Нетрадиционные техники обучения дошкольников нотной грамоте. Изучаем основы нотной грамоты. Цветные ноты для малышей

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла - закрутка»

Мастер класс рассчитан на детей подготовительной группы детского сада, воспитателей, родителей.

/Мастер-класс для детей возможен после предварительного формирования трудовых навыков: сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание/

Назначение : игровая кукла для ребенка; оберег; подарок своими руками; украшение любимого уголка в комнате.

Цель . Извлечение красоты из обычных, казалось бы бросовых обрезков, лоскутков кромок материи.

Задачи.

1. Научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество.

2. Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановит и сохранить для новых поколений такое явление, как народная традиционная кукла.

3. Закрепление у детей трудовых навыков: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

4. Заинтересовать родителей в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия.

Материалы.

2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;

Один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;

Прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;

Белые нитки;

Вата для объема;

Тесьма для пояса.

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает» /поговорка/

О народной кукле сейчас Вам расскажу,

А если Вам понравиться,- как сделать покажу.

Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, «…при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы, и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.

Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы.

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Материалы.

Технология изготовления куколки

Берем один квадрат белой ткани и подгибаем края внутрь, как показано на фото. Там, где подогнут более широкий край (справа) будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

В середину кладем вату, чтобы наша куколка не была слишком худенькой.

Выполняем тугое закручивание.

Получилась скрутка - рулик. Это «тулово» нашей куколки.

На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.

Берем второй квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек ваты, чтобы голова получилась более круглой.

Завязываем ниткой на уровне шеи.

Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы.

Формируем руки: определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем в середину.

Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно.

Основа нашей куклы готова. А вот наряд - это ваша фантазия и творчество. Я сделала кукле сарафан. Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе.

Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам, располагая нитку внутри.

Стягиваем нитку, ткань прикладываем к поясу, равномерно распределяя вокруг, и завязываем.

Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.

Другой вариант. Косыночка завязана вокруг головы. Куколка украшена передничком. Орнамент нарисован фломастером.

Но моя куколка грустит: не с кем хоровод водить.

Сделайте подружек ей, кукле будет веселей.

В изобилии современных игрушек кукла занимает важное место, помогая ребёнку осознавать роль человека в социуме, семье. Наши предки маленькую тряпичную красавицу использовали не только как детскую забаву, но и считали мощным оберегом.

История кукол-оберегов

Предположительно первые предметы, напоминающие кукол появились много тысячелетий назад, когда человек научился обрабатывать камень и другие подручные материалы. Подтверждением тому, является найденная на территории Чехии кукла, изготовленная из мамонтовой кости, с подвижными конечностями. Сакральные куклы наших предков были олицетворением духов, языческих богов, служили неотъемлемой частью обрядов и даже жертвоприношений, значились мощными оберегами. Изготавливались такие куклы из подручных средств.

Одними из первых считаются зольные куклы. Разбухая в воде, зола легко формуется в шар, к которому крепили веточки, мешковину. Такой славянский оберег символизировал очаг, сопутствовал человеку при смене места жительства. Позднее, с появлением льняных тканей зародилась кукла-мотанка (узелковая). Наполнителем служила солома, кудель, лыко, трава.

У разных народов были материалы, применяемые в изготовлении магических предметов: воск, глина, дерево.

Славянские куклы-обереги

Славянские куклы-обереги

История кукол уходит корнями в трипольскую культуру, существовавшую свыше пяти тысяч лет назад. Наши предки поклонялись Солнцу, Небу, Воде. Бык считался символом земледелия. Доминировал культ женщины, олицетворяющей плодородие и материнство. Археологами найдено немало глиняных фигурок, доказывающих данное предположение. Вероятно, именно в ту эпоху появилась тряпичная кукла. Трипольская культура была довольно развитой, просуществовала около двух тысяч лет, традиции и обряды передавались поколениями, потому дошла до наших дней. Подобные талисманы широко использовались в качестве мощного оберега: защищали от злых духов, порчи, болезней, приносили достаток и изобилие.

Делали кукол безликими. Считалось что, схожесть с человеком опасна, так как на хозяина может перейти негатив, впитанный оберегом. В южных областях на лице куклы изображали обереговый крест. Делали мотанок путём скрутки ткани по спирали. Предки связывали это с созданием мира.

Методы изготовления куклы-оберега схожи у всех славянских народов, но в зависимости от района проживания имели некоторые отличия. Могли изготавливаться из разных материалов: солома, береста, лыко. Украинская кукла выделялась большой головой, была безрукая. Белорусский оберег отличала богатая вышивка передника и рубахи. Иногда амулет делали из кукурузных листьев.

Русские народные куклы-обереги

Русские народные куклы-обереги

Славянская кукла-оберег сопровождала человека с первых дней и до конца жизни. Талисман мать делала для ребёнка, еще до рождения, подкладывая ляльку в колыбель, чтобы там не поселилась нечисть. Позднее - это была первая игрушка малыша. Мастерство изготовления мотанок из ткани чисто женское занятие, мужчинам запрещалось даже быть рядом во время процесса.

Первую куклу девочка делала в 13-14 лет, по аккуратности исполнения работы судили, насколько будущая невеста готова к замужеству. Наряжали народную любимицу по-разному, в зависимости от области. Северные регионы изготавливали кукол-оберегов в сарафанах и фартуках, на голову надевали повойник и платок. Южные мотанки «носили» юбку-поневу, рубаху с вышивкой, традиционный убор.

В зависимости от назначения куклы-оберега, разными были наполнители: зерно, травы, соль, зола. Важное условие в работе - не использовать колющие и режущие предметы. Ткань и нить рекомендуется рвать. На Руси мотанка считалась надёжной защитницей от недоброго взгляда, зависти, порчи. Берегла дом от нечистой силы, несла благосостояние, способствовала богатому урожаю.

Куклы-обереги из ткани, мастер-класс

Кукла Берегиня

Берегиня - хранительница домашнего очага

Одной из главных кукол считалась Берегиня - хранительница домашнего очага. Как сделать такой талисман разберём поэтапно. Нам потребуется:

  • ткань с ярким принтом желательно фольклорного рисунка;
  • материал телесного цвета — бязь, хлопок, лён;
  • сушёные травы, вата, куделя — для наполнителя;
  • холстинка;
  • алая нить.

Пошагово разберем как сделать куклу Берегиню своими руками

Оторвать лоскут однотонной ткани примерно 8х8 см. Сложить по диагонали, в центр поместить шарик наполнителя и обернуть вокруг него материал, перевязав внизу нитью.Делаем нечётное количество оборотов — вышла основа головы и рук. Складочки расправляем,иначе на лице получатся морщинки. Берём уголки ткани, образовавшиеся слева и справа от головы, края аккуратно заворачиваем внутрь, обматываем ниткой на уровне предполагаемых запястий - получились руки.

Приступаем к изготовлению груди. От яркого материала отрываем два кусочка примерно 6х6 см. Складываем по диагонали, помещаем по центру наполнитель, далее перевязываем по принципу изготовления головы. Получившиеся груди нужно примотать к основе куклы перекрёстным способом. Чётное число узлов закрепляем на уровне пупа.

Делаем одежду Берегине. Измерим куклу от груди до низа. Получили длину ткани по долевой нити, потребную для наряда. Ширину нужно сделать с припуском на сборку. Отрываем полученный лоскут материала, прикладываем к кукле, ниже груди лицевой стороной вниз, на голову. Приматываем нитью, по линии талии, не забывая делать сборку, опускаем ткань вниз, лицевой частью наружу. Из холстинки выкроим фартук и по принципу юбки крепим под грудью. Измеряем окружность головы. С припуском 2 см, отрезаем кусочек тесьмы или узкой ленты. Оборачиваем через лоб и на шее тремя витками нитки закрепляем. Определите размер платочка, оторвите от холстинки и повяжите узелком на сзади. Берегиня готова, поместите её в передний угол дома. Является надёжной защитой от сглаза, талисман несущий достаток и мир в семье.

Славянская кукла Желанница

Кукла, способная воплотить светлые мечты, станет подружкой для женщин. Желанницу несложно сделать, используя наш мастер-класс. Нам потребуется:

  • натуральная белая ткань;
  • разноцветные отрезки материала;
  • нитки;
  • кусочки оплетки, кружева.

Берём светлую ткань, края подгибаем внутрь, туго сворачиваем спиралью, что является символом сотворения мира. Оберните получившийся столбик таким же материалом, размер рассчитайте по длине скрутки. Обозначьте голову, перевязав на уровне шеи.

На лице куклы-оберега изобразим сакральный крест. Наматываем чёрной нитью вертикальную линию, придерживая конец слева от головы, по центру через затылок выводим к начальному этапу. Делаем несколько плотных витков. Затем нить располагаем справа от головушки и продолжаем работу. Повторяем то же зелёным и красным цветом. Делая горизонтальную полосу, придерживаем пальцем нить на затылке меняем направление витка. Вязальным крючком концы протягиваем через шейную намотку, таким образом закрепляя.

Определите длину ручек, нужный отрезок скручиваем спиралью и приматываем к столбику туловища. Свободные углы ткани, отходящие от головы, накладываем на скрутку рук, краешек подворачиваем внутрь, на уровне запястья перевязываем.

Формируем грудь, подложив чуть ниже шеи ватные шарики. Закрепляем крестообразной намоткой, делаем узелок в районе пупка.

Каждый оборот нитки - это ваша мечта. Думайте о желаемом, делая оборот.

Следующий этап - изготовление одежды для куклы. Выкройка здесь не нужна, достаточно понять длину юбки. Лоскут разноцветного материала обматываем вокруг головы, изнаночной стороной наружу. Моток делаем под грудью, одновременно сбаривая ткань. Юбочку выправляем вниз. Таким же методом крепим фартучек. Делайте его наравне с подолом, считается что его длина символ достатка. Приобретите вашему талисману красивую шкатулку или сшейте мешочек, храните подальше от чужих глаз.

Кукла Кубышка-Травница

Почитаемая славянами кукла-оберег Кубышка-Травница

Кубышка-Травница почитаемая кукла, помогающая вернуть человеку здоровье, продлить жизнь, очистить воздух в доме. Изготовить её своими руками совсем не сложно, главное наполнить ароматными травами, в которых заключается магическая сила. Чаще всего используются душица, рябина, мята, полынь, лист малины, смородины. В работе применяем:

  • кусок натуральной ткани 17х5 см — основа тела;
  • материал кремового или белого цвета 16х16 см;
  • холщовое волокно (куделя), чтобы придать объем голове;
  • шерсть, вата в качестве набивки;
  • ткань на передник, косынку, грудь;
  • нитки.

Из натурального лоскута делаем валик, загнув края внутрь. Складываем пополам, отступив 2,5 см от сгиба, производим намотку нити, закрепив на чётное кол-во узелков. Накручиваем льняное волокно, формируя таким образом голову. Берём квадратный фрагмент ткани, оборачиваем вокруг образовавшегося шарика, зафиксировав на шее несколькими витками нити. Расправляем складки, аккуратно вытягиваем уголки, расположенные по бокам - это будут руки. Края загибаем внутрь и перевязываем нитью у запястья.

Начнём делать бюст. Берём 2 квадратных кусочка ткани по центру размещаем комочки наполнителя и обвязываем нитью. Прикладываем груди-узелки к каркасу и приматываем к талии и шее перекрёстным методом, узелочки завязываем на уровне пупка. Из ткани в рисунок, по трафарету вырезаем круг диаметром 25 см. Собираем края заготовки на длинную нить, не закрывая полностью. В получившийся кузовок помещаем травы, вставляем тело Кубышки-Травницы, затягиваем сборку. Чтобы юбочка не сползала сделайте несколько оборотов нити вокруг шеи.

Выкроим передник и примотаем под грудью. На голову наденем повойник из тесьмы, который закрепим ниткой по линии шеи, и повяжем платочек, узел сделаем сзади. Кукла- оберег, сделанная своими руками, обладает более мощной защитной силой. Важное значение имеет, чтобы мастерили амулет в определённые дни и добром здравии. Запрещалось заниматься рукоделием в воскресенье и праздники.

Кукла Крупеничка

Крупеничка олицетворяет благосостояние

Предки считали, что кукла, наполненная злаками должна быть в каждом доме. Крупеничка олицетворяла благосостояние, изобилие, символизировала богатые посевы. Вид куклы говорил о достатке в доме. Сделать данный может даже начинающая мастерица.

Нам потребуется:

  • хлопчатобумажный разноцветный кусочек;
  • лоскут трикотажного материала;
  • плотный лён;
  • натуральные нитки;
  • кружево шириной 12-15 см;
  • злаки. Крупы;
  • ленточки;
  • монета.

Из квадратного лоскута холщовой ткани шьём «трубу», один край собираем, плотно завязав, выворачиваем наизнанку. Размер можно выбрать произвольно, рекомендуемый 20х20 см. На дно «торбочки» помещаем монету, насыпаем злаки, плотно утрамбуем. Мешочек должен быть устойчивый. Соберём на прочную нить верхний край, туго затянем, завязав на чётное количество узелков.

Получили основу куклы. Берём кружево для нижней рубахи, оборачиваем вокруг туловища, на расстоянии две трети от низа приматываем. Вымеряем из цветной ткани нужный кусок для верхней одежды. Спереди она не должна смыкаться, между вертикальными краями расстояние примерно 3-4 см. Из трикотажной ткани вырезаем прямоугольник, скатываем валиком с двух сторон, оставляя центральную часть свободной.

Получаем зипун, который приматываем к туловищу таким образом, чтобы валики оказались руками. Требуемую длину предварительно замерьте по кукле. Выкраиваем передник, на котором нитками мулине, по схеме можно вышить сакральный знак плодородия. На голову из ленточки одеваем повойник, сверху повязываем простой платочек, узелок располагаем сзади. Подобная кукла, изготовленная своими руками станет символичным подарком на свадьбу или новоселье.

Символ достатка, сытости, здоровых детей — Благодать

Отличают подобную куклу поднятые вверх руки, большая грудь. Мастерили её вканун Благовещения, дарили как символ сытости, достатка, здоровых детей. Сделаем самостоятельно тряпичный амулет, следуя нашему мастер-классу.

Используем:

  • веточка-рогатина (рекомендуется американский клён, у него ровные развилки) ;
  • квадратная ткань плотного натурального текстиля белого, телесного оттенка на голову 10х10 см;
  • два куска разноцветной ткани 6х6 см, один прямоугольный;
  • вата;
  • небольшой отрезок тесьмы;
  • лоскуты на платочек и передник;
  • шерстяная пряжа алого цвета

Берём рогатину и обматываем нитями основание, начиная от развилки к концу. Возвращаемся и «закрываем» один рог, затем другой. Обмотку делаем плотно, иначе будет просвечивать дерево. В центр белого лоскута положим комок ваты, перетягиваем нитью. Образовавшийся кузовок, крепим в развилку - голова куклы. Из цветных кусочков по такому же принципу изготовим груди, которые приматываем к основанию рогатки, чуть ниже шеи. Прямоугольный кусок послужит юбкой, оборачиваем ею вокруг головы внешней стороной внутрь, крепим пониже груди, подол расправляем вниз. Вымеряем, согласно длины сарафана передник, таким же способом крепим под бюстом. На голову повязываем тесьму-повойник, закрепляя верёвку на шее, сверху надеваем платок, узел делаем сзади. Размеры ткани указаны примерные, ориентируйтесь на величину рогатки.

Подорожницу дарили путникам, на удачу и лёгкую дорогу

Подобную куклу дарили путникам, на удачу и лёгкую дорогу. Мастерили её маленькой,с целью удобства хранения в кармане или сумке. Подобную крошку просто изготовить самостоятельно. Нам потребуется:

  • ткань хлопчатобумажная 6х6 см, 7,5х7,5 см;
  • вата;
  • цветной материал - прямоугольный. Количество вымерять по кукле.
  • Красная нить;
  • ткань для фартука, платочка;
  • Узкая ленточка.

В центр квадрата кладём комочек ваты, перевязываем - получилась голова. Не забываем расправить складочки. Надеваем ленточку-повойник, закрепляя несколькими спиралями на шее. Приступаем к созданию одежды. Прямоугольный кусочек материала нужно обернуть вокруг головы изнанкой внутрь, приматываем выше плеч, расправляем сарафанчик вниз. Берём лоскут прямоугольной ткани, сворачиваем вчетверо, концы перевязываем. Получили заготовку для рук, примотаем перекрёстной методикой к шее. Надеваем косыночку. К ладоням Подорожницы привяжем кузовок с зерном, чтобы не голодать в дороге. Иногда наполняли золой, как символ родного очага, оберегающий путника от лихих людей.

Кукла-оберег своими руками из ниток - пошаговая инструкция

Кукла-оберег своими руками из ниток

Кукла многообразна по назначению и способам изготовления. Одной из разновидностей мотанок является оберег, сделанный из ниток. В марте на деревьях развешивали подобные куклы белого и красного цвета, символизирующие уходящую зиму и наступление весны. Как сделать куклу-оберег расскажет поэтапный мастер-класс.

Чтобы приступить к работе, возьмём следующие материалы:

  • белая и алая пряжа;
  • вата;
  • кусок картона 15х15 см.

На плотную бумагу мотаем 25 витков красных ниток, завязываем узлом, снимем с шаблона. Отдельно сплетаем косичку из пряжи обоих цветов, длиной 30 см. Концы надёжно закрепляем, оставляя кисточку. Привязываем плетёнку одним к мотку. Следующий этап - формирование головы куклы. Подкладываем ватный комочек диаметром примерно 3 см под узел косички и перевязываем внизу. Распределяем пряжу на голове, чтобы вата не просвечивала. Мастерим руки - на ту же картонку намотаем 15 витков, с обеих сторон завяжем узелки.

Затем снимаем с шаблона и перетягиваем концы, отступая от края по 2 см и обрезаем, создавая кисточки. Полученную заготовку прокладываем внутри мотка под головой и перетягиваем под руками - образуется талия. Чтобы оформить подол, низ разрезаем. У подобной куклы должна быть пара. Пользуясь предыдущей инструкцией, создаем амулет из белой пряжи и привязываем ко второму концу косички. Как видно изготавливать куклу своими руками просто, здесь не требуются лекала и сложные выкройки. Главное, должен быть добрый настрой и светлые мысли.

Тряпичная мотанка - образец народной культуры, в котором заложен глубокий смысл.

Ирина Ершова
Обучение детей дошкольного возраста нотной грамоте

Игре на детских музыкальных инструментах в нашем детском саду уделяется особое внимание, так как детское музицирование способствует развитию музыкальной памяти, внимания, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

Почему я решила обучать детей нотам ? Используя цветовую или цифровую систему в обучении можно быстро научить ребенка играть на инструменте, но в этих случаях слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Но и этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Трудности в обучении игре на музыкальных инструментах и натолкнули меня на мысль научить детей играть по нотам .

Изучив литературу, я пришла к выводу – дети быстрее осваивают игру на музыкальном инструменте, зная ноты.

Дети подготовительной группы уже владеют навыками игры на шумовых инструментах, ударных, металлофоне. Когда я предложила организовать в группе оркестр и научить играть по нотам, дети обрадовались.

Обучение нотной грамоте я провожу на музыкальных занятиях и отдельно в кружке, который дети назвали «ФА – СОЛЬ - КА» . Разработала перспективный план и поставила цель :

Подобрать материал доступный, интересный и посильный для детей ;

Добиваться активности детей в игровых заданиях ;

Постоянно поддерживать интерес, используя нетрадиционные методы обучения ;

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, любовь к музыке.

Последовательность обучения детей старшего дошкольного возраста нотной грамоте :

Первый этап обучения - развитие у детей ритмической пульсации

Вначале я разучиваю с детьми игровые упражнения :

Назови имя хлопками

Назови слово хлопками

Назови предложение хлопками

определи количество слогов в словах (стул – нора – машина – телевизор)

Затем дети по картинкам подбирают слова и самостоятельно проигрывают ритмический рисунок на музыкальных инструментах.

Затем задание усложняется. Дети знакомятся с ударным слогом и выделяют его акцентом.

Знакомство с длительностями. Короткие слоги записываются палочкой (с флажком или хвостиком) и называются восьмая и четвертная.

Так мы перешли к длительностям, интересные стихи, потешки, пособия. карточки, игры помогли детям четко усвоить ритмический рисунок.

Игры :

1. Спрячь слово в ритмический рисунок (картинки)

2. Определи слово по ритмическому рисунку (Зайка – заинька – зайчонок)

3. «Живые нотки»

Описание игры : в руках у детей по 1 длительности . Они встают в шеренгу. Ведущий ребенок прохлопывает сложившийся ритмический рисунок.

Дети с нотами в руках меняются местами. Игра повторяется.

4. «Топай – хлопай» - в начале 1 строчки нарисованы ладошки , а на нижней строке – сапожки. Ритм выкладывается

нотками – магнитами. Ребенок воспроизводит ритмический рисунок хлопками и притопами. Здесь же знакомлю детей с паузой (знак молчания) .

Второй этап обучения - знакомство с нотами

Используя «музыкальные часы» , я познакомила детей с названием нот (где какая живет) . Интересные стихи про нотный стан , скрипичный ключ, помогли детям быстро запомнить и узнавать ноты.

ИГРЫ С НОТАМИ :

1. «Нотки заблудились»

2. «Ноты спрятались в словах»

3. «Назови соседей»

4. «Музыкальные сказки»

5. «Нотное домино »

Третий этап обучения - игра по нотам

Я использую иллюстрированный способ записи нот и обозначение ступеней условными знаками, который позволяет быстро и качественно обучить детей игре на детских музыкальных инструментах и основам нотной грамоты .

На музыкальных инструментах (металлофонах и ксилофонах) приклеила картинки, обозначающие ноты :

ДО – домик (дождик) . РЕ – репка, МИ-мишка (голова, ФА – фартук, СОЛЬ – солнышко. ЛЯ – лягушка, СИ – сирень

Дети вначале играют на 1, затем на 2 звуках. Песенки легко можно транспонировать, так как дети быстро ориентируются и находят нужный звук. Вначале обучения запись нот дается в картинках (без линеек, в дальнейшем - на линеечках.

Дети разучивают песню со словами, затем называя ноты и используя звучащие жесты, и только потом переходят к игре на инструменте.

Я считаю, что только осмысленное осознание нотного текста дает возможность успешного развития у детей музыкального слуха , памяти и творческих способностей.

Представьте яркие краски природы! Красный цвет неба в час захода солнца. Оранжевый цвет апельсиновых садов. Желтые тюльпаны. Зелень хвойных лесов. Высь голубого неба. Отражение гор в синеве озера. Нежное облако фиолетовых кустов сирени.

Цветные ноты для малышей

А музыкальные знаки однообразного черного цвета. Как научить ребенка нотам, если вид этих значков не вызывает совершенно никакого интереса? Просто надо добавить немного волшебства! Почему бы не сделать их цветными?! О том, как связаны музыкальные знаки и цвет,а также о том, как быстро выучить ноты - сегодня вам расскажет музыкальная фея Дома музыки.

Чтобы лучше понимать музыку, научиться петь, нужно понимать, как она устроена. Ну а для этого стоит познакомиться с основами языка музыки - с нотами. Значит, и детям, и взрослым хорошо бы для начала выучить название нот на нотном стане. Но давайте сначала чуть-чуть затронем историю музыкальных знаков.

Символы для записи музыки были изобретены в 11-ом веке. Сначала ноты были квадратными, и было всего 4 линейки. Но потом изображение нот поменялось. Начиная с 18 века, стали рисовать ноты в виде овальных значков на нотном стане из 5-ти линеек. Более подробно об истории появления нот вы можете прочесть в нашей статье “ ”.

Почему лучше использовать цветные ноты для малышей? Если вы обращали внимание, как пишутся ноты, то знаете, что обычно они имеют скучный черно-белый вид. Малышам при изучении музыкальной грамоты непросто воспринимать схематическое изображение звуков на линейках. А цвет нот может облегчить эту задачу. Поэтому для детей младшего возраста создали специальную методику.

Как действует эта разноцветная методика?

Существует несколько каналов восприятия информации, и зрительный канал - один из самых сильных. Поэтому, когда используются цветные ноты, малышам проще понять принцип схематической записи нот и быстрее их выучить.

Какого цвета ноты

Мир музыкальных звуков - волшебный! Яркие краски радуги постарались, и ноты стали цветными! Давайте посмотрим, какие же цвета соответствуют каждой ноте:

До - красного цвета;
ре - оранжевого;
ми - желтого;
фа - зеленого;
соль - голубого;
ля - синего;
си - фиолетового .


Семь нот - семь цветов. Вам это ничего не напоминает? Да, конечно - это ноты по цветам радуги!

Кто придумал соединить музыку и цвет


Честно говоря, я не нашла точных данных об авторе, который придумал методику цветных нот для обучения детей. Многие присваивают себе это замечательное изобретение. Но известно, что с давних времен были музыканты с так называемым цветным слухом. Они видели или, правильнее сказать, чувствовали определенные цвета при звучании разных тональностей и аккордов.

Кто же объединил цвета и музыку? Есть сведения, что композитор Александр Скрябин стал первым, кто расположил ноты по цветовому спектру. Семь нот - семь цветов радуги. Все гениальное - просто! Постепенно цветные ноты стали использовать для обучения музыкальной грамоте детей по всему миру.

Задействуем правое полушарие мозга при изучении нот

Соответствие нот цветам радуги используется во многих странах для обучения детей музыке. При использовании этого метода включается ассоциативный способ восприятия информации, и скучная нотная грамота превращается в увлекательную цветную игру. Причем здесь правое полушарие мозга? Дело в том, что именно правое полушарие отвечает за воображение, интуицию и творческие способности. Когда при обучении ребенка используются цветные ноты, идет активная работа именно правого полушария. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Изучение нот с детьми при помощи цветов

Существует несколько разных вариантов записи цветных нот. Самый простой - это обычная запись нот на нотном стане, просто вместо черных нот используются цветные.

Но есть и другие варианты. Например, используют только цветовые поля: вертикальные или горизонтальные, без линеек. Посмотрите, какой необычный нотный стан с машинками мы сделали с участниками Дома музыки!

А еще существует методика, при которой запись идет в схематичной форме при помощи цветных кружочков, которые находятся на одной линии или соединяются в узоры.

Насколько это удобно и правильно? Сложно судить, но лично мне ближе вариант игровой цветной записи, но все же на привычных 5 линейках.

Цветная клавиатура в помощь юному музыканту


Методика цветных нот используется не только для изучения основ нотной грамоты, но также для обучения малышей игре на пианино. На клавиатуре очень много клавиш, и все они только черные и белые. Как же найти нужную ноту? Помогите ребенку и покажите расположение нот на пианино при помощи цветов. Для этого возьмите полоски семи цветов радуги и наклейте их на клавиши, начиная с ноты «до» первой октавы.

Этот способ помогает быстро выучить расположение нот на пианино. Также данная методика помогает задействовать разные виды памяти и делает процесс обучения максимально наглядным. Да и цветные клавиши выглядят для малыша гораздо веселее и привлекательнее.

Цветные ноты для малышей: в чем их преимущества


И еще один важный момент, на который я бы хотела обратить ваше внимание. Когда мы изучаем ноты с малышами в игровой форме, используя сказочные образы, обозначение нот цветами, мы активно развиваем правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение, креативность, интуицию и творческие способности.

Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Цветные ноты - это не только способ освоить нотную грамоту, это эффективный и интересный способ развития интеллекта ребенка!

Но что же делать дальше? Как играть с цветными нотами?

Приходите на уникальный Музыкальный Квест Дома музыки « «, и мы будем в веселых, музыкальных играх с нотками развивать наших малышей.

Описание материала : Одним из ключевых приемов, которым можно заинтересовать, захватить, заставить проникнуть в тему беседы любую аудиторию, как взрослую, так и детскую, является история, сказка, притча. Захватить внимание детей, вызвать интерес к теме беседы легче всего с помощью сказки. Тогда дети, проникнув в «сказочную страну», сидят, затаив дыхание, и слушают.

Наша, совместно с дочерью Ксенией сочиненная сказка, поможет освоить малышам 6-8 лет нотную грамоту, да и просто подружиться с музыкой и ее волшебными звуками.

Цель: Актуализация знаний детей по теме «Ноты»

Задачи: Вызвать у детей интерес к теме. Помочь освоить нотную грамоту.

Помочь понять, что мелодия состоит из отдельных нот. Учить выделять из мелодии отдельные звуки. Познакомить с понятиями «высокие и низкие голоса», учить определять на слух высокие и низкие звуки.

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

Учить «чувствовать» музыку, определять и передавать характер музыки в двигательных импровизациях или с помощью картинок-образов зверей и птиц.

Закреплять полученные ранее знания.

Предварительная работа: Прослушивание музыкальных произведений, музыкальные и двигательные импровизации, знакомство с нотным станом и написанием нот на линеечках.

Итак……

В одной сказочной нотной стране жили-были ноты. У каждой нотки было свое имя. Нотки, как и дети, были нотки мальчики, которые очень любили лазать по лесенкам, как и все мальчишки на всем белом свете, а были и нотки девочки. Они, как и все девчушки-хохотушки, очень любили наряжаться. Нарядов было много, и поэтому их папа Король Скрипичный Ключ построил для них великолепный дворец. Для каждой девочки была устроена отдельная комната, но… об этом чуть позже.

Мальчиков звали так: ДО, МИ, СОЛЬ и СИ. Собрались они однажды на прогулку в парк, а там стояла высокая лесенка. ДО был самый младший из всех братьев, и смог забраться только на самую низкую ступеньку, стоящую на земле (дополнительную). Он стоял там и радовался: «Вот какой я ловкий!» А мальчики постарше, МИ, СОЛЬ и СИ, решили устроить соревнование: кто же заберется выше всех. Самым ловким оказался СИ, он забрался на третью ступеньку. СОЛЬ чуть пониже, на вторую, а МИ только на первую. «Ура, я выиграл,- прокричал СИ,- я выше всех». ДО не обиделся на брата, а сказал, что он, стоя на своей дополнительной ступеньке, видит червячков на земле. МИ тоже не расстроился, ведь со своей первой ступеньки он увидел, как мама возвращается с работы. СОЛЬ со своей второй ступеньки увидел самую красивую на свете птичку.

А что тебе там видно, СИ?

Мне с третьей ступеньки видны облака и небо!

В это же самое время, девочки выбирали себе комнаты.

Я буду жить внизу на первом этаже!- сказала РЕ,-не люблю лесенки, и поселилась под первой линейкой.

Тогда я займу второй этаж, между первой и второй линейками,- сказала ФА,- мне очень нравится смотреть в окно на наш чудесный яблоневый сад, а снизу и сверху его не разглядеть.

Ну тогда третий этаж мой,-сказала ЛЯ,-мне очень нравится подниматься по лесенкам. И поселилась между второй и третьей линейками.

Вот так дружно жили-поживали веселые нотки и до сих пор живут, хотите проверить, тогда отправляйтесь в сказочную нотную строну. А веселые ребятки-нотки будут ждать вас в своих домиках.

ДО - на дополнительной линеечке.

РЕ - под первой линеечкой.

МИ - на первой линеечке.

ФА - между первой и второй линеечками.

СОЛЬ - на второй линеечке.

ЛЯ - между второй и третьей линеечками.

СИ - на третьей линеечке.

До скорой встречи в сказочной стране!

Сказку можно рассказать в любое время суток, хоть на ночь. Зато утром можно нарисовать нотки и их домики, а можно и поиграть.

Дидактическая игра «Высоко - низко»

Для игры понадобится лист бумаги с нарисованным нотным станом (пять линеечек) и небольшие овалы из черной цветной бумаги.

Взрослый или играет на фортепиано высокие либо низкие ноты, или просто поет любые ноты,высокие либо низкие. Ребенок догадывается высоко или низко забрались мальчики нотки и выставляет овалы на нотный стан, соответственно высоко или низко.

А еще по нотному стану могут «гулять» картинки с изображением зверей: медведи, зайчики, волки, птички.Каждый зверь под «свою» песенку.

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали нотный стан,

И на нем все ноты-точки

Разместили по местам.

А теперь и вы, ребята, вспомните, где живут нотки и разместите их по своим домикам.