Скандал в школе для одаренных детей. Скандал в «Лиге школ»: чем опасны закрытые учебные заведения? Прочитать родителям. Можно ли верить тем, кто сообщил о домогательствах

Термин «арт-терапия» (от англ.:art - искусство, artterapy буквально: терапия искусством) ввел в употребление в 1938 г. Андриан Хилл.
Арт-терапия как метод особенно распространена в странах с англоязычным населением и означает чаще всего лечение пластическим изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние клиента. В отечественной литературе используется также термины "изотерапия" или "художественная терапия", однако они не тождественны онглоязычному аналогу и несколько сужают его смысл[Б.Д.Карвасарский].
В книге "Психологическая энциклопедия" под редакцией Б.Д.Карвасарского записано:
"Изучение арт-терапии началось в 20-е годы 20 века с фундаментальных работ Принцхорна (Prinzhorn,1922). В России в 1926 г. вышла первая монография, посвященная арт-терапии, - книга П.И.Карпова "Творчесво душевнобольных и его влияние на развитие науки и техники". В США изобразительные средства в психотерапевтическом процессе впервые применил в 1925 г. Левис при анализе сновидений своих пациентов .
Большое влияние на развитие арт-терапии оказал психоанализ. В соответствии с принципами психоаналитической концепции конечный продукт творчества пациента расценивался как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в его психике (что-то нарисованное карандашом, написанное красками, вылепленное или сконструированное пациентом).
Например, для К. Юнга терапия творчеством являлась способом изучения бессознательного.
Юнг использовал собственное рисование для подтверждения идеи о персональных и универсальных символах и активном воображении пациентов, а это в свою очередь оказало большое влияние на арт-терапевтов.
Как терапевтическая техника, творчество впервые было применено Маргарет Наумбург (Naumburg,1966) в динамической теории терапевтической помощи графическим самовыражением, которая была воспитана в духе традиционного психоанализа, при этом акцент делался на свободные ассоциации и интерпретации. В ходе психоаналитических сессий М. Наумбург предлагала использовать спонтанный рисунок как вспомогательную технику. Возникающая в этом подходе экспрессия, благодаря искусству становилась фундаментом, на основе которого психологи проводили интерпретацию конфликтных ситуаций клиентов.
Сущность подхода М. Наумбург. В своей работе она опиралась на идею З. Фрейда о том, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты, то есть те феномены, которые исследуют терапевты во время психоанализа [А.А. Осипова. Общая психокоррекция].
В начале 1950-х гг. продолжательницей работ М. Наумбург стала Эдит Крамер, которая представляла другое отношение к арт-терапии, работая исключительно с детьми. Э. Крамер утверждала, что художественный процесс сам по себе имеет оздоравливающее действие и не требует вербального комментатора. Э. Крамер считала, что задача терапевта состоит в приобщении клиентов к творчеству и в предоставлении им эмоциональной поддержки. В такой арт-терапии ведущий играл роль скорее учителя и художника, нежели пассивного интерпретатора. Возник спор между двумя концепциями - одна подчеркивала творческий аспект художественного опыта, другая делала упор на терапевтический инсайт, полученный при помощи искусства.
Большое влияние на развитие арт-терапии оказала и Ханна Якса Квятковска, включившая ее в процесс диагностики и лечения семей.
Сущность ее подхода. Работая в Национальном институте психического здоровья, X.Я. Квятковска установила, что художественная сессия с участием всех членов семьи действует терапевтически и укрепляет семейные отношения в целом. Семейные рисунки предоставляли большое количество диагностической информации о связях между членами семьи и о том, как они видят свои роли в семье.
Американский арт-терапевт Шон Мак-Нифф рассматривает «исцеляющее творчество» как процесс, включающий в себя ряд стадий создания образа и последующей рефлексии.
Ш. МакНифф описывает различные методы работы, включающие, в частности, работу с образами и эмоциональными реакциями участников групп, разговоры с образами в форме диалогов, их художественное описание, визуализацию и перформанс.
Британский арт-терапевт и художник Андриан Хилл утверждал, что изобразительная деятельность обладает способностью отвлекать пациента от болезненных переживаний и помогает ему концентрировать внимание на процессе выздоровления.
В 1960-х гг. арт-терапия уже считалась отдельной профессией. Стать самостоятельной терапевтической техникой арт-терапии позволило Гуманистическое направление в психологии; при этом в арт-терапии особенное внимание уделяется самому процессу творчества. Это позволило арт-терапевтам обрести новую профессиональную идентичность, и вскоре они начали работать в различных областях науки.
В арт-терапии клиентам предлагают разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, скульптура, дизайн, мелкая пластика, резьба, выжигание, чеканка, батик, гобелен, мозаика фреска, витраж, всевозможные поделки из меха, кожи, тканей и др.), которые направлены на активизацию общения с психологом или группе в целом для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий. с одной стороны, а также творческого самовыражения - с другой. В настоящее время (Копытин,2002)в арт-терапию включаются и такие формы творчества. как видеоарт, инсталяция, перформанс, компьютерное творчество, где визуальный канал коммуникации играет ведущую роль.
Терапевтическое воздействие оказывает и бодиарт.
Боди арт (от английского body art) это искусство украшать тело. В широком смысле к этому понятию относятся: макияж (make up), татуировки и пирсинг (и прочие виды модификации тела), менди (биотату хной) и, собственно, бодипейнтинг (bodypainting) – искусство росписи тела, или боди арт в узком смысле слова.
Современный боди арт находится на стыке графики и живописи, декоративно-прикладного искусства, дизайна, макияжа и стиля, парикмахерского искусства. Ведь мало просто изобразить красивые рисунки на теле. Необходимо создать целостный и полный образ. Боди арт фото - результат совместного труда боди арт художника, боди арт модели, профессионального фотографа, парикмахера, ассистентов… На этом сайте вы найдете портфолио боди арт, информацию о боди арт шоу и не только!
Современные арт-терапевты работают в поликлиниках, центрах социальной помощи, школах, больницах, домах престарелых, консультативных центрах для людей, зависимых от наркотических веществ, проводят индивидуальную и групповую психокоррекцию, участвуют в специальных образовательных программах, работают с детьми с ограниченными возможностями.
Современная арт-терапия делает большой акцент на самом процессе творчества, а не на его продукте, она не требует никаких особых навыков и талантов для участия.
Процесс арт-терапии позволяет сделать неосознаваемое видимым (создание продукта творчества), и посредством вербализации продукта творчества помогает человеку осознать и переработать на новом уровне свой прошлый опыт.

Арт-терапия
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/art-terap...
Арт-терапия - метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.

Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арттерапии, достаточно широк:

Внутри- и межличностные конфликты,
кризисные состояния
экзистенциальные и возрастные кризисы
травмы
потери
постсрессовые расстройства
невротические расстройства
психосоматические расстройства
развитие креативности
развитие целостности личности
обнаружение личностных смыслов через творчеств
многое другое
Арт-терапия эффективно работает как при консультировании и терапии взрослых, так детей и подростков. Метод не имеет ограничений и противопоказаний.

Виды арт-терапии:

Библиотерапия
Сказкотерапия
Маскотерапия
Это очень важно разрешать вовремя проблемные ситуации и устанавливать эмоциональное равновесие. Использование масок - это возможность играючи высветить темы, занимающие важное место в судьбе человека. Такие проблемные ситуации лучше всего разрешаются, когда они выступают как бы "под маской". Маска сохраняет тесную связь с реальными событиями и одновременно дает возможность посмотреть на ситуацию со всевозможных сторон в зоне комфорта и безопасности. Маски - это прекрасный способ понять ситуацию, сделав её предметом игры.
Четыре Типа Использования Масок (подражание Э.Боно).
Описано 4 различных режимов, в рамках которых человек может очертить процесс своего мышления в тот или иной момент, исходя из обстоятельств любой конкретной ситуации в быту или на интерактивной игре в школе, чтобы направить развитие ситуации в лучшую сторону. Цвета способствуют визуализации и соответствуют определенному паттерну поведения человека.
Белая Маска - идеалист (стиль – индивидуальность, чутьё, новаторство) :
- обладает чутьем на сочетание стилей;
- часто становится новатором и законодателем;
- любит создавать «уникальный» образ;
Красная Маска – изобретатель (практичность и находчивость):
- не обращает особого внимания на традиции и условности;
- учитывает цену вопроса;
- использует всё то, что окажется доступно в данный момент.
Черная Маска – консерватор (критик, педант и законник):
- всегда следят за законностью и порядком;
- придерживается привычным методам и методологиям;
- предпочитают классику и надежность.
- может нарочно создать проблему – чтобы не чувствовать себя лишним.
- не принимает долгосрочных планов;
- склонен к работе обстоятельной и размеренной работе.
Синяя Маска – авантюрист:
- гибкий и спонтанный;
- иррациональный – видит все возможности, которая таит эта реальность;
- в деятельности активен, но иногда это приводит к непредвиденным результатам – «сегодня сделал, завтра придется переделывать»;
- склонен к работе дающей немедленный и ощутимый результат;
- находчивый и может разрешать критические ситуации;
- каждую минуту подбрасывает неожиданности – непредсказуемый.
- деньги для него «сиюминутны».

1. Надеть Маску. В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу или члена коллектива надеть маску конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать маску конкретного цвета в течение нескольких минут.
“Каковы ваши мысли в черной маске об этой идее? Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить?”
“Мы застряли. Почему бы нам не надеть красные маски и не поискать новые подходы к этой проблеме?”
“Какие об этом известны факты? Что мы об этом знаем? Давайте наденем белые маски”.
2. Снять маску. Мы можем попросить человека снять маску определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система четырех масок дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал маску сознательно, но, судя по всему, использует ее.
“Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной маске. Давайте снимем ее на момент”.
“Хорошо, это неплохие мысли в черной маске. Давайте пока отложим черную маску”.
“Вы нашли много новых идей и возможностей - теперь у нас их достаточно. Давайте теперь снимем красные маски шляпы”.
3. Сменить маску. Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну маску и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
“Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с красной маски шляпы на черную. В чем мы можем нарваться на неприятности, если поступим таким образом?”
“Находясь в черной маске, вы объяснили, почему идея может не сработать. Теперь давайте перейдем к красной маске и посмотрим, нельзя ли разрешить проблемы”.
“Это интересная идея. Теперь давайте снимем красную маску и наденем белую. Нам нужно изложить факты”.
4. Обозначить свое мышление. Мы можем назвать маску, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемся использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надеваете черную маску, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее. Используйте маски сами - и указывайте на то, что их используйте, обучая маскам других.
“Надевая свою черную маску, я считаю, что расписание изменить не получится, потому мы его уже разослали”.
“Надевая на секунду маску, я должен сказать, что мне эти новые книги по математике нравятся куда меньше, чем старые”.
“У меня возникла идея под красной маской - нужно подать заявку на грант. Скажите, что вы думаете об этом предложении?”
Просуммируем сказанное: мы можем попросить других надеть, снять, сменить или обозначить маски. Мы также можем надеть или снять маску сами. Формальность и "игровой" аспект метода - его наибольшие достоинства. Люди учатся играть по правилам.
Отдельная Маска и использование её в последовательности
Маски можно использовать по отдельности на любой стадии мышления. В целом, это их основное использование. Маски используются как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Для определенной цели может также использоваться простая последовательность из двух-трех масок. Например, красная маска, сопровождаемая черной, может использоваться для оценки идеи. Черная маска, сопровождаемая красной, может использоваться для улучшения замысла (указать на недостатки и устранить их). Полная последовательность масок может использоваться как структура для обдумывания темы. Эта структура определяется заранее как программа мышления - его повестка дня. После этого мыслители следуют этой программе шаг за шагом.
Особая Синяя Маска
Синяя маска отличается от других тем, что она связана с управлением самим процессом мышления. Когда мы предлагаем, какая маска должна быть следующей, мы на самом деле используем синюю маску. О ней не обязательно каждый раз упоминать явно. Скажем, может стать неудобной фраза “Надевая мою синюю маску, я считаю, что нам нужно подумать в черной маске”. Однако иногда упоминание о синей маске часто может быть полезным. Тремя такими моментами являются начало обсуждения (что описать план мышления), его середина (чтобы заново сформулировать цели мышления), и его конец (чтобы просуммировать результаты мышления).
“Давайте, используем синюю маску, чтобы решить, о чем мы хотим подумать, и какие маски нам понадобятся”.
“Это интересно, но я считаю, что мы уходим о цели. Я надену свою синюю маску, чтобы вкратце снова сформулировать цель”.
“Здесь я хотел бы надеть свою синюю маску и спросить, можем ли мы прийти к выводу”.
Использование синей маски не обязано ограничиваться разговорами о других масках. Могут предлагаться любые шаги мышления.
Шесть Масок для более Полного Мышления
Шесть масок (белый, красный, черный, желтый, зеленый, синий)
Ценность шести масок мышления состоит в том, что они дают возможность играть определённые роли. В основном мышление ограничено защищающимися «Эго образами», которое ответственно за большинство практических ошибок мышления. Маски позволяют нам думать и говорить о таких вещах, о которых иначе мы могли бы подумать или сказать, не ставя под угрозу свое «Эго образами».
Метод шести масок обогащает наше мышление и делает его более всесторонним. Если мы просто просим других о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. Но если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести масок, широта их восприятия быстро возрастает.

Драматерапия
Работа с глиной
Песочная терапия
Музыкотерапия
Цветотерапия

Цветотерапия
Цветотерапия,Лечение цветом

Еше в далекой древности люди заметили что цвет оказывает мощное действие на человека.Специальная окраска,наносимая на тело воина и его доспехи,внушала противнику страх;цвета,подбираемые для одежды царей и жрецов,говорили об их могуществе,вызывали восторг,поклонение или священный трепет.В древнем Египте знали о силе и влиянии цвета и дажн сооружали в некоторыз храмах цветные залы.В них изучали применеие цвета и учили врачевание.

Древние методы

Один из методов цветотерапии заключался в следующем:в сосуды с фруктовым соком,содержащим,по представлениям египтян,энергию бога солнца Ра,помешали драгоценные камни того же цвета,что и сам фруктовый сок.Насыщенный таким образом напиток давали больным.

Открытие Гхадиали

В начале 30-х гг. ХХ в. терапевтический эффект,который оказывают на организм различные цвета,был описан индийским ученым Д.Р.Гхадиали.По его мнению,органы и системы тела чувствительны к определенным цветам,которые стимулируют или замедляют их действие.Зная это,можно использовать различные цвета с лечебной целью.

Современные представления

В середине 50-х. гг.,швейцарский ученый Макс Люшер составил оригинальный цветовой текст.После многих экспериментов из 4500 тонов и оттенков были выбраны цвета,наиболее ярко влияющие на физиологию и психологию человека.Исследования проведенные Люшером показали,что цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма.Например,оранжево-красный меняет частоту пульса,дыхания,давления крови и в общем оказывает возбуждающее действие.Темно-синий цвет,напротив,приносит успокоение.По мнению психологов язык цветов универсален,он действует независимо от религии и национальности.

Действие цвета

Алжирский ученый Бенуа заметил что,черный цвет снижает сексуальную активность самцов некоторых птиц,оранжево-красный ускоряет в два раза рост половых желез у самцов.Употребдение воды,масел и кремов,помещенных в различные банки тоже является одним из распространенных лечений цветом.Полезно принимать ванны с добавлением природных красителей,пользоваться лампами,дающими свет мягких тонов,любоваться картинами,букетами.

Фототерапия

Фототерапия
Фототерапия, или светотерапия - это вид лечения, состоящий в том, что пациент подвергается воздействию солнечного света, или света с определёнными длинами волн от искусственных источников, таких, как лазеры, светоизлучающие диоды, флуоресцентные лампы, дихроические лампы, или же очень яркого света, имеющего полный спектр дневного света, в течение определённого, предписанного врачом, времени, а иногда также и в строго определённое время суток. Фототерапия обладает доказанной клинической эффективностью в лечении обыкновенных угрей, сезонного аффективного расстройства, и является частью стандартного протокола лечения при синдроме позднего засыпания. Недавно было показано, что фототерапия эффективна также в лечении несезонных депрессий. Фототерапия оказывает также определённый положительный эффект при псориазе, экземе, нейродермите.

Кожные заболевания

Обыкновенные угри
Лечение синим/красным светом
О способности солнечного излучения улучшать течение обыкновенных угрей было известно давно. В то время предполагалось, что солнечное излучение помогает при угревой сыпи вследствие антибактериального и других эффектов солнечного ультрафиолета. Однако искусственный ультрафиолет не давал такого же хорошего лечебного эффекта при обыкновенных угрях, как естественное солнечное излучение. Кроме того, длительное применение ультрафиолета (естественного или искусственного) для лечения обыкновенных угрей оказалось затруднительным вследствие повреждающего действия ультрафиолета на кожу, ускорения её старения и иссушивания, и повышения риска заболевания раком кожи.

Оба этих фактора (различия в эффективности естественного и искусственного ультрафиолетового излучения при лечении угрей, и затруднительность длительного применения УФ при лечении кожных заболеваний) привели исследователей к заключению, что в механизме «противоугревого» действия солнечного излучения, по-видимому, играет роль не только ультрафиолет, но и какая-то часть видимого спектра. Впоследствии было обнаружено, что некоторая часть видимого фиолетового излучения, присутствующая в спектре излучения Солнца, а именно излучение в диапазоне длин волн 405-420 нм, активирует порфирин (копропорфирин III) у бактерии, являющейся одним из основных патогенов при обыкновенных угрях. Активация копропорфирина III приводит к образованию в бактериальной клетке свободного кислорода, что приводит к повреждению и в конце концов гибели бактерии. Доставка 320 Дж/см² излучения, находящегося в этом диапазоне длин волн, надёжно убивает данную бактерию.(Британский дерматологический журнал, 2000 г. Эффективность лечения синим и красным светом обыкновенных угрей). Эти длины волн несколько больше, чем длины волн ультрафиолетового излучения, энергия кванта излучения соответственно ниже, и облучение таким светом не вызывает загара, ультрафиолетовых ожогов, не ускоряет старение кожи и не приводит к её повреждению, и соответственно не повышает риск развития рака кожи.

Было показано, что применение яркого сине-фиолетового облучения кожи в течение 3 дней подряд уменьшает обсеменение пор сальных желёз бактерией Propionibacterium acne на 99.9 %. Поскольку в коже здорового человека содержится очень мало естественных порфиринов, данный вид лечения считается безопасным, за исключением больных с порфирией. (eMedicine - Эритропоэтическая порфирия, статья Джанетт Мэтьюз) Однако больным, получающим такой вид лечения, необходима защита глаз, поскольку сетчатка глаза содержит порфирины, чувствительные к этим длинам волн. Излучение, которым лечат пациентов с угревой сыпью, может создаваться флуоресцентными лампами, яркими светодиодами либо дихроическими лампами.

Лечение сине-фиолетовым облучением часто дополняется облучением красным светом, который способствует активации накопления АТФ в клетках кожи человека (фотобиомодуляционный эффект), и, по-видимому, повышает частоту положительных ответов на фототерапию угревой сыпи.

В среднем у 80% пациентов при систематическом применении комбинации сине-фиолетового и красного облучения в течение трёх месяцев уменьшение количества и частоты угревых высыпаний достигает 76 %. Согласно данным большинства исследований, облучение комбинированным сине-фиолетовым и красным светом даёт больший процент положительных результатов лечения, чем местное применение бензоил-пероксида, и к тому же намного лучше переносится кожей. Однако приблизительно у 10 % пациентов, подвергавшихся такому облучению, не наблюдается никакого улучшения состояния кожи.

Лампы для лечения угревой сыпи, предназначенные для домашнего применения, обычно также дают хорошие результаты лечения, эффективны у пациентов с длительно существующей угревой сыпью, нуждающихся в длительном лечении, и с большой вероятностью обойдутся дешевле, чем регулярные визиты к дерматологу с целью получения сеансов фототерапии в кабинете. Ещё одним преимуществом является возможность проводить в домашних условиях сеансы фототерапии ежедневно или через день в течение длительного времени (несколько лет), в то время как у дерматолога при длительном лечении (особенно у работающих или учащихся больных, имеющих мало свободного времени для ежедневных визитов) обычно используется режим облучения 1-2 раза в неделю. С другой стороны, профессиональная лампа для фототерапии, используемая в дерматологическом кабинете, с большой вероятностью будет иметь большую интенсивность излучения, чем домашняя лампа, что, возможно, уравновешивает негативное влияние слишком редкого её применения. По состоянию на 2007 год, даже несмотря на то, что большинство ламп для лечения угревой сыпи, по-видимому, чрезмерно дороги, стоимость владения и использования такой лампы приблизительно сопоставима со стоимостью бензоил-пероксида, лечебных и увлажняющих кремов, специальных моющих средств и лицевых масок за ожидаемый срок жизни лампы.

Фотодинамическая терапия
Хотя фототерапия в кабинете дерматолога обычно обходится значительно дороже, и не обязательно более эффективна, чем самостоятельное домашнее применение ламп комбинированного синего и красного света, существует ещё один вид фототерапии, применяемый только специалистами-дерматологами. Он заключается в предварительном нанесении на кожу раствора аминолевулиновой кислоты, которая резко увеличивает продукцию порфиринов бактериями Propionibacterium acne. Это резко повышает вероятность положительного клинического ответа на фототерапию. Такой метод лечения получил название фотодинамической терапии. Осложнениями такого лечения являются временное покраснение, шелушение кожи и отек лица. Однако фотодинамическая терапия способна давать очень хорошие, длительные и стойкие (порой до года) ремиссии угревой сыпи после всего лишь нескольких сеансов.

Вместе с тем, ряд специалистов высказывает скептические оценки эффективности фототерапии обыкновенных угрей видимым светом и указывают на отсутствие достаточного количества клинических данных об их эффективности. Особенно это касается более новых и пока остающихся во многом экспериментальными методов фотодинамической терапии. (Бюллетень Этны - Фототерапия при обыкновенных угрях)

Псориаз, нейродермит и экзема
Этиология и патогенез псориаза заключаются в аутоиммунной агрессии собственных лимфоцитов организма больного против клеток его же кожи, что приводит к развитию местного воспаления кожи. Экзема и нейродермит являются аллергическими заболеваниями, также связанными с нарушениями местного иммунитета. Как показали исследования, ультрафиолетовое облучение кожи подавляет местный кожный иммунитет и уменьшает воспалительные явления в коже, оказывает противовоспалительное действие.

Фототерапия при этих состояниях использует мягкие УФ А (диапазон длин волн 315-400 нм) и/или жёсткие УФ Б (диапазон длин волн 280-315 нм) излучение. Ультрафиолетовые лучи из диапазона УФ А, комбинируемые с пероральным приёмом специальных фотосенсибилизирующих лекарств, известны как ПУВА-терапия. Терапия УФ Б узкого спектра (использующая более мягкую часть УФ Б спектра с большей длиной волны и меньшей энергией кванта) использует излучение с длиной волны около 310 нм, и в настоящее время применяется чаще, чем терапия УФ Б лучами полного спектра, поскольку считается более безопасной для кожи.

С этим методом лечения псориаза, экземы и нейродермита сопряжены те же проблемы, риски и осложнения, что и с любым другим применением УФ облучения кожи, в частности, необходимость защищать глаза от воздействия ультрафиолета, риск ультрафиолетовых ожогов и шелушения или отслойки верхних слоёв кожи при передозировке облучения, ускорение старения кожи, её иссушивание, повышение вероятности развития злокачественных опухолей кожи (в частности, меланомы) с годами, при накоплении определённой дозы излучения.

Загар
Загар используется в эстетических и косметических целях. Загар кожи вызывается эффектами обоих субспектров ультрафиолетового излучения - УФ А и УФ Б, однако УФ А является несколько более безопасным для кожи. Избыточное ультрафиолетовое облучение кожи в дозах, практикуемых в соляриях и салонах красоты или косметологических клиниках, способно постепенно, с годами, привести к ускорению старения кожи, её истончению и иссушиванию, раннему появлению морщин, а также может повысить вероятность возникновения злокачественных опухолей кожи, в частности меланомы. К такому же эффекту способно привести неумеренное увлечение солнечными ваннами и загаром на пляжах, особенно на южных курортах и в часы максимального УФ излучения (днём с 11 до 17 часов), пренебрежение мерами безопасности при загаре, неиспользование или неправильное использование солнцезащитных кремов.

Ускорение заживления ран, трофических язв и лечение нейропатий
Монохроматическое инфракрасное излучение с длиной волны около 890 нм показало определённую эффективность в небольших, ограниченных по масштабу, клинических исследованиях у пациентов с периферическими нейропатиями и невралгиями. При этом у пациентов улучшалась или частично восстанавливалась чувствительность в зоне иннервации пораженного нерва или корешка, и/или уменьшался болевой синдром. Определённый положительный эффект был получен также у пациентов с длительно не заживающими трофическими язвами и ранами, а также эндартериитом или варикозом вен: улучшался регионарный кровоток, особенно микроциркуляция, и ускорялось заживление ран и трофических язв. Предполагается, что инфракрасное излучение способствует повышению выброса оксида азота в кровь из стенок сосудов, что приводит к местному расширению сосудов, улучшению микроциркуляции и вообще регионарного кровотока, а также снижению вероятности тромботических осложнений.

Больные сахарным диабетом, которые составляют значительный процент среди больных с периферическими нейропатиями и невралгиями, трофическими язвами, предположительно имеют проблемы с сосудами отчасти вследствие низкого уровня эндогенного оксида азота и замедленного его высвобождения в кровоток, а также низкой физической активности и сидячего образа жизни. В таком случае лечение, которое усиливает образование и высвобождение эндогенного оксида азота в кровоток, следует считать патогенетическим.

Аффективные расстройства и расстройства сна

Сезонное аффективное расстройство
Хотя пребывание на ярком солнечном свету в течение не менее 2 часов в день, предпочтительно двумя порциями - в ранние утренние и в дневные или ранневечерние часы (то есть облучение полным спектром солнечного излучения) по-прежнему остаётся наиболее предпочтительным, дешёвым и эффективным методом лечения сезонного аффективного расстройства, тем не менее множество исследований показывают, что мощный искусственный источник света также может быть весьма эффективен в лечении этого типа аффективных расстройств.

Важным преимуществом использования мощных искусственных источников света для лечения САР является то, что при этом требуется значительно меньшее время одного сеанса: при 2 500 люкс для получения терапевтического эффекта требуется 2 часа облучения (точная эмуляция эффекта солнечного облучения), при 5 000 люкс - 1 час, при 10 000 люкс - 30 мин. Это весьма удобно как для занятых (работающих или учащихся) больных, так и для врачей и персонала клиник, занимающихся лечением расстройств аффективной сферы. Как показали исследования, дальнейшее увеличение интенсивности излучения сверх 10 000 люкс не приводит ни к дальнейшему увеличению терапевтического эффекта, ни к дальнейшему сокращению необходимого времени облучения, но лишь усиливает или вызывает неприятные и даже болезненные ощущения в глазах. Поэтому основным, наиболее часто применяемым режимом облучения при САР в настоящее время является режим 10 000 люкс в течение 30 мин дважды в день - рано утром и рано вечером. Лишь при высокой чувствительности глаз и жалобах на их раздражение, и наличии свободного времени у пациента, применяются более щадящие режимы - 5 000 люкс в течение 1 часа дважды в день, или 2 500 люкс в течение 2 часов дважды в день.

Ещё одним преимуществом использования для лечения САР мощных искусственных источников света перед использованием естественного солнечного излучения является то, что при этом больной не подвергается опасному воздействию ультрафиолетовых лучей, которые способствуют старению и иссушиванию кожи, повреждению глаз и повышению вероятности развития рака кожи.

Ранее устройства для фототерапии САР производились только в виде специальных световых кабинок, доступных по цене только клиникам, занимающимся лечением аффективных расстройств, и занимавших достаточно много места. В настоящее время многими производителями предлагаются компактные лампы для самостоятельного домашнего применения при лечении сезонных депрессий, которые, тем не менее, прошли одобрение FDA именно в качестве медицинских (а не бытовых) устройств и имеют доказанную эффективность в терапии САР, сравнимую с эффективностью фототерапии в световых кабинках в клиниках. Эти лампы обычно также имеют несколько режимов облучения, и способны при их использовании на определённом расстоянии от глаз доставлять 10 000, 5 000 или 2500 люкс искусственного полноспектрового излучения под углом на сетчатку глаза пациента, и при этом также не дают опасного для глаз и кожи ультрафиолетового излучения.

Некоторые более новые исследования дают основания полагать, что использование видимого светового излучения более низкой интенсивности, но с энергией, сконцентрированной в определённом диапазоне длин волн, к которым наиболее чувствительны пигменты сетчатки глаза, а именно синего света, может давать по меньшей мере такой же, если не лучший, антидепрессивный эффект, как использование полного спектра излучения при интенсивности 10 000 люкс, (Общая дискуссия о различных эффектах видимого светового излучения у человека) по крайней мере у молодых пациентов и пациентов среднего возраста. У пожилых пациентов с выраженной возрастной макулопапулярной дегенерацией сетчатки синий свет не более эффективен, чем красный или зелёный. Большинство источников считают, что наиболее эффективный диапазон длин волн синего света при терапии сезонных аффективных расстройств лежит в районе 460-485 нм, при этом некоторые источники указывают, что наибольшая чувствительность фотопигмента сетчатки у мышей наблюдается при длине волны 479 нм. (Характеристики фотопигмента глаза, стимуляция которого способна вызывать сужение зрачка у мышей)

Синдром позднего засыпания
При лечении синдрома позднего засыпания критически важна не только интенсивность светового излучения и длительность сеанса, но и соблюдение точного времени сеанса, с целью ресинхронизации биологических часов на правильное время засыпания и пробуждения. Чтобы достичь требуемого эффекта (ресинхронизации биологических часов), cеанс фототерапии должен быть проведён как можно раньше после спонтанного или вынужденного пробуждения больного. Необходимость этого легко понять, если посмотреть на кривую зависимости светочувствительности человеческого организма от времени суток и смены фаз сна и бодрствования. Некоторым людям ещё лучше помогает свет, который постепенно включается и нарастает по мощности незадолго до планируемого пробуждения (или до обычного времени спонтанного пробуждения), т.е. такой сеанс фототерапии, который эмулирует естественный восход солнца, служивший сигналом к пробуждению эволюционным предкам человека, а также современному человеку до перехода к городскому образу жизни.

Желтуха новорождённых

Облучение мощным источником сине-фиолетового излучения приводит к изомеризации билирубина в коже новорождённого, и тем самым облегчает биотрансформацию билирубина в соединения, которые новорождённый в состоянии вывести с мочой и калом. При этом снижается уровень билирубина в крови и предотвращается его накопление в богатых липидами тканях мозга и почек, которое может привести к развитию ядерной желтухи (повреждения ЦНС билирубином) или почечной недостаточности.

Видеотерапия
Материал http://samopoznanie.ru/schools/videoterapiya/
Благодаря техническим разработкам учёных, специалисты могут качественно улучшать свою работу с пациентами, более эффективно помогать им решать различного рода психологические и жизненные проблемы.

Одним из таких методов является одно из новых направлений в области арт-терапии - видеотерапия - относящееся к когнитивной психологии. Его основателем является S.A. McNiff, который прибегнул к ней в 1975 году.

Она используется в настоящее время психологами различных направлений для решения очень большого и разнообразного круга задач:

Разрешение внутриличностного конфликта;
Лечение наркологической и алкогольной зависимости;
Лечение больных с невротическими и неврозоподобными расстройствами;
Разбор ситуаций во время тренинга и т.д.
В зависимости от того, какую проблему необходимо решить, используют разные методы обращения к данному направлению.

Например, при разрешении внутренних конфликтов, когда человек хочет лучше понять себя, происходящее с ним, обращаются к просмотру видео, в котором отображена данная проблема у героя фильма. Просматривая видео, человек проецирует свой образ на этого героя, сопереживает с ним эту ситуацию, смотрит, каким образом герой смог преодолеть это в себе. В данном случае идёт мощная работа с подсознанием пациента. Человек во время просмотра обращается в глубь себя, вспоминая все свои ощущения и сопоставляя с увиденным. Часто во время такого просмотра он решает сразу несколько задач, к нему приходит понимание того, что явилось основной причиной произошедшего с ним, а также он находит выход из ситуации, обретает веру в то, что он также может преодолеть преграды, стоящие перед ним.

В результате такой терапии происходят быстрые и мощные изменения сознания человека. У него появляются силы для работы над собой и преодоления кризиса.

В других случаях на видео записывают пациентов перед началом лечения, а затем во время лечения. Записывается то, как они ведут себя в повседневной жизни, общаются с другими людьми. Затем, через какое-то пациенту показывают видео на начальных этапах лечения и наблюдают за их реакцией, за всеми их недовольствами собой. Кто-то возмущён своей неряшливостью или неуклюжей походкой, манерой речи и т.д. Это заставляет человека собраться, быть более дисциплинированным, подтянутым. Периодически к съёмкам возвращаются вновь, благодаря чему у пациента есть возможность вновь скорректировать себя.

Врачи отмечали, что при лечении больных с невротическими заболеваниями процесс выздоровления шёл гораздо быстрее, благодаря применению этой методики, как вспомогательной.

К видеотерапии обращаются и при проведении тренингов, так как съёмка проведённого упражнения позволяет человеку посмотреть на себя со стороны, оценить то, как он выполнил задание, разобрать ошибки, которые он допустил. У участника тренинга появляется таким образом возможность посмотреть на себя со стороны, скорректировать свои действия в дальнейшем.

Видеотерапия - это беспристрастный взгляд со стороны, когда мы можем увидеть то, что было скрыто ранее от наших глаз. Вновь и вновь обращаясь к снятым кадрам, мы можем ещё раз тщательно проанализировать увиденное, и сделать выводы для принятия решения. А потому видеотерапия является одним самых простых и действенных инструментов для работы над собой, познания себя, открытия в себе чего-то нового.

Игра - это одна из форм обучения, когда в процессе игры дети (и взрослые) получают те знания и совершенствуют те умения и навыки, которые в будущем будут задействованы в жизни. Наиболее расположены к игре дети, но и в более позднем возрасте игровые моменты сохраняются часто в завуалированной форме.

Когда в тебе избыток сил, очень хочется играть.

Независимо от своей формы или структуры, игра мотивируется взаимодействием состояний игрока с состояниями среды. Среда должна содержать элементы, допускающие чередование элементов мотивационного состояния индивидуума. Это порождает активность, характеризуемую удовольствием, интересом и ослаблением напряжения. Элементы, порождающие игровое поведение, могут быть аналогичны тем, которые пробуждают любопытство и вызывают исследовательское (или поисковое) поведение.

Игры на разных стадиях развития ребенка
Пиаже, основывая свою таксономию игры на собственной теории когнитивного развития, утверждал, что на каждой стадии развития преобладает определенный тип игры: Смотри Игры на разных стадиях развития ребенка

Типы игр
Дэй выделяет 5 типов игры и утверждает, что внешние, доступные наблюдению характеристики не всегда позволяют различать эти типы; различаются же они, главным образом, по своему источнику и цели. Это:

Исследовательская игра. Этот тип мотивирован неопределенностью в отношении объектов и событий во внешней среде.
Креативная игра. Этот тип - более сложное проявление исследовательской игры, требующее способности к символизации и знания внешних или физических характеристик стимулов (игрушек).
Разнообразящая игра. Такая игра выглядит бесцельным взаимодействием со средой вообще, когда становится скучно. Смотри Игры-развлечения
Миметическая игра. Эта как правило, повторяющаяся, структурированная и символическая. Ее цель - достижение компетентности и мастерства.
Катартическая игра. Будучи терапевтической по своей цели, она может принимать любую форму. Хотя ей свойственно снижать возбуждение, эта игра, по-видимому, не связана с положительным гедоническим эффектом или удовольствием.
Оригами
Игротерапия

Игротерапия
Игротерапия в узком значении («Психодрама на столе», Gametherapy) - авторский метод и технология работы с игрушками, разработанная Дмитриченко Р.Н. Данный авторский метод предлагается отличать от Play therapy - игровой терапии, или игротерапии в широком значении. Чтобы не создавать путаницы, мы разнесли это в две разные статьи: здесь представлен авторский метод Игротерапии, разработанный Р.Дмитриченко, а в статье Игровая терапия представлены все психотерапевтические методы работы, использующие детскую игру и игрушки.

История вопроса
Использование игрушек в психолого-педагогической или в психотерапевтической практике не является достаточном условием для того, чтобы быть причисленным к авторскому методу под названием Игротерапия ("Психодрама на столе", Gametherapy), родоначальником которого является Дмитриченко Р.Н. со времен середины 80х годов.

Игротерапия, как метод, был озвучен и воплощен в 1992 году на спецкурсе по психологии в частном Университете для будущих преподавателей-искусствоведов.

В 1997 году с методом Игротерапии были теоретически и практически ознакомлены врачи на курсах повышения квалификации на кафедре гомеопатии при Академии последипломного образования врачей Минздрава РФ.

Профессиональное обсуждение метода было проведено в рамках секции Психодрамы Елены Лопухиной (Института Психодрамы и ролевого тренинга) по линии Профессиональной Психотерапевтиской Лиги (ППЛ) в середине 90х годов.

В 2005 году в Институте Групповой и Семейной Психологии и Психотерапии (ИГИСП) на учебной психодраматической группе Екатерины Михайловой была проведена мастерская по методу Игротерапии и, впоследствии, осенью этого же года в ИГИСПе был дан курс по авторскому методу «Методология диагностики психофизических проблем по программе Игротерапия» Часть I, с последующей выдачей сертификата (лицензия № 017529).

Суть метода Игротерапии Дмитриченко Р.Н.
Игротерапия («Психодрама на столе», Gametherapy) – авторская технология работы с игрушками, глубинная личностная психотерапия. Место ведущего занимает психотерапевт, а роль группы «берут» на себя «игрушки», которые включают в себя любые предметы, бытовые мелочи. В арсенале терапевта также: краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками, сказки, психотерапевтические метафоры и прочие изобразительные средства, которые были или, «волей судьбы», не были в мире детей и взрослых детей.

Использование «игрушек» в психотерапевтической работе дает возможность клиенту рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить и вспомнить запах того, что беспокоило многие годы и породило болезнь, пустоту, одиночество, аддиктивное или созависимое поведение.

Метод Игротерапии может быть использован как в групповой, так и в индивидуальной клиентской работе.

Метод предусматривает возможность работы с синдромом посттравматического стресса, при хронификации печали, с объюзной тематикой, с ранними детскими травмами с амнестическим компонентом.

Метод Игротерапии помогает решать не только личностные, но и как следствие этого профессиональные трудности.

Такой подход дает Игротерапии ряд интересных возможностей и, в некоторых случаях, специфических преимуществ перед другими психотерапевтическими методами.

Обучение методу Игротерапия («Психодрама на столе», Gametherapy) проводится только автором метода Дмитриченко Р.Н.

Изотерапия, рисунок

Арт-терапия
Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние клиента.
Термин "арт-терапия" (буквально: терапия искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Арт-терапия возникла в 30-е годы ХХ века. Впервые арт-терапевтические методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К.Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация.

Adrian Keith Graham Hill - Behind Gavrelle, 1917
Описание метода

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т.д.. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру.
Задачи арт-терапии
1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
2. Облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода.
3. Получить материал для психодиагностики.
4. Проработать подавленные мысли и чувства.
5. Установить контакт с клиентом.
6. Развить самоконтроль.
7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
8. Развить творческие способности и повысить самооценку.
Показания для проведения арт-терапии
Трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобии, негативная "Я-концепция", низкая самооценка
Арт-терапевтическая сессия
Выражая накопившиеся переживания через творчество (рисунок, поделку, сказку), клиент сразу может почувствовать облегчение. Это первый шаг в арт-терапевтической сессии: выражение собственных эмоций в процессе создания художественного образа.
Шаг второй: клиент прямо на рисунке изменяет ситуацию таким образом, чтобы она стала приемлемой для него. Меняя рисунок, он одновременно меняет и свое внутреннее представление, образ мышления, старается увидеть травмирующую ситуацию с разных сторон, находит варианты выхода из нее. Важно, чтобы клиент сам нарисовал свою проблему и сам нашел решение, как лучше преобразовать рисунок (поделку), так как предложения терапевта или педагога могут ему не подойти.
Виды арт-терапии

Арт-терапия в узком смысле слова - рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве.
Библиотерапия (в т.ч. сказкотерапия) - литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.
Музыкотерапия
Танцевальная терапия
Куклотерапия
Примечания [править]

Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского Б.Д.; 2-е изд. – СПб.: Питер, 2002.
1 2 3 4 Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2004
1 2 Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб.: Питер, 2000
http://art-psychology.ru/about/definition.html
Литература [править]

Арт-терапия. ред.-сост. А.И.Копытин. - СПБ., 2001.
Дженингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. - М., 2003.
Диагностика в арт-терапии. Метод "Мандала". ред. А.И.Копытина. - СПб., 2002.
Киселева М.В. Арт-терепия в работе с детьми. - СПб.: Речь, 2008.
Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
Пурнис Н.Е. Арт-терапия в развитии персонала. - СПб.: Речь, 2008.
Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб., 2001
Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб.: Питер, 2000.
Черемнова Е.Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики. - Феникс, 2008.
Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. - М.: Издательство Пирожкова, 2002г.

Арт терапия возникла в 30-е годы нашего века. Первый урок применения арт терапии относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны.

Первые попытки использовать арттерапию для коррекции трудности личностного развития относятся к 30-м годам нашего столетия, когда арттерапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США. С тех пор арттерапия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники.

Термин "арт терапия" (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.

Это специализированная форма , основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.

Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей 3. и К. Г. , а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. (1951) и А. (1956).

Гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".

Важнейшей техникой арт терапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родственниками, детьми, родителями, сверстниками, сослуживцами и т.д.). Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку клиента и степень его самопринятия и самоценности.

В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

В начале своего развития арт терапия отражала психоаналитические взгляды, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, картина, скульптура) считался выражением неосознаваемых психических процессов. Арттерапия достаточно широко распространена. В 1960 г. в Америке была создана Американская арттерапевтическая ассоциация. Подобные ассоциации возникли также в Англии, Японии, Голландии. Несколько сотен профессиональных арттерапевтов работают в психиатрических и общесоматических больницах, клиниках, центрах, школах, тюрьмах, университетах.

Арт терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.

Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение" (Л. С. , 1987).

Цели арттерапии
1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение).
2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.
3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.
4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Использование элементов арт терапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься.

Первоначально арт терапию применяли в больницах и психиатрических клиниках для лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями. В настоящее время рамки применения арттерапии значительно расширились, постепенно она отделилась от своей психоаналитической первоосновы.

Приемы арт терапии используются при исследовании внутрисемейных проблем. Родственникам предлагается вместе поработать над художественными проектами или изображать свои представления состояния дел в их семействе.

Арт терапия дает выход и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повышению самооценки клиента, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. В качестве материалов на занятиях по арттерапии используются краски, глина, клей, мел. Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Во время творческого самовыражения в ходе проведения арт терапии возможно взрывное высвобождение сильных эмоций. Если при этом отсутствует твердый и опытный руководитель, то некоторые члены группы или индивиды могут оказаться буквально раздавленными собственными чувствами. Поэтому предъявляются особые требования к подготовке психолога, работающего в технике арттерапии.

Арт терапия имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков. Есть свидетельства тому, что выражение мыслей и чувств средствами изобразительного искусства может способствовать улучшению отношений с партнерами и повышению самооценки.

Недостатком арт терапии может являться то, что глубоко личный характер выполняемой клиентом работы может способствовать развитию у него нарциссизма и привести к уходу в себя вместо того, чтобы способствовать самораскрытию и установлению контактов с другими людьми. У некоторых людей самовыражение средствами искусства вызывает очень сильный протест, хотя для большинства такие способы самовыражения представляются наиболее безопасными.

Существует две формы арттерапии: пассивная и активная.

При пассивной форме клиент "потребляет" художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.
Занятия по арттерапии могут быть структурированными и неструктурированными.

При структурированных занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д.

При неструктурированных занятиях клиенты самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты.

Существуют различные варианты использования метода арттерапии:
использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами;
побуждение клиентов к самостоятельному творчеству;
использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество клиентов;
творчество самого психолога (лепка, рисование и др.), направленное на установление взаимодействия с клиентом.

Основные направления в арт терапии
Динамически ориентированная арттерапия берет свое начало в психоанализе и основывается на распознавании глубинных мыслей и чувствований человека, извлеченных из бессознательного в виде образов. Каждый человек способен

164 выражать свои внутренние конфликты в визуальных формах. И тогда ему легче вербализовать и объяснить свои переживания.

В США одним из родоначальников использования искусства в терапевтических целях была исследовательница М. Наумбург (1966). Ее работы были основаны на представлениях 3. Фрейда, согласно которым первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются не вербально, а в форме образов и символов. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения, все те явления, которые анализируются психологами психоаналитической ориентации.

В рамках динамически ориентированной арт терапии выделяют творческую, интегральную, деятельную, проективную, сублимационную арттерапии.

К средствам арттерапии относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание.

Гештальториентированная арт терапия. Целями коррекции в этом виде арттерапии выступают:
излечивание или восстановление адекватной "Я-функции";
помощь клиенту в осознании и интерпретации собственных переживаний с помощью образов-символов;
пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способности раскрываться, душевной гибкости.

Методами арт терапии в гештальториентированном подходе являются: рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела.

Арт терапевтические занятия проводятся двумя способами. В первом случае клиенту предоставляется возможность изготовить поделку из конкретного материала по собственным рисункам на определенную тему. При этом удается увидеть удивительные необычные сочетания цветов, своеобразную форму, самобытное выражение сюжета. Все это непосредственно связано с особенностями мироощущения клиента, его чувствами, переживаниями, отражающими скрытые от сознания символы. Арттерапия позволяет получить в этом случае дополнительный диагностический материал, свидетельствующий о проблемах клиента.

Второй вариант - неструктурированное занятие. Клиенты сами выбирают тему, материал, инструменты. В конце занятий проводится обсуждение темы, манеры выполнения и т.д.

Основная роль в арт терапии отводится самому психологу, его взаимоотношениям с клиентом в процессе обучения его творчеству. Основная задача арт терапевта на первых этапах - преодоление смущения клиента, его нерешительности или страха перед непривычными занятиями. Нередко сопротивление приходится преодолевать постепенно. Функции арт терапевта достаточно сложны и меняются в зависимости от конкретной ситуации.

Некоторые авторы считают, что арт терапевту необходимо владеть всеми видами перечисленных работ, поскольку при проведении занятий приходится не только рассказывать, но и непременно показывать и обучать. Другие считают, что задачей арттерапевта является создание особой атмосферы, которая будет способствовать спонтанному проявлению творчества клиента, и при этом невладение арттерапевтом в совершенстве используемым материалом ставит его как бы на одну линию в творческом плане с клиентом и способствует самораскрытию клиентов.

Активная деятельность и творчество способствуют расслаблению, снятию напряженности у клиентов. Дополнительные возможности самовыражения и новые навыки способствуют ликвидации негативного отношения к арт терапевтическим занятиям и страха перед ними. Для изменения и повышения самооценки большую роль играют постоянный интерес и положительная оценка со стороны арттерапевта, других клиентов. Вновь приобретенные способы самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе творчества, снижают агрессивность, повышают самооценку ("Я не хуже других"). Эмоциональная заинтересованность активирует клиента и открывает путь для более эффективного коррекционного воздействия.

Основная цель арт терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арт терапии - одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества. Существуют возрастные ограничения использования арт терапии в форме рисунка и живописи.

Арт терапия рекомендуется детям с 6 лет, так как в возрасте до 6 лет символическая деятельность еще только формируется, а дети лишь осваивают материал и способы изображения. На этом возрастном этапе изобразительная деятельность остается в рамках игрового экспериментирования и не становится эффективной формой коррекции. Подростковый возраст в связи с возрастанием в этом возрасте самовыражения и в связи с овладением техникой изобразительной деятельности представляет особо благодатную среду для применения артгерапии.

Арт терапия, направленная на коррекцию личностного развития, в зарубежной психологии широко применяется для разных возрастных групп: для детей с 6 лет, подростков, для взрослых и юношей. В последнее время широко применяется и в коррекции негативных личностных тенденций у лиц старшего и пожилого возраста.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арттерапии: рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве; библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; музыкотерапию; хореотерапию и др.

Наиболее полно разработана арт терапия в узком смысле слова, т.е. рисуночная терапия и драмтерапия.
Показаниями для проведения арттерапии как рисуночной терапии являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация клиента, переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная "Я-концепция", низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.

Применение методов арт терапии , в первую очередь рисуночной терапии, незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. В случае трудностей общения: замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности, аргтерапия позволяет объединить клиентов в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктом.

Методы арт терапии позволяют психологу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к клиенту и групповую форму работы. Как правило, арттерапевтические методы присутствуют в любой программе коррекции, дополняя и обогащая развивающие возможности игры.

Создание продукта в процессе арттерапии обусловлено целой системой побуждений, центральными из которых являются:
стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме;
потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе;
потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности;
стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй.

Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация.

Методы арт терапии в коррекционной работе позволяют получить следующие позитивные результаты:
1. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение клиентов.
3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.
5. Оказывает дополнительное влияние на осознание клиентом своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний,
168 создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного клиентом.

Об эффективности арт терапии можно судить на основании положительных отзывов клиентов, активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что клиенты нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арттерапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.

Арт-терапия - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние клиента.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Этот вид терапии не имеет каких-либо ограничений и противопоказаний.

Для того чтобы применять арт-терапию, не нужно уметь рисовать или разбираться в искусстве. И в то же время есть в ней много техник, в которых используется творчество великих - художников, скульпторов и т. д. - это дает дополнительную возможность прикоснуться к мировой сокровищнице, напитаться этой энергией, расширить свой кругозор.

Арт-терапия работает с подсознанием, позволяя непрямыми творческими методами совершать серьезную работу с личностью.

Арт-терапия помогает:

  • избавиться от боли или справиться со своими страхами,
  • разрешить конфликты, которые порой кажутся неразрешимыми,
  • почувствовать себя в безопасности, которой так часто не хватаетчеловеку в современном мире
  • избежать проблем и тем самым сохранить свои силы, необходимые для себя, своихблизких, карьеры,
  • избавиться от стресса, негативных переживаний,
  • научиться получить удовольствие и наслаждение,
  • выражать себя и свои чувства,
  • улучшить свои отношения с близким и благодаря лучшему пониманию своего внутреннего мира,
  • получить признание,
  • повысить самооценку,
  • преодолеть одиночество, найти достойного партнера, создать семью, добиться успеха в карьере.

Арт-терапия уникальна тем, что с помощью многообразия методов, которые в нем используются, она способна:

  • точно передавать уникальность внутреннего мира клиента, его переживания;
  • поднимать из глубин подсознания пласты, работая с которыми, происходят чудесные перемены, вызывающие восторг и удивление, энергетическую наполненность и желание создавать;
  • менять восприятие, направление жизни;
  • арт-терапия - это и захватывающий процесс, и прекрасные результаты, ведущие клиента к тем изменениям, которых он так ждет.

«Правополушарная» деятельность (рисование, лепка и пр.) обходит ловко цензуру нашего сознания, которое обычно не пропускает негативные мысли, подлинные переживания и вообще всё, относящееся к глубоким бессознательным процессам. «Цензура сознания» не пропускает слова — но она бессильна перед образами, выбором цветовых пятен, стилю изображения... Маленькие и большие победы помогают решить множество вопросов, что делает нашу жизнь счастливой и наполненной внутренним светом и яркими красками захватывающих событий.

«Когда мы используем различные виды искусства для самооздоровления или в терапевтических целях, то не беспокоимся относительно красоты произведений, грамматической или стилистической правильности текста или гармоничности звучания песни. Мы используем искусство в целях высвобождения, выражения, облегчения. Мы можем также получить интуитивное откровение, инсайт, если обратимся к символическим или метафорическим смыслам, содержащимся в собственных произведениях...» Н. Роджерс.

«Арт-терапия не может отменить прошлые травмы или излечить глубокие эмоциональные нарушения. Она может мобилизовать и развить внутренние ресурсы, уменьшить ужас одиночества и таким образом открыть путь к эмоциональному росту и реабилитации ». Э. Крамер.

Из истории Арт-терапии:

Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К. Г. Юнга , по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. Неоценимый вклад в развитие арт-терапии внесли такие художники и психологи как Эдвард Адамсон, Джон Тимлин, Маргарет Наумбург, Эдит Крамер и многие другие.

Адриан Хилл (1895-1977) был британским художником и первоткрвателем Арт-терапии. Он изучал живопись в школе искусств Св. Иоанна, в Королевском колледже искусств. Во время Первой мировой войны он был назначен официальным художником войны и многие из его картин и эскизов Западного фронта в настоящее время в коллекции Имперского военного музея. После войны он занялся живописью профессионально, а также преподавал в школе искусств Hornsey и Вестминстерской школе искусств. Он написал много книг - бестселлеров о живописи и графике, а в 1950-х и начале 1960-х годов представлены телевизионные программы BBC для детей под названием "SketchClub. Его собственное творчество сочетает в себе элементы импрессионизма и сюрреализма, а также более традиционных представлений.

В 1938 году, во время лечения от туберкулеза в санатории Мидхарст, рисуя близлежащие объекты, Адриан Хилл обнаружил, что рисунок помогает его выздоровлению. В следующем году терапия была введена в санаторий, и он был приглашен преподавать рисунок и живопись с другими пациентами, многие из которых раненые солдаты, вернувшиеся с войны. Хилл обнаружил, что практика искусства не только помогает пациентам отвлечься от их болезни или травмы, но и помогает освободить их от психического расстройства, выражая свою тревогу и сцены, свидетелями которых они были на войне, с помощью рисунка. В 1942 году Хилл впервые использовал термин арт-терапия и в 1945 году опубликовал свои идеи в художественной книге «Искусство против болезней». Позже он стал президентом Британской ассоциации арт-терапевтов.


Художник Эдвард Адамсон (1911-1996) Адамсон создал открытые арт-студии, куда пациенты могли приходить и заниматься творчеством. Он продолжал работать в одиночку с сотнями людей в течение 35-и лет. Он и его партнер и соратник, Джон Тимлин опубликовали книгу «Искусство как исцеление» в 1984 году, где продвигал идею свободного выражения, т.е. возможность дать людям прийти, взять краску и писать или лепить без комментариев или суждений. Он ненавидел психологическую интерпретацию, которую считал собственными проекциями терапевта на работу. Его стиль работы был назван «невмешательство».

За время работы Э. Адамсон собрал большую коллекцию работ душевнобольных. Художник считал, что его собрание привлечёт внимание к проблемам психически больных людей и поможет лучше понять природу подобных заболеваний,

И хотя Э. Адамсон стал руководителем Британской Ассоциации Арт-терапевтов, и принимал участие в создании первой обучающей программы по арт-терапии, его идеи критиковались современниками и не пользуются популярностью в наши дни.

Примерно в то же время, как Хилл и Адамсон, Маргарет Наумбург, психолог в США, также начала использовать термин “арт-терапия”, чтобы описать свою работу. Модель её арт-терапии основана на следующем методе: выплеск бессознательного посредством спонтанного творчества. Он тесно связан с психоаналитической теорией.

В это же время начала свою работу и доктор Эдит Крамер. Она родилась в Вене (Австрия), где изучала искусство, графику, скульптуру и живопись. После прибытия в Соединенные Штаты в 1938 году в качестве беженца, она стал гражданкой США в 1944 году и продолжала заниматься искусством. Перед ее иммиграцией она изучила искусство с художницей Ф. Диккер, выпускницей школы Баухауз. Э. Крамер работала вместе с ней, помогая социально-неблагополучным и психически травмированным детям, родители которых были политическими беженцами.

В США Э. Крамер преподавала основы изобразительного искусства, сначала в Небольшом Красном Школьном Доме в Нью-Йорке и позже в Школе Wiltwyck для мальчиков, где ей дали название “арт-терапевт”. В Школе Wiltwyck она работала с детьми, которые были отмечены, как “с нарушениями”, что помогло проявить ее интерес и веру в психоаналитическую теорию в работе.

В 2013 году в издательстве "Генезис" вышла на русском языке книга Эдит Крамер "Арт-терапия с детьми". Автор перевода Елена Макарова, исследовательница творчества и жизненного пути художницы ФридлДикер-Брандейс, в течение многих лет тесно сотрудничала с ее ученицей, ассистировала Эдит Крамер на арт-терапевтических семинарах.

"Сохраняйте спокойствие и позвольте Вашему Творчеству сказать свою правду" - Э. Крамер.

Терапевты об арт-терапии:

Применив арт-терапию впервые, я была потрясена. Мне не надо было уметь рисовать или разбираться в искусстве. Я просто водила по бумаге карандашом каракули. Потом просматривала их, находила образы… и… о, чудо! Я получила ответы на давно волнующие меня вопросы. У меня просто глаза на лоб полезли. Как?! Как такая незамысловатая техника помогла мне разрешить свой вопрос?

С того времени арт-терапия всегда со мной. Я использую ее, когда:

  • хочу избавиться от боли или справиться со своими страхами;
  • разрешить конфликты;
  • почувствовать себя в безопасности;
  • избежать проблем;
  • получить удовольствие;
  • выразить себя и свои чувства;
  • получить признание.

Когда мне нужна «скорая помощь», арт-терапия всегда под рукой.

Я действительно стала более эффективна, сильна, плодотворна!

В моей практике есть опыт помощи клиентам в налаживании отношений - как в паре, так и со своими детьми:

  • молодой человек с помощью арт-терапии смог справиться с серьезным профессиональным кризисом и выйти из застойного периода в работе с новыми силами и ощутимыми ресурсами;
  • четыре моих клиентки получили долгожданные предложения “руки и сердца”от своих избранников и удачно вышли замуж;
  • ребенок в результате терапии смог избавиться от энуреза;
  • есть опыт положительных результатов в работе с трудными подростками;
  • также много случаев в моей практике проживания сложных периодов и выхода из кризисов, связанных как с личной, так и профессиональной жизнью.