Презентация «Русская культура XVI века. Презентация - Культура России в XVI веке Презентация на тему русская культура 16 века

Слайд 1

КУЛЬТУРА РОССИИ В XVI ВЕКЕ
МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

Слайд 2


Создание единого государства привело к огромным изменениям во всех сферах жизни общества, в том числе и в
П. Коровин «Взятие Казани Иоанном Грозным»
развитии культуры. В XVI в. Россия переживала культурный подъём, начинается формирование единой русской культуры, которая складывалась на основе культурных достижений всех русских земель и народов, с которыми эти земли имели тесные связи.

Слайд 3

Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ
В XVI в. в произведениях культуры отражались исторические события, а также проблемы, стоявшие перед Россией. В них преобладала героическая тематика, выражались идеипатриотизма, крепкой государственной власти. Значительно меняется сам характер культуры - она становится более светской, всё больший интерес проявлялся к человеку, его внутреннему миру. В 40-70-х годах XVI в. определяющую роль стали играть светские публицисты, такие, как видный дипломат Ф. И. Карпов и дворянин И.С. Пересветов.
Покровская башня Псковского кремля

Слайд 4

Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ
Освобождение от ордынского владычества и создание единого государства способствовали развитию культурных контактов России с другими странами. Особенно успешно они развивались с Италией. В Россию приезжали работать выдающиеся итальянские зодчие и другие мастера, оставившие след в развитии русской культуры.
Успенский собор Московского Кремля арх. Ар. Фиораванти

Слайд 5

Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ
Духовная и культурная жизнь российского общества по-прежнему находилась под сильным влиянием православной церкви. Стоглавый собор в 1551 г. утвердил образцы, которым надлежало следовать в искусстве. В живописи – творчество выдающегося русского иконописца Андрея Рублёва. В зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе - сочинения митрополита Макария и его кружка.

Слайд 6

ПРОСВЕЩЕНИЕ
С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе было принято решение открыть при церквях и монастырях училища в Москве и других городах. Обучением грамоте стали заниматься и специальные «мастера» недуховного звания, которые учили детей в течение двух лет. Детей обучали началам богословия, чтению, письму, иногда арифметике. В качестве учебных пособий обычно использовали богослужебные книги, учебники грамматики и арифметики.

Слайд 7

ПРОСВЕЩЕНИЕ
С укреплением международного положения Русского государства, развитием дипломатических, экономических и культурных связей с европейскими и восточными странами возрастала потребность в людях, знающих иностранные языки. Во второй половине XVI в. несколько человек, готовясь к дипломатической карьере, обучались в Константинополе, в Германии, на рубеже XVI и XVII вв. - в Лондоне, Любеке и во Франции. Как высокообразованный человек, был известен крупный политический деятель первой половины XVI в. Фёдор Карпов.

Слайд 8

ПРОСВЕЩЕНИЕ
В крупных монастырях (например, Троице-Сергиевом, Иосифо-Волоколамском и др.) и соборах (Святой Софии в Новгороде) имелись обширные библиотеки - «книгохранительные палаты». Некоторые знатные люди стали формировать домашние библиотеки. Большое собрание книг имел царь Иван IV.
Троице-Сергиев монастырь

Слайд 9

НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ
Крупнейшим культурным событием середины XVI в. стало возникновение российского книгопечатания. Оно началось по инициативе Ивана IV и при поддержке церкви. В 1564 г. в Москве на Печатном дворе (казённой типографии) Иван Фёдоров и его
помощник Пётр Мстиславец напечатали первую русскую датированную книгу «Апостол». В 1565 г. был издан «Часословец» - книга для обучения грамоте

Слайд 10


В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. Летописное дело находилось под строгим контролем власти. Помимо записи событий по годам, на летописи возлагались задачи доказательства избранности правителей России, общерусского характера московской власти и др. Лицевой свод (60-70-е гг. XVI в.) – описываются события всемирной и российской истории от Сотворения мира до середины XVI в. Лицевым он назван потому, что оформлен роскошными миниатюрами - лицами.

Слайд 11

ЛЕТОПИСАНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Степенная книга (1562-1563 гг.) – первая попытка изложения событий российской истории для широкого круга читателей. Российская история в «Степенной книге» представлена как процесс восхождения русского народа по ступеням («степеням») исторической лестницы к Богу. Русские князья предстают перед читателями в образе идеальных и мудрых правителей, отважных воинов и примерных христиан. Казанская история (60-е гг. XVI в.) – большая часть посвящена истории Казанского ханства и завоеванию в 1552 г.

Слайд 12

ЛЕТОПИСАНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Больших успехов в XVI в. достигла татарская литература. Одним из самых известных татарских поэтов того времени является Мухаммедьяр. Свои произведения он создавал в форме восточной нравоучительной притчи, широко используя приёмы татарской устной поэзии. Книга «Светоч сердец», созданная Аднашем Хафизом, автор размышляет о событиях взятия Казани русскими войсками и даёт советы, как сохранить самобытность в условиях военного поражения.

Слайд 13

ЛЕТОПИСАНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В XVI в. многие народы Поволжья, Кавказа и Сибири ещё не имели письменности. Свои исторические и общественные знания они передавали в виде преданий. Одним из выдающихся памятников народного творчества кавказских народов является Нартский эпос. Его герои -суровые богатыри - нарты обрабатывают землю, борются с тёмными силами. Калмыки ещё в XIV в. создали свой героический эпос Джангар, в котором описаны приключения сказочных героев-богатырей Джангара, Савары, Хонгоры в сказочной стране Бумба.

Слайд 14


Литература XVI в. всё больше внимания уделяла проблеме крепнувшей великокняжеской (а позже - царской) власти. «Сказании о князьях владимирских» - обоснование права московских великих князей как наследников киевских князей на самодержавную власть. В начале XVI веке старцем Филофеем была выдвинута теория «Москва - третий Рим»
Монах Фелофей

Слайд 15

ПУБЛИЦИСТИКА СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Расцвет публицистики: челобитные Ивану IV Грозному Ивана Пересветова И.П. – защищал интересы дворянства, выступая за укрепление самодержавной власти, переписка Ивана Грозного со сбежавшим в Литву князем Андреем Курбским – считал наилучшим формой государственной власти, когда монарх правит вместе с выборным органом
Князь Андрей Курбский

Слайд 16

ПУБЛИЦИСТИКА СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
В XVI в. значительно расширился круг литературных произведений различных жанров. Особое место занимал «Хронограф» - сборник занимательных и нравоучительных сочинений. Автор рассматривает российскую историю как часть всемирной истории. В первой половине XVI в. круг людей, близких к митрополиту Макарию, создал знаменитые Четьи минеи («чтения ежемесячные»). Четьи минеи стали своего рода церковно- литературной энциклопедией русского средневекового общества.

Слайд 17

ПУБЛИЦИСТИКА СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
В XVI в. был написан знаменитый Домострой. Очевидно, составил или, во всяком случае, отредактировал его Сильвестр. Домострой содержал наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. Одной из главных идей была идея подчинения в государстве царской власти, а в семье её главе

Слайд 18

АРХИТЕКТУРА
В XVI в. рост городов, который шёл прежде всего на вновь присоединённых территориях, привёл к повышенному вниманию к вопросам архитектуры и градостроительства. Москва становится центром русского зодчества. Изменяется внешний облик Московского Кремля. В 1508 г. Алевиз Фрязин завершил строительство царской усыпальницы - Архангельского собора и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот.

Слайд 19

АРХИТЕКТУРА
Колокольня Ивана Великого Величайший памятник русской архитектуры Московского Кремля XVI века. Построена в память об умершем царе Иване III итальянским мастером Боном Фрязиным в 1508 году. Высота 81 метр. После надстройки до высоты 81 м в 1600 г. (при Борисе Годунове) колокольня являлась самым высоким зданием России до начала XVIII века. Всего на колокольне находятся 34 колокола

Слайд 20

АРХИТЕКТУРА
С территории Кремля выводятся почти все боярские усадьбы, выселяются ремесленники и торговцы. Здесь появляются торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также официальные государственные учреждения - Печатный и Посольские дворы, строятся здания приказов.

Слайд 21

АРХИТЕКТУРА
Но особенно ярко художественные достоинства архитектуры проявились в церковных постройках. Каменное столичное зодчество впитывает в себя традиции русского народного деревянного зодчества. Итогом этого процесса стало появление шатрового стиля в русской архитектуре. Выдающимся памятником стал храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 г. в честь рождения у Василия III долгожданного наследника - будущего Ивана IV.

Слайд 22

АРХИТЕКТУРА
Вершиной русского зодчества по праву считается возведённый в 1555-1561 гг. в непосредственной близости от Кремля Покровский собор. (Его называют также храмом Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погребённого у его стен.) Он был построен в честь взятия Казани русскими мастерами Бармой и Постником

Слайд 23

АРХИТЕКТУРА
Широко развернулось крепостное строительство. Крепости возводились и на западе (Смоленск), и на востоке (Самара, Саратов, Тобольск, Тюмень), на юге (Воронеж, Курск, Белгород, Астрахань, Царицын), и на севере (Архангельск). Особенно впечатляющими были укрепления Смоленска (38 башен), возведённые под руководством Фёдора Коня.

Слайд 24

АРХИТЕКТУРА
После завоевания Казани по царскому указу в город были отправлены псковские мастера во главе с зодчими Бармой и Ширяем. Они создали в Казани ряд выдающихся архитектурных сооружений. Прежде всего зодчие начали строительство нового Казанского кремля, двумя круглыми башнями по бокам фасада и стенами между ними.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
В середине XVI в. в Москве была написана огромная, четыре метра длиной, икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани. Икона «Церковь воинствующая». На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном IV. Среди воинов князь Владимир Святославич с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья-воители.

Слайд 28

ИСКУССТВО ЛИТЬЯ
В XVI в. в России развивалось и литейное дело. Подлинного мастерства в нём достиг выдающийся пушечный и колокольный мастер Андрей Чохов. Самым большим и искусно оформленным из них является Царь-пушка.

Слайд 29

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Основным жанром музыкальной культуры в России XVI в. было церковное пение, развитию которого способствовал сам Иван IV. В Александровой слободе существовала музыкальная школа, в которой обучали церковному пению. Иван IV создавал стихиры - тексты для церковных песнопений.

Слайд 30

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Богатой и разнообразной была в то время песенная культура народов России. Тематика песен была у всех народов примерно одинакова: обрядовые, героические, лирические, шуточные. Но музыкальные инструменты у народов различались. Русские чаще использовали гусли, карелы - разновидность гуслей кантеле, башкиры и татары - курай (флейту), варган, смычковый кубыз.

Слайд 31


Народный быт в XVI в. в основном сохранял черты прежних времён. Русские люди исповедовали христианство и обязательно отмечали православные религиозные праздники. Одним из самых почитаемых из них была Пасха – праздник, посвященный Воскресению Иисуса Христа, праздновался весной. Начинался он крестным ходом. Символами праздника Пасхи были крашеные яйца, куличи, пасха.

Слайд 32

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ПОВСЕДНЕВНЫЙ БЫТ
Однако, помимо церковных праздников, в народной среде сохранялись языческие традиции. Таковыми были святочные увеселения. Святками назывались 12 дней между Рождеством и Крещением. И, не смотря на призывы церкви, по языческим традициям, они сопровождались своеобразными обрядами и игрищами - колядками.

Книгопечатание в Москве. Жесткая регламентация. Живопись. Средние века. Различия в книгах. Направление иконописи. Беглая манера письма. Мотив Страшного Суда. Церковь Вознесения. Прикладное искусство. Особенности иконы. Повести о прихождении Стефана Батория. Федор Конь. Воинская повесть. Деревянно-земляная крепость. Макарий. Архитектура. Средства казны. Традиционные пятиглавые храмы. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря.

«Культура русского Средневековья» - Основные этапы развития средневековой русской культуры. Мифологическая школа. Восточнославянское язычество. Самобытность культурно-исторического пути России. Христианство. Леший. Рационально-критическое направление. Культурная динамика. Миф в архаические времена. Очерки по истории русской культуры. Святилища. Древнерусский пантеон. Единое общественно-политическое и культурное пространство. Русская культура.

«Русская культура 14-16 веков» - Особенности развития русской культуры. Полуустав. Особенности развития русской культуры в ХIV-ХVI веках. Идеи единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством. Создание единого государства вызвала новый культурный взлёт России. Центрами книжности были монастыри. Просвещение. Русская культура приобретает самобытные национальные черты. Постепенное преодоление культурной разобщённости. Возникновение российского книгопечатания.

«Культура Руси 14-16 века» - Спасо-Преображенский собор. Быт. Одежда. Зодчество. Стена и башня Московского Кремля. Успенский собор. Собор Василия Блаженного. Героическая и «житийная» темы. Феофан Грек. Жилища. Церковь Вознесения в Селе Коломенском. Летописание XVв. Житие Александра Невского. Культура и быт Московского государства в XIV-XVIвв. Посуда. Основные направления. Живопись. Благовещенский собор. Софийский собор в Новгороде.

«Письменность и книгопечатание» - Книгопечатание в Европе. Пальмовые листья. Изобретатель бумаги. Берёза. Рукописные книги. Папирус. Книгопечатание. Печатные книги. Древнерусский учебник математики. Иоганн Гутенберг. Иван Фёдоров. Человек пошел на охоту. Первые печатные книги. Древние новгородцы. Клинопись. Глиняные таблички. Букварь Кариона Истомина. Дерево. Древние люди. Теперь буду много читать. Возникновение письменности. Изобретение книгопечатания.

«Культура России 16 века» - Цель. Отражение политики Ивана IV в культуре. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Иван Грозный. Внешняя политика Ивана IV. Вокруг главной, Покровской церкви, были построены церкви. Внутреннее убранство собора. Внутреннее убранство. Культура России XVI века. Рака с мощами святого Василия Блаженного. Походы на Казань. Убранство собора. Смысловая нагрузка Собора Василия Блаженного.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI ВЕКА Разработка учителя истории Бухариной И.В. МАОУ «Средняя школа № 18 с углублённым изучением английского языка» Вахитовского района г. Казани

2 слайд

Описание слайда:

СОДЕРЖАНИЕ ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI ВЕКА; НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ; ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ; 4. ПОЛЕМИКА ИВАНА ГРОЗНОГО И АНДРЕЯ КУРБСКОГО; « ДОМОСТРОЙ»; «ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ»; КОНЦЕПЦИЯ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»; ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. НЕСТЯЖАТЕЛИ И ИОСИФЛЯНЕ; ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. ЕРЕСИ; ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ; АРХИТЕКТУРА; ИКОНОПИСЬ; ВЫВОДЫ.

3 слайд

Описание слайда:

ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI ВЕКА: Формирование единого Российского государства, Освобождение страны от татаро-монгольского господства, Завершение формирования русской народности. ОНИ НЕ ПРОСТО ОКАЗЫВАЛИ ВОЗДЕЙСТВИЕ, НО И ОПРЕДЕЛЯЛИ СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА.

4 слайд

Описание слайда:

НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ. КНИГОПЕЧАТАНИЕ – ВАЖНЕЙШЕЕ ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РОССИИ XVI В. «АПОСТОЛ» 1564 год В 1564 Г. ДЬЯКОНОМ ОДНОЙ ИЗ МОСКОВСКИХ ЦЕРКВЕЙ ИВАНОМ ФЁДОРОВЫМ И ЕГО ПОМОЩНИКОМ ПЕТРОМ МСТИСЛАВЦЕМ БЫЛ НАПЕЧАТАН «АПОСТОЛ» - ПЕРВАЯ РУССКАЯ КНИГА С ВЫХОДНЫМИ ДАННЫМИ.

5 слайд

Описание слайда:

ШРИФТ И ЗАСТАВКИ «АПОСТОЛА» НЕ УСТУПАЛИ ЗАПАДНЫМ ОБРАЗЦАМ. КАК И ВСЯКОЕ НОВШЕСТВО, КНИГОПЕЧАТАНИЕ БЫЛО ВСТРЕЧЕНО В МОСКВЕ С ИСПУГОМ И НЕПОНИМАНИЕМ. КНИГОПЕЧАТНИКОВ СТАЛИ ОБВИНЯТЬ В КОЛДОВСТВЕ. ФЁДОРОВ И МСТИСЛАВЕЦ УШЛИ В РЕЧЬ ПОСПОЛИТУЮ, ГДЕ ВО ЛЬВОВЕ ПРОДОЛЖАЛИ ПЕЧАТАНИЕ РУССКИХ КНИГ. ЗДЕСЬ БЫЛ ВЫПУЩЕН ПЕРВЫЙ РУССКИЙ БУКВАРЬ С ГРАММАТИКОЙ. НЕ ЗАМЕРЛО ПЕЧАТНОЕ ДЕЛО И В МОСКВЕ. НА ПЕЧАТНОМ ДВОРЕ ТРУДИЛИСЬ НИКИФОР ТАРАСИЕВ, АНДРОНИК ТИМОФЕЕВ-НЕВЕЖА И ДРУГИЕ. ПАМЯТНИК ИВАНУ ФЁДОРОВУ В МОСКВЕ

6 слайд

Описание слайда:

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ XVI ВЕК ДАЛ ЯРКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗВИТИЕМ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА, УКРЕПЛЕНИЕМ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ, СТАНОВЛЕНИЕМ НОВОГО СОЦИАЛЬНОГО СЛОЯ – ДВОРЯНСТВА. В КОНЦЕ 1540 – НАЧАЛЕ 1550-Х ГОДОВ ПИШЕТ СВОИ ЧЕЛОБИТНЫЕ ЦАРЮ ИВАНУ ГРОЗНОМУ ИВАН ПЕРЕСВЕТОВ. ОН РАЗВИВАЕТ В НИХ ИДЕЮ СИЛЬНОЙ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ, КОТОРАЯ ДОЛЖНА ПРОТИВОСТОЯТЬ «ЛЕНИВЫМ И НЕРАДИВЫМ» БОЯРАМ, ОПИРАЯСЬ НА НАДЁЖНЫХ «ВОИННИКОВ» - ДВОРЯН. С ЛИЧНОСТЬЮ ИВАНА ПЕРЕСВЕТОВА НЕ ВСЁ ЯСНО. В СВОЁ ВРЕМЯ БЫЛО ДАЖЕ ВЫДВИНУТО ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ЧТО ЗА ЭТИМ ИМЕНЕМ СТОЯЛ САМ ИВАН ГРОЗНЫЙ. УЖ ОЧЕНЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЭТОГО ПУБЛИЦИСТА ПЕРЕКЛИКАЮТСЯ С ИДЕЯМИ ЦАРЯ. В ЕГО ПОНИМАНИИ ПРАВИТЬ «ПО ПРАВДЕ» - ЗНАЧИТ ЖАЛОВАТЬ «ВОИННИКОВ» И ЖЕСТОКО КАРАТЬ ВСЕХ ПРЕСТУПИВШИХ ЦАРСКУЮ ВОЛЮ. ОТДЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ ИВАНА ПЕРЕСВЕТОВА ОКАЗАЛИСЬ СОЗВУЧНЫ ОПРИЧНОЙ ПРАКТИКЕ.

7 слайд

Описание слайда:

В 1560-Х ГОДАХ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РУСИ ОКАЗЫВАЮТСЯ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО И БЕЖАВШЕГО В ЛИТВУ АНДРЕЯ КУРБСКОГО. В СВОЕЙ ПЕРЕПИСКЕ ОНИ ВЫДВИГАЮТ 2 ВАРИАНТА УСТРОЙСТВА: ПОЛЕМИКА ИВАНА ГРОЗНОГО И АНДРЕЯ КУРБСКОГО ИВАН ГРОЗНЫЙ: ИДЕАЛ - ДЕСПОТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ; ЦАРЬ - АБСОЛЮТНАЯ ВЛАСТЬ, ПОДДАННЫЕ - БЕЗОГОВОРОЧНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ. КНЯЗЬ АНДРЕЙ КУРБСКИЙ: ИДЕАЛ – ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО, СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ.

8 слайд

Описание слайда:

« ДОМОСТРОЙ» ЯРКИМ И СВОЕОБРАЗНЫМ ПАМЯТНИКОМ ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЕТСЯ «ДОМОСТОРЙ», НАПИСАННЫЙ ЧЛЕНОМ ИЗБРАННОЙ РАДЫ СИЛЬВЕСТРОМ ЭТА КНИГА, ПОСВЯЩЕННАЯ ИСКУССТВУ «ВЕСТИ ДОМ», ПОМИМО БОГАТЕЙШЕГО БЫТОВОГО МАТЕРИАЛА, ИНТЕРЕСНА И СВОЕЙ ОСНОВНОЙ МЫСЛЬЮ: ПОРЯДОК В ДОМЕ, ПО СИЛЬВЕСТРУ, ВОЗМОЖЕН ТОЛЬКО ПРИ АБСОЛЮТНОЙ ВЛАСТИ ГЛАВЫ СЕМЬИ, КОТОРЫЙ ДЕРЖИТ ПРОЧИХ ДОМОЧАДЦЕВ В СТРАХЕ И ТРЕПЕТЕ. «ДА УБОИТСЯ ЖЕНА МУЖА СВОЕГО…» «НЕПОРОТОЕ ДИТЯ – ПЛОХО ВОСПИТАННОЕ ДИТЯ…» «КАК СОХРАНИТЬ МЕХА…» «КАК КОПТИТЬ ОСЕТРОВ…» «ПЛЁТКА НЕ МУЧИТ, А УЧИТ…»

9 слайд

Описание слайда:

«ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ» «ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ» БЫЛИ СОСТАВЛЕНЫ ПОД РУКОВОДСТВОМ МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ. В НИХ ВОШЛИ ЖИТИЯ СВЯТЫХ, РАСПОЛАГАВШИЕСЯ ПО МЕСЯЦАМ В СООТВЕТСТВИИ С ДНЁМ ПАМЯТИ КАЖДОГО СВЯТОГО, А ТАКЖЕ МНОЖЕСТВО ИЗВЕСТНЫХ «ДУШЕПОЛЕЗНЫХ» ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПЕРЕРАБОТАННЫХ В ДУХЕ ПРОСЛАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ РУСИ КАК ГЛАВНОГО ЦЕНТРА ПРАВОСЛАВИЯ. ДВЕНАДЦАТИТОМНЫЕ «ЧЕТЬИ-МИНЕИ» ЯВЛЯЛИСЬ СВОЕОБРАЗНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ ЦЕРКОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVI ВЕКА.

10 слайд

Описание слайда:

ЧИТАЛИ «ЧЕТЬИ-МИНЕИ» И «ДОМОСТОРЙ» В ОСНОВНОМ ЗАЖИТОЧНЫЕ ПОСАДСКИЕ И СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ. БОЯРЕ И ОБРАЗОВАННЫЕ ДЕТИ БОЯРСКИЕ, ДЬЯКИ УВЛЕКАЛИСЬ ГРЕЧЕСКИМИ, ВИЗАНТИЙСКИМИ И ПРОЧИМИ ПЕРЕВОДНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ, ТРУДАМИ МАКСИМА ГРЕКА И ДРУГИХ АВТОРОВ. МАКСИМ ГРЕК

11 слайд

Описание слайда:

«МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» В КОНЦЕ XV ВЕКА НАЧИНАЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. В ЕЁ ОСНОВЕ ЛЕЖАЛА КОНЦЕПЦИЯ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ». АВТОРОМ ЕЁ ЯВЛЯЛСЯ ПСКОВСКИЙ ИНОК ФИЛОФЕЙ, СЧИТАВШИЙ, ЧТО ПЕРВЫЙ РИМ ПОГИБ ПОД УДАРАМИ ВАРВАРОВ ИЗ-ЗА СОХРАНЕНИЯ ЯЗЫЧЕСТВА, ВТОРОЙ РИМ – КОНСТАНТИНОПОЛЬ – ПАЛ ПОД УДАРАМИ МУСУЛЬМАН ИЗ-ЗА ГРЕХОВ И ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ МОСКВА, ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ СТАЛА ТРЕТЬИМ РИМОМ, А ЧЕТВЁРТОМУ - НЕ БЫВАТЬ. МОНАХ ФИЛОФЕЙ

12 слайд

Описание слайда:

ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. НЕСТЯЖАТЕЛИ И ИОСИФЛЯНЕ В XVI ВЕКЕ РОССИЙСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ ВСТУПИЛИ В ПОРУ ЦЕРКОВНО - ФИЛОСОФСКИХ ИСКАНИЙ. В 1502 -1504 ГГ. РАЗВЕРНУЛАСЬ БОРЬБА НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ И ИОСИФЛЯН. ИДЕОЛОГОМ НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ БЫЛ ОСНОВАТЕЛЬ МОНАСТЫРЯ НА РЕКЕ СОРКЕ НИЛ (СОРСКИЙ), СЧИТАВШИЙ,ЧТО НЕОБХОДИМО ПОДНИМАТЬ АВТОРИТЕТ ЦЕРКВИ ПУТЁМ СТРОГОГО ИСПОЛНЕНИЯ ПРАВИЛ И ОБРЯДОВ, АСКЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. НИЛ ОСУЖДАЛ СТЯЖАНИЕ ЦЕРКОВЬЮ БОГАТСТВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВЛАДЕНИЕ ЗЕМЛЯМИ (СТОРОННИКИ СОРСКОГО ПОЛУЧИЛИ НАЗВАНИЕ «НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ»). НИЛ СОРСКИЙ

13 слайд

Описание слайда:

НЕСТЯЖАТЕЛЯМ ПРОТИВОСТОЯЛИ ИОСИФЛЯНЕ – СТОРОННИКИ ИГУМЕНА ПОДМОСКОВНОГО ВОЛОЦКОГО МОНАСТЫРЯ ИОСИФА, КОТОРЫЙ НАСТАИВАЛ НА НЕОБХОДИМОСТИ ДЛЯ ЦЕРКВИ ИМЕТЬ БОЛЬШИЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. В 1503 ГОДУ НА ЦЕРКОВНОМ СОБОРЕ ПО ИНИЦИАТИВЕ ИВАНА III БЫЛ ПОСТАВЛЕН ВОПРОС ОБ ОТКАЗЕ ЦЕРКВИ ОТ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ. В ЭТОТ МОМЕНТ ИОСИФЛЯНЕ ПОДДЕРЖИВАЛИ УДЕЛЬНЫХ КНЯЗЕЙ В ИХ БОРЬБЕ ПРОТИВ ВЕЛИКОКНЯЖЕСКОЙ ВЛАСТИ, И ЭТО СТАЛО ДЛЯ ИВАНА III ЕЩЁ ОДНИМ ПОВОДОМ ПОДДЕРЖАТЬ НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ. ПОЗЖЕ, ПРИ ВАСИЛИИ III , НЕСТЯЖАТЕЛИ ВОСПРОТИВИЛИСЬ РАЗВОДУ ЦАРЯ С СОЛОМОНИЕЙ САБУРОВОЙ И ПОДВЕРГЛИСЬ ОПАЛЕ. ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ ВЛАСТЬ ПОВЕРНУЛА ОТ ПОДДЕРЖКИ НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ К ПОЛИТИКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ШИРОКИХ ПРИВИЛЕГИЙ. ИОСИФО-ВОЛОЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ

14 слайд

Описание слайда:

ПОБЕДА ИОСИФЛЯН ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛИЛА ДАЛЬНЕЙШУЮ ПОЛИТИКУ ЦЕРКВИ В ОТНОШЕНИИ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ. ЦЕРКОВЬ ВСЁ БОЛЕЕ НАСТОЙЧИВО ПОДДЕРЖИВАЕТ ИДЕЮ САМОДЕРЖАВИЯ.

15 слайд

Описание слайда:

ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. ЕРЕСИ В СРЕДЕ ОБРАЗОВАННЫХ ЛЮДЕЙ В XVI ВЕКЕ ПРОДОЛЖАЮТ РАЗВИВАТЬСЯ ЕРЕСИ, НАПРАВЛЕННЫЕ ПРОТИВ ОФИЦИАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ. В СЕРЕДИНЕ XVI ВЕКА В МОСКВЕ РАСПРОСТРАНИЛИСЬ ВОЗЗРЕНИЯ СЛУЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА МАТВЕЯ БАШКИНА. ЕМУ ПРЕТИЛА ПРОПОВЕДЬ ОФИЦИАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ, ОПРАВДЫВАВШАЯ СОВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК КАК ДАННЫЙ БОГОМ. «ХРИСТОС ВСЕХ БРАТИЕЙ НАРИЦАЕТ, - ОТМЕЧАЛ МАТВЕЙ, - А МЫ ХОЛОПОВ ДЕРЖИМ». ОН ПОРВАЛ КАБАЛЬНЫЕ ЗАПИСИ И ОТПУСТИЛ НА ВОЛЮ СВОИХ ХОЛОПОВ. БАШКИН ВОСПЕВАЛ РАЗУМ И КНИЖНОЕ УЧЕНИЕ, КРИТИЧЕСКИ ТРАКТОВАЛ БИБЛЕЙСКИЕ ТЕКСТЫ, ОТВЕРГАЛ ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБРЯДЫ И ТАИНСТВА. ПОСТРИГШИЙСЯ В МОНАХИ БЕГЛЫЙ ХОЛОП ФЕОДОСИЙ КОСОЙ ПОШЁЛ ЕЩЁ ДАЛЬШЕ, ЗАЯВЛЯЯ, ЧТО У ХРИСТИАН НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВЛАСТЕЙ, И ПОТОМУ ПРИЗЫВАЛ НЕ ПЛАТИТЬ НАЛОГОВ И НЕ ПОДЧИНЯТЬСЯ ФЕОДАЛАМ.

16 слайд

Описание слайда:

ПРЕДСТАВ ПЕРЕД ЦЕРКОВНЫМ СОБОРОМ В 1553 Г., МАТВЕЙ БАШКИН ХРАБРО ОТСТАИВАЛ СВОЁ «ИСТИННОЕ ХРИСТИАНСТВО». ПОСЛЕ ПЫТОК ОТКАЗАЛСЯ ОТ НЕГО, БЫЛ ПРЕДАН АНАФЕМЕ И СОСЛАН В ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ФЕОДОСИЙ КОСОЙ БЫЛ ПРЕДАН ЦЕРКОВНОМУ СУДУ, НО СУМЕЛ БЕЖАТЬ В ЛИТВУ. ВСЕ ЕРЕСИ XIV – XVI ВЕКОВ ВЫЗЫВАЛИ БРОЖЕНИЕ В УМАХ ГОРОЖАН, НО ОНИ ПОЧТИ НЕ ЗАТРАГИВАЛИ ОСНОВНОГО ЖИТЕЛЯ РОССИИ – КРЕСТЬЯНИНА, ПОЭТОМУ НЕ ВЫЛИЛИСЬ, КАК В ЕВРОПЕ, В ШИРОКОЕ РЕФОРМАЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ.

17 слайд

Описание слайда:

ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ К XV – XVI ВЕКАМ В РОССИИ ЗАМЕТНО ВЫРОС УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.РУССКИЕ МАСТЕРА ЛИЛИ МЕДНЫЕ И БРОНЗОВЫЕ ПУШКИ, ЖЕЛЕЗНЫЕ ОРУДИЯ. МАСТЕР АНДРЕЙ ЧОХОВ (ЧЕХОВ) С 1568 ПО 1632 ГОДЫ ИЗГОТОВИЛ МНОЖЕСТВО ПУШЕК КАЛИБРОМ ОТ 92 ДО 470 ММ, ДЛИНОЙ ДО 6 М, ВЕСОМ ОТ 1,2 ДО 7,2 Т. В 1586 Г. ОН ОТЛИЛ ЦАРЬ-ПУШКУ ДЛЯ КРЕМЛЯ.ЕЁ ДЛИНА 5,34 М, КАЛИБР 890 ММ, МАССА СТВОЛА 40 Т. ПРАВДА, ЭТА ПУШКА НИ РАЗУ НЕ СТРЕЛЯЛА. С 1590 ГОДА РУССКИЕ МАСТЕРА СТАЛИ ДЕЛАТЬ ПУШКИ НА ЛАФЕТАХ,ЧТО УВЕЛИЧИЛО ИХ ПОДВИЖНОСТЬ.

18 слайд

Описание слайда:

АРХИТЕКТУРА НАИБОЛЕЕ ЯРКИМ СТИЛЕМ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ ЭТОГО ВРЕМЕНИ ЯВЛЯЕТСЯ ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ. В НЁМ КАМЕННЫЕ ЦЕРКВИ ОБОГАЩЕНЫ ЭЛЕМЕНТАМИ ДЕРЕВЯННЫХ КОНСТРУКЦИЙ, В ЧАСТНОСТИ НЕВИДАННОЙ РАНЬШЕ КОНСТРУКЦИЕЙ ВЕРХА ЦЕРКВИ В ВИДЕ ШАТРА.

19 слайд

Описание слайда:

ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ ШЕДЕВРОМ И САМЫМ РАННИМ ОБРАЗЦОМ ШАТРОВОГО СТИЛЯ СТАЛА ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОМ ПОД МОСКВОЙ..

20 слайд

Описание слайда:

СОБОР ПОКРОВА НА РВУ ВЕРШИНОЙ РУССКОГО ЗОДЧЕСТВА XVI В. ЯВЛЯЕТСЯ СОБОР ПОКРОВА НА РВУ, ПОСВЯЩЁННЫЙ ВЗЯТИЮ КАЗАНИ (БОЛЕЕ ИЗВЕСТЕН КАК ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО – В ЧЕСТЬ ЗНАМЕНИТОГО МОСКОВСКОГО ЮРОДИВОГО, ВСЕГДА НОЧЕВАВШЕГО В ОДНОМ ИЗ ЕГО ПРИДЕЛОВ). ПОСТРОЕННЫЙ РУССКИМИ МАСТЕРАМИ БАРМОЙ И ПОСТНИКОМ ЯКОВЛЕВЫМ, СОБОР СОСТОИТ ИЗ 8 НЕСИММЕТРИЧНЫХ РАЗНОВЕЛИКИХ СТОЛПООБРАЗНЫХ ХРАМОВ, ОКРУЖАЮЩИХ НАХОДЯЩУЮСЯ В ЦЕНТРЕ ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ С ВЫСОКИМ ШАТРОМ, УВЕНЧАННЫМ МАЛЕНЬКОЙ МАКОВКОЙ. В ЕГО КОМПОЗИЦИИ ЗАКЛЮЧЕНА ВАЖНАЯ ИДЕЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ ВОКРУГ МОСКВЫ РАЗНЫХ ЗЕМЕЛЬ..

21 слайд

Век 16 для истории российского государства это период формирования национального самосознания народа сбросившего с себя иго иноземных завоевателей.

Орда монголо-татаров огненным шквалом прокатились по русской земле, сметая все на своем пути. Большую часть приходилось восстанавливать заново, и православная церковь была именно в этот период духовным наставником и общественным идеалом.

Москва, бывшая центром Московского государства, провозгласила своими духовными символами святого Сергия Радонежского и князя Дмитрия Донского.

С 1547 года Иван IV Грозный венчался на царский престол, и Московское царство стали именовать государство Российское, идеалом которого стала неограниченная монархия, которую поддерживала церковь. Все политические изменения отразились и на культурном развитии страны.

Живопись 16 века

Живопись 16 века представлена иконами и фресками выдающегося русского художника Дионисия. В его творениях отражаются гуманистические идеи, которыми было наполнено творчество его великого предшественника Андрея Рублева . Образы его икон не устрашают, не грозят карой, а утешают, понимают, прощают и лечат израненную душу.

фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре фото

Вместе с сыновьями Дионисий создавал фрески для собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Чистые, светлые, яркие, но, одновременно, нежные краски, иллюстрируют гимны византийца Романа Сладкопевца, воспроизводя сцены Благовещения, Страшного суда, Соборования. Именно Дионисий впервые стал прописывать в русских иконах белый фон, что придавало им необыкновенную прозрачность.

Передавая движения и жесты персонажей, Дионисий смог добиться эмоциональной взволнованности православной паствы. Сын Дионисия Феодосий, уже после смерти отца, расписывал Благовещенский собор Московского кремля. В русской живописи 16 века появляются светские темы из русской и всемирной истории.


икона Притча о хромце и слепце фото

Сюжеты некоторых икон, например, “Притча о хромце и слепце”, “Видение Евлогии” иллюстрируют рассказы-притчи. Иконописные произведения настолько отходят от положенных канонов, что Стоглавый церковный Собор в 1551 году выносит специальное решение и устанавливает своеобразный стандарт для изображения святых в иконописи.

Зодчество, архитектура 16 века

16 век по праву считается периодом крепостного зодчества. Отстраиваются сожженные, уничтоженные крепостные стены городов и соборов в Нижнем Новгороде, Серпухове, Коломне , Пскове. Возводятся Соловецкий, Троице-Сергиевый и другие монастыри. Отстраивается и сама Москва - возводится Китай-город, Белый и Земляной город.


колокольня Ивана Великого фото

В селе Коломенском возводится столпообразный шатровый храм - церковь Вознесения, а в Москве церковь Ивана Великого. Одним из самых выдающихся памятников русского зодчества 16 века является символичное и для современной России архитектурное сооружение - Покровский собор в Москве, более известный как храм Василия Блаженного. Возведен он был в честь взятия Казани Постником Яковлевым по прозвищу Барма. Необыкновенную нарядность придают ему кокошники разного масштаба и формы, причудливые купола, необыкновенное богатство декоративных частей.

Книгопечатание

16 век памятен для русской культуры величайшим событием - возникновением собственного книгопечатания. Известно, что первая типография существовала уже в 1553 году, но имена ее мастеров не дошли до нас. Зато доподлинно известно имя Ивана Федорова, дьякона московской церкви и его помощника Петра Мстиславца, которые отпечатали первую книгу "Апостол"с выходными данными в Печатном дворе на Никольской улице.


книга Апостол фото

Книга Апостол - одна из частей Библии. Качество печати было просто отменным. Иван Федоров был не только отличным типографом, но также и редактировал переводные книги, осуществляя не только подстрочный, но и художественный перевод. Типография работала не только в Москве, но и в Александровской слободе.

Во Львове Федоров отпечатал первый русский букварь. Но по-прежнему выходит много рукописных книг с большим количеством выполненных вручную великолепных миниатюр.