Оперное творчество мусоргского борис годунов план. Смотреть что такое "Борис Годунов (опера)" в других словарях

Борис Годунов русский царь (1598 1605) Образ в искусстве «Борис Годунов» опера Иоганна Маттезона (1710) «Борис Годунов» историческая трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов» опера М. П. Мусоргского по пьесе А.… … Википедия

- «БОРИС ГОДУНОВ», СССР, Мосфильм, 1954, цв., 111 мин. Фильм опера. По одноименной музыкальной драме М.Мусоргского. Экранизация одноименной народной музыкальной драмы М.Мусоргского в постановке Гос. академического Большого театра СССР. Балетмейстер … Энциклопедия кино

БОРИС ГОДУНОВ - I В 1584–1598 гг. фактический правитель Русского государства при сыне Ивана Грозного* царе* Фёдоре Иоанновиче; русский царь в 1598–1605 гг. Боярин* Борис Федорович Годунов родился ок. 1552 г., принадлежал к знатному роду, воспитывался при дворе… … Лингвострановедческий словарь

У этого термина существуют и другие значения, см. Борис Годунов (значения). Борис Годунов … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Борис Годунов (значения). Борис Годунов, или Коварством достигнутый трон (нем. Boris Goudenow) опера Иоганна Маттезона на собственное либретто (1710). Считается первой в истории… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Борис Годунов (значения). Борис Годунов Жанр музыкальная драма Режиссёр Вера Строева … Википедия

Борис Романович Гмыря на почтовой марке Украины Борис Романович Гмыря (1903 1969) оперный певец (бас), народный артист СССР (1951), лауреат Сталинской премии (1952). Содержание 1 Биография … Википедия

На почтовой марке Украины Борис Романович Гмыря (1903 1969) оперный певец (бас), народный артист СССР (1951), лауреат Сталинской премии (1952). Содержание 1 Биография … Википедия

Драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Борис Годунов. Опера в четырех действиях с прологом. Клавир , М. Мусоргский. Опера Мусоргского "Борис Годунов" - одно из ярчайших и одно из самых "проблемных" явлений своего жанра. От рождения ее сопровождают жаркие споры по вопросам истории, политики, эстетики,…
  • Борис Годунов. Опера в четырех действиях с прологом , Мусоргский М.П.. "Борис Годунов" Мусоргского - выдающееся явление не только в отечественной, но и в мировой музыкальной культуре. Опера написана на либретто самого композитора, основой которого стала…

М.П. Мусоргский опера «Борис Годунов»

Опера Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» - это необычайное по своей силе, замыслу и музыкальному языку произведение. Написана она на либретто самого композитора по одноименной трагедии А.С. Пушкина.

Действующие лица

Описание

баритон дворянин, русский царь
Ксения сопрано очаровательная дочь Бориса Годунова
Федор меццо-сопрано младший сын Бориса Годунова, наследник престола
Мамка Ксении меццо-сопрано няня детей Годунова
Василий Иванович Шуйский тенор князь, советник царя
Пимен тенор старый монах, свидетель убийства царевича
Андрей Щелкалов баритон дьяк в боярской думе
Самозванец Григорий тенор беглый монах, представившийся царевичем Дмитрием
Марина Мнишек сопрано амбизиозная польская принцесса, Лжедмитрия
Рангони бас иезуит Марины Мнишек

Краткое содержание


Известно, что в основе оперы лежат подлинные исторические события, рассказывающие о тяжелом времени для страны, которые наступили со смертью Бориса Годунова, приходом поляков и Лжедмитрия. Неслучайно ее жанр Мусоргский определил, как народная музыкальная драма, ведь главное действующее лицо в ней – народ, и сцены с ним занимают центральное место в драматургии.

Все действие разворачивается в 1598-1605 годах, перед началом тяжелейшего времени для страны и народа – «Смутного времени». Пожалуй, центральное место в опере занимает трагедия самого Бориса. После неожиданной смерти царевича Димитрия он взошел на престол, казалось бы, достиг высшей власти. Причем избран он был самим народом. Но Борис глубоко переживает собственную трагедию и беспокоится за свою семью. Он сильно переживает за свою дочь, потерявшую жениха, за своего еще маленького сына. Но более всего терзают его душу мысли о невинно убиенном царевиче Димитрии. Следует отметить, что в произведении А.С. Пушкина и в либретто М.П. Мусоргского рассматривается версия причастности Бориса Годунова к убийству младенца, однако это всего лишь основано на народной молве.

Ко всему прочему в стране назревает Смутное время, появляется самозванец, беглый монах Григорий Отрепьев, который, услышав от летописца повествование об убиенном царевиче, провозглашает себя Димитрием. Вдобавок он заручился поддержкой поляков. Собрав свое войско, он направляется в Москву, отвоевывать «свой» престол.

В результате этого, Годунов, терзаемый постоянными видениями убиенного царевича и муками совести, умирает, передав престол по закону своему сыну Федору. А для народа наступает темное время, которое предсказывает в своей финальной песни юродивый из картины народного восстания.

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт IV акт
70 мин. 35 мин. 50 мин. 50 мин.





Интересные факты

  • После премьеры в 1874 году опера продержалась на сцене несколько лет. Однако спектакль давали с произвольными сокращениями. Н.А. Римский-Корсаков писал, что существовало мнение о том, что опера не понравилась царской фамилии.
  • Настоящее призвание драма получила позже, в 1898 году уже в редакции Н.А. Римского-Корсакова. Именно эта версия пришлась по вкусу публике, и началось триумфальное восхождение оперы по отечественным и зарубежным сценам.
  • Интересный факт связан с одной из постановок «Бориса Годунова», состоявшейся 6 января 1911 года в Мариинском театре, где роль царя исполнял Ф. Шаляпин. В зале присутствовал император Николай II со своей семьей. Участники труппы (хористы и часть солистов) решились на авантюрный поступок – разыграть на сцене представление для императора с целью добиться повышения жалования. В разгар оперы исполнители упали на колени, простерли руки и стали петь заранее подготовленный гимн царю. В этом время дирекция театра и режиссер в ужасе метались за сценой, даже сам Шаляпин, не зная о готовившейся акции, поспешил на сцену и замер в изумлении. Однако все это оказалось напрасно. Николай II не понял намека солистов, не разборчиво было их пение, поэтому все решили, что таким образом они выказывают любовь к императору. Более того, Ф. Шаляпина обвинили в неколлективистском поведении, ведь он не пал на колени перед самим государем.
  • В своей первой редакции Мусоргский выписал каждое движение исполнителей на сцене, вплоть до мимики на лице. Многие исследователи сравнивают ее со сценарием кинофильма.
  • Такое огромное количество редакций объяснил Римский-Корсаков в своем предисловие к опере. Он написал, что после первого появления на сцене произведение вызвало противоположное мнение. Так, с одной стороны – это необыкновенно талантливая работа, проникнутая народным духом и историей, с живыми и яркими сценами. С другой стороны, заметны недостатки в технической стороне: неудобные голосовые партии, слабая инструментовка, неточности в голосоведении. Именно поэтому он взялся за первую редакцию оперы Мусоргского, стараясь как можно точнее сохранить первоисточник, но сгладить все неточности и погрешности.
  • Кстати, Годунов был первым царем, избранным народом.
  • Примечательно, что Мусоргский во время работы над своими произведениями никогда не делал предварительных набросков, предпочитая долго обдумывать и записывать уже готовую музыку. Именно поэтому его работа продвигалась медленнее, по сравнению с другими композиторами
  • Ужасная с точки зрения нравственности сцена под Кромами, с обезумевшим народом, жестоко расправляющимся с боярином, была вырезана из спектаклей Императорских театров. Только после Октябрьской революции ее смогли вернуть.

Постановки


Премьера спектакля состоялась в Мариинском театре 27 января 1874 года, под управлением дирижера Э. Направника. Несмотря на противоречивые отзывы, подчас слишком восторженные или откровенно негативные, опера продержалась в репертуаре еще несколько лет, правда ее уже исполняли с некоторыми сокращениями. Так, после премьеры, в течение 10 лет спектакль поставили только 15 раз, а в 1881 году ее и вовсе исключили из репертуара. После этого, зрители смогли снова насладиться прекрасной музыкой Мусоргского лишь в декабре 1888 года, когда опера была поставлена на сцене Большого театра. Однако и в столице судьба произведения была не очень успешной, после 10 представлений, она также была снята со сцены в 1890 году. Римский-Корсаков решил исправить ситуацию и представил свою первую редакцию, ее постановка прошла 28 ноября 1896 года в Петербургской консерватории. Сам редактор и выступил в роли дирижера. Этот вариант пришелся по душе публике.

Опера в четырех актах с прологом; либретто Мусоргского по одноименной драме А. С. Пушкина и «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 27 января (8 февраля) 1874 года.

Действующие лица:

Борис Годунов (баритон или бас), Федор и Ксения (меццо-сопрано и сопрано), мамка Ксении (меццо-сопрано), князь Василий Шуйский (тенор), Андрей Щелкалов (баритон), Пимен (бас), Самозванец под именем Григория (тенор), Марина Мнишек (меццо-сопрано), Рангони (бас), Варлаам и Мисаил (бас и тенор), хозяйка корчмы (меццо-сопрано), юродивый (тенор), Никитич, пристав (бас), ближний боярин (тенор), боярин Хрущов (тенор), иезуиты Лавицкий (бас) и Черниковский (бас), бояре, стрельцы, рынды, приставы, паны и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский.

Действие происходит в Москве в 1598-1605 годах.

Пролог

Новодевичий монастырь. Здесь нашел убежище боярин Борис Годунов. После смерти царя Феодора он должен занять царский престол. Народ неохотно заполняет двор монастыря. Пристав заставляет толпу молить Бориса венчаться на царство (хор «На кого ты нас покидаешь»). Думный дьяк Щелкалов сообщает, что Годунов отказывается от короны («Православные! Неумолим боярин»).

Площадь в Московском Кремле. Народ славит Годунова, который наконец согласился венчаться на царство. На пороге Успенского собора Борис, грустный и задумчивый, обращается с благоговейной хвалой к своему предшественнику и к другим государям святой Руси («Скорбит душа»).

Действие первое

Келья в Чудовом монастыре. Старец Пимен пишет летопись («Еще одно, последнее сказанье»). Послушник Григорий просыпается от кошмарного сна, который не первый раз преследует его. Пимен рассказывает ему, как царевич Димитрий, брат покойного Феодора, был убит подосланными Борисом убийцами. Григорий узнает, что если бы Димитрий был жив, то был бы теперь его ровесником. Когда Пимен уходит, Григорий раскрывает свое намерение отомстить Годунову за ужасное преступление.

Корчма на литовской границе. Шинкарка напевает веселую песню («Поймала я сиза селезня»). Входят нищие монахи Мисаил и Варлаам, и с ними Григорий, бежавший из монастыря и переодетый: он собирается перейти границу. Варлаам, напившись, затягивает песню («Как во городе было во Казани»). Пока он дремлет, бормоча другую песню («Как едет ён»), Григорий выспрашивает у шинкарки, где можно перейти границу. Внезапно в корчме появляются пристав и солдаты: они показывают царский указ поймать беглого монаха, то есть Григория. Поскольку пристав не умеет читать, Григорий берется сделать это сам и называет вместо своих примет приметы Варлаама («Из Чудова монастыря»). Тот вырывает бумагу и, читая по складам, раскрывает его обман. Григорий выпрыгивает в окно и убегает.

Действие второе

Царский терем в Кремле. Дочь Бориса Ксения оплакивает смерть своего жениха. Царь утешает Ксению. Он сознает, что ненавистен народу и что гнев божий преследует его семью. Часто ему является ужасный призрак окровавленного и требующего возмездия мальчика («Достиг я высшей власти»). Князь Шуйский приносит весть о мятеже, во главе которого стоит некто, назвавший себя Димитрием. Борис в ужасе, он спрашивает Шуйского, действительно ли был убит царевич. Князь в подробностях описывает мертвого младенца. Отослав Шуйского, царь остается один. Кровавый призрак преследует Бориса. Комната темнеет, мрачно бьют куранты («Уф! тяжело! дай дух переведу»).

Действие третье

Комната Марины Мнишек в Сандомирском замке в Польше. Девушки одевают ее и причесывают, развлекая песнями («На Висле лазурной»). Марина мечтает о московском престоле («Как томительно и вяло»). Ее духовный отец иезуит Рангони хочет еще большего: обратить Русь в католичество.

Сад возле замка. Димитрий подходит к фонтану, где Марина назначила ему свидание. С толпой пирующих она выходит из замка (с хором «Вашей страсти я не верю, пане»), Димитрий пылко объясняется ей в любви, но ею движет холодный расчет: она побуждает его прежде добиться короны при поддержке поляков. Димитрий бросается перед ней на колени (дуэт «О царевич, умоляю»).

Действие четвертое

Площадь перед собором Василия Блаженного. Из собора звучит анафема Самозванцу. Народ сочувствует Самозванцу, которого считает настоящим царевичем. Появляется юродивый, он поет что-то бессмысленное и жалобное («Месяц едет, котенок плачет»). Мальчишки отнимают у него копейку и убегают. Из собора выходит царь. Все руки тянутся к нему. «Хлеба!» - раздается отчаянный и угрожающий крик. Юродивый просит Бориса наказать обидевших его мальчишек: «Вели-ка их зарезать, как ты зарезал маленького царевича».

Грановитая палата в Кремле. Здесь собралась боярская дума, чтобы обсудить положение дел в связи с приближением Лже-Димитрия. Шуйский рассказывает, как недавно царю явился призрак убитого царевича; кто-то не верит ему, но все замирают, когда входит Борис, отгоняя от себя призрак. Царь овладевает собой и обращается к боярской думе с просьбой о помощи и совете. Шуйский сообщает ему о приходе святого старца. Это Пимен: он рассказывает историю пастуха-слепца, исцеленного на могиле царевича. В конце рассказа Борис еле держится на ногах. Он зовет сына, дает ему последние наставления о том, как править государством («Прощай, мой сын»). Звучит колокол. Борис падает замертво.

Лесная прогалина под Кромами. Ночь. Восставший народ захватил боярина Хрущова и издевается над ним. С победной песней входят монахи Мисаил и Варлаам («Солнце, луна померкнули») и еще больше распаляют народ (хор «Расходилась, разгулялась»). Прибывшие иезуиты Лавицкий и Черниковский схвачены и отправлены в крепость. Под звуки труб появляются войска Димитрия, которого все радостно приветствуют. Народ идет с ним на Москву. На сцене остается только юродивый, он плачет и поет скорбную песнь («Лейтесь, лейтесь, слезы горькие»).

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

БОРИС ГОДУНОВ - опера М. Мусоргского в 4 д. с прологом, либретто композитора по А. Пушкину и Н. Карамзину. Премьера: Петербург, Мариинский театр, 27 января 1874 г., под управлением Э. Направника; в Москве - Большой театр, 16 декабря 1888 г., под управлением И. Альтани. В редакции Н. Римского-Корсакова опера была впервые исполнена под его управлением в Большом зале Петербургской консерватории 28 ноября 1896 г. (спектакль Общества музыкальных собраний; М. Луначарский - Борис, Ф. Стравинский - Варлаам). С тех пор она много лет ставилась только в этой версии.

Решающее значение в сценической истории произведения имел спектакль Русской частной оперы 7 декабря 1898 г., в котором заглавную партию впервые исполнил Ф. Шаляпин. Вскоре «Борис Годунов» появился в репертуаре театров периферии (например, Казань - 1899 г.; Орел, Воронеж, Саратов - 1900-й), в 1901 г. был поставлен в Большом театре с Шаляпиным в главной партии (Л. Собинов - Самозванец), в 1904-м - в Мариинском. Постепенно он вошел в число самых репертуарных опер, завоевав все сцены мира. «Борис Годунов» - центральное произведение Мусоргского и одна из вершин русского и мирового музыкального искусства. Над 1-й редакцией композитор работал в 1868-1869 гг. Она была отвергнута консервативным оперным комитетом Мариинского театра в феврале 1871 г. В 1871-1872 гг. Мусоргский создал новую редакцию: сочинил бунтарскую сцену под Кромами, ставшую финалом оперы, добавил две польские картины с участием Марины Мнишек, переработал сцену в тереме (в частности, написал новый монолог Бориса, ввел жанрово-бытовые эпизоды), внес изменения в другие картины. Сцена у собора Василия Блаженного была исключена, а плач Юродивого из нее был перенесен в финал оперы. Некоторые изменения делались и после премьеры, при подготовке издания клавира (1874).

«Борис» сочинялся и дорабатывался одновременно с Псковитянкой Римского-Корсакова. В обсуждении принимали участие все кучкисты. Особенно значительна была роль В. Стасова и историка В. Никольского, который подсказал Мусоргскому тему произведения. По его же совету композитор изменил последовательность двух заключительных картин, завершив оперу сценой под Кромами (первоначально она кончалась смертью Бориса; Римский-Корсаков в своей редакции восстановил эту последовательность). 24 сцены пушкинской трагедии сжаты в окончательной редакции оперы до 9 картин (к ним в отечественной театральной практике нередко присоединяется сцена у собора Василия Блаженного).

Свою задачу композитор не сводил к тому, чтобы воскресить образы минувшего. Драматические перипетии XVII в. он видел с позиций современника событий 60-х гг. XIX в. Формула «прошедшее в настоящем», выдвинутая им (правда, по другому поводу), многозначна. Она говорит и о живучести старого, и о том, что корни нового уходят в прошлое.

В основу оперы положено гениальное творение Пушкина, в котором показана не только трагедия совести (Пушкин принял версию о виновности Бориса в убийстве царевича Димитрия), но прежде всего конфликт между царем и народом, выступающим в качестве неподкупного судьи и решающей силы истории. «Мнение народное» определяет успех Самозванца, но грозное молчание толпы в финале трагедии знаменует крушение этой поддержки. Мусоргский развил и усилил роль народа, сделав его главным героем. Опера показывает перемену отношения простых людей к Борису и царской власти. От равнодушия при избрании царя, через осуждение его Юродивым, к открытому восстанию идет движение массовых сцен. Но гнев народный искусно и коварно используется ставленником шляхты Самозванцем. Опера завершается плачем Юродивого над судьбой Руси. Личная трагедия героя, показанная с исключительной психологической глубиной, неразрывно связана с отношением к нему народа. Борис не может не видеть безразличия к нему массы, но властолюбие побеждает. Уже в первом его монологе «Скорбит душа» звучит не столько торжество (цель достигнута - он стал царем), сколько «страх невольный», «зловещее предчувствие». Мусоргский, как гениальный драматург, строит на одной гармонии колокольный звон, сопровождающий коронацию, и звон погребальный, предваряющий смерть Бориса. Гибель изначально заложена в избрании его царем. Нарастание народного протеста приводит к постепенно усиливающемуся одиночеству Годунова. Не только муки совести (они играют большую роль в этом сложном психологическом образе), но и сознание тщетности попыток завоевать доверие подданных и их любовь определяют драму Бориса. И если кульминация личной драмы - финал II д. (галлюцинации), то высшая точка драмы человека и царя, осужденного и отвергнутого народом,- сцена Бориса с Юродивым (у собора Василия Блаженного). Мусоргский в «Борисе Годунове» по глубине психологического анализа, раскрытия тончайших движений души не уступает ни Толстому, ни Достоевскому, а по умению воссоздать образы истории равен Сурикову. Произведения, с такой силой раскрывающего трагедию личности и народа, не было в мировом оперном искусстве.

С большими трудностями «Борис» прокладывал себе путь к зрителю. 2-я редакция, как и 1-я, была забракована театром. Однако в концертах прозвучали некоторые ее фрагменты, и наконец удалось добиться, чтобы в бенефисном спектакле были представлены три сцены (корчма, сцена у Марины, сцена у фонтана) с участием Ф. Комиссаржевского, О. Петрова, Д. Леоновой, Ю. Платоновой и О. Палечека. Исполнение состоялось 5 февраля 1873 г. и имело большой успех. Даже критики, занимавшие враждебную по отношению к Мусоргскому позицию, должны были признать его победу. Г. Ларош писал: «„Борис Годунов" - явление весьма знаменательное. Опера эта обнаружила, что в кружке, образующем крайнюю левую нашего музыкального мира... есть самобытное, самостоятельное содержание... Говорят, знание - сила. В гораздо большей степени справедливо, что талант - сила. Спектакль 5 февраля убедил меня, что сила эта в крайней левой нашего музыкального мира несравненно значительнее, чем можно было предполагать». В конце концов директор императорских театров С. Гедеонов, уступая настоянию певицы Ю. Платоновой, распорядился о включении «Бориса» в репертуар. Репетиции начались в конце 1873 г. Первое представление имело исключительный успех у демократической аудитории, но вызвало недовольство консервативных кругов и яростную полемику в печати. Страстность ее свидетельствовала о глубоком воздействии оперы на слушателей. Но дело не ограничивалось полемикой. Предпринимались решительные попытки погасить бунтарский дух произведения. При возобновлении оперы в 1876 г. была выброшена сцена под Кромами, и ранее вызывавшая нападки политического свойства. В. Стасов в статье «Урезки в „Борисе Годунове" Мусоргского» горячо протестовал против варварского искажения замысла композитора, называя эту сцену венцом создания - «выше и глубже всего по концепции, по национальности, по оригинальному творчеству, по силе мысли». «...Тут выражена с изумительным талантом вся „Русь пододонная", поднявшаяся на ноги со своею мощью, со своим суровым, диким, но великолепным порывом в минуту навалившегося на нее всяческого гнета»,- писал критик.

В 1882 г. «Борис» был исключен из репертуара Мариинского театра постановлением Художественного совета, решение которого было обусловлено мотивами, ничего общего не имевшими с искусством. Кратковременной была история первой московской постановки, несмотря на ее успех и яркую талантливость исполнения заглавной партии П. Хохловым, сменившим Б. Корсова. Поставленная в 1888 г., опера была снята после десяти представлений в 1890-м.

«Борис Годунов» не пользовался милостью власть имущих; из репертуара императорских театров его вычеркивали Александр III и Николай II. Иной была позиция передовых деятелей русской культуры, сохранивших верность высоким идеалам 60-х гг., и прежде всего Стасова, Римского-Корсакова. Новая редакция и инструментовка «Бориса», осуществленная в 90-х гг. Римским-Корсаковым, ставила своей целью приведение оперы в соответствие с исполнительской практикой русского оперного театра. Из-за сглаживания гармонической и оркестровой остроты некоторые индивидуальные особенности стиля Мусоргского, конечно, были утрачены. Но обработка сыграла очень важную роль, сделав оперу более исполнимой и облегчив ее путь на сцену.

В 1898 г. редакция Римского-Корсакова была поставлена на сцене Московской частной оперы с Шаляпиным в главной партии. С этой ролью великий артист не расставался всю жизнь, внося в ее исполнение все новые и новые штрихи. Гениальная интерпретация партии Бориса определила возрастающий успех, всемирную славу оперы и обусловила особенности ее восприятия в целом (нередко Шаляпин выступал и в качестве ее постановщика). Благодаря исключительной яркости воплощения заглавной роли в центре внимания оказывалась трагедия совести преступного царя. Сцена под Кромами обычно исключалась; сцена у собора Василия Блаженного впервые была поставлена только в 1927 г.

В работе над партией Бориса у Шаляпина были необычные консультанты - С. Рахманинов в области музыкальной и В. Ключевский в области исторической. Образ, созданный артистом, был новым, высоким завоеванием русского музыкально-сценического реализма. Ю. Энгель свидетельствовал: «Заглавную роль исполнил Шаляпин; что сделал из нее талантливый артист! Начиная с грима и кончая каждой позой, каждой музыкальной интонацией это было нечто поразительно живое, выпуклое, яркое».

Роль совершенствовалась с каждым спектаклем. Шаляпин раскрывал жизнь героя от высочайшего взлета (коронация) до гибели. Критики отмечали высокое благородство, величие облика Бориса и в то же время чувство неясной тревоги, снедающее его душу в прологе. Эта тревога, мелькнувшая на мгновение, развивается, переходит в глухую тоску, страдание и муку. Шаляпин с потрясающей трагической мощью и силой проводил монолог «Достиг я высшей власти», сцену с Шуйским, галлюцинации.

Э. Старк писал: «Борис изгоняет Шуйского и в совершенном изнеможении опускается у стола... Вдруг он повернулся, нечаянно взор его скользнул по часам, и... о, что же стало внезапно с несчастным царем, что нашептало ему до крайности воспаленное воображение, какой призрак почудился ему в тишине душного терема? Точно под влиянием нечеловеческой силы, Борис страшно выпрямляется, откидывается назад, почти опрокидывает стол, за которым сидел, и пальцы рук судорожно впиваются в толстую парчовую скатерть... „Что это? там в углу... колышется... растет... близится... дрожит и стонет!" Ледяной ужас слышится в каждом слове... Как подкошенный Борис рушится на колени... Напряжение ужаса достигает высшей точки, потрясение всего существа непомерно больше, чем может вынести человек, и вот наступает просветление, чудовищный призрак исчез, миг галлюцинации прошел, в спокойном терему все по-прежнему, ровный свет луны тихо льется через окошко, и в этом смутном свете Борис, на коленях, с лицом, обращенным в угол с образами, обессилевший вконец, точно просыпающийся от тяжелого сна, осунувшийся, с опустившимися углами рта, с помутившимся взором, не говорит, а как-то по-младенчески лепечет».

В последней сцене «появляется царь Борис в облачении, но с непокрытой головой, с растрепанными волосами. Он сильно постарел, глаза еще больше ввалились, еще больше морщин избороздило лоб». Придя в себя, царь «медленно, через силу волоча ноги, движется к царскому месту, готовясь выслушать рассказ приведенного Шуйским Пимена. Борис слушает его спокойно, неподвижно сидя на престоле, неподвижно уставив взор в одну точку. Но только послышались слова: „Иди ты в Углич-град", как острое беспокойство стрелой впивается ему в душу и растет там, растет, по мере того как развивается рассказ старца о чуде на могиле... К концу этого монолога все существо Бориса охвачено безумным беспокойством, лицо его выдает, какую нестерпимую муку переживает его душа, грудь то поднимается, то опускается, правая рука судорожно мнет ворот одежды... дыхание свело, перехватило горло... и вдруг со страшным криком: „Ой, душно!.. Душно!.. Свету!" - Борис вскакивает с трона, бросается со ступенек куда-то в пространство». С той же силой и правдивостью проводил Шаляпин сцену с царевичем Федором, показывая борьбу Бориса с приближающейся смертью, и самую сцену смерти.

Найденный выдающимся артистом рисунок роли и подробности его исполнения определили трактовку партии последующими исполнителями. Сам Шаляпин пронес созданный им образ через все сцены мира, начиная с Москвы (вслед за Мамонтовской оперой - в Большом театре) и Петербурга, а затем и за рубежом - в миланской «Ла Скала», в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Буэнос-Айресе и т. д. Традиции Шаляпина следовали как русские певцы - Г. Пирогов, П. Цесевич, П. Андреев и др., так и зарубежные - Э. Джиральдони, А. Дидур, Э. Пинца и др. Традиция эта жива и в наши дни.

Неверно было бы сводить дореволюционную сценическую историю оперы Мусоргского к одному Шаляпину. Разными были подходы театров - например, Мариинского (1912) и Театра музыкальной драмы (1913), выдвинувшего ярких исполнителей (А. Мозжухин). Интересная трактовка оперы была дана режиссером А. Саниным при постановке в петербургском Народном доме в июле 1910 г. с Н. Фигнером в роли Самозванца. Однако как трагедия народа, а не только царя «Борис Годунов» был истолкован впервые в советском театре. Изучение рукописей великого композитора исследователями (прежде всего П. Ламмом) и публикация полной сводной авторской редакции оперы позволили театрам наряду с версией Римского-Корсакова ставить и авторскую. Позднее появилась и третья версия - Д. Шостаковича, заново инструментовавшего оперу, но сохранившего неприкосновенными все особенности гармонии Мусоргского. Советский театр добивался правдивого и глубокого раскрытия авторского замысла, преодолевая вульгарно-социологические заблуждения. Впервые в спектакле Большого театра (1927), осуществленном на основе редакции Римского-Корса-кова, прозвучала сцена у собора Василия Блаженного (в инструментовке М. Ипполитова-Иванова), углубившая драму народа и Бориса. Большую роль в сценической истории оперы сыграло первое исполнение ее в авторской редакции (Ленинград, Театр оперы и балета, 16 февраля 1928 г., под управлением В. Дранишникова). Советский театр, в отличие от дореволюционного, придавал народным сценам решающее значение, поэтому картина у собора Василия Блаженного и сцена под Кромами оказались в центре внимания.

В нашей стране и за рубежом опера идет как в авторской версии, так и в редакциях Римского-Корсакова и Шостаковича. Среди лучших отечественных исполнителей заглавной партии - Григорий и Александр Пироговы, М. Донец, П. Цесевич, Л. Савранский, М. Рейзен, Т. Куузик, А. Огнивцев, И. Петров, Б. Штоколов, Б. Гмыря; среди зарубежных - Б. Христов, Н. Росси-Лемени, Н. Гяуров, М. Чангалович, Дж. Лондон, М. Тальвела. Глубоко истолковывали партитуру «Бориса Годунова» дирижеры В. Дранишников, А. Пазовский, Н. Голованов, А. Мелик-Пашаев и др. В 1965 г. опера исполнялась в Зальцбурге (в редакции Римского-Корсакова) под управлением Г. Караяна. В лондонском «Ковент-Гардене» в 1948 г. была осуществлена одна из лучших постановок (режиссер П. Брук), в 1970 г. там же опера была поставлена под управлением Г. Рождественского. В 1975 г. режиссер Ю. Любимов показал свою интерпретацию «Бориса» на сцене «Ла Скала» в Милане. В последующие годы следует отметить постановку А. Тарковского в «Ковент-Гардене» (1983), а также спектакли в Цюрихе (1984, М. Салминен - Борис) и на фестивале «Флорентийский музыкальный май» под управлением М. Чунга (1987). Постановка А. Тарковского уже после смерти режиссера была перенесена на сцену Мари-инского театра (премьера - 26 апреля 1990 г., под управлением В. Гергиева; Р. Ллойд - Борис). В 2004 г. была осуществлена постановка в Нью-Йорке (дирижер С. Бычков).

Опера неоднократно экранизировалась, в России - в 1955 г. (режиссер В. Строева; Г. Пирогов - Борис, И. Козловский - Юродивый), за рубежом - в 1989-м (режиссер А. Жулавский, дирижер М. Ростропович; Р. Раймонди - Борис, Г. Вишневская - Марина).

В этой статье мы рассмотрим самое известное произведение М. П. Мусоргского - «Борис Годунов». Краткое содержание оперы будет расписано с особой внимательностью. Это произведение является программным для композитора.

Немного об опере

Произведение «Борис Годунов» (краткое содержание оперы представлено ниже) было создано в 1869 году, а первая постановка состоялась только в 1874. В основу произведения легли исторические события 1598-1605 годов, пришедшиеся на время и появление в Москве Лжедмитрия.

Однако сразу после завершения оперу отказались поставить. Еще две редакции и поддержка влиятельных друзей понадобились, чтобы произведение оказалось воплощенным на сцене Мариинского театра.

Либретто оперы «Борис Годунов» было основано на одноименном произведении А. С. Пушкина и материалах, взятых из «Истории государства Российского», принадлежащего перу Н. М. Карамзина.

Действующие лица оперы «Борис Годунов»

  • Борис Годунов.
  • Его сын Федор.
  • Его дочь Ксения.
  • Мамка (кормилица) Ксении.
  • Князь Шуйский, Василий Иванович.
  • Думный дьяк Андрей Щелканов.
  • Отшельник и летописец Пимен.
  • Самозванец, носящий имя Григорий.
  • Дочь сандомирского воеводы Марина Мнишек.
  • Тайный иезуит Рангони.
  • Бродяга Варлаам.
  • Бродяга Мисаил.
  • Хозяйка корчмы.
  • Юродивый.
  • Пристав Никитич.
  • Боярин Хрущев.
  • Ближний боярин.
  • Иезуит Лавицкий.
  • Иезуит Черниковский.
  • Митюха.
  • 1-й крестьянин.
  • 2-й крестьянин.
  • 1-я баба.
  • 2-я баба.

Также участвуют в представлении бояре и их дети, приставы, стрельцы, паны, девушки, московские люди и калики перехожие.

Действие оперы разворачивается в России и Польше, длится с 1598 по 1605 годы.

Пролог. Картина 1

В Москве начинается действие произведения «Борис Годунов». Краткое содержание оперы переносит зрителей на дворовую площадь Новодевичьего монастыря, которая полна людей. Среди собравшихся ходит пристав и, беспрестанно поигрывая дубинкой, просит, чтобы все собравшиеся немедленно опустились на колени и начали молить Бориса Годунова о том, что он согласился стать царем. Тут выходит к собравшемуся люду Щелканов и сообщает, что не соглашается боярин, не желает стать царем российским.

Слышится пение калик перехожих. «Божьи люди», опираясь на спины своих поводырей, приближаются к стенам монастыря. Они раздают встречным ладанки и просят молиться о том, чтобы Борис был избран на царствование, только это спасет Русь.

Картина 2

Теперь краткое содержание оперы «Борис Годунов» переносит нас на величественное коронование. Действие разворачивается на площади Московского Кремля. Звонят колокола, бояре торжественно шествуют под своды Успенского собора. На паперти стоит князь Шуйский и громко произносит торжественное «Да здравствует царь Борис Федотович!». Все собравшиеся славят нового царя.

На паперть выходит Борис Годунов. Его мучают сомнения и мрачные предчувствия. Неспроста он не хотел венчаться на царствие. Однако царь велит созывать на пир московский народ.

Действие первое. Картина 1

Продолжается краткое содержание оперы «Борис Годунов» уже ночью. Перед зрителем предстает В одной из его келий пишет летопись Пимен, старец, повидавший на своем веку немало. Тут же, в углу, приютился и крепко спит Григорий, молодой монашек. Издалека доносится молитвенное пение.

Внезапно Григорий резко просыпается. Юноша видит, что Пимен бодрствует и решается открыть ему увиденный сон, который сильно встревожил монаха. А заодно просит старца и растолковать увиденное. Григорий пересказывает сон.

Грезы монаха заставляют Пимена вспомнить о прошлом, о тех царях, которые сменили свою порфиру и царский посох на «иноков клобук смиренный». С огромным любопытством слушает Григорий рассказы старца о смерти маленького царевича Дмитрия. Пимен также отмечает, что юноша и погибший царевич одного возраста. На ум Григорию неожиданно приходит коварный план.

Картина 2

Во многом благодаря этой опере прославился Модест Мусоргский. «Борис Годунов», можно сказать, стал венцом его творений. Но вернемся к самому произведению.

Литовская граница, корчма у дороги. В помещение заходят Мисаил и Варлаам - беглые монахи. С ними оказывается и Григорий. Добродушная хозяйка начинает угощать всех вошедших. Бродяги рады, они поют песни и пьют вино. Однако Григорий не разделяет их счастья. Юношу поглотили мысли о задуманном плане - выдать себя за погибшего Дмитрия. Именно поэтому бывший монах спешит в Литву. Он не совсем уверен в дороге, и начинает расспрашивать о ней хозяйку. Добрая женщина рассказывает о заставах, которые расставлены на всех дорогах - кого-то разыскивают. Однако это не помеха, так как есть и другие дороги, обходящие заслоны.

Неожиданно слышится стук в дверь корчмы, а затем входят приставы. Они пристально следят за бывшими монахами, которые пируют. Видимо, сочтя их подозрительными, служители власти подходят к ним и начинают расспросы. Затем показывают царский указ, где говорится о том, что велено поймать чернеца Григория Отрепьева, который бежал из Чудова монастыря.

Внимание приставов привлекает юноша, сидящий отдельно от других. Но прежде чем к нему успевают подойти, Григорий выскакивает через окно на улицу. Все присутствующие бросаются его ловить.

Действие второе

Делает произведение еще более интересным то, что основана на реальных событиях опера «Борис Годунов». Краткое содержание оперы изображает богато изукрашенный царский терем в Московском Кремле. Здесь плачет царевна Ксения, стоя у портрета недавно погибшего жениха. Недалеко от нее расположился царевич Федор, который читает книгу «большого чертежа». Мамка Ксении занята рукоделием. Присутствующие стараются развеселить царевну. Поэтому мамка начинает петь веселые побасенки, царевич присоединяется к ней, дурачась.

Внезапно входит Борис. Он подходит к дочери и начинает ласково ее успокаивать. Затем обращается к Федору, расспрашивает об успехах в учебе и хвалит за проделанную работу. Однако эти разговоры не могут отвлечь царя от мучающих его страшных дум. Вот уже шестой год он сидит на троне, но нет счастья ни ему, ни Руси. Страна стонет от голода.

Борис считает, что и голод в стране, и смерть жениха Ксении - месть за страшное, совершенное им злодеяние - умерщвление царевича Дмитрия.

Появляется боярин Ближний. Он кланяется Борису и сообщает о том, что ждет беседы с правителем князь Василий Шуйский. Годунов велит впустить в нему Шуйского. Князь рассказывает о том, что в Литве появился самозванец, который возомнил себя царевичем Дмитрием.

Царь требует, чтобы Шуйский рассказал все, что он знает о смерти младенца. Князь рассказывает о свершенном злодеянии во всех подробностях, стараясь не упустить детали. Борис, и без того мучимый совестью, не выдерживает этого. Царь тяжело опускается в свое кресло. В тенях, беспрестанно колеблющихся, ему чудится призрак убитого Дмитрия.

Действие третье. Картина 1

Практически не отошел от пушкинского сюжета в своем произведении Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (краткое содержание это подтверждает) четко следует сюжету, намеченному поэтом.

Сандомирский замок, комната Марины Мнишек. Панну окружают девушки, которые неустанно восхвалят ее красоту. Однако Марине скучно, ей надоели льстивые речи. У нее другая мечта - с помощью женитьбы на оказаться на московском престоле.

Тут в дверях ее комнаты появляется Рангони. Этот человек, прикрываясь властью, которой наделила его церковь, просит Марину влюбить в себя самозванца, а затем убедить бороться на право оказаться на русском престоле.

Картина 2

Изображает Польшу опера Мусоргского «Борис Годунов» (Boris Godunov). Лунная ночь, Самозванец стоит у фонтана в саду и придается сладострастным мечтам о Марине. В этот момент к нему подходит Рангони. Иезуит начинает говорить о невероятной красоте Марии и постепенно выманивает признание в любви к панне у Самозванца. Недалеко гуляет толпа веселых и шумных гостей, которые уже начали праздновать победу польских войск над силами царя Бориса.

Самозванец прячет от них за деревьями. Вскоре вся компания возвращается обратно в замок, и Марина возвращается обратно в сад в одиночестве. Звучит дуэт, в котором молодые люди признаются в любви и строят честолюбивые планы на будущее.

Действие четвертое. Картина 1

Теперь возвращает зрителей в Москву Мусоргский. Опера «Борис Годунов» богата сценами, где одним из главных героев является русский народ. Так, изображается собор на площади которого собрались московские люди. Они обсуждают слухи и новости о приближающемся войске Лжедмитрия и известия об анафеме, наложенной на Гришку Отрепьева.

Неожиданно появляется юродивый в веригах, его преследуют босоногие мальчишки. Они дразнят юродивого и быстро доводят до слез. Оканчивается обедня. Начинается царское шествие из собора, сопровождающие его бояре раздают собравшимся милостыню. Затем появляется царь Борис, за которым следует князь Шуйский и остальные.

Народ становится на колени и просит у батюшки-царя хлеба. Тут же обращается к Борису и юродивый, жалуясь на мальчишек, и просит, чтобы царь зарезал их, как зарезал он маленького Дмитрия. Люди в ужасе расступаются. Стражники кидаются к юродивому, но Борис останавливает их и уходит, прося, чтобы блаженный помолился за его грешную душу. Однако их уст юродивого слышится приговор царю: не велит Богородица молиться «за царя-Ирода».

Картина 2

Действия разворачиваются в (Московский Кремль). Происходит чрезвычайное собрание боярской думы. В палаты входит Шуйский и сообщает, что только что случайно видел, как царь взывал к погибшему Дмитрию и отгонял призрак убитого младенца, шепча «чур, дитя». Повторяя эти же слова («чур, дитя»), появляется на собрании Борис Годунов.

Постепенно царь приходит в себя и садится на свое место. Шуйский обращается к нему и просит выслушать некоего старца, который желает поведать великую тайну. Борис дает свое согласие.

Входит Пимен. Старец начинает свой рассказ, полный намеков на коварное и бесчестное убийство Дмитрия. Царь впадает в волнение от этих слов и падает, обессиленный, на руки к боярам. Борис чувствует, что близка его смерть, он просит, чтобы немедленно послали за Федором. Так как хочет благословить сына и передать право на царствование. Слышится погребальный звон. Годунов умирает.

Картина 3

Тропинка через лес близ деревушки Кромы, расположившейся практически на литовской границе. По дороге идет толпа бродяг, которые ведут боярина Хрущева. Пленнику угрожают и злословят в адрес Бориса Годунова. В этой толпе и юродивый, опять окруженный оборванными мальчишками. И Варлаам с Мисаилом, рассказывающие о расправах и казнях на Руси, чем еще больше распаляют народ. Бывшие монахи призывают собравшихся встать на защиту законного наследника престола Дмитрия. Народ поддерживает их и желает смерти Борису.

Появляется Самозванец верхом на коне, а за ним - войско. Он объявляет себя русским царевичем Дмитрием Ивановичем и зазывает всех с собой в Москву. Собравшиеся прославляют Самозванца и направляются следом за ним.

На дороге остается лишь юродивый. Он поет скорбную песню, в которой предрекает горькие слезы и темную непроглядную беду.

Так заканчивается опера «Борис Годунов». Краткое содержание для детей может включать не все сцены. Желательно исключить те, в которых описываются страшные подробности гибели Дмитрия.

Опера в четырех актах (восьми картинах) с прологом (из двух картин)

Посвящен любимому племяннику композитора В.Л.Давыдову.

Либретто М. П. Мусоргского

Действующие лица:
Борис Годунов: баритон
дети Бориса: Федор, Ксения: меццо-сопрано сопрано
Мамка Ксении низкое: меццо-сопрано
Князь Василий Иванович Шуйский: тенор
Андрей Щелкалов, думный дьяк: баритон
Пимен, летописец-отшельник: бас
Самозванец под именем Григория (на воспитании у Пимена): тенор
Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы: меццо-сопрано
Рангони, тайный иезуит: бас
Бродяги: Мисаил, Варлаам: бас
Шинкарка: меццо-сопрано
Юродивый: тенор
Никитич, пристав: бас
Митюха, крестьянин: бас
Ближний боярин: тенор
Боярин Хрущов: тенор
иезуиты: Черниковский, Лавицкий: бас

Бояре, боярские дети, стрельцы, рынды, приставы, паны и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский.

Место действия: Москва, литовская граница, замок в Сандомире, Кромы.

Время действия: 1598-1605 годы.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии Пушкина «Борис Годунов» (1825) Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор В. В. Никольский. Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить остро актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей, – писал он. – Это моя задача. Я попытался решить ее в опере».

Работа, начатая в октябре 1868 года, протекала с огромным творческим подъемом. Через полтора месяца уже был готов первый акт. Композитор сам писал либретто оперы, привлекая материалы «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина и другие исторические документы. По мере сочинения отдельные сцены исполнялись в кружке «кучкистов», собиравшихся то у А. С. Даргомыжского, то у сестры Глинки Л. И. Шестаковой. «Радость, восхищение, любование были всеобщими», – вспоминал В. В. Стасов.

В конце 1869 г. опера «Борис Годунов» была завершена и представлена театральному комитету. Но его члены, обескураженные идейно-художественной новизной оперы, отвергли произведение под предлогом отсутствия выигрышной женской роли. Композитор внес ряд изменений, добавил польский акт и сцену под Кромами. Однако вторая редакция «Бориса», законченная весной 1872 года, также не была принята дирекцией императорских театров. «Борис» был поставлен лишь благодаря энергичной поддержке передовых артистических сил, в частности певицы Ю. Ф. Платоновой, избравшей оперу для своего бенефиса. Премьера состоялась 27 января (8 февраля) 1874 года в Мариинском театре. Демократическая публика встретила «Бориса» восторженно. Реакционная же критика и дворянско-помещичье общество отнеслись к опере резко отрицательно.

Вскоре оперу стали давать с произвольными сокращениями, а в 1882 году вообще сняли с репертуара. «Ходили слухи, – писал по этому поводу Н. А. Римский-Корсаков, – что опера не нравится царской фамилии; болтали, что сюжет ее неприятен цензуре».

«Борис Годунов» был возобновлен в Петербурге много лет спустя (1896) на частной сцене в редакции и инструментовке Н. А. Римского-Корсакова. С этой поры началось триумфальное шествие «Бориса» по сценам музыкальных театров мира. В последнее время известность приобрела инструментовка оперы, сделанная Д. Д. Шостаковичем.

СЮЖЕТ

Во дворе Новодевичьего монастыря пристав угрозами заставляет собравшийся народ просить боярина Бориса Годунова принять царский венец. Борис упорно отказывается от престола. Об этом сообщает народу думный дьяк Щелкалов. Проходят «святые старцы» – калики перехожие, ратующие за избрание Бориса. Пристав оглашает указ бояр – завтра все должны быть в Кремле и ждать там приказаний.

На следующее утро народ, собравшийся перед Успенским собором, покорно славит Бориса, согласившегося венчаться на царство. Но торжество не радует государя – тягостные предчувствия терзают его.

В келье Чудова монастыря старик-отшельник Пимен пишет правдивую летопись о Борисе, повинном в гибели законного наследника престола – царевича Димитрия. Подробностями убийства заинтересовался молодой инок Григорий Отрепьев. С волнением он узнает, что царевич был его ровесником, и принимает дерзкое решение: назваться Димитрием и вступить в борьбу с Борисом.

Григорий появляется в корчме на литовской границе вместе со случайными попутчиками – беглыми монахами Варлаамом и Мисаилом. Входят приставы: они разыскивают беглого еретика Гришку Отрепьева. Читая царский указ, Гришка называет приметы Варлаама. Мнимого преступника схватывают, но обман обнаруживается, и Самозванцу приходится бежать.

Царский терем в Кремле. Борис утешает свою дочь Ксению, горюющую об умершем женихе. И в семье и в государственных делах нет царю удачи. Тщетны его старания заслужить любовь народа, мучительны воспоминания о совершенном преступлении. Князь Василий Шуйский, хитрый и коварный царедворец, приносит известие о появлении в Литве Самозванца, назвавшегося именем Димитрия, которого поддерживают король и паны. Борис в смятении. Он сурово допрашивает Шуйского – свидетеля смерти Димитрия, действительно ли погиб царевич? Однако дослушать рассказ Борис не в силах: ему мерещится призрак убитого младенца.

Девушки развлекают песнями скучающую в Сандомирском замке Марину Мнишек. Честолюбивая полька, мечтающая занять престол московских царей, хочет пленить Самозванца. В интересах католической церкви этого требует от нее и иезуит Рангони.

Вместе с толпой веселящихся панов Марина выходит из замка в сад. Здесь ее поджидает Самозванец. Хитростью и лаской Марина разжигает его любовь. Она будет принадлежать ему, когда во главе польского войска Самозванец овладеет Москвой и станет властелином Руси.

Площадь перед собором Василия Блаженного. Народ жадно ловит слухи о приближении Самозванца. Он верит, что Димитрий жив и спасет его от произвола Бориса. Начинается царское шествие. Голодный люд протягивает руки с отчаянной мольбой: «Хлеба!». Жалкий Юродивый бросает в лицо самодержца тяжкое обвинение: он просит Бориса зарезать обидевших его мальчишек, как он зарезал маленького царевича.

В Грановитой палате Кремля собралась боярская дума. Все взволнованы вестью о Самозванце. Запоздавший Шуйский рассказывает о тайных страданиях Бориса. Неожиданно перед взорами бояр предстает и сам царь, в страхе отгоняющий от себя призрак ребенка. Муки Бориса достигают предела, когда намеренно приведенный Шуйским летописец Пимен повествует о чудесном исцелении слепого, помолившегося над могилкой Димитрия. Царь не выдерживает и падает без чувств. Очнувшись, он зовет сына Федора и, едва успев произнести последние слова напутствия, умирает.

Ярким пламенем разгорается крестьянское восстание. На лесной прогалине, близ селения Кромы, народ глумится над Борисовым воеводой, расправляется с попавшимися под руку иезуитами. Варлаам и Мисаил подстрекают взбунтовавшийся народ, рассказывая о пытках и казнях на Руси. Появляется Самозванец, народ радостно приветствует его. Но Юродивый предрекает народу новые невзгоды. «Горе, горе Руси, плачь, русский люд, голодный люд», – поет он.

МУЗЫКА

«Борис Годунов» – народная музыкальная драма, Многогранная картина эпохи, поражающая шекспировской широтой и смелостью контрастов. Действующие лица обрисованы с исключительной глубиной и психологической проницательностью. В музыке с потрясающей силой раскрыта трагедия одиночества и обреченности царя, новаторски воплощен мятежный, бунтарский дух русского народа.

Пролог состоит из двух картин. Оркестровое вступление к первой выражает скорбь и трагическую безысходность. Хор «На кого ты нас покидаешь» сродни заунывным народным причитаниям. Обращение дьяка Щелкалова «Православные! Неумолим боярин!» проникнуто величавой торжественностью и сдержанной печалью.

Вторая картина пролога – монументальная хоровая сцена, предваряемая колокольным звоном. Торжественная величальная Борису «Уж как на небе солнцу красному» основана на подлинной народной мелодии. В центре картины – монолог Бориса «Скорбит душа», в музыке которого царственное величие сочетается с трагической обреченностью.

Первая картина первого акта открывается кратким оркестровым вступлением; музыка передает однообразный скрип пера летописца в тишине уединенной кельи. Мерная и сурово-спокойная речь Пимена (монолог «Еще одно, последнее сказанье») очерчивает строгий и величавый облик старца. Властный, сильный характер чувствуется в его рассказе о царях московских. Григорий обрисован как неуравновешенный, пылкий юноша.

Вторая картина первого акта заключает в себе сочные бытовые сцены. Среди них – песни шинкарки «Поймала я сиза селезня» и Варлаама «Как во городе было во Казани» (на народные слова); последняя насыщена стихийной силой и удалью.

Второй акт широко обрисовывает образ Бориса Годунова. Большой монолог «Достиг я высшей власти» насыщен мятущимся скорбным чувством, тревожными контрастами. Душевный разлад Бориса обостряется в беседе с Шуйским, чьи речи звучат вкрадчиво и лицемерно, и достигает предельного напряжения в заключительной сцене галлюцинаций («сцена с курантами»).

Первая картина третьего акта открывается изящно-грациозным хором девушек «На Висле лазурной». Ария Марины «Как томительно и вяло», выдержанная в ритме мазурки, рисует портрет надменной аристократки.

Оркестровое вступление ко второй картине живописует вечерний пейзаж. Романтически взволнованны мелодии любовного признания Самозванца. Сцена Самозванца и Марины, построенная на острых контрастах и капризных сменах настроений, завершается полным страсти дуэтом «О царевич, умоляю».

Первая картина четвертого акта – драматически напряженная народная сцена. Из жалобного стона песни Юродивого «Месяц едет, котенок плачет» вырастает потрясающий по силе трагизма хор «Хлеба!». Вторая картина четвертого акта завершается психологически острой сценой смерти Бориса. Его последний монолог «Прощай, мой сын!» окрашен в трагически просветленные, умиротворенные тона.

Третья картина четвертого акта – исключительная по размаху и мощи монументальная народная сцена. Начальный хор «Не сокол летит по поднебесью» (на подлинную народную мелодию величальной песни) звучит насмешливо и грозно. Песня Варлаама и Мисаила «Солнце, луна померкли» основана на мелодии народной былины. Кульминация картины – бунтарский хор «Расходилась, разгулялась», полный стихийного, неукротимого разгула. Средний раздел хора «Ой ты, сила» – размашистый напев русской хороводной песни, который, развиваясь, приводит к грозным, гневным возгласам «Смерть Борису!». Опера завершается торжественным въездом Самозванца и плачем Юродивого.