Представление воланда в варьете. Все самое лучшее учащимся. Маргарита выхватывает рукопись из печки

Картина родной природы. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», по точному опреде­лению В. Г. Белинского, «энциклопедия русской жизни». Очень интересными, задушевными, волнующими страницами этой по­этической энциклопедии являются описания природы, особенно природы средней полосы России.

На живописном полотне поэта запечатлелись безбрежная род­ная страна с её лугами, рощами, холмами и нивами.

Пейзажная живопись только начинала развиваться в России, когда Пушкин в «Евгении Онегине» создал поэтический кален­дарь времён года, развёртывая действие романа под открытым небом.

Знаменитые зимние картины -

«На стёклах лёгкие узоры,

Деревья в зимнем серебре» - сменяются живыми весенними этюдами:

«Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года», описанием недолгого северного лета, «карикатуры южных зим» и, наконец, столь любимой поэтом осени, от ранней, когда «Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана…», до поздней, когда

«Встаёт заря во мгле холодной,..

На нивах шум работ умолк.» и природа застыла в ожидании новой зимы. И вот она, нако­нец, пришла, и снова «всё ярко, всё бело кругом».

Простыми словами поэт рисует чудесные и, главное, живые картины. При помощи эпитетов (сиянье розовых снегов, зимы блистательным ковром), сравнений (опрятней модного паркета бли­стает речка; природа, как жертва, пышно убрана), метафор (поток, не скованный зимой, небо осенью дышало, ложился на поля туман) и особенно олицетворений (Встает заря во мгле холодной, Но вот багряною рукою Заря от утренних долин Выводит с солнцем за собою Веселый праздник именин).

Пушкин делает природу живым участником событий.

Родная природа, по убеждению поэта, - великий воспитатель. В отношении к природе проявляются и лучшие черты человека, вос­питанные тесным общением с ней, и худшие, которые объясняются отрывом от неё, от народа, неразрывно связанного с родной землёй.

Так, характер Татьяны, «русской душою», воплощающий «милый идеал» Пушкина, с её любовью к народным обычаям, к духовной жизни народа, мог сформироваться только на лоне родной природы.

Не случайно пейзаж зимней деревни даётся через восприятие этой любимой пушкинской героини:

«Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор…»

Примечательно и то, что сцена разговора Татьяны с няней - одна из самых поэтичных и трогательных в романе - даётся в чу­десной пейзажной рамке. Изображение молодой чистой любви сливается с поэтичным изображением русской природы, и весь эпизод воспринимается нами как прекрасный кусок жизни. А ку­сты сирени и аллея к озеру в Михайловском навсегда увековече­ны сердечным волнением влюблённой Тани.

А вот «лишний человек» Онегин, очень далёкий от народной жизни, не любит природу, она не трогает его. Для Евгения «и в де­ревне скука та же».

Для Татьяны же родные места - незабываемая память сердца. Не забудет и читатель природу любимых поэтом мест, а побывав в Пушкинском заповеднике на Псковщине, легко узнает и живо­писные возвышенности Тригорского, и узкую извилистую ленту Сороти, и зеркальные озера, увидит «подвижные картины» вос­созданной в романе родной природы.

Запомнится и весеннее обновление земли и лёгкая осенняя грусть, и прекрасный народный обычай зимних святок.

Не забудется и надгробная плита у ручья в тени двух сосен, отбрасывающих кружевную тень…

Особый, одушевленный пейзаж Пушкина в «Евгении Онегине» очень важен и для самохарактеристики автора. Пушкин то прямо говорит о своей любви к родной земле («Цветы, любовь, деревня, праздность. Поля! я предан вам душой»); то одним эпитетом «пре­лестный» («Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок») передаёт своё восхищение русской деревней; то противопоставляет картинам пышной южной природы («волн края жемчужины, и моря шум, и груды скал») пейзаж привычный, но такой близкий душе («Иные нужны мне картины: Люблю песчаный косогор, перед из­бушкой две рябины, Калитку, сломанный забор…»).

Всё это говорит о переходе поэта от романтизма к реализму. Не случайно последнее лирическое отступление из ненапечатан­ного «Путешествия Онегина» Пушкин включал в опубликованные отрывки этой главы.

Пушкинские пейзажи в «Евгении Онегине» - это настоящая живопись словом. В них (пейзажах) всё: краски, игра света и тени, тишина, шорохи, звуки - представляется единственно возможным, восхищает точностью, правдивостью и поэтическим совершенством.

Мне кажется, что известная мысль о том, что, читая Пушкина, можно наилучшим образом воспитать в себе человека, имеет пря­мое отношение к миру природы, который живет на страницах «Оне­гина» и пробуждает «чувства добрые» в каждом, кто читает роман.

«Пушкину не нужно было ездить в Италию за картинами прекрасной природы: прекрасная природа была у него под рукою здесь, на Руси, на ее плоских и однообразных степях, под ее вечно серым небом, в ее печальных деревнях и ее богатых и бедных городах...». Эти слова Белинского, характеризующие пушкинскую лирику, справедливы и по отношению к роману «Евгений Онегин», энциклопедизм которого определяется не только широтой охвата предметов и явлений «современной действительной жизни», но и описанием полного круговорота явлений природы. «Тут и благодатная весна, и жаркое лето, и гнилая дождливая осень, и морозная зима».

Пейзажи в «Евгении Онегине» в основном конкретны и реалистичны. По этому поводу поэт с иронией заметил: «Но, может быть, такого рода Картины вас не привлекут: Все это низкая природа; Изящного не много тут».

Функции пейзажа в романе различны: это и создание фона, на котором происходит действие, и создание настроения, и обрамление чувств и эмоций автора в лирических отступлениях, и раскрытие внутреннего облика героев, и задержка хода сюжетного действия.

Одним из первых пейзажей в романе является описание деревни, «где скучал Евгений»:

Два дня ему казались новы

Уединенные поля,

Прохлада сумрачной дубровы,

Журчанье тихого ручья;

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле...

«Деревенские» пейзажи в романе восходят к литературной традиции. «Уединенные поля», «журчанье тихого ручья», «непроницаемые своды», «тенистая сень» — все это, по замечанию В. Набокова, «милые клише французской поэзии».

Рассматривая этот пейзаж, В. Набоков отмечает, что «ручей», о котором говорится здесь, будет присутствовать и в остальных деревенских пейзажах. Исследователь прослеживает путь этого ручейка: он бежит из ключа, расположенного в имении Ленского, по саду Лариных, возле липовой аллеи, потом поворачивает возле холма и бежит через рощи, принадлежащие Онегину. В. Набоков считает, что именно этот ручей (символ разлуки в сознании Татьяны) во сне героини превратился в стремительный поток.

«Деревенский» пейзаж выступает как средство характеристики персонажа, подчеркивая пресыщенность Онегина впечатлениями бытия, его холодность и разочарованность, душевную усталость, равнодушие к жизни и природе как неотъемлемой составляющей ее.

В противоположность своему герою автор предстает перед нами человеком «живым», эмоциональным, любящим природу и внимательным ко всему, что его окружает. В лирических отступлениях романа нередко возникают картины природы, благодаря которым автор полемизирует со своим героем. Та же простая деревенская картина предстает пушкинскому взору великолепным летним пейзажем: «господский дом уединенный», «огромный, запущенный сад», цветущие луга и нивы золотые, лениво бродящие в лугах стада,

С помощью пейзажей Пушкин раскрывает и внутренний мир Татьяны:

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод,

И тихо край земли светлеет...

Этот романтический пейзана соотносится с юностью Татьяны, с ожиданием первой любви. Кроме того, уже в этой картине Пушкин определяет душевный склад героини — ее задумчивость, мечтательность, поэтичность.

Татьяна часто изображается в романе на фоне природных образов — звездного неба, мерцающей луны, восходящей зари. Она загадывает желание на падающую звезду, посещение ею могилы Ленского освещает загадочный свет луны. Как замечает К. Кедров, «вся вселенная Татьяны раскрыта в природных и космических образах романа»1.

Любовь героини ко всему русскому, национальному, чистота и непорочность ее души подчеркнуты ослепительным зимним пейзажем:

Татьяна (русскою душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозной,

И сани, и зарею поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

Неразрывную связь Татьяны с миром природы Пушкин подчеркивает и другим пейзажем. Накануне отъезда в Москву она, как с давними друзьями, прощается с полями и «мирными долинами», лесами и «знакомых гор вершинами»:

Ее прогулки длятся доле.

Теперь то холмик, то ручей

Остановляют поневоле

Татьяну прелестью своей.

Пейзаж символизирует и возраст героини, перемены в ее судьбе. Так, наступление осени в романе совпадает с эпохой зрелости в жизни Татьяны, с ее замужеством:

Настала осень золотая.

Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана...

Позади беззаботная, счастливая юность, первая любовь... Теперь героиню ожидает далекий «зимний путь». Супружество для нее — лишь выполнение жизненного долга, где душа не оживлена любовью. Думается, именно на это метафорически намекает поэт: «Татьяне страшен зимний путь». Дело в том, что в славянской языческой традиции зима и мороз были связаны со смертью. В пушкинском: романе — это умирание надежд юности, романтических заблуждений волнений первой любви.

Вообще, в «Евгении Онегине» мы встречаем много зимних пейзажей. «Русская зима лучше русского лета — этой карикатуры южных зим. Она похожа на самое себя, тогда как наше лето столько же похоже на лето, сколько декорационные деревья в театре похожи на настоящие деревья в лесу. Пушкин первый понял это, и первый выразил», — писал Белинский.

Зимние пейзажи в «Евгении Онегине» полны невыразимого очарования: треск морозов, которые серебрятся средь полей; блистающая льдом речка; первый снег, падающий звездами на «брег»; деревья в «зимнем серебре»; «на стеклах легкие узоры И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром». И, вместе с тем, картины эти очень реалистичны, конкретны, соотнесены с русской деревенской жизнью и крестьянским бытом:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив...

Подобная реалистическая конкретность характерна и для осенних пейзажей в «Евгении Онегине». Здесь картины природы выступают в качестве фона, на котором происходит действие. Поэт соотносит приход осени с прекращением крестьянских работ: «на нивах шум работ умолк», «на утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева». Наступает «довольно скучная пора».

В глуши что делать в эту пору?

Гулять? Деревня той порой

Невольно докучает взору

Однообразной наготой.

Но проходит осень, суровая зима, и вновь «улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года» — весну, с ее яркими, буйными красками и неизменным торжеством жизни, радостного обновления:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Весна ассоциируется у поэта с юностью, с любовью, с трепетом сердца. И пейзаж этот плавно переходит в лирическое отступление, сливаясь с воспоминаниями автора о том, что было так дорого его душе. Кроме того, картина обновления природы, как это ни парадоксально, напоминает «об увяданьи наших лет», пробуждая в душе поэта мысли о вечном.

Романтический пейзаж этот вызывает в памяти романтический образ — образ погибшего «во цвете лет» поэта. И здесь возникает едва уловимый мотив противостояния вечной, могучей природы и хрупкой человеческой судьбы. Прелестная картина ручейка на зеленом лугу, речки, пения соловья и цветущего шиповника контрастна картине гробового камня «в тени двух сосен устарелых», где лежит безвременно погибший Владимир Ленский. Так оживление природы и «дуновенье веющей весны» напоминают нам о мечтах юности и одновременно — о бренности человеческого существования.

Но есть в романе и другой весенний пейзаж. Его, пожалуй, можно назвать городским:

Весна живит его: впервые

Свои покои запертые,

Где зимовал он, как сурок,

Двойные окна, камелек

Он ясным утром оставляет,

Несется вдоль Невы в санях.

На синих, иссеченных льдах

Играет солнце; грязно тает

На улицах разрытый снег...

Природа здесь тоже соотнесена с человеческими чувствами. Так, «прозаический» пейзаж этот соотносится с любовью Онегина. И Пушкин, явно сочувствуя герою, тем не менее вполне определенно выражает свое отношение к его запоздалой страсти:

Любви все возрасты покорны;

Но юным, девственным сердцам

Ее порывы благотворны,

Как бури вешние полям...

Но в возраст поздний и бесплодный,

На повороте наших лет,

Печален страсти мертвой след:

Так бури осени холодной

В болото обращают луг

И обнажают лес вокруг.

Таким образом, пейзажи в «Евгении Онегине» нередко символичны: поэт соотносит жизнь природы с человеческими судьбами, с чувствами героев. Но в романе Пушкин продолжает утверждать и особую конкретность, реалистичность пейзажа, соотнося картины природы с русским бытом, с национальными особенностями жизни. Прошли времена, когда поэту были нужны «пустыни, волн края жемчужны, И моря шум, и груды скал», — теперь взору его милы совсем иные картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор,

На небе серенькие тучи,

Перед гумном соломы кучи —

Да пруд под сенью ив густых,

Раздолье уток молодых...

Пушкин воссоздает русскую природу во всем своеобразии ее, и мы чувствуем, насколько она ему близка, насколько поэзия его «верна русской действительности».

Как любой человек, горячо любящий свою родину, А. С.Пушкин не мог оставаться равнодушным к очарованию и красоте родной природы.

Во многом этот мотив в творчестве Пушкина родом из его детства. Летние месяцы будущий поэт проводил у своей бабушки Марии Алексеевны в подмосковном селе Захарово, близ Звенигорода. Необычайной пейзажностью обладал и Царскосельский парк при лицее, где поэт провел шесть лет своей жизни. Природа вошла в творческое сознание поэта органичной составляющей. Однако не следует искать в романе «Евгений Онегин» умиления и любования родной природой. Пейзажи выполняют здесь определенную художественную роль: существует параллель между картинами природы и изображением душевного состояния героев, что позволило автору более глубоко раскрыть характер персонажей, мотивировать их поступки, действия, мысли.

Так, например, Евгений Онегин не может остаться равнодушным к сельской природе. Конечно, жизнь в деревне не разрушила в нем чувство превосходства над людьми, владевшее им в Петербурге. Напротив, это сознание превосходства только укрепилось в Онегине, хотя первые два дня были полны для него новыми открытиями, все казалось новым, необычным, но

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле;

Потом уж наводили сон.

Причина этого невосприятия героем природы заключалась в том, что хотя в деревне не было ни улиц, ни дворцов, ни карт, ни балов, ни стихов, здесь царила все та же хандра, что и в столице. Бесконечные разговоры сельских помещиков «о вине, о псарне, о своей родне» не могли развлечь скучающего Онегина. Новый сосед привлекает пристальное внимание местных жителей, каждый хочет с ним познакомиться, сдружиться, хотя уже и появляется молва, «что он опаснейший чудак». Однако Онегин настроен крайне недружелюбно к подобным посягательствам на свою свободу, он старается уединиться. Недаром

С заднего крыльца

Обыкновенно подавали

Ему донского жеребца,

Лишь только вдоль большой дороги

Заслышит их домашни дроги.

Я каждым утром пробужден

Для сладкой неги и свободы:

Читаю мало, долго сплю,

Летучей славы не ловлю.

Деревня, в которой искал уединения Онегин, была прелестным уголком: господский дом стоял на берегу реки, закрытый от ветров горой. Вдали пестрели и цвели золотые луга и нивы, в задумчивости стоял огромный, запущенный сад.

По лугам бродили стада. Неудивительно, что постепенно Онегин начал сближаться с природой, получая удовольствие от лесных теней и журчания струй:

Уединенье, тишина:

Вот жизнь Онегина святая.

Радость несуетливой, природной жизни, которой, в итоге забыв и город, и друзей, и «скуку праздничных затей», отдает предпочтение Евгений, отражается и в том, что появляются образы природы. Так, убеждая Татьяну в том, что ее чувство преходяще, Онегин сравнивает его с деревцем, которое каждую весну меняет свой зеленый наряд.

Размышляя о том, как сложилась бы жизнь Ленского, если бы не было роковой дуэли, поэт предполагает: «быть может, он для блага мира иль хоть для славы был рожден».

В то же время Пушкин допускает, что «поэта обыкновенный ждал удел» - расставание с музами, женитьба, деревенская тишина, счастье и подагра.

Далее эти размышления продолжаются описанием могилы Ленского, убитого приятельской рукой: две сосны, которые срослись корнями, струйки ручейка под ними. Здесь любит отдыхать пахарь после тяжелого трудового дня, сюда приходят по воду жнецы, а пастух плетет свой лапоть и поет «про волжских рыбарей». Этот пейзаж меняет ход мысли автора: от настоящего к будущему, от будущего к вечному.

В качестве художественного приема для характеристики Татьяны Пушкин широко использует изображение пейзажа. Внутренний мир Татьяны созвучен изменениям в природе, эта связь глубокая и органичная. Томимая любовной тоской, Татьяна идет грустить в сад. Ночи, когда происходят откровенные разговоры Татьяны с няней и чувства переполняют сердце девушки, изливаясь горестными слезами, озаряет лунный свет. «И все дремало в тишине, при вдохновительной луне», - пишет Пушкин, и в данном случае пейзаж служит средством изображения прекрасного чувства Татьяны не как исключительного, а как жизненного явления, уже в самом себе заключающего красоту. Сияние луны уносило сердце Татьяны далеко в мир мечты, и лунный свет стал свидетелем безрассудного от безысходности поступка девушки - написания любовного послания. После суровой отповеди Онегина «меркнет милой Тани младость: так одевает бури тень едва рождающийся день».

Наступление зимы, изображенное в начале пятой главы, показано через восприятие ее Татьяной:

Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре.

В изображении Пушкина Татьяна, «русская душою», любила холодную красу зимы. Любимая Татьяной зима органично входит и в ее сон, но в несколько измененном виде, что подчеркивает силу душевных переживаний героини. Если вечером, когда Татьяна выходит во двор с целью узнать с помощью зеркальца свою судьбу, и морозная ночь прекрасна, небо удивительно ясно, а дивный хор небесных светил «течет так тихо, так согласно», то во сне девушка окружена печальною мглой:

В сугробах снежных перед нею

Шумит, клубит волной своею

Кипучий, темный и седой

Поток, не скованный зимой.

Этот пейзаж из сна передает эмоциональное напряжение героини, ее страх и отчаяние.

Как видим, в романе A.C. Пушкина «Евгений Онегин» пейзажи играют важную художественную роль - служат средством характеристики персонажей.

Образ дьявола - нередкое явление в произведени­ях мировой классики. Свое осмысление ему давали Гете, Лесаж, Гоголь и другие. Традиционно дьявол выполняет две миссии: искушает и наказывает чело­века.

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» дья­вол появляется, чтобы проверить, «изменились ли го­рожане внутренне». Огромное значение для ответа на этот вопрос имеет сцена в варьете. Свита Воланда демонстрирует различные чудеса, и столкновение с фан­тастикой обнажает многие людские пороки. Для на­чала Фагот демонстрирует фокус с колодой карт. Вос­хитив зрителей, он во всеуслышание сообщает, что карты находятся «в седьмом ряду у гражданина Пар-чевского, как раз между трехрублевкой и повесткой о вызове в суд по делу об уплате алиментов гражданке Зельковой». Парчевский становится «весь пунцовый от изумления», ведь его подлинная натура до того была скрыта под маской благопристойности. Фагот на этом не успокаивается и доводит до сведения публи­ки, что Парчевский - большой поклонник игры в покер.

Одним из кульминационных моментов в эпизоде является «выпадение» денежного дождя. Неожидан­но из-под купола начинают лететь в зал деньги. Полно иронии авторское описание реакции публики на та­кие «осадки». Кто-то ползает в проходе, кто-то с нога­ми поднимается на кресло и принимается ловить бу­мажки. Люди начинают бросаться друг на друга, стремясь каждый набрать как можно больше денег. Ведь их не нужно зарабатывать, они явились неожи­данно, сами по себе, их можно тратить на что угодно, и быть от этого совершенно счастливым.

Далее воландовская свита решает удивить публику тем, что отрывает голову конферансье Бенгальскому. Тут-то зрители и проявляют жалость и сочувствие, все еще свойственные им, умоляя артистов простить незадачливого конферансье. Воланд делает о них вы­вод: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это все­гда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну что ж... и мило­сердие иногда стучится в их сердца., обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их..».

На этом искушение публики не заканчивается: на сцене варьете открывается дамский магазин. Сначала несмелые, а потом охваченные страстью женщины начинают хватать в фантастическом магазине все подряд, без всякой примерки, независимо от своего размера и вкуса. Находится даже мужчина, который боится упустить шанс и, ввиду отсутствия жены, так­же начинает набирать женскую одежду.

К сожалению, все удачные приобретения позже тают на дамах, и это имеет символическое значение. Обнажение тел здесь равнозначно обнажению души, продемонстрировавшей алчность, вещизм, жад­ность. Людьми управляют корыстные, сиюминут­ные желания.

С требованием немедленно разоблачить фокусы выступает «почетный гость» вечера, председатель акустической комиссии московских театров Аркадий Аполлонович Семплеяров. Но разоблачают его само­го. Он оказывается вовсе не столь почетным челове­ком, каким представлял себя другим. Вместо заседа­ний акустической комиссии Семплеяров, как обнару­живается, посещает артистку разъездного районного театра Милицу Андреевну Покобатько, которая, бла­годаря проявленному Семплеяровым расположению, получает свои роли. В честь Аркадия Аполлоновича в финале эпизода звучит марш: Его превосходительство Любил домашних птиц И брал под покровительство Хорошеньких девиц. Воланд занимает позицию зрителя, изучающего нравственное состояние общества, и приходит к не­утешительным выводам: такие пороки, как алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество, вечны.

Сейчас смотрят:



Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич - эти герои антисоциальны, их характеры уродливы, но у каждого из них, как мы убедились при более близком знакомстве, осталось хоть что-нибудь положительное. Манилов. Этот человек немного напоминает мне самого Чичикова. "Один бог разве мог сказать, какой характер у М. Есть род людей, известных под именем: ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе СелифанЕ черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур передано сахару".

Салтыков-Щедрин - признанный во всем мире мастер сатиры. Его талант проявил себя в трудное для России время. Стали явными противоречия, разъедавшие страну изнутри, разлад в обществе. Появление сатирических произведений было неизбежно. Но только единицы смогли раскрыть свой талант в полной мере. Беспощадная цензура не оставляла ни малейшей возможности высказать свое мнение о ситуации в России, если оно противоречило правительственному. Для Салтыкова-Щедрина проблема цензуры стояла очень остро, ко

Ю. Д. Левитанский (1922 - 1996) первые стихи опубликовал во фронтовой прессе. И действительно, поэт словно рисует картины с натуры, часто прибегая к назывным, односоставным определенно- и неопределенно-личным предложениям, отмечая отдельные штрихи быта-бытия, - как будто ведет репортаж, долгий, нескончаемый, с дороги Войны:Обдирая ладони,Ползем по льду,по шершавому льду реки…Тень часового.Удар клинка.Ракет осторожный свет.Короткий бой…А глаза бойцаЗатянуло льдом…(”Ледяная баллада”)Передавая слож

Природа весной по-своему красива. После долгого зимнего сна она выглядит сонной, немного неуверенной. Но с каждым днем природа начинает набирать силу. Теплые солнечные лучи говорят о том, что пришло время весны, зима здесь больше не хозяйка. С каждым днем снега становится все меньше, он пытается спрятаться в тени деревьев, но однако и туда пробирается солнце. Повсюду слышится звонкое журчание ручейков, именно они говорят о том, что, наконец, пришла долгожданная весна. В лесу уже можно услышать

РАФАЭЛЬ ДЕ ВАЛЕНТЕН (фр. Raphael de Valentin) - герой повести О. де Бальзака «Шагреневая кожа» (1831), входящей в «Человеческую комедию» (раздел «Философские этюды»). Р. де В.- фигура автобиографическая; этим образом Бальзак как бы подсказал свою собственную судьбу: он укоротил себе жизнь непосильным литературным трудом и «сгорел» так же, как и его герой; впрочем, без всякого влияния волшебного талисмана. Среди литературных прообразов Р. де В.- Фауст Гете или Мельмот Скиталец Ч.Метьюрена - герои

Князь Андрей - один из главных героев романа «Война и мир», на примере которого автор показывает нам жизнь и искания передовой части дворянства первой половины XIX века. Отношение Толстого к своему герою очень сложное: наряду со многими положительными качествами в князе Андрее есть нечто такое, что заставляет читателя задуматься о его дальнейшей судьбе. Сцена отъезда князя на войну 1805 года подтверждает это.Во-первых, князь Андрей идет воевать не потому, что считает Наполеона «антихристом», как

Раскольников Родион Романович – главный герой романа. Романтик, гордая и сильная личность. Живет в Петербурге на съемной квартире. Крайне беден. Бывший студент юридического факультета, который он оставил из-за бедности и своей теории. Сознание героя мучают два вопроса: «позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство?» и «Тварь ли я дрожащая или право имею». Чтобы разрешить их, Раскольников убивает старуху-процентщицу и, случайно, ее

Булгаков "Мастер и Маргарита" - сочинение "Сцена в варьете"

Образ дьявола — нередкое явление в произведени-ях мировой классики. Свое осмысление ему давали Гете, Лесаж, Гоголь и другие. Традиционно дьявол выполняет две миссии: искушает и наказывает чело-века.

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» дья-вол появляется, чтобы проверить, «изменились ли го-рожане внутренне». Огромное значение для ответа на этот вопрос имеет сцена в варьете. Свита Воланда демонстрирует различные чудеса, и столкновение с фан-тастикой обнажает многие людские пороки. Для на-чала Фагот демонстрирует фокус с колодой карт. Вос-хитив зрителей, он во всеуслышание сообщает, что карты находятся «в седьмом ряду у гражданина Пар-чевского, как раз между трехрублевкой и повесткой о вызове в суд по делу об уплате алиментов гражданке Зельковой». Парчевский становится «весь пунцовый от изумления», ведь его подлинная натура до того была скрыта под маской благопристойности. Фагот на этом не успокаивается и доводит до сведения публи-ки, что Парчевский — большой поклонник игры в покер.

Одним из кульминационных моментов в эпизоде является «выпадение» денежного дождя. Неожидан-но из-под купола начинают лететь в зал деньги. Полно иронии авторское описание реакции публики на та-кие «осадки». Кто-то ползает в проходе, кто-то с нога-ми поднимается на кресло и принимается ловить бу-мажки. Люди начинают бросаться друг на друга, стремясь каждый набрать как можно больше денег. Ведь их не нужно зарабатывать, они явились неожи-данно, сами по себе, их можно тратить на что угодно, и быть от этого совершенно счастливым.

Далее воландовская свита решает удивить публику тем, что отрывает голову конферансье Бенгальскому. Тут-то зрители и проявляют жалость и сочувствие, все еще свойственные им, умоляя артистов простить незадачливого конферансье. Воланд делает о них вы-вод: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это все-гда было. . . Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны. . . ну что ж. . . и мило-сердие иногда стучится в их сердца. , обыкновенные люди. . . в общем, напоминают прежних. . . квартирный вопрос только испортил их. . ».

На этом искушение публики не заканчивается: на сцене варьете открывается дамский магазин. Сначала несмелые, а потом охваченные страстью женщины начинают хватать в фантастическом магазине все подряд, без всякой примерки, независимо от своего размера и вкуса. Находится даже мужчина, который боится упустить шанс и, ввиду отсутствия жены, так-же начинает набирать женскую одежду.

К сожалению, все удачные приобретения позже тают на дамах, и это имеет символическое значение. Обнажение тел здесь равнозначно обнажению души, продемонстрировавшей алчность, вещизм, жад-ность. Людьми управляют корыстные, сиюминут-ные желания.

С требованием немедленно разоблачить фокусы выступает «почетный гость» вечера, председатель акустической комиссии московских театров Аркадий Аполлонович Семплеяров. Но разоблачают его само-го. Он оказывается вовсе не столь почетным челове-ком, каким представлял себя другим. Вместо заседа-ний акустической комиссии Семплеяров, как обнару-живается, посещает артистку разъездного районного театра Милицу Андреевну Покобатько, которая, бла-годаря проявленному Семплеяровым расположению, получает свои роли.