Чичиков новый герой в русской литературе.  чичиков — новый герой эпохи. Универсальный типаж мошенника

Гоголь, по словам В. Г. Белинского, «первый взглянул смело и прямо на русскую действитель­ность». Сатира писателя была направлена против «общего порядка вещей», а не против отдельных личностей, дурных исполнителей закона. Хищ­ный стяжатель Чичиков, помещики Манилов и Собакевич, Ноздрев и Плюшкин, чиновники гу­бернского города из поэмы Гоголя «Мертвые души» страшны своей пошлостью. «Можно было с ума сойти, - писал А. И. Герцен, - при виде этого зверинца из дворян и чиновников, которые слоняются в глубочайшем мраке, покупают и продают «мертвые души» крестьян». Образ Чи­чикова отражает новое явление в русской жизни - зарождение буржуа. Это - типичный герой первоначального капиталистического накопи­тельства, представитель тех дельцов, которые в большом количестве появлялись в России в 30-е годы, когда резко обозначился кризис крепост­нической системы. Чичиков - сын бедного дворянина, получив­ший в наследство «ветхий домишко с ничтожной землицей», ставший по образу жизни настоящим мещанином. Всю жизнь он помнил и выполнял наставления отца - больше всего беречь и копить копейку: «Все сделаешь и все прошибешь копей­кой»; угождать учителям и начальникам, в то же время нагло обманывая их, чтобы получить вы­годное место. Уже в юношеские годы герой на­учился оценивать людей с точки зрения реальной пользы для себя, проявлял изворотливость, же­лезную выдержку и низость души. Мелкими спе­куляциями он «сделал приращения» к полтине, подаренной отцом. «Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой». Мешочек с деньгами заменил Чичико­ву дружбу, честь и совесть. Решаясь на аферу с мертвыми душами, он ду­мает: «А теперь же время удобное. Проигрались в карты, закутили и промотались, как следует». Вся жизнь Чичикова стала цепью мошенничес­ких махинаций и преступлений, лозунг его был таков: «зацепил - поволок, сорвалось - не спра­шивай». Чичиков проявляет громадные усилия и неистощимую изобретательность, пускается на любые аферы, если они сулят успех и обещают заветную копейку. Герой понимает, что хозяином жизни становится капитал, что вся сила - в шка­тулке, с которой он разъезжает по России, ску­пая мертвые души у помещиков. Жизнь и окру­жающая среда научили его, что «прямой дорогой не возьмешь и что косой дорогой больше напря­мик». Готовый обманывать и обирать дворян, Чичи­ков сам находится под обаянием жизни дворянс­кого класса. Вообразив себя херсонским помещи­ком, он искренне стремится в психологическом и бытовом отношении приспособиться к дворян­ству, что находит выражение в наружности, при­вычках героя. Чичикова можно назвать барином по манерам и буржуазным предпринимателем в душе. Его буржуазное предпринимательство предстает еще в той форме, которая характеризует период пер­воначального накопления. Гоголь называет Чи­чикова подлецом, хозяином, приобретателем. Подлость героя в том, что он готов наживаться на горе, болезнях людей. Автор отмечает, что Чичиков стремится попасть в те губернии, где прошли эпидемии и повальные болезни, так как там умерло больше крестьян. По этой же причи­не он заинтересован в том, чтобы чаще случались неурожаи и голод. О приобретательстве героя ав­тор пишет: «Приобретение - вина всего, из-за него произвелись дела, которым свет дает назва­ние не очень чистых». Образы помещиков создаются путем описания деревни, господского дома и интерьера, портрет­ной характеристики, отношения к предложению Чичикова, описания самого процесса купли-продажи; Гоголь при этом выделяет ведущую, глав­ную черту характера персонажа. Чичиков рас­крыт несколько иначе. Здесь нет показа через отношение к крепостной собственности, через описание быта. Если все помещики, кроме Плюшкина, даны статично, то Чичиков дан в раз­витии, в процессе становления. Изображая поме­щиков, писатель выделяет их определяющие чер­ты, Чичиков же раскрыт многосторонне. Чтобы ярче осветить происхождение и жиз­ненное развитие нового типа - Чичикова, осмыс­лить его историческое место, писатель подробно останавливается на его биографии, характере и психологии. Гоголь показывает, как сложилось его умение приспосабливаться к обстановке, ори­ентироваться в любой ситуации; в зависимости от условий меняется манера и тон разговора Чи­чикова. Везде он очаровывает, иногда вызывает восхищение и всегда достигает своей цели: «Нуж­но знать, что Чичиков был самый благопристой­ный человек, который когда-либо существовал в свете… Никогда не позволял он себе в речи небла­гопристойного слова и оскорблялся всегда, если в словах других видел отсутствие должного ува­жения к чину или званию…» Новый герой эпохи обладает многими преиму­ществами, которых нет у поместных дворян: не­которой образованностью, энергией, предприим­чивостью, необыкновенной ловкостью. Чичиков умеет найти подход к каждому человеку, быстро отгадывая особенности характера людей, безоши­бочно определяя их сильные и слабые стороны; расположить в свою пользу новых знакомых, личина воспитанности помогает герою войти в доверие. В беседе с Маниловым он похож на Ма­нилова, с Коробочкой Чичиков «говорил… с боль­шею свободою, нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился». В разговоре «с властителями он очень искус­но умел польстить каждому. Губернатору намек­нул как-то вскользь, что в его губернию въезжа­ешь как в рай, дороги везде бархатные… Поли­цеймейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников…» Постоянно меняя об­лик, Чичиков тщательно скрывает от окружаю­щих свои мошеннические цели. Символизируя наступление эры буржуа, эры людей ловких, цепких, энергичных, исповедую­щих мораль приобретательства, Чичиков демон­стрирует упорство, энергию, практичность ума, силу воли. Гоголь пишет: «Надобно отдать спра­ведливость неодолимой силе его характера». В отношении практической сметливости и изворот­ливости герой - «приобретатель» сильно выделяет­ся между представителями патриархального по­местного уклада, у которых неподвижность, кос­ность и мертвенность прочно свили себе гнездо. Вместе с тем есть в Чичикове и черты, общие с помещиками, - это отсутствие гражданских ин­тересов, социально-политический консерватизм. Чичиков не поклоняется ни смирению, ни доб­родетели, но они нужны ему, чтобы добиться сво­ей цели. Он расчетлив, умеет терпеливо дожи­даться нужного момента. Жажда наживы, стрем­ление занять командное положение в обществе не дают ему покоя. Гражданские и патриотические чувства чужды Чичикову, с полным равнодуши­ем он относится ко всему, что не касается его лич­ных, эгоистических интересов. Дворянское общество приняло мошенника и плута Чичикова за выдающегося человека. Го­голь пишет, что «виною всему слово «миллион­щик», не сам миллионщик, а именно одно слово; ибо в одном звуке этого слова, мимо всякого де­нежного мешка, заключается что-то такое, кото­рое действует и на людей подлецов, и на людей ни се ни то, и на людей хороших, словом, на всех действует». В Чичикове проявляются буржуаз­ные черты с такой силой и правдивостью, что уже современники видели широкое общественное значение этого типа.

В 1841 году Гоголь, за год до выхода первого издания поэмы «Мертвые души», часто перечитывал Данте, о чем свидетельствует его переписка с друзьями. К этому же периоду относится и высказывание писателя о «Божественной комедии», как о книге, «в известные эпохи достаточной для наполнения всей жизни человека».

Средними веками, Возрождением и собственно ренессансной культурой Гоголь интересовался и много ранее. «В средних веках, - писал он, - совершилось великое преобразование мира; они составляют узел, связывающий мир древний с новым». Точно так же Гоголь попытался преобразовать (хотя бы в литературном смысле) и русский мир. Но попытка была неудачной, обусловленная неблагодарным материалом для преобразований.

Трагическая судьба II тома «Мертвых душ» традиционно воспринимается как гибель несовершенного творения от рук полубезумного автора. Но, если принять во внимание трехчастную композицию дантовской «Божественной комедии» - «Ад», «Чистилище» и «Рай», а образ Чичикова - как русский вариант Вергилия, проводника Данте по кругам ада, то все становится на свои места. Чтобы не бояться ни черта, ни Бога и спокойно вершить свои дела и обстряпывать делишки, как раз и нужно пройти через преисподнюю, к тому же Гоголь использовал в поэме прием нисходящей этической градации. С каждым новым помещиком, посещенным Павлом Ивановичем, упадок в хозяйстве и упадок нравов становятся все очевиднее - так герой все глубже «спускается в ад» российской действительности.

Наброски и отдельные сохранившиеся главы II тома вполне созвучны идее собственно чистилища как места для временного заточения, а не вечного осуждения. Отсюда - сомнения писателя, предавшего огню свою поэму, которая просто не могла бы состояться по первоначальному замыслу. Второй, а также третий том - соответственно «Чистилище» и «Рай» - стали бы сладкой сказочкой, несоотносимой, по мысли Гоголя, с русскими реалиями первой половины XIX века.

Какой же герой мог действовать в условиях, с одной стороны, бюрократического и дворянского произвола, с другой - начинавшейся в первой половине XIX века промышленной революции? Только герой, обладающий рядом новых черт, до того не характерных ни для русской литературы, ни для самой России - Чичиков.

Почему он? Во-первых, он как свои пять пальцев знал все тонкости законодательства и умел повернуть закон в свою сторону (скупка мертвых душ, не «доживших» до очередной ревизской сказки и потому числившихся живыми). Во-вторых, провел не один год на службе и «из первых рук» располагал сведениями о работе неповоротливой государственной машины. В-третьих, с детства «копил копейку», «очень выгодно» наживаясь на неотложных желаниях и нуждах окружающих.

Копил для будущей жизни «во всех довольствах» - и больше ничего. Но в грядущую экономическую ситуацию, вызванную отменой крепостного права и промышленным переворотом, вписывался как предприниматель очень хорошо. Он первым уловил главное веяние времени - упадок рабовладельческой системы ведения помещичьего хозяйства (достаточно посмотреть на разруху у Плюшкина, кстати, последнего из посещенных Чичикова помещиков). И снова, играя на желаниях и нуждах помещиков, почти удачно попытался «накопить копейку». Не учел он при всех своих талантах только одного - непоправимой любви провинциалов к сплетням и слухам. Скучно жить на этом свете, а тут хоть какое-то развлечение для господ и дам просто приятных и приятных во всех отношениях.

Такой герой для русской литературы действительно был в новинку. Но не для Европы. Еще во второй половине XVI века в испанской литературе появился плутовской роман, своего рода кривозеркальное отражение ранее существовавшего рыцарского романа с его возвышенными героями и эпическими деяниями. Его появление тоже связано с бурными преобразованиями в производственно-экономическом укладе и Испании, и других европейских стран, переходивших на буржуазные рельсы. Новый герой полностью отвечал времени. Это был «рыцарь своего времени» - пройдоха, авантюрист, нагло обманывающий простой люд, чиновников, дворян и таких же мошенников.

Происхождение плутов обычно неясно (как и Чичикова, родители которого «были дворяне, но столбовые или личные - Бог ведает», причем о его матери автор и вовсе не упоминает). Нет у них и выдающихся внешних характеристик (иначе бы их быстро раскрыли). Точно так описывает автор и Павла Ивановича: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Совпадает и мотив, отвечающий за развитие сюжета - сиюминутное личное обогащение или «красивая жизнь» в будущем.

Плутовской роман носит сатирическо-обличительное и дидактическое начало, преобладающее над повествовательным (как и в «Мертвых душах»). Именно чтобы подчеркнуть связь своего произведения с плутовским Гоголь и определил его жанр как «поэму», но поэму не лирическую, а сатирическую. Недаром в «Четырех письмах к разным лицам по поводу «Мертвых душ» («Выбранные места из переписки с друзьями) Гоголь пишет: «Бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости».

Иными словами, только такая, всеобъемлющая и сатирически принижающая, поэма и была возможна в те времена на Руси. Которая воспевает не подвиги и славу, а рисует самые грязные пороки и низменные желания людей, что утратили в рабстве и мелочном копошении истинное человеческое лицо, сменившееся на «кувшинное рыло». Отсюда и имя Чичикова - Павел, как у любимого Гоголем святого апостола Павла, что путешествует, «наставляет и выводит на прямую дорогу». Но не вывел…

Главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» - господин Чичиков. Начало к оценке этого образа дает авторский портрет, с которого, собственно, и начинается повествование. Согласно ему, этот господин был «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод». Подобная внешность, в которой отсутствуют какие-либо характерные черты, настраивает читателя на восприятие образа «маленького человека».

Конечно же, Чичиков - образ совершенно новый в русской литературе тех лет. Но это не означает, что у него нет литературных родственников. Анализируя имена и ассоциации, которые возникают в поэме в связи с Чичиковым, можно сделать вывод: в первую очередь, в этом образе синтезируются персонажи, завещанные пушкинской традицией. Если обратиться к истории создания поэмы, необходимо принять во внимание факт, документированный самим писателем. Осенью 1835 года Гоголь беседовал с Пушкиным. Пушкин в заключение беседы убеждал Гоголя приняться за обширное повествование и даже подарил ему свой собственный сюжет. Кроме того, Гоголь считал Пушкина своим литературным наставником, к мнению и опыту которого он не мог не прислушаться.

Образы пушкинских произведений нашли свое художественное осмысление и воплощение в творчестве Гоголя. Правда, пушкинский светский романтик и разбойник в облике рыцаря наживы, стяжателя и демонического эгоиста Германна отображен у Гоголя в пародийной проекции.

Вспомним Чичикова в сценах приготовления к балу и самого бала. Приободренный любовным посланием неизвестной дамы, он, в духе романтического героя, погружается в весьма благостное и взволнованное настроение: «А письмо очень, очень кучеряво написано!» Готовясь к балу, Чичиков очень много времени уделяет своему туалету. Крутясь возле зеркала, сделал самому себе «множество приятных сюрпризов, подмигнул бровью и губами и сделал кое-что даже языком... Наконец он слегка трепанул себя по подбородку, сказавши: «Ах ты мордашка эдакой!» - и стал одеваться». Проведем параллель и вспомним, как готовился к балу пушкинский Онегин:

Он три часа по крайней мере

Пред зеркалами проводил

И из уборной выходил

Подобный ветреной Венере.

Далее Чичиков проявляет себя совершенно неожиданно. Увидев на балу молоденькую дочку губернаторши, он «остановился вдруг, будто оглушенный ударом». Но, в отличие от Онегина - гения в науке «страсти нежной», - гоголевский персонаж оказывается ловеласом никудышным: «Чичиков так смешался, что не мог произнести ни одного толкового слова и пробормотал черт знает что такое, чего бы уж никак не сказал ни Гремин, ни Звонский, ни Лидин» (герои модных повестей).

Но Чичиков не только пародийный герой-любовник, он и пародийный романтический разбойник, по словам дамы, приятной во всех отношениях он врывается к Коробочке, «вроде Ринальдо Ринальдини»; к тому же он замыслил увезти губернаторскую дочку («правдивые» показания Ноздрева, который, по его же словам, находился в тесных отношениях с Чичиковым, вознесли эту выдумку в ранг реального события). Чичикова отождествляют и с капитаном Копейкиным, делателем фальшивых ассигнаций, бежавшим из соседней губернии от законного преследования. Правда, этот факт позже вызвал сомнение у чиновников: «ведь капитан Копейкин... без руки и ноги, а у Чичикова...»

Чичиков - демоническая личность, он ассоциируется с Наполеоном, которого держали на каменной цепи, за шестью стенами и семью морями, а теперь выпустили «с острова Елены, и вот он теперь и пробирается в Россию, будто бы Чичиков, а в самом деле вовсе не Чичиков». Конечно, чиновники этому не поверили, а, впрочем, призадумались и, рассматривая это дело каждый про себя, нашли, что лицо Чичикова, если он поворотится и станет боком, очень похоже на портрет Наполеона. «Полицеймейстер, который служил в кампанию 12 года и лично видел Наполеона, не мог тоже не сознаться, что ростом он никак не будет выше Чичикова, и что складом своей фигуры Наполеон тоже, нельзя сказать, чтобы слишком толст, однако ж и не так чтобы тонок». Описание сходства Чичикова с Наполеоном - пародийная цитата соответствующего места из «Пиковой дамы»: у Германна «профиль Наполеона»; «он сидел на окошке, сложа руки и грозно нахмурясь. В этом положении удивительно напоминал он портрет Наполеона».

Именно в этом пародийном сравнении Чичикова, мелкого мошенника и проныры, с образом романтического героя, романтического разбойника, вершителя судеб мира Наполеона и состоит новаторство Гоголя. Это сравнение позволяет выделить основную мысль автора: чичиковы - «маленькие людишки», в чьих руках именно сейчас находится управление миром. Они знаменуют время, когда порок перестал быть героическим, а зло - величественным. Впитав в себя все романтические образы, он обесцветил их и обесценил, поставив во главу всех моральных ценностей передаваемый по наследству лозунг: «Копи копейку». Однако Гоголь, в соответствии с христианским мировоззрением, устами Муразова дает Чичикову шанс на исправление и перерождение: «Если бы хоть кто-нибудь из тех людей, которые любят добро, да употребили бы столько усилий для него, как вы для добывания своей копейки!» Гоголевский герой имеет надежду на возрождение, потому что дошел до предела зла в его крайних проявлениях -- низких, мелочных и смешных. Зло существует не только в чистом виде, но и в ничтожных его формах. И именно в беспросветности его таится возможность столь же полного и абсолютного возрождения.

Гоголь, по словам В. Г. Белинского, “первый взглянул смело и прямо на русскую действитель­ность”. Сатира писателя была направлена против “общего порядка вещей”, а не против отдельных личностей, дурных исполнителей закона. Хищ­ный стяжатель Чичиков, помещики Манилов и Собакевич, Ноздрев и Плюшкин, чиновники гу­бернского города из поэмы Гоголя “Мертвые души” страшны своей пошлостью. “Можно было с ума сойти, – писал А. И. Герцен, – при виде этого зверинца из дворян и чиновников, которые слоняются в глубочайшем мраке, покупают и продают “мертвые души” крестьян”. Образ Чи­чикова отражает новое явление в русской жизни – зарождение буржуа. Это – типичный герой первоначального капиталистического накопи­тельства, представитель тех дельцов, которые в большом количестве появлялись в России в 30-е годы, когда резко обозначился кризис крепост­нической системы.
Чичиков – сын бедного дворянина, получив­ший в наследство “ветхий домишко с ничтожной землицей”, ставший по образу жизни настоящим мещанином. Всю жизнь он помнил и выполнял наставления отца – больше всего беречь и копить копейку: “Все сделаешь и все прошибешь копей­кой”; угождать учителям и начальникам, в то же время нагло обманывая их, чтобы получить вы­годное место. Уже в юношеские годы герой на­учился оценивать людей с точки зрения реальной пользы для себя, проявлял изворотливость, же­лезную выдержку и низость души. Мелкими спе­куляциями он “сделал приращения” к полтине, подаренной отцом. “Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой”. Мешочек с деньгами заменил Чичико­ву дружбу, честь и совесть.
Решаясь на аферу с мертвыми душами, он ду­мает: “А теперь же время удобное. Проигрались в карты, закутили и промотались, как следует”. Вся жизнь Чичикова стала цепью мошенничес­ких махинаций и преступлений, лозунг его был таков: “зацепил – поволок, сорвалось – не спра­шивай”. Чичиков проявляет громадные усилия и неистощимую изобретательность, пускается на любые аферы, если они сулят успех и обещают заветную копейку. Герой понимает, что хозяином жизни становится капитал, что вся сила – в шка­тулке, с которой он разъезжает по России, ску­пая мертвые души у помещиков. Жизнь и окру­жающая среда научили его, что “прямой дорогой не возьмешь и что косой дорогой больше напря­мик”.
Готовый обманывать и обирать дворян, Чичи­ков сам находится под обаянием жизни дворянс­кого класса. Вообразив себя херсонским помещи­ком, он искренне стремится в психологическом и бытовом отношении приспособиться к дворян­ству, что находит выражение в наружности, при­вычках героя.
Чичикова можно назвать барином по манерам и буржуазным предпринимателем в душе. Его буржуазное предпринимательство предстает еще в той форме, которая характеризует период пер­воначального накопления. Гоголь называет Чи­чикова подлецом, хозяином, приобретателем. Подлость героя в том, что он готов наживаться на горе, болезнях людей. Автор отмечает, что Чичиков стремится попасть в те губернии, где прошли эпидемии и повальные болезни, так как там умерло больше крестьян. По этой же причи­не он заинтересован в том, чтобы чаще случались неурожаи и голод. О приобретательстве героя ав­тор пишет: “Приобретение – вина всего, из-за него произвелись дела, которым свет дает назва­ние не очень чистых”.
Образы помещиков создаются путем описания деревни, господского дома и интерьера, портрет­ной характеристики, отношения к предложению Чичикова, описания самого процесса купли-продажи; Гоголь при этом выделяет ведущую, глав­ную черту характера персонажа. Чичиков рас­крыт несколько иначе. Здесь нет показа через отношение к крепостной собственности, через описание быта. Если все помещики, кроме Плюшкина, даны статично, то Чичиков дан в раз­витии, в процессе становления. Изображая поме­щиков, писатель выделяет их определяющие чер­ты, Чичиков же раскрыт многосторонне.
Чтобы ярче осветить происхождение и жиз­ненное развитие нового типа – Чичикова, осмыс­лить его историческое место, писатель подробно останавливается на его биографии, характере и психологии. Гоголь показывает, как сложилось его умение приспосабливаться к обстановке, ори­ентироваться в любой ситуации; в зависимости от условий меняется манера и тон разговора Чи­чикова. Везде он очаровывает, иногда вызывает восхищение и всегда достигает своей цели: “Нуж­но знать, что Чичиков был самый благопристой­ный человек, который когда-либо существовал в свете… Никогда не позволял он себе в речи небла­гопристойного слова и оскорблялся всегда, если в словах других видел отсутствие должного ува­жения к чину или званию…”
Новый герой эпохи обладает многими преиму­ществами, которых нет у поместных дворян: не­которой образованностью, энергией, предприим­чивостью, необыкновенной ловкостью. Чичиков умеет найти подход к каждому человеку, быстро отгадывая особенности характера людей, безоши­бочно определяя их сильные и слабые стороны; расположить в свою пользу новых знакомых, личина воспитанности помогает герою войти в доверие. В беседе с Маниловым он похож на Ма­нилова, с Коробочкой Чичиков “говорил… с боль­шею свободою, нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился”.
В разговоре “с властителями он очень искус­но умел польстить каждому. Губернатору намек­нул как-то вскользь, что в его губернию въезжа­ешь как в рай, дороги везде бархатные… Поли­цеймейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников…” Постоянно меняя об­лик, Чичиков тщательно скрывает от окружаю­щих свои мошеннические цели.
Символизируя наступление эры буржуа, эры людей ловких, цепких, энергичных, исповедую­щих мораль приобретательства, Чичиков демон­стрирует упорство, энергию, практичность ума, силу воли. Гоголь пишет: “Надобно отдать спра­ведливость неодолимой силе его характера”. В отношении практической сметливости и изворот­ливости герой – “приобретатель” сильно выделяет­ся между представителями патриархального по­местного уклада, у которых неподвижность, кос­ность и мертвенность прочно свили себе гнездо.
Вместе с тем есть в Чичикове и черты, общие с помещиками, – это отсутствие гражданских ин­тересов, социально-политический консерватизм. Чичиков не поклоняется ни смирению, ни доб­родетели, но они нужны ему, чтобы добиться сво­ей цели. Он расчетлив, умеет терпеливо дожи­даться нужного момента. Жажда наживы, стрем­ление занять командное положение в обществе не дают ему покоя. Гражданские и патриотические чувства чужды Чичикову, с полным равнодуши­ем он относится ко всему, что не касается его лич­ных, эгоистических интересов.
Дворянское общество приняло мошенника и плута Чичикова за выдающегося человека. Го­голь пишет, что “виною всему слово “миллион­щик”, не сам миллионщик, а именно одно слово; ибо в одном звуке этого слова, мимо всякого де­нежного мешка, заключается что-то такое, кото­рое действует и на людей подлецов, и на людей ни се ни то, и на людей хороших, словом, на всех действует”. В Чичикове проявляются буржуаз­ные черты с такой силой и правдивостью, что уже современники видели широкое общественное значение этого типа.

Сочинение по литературе на тему: Чичиков – Новый герой эпохи

Другие сочинения:

  1. План:Чичиков – центральный образ в поэме, данный в развитии.1. Черты характера.2. Приобретательство и предприимчивость.3. Приспособляемость к жизни.4. Изворотливость и жульничество.5. Осторожность и расчетливость.6. Умение обращаться и общаться с людьми.7. Настойчивость в достижении цели. Мастерство Гоголя в изображении Чичикова.1. Чичиков в Read More ......
  2. В поэме “Мертвые души” Гоголь типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек, явно выделяющийся из общей картины российской жизни, – это главный герой поэмы, Чичиков. Подобно “лишним людям”, Онегину и Печорину, он не похож на толпу, но не Read More ......
  3. В момент назревшего слома устоев в жизни общества и государства перед лицом грядущих реформ создает поэму “Мертвые души” Н. В. Гоголь. Перелом этот, перемены, идущие за ним, затронут не только политическую систему Российской империи, но и преобразят самого россиянина. Предвидя Read More ......
  4. Чичиков рассказывал “множество приятных вещей, которые уже случалось ему произносить в подобных случаях в разных местах, именно”… – далее следует длинный перечень “мест” и имен слушателей, свидетельствующих о частоте и повторяемости “приятных” рассказов Чичикова. “О чем бы разговор ни был, Read More ......
  5. Павел Иванович Чичиков родился в бедной дворянской семье. Уезжая учиться, он получил “наставление” от своего отца, в котором говорилось о том, что Павлуша должен заискивать с учителями и, вообще, со старшими, но пуще всего, чтобы он берег “копейку”. Работая в Read More ......
  6. В поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголь, по его словам, стремился изобразить “всю Русь”, но с “одного боку”. И у него это получилось: он очень точно и правильно сумел показать как отрицательные, так и положительные стороны жизни России того времени. Read More ......
  7. Чичиков – главный герой поэмы “Мертвые души”. Вообще, автор назвал ее так, чтобы показать, что сердца помещиков уже не живы, они умерли. А мертва ли душа самого главного героя? Попробуем разобраться. Начнем с истории. Родился он “ни в мать, ни Read More ......
  8. Но при всем том трудна была его дорога. Н. В. Гоголь, “Мертвые души” Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” была написана в начале XIX века. Это время начала зарождения в России нового социального класса – класса предпринимателей. Название поэмы имеет Read More ......
Чичиков – Новый герой эпохи

— поэма Гоголя, которая стала очень популярной. Ее не только с удовольствием читали и читают, но и не раз экранизировали. Многие фразы стали крылатыми, да и персонажи стали символическими. В произведении мы знакомимся с героем Чичиковым. Давайте же в сочинении по произведению Мертвые души проанализируем Чичикова и разберемся кто он: это новый герой эпохи или же ее антигерой.

Уже вначале автор нас знакомит с портретными характеристиками Чичикова. Был Чичиков ни стар, ни молод, внешне не красавец, но и не дурной наружности. Он и не толстый, и не худой. Словом, средний человек, которому не чуждо стремление к наживе, и которому хочется красивой жизни. Если в других произведениях герои являются лишними людьми той эпохи, где они живут, то Чичиков как раз очень хорошо в эпоху вписывается. Вписывается в жизнь, где живут люди не бедные материально, однако они бедны духовно. Среди них герой не выделяется и предстает перед нами обыкновенным человеком своего времени.

Чичиков новый герой или антигерой?

Является ли Чичиков новым героем своего времени? Без сомнения. Но он не только герой, а еще и антигерой.

Читая произведение, мы видим рождение нового поколения с достойными качествами, вот только воспитывалось поколение по старым взглядам. Вот и рождались люди, подобные Чичикову. Они стараются обогащаться любыми способами, смотрят вперед и идут к цели, правда из-за своей духовной опустошенности не могут происходящее оценивать трезво. Поэтому над их рассудком господствует опьянение наживой. Люди начинают прогорать. Но стоит им лишиться всего, как герои отрезвляются. Люди новой эпохи не могут одновременно руководствоваться разумом, душой и сердцем. Они попадают в плен своих страстей, не умеючи просто жить. Верх обычно берет алчность и души людей попросту становятся мертвыми, как души Манилова, Плюшкина, Собакевича и других персонажей.

Почему Чичиков антигерой? Читая произведение, мы видим духовную деградацию людей. Да, Чичиков не приносит вреда в духовном плане, в обществе само собой происходит омертвление душ, так как пережитые порядки сложно искоренить. Вот только герой вредит сам себе, ведь идет по жизни с моралью: все сделаешь и все победишь в мире деньгами. При этом Чичиков находит себе оправдание, ведь так делают все. Имея такие принципы, наш герой и сам омертвляет свою душу. Нет, его преступником своего века не назовешь, он лишь один из тех, кто представляет новое поколение. Он не законченный скряга, который только и думает о деньгах. Он еще и о семье мечтает, да и осуждать за желание жить лучше и в достатке мы его не можем, ведь сами к тому стремимся. Вот только вопрос в другом. Можно ли с помощью лжи, лицемерия, обмана строить свое благосостояние, не нанося вред своему духовному миру. Думаю, это риторический вопрос, который не нуждается в ответе.