Жанр пейзажа в китайской традиционной живописи. Некоторые общие сведения. Пейзаж в китайской живописи

Китайская пейзажная живопись

Пейзаж ярче всего определил лицо средневековой китайской культуры. В Китае значительно раньше, чем в других странах, было сделано своеобразное эстетическое открытие природы и появилась пейзажная живопись. Сложившаяся на заре Средневековья, она не только стала выражением духовного идеала времени, но и пронесла свои устойчивые традиции сквозь века, сохранив их до нашего времени, не утратив ни поэтичности, ни живой связи с миром. Несмотря на необычность художественного языка, она и сейчас волнует нас глубоким поэтическим проникновением в мир природы, тонкостью его понимания, искренностью чувства. Зоркость, безошибочная точность рисунка, стремление художников постичь мир в его многообразии составляют силу и обаяние китайской традиционной пейзажной живописи, заставляющей нас при знакомстве с ней пережить душевное волнение.Раннее появление пейзажа в китайском искусстве связано с особым отношением человека к природе, сложившимся еще в древности. В Китае - стране высоких гор и больших рек, где жизнь земледельца целиком зависела от воли стихии, а сам человек рассматривался как часть природы, - природный мир очень рано стал предметом философских размышлений. Неизбежная повторяемость природных циклов, смена времен года и настроений природы, связанные с жизнью человека, уже в глубокой древности объяснялись взаимодействием двух важнейших полярных начал: пассивного темного и активного светлого, женского и мужского - инь и ян.Гармония Вселенной определялась творческим союзом этих двух великих сил мироздания, а круговорот природы представлялся следствием чередования пяти стихий (воды, дерева, огня, металла и земли), каждая из которых соответствовала стороне света, времени года. Горы и вода в сознании китайцев воплощали важнейшие силы Вселенной - энергию и покой, активность и пассивность. Китайцы поклонялись им как святыням. Само понятие пейзажа «шань-шуй» и произошло от сочетания двух иероглифов: «шань» - гора, и «шуй» - вода. Так в самом термине «шань-шуй» закрепились главные мотивы китайского ландшафта и воплотились основные понятия древней натурфилософии. Первоначально сложившаяся система символов и форм постепенно развивалась и усложнялась. Образы природы, сначала отвлеченно-символические, а затем все более живые и одухотворенные, заняли главное место в искусстве. На очень ранней стадии в Китае вся человеческая жизнь стала соизмеряться с природой, через которую люди пытались осмыслить законы бытия. Конечно, пейзаж не исчерпывал всего многообразия жанров китайской средневековой живописи. Значительное место принадлежало также бытописательной живописи, сосредоточенной на показе жизни и разнообразных занятий придворной знати. Между разными жанрами существовало известное разделение эмоциональных сфер. Полная интереса к повседневной жизни человека, нравоучительной тематике, беседам и прогулкам придворных жанровая живопись черпала сюжеты в повестях, романах, дидактической прозе, тогда как пейзажная живопись, затрагивающая сферы философии и высоких чувств, к которым не примешивалось ничто мелкое и случайное, искала созвучия в поэзии.

Огромное влияние на формирование духовной жизни средневекового Китая оказали три сложившихся в середине I тысячелетия до н.э. философских учения - конфуцианство, буддизм и даосизм, сыгравшие важнейшую роль в развитии всего китайского средневекового искусства и особенно пейзажной живописи. Каждое из них охватывало свою сферу проблем. Конфуцианство, возникшее в VI–V вв. до н.э. как этико-моральное учение, стремилось к обоснованию и укреплению установленных в государстве порядков. Опираясь на законы патриархальной древности, оно установило целую систему правил для разных видов искусства и разработало устойчивые традиции в области истории, музыки, поэзии и живописи.В отличие от конфуцианства, даосизм, также возникший в VI–V вв. до н.э., основное внимание сосредоточил на законах, господствующих в природе. Главное место в этом учении занимала теория всеобщего закона природы - «дао». Понимаемая как путь Вселенной, вечное круговращение совершаемых на земле и небе процессов, категория «дао» заняла одно из главных мест в философии и искусстве Китая. Основатель учения Лао-цзы считал, что главнейшая цель человека - в постижении своего единства и гармонии с миром, то есть в следовании пути «дао». Призывы даосов к бегству от суеты, к неприхотливой жизни отшельника в лесной чаще среди гор способствовали пробуждению в человеке созерцательности, поэтического взгляда на мир.Буддизм, получивший широкое распространение в Китае в IV–V вв., воспринял многие положения даосизма. И буддизм и даосизм проповедовали отрешение от мирской суеты, созерцательный образ жизни, дополнили друг друга и вместе с конфуцианством выступили на протяжении веков как неразрывные стороны единой китайской культуры.Постоянное обращение к природе как к источнику обретения мудрости сформировало особое пантеистическое пространственное мышление китайского народа. Оно проявило себя как в архитектуре, так и в живописи. Зодчество и пейзажную живопись средневекового Китая связывало глубокое родство. И архитектура, основанная на решении широких пространственных задач, и живопись являлись как бы различными формами выражения единых представлений о мире, подчиненных общим законам. Подобно китайскому художнику-пейзажисту, китайские зодчие воспринимали свои дворцы и храмы как неотъемлемую часть необозримого природного ансамбля.Тонкое понимание особенностей национальной природы помогло живописцам выработать свои неповторимые приемы, обобщающие законы живописи. В процессе долгих поисков ими была найдена своеобразная форма длинных, лентообразных, горизонтально и вертикально ориентированных картин-свитков, помогающих им показать мир в его вселенской необъятности. Такие шелковые или бумажные, подчас многометровые полосы, наклеенные по окончании работы на плотную бумажную основу и свернутые вокруг деревянного валика в рулон, хранились в специальных изящных футлярах и вынимались только для рассматривания. Писание пейзажной картины считалось священнодействием.

Художник, пользующийся кистью, тушью и водяными минеральными красками, легко проникающими в бумагу и шелк, работал быстро, не внося поправок, применяя проверенные временем методы - каждое положение руки и кисти мастера соответствовало особенностям каллиграфической линии, то острой и ломкой, то гибкой и текучей. Между живописью и каллиграфией существовало близкое родство. Сочетание линии и пятна с поверхностью шелка или бумаги составляло один из секретов выразительности и ассоциативного богатства китайских пейзажных картин-свитков. Мастерство нюансировки в соединении с остротой и силой штриха помогало передать ощущение трепетности растений, воздушности далей, состояние движения и покоя в природе. Горизонтальные свитки-повести и свитки-путешествия уподоблялись рассказу, они постепенно читались, развертываясь в руках, и требовали длительного вживания в сюжет. Вертикальные свитки вывешивались для обозрения на стену и помогали взгляду охватить разом изображенные на них просторы. И те и другие включали в себя каллиграфические текстовые вставки, дополняющие и углубляющие мысль, выраженную художником, вносящие новые декоративные акценты в картину. Исполненный глубокого символического значения, китайский пейзаж «шань-шуй» никогда не писался непосредственно с натуры и не являлся точным изображением какой-либо местности. Это был скорее поэтический образ, обобщающий представление художника о природе в ее разнообразных состояниях, характерных приметах китайского ландшафта.Язык живописи и язык поэзии в Китае были необычайно тесно взаимосвязаны. Мир, увиденный глазами китайского художника в его необъятности и гармоническом единстве, строился по особым, веками разработанным законам. Пейзаж, размещенный на длинном горизонтальном или вертикальном свитке, постигался мастером как бы с высоты птичьего полета и был зрительно отдален от человека. Он расчленялся по кулисному принципу на несколько планов, поднятых друг над другом, отчего дальние предметы оказывались самыми высокими, а горизонт поднимался на необыкновенную высоту. Ближайший план с четко прорисованными деталями - деревьями, камнями и кустарниками - занимал нижнюю часть картины и отделялся от дальних планов пространством воды, облаками или пеленой тумана, создающими ощущение воздуха, простора, огромного расстояния между ними. Композиция свитка была как бы разомкнутой, не имела четко обозначенных границ, и зритель домысливал увиденное своей фантазией, завершая то, что намеком подсказал ему художник. Характерная для европейских пейзажей линейная перспектива здесь заменялась рассеянной. Художник вносил в живопись четвертое измерение - временное начало, заставляя зрителя странствовать вместе с ним по картине и приобщаться ко всем изменениям, совершаемым в природе. Ощущение необъятности мира усиливалось включением в композицию крошечных фигур путников с поклажей или отшельников, бредущих по извилистой горной тропе, рыбаков, замерших в своих утлых лодках.В сконструированной средневековым китайским живописцем величавой картине мира каждый предмет возводился в степень символа, вызывал множество ассоциаций. Немногими живописными приемами в картине могли передаваться осенняя тишина, крики улетающих птиц, весеннее оживление природы.

Уже с VIII века китайские живописцы наряду с прозрачными минеральными красками стали использовать одну черную тушь, серебристо-серые нюансы которой помогали им передать с особой полнотой ощущение единства и цельности мира. Нажимы кисти, четкость линий и мягкость размывов позволяли им достичь в подобных монохромных картинах впечатления красочного многообразия, цветовой гармонии, воздушности и глубины. Белая матовая поверхность свитка могла восприниматься глазом и как водная гладь, и как небесная ширь, и как туманная дымка, обволакивающая горы. Не все китайские картины, где изображалась природа, можно назвать пейзажами. Рядом с классической монументальной формой изображения гор и вод складывались и другие, более камерные формы - небольшие и полные красочных деталей фрагменты природы или частные проявления ее жизни. К ним принадлежит весьма популярный и в наши дни жанр живописи - «цветы-птицы», куда включается огромный и многоликий мир растений, животных, птиц и насекомых. В произведениях этого жанра нашла свое яркое отражение философская идея «великое в малом», раскрывающая буддийско-даосское представление о том, что в каждой даже ничтожной и неприметной части природы заключена душа Вселенной. Огромный мир символов и народных верований, пожеланий счастья, добра и богатства связывался в древности в Китае с образами растений, птиц и деревьев. Так, пион считался знаком богатства, слива мэйхуа, расцветающая в самом начале весны, была знаком жизнестойкости, бамбук символизировал мудрость ученого, сосна с ее вечнозеленой хвоей ассоциировалась с долголетием. Но каждое малое проявление природы, будь то травинка, по которой ползет букашка, или увядший стебель лотоса, воспринимались художниками не как нечто обособленное, а как часть великого единого мира. На основе этого сформировалось и общее с пейзажем понимание технических средств, и восприятие нейтрального фона картины как пространственной среды, в которой живет изображаемый предмет. Прозрачные водяные краски или черная тушь с ее тонкой градацией оттенков соответствовали легкости и свободе изображения. Мастерство линейного штриха в сочетании с пятнами туши заменяли собой светотень, создавая иллюзию объема. Выразительность самой линии являлась главным критерием художественной ценности произведения. Эта особенность традиционной китайской живописи, развившейся на протяжении длительного этапа Средневековья, не утратила своей живой силы вплоть до настоящего времени. В многоликом, противоречивом и стремительном потоке современной жизни эти отстоявшиеся веками и ставшие классическими традиции во многом сохранили свою жизнестойкость. Секрет их силы заключается в гибкости и многообразии художественного языка, понятного и близкого народу, способного постоянно наполняться новым содержанием.Вся история китайской пейзажной живописи, вплоть до начала XX века, - это цепь поисков и открытий средств художественной выразительности для широкого отражения в искусстве представлений человека о мире.

В древности природа являлась для жителей Китая чем-то грозным, властвующим над их жизнью. Вместе с тем она была и щедрой дарительницей жизненных благ, дающей людям тепло, кров и пищу. В ритуальной утвари и на стенах гробниц силы природы запечатлевались в условных знаках-символах. Ими были: птица, дракон, цикада, узоры грома, молнии и облаков. В период раннего Средневековья (IV–V вв.) поэты и художники Китая под влиянием даосских и буддийских идей стали воспринимать природу уже не только с утилитарной стороны, но и в ее эстетической значимости, способности волновать, быть созвучной душевным состояниям человека. Уже самые ранние из дошедших до нас свитки, написанные художником Гу Кайчжи (344–406), показывают, что в китайскую повествовательную живопись, зародившуюся раньше пейзажной, проникали неведомые в прошлом лирические мотивы, связанные с природой. Об этом говорит картина мастера «Фея реки Ло», созданная как иллюстрация к поэме Цао Чжи (192–232) и повествующая о духе молодой девушки, обитающей в реке Ло и полюбившей земного человека. В длинном горизонтальном свитке, включающем ряд отдельных сцен, условный пейзаж, объединяющий композицию и введенный как фон, создает общую атмосферу, помогает раскрыть настроение поэмы. Неуловимая красота человеческих чувств впервые явлена живописцем через показ природы.Новым для китайского искусства этой поры было и развитие эстетической мысли. При участии Гу Кайчжи начали разрабатываться первые теоретические правила написания картин, которые с V в. были обобщены и сформулированы художником и теоретиком искусства Се Хэ в «Шести законах живописи», где главные требования сводились к передаче не столько внешнего сходства, сколько внутреннего трепета, дыхания жизни. Выраженные краткими формулами, эти правила комментировались и использовались китайскими живописцами на всем протяжении Средневековья.Хотя пейзажные мотивы в качестве фона встречались в произведениях художников IV–V вв., пейзаж как самостоятельный жанр оформился только к VII в. и получил широкое развитие лишь в VIII–X веках.

Полнее и ярче всего особенности китайской пейзажной живописи смогли проявить себя в период объединения страны и создания двух крупных империй - Тан (618–907) и Сун (960–1279), культурные достижения которых, при многих чертах различия, оставили в истории блестящий след. Подъем испытывали разнообразные области творчества - архитектура и живопись, скульптура и прикладное искусство, поэзия и проза. Активное в своей завоевательной политике Танское государство поддерживало связи со многими странами, вбирало в свою культуру множество явлений извне. Взглядом вширь, мощным созидательным пафосом было проникнуто и искусство танской поры. Огромным, многонаселенным, праздничным и цветущим предстает мир, показанный в настенных росписях буддийских храмов, в живописи на свитках.Сунская культура сложилась в уже совсем иной исторической обстановке. Завоевания кочевников отсекли сначала северные области страны, а в XIII в. монголы подчинили и все остальное государство. В 1127 г. в связи с перемещением столицы на юг, в Ханчжоу, Сунский период распался на два разных этапа - Северосунский (960–1127) и Южносунский (1127–1279).Для людей сунского времени характерно отличное от предыдущего драматическое мироощущение. Внутренние проблемы заняли в их жизни первое место, возрос интерес ко всему местному, своей природе, своим легендам. Чувство, воображение, философский взгляд на мир отличают художников и поэтов сунской поры. Они переосмысливают древнюю философию и создают новое учение - неоконфуцианство, в основе которого лежит идея о том, что мир един, человек и природа едины.На протяжении периодов Тан и Сун установилась и канонизировалась форма вертикальных и горизонтальных свитков в соответствии с разными художественными задачами. В период Тан с его интересом к бытописательству предпочтение отдавалось горизонтальным свиткам, в период Сун с его тягой к философским обобщениям - вертикальным,

Танские пейзажи исполнены жизнеутверждающего пафоса и восторженного преклонения перед красотой и величием мира. Они повествовательны, многословны, изобилуют архитектурными деталями. Летописи сохранили нам имена знаменитых танских пейзажистов. Наиболее выдающимися среди них считались Ли Сысюнь (651–716), его сын Ли Чжаодао (670–730) и Ван Вэй (699–775) - одновременно поэт и художник. Их творчество показывает, насколько многообразными были уже в это время задачи пейзажной живописи. Пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжаодао ярки и насыщенны по цвету, напоминая драгоценным сиянием своей красочной гаммы и четкими контурами восточную миниатюру. Синие и малахитово-зеленые горы обведены золотой каймой, в композицию включено множество деталей. Реальная действительность служит живописцу материалом для тех гиперболических форм, в которые выливается его вдохновение. Огромным горам противопоставляются масштабы людей, вкрапленных яркими маленькими пятнами к их подножию.Пейзажи Ван Вэя, художника, сложившегося уже в следующем столетии и испытавшего сильное влияние развившегося в это время учения буддистской секты Чань, отрицавшего внешнюю, парадную сторону буддизма и проповедовавшего созерцание природы как путь к постижению истины, мягки и воздушны. В них все гораздо более подчинено лирическому настроению. Ван Вэй смотрит на мир глазами созерцателя и поэта, и этим объясняется его новая живописная манера. Он отказывается от многоцветной палитры, пишет только черной тушью с размывами, добиваясь через тональное единство впечатления целостности мира. Как живописец он первым нашел зримую форму тем эмоциям, которые воплотились в его стихах. Ван Вэй настолько сближает образы живописи и поэзии, что современники говорили: «Его стихи подобны картинам, а его картины подобны стихам». О том, насколько важное значение придавалось Ван Вэем пейзажной живописи в духовной жизни человека, говорят вдохновенные строки написанного им трактата «Тайны живописи»: «Далекие фигуры - все без ртов, далекие деревья - без ветвей. Далекие вершины - без камней. Они, как брови, тонки, тесны. Далекие течения - без волны; они - в высотах с тучами равны. Такое в этом откровенье!» Ван Вэй как бы предопределил пути новой эпохи в живописи, когда первый этап радостного познания природы сменился поисками глубоких философских обобщений о смысле бытия.

Многокрасочный четкий стиль Ли Сысюня и Ли Чжаодао положил начало направлению, названному «гунби» (тщательная кисть). Монохромный стиль Ван Вэя с его недосказанностью, подчеркнутой воздушностью пространства получил название «сеи» (дословно - писание идеи).Манера Ван Вэя оказалась наиболее близкой живописцам последующего периода Сун, которые, стремясь главным образом к передаче единства и гармонии природы, пошли еще дальше в своих поисках. Именно в послетанское время в Китае были сделаны основные открытия в области пространственного построения картин, их конструкционного ритма, тональности, глубины чувств. Изображение природы отделяется от всего частного. Пространство понимается художниками как символ бесконечности мира. Исчезла характерная для танских пейзажей многолюдность. Человеческие фигуры путников, рыбаков или отшельников так малы, что только подчеркивают природную мощь. Мир, изображенный в картинах Фан Куаня (X - начало XI в.), Го Си (XI в.) и Сюй Даонина суров и могуч. Он предстает необозримым и огромным, полным величавого покоя. Через красоту природы художники повествуют о гармонии Вселенной. Картины сунских живописцев монохромны, то есть написаны одной черной тушью с размывами. Горы и реки, водопады и тихие озера, затерявшиеся среди горных вершин, - все запечатлено в картинах сунских живописцев с огромной выразительной силой. Так, словно воссоздавая в памяти свое длительное путешествие по реке Хуанхэ, Го Си фиксирует на протяжении своего горизонтального свитка, названного «Осень в долине Желтой реки», все, что прошло перед его взором, - горы, осенние деревья, хижины, утонувшие в волнах осеннего тумана. Бесконечно далек и многообразен этот как бы увиденный художником сверху грандиозный ландшафт. Весь пейзаж построен на нюансах туши - то легкие и воздушные, то ложащиеся на шелк тяжелыми сильными штрихами. Они так продуманны в своем ритмическом многообразии, так богаты в своей тональности, что зритель воспринимает черный цвет туши как красочную гамму реального мира, подчиненную единому настроению. Незаполненное пространство свитка создает ощущение необъятного воздушного простора.

Художники Китая X–XI веков искали разные пути передачи жизни природы. Помимо больших пейзажных свитков, в это время возникли и маленькие пейзажные композиции, которые служили украшением вееров и ширм. Идея единства мира выражалась как через величественный пейзаж, так и через малые его фрагменты. Особой любовью такие миниатюры пользовались при дворе в столичной Академии живописи, где сам император выступал как художник и коллекционер. Из небольших картин, написанных на шелке и бумаге, создавались альбомы, где запечатлевалась жизнь цветов или животных, растений и насекомых. Для каждой маленькой сценки придумывались поэтические названия, зачастую ее дополняли стихи знаменитых поэтов.В конце XI - начале XII века в китайской пейзажной живописи сложилось уже несколько направлений живописи, по-разному понимающих задачи отображения жизни природы, но в целом формирующих единый стиль эпохи. К этим направлениям принадлежали художники-ученые группы дилетантов «вэньчжэньхуа», поэтов и живописцев, не входивших в состав императорской Академии, художники-монахи секты чань (созерцание), уединившиеся от мирской суеты, а также члены императорской Академии, выполнявшие заказы двора. Художники-ученые Су Ши и Ми Фэй, проповедовавшие свободное творчество, и живописцы секты чань с их стремлением к интуитивному постижению тайного смысла вещей в значительной мере определили вкусы второй половины XI века.

Дух пейзажной живописи претерпел еще более значительные изменения в период Южной Сунской династии (1127–1279), когда после захвата чжурчжэнями севера страны императорский двор и Академия живописи переместились на юг, в Ханчжоу. На смену эпическим ландшафтам в это время пришел пейзаж значительно более интимный и приближенный к людям. Боль и страдания, горькие воспоминания о дорогих сердцу краях усилили любовное внимание художников к своей природе. Настроения, передаваемые через пейзаж живописцами ханчжоуской Академии живописи Ли Ди (XII в.), Ли Таном (XI–XII вв.), Ма Юанем (XII–XIII вв.) и Ся Гуем (XII–XIII вв.), овеяны большим лиризмом, грустны и тревожны. Художники пишут небольшие картины, лишенные былой торжественности. Меняется строй композиции, все больше тяготеющей к асимметрии и воздушности. «Пастух с буйволами» - картина Ли Ди, изображающая заснеженные равнины севера, уже не включает в себя ни огромных скал, ни водных потоков. Глаз легко охватывает все ее небольшое пространство. Исчезают резкие масштабные соотношения, человеку - созерцателю и поэту отводится в природе большее место. Особенно это новое включение человека в природу ощутимо в картинах Ма Юаня и Ся Гуя. Зачастую в их немногословных, полных воздуха асимметричных лирических пейзажах жест, поза или вскинутая голова поэта-созерцателя еще больше усиливает эмоциональность зрительного образа.

Идея слитности человека и природы особенно остро проявляется в деятельности живописцев буддистской секты чань-му ци, картины которых, полные намеков, драматической напряженности, еще дальше отошли от декоративной звучности танских пейзажей и эпического пафоса северосунских ландшафтов. В живописи чаньские живописцы старались уловить то, что открывается взору внезапно и неповторимо в своей естественной свободе.В искусстве Китая на протяжении всего сунского периода продолжали развиваться многочисленные жанры живописи. Но среди них всегда главенствовал пейзаж. Мышление живописцев этого времени можно назвать пейзажным, так как именно через пейзаж передавались важнейшие мысли и чувства эпохи.В годы правления монгольской династии Юань (1279–1364), когда страна почти на столетие оказалась под чужеземной властью, пейзажная живопись опять наполнилась новыми чувствами, приобрела новую направленность. В ней возобладали настроения уныния, ностальгии, звучали ноты протеста. Найдя прибежище в далеких провинциях, живописцы стремились через образы природы в иносказательной форме донести до зрителя волнующие их проблемы. Монохромная живопись XIV в. достигла необычайной изощренности и тонкости в передаче оттенков настроения. Особое значение приобрели каллиграфические надписи, включенные в композицию, таящие в себе намек, скрытый подтекст, понятный посвященным. Сами изображения тоже были символичными. Чаще всего изображался бамбук, гнущийся под шквальным ветром, но не ломающийся и выпрямляющийся вновь. Он олицетворял стойкого духом, благородного человека, способного выдержать жестокие удары судьбы.

Самым лиричным и тонким живописцем юаньского времени был Ни Цзань (1301–1374), каллиграф и поэт, проведший жизнь вдали от двора, в провинции. Пейзажи его, написанные на мягкой белой бумаге черной тушью, просты и немногословны. В них обычно изображаются группы осенних деревьев и маленькие островки, затерявшиеся в водных просторах. Тонкой изящной линией воссоздает мастер хрупкую и прозрачную чистоту осенних далей, всегда овеянных настроением одиночества и печали.Наиболее крупными среди придворных живописцев XIV в. были Чжао Мэнфу и Ван Чжэньпэн. Стиль их творчества определял вкусы монгольской знати с ее тяготением к ярким краскам, бытописательству. Чжао Мэнфу прославился пейзажными свитками, выполненными в стиле танских декоративных ландшафтов, включающими в себя изображение монгольских всадников на охоте.В художественную жизнь Китая период Мин (1368–1644), начавшийся после освобождения страны от монгольского владычества, вошел как сложное и противоречивое время. В XV–XVI вв. Китай переживает период экономического и духовного подъема. Растут и возрождаются города, строятся новые архитектурные ансамбли, огромным разнообразием отличаются художественные ремесла. Но уже к XVII в. империя приходит в упадок. В 1644 г. страна оказывается во власти маньчжуров, правивших до 1911 года. С воцарением маньчжурской династии Цин начался новый и далеко не однозначный этап развития китайской культуры. Маньчжуры хотя и стремились приумножить блеск и пышность китайских городов, в первую очередь опирались на основы консервативных феодальных традиций, стремились регламентировать жизнь человека. Живопись Китая времени позднего Средневековья отразила всю противоречивость путей развития культуры периодов Мин и Цин. Особенно остро эти противоречия проявились в пейзажной живописи, откликающейся на события времени. Возрождение китайской государственности после векового господства монголов во многом определило ее направленность. Стремление возродить артистизм и духовные завоевания прошлого, сохранить исконные традиции привели к тому, что официальные круги ориентировали художников на подражание прошлому. Вновь открывшаяся Академия живописи пыталась насильственно возродить былой блеск танской и сунской живописи. Художники были скованы предписаниями тем, сюжетов и методов работы. Непокорные подвергались суровым наказаниям. Однако ростки нового все же пробивали себе дорогу.

Пейзажная живопись в Китае появилась намного раньше, чем в других странах и пронесла свои традиции сквозь многие века. Еще в древности в стране полноводных рек и высоких гор сложилось особенное отношение человека к природе, которое не могло не проявиться и в искусстве. На заре Средних веков в Поднебесной была открыта связь живописи с миром и глубокими духовными идеалами. Природа давала жителям Китая пищу, жилище и тепло. В тоже время она могла быть и грозной властительницей их жизней. Само название китайского пейзажа «шань-шуй», воплощает ландшафты этой страны и происходит от иероглифов: «шань», обозначающего гору, и «шуй», обозначающего воду.

На сохранившихся самых ранних свитках, созданных еще до зарождения китайской пейзажной живописи, присутствуют лирические мотивы и изображения природы. В качестве фона картин пейзажные мотивы встречались в произведениях IV-V веков, хотя как самостоятельный жанр китайский пейзаж сформировался лишь к VII веку, а широкое распространение получил только к VIII-X векам.

Первоначально образы природы в китайских пейзажах были отвлеченными и символическими, однако, постепенно они усложнялись и развивались, становились более одухотворенными. Китайские художники, тонко чувствующие особенности национальной природы выработали собственные неповторимые приемы живописи.

Китайские пейзажи рисовались на лентообразных картинах-свитках, ориентированных вертикально или горизонтально. Пейзажи писались кистью, минеральными водорастворимыми красками и тушью. Художники работали быстро, обычно без всяких правок. У каждого мастера были свои особенности каллиграфической линии. В китайской живописи вообще широко применяется каллиграфия, различные символы и текстовые вставки, наполненные глубоким философским смыслом, а написание пейзажных картин приравнивалось к священнодействиям.

Китайские пейзажи «шань-шуй» с натуры никогда не рисовались и не являются изображением какой-либо конкретной местности. Китайский пейзаж ближе к поэтическому образу, показывающему восприятие природы глазами художника. Обычно внизу ближнего плана картин китайских пейзажей четко прорисовывались детали: камни, деревья и кустарники, которые от дальнего плана отделяются пеленой тумана, облаками или водой, создающей ощущение простора. В композицию включаются крошечные фигурки путников, несущих свою поклажу, рыбаков, прозябающих в лодках или бредущих по извилистой горной тропинке отшельников. Живописными приемами в китайском пейзаже передаются крики улетающих птиц, осенняя тишина и весеннее оживление природы. Композиция свитков китайского пейзажа не имеет четких границ, и зрителю предлагается домысливать подсказки художника.

Эти бумажные или шелковые, иногда многометровые полоски, после окончания работы клеили на плотную бумагу и сворачивали в рулон вокруг валика из дерева. Хранились свитки пейзажей в специальных футлярах, а вынимались из них только для просмотра. Картины постепенно разворачивались в руках и подобно рассказам читали, вживаясь в сюжет.

– Какие цвета, так и хочется окунуться во всю эту природу!

– Бесподобно, ярко. Чувствуется стиль художника. Азиаты всегда умели делать качественную живопись.

– Радуга разлилась в райских уголках природы... "Испачкала" белоснежные парусники, заслепила глаза, привыкшие к серым будням, порадовала, вознесла душу высоко-высоко, а потом скинула с высоты в воду, подняв мелкую красочную водную пыль, разогнав ее по округе...

– Картины великолепные, завораживают сочными яркими красками и восхищают мастерством художника. НО говорить о высоком искусстве пока еще далеко! "Как до Китая пешком", как говорится!

Великолепные работы! Давно не встречала таких жизнеутверждающих, позитивных красок. Сразу понятно, что в душе художника все хорошо. Приятно глазу и сердцу, а то последнее время – что не работы, то депресняк какой-то...

– Практически у всех азиатских художников один узнаваемый стиль... Не кажется? Тем не менее, понравилось.

– Все это похоже на детские "раскраски", картинки плоские... живописи здесь нет.

– Очень красивые картины, каким богатым должен быть внутренний мир художника, чтобы написать такие вещи. Такая картина озарит и наполнит энергией любой уголок.

– Интересно, это реальность или фэнтези, а может быть – и то и другое? Впечатляет очень! И сразу хочется туда в этот мир красоты и чистоты, но к сожалению так не бывает.

– Это называется национальная самоидентичность, воспитание в традициях. У европейцев также есть узнаваемый стиль. Я бы сказал, что у европейской школы немного прямолинейный стиль, рисовать или то, что они видят (как фотографии, что не есть хорошо), либо падение в маразм (как например, картины Дали и Малевича). В Азии все гармонично.

– Нравится всегда читать комментарии к работам художников: типа лабудень или краски мрачноваты, или композиция не продумана. Во-первых, сами создайте что-то подобное, а во-вторых: порой придешь домой слегка нетрезва, краски, кисть, бумага, какая уж тут композиция, что вышло, то вышло, просто чувства.

– Он "просто" рисует не пейзажи, а образы. Сразу то, во что трансформируется реальный ландшафт "внутри мозга" после первичной обработки. Есть еще один художник, правда работавший на еще более глубинном уровне образов – Н. Рерих.

– Речь не о том пестра эта картина или нет, и к какому концу света она подходит. Зачем обращать на это внимание? Есть такие люди, которые в прекрасном ищут недостатки, вы к таким и относитесь. Но ведь картины и на самом деле красивые!

... далее обыватели-комментаторы начали спорить, и все это переросло в ругню с личными оскорблениями и даже маты, – вот так всегда бывает на уровне обычного бесталанного народа с заурядными людьми, берущихся обсуждать высокое искусство и живопись.

На протяжении многих тысячелетий китайская живопись продолжает развиваться и процветать. Именитые китайские художники, создающие картины в традиционном стиле гохуа, продают свои творения на аукционах за огромные суммы, составляющие не один миллион долларов.

Одним из наиболее востребованных и любимых художниками жанров является пейзаж. Именно он занимает особое место во всей китайской живописи , дух которой обитает на склонах молчаливых гор и в долинах быстрых рек.

Традиционный китайский пейзаж является основой для обучения всем техникам живописи восточной культуры. Благодаря сравнительно небольшому набору изобразительных средств, достигается невообразимая полнота, рельефность и выразительность картины. Такие произведения искусства обладают не только внешней красотой, но и внутренней наполненностью, включающей и поэзию, и философию, и каллиграфию, и даже музыку.

Пейзажная живопись – базовый стиль китайской эстетики

Основные положения китайской живописи разрабатывались на протяжении многих столетий, что определило исключительный, своеобразный и неповторимый стиль развития изобразительного искусства Китая. Уместно будет вспомнить знаменитый аналитический трактат «Слово о живописи из сада с горчичное зернышко » первый том которого вышел в в 1679 году и был посвящен пейзажной живописи.

Каждая работа китайского художника содержит в себе и отображает основы философии Древнего Китая.

В самом названии китайского пейзажа — «шань-шуй» — заложено описание природного ландшафта, характерного для данной территории, где иероглиф «шань» 山 обозначает гору, а «шуй» 水 — воду.

Китайская пейзажная живопись изображает окружающую действительность в виде безграничного, одушевленного и многогранного мира, в котором невидимо, но ощутимо присутствует единое, великое и могущественное Божество.

Именно элемент духовности позволяет зрителю в полной мере ощутить внутреннюю и внешнюю гармонию, которая оказывает положительное воздействие на психологическое состояние человека в целом.

Тонко чувствуя все особенности природы Китая, художники с годами смогли выработать особенные приемы в живописи, способные полноценно передать их в процессе создания картины.

Чаще всего, пейзаж выполнялся на шелке с помощью туши. Для создания впечатления сумерек художник использовал приглушенные оттенки, полутона и краски. Своеобразная асимметричность композиции, мягко изогнутые линии русла реки, потоков водопада, ветвей деревьев придавали пейзажу особую утонченность. Невероятное сочетание разных природных энергий – деревьев, скал, воды, тумана и облаков – передавали зрителю всеобъемлющую и гармоничную картину мира.

Важной деталью является то, что сам по себе китайский пейзаж – это не реальное отображение какого-либо участка местности, а собственное творение автора, плод его восприятия окружающей действительности, фантазии. Создавая картину, художник будто бы отправляется в путешествие в свой внутренний мир, сквозь призму которого он отображает размышления, воспоминания и восприятие действительности. Благодаря данному приему зритель, изучающий пейзаж, в определенной степени также является его создателем, поскольку пытается разгадать «секрет» художника через собственные эмоции и мироощущение.

Духовный смысл пейзажа нередко дополняют философские высказывания либо поэтические строчки, исполненные идеальной каллиграфией.Даже печать полностью подходит сюжету, внутреннему состоянию художника или местности, в которой создавалась картина.

Особенностью китайского пейзажа является четкая прорисовка деталей внизу ближнего плана картины (фигурок людей, камней, деревьев, кустарников), отделяемых от изображений на дальнем плане воздушными облаками, пеленой тумана или водой. Данный прием позволяет создать ощущение полноты и простора. В картину гармонично вписываются крохотные силуэты людей: уставших путников с поклажей, прозябших рыбаков в маленьких лодках, умиротворенных отшельников на извилистой тропке.

Художественные приемы присущие китайскому пейзажу позволяют чудесным образом безмолвно передавать отдаляющиеся крики отдаляющихся птиц, тишину и спокойствие осенней природы либо ее пробуждение и оживление весной.

Интересно, что китайские художники работая над пейзажем не оставляют очерченных границ, что позволяет нам догадываться о задумках мастера.

В древности картины представляли собой шелковые или бумажные полотна, порой достигающие нескольких метров. Хранили их, приклеивая на плотную бумагу, которую сворачивали вокруг деревянного валика и помещали в специальный футляр. Доставали их исключительно для просмотра, и разворачивали постепенно, давая зрителям полностью прочувствовать каждую деталь пейзажа.

Кстати в этом и кроется одно из основных отличий китайской живописи от европейской. Китайская живопись символична и зрителю предлагается прочитать картину и понять.

Свиток с пейзажем – икона для китайца

Как найти общие черты у пейзажа и иконы, как увидеть философский смысл и как подобает «обходить» существующие испокон веков правила?

Разобраться во всех этих нюансах можно лишь при помощи полноценного и глубокого изучения техник и методов традиционного воспроизведения пейзажа, чтения древних философских текстов и классических канонов живописи. Именитые мастера гохуа считали, что лишь усвоив незыблемые основы и следуя умению древних виртуозов, можно усовершенствовать собственные навыки и даже развить уникальный авторский стиль.

Также приобрести подобные навыки можно пройдя курс китайской живописи в нашем клубе Две империи, после которого каждый сможет самостоятельно создать пейзаж в той технике и того размера, который придется по душе. А в дальнейшем – осваивать новые и более сложные приемы и методы современной китайской живописи.

Знаменитые художники прошлого

Один из самых известных китайских художников XX века 齐百石 (1 января 1864 - 16 сентября 1957) - настоящее имя Чунь Чжи, родился в бедной семье. Долгое время помогал своей семье, занимаясь домашним хозяйством. Но благодаря своему таланту и упорству, благодаря своему неординарному подходу к китайской живописи, он стал известным и популярным художником с мировым именем. Ци Байши часто называют Пикассо из Китая.

Ци Байши был разноплановым художником, он творил в разных жанрах традиционной китайской живописи. Ему принадлежат много пейзажей.

(张大千 Zhang Dagians, 1899 -1983) еще один величайший мастер традиционной китайской живописи. «Гений пяти столетий» — так назвал Сюй Бэйхун мастера в предисловии к сборнику работ Дацяня.

Чжан Дацянь — замечательный художник и каллиграф прожил не простую жизнь, много раз менял место жительства, жил в различных странах, в конце жизни поселился на Тайване, где и умер.

В своем завещании Чжан Дацянь дом и все предметы подарил Тайбэйскому музею Гугун. Там и был создан мемориал.

Этот художник, сумел добиться высочайших вершин в искусстве. На счету живописца свыше 40 тыс. произведений! Тем не менее, его работы одни из самых продаваемых в мире.

Благодаря новой техники прерывистой туши и широких мазков кисти, Чжан Дацянь подтолкнул китайскую пейзажную живопись к новому этапу своего развития.

Сюй Бэйхун 徐悲鸿 Xú Bēihóng (1895 -1953), китайский художник и график, представитель шанхайской школы. Родился в семье художника и поэта. Долгое время жил во Франции и изучал европейское искусство. Там же во Франции и была заложена реалистическая манера живописи. Много путешествовал по Европе. Его смело можно назвать реформатором в китайской живописи, так как он один из первых объединил традиции китайской живописи и европейской.

В Китае существует музей, посвящённый жизни и творчеству великому мастеру, отцу современной китайской живописи.

Прежде всего художник известен своими картинами великолепно написанных лошадей, большинство из которых были созданы в традиционном китайском стиле, то есть тушью или акварелью на шелке или бумаге.

Но так же Сюй Бэйхун написал множество картин в жанре китайского пейзажа. В основно произведения создавались в технике монохромных пейзажей, но в его творчестве есть и несколько цветных пейзажей.

Предназначение китайских художественных картин состоит в том, чтобы выразить суть предмета, а не одно лишь внешнее сходство. Китайские мастера рисовали не реальные пейзажи, а воображаемые, идеальные миры.

Такая картина, выполненная в традициях китайской живописи, побуждает думать о высоком.

Китайская пейзажная живопись — это своего рода сюрреалистичные произведения искусства, сравнимые с картинами Дали в европейской живописи.

Но, в отличие от многих европейских картин, творения китайских художников исполнены глубокого смысла, символичны и обладают особой энергией. Манера их письма также сильно отличается от европейской.

Это очень древнее искусство, которое со временем становилось все более совершенным. До сих пор китайские художники остаются верны традициям прошлого.

Когда мастер рисует картину, он никогда не станет ее поправлять. Из-за этого его работу можно назвать спонтанным произведением искусства.

Но гораздо интересней та предварительная работа, что совершает художник перед тем, как нарисовать картину. Эта работа называется «нахождение ци». Чтобы поймать энергию жизни, что распускает по утрам цветы, и чтобы выразить ее в сюжете картины, художник должен сначала слиться с сюжетом.


У картин китайских мастеров всегда созерцательный настрой.

Спокойное мысленное созерцание сюжета и различение в нем прекрасного — вот практика, к которой прибегают истинные мастера кисти.

Традиционные сюжеты китайских картин — это птицы и цветы, пейзажи, портреты и животные.

Картины природы

Веками пейзажи составляли основную долю китайской живописи. Они знакомы всем, кто считает себя любителем китайского искусства. Созерцательные, загадочные и озадачивающие, они всегда будоражили воображение людей Запада и писались китайскими мастерами в своем первоначальном виде тысячелетиями.

Суровые горы этих картин просты по природе, но, чтобы понять такую картину, требуется время и усилие.

Основными элементами китайских картин являются горы, водопады и реки. Сами китайцы называют такую живопись горно-водной.

Гора — это сердце китайского пейзажа. Она находится в центре обширного ландшафта, устремляясь вершиной вверх, к небесам. В других картинах горы представляют собой крутой монолит зелени, покрытый скалистыми породами и хребтами.


Туман, окружающий горы, символизирует духовное пространство,которое предстоит заполнить зрителю.

Окружающий гору пейзаж приглашает зрителя принять участие в его красоте и поразмышлять над значением горы или иногда над огромной пустотой вокруг нее.

Туман, окружающий гору, — это духовное измерение, которое предстоит заполнить зрителю, созерцая пейзаж.

Согласно традиционным китайским верованиям горы считаются священными. В них живут бессмертные, и их глыбы так близки к небесам, как в духовном, так и в физическом смысле.

Чувство равновесия в картину привносят другие элементы пейзажа — тропы и реки. Они бороздят пространство картины, направляя созерцающего к горе.

Иногда, несмотря на то, что в центре картины находится гора, настоящей душой произведения будут звезды и Луна. Часто на горно-водных пейзажах присутствуют такие элементы, как лодки, камни, деревья, здания, люди, солнце, храмы. Они лишь крохотная часть огромного пейзажа.

Также на картинах природы может присутствовать каллиграфия. Это стихи. Они дополняют пейзаж и поясняют его.


Созерцание такой картины действительно наводит на мысль о том, как малы люди в огромном и великом пространстве вселенной.

Китайская пейзажная живопись тесно связана с