Но грустно думать что. Урок - суд по литературе на тему "Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана" (по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"). Что такое грусть

Пример 8

Даны векторы . Показать, что векторы образуют базис трехмерного пространства и найти координаты вектора в этом базисе.

Решение: Сначала разбираемся с условием. По условию даны четыре вектора, и, как видите, у них уже есть координаты в некотором базисе. Какой это базис – нас не интересует. А интересует следующая вещь: три вектора вполне могут образовывать новый базис. И первый этап полностью совпадает с решением Примера 6, необходимо проверить, действительно ли векторы линейно независимы:

Вычислим определитель, составленный из координат векторов :

, значит, векторы линейно независимы и образуют базис трехмерного пространства.

! Важно : координаты векторов обязательно записываем в столбцы определителя, а не в строки. Иначе будет путаница в дальнейшем алгоритме решения.

Теперь вспомним теоретическую часть: если векторы образуют базис, то любой вектор можно единственным способом разложить по данному базису: , где – координаты вектора в базисе .

Поскольку наши векторы образуют базис трёхмерного пространства (это уже доказано), то вектор можно единственным образом разложить по данному базису:
, где – координаты вектора в базисе .

По условию и требуется найти координаты .

Для удобства объяснения поменяю части местами: . В целях нахождения следует расписать данное равенство покоординатно:

По какому принципу расставлены коэффициенты? Все коэффициенты левой части в точности перенесены из определителя , в правую часть записаны координаты вектора .

Получилась система трёх линейных уравнений с тремя неизвестными. Обычно её решают поформулам Крамера , часто даже в условии задачи есть такое требование.

Главный определитель системы уже найден:
, значит, система имеет единственное решение.

Дальнейшее – дело техники:

Таким образом:
– разложение вектора по базису .

Ответ:

Как я уже отмечал, задача носит алгебраический характер. Векторы, которые были рассмотрены – это не обязательно те векторы, которые можно нарисовать в пространстве, а, в первую очередь, абстрактные векторы курса линейной алгебры. Для случая двумерных векторов можно сформулировать и решить аналогичную задачу, решение будет намного проще. Однако на практике мне такое задание ни разу не встречалось, именно поэтому я его пропустил в предыдущем разделе.

Такая же задача с трёхмерными векторами для самостоятельного решения:

Пример 9

Даны векторы . Показать, что векторы образуют базис и найти координаты вектора в этом базисе. Систему линейных уравнений решить методом Крамера.

Полное решение и примерный образец чистового оформления в конце урока.

Аналогично можно рассмотреть четырёхмерное, пятимерное и т.д. векторные пространства, где у векторов соответственно 4, 5 и более координат. Для данных векторных пространств тоже существует понятие линейной зависимости, линейной независимости векторов, существует базис, в том числе, ортонормированный, разложение вектора по базису. Да, такие пространства невозможно нарисовать геометрически, но в них работают все правила, свойства и теоремы двух и трех мерных случаев – чистая алгебра. Собственно, о философских вопросах меня уже пробивало поговорить в статье Частные производные функции трёх переменных , которая появилась раньше данного урока.

Любите векторы, и векторы полюбят вас!

Решения и ответы:

Пример 2: Решение : составим пропорцию из соответствующих координат векторов:

Ответ: при

Пример 4: Доказательство : Трапецией называется четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие стороны не параллельны.
1) Проверим параллельность противоположных сторон и .
Найдём векторы:


, значит, данные векторы не коллинеарны, и стороны не параллельны.
2) Проверим параллельность противоположных сторон и .
Найдём векторы:

Вычислим определитель, составленный из координат векторов :
, значит, данные векторы коллинеарны, и .
Вывод: Две стороны четырёхугольника параллельны, а две другие стороны не параллельны, значит, он является трапецией по определению. Что и требовалось доказать .

Пример 5: Решение :
б) Проверим, существует ли коэффициент пропорциональности для соответствующих координат векторов:

Система не имеет решения, значит, векторы не коллинеарны.
Более простое оформление:
– вторая и третья координаты не пропорциональны, значит, векторы не коллинеарны.
Ответ: векторы не коллинеарны.
в) Исследуем на коллинеарность векторы . Составим систему:

Соответствующие координаты векторов пропорциональны, значит
Вот здесь как раз не проходит «пижонский» метод оформления.
Ответ:

Пример 6: Решение : б) Вычислим определитель, составленный из координат векторов (определитель раскрыт по первой строке):

, значит, векторы линейно зависимы и не образуют базиса трёхмерного пространства.
Ответ : данные векторы не образуют базиса

Пример 9:Решение: Вычислим определитель, составленный из координат векторов :


Таким образом, векторы линейно независимы и образуют базис.
Представим вектор в виде линейной комбинации базисных векторов:

Покоординатно:

Систему решим по формулам Крамера:
, значит, система имеет единственное решение.



Ответ: Векторы образуют базис,

Высшая математика для заочников и не только >>>

(Переход на главную страницу)

Векторное произведение векторов.
Смешанное произведение векторов

На данном уроке мы рассмотрим ещё две операции с векторами: векторное произведение векторов и смешанное произведение векторов . Ничего страшного, так иногда бывает, что для полного счастья, помимо скалярного произведения векторов , требуется ещё и ещё. Такая вот векторная наркомания. Может сложиться впечатление, что мы залезаем в дебри аналитической геометрии. Это не так. В данном разделе высшей математики вообще мало дров, разве что на Буратино хватит. На самом деле материал очень распространенный и простой – вряд ли сложнее, чем то же скалярное произведение , даже типовых задач поменьше будет. Главное в аналитической геометрии, как многие убедятся или уже убедились, НЕ ОШИБАТЬСЯ В ВЫЧИСЛЕНИЯХ. Повторяйте как заклинание, и будет вам счастье =)

Если векторы сверкают где-то далеко, как молнии на горизонте, не беда, начните с урокаВекторы для чайников , чтобы восстановить или вновь приобрести базовые знания о векторах. Более подготовленные читатели могут знакомиться с информацией выборочно, я постарался собрать максимально полную коллекцию примеров, которые часто встречаются в практических работах

Чем вас сразу порадовать? Когда я был маленьким, то умел жонглировать двумя и даже тремя шариками. Ловко получалось. Сейчас жонглировать не придётся вообще, поскольку мы будем рассматривать только пространственные векторы , а плоские векторы с двумя координатами останутся за бортом. Почему? Такими уж родились данные действия – векторное и смешанное произведение векторов определены и работают в трёхмерном пространстве. Уже проще!

Цели:

Формировать умение самостоятельно трудиться, искать решение проблемы, всесторонне

раскрывая личные качества учащихся;

Овладеть умением работать с книгой, анализировать прочитанное, отбирать главное и

нужное для доклада, излагать мысли, устанавливать контакт со слушателями;

Развивать творческие способности учащихся;

Пробуждать активность школьников;

Обогащать их нравственно - эстетическое сознание.

Методы: слово учителя, беседа проблемного характера, применение алгоритма - памятки, творческое чтение, исследовательский метод.

Оборудование: наглядная запись, стенд: А.С. Пушкин «Евгений Онегин»,

иллюстративный материал.

Литература:

1. Активные формы преподавания литературы/ Под редакцией Г.И.Альбетской. - М., 1991.

2. Гуковский Г.Л. Пушкин проблемы реалистического стиля. - М., 1957.

3. Качурин М.Т. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках

литературы. - М., 1988.

5. Поиск новых путей/ Составитель С.Н. Громцев. - М., 1990.

6. Пушкин А.С. Избранные сочинения. - М., 2010.

I . Оргмомент.

До урока подготовлена доска, иллюстративный материал.

Эпиграф:

Мы пьем из чаши бытия

С закрытыми очами,

Златые омочив края

Своими же слезами.

На уроке - приветствие учащихся, постановка целей и задач .

II. Слово учителя.

Сегодня особый урок, на котором вы сами будете решать проблему, сами оценивать свою работу.

Одни выскажут свою точку зрения, другие поспорят с ними, а третьи решат, кто прав, кто убедительнее отстаивал свою позицию. А затем все вместе постараемся найти истину. Хочется надеяться, что никто не останется равнодушным, поскольку затрагиваемая проблема актуальна и в настоящее время.

Но только помните: различие точек зрения - это не результат ошибок, а невозможность единственного ответа.

В каждой из точек зрения есть своя правда. Наша задача - не столько оценить разные мнения, сколько увидеть сложность жизни, ответственность человека за свои поступки, значимость каждого шага и мгновения, прожитого нами.

Главное - найти решение проблемы. А проблема скрыта в теме: «Но грустно думатъ, что напрасно была нам молодость дана...»

Вопрос, требующий разрешения: Считаете ли вы, что молодость дана героям романа Пушкина напрасно? И что такое юность?

Эпиграфом урока послужат строки из стихотворения Лермонтова (Учитель обращает внимание учащихся на доску; один из учеников читает.)

- Что это: пророчество или закон жизни?

Говоря о романе как о бесценном сокровище, пушкинисты - литературоведы нередко упоминают о гениальной простоте сюжета «Евгенией Онегин».

Да, казалось бы, ничего особенного в романе нет: герои, противоположные по характеру, любят, страдают, ищут. Только и всего! Но в этой простоте кроется сложность взаимо­дейст­вия отдельных взглядов, отдельных людей и общества в целом. И закономерный исход, венец противоречий - драматическая развязка романа.

Итак, перед нами не столь обширная, но уникальная галерея образов. Назовите эти образы.

Магический четырехугольник вместо банального треугольника! Это уже интересно.

Но кто же первый? Как вы думаете? Естественно, герой, давший своё имя роману.

Сегодня речь пойдет только о двух героях. Догадайтесь, о ком?

Кому можно адресовать строки?

Знаком он вам?

И да, и нет.

Почему?

Постараемся исследовать душу человеческую.

Перед нами (учитель показывает портрет героя) Евгений Онегин. Прошу любить и жаловать.

В роли специалиста по этому вопросу выступит... с сообщением «Истоки дальнейшей судьбы», в которой попытается, я полагаю, осветить нам образ Евгения Онегина.

Помните, нужно сделать доклад интересным и содержательным.

III . Доклад «Истоки дальнейшей судьбы».

(Сообщение готовится ученицей самостоятельно, согласно предложенной учителем памятки. Обращается внимание на четкость, последовательность, доступность. Текст доклада заранее просматривается учителем, даются рекомендации).

IV. Обсуждение доклада.

Высказала свои мысли. Это очень важно. Мысль надо обязательно понять и прочувство­вать, чтобы ее принять или отвергнуть.

Теперь к работе подключаются арбитры, оппоненты (группы распределены заранее с учетом желаний учащихся) , задачи которых: провести интервью с докладчиком - «специалистом»; обсудить с помощью алгоритма «Как оценить ответ» сообщение, высказать свою позицию.

Вопросы не проблемного характера снимаются.

(Предварительно ознакомившись с текстом доклада, арбитры придумывают свои вопросы, делают вывод.)

IV. Беседа проблемного характера.

От вас, уважаемые арбитры, оппоненты, жду поиска решения спорных вопросов.

(Беседа ведется с помощью иллюстративного материала, расположенного на стенде)

Каким вам представляется Онегин, и какая иллюстрация ближе всего к тому облику главного героя, который у вас возник после чтения романа (1 минута на обдумывание).

Можно ли под каждой из двух иллюстраций дать следующую подпись:

Изображу ль в картине верной

Уединенный кабинет,

Где мой воспитанник примерный

Одет, раздет и вновь одет? ...

Духи в гранатовом хрустале,

Гребенки, пилочки стальные…

Какой эпизод можно назвать поворотным пунктом в жизни?

Ваше отношение к поступку Онегина. Есть ли вина общества? Если да, то в чем она заключается?

Почему наш герой стал несчастным в расцвете лет?

Вывод:

О, эти осколки прошлого! Попав однажды в сердце человека, они, как волшебное кривое зеркало, мешают радоваться жизни, не дают понять необходимость переустройства опостылевшего общества. А это залог грядущего одиночества. Согласны?

Мы являемся свидетелями опустошения души человеческой. Что интересно для героя в жизни? НИЧЕГО. И это страшно, очень больно врезаются в душу.

Скука, боль, опустошение, одиночество сопровождают Онегина в юности. Верно?

VI. Анализ образа Татьяны Лариной

А что ж другая героиня нашего романа? Мечтательная Татьяна Ларина, верившая «преданьям простонародной старины. И снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям Луны…»?

Перенесемся мысленно в ее уединенный уголок, где она (обращение к стенду) «... часто целый день одна сидела молча у окна...», «... любила предупреждать зари восход».. .

Разве не подходят для определения истинного места в бездушном обществе Татьяне Ла­ри­ной слова: «Своя среди чужих, чужая среди своих»? Интересно, как к данной проб­леме подошла...

- Доклад «Милое дитя…» (5 минут)

- Работа арбитров (Учащиеся задают вопросы)

- Выступление оппонента (по алгоритму)

Вопросы:

Посмотрите на иллюстрации. Какой из них точнее передает характер пушкинской герои­ни?

Вспомните строки, в которых перечисляются её черты.

(Дика, печальна, молчалива, боязлива.)

И вот эта боязливая душа влюблена...

Что такое любовь?

Однажды в газетной заметке я прочитала интервью с журналистом Эллины Быстрицкой- знаменитой актрисы, сыгравшей одну из главных ролей в фильме по роману Шолохова

«Тихий Дон». Она сказала: «Любовь- это всегда полет души».

Действительно, Таню характеризует полет фантазии, высота чувств. И правильно заме­ти­ла…..., сказав, что наша героиня в окружающих людях видела только хорошее и не думала об эгоизме, зависти, подлости. Ведь душа её ждала кого-нибудь и дождалась... Написала письмо - и ждет чуда.

(Чтение письма Татьяны наизусть)

Заметьте, письмо воспринимается легко; строки проникают в наш мозг и задерживаются там, пытаясь найти подтверждение в жизни. Находят ли?

Вспомните стихотворение Пушкина «Ты и вы». Сравните его с письмом.

А сейчас обратимся к тексту, найдём эпизод свидания Татьяны и Онегина, представ­лен­ного на картине художника Д.Н. Кардовского.

- Выразительное чтение отрывка.

Пусть будет не просто чтение, а сопереживание. Постарайтесь передать внутреннее сос­тояние героев.

- Обсуждение.

Сумели ли наши чтецы передать испытываемые героями чувства?

Можно ли охарактеризовать душевное состояние Татьяны словами: «Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай!» (Байрон)

А счастье Тани казалось так близко. Неужели все напрасно? И нечего больше ждать от жизни?

Что принесла героине неразделенная любовь?

Способен ли измениться Евгений Онегин? Полюбить глубоко и страстно?

Д.Д. Благой иначе смотрит на проблему:

«...появившись в свете, Онегин в основном остался тем же, чем был, когда ушел из него... Проклятье всей жизни Онегина в том и заключается, что... он настолько же испорчен им (обществом), что навсегда расстаться с ним... не в состоянии».

Вы согласны с данным мнением?

Ответьте на вопрос Пушкина:

Что шевельнулось в глубине холодной и ленивой души? Досад, суетливость иали вновь забота юности - любовь?

По-вашему, какое чувство испытал Онегин?

Чем поразила его Татьяна?

VII . Комментарий письма Онегина.

(Чтение письма Онегина учеником.

Бывают такие дни, когда существует лишь одно-единственное желание - спрятаться в постели и никогда не вылезать оттуда. Когда кажется, будто весь мир свалился на плечи, лишая сил и испытывая на прочность, все идет не так, как нужно, и чувство беспомощности не позволяет двигаться дальше. Жизнь временами подкидывает вещи куда сложнее, чем мы можем себе представить. Непросто все это выдержать.

И даже если на душе грустно и пусто, очень сложно найти ответ на избитый вопрос: «почему?». Это чувство невозможно описать, но оно отлично известно.

Вы можете окончательно опустить руки. Вы можете чувствовать невыносимую пустоту, усталость. Но нужно держаться. Необходимо найти крошечную нить, за которую стоит только зацепиться, как она станет вашей спасательной шлюпкой. Ухватитесь за нее настолько сильно, насколько это возможно, и не отпускайте. Пусть даже все, что вы будете делать - это лежать на кровати и спокойно дышать. А знаете что? Ну и пусть! Продолжайте дышать, и все будет хорошо.

Может быть, вы чувствуете, что слишком разбиты, чтобы встать на ноги, что боль в вашем сердце слишком сильна, что в голове полный бардак. Ваше тело намного сильнее, чем вы думаете. Оно знает, как лечить эту боль.

Вы никогда не будете окончательно разбиты. Каждый день вы можете начать заново, и каждый новый день у вас есть шанс вернуть былого себя. Это может занять время, но это точно не значит, что вы разбиты вдребезги. Вы просто немного потеряны.

Ничто не может быть стабильным в этом мире - и черная полоса в том числе. Скверные чувства обязательно пройдут, нужно лишь переждать, и совсем скоро вы почувствуете себя лучше. А когда это произойдет, вы поймете, насколько сильнее вы становитесь с каждой минутой. Грусть - это не признак слабости.

Сделайте глубокий вдох и вы увидите, что наша жизнь - это просто жизнь. Ошибаться - нормально, и точно так же совершенно нормально, когда ничего не получается. И даже если сейчас вам плохо и больно, быть может, это начало чего-то абсолютно нового.

Вам не стоит игнорировать эту боль. Обратите на нее внимание, и вы поймете, что она всего лишь гость и не собирается задерживаться надолго. Вместо того чтобы искусственно приглушить боль - примите ее.

Страхи могут иметь огромную власть над нами. Не ведитесь на это. Помните, что ваше сознание играет с вами, и нужно быть осторожным с собственными мыслями. Если вы сможете распробовать вкус к жизни и пробудить в себе желание стремиться к лучшему, вы будете главным свидетелем того, как все начнет обретать яркие краски.

Найдите что-нибудь незначительное, что вам нравится, и двигайтесь от малого, маленькими шажками. Если вы медленно начнете идти вперед, все начнет вставать на свои места. Обратитесь за помощью, если вам это нужно. Близкие люди хотят, чтобы вы были счастливы, потому что они вас любят. Откройтесь вашим друзьям, когда вы чувствуете себя плохо.

Сделайте глубокий вдох. Вы здесь, вы живы! У вас есть огромное количество хороших мыслей в голове и большое сердце. Постарайтесь не забыть все то хорошее, что есть внутри вас.

Даже если вам больно, вы остаетесь самим собой. И когда вы готовы искать в жизни прекрасное, оно всегда будет вас ждать.

Не забывайте, что даже если все вокруг рушится, вы все еще можете спасти себя. У вас есть власть, чтобы создать мост над этой мутной водой. Вы можете вырыть туннель сквозь темноту, чтобы снова увидеть свет. Вам надо двигаться вперед. Со временем все будет гораздо лучше, свет на вашем пути будет все ярче и ярче.

У вас есть то, чего нет ни у кого на этой огромной планете. Ваша индивидуальность, ваш внутренний свет, ваша душа и любовь. Вы несомненно растете, несомненно сияете. Вы - целая Вселенная. И все это настолько здорово сложено в одном-единственном человеке.

Сделайте глубокий вдох. Все будет хорошо!

Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области - Елена Степанова (школа 117) НО ГРУСТНО ДУМАТЬ, ЧТО НАПРАСНО БЫЛА НАМ МОЛОДОСТЬ ДАНА... (Автор и герои романа «Евгений Онегин» их отношении к обществу)

Подробности

Страница 2 из 16

Елена Степанова (школа 117)
НО ГРУСТНО ДУМАТЬ, ЧТО НАПРАСНО БЫЛА НАМ МОЛОДОСТЬ ДАНА... (Автор и герои романа «Евгений Онегин» их отношении к обществу)

Не дай остыть душе поэта,
Ожесточиться, очерстветь
И наконец, окаменеть в мертвящем упоенье света,
Среди бездумных гордецов,
Среди блистательных глупцов...
Среди вседневных, модных сцен,
Учтивых, ласковых измен,
Среди холодных приговоров
Жестокосердной суеты,
Среди досадной пустоты
Расчетов, дум и разговоров...

А. С. Пушкин

Есть книги, которые перечитываются из поколения в поколение. Они похожи на охранные грамоты народного языка, истории, культуры. Это и «Евгений Онегин» Пушкина, и «Война и мир» Толстого, и «Преступление и наказание» Достоевского... Каждый скажет, что он читал эти произведения. Но кто же из вдумчивых читателей отважится утверждать, что он уже «прочел» их, то есть до конца понял их содержание?

Гениальные художественные произведения обладают способностью жить вместе со временем. Поэтому они всегда, в разные годы, десятилетия и века - читаются по-новому и становятся, таким образом, нашими извечными собеседниками.

Лиро-эпическая форма пушкинского романа в стихах, с его смесью «прозы и поэзии в изображении действительности», непрерывными авторскими лирическими отступлениями, суждениями, ставшими афоризмами, и высказываниями на самые разнообразные темы, определяет колоссальный круг проблем. Это, в первую очередь, нравственные проблемы, затем политические, общественные и, наконец, философские, являющиеся связующим звеном всего произведения. Одна из важнейших проблем - отношений автора и героев романа к обществу. Автор и его герои молоды, и их взаимоотношения с обществом во многом связаны с поисками смысла жизни - труднейшим вопросом, на который каждый человек должен найти свой собственный ответ.

Б. Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» поэмой исторической» в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица, а ее автора считал «представителем впервые пробудившегося самосознания».

Юность поэта проходила во времена важнейших исторических событий, которые в большой степени определили основные темы его творчества, связанные с общенациональными проблемами, с интересами народа, общества. Конец наполеоновских войн, возникновение декабристского «Союза спасения», революции в Испании и в Неаполе, восстание в Греции и, наконец, события на Сенатской площади - все это помогло сформироваться мировоззрению молодого Пушкина, его взглядам и, в том числе, его отношению к обществу.

Белинский писал: «Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение - значит оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности».

Одна из самых сложных проблем и конца двадцатых годов девятнадцатого столетия, и начала девяностых нашего века - взаимоотношения человека и окружающего мира.

Пушкина не устраивает положение дел в Обществе, и он даже не стремится это скрыть. Поэт устал от бессмысленной суеты светской жизни, желает покоя. Свое состояние в это время он называет «хандрой». И ею же автор в полной мере наделяет своего героя Евгения Онегина.

Этакий юный «светский лев», он некоторое время жил по законам своего общества. Но его образование и воспитание на французский манер, типичное в своей оторванности от русских традиций все же было достаточно глубоким, чтобы быстро распознать глупость, низменность целей, однообразие интересов завсегдатаев светских салонов и балов. В самом начале юности «в нем охладел пыл души»... Онегин теряет всякий интерес к своим прежним занятиям и развлечениям:

Ни сплетни света, ни бостон.
Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего.

Евгений уезжает в деревню, но ничего лучшего не находит и там. Из общества, жизнь которого основана на лицемерии, он попадает в другое: мещанское, самодовольное.

Оно готово принять «ученого соседа» в свои утомительно-гостеприимные объятия, но Онегин не принимает назойливых наездов и приглашений.

И общество вынесло свой безапелляционный приговор: Сосед наш неуч; сумасбродит; Он фармазон; он пьет одно Стаканом красное вино. Соседи оставляют Онегина в покое. Добившись желаемого уединения, он, однако, не удовлетворен. Ему все же нужно общение, но общение с человеком, столь же образованным и умным. В это время Онегин знакомится с Ленским.

У поэта Ленского понятия о человечестве, любви, о дружбе высоки, но оторваны от действительности … Живя среди народа, он «полурусский». Владимир покорен судьбе, но его «вольнолюбивые мечты» и пламенное сердце могли бы завести его куда угодно.

Со временем Ленский мог бы стать замечательным поэтом, или опустившимся интеллигентом, подобно чеховскому Ионычу, или кем-нибудь другим, в том числе, я думаю, и декабристом. Его Будущее нельзя предугадать:

При громе плесков иль проклятий,
Он совершить мог грозный путь,
Дабы последний раз дохнуть
В виду торжественных трофеев,
Как наш Кутузов иль Нельсон,
Иль в ссылке, как Наполеон,
Иль быть повешен, как Рылеев.

Онегин и Ленский - друзья, но могли стать Братьями, Будучи душевно привязаны к дому Лариных. Трагедия состояла в том, что вражда разделила близких людей.

Дуэль не лучший способ выяснения отношений, тем более между друзьями. И вся вина за случившееся ложится, безусловно, на Онегина. Он и сам понимает это, осознает, что стал убийцей. Так его называет и автор, впервые открыто осуждая действия своего героя.

Онегин не смог подняться над предрассудками светского общества, над ложными представлениями о гордости и чести. Он не желал дуэли, но не отказался от нее, боясь позора.

В этой печальной истории Большую роль сыграл Зарецкий:

... некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный.

Пушкин с сарказмом говорит о том, как изменился Зарецкий:

Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек!
Так исправляется наш век!

В действительности перемены произошли лишь в образе жизни, характер же остался прежним. Устав от однообразия, Зарецкий рад столь незаурядному событию. Он, видима, решил непременно довести это дело до конца и не только не предотвратил дуэль, но и незаконно разрешил ее. Ведь Онегин, не в силах открыто извиниться перед Ленским, все же сознательно нарушил такое количество различных правил, что поединок не должен был состояться. Ленский из лучших побуждений привел Онегина в дом Лариных и в итоге поплатился за это. И в судьбе Онегина, и в недолгой жизни Владимира Ленского Большое значение имело знакомство с этой семьей. Старшие Ларины - типичные представители поместного дворянства. Для них важны патриархальные порядки. Даже фамилия их, такая домашняя, обычная, имеет свою мифологическую основу, уводящую в глубокую древность; Ларами в Древнем Риме называли богов, покровительствовавших отчему очагу. Младшая дочь Ольга отличается от родителей лишь возрастом. В остальном она такой же заурядный человек:

... любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.

Ее отношения с обществом обыкновенны: Ольга ничем не выделяется среди других провинциальных барышень:

Бывало, писывала кровью
Она в альбоме нежных дев,
Звала Полиною Прасковью
и говорила нараспев...

Эти строки о матери Ольги и Татьяны, но их с успехом можно отнести и к самой Ольге...

Однако, старшая сестра Татьяна - полная противоположность своим родным.

В образе Татьяны Лариной воплотился пушкинский идеал женщины, автор любуется своей героиней. Она красива, но это не кукольная красота Ольги: ее красота, скорее, выражалась в изысканности, грациозности, изяществе. В отличие от сестры, она много читает. Татьяна с детства впитала в себя исконно русские черты характера, любовь к природе. Несмотря на плохое знание русского языка, она верна народным традициям, верит в приметы и сны.

С малых лет Таня любила уединение:

Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна,
Сидела молча у окна.

Любовь к Онегину заставила Татьяну поступить вопреки устоям светского общества: обычно влюбленные поклонники сочиняли послания своим возлюбленным, но никак не наоборот. Татьяна же решилась обратиться к Евгению с письмом, положившись на его честь и благородство. И она не ошиблась. Теплое чувство боролось в Онегине с равнодушием, и, хотя равнодушие победило, он ни словам, ни взглядом не оскорбил девушку.

После разговора с Евгением Татьяна, по мнению окружающих, стала вести себя еще более странно. Она отказала всем своим поклонникам, просившим ее руки, и предпочла полное одиночество. Для девушки, которой пора замуж, такое поведение, по меркам светского общества, было совершенна непонятным.

Татьяна страшится предстоящей зимой поездки в Москву. Она думает, что высшее общество значительно отличается от знакомого ей уездного. Но, приехав в Москву, она убеждается, что ничего хорошего здесь нет, да и разница не так уж велика:

... всех в гостиной занимает
такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно.

Девушке это не нравится:

Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит...

Но, устав от бессмысленных надежд и безответной любви к Онегину, Таня, уступая матери и тетушке, посещает балы и, на одном их них, знакомится с генералом, который позже станет ее мужем.

Здесь Пушкин на некоторое время расстается с ней, так как в свет возвращается Онегин.

Путешествие по стране во многом изменило его взгляды на современное устройство общества. Он видел тяжелое положение крестьян в стране; его волновали уже не только заботы высшего света, но и общие народные проблемы. Однако через несколько лет Евгению наскучило и это времяпрепровождение.

Он возвратился и попал, Как Чацкий, с корабля на бал. Эти строки многое говорят об Онегине. Автор не случайно сравнивает его с Чацким. Безусловно, сходства не кончается на том, что Евгений прямо с дороги попадает в светский салон. Пушкин проводит параллель между Чацким и Онегиным в их взаимоотношениях с окружающими. И если Чацкий пошел на открытый конфликт с обществом, Онегин так и не доходит до этого.

Оказавшись на балу, Евгений встретил Татьяну, и вот тогда он понял, что любит ее.

Теперь уже он, Онегин, поступает вопреки законам общества (впрочем, формальным законам; по меркам высшего света, его поведение вполне нормально). Он посылает Татьяне несколько писем, но тщетно: Татьяна имеет свои принципы и следует им до конца. Она - пример верной жены. Таковы были жены декабристов, и она вполне могла бы отправиться за мужем в Сибирь.

После объяснения, в тяжелую для Онегина минуту, Пушкин уже навсегда оставляет своего героя.

Дальнейшая судьба Онегина неизвестна. Критики, историки расходятся во мнении, станет Евгений декабристом или нет.

Существуют две точки зрения относительно временных рамок романа. Первая заключается в том, что действие заканчивается в тысяча восемьсот двадцать пятом году, за несколько месяцев до восстания на Сенатской площади. Согласно второй, события конца романа нужно относить к тысяча восемьсот двадцать седьмому году. Для каждой теории есть свои доказательства. Лично я склоняюсь ко второй версии, основываясь на следующих фактах: в предисловии к первому изданию Пушкин писал, что действие романа начинается в тысяча восемьсот девятнадцатом году; в первой главе Онегину восемнадцать, в последней - двадцать шесть лет. Значит, это двадцать седьмой год.

Если принять такие рассуждения за истину, то вопрос о связи дальнейшей судьбы Евгения с декабристами можно снять: он просто «проездил» восстание.

Что же с ним будет, кем он станет в обществе? В поместье Онегин не уедет:

... увидел ясно он,
Что в деревне скука та же.

Не будет на государственной службе - он не приучен к труду; не пойдет и в армию:

Он думал, что добро, законы,
Любовь к отечеству, права
Одни условные слова...

Я не знаю, кем он будет. Вероятно, у него найдется достаточно средств, чтобы продолжать праздное существование.

«Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана...

Пушкин считал, что если человек не сохранил идеалов молодости, юношеского вдохновения, стремления к благородным целям, то он бессмысленно провел лучшие годы.