Отзыв о музее льна и бересты в костроме. Кострома: Музей льна и бересты

Музей льна и бересты находится в Костроме, на улице Терешковой. Музей был организован 9 сентября 2005 года. Здесь соединены в единое целое, на первый взгляд, несовместимые вещи – береста и лён. Музей был создан уроженкой Костромы Забавиной Натальей Павловной. Сегодня – это одна из наиболее посещаемых достопримечательностей Костромы.

Сказочный теремок окружен зелёными лужайками, яркими цветниками, ручейком, причудливо изогнутыми мостиками, радующими взгляд гостей музея.

Экскурсия по музею льна и бересты начинается с зала льна. Здесь гости музея могут своими глазами увидеть весь процесс чудесного превращения соломы и в крестьянскую одежду. Льноводство, прядение и ткачество – это исконные промыслы населения Костромы. Уровень ткачества был достаточно высоко развит. Широко применялись различные приемы кручения нитей и формирования из них шнурков для украшения предметов одежды. Археологический материал, представленный в музее, свидетельствует о том, что уже с 10 века ткали на вертикальном ткацком стане.

Лен являлся основным материалом, который использовался для пошива одежды. Усцинка и полотно шли на женские мужские рубахи, убрусы и полотенца. Для верхней одежды использовалась грубая ткань – вотола. Рубаха изо льна составляла основу женского костюма, поверх нее в праздничные дни одевали богатую рубаху, украшенную по рукавам и подолу разноцветной тесьмой с охранительными узорами.

В зале льна не обделено вниманием не только ручное, но и фабричное производство этого материала. Особое развитие в Костроме оно получило в середине 19 века «Михинская», «Зотовская», «Кашинская» - так до сегодняшнего дня костромичи называют современные текстильные комбинаты, которые расположены в корпусах, построенных в конце 19 - начале 20 веков. Первая льнопрядильная фабрика была основана московскими купцами А.А. и К.А. Зотовыми в 1859 году. На фабрике изготавливали белые и суровые полотна, коломенку, равендук, рогожку, скатерти, салфетки, носовые платки, полотенца, мешочное полотно и другие.

Одежда - интересное направление этнографического исследования, широко представленное в музее. На выставке представлены сарафаны различных типов; распашные косоклинные, глухой косоклинный, круглые кубовый и пестрядинный, шелковые сарафаны с шугаями, а также женские рубахи и рукава. Интересными экспонатами музея являются головные уборы.

В зале бересты посетителей, прежде всего, привлекают персонажи из русских сказок, которые выполнены в технике плетения из бересты. Экскурсовод начинает свой рассказ с повествования о традициях изготовления старинных изделий из бересты: лукошек, поршней, пестерей, лопатошников, собранных в этнографических экспедициях по Костромскому краю.

Берестяных предметов здесь представлено достаточно много. Наиболее просты в изготовлении изделия, выполняемые из куска бересты. Некоторые можно сделать прямо в лесу - берестянки, ковшики, ложки. Изготовление же туесов, набирух, коробов требует особенных знаний и определенных навыков. Особое место среди изделий из бересты занимают плетеные изделия. Они изготавливаются из берестяной ленты, которую нарезают из пласта бересты или снимают с березы спиралеобразным способом.

Помимо старинных изделий в этом зале представлены работы из бересты современных мастеров, которые продолжают традиции древнего ремесла: Гаврикова А. Ю., Забавиной Н.П., Семеновой Г. Н., Дырмовского В.П. и других.

В музее льна и бересты каждый желающий может пройти мастер-класс по изготовлению берестяного сувенира своими руками, на котором можно научиться работе с берестой и сделать памятный подарок с символом Костромы. Другие мастер-классы посвящены изготовлению куклы-оберега и ткачеству.

Посетители музея могут также приобрести на память подарок изо льна или бересты в сувенирном отделе, где в широком ассортименте представлены украшенные уникальной авторской росписью и тиснением туеса, хлебницы, шкатулки, игрушки, обереги и многое другое. Многие изделия этого отдела изготовлены в мастерской музея.

Отдельный зал музея – это выставка-продажа современных изделий изо льна. Здесь можно увидеть и приобрести всё, чем богата современная "льняная " Кострома: салфетки и скатерти, полотенца и постельное бельё, сарафаны и платья, народные рубахи, шитая и вязаная мужская, женская и детская одежда.

Музей льна и бересты в Костроме (Кострома, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Музей льна и бересты - это один из тех музеев, которые можно найти только в таких старых городах, как Кострома. Если смотреть мимоходом, береста и лен кажутся не слишком родственными вещами, но если вспомнить, что наши далекие предки носили практически только льняную одежду, а лапти долго были на Руси единственным общедоступным видом легкой обуви, то все встает на свои места.

Музей этот частный, создан он в 2005 г. женщиной - местной жительницей, увлеченной этими двумя материалами и умеющей с ними обращаться. Работают там в основном такие же увлеченные энтузиасты, а это применительно к музею всегда обещает что-то интересное - увлеченность, как известно, заразительна. В этом случае заразиться можно сразу же, не выходя из музея, - при нем открыты учебные мастер-классы по старинным народным промыслам.

Экспозиция

Музей состоит из четырех отделов.

Первый зал - зал льна. Если вы никогда не видели, как прядут, ткут или никогда не видели веретено, так сказать, живьем, а не на картинке - обязательно сходите. Здесь много льняных предметов, например, полотенец и другого текстиля, предметов для обработки льна и многого другого.

Особая часть экспозиции - коллекция традиционных русских костюмов, русских сарафанов разного покроя и фасона, рубах и прочего и отдельно - коллекция традиционных головных уборов.

В музее показывают не только экспонаты, но и технологи: мастерицы прямо в зале прядут нить из льняной кудели, которую делают из льняной соломы, потом ткут - это тоже делали в старину разными способами, и на это здесь можно посмотреть. Да и ребенку тоже будет интересно увидеть, как из пучка травы получается рубашка.

Второй зал - зал бересты. Из нее делали в старину не только лапти, но и огромное количество самой разной домашней утвари. Образцы ее можно посмотреть в этом зале.

Мастер-классы и мастерская

Отдельную часть музея занимают классы. Тут можно пройти мастер-класс по основам работы с берестой, ткачеству и изготовлению традиционных кукол.

Четвертый отдел - выставка-продажа льняных изделий. Кострома славится производством льна вот уже четыре столетия, так что все вполне разумно. Но самое интересное в магазине - не фабричные салфетки, их в общем-то и в любом другом месте можно найти, а изделия местной мастерской.

Практическая информация

Адрес: г. Кострома, ул. Терешковой, дом 38.

Время работы: с октября по апрель с 9:30 до 17:00 в будние дни и с 9:30 до 18:00 в выходные, выходной день - понедельник. В праздничные дни и во время школьных каникул музей работает ежедневно. В летний период (с 1 мая по 30 сентября) музей открыт с 9:30 до 18:00 без выходных.

Стоимость билетов: 100 RUB для взрослых, 50 RUB для детей.

Стоимость экскурсии - 250 RUB за группу (30 мин.), стоимость всех мастер-классов - 150 RUB с человека (45 мин.).

Цены на странице указаны на август 2018 г.

Отличаясь душевной и уютной обстановкой Музей льна и бересты собрал в своих залах милые экспонаты, в изготовлении которых каждый сможет поучаствовать лично.

Основанный в 2005 году костромчанкой Натальей Павловной Забавиной, этот уникальный музей заслужил всеобщую любовь, став в одном ряду с популярными Костромскими достопримечательностями (к примеру, ).

И дело не столько в умело созданной экспозиции, в которой изделия из бересты гармонично уживаются с льняными экспонатами, сколько в возможности прикоснуться к приглянувшимся изделиям, принять участие в их изготовлении. В стенах чудо-терема, окруженного садом, посетителей познакомят со старинными народными промыслами, научив пользоваться прялкой и объяснив принцип берестяного плетения.

Ведь основная концепция музея не ограничивается демонстрацией богатой коллекции уникальных изделий из природных материалов. В отличие от большинства подобных заведений, Музей льна и бересты позволяет всем желающим «прикоснуться» к старинной технике создания представленных здесь работ.

И хотя в первую минуту может показаться, что все эти вещи нам не слишком близки, достаточно вспомнить быт наших далеких предков (русичи издавна носили льняную одежду и лапти, являвшиеся единственной доступной разновидностью легкой обуви), как все сразу станет на место.

А какой восторг у подрастающего поколения вызывает экскурсия по Музею льна и бересты, больше напоминающая интересную, красивую и познавательную театральную постановку с одетым в национальный наряд экскурсоводом, в качестве единственного действующего лица.

Музей льна и бересты. Льняной промысел

Позволив себе сполна насладиться Музеем льна и бересты, туристы обычно присоединяются к организованной экскурсии.

А начинается она с так называемого «зала льна», в котором льняная солома совершенно невероятным образом (по меркам современного человека) превращается в великолепную рубаху, образца прошлого века.

Так, присев за старинную прялку мастерица творит «обыкновенное» чудо – весело крутится веретено, а умелые пальчики аккуратно вытягивают из кудели льняную ниточку.

Следует отметить, что льняная экспозиция – нечто большее, чем старорусские одеяния. Среди прочих интересных экспонатов в зале выставлены современные ткани, всевозможная одежда, скатерти, салфетки, обереги, тряпичные куклы, панно, гобелены и традиционные русские головные уборы, костюмы, сарафаны и рубахи различного фасона и кроя.

Неспроста ведь лен на Руси назывался «северным шелком» и являлся доминирующим продуктом российского экспорта. Под его посев раньше отводилось около 1 млн. га плодородных почв, что позволяло одевать и кормить целые поколения.

Считалось, что лен (особенная для русичей культура) – всему душа, лечившая и согревающая не только телесно, но и душевно. Он использовался в производстве одежды (в том числе и защитной), предметов интерьера, пожарных рукавов и мягкой тары. Из него же изготавливались художественные холсты, двунитка для рукавиц и красивые ковры.

При этом костромские умельцы еще с древнерусских времен возвели ткацкий промысел на достаточно высокий уровень. Древнерусские ткачи знали различные способы кручения нитей, создания из них сложных и простых шнуров, применяемых в качестве декоративных элементов. Ими же были разработаны целые системы ткацких плетений: полотняное, саржевое (на ткани образовывался рисунок из фрагментов полос), «бранная» и «закладная», не забытые и сегодня.

Согласитесь, есть чем гордиться!

Зал бересты

Выслушав интересный рассказ об обработке льна, изучив фабричные и ручные шедевры, экскурсанты переходят во второй зал, посвященный бересте.

Поднявшись по кованой лестнице, гости музея льна и бересты предстают перед берестяными героями русских сказок:

  • волшебный дракон, который просит «положить покрупней»;
  • бычок (скорее всего соломенный) смотрит грустными глазами и просит «покорми меня деньгами, буду счастлив вместе с нами»;
  • тигр грозно рычит: «Денег не жалей – все пойдет на наш музей!»
  • мышка-норушка тихонечко попискивает: «Не пожалей монетки мне – вернется все к тебе вдвойне»;
  • змея, «обещающая» удачу каждому, кто положит денежку в ее сундучок.

Оказывается, денежки любят все…

Тем временем экскурсовод продолжает увлекательный рассказ о старинных берестяных изделиях, найденных во время различных экспедиций, фигурах сказочных персонажей и современных предметах обихода.

Он же показывает выставленные здесь работы:

  • Дырмоского Виктора Петровича, среди которых почетное место занимает берестяной чайный сервиз и самовар (действительно работающий);
  • Любви Борисовны Лебедевой, Натальи Павловны Забавиной, Галины Николаевны Семеновой и прочих мастеров, творящих в наши дни.

На самом деле, берестяных предметов очень много. Самые простые из них изготавливаются из кусков бересты (к примеру, ложка, ковшик и берестянка). Чаще всего они украшаются аппликацией, росписью, резьбой или тиснением, для придания изделиям особого изящества и выразительности.

Более сложные изделия, к числу которых относятся короба, туеса и набирухи, невозможно создать без специфических знаний о шовных материалах, видах соединений и швов. При этом самым сложным считается производство бураков – сосудов из цельного отрезка бересты, известного как сколотень (отрезок бересты, снятый в виде трубы).

Отдельного внимания заслуживают плетеные изделия. Изготавливаемые из берестяной ленты (снимается спиралевидным способом с березы или нарезается с пласта бересты), они отличаются поразительным разнообразием размеров и форм. На всеобщее обозрение выставлены:

  • маленькие дорожные солонки и разноплановая посуда;
  • огромные кошели (котомки), в которых в старину переносили тяжести;
  • кузовки, лукошки и шкатулки;

  • берестяная скатерть и «продвинутые» лапти (одеваются на левую и правую ногу);
  • рожок, звучание которого просто завораживат;
  • изящные вазочки и детские игрушки.

Есть даже блокнот в берестяной обложке, выполненный основательницей современной берестяной школы – Валентиной Евстигнеевной Шантыревой. Хотя достоверно известно, что традиционно обрабатывали бересту мужчины, в то время как женщины вышивали и ткали льняные полотна.

Где приобрести сувениры

В музее льна и бересты под выставку (продажу) современных льняных товаров, выполненных в местной мастерской, отведен весь подвальный этаж.

Чего здесь только нет! Вниманию посетителей представлен широкий ассортимент салфеток и постельного белья, полотенец и скатертей, одежды.

Берестяные же изделия и всевозможные сувениры продаются у входа в музей.

Мастер-классы в музее льна и бересты

Что же делать, если не хочется ничего покупать? Отличным решением может оказаться собственноручно изготовленный сувенир. Для этого достаточно присоединиться к одному из проводимых мастер-классов (ткачество, изготовление традиционной куклы-оберега или работа с берестой).

Местные легенды. Птица счастья

Если хорошенько присмотреться, по центру зала бересты кружится птица счастья, с которой связана весьма интересная история.

Начинается она в одном селении близ Архангельска, где проживала обычная крестьянская семья. Но, однажды приключилась беда – доченька младшая тяжело заболела. И, несмотря на то, что на дворе выла метель, девочке, во что бы то ни стало, захотелось увидеть птицу. Благо, отец ее оказался знатным ремесленником. Вот и смастерил он малышке птицу, сложив вместе два древесных веера.

Воротился мужичок в избушку и повесил чудо-птицу под потолком, приведя доченьку в восторг. От радости она очень быстро поправилась, а слава об этом чуде очень быстро разнеслась по округе…

Место, где дышится легко

Вот и пришла пора прощаться с очередным сказочным теремом, которыми так богата Кострома. Впрочем, музей льна и бересты, расположенный недалеко от ее центра, обладает собственной неповторимой атмосферой. Здесь пахнет сухими травами и древесиной, а душу переполняет спокойствие и умиротворение, чего так часто не хватает в повседневной жизни.

Музей льна и бересты внешний вид.

Музей льна и бересты. Кострома. Наш фотоотчет и отзыв, зима 2014. Вся информация взята с официального сайта Музея льна и Бересты в Костроме.

Часы работы и стоимость посещения

В осенне-зимний период (с 1 октября по 30 апреля), музей открыт с 9.30 до 17 в будние дни и воскресение, суббота с 9.30 до 18.00, выходной — понедельник

Входной билет — 70 рублей взрослый, 40 рублей детский.

Экскурсия — 200 рублей с группы. Продолжительность 30 минут

Мастер-класс по изготовлению изделий из бересты – 150 руб./чел.

Мастер-класс по ткачеству и изготовлению тряпичной куклы-оберега – 150 руб./чел.

Продолжительность мастер-классов 45 минут.

Зал льна на первом этаже.

Лён — росток русской культуры, из которого с давних времен получают льняное волокно, называемое «северный шелк» и используемое для выработки тканей и изделий бытового и производственно-технического назначения. Это одежда, предметы интерьера, брезенты, пожарные рукава, защитная одежда и мягкая тара. Из него изготавливаются основы для лучших ковров и линолеума, двунитки для рукавиц, холсты для художников. В течение многих лет волокно льна было одним из доминирующих продуктов российского экспорта. В России сосредоточена самая большая в мире льняная сырьевая база и перерабатывающая промышленность. Более миллиона гектаров земель раньше отводили под посевы льна. На протяжении многих веков лён одевал и кормил людей. И если говорят, что хлеб - всему голова, то будет справедливо сказать, что лён - всему душа. Лён был всегда особой культурой на Руси. Он кормил, лечил, согревал телесно и душевно.

Льноводство и связанные с ним прядение и ткачество являются исконными и традиционными промыслами населения Костромского края. Почти одновременно с выращиванием зерновых культур население осваивало и технические - лен и коноплю.

В древнерусские времена, когда была основана Кострома, прядение и ткачестве занимали одно из важнейших мест в хозяйстве, как промыслы, тесно связанные с изготовлением одежды и других предметов быта. Уровень ткачества уже в то время был достаточно высок. Существовали разнообразные приемы кручения нитей, образования из них простых и сложных шнурков для украшения одежды. Древнерусский ткач применял разные системы ткацких переплетений: полотняное — когда нити основы и утка располагаются в шахматном порядке (т.е. перекрывают друг друга по очерёдно); саржевое — при котором нити располагаются со сдвигом так, что образуется рисунок из фрагментальных полос; а также тканье «браной» и «закладной» техникой. Археологический материал свидетельствует, что уже с X века тканье производилось на ткацком вертикальном стане, который отличался от крестьянского стана XIX вв., т.к. конструктивные и технические элементы, созданные в XIII веке -ремизный аппарат, бердо (батан), новая форма челнока — являлись основой и деревенского станка.

Лен был основным материалом, из которого в то далекое время шили одежду Льняная ткань, различавшаяся по качеству и фактуре, использовалась по разному. Полотно и усцинка шли на мужские и женские рубахи (сарафанов еще не было) убрусы, полотенца. Для верхней одежды применялась грубая ткань -вотола. Были и другие названия льняных тканей — частина, тончина. Основой женского костюма была рубаха из льна, поверх которой в праздники одевалась богатая рубаха, украшенная по подолу и рукавам разноцветной тесьмой с магическими охранительными узорами. Дополнял женский костюм головной убор -венец или очелье, и целый набор головных, шейных, нагрудных, наручных украшений. Сделанные из золотистой бронзы, они в древности ярко горели, освещаемые лучами солнца, и сами как символы солнца, не только богато украшали девушку, женщину, но и охраняли, оберегали ее (обереги), по поверьям, от всего злого в мире. Старые люди говорили: Если лен не сгноен на земле, - ему сто лет нет сносу.

Новый значительный импульс льнообработка получила в Костроме в середине XIX века в связи с формированием крупной льнопромышленности. «Зотовская», «Михинская», «Кашинская» - до сих пор так называют костромичи современные комбинаты, расположенные в корпусах, выстроенных в конце XIX — начале XX вв. для первых льноприядильных и льноткацких фабрик. Одна из первых льнопрядильных фабрик была основана в 1859 г. московскими купцами А.А. и К. А. Зотовыми на 1600 веретен. В 1901 г. на фабрике работало 23 тыс. веретен. В Товарищество входило льнопрядильное, ткацкое и белильное отделения с числом рабочих более 2 тыс. человек. На фабрике изготавливали полотна суровые и белые, равендук, коломенку, рогожку, салфетки, скатерти, платки носовые, полотенца, мешочное полотно и т.д., всего в 1901 г. было выпущено 3200 аршин продукции. В 1866 г. московскими купцами П.М., СМ. Третьяковыми, В. Коншиным и костромским купцом К.Я. Кашиным было создано Товарищество Новой Костромской Льняной мануфактуры (НКЛМ). НКЛМ состояла из льнопрядильной и льноткацкой фабрик.В начале XX в. НКЛМ было самым крупным предприятием в России по обработке чистого льна: на нем работало около 6 тыс. человек. За 45 лет — с 1866 по 1913 гг. — производство выросло почти в 23 раза: с 418 аршин ткани по 9 583. На НКЛМ выпускались белые, суровые, окрашенные полотна — рогожка, коломенок, носовые платки, столовое белье, ткани для платьев, равендук и многое другое. К 1913 г. были выпущены юбилейные полотенца очень высокого качества с изображением юбилейных дат: 1613-1913 гг. и гербов: Российской империи и Романовского. Такие полотенца были преподнесены в дар императору Николаю II во время его пребывания в Костроме в мае 1913 г. При Товариществе НКЛМ существовали механические; мастерские по ремонту машин и постройке новых. Костромские фабрики отличались высоким техническим уровнем — использованием механическим станков иностранного производства (в основном английских фирм Платт, Лаусон, Мекки и др.), паровых машин, дизелей.


Одежда - очень интересное направление этнографического изучения. Кроме своего основного назначения — предохранять человека от воздействия внешней среды, одежда имеет множество других разнообразных функций. Она носит ярко выраженный знаковый характер, являясь отметкой половозрастной, социальной, этнической, профессиональной и др. принадлежности человека. Традиционная одежда связана с различными особенностями духовной жизни народа, включая эстетические и религиозные представления. На выставке показаны сарафаны разных типов; глухой косоклинный, распашные косоклинные, круглые пестрядинный и кубовый, шелковые сарафаны с шугаями, женские рубахи и рукава. Очень интересными и важными экспонатами являются головные уборы.

Зал бересты — второй этаж.
























Приемы сбора, обработки и использования бересты для изготовления изделий хотя и традиционны в своей основе, все же имеют некоторые особенности. Несмотря на то что береза считается одним из самых распространенных в России деревьев, относиться к ней следует очень и очень бережливо. Бересту лучше заготавливать вдали от селений, в местах, специально отведенных для рубки леса, и на лесоповалах. Не один километр порой приходится выходить, чтобы найти подходящее дерево.
Время и место заготовки также имеют немаловажное значение. Мастера берут материал с дерева, когда закончится весеннее сокодвижение (обычно это бывает в мае - июне). Необходимо хорошо знать свойства берёсты, чтобы с такой требовательностью относиться к месту заготавливания. Одни мастера снимают кору только с тех деревьев, которые растут на возвышенностях, другие отдают предпочтение тем, которые находятся в низинах. И каждый умелец прав по-своему, поскольку владеет только ему одному известными секретами. Всё же большинство считают, что лучшая берёста - из смешанного леса. А вот с берёз, растущих в болотистых местах, брать берёсту не стоит.
И вот что характерно, мастер просто так не загубит дерева, а берёт берёсту только в местах заготовки дров, лесозаготовок. Ну а пока вы не имеете такого опыта, кору нужно брать только с того дерева, которое упало либо отжило свой век, или спилено в местах зеленого строительства, расчисток, лесозаготовок. Нельзя губить живое, красивое, растущее дерево. Присмотритесь внимательно к коре - она многослойная. Самый нижний слой, около ствола, крошится, для работы он не годится. Верхний, слишком тонкий, слой также приходится счищать.
Но и та кора, что осталась, имеет много слоев, для некоторых работ её ещё можно разделить и получить тонкие пластинки. Не следует выбрасывать кору с чёрными трещинами, бугорочками, наростами, они очень декоративны, привлекательны и придают изделиям неповторимый вид, за что и ценятся.
Существует несколько способов заготовки берёсты в зависимости от того, что из неё будут делать. Для объёмных, цельных изделий - коробов, корзин - снимают кору целиком, цилиндром, как чулок, однако эта работа требует большого опыта и навыков, поэтому такой способ мы не рассматриваем. Для нашей работы будет необходима пластинчатая кора.
От величины пластинки часто зависит размер изделия, поэтому так важно правильно заготовить берёсту. Просто так содрать кору не получится, это не липа. Следует сделать глубокий, до самой древесины, разрез ножом - наискось вдоль и поперёк ствола. Далее кухонным ножом или подобным ему инструментом нужно подцеплять кору, отодвигая её от ствола. Необходимо быть внимательным, чтобы не порвать кору, спешить не стоит.
Хранят берёсту в прохладном затемнённом месте. Ровные листы складывают в пачку, накрывают бумагой, сверху кладут груз. Материал с бугорками и наростами сохраняют в естественном виде.

У каждого народа, населяющего Россию, сложились давние самобытные традиции изготовления предметов быта из местных природных материалов. Одни изделия дошли до наших дней без изменений, другие - в усовершенствованном виде, а третьи если не исчезли, то стали уделом археологических и этнографических экспедиций. Сохранившиеся предметы легко вошли в современный интерьер; и ныне благодаря своей красоте, целесообразности и высоким художественным качествам они являются не только элементами быта, но и произведениями традиционного народного искусства. Названий самой бересты, заготовок из нее и особенно изделий в России великое множество. Эти названия отражают как местные особенности, где они возникли, так и самобытность, влияние друг на друга разных российских народов - вепсов, карелов, коми, манси, нанайцев, русских, ульчей, финнов, хакасов, якутов и многих других.













Предметов из бересты чрезвычайно много. Наиболее просты по форме и изготовлению изделия из куска бересты. Некоторые из них можно сделать прямо в лесу - это ковшики, ложки, берестянки. Изготовление других - туесов, коробов, набирух - требует знаний о шовном материале, видах швов и соединений. Еще более сложным является изготовление туесов (бураков) - берестяных сосудов из целого, снятого в виде трубки отрезка бересты, так называемого сколотня. Туеса и предметы, сделанные из куска бересты, практически всегда украшаются тиснением, резьбой, росписью, аппликацией, что придает им дополнительное изящество и выразительность. Особое место среди берестяных изделий, благодаря своеобразному способу их изготовления, занимают плетеные изделия. Они отличаются удивительным богатством форм и размеров -от маленьких дорожных солонок до огромных кошелей (пестерей) для переноски тяжестей, от изящных вазочек и шкатулок до лаптей и детских игрушек. Плетеные изделия изготавливаются из берестяной ленты, которая может быть нарезана из пласта бересты или снята с березы оригинальным спиралеобразным способом.

В музее представлены изделия современных мастеров–берестянщиков, продолжающих традиции древнего ремесла: Забавиной Натальи Павловны, Гаврикова Александра Юрьевича, Семеновой Галины Николаевны, Дырмовского Виктора Петровича и д.р.

Адрес музея: Россия, г. Кострома, ул. Терешковой, дом 38

Анна ★★☆☆☆

(7-07-2017)

Сложилось впечатление, что это просто магазин с платным входом. Порадовал платный туалет и много игрушек с призывами "побросать денежки". Если вы совсем не знаете, откуда берётся льняная ткань и лень читать википедию, то приходите)) ну а если серьёзно, то может быть интересно с детьми просто для общего их развития.

Елена ★★★★☆

(14-08-2016)

Музей очень понравился, в зале льна надо слушать рассказ, так понятнее. А вот в зале бересты никакой рассказ и не нужен, можно просто ходить и рассматривать все экспонаты из бересты. А посмотреть есть на что! Мы с детьми долго кружили по залу, выискивая все новые и новые интересные изделия. Очень советую.

Юлия ★★★★☆

(17-06-2015)

Хороший музей,очень познавательный.Единственным минусом было для нас то,что он частный и скидки для студентов не действуют.Экскурсия платная,но можно присоединиться к группе и послушать.Так же в этом музее есть магазин,где можно купить сувениры из льна и бересты.

koka ★★★★☆

(21-02-2015)

Интересный музей. Всего 2 зала - на первом этаже экспозиция посвящена льну, а на втором бересте. Экскурсия минут на 20. Девушка экскурсовод, в народном костюме, очень интересно рассказала обо всём. В подвале магазин, цены приемлемые. Без экскурсии грустно и наверное не стоит посещать. Мы остались довольны.

Марина ★★☆☆☆

(18-02-2015)

Очень навязчивый сервис. Смысл не в музее, а в торговой лавке. Экскурсия длилась не пол часа, как заявлено, а минут 15-20. Тетенька говорила заученный текст. Было ощущение, что, если собьется, то ей придётся начинать сначала. Брали мастер-класс по бересте. Так, вместо заявленных на сайте медалей, дети сделали закладки. Не пустили на мастер-класс сопровождающего педагога со словами: с какой стати вы будете за нас счет обучаться.
Итог: цена не соответствует качеству. Лучше сходить в музей деревянного зодчества. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Вот там действительно хороший уровень

Музей хорош! Некоторыми экспонатами так захотелось обладать, аж кушать не могу! Экскурсия, проведённая исключительно для нашей семьи, была великолепна. Наблюдая за экскурсоводом, возникло желание собрать подавляющее большинство наших "актёров сериалов", коих нынче расплодилось не меряно и отправить их копать какой-нибудь канал. На большее они не годятся. Барышня из музея уделала их с сухим счётом. Понравилось очень!

Были на экскурсии. Музей сам по себе небольшой, 2 зала. Вх. билет для взрослых 80 руб., экскурсия 200 руб. на группу. В первом зале, посвященном льну, рассказывают о его обработке, можно полюбоваться красивыми изделиями. Второй зал посвящен бересте. Много разных предметов, как использовавшихся в быту (лапти, корзинки, туески), так и игрушки, картины, поделки. Представлены работы местных мастеров.

Дина ★★★★★

(14-05-2014)

Экспозицию музея посетили 08 марта 2012 года. Было интересно! А вот в магазине(а подвальчике) накупили сарафанов и др. Так понравилось, что 03.05.2014г. опять вернулись, чтобы дозакупиться, но у Ипатьевского монастыря все ж мелочевка(носки, полотенца и др.) дешевле, но ассортимент на "крупные" вещи отличается.

Ирина ★★★☆☆

(7-04-2014)

Ничего особенного,можно посетить для галочки,экспонатов немного,на музей не тянет,это скорее выставка,экскурсия для детей ок,для взрослых маловато информации,девушка-экскурсовод очень тарахтела,явно хотела побыстрее закончить,что и сделала,экскурсия мин на 20.Настойчиво зазывают в магазин льна в подвале музея,ассортимент неплохой,но цены,конечно,завышены. И Мастер-классы только для групп!!!

Приятный музей, с большой коллекцией изделий из льна и бересты. Оказывается Третьяков был соучредителем льняной мануфактуры в Костроме, и картины покупал с прибыли от мануфактуры. И одна Кострома раньше производила льна больше, чем вся Европа.

Были 7 января, в праздник. Подъехали к 10 утра, нас интересовали экскурсия и мастер-класс. Нашей группе из 7 человек пообещали все это в 13-00. Приехали к часу дня, нас присоединили к организованной группе в 30 человек на экскурсию, которую утомленная девушка очень скучно оттарабанила минут за 15, далее группа пошла на мастер-класс, а мы и еще такие же бедолаги остались в полной неопределенности, т к никто ничего не знал. Промаявшись минут тридцать, и так ничего определенного и не добившись, уехали. Осадок остался весьма неприятный. На экскурсию мы бы сходили и утром, да и с детьми пришлось долго "проговаривать" ситуацию.
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Экскурсия вообще никакая: ни на первом этаже (лен), ни на втором этаже (береста) не смогли ответить на вопросы, связанные с технологией изготовления изделий. Экскурсоводы замученные, глядя куда-то вбок, идиотскими голосами Хрюши из передачи "Спокойной ночи" рассказывают тему с интонациями и терминами, рассчитанными на восприятие даунов или экзальтированных дамочек. Посмотреть на экспонаты можно и без экскурсии. Примиряет с музеем низкая стоимость экскурсии и отличный ассортимент магазина...продолжение src="/jpg/plus.gif">

в подвале.

Юрий ★★★★★

(25-01-2013)

Отличный музей. За 20 минут можно получить представление о том какой путь проделывает семечко льна, посеянное в поле до превращения в готовое изделие. Экскурсию проводит девушка и женщина. Лучше идите к девушке.
На нижнем этаже находится магазином с больщим выбором красивых изделий изо льна.

epikur2 ★★★★☆

(10-11-2012)

Музеем это назвать можно с большой натяжкой (настоящий МУЗЕЙ льна - в Смоленске, например). Две комнаты, полные изделий из льна и берёсты, и отдельные предметы, которые можно считать экспонатами по теме. А вот магазинчик в подвале - лучшее место для приобретения льняных сувениров (по совокупности критериев ассортимент/цены). Купив кое-что, потом два дня изучали вопрос у Ипатьевского, в торговых рядах, в Плёсе - и вернулись сюда докупать подарки.

Андрей ★★★★★

(26-09-2012)

Любовь ★☆☆☆☆

(20-03-2012)

Вот что меня потрясло: ответ работников музея на замечание организатора экскурсии в адрес музея о некорректном отношении к детям.
"Мы, конечно, понимали и понимаем, что столичная девиация отличает Ваших детей от обычных(провинциальных) отрицательным вектором поведенческой гипервалентности и эмоциональной лабильности. НО НЕ ТАК ЖЕ СИЛЬНО!
Надеемся, что Вы, Елена Валерьевна, в дальнейшем будете использовать в своей работе всё, присущее Вам, педагогическое дарование, чтобы держать в общеприемлимых рамках Ваших РАЗНЫХ, часть из которых склонна к социопатии, детей. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Так же, напоминаем Вам, что за МКАДом тоже живут люди, к которым недопустимо относится как к australiπίθηκος (цитата одного из Ваших просвещенных детей)
Со своей стороны, обещаем Вам, что предпримем все необходимые меры (вплоть до медикаментозных) для достойной встречи очередного московского ювенильного цунами"

Вот так, уважаемые. После этого идти туда не шибко хочется.

Ольга ★★★★★

(11-03-2012)

Были в музее 09.03.2012г. Замечательный и очень красивый музей. Радушные сотрудники музея. Интересный и познавательный рассказ экскурсовода. Экскурсия стоит всего 100 руб. на любое количество человек в группе. Обязательно закажите экскурсию. В магазине музея очень внимательные и доброжелательные продавцы. Советую всем от 3 лет и старше.

Евгений ★★★★★

(8-02-2012)

Не ходите!!!
там смотреть просто нечего, тем более за такие деньги!!!
А льнаное постельное бельё можно купить и в любом другом магазине этого прекрасного города!

Алексей ★★★★☆

(6-01-2012)

Народа много, жарко и душно. Гардероба нет, только для слушателей мастер-класса. Экскурсия хорошая, интересная. Но можно и без нее. Пройтись посмотреть, вообщем и так все понятно. Большая коллекция поделок современных мастеров. Большой магазин. Цены такие же как возле Ипатьевского монастыря. Интересны магниты из бересты - в Костроме больше нигде не встречаются.

Ирина ★★★★☆

(27-08-2011)

Музей конечно хороший и экскурсии хорошии по музею.Но Вещи при музее дороже чем на причале и возле Ипатьевского монастыря так как гидам приплачивает музей за купленные у них товары.Советую при посещении Костромы сначала посмотреть товар в Ипатии и на причале.т.к производители одни и теже

Антониныч ★★★★★

(11-08-2011)

Советуем всем! И только с большой девушкой-экскурсоводом.
Начали без неё и музей казался заурядным, но стоило ей начать свой рассказ, больше похожий на выступление, как мы заслушались закрыв рты. Экскурсия была всего для 4-х человек. Второй этаж с берестяными термосами, чашками, туесами, ковром и птичкой, полученной из бруска после варки в кастрюле, конечно более интересен. На него и делается акцент. Одного не поняли - птичка вроде архангельская, а мы всё-же были в Костроме))))