Николай Касаткин. Русский художник, лучшие картины, шедевры. Равноапостольный Николай Японский (Касаткин)

Касаткин Николай Алексеевич

Касаткин, Николай Алексеевич
Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Национальность:
Учёба:
Работы на Викискладе

Николай Алексеевич Касаткин (13 (25) декабря , Москва - 17 декабря , Москва) - русский живописец-реалист , член «Товарищества передвижников» с 1891 года, первый народный художник РСФСР (1923), один из основателей социалистического реализма . Окончил (1873-1883), где его главным наставником был В. Г. Перов .

Биография

Николай Алексеевич Касаткин родился в Москве 13 (25) декабря 1859 года в семье художника-литографа А. А. Касаткина. В 1873-1883 годы занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества , где его наставниками были художники-передвижники Василий Перов и Илларион Прянишников . С 1891 года стал членом «Товарищества передвижников» . В 1883 году Касаткин получил высшую награду училища - большую серебряную медаль и звание художника за картину «Нищие на церковной паперти». В 1894 и 1895 посетил Донбасс . В 1894-1917 годы Касаткин работал педагогом в родном Училище. Кроме этого, после окончания училища Касаткина пригласил на работу в свое издательство крупнейший русский книгоиздатель И. Д. Сытин, где художник проработал около тридцати лет, участвуя в создании «Русской истории в картинах», первого настольного календаря и др.

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Касаткин Николай Алексеевич" в других словарях:

    - (1859 1930), советский живописец. Народный художник Республики (1923). Учился в МУЖВЗ (1873 83) у В. Г. Перова: преподавал там же (1894 1917), среди учеников Б. В. Иогансон, В. В. Мешков. Передвижник (с 1891), член АХРР (с 1922). Начал с… … Художественная энциклопедия

    Русский живописец, народный художник Республики (1923). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873‒83) у В. Г. Перова, преподавал там же (1894‒1917). Ученики: Б. В. Иогансон, В.… … Большая советская энциклопедия

    - (1859 1930) российский живописец. Передвижник. Член Ассоциации художников революционной России (с 1922), народный художник Республики (1923). Один из первых русских художников, реалистически изображавших жизнь и борьбу пролетариата (Углекопы.… … Большой Энциклопедический словарь

    Касаткин, Николай Алексеевич художник жанрист (родился в 1859 г.), преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, постоянный участник передвижных выставок. В Третьяковской галерее имеются его произведения: Соперницы (1890), Шутки … Биографический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Касаткин. Касаткин, Николай Алексеевич … Википедия

    - (1859 1930), живописец, народный художник Республики (1923). Передвижник. Одним из первых среди художников России обратился к жизни рабочих, воплотив яркие характеры в созданной в результате поездок в Донбасс и на Урал так называемой шахтёрской… … Энциклопедический словарь

    Род. 1859, ум. 1930. Художник передвижник, реалист. Среди полотен "Углекопы. Смена" (1895), "Рабочий боевик" (1905). Член АХРР (Ассоциации художников революционной России) (1922), народный художник Республики (1923) … Большая биографическая энциклопедия

    Касаткин, Николай Алексеевич Дата рождения: 13 (25) декабря 1859 Место рождения: Москва Дата смерти: 17 декабря 1930 … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Касаткин. Касаткин, Николай: Касаткин, Николай Алексеевич (1859 1930) русский живописец; Касаткин, Николай Иванович (род. 1932) художник. См. также Николай (Касаткин) (1836… … Википедия

Николай Алексеевич Касаткин - живописец, жанрист
(1859, 13 декабря, Москва - 17 декабря, 1930, Москва)

Родился в Москве в семье известного гравера А.А.Касаткина. Учился в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества у В.Г.Перова и И.М.Прянишникова. В 1883 году получил большую серебряную медаль и звание художника за картину «Нищие на церковной паперти». После окончания училища около 30 лет проработал художник в книжном издательстве И.Д.Сытина, участвуя в создании «Русской истории в картинах», первого настольного календаря и других изданий. Живописное творчество Николая Алексеевича Касаткина складывалось под несомненным влиянием искусства передвижников. Старший товарищ по передвижническому цеху И.А.Ярошенко видел в нем своего прямого продолжателя. В 1891 году художник стал членом Товарищества Передвижных Художественных Выставок и постоянным участником выставок объединения. Важную роль в становлении Касаткина как художника социальной темы сыграло знакомство с Л.Н.Толстым, с которым его связывали теплые дружеские отношения, обоюдный интерес к творчеству друг друга и ключевым вопросам жизни общества. Главной темой искусства Касаткина стала жизнь рабочих и городской бедноты («Семья рабочего», 1891; «В коридоре окружного суда», 1897; «Арестантки на свидании», 1899 и другие). Особый интерес у художника вызывала жизнь шахтеров. В 1892 году он впервые посетил Донецкий бассейн и потом в течение нескольких лет приезжал туда. По впечатлениям от поездок Касаткин создал знаменитую серию картин о шахтерах: «Шахтерка» (1894), «Углекопы. Смена» (1895), «Кузница» (1897). Образы русских женщин - лучшее из созданного мастером, открывшего перед зрителем новый мир чувств, идей. Наметившееся уже в ранних работах Касаткина («Соперницы», 1890), это в полной мере относится к его знаменитой «Шахтерке», небольшому этюду, написанному с натуры. В центре холста - фигура девушки. Во всем ее облике, в непринужденной манере держаться, осанке, чуть насмешливом взгляде видна спокойная уверенность в себе, в своих силах. Образ девушки, полный обаяния, непосредственности, внутренней теплоты, рождает светлое чувство, которое не могут заглушить тяжесть, бедность и беспросветность ее жизни. Отклик на события революции 1905 года нашел в таких произведениях мастера, как «Тревожное», «Рабочий-боевик», «Студент». С 1894 года началась его преподавательская деятельность в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, длившаяся более двадцати лет. Среди учеников Касаткина был известный впоследствии мастер соцреализма Б.Иогансон. После Октябрьской революции художник активно включился в общественную жизнь страны: новая история требовала новые типажи, воплотившиеся на портретах Касаткина («Герой обороны СССР», «Комсомолка-пионервожатая»). Впервые в истории русской традиционной живописи создал галерею образов-типов рабочих, революционеров-пролетариев, за что был ценим советской властью, одним из первых удостоился звания «народный художник республики»(1923).

Собрание лучших картин.
Количество представленных произведений зависит от значимости художника. От 3-4 картин у хороших до 20 картин у великих гениев.
Для просмотра крупного изображения, кликните по маленькой картине. Изображение откроется в новом окне.

В миру Иван Дмитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 г. в селе Березе Смоленской губернии. Блестяще окончив Смоленскую Духовную семинарию, в 1857 г. он был принят в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Заканчивая академию, в нем обнаружилось призвание Божие - проповедовать православную веру в Японии. Подав соответствующее прошение, 24 июня 1860 г. Иоанн был пострижен в монашество с именем Николай. В июле 1860 г. иеромонах Николай выехал на место своего служения в г. Хокодате.

Сначала проповедь Евангелия в Японии казалась совершенно немыслимой. Восемь лет ушло на то, чтобы изучить страну: народ, язык, нравы и обычаи. В 1869 г. было принято решение: «Образовать для проповеди между японскими язычниками слова Божия особую Российскую Духовную Миссию», начальником которой был назначен возведенный в сан архимандрита отец Николай. В 1871 г. в Японии началось гонение на христиан, и многие из них были подвергнуты преследованиям. В 1873 г., когда гонения несколько уменьшились, архимандрит Николай приступил к строительству в Токио церкви, а затем - духовного училища. К 1874 г. при Миссии в Токио действовали четыре училища: катехизаторское, семинарское, женское и причетническое, а в Хокодате два училища - для мальчиков и девочек. Во второй половине 1877 г. Миссией стал регулярно издаваться журнал «Церковный Вестник». К 1878 г. в Японии насчитывалось 4115 христиан. Богослужение в общинах и преподавание проводилось на родном языке. Стали издаваться духовно-нравственные книги.

В 1880 г., 30 марта, в Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония архимандрита Николая во епископа Токийского. Святитель Николай с еще большим усердием стал продолжать свои апостольские труды. Он завершил строительство собора Воскресения Христова в Токио, а также принялся за новый перевод богослужебных книг, составил на японском языке Православный Богословский словарь.

В период русско-японской войны 1905 г. на долю святителя и его паствы выпали тяжелые испытания, но он с честью перенес их. Он помогал русским военнопленным в их тяжелых условиях. За эти подвижнические труды святой был возведен в сан архиепископа.

В 1911 г., когда исполнилось полвека миссионерской работы святителя Николая, было уже 266 общин Японской Православной Церкви, в состав которых входило 33 017 православных мирян, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 иереев, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катехизаторов.

Сам святитель всей своей жизнью являл пример истинного духовного руководителя, всецело преданного своему служению.

3 февраля 1912 г., на 76-м году жизни, просветитель Японии архиепископ Николай мирно отошел ко Господу. 10 апреля 1970 г. святитель Николай за свои равноапостольские труды в деле просвещения японского народа был причислен к лику святых. В Японии святитель Николай почитается как великий праведник и особый молитвенник пред Господом.

Тропарь первый Николаю, архиепископу Японскому, глас 4

Апостолов единонравне и сопрестольне, / служителю Христов верный и Богомудрый, / цевнице избранная Божественнаго Духа, / сосуде преизливающийся любве Христовы, / Японския земли просветителю, / святый Николае, иерарше равноапостольне, / молися Живоначальней Троице / о всем твоем стаде // и о всем мире.

Тропарь второй Равноапостольному Николаю Японскому, глас 4

Апостолов единонравне и сопрестольне, / служителю Христов верный и Богомудрый, / цевнице избранная Божественнаго Духа, / сосуде преизливающийся любве Христовы, / Японския земли просветителю, / святый Николае, иерарше равноапостольне, / молися Живоначальной Троице // о всем твоем стаде и о всем мире.

Кондак первый равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому, глас 4

Странника и пришельца прият тя страна Японская, / равноапостольне святителю Николае, / в ней же исперва познал еси себе яко чуждаго, / обаче теплоту и свет Христов источая, / прелагал еси враги твоя в сыны духовныя, / имже раздай благодать Божию, созидал еси Церковь Христову, / о ней же ныне молися, / и тебе бо сынове ея и дщери взывают: // радуйся, пастырю добрый наш.

Кондак второй равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому, глас 2

Твердаго и Боговещаннаго проповедателя Евангелия Твоего, Господи, / возмездил еси Боголепно /, труды бо его и болезни приял еси паче всех жертв законных и всесожжении. // Того молитвами соблюди нас от неприязни.

Яков Данилович Минченков

Касаткин Николай Алексеевич

Примечания

Примечания составлены Г. К. Буровой

Касаткин Николай Алексеевич

Касаткин Николай Алексеевич (1859--1930) -- выдающийся живописец-реалист. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. Г. Перова. С 1890 по 1922 г. участвовал на передвижных выставках (член Товарищества с 1891 г.). С 1898 г. -- академик живописи. С 1894 г. на протяжении двадцати четырех лет преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Принадлежа к так называемому младшему поколению передвижников, продолжавшему в конце XIX -- начале XX в. лучшие традиции демократического русского искусства, глубоко отразил в своих произведениях жизнь и труд рабочего класса России, его революционную борьбу ("Сбор угля бедными на выработанной шахте", "Углекопы. Смена", "Шахтерка", "Шахтер-тягольщик", "Тяжело", "Ткачиха" и др.). В ряде произведений отразил события революции 1905 г. ("Атака завода работницами", "Рабочий-боевик" и др.). После Великой Октябрьской социалистической революции много работал над образом нового, советского человека ("Селькор", "Пионерка-вожатая" и др.). Совершив в 1924 г. поездку в Англию, выполнил там ряд работ, посвященных жизни английских шахтеров. Был членом АХРР, принимал активное участие в общественной и художественной жизни Советской страны. В 1923 г. Касаткину одному из первых присвоено звание Народного художника Республики. Прянишников Илларион Михайлович (1840--1894) -- живописец, жанрист и пейзажист. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Там же преподавал с 1873 г. до своей смерти. Был одним из членов-учредителей Товарищества передвижников, на выставках которого его произведения экспонировались с 1871 по 1895 г. В своем творчестве развивал традицию реалистического бытового жанра, проникнутого социально-критической тенденцией ("Шутники", "Порожняки" и др.). Обращался также к исторической тематике ("Эпизод из войны 1812 года"). Коровин Сергей Алексеевич (1858--1908) -- живописец-жанрист. Брат художника К. А. Коровина. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где был учеником В. Г. Перова. Позднее, с 1888 г., там же преподавал. Автор картины "На миру" (впервые в русской живописи отразившей важную социальную тему -- расслоение и классовую борьбу в капиталистической деревне) и ряда других произведений, посвященных темам из народной жизни. Участвовал на выставках: Товарищества передвижных художественных выставок (в 1885--1893 гг. в качестве экспонента), "Союза русских художников", "Мира искусства" и др. Пастернак Леонид Осипович (1862--1945) -- художник реалистического направления. Учился в Одесской рисовальной школе и в Мюнхенской академии. Известен своими иллюстрациями к Л. Н. Толстому, портретами, произведениями бытового жанра. Участвовал на выставках: передвижных (в 1888--1901 гг. в качестве экспонента), "36 художников", "Союза русских художников". С 1905 г.-- академик. В 1894--1918 гг. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1921 г. жил за границей. Волнухин Сергей Михайлович (1859--1921) -- скульптор. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1899--1902 гг. участвовал на передвижных выставках в качестве экспонента. Наиболее известен его памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве. С 1895 по 1918 г. преподавал скульптуру в Московском училище; среди его учеников -- Н. А. Андреев, В. Н. Домогацкий, С. Т. Коненков, И. С. Ефимов, А. Т. Матвеев и др. Коровин Константин Алексеевич (1861--1939) -- выдающийся живописец. Брат художника С. А. Коровина. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. В 1901--1918 гг. там же преподавал. С 1905 г. -- академик. Блестящий колорист, создавал произведения, отмеченные высокими живописными достоинствами (пейзажи, портреты, декоративные панно), много работал для театра. Влияние импрессионизма, сказывающееся на поздних работах К. А. Коровина, ограничивает их значение. Участвовал на выставках: передвижных (в 1889--1899 гг. в качестве экспонента), "Мира искусства", "Союза русских художников" и др. Умер в эмиграции. Трубецкой Павел (Паоло) Петрович (1867?--1938) -- скульптор. Родился и умер в Италии. В конце 1890-х -- начале 1900-х гг. преподавал скульптуру в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Наиболее известен работами в области портрета (статуэтки И. И. Левитана, С. С. Боткина, "Л. Н. Толстой на лошади" и др.). Созданный им конный памятник Александру III (открыт в 1909 г.) объективно носил обличительный характер. На передвижной выставке участвовал в 1899 г. в качестве экспонента. Львов Алексей Евгеньевич, князь -- с 1892 г. состоял секретарем совета Московского художественного общества, с 1894 г. -- инспектором Московского училища живописи, ваяния и зодчества, с 1896 по 1917 г. -- директор Училища. Юон Константин Федорович (1875--1958) -- живописец, театральный художник, график, автор многочисленных теоретических и критических работ по искусству, педагог. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. До революции участвовал на выставках: передвижной (в 1900 г. в качестве экспонента), "36 художников", "Союза русских художников" и др. Обычные темы его живописи, сочетающей точность рисунка и звучность колорита с декоративной выразительностью цвета, -- картины русской природы, сцены народной жизни, портрет и особенно часто архитектурный пейзаж, воспевающий красоту памятников старого русского зодчества. После Великой Октябрьской социалистической революции вошел в советское искусство как мастер большой живописной культуры, продолжатель реалистических традиций русской живописи. Был членом АХРР. Лауреат Государственной премии, народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР. Был первым секретарем Союза художников СССР. Ге Николай Николаевич (1831--1894) -- выдающийся исторический живописец и портретист. Окончил петербургскую Академию художеств. Был одним из активных организаторов Товарищества передвижников, его членом-учредителем и участником выставок с 1871 по 1894 г. Автор картин из русской истории ("Петр I допрашивает царевича Алексея" и др.), портретов (А. И. Герцена, Л. Н. Толстого и др.). Позднее творчество Ге, испытавшего влияние идей Л. Н. Толстого, характерно обращением к драматическим евангельским сюжетам; на основе религиозной легенды художник пытался решать большие общефилософские и нравственные проблемы. В 1892 г. создана картина "Голгофа", в 1894 г. -- "Распятие" (в нескольких вариантах), запрещенное и снятое царской цензурой с 22-й передвижной выставки. Картина Н. А. Касаткина "Шахтерка" (1894) находится в Государственной Третьяковской галерее, "Сбор угля бедными на выработанной шахте " (1894) -- в Государственном Русском музее. Рисовальная школа у Сытина. -- Сытин Иван Дмитриевич (1851--1934) -- издатель и книготорговец, организатор и владелец крупнейшего в предреволюционной России печатно-издательского предприятия. При издательском комбинате Сытина существовала художественно-графическая школа для подготовки кадров полиграфистов и оформителей книги, в которых нуждалось издательство. В школу принимались дети рабочих. Фортуни Мариано (1838--1874) -- испанский художник. Его живопись, виртуозная и эффектная по колориту, хотя часто неглубокая по содержанию, пользовалась в свое время успехом и оказывала влияние на многих художников XIX в. Тенишева Мария Клавдиевна, княгиня (1867--1928) -- меценат искусства, художница-дилетантка. Брала уроки у И. Е. Репина. Основала частные художественные школы в Смоленске и Петербурге (последней одно время руководил И. Е. Репин). В ее имении Талашкино собирались художники, музыканты; здесь были организованы мастерские художественных промыслов. В конце 1890-х гг. была близка к кругу художников, группировавшихся вокруг журнала "Мир искусства", и субсидировала его издания. В 1896--1897 гг. И. Е. Репин написал ряд портретов М. К. Тенишевой. Упоминаемый Я. Д. Минченковым портрет-рисунок углем экспонировался на 28-й передвижной выставке 1900 г. Нилус Петр Александрович (1869--1943) -- жанрист и пейзажист. Учился в петербургской Академии художеств. На передвижных выставках участвовал с 1891 по 1917 г. (с 1899 г. -- член Товарищества). Упоминаемая Я. Д. Минченковым картина "Привычка" экспонировалась на 28-й передвижной выставке 1900 г. Рубинштейн Антон Григорьевич (1829--1894) -- великий русский пианист, выдающийся композитор, дирижер и музыкально-общественный деятель. Картина Н. А. Касаткина "Углекопы. Смена" (1895) находится в Государственной Третьяковской галерее. Картина К. А. Савицкого "Ремонтные работы на железной дороге" (1874) и Н. А. Ярошенко "Кочегар" (1878) находятся в Государственной Третьяковской галерее. Менцель Адольф (1815--1905) -- выдающийся немецкий художник-реалист. Упоминается его картина "Железопрокатный завод" (1875). Картина Н. А. Касаткина "Шутка" (1892) находится в Государственной Третьяковской галерее, "Трамвай пришел" (1894)--в Ивановском областном краеведческом музее, "Дагомейки в Зоологическом саду" (1903) -- в частном собрании в Киеве. Училище Фидлера -- реальное училище в Москве, помещалось в доме И. И. Фидлера (директор училища). В 1905 г. являлось одним из центров агитационно-массовой работы РСДРП, было местом бесед, митингов, заседаний Московского комитета большевиков, здесь помещался совет боевых дружин. Разгром училища царскими войсками послужил одним из эпизодов, давших толчок к началу Декабрьского вооруженного восстания 1905 г. в Москве. Версия о роли провокации в "фидлеровском деле", приводимая Я. Д. Минченковым, не подтверждается историческими документами. В картинах у него появились дамы в кринолинах, подобно сомовским . -- Сомов Константин Андреевич (1869--1939) -- один из ведущих художников круга "Мира искусства", мотивы многих своих произведений черпал из придворного быта XVIII века. Картина Н. А. Касаткина "Жена заводского рабочего" (1901) находится в Одесской художественной галерее. Сегантини Джованни (1858--1899) -- итальянский художник, жанрист и пейзажист.

Которого носят социальный характер, обращается к народной жизни, посвящает первые произведения крестьянам и связывает творчество с судьбами трудящихся. Он показывает людей, которые способны защитить свои интересы.

Художник, призывающий к борьбе

Николай Касаткин родился в 1859 году. Одаренный мальчик поступает в училище живописи в Москве и перенимает опыт у известных художников В. Перова и И. Прянишникова. Окончившего заведение с серебряной медалью юного автора приглашают на работу в крупное книжное издательство.

В 90-е годы XIX века живописец обращается к теме труда и быта рабочего класса. Под воздействием пролетарского движения, начинающего набирать силу, Николай Касаткин рисует картины тяжелого труда простых людей, видит их нищету и раскрывает красоту несломленных тружеников. Например, в шахтерах, которых часто изображает автор, воплотились его представления о новой силе, крепнущей день ото дня. Он считает, что не стоит создавать красивые полотна, ласкающие взор обывателей, а необходимо обратить внимание на каторжный труд рабочих и призвать к борьбе с эксплуататорами.

Реальные сцены из жизни рабочего люда

Николай Касаткин - художник, который первым поведал о тяжелой доле шахтеров. Его полотна, поражающие значительностью образов, написаны в мрачной гамме красок, и такой колорит оправдан реалистичными сюжетами. Много путешествующий по стране автор видит нищету, но не старается изобразить своих персонажей таким образом, чтобы вызвать у общества сочувствие. Он пишет остросоциальные произведения из жизни рабочих и крестьян, выбирает драматические сюжеты, но не ограничивается бытовым реализмом.

В полотнах нет излишней сентиментальности, а занятые каторжным трудом люди не выглядят раздавленными и сломленными. Единичная трагедия человека воспринимается зрителями как типичная.

Образ нового человека

Получивший звание академика живописи художник приветствует революционные события и пишет полотна, на которых изображены борющиеся с властью рабочие. По мнению автора, произведения искусства обязаны агитировать и бить в колокол, указывая на существующие проблемы.

После 1917 года Николай Касаткин соединяет в своем творчестве русский реализм и советское искусство. Он пишет картины, посвященные жизни и борьбе пролетариата, принимает активное участие в работе Академии художеств России. В советский период живописец трудится над образом нового человека и создает целую серию портретов комсомольцев - юных борцов за коммунизм, поскольку будущее страны он видит в юных лицах.

Общественная миссия

Произведения советского художника демонстрируются на передвижных выставках, которых ждут с нетерпением неграмотные крестьяне. Забитые люди, не умеющие читать, видят на полотнах несправедливость, беды и горе рабочего люда, и в их душе поднимается протест против эксплуататоров. Таким образом, Николай Касаткин, картины которого открывают новый мир образов и чувств, выполняет не только культурную, но и общественную миссию.

Целая галерея портретов женских образов

Художник создает удивительно прекрасные образы советских женщин, изможденных, но не теряющих чувства собственного достоинства и не вызывающих сострадания у зрителя. Его работы восхищают выразительностью, точными линиями и внутренним обаянием изображенных героев.

"Шахтерка"

Очаровательный этюд, наполненный особым светом, признан сокровищем русского живописного искусства. Улыбающаяся юная девушка, уверенная в своих силах, гордо смотрит на зрителя. Ее образ полон внутренней теплоты, а нужда еще не успела наложить на нее свой отпечаток, и этот холст выделяется среди других мрачных полотен сторонника реалистического искусства. Художник передает сложный духовный мир девушки, обращая пристальное внимание на пластику лица и рук, а бедность наряда шахтерки зритель даже не замечает.

Акварельный этюд

Еще один чудесный этюд, который вышел из-под руки Касаткина, называется "Женская голова". Светлое акварельное полотно, написанное в 1908 году, притягивает взоры зрителей. Никто не знает, где художник встретил эту девушку, образ которой перекликается с "Шахтеркой", только там характер труженицы выражен более резко. Обаятельная темноволосая красавица из рабочей среды, обладающая внутренней силой, не смотрит в глаза, но оторвать взгляд от нее невозможно.

"Девушка у изгороди"

Произведение, на котором изображена бедно одетая девушка, недавно переехавшая в город из деревни, заставляет зрителя переживать за судьбу чистой и светлой души. Понятно, что здесь ее не ждет ничего хорошего, кроме рабского труда, грубости и безжалостности людей. Но пока милая девушка, не знающая ничего о жестокости общества, запечатлена на фоне зелени листьев, а как сложится ее судьба, остается только догадываться.

Певец пролетариата Николай Касаткин, оставивший ценное наследие, понимал тенденции общественного развития России и видел в пролетариате мощную силу, которая сможет изменить привычный ход истории.