Почему женщинам запрещается заходить в церковь с непокрытой головой? Почему православным женщинам нужно надевать платок в церкви

ПОКРЫТИЕ ГОЛОВЫ

Покрытие головы в публичных местах считалось общепринятым обычаем во многих древних культурах. Явиться без головного убора приличной женщине на людях считалось постыдным и неприличным. Аналогичным позором для женщины было стричь волосы. Женщина должна была растить волосы всю жизнь и никакие стрижки не были допустимы.

Это вполне понятно и жителям России. На Руси этот обычай также имел место. Появиться на публике или позволить себя увидеть постороннему человеку без покрытой головы являлось стыдом и позором для женщины. Это хорошо отражено в известном слове, выражающем стыд и позор – «опростоволоситься», т.е. позволить себя увидеть себя без покрытой головы, «простоволосою». Общепринятые нормы приличия требовали от женщины иметь нестриженные волосы и покрывать волосы при всяком выходе за пределы дома.

Апостол, касаясь этого вопроса так же ссылается не на тексты Писания, а на реалии культуры и нормы приличия. Павел пишет: «Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1 Кор. 11:5)

Сегодня женщины большинства стран, в том числе и в России, могут ходить по улице и бывать в общественных местах без головного убора. Это не воспринимается как неприличное поведение, поскольку современная культура не имеет такого критерия приличия.

Более того, апостол утверждает, что «если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» (1 Кор. 11:6)

Стричь волосы и ходить с непокрытой головой являлись равнозначными неприличными действиями, поэтому Павел их соединяет вместе. Если женщина стрижется, то это такой же позор для нее как и ходить с непокрытой головой. Сегодня мы стрижем свои волосы и это касается как мужчин так и женщин. Однако, если мы захотим буквально соблюдать тексты этого послания, то мы должны так же принимать, что стричься для женщины неприлично и позорно. Не смотря на это, церкви полны христианок со стрижками и никому не приходит в голову осуждать их за аморальность. Хочу еще раз подчеркнуть, что оба эти действия (непокрытая голова и стрижка), в равной степени являются аморальными и постыдными с точки зрения древней культуры.

Поэтому Павел вновь и вновь приводит «культурные», а не Божественные аргументы в пользу этой практики: «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, …если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?» (1 Кор. 11:13-15)

Он ссылается на «приличия», «природу», призывает христианам Коринфа «самим рассудить» и не противостоять общепринятой практике.

В заключении своей аргументации, он опирается на традицию покрытия головы, как на последний аргумент: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1 Кор.1 1:16). Обычай, приличие, природа – вот основания для соблюдения данной практики, с точки зрения апостола Павла.

Читая его рассуждения, мы можем прийти к заключению, что в общине Коринфа некоторые женщины, как «свободные во Христе» от обычаев мира, решили отказаться от принятых норм приличия и не покрывать голову. Апостол пытается убедить их в том, что христиане не должны отказаться от всех норм культуры и должны в своем обществе быть приличными людьми.

Данный христианский принцип действует и сегодня. Очевидно, что если с точки зрения культуры 21-го века христианки будут выглядеть неприлично и аморально, то это вряд ли будет соответствовать христианским принципам. В тех восточных странах, где общепринятой нормой приличия для женщины является покрытие всего тела и головы, христианки так же должны соответствовать этому, чтобы не было порицаемо имя Христово и чтобы их и их веру не воспринимали как аморальную. То есть, во всех странах мира мы, как христиане, должны быть приличными людьми и не нарушать норм морали общества, если это не противоречит Слову Божьему.

В заключении хотелось бы отметить, что покрытие головы в древнем мире не было религиозным правилом, а касалось повседневной жизни в обществе. Во всех публичных местах женщина должна иметь покрытую голову, и соответственно, так же и в церкви. Если бы сегодняшние нормы приличия в нашей стране требовали бы, чтобы женщина всегда покрывала голову и никогда не стриглась, то и христианкам необходимо было бы держаться этого, поскольку это было бы приличным.

Сегодня христианки всех континентов и стран должны быть образцом приличия и морали для всего общества. Но дело в том, что в разных странах эти нормы приличия разные. Поэтому и христиане в разных странах разные – верные Богу и верные нормам приличия своего общества, если они не противоречат первому.

Покрывать ли сегодня женщинам голову в церкви? Согласно словам Павла, в той культуре, где это обязательный обычай для всех женщин, нужно это делать. В иной культуре в этом нет необходимости. Вокруг вас женщины стригущие волосы и ходящие с непокрытой головой и это не считается аморальным и неприличным? Если так, то вам нет необходимости покрывать голову, ни на улице, ни в церкви.

Христианские традиции предписывают женщинам входить в храм с покрытой головой. Однако сейчас это касается лишь русской православной церкви. Например, в греческие соборы верующие женщины входят без головных уборов.

Библия

О том, что женщины, принявшие христианство, во время молитвы должны покрывать свою голову платком, говорится в Евангелие от апостола Павла: «...Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая, ибо если жена не хочет покрываться, то пусть стрижется, а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается… (…) Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?»

В этом послании апостол Павел доступно изложил для коринфян объяснение этого правила: «...Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа...» Соответственно, покрывая голову платком, женщина-христианка признает главенство мужа и придерживается установленного порядка - принимает Господа через мужчину своего, и чтит его, как созданного по образу и подобию Бога.

Апостольское послание

Как известно, поучение апостола Павла о том, что женщины во время молитвы должны покрывать голову, относится к разделу «послания жителям города Коринфа». В середине первого века апостол прибыл в этот приморский полис из Афин и нашел там первую христианскую общину. Однако, в остальном, это был все ещё языческий город Римской империи.

«Библейский Энциклопедический Словарь Эрика Нюстрема» сообщает, что в первых веках нашей эры в Коринфе находился один из крупных то время действующих храмов Афродиты. Служительницами культа этой языческой богини были ритуальные блудницы, вступая с которыми в интимную связь, любой человек совершал акт поклонения Афродите. Отличительным знаком всех этих жриц - блудниц была обритая на лысо голова.

Между тем, историки, исследующие Библию предполагают, что девочки, переданные в служение языческой богине ещё в детстве, в дальнейшем могли слышать проповеди апостола Павла и принять их. Но обратившись в христианскую религию и общину, понятно, что эти женщины все равно ещё долго физически оставались безволосыми.

И теперь напутствие святого Павла «...если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается...» говорит несколько о другом. Обращаться в молитвах к Христу, когда на тебе отметина блудницы - постыдно и перед людьми и перед Богом. Именно поэтому апостол рекомендовал покрывать голову всем женщинам, без исключения, а «...если жена не хочет покрываться, то пусть стрижется...». Ведь все женщины, в том числе и покаявшиеся в своих грехах, равны перед Богом и любимы им одинаково.

Греческая традиция

В греческих православных храмах можно наблюдать, что женщины всегда молятся с непокрытой головой. Входя в церковь все, независимо от пола и возраста, даже если имеют на голове шляпы, снимают их. Правда, эта традиция не столь древняя, она существует не более двух веков и имеет отношение к национально-освободительной борьбе греков с турецким владычеством.

В первой четверти XIX века Греция попала под власть Османской империи и всем женщинам предписывалось появляться на улицах и в общественных местах в хиджабах, даже если они не были мусульманками.

Греческие женщины, как и мужчины, протестовали против насильственной исламизации и по ночам посещали христианские богослужения. При этом гречанки снимали ненавистные им турецие платки в знак свободы во Христе.

С того времени это стало важной религиозно-национальной традицией. А что касается послания апостола Павла относительно покрытия женской головы, то греческие священники указывают на тот факт, что нигде в Евангелие не указано, что женщинам запрещается входить в храм без головного убора. А значит, гречанки ничем не нарушают религиозные правила.

Русская женщина и ее головной убор

В России, со времен распространения «Домостроя» - сборника советов и наставлений русского человека по общественным, семейным и религиозным вопросам XV века, сохраняется традиция, когда «...не муж создан для жены, но жена для мужа...» Православная христианка, даже если она не состоит в браке, входит в храм с покрытой головой. Таким образом, она демонстрирует свои скромность и смирение.

Однако, русские православные священники в последнее время все чаще утверждают, что наличие головного убора у женщины в храме - её личное дело и законное право демонстрировать свое отношение к многовековым религиозным традициям. И пусть лучше женщина войдет в храм без платка и с искренней любовью обратится к Богу, чем не переступит порога храма вообще.

Нет обязанности для женщины заходить в православный храм с покрытой головой.
Это не обязанность, а историческая традиция и рекомендации апостола Павла. При чем, традиция может быть и противоположной. Например, в Греции в православные храмы обязаны заходить женщины без головного убора (!) Такой подход к покрытой женской голове сложился у греков в ходе национально-освободительной борьбы с турками.
И более того, в Украине есть храм - в Ахтырке (Сумская область) - где по их традиции женщины входят в храм с непокрытой головой, так как в этом храме хранится образ Божьей матери с непокрытой головой.
- Обо всем этом поведал сегодня священник Георгий по радио "Эра".
- А на вопрос почему же женщин в отдельные храмы не пускают бабки, если у нее нет платочка - отец Георгий ответил с некоторым раздражением
: мы знаем об этом проблеме, что некоторые служки пытаются навязывать свое видение веры в Бога, и пытаемся с этим бороться. И, вообще, лучше прийти к Богу с непокрытой головой, чем пройти мимо - резюмировал он.
Вот так неожиданно рушится один из канонов внешнего обряда: оказывается, в ряде православных конфессий и даже в некоторых храмах женщины обязаны заходить с непокрытой головой. И вообще, придерживания таких строгостей может вредить Церкви.

Вот развитие этого видения гендерной проблемы:

Забавно слышать: оказывается, что покрытие головы женщины в храме это лишь "рекомендация апостола Павла"

Кстати, где присутствует традиция, обязательно есть волшебные или колдовские объяснения этой традиции: одно из "народных" пояснений необходимости женщинам прикрывать свою голову в храме:
"Издавна известно, что волосы обладают большой силой (что-то с родни магии). И, чем длиннее волосы, тем больше сила. Существует даже такое поверье, что если женщина загадает желание и в это время будет расчесывать волосы пятерней своих пальцев, то желание сбудется . Естественно, что у мужчин такого нет, они же коротко пострижены. Не даром в средние века женщину с длинными, густыми и красивыми волосами считали ведьмой и сжигали на костре. А по скольку сила и могущество Господа нашего гораздо больше женской силы, то входя в храм в платке, женщина показывает Богу, что она подчиняется Его воле и усмиряет перед Ним свои желания и страсти. Так как по церковным законам, страсть может познать только замужняя женщина, следовательно, именно она должна входить в храм в платке. Хотя, в настоящее время, в некоторых храмах требуют, что бы даже маленькие девочки входили в храм с покрытой головой." (отсюда)

Ну, и некоторые советы женщинам (под катом) сайта сельского православного храма Святителя и Чудотворца Николая села Вавож, Удмуртия. - очень полезные для понимания равенства мужчин и женщин и видения места женщин в православном мире
Но сначала удивление священника, автора советов о том, что и почему жещине одевать, когда она идет в храм: "Сам был удивлен, когда смотрел в записи Пасху в Богоявленском соборе г. Москвы и увидел, что половина женщин в Патриаршем хоре пели с непокрытой головой. Это попускается. И не нам этих женщин судить. Но предупреждать о греховной природе данного поступка мы всегда будем" .

Извините за столь обильное цитирование, сам по себе текст очень интересный, поэтому не удержался

А я слышала, что для посещения храма надо как-то по-особому одеваться, или можно заходить в чем угодно?

Храм Божий - это не магазин, тем паче не коровник. Это место особого и постоянного присутствия Бога Всевышнего. Тот, кто не думает о том, в каком виде он зайдет, недостойный, в это Святое место, просто не имеет Страха Божиего, он абсолютный безбожник. Что делать безбожнику в православном храме?

- мужчина должен пребывать в храме в мужской одежде, а женщина в женской;

- в знак смирения пред Богом мужчины при входе снимают свои головные уборы, а женщины покрывают свои головы, обычно платком.

Можно ли женщине быть в храме в шляпе или шапке?

В городских храмах Ижевска это достаточно распространено. Но платок... Это не только женский головной убор, это еще красивое женское украшение (...)

Кстати, вы когда-нибудь пробовали совершить поясной или земной поклон в шапке или шляпе? И у вас это получилось? Платки же при этом не слетают.

А я очень не люблю носить платки, хотя у меня и стрижка, но все равно платок, как узда, мешает...

Вот именно что стрижка!

Служа в свое время сторожем в Соборе Александра Невского в Ижевске, я столкнулся с интересной закономерностью: ни разу мне не пришлось посоветовать женщине с длинными волосами покрыть голову платком, только стриженным.

(...) Да будет вам известно, хорошие мои, что в большинстве случаев стрижку делают те женщины, у которых ярко выражены две страсти: Гордыня и Чревоугодие (украшательство себя есть разновидность чревоугодия, т.е. ублажения своему телу). (...) Попробуйте не заметить у такой женщины новую прическу - наживете смертельного врага; похвалите - будете самым лучшим другом. А в храме им надо закрыть свою красоту платком! Да вы что!?

Какое тут смирение? А Гордыня - это самый страшный грех!

Платок же, как раз, и предназначен для смирения Гордыни. Уж будьте любезны, смиряйтесь пред Богом.

А можно просто накинуть на голову прозрачный шарфик?

А как неудобно, когда капроновый платок постоянно скользит по волосам и все норовит слететь с головы, тем паче не завязанный. Не создавайте себе проблем. Вы в храм для чего пришли? К Богу или покрасоваться? Выбирайте одно из двух. Во втором случае вам не в храм надо были идти, а в другое место.

Мне как-то надо было срочно зайти в храм летом, а платка у меня с собой не было, и я не зашла. Не создаете ли вы лишние препятствия для людей, они и так не часто в храмы ходят?

А где написано, в каком таком документе, что женщинам категорически запрещено входить в храм с непокрытой головой?

Во всяком правиле есть свои исключения. Раз надо было зайти, так зашли бы. И если бы кто вас из-за этого в храм не пустил, то великий грех бы совершил. И на службах в городских храмах многие женщины стоят с непокрытой головой. Сам был удивлен, когда смотрел в записи Пасху в Богоявленском соборе г. Москвы и увидел, что половина женщин в Патриаршем хоре пели с непокрытой головой. Это попускается. И не нам этих женщин судить. Но предупреждать о греховной природе данного поступка мы всегда будем.

Кроме того, должен предупредить особо гордых и не желающих покрывать принципиально своих красивых головок, что любой православный священник не будет таких исповедовать, причащать, помазать, давать целовать крест или иные святыни и допускать до других таинств. Что и я, грешный, делаю.

Ну а для того, чтобы не создавать себе неудобств из-за отсутствия платка, не забывайте таковой, вместе со всякой косметикой, иметь всегда в своей сумочке. Много места не займет, сумку сильно не утяжелит. А вдруг, окажетесь рядом с храмом и захотите туда зайти? А платок у вас с собой. Очень практично.

Недавно я пришла в храм с косметикой на лице, и меня бабушки за это отругали. Почему вы запрещаете пользоваться косметикой?

Перед посещением храма пользоваться косметикой не рекомендуется, так как вам не разрешат целовать иконы, Евангелие, крест, принимать причастие и брать благословение у священника, потому что:

- на всех этих святынях обязательно останутся следы вашей помады, даже самой немарающейся;

- современные помады содержат активные химические вещества, которые разрушают тончайшие слои позолоты и серебрения на святынях и лака на иконах, причем безвозвратно;

- и священнику со своей десницы помаду смыть тоже бывает достаточно затруднительно, ну а от поручей отстирать практически невозможно.

(...)
О тех и для тех, кто делает замечания в храме. Очень часто ко мне подходят постоянные прихожане, и спрашивают, как им поступать, когда они видят кого-либо, зашедшего в храм в неподобающей одежде и/или с косметикой на лице. Сказать им об этом - в осуждение можно впасть, не сказать - вроде бы попустить, что кто-то в храме согрешает.

Ответ достаточно прост:

- во время службы постарайтесь не обращать на это внимания, ибо ваша молитва - вот то, ради чего вы сюда пришли, а все остальное суета сует и искушение;

- вне службы, уж если вам совсем невтерпеж, можете подойти и вежливо посоветовать незнайке в следующий раз так не поступать и сразу же отойти, не вступая в разговор, при этом вами должно руководить чувство сострадательной любви с согрешающему, но не гнева;

- если же человек попытается согрешить, например, с помадой на губах причаститься, вовремя вежливо его остановить и предупредить о возможном согрешении, а далее пусть поступает, как хочет;

- самый лучший способ увещевания - это шутка: и не обидите, и назидание дадите.

А я слышала, что вообще пользоваться косметикой это большой грех, это так?

Смотря для какой цели вы ею пользуетесь:

- если для лечебных или профилактических целей, например, гигиенической помадой, чтобы губы не трескались, то это не грех;

- если для украшательства, то это конечно грех:

- гордыни, точнее ее разновидности - лжи, так как вы стараетесь выглядеть лучше, чем вы есть на самом деле, а это обман;

- гордыни, так как вы очень гордитесь, когда благодаря косметике на вас обращают внимание;

- тщеславия, когда вам хвалят вашу внешность;

- чревоугодия, точнее собственно украшательства, так как вы угождаете своему телу;

- блуда, так как большинство женщин, где сознательно, а чаще подсознательно, используют это средство для того, чтобы нравится мужчинам (не для того же вы краситесь, чтобы нравиться вашим подругам? Хотя, в наше время я не удивлюсь и этому.) и тем самым обольстить их.

Последнему греху очень подвержены девочки-подростки, стремящиеся как можно скорее стать взрослыми, чтобы нравится мальчикам. Долг матери при этом очень тактично объяснить своей дочери, какую страсть она в себе развивает, и чем это все может кончиться, а не потрафлять ее капризам.

Я еще могу понять тех взрослых женщин, которые пытаются с помощью аккуратно сделанного макияжа скрыть следы своего увядания. Я не могу понять бабушек, пользующихся яркой косметикой, которая на фоне старой и дряблой кожи лица и шеи выглядит клоунской маской. Очень горько, и совсем не смешно.

Любой специалист по макияжу вам скажет: косметикой правильно пользуется тот, у которого следов ее использования не видно.

Кстати, у женщин, постоянно пользующихся косметикой, кожа дрябнет гораздо быстрее.

Мой же вам совет: лучшее косметическое средство - это умывание утром и вечером ледяной водой. Проверено - кожа будет нежной как у младенца.

И напоследок: самые красивые женские лица в Вавоже - у наших постоянных, истово верующих прихожанок - бабушек, так как они светятся немеркнущим светом благодати Божией, неотступно пребывающей в их сердцах. А такого эффекта никакая косметика не даст.

Я слышала, что женщинам нельзя приходить в храм в брюках, но ведь есть и очень популярны сейчас женские, очень красивые и элегантные брючные костюмчики...

Данный вопрос - наверно самый сложный в обсуждении одежды для посещения храма. Мир меняется, и то, что вчера считалось кощунственным, например, женщине надеть мужскую одежду, сегодня является нормой и самым распространенным делом. Оглянувшись вокруг, замечаешь, что более половины молодых женщин и девушек на улице одеты в джинсы или брючки. Т.е. в настоящее время брюки - это обычный элемент женской одежды. Это очень практично, особенно в слякость, когда женщины одевают массивные ботинки, ни как не сочетающиеся с юбкой, да и на брюках брызги грязи не так заметны, как на чулках. Зимой - брюки гораздо теплее, чем любые гамаши. Все это так. Но!

Существует традиция. Традиция посещения православных храмов женщинами. А она предусматривает запрет на посещение храмов женщинами в брюках. И этой традиции никто еще не отменял. И пока мы должны стараться, по мере возможности, этой традиции следовать, ибо не нам эти правила и законы изменять.

Великого греха нет в том, что женщина в брюках зашла в храм на 5 минут поставить свечку или что-то узнать.

Но, собираясь в храм на требу или службу, постарайтесь уж найти в своем гардеробе юбку, сарафан или платье достаточно целомудренной длины, т.е. не выше колен, без разрезов и запахов, не очень обтягивающую, т.е. практичную и удобную, и в ней идите.

Вас никто не выгонит из храма, даже если вы придете туда в джинсах, но будьте готовы к тому, что священник откажется вас исповедовать, причащать, давать для целования крест и т.п.

на фото: Ахтырская Божья Матерь (отсюда)
Вывод: столичные священники пытаются осовременить церковь, а в глубинке все коммуникации, как цементом сдерживаются традициями, которые очень сильно подкреплены в народном сознании языческими представлениями

Почему женщине нужно покрывать голову в церкви, а мужчине — нет?

Эта традиция опирается на слова святого апостола Павла в Послании к коринфянам, где он говорит, что мужчине следует молиться с непокрытой головою, а женщине, напротив, с покрытой. В античной культуре женские волосы считались наиболее ярким элементом женской привлекательности, и прикрывать их было проявлением женской скромности. Греческие гетеры ходили простоволосыми, в то время как почтенные семейные женщины покрывали голову, показывая этим, что они принадлежат мужу.

Но есть еще одна причина, связанная именно с духовной практикой: при языческих радениях, когда жрицы или прорицательницы впадали в исступление, они часто оказывались простоволосыми, как бы демонстрируя этим, что они настолько охвачены мистическим экстазом, что совершенно не беспокоятся об общественных условностях. Апостол заботится о том, чтобы христиане ни в коем случае не подражали такому поведению — как он пишет в другом месте, богослужение должно совершаться «благопристойно и чинно».

Мы живем в другой культуре, где открытые волосы не вызывают таких ассоциаций, но нам важно помнить общий смысл наставления апостола — одежда верующего человека (будь то мужчина или женщина) должна быть скромной, сдержанной и не служить ни для кого источником смущения или соблазна. Кроме того, хранение устоявшихся в Церкви обычаев помогает нам настроиться на молитву, выразить наше благоговение перед святостью храма и совершающейся в нем Литургии. Поэтому — традиционно — верующие мужчины считают неуместным находиться в храме в головном уборе, а женщины — без платка.

Как в православной стране, где самоубийство считалось грехом, было возможно, что офицеры пускали себе пулю в висок, чтобы сохранить честь?

Из того, что Россия — православная страна, не следует, что все обычаи и традиции, существовавшие в разное время в тех или иных социальных кругах, были православными. Некоторые из этих обычаев не только не связаны с Церковью, но и прямо ей осуждались — например, обычай дуэлей. Еще худшим грехом является самоубийство; человек, который совершил позорный поступок, должен принести покаяние, там, где это возможно, возместить вред тем, кто пострадал, и жить дальше, не совершая ничего подобного в дальнейшем. Самоубийство, которое в некоторых кругах рассматривалось как способ «сохранить честь», на самом деле есть проявление гордыни и малодушия, нежелания принять неприятную или унизительную ситуацию. Как учит Церковь, наша жизнь принадлежит Богу, и мы не имеем права пресекать ее самовольно.

Покрывать голову в церкви или нет? Почему есть разница для мужчин и женщин?

    ВОПРОС ОТ ТАТЬЯНЫ
    Не могу понять как поступать правильно по Библии? Многие говорят, что нужно женщинам покрывать голову в церкви, а в некоторых церквях это не практикуется. И вообще не понятно, почему есть разница для мужчин и женщин?

Видимо, здесь речь идет о Первом Послании апостола Павла Коринфянам. В 11 главе Павел высказался о необходимости женщинам при молитве покрывать голову:

“Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову” (1 Кор. 11.5).

Ответ на подобный вопрос уже был дан ранее в материале . Однако сейчас мы немного с другой стороны подойдем к этой теме.

Сегодня во многих христианских церквях буквально понимают слова апостола и строго следуют его указанию. В ряде же конфессий женщины платки не носят, что вызывает вопросы у некоторых верующих: а как же поступать правильно?

Давайте вместе разберем слова апостола Павла.

Прежде всего, вспомним, что стихи Библии зачастую нельзя понимать как отдельные самостоятельные фразы, то есть, вырывать их из контекста повествования. Все послания являются целостными проповедями апостолов и пророков и состоят из законченных отрывков – частей проповеди. Причем эти отрывки (части проповеди) редко когда соответствуют делению по главам, которое было принято спустя столетия после написания книг Библии. Также при толковании Писания нужно учитывать историческую и географическую специфику.

В 11 главе Первого послания к Коринфянам со 2 стиха Павел начинает назидание христианам Коринфа о внутри церковных правилах жизни и поведения. Эта тема продлиться до 14 главы включительно.

Начал Павел с того, что пояснил “первенство”: глава жене - муж, глава мужу - Христос, а глава Христу - Бог. Здесь не идет речи о главенстве, как таковом, а о том, кто от кого происходит, и кто какую роль выполняет. Иисус Сын – от Бога Отца, жена из кости мужа. Муж на иврите звучит иш, а жена ишша, то есть имеющая общую часть с мужем. Нигде в Библии не сказано, что женщина – это человек “второго” сорта. Наоборот, Священное Писание сразу говорит, что и женщина и мужчина именуются Богом одинаково – человек:

“И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил ИХ (Быт. 1:27)

Но роли у людей, как и у лиц Божества разные. Христос – Сын сошел на Землю, то есть выполнял отведенную Ему роль… У людей же, женщина всегда являлась хранительницей очага, ухаживающей за домашним хозяйством и занимающейся воспитанием детей. Муж же отвечал за пропитание семьи и нес священническую функцию, так как имел больше сношений с внешним миром. Однако это ни прежде, ни сейчас не умаляет и не принижает статус женщины перед Богом и мужем. Согласно Библии, женщина пользовалась большой свободой и уважением. Она выступала не только как жена, мать и домоправительница, но и как судья (Девора), пророчица (Мариам), мудрая советница (2 Цар. 14:2; 20:16) и даже воплощение героизма (Есфирь).

Тем не менее, порядок должен быть во всем. Именно поэтому, Бог определенное первенство оставляет за мужем. Но это относится, повторяю, к ролям, которые предусмотрел для полноценного счастливого брака Господь. Сегодня есть семьи, где мужчины лежат на диване, а роль кормильца берут на себя женщины… Также сейчас в мире распространено феминистическое движение, которое ратует за равноправие женщин. Если быть внимательным и посмотреть на жизнь таких дам, то можно увидеть, что зачастую у них не счастливая жизнь... Вместо того, чтобы за ними ухаживал любимый мужчина, чтобы нежиться в его объятиях, скрываться за его широкой спиной… Эти дамы сами выполняют роль мужчин, но теряют при этом радость быть слабой женщиной, то есть преимущества представительниц слабого пола. Хотя, наверное, многие феминистки не раз желали найти "настоящего" мужчину, чтоб стать "настоящей" женщиной…

Итак, немного разобравшись в ролях, можно снова вернуться к теме покрывания головы. Павел отметил, что всякий муж , молящийся или пророчествующий с покрытою головою , постыжает свою голову” (1 Кор. 11:4), а к женщине у него было обратное требование… Очевидно, что причина такого наставления также заключается в ролях .

Если внимательно почитать всю часть проповеди, посвященную покрытию головы и первенству, то не сложно заметить, что Павел ни разу не сослался на Ветхозаветное Писание и даже не намекнул, что это постановление от Бога и относится к Его закону – заповедям. Вместо этого, Павел ищет аргументацию в природе (ст. 13-15), что не свойственно богослову такого уровня… И в заключении он говорит, что просто не будет спорить на эту тему. Представляется, это было связано с тем, что у него просто не было богословских доводов, но он чувствовал, что мыслит правильно.

Действительно, во всем огромнейшем Священном Писании с его многочисленными заповедями (иудеями насчитывается 613 заповедей в Божьем законе) нет ни одного слова о молитве с покрытой и соответственно, с открытой головой, тем более по отношению к верующим разных полов. Как минимум, странно, что заповеди о покрытии головы нет, ведь если бы это было важным, то Господь обязательно оставил бы такое наставление для людей. Зато в Писании мы встречаем описание традиций, имевших место среди тех народов.

“Оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их” (Ис. 3:17)

Бог, предупреждая о наказании, использует здесь традиции народа, к которому обращается, чтобы на понятном людям языке донести до них Свою мысль.

Отличительной особенностью жизни на Востоке, является скромная, укрывающая почти все тело одежда женщин. А особая роль отведена головному убору. Так было и ранее, так осталось и до сего дня. Речь не идет о хиджабе, а именно о покрытии головы. Порядочные женщины Востока не могли выйти из дома с непокрытой головой, то есть с распущенными волосами. И наоборот, гетеры и публичные женщины при языческих храмах, в том числе и в Коринфе, ходили с распущенными волосами. Хочется отметить, что так было не только в странах Востока. И в России женщинам было не прилично снимать головной убор или распускать волосы вне дома, их нужно было как минимум собрать в пучок с вплетенным в него платком или лентой. Отсюда и выражение “опростоволоситься” - осрамиться, опозориться, оставшись на народе с непокрытой головой.

Теперь, я думаю, понятно, почему Павел настаивал на пребывании женщин в головном уборе в молитвенном собрании, где они молятся и пророчествуют (проповедуют). Церковные собрания являлись общественным местом, а не домом. И поэтому, когда какие-то дамы, возмечтав о проповедуемой свободе во Христе “нет уже … мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе” (Гал. 3:28), начали пренебрегать принятыми в обществе нормами морали, и не смотря на мнение окружающих, стали снимать с себя головные уборы, то встретились с противостоянием Павла! Что здесь защищал апостол, запрещая такое поведение женщинам?

Все очень просто. Павел проповедовал людям разных национальностей и различных вероисповеданий, и в распространении Евангелия пытался быть ближе к людям, не нарушая их устоев на сколько это не противоречило закону Божьему. Чуть ранее исследуемого нами отрывка он писал Коринфянам:

“Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом … Сие же делаю для Евангелия (1 Кор. 9:20-23)

То есть, Павел учитывал менталитет того народа, которому он хотел поведать о Боге. Представьте ситуацию, что сегодня юная девушка, надев легкую маячку и коротенькие шортики, распустив волосы до пояса, приедет в одну из стран Востока и будет ходить по улицам, рассказывая об Иисусе Христе.

Такую картину можно увидеть на улицах европейских городов… Но на Востоке эту девушку ждут неприятности. И конечно, ее проповедь о Христе не будет услышана. Более того, эти люди будут питать неприязнь к Иисусу, который разрешает так неподобающе одеваться молодым женщинам. Такие примеры можно продолжать долго, вспоминая об особенностях жизни народов Африки, Азии и т.д. В каждой местности есть свои традиции и свои понятия, что есть красиво, порядочно, а что напротив - безнравственно. И конечно, сложно у человека быстро поменять менталитет – воззрения, с которыми он вырос и жил десятки лет… Поэтому Павел призывал учитывать культуру народа при несении ему Евангелия, но в пределах рамок закона Божьего “не будучи чуждым закона пред Богом” .

Запрещая женщинам Коринфа снимать в собрании головной убор, Павел показывает, что не нужно христианам отвергать рамки приличия общества, даже если они не основаны на прямом слове Божьем. То есть, христиане не свободны от норм морали и должны быть примером и образцом в той среде, где они живут, чтоб как можно больше людей привести к Богу и спасти. Если христиан будут воспринимать в обществе как людей “некультурных”, бунтарей, попирающих общепринятые ценности, то от этого ни церковь, ни Бог не выиграет, впрочем, как и сами эти люди. Не сложно понять, что человека тогда будут слушать, когда он с точки зрения общества, будет являть собой высокий пример.

Теперь, что касается покрытия головы мужчинами... Рассуждая об этих текстах ясно одно – мы не имеем полной информации о данной ситуации. Но, по всей видимости, читатели – христиане Коринфа хорошо понимали апостола. Видимо, в то время, по этому поводу существовал какой-либо светский или религиозный спор. Возможно, Павел был против, введения иудеями традиции, сверх установленных Священным Писанием, молится, покрывая голову талитом или кипой. Проблема иудаизма в том, что письменный закон Божий верующие дополнили устным законом, который поставили наравне с откровениями Самого Бога. Поэтому Павел, как учил Иисус и пророки, был против преданий, приплюсованных к Писанию. И когда христиане стали перенимать такой религиозный культ у иудеев, вероятно, считая покрытие головы Божьим законом, Павел противостал этому.

Итак, можно сделать вывод: говоря о главенстве и разнице между одеяниями мужчины и женщины апостол имел в виду порядок в общине и в семье верующих. Павел хотел, чтобы христиане являлись образцом для окружающих язычников, пропагандируя в частности библейский идеал взаимоотношений в общине и семье. Также апостол пояснял, что обычаи, традиции и культурные особенности, не противоречащие заповедям Божьим, не должны отвергаться верующими, не затмевая, естественно собой, закон Господа.


Константин Чумаков, Валерий Татаркин