Зарубежные музыкальные музеи и его экспонаты. Самые интересные музыкальные музеи мира. Экспонаты музея музыкальных инструментов

Приветствую вас, дорогие друзья! Сегодня мы перечислим се музыкальные музеи Санкт-Петербурга и расскажем, что интересного можно увидеть в каждом из них.

Все музеи данной тематики отмечены на этой карте. С ее помощью вы также можете определить свое местоположение и найти ближайшую станцию метро.

В этой статье:

1. Музей театрального и музыкального искусства

Один из крупнейших профильных музеев мира. Экспозиция охватывает историю российского театра от возникновения до наших дней.

Музейная коллекция в основном содержит экспонаты по направлениям:

  • опера,
  • балет,
  • драматическое искусство.

Среди экспонатов:

  • эскизы и картины великих художников на театральную тему,
  • костюмы известных артистов,
  • сценические аксессуары,
  • музыкальные инструменты

и много других интересных вещей.

2. Мемориальный музей-квартира Н.А. Римского-Корсакова

Единственный композиторский музей Петербурга. Расположен в доме, где Римский-Корсаков прожил 15 последних лет.

В экспозиции музея:

  • личные вещи и предметы быта,
  • портреты предков композитора,
  • мебель,
  • знаменитый рояль.

В четырех комнатах восстановлены интерьеры. В остальных комнатах квартиры выставлены документы и архивы, а также есть небольшой концертный зал.

Режим работы и стоимость посещения

3. Мемориальный музей-квартира семьи актеров Самойловых

В экспозиции музея отражен собирательный образ профессионального артиста.

В квартире, где расположен музей, жил актер В. В. Самойлов – представитель известной династии артистов императорских театров.

Два зала посвящены жизни этой замечательной семьи. Там собраны личные вещи, портреты, мебель. Также в музее находятся предметы театрального быта, личные вещи актеров Александринки, их портреты.

Отдельный зал посвящен русскому балету от его истоков до нашего времени.

Режим работы и стоимость посещения

4. Музей музыки (Шереметьевский дворец)

Дворец Шереметьевых был музеефицирован после Октябрьской революции. Там был открыт музей дворянского быта. Впоследствии он был перепрофилирован в музей музыки.

В здании восстановлены исторические интерьеры. Экспозиция музея – это:

  • предметы декоративно-прикладного искусства,
  • картины и графика,
  • богатейшая коллекция музыкальных инструментов, от античных до современных.

Режим работы и стоимость посещения

5. Музей-квартира Ф.И. Шаляпина

Этот музей представляет собой восстановленные интерьеры нескольких комнат квартиры великого певца. Здесь же есть и копия уголка гримуборной Мариинского театра.

В комнатах выставлены личные вещи Шаляпина, афиши, декорации, костюмы. Есть выставка писем и фотографий.

Также в музее-квартире имеется коллекция живописи и рисунков, созданных известными художниками для Шаляпина. В основном это – портреты певца в жизни и на сцене.

Режим работы и стоимость посещения

6. Музей граммофонов и фонографов В.И. Дерябкина

Музей граммофонов и фонографов – место уникальное. Это не просто выставка, а настоящий центр культуры и общения.

В музее можно увидеть:

  • граммофоны разных лет,
  • фонографы,
  • патефоны,
  • шарманки,
  • музыкальные шкатулки,
  • коллекцию самоваров,
  • предметы быта конца XIX- начала XX века, характерные для эпохи граммофонов.

Все экспонаты в рабочем состоянии.

В музее проводятся не только экскурсии. Там можно организовать небольшой праздник или приятную встречу.

7. Музей истории Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова

Музей консерватории был открыт к 125-летней годовщине Римского-Корсакова.

В экспозиции музея посетителям представлены:

  • личные вещи известных сотрудников и выпускников,
  • афиши разных лет,
  • ноты, в том числе рукописные,
  • пригласительные билеты,
  • альбомы,
  • документы и фотографии,
  • газетные и журнальные публикации.

Гордость музея — «уголок Глазунова», где находятся личные вещи и мебель композитора.

Музей располагает богатейшими архивами.

Режим работы и стоимость посещения

8. Камчатка (музей В. Цоя)

Музей памяти рок-певца 80-х годов ХХ века находится в котельной, где некогда работал кочегаром Виктор Цой. Там же проводились неофициальные рок-концерты, а впоследствии снимался фильм «Рок».

В данный момент в котельной устроен клуб-музей, где посетители, интересующиеся рок-культурой СССР и личностью В. Цоя, могут увидеть:

  • гитару певца,
  • афиши концертов,
  • дискографию,
  • плакаты,
  • личные вещи В. Цоя и других рок-музыкантов того времени.

Режим работы и стоимость посещения

9. Народный музей «А музы не молчали...» школы № 235 им. Д.Д. Шостаковича

Школьный музей посвящен культурной жизни Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Около 20 тысяч уникальных подлинных документов на тему «Искусство и война» рассказывают о крепости духа жителей блокадного города, деятелях искусства, их творчестве и судьбах.

В музее представлены документы, личные вещи, фотографии того времени и многое другое.

Режим работы и стоимость билетов

10. Интерактивный музей-театр «Сказкин Дом»

Место, где театральное действо и игровая площадка дополняют друг друга. Дети могут просто посмотреть спектакль, а могут сами навестить сказочных героев и поучаствовать в сказке.

В «Сказкином доме» проводятся детские мастер-классы и праздники. Есть магазин игрушек и отдельная зона, где ребенок может порисовать или почитать интересную сказочную книгу.

11. Киностудия Ленфильм

Самая старая государственная кинокомпания нашей страны. В настоящее время каждый может посетить святая святых отечественного кинематографа и узнать много интересных вещей о работе Ленфильма.

В рамках экскурсии гости посещают съемочные павильоны, тематические залы с реквизитом для культовых фильмов прошлого, бывший ресторан «Аквариум».

В павильоне «Гараж» выставлены известные автомобили, снимавшиеся в кино.

Также можно осмотреть актерские костюмы, личные вещи кинозвезд, награды с различных фестивалей.

Музей одного из известнейших театров мира.

В экспозиции музея:

  • Фотографии и документы разных лет
  • Личные вещи знаменитых артистов
  • Костюмы с нашумевших постановок
  • Декорации
  • Награды

И другие предметы, без которых немыслим театр. В музее есть восстановленные интерьеры, показывающие гримуборные, закулисье, буфет.

На экскурсии рассказывается об истории театра, знаменитостях, служивших в нем в разное время и спектаклях с их участием.

13. Народный литературный музей Остапа Бендера

Интересный музей для ценителей творчества Ильфа и Петрова и поклонников криминального таланта одного из самых популярных героев советской литературы.

В музее воссозданы интерьеры, современные Остапу, собраны вещи, имевшие значение для сюжета дилогии. Так, можно посидеть за столом Командора или потрогать «ключи от квартиры, где деньги лежат».

Также в музее есть выставка с информацией о прототипе Бендера, много документальных свидетельств о том, как создавались оба романа.

14. Музей русской драмы Александринского театра

Музей русской драмы располагает несколькими залами, в каждом из которых представлена тематическая экспозиция, посвященная постановкам по пьесам известных писателей, посетителям прошлых веков или императорским особам.

Среди экспонатов можно увидеть:

  • личные вещи великих служителей Мельпомены,
  • театральные костюмы,
  • униформу служителей театра прошлых лет,
  • фотографии и документы.

15. Музей русского сериала

Находится на действующей киностудии. Из экскурсии посетители узнают:

  • об истории отечественного сериала,
  • интересные сведения о процессе съемок любимых фильмов,
  • байки и истории о сериалах,
  • устройство съемочной площадки.

Также можно фотографироваться в декорациях полюбившихся сериалов и рассмотреть реквизит и актерские костюмы.

Вы побываете в настоящем съемочном павильоне, увидите осветительную и операторскую технику и даже заглянете в гримуборную артистов.

16. Музей звука

Открыт на базе галереи экспериментального звука (ГЭЗ-21). Основная часть экспозиции – это:

  • авторские музыкальные инструменты,
  • графические партитуры и авторские ноты,
  • звуковая карта Санкт-Петербурга.

В музее проводятся концерты и творческие встречи, мастер-классы, работают философское кафе и школа импровизации.

В рамках экскурсии можно почерпнуть интересные малоизвестные сведения о современной музыке.

17. Музей Айседоры Дункан

У этого музея нет постоянной экспозиционной площадки. Выставки проходят только в рамках фестиваля Айседоры Дункан. Однако, стоит дождаться его, чтобы посетить экспозицию.

Среди экспонатов:

  • личные вещи знаменитой танцовщицы,
  • дневники,
  • фотографии,
  • документы,
  • свидетельства семейной жизни с С. Есениным и близких знакомств Айседоры Дункан со знаменитостями тех лет,
  • афиши и программки.

И множество других интересных вещей, относящихся к творчеству балерины.

18. Музей отечественной киноаппаратуры

Работает при Университете кино и телевидения.

В музее собраны образцы киноаппаратуры отечественного производства от 1919 года выпуска до современной.

Помимо профессиональной съемочной аппаратуры в музее можно увидеть:

  • Звукозаписывающую
  • Киносъемочную любительскую
  • Кинопроекционную
  • Кинокопировальную
  • Проявочную

Все экспонаты произведены на территории нашей страны. Большинство из них находится в рабочем состоянии.

19. Галерея «Сельская Жизнь»

Галерея расположена в частном доме, окруженном садом, что придает ей особенный колорит.

Выставки проводятся и в помещениях, и на открытом воздухе.

При открытии каждой экспозиции посетителям демонстрируются работы кинохудожников нашего времени. Также прямо в саду проводятся минифестивали кино и специальные показы.

Галерея работает только как выставочный зал и произведений искусства не продает.

20. Navicula Artis

Изначально создавалась как выставочное пространство для выпускников кафедры истории искусства ЛГУ.

Каждая выставка галереи задумывается и осуществляется как проект с единой концепцией, близкой к театральному действу.

Navicula Artis участвует в выездных выставках и работает с молодыми именами. Цель галереи – открыть новое искусство широкой публике.

21. Dell"Arte

Галерея сценических искусств.

Вниманию посетителя представлены предметы живописи, скульптура, а также инсталляции на театральную тему.

Экспозиция очень точно отражает взгляд современного художника на сценические искусства и их роль в нашей жизни.

Регулярно проводятся культурные мероприятия для взрослых и детей: мастер-классы, встречи, творческие вечера.

В каждом из этих музеев вы откроете много нового и интересного для себя.

На сегодня у меня все. До новых встреч, дорогие друзья!

Э рмитаж - лучший музей Европы. Так решили миллионы туристов со всего мира, оставляя отзывы на международном портале для путешественников TripAdvisor. Всего же проанализировано 509 культурных учреждений мира. Как выглядит «русская десятка» рассказывает Наталья Летникова .

Эрмитаж

3 миллиона произведений. 20 километров шедевров. А начинался Эрмитаж как частное собрание Екатерины II из 225 картин. Увидеть его могли лишь избранные, получив билет в дворцовой конторе и облачившись во фрак или мундир. Эрмитаж сегодня - это шедевры Рембрандта и Рафаэля , Джорджоне и Рубенса, Тициана и Ван Дейка. Это единственная возможность увидеть в России работы Леонардо да Винчи .

Эксперты посчитали: если задержаться лишь на минуту у каждого экспоната в Эрмитаже, потребуется 8 лет без сна и отдыха, чтобы увидеть всё.

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея

Эрмитаж не только восхищает, но и вдохновляет. Именно после его посещения Павел Третьяков загорелся идеей о собственном собрании картин. В итоге Третьяковская галерея стала одной из самых значительных в мире коллекций работ русских художников. Даже знаменитый фасад - творение Виктора Васнецова . Третьяковка богата картинами с историей. Первый «сказочный» сюжет русской живописи - «Русалки» Ивана Крамского , написанная под впечатлением от произведений Гоголя. А самое масштабное полотно Третьяковки «Явление Христа народу» - дипломная работа Александра Иванова , которую он писал 20 лет.

Оружейная палата

Оружейная палата

Сокровищница московских князей и русских царей.

Хранятся непременные атрибуты государевой власти: скипетр, держава, шапка Мономаха, которой венчали на царство до правления Петра I . Среди 4 000 экспонатов - единственный в мире двойной трон.

Он был создан специально для братьев-царевичей Ивана V и Петра Алексеевича, которых вдвоем венчали на царство. И конечно, значительная часть музея-сокровищницы - оружие. Но тоже исключительно как произведение искусства. К примеру, ружье Екатерины II в стиле рококо.

Плавучий музей

Плавучий музей

Подводная лодка Б-413 . Место прикола - город Калининград. 20 лет субмарина несла боевую службу на Северном флоте. Побывала на Кубе и в Гвинее. И даже в мирное время экипажу удалось получить звание «Отличный корабль».

С 2000 года в отставке. В России, кстати, музеями стали четыре подводные лодки, все они открыты для посещения. Но Б-413 - единственная, которая сохранилась в первозданном виде. На корабле всё по-прежнему: механизмы, боеприпасы, вооружение. А моряками-подводниками на время становятся посетители музея. Экипаж отправляется в виртуальное подводное плавание, проводит торпедную атаку, справляется с аварией в отсеке.

Русский музей

Русский музей

Крупнейшее в мире собрание русского искусства - Русский музей , созданный по императорскому указу в конце ХIХ века. Экспозиция, расположенная в 5 дворцах Санкт-Петербурга, включает картины, названия которых давно стали именами нарицательными: «Последний день Помпеи», «Бурлаки на Волге», «Девятый вал». Всего же в коллекции более 400 000 экспонатов. Невзирая на свой серьезный статус, музей готов к экспериментам, что подтверждает наличие самого молодого отдела новейших течений. Дополняют образ необычные выставки. К примеру, в конце 2013 года в Русском музее выставлялся Сильвестр Сталлоне. Актер рисует в духе экспрессионизма.

Алмазный фонд

Алмазный фонд

Гора самоцветов, имеющих историческую и художественную ценность. Коллекцию стали собирать по указу Петра I.

Самый известный экспонат - Большая императорская корона. В рекордные сроки, всего за два месяца, мастера оправили в серебро 4 936 бриллиантов и 75 жемчужин . Украсил корону ярко-красный кристалл - шпинель. Главный символ власти российских монархов, весом почти в 2 кг, возлагался на головы всех императоров начиная с Екатерины II. Один из самых статусных экспонатов - бриллиант «Орлов», украшающий скипетр Екатерины Великой, купленный для нее графом Орловым, - самый крупный в Алмазном фонде и один из самых дорогих в мире. А найден алмаз в Индии, где, как предполагается, он был глазом Будды.

Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Самый европейский в России - Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина . В центре Москвы, в здании, напоминающем античный храм, что ни зал - то эпоха. Итальянский и греческий «дворики», шеститысячная коллекция подлинных экспонатов Древнего Египта, собранных русским ученым Владимиром Голенищевым во время путешествий и раскопок. Хранится в Пушкинском и знаменитый клад Трои, обнаруженный Генрихом Шлиманом. Немецкий археолог еще в детстве зачитывался «Илиадой» Гомера и впоследствии нашел-таки овеянный легендами город. Но составить полное представление о собрании Пушкинского не удастся. Ведь из 670 000 экспонатов выставляется не более 2 %.

М узей был открыт в 1912 году при Московской консерватории. В фондах музея хранится более 900 редких музыкальных инструментов, личные архивы композиторов и исполнителей, коллекции фотографий и документов и богатая коллекция живописи. В 1912 году в здании Московской консерватории открылся Мемориальный музей имени Николая Рубинштейна – дирижера и основателя консерватории. Деньги на его открытие дал московский домовладелец и любитель музыки Дмитрий Беляев. Среди немногочисленных экспонатов были, например, письменный стол Петра Чайковского, портреты композитора Антона Рубинштейна и мецената Дмитрия Беляева, коллекция среднеазиатских инструментов и итальянская лира-гитара 1656 года.

Фонды пополнялись постепенно. Так, Модест Чайковский, брат композитора, подарил гипсовую посмертную маску Петра Ильича, а почитатель Николая Римского-Корсакова Сергей Белановский выслал перочинный ножик композитора, который, правда, был украден в 1925 году. В начале 1930-х годов музей оказался на грани закрытия. Тогда наступили тяжелые времена для всей консерватории. Но музей не закрыли, а в 1938 году на должность заведующего была назначена Екатерина Алексеева. С ее приходом музей начал постепенно восстанавливаться. В 1943 году, в разгар войны, он получил статус государственного, а в конце 1940-х годов имя Рубинштейна окончательно исчезло из его названия.

Музыкальный музей вышел за рамки мемориальной комнаты при консерватории и стал независимым институтом. В 1954 году в связи со 150-летием со дня рождения Михаила Глинки ему присвоили имя великого композитора. В 1982 году музей переехал в новый, специально для него построенный дом на улице Фадеева. Музей вел и ведет работу по пополнению своих фондов. Еще в 1943 году директор Екатерина Алексеева вступила в переписку с Сергеем Рахманиновым, проживавшим тогда в США. Композитор откликнулся на просьбу выслать для музея некоторые его личные вещи и музыкальные записи. Два раза Екатерина Алексеева ездила в США и из второй своей поездки в 1970 году вместе с исследовательницей творчества Рахманинова Заруи Апетян привезла 20 ящиков экспонатов для музея.

В последующие годы музей получал в дар множество предметов, связанных с мировой музыкальной культурой. Например, принадлежавший балерине Анне Павловой рукописный клавир (переложенную партитуру вокально-оркестрового произведения для фортепиано) балета или скрипку Страдивари, завещанную Давиду Ойстраху королевой Бельгии Елизаветой.

Основная экспозиция музея называется «Музыкальные инструменты народов мира». В пяти залах выставлено более 900 экспонатов. В отделе русских инструментов представлены девятиструнные гусли XIII века, найденные при раскопках в Новгороде, балалайки XIX века, старые рояли из Санкт-Петербурга 1830–1870-х годов, пастушьи рожки и, конечно, гармоники, получившие распространение только в 1830-х годах. Любопытны башкирская флейта курай, чувашская волынка шыбр с мешком из бычьего пузыря, карельский струнный инструмент кантеле, похожий на гусли и упоминающийся в эпосе «Калевала». Экспозиция среднеазиатских инструментов состоит в основном из предметов коллекции Августа Эйхгорна, служившего капельмейстером русских военных оркестров в Туркестанском военном округе с 1870 по 1883 год.

В 2011 году Музей музыкальной культуры был переименован во Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Теперь в его составе еще пять мемориальных музеев: Музей-усадьба Ф. И. Шаляпина на Новинском бульваре, музей «П. И. Чайковский и Москва» на Кудринской площади, Музей-квартира композитора и директора консерватории А. Б. Гольденвейзера, Музей С. С. Прокофьева в Камергерском переулке и Музей-квартира дирижера и композитора Н. С. Голованова в Брюсовом переулке.

Музей Глинки, или Центральный музей музыкальной культуры, демонстрирует огромную коллекцию инструментов всех эпох и народов, количество экспонатов которой приближается к тысяче. От исторических редкостей до современных устройств для извлечения звуков можно увидеть в этом обширном собрании. Главное здание музейного объединения выстроено специально для этого хранилища, основу которого составили экспонаты, собранные энтузиастами из Московской консерватории с момента ее основания в 1866 году.

Вестибюль музея Глинки встречает посетителей бюстом великого композитора, нотной и текстовой цитатами автора Патриотической песни, некоторое время бывшей российским гимном. Ноты этого произведения сопровождаются неофициальным текстом, который вместе с музыкой претендовал на статус государственного символа еще в царское время.

Здесь посетители знакомятся с анонсами мероприятий, оставляют верхнюю одежду, приобретают входные билеты на постоянную экспозицию либо тематические выставки. Основная постоянная экспозиция располагается на 2-м этаже, на 3-ем организуются временные показы на разнообразные темы.

В вестибюле размещен один из примечательных экспонатов, недавнее приобретение музея Глинки – европейский оркестрион. Этот механический инструмент воссоздает звучание инструментального оркестра, такие устройства использовались в ряде европейских стран в качестве музыкального сопровождения танцевальных мероприятий.

Музыкальные инструменты, расположенные на лицевой стороне своеобразного оркестра, издают характерные для них звуки, аккордеоны при этом даже демонстрируют движения мехов. В России такие инструменты распространения не имели, тем интереснее знакомство с оркестрионом для наших любителей музыкальных диковинок.

Второй этаж, вмещающий основную экспозицию музея Глинки, начинается просторным холлом, где проходят различные выставки, посвященные музыкальной культуре. Главным украшением помещения является живописный цветной витраж, который с наружной стороны здания гораздо больше по габаритам.

Массивная лестница ведет на 3-й этаж для посещения тематических временных экспозиций. Композиция из нескольких колоколов напоминает о роли церковного звона как в жизни русского народа, так и в музыкальных пристрастиях Глинки.

Также в холле установлен орган работы германского мастера Ладегаста, которым владел с 1868 года потомок купеческого рода Хлудовых, единственное сохранившееся изделие этого мастера. Подаренный Московской консерватории и сменивший еще несколько владельцев, инструмент был практически разорен.

Непростое восстановление внутренностей органа было проведено в 1998 году вильнюсскими органными мастерами под руководством Гучаса. Сейчас этот инструмент позиционируется как старейший в России орган, сохранивший работоспособность, и он действительно используется при организуемых музеем Глинки органных концертах.

Постоянная экспозиция музея Глинки, рассказывающая об истории происхождения и широком разнообразии музыкальных инструментов народов мира, расположена в пяти залах второго этажа. Разными цветами окраски фона витрин они наглядно отделяются друг от друга. Деление залов, представляющих самые древние из известных инструментов, произведено по географическому принципу. Отдельный зал выделен европейским экспонатам с делением по странам, остальные континенты делятся внутри другого зала с выделением экспозиций отдельных стран.

Дальше залы представляют инструменты, отличающиеся по принадлежности к духовым или симфоническим, ударным и клавишным. Выделены механические и электронные музыкальные инструменты, устройства для записи звука и его воспроизведения с различных носителей.

Старинные европейские музыкальные инструменты

Насколько правилен такой выбор принципа демонстрации музыкальных инструментов – разбираться профессионалам, но различия по способу извлечения звука кажутся более принципиальными и наглядными, нежели национальные и государственные. Ведь форма трубы, сколь ни велики отличия, все равно узнаваема.

Ни с чем иным не спутаешь барабан или другие ударные инструменты. А выяснение сведений о месте происхождения экспоната, отнесении его к определенному типу музыкальных инструментов и другие подробности все равно большинством посетителей проводится по пояснительным надписям.

Русские народные музыкальные инструменты собраны в музее Глинки в большом ассортименте и видовом разнообразии. Здесь же инструменты других народов, населяющих национальные республики в составе РФ. Широко представлены ударные инструменты – ведь в них применяется самый простой, но разнообразный по исполнению метод извлечения звуков, от простых соударений предметов, для чего используются даже деревянные ложки, до трещоток разного устройства и исполнения.

Естественно, были у наших предков рожки из коровьих рогов и трубы из древесины. Могли умельцы извлекать звуки даже из полотна пилы и лезвия косы, но это уже скорее из области музыкальной эксцентрики. Главный струнный инструмент русских людей – гусли, используемые на Руси с незапамятных времен. Также к струнным щипковым относится балалайка, при всей простоте устройства виртуозы исполняют на них любые мелодии. Наконец, русская гармонь – главный народный инструмент на протяжении длительного времени

Струнные инструменты разных народов визуально схожи, но прародитель всех струнных – скифская арфа от остальных сородичей отличается. Она еще не имеет резонирующего корпуса и грифа, а общим признаком является способ извлечения звуков при помощи перебора струн пальцами.

Щипковые струнные инструменты развивались от древней лиры и арфы до лютни, домры, мандолины, балалайки и гитары, сохранившей наибольшую популярность до настоящего времени. Клавесины, фортепиано и рояль тоже родственны щипковым струнным инструментам ударного действия на струны, для чего придумали клавиши с приводной системой.

В обновленной экспозиции европейский раздел пополнен инструментами белорусов и украинцев, молдаван и прибалтийских народов. Как и прежде, широко представлены инструменты стран Средиземноморья и Скандинавии, Центральной и Восточной Европы. Струнные инструменты выставлены как щипковые, так и смычковые, с разными формами резонирующего корпуса и устройством смычка. Простейшие ксилофоны представляют группу ударных инструментов.

В нескольких модификациях представлены волынки, которые обычно считают шотландскими и ирландскими традиционными инструментами. Это действительно так, но аналогичное устройство с воздушным мехом и трубками с язычковым образованием звуков использовали и другие народы. Таковы французский мюзетт, португальская гайта, дуда и дудейзак стран Восточной Европы.

Музыкальные инструменты восточных стран

Страны Востока первыми изобрели смычки для извлечения звуков из натянутых струн, историки считают первопроходцами музыкантов, проживавших на территории нынешнего Узбекистана. Отсюда смычки пришли в Китай и Индию, в арабские страны и от них на Пиренеи. Пастушеская скрипка из трех струн – рабель, а также виола с большим числом струн. Последние позже были вытеснены скрипками и их более крупными родственниками. Восточные струнные инструменты часто отличаются более длинными грифами, хотя есть конструкции и с короткими.

Большим разнообразием отличаются духовые и ударные инструменты восточных народов. Для духовых часто использовались бамбуковые стволы, другие полые стебли растений. Ударные инструменты также делали из стволов деревьев, выдалбливая сердцевину. Использовались и выделанные шкуры животных, натягиваемые на каркасы из различных материалов. Кроме стационарных барабанов, пользовались популярностью ручные ударники типа бубнов, иногда дополняемые бубенчиками.

Японское своеобразие национальной одежды гораздо разительнее, нежели отличия японских музыкальных инструментов от всех прочих. Ударные инструменты японцев обыкновенно располагались на фигурных подставках, для корпусов использовались разные материалы, даже фарфор и другая керамика. Близкие к традиционным для других народов формы имеют струнные и духовые инструменты, да и сложно изобрести в этих областях что-то отличное.

Восточные страны использовали для изготовления музыкальных инструментов различные материалы, от камня, дерева и металла до шелка, кожи и даже выдолбленных тыквенных оболочек. Особое внимание здешние мастера уделяли внешнему оформлению своих изделий, их декоративной привлекательности.

Роспись и резьба, традиционные для каждого народа, украшали и музыкальные инструменты, именно по этим элементам легче всего отождествить ксилофоны, барабаны и иные инструменты от принадлежащих культуре других стран.

Старинная скрипичная мастерская в музее Глинки

Создание скрипок и других смычковых инструментов было издавна и является сейчас работой высокой сложности. Подготовка древесины для различных частей и деталей инструментов требовала владением многими технологическими операциями – резанием и сверлением, измерениями и различными методами соединения деталей. Необходимые для этих работ инструменты и приспособления представлены на верстаке скрипичного мастера в воссозданном интерьере мастерской по изготовлению музыкальных инструментов.

Мастера скрипичного дела могли изготовить изделие любых размеров, от скрипки и альта до виолончели и гигантского контрабаса. Скрипка также могла быть как классических размеров, так и вдвое и даже вчетверо меньше.

В восстановленном в музее Глинки помещении можно видеть все этапы изготовления инструментов, от деревянной доски до готовой скрипки или виолончели. Можно рассмотреть все составные части – переднюю и заднюю деку и соединяющую их обечайку, гриф с подгрифком и перемычку для укладки струн.

Классические музыкальные инструменты музея Глинки

Инструменты, используемые современными музыкантами, представлены посетителям музея Глинки в нескольких экспозициях. Выставлены комплектующие симфонических и духовых оркестров, принадлежности музыкальных ансамблей различного состава. Струнные – смычковые и клавишные соседствуют с духовыми, деревянными и медными.

Один из музейных уголков содержит подлинные сокровища – концертную арфу и коллекционное пианино для домашнего использования. Идеально сбалансированная арфа устойчива на своем небольшом основании, резонатор из ценного дерева гармонирует с позолотой колонны и шейки, форма которой особенно прихотлива и привлекательна.

Витрины смычковых инструментов расположены по сторонам от живописного полотна, изображающего величайшего мастера игры на скрипке генуэзца Никколо Паганини. Именно этот скрипач и композитор выработал технику игры на скрипке, сохранившуюся практически неизменной до наших дней.

Кроме скрипки, Паганини владел так же безукоризненно мандолиной и гитарой. Популярны собственные сочинения великого исполнителя, написанные как для скрипки, так и для гитары. Популярнейший в мире конкурс скрипачей ежегодно проводится на родине Паганини, в итальянской Генуе.

Витрина классических духовых инструментов показывает их в порядке увеличения размеров, сначала выставлены разновидности деревянных инструментов, дальше – медные. Такое деление сохранено с древних времен и сейчас не соответствует действительности – входящие в группу деревянных флейты, кларнеты, гобои и фаготы могут изготавливаться далеко не только из древесины. Они могут быть пластиковыми и металлическими, флейты – даже стеклянными. Относимый музыковедами к деревянным по принципу действия саксофон, не имевший древних аналогов, изготавливался всегда из металла.

С другой стороны, медные инструменты делали лишь из этого металла только на заре развития металлургии, сейчас используются медные сплавы либо серебро. Группа медных инструментов включает трубу, валторну, тромбон и тубу. Инструменты этого ряда имеют возрастающие размеры и сложность устройства. Несколько особняком стоит тромбон, имеющий подвижную кулису для плавного изменения высоты звука.

Почти все духовые инструменты входят, помимо духовых оркестров, в симфонические оркестры и ансамбли. Диксиленды и джазовые коллективы также ими пользуются.

Сочетание натянутых струн и ударных механизмов, управляемых посредством клавиатуры, характерно для концертных музыкальных инструментов, к которым относятся фортепьяно, рояли и пианино. Часть специалистов считают рояль и пианино разновидностями фортепьяно, отличающимися горизонтальным или вертикальным расположением струн.

С середины прошлого века выпускают только рояли и пианино, традиционные фортепьяно, имеющие меньшие выразительные возможности из-за меньшей длины струн, ушли в историю. Рояли преимущественно используются в концертной деятельности как инструмент сопровождения вокала либо самостоятельно, пианино – для домашнего или камерного музицирования.

Демонстрируются в музее Глинки и предшественники нынешних клавишных инструментов, как струнные, так и язычковые. К струнным относятся ударный клавикорд и щипковый клавесин, а язычковые фисгармонии родственны гармоникам, баянам и аккордеонам. Первым инструментом с воздушными мехами была настольная гармоника Киршнера, работавшего в России чеха. В отличие от нее и привычных нам ручных инструментов, меха у фисгармонии приводились в действие ножными педалями.

От шарманки до синтезатора

Последний зал музея Глинки представляет несколько инструментов, не входящих в обойму ансамблей и оркестров, старинные средства воспроизведения записанных звуков. Здесь представлены уникальные экспонаты, достаточно редкие в коллекциях музеев и частных лиц. Среди них выделяется шарманка, о которой многие наслышаны, но видели далеко не все посетители.

Инструмент по устройству является малым органом, нагнетание воздуха и работа звукового механизма обеспечивается вращением рукоятки на корпусе. Шарманки использовались бродячими музыкантами, их звуки сопровождали выступления балаганных цирковых артистов.

Создание первых звукозаписывающих и воспроизводящих устройств имеет конкретного первопроходца, им был знаменитый изобретатель Эдисон. Сконструированный им в 1877 году фонограф обеспечивал запись и воспроизведение звуков острой иглой на валике, обернутом оловянной фольгой либо покрытой воском бумагой.

Запись на плоскую круглую пластинку изобретена Берлинером, воспроизводили звук устройствами с внешним рупором – граммофоном. Аппараты со скрытым в корпусе рупором выпустила фирма Пате, отсюда название патефона. Дальнейший прогресс звукозаписи шел быстро: магнитные ленты, лазерные диски, цифровая звукозапись высокого качества.

Редкий фотоэлектронный звуковой синтезатор АНС, названный по инициалам великого композитора Скрябина, изобрел россиянин Мурзин еще в конце 30-х годов прошлого века, а изготовлен только в 1963 году. Необычные звуки этого прибора могут помнить зрители фантастических фильмов Тарковского и Бриллиантовой руки Гайдая.

Музыку на нем создавал композитор без написания нот и привлечения оркестра. Синтезаторы также стремительно развивались, с изобретением транзисторов они стали компактными и доступными по цене. Сейчас синтезаторы имеют все музыкальные коллективы самых разных жанров.

Еще одним приметным экспонатом музея Глинки стала гигантская ударная установка музыканта и композитора, неутомимого экспериментатора Р. Шафи. Ручное управление подобным сложным комплексом барабанов и барабанчиков явно невозможно,

Шафи изобрел уникальную педаль управления Змей Горыныч, которая из-за количества обслуживаемых инструментов попала в Книгу Гиннесса. Есть в этом разделе и другие любопытные экспонаты, в том числе личные инструменты знаменитых музыкантов.

Посещение музея Глинки может показаться необязательным после рассказа о нем, но такое впечатление крайне ошибочно. Здесь много интересного, что трудно описать в беглом обзоре, имеются новые интересные формы работы с посетителями. Побывать здесь познавательно и интересно людям с любым уровнем интереса и понимания музыки, после посещения этот интерес однозначно повысится.

Имени Глинки является одной из крупнейших сокровищниц, в которой представлены памятники музыкального искусства. Она не имеет аналогов в мире.

Общая информация

В музее хранятся не только литературные и нотные рукописи, но и многие исследования, а также редкие книги. В коллекции сосредоточены автографы и письма, разнообразные документы, которые связаны с творчеством известных деятелей культуры, как русских, так и зарубежных.

Особый интерес вызывают музыкальные инструменты многих народов мира. В 2010 году Государственная коллекция передала Музею крупнейшее собрание творений мастеров разных эпох. Среди них шедевры, сделанные руками А. Страдивари, представителей семей Амати и Гварнери. Музыкальный Музей имени Глинки гордится установленными в его стенах старейшими органами, в том числе и работы Ф. Ладегаста.

Основная работа

Здесь выставлены постоянные экспозиции. По предварительной заявке организуются концерты-диалоги, экскурсии и вечера звукозаписи. Желающие могут посещать интерактивные занятия, а также познавательные детские праздники.

История

Свое начало Музей музыкальной культуры им. Глинки берет из Московской консерватории. Именно здесь с первого момента ее существования энтузиасты начали собирать по собственной инициативе редкие музыкальные материалы - документы и автографы, а также рукописи и инструменты, которые и стали основой сегодняшней коллекции.

Одиннадцатого марта 1912-го года в стенах небольшого зала рядом с библиотекой консерватории был открыт Музей им. Н.Г. Рубинштейна. Он был посвящен памяти этого выдающегося музыкального деятеля, которого особенно любила столичная публика. Именно Рубинштейн основал консерваторию и Московское отделение Русского музобщества. Здесь были сосредоточены документы ИРМО, редкие инструменты и книги, его личные вещи, а также письма и автографы.

Изменения

На протяжении всей своей недолгой истории Музей Глинки переживал и времена подъема, и тяжелые этапы, когда он, пребывая в полном забвении, был на грани закрытия. Почти три десятка лет он исполнял роль служебного отдела при столичной консерватории. Это были функции некоей учебной библиотеки, поскольку сотрудники занимались в основном только хранением и в очень малой степени - приобретением новых экспонатов.

В конце тридцатых годов прошлого столетия, в преддверии празднования 75-летия Московской консерватории, характер деятельности музея резко изменился. Быстрыми темпами стала увеличиваться его коллекция, заметно активизировалось выставочное направление работы, популяризировалась исследовательская сторона фондов.

В 1941-м на базе консерваторского подразделения по решению Сталина был создан Центральный музей музкультуры. А уже в 1943-м ему был присвоен статус госучреждения. С этого момента ГЦММК стал не только завоевывать большую популярность, но и получил свое особенное место.

Именно тогда, в середине сороковых, имя Рубинштейна почему-то исчезло из официального наименования музея. А уже в 1954-м, в годовщину юбилея М.И. Глинки, ему было присвоено имя великого композитора.

Признание

Постепенно, год за годом стала складываться как структура, так и направление работы. Труды, которые издавал Музей Глинки, получали широкое распространение и входили в общекультурный обиход. Благодаря источниковедческим работам, этот культурный центр начал приобретать статус научно-исследовательского. Однако официально Музей Глинки его получил только в 1974-м году. Но несмотря на то, что это произошло с некоторым запозданием, ничего уже не могло помешать преданным своему любимому делу сотрудникам заниматься научной деятельностью.

На протяжении всей своей истории Музей Глинки в Москве дважды менял свой адрес. После территории консерватории он почти два десятка лет располагался в красивом старинном особняке - в палатах, принадлежавших боярам Троекуровым. Это строение находилось в Георгиевском переулке: его хорошо знали коренные москвичи. Но уже с начала 1980-х годов Музей музыкальной культуры им. Глинки наконец-то приобрел свой окончательный дом: специально для него было построено здание по улице Фадеева.

Коллекция записей

В настоящее время его называют одним из крупнейших в мире фондов музыкальной культуры. Его коллекции насчитывают около одного миллиона единиц хранения, которые охватывают все составляющие музыкальной культуры. Здесь можно увидеть не только авторские рукописи, но и автографы, и фотографии, на которых изображены самые известные деятели культуры.

Музей Глинки располагает как огромной коллекцией музыкальных инструментов различных эпох, так и аудио- и видеозаписями произведений всех жанров и видов, начиная от классических, в том числе и современных, и до народных.

Здесь же находятся и самые первые российские грампластинки. Их около шестидесяти тысяч единиц хранения. Показаны также первые выпуски компаний «Граммофон» и «Зонофон», «Пате» и «Метрополь». Немало изданий советского периода, которые производила фирма «Мелодия», а также ведущих зарубежных музыкальных организаций.

Музей Глинки на Фадеева - место, где хранятся рукописи произведений композиторов. Среди них - такие мэтры, как Глазунов, Рахманинов, Шостакович, Гречанинов и многие другие. Эти удивительные документы отлично сохранились. Они доступны для просмотра, поэтому ими может любоваться каждый, кто посетит Музей Глинки.

Здесь же действует и собственная студия звукозаписи, которая оборудована современной аппаратурой. Записывать свои произведения в Музей приезжают музыканты самых разных направлений.

Подразделения

В состав Всероссийского музея музкультуры им. Глинки, кроме главного здания, расположенного на улице Фадеева, сегодня входят и филиалы. Эти отделы находятся в центре столицы. О них знают многие ее жители - поклонники музыки. Это мемориальная усадьба Прокофьева, «П. Чайковский и Москва», квартиры А. Гольденвейзера и Н. Голованова, а также Дом-музей который еще на стадии создания.

В 1995 году указом Президента РФ Музей Глинки включили в Государственный свод, в который занесены особо ценные объекты наследия культуры.

Просветительская работа

Его научные сотрудники ведут около двадцати абонементных циклов лекций-концертов, образовательных курсов для посетителей разных возрастов и уровней знаний. Существует отдельная программа для развития детей - инструментов с музыкальными вставками, рассказы об их возникновении и истории создания.

Тематические выставки можно посмотреть, не только посетив Музей Глинки на Фадеева или другие столичные филиалы, но и в других городах страны и за рубежом, куда коллекции привозятся постоянно.

Сотрудники подготавливают и выпускают и музыкально-текстовые издания, проводят работу для публикаций музыкально-научных исследований.

Музей Глинки проводит не только музыкальные концерты и выставки. С 2007-го года здесь действует Московский оперный клуб. Поначалу он был открыт в Музее кино, после переместился в Театральный зал им А. А. Бахрушина, а уже с 2007-го прочно обосновался в стенах Музея имени М. Глинки. Программы клуба посвящены вполне определенной тематике: это биографии композиторов или певцов, или оперные школы. В рамках его деятельности проходят семинары, в которых принимают участие зарубежные исполнители, музыканты и музыковеды.

Основные экспозиции

Музей Глинки располагает уникальной коллекцией инструментов, треть из которой демонстрируется в экспозициях. Пять его залов, отделанных в индивидуальных цветовых решениях, представляют вниманию посетителей более девятисот традиционных и профессиональных экспонатов. Здесь собраны инструменты как народов России, так и практически всех стран Европы, Азии, Америки, Африки и Австралии.

В первом зале посетители могут увидеть русские Здесь можно полюбоваться на уникальные гусли, изготовленные предположительно в тринадцатом и четырнадцатом веках. Они были найдены при археологических раскопках в древнем Новгороде. После воссоздания их утраченных фрагментов эти уникальные находки заняли свое почетное место. Здесь же представлены и копии с сопелей и гудков: их фрагменты тоже были обнаружены на раскопках.

В витрине другого зала, в котором представлены инструменты сопредельных нашей стране государств, находится старейшее собрание, которым по праву гордится Музыкальный музей им. Глинки. Это коллекция из тридцати шести музыкальных инструментов, на которых играли народы Средней Азии. Ее собрал Август Эйхгорн - капельмейстер Туркестанского военного округа.

Другой удивительный экспонат - это китайский маленький губной орган «шэн», который был создан, по мнению исследователей, еще во втором тысячелетии до нашего летоисчисления. Другие инструменты - вьетнамский монохорд, украшенный филигранной перламутровой инкрустацией, а также ирландская арфа девятнадцатого века - всегда вызывают повышенный интерес у посетителей. Здесь же можно увидеть шотландскую волынку и японский струнный «кото», играть на котором должны были уметь девушки из аристократических родов, индийскую «вину», а также африканские там-тамы, мембраны которых сделаны из шкур животных.