Как рекламировать сигареты и табачные изделия. Дело-табак: введен полный запрет на рекламу сигарет

Введение

Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. «О рекламе» (далее - Закон о рекламе). Он регулирует отношения, возникающие как на товарном, так и на финансовом рынке. Действие Закона о рекламе не распространяется на политическую рекламу.

В данной работе рассматривается правовое регулирование рекламы табачных изделий.

  • 1. Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна:
  • 1) содержать утверждение о том, что курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
  • 2) осуждать воздержание от курения;
  • 3) обращаться к несовершеннолетним;
  • 4) использовать образы несовершеннолетних.
  • 2. Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться:
  • 1) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;
  • 2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;
  • 3) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
  • 4) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;
  • 5) на всех видах транспортных средств общего пользования;
  • 6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;
  • 7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений.
  • 3. Реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
  • 4. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табачных изделий, в организациях или местах, в которых не допускается розничная продажа таких изделий или их определенных видов, запрещается. При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в их раздаче, а также предлагать им такие образцы.

Запрет спонсорства табачными компаниями.

В целях сокращения спроса на сигареты Минздрав предлагает запретить стимулирование продаж табачных изделий и потребления табака, а также спонсорство табачными компаниями, в том числе:

  • 1. Распространение табака и табачных изделий среди населения бесплатно;
  • 2. Применение скидок к цене табачных изделий любыми способами, в том числе, посредством издания купонов и талонов;
  • 3. Использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при их производстве, а также оптовой и розничной торговли товарами, не являющимися табачными изделиями, на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;
  • 4. Использование формы табачного изделия для других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при их производстве, оптовой и розничной торговле;
  • 5. Демонстрация табачных изделий и процесса их потребления (за исключением демонстрации процесса потребления табачных изделий при информировании об их вреде) во вновь создаваемых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых содержится демонстрация табачных изделий и процесса их потребления; спонсорство запрет реклама табачная компания
  • 6. Организация и проведение мероприятий (в том числе, лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачного изделия;
  • 7. Организация и проведение массовых культурных, спортивно-зрелищных и иных массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых являются прямое или косвенное побуждение к приобретению табачного изделия и (или) к потреблению табака, в том числе, организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов;
  • 8. Спонсорство табачными компаниями, в том числе любой вклад в организацию и проведение табачными компаниями любых акций и мероприятий в сфере образования, физкультуры, спорта, здравоохранения и культуры, а также оказание табачными компаниями любой помощи образовательным, физкультурно-спортивным благотворительным организациям, организациям здравоохранения и культуры.

Запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей (в том числе: трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Новые и ранее действовавшие ограничения на рекламу табачных изделий:

  • 1. Реклама табака и табачных изделий не должна содержать демонстрацию процессов курения, а также не должна создавать впечатление, что курение имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния;
  • 2. Реклама табака и табачных изделий не должна дискредитировать воздержание от курения, содержать информацию о положительных терапевтических свойствах табака и табачных изделий и представлять их высокое содержание в продукте как достоинство;
  • 3. Реклама табака и табачных изделий не должна обращаться непосредственно к несовершеннолетним, а также использовать образы физических лиц в возрасте до 35 лет, высказывания или участие лиц, пользующихся популярностью у несовершеннолетних и лиц в возрасте до 21 года;
  • 4. Реклама табака и табачных изделий не должна содержать утверждение о том, что курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
  • 5. Реклама табака и табачных изделий не должна осуждать воздержание от курения;
  • 6. Реклама табака и табачных изделий не должна обращаться к несовершеннолетним;
  • 7. Реклама табака и табачных изделий не должна использовать образы несовершеннолетних.

ТАБАК (Nicotiana), двудольное растение, сем. пасленовых, происходит из тропической Америки, насчитывает до 40 видов;

В России отношение правительства к табаку было вначале резко отрицательным--за потребление Табака били кнутом и батогами, резали носы и даже казнили (указ царя Михаила, 1633 г.);

При курении Табака производится сухая перегонка его и образуется ряд продуктов, втягиваемых курильщиком вместе с табачным дымом: никотин, окись углерода, углекислота, пиридиновые основания, азот, к-ты уксусная, синильная и др.

Сужаются мелкие сосуды. Симптомы: учащение сердечной деятельности при курении, переходящее постепенно в привычную тахикардию.

Бензапирен -- (бензапирен) онкогенное вещество, содержащееся в табачном дыме, выхлопных газах.

  • 1. является наиболее типичным химическим канцерогеном окружающей среды, он опасен для человека даже при малой концентрации, поскольку обладает свойством биоаккумуляции.
  • 2. оказывает мутагенное действие.
  • 3. Международная группа экспертов отнесла бенз(а)пирен к числу агентов, для которых имеются доказательства их канцерогенного действия на людей и достоверные доказательства их канцерогенного действия на животных. Выбросы бензаперена и формальдегида относятся к первой категории опасности канцерогенных веществ, вызывающих заболевания рака и иммунных изменений в организме.

Полоний-210 высокотоксичен, имеет период полураспада 138 дней и 9 часов, он излучает альфа-частицы, брать его руками нельзя, результатом будет лучевое поражение кожи и, возможно, всего организма: полоний довольно легко проникает внутрь сквозь кожные покровы. Он опасен и на расстоянии. Поэтому работают с полонием-210 лишь в герметичных боксах

Ацетон -- СН3СОСН3, бесцветная жидкость. Сырье для синтеза многих важных химических продуктов; растворитель, напр., в производстве лаков, взрывчатых и лекарственных веществ.

Синильная кислота (фарм.) -- вещество, обладающее чрезвычайно сильными ядовитыми свойствами

Жидкость с запахом, иногда используемая как яд, чтобы уничтожить крыс и других вредителей.

Никотин -- С10Н14N2 представляет алкалоид табака, в листьях которого он находится в количестве 0,6 -- 8,0%.

Никотин обладает весьма сильными ядовитыми свойствами

  • - 1/2 -- 2 капли достаточны для смертельного отравления собаки
  • - у кроликов смерть наступает от 1/4 капли
  • - маленькие птицы погибают, если перед клювом их поместить палочку, смоченную Никотином.

Признаки отравления Никотином: жжение во рту, царапанье в горле, слюнотечение, общее возбуждение, головная боль, головокружение, неясность зрения и слуха, светобоязнь, ощущение недостатка воздуха, отрыжка, тошнота, рвота; развиваются обморок и бессознательное состояние, кроме того -- общие судороги.

Смола -- это все то, что содержится в табачном дыме. Каждая частичка состоит из многих органических и неорганических веществ, среди которых присутствует множество летучих и полу-летучих соединений. Дым попадает в рот в виде концентрированного аэрозоля. При охлаждении он конденсируется и образует смолу, которая оседает в дыхательных путях. Содержащиеся в смоле вещества вызывают рак и другие заболевания легких.

Никель относится к группе веществ, провоцирующих развитие астмы, а также способствует развитию рака.

Кадмий является тяжелым металлом. Наиболее частым источником кадмия является курение. Последствия воздействия кадмия оказываются наиболее выраженными у тех людей, у которых имеется дефицит цинка и кальция в пище. Кадмий накапливается в почках. Он обладает токсическим действием на почки и способствует снижению минеральной плотности костной ткани. В результате этого кадмий вмешивается в течение беременности, повышая риск недостаточной массы тела плода и преждевременных родов.

Гармолин, норгармолин-- алколойд, белковое вещество, действует как героин.

Мышьяк (лат. Arsenicum), As, химический элемент V группы периодической системы Менделеева, атомный номер 33, атомная масса 74,9216; кристаллы серо-стального цвета. Русское название, как полагают, произошло от "мышь" (по применению препаратов М. для истребления мышей и крыс). Все препараты Мышьяка очень ядовиты. При остром отравлении ими наблюдаются сильные боли в животе, понос, поражение почек; возможны коллапс, судороги. При хроническом отравлении наиболее часты желудочно-кишечные расстройства, катары слизистых оболочек дыхательных путей (фарингит, ларингит, бронхит), поражения кожи (экзантема, меланоз, гиперкератоз), нарушения чувствительности; возможно развитие апластической анемии.

Особенности продвижения табачной продукции

Ограничения рекламы табачной продукции, связанные с законом «О рекламе»

Продвижение на рынке табачной продукции регламентируется Законом РФ «О рекламе», вступившем в силу с 1 июля 2006 года .

2) осуждать воздержание от курения;

3) обращаться к несовершеннолетним;

4) использовать образы несовершеннолетних.

1) в теле -, радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции.

3) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

4) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или не их;

5) на всех видах транспортных средств общего пользования;

6) в детских, образовательных, медицинских, санитарно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе, чем сто метров от таких сооружений.

Согласно Закону реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табачных изделий, в организациях или местах, в которых не допускается розничная продажа таких изделий или их определенных видов запрещается. При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в их раздаче, а также предлагать им такие образцы.

А с января 2007 года по законодательству запрещена вся наружная реклама табачной продукции. Но так как наши наблюдения проводятся с сентября 2006 года, в анализ будет включена и наружная реклама.

Каналы продвижения табачной продукции

Некоторые замечания о способах продвижения табачной продукции изложены в книге В.А. Евстафьева и В.Н. Ясонова «Что, где и как рекламировать» [Евстафьев, Ясонов 2005: 132].

До того как наружная реклама была запрещена законодательством РФ в июне 2007 года, она стояла на первом месте, так как давала потребителю более сильный побудительный мотив к покупке сигарет, нежели другие средства массовой информации. Это происходило потому, что водитель автомобиля или пешеход склонен сделать моментальную покупку при виде плаката наружной рекламы, а не по воспоминаниям о рекламе, которую он увидел в журнале.

Журналы используются чаще для презентации новых марок или видов сигарет. В этом случае у читателя есть время, чтобы внимательнее изучить упаковку и запомнить ее, также прочитать текст, рассказывающий об особенностях этой марки. Также пресса используется при проведении промоушн - акций - конкурсов для потребителей марки. В печатных материалах рекламодатель сообщает об условиях участия в конкурсе, разыгрываемых призах, публикует анкеты участника или конкурсные задания.

Табачные компании активно используют такой вид рекламы, как демонстрационные акции, промоушн и реклама на местах продаж. Эффективны промо-акции сигарет в местах продаж, где наиболее высока возможность обратиться к целевой аудитории,- в клубах и на светских мероприятиях, организуемых другими компаниями. Ярким примером могут послужить вечеринки «ДWestихии» (Две стихии на одной сцене: рок и электроника)- сигареты West, «Winston clubbin freedom»(Winston Клубная свобода). Часто в местах продаж используются такие виды промоушна, как скидки за покупку или подарки за покупку определенного количества товара.

Еще одна область продвижения табачных марок, на которую следует обращать внимание, - мерчендайзинг. Бренды одного производителя в местах продаж должны находиться рядом, не перемежаясь с продукцией других компаний.

В последнее время табачные компании стали использовать новый метод рекламы-вкладыши в пачках сигарет. Данные вкладыши содержат информацию рекламного характера, а также условия акций, конкурсов.

Разные способы продвижения табачных марок используются для разных целей: при выведении на рынок нового табачного бренда наиболее эффективным является проведение презентаций, конкурсов для потребителей, для продвижения существующих марок рекомендуется рекламная кампания в прессе. Но для обоих вариантов необходимы регулярные промоушн-акции и работа мерчендайзеров в местах продаж.

Рассмотрим каждый из видов продвижения подробней.

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Федеральный закон «ОБ ОГРАНИЧЕНИИ КУРЕНИЯ ТАБАКА» Федеральный законот 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ«ОБ ОГРАНИЧЕНИИ КУРЕНИЯ ТАБАКА»(ред. от

Из книги Права пациентов на бумаге и в жизни автора Саверский Александр Владимирович

СТАТЬЯ 3. Регулирование деятельности по производству табачных изделий, оптовой торговле табачными изделиями и розничной продаже табачных изделий 1. Деятельность по производству табачных изделий подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской

Из книги Федеральный закон «О рекламе». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 4. Запрещение розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет 1. На территории Российской Федерации не допускается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет.2. Нарушение положения пункта 1 настоящей статьи влечет

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НОВЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ, ПАРФЮМЕРНОЙ И КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, СРЕДСТВ И ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА, ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ» (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)В целях реализации Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых

Из книги Новое в Налоговом кодексе: комментарий к изменениям, вступившим в силу в 2008 году автора Зрелов Александр Павлович

Приложение 1 ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НОВЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ, ПАРФЮМЕРНОЙ И КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, СРЕДСТВ И ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА, ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)1. Государственная регистрация новых пищевых продуктов,

Из книги Федеральный закон «О рекламе». Текст с изменениями и дополнениями на 2011 год автора Коллектив авторов

Приложение 4 НОМЕНКЛАТУРА НОВЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ, ПАРФЮМЕРНОЙ И КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, СРЕДСТВ И ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА, ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ 1. Минеральная вода:– природная столовая, лечебно-столовая, лечебная;– бутилированная питьевая

Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

Приложение 3. Об актуальной необходимости создания государственной программы запрета табака в России Производство и продажа табачных изделий в России имеет повсеместный характер.В то же время вредоносность курения табака признана не только множеством исследований, но

Из книги Федеральный закон «О рекламе». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестен

Из книги автора

Из книги автора

Статья 187.1. Порядок определения расчетной стоимости табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки 1. Расчетной стоимостью признается произведение максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки (пачке)

Из книги автора

Статья 187.1. Порядок определения расчетной стоимости табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки Комментарий к статье 187.1С 1 июля 2007г. расширен состав предприятий, обязанных соблюдать максимальную розничную цену при продаже

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Статья 91. Курение и распитие спиртных напитков в запрещенных местах, продажа табачных изделий и спиртных напитков несовершеннолетним (1) Курение и распитие спиртных напитков в запрещенных местах, иных, чем указанные в части (3) статьи 203, влекут наложение штрафа в