы , изгнанные из Верхнего мира, оказываются в Среднем мире в тот момент, когда эпическая страна только появляется, и становятся ее первыми жителями. Ко второй группе олонхо относятся сказания о героях-первопредках Средней земли. Главный герой обычно носит имя Эр Соготох (букв. Муж Одинокий ). Это имя имеет эпитет «эрэйдээх-буруйдаах», т.е. многострадальный, познавший много бед. Так, герой опубликованного О.Н. Бётлингком олонхо Эр Соготох не знает своего происхождения. Он обращается к духу-хозяйке Среднего мира, обитающей в священном дереве, и узнает о своем божественном происхождении и высоком предназначении стать родоначальником племени ураангхай саха. Герой отправляется за суженой, проходит множество испытаний в упорной борьбе с Абаасы (якут. Абааhы) - враждебными племенами, обитающими в Нижнем мире, и в этом героическом сватовстве добывает себе жену. И таким образом он становится родоначальником племени ураангхай саха. Третью группу олонхо объединяет тема защиты племени Айыы от разрушительных действий Абаасы . В некоторых сказаниях богатыря, призванного стать защитником племени, божества Верхнего мира спускают с неба, в других же олонхо защитниками своего племени становятся чудесно рожденные дети самих жителей Среднего мира. Во многих сказаниях указанные мотивы соединяются, образуя сложные сюжетные переплетения.

Устойчивость сюжетов олонхо выработала систему персонажей. Главный герой - это богатырь или богатырка из племени Айыы . Основная их функция - борьба за создание семьи и защита интересов племени. Противоборствующей силой в олонхо является племя Абаасы . Остальные персонажи группируются вокруг главного героя и его противника, представляя собой членов семьи и племени. Особое место среди действующих лиц олонхо занимают мифологические персонажи: верховное божество Юрюнг Айыы Тойон (якут. р Айыы Тойон), бог-покровитель лошадей Кюн Джёсёгёй (якут. К н Дь h г й), богини, которые способствуют рождению людей и размножению домашних животных - Иэйиэхсит и Айыысыт (якут. Айыыhыт) и др.

Исполнение олонхо

Олонхо было принято исполнять в течение нескольких суток. Естественно, тексты сказители знали наизусть.

Исполнение олонхо связано на чередовании речевых и поющихся разделов. При этом речевая часть изобилует событиями, т.к. развитие сюжета передается речитативом, а прямая речь персонажей - пением. Монологи героев олонхо содержат информацию из прошлого, которая проясняет ту или иную ситуацию, волшебный совет или предсказания божеств-покровителей, эмоциональное состояние героев, дающее толчок к дальнейшему развитию сюжета и т.д. Обычно в олонхо выделяются несколько разных мелодий, характеризующих различные группы персонажей. Главный контраст составляют мелодии Айыы и Абаасы . Самостоятельную музыкальную характеристику имеют так называемые герои-трикстеры, являющиеся медиаторами между Средним и Нижним мирами. Это, как правило, младший брат героя, старуха-скотница Симэхсин-Эмээхсин и др. Яркими мелодиями наделены зооморфные персонажи: конь богатыря, являющийся его верным другом и советником; стерхи (белые журавли), через которых небесные божества отправляют главному герою свою помощь; птичка, сопровождающая богатыря в младенчестве и оберегающая его от злых сил.

В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар и поэтому существовали многочисленные версии олонхо. Традиция олонхо развивалась в условиях семьи и одновременно служила развлечением и средством обучения. Отражая верования якутов, олонхо являются свидетельствами образа жизни народа, борющегося за выживание в эпоху политической нестабильности в сложных климатических и географических условиях.

Известные сказители Олонхо

В начале 20-го века в каждом якутском селении насчитывалось по несколько олонхосутов. Профессиональные олонхосуты обычно были бедными людьми. Они тратили очень много времени на заучивание текста, на прослушивание других олонхосутов, длительные тренировки в пении и декламации. Из-за этого – им некогда было следить за своим хозяйством, а за исполнение им платили немного, обычно натурой: мясом, маслом, зерном. Известны великие олонхосуты прошлого - «суперзвезды» своего времени, такие, как: Табаахырап, Чээбий, Говоров, Кынат, Тонг Суорун. Из известных олонхосутов более позднего времени можно упомянуть следующих:

  • Один из основоположников современной якутской литературы и поэзии Ойунский, Платон Алексеевич был страстным любителем и популяризатором олонхо. В юности он сам был известным олонхосутом. Именно он записал самый известный якутский олонхо - Нюргун Боотур Стремительный.
  • Зверев, Сергей Афанасьевич - Кыыл Уола работавший уже в советское время также был известным олонхосутом. По мотивам олонхо Нюргун Боотур Стремительный создал одноименную драму.
  • Одним из последних представителей современных олонхосутов является Петр Егорович Решетников из Таттинского улуса

Исследователи Олонхо

  • Ойунский, Платон Алексеевич - якутский советский писатель и общественный деятель.
  • Илларионов, Василий Васильевич - якутский фольклорист, профессор, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки Республики Саха (Якутия).

Материалы этих исследователей можно поискать и изучить, если вы серьёзно занимаетесь изучением культуры малых народов, в частности якутов.

Китайский театр Куньцюй готовит постановку спектакля-олонхо "Туйаарыма Куо", который будет представлен в ноябре на Днях культуры Земли олонхо в Пекине, сообщается на сайте правительства Якутии.

Олонхо - традиционный устный жанр якутского фольклора. В 2005 году ЮНЕСКО объявило его одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества. Эпос олонхо рассказывает о трёх мирах: верхнем, где обитают боги, среднем, населённом людьми, и нижнем, заселённом злыми духами. Все три мира соединяет дерево жизни. Богатыри из мира людей совершают подвиги и побеждают зло.


"Спектакль по мотивам якутского героического эпоса будет поставлен театром Китая в рамках Дней культуры Земли олонхо в Пекине, которые пройдут в ноябре этого года. Проект является совместным: театр Олонхо, некоторое время назад заключивший соглашение о сотрудничество с театром Куньцюй, является соорганизатором постановки", - сообщается на сайте.

Министр культуры Якутии Владимир Тихонов встретился в Пекине с руководством театра и обсудил предстоящие Дни культуры Земли олонхо и вопросы дальнейшего сотрудничества.

Куньцюй, или Куньшаньская опера - древнейший вид оперного искусства. В спектаклях представлены не только пение и музыка, но и боевые искусства, акробатика и актёрская игра. Большинство этих опер созданы на основе известных классических текстов из мифологии и китайской истории. В 2001 году куньцюй была объявлена ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества.




РИА Новости http://ria.ru/culture/20150720/1137650077.html#ixzz3gPnNqpd7

25 ноября 2005 года - День провозглашения якутского героического эпоса олонхо шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО - был объявлен как День олонхо в республике Саха , таким образом, родился ещё один народный праздник, как и национальный праздник ысыах.



Олонхо состоит из множества героических сказаний о подвигах древних богатырей. Средний размер сказаний достигает 10-12 тыс., а наиболее крупные насчитывают до 50 тыс. стихотворных строк. Например, олонхо Р. П. Алексеева из Усть-Алданского улуса «Алаатыыр Ала Туйгун Бухатыыр», опубликованный в I томе научно-популярной серии «Саха боотурдара» («Якутские богатыри») на якутском языке, имеет объём 50 тыс. стихотворных строк.

В периоды своего наивысшего живого бытования олонхо всегда поддерживалось исключительно самим народом, который во все времена стремился культивировать его как своё главное духовное богатство. В различных жанрах устного фольклора якуты, как бесписьменный народ, прежде всего, стремились сохранить свой язык, фольклор, культуру и историю.

Само содержание эпоса отражает период разложения родового строя, и считается, что зачатки олонхо возникли ещё в период территориальной близости предков якутов к тюрко-монгольским племенам (не позднее VI-VII вв.). Известна мысль П. А. Ойунского, создателя одного из крупных по объёму и художественному воплощению текстов олонхо «Нюргун Боотур Стремительный»: «Время появления олонхо в виде отдельных повествований о войне должно быть отнесено ко времени татарского и монгольского нашествия на Китай. К числу этих войн должна быть отнесена и война, приведшая к образованию трёх национальных единиц (в сказке трёх миров)… Древние якуты, ушедшие из Средней Азии, застали эти войны на территории древне-китайской империи» (Ойунский, 1962, с. 133-134).

В течение веков якутский эпос, как устная традиция, создавался усилиями многих поколений сказителей в основном в семейном кругу с приглашением близких соседей. У многих знаменитых олонхосутов в раннем детстве проявлялся наследственный дар к сказительству. Например, олонхосут Н. Е. Павлов из Кобяйского улуса «по отцовской линии не имел ни одного олонхосута, а по материнской линии - девять поколений сказителей, семь поколений шаманов». В семье знаменитого олонхосута Н. А. Абрамова-Кынат все трое братьев были олонхосутами и шаманами. Именно в семейном кругу будущий сказитель с детства усваивал содержание олонхо, воспринимал все нюансы сказительства, употребляя традиционные эпические формулы в повседневной разговорной речи, стараясь свои мысли передать поэтическим языком эпоса (Илларионов, 1982, с. 22-24).

Сегодня якутский эпос продолжает жить в разных модификациях: в театре и кино, книгах, радиопередачах, на телевидении, в детских студиях, изобразительном и прикладном искусстве, даже в компьютерных играх и т.д. Естественно, это уже не традиционное бытование олонхо как устной сказительской традиции, но с 90-х гг. ХХ в. в связи с принятием суверенитета в республике началось пробуждение этнического самосознания народа саха (якутов), повлекшее за собой подлинное возрождение духовной культуры и фольклора.

Начали проводиться локальные и республиканские конкурсы по различным видам традиционной культуры, в том числе и конкурсы эпического пения и сказительства среди разных возрастных групп населения. С 1988 г. ежегодно стал проводиться республиканский фестиваль юных исполнителей олонхо «Я - дитя Земли олонхо», передающий молодому поколению эту традицию. С созданием Республиканской общественной организации «Ассоциация олонхо» (1999 г.) на новый уровень поднялся интерес к эпосу среди населения республики. Сегодня ассоциация имеет около 20 филиалов в республике. Центр олонхо вместе с ассоциацией выпутили 21-томную научно-популярную серию «Саха боотурдара» («Якутские богатыри») на якутском языке.

В виде закона принята десятилетняя Государственная целевая программа по сохранению, изучению и возрождению якутского героического эпоса олонхо (2006-2015 гг.), принят закон Республики Саха (Якутия) по сохранению и развитию эпического наследия народов РС (Я), проводятся ежегодные республиканские «Ысыахи олонхо» по улусам, создан эпический театр олонхо, построены «Домоа олонхо», разработаны историко-культурные комплексы «Земля олонхо» в местах традиционного бытования олонхо и т.п.

Сегодня в реальных условиях потери самоидентификации малочисленного народа, каковым является народ саха, олонхо вновь востребован жизнью, как никогда ранее, именно с точки зрения объединения самого этноса и выражения его как символа общности с тюрко-монгольским миром. Получение статуса шедевра возлагает огромную ответственность на республику по сохранению, возрождению и изучению якутского героического эпоса олонхо, передаче устной сказительской традиции молодому поколению, популяризации эпоса на российском и международном уровнях.


Деятельность по передаче устной сказительской традиции молодому поколению имеет многоуровневый характер: в частности, по педагогике олонхо разработаны и внедряются специальные программы, начиная с детского сада до вуза; созданы кружки, студии, школы эпического пения, летние лагеря по эпическому исполнительству среди детей, продолжается проведение различных фестивалей и конкурсов для населения и т.д.

Цель исследования:

Узнать о значении олонхо в нашем обществе.

Задачи исследования:

1) Узнать, кто придумал олонхо? Какова история происхождения олонхо?

2) Выяснить, для чего нам нужно знать эпос народа?

3) Проанализировать, сохранились ли якутские традиции?

Гипотеза исследования:

Предположим, что на примере олонхо можно изучить жизнь, традиции, обычаи народа и оно является основой нравственного воспитания.

Методы и средства исследования:

Найти литературу, посвященную олонхо;

Познакомиться с историческими кинофильмами, рассказывающим о версиях происхождения народа саха;

Обратиться к всемирной информационной сети Интернет.

План исследования:

) Героический эпос олонхо.

2) Происхождение олонхо.

3) Олонхосуты.

4) Исполнение олонхо.

5) Сюжетные мотивы и идейное содержание олонхо.

6) «Ысыах» в олонхо.

7) Актуальность олонхо.

8) Выводы.

Героический эпос Олонхо

Якутский героический эпос имеет общее название олонхо. Он состоит из множества отдельных сказаний с тем же названием – олонхо. В заглавие эпических поэм обычно выносятся имена главных героев – «Нюргун Боотур Стремительный», «Кулун Куллуустуур», «Юрюнг Уолан», «Кыыс Ньургун», «Кыыс Туйгун» и т.д. В настоящее время известно более 300 названий.

Каждое олонхо – крупное произведение, состоящее из 6 – 10 тысяч, иногда 10 – 15 тысяч строк. Отдельные сказания достигают гигантских размеров. Так, олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», воссозданное П. Ойунским, содержит 36 тысяч строк., «Ала Туйгун» записанное в 60-е годы Р.П. Алексеевым, насчитывает 52410 строк.

Происхождение олонхо

Возникновение олонхо восходит в глубину веков. Эпос появился тогда, когда предки якутов жили на юге Сибири, в тесном общении с тюрко-монгольскими народами Саян и Алтая. На это указывает общность в сюжетах героичсеских сказаний, сходство в языке, названиях. Становление и дальнейшее развитие продолжалось вплоть до XVII века.

Эпические сказания создавались в условиях разложения первобытно-общинного строя, межродовых и межплеменных столкновений, борьбы за самостоятельность существования племени.

Чем отличается олонхо от эпоса других народов

Общеизвестно, что олонхо – это название старинных эпических сказаний, суть которых – воспевание боевых подвигов боотуров, которые совершаются ими ради защиты родной земли, своих соотечественников, ради спокойной жизни на земле, мирного труда, счастливой будущности детей и внуков. Олонхо для якута – это «Калевала» для финна, «Манас» для киргиза, «Илья Муромец» для русского. Красота якутского эпоса – олонхо – в его высоком поэтическом дыхании, пленительном сочетании фантастического с реальным, лирического с эпическим и житейского с героическим.

Мощь олонхо в силе мудрости его идеи – идеи жизнеутверждения, торжества жизни над смертью, победы счастливого, процветающего в мире народа над насилием кровожадных хищников.

Той историчности, которая присуща для эпоса других народностей, в якутском олонхо нет. Олонхо – продукт художественного вымысла, его персонажи - символы большого социального обобщения.

Олонхосуты

Творцами олонхо, его исполнителями и хранителями были певцы – сказители, олонхосуты. Согласно преданиям, первым олонхосутом, родоначальником эпоса был Сээркэн Сэсэн, ставший одновременно и персонажем сказаний мудрый, старый советчик героев. Это одно из древнейших имен эпических певцов наряду с создателями древнегреческого эжпоса – Гомером и русского – Баяном. Народная память сохранила большое количество имен олонхосутов начиная с XVII века. Т.Захаров – Чээбий, Н. Абрамов – Кынат, Д. Говоров, С. Петров, Е. Иванова,Ж СА. Зверев. Эти и многие другие сказители, выходцы из народа, неграмотные бедняки, батраки, скотоводы, земледельцы, кузнецы, плотники, охотники создали и сохранили богатейшее эпическое наследие народа, имеющее мировое значение.

В настоящее время подлинными носителями эпоса являются Пётр Решетников, Дарья Томская и многие другие. Из мирнинского района – Федора Иванова и Владимир Семенов.

Исполнение олонхо

До революции олонхо обычно сказывалось в домашней обстановке, в кругу семьи, часто с приглашением близки соседей. Могло оно исполняться и при большом стечении народа, на наслежных и улусных собраниях, на летних праздничных ысыахах. Сказание начиналось с 5-6 часов вечера и заканчивалось далеко за полнлчь, иногда к утру. Исполнение могло продолжаться до 8-10 часов подряд, лишь с небольшими перерывами. Незаконченное повествование продолжалось на следующую ночь и могло длиться несколько ночей.

Свои впечатления об исполнении олонхо изложил и М. Н. Жирков: «Их (олонхосутов) обычно слушают с затаенным дыханием. Во время исполнения олонхо слушатели носятся в разные миры, а происходящие там события вызывают у них самую разнообразную реакцию: смех, слезы, плач, печаль, горе, страдания. Слушатель терпит поражение и побеждает, испытывает торжество, восхищается героизмом,самоотверженностью, отвагой героев. Одних презирает и ненавидит, других – ласкает, любит, словом, с самого начала до конца как бы участвуя во всех событиях, не чувствуя никакого утомления. Во время исполнения олонхо слушатели выражают свою реакцию на описываемые события выкриками».

Сюжетные мотивы и идейное содержание олонхо

Якутское олонхо формировалось на основе идеологии родового строя. Оно отражает космогонические представления народа, его религиозные верования. В соответствии с ними Вселенная состоит из 3-х миров – Среднего, Верхнего, Нижнего.

Срединный мир – айыы сирэ или орто дойду – является центром Вселенной, страной, где живут люди, причем каждое живое существо и каждый предмет имеет своего духа – «иччи». Богиня земли или дух Земли – Аан Алахчын-хотун. Она живет в великом дереве Аал–Луук–Мас, Байанай – бог леса и охотников, Аан Дархан – тойон или Хатан Тэмиэрийэ – дух огня, Хомпоруун Хотой айыы дух птиц, Кытай Бахсы дух кузнецов. Среди них есть духи добрые и злые.

Нижний мир – Утугэн или Ютюгэн (преисподняя), или Нукэн уодэн (мрачная преисподняя) – мир злых чудщовищ мешабщих счастливой жизни людей. Их глава Арсан Дуолай.

Верхний мир мир бого во главе с Юрюнг Аар-тойоном. К сонму богов принадлежат Дьылга-Хаан – бог судьбы и рока, Иэйэсит – покровительница скота, Айыхсыт – богиня новорожденных, Илбис-Хаан – бог грома. В Верхнем мире живут также добрые и злые божества.

Племя людей, населяющих Срединный мир, называют айыы аймага, родственники божеств, существа Нижнего мира – абаасы, однорукие и одноглазые циклопы – родственники черта. Посредниками между людьми и богами являюдтся шаманы и шаманки. Белые шаманы общались с добрыми духами, черные – со злыми. Содержание каждого олонхо составляет фантастическая история человечества от появления первых людей, обустраивающих счастливую жизнь на земле. Но ее разрушают существа Нижнего мира. Они грабят, загоняют скот, похищают женщин. В этой связи возникает необходимость защитить людей, вернуть мир на землю, для чего нужно уничтожить абаасы. Эту сложную задачу разрешают герои-богатыри. Добрые божества Верхнего мира покровительствуют людям, злые – Нижнем миру

Это общая для всех олонхо сюжетная линия воплощается через обилие сюжетов. Одни сюжетные мотивы возникли в глубокой древности, другие позже, но все они, хоть и в фантастическом плане, отражают конкретные общественно-исторические условия. Главный сюжетный мотив – защита богатырем своего рода от насилий и обид.

Каждый народ имеет старинные традиционные праздники, которые бережно передаются из поколения в поколение. У народа САХА это ЫСЫАХ.

Вот как описывается «ысыах» в олонхо.

Ысыах в олонхо

Большой или великий «улуу ысыах» в «олонхо» начинается с широкого оповещения народа с приглашением всех удалых героев и богатырей. При этом приглашенным описывается красота дочери устроителя «ысыаха» и сообщается также, что добиться её руки прибыли такие-то знаменитые герои и богатыри, имена которых гремят на трёх мирах.

Богатыри и герои не могут не идти на это приглашение, иначе их могут «ославить» как трусов. В случае успеха и победы их ждёт счастье брака с красавицей, в честь которой поются хвалебные гимны на всех мирах.

Ысыах, являясь праздником коневодства и плодородия, является в то же время и семейным праздником, т.к. устроители «ысыах» празднуют также и рост своей семьи в лице дочери, долженствующей дать жизнь новым поколениям, т.е. пустить корни в далекое будущее. «Ысыах» имеет большое значение и для воспитания молодого поколения, для закаливания его боевого духа. Молодёжь испытывается на «ысыах», закаляется на состязаниях. С участием на «ысыахах» молодых людей связано представление о достижении ими зрелости, после чего они уже взрослые люди.

Большой ысыах может затянуться на годы, когда в состязаниях примут участие равные по силе и в результате чего могут вспыхнуть нескончаемые войны на всех трех мирах. В таких случаях устроители «ысыах» разоряются дотла. Большой «ысыах» кончается малым, рамки которого значительно сужены и участниками которого являются представители семейного и родовых кругов.

Малый «ысыах» является праздником побед и подвигов жениха, а также начала брачной жизни новой семьи. Этот ысыах длится до поездки молодых в дом мужа.

Перед отъездом новобрачных из юрты выходят все. Рабы и домочадцы мужского пола становятся на стороне старика, причем шесть лучших (или 12) поддерживают его. Рабыни и все домочадцы женского пола становятся на стороне старухи, причем шесть рабынь (или 12) поддерживают старуху. Все одеты в лучшую и ценную одежду. Старуха с кумысом в чороне произносит «алгыс» - пожелания счастливого пути, счастливой семейной жизни. Она благословляет свою дочь с пожеланиями доброго потомства, чтобы кровь и жизнь её родных, отца и мать – в её лице – в её потомстве жила бы и размножалась и цвела бы из века в век; чтоб у неё было много скота конного и рогатого, чтоб у неё также был бы и богатый «ысыах» из рода в род, из поколения в поколение.

Новобрачную после материнского алгыс» садят на оседланного коня, разукрашенного самым лучшим украшением, причем, на седло она поднимается по спине раба, едущего в качестве «эмньит кулут».

На длинном и долгом пути своем

На дорожных ухабах,

На рытвинах не разбейся!

Пусть злоязычные бед тебе не накличут!

Пусть десять пальцев имеющиеся тебя не тронут!

Пусть много детей у тебя родится,

Пусть потомство твое процветает,

Стань главой большого дома,

Будь хозяйкой уютного дома!

Из олонхо «Кыыс Дэбилийэ»

Ысыах сегодня

Ысыа́х (якутск. Ыhыах) - день празднования Нового года в Якутии, Праздник Лета. Представляет собой весенне-летний праздник в честь божеств айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми и конными скачками.

Празднование

Жители Республики Саха (Якутия) празднуют Новый год дважды, вместе со всеми россиянами - зимой, и ещё по древней традиции - летом. Якутия - крупный регион Сибири, почти половина её территории расположена за Северным полярным кругом. Зимой здесь температура порой опускается до минус 60 градусов, а лето очень короткое. Оно наступает в конце июня. Именно на это время и приходится праздник.

Якутский ысыах (дословно можно перевести как изобилие) связан с культом солнечного божества, с культом плодородия. В довоенное время ысыаха проводился 22 июня - в день летнего солнцестояния. После 1941 года, по нравственным соображениям (дата Ысыах совпала с началом Великой Отечественной Войны 1941-45 гг.) ысыах стал проводиться в период между 10 и 25 июня, в зависимости от улуса, графика выходных дней, местных предпочтений и т.д.

История

Исследователи считают, что прародиной летнего кумысного праздника являются степи Центральной Азии. Элементы якутского праздника имеют сходные черты с летними праздниками тюркских народов: тувинцев, алтайцев, татар, башкир и др. У якутов сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов - делить год на две половины, а сам ысыах являлся своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим.

Первые письменные свидетельства западных исследователей можно встретить в дневниковых записях голландского путешественника И. Плеса, проезжавшего через Сибирь в Китай в конце XVII века. Он отмечал, что этот праздник справляется с большой торжественностью: якуты разводят костры и поддерживают их на протяжении всего праздника.

Во время торжеств, олицетворяющих начало лета и пробуждение природы, здесь принято вспоминать предков и их обычаи. Этнограф Екатерина Романова считает, что для якутов подобный праздник не просто повод повеселиться. «В Якутии очень длинная зима, - говорит она. - И единственная возможность встретиться всем родом - это здесь».

Осуохай

Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай, означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям. Этот танец непрерывно продолжался до утра, иногда большие роды устраивали осуохай в течение трёх дней и ночей. Конечно, участники меняются, считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год. Кульминация праздника - обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока - кумысом. Ритуал символизирует рождение Вселенной и человека.

Сегодня лучшие старинные традиции праздника нашли свое творческое развитие в современном Ысыахе…

Актуальность олонхо

В нашем обществе духовные и материальные потребности не могут быть удовлетворены. Негативные явления, как алкоголизм, насилие, межнациональные конфликты, неумение слышать друг друга, ожесточенность людей, хамство, безразличие и т.д. является настоящей бедой всего человечества, в том числе и нашей республики.

И теперь нам, как никогда раньше, нужно глубже познакомиться с достижениями, вершинами якутского устного народного творчества.

Олонхо, как все устное народное творчество обладает огромными потенциальными возможностями в деле возрождения общей духовной культуры.

В олонхо во всей своей величавой красе воспета радость жизни, радость победы, радость торжества идей человечества – детей Солнца. В олонхо нет места упадничеству. Олонхо есть творение трудового народа. Поэтому оно так оптимистично.

Таким образом, в олонхо ставятся и разрешаются важные жизненные и нравственные проблемы. Главный идейный стержень – борьба за установление социальной справедливости, победа добра над злом. Олонхо прославляет стойкость в борьбе за счастье на земле верность слову и делу. Осуждаются жадность, корыстолюбие, трусость.

Указом президента РС (Я) В. А. Штырова №3036 от 15. 11. 2006 г. день провозглашения ЮНЕСКО ЯКУТСКОГО героического эпоса ОЛОНХО ШЕДЕВРОМ устного и нематериального наследия человечества, т.е. 25 ноября, объявлен национальным праздником – Днем олонхо.

Национальный праздник Ысыах, посвященный олонхо

В 2006 г. Традиционный национальный праздник Ысыах был посвящен признанию решением ЮНЕСКО якутского эпоса олонхо «Шедевром Устного и Нематериального Наследия Человечества». Ысыах олонхо стал первым крупным мероприятием Десятилетия Олонхо.

Вывод:

По воле судеб народ саха, будучи оттеснённым ордами Чингисхана на далёкий и дикий Север, надолго остался без письменности, но его мощная духовная культура, складывавшаяся в течение многих веков, свободно развивалась в виде устной народной поэзии, передаваемой от поколения к поколению, и появилось великое Олонхо.

После зарождения письменности, литературного языка, эпос олонхо стал плодотворной почвой для развития настоящей эпической поэзии Саха…

Якутское олонхо – высокохудожественное эпическое произведение со своим кругом идей и образов, тем и сюжетов, со своим стилем, композицией и выразительными средствами. Оно отражает национальные черты быта, выражает мировоззрение народа, огбобщает его жизненный опыт. Олонхо несет в себе глубокую идейность, высокие нравственные и моральные принципы.

Олонхо – это народная школа саха. Мир олонхо способен стать основой нравственного воспитания, эталоном отношения к природе, к человеку. В нем сосредоточена вся мудрость народа.

    На материале олонхо можно изучать жизнь и быт, обычаи и традиции народа в целой системе.

    На текстах олонхо можно в совершенстве овладеть родным языком.

    Олонхо – неисчерпаемый источник для изучения истории народа, способный пролить свет на происхождение саха.

5. Олонхо – философия народа саха. В нем отражено сознание народа. В мире олонхо вся жизнедеятельность людей борьба добра и зла имеют причины и цели, все звенья взаимосвязаны. Здесь нет ничего лишнего, хорошо прослеживается развитие мировоззрения народа саха.

Якутский героический эпос «Олонхо» (Россия) - Древнейшее эпическое искусство – олонхо – вершина устной поэзии якутов (саха), самого северного тюркского народа, проживающего в Северо- Восточной Сибири. Оно занимает центральное место в системе якутского фольклора. Термин «олонхо» обозначает как эпическую традицию в целом, так и название отдельных сказаний.

Поэмы, длина которых в среднем составляет 10 000- 15 000 стихотворных строк, исполняются народными сказителями (олонхосутами). Талант сказителя отличается многогранностью. Помимо актерского и певческого мастерства сказители должны обладать даром импровизации и ораторским искусством.

Действие в олонхо происходит в трех мирах - Верхнем, Среднем и Нижнем. В середине мироздания находится Аал Луук Мас – Мировое Древо, корни которого уходят в Нижний мир, крона растет в Среднем мире, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира.

Основная тема олонхо - это судьба эпического племени Айыы, утверждение счастливой и богатой жизни в Среднем мире. Главный герой – это богатырь или богатырка из племени Айыы. Основная их функция – борьба за создание семьи и защита интересов племени Айыы. Противоборствующей силой в олонхо является племя Абаасы. Особое место среди действующих лиц олонхо занимают мифологические персонажи: верховное божество Юрюнг Айыы Тойон, бог- покровитель лошадей Кюн Джесегей, богини, которые способствуют рождению людей и размножению домашних животных - Иэйэхсит и Айыысыт и др.

В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар и поэтому существовали многочисленные версии олонхо. Традиция олонхо развивалась в условиях семьи и одновременно служила развлечением и средством обучения. Отражая верования якутов, олонхо являются свидетельствами образа жизни маленького народа, борющегося за выживание в эпоху политической нестабильности в сложных климатических и географических условиях.

Негативные факторы политического, социально-демографического и экономического характера в России XXв. Поставили под угрозу существование якутской эпической традиции. Несмотря на рост интереса к олонхо в 1980-90-е годы, этот эпос находится в опасности в связи с малым числом сказителей, достигших преклонного возраста.

В 2005 году ЮНЕСКО включило Якутский героический эпос «Олонхо» в список Шедевров устного и нематериального культурного наследия.

После этого события в Республике Саха (Якутия) 2006-2015гг. объявлены 10-летием олонхо. Начиная с 1999г., разрабатывались и утверждались государственные целевые программы по сохранению олонхо. Создана общественная организация «Якутская республиканская ассоциация олонхо», имеющая свои филиалы в улусах республики. В настоящее время действует Государственная целевая программа по сохранению, изучению и распространению якутского героического эпоса олонхо на 2007-2015гг, в реализации которого принимают участие учреждения культуры, образования, науки, общественные организации, отдельные лица.