План конспект на тему "Натюрморт в контрастной цветовой гамме.". План - конспект занятия по живописи: Натюрморт из предметов разных по материалу (Имитация техники масляной живописи) Готовые работы детей

Разработка урока по живописи. Тема:"Рисование натюрморта с натуры"

Урок живописи на тему:"Рисование натюрморта с натуры" 4 класс

Вид занятий: изображение на плоскости.

Тип урока: комбинированный.

Цель: научить правильно конструктивно рисовать предметы несложной формы с натуры.

Задачи:
Закрепить знания о компоновке, пропорциях.
Способствовать воспитанию эстетической отзывчивости.
Развивать навыки рисования, внимание, аккуратность, наблюдательность, мышление, зрительную память.

Наглядные пособия: учебная таблица «Поэтапное выполнение натюрморта», репродукции картин (натюрмортов) художников П. Класа, В. Хеда, Ж..Б. Шардена.

Оборудование для учителя: эпипроектор; 2 драпировки, ваза (кувшин), яблоко.

Оборудование для учеников: альбом (формата А4), карандаш, резинка.

Использованная литература:
Секачёва А. В., Чуйкина А. М., Пименова Л. Г. Рисунок и живопись: учебник для средн. спец. учеб. заведений. – М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1983.
Сергеев А. Учебный натюрморт. – М.: Искусство, 1955.
История зарубежного искусства. Под ред. Кузьминой М. Т., Мальцевой Н. Л. – М.: Изобразит. искусство, 1983.

План урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Беседа – 3 мин.
3. Объяснение – 8 мин.
4. Самостоятельная работа учащихся – 28 мин.
5. Анализ работ, оценка – 4 мин.
6. Уборка рабочего места – 1 мин.

Использование классной доски:

1. Название темы.
2. Репродукции картин художников.
3. Педагогический рисунок.
4. Учебная таблица «Поэтапное выполнение натюрморта с натуры».

Ход урока:

1. Организационный момент:
установить дисциплину, проверить готовность к уроку.

2. Беседа.
Тема урока «Рисование натюрморта с натуры», 1 этап – построение.
Что такое натюрморт?
Натюрморт – жанр изобразительного искусства. От французского «мертвая природа», изображение мира вещей, предметов повседневного обихода, орудий труда, плодов, цветов. Особенно широкое распространение жанр натюрморта получил в голландской живописи 17 века (Питер Клас, Виллем Кальф, Виллем Хеда).
Обратите внимание на репродукции картин Виллема Хеда и французского художника 18 века Жана Батиста Шардена. В чём разница между их натюрмортами?
Излюбленным мотивом работ голландцев был так называемый завтрак – изображение накрытого стола, на котором размещены блюдо с пирогом или с окороком, хлеб или румяная булка, металлический кувшин, стеклянный бокал, тарелки, ножи. В свою очередь, Жан Батист Шарден известен как мастер картин на бытовые темы: мир домашних, обжитых человеком вещей, на его полотнах появились корзинки, кринки, чаны, битая дичь.

3. Объяснение.

Посмотрим внимательно на натюрморт. Из каких предметов он состоит?
Кувшин, яблоко, 2 драпировки.
Что необходимо сделать, прежде чем начать рисовать натюрморт?
Сначала нужно определить, как располагать лист: горизонтально или вертикально.
Как в нашем случае располагаем лист?
Измерив способом визирования ширину и высоту, понимаем, что лист необходимо расположить вертикально (высота натюрморта больше ширины). Проведём линию пересечения плоскостей.
Что такое композиция?
Композиция - расположение на поверхности бумаги изображаемого предмета.
Определим размещение натюрморта на листе. Предметы не должны быть маленькими, но и не сильно большими. Нельзя рисовать больше натуральной величины.

При построении натюрморта обращайте внимание на таблицу «Поэтапное выполнение натюрморта».
Построение кувшина.
Построим ось симметрии.
Что такое пропорция?
Пропорция – определённое соотношение частей предмета между собой, их соразмерность. Необходимо постоянно сравнивать пропорциональные отношения, визировать.
Каково соотношение высоты кувшина к его ширине?
Высота кувшина в 1,5 раза больше ширины. Делаем засечки.
Кувшин делится на горлышко и тулово.
Какую форму напоминает горлышко, а какую тулово?
Горлышко по форме напоминает прямоугольник, тулово – круг.
Чтобы найти грань, разделяющую горлышко и тулово, нужно узнать, сколько раз высота горлышка помещается в высоту всего кувшина?
Высота горлышка помещается в высоту всего кувшина 4 раза.
На какой высоте находится самая широкая часть кувшина?
2,5 раза помещается в высоту кувшина.
Теперь находим ширину горлышка и основания. Построим основание кувшина. Основание – круг, но по законам перспективы, с данного положения получается эллипс.
Как построить эллипс? (Вызвать к доске желающего).
Чтобы построить эллипс, проводим оси, делаем засечки на них. Соединяем плавной линией.
По этому же принципу строим эллипсы на горлышке самой широкой части кувшина.
Одинаковы ли будут эллипсы в любой части кувшина или они изменяются?
Эллипсы изменяются: чем эллипс выше – тем он уже, чем ниже – тем шире.
Теперь можно нарисовать контур кувшина. Невидимые линии должны быть бледнее и тоньше, а видимые более темные и четкие.
Кувшин готов.

Рисование яблока.
Какую форму напоминает яблоко?
Яблоко напоминает круг.
Сколько раз яблоко помещается в высоту кувшина?
Яблоко 3 раза помещается в кувшин.
Яблоко чуть ближе к нам, чем кувшин. нарисуем сначала круг, затем преобразуем его в яблоко.

Наметим драпировки. Линии построения можно стереть.
Натюрморт построен.

4. Самостоятельная работа учащихся:
Индивидуальная и коллективная работа с учениками.

5. Анализ работ, оценка:
Коллективный анализ работ.
Домашнее задание: принести кисти, акварельные краски, альбом.

Рисование натюрморта, уроки рисования натюрморта, поэтапное рисование натюрморта, рисование натюрморта акварелью, гуашью.

Рисуем шаг за шагом: уроки рисования натюрморта.

Делаем карандашный эскиз натюрморта на бумаге.

После переноса карандашного эскиза на бумагу средней круглой кистью нанесите на задний план тонкий слой смеси кобальта фиолетового и краплака. Наклоните немного бумагу так, чтобы длинные мазки, проводимые слева направо, смешивались друг с другом. Затем нанесите тонкие мазки этого же тона в отверстиях узора кружев. После того, как краска высохнет, обозначьте тени складок кружевной салфетки смесью разведенного кобальта синего и умбры жженой.

Для получения основного цвета тюльпанов наносите краску с постепенным переходом тонов - начиная от кадмия желтого среднего и постепенно добавляя все больше и больше краплака, и наконец, сделайте мазки чистым краплаком по краям. (При этом поворачивайте и наклоняйте бумагу, чтобы мазки смешивались). Затем нанесите тонкий ровный слой зеленой ФЦ на листья. После этого нанесите маскирующую жидкость на освещенные участки кувшина, чашки. Когда состав высохнет, снова немного наклонитте бумагу и затонируйте левую сторону чашки и кувшина тонким слоем чистого кобальта. Затем продолжайте размывку на кувшине с постепенным переходом тонов, добавляя очень светлый (почти прозрачный) краплак.

Перейдите к фону, нанеся тонкий лессировочный слой разбавленного кобальта фиолетового. Выполните размывку теней на чашке и блюдце кобальом синим, смешанным с умброй жженой. После высыхания краски кадмием желтым средним проведите по ободу чашки и, пока краска еще влажная, добавьте немного сиены натуральной на более темные участки. Затем нанесите лессировочный слой на листья тюльпанов смесью голубой ФЦ, кадмия желтого среднего и сиены натуральной. На затененные стебли нанесите виридоновую зеленую, затем влажной кистью снимите часть этой краски и перенесите ее на более светлые участки стеблей.

На этом этапе нанесите более темные тона: лессировочный слой кобальта фиолетового, смешанного с умброй жженой, на фон и на участки теней а кувшине, чашке и блюдце. Затем усильте тени на кувшине, используя более светлую смесь кобальта фиолетового и капельку умбры жженой. После этого нанесите очень тонкий лессировочный слой кобальта синего поверх световых бликов на кувшине. Часть лепестков тюльпанов затемните кадмием желтым средним, а на другую часть нанесите краплак.

На этом этапе нанесите последний лессировочный слой на фон, используя темную смесь кобальта фиолетового и умбры жженой, так что центр композиции действительно выходит на первый план. Когда все подсохнет, усильте лессировкой тени на переднем и заднем плане.

При написании натюрмортов самым замечательным является то, что можно полностью менять их композицию по своему усмотрению. Вы можете выбирать предметы, которые хотели бы включить в композицию, менять освещение, выбирать место для каждого предмета таким образом, чтобы составить наиболее выигрышную композицию. Располагая предметы, помните, что при правильно составленной композиции взгляд зрителя направлен к ее смысловому центру - фокусу изображения.

Изображение бытовых предметов широко распространено в изобразительном искусстве. Во многих исторических картинах, портретах предметы быта являются важными деталями, подчеркивающими, а подчас и раскрывающими конкретную историческую эпоху, историческое событие. Они помогают понять изображаемый сюжет. Особое значение приобретают предметы быта в картинах бытового жанра и в натюрмортах.

Рисование бытовых предметов особенно ценно тем, что предоставляет широкие возможности для изучения характерной формы, строения, пространственного положения, цветовой окраски окружающих объектов, распределения светотени на их поверхности. Вот почему обучение рисованию начинается обычно с изображения различных предметов быта, причем в определенной последовательности: от простейшей формы до более сложной (комбинированной).

Рисунок натюрморта с драпировкой сложнее, чем изображение отдельных предметов. И дело здесь не только в количестве предметов, но и втом сочетании учебных задач, которые приходится решать.

Усложнение задач в рисунке натюрморта связано также с введением драпировки - важного связующего элемента постановки. Драпировка не только служет фоном, но и дает возможность выразительно показать каждый из предметов в отдельности и их гармоническое единство в пространстве.

Для этого необходимо знание принципов линейно-конструктивного изображения формы, теориии линейной и воздушной перспектив, владения техникой рисования.

18.04.2013 уч.г.

Открытый урок по живописи

в 1 «б» классе

преподавателя Ершовой И.М

Тема урока : «Поэтапное построение натюрморта»

«Натюрморт с простым предметом и овощами в холодной цветовой гамме»

Цели: закрепить знания о жанре изобразительного искусства «натюрморт»;

Развивать образное воображение, композиционное мышление.

Задачи:

Обучающие : грамотно компоновать изображение в листе; ставить предметы

на плоскость, строить их с учетом пропорций и перспективных сокращений.

Развивающие : развитие внимания, зрительной памяти, глазомер, чувство

пропорции, цветоощущение, художественный вкус.

Воспитывающие : воспитание любви к окружающему миру,

целеустремленности, усидчивости, аккуратности, способности видеть

чувствовать красоту.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Оборудование и материалы:

для учителя: предметы быта (кувшины, чашки, миски и т.д.), мел, доска

Классная;

для учеников: бумага А3, графитные карандаши разной твердости, ластик,

Кисти, акварель, палитра, емкость для воды;

Зрительный ряд:

работы учащихся из натурного фонда;

репродукции художников:

К. Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты».

В. Ван Гог «Подсолнухи»

И. Машков «Фрукты на блюдце»

К. Петров-Водкин «Натюрморт с яблоками»

П. Кончаловский «Поднос и овощи»

З. Серебрякова «Корзина с кабачками»

Ход занятия:

1 урок

І Организационная часть.

Проверка готовности к уроку 3 мин.

ІІ Основная часть.

Сообщение темы. 2 мин.

Вступительная беседа 5 мин.

Педагог предлагает отгадать загадку, дети хором отвечают.

Если видишь на картине

Чудо вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем

Стоит множество посуды

И стеклянной и простой

Может чашка или блюдце

С золоченою каймой.

А еще, и так бывает,

Нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив

А еще в картине может

Нарисованным быть торт

И поэтому картину называют – натюрморт.

Слово «натюрморт» означает «мёртвая натура», «неживая природа». Оно пришло к нам из французского языка.

В переводе с голландского, немецкого и английского название этого жанра означает «тихая жизнь», «неподвижная жизнь».

Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии.

Художников, работавших в этом жанре, назвали «малыми голландцами». Их отличительная особенность – удивительная материальность предметов в натюрмортах, тщательность передачи деталей.

Натюрморт обычно не нуждается в таких размерах холста, как историческая картина или эпический пейзаж. Это более «скромный» жанр. Но при этом не следует воспринимать натюрморт в изобразительном искусстве как изображение случайного набора предметов. Чаще всего художник «ставит» натуру, то есть, исходя из задуманной идеи, сознательно подбирает подходящие предметы. К тому же замысел художника предполагает определённые сочетания форм и цветов предметов, освещение, расположение в пространстве. Композиция натюрморта рождается первоначально в голове автора, хотя к образно-пластической идее художника может подтолкнуть многое: жизненные наблюдения, воспоминания, прочитанная книга, стихи, музыка.

Иногда поставить натюрморт труднее, чем его написать. Художник вносит в расположение предметов свой порядок. Такой, когда ничего нельзя убрать, добавить или переставить, не нарушив единства композиции.

Педагог напоминает о правилах построения, композиционном решении, поэтапном выполнении живописных приемов рисования несложного натюрморта из 2-3 фруктов и овощей, выполненного на предыдущем занятии. Далее предлагает познакомиться с натюрмортом более сложной композиции. В диалоге с детьми педагог обсуждает художественные особенности вывешенных на доске репродукций натюрмортов известных художников.

Проблемные вопросы (проверка знаний): 10 мин.

  • Какие виды натюрморта Вы знаете?
  • Найти отличительные особенности представленных натюрмортов и прокомментировать.
  • Какие цвета (теплые или холодные) преобладают в натюрмортах и почему?
  • Что объединяет предметы натюрморта?
  • Как художники передают объем овощей и фруктов на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а темные – с другой? (ответы детей)
  • Какую роль в натюрморте играет солнечный свет? Солнечный свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (свет), с другой – темными (тень). Свет и тень помогают передать объемное изображение предметов, их реальность.
  • Какие натюрморты на репродукциях вам понравились больше и почему?

Педагог объясняет разные композиционные схемы построения натюрмортов. Для закрепления знаний педагог просит детей прочесть представленные схемы и ответить на следующие вопросы:

1 О чем говорят вертикальные и горизонтальные линии в изображении предметов (осевые линии)?

2 Определите, какие предметы в натюрмортах расположены ближе, какие дальше? Объясните, почему?

3 Что такое композиция? (Это объединение частей учебного рисунка, произведения искусства для наиболее яркого выражения их содержания. Это правильное расположение предметов на листе бумаги).

Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга (разумный контраст большого и малого, белого и темного, широкого и узкого, блестящего и матового, предметы сферической и плоскостной формы усиливают выразительность, устраняет однообразие, оживляет обстановку) ;

Такая закономерность построения натюрморта называется его композицией.

В любой композиции должен быть композиционный центр. Обычно таким композиционным центром является самый большой предмет, изображаемый на картине. Его лучше располагать на втором плане и обязательно выделить цветом (во всей группе должен быть основной предмет, который по своему смысловому значению, вершине, форме, цвету был бы главным, центральным.)

Игровая разминка. 10 мин.

Обучающиеся делятся на 2-3 группы по 3-4 человека. Им предлагается составить композицию предложенного натюрморта из геометрических фигур и приклеить на лист бумаги. Готовые композиции педагог прикрепляет к доске для анализа работ, рекомендаций по устранению ошибок.

ІІІ Самостоятельная работа. 13-15 мин.

Короткими отрезками-штрихами учащиеся карандашом на листе намечают общее расположение натюрморта, учитывая предыдущие рекомендации контуры всех предметов, соблюдая пропорции и расположение предметов в натюрморте, намечают границы бликов, теней, всех предметов и среды.

ІV Итог урока: 2 мин.

Ответы на вопросы:

В каком жанре живописи мы сегодня работали?

Ход занятия:

2 урок

І Организационная часть.

Проверка готовности к уроку 2 мин.

ІІ Основная часть.

Вступительная беседа 5 мин.

Педагог предлагает просмотреть несколько учебных работ в разных техниках исполнения. Обратить особое внимание на работы, выполненные в акварельной технике.

В каких техниках выполнены работы?

Чем отличается гуашевая техника от акварельной?

ІІІ Самостоятельная работа. 25 мин.

Обучающиеся уточняют детали в карандашном рисунке. Переходят к работе акварелью. Смачивают лист бумаги водой, чтобы краска в дальнейшей работе не скатывалась. В процессе работы педагог помогает обучающимся, испытывающим трудности в работе.

ІV Итог урока: 13 мин

Просмотр рисунков, анализ их достоинств.

Выбрать рисунки, выразившие наибольшее сходство с натурой;

Оценка рисунков;

Уборка рабочих мест.


Методическая разработка урока

по предмету живопись

в подготовительном классе

2 год обучения

по теме «Натюрморт. Рисование

натюрморта с натуры»

Выполнила: Кукушкина Е.Н.

Преподаватель

МОУ ДОД ДХШ г. Неи

Костромской области

2013 год

Тема урока: «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры.

Цель

Выполнить несложный натюрморт с натуры

Задачи :

Развивающие: развивать приёмы работы красками, последовательность работы над натюрмортом.

Оборудование:

Для учителя – натурная постановка (натюрморт на фоне белого листа), таблица «Натюрморт (поэтапная работа)», наброски с натуры овощей и фруктов (детские работы)

З рительный ряд:

План урока

  1. Организационный момент
  2. Вводная беседа
  3. Работа учащихся над заданием
  4. Итоги урока

Ход урока:

  1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку. Позитивный настрой детей на урок.

  1. Вводная беседа.

Вспомнить жанры изобразительного искусства. Далее рассматривается один из жанров искусств – натюрморт.(демонстрируются иллюстрации)

Если видишь на картине

Чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной и простой,

Может, чашка или блюдце

С золочёною каймой.

А ещё и так бывает:

Нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив.

А ещё в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовётся натюрморт.

Натюрморт – (в переводе с фр. – мёртвая природа) – изображение неодушевлённых предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельные произведения, художественно воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевлённые предметы. Возник натюрморт в связи с развитием реализма в живописи и по мере расширения технических и познавательных возможностей художников определился в XVII веке как самостоятельный жанр.

Натюрморт выполняет различные функции. Например:

Декоративный – запечатлевает красочность, изящество и пышность природных форм, несколько утрируя и преобразуя их, украшает интерьер;

Тематический – изображаются предметы, объединённые одной темой (детский – включает игрушки, спортивный – атрибуты спорта и т. д.

Натюрморт говорит о жизни людей разных времён; даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей.

Что вы можете рассказать, глядя на этот натюрморт? (демонстрация репродукции)натюрморта

Загадки:

Шесть фарфоровых подруг

На скатёрке встали в круг,

Захотели вечерком

Нас попотчевать чайком. (Чашки)

Блестит ярко мой мундир,

На столе я – командир.

Знают чашки, чайник;

Я большой начальник. (Самовар)

Две сестры: одна большая,

Кашу манную мешает.

Ну а меньшая сестрёнка

Чай помешивает звонко. (Ложка)

Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь – гладко,

А откусишь – сладко! (Яблоко)

Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова прилегла,

Только шея тонка. (Тыква)

Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух)

Летом в огороде, свежие, зелёные,

А зимою в бочке жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? (Огурцы)

На сучке висят шары,

Посинели от жары. (Слива)

Рассмотрим иллюстрации, репродукции и ответим на вопросы:

Что такое натюрморт?

Какие натюрморты на репродукциях вам нравятся больше и почему? Назовите авторов картин.

Какие цвета (тёплые или холодные) преобладают в них? Почему?

Что объединяет все предметы одного натюрморта? (Тема, принадлежность )

Почему в изображении плодов краски различаются по светлоте: одни светлее, другие темнее?

Как художники передают объём овощей и фруктов на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а тёмные – с другой? Какую роль здесь играет солнечный свет? (солнечный свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (это свет), с другой – тёмными (тень).Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов, их реальность.)

Рефлексия

Для закрепления материала предлагаю игру «Составь натюрморт». Из предложенных предметов, находящихся перед вами, предлагаю составить натюрморты и дать им названия.(участвуют как сильные, так и слабые дети)

Физкультминутка

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

  1. Работа учащихся над заданием

Натюрморт с натуры.

У нас сегодня натюрморт из овощей и фруктов. Тема эта «вкусная» и рисовать её очень приятно. Каждый фрукт и овощ имеет основную форму, цвет, которые нужно увидеть. Они могут совпадать у разных фруктов и овощей, но цвет и детали присущи им свои.

Последовательность выполнения работы:

  1. На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею, т.к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.
  1. На первом этапе работы краской начнём с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь – колер, который прозрачным слоем нанесём на все части рисунка, исключая блики.
  2. На втором этапе живописи моделируется объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.
  1. На третьем этапе работы продолжаем моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.
  1. На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершён.

IV. Итоги урока

Просмотр и анализ выполненных работ. Отметить красиво найденные сочетания цветов в передаче характера предметов натуральной постановки.

Анализ общих ошибок.

Уборка рабочих мест.

Использованная литература:

  • Б. М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-4 класс Москва «Просвещение»2008 год
  • Е. Рожкова «Изобразительное искусство в начальной школе» Москва «Просвещение» 1980 год

Самоанализ урока

в подготовительном классе (2 год обучения)

«Натюрморт. Рисование с натуры натюрморта из двух

предметов»

Цель и задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, расширить знания о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре, учить изображать различные предметы.

Развивающие: развивать приёмы работы красками.

Воспитательные: воспитывать эстетическую восприимчивость.

Оборудование:

Для учителя – натурная постановка (натюрморт из двух предметов), таблица «Натюрморт (поэтапная работа)», наброски с натуры овощей и фруктов (детские работы)

Для учащихся – акварель, гуашь, бумага, кисти, графические материалы

Зрительный ряд:

И. Машков «Фрукты на блюдце», А. Лентулов «Натюрморт», В. Ван Гог «Подсолнухи», К. Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты».

В соответствие с программой данная тема входит в раздел рисование с натуры. На тему «Натюрморт. Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов» отводится 2 часа.

Основная цель данного урока –дать учащимся знания о натюрморте; научить изображать предметы в натюрморте как графическими, так и живописными средствами. Урок состоит из организационного момента, изложение нового теоретического материала, закрепление изученного материала, самостоятельной работы детей.

К уроку приготовилась своевременно, подготовила весь наглядный материал, который будет необходим на уроке. Содержание, тематическая направленность и технология проведения полностью соответствовали уровню развития класса.

Учебное время мною было рационально использовано. Урок начала с организационного момента, который начался с трудового настроя учащихся на урок.

Изложение нового материала – основная часть этого типа урока – проводится методом объяснения, рассказа с элементами демонстрации репродукций. На данном этапе урока раскрыла перед учащимися понятие «натюрморта», познакомила с видами натюрмортов. Для повышения эффективности учебного процесса и чтобы интерес к уроку у детей этого возраста не угас, применила в беседе загадки.

Закрепление нового материала провела в форме игры «Составь натюрморт». В этой работе принимали участие как сильные дети, так и послабее. На данном этапе очень хорошо прослеживались знания учащихся, которые были получены во время изложения теоретического материала.

Перед самостоятельной работой, в целях сохранения здоровья детей провела физкультминутку.

На этапе самостоятельной работы урока я объяснила детям последовательность работы над натюрмортом.

В ходе самостоятельной работы учителем оказывалась индивидуальная помощь учащимся, исходя из индивидуальных способностей. Для лучшей последовательности выполнения самостоятельной работы была применена учебная таблица «Последовательность выполнения натюрморта в цвете».

По окончании урока провела выставку работ учащихся, где был проведён анализ работ: что получилось, а что нет? Я чётко смогла проследить, как учащиеся усвоили данную тему. Оценивание учащихся.

Выбранные формы работы не случайны, они увлекательны для детей этого возраста, представляют интерес для них. Считаю, что восприятие цели учащимися состоялось в полной мере.


Тип образовательного учреждения: Таврическая школа-гимназия № 20 Возраст детей и их количество: 6 класс (1213 лет), 29 человек Время: 45 минут Тема: Натюрморт как жанр изобразительного искусства Цель: Расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях его композиционного решения. Выполнить натюрморт с натуры.

Цели: обучающие: усвоить понятие натюрморт; научить составлять натюрморты; обучить рисованию с натуры, изображая предметы в цвете с передачей конструктивного строения предметов, их пропорций. развивающие: развивать творческий потенциал; расширить кругозор учащихся; активизировать наблюдательность детей; развивать у них глазомер; образное мышление. воспитательные: воспитать эстетический вкус, внимательность, наблюдательность.

Тип урока: усвоение новых знаний Оборудование для учителя: Изобразительный ряд: репродукции картин, рисунки – примеры композиционного расположения предметов в натюрморте, схема последовательности рисования натюрморта. Музыкальный ряд: П. И. Чайковский - Времена года. Осень. Оборудование для учащихся: бумага (формат А 4), карандаш, ластик, краски акварельные, кисть, палитра баночка для воды тряпочка Компьютерные технологии: видео «Как поэтапно рисовать натюрморт» , слайд-презентация с работами художников

Ключевые слова: натюрморт – в переводе с французского "мёртвая натура", т. е. изображение неодушевлённых предметов. эскиз - Предварительный набросок рисунка, картины или части ее. композиция -система правил и приемов расположения частей картины в единое целое, умение точно разместить изображение на листе. композиционный центр - это то, что является главным в композиции, должно быть акцентировано. контраст - это резкое отличие предметов по тем или иным свойствам (размерам, форме, цвету, светотени и т. д.), резко выраженная противоположность: длинный - короткий, толстый - тонкий, крупный - мелкий.

Ход урока I. Организационный момент 1. Приветствие. Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и вашим девизом: Не можешь – узнай, Не знаешь – узнай, Не бойся тропы отвесной, Пробуй, ищи, свершай, достигай, Чтоб жизнь твоя стала песней. Л. Татьяничева

II. Актуализация знаний. Метод - беседа Проводится в игровой форме, вопросы кладутся в коробку, и учащиеся достают их и отвечают. Педагог: Ребята, а вы помните о чем мы говорили на предыдущем уроке? ? Сейчас я проведу игру – поверку знаний. - Какие вы знаете основные выразительные средства в изобразительном искусстве? (графика, живопись, композиция). - Какие вы знаете виды рисунка? (набросок, зарисовка, эскиз, этюд). - Что такое композиция? (система правил и приемов расположения частей картины в единое целое, умение точно разместить изображение на листе). - Какие главные средства композиции вы знаете? (композиционный центр, контраст, ритм, цвет, фон или среда или пространство). - Что такое композиционный центр? (главное в изображении, выделяется цветом, размером, освещением, но не всегда может быть в центре картины – зависит от расположения предмета и точки зрения). - Какие жанры живописи вы знаете? (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический, сказочно-былинный, батальный).

III. Мотивационная и целевая установка на урок. Метод – практический. Формулирую задание в технике «натюрморт» Педагог: - Посмотрите на эти репродукции картин. Художники просто изображают обычные вещи быта, цветы, овощи, фрукты. - К какому жанру живописи можно отнести эти картины? (натюрморт). - Попробуйте дать название каждой картине.

М. А. Врубель "Роза"

Педагог: Послушайте стихотворение – загадку. Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу Знай, что это …(натюрморт). Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из красивейших жанров изобразительного искусства – натюрмортом, узнаете об особенностях его композиционного решения. Вам предстоит нарисовать натюрморт с натуры.

IV. Формирование новых знаний. 1. Из истории натюрморта. Педагог: «Натюрморт» - от французского «мертвая натура» - жанр изобразительного искусства, изображение различных предметов обихода, вещей, снеди (овощи, фрукты, хлеб и т. д.), цветов и прочего. В голландском и немецком языках суть натюрморта выражается как тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем. Возник этот жанр около 400 лет назад в Голландии и Испании. Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру. Вот почему голландский натюрморт 17 века явился отражением голландского быта (Питер Клас и Виллем Клас Хеда «Ветчина и серебряная посуда» , «Завтрак с ветчиной»).

Виллем Клас Хеда "Ветчина и серебряна я посуда. »

Натюрморт так же может просто радовать глаз игрой красок, давать душевный отдых. В Музее изобразительного искусства в Москве висит натюрморт Анри Матисса «Красные рыбки» . Красные рыбки плавают в аквариуме и все. Но эта композиция пробуждает в нас чувство радости.

В русском искусстве натюрморт появился в 18 веке, а время расцвета – конец 19 начало 20 века. Это, прежде всего работы Грабаря и Коровина. Грабарь Игорь Эммануилович

Яркие натюрморты создали художники Машков и Куприн и др. Вы видите один из натюрмортов Машкова «Снедь московская. Хлебы» . Годы войны, голода, разрухи остались позади. Видно, что человеку доставляют радость булки, калачи, баранки, пирожные. Кажется, что Машков увидел не только готовые изделия, но и услышал, как пыхтит вздувающееся тесто и лопается в печи корка хлеба.

V. Закрепление изученного материала. Форма коллективная; метод – практический. - А что можете сказать вы, глядя на этот натюрморт? Какие чувства он у вас вызывает? (аппетитность изделий – от шершавости хлебных форм, от переливов цвета от коричневых, ржаво-красных, желтых до нежных пепельных, сизоголубых и розовых).

2. Последовательность и правила работы над натюрмортом. Этапы выполнения рисунка (объяснение педагога) Педагог: 1. На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею, т. к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.

2. На первом этапе работы краской начнем с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь – колер, который прозрачным слоем нанесем на все части рисунка, исключая блики.

3. На втором этапе живописи моделируется объемная форма всех предметов и передается их освещенность. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещенных сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более темными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенность и светлоте.

4. На третьем этапе работы продолжаем моделирование объемной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещенности.

5. На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие – то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершен.

Физкультминутка (Дидактическая игра «Настроение») Педагог: У каждого человека бывают разные настроения, которые можно наблюдать по выражению лица, мимике, глазам, общему виду. Предлагаю вам поиграть в настроения. (Педагог называет ситуации и просит детей показать, какие чувства они будут испытывать в тех или иных случаях) - Мама не пускает тебя на прогулку; - Папа подарил тебе большую, красивую игрушку; - Старший брат не дает мяч; - Внезапно на дорогу выбежала собака; - Ты поймал крупную рыбу и т. п.

VI. Практическая часть. Проверка готовности учащегося. (С разрешения педагога учащиеся выполняют рисунок – натюрморт с натуры.)

VII. Итоги урока и рефлексия учебной деятельности. - Что нового о натюрморте вы сегодня узнали? - Вспомните, какую цель мы ставили на уроке? - Понравилась ли вам работать над натюрмортом? - Что было самым сложным и самым интересным на уроке? Выставка работ учащихся. Оценивание работ. VIII. Домашнее задание: Нарисовать осенний натюрморт Заключительное слово педагога. Педагог: Посмотрев ваши работы, могу сказать, что вы научились красиво и выразительно располагать предметы на листе бумаги, правильно подбирать цвет для раскрашивания и тщательно выписывать мелкие детали. Как вам известно, рисунки выглядят привлекательными, если выполнены аккуратно, с художественным вкусом, старательно. Наше занятие подошло к концу, вы все хорошо работали, всем спасибо за работу. До свидания.

Методическая работа. План-конспект открытого урока по теме:

«Декоративный натюрморт с использованием линии и пятна» во 2 классе художественного отделения ДШИ

Цель урока: организация цветового пространства. Равновесие и гармония цвета. Найти и составить динамическую композицию.
Тип занятия: комбинированное.
Количество часов: 6 часов.
Продолжительность урока: 45 минут.
Задача урока: выполнение композиции декоративного натюрморта с использованием линии и пятна на листе формата А3, используя изобразительные средства по выбору учащихся.
Оборудование:
Для преподавателя: работы учащихся прежних лет, методические пособия, дидактические материалы.
Для учащихся: лист формата А3, акварельные и гуашевые краски, кисти, карандаш, ластик, палитра.
План урока:
1 часть. 13 минут. Организационный момент, сообщение учебного материала.
Совместное целеполагание с учащимися, направленное на сбор необходимого и возможного изобразительного и информационного материала к последующей работе над декоративным натюрмортом. Разделить в сознании учащихся тему и цели занятия.
Использовать карты иллюстрации, технологические карты, презентацию о художниках, работающих в декоративной технике, вопросы учащимся.
2 часть. 7 минут.
Подбор колеров для декоративного натюрморта.
3 часть. 20 минут.
Самостоятельная работа (эскизы декоративного натюрморта, основой которого является линия и пятно), работа гуашью на формате А3.
4 часть. 3 минуты.
Оценочно-рефлексивная деятельность с помощью сигналов: красный – «5», синий – «4», зеленый – «3».
Домашнее задание. 2 минуты.
Выполнить упражнение на характеристики цвета «теплый – холодный», «темный – светлый» для декоративного натюрморта гуашью на формате А3.

Ход занятия

Организационный момент : проверка готовности учащихся к уроку, наличия необходимых материалов и оборудования (бумага А3, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра).
Объяснение нового материала.
Темой нашего занятия является декоративный натюрморт с применением линии и пятна. Сегодня мы с вами вспомним о понятии «декоративность», рассмотрим, как решали вопросы декоративной стилизации в натюрморте знаменитые художники на примере репродукций и презентации. Поговорим о способах декоративной стилизации в натюрморте. Затем вам предстоит практическая работа по закреплению темы нашего занятия. Наша цель – цветовое равновесие и гармония в работе. Прежде чем говорить о новой теме, я напомню, что сначала необходимо составить эскиз для будущей работы. Необходимо составить колеры, цвета в которых будет будущая работа. Вы, конечно, знаете, что стилизация – это декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Чтобы в декоративном натюрморте состоялась стилизация, он должен быть выстроен в едином плане, где все изображаемые объекты, как и все изобразительные средства, должны работать на утверждение одного композиционного принципа, одной идее. Стилизация может идти по пути предельного упрощения и доведения до предметных символов, а может и наоборот за счет усложнения формы и наполнения изображения декоративными элементами. Можно построить натюрморт на тягучей пластике силуэтов, или взять за основу рубленые прямоугольные формы с динамикой линий и контрастными цветовыми сочетаниями. Необходимо, чтобы каждый натюрморт был понятен, имел свою особенность.



Способы трансформации формы (на примере бутыли). Показ репродукций.
1. Округлить или вытянуть форму.
2. Изменить соотношение пропорций как внутри предмета, так и между предметами.
3. Можно увеличивать или уменьшать количество предметов, вводить дополнительные объекты, драпировки.
4. Соотношение цветовых пятен.

Итак, давайте повторим:
1. Что такое «декоративность»?
2. Как вы понимаете выражение «стилизация предмета»?
3. Назовите способы выразительности предмета?
4. Что значит равновесие цветовых пятен?
Теперь давайте посмотрим презентацию на тему: «Декоративный натюрморт в творчестве художников».Показ презентации.










Итак, давайте с вами закрепим, каких художников вы запомнили из презентации (показ карточек с репродукциями художников).
Сейчас вам необходимо на отдельном листке сделать колер для будущей работы.
Теперь я предлагаю вам выполнить практическую работу на формате А3. Необходимо выполнить эскиз декоративного стилизованного натюрморта с натуры. Можно выполнить в стиле известных художников из рассмотренных нами ране. Необходимо правильно расположить предметы в композиции. Для достижения равновесия можно использовать разделение плоскости на части. Цветовое решение – в контрастно-дополнительных цветах, верно распределить цветовые акценты.

Самостоятельная работа. 20 минут.










Оценочно-рефлексивная деятельность. 3 минуты.
Домашнее задание. 2 минуты. Самостоятельно выполнить упражнение на характеристики цвета.

Литература
1. Н.П. Бесчастнов, В.Я. Кулаков и др. «Живопись» - М: Владос, 2003г.
2. Алексеев С.О. «О колорите» - М, 1974г.
3. Ануфриев В.Г., Ануфриева Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. «Рисунок, живопись, станковая композиция, основы графического дизайна».
4. Беда Г.В. «Живопись» - М: Просвещение, 1986г.
5. Волков Н.Н. «Композиция в живописи» - М: 1977г.
6. Волков Н.Н. «Цвет в живописи» - М: Искусство, 1985 г.
7. Кузин В.С. «Изобразительное искусство», 2 класс – М: Дрофа
8. Манин В.С. «Шедевры русской живописи» - М: Белый город, 2003г.
9. Яшухин А.П. «Живопись» - М: Просвещение, 1985г.