Сергей Безруков: «Что я оставлю после себя в этой жизни? Сергей Безруков: «Я люблю русскую культуру. Но когда она доводится до китча — березка, балалайка, медведь, — это перебор. И от этого уже тошнит. «Хозяин в театре один. Это я»

На большие экраны страны вышел фильм «После тебя», рассказывающий о жизни знаменитого артиста балета Алексея Темникова, чья карьера внезапно прервалась из-за травмы. Главную роль сыграл глава Московского Губернского театра Сергей Безруков. А сценаристом и режиссером картины выступила супруга артиста Анна Матисон.

Сергей Безруков в фильме «После тебя»

— Сергей, роль Алексея Темникова была написана специально для вас. Такое в вашей актерской карьере бывает часто?

— Два раза. Первым фильмом стал «Есенин», который снимался по книге моего отца. И тогда, естественно, изначально главным героем видели меня. А это — второй сценарий, который был написан под меня. Наверное, это может показаться странным, а для кого-то даже удивительным, но я так же, как все артисты, прохожу пробы, читаю сценарии, которые мне присылают. На что-то соглашался, на что-то — нет. И я благодарен Анне. Ведь это редкий случай, когда актеру везет настолько, что у него есть личный сценарист и режиссер, который действительно подарит роль. Мне, как артисту, очень важно развиваться, не стоять на месте. И в этом большая заслуга режиссеров, которые увидят в актере что-то новое, а не будут тиражировать то, что и так уже было пятьсот тысяч раз. Поэтому хочу сказать спасибо Анне за то, что она открыла во мне совершенно другой образ. Придумав такого персонажа, она подарила мне эту роль

— В фильме у вашего героя на шее висит крестик и иконка. Насколько религия важна для вас? Во что вы сами верите?

— Это не у героя, это у меня. И я их никогда не снимаю. Сразу оговорюсь: я и мой герой – это совершенно разные люди. Абсолютно нельзя сравнивать меня с Темниковым, потому что я таким никогда не был и, дай Бог, никогда не буду. (Улыбается.) Его поведение в обществе и с близкими людьми чудовищно. Скажу вам, я впервые сыграл такого откровенного подонка. Да, мой герой абсолютный подонок — если вы посмотрите, какой он в самом начале. И мне было интересно сыграть такую отрицательную личность. Мы только потом начинаем понимать, насколько больно ему внутри. Ему так больно, что он готов обижать каждого, кто находится с ним рядом, но в первую очередь он обижает самого себя. Да, в его жизни произошла трагическая ситуация, он получил травму. Но можно закрыться от всех, а можно попытаться создать действительно настоящую школу, а не то заведение для богатых тёточек, которое он имеет. При этом он их призирает, но сам ничего серьезного так и не сделал: не подготовил ученика, не создал балет, который хотел все эти годы поставить, не стал хореографом… Темников — абсолютно гениальный человек в своей профессии, но только в последний момент он очнулся. Он не попробовал — он струсил. Представьте: 20 лет быть трусом — и ничего не сделать для своей профессии, которую он бесконечно любит. Он трус! И сам себе в этом признается в монологе в троллейбусе. Он, как минимум, презирает самого себя

— В фильме даже есть момент, когда он предполагает, что над ним мог «посмеяться» Бог…

— Я думаю, Бог над ним не посмеялся, Господь всегда дает человеку шанс. В данном случае он подарил моему герою этот шанс в виде звонка из Маринки. Темников им воспользовался. Другое дело, что он поступил не по-христиански: он добровольно ушел из жизни. А это уже — сумасшествие человека, который находится вне веры в Бога. Такого человека можно назвать фанатом своей профессии, он готов пожертвовать жизнью ради того, чтобы этот балет был показан по центральному каналу. Он даже сам шутил, что балет показывают только в экстренных ситуациях: надо, чтобы случился переворот или что-нибудь в этом духе, или чтобы он умер… И он воспользовался этой ситуацией, все просчитав

— А вы можете оправдать добровольный уход из жизни своего героя?

— Я с ним не согласен. Мне кажется, нужно было дождаться премьеры, прийти на нее, да и вообще — продолжать жить. Он бы мог поставить еще не один балет. Темников — талантливый человек, и у него получилась первоклассная постановка. Почему бы ему не стать прекрасным хореографом? Не знаю. Я спорил со своим героем. Но Аня держала меня в стальных ежовых рукавицах — я это говорю в хорошем смысле слова. (Улыбается.)

Сергей Безруков с Анной Матисон на премьере фильма «После тебя»

— Как вам работалось с супругой на съемочной площадке?

— Аня – очень чуткий и вежливый режиссер, с ней невероятно легко работать. Эта картина – целиком и полностью ее заслуга. На площадке всегда царила атмосфера любви: ни одного бранного слова! Я, наверное, впервые снимался в кино, в котором никто ни с кем не ругался. Обычно оператор – с осветителями, те – еще с кем-нибудь, и так далее. Иногда артисту нужно собраться для очень важной сцены, а рядом происходит такое: кто-то горланит, кто-то кричит ему в ответ — спокойствия нет, а ты пытаешься смотреть людям в глаза и объяснять: «Дайте собраться, у меня впереди очень сложная сцена!» А здесь на площадке все работали с полной отдачей и были нацелены на создание хорошего фильма. Все вежливые, все тактичные. Мне кажется, это отношение потом лучшим образом отражается и на самой картине

— Чем еще эта лента интересна лично для вас?

— Я соскучился по фильмам, в которых нет пошлости, по умным картинам, где есть, над чем подумать, поразмышлять. Мне кажется этот фильм – единственная попытка за последнее время вернуть серьезного умного зрителя в кинозал. Мне недавно сказали, что сейчас в Европе мода — на безпопкорновые кинотеатры, они пользуются большим успехом. Может быть, пришло время вернуться к тому, что было когда-то при Советском Союзе?..

— Во время работы над фильмом возникали сложности?

— Было сложно ходить всегда с идеально прямой спиной и не выпадать из образа, который мне внутренне ненавистен. Это было ужасно. Но я постарался сделать все возможное — и надеюсь, что у меня получилось. Я целиком и полностью доверял Ане. В картине есть сцена, когда мой герой впервые за эти 20 лет выпивает. Казалось бы, это элементарная физиология: сыграть немного выпившего человека. Тем более, что мне «выпадало счастье» играть это состояние в своих ролях много раз. Причем, с разной амплитудой опьянения. (Улыбается.) И мне, как человеку непьющему, это было очень интересно. А тут сцену, где мой герой выпивает, мы репетировали и снимали очень долго. Аня постоянно говорила: «Не то! Да, хорошо — но это не Темников!» В какой-то момент я стал злиться на себя: у меня не получалось! А ведь я уже столько раз играл пьяного! Но мы искали. И наконец Аня сказала: «Вот сейчас ты попал! Да, это именно он!» В свои 43 года, сыграв столько ролей, это было потрясающе — выдохнуть и сказать самому себе: «Ух! Получилось!» Это невероятное ощущение. Ты пробуешь — у тебя получается — ты выдыхаешь и ставишь перед собой следующую планку. И это прекрасно: идти дальше, развиваться и не думать о том, что ты сделал раньше

— А как вы снимали сцены постановки нового балета? Ведь тогда на самом деле проходили репетиции одноименной постановки «Симфонии в 3 движениях», которая вошла в репертуар Мариинского театра.

— Когда мы потом делали имитацию того, что я ставлю этот балет с настоящими артистами Мариинского театра, то рядом с нами был известный хореограф Раду Поклитару. Вы представляете: перед мной стоят настоящие профессионалы, а я играю их хореографа. К счастью, рядом находился Раду. Я постоянно ему говорил: «Я тебя очень прошу, делай замечания, подходи, говори, как надо, потому что я — драматический артист, я не хореограф-постановщик». И тут Раду мне с улыбкой отвечает: «Ты знаешь, а я тебя заслушался! Стою и думаю: все нормально, все хорошо». И в какой-то момент я поймал себя на мысли, что работаю с артистами как режиссер в своем Московском Губернском театре, когда ставлю спектакли. Я стал вести себя, как со своими артистами: расслабился, стал шутить, они начали смеяться… И как только мне стало хорошо, Аня подошла и сказала, что это плохо. «А теперь мы все это отменяем, и ты возвращаешься в Темникова, — объявила она. — Это мы снимать не будем». И мне пришлось снова вернуться в неприятный образ, к жесткости, и опять стать Темниковым. Он — очень жесткий человек…

Народный артист РФ Сергей Безруков

— А вы сами серьезно занимались танцами?

— В Школе-студии МХАТ очень любил дисциплину «танец», поэтому станок я помню до сих пор. Для меня придумать, каким я могу быть танцором балета — это не просто фантазия. Я — драматический актер, но многому учился, и помню это

— Есть люди, которыми вы восхищаетесь в этой сфере?

— Я большой поклонник хореографа Пины Бауш, очень люблю современный танец. А еще я являюсь поклонником бесспорного гения, который жив и ныне — Михаила Барышникова. Преклоняюсь перед ним. Сразу вспоминаю фильм «Белые ночи», который я засмотрел до дыр, и его эмоциональный танец под Высоцкого. Раду поставил финальный танец под Гаврилина, но когда я его танцевал, то внутренне все равно думал о том, как бы гениально это сделал Барышников, которого я могу назвать кумиром. Я же, в силу своей актерской профессии, старался это, скорее, сыграть. Но Раду в меня поверил. 90 процентов танцевал я сам! Конечно, у меня был дублер — Денис Матвиенко, все прыжки исполнял он. Для того, чтобы так прыгать, нужно с детства заниматься хореографией и быть актером балета. Кстати, с Барышниковым я успел лично познакомиться. Прошлым летом ездил на премьеру в Ригу, куда он приезжал со спектаклем «Письмо человеку», поставленному по дневникам танцовщика и балетмейстера Вацлава Нижинского. Барышников — замечательный, скромный, потрясающий человек. Я даже успел с ним сфотографироваться. Знаете, кто-то мечтает о фотографии со мной, и я этого не очень понимаю. (Улыбается.) Но зато я прекрасно помню свои чувства, когда я сфотографировался с Барышниковым. Вы не представляете — это такое ощущение счастья и внутреннего восторга!

— А вы не предложили ему посмотреть фильм?

— Мне бы очень бы хотелось, чтобы он увидел картину. Я передал ему диск. Мне интересна оценка таких мастеров. Тем более, что эта история — не про балет, она про характер, про человека, который, имея стальной характер, уничтожил в финале самого себя для того, чтобы воплотить собственную идею в жизнь

— Вы говорите, в первую очередь, о людях искусства?

— Это касается каждого из нас, не только людей творческих. Любой человек рано или поздно ставит перед собой вопрос: что я оставлю после себя в этой жизни? Мы недаром вместе с Благотворительным Фондом Константина Хабенского придумали акцию, которая будет идти до 16 апреля. На определенный номер можно отправить СМС с суммой денежного перечисления — и таким образом помочь детям, которые борются с тяжелыми болезнями. И все люди, которые пришли в кинотеатр, имеют возможность помочь. И таким образом тоже можно после себя оставить что-то хорошее и доброе. Даже элементарные 100 или 300 рублей. И уже будет возможность сказать самому себе, что ты спас чью-то жизнь…

Сергей Безруков: «Что я оставлю после себя в этой жизни?» опубликовано: Октябрь 26th, 2018 авторство: Катюша Шитикова

Сергей, в какой момент ситуация с березами вышла из-под контроля?

Ну смотри. 2003-й год, сериал «Участок», где я играл хорошего милиционера. Там заглавная песня «Березы». Она стала очень популярна, и до сих пор, где бы я ни выступал, «Березы» поются всем залом. 2005-й год, выходит Есенин. Его символ - это березы. И все, с тех пор пошло. Из КВНа в КВН. Но мне не жалко, пусть.

Ты действительно так любишь всю эту исконную эстетику?

Я люблю русскую культуру. Когда она доводится до китча - березка, балалайка, медведь, - это перебор. И, честно говоря, от этого уже тошнит.

Тем не менее в массовом сознании ты самый русский актер. Дежурный по русской душе: страсти, метания, загулы.

Страсти, метания есть. С загулами хуже, я не пью.

Просто я себе не очень нравлюсь пьяным: я перестаю быть остроумным, обаятельным.

Странно! У меня все наоборот!

А я не могу шутить, быстрота ума теряется, становишься вязким, не успеваешь среагировать. Я могу сыграть пьяного и быть смешным, а по-настоящему - становлюсь несмешным. Когда меня спрашивают почему, я обычно отвечаю, что все уже выпито до меня. Во времена моего отца у актерской братии была фраза: «Ты не пьешь - не гений». Поэтому пили все, ресторан ВТО был культовым местом.

Странное ощущение: как будто режиссеры меня боятся

Отец мне очень много дал. При всем моем скептичном отношении к той эпохе - к людям той эпохи, поколению наших отцов я отношусь с огромным уважением. Отец меня воспитывал своим примером. Это, конечно, банальность, но личный пример - главный принцип воспитания. Хочешь отучить сына курить - не кури сам. Хочешь, чтобы он занимался спортом, - занимайся сам.

Ты, кстати, сейчас в хорошей форме? Сколько раз можешь подтянуться?

В хорошей форме, я считаю. Занимаюсь боксом, а подтянуться раз двенадцать смогу.

Боксом? А ты дрался?

Да нет, как-то бог миловал, никогда не подбрасывал мне такой ситуации. Я бы, наверное, сорвался на некоторых представителей СМИ, иногда хочется вызвать и реально по лицу возразить. Но приходится передоверять это дело адвокатам.

Ты обмолвился, что скептически относишься к той эпохе. Что в ней было плохого? А то многие сейчас не очень понимают.

Количество лицемерия и лжи, которое было. Неимоверное количество запретов. Фильм Германа «Проверка на дорогах» пролежал на полке двадцать лет! Говорят - «за державу обидно», а тут за народ обидно. Народ верил. При том что в народе было больше морали при полном отсутствии морали наверху. СССР - это страна, которая создавалась на крови. Вот сейчас мы ставим спектакль по повести Астафьева «Веселый солдат». Все, что там сказано о войне, идет вразрез с общим мнением даже сейчас. Астафьев относился по-другому к Жукову и к тому, что происходило. Какую войну вели все против того же самого русского солдата, который победил вопреки тому, что наплевательски относились к любой жизни. И потом, после войны, сколько было уничтожено людей, тех же самых солдат, простого народа. Чудовищное отношение к простым людям!

Понятно. Поговорим о «Высоцком». Ты был готов к такой реакции, ко всем этим шуткам?

Да пускай шутят! Человек должен как-то изливать обилие любви и счастья. Я, наоборот, был готов к тому, что секрет не раскроется и никто ничего не скажет. Я сам за это ратовал. Меня на съемках в гриме не узнавали. В вызывном листе я значился как «Витальевич», и со всеми был подписан договор о неразглашении. Это вообще история удивительная. Я прочитал в газете, что готовится съемка, что Машков пробуется, и подумал: жалко, что мне не предложили... но и слава богу. К тому моменту я уже сыграл Иешуа, потом Есенина и Пушкина. Фильмы снимались с интервалом в семь лет, но вышли один за другим. Я понимал, что добавляю таким образом количество шуток в свой адрес. Думаю, если бы сейчас еще и Высоцкий - тогда все, диагноз. Мания величия. И тут звонит продюсер и предлагает! Я говорю: нет, ни в коем случае, меня просто заранее распнут. Проходит год. За это время сменился режиссер и пробовалась масса актеров. Я встречаюсь с продюсером, он мне говорит: «Все-таки прочитай сценарий». Ладно, читаю. Смело, конечно, но я же сказал «нет». Он мне показывает мой портрет, измененный на компьютере, и я вижу лицо Высоцкого. Продюсер уговорил просто попробоваться, просто для себя, никому, мол, не покажем. Мне делают грим, а ночью звонит Эрнст и говорит: «Ты утвержден». Что я мог сказать? Я очень хотел сыграть эту роль, но сопротивлялся изо всех сил. И тут меня ставят перед фактом.

Как долго накладывали грим?

Три с половиной часа. У нас было девять проб маски, ничего не получалось. Сначала она была больше похожа, но не такая эластичная. Она же не дышит, через полчаса начинаются процессы на коже. И то, что я работал по девятнадцать часов в маске, вызвало потом большие проблемы со здоровьем. Это было неправильно. Но такого никто не делал раньше. Я себя ассоциировал с Гагариным, которого пока почему-то не сыграл. Меня как будто выпустили в космос и проверяли: ты как там, жив еще? К тому же это было лето 2010 года: дым, жара... А я, как солдат, терпел и кричал изнутри: все отлично, работаем! Еще мне каждый раз после съемки вправляли спину, потому что приходилось плечи внутрь держать - по пластике Высоцкого. У него были плечи внутрь, боксерская такая фигура. В конце дня спина просто разламывалась. Я не жалуюсь, я просто хотел бы дать понять, что все это было с огромным риском, с большими проб­лемами физическими.

Хит-лист героя

Актер:

Город:

Питер

Блюдо:

вобла

Твои фильмы больше коммерческие. Почему тебя не видно в авторском кино?

Честно говоря, это очень обидно. Я готов и открыт, порой снимался абсолютно бесплатно, за идею. У меня был один авторский фильм лет десять назад - «Город без солнца», где я сыграл художника. Странное ощущение: как будто режиссеры боятся. После «Бригады» боялись - даже простые люди думали, что я бандит. И вот этот глянцевый образ звезды экрана мне вредит. Сейчас стало лучше. Идет работа над фильмом «После тебя», где я играю артиста балета. Это абсолютно авторский проект.

А если бы тебя Звягинцев позвал? Во что-то типа «Левиафана»?

Дело тут не в конкретном режиссере. Если бы мне понравился сценарий, я бы с удовольствием снимался у Звягинцева, он большой мастер. Для меня главное - интересная история. И тогда не важно, маститый это режиссер или начинающий. Я порой отказывался от предложений очень известных режиссеров только потому, что мне не нравился сценарий.

Если бы сейчас возрождали программу «Кук­лы», которую ты озвучивал, и тебя бы снова позвали?

Опять пародия... Нет, это пройденный этап. Я был слишком молод, чтобы отдавать себе отчет в том, что происходит в стране. Сейчас все стало гораздо сложнее и страшнее. Мнение общественности накалено до таких пределов, что уже не до шуток. Тут за каждым своим словом приходится следить, потому что любая фраза может быть переиначена, перевернута по смыслу и использована не только против тебя, но и против коллег. Сейчас одно слово может перессорить огромное количество людей так, что они перестанут здороваться друг с другом. Элементарные претензии к творчеству могут быть истолкованы как политическое высказывание. А я не могу позволить себе этого, поскольку сейчас отвечаю не только за себя, но и за огромный коллектив Губернского театра.

Да, у тебя же ни много ни мало свой театр. Есть достижения?

Вы придите, посмотрите сами. Скажу только, что нам всего два года, но у нас уже довольно мощный репертуар, пятнадцать новых постановок. Причем не только для взрослых, есть замечательные спектакли и для детей.

В «Млечном пути» я впервые сыграл обычного человека!

Первого января выходит фильм «Млечный путь» режиссера Анны Матисон. Сходить?

Безусловно. Это семейное новогоднее кино, комедия, но не такая, где тебе стыдно и за шутки, и за смеющихся зрителей. Это более глубокая история. Здесь я впервые сыграл простого человека. Такого - с кредитами, разводами, метаниями. Многие мужчины точно узнают себя, свои проблемы, а может, даже увидят их решение. Но по жанру это все-таки комедия. Под Новый год муж и жена случайно прочитывают записки с желаниями, которые нужно сжечь...

А у тебя самого случаются эти типичные проб­лемы? Например, кризис среднего возраста у тебя был?

Моя жизнь кардинально изменилась за этот год, о чем уже все написали. Может, это и есть тот самый кризис. Не вдаваясь в подробности, признаюсь: был эмоционально очень сложный год.

Не вдаваясь в подробности, скажи: что делать в ситуации, когда ты много лет живешь с одной женщиной, а потом вдруг понимаешь, что любишь другую?

Нужно быть честным по отношению к себе. И оставаться людьми. То есть избежать кровопролития. По крайней мере, постараться это сделать. И если требуется помощь, то помогать. Вести себя достойно в любой ситуации - обязательно: ты мужчина. Точно не нужно бояться общественного мнения. Мужчина в сорок, достигая некоторого положения в обществе, боится что-то потерять, быть непонятым, стать героем анекдота. В сорок лет страшно потерять все, начинать заново, потому что можно уже не взлететь. Я считаю, что в любом возрасте не нужно этого бояться. Если ты сам себе не врешь, то не бойся. Ведь жизнь на самом деле короткая. Мне отец как-то сказал: «Сережа, как она быстро проходит! Ты даже не представляешь! Еще вчера все было, а сейчас тебе семьдесят лет. Как один день!» Чего-то бояться в этой жизни не надо. Живи! И не бойся этой жизни!

Ты ведь верующий человек. И наверняка считаешь себя грешником.

Я думаю, что любой человек...

Отлично! Вот я тут выписал список смертных грехов, давай по нему пройдемся с целью покаяния. Гордыня?

Бывает. Грешен. Конечно... Это профессиональное. Когда на душе плохо, случается, что и залезешь в Интернет почитать про себя хорошее. Чтобы почувствовать себя нужным хотя бы своим поклонникам. Сбежать туда.

Успешен во всем, за что бы ни взялся. Он является одним из самых популярных и востребованных актеров театра и кино, а также художественным руководителем Московского Губернского театра. В этом году Сергей раскрылся еще с одной стороны - , создав рок-группу под названием «Крестный папа ».

Трудно поверить, но в этом году всенародному любимцу исполняется 45 лет. Несмотря на плотный рабочий график, Безруков согласился на две недели впустить в свою жизнь операторов Первого канала, которые следовали за ним по пятам. Москва, Иркутск, Калуга, Санкт-Петербург, репетиции концертов, прогоны в театре – это лишь малая часть того, где съемочной группе удалось побывать вместе с актером. В результате родился проект «И снова с чистого листа », который выйдет в эфир 21 октября.

Сергей Безруков

В откровенном интервью Сергей Безруков рассказал не только о своих старых и новых ролях, об обратной стороне своей славы, но и о самых счастливых моментах своей новой жизни. Например, о том, как в 42 года влюбился, о том, что присутствовал на родах у своей жены и там едва не умер от счастья. И только после того, как взял маленькую Машу на руки почувствовал себя настоящим отцом. О том, что они с женой ждут второго ребенка. Зрители впервые увидят эксклюзивные кадры – домашнее видео Сергея с маленькой дочерью Машей.

В съемках проекта приняла участие и Анна Матисон. Режиссер впервые со времени совместной жизни с Сергеем Безруковым решилась на публичную исповедь и откровенно рассказала о браке с прославленным актером.

Анна Матисон и Сергей Безруков

Сергей Безруков с дочерью Машей

Отец Безрукова, Виталий Сергеевич , также был задействован в съемках. Он вспомнил брак своего сына с и раскрыл истинные причины их развода. Более того, Виталий Безруков впервые подробно рассказал о внебрачных детях Сергея и о том, какие отношения сложились у старших наследников его сына с Анной Матисон. Сам Безруков про внебрачных детей говорит мало. Создателям докуфильма удалось выяснить, что они сейчас живут с их мамой, но актёр общается с ними регулярно.

Также зрители смогут заглянуть в закулисье Губернского театра и посмотреть на работу Сергея Безрукова с другими актерами, увидеть эксклюзивные кадры со съемок нового фильма Первого канала «Ильинский рубеж », и с репетиции группы «Крестный папа». Помимо членов семьи, об именитом актере выскажутся и коллеги по цеху: ,

26 апреля 2018

Знаменитый актер в интервью «Телепрограмме» говорил о съемках в кредит, воспитании без кнута и своем детстве за кулисами театра.

Фото: Ekaterina TSVETKOVA/globallookpress.com

Один из самых ярких и разносторонних российских артистов традиционно успевает везде и всюду. Сейчас, например, и выступает в качестве члена жюри телевизионного конкурса юных талантов « » на канале «Россия».

«Самое большое наказание — когда обижался отец»

— Сергей, признайтесь честно — сложно оценивать детей?

— Сложно. Потому что всех хочется похвалить, за всех ратовать. Каждый ребенок достоин внимания, все по-своему прекрасны. То, что они участвуют в этом конкурсе, — это уже большая победа. Теперь их узнают по всей стране. С другой стороны, это первое испытание для них. Те самые медные трубы…

— Как вы считаете, детям вообще нужно это испытание?

— Думаю, что подобное должен пройти каждый. Детям нужно и внимание, и поощрение. Кто-то из воспитателей считает, что излишне хвалить не стоит, чтобы дети не зазнавались. Но я думаю, что для начинающего артиста поощрение дает важный стимул совершенствоваться.


В фильме «Пушкин. Виски. Рок-н-ролл» Сергей — актер и продюсер, а его жена Анна Матисон - режиссер. Фото: Личный архив

— Но ведь есть же еще и отбор, кому-то придется сказать нет. Не станет ли это психологической травмой?

— Я считаю, что мы в жюри работаем очень мягко. Для нас все дети — молодцы. Да, кто-то слышит отказы, но в данном конкурсе победителю будет дана возможность сняться в кино, в продолжении фильма « ». И это накладывает определенный отпечаток, потому что кино в первую очередь требует артистичности. За это в жюри отвечаю я и Елена Яковлева. Наша оценка — именно по актерскому направлению.

— Многие артисты утверждают, что не хотели бы для своих детей актерской карьеры.

— Почему? Я так не думаю…

— Говорят, что это трудная профессия, которая очень зависима от других людей и обстоятельств.

— Как и все в этой жизни! Все всегда зависит от обстоятельств. И у каждого в жизни есть свои сложности, в любой профессии — хоть в творческой, хоть в технической. Я бы не сказал, что наша работа настолько исключительна. И что в ней какое-то особое количество трудностей. Все, безусловно, зависит от воспитания. Актерская профессия — это труд, помноженный на труд. Когда я вижу детей-чтецов на конкурсе, мне очень хочется, чтобы у них были хорошие педагоги. Вот у меня такой был. Мой отец учил меня с детства, занимался мною. Мне было лет семь, по-моему.


Любовь к профессии Сергею привил его отец — актер и режиссер Виталий Безруков, который много занимался с ним в детстве (на фото в центре — мама, Наталья Михайловна). Фото: Личный архив

— В вашей жизни тоже ведь, наверное, было первое испытание медными трубами? Со звездной болезнью пришлось столкнуться?

— Нет-нет. Я еще раз говорю: «Труд, помноженный на труд». Тут очень важно, кто рядом с тобой в этот момент находится.

— И кто вам помог вернуться на землю?

— Мои педагоги и мой отец, который всегда был рядом.

— Вы — актер, руководитель театра, ваша жена — режиссер. Можно сказать, что жизненный путь вашей дочки уже предопределен?

— Этого я пока не буду говорить (улыбается).


Елена Яковлева и Сергей Безруков в «Синей птице» оценивают актерские данные детей (на фото с ведущей Дарьей Златопольской). Фото: Канал «Россия 1»

— Часто. Но мы пока ничего не загадываем. Как будет — так будет…

— А потом пройдут годы и она скажет: «Я выросла за кулисами театра, где мой папа стоял на сцене».

— Я сам вырос за кулисами театра. И это замечательно. Но я не предполагал, что сразу стану артистом. Когда мне было лет пять, я ходил к отцу в Пушкинский театр, смотрел много спектаклей, взрослых и детских. Мне это нравилось, но о таком будущем я не думал.

— В школе вы хорошо учились?

— Да. Точные науки, наверное, давались сложнее, но я старался учиться, был хорошистом. Разные были оценки. Иногда неудовлетворительные. Но в итоге в аттестате у меня четыре четверки. Остальные — пять.

— Ругали за двойки?

— Нет. Журили, конечно же, но никогда не наказывали. Мне доверяли. Поэтому я решал свои школьные проблемы сам.

— Как вы считаете, нужно, чтобы и кнут, и пряник были в воспитании?

— Кнутов у меня в детстве не было — ни в прямом, ни в переносном смысле. Меня любили, мне доверяли. Если я не так себя вел, обижались. Именно это для меня было самым большим наказанием — когда обижался отец.


В сериале «Годунов» Светлана Ходченкова играет жену Бориса. Фото: Канал «Россия 1»

— Сейчас на слуху скандал, где обсуждают методы воспитания Яны Рудковской. Она считает, что без кнута невозможно воспитать ребенка-спортсмена.

— Я, честно говоря, не берусь судить. Каждый случай, наверное, индивидуален. Может быть, для спортсменов важно именно заставлять, ведь это физические нагрузки. Я, допустим, сужу по репетициям. Когда люди уже практически без сил, это иногда работает в плюс: уходит определенный зажим, человек быстрее раскрепощается. Он по-настоящему свободен, потому что у него нет сил играть. В этот момент он такой, какой есть, — он живет на сцене. А именно это и требуется от артиста.

«Говорить о правде мы не можем»

— Сейчас вы снимаетесь в большом историческом сериале « », который покажут на канале «Россия». Как вам погружение в эпоху?

— Это приятно! Потому что XVI век — совершенно удивительное время в истории Российского государства. При этом оно до конца не раскрыто. Я много чего успел прочитать из настоящих источников. Ну как сказать, настоящих? Летописи я не читал. Но изучил много научной литературы, которая посвящена конкретно этому времени. Образы Бориса Годунова, Ивана Грозного, Федора Иоанновича, с одной стороны, известные, с другой — запутанные, до конца ученые на их счет договориться не могут. Нас в этом проекте консультирует Николай Борисов, совершенно потрясающий историк. А сценарий «Годунова» — это не просто литературное произведение и выдумка замечательного, кстати, сценариста Ильи Тилькина, но и серьезная историческая проработка.

— Все будет правдиво?

— Говорить о правде мы с точностью не можем. Вот, допустим: Иван Грозный убивал своего сына или нет? Все мы знаем картину Репина. Но ведь он жил в другое время и точно тоже не мог утверждать. Факт убийства сына не доказан историками. Есть только западные свидетельства на сей счет, а им верить не очень хочется. Уже тогда Россия в глазах иностранцев была представлена не лучшим образом.

— Все как сейчас?

— Сейчас, может быть, даже цветочки! Вы не представляете, как тогда пытались представить Россию и что говорили о ней, уезжая к себе на родину. В общем, многие историки утверждают, что никакого убийства не было. А вот отравление — вполне возможно. Какую версию в данном случае мы выбираем и как это будет показано в фильме, увидите сами.


Фото: Личный архив

«Брал кредит, занимал»

— Есть у вас еще один новый проект «Пушкин. Виски. Рок-н-ролл» — о чем это кино?

— В этой истории я продюсер и исполнитель главной роли. Фильм снят по мотивам «Заповедника» Сергея Донатовича Довлатова. Правда, это уже современная история. Мы получили разрешение от наследников творчества Довлатова на современную версию, но постарались сохранить довлатовский дух, довлатовское настроение и довлатовскую интонацию. Аня в этом проекте — режиссер и сценарист. Я говорю про свою жену Аню Безрукову.

— Выходит, она все-таки взяла вашу фамилию?

— В жизни она — Аня Безрукова. Ее творческий псевдоним — . В общем, вместе с Тимуром Эгзубая они написали сценарий, который было бы интересно смотреть и молодежи. Это не реконструкция 1970-х. Место действия переносится в наш современный «Заповедник», который по большому счету и не изменился.

— Мне кажется — я уже говорю как продюсер, — мы собрали очень хорошую команду. Аня Михалкова потрясающе сыграла директора заповедника Галину. Замечательный Саша Семчев сыграл Митрофанова, а — Маркова. «Заповедник» многие знают практически наизусть. И поэтому, мне кажется, образы, несмотря на то что это современная история, будут угаданы. И самое главное, осталась сама идея книги — любовь, любовь, любовь.

— Фильм ведь уже отснят?

— Да, и это было тяжелое испытание, потому что снимали мы его без всяческой поддержки. Пришлось вкладывать свои средства и деньги знакомых. Брать займы, кредиты. Я как главный продюсер, естественно, шел до конца. Для меня было важным, чтобы эта картина состоялась. Это был трудный год для всех. Санкции. Когда, допустим, в первый же день отваливается инвестор, ты понимаешь, что либо сам идешь до конца, либо все теряешь.

— И вы пошли брать кредит?

— И я пошел до конца. Я брал кредит, да. Я занимал. И для меня было важно дойти до финала. Плюс был краудфандинг (финансирование проекта, основанное на добровольных взносах. — Ред.) — благодаря ему собрали еще часть средств, небольшую, правда. Но для кино все деньги важны. Сейчас картина практически готова. Я надеюсь, что мы появимся на фестивалях. Не знаю пока, где конкретно. И дальше — в прокате. Так что ждите.

«Театр — это дело суровое»

— Были моменты, когда слава и известность вас тяготила?

— Нет, просто я по натуре человек, который больше работает, нежели отдыхает. Если бы я постоянно, как сейчас модно говорить, тусовался, то, наверное, это было бы в минус. Я с удовольствием хожу на премьеры. Нужно смотреть больше спектаклей и картин. Но различные празднества, открытия фестивалей пропускаю — просто времени не хватает. Я же из крестьянской семьи — привык работать, пахать. В этом нахожу какое-то особое удовольствие.

— А если на улице вас просят сфотографироваться?

— Я думаю, что это часть профессии, поэтому не отказываю. И если просят автограф, всегда даю.

— Вы не так давно стали руководить театром. На этой должности невозможно быть хорошим для всех. Иногда, как и в детском телеконкурсе, тоже приходится говорить нет.

— Поскольку я сам артист, то знаю актерскую психологию. Я понимаю, в какой момент нужно быть внимательным, а в какой — жестким. В театре ты — как отец родной. Ты должен быть и суровым, и строгим, и в то же время ласковым, любящим. Я смотрел на Олега Павловича Табакова, на своего мастера, который именно таким и был в театре.

— Вам же уже приходилось, наверное, кого-то увольнять, с кем-то прощаться, кому-то отказывать?

— Да. Театр — это дело суровое. С одной стороны, это большая семья. С другой стороны, если ты плюешь на коллектив, если тебе становится скучно, то лучше уходи. Семья — дело добровольное. В ней нужно быть по любви. Нужно жить общими проблемами. Мы должны, собственно говоря, в театре и развиваться. А иногда, бывает, артист себя не находит, нет развития, не дают ролей. Либо он не соответствует пожеланиям художественного руководителя. Причины расставания могут быть разные. Театр — живой организм, здесь очень важно, чтобы люди были связаны вместе. Только так, сплоченной командой, можно создавать успешные проекты. Сейчас, например, мы готовимся к проведению Летнего фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского» с 22 по 31 мая. В его рамках на сцене Московского Губернского театра и в Орехово-Зуеве будут показаны спектакли коллективов из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода, пройдут занятия для студентов театральных вузов страны, лекции по истории русского театра. Проведение таких проектов возможно только при наличии хорошей команды. У нас в театре она есть, хотя создавать ее было делом непростым.

— Когда вы в последний раз были в отпуске?

— Наверное, в прошлом году. Отпуск у меня скоротечный. Обычно мы уезжаем куда-то. Если погода хорошая, проводим время за городом. В этом году много проектов — на телевидении и в кино. Поэтому пришлось отказаться от отдыха. Ибо времени просто не хватает.

— Вы имеете в виду весь 2018 год?

— Да, он уже расписан. Не знаю, может быть, удастся урвать несколько дней? Посмотрим… Просто хорошие проекты, интересные. И отказываться от них было бы глупо.

Личное дело

Сергей Безруков родился 18 октября 1973 года в Москве. Окончил Школу-студию МХАТ. Народный артист России. Сыграл более 30 ролей в различных спектаклях и более 60 ролей в кино. В частности, снялся в таких популярных фильмах и сериалах, как «Бригада», «Участок», «Мастер и Маргарита», «Есенин», «Пушкин. Последняя дуэль», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Матч» и др. С 2014 года художественный руководитель Московского Губернского драматического театра. Женат на режиссере Анне Матисон, есть дочка Мария, которой 1,5 года.

« »
По воскресеньям/18.30, Россия 1

Антенна-Телесемь, 28.11.2018

Материал на сайте издания Конец года для пары наполнен приятными ожиданиями – на днях они стали родителями во второй раз, а также 6 декабря в прокат выходит их третья совместная картина «Заповедник». «Заповедник» - экранизация одноименной повести Сергея Довлатова, но действие перенесено в современность, а главный герой - не писатель Борис, а музыкант Константин (Сергей Безруков). Его кар...

Наше радио, 5.10.2018

Радовать своих слушателей – важнейшая миссия НАШЕго Радио! Сегодня, 5 октября 2018 года, в эфир утреннего шоу «Подъёмники» прибыл совершенно фантастический гость – Народный артист России Сергей Безруков! За последнее время бескрайний талант артиста устремился в новую для себя, но, по словам самого Сергея, ожидаемую творческую сторону: Безруков попробовал себя в качестве рок-арти...

Телеканал Мир24, Культличности,4.10.2018

Народный артист России Сергей Безруков в эксклюзивном интервью программе «Культличности» на телеканале «МИР» рассказал, что сегодня нравится зрителю, почему фильм по мотивам повести Сергея Довлатова «Заповедник» поменял название, как возглавляемый им Губернский театр отметит пятилетие, а также кем он хотел стать в детстве. - В этом году Губернскому театру пять лет. Как вы будете отмечат...

Woman.ru, 17.06.2018

В интервью Woman.ru супруги Сергей Безруков и Анна Матисон рассказали о трудностях работы в кино, своем новом фильме «Заповедник», а также о детях, любви и своем более чем активном образе жизни. Неделю назад завершился главный кинофестиваль страны - «Кинотавр». В основном конкурсе киносмотра участвовала картина «Заповедник» режиссера Анны Матисон. Главную роль в фильме сыграл Сергей Без...

Любовь Егорова, Metro, 17.06.2018

Сергей Безруков и Анна Матисон представили на Кинотавре фильм "Заповедник" по одноименной повести Сергея Довлатова, который выйдет в широкий прокат 6 декабря. Увы, картина осталась без наград. Безруков не только исполнил главную роль, но и выступил продюсером картины. Газета Metro поговорила с актером о том, как трудно было снимать ленту без господдержки. Обидно, что вас...

Ольга Галицкая, Российская газета, 28.05.2018

Новый фильм Анны Матисон, где Сергей Безруков сыграл главную роль, сменил название, и 9 июня в конкурсе "Кинотавра" вместо объявленной ранее картины "Пушкин. Виски. Рок-н-Ролл", появится "Заповедник". Что правильно: это же Довлатов, именно его одноименная повесть перенесена на экран - правда, на новый лад. Сергей Безруков, артист и продюсер, рассказал "РГ" о предстоящей премьере. Фо...

Интерфакс, 17.11.2017

Материал на сайте издания Актер рассказал, насколько его образ в вышедшей на экраны комедии "Мифы" соответствует действительности Москва. 17 ноября. INTERFAX.RU - Российский актер, режиссер, сценарист, худрук Московского Губернского театра Сергей Безруков исполнил одну из ключевых ролей в комедии "Мифы" Александра Молочникова. Фильм рассказывает о героях светской Москвы, в числ...