Русская культура 13 17. Русская культура в XIII – XVII вв. Форма контроля самостоятельной работы

Внешняя политика советского государства в 1920-е гг. - это различные отношения сначала России, а после 1922 г. - СССР с другими мировыми державами. Во второе десятилетие XX в. Россия вступила в новом, советском, коммунистическом образе. Ей требовалось дипломатическое признание мировых ведущих держав, что выступало главной задачей внешней политики того времени, которой она добилась на Генуэзской конференции. Отношения СССР со странами Запада в 1920-е гг. - это сложная дипломатическая игра. Со странами Востока у Советского Союза дело, наоборот, обстояло легко и просто: страны друг друга признали и поддерживали. То же самое было и в отношениях России, а затем и СССР со странами бывшей Российской империи. Обо всём этом вы узнаете подробнее из данного урока.

Рис. 2. Представители Генуэзской конференции ()

Рис. 3. Г.В. Чичерин - нарком иностранных дел СССР ()

В ходе переговоров на Генуэзской конференции спор между странами шёл по нескольким проблемам. Запад требовал от России выплаты всех царских долгов (очень большая сумма), что советская Россия была не в состоянии осуществить. Кроме того, западные страны требовали от России вернуть национализированные предприятия страны в частную собственность , то есть провести денационализацию. Помимо этого, Запад требовал от советской стороны ввести свободу торговли , чтобы все участники торгового пространства России смогли торговать с другими странами, то есть отменить государственную монополию на внешнюю торговлю. Через это торговое влияние западные страны надеялись расширить влияние на Россию дипломатическое, а затем и политическое. Что касается советской стороны, то, во-первых, она отказывалась признавать все царские долги. Во-вторых, Россия требовала от Запада выгодных кредитов и равноправных условий торговли. В-третьих, Россия отказывалась отменять государственную монополию на внешнюю торговлю.

Конференция в г. Генуе проходила очень бурно: страны горячо спорили между собой, не могли договориться, прийти к общему мнению, некоторые делегаты демонстративно покидали залы переговоров , но, когда понимали, что без них всё продвигается хорошо, возвращались к переговорам. На конференции была одна страна, на которую остальные участники смотрели уничижительно: проигравшая в Первой мировой войне Германия. Советская дипломатия блестяще воспользовались этим обстоятельством. На одном из собраний Генуэзской конференции присутствовало только 27 из 29 государств-участников.

Тем временем российская и немецкая делегация заключали Раппальский мирный договор 1922 г. (рис. 4). Две стороны договорились друг с другом по всем ключевым вопросам. Во-первых, признавалось, что ни Россия, ни Германия не имели претензий друг к другу по долгам старых правительств. Во-вторых, немцы открыли для советских граждан свой рынок, а Россия предоставила свой рынок для немецких товаров; Германия была готова предоставить России выгодные кредиты. В-третьих, что самое важное, советская сторона добилась от Германии дипломатического признания. Таким образом, одна крупная европейская держава признала коммунистическую Россию, поэтому неприятие её другими странами стало бессмысленным.

Рис. 4. Подписание Раппальского мирного договора России с Германией ()

Далее, 30 декабря 1922 г., был создан Союз Советских Социалистических Республик (рис. 5). В 1924-1926 гг. последовала череда признаний СССР. Советский Союз признали почти все крупные мировые державы за исключением США, которые вели с СССР деловые отношения. Хотя эти отношения были выгодными для США, они признали СССР только в 1933 г.

Рис. 5. Флаг и герб СССР ()

Лучше всего у Советского Союза складывались отношения с Германией. В 1926 г. между СССР и Германией был заключён договор о ненападении. Между двумя странами существовали на тот момент прекрасные дипломатические отношения, шёл культурный взаимообмен, торговля между двумя государствами процветала, даже военные проводили совместные учения.

Сложнее дела у СССР обстояли с Великобританией. С 1927 по 1929 гг. у Советского Союза с этой страной вообще не было дипломатических отношений. Параллельно у Советского Союза осложнились отношения с Польшей, так как она ориентировалась на Англию. В кризисе отношений СССР и Великобритании были виноваты обе стороны. Советский Союз, в частности, разорвал несколько невыгодных для него договоров об английских концессиях. Англия, в свою очередь, вместе с другими европейскими странами проводила попытки торговой блокады Советского Союза. Кроме этого, было много других фактов давления государств друг на друга. Вообще, вторая половина 1920-х гг. - это сложная дипломатическая игра между СССР и странами Запада.

В 1928 г. в СССР было принято решение о коллективизации, которая должна была дать средства на индустриализацию, а с помощью неё, в свою очередь, можно было создать военную промышленность Советского Союза (рис. 6-7). Эта инициатива государства была начата по причине того, что руководство страны почувствовало угрозу со стороны Великобритании.

Рис. 6. Лозунги коллективизации в СССР ()

Рис. 7. Лозунг индустриализации в СССР ()

В 1919 г. был создан Коммунистический Интернационал - коммунистический союз партий всего мира (рис. 8). Эта организация была создана для совершения мировой социалистической революции. Коминтерн с начала и впоследствии долгое время возглавлял Г.Е. Зиновьев (рис. 9). Коминтерн проводил достаточно сложную политику. С одной стороны, Троцкий, Зиновьев, Каменев считали, что Советский Союз должен начать и возглавить мировую революцию. Поддержка СССР коммунистических организаций по всему миру провоцировала капиталистические страны на ответные шаги. С другой стороны, Коминтерн создавал очень хороший образ Советского Союза в мире. В 1920-1930-е гг. в СССР со всего мира съезжались эмигранты, прельщённые условиями жизни в Советском Союзе.

Рис.8. Советский лозунг Коминтерна ()

Рис. 9. Г.Е. Зиновьев - глава Коминтерна ()

В целом, основные внешнеполитические задачи, стоявшие перед советским руководством, к концу 1920-х гг. были решены.

Главным в отношениях СССР с теми странами Востока, которые были в последнее время неравноправны в отношении с Западом, было найти правильный подход. Советскому правительству найти этот подход удалось. В 1921 г. было заключено несколько договоров тогда ещё России с Турцией, Ираном, Афганистаном, Монголией и другими странами Востока. Эти договоры были равноправными, в некоторых случаях Россия шла на территориальные уступки (как в случае с Турцией). Таким образом, ещё до Генуэзской конференции 1922 г. у России со странами Востока были договоры, которые признавали новую коммунистическую Россию. В этих странах в то время шла революционная борьба, и им важно было, что Россия заключила с ними договоры.

В конце 1920-х гг. отношения СССР и Китая обострились. В Китае на тот момент шла Гражданская война коммунистов и правительственной партии Гоминьдан. С одной стороны, СССР необходимо было поддерживать коммунистов. Но с другой стороны, Китаю угрожала Япония; а ослабить китайское правительство означало впустить японцев на приграничные территории Советского Союза. Так или иначе, Китайская Восточная Железная Дорога перешла в конце 1920-х гг. под контроль СССР. Провокации, устроенные китайской стороной на КВЖД против СССР, не привели к серьёзным последствиям.

Если говорить об отношениях Советского Союза и Монголии, то в 1920-х гг. это был протекторат СССР над Монголией. Он помог прийти монгольской коммунистической партии к власти. С Монголией СССР было необходимо поддерживать хорошие отношения, так как у них была общая большая государственная граница, которую в случае вражды двух государств было бы трудно охранять.

У России-СССР с бывшими частями империи, складывались различные отношения. Между Россией и Польшей началась в 1919-1921 г. советско-польская война, закончившаяся Рижским мирным договором, по которому Белоруссия и Украина были поделены между Польшей и Россией. С Эстонией, Латвией, Литвой и Финляндией тоже были заключены мирные соглашения. В целом, Россия-СССР и бывшие части Российской империи в 1920-х гг. проводили политику взаимного признания. Это была достаточно прагматичная внешняя политика Советского Союза, никаких обид с разных сторон не было. Но некоторые страны не хотели устанавливать у себя власть рабочих. Поэтому к этим странам СССР применил жёсткие меры - оккупировал, например, в 1920-1921 гг. Азербайджан, Армению и Грузию вплоть до установления там власти пролетариата. Но некоторые страны, например Латвия, Литва и Эстония, не хотели признавать власть Советов до 1940 г. Они также были оккупированы, и, в конце концов, вошли в состав СССР. Несмотря на разногласия между странами, России-СССР удавалось в 1920-х гг. поддерживать дипломатические отношения примерно одинаковыми со всеми странами - частями бывшей Российской империи.

Таким образом, СССР в 1920-е гг. удалось решить главные внешнеполитические задачи: добиться дипломатического признания, сохранить в неприкосновенности границы, повысить авторитет на международной арене. Несмотря на это, часть проблем во внешней политике Советского Союза осталась. Эти проблемы Советское государство решало уже в 1930-е гг.

Список литературы

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX - начала XXI в. 9 класс. - М.: «Просвещение», 2012.

2. Измозик В.С., Журавлева О.Н., Рудник С.Н. История России. 9 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2012.

3. Ахтамзян А.А. Советско-германские экономические отношения в 1922-1932 гг.//Новая и новейшая история. - 1988 - № 4.

4. Коммунистический Интернационал. Краткий исторический очерк. - М.: Издательство политической литературы, 1969.

5. Нежинский Л.Н. У истоков большевистско-унитарной внешней политики (1921-1923 гг.)//Отечественная история. - 1994 - № 1

6. Шишкин В.А. Становление внешней политики послереволюционной России (1917-1930 годы) и капиталистический мир: от революционного «западничества» к «национал-большевизму». Очерк истории. - СПб., 2002.

1. Интернет портал «Studopedia.ru» ()

2. Интернет портал «Ist-konkurs.ru» ()

3. Интернет портал «Komintern-online.ru» ()

Домашнее задание

1. Как новое Советское государство решало проблему дипломатического признания коммунистической России, а затем и СССР в 1920-е гг.?

2. Охарактеризуйте отношения России, а затем и СССР со странами Запада в 1920-е гг.

3. Расскажите о Коминтерне: какие у него были цели, задачи и чем он занимался.

4. Как вы думаете, почему для России, а затем и СССР было важно поддерживать отношения со странами Востока в 1920-е гг.?

5. Что можно сказать об отношениях России, а затем и СССР со странами бывшей Российской империи?

Русская культура 13-17 веков.

Содержание и направление её развития в XIII – XV веках определялось борьбой с золотоордынским игом и борьбой за создание единого государства. Культурно-исторический процесс сер.
Размещено на реф.рф
XIII – сер.
Размещено на реф.рф
XIV вв. характеризуется упадком и стагнацией, которые были обусловлены монгольским нашествием. Его результаты: гибель и пленение тысяч людей; разрушение городов, архитектурных сооружений; исчезновение многих ремесел; прекращение на полвека каменного строительства; гибель литературных памятников, прерывание летописания.

Культурно-исторический процесс 2 пол. XIV–XV вв. - ϶ᴛᴏ подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития, победой в Куликовой битве, ведущей ролью Москвы. Золотой век древнерусской культуры - ϶ᴛᴏ подъем культуры в XV в. ʼʼЗолотой векʼʼ русской иконописи – расцвет иконописи конца XIV–XV вв., связан с творчеством Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Андрею Рублеву принадлежат фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина – ʼʼСпасʼʼ, ʼʼАрхангел Михаилʼʼ, ʼʼАпостол Павелʼʼ. Для Троицкого собора в Сергиевом Посаде Андреем Рублевым была создана знаменитая икона ʼʼТроицаʼʼ, которая воплощает истину христианского понимания Единого Бога в трех лицах.

Русская культура XVI в. по-прежнему определяется христианским мировоззрением. Большую роль в данном сыграл Стоглавый собор 1551 года. Он утвердил образцы, которым надлежало следовать. В иконописи это было творчество Андрея Рублева, в зодчестве – Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинœения митрополита Макария. Формируется идеология ʼʼМосква – третий Римʼʼ. Она представляет исторический процесс как смену мировых царств. Первый Рим – ʼʼвечный городʼʼ погиб из-за ереси, второй Рим – Константинополь – по причинœе заключения унии с католиками, третий Рим – Москва – истинный хранитель христианства. Эти идеи воплотились в росписях Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря (ок. 1530).

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. Ощутимее проявляются светские элементы в культуре. Русская культура XVII в. завершает средневековый период истории, зарождаются элементы культуры Нового времени, для которой характерен процесс всœестороннего ʼʼобмирщенияʼʼ.

16. Преобразования в России в первой четверти 18 века: содержания, итоги, последствия.

В XVII веке в результате деятельности первых Романовых был преодолен социально-экономический и политический кризис Смутного времени. В конце века наметились тенденции к европеизации страны. Россия вела активную внешнюю политику и торговлю в Европе и Азии, в экономике начался переход от мелкотоварного ремесленного производства к мануфактурам, западноевропейская культура активно проникала в культуру России. Для дальнейшего эффективного развития страны требовалось обеспечить выход к морям. Решение этой задачи предполагало наличие сильной личности во власти, реорганизацию и перевооружение армии, развитие экономики для ведения продолжительной войны. Из-за отсутствия буржуазии эти задачи должна была решить самодержавная власть за счёт сил и средств всœего общества. Таким реформатором стал Петр I Алексеевич (1682–1725) .

Деятельность Петра можно условно разделить на два периода: 1695–1715 и 1715–1725 года.

Важной особенностью первого периода является решение задач внутреннего переустройства страны из-за Семилетней войны. Реформы проводились в основном силовыми методами и сопровождались грубым вмешательством государства в экономику (регулирование торговли, промышленности, налогов). Реформы не имели четкого плана и проводились как ответ на запросы текущего момента͵ не были подготовлены соответствующие люди для проведения реформ, шла борьба со старыми административными кадрами. По этой причине многие реформы были неудачными и недоведенными до конца.

Во второй период реформы стали более планомерные. Начали сказываться результаты реформ, появляться опытные люди (птенцы гнезда Петрова).

В целом петровские реформы были подчинœены интересам всœего общества. На этом основывалась вся деятельность Петра, хотя и носила насильственный характер.
Размещено на реф.рф
Что касается темпов реформ , то они зависели от срочности решения конкретной задачи. При этом некоторые реформы приводили к кардинальной ломке общественных отношений и переустройству структур и учреждений.

Во главе всœех реформ стояло создание боеспособной армии европейского образца, всœе остальные реформы были подчинœены этой главной заботе Петра. По инициативе Петра была создана регулярная армия и военно-морской флот, открыты военные учебные заведения (навигационная, инженерная и артиллерийская школы), принято военное законодательство, созданы органы управления армией и флотом. Армия комплектовалась на базе регулярных рекрутских наборов и была пожизненной.

Во внешней торговле активно проводилась политика меркантилизма (поощрение развитие собственного производства и экспорта͵ высокие налоги на импорт). Промышленность высокими ввозными пошлинами ограждалась от иностранной конкуренции (политика протекционизма ).

Но в первую очередь Петр заботился о тех отраслях промышленности, которые работали на снабжение армии. Владельцам мануфактур Петр разрешил покупать крестьян для работы на мануфактурах (посœессионные крестьяне ).

Реформа системы управления страной проводилась по западным, в основном протестантским моделям. В результате административных реформ сложился централизованный бюрократический аппарат, в целом сохранившийся до 1917 года. Возглавлялся данный аппарат самим царем, обладавшим всœей полнотой законодательной, исполнительной и судебной властью. Таким образом Россия вошла в период абсолютизма . В 1711 году окончательно деградировавшая Боярская дума заменяется Сенатом , члены которой назначаются царем. Функцией сената было издание указов, ему принадлежала исполнительная и судебная власть. За деятельностью Сената с 1722 года наблюдал генерал-прокурор с правом личного доклада царю и подчинœенная ему прокуратура. В 1717–1718 году Петр заменил старую систему приказов на отраслевые коллегии . Города подчинœены магистратам , в церкви упразднено патриаршество и созданСинод . Таким образом церковь стала частью государственного аппарата. В 1708–1710 годах прошлаобластная реформа : страна разделœена на 8 губерний во главе с губернаторами, которые обладали административной, судебной и военной властью. Губернии делились на провинции, провинции – на уезды.

В 1718–1724 годах проведена перепись населœения и введена подушная подать (налог на мужчин). Это привело к удвоению налогов и распространению крепостного права на ранее свободные слои населœения. В результате переписи крестьяне были разделœены на государственных и частновладельческих . Городское населœение разделœено на регулярных (купцы, промышленники, торговцы, крупные ремесленники) и нерегулярных (мелкие ремесленники и городская беднота). Это делœение позволило повысит экономическую активность купцов и ремесленников путем освобождения регулярных людей от многих казенных повинностей.

Привилегированным сословиями остались аристократия и дворянство . При этом их землевладение было поставлено в зависимость от государственной службы. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, аристократия и дворянство окончательно было уравнено в правах. Продвижению по социальной лестнице способствовало введениеТабеля о рангах , что позволило расширить слой дворянства. Продвижение по служебной лестнице определялось профессиональными качествами человека.

ʼʼВоинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства (VIII класс) не из дворян, то когда кто получит вышеописанный чин, оный суть дворянин, и его дети, которые родятся в обер-офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бить челом, тогда дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить.ʼʼ

Русская культура 13-17 веков. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Русская культура 13-17 веков." 2017, 2018.

Содержание и направление её развития в XIII – XV веках определялось борьбой с золотоордынским игом и борьбой за создание единого государства. Культурно-исторический процесс сер. XIII – сер. XIV вв. характеризуется упадком и стагнацией, которые были обусловлены монгольским нашествием. Его результаты: гибель и пленение тысяч людей; разрушение городов, архитектурных сооружений; исчезновение многих ремесел; прекращение на полвека каменного строительства; гибель литературных памятников, прерывание летописания.

Культурно-исторический процесс 2 пол. XIV–XV вв. – это подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития, победой в Куликовой битве, ведущей ролью Москвы. Золотой век древнерусской культуры – это подъем культуры в XV в. «Золотой век» русской иконописи – расцвет иконописи конца XIV–XV вв., связан с творчеством Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Андрею Рублеву принадлежат фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина – «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел». Для Троицкого собора в Сергиевом Посаде Андреем Рублевым была создана знаменитая икона «Троица», которая воплощает истину христианского понимания Единого Бога в трех лицах.

Русская культура XVI в. по-прежнему определяется христианским мировоззрением. Большую роль в этом сыграл Стоглавый собор 1551 года. Он утвердил образцы, которым надлежало следовать. В иконописи это было творчество Андрея Рублева, в зодчестве – Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита Макария. Формируется идеология «Москва – третий Рим». Она представляет исторический процесс как смену мировых царств. Первый Рим – «вечный город» погиб из-за ереси, второй Рим – Константинополь – по причине заключения унии с католиками, третий Рим – Москва – истинный хранитель христианства. Эти идеи воплотились в росписях Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря (ок. 1530).

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. Ощутимее проявляются светские элементы в культуре. Русская культура XVII в. завершает средневековый период истории, зарождаются элементы культуры Нового времени, для которой характерен процесс всестороннего «обмирщения».

16. Преобразования в России в первой четверти 18 века: содержания, итоги, последствия.

В XVII веке в результате деятельности первых Романовых был преодолен социально-экономический и политический кризис Смутного времени. В конце века наметились тенденции к европеизации страны. Россия вела активную внешнюю политику и торговлю в Европе и Азии, в экономике начался переход от мелкотоварного ремесленного производства к мануфактурам, западноевропейская культура активно проникала в культуру России. Для дальнейшего эффективного развития страны требовалось обеспечить выход к морям. Решение этой задачи предполагало наличие сильной личности во власти, реорганизацию и перевооружение армии, развитие экономики для ведения продолжительной войны. Из-за отсутствия буржуазии эти задачи должна была решить самодержавная власть за счет сил и средств всего общества. Таким реформатором стал Петр I Алексеевич (1682–1725) .


Деятельность Петра можно условно разделить на два периода: 1695–1715 и 1715–1725 года.

Важной особенностью первого периода является решение задач внутреннего переустройства страны из-за Семилетней войны. Реформы проводились в основном силовыми методами и сопровождались грубым вмешательством государства в экономику (регулирование торговли, промышленности, налогов). Реформы не имели четкого плана и проводились как ответ на запросы текущего момента, не были подготовлены соответствующие люди для проведения реформ, шла борьба со старыми административными кадрами. Поэтому многие реформы были неудачными и недоведенными до конца.

Во второй период реформы стали более планомерные. Начали сказываться результаты реформ, появляться опытные люди (птенцы гнезда Петрова).

В целом петровские реформы были подчинены интересам всего общества. На этом основывалась вся деятельность Петра, хотя и носила насильственный характер. Что касается темпов реформ , то они зависели от срочности решения конкретной задачи. При этом некоторые реформы приводили к кардинальной ломке общественных отношений и переустройству структур и учреждений.

Во главе всех реформ стояло создание боеспособной армии европейского образца, все остальные реформы были подчинены этой главной заботе Петра. По инициативе Петра была создана регулярная армия и военно-морской флот, открыты военные учебные заведения (навигационная, инженерная и артиллерийская школы), принято военное законодательство, созданы органы управления армией и флотом. Армия комплектовалась на основе регулярных рекрутских наборов и была пожизненной.

Во внешней торговле активно проводилась политика меркантилизма (поощрение развитие собственного производства и экспорта, высокие налоги на импорт). Промышленность высокими ввозными пошлинами ограждалась от иностранной конкуренции (политика протекционизма ).

Но в первую очередь Петр заботился о тех отраслях промышленности, которые работали на снабжение армии. Владельцам мануфактур Петр разрешил покупать крестьян для работы на мануфактурах (посессионные крестьяне ).

Реформа системы управления страной проводилась по западным, в основном протестантским моделям. В результате административных реформ сложился централизованный бюрократический аппарат, в целом сохранившийся до 1917 года. Возглавлялся этот аппарат самим царем, обладавшим всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной властью. Таким образом Россия вошла в период абсолютизма . В 1711 году окончательно деградировавшая Боярская дума заменяется Сенатом , члены которой назначаются царем. Функцией сената было издание указов, ему принадлежала исполнительная и судебная власть. За деятельностью Сената с 1722 года наблюдал генерал-прокурор с правом личного доклада царю и подчиненная ему прокуратура. В 1717–1718 году Петр заменил старую систему приказов на отраслевые коллегии . Города подчинены магистратам , в церкви упразднено патриаршество и созданСинод . Таким образом церковь стала частью государственного аппарата. В 1708–1710 годах прошлаобластная реформа : страна разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, которые обладали административной, судебной и военной властью. Губернии делились на провинции, провинции – на уезды.

В 1718–1724 годах проведена перепись населения и введена подушная подать (налог на мужчин). Это привело к удвоению налогов и распространению крепостного права на ранее свободные слои населения. В результате переписи крестьяне были разделены на государственных и частновладельческих . Городское население разделено на регулярных (купцы, промышленники, торговцы, крупные ремесленники) и нерегулярных (мелкие ремесленники и городская беднота). Это деление позволило повысит экономическую активность купцов и ремесленников путем освобождения регулярных людей от многих казенных повинностей.

Привилегированным сословиями остались аристократия и дворянство . Однако их землевладение было поставлено в зависимость от государственной службы. Таким образом, аристократия и дворянство окончательно было уравнено в правах. Продвижению по социальной лестнице способствовало введениеТабеля о рангах , что позволило расширить слой дворянства. Продвижение по служебной лестнице определялось профессиональными качествами человека.

«Воинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства (VIII класс) не из дворян, то когда кто получит вышеописанный чин, оный суть дворянин, и его дети, которые родятся в обер-офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бить челом, тогда дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить.»