Про чичикова из мертвых душ. Характеристика и образ чичикова в поэме мертвые души гоголя сочинение. Страсть к накоплению денег

Поэма «Мертвые души» является одним из са-мых замечательных произведений русской литера-туры. Великий писатель-реалист Н.В. Гоголь пока-зал всю современную Россию, сатирически изобра-зив поместное дворянство и губернское чиновниче-ство. Но в поэме есть и совершенно новый герой в русской литературе, представитель нарождающего-ся класса «приобретателей». В образе Павла Ива-новича Чичикова Гоголь вывел на всеобщее обозре-ние черты «рыцаря копейки».

Чичиков с первого взгляда производит впечат-ление скользкого, многоликого человека. Это подчер-кивается внешностью: «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Чичиков, словно хамелеон, постоянно меняет-ся. Он способен придавать своему лицу нужное вы-ражение, чтобы казаться приятным собеседником. Говоря с чиновниками, герой поэмы «очень искусно умел польстить каждому». Поэтому он быстро заво-евывает в городе необходимую репутацию. Общий язык Чичиков находит и с помещиками, у которых покупает умерших крестьян. С Маниловым он выг-лядит особенно любезным и обходительным чело-веком, чем и очаровывает хозяина. У Коробочки, Ноз-древа, Собакевича и Плюшкина Чичиков ведет себя в соответствии с обстановкой и к каждому умеет най-ти подход. Только Ноздрева он не поймал в свои сети. Но эта была единственная неудача Чичикова.

Все свое умение обворожить человека пускает он в ход, чтобы добиться результата. А цель у него одна - богатство, и ради этого Павел Иванович го-тов лицемерить, часами тренируясь у зеркала. Глав-ное для него- деньги. Они нужны герою поэмы не сами по себе, а как средство дальнейшего накопле-ния. Еще в детстве Чичиков хорошо усвоил наказ отца угождать начальникам, дружить «с теми, кто побога-че» и беречь «копейку». Запали в душу мальчика от-цовские слова: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкою».

Обладая большим умом «со стороны практичес-кой», Чичиков начал копить деньги в школе, нажива-ясь на товарищах и отличаясь особой скупостью. Уже в те годы проявилась душа этого «приобретателя». Обманом, подхалимством Чичиков пробивал себе дорогу, не останавливаясь ни перед чем. Он хитрит, обворовывает государство, «надувает» коллег. Взя-точничество становится его стихией.

Постепенно аферы Чичикова приобретали все больший размах. От скромного повытчика до тамо-женного чиновника прослеживает Гоголь путь свое-го героя. Любыми путями он стремится увеличить состояние. Сразу хватается герой за идею покупки «мертвых душ». Предпринимательский талант Чичи-кова не согласуется с нравственными нормами. Для него нет никаких моральных устоев. Чичиков с радо-стью заключает: «А теперь же время удобное, не-давно была эпидемия, народу вымерло, славу Богу, немало». На человеческом горе, на чужих смертях он строит свое благополучие.

Чичиков- такое же порождение времени, как Онегин или Печорин. Об этом писал Белинский, от-мечая, что «Чичиков, как приобретатель, не меньше, если не больше Печорина, - герой нашего времени». Этого героя со всей силой своего мастерства пока-зывает Гоголь в замечательной поэме «Мертвые души», ставшей образцом обличительной сатиры. Образ Чичикова должен служить предостережени-ем тем, кто пытается разбогатеть любым способом, превращаясь в безжалостного хищника

«Вся Русь явится в нем», - сказал о своем произведении «Мертвые души» Н. В. Гоголь. Отправляя своего героя в дорогу по России, автор стремится показать все, что свойственно русскому национальному характеру, все, что составляет основу русской жизни, историю и современность России, пытается заглянуть в будущее... С высоты своих представлений об идеале автор судит «всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь», проницательный взгляд Гоголя исследует быт русских помещиков, крестьян, состояние душ людей. Широкая типизация образов поэмы стала предпосылкой того, что имена многих героев Гоголя стали нарицательными. И все же Гоголя можно было бы почитать за гения заодно лишь создание образа «милейшего человека» Павла Ивановича Чичикова. Что же за человек этот Чичиков? Автор подчеркивает, что прошло время добродетельных героев, а потому показывает нам… подлеца.

Происхождение героя, как говорит автор, «темно и скромно». Родители его - обедневшие дворяне, и отец, отдавая Павлушу в городское училище, может оставить ему лишь «полтину меди» да мудрый наказ: угождать Учителям и начальникам и, главное, беречь и копить копейку. Еще в детстве Павлуша обнаруживает огромную практичность. Он умеет во всем себе отказывать, лишь бы скопить хотя бы небольшую сумму. Он угождает преподавателям, но только до тех пор, пока зависит от них. Окончив училище, Павлуша уже не считает нужным помочь спившемуся учителю.

Чичиков убеждает себя, что в нем нет «привязанности собственно к деньгам для денег». Деньги - средство для достижения жизни «во всех довольствах». С горькой иронией замечает автор, что герой поэмы даже хотел бы иногда помочь людям, «но только, чтобы не заключалось это в значительной сумме». И вот постепенно стремление к накопительству заслоняет для героя важнейшие нравственные принципы. Обман, взяточничество, подлость, махинации на таможне - вот те средства, с помощью которых Павел Иванович старается обеспечить достойное существование себе и своим будущим детям. Неудивительно, что именно такой герой задумывает фантастическую аферу: покупку «мертвых душ» с целью заклада их в казну. Его уже давно не интересует моральный аспект подобных сделок, он полностью оправдывает себя тем, что «пользуется от избытков», «берет там, где всякий брал бы».

Надо отдать герою должное. Он не пользуется протекциями, не хватает звезд с неба; все, чего он добивается, - результат упорного труда и постоянных лишений. Более того каждый раз, как на горизонте появляются контуры удачи, на голову героя обрушивается очередное бедствие. Гоголь отдает должное «неодолимой силе его характера», ибо понимает, как тяжело русскому человеку «набросить узду на все то, что хотело бы выпрыгнуть и погулять на свободе».

Чичиков не только неутомим в изобретении хитроумных планов. Весь его облик уже приспособлен к тому, чтобы было проще «копить копейке». В его внешности нет ярких черт, он «не слишком толст, не слишком тонок», «не красавец, но и не дурной наружности». Чичиков прекрасно знает людей и с каждым говорит на понятном собеседнику языке. Чиновников он покоряет «приятностью светского обращения», Манилова очаровывает слащавым тоном, Коробочку умеет припугнуть, с Ноздревым играет в Шашки на души умерших крестьян. Даже с избегающим общения с людьми Плюшкиным Чичиков находит общий язык.

Чичиков являет собой новый для русской действительности тип дельца-предпринимателя. Но это не значит, что Гоголь исключает его из ряда литературных ассоциаций. Иногда Павел Иванович напоминает романтического светского героя, который «…готов был отпустить ответ, вероятно, ничем не хуже тех, какие отпускают в модных повестях…». Во-вторых, в Павле Ивановиче есть нечто от образа романтического разбойника (по слухам, он врывается к Коробочке «вроде Ринальд Ринальдина»). В-третьих, городские чиновники сравнивают его с Наполеоном, которого «выпустили» с острова Елены. Наконец, Чичиков отождествляется даже с Антихристом. Конечно, такие ассоциации пародийны. Но не только. Самое страшное, по мнению Гоголя, заключается в том, что появление такого героя говорит, что порок перестал быть величественным, а зло - героическим. Чичиков - это антигерой, антизлодей. Он воплощает лишь прозу авантюризма ради денег.

Конечно, не случайно чиновники сравнивают Чичикова с капитаном Копейкиным. В рамках сюжета это сравнение комично (почтмейстер не обращает внимания на то, что у Чичикова на месте руки и ноги), но для писателя оно имеет огромное значение, не зря даже фамилия благородного капитана созвучна чичиковскому «копи копейку». Герой войны 1812 года олицетворяет романтическую эпоху недавнего прошлого, но теперь время окончательно измельчало, и его героями стали Чичиковы. И страшнее всего то, что в жизни они воспринимаются людьми так же, как в поэме. Их называют интересными, ими все довольны. А потому Гоголь считает необходимым заглянуть им поглубже в душу, обнаружить их «сокровеннейшие мысли», то, что «ускользает и прячется от света».

Но тем не менее именно Чичиков в поэме - один из немногих «людей пути», которым, по мнению Гоголя, суждено было возродиться. Да, цель героя мелочна, но движение к ней лучше, чем полная неподвижность. Впрочем, второй том поэмы, в котором герой должен был прийти к очищению души, так и не был опубликован.

Социальная почва, на которой процветали Чичиковы, давно разрушена. А зло накопительства продолжает опутывать человечество. Не потому ли образ Чичикова можно считать гениальным открытием Гоголя?

Каждая глава расширяет наше представление о возможностях Чичикова и приводит к мысли о поразительной его изменчивости: с Маниловым он приторно – любезен, с Коробочкой – мелочно – настойчив и груб, с Ноздревым – напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет своим «великодушием».

Чичиков – великолепный актер, ради своей цели дающий у каждого помещика представление в его вкусе. Он не мог сыграть роль, любезную Ноздреву. Значит, дело тут не в талантливом перевоплощении. Может быть, Чичиков – дальновидный психолог, способный видеть все изгибы человеческой души? Но тогда бы он не разбудил скупую подозрительность Коробочки, не обманул бы в Ноздреве, не спровоцировал бы ревность губернских да… Что позволяет же Чичикову так быстро и удачно приспособиться к каждому из своих собеседников?

Присмотримся к Чичикову в те моменты, когда он остается наедине с самим собой, когда ему нет нужды маскироваться и изменять себя ради приспособления. Вот Чичиков осматривает город N: «Дорогою оторвал прибитую к столбу афишу, с тем чтобы, пришедши домой, прочитать хорошенько», а прочитав. «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось». Это собирание ненужных вещей, тщательное хранение хлама напоминает привычки Плюшкина.

Чичиков на собрании у полицмейстера размечтался в совершенно маниловском духе, хотя рядом с ним не Манилов, а Собакевич: «Чичиков никогда не чувствовал себя в таком веселом расположении, воображал себя уже настоящим херсонским помещиком, говорил об разных улучшениях: о трехпольном хозяйстве, о счастье и блаженстве двух душ – и стал читать Собакевичу послание в стихах Вертера к Шарлоте, на которое тот хлопал глазами».

С Маниловым Чичиков сближает и неопределенность, из-за которой все предположения на его счет оказываются одинаково возможными. Ноздрев замечает, что Чичиков похож на Собакевича: «…никакого равнодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич». И в самом деле, подозрительность и расчетливость Чичиков обнаруживает не только в присутствии Собакевича. А знаменитая шкатулка Чичикова! Все в ней разложено с мелочной педантичностью, точь-в-точь как в комоде Настасьи Петровны.

В характере Чичикова есть маниловская любовь к фразе, к «благородному» жесту, и мелочная скаредность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубая прижимистость, холодный цинизм Собакевича, и скопидомство Плюшкина. Чичикову легко оказаться зеркалом любого из этих собеседников, потому что в нем есть все те качества, которые составляют основу их характеров. И эта «многогранность» Чичикова, родственность его «мертвым душам помещиков позволяет сделать его главным героем поэмы. Характер Чичикова, а не только его афера объединяют главы «Мертвых душ».

Однако успех Чичикова объясняется не только «сложным составом» его личности. Его афера поддерживается всеобщим беспорядком в стране, бедственным положением крестьян: «А теперь же время удобное, недавно была эпидемия, народу вымерло, слава Богу, не мало. Помещики попроигрывались в карты, закутили и промотали как следует, все полезли в Петербург служить: имения брошены, управляются с каждым годом труднее, так мне с радостью уступит их каждый, уже потому только, чтобы не платить за них подушных денег…».

В Чичикове «все оказалось, что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых играх». «Разумной волей» Чичиков усмиряет свою кровь, которая «играла сильно», избавляется от жизни человеческих чувств почти совершенно. Идея успеха, предприимчивость, практицизм заслоняют в нем все человеческие побуждения. Отличаясь от помещиков действенностью, он тоже «мертвая душа». Ибо и ему недоступна «блистающая радость» жизни.

Счастье этого героя основано не на любви, а на деньгах. Гоголь замечает, что в Чичикове нет тупого автоматизма Плюшкина: «В нем не было привязанности собственно к деньгам для денег, им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им, - ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах… Чтобы наконец потом, со временем, вкусить непременно все это, вот для чего береглась копейка…».

«Самоотвержение» и терпение Чичикова позволяют ему постоянно возрождаться. Никакая «громада бедствий» не может похоронить его. Так сложно сочетаются в оценке Гоголя приговор Чичикову, причисление его к «мертвым душам» и сознание, что тип буржуазного дельца практичен, не духовно, весьма жизнеспособен.

Павел Иванович Чичиков - главный герой поэмы "Мертвые души" Николая Васильевича Гоголя.

Чичиков в поэме среднего возраста. Родился в бедной семье. Родители не хотели такой жизни своему сыну, поэтому воспитывали его, прививая способности к добыче денег. Отправляя сына учиться, отец наказывал Павлу угождать учителям, беречь каждую копейку и во многом себе отказывать. Не заводить друзей, так. как толку от них никакого, а дружить только с богатыми, от которых будет польза.

Павел Иванович так и сделал и закончил учебу с хорошими рекомендациями от преподавателей. С одноклассниками он хитрил: делал так, что они с ним делились, а потом им же эти вещи и продавал. Чичиков был очень способным молодым человеком, умным. Однажды смастерил фигурку из воска и продал ее, завел мышку, занялся ее дрессировкой и тоже продал за хорошие деньги. Умел быстро считать арифметику в голове, имел склонности к математическим наукам.

Внешне Чичиков был привлекательным. Немного полным, но в меру. Ему очень нравилось его лицо, особенно подбородок.

Павел Иванович сильно хотел разбогатеть. Но богатства он хотел не для того, чтобы просто оно было. Он хотел от души пользоваться этими благами и жить шикарной жизнью. Хотел обеспечить своих будущих детей и оставить им наследство. После учебы поступил на службу. Всячески угождал начальству, что располагало их к нему. Освоившись, стал брать взятки, про которые узнали, и Чичикову пришлось оставить службу. Сумел скопить много денег, но и с ними тоже ничего не вышло.

Но и после этого Чичиков не сдавался и решился на новую авантюру: скупить мертвые души, а потом продать за хорошие деньги, как живые. У него были хорошо развиты психологические качества. Из-за способности угождать людям, Павел Иванович выучил психологию людей и умел найти подход к каждому. Он тщательно изучил привычки господ из высшего общества и научился применять их к себе. Также он умел мастерски лицемерить, чтобы добиться своей выгоды, выдавая себя за честного и благородного человека. То что Чичиков из простого народа выдавало только его незнание французского.

Несмотря на его качества, присущие только подлым людям, у Павла Ивановича были и обычные. Он был сострадательным человеком, всегда подавал монету бедным. С женщинами он не водился, так как знал, что до добра это не доведет. У Чичикова полностью отсутствовали романтические наклонности. Мысль, кроме как женщина красива, дальше у него не развивалась.

Если просмотреть внимательно поэму, то можно заметить, что у Чичикова присутствуют те же качества, что и у людей, у которых он покупал души. Этим и объясняется то, что он быстро находил с ними общий язык.

Сочинение про Чичикова

Знаменитая поэма писателя относится к тем незабываемым вещам искусства, которые представляют собой обобщение в виде художественных масштабов, направленное на решение проблем жизни человека. Пустота в духовном мировоззрении людей скрывается не только в условиях общества, но и в особенностях склада личности.

По-особому, ярко показал автор одного из таких представителей - Павла Ивановича Чичикова. Отсутствие интереса к жизни данного персонажа подчеркивается тем, что в его духовных поступках не происходит никаких изменений, он весь находится в какой-то суете. Его бричка долго не сходит с какого-то заколдованного круга. Вся жизнь подчинена одной цели- обогащению ради достижения хороших условий. Эта простая мечта и подпитывает его энергию. Главный герой не забывает совет отца о том, что нужно беречь каждую монету. Чичиков перестает сочувствовать людям. Это видно из его жизни. Он бросает учителя, который совсем спился, совершает предательство в отношении руководителя по службе, предается радости высокой смертности крестьян, однако может всем угождать, в особенности высокопоставленным чиновникам.

Обучаясь в училище, Чичиков, благодаря своей опрятности и усердием, становится одним из любимых учеников. На службе также добивается признания начальства. Прибыв в город NN, он также продолжает говорить лестные слова местным чиновникам. Из каждой беседы Павел Иванович берет для себя какую-то выгоду. Даже Гоголь, изображая его образ, подчеркивает некоторую неопределенность в его виде. Так, разговаривая с Маниловым, он предстает перед нами юношей, бесконечно всем восторгающим, а в беседе с Плюшкиным сидит важный господин, который много повидал в жизни. Прямодушие чуждо Чичикову. Ему радостно только от того, что он совершает выгодную сделку. Чичиков даже напевает после того, как он удачно приобрел мертвые души у Плюшкина. Мы видим, что даже речь наполнена пошлыми словами, особенно это представлено в разговоре с Ноздревым о красивой блондинке. Чичиков вынужден совершить бегство из города, но и на этот раз он достиг своей цели, приблизился еще на один шаг к своим счастливым моментам, а все остальное для него не важно.

Подробный анализ героя

Чичикова считают главным образом, вокруг которого ставится сюжет поэмы. Это можно понять с первых страниц, когда автор начинает описывать характер героя и его окружение. Сам Гоголь не был уверен, что Чичиков понравится читателям. Такое заявление кажется абсурдным лишь до того момента, пока Павел Иванович не показывает свою истинную натуру.

Изначально Гоголь показывает положительные стороны Чичикова: его умение вести разговор, направлять его в нужное русло, умение вовремя остановиться или, наоборот же, подметить множество деталей лишь одним метким словом. Это все показывает опыт, воспитанность, благородное поведение и ум персонажа. Все, с кем общался герой, отмечают разные положительные качества его характера.Это наталкивает на мысль, что Павел Иванович мастерски умел подбирать ключи к общению с абсолютно разными людьми, как по возрасту, так и по статусу.

Гоголь считает важным показать в образе героя биографию, в ходе повествования которой отмечает, почему персонаж стал таковым, какой есть сейчас. Построение существующего обличия Чичикова началось еще в детстве, когда отец объяснял маленькому мальчику простые истины, вроде того, что любую копейку нужно беречь. В результате это привело к тому, что Павел Иванович научился находить выгоду во многом. Приведены даже слова о том, что Чичиков промышлял созданием и продажей восковых и красиво выкрашенных снегирей.

Став старше, персонаж учится понимать людей. Хорошо выучив своё институтское начальство, он без труда находить способы общения. В результате ему выдали хороший аттестат с отметкой о надлежащем поведении. Думая о том, что будет с ним дальше, Чичикову было проще всего представить себя в роли богатого и состоявшегося человека.

Скверный характер героя особо проявляется в моменты его службы в разных организациях. Путем взяток и мошенничества, персонаж быстро становится богатым. Но неправильное поведение замечают, его разоблачают быстро и итогом всех дел становится полный провал. После нескольких неудач Чичиков решает: ему нужно приобретать мертвые души.

Чичиков знал о том, что ревизия и подати, которые уплачивают помещики во время её проведения, больно бьет владельцев душ по кошельку. Гораздо дешевле выходит, если считать тех, кто умер во время перерыва между ревизиями, живыми.

Именно поэтому герой оказывает в губернском городе. Его цель – мертвые души. Как только он оказался в городе, пришлось действовать. Он усиленно посещал городские мероприятия, наведывался к чиновникам, знакомился с ними и льстил им. Чичиков пытался выяснить, кто бы мог предоставить ему мертвые души. Это говорит о том, что в образе есть место хладнокровной расчётливости.

Не составило труда для Чичикова обрести здесь друзей. Он умело выстроил нужные ему связи даже с такими личностями, с причудами которых нелегко смириться и понять их. Показывая свои качества мечтателя, Павел Иванович бесплатно получил от Манилова мертвые души, получил их он так же и от Собакевича, и от Коробочки.
«Подлец» - вот что говорит о Чичикове его автор.

И действительно, насколько бы живого и интересного не было добавлено в образ Павла Ивановича, его отрицательные качества никак не остаются в стороне. Эта его «плохая» сторона полностью перекрывает все хорошее, что только можно было бы наблюдать. Эгоизм, нежелания принимать чужую сторону, стремление получить высокий доход и неучастие в делах общественности – вот что главным образом сочетает в себе герой Гоголя Чичиков Павел Иванович. А имеющиеся проявления снисходительного отношения и понимания в редких случаях, умение веселиться – лишь качества, показывающие живого человека.

Гоголь очень умело подчеркнул неопределённость в образе Чичикова, внешне персонаж у него ни толст ни тонок, не красавец и не урод. Характер персонажа довольно не простой, понять его порой сложно. Гоголь тщательно исследуя поступки и мысли героя, наталкивает читателя на мысль, что в рассуждениях Чичикова есть некая справедливость, но в то же время называет его подлецом.

Главным предметом внимания в «Мертвых душах» стал новый в русской литературе тип «хозяина, приобретателя». Цель изображе­ния этого героя - «вперя в него испытующий взгляд, изведать его до первоначальных причин» и снять налет внешней благопристойности:

Все сказалось в нем, что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых делах…

Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его… Спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил. Никогда он не говорил: «вы пошли», но «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку» и тому подобное. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек.

Но не только умением скрыть свои пороки под маской доброде­тели отличается Чичиков от других героев. «Надобно отдать спра­ведливость непреодолимой силе его характера», - пишет Гоголь. Энергия, предприимчивость, деловая сметка как бы приподнимают Чичикова над застывшим миром «мертвых душ». Именно с образом Чичикова были связаны замыслы Гоголя о духовном воскресении и возрождении человека. Отголоски этих идей слышны уже и в пер­вом томе, хотя его Гоголь писал по образцу «Божественной коме­дии» Данте, и Чичиков играет роль Вергилия, проводника в «аду» «мертвых душ».

«Живое » и «мертвое » тесно переплетается в Чичикове. Деньги нуж­ны герою не как цель, а как средство. И хотя Гоголь иронизирует над заботой Чичикова о несуществующих потомках, все же мечты о доме, семье глубоко значимы и для автора. И если Плюшкин своей скаредностью разрушает семью, то Чичиков, как только появляются у него средства, заводит домик и начинает присматривать хозяйку. Стремлением к семейному счастью обусловлено и внимание к губер­наторской дочке. Размышления Чичикова о судьбе девушки перекли­каются с мыслями автора о «первоначальных причинах», об услови­ях формирования характеров:

Она теперь как дитя, все в ней просто, она скажет, что ей вздумается, засмеется, где захочет засмеяться. Из нее все можно сделать, она может быть чудо, а может выйти и дрянь, и выдет дрянь1.. Откуда возьмется и надутость, и чопорность, станет ворочаться по вытверженным наставлениям, станет ломать голову и придумывать, с кем, и как, и сколько нужно говорить, как на кого смотреть, всякую минуту будет бояться, чтобы не сказать большие, чем нужно, запутается наконец сама, и кончится тем, что станет наконец врать всю жизнь, и выдет просто черт знает что!

Чичиков - единственный герой, чья жизнь предстает не отдель- ными эпизодами, а последовательно, шаг за шагом. Правда, в самой поэме Чичиков предстает и действует как уже сложившийся харак­тер, но в экспозиции (11 глава) показано его становление.

Анализируя 11 главу, обратите внимание на то, как осваивал Чичиков «науку жизни », выделите основные этапы развития ха­рактера:

Происхождение («Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители его были дворяне, но столбовые или личные - Бог ведает»);

Детство («Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно., ни друга, ни товарища в детстве!»);

Наставления отца («Смотри, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам.. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными… а больше всего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете… копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был»);

Учеба в училище («Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощение, потом продавал им же»);

Служба в казенной палате;

Работа на таможне;

Идея о скупке «мертвых душ» («Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу1»)

Дополните предложенные примеры анализом 11 главы.

В нем типичность психологии Чичикова - «приобретателя»? Сравните его высказывания с рассуждениями чиновников в «Реви­зоре »:

Кто же зевает теперь на должности? - все приобретают. Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру, пользовался я от избытков, брал там, где всякий брал бы; не воспользуйся я, другие воспользовались бы.

Какая сторона характера Чичикова раскрывается в эпизоде с губернаторской дочкой? Обратитесь к тексту 8 главы, рассмот­рите поведение героя на балу. Почему Чичиков отступает от своей роли «угождать всем людям без изъятья», ведь он «очень искусно умел польстить каждому »?

Обратите внимание на детали (речь, формы поведения), кото­рые не только доказывают способность Чичикова «польстить каждому», но показывают перевоплощение героя, умение гово­рить с каждым на его языке:

Прощание с Маниловым:

«Здесь, - тут он положил руку на сердце, - да, здесь пребудет приятность времени, проведенного с вами. И поверьте, не было бы для меня большего блаженства, как жить с вами если не в одном доме, то по крайней мере в ближайшем соседстве… О, это была бы райская жизнь! Прощайте, почтеннейший друг!»

Беседа с Собакевичем:

Пожалуйте только расписку.

Хорошо, дайте же сюда деньги!

На что ж деньги? У меня вот они в руке! Как только напишете расписку, в ту же минуту их возьмете.

Да позвольте, как же мне писать расписку? Прежде нужно видеть деньги!

О разговоре с Коробочкой:

Здесь Чичиков вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта.

К каким эпизодам поэмы отсылает Гоголь читателя в объясне­нии характера героя? Есть ли общее у Чичикова с такими «приоб­ретателями», как Коробочка, Собакевич? Только ли на «среду» возлагает автор вину за героя - «подлеца»? Сопоставьте раз­мышления о страстях человеческих с рассуждениями о пути чело­века, о молодости и старости, вспомните, к чему призывает Гоголь молодых людей. Какие черты Чичикова могут быть зало­гом возможного воскресения? Как в гоголевском мире соотносятся среда, человек, «небеса»} Ответьте на вопросы, опираясь на ана­лиз образа Чичикова:

Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. При­обретение - вина всего; из-за него произвелись на свет дела, которым свет дает название не очень чистых… Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, все вначале покорны человеку, и потом уже становятся страшными властелинами его… И, может быть, в сем же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес.

«Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообраз­ная куча! Вся Русь явится в нем!» - писал Гоголь Жуковскому. Насколько удалось писателю выполнить поставленную задачу} Насколько полно явилась в «Мертвых душах» «вся Русь»} Сопо­ставьте образ Руси в эпическом повествовании и лирических от­ступлениях.

И безыменные страданья..

Дорогая мамочка, сегодня ровно три месяца, как ты поцеловала меня и уехала в твою важную командировку. Не думай, все у нас хорошо, мы с папой уже почти научились готовить завтрак и убирать за собой

  • Значение Слова о полку Игореве в русской литературе сочинение
  • Сочинение по произведению Повесть о настоящем человеке (Полевого)

    В 1946 году в свет выходит повесть советского автора Бориса Николаевича Полевого «Повесть о настоящем человеке». Она рассказывает потрясающую историю лётчика, который во время Великой Отечественной войны

  • Меню статьи:

    Часто так бывает, что нам мало знать о поступках или мнении другого человека, мы хотим иметь о нем полное представление, даже тогда, когда его внешние данные никаким образом не влияют на его род деятельности либо же не имеют отношения к предмету обсуждения. Эта закономерность имеет свои основания. Часто, всматриваясь в лицо человека, мы пытаемся причитать нечто сокровенное, то, о чем он не стремится рассказывать. Поэтому внешность любого персонажа имеет важное место для сопоставления его характеристик и поступков.

    Кто такой Чичиков

    Павел Иванович Чичиков – это бывший чиновник «осмотрительно-охлажденного характера».
    До последней главы произведения многие факты биографии и происхождения Павла Ивановича для нас остаются сокрытыми, о некоторых моментах мы можем догадываться исходя их намеков героя и только прочитав последние страницы, мы узнаем истинную картину.

    Чичиков незнатного происхождения. Как он сам говорит «без роду и племени». И это не преувеличение. Родители его действительно были простыми людьми, этот факт смущает Павла Ивановича, но, все же, в некоторых моментах он делает об этом упоминания в обществе, ссылаясь на то, что такая позиция в обществе поможет расположить к себе помещиков и те станут сговорчивее. Несмотря на свое незнатное происхождение, Павлу Ивановичу удалось стать человеком «блестящего образования», но «по-французски Чичиков не знал вовсе» (это привилегия аристократов). Особенно ему давались точные науки, он быстро и легко произвести в уме подсчет – « был в арифметике силен».

    Страсть к накоплению денег

    Суждение о том, что события, произошедшие в детстве должным образом влияют на характер, процесс становления принципов и моральных устоев человека, уже давно перешел из разряда предположений, в разряд аксиом. Подтверждение этому мы находим и у Чичикова.

    Проработав должное время коллежским чиновником, он ушел в отставку и всерьез начал искать способ для обогащения. К слову, мысль о необходимости улучшить свое материальное положение никогда не покидала Павла Ивановича, несмотря на то, что зародилась в нем с раннего возраста.

    Причиной этому было незнатное происхождение главного героя и пережитая бедность в детские годы. Это подтверждается в последних абзацах произведения, где читатель может наблюдать картину отправления юного Чичикова на учебу. Родители горячо и трепетно с ним прощаются, дают советы, которые помогли бы их сыну занять боле выгодное положение в обществе:

    «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

    Гоголь не изображает детально жизнь родителей Павла – несколько выхваченных фактов не дают полной картины, но Николаю Васильевичу удается добиться понимания у читателей, того, что родители были люди честные и добропорядочные. Они ощутили на себе всю тягость заработка на кусок хлеба и не хотят, чтобы их сын также тяжело работал, поэтому и дают ему такие необычные рекомендации.

    Чичиков старается соблюдать советы родителей изо всех сил. И поэтому, ему удается добиться существенных результатов, но не настолько высоких, как ему хотелось.

    Он научился зарабатывать деньги и копить их, отказывая себе во всем, чем только мог. Правда, его заработок основывался, на несправедливом и коварном способе: в поведении с одноклассниками он смог обставить ситуацию так, что «они его угощали, а он, припрятав полученное угощенье, потом продавал им же». «Особенных способностей к какой-нибудь науке в нем не оказалось», но зато он умело мог мастерить, так, например, он слепил из воска снегиря и сумел его продать по хорошей цене. Он умел общаться с животными, у него просматривался талант к дрессировке животных. Павлуша – поймал мышь и научил ее нескольким трюкам: она «становилась на задние лапки, ложилась и вставала по приказу». Такую диковинку тоже удалось продать за приличную суму.

    О том, как повлияла на Чичикова смерть отца, Гоголь не говорит. Единственное, что сообщает он читателю, это то, что Павлу досталось после отца «четыре заношенные безвозвратно фуфайки, два старых сюртука, подбитых мерлушками, и незначительная сумма денег». И добавляет саркастический комментарий – отец с радостью давал советы на предмет обогащения, но сам не смог накопить ничего.

    Дальнейшая его жизнь проходила по этому же принципу – он упорно копил деньги – «все, что ни отзывалось богатством и довольством, производило на него впечатление, непостижимое им самим». Но экономная жизнь не позволяет ему накопить большой капитал, и этот факт его очень огорчает – он решается обогатиться любым способом. Со временем, лазейка была найдена и Чичиков спешит ней воспользоваться, пытаясь обогатиться обманным путем. Для этого он путешествует по селам и пытается скупить у местных помещиков «мертвые души», чтобы потом, выдав их за реально живущих людей, продать по более выгодной цене.

    Внешность и черты характера

    Павел Иванович – статный мужчина среднего возраста и «приятной наружности»: «ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

    В нем всего в меру – если бы он был немного полнее – это было бы перебор и значительно портило его. Сам Чичиков тоже находит себя привлекательным. По его мнению, он обладатель красивого лица с необычайно красивым подбородком.

    Он не курит, не играет в карты, не танцует и не любит быструю езду. Фактически все эти предпочтения связаны с избеганием финансовых затрат: табак стоит денег, к этому еще о добавляется страх того, что «трубка сушит», в карты можно значительно проиграться, для того чтобы танцевать, нужно сперва этому обучится, а этот тоже растраты – а это не впечатляет главного героя, он старается скопить как можно больше, ведь «копейка любые двери открывает».



    Тот факт, что Чичиков имеет неблагородное происхождение, позволило ему наметить себе идеал человека приближенного к высшему обществу (он прекрасно знает, чем, кроме финансового и социального положения выделяются аристократы, что в первую очередь бросается в глаза и впечатляет людей).

    В первую очередь Чичиков – бесспорный педант и чистоплюй. Он очень принципиален в плане гигиены: когда нужно было умываться, он «чрезвычайно долго тер мылом обе щеки», вытирал влажной губкой все тело, «что делалось только по воскресеньям», усердно истреблял вылезшие из носа волосы. Это оказывает необычайно положительное впечатление на уездных помещиков – они очень удивлены такими привычками, считаю их признаком высшего общества.



    Следующие качества, которые его заметно выделяют из толпы – это знание и понимание основ психологии и умение польстить человеку. Его похвалы всегда знают меру – их не много и не мало – как раз столько, чтобы человек не заподозрил обман: «он очень искусно умел польстить каждому».

    По долгу службы и, взирая на происхождение, Чичиков ставал свидетелем разнообразных сцен, он смог изучить типы поведение разных людей и теперь в общении легко находил ключ к доверию любого человека. Он прекрасно понимал что, кому и в какой форме нужно сказать, чтобы человек перестал к нему относится с недоверием: он, «знавший в самом деле великую тайну нравиться».

    Чичиков человек исключительного воспитания и такта в общении. Его многие находят прелестным, он обладает « обворожительными качествами и приемами», а его поведение в обществе восхищает: «не любил допускать с собой ни в каком случае фамильярного обращения».

    Его старания в области лести не проходят даром. Помещики, да и сам губернатор города N в скором времени отзываются о нем, как о человека самых чистых помыслов и стремлений. Он для них идеал, пример для подражания, все готовы поручиться за него.