Самая низкая нота. Высокие ноты

Высокие ноты могут представлять сложность для начинающих вокалистов, причём в большей степени для тех, кто не пел в детские годы в хоре. Научиться их правильно петь можно в любом возрасте. Обучение пойдёт быстрее, если в школьные годы вокалист уже имел опыт пения.

Многие исполнители начинают по разным причинам бояться брать высокие ноты, но на самом деле при помощи специальных упражнений можно научиться их правильно и красиво брать. Несколько простых упражнений помогут вам научиться петь высоко на верхнем участке своего диапазона без дополнительных усилителей звука и ревера. Но сначала нужно разобраться, что же мешает вам легко и красиво петь и оставаться на высоте в сложной головной тесситуре.

Почему высокие ноты трудно петь даже сопрано

Причин трудностей пения на высоких участках диапазона может быть множество. Вокалист начинает пугаться их как из-за физических, так и вследствие психологических факторов. При этом его голос может действительно звучать некрасиво на верхних нотах. Вот несколько самых распространённых причин, почему трудно их петь:


  1. Распев в пределах квинты со скачком вверх от примы. Вам нужно спеть заполненную квинту вверх и вниз, а потом совершить скачок на этот же интервал и снова вернуться к приме.
  2. Пойте нисходящие распевки от квинты к приме. Так вы сможете сгладить проблемный участок диапазона и преодолеете страх перед верхними нотами.
  3. Распевки в пределах октавы с многократным повтором верхнего звука. На нём можно даже остановиться и пропеть его как можно дольше. Главное – избегать горлового звука. На нём можно сделать крещендо и диминуэндо, чтобы научиться управлять голосом в высокой тесситуре.
  4. Когда поёте высокие ноты, обратите внимание, какая часть тела начинает немного вибрировать. Если вы поёте высокие ноты, то вибрировать будет область носа и глаз. При резком неправильном звуке ощущения вибрации нет.
  5. Добивайтесь мягкого и красивого звука, который плавно звучит на всех участках диапазона. Тогда вам станет проще его петь и радоваться красивому звучанию голоса.

Предлагаем вашему вниманию подборку рекордных музыкальных достижений.

1. Самая длинная песня длится 1000 лет

Эта песня играет в данную секунду, пока вы читаете эту статью. Ее композитором стал бывший участник группы Pogue Jem Finer. Он создал ее специально для Тибетских поющих чаш. Она воспроизводится компьютером начиная с 31 декабря 1999 года и закончится 31 декабря 2999. А затем начнется снова.

2. Самая низкая спетая нота - 0.393 Гц

Самая низкая нота, которую когда-либо мог взять человек согласно книге рекордов Гиннеса, имела частоту 0.393 Гц. Таким достижением может похвастаться церковный певец Роджер Менес, который смог взять самую низкую ноту в 2010 году. Как ему это удалось - совершенно неясно, так как человеческое ухо может уловить звук не ниже 18 Гц.

3. Самый быстрый рэпер в мире - 23 слога в секунду

Этот стиль, который пришел к нам от Sugar Hill Gang начинает развиваться благодаря новому поколению рэперов, которые с каждым разом становятся все быстрее и быстрее. В данный момент обладателем рекорда Гиннеса является парень по имени Рики Браун, который может проговорить 14 слогов в секунду.

В Южной Корее есть парень, который читает рэп со скоростью 23 слога в секунду. Проблема в том, что технически книга рекордов принимает только английский язык. Но всё равно - такая скорость очень впечатляет!

4. Самая высокая нота, которую взял человек - Си восьмой октавы (С8)

Фортепиано имеет 88 клавиш. Самая высокая нота, которую можно сыграть - это высокая С, которую часто относят к С8. На протяжении долгого времени считалось, что Мэрайа Кэри может спеть самую высокую ноту G7 после исполнения гимна США в 2003 году. Однако в 2008 парень по имени Адам Лопез взял рекордно высокую ноту С8 вживую перед публикой.

5. Самый быстрая игра на гитаре - 600 аккордов в минуту

Парень из Денвера Джон «Dr. Hot Licks» Тэйлор во время исполнения Полета Шмеля играл со скоростью 600 аккордов в минуту. Думаете, можно догнать его, слегка потренировавшись? Не тут-то было. Он побил предыдущий рекорд со в два раза большей скоростью.

6. Самая громкая группа - 136 ДБ

Есть шумные, есть громкие, а есть ну просто очень громкие коллективы. На протяжении долгого времени самой громкой из них считалась Man-O-War, на смену которой позже пришли The Who в 1984 году. Тогда на одном из их концертов был зарегистрирован уровень громкости в 129 ДБ. Их рекорд был побит Группой KISS:136 ДБ на концерте в Канаде в 2009 году.

7. Самая длинная нота - 20.2 секунды

Рекорд наиболее длинной по времени спетой ноты принадлежит Мортену Харкету, лидеру группы A-Ha. В песне «Summer Moved On», записанной в 2000 году, он выдерживает ноту на протяжении 20.2 секунды. На сегодняшний день есть много разных талантливых вокалистов, но такого еще не делал никто.

8. Самый продаваемый сингл всех времен - 50 миллионов копий

Обладателем такого рекорда стала группа L7. Их сингл «White Christmas», который был выпущен в 1942 году, разошелся по всему миру в размере 50 миллионов копий.

Пение благотворно влияет на организм человека. Когда мы поем сердцебиение замедляется, снижается артериальное давление и эмоциональное состояние стабилизируется. Правильно распоряжаясь знаниями в области акустики, анатомии, постановки голоса можно научиться определять индивидуальные вокальные данные, подбирать произведения, в которых голос зазвучит полно и естественно. Первое понятие, с которым предстоит столкнуться – вокальный диапазон.

Это интервал от самого низкого до наиболее высокого звука, воспроизводимого человеком. Определить диапазон возможно с помощью музыкальных инструментов с большим количеством октав (фортепьяно, гитара).

Измеряется диапазон количеством октав, которые способен взять голос. Одна октава составляет 8 ступеней, например, от «ре» до следующего «ре». Для профессионального пения достаточно 2 октав.

Понятие «тесситура» помогает подбирать произведения для конкретного исполнителя, а также определять вокальные данные. Тесситура – это соотношение высоты звуков в музыкальном произведении с диапазоном голоса исполнителя. Для певца с высоким голосом – композиция с высокими нотами.

Певческие голоса

Классификация певческих голосов определяется полом исполнителя, диапазоном, тембром и тесситурой. Тембром называется индивидуальная окраска звучания, обусловленная обертонами. Обертон (нем. «верхний тон») – это части звука, высшей, в сравнении с основным тоном, частоты.

  • Сопрано – высокий женский голос, которому свойственны звонкость, подвижность, яркость. Драматическое сопрано – плотный и ровный голос, самый низкий из сопрано; Также выделяют лирико-драматическое, лирическое, лирико-колоратурное и колоратурное сопрано, отличительное высоким голосом, подобным звучанию скрипки;
  • Меццо-сопрано – глубокие, насыщенные ноты. Разновидности: лирическое и драматическое меццо-сопрано;
  • Контральто – низкий женский голос с бархатистым звучанием.

Мужские вокальные диапазоны:

  • Тенор – голос хора и оперы, самый высокий, близкий к женскому звучанию. Подразделения: альтино, лирический, меццо-характерный, драматический тенор;
  • Баритон – средний по высоте голос включает: лирический баритон, лирико-драматический, драматический и бас-баритон (мощный, близкий к басу голос);
  • Бас – низкий певческий мужской голос. Бывает высоким, центральным и низким.

Частотный диапазон:

  • Бас – 80–350 Гц;
  • Баритон – 100–400 Гц;
  • Тенор – 130–500 Гц;
  • Контральто – 170–780 Гц;
  • Меццо-сопрано – 200–900 Гц;
  • Сопрано – 250–1000 Гц;
  • Колоратурное сопрано – 260–1300 Гц.

Как расширить диапазон голоса

В диапазоне голоса выделяется три зоны: примарная зона – ноты в центре диапазона певческого голоса; зона рабочего диапазона, в которой исполнитель берет ноты без усилий; зона нерабочего диапазона, включающая замыкающие ноты вокальных возможностей. Расширять диапазон следует постепенно, отходя от примарных звуков вверх, затем вниз.

Основные упражнения и правила для развития вокала:

  • Следите за собой. Держите ровную осанку, откажитесь от вредных привычек, соблюдайте правила гигиены полости рта. Перед занятиями не употребляйте молочных продуктов, замените их водой комнатной температуры;
  • Тренируйте дикцию. Читайте вслух, с выражением, повторяйте скороговорки;
  • Распевайтесь перед занятиями;
  • Правильно дышите, когда поете;
  • Не напрягайте гортань.

Помимо домашней практики, консультируйтесь с врачом-фониатром, посещайте занятия педагогов по вокалу, так вы сохраните здоровье и быстрее добьетесь успеха.

  • Джорджия Браун – обладательница самого широкого вокального диапазона среди женщин – 8 октав, этот показатель внесен в книгу рекордов Гиннеса. Второй рекорд – наивысшая нота, взятая человеком.
  • Тим Стормс – рекорды Гиннеса: самый широкий среди мужчин вокальный диапазон – десять октав. Самая низкая нота, когда-либо взятая человеком.
  • В книгу рекордов попала наша соотечественница Долгополова Татьяна Владимировна, вокальный диапазон которой: 5 октав + 1 тон. Также Татьяна обладает самым низким для сопрано голосом в мире.
  • Говоря о ярких музыкальных исполнителях российской эстрады, представляется невозможным оставить без внимания харизматичного певца Григория Викторовича Лепса. Григорий Лепс награжден премиями «Золотого граммофона» и «Песня года», а также званием Заслуженного артиста РФ (2011). Григорий Лепс поет баритоном, вокальный диапазон составляет 3 октавы.
  • Эрик Адамс, выступающий в группе «Manowar», также поет баритоном. Голосовой диапазон – четыре октавы. Голос Адамса богат и многогранен, стоит послушать исполненную им арию «Nessun dorma», рассчитанную для тенора.

Певческие голоса, как музыкальные инструменты должны откликаться на заданную ноту. Путь постановки вокала, создания яркого индивидуального стиля занимает годы. Расширять вокальный диапазон следует в возрасте от 18 лет, когда организм сформировался.

Успехи в вокальной карьере зависят от здоровья артиста, следите за питанием, упражняйтесь, займитесь гимнастикой для дыхания и регулярно практикуйтесь в пении. Не теряйте стремления к развитию и упорства, помните, голосовой диапазон не определяет подачи выступления, имея полторы – две октавы можно завораживать публику чистотой и наполненностью голоса.

Да, мой друг, ты не поверишь, но мы снова долбим эту тему. И не смотря на то что я написал кучу статей на эту тему диапазона, например: « », и т.д. . Я всё равно не устаю читать вопросы типа: «Почему верха не звучат?», «Почему я не могу спеть выше фа диез 1 октавы», «Почему голос словно кончается на верхах и болит горло?» и т.д. Конечно, я рад отвечать на вопросы, и пусть они банальны, всё же у каждого своя индивидуальная ситуация, свой набор проблем, свои загоны и т.д. Если б вы только знали, друзья, насколько пение, сложный и одновременно невообразимо простой процесс. Сегодня разговор не пойдёт о каких-то эстрадных лоховских певцах, там с диапазоном всё и так ясно.

Так же, как и человеческий организм, голос имеет свои разные состояния. У вокалистов есть такая крутая фраза:

Мне хотелось бы сказать, что это не правда, но так и есть. Реально голос звучит классно очень редко, потому что для этого нужно жить по блестящему режиму. Для того что б постоянно чувствовать себя в вокальной форме, нужно спать минимум по 8 часов в день!!! МИНИМУМ!!! Нельзя не высыпаться, а потом круто петь, так не бывает. Нужно хорошо есть, сытно и не бутерброды, шоколадки и мороженное, которые я тоже люблю, но и обыкновенную человеческую пишу, полезную и вообще только ту еду, которая замечательно восстанавливает. Если вы поели прохладной летней окрошки, мороженного, холодного компота, молока из холодильника, то вашему голосу пи*дец на ближайшие 2 дня, даже не трогайте его, и не надо удивляться, почему вам не поётся!!!

И всё это бред и всё я не о том пишу, потому что если выполнять все мои указания, все упражнения и т.д., все равно ничего не будет. Так вот, друзья, вы будете круто петь, легко и свободно, иметь большой диапазон и завораживать себя и публику, тогда, когда в вас появится свобода!!! Свобода физическая и эмоциональная!!!

Когда вы перестанете нервничать, злиться, ненавидеть, обижаться, когда вы избавитесь от всех этих якорей, которые постоянно тянут из вас силы целыми годами на пролёт??? Когда вы перестанете бояться петь???? Когда вы перестанете зажимать горло и посылать звук куда-то вглубь своей гортани??? Когда, вы начнёте звучать и петь открытым ртом и звучать всеми полостями, вместо того, что бы петь узко открытым ртом, что вокалисты называют куриной писей???

Вокал это конечно, сложный процесс, требующий усилий, но в самом-то деле, не в горле же БЛ*ДЬ!!! Усилия должны быть в диафрагме, во время самого пения, нужно толкать ей вниз, что есть дури, поначалу это будет дискомфортно или даже больно, будет в кишках всё булькать (потому что кто-то начал петь не пожравши). Со временем весь процесс станет автоматическим, и диафрагма будет сама опирать столько, сколько ей надо. Не пройти пути становления дыхания невозможно.

Есть такие вокалисты, которые круто поют и без всяких там вокальных школ и вообще нигде не учились.

У меня для Вас 2 новости:

  1. Да, есть!!!
  2. И это не Вы!!!

Я уверен в том, что это не вы, потому что если бы вы были таким врождённым талантом, вы бы ни за что на свете не сидели бы у меня на блоге и не внимали бы ваяниям моего больного мозга. Вот вы можете представить себе, что Фредди Меркьюри, Валерий Кипелов или Шаляпин с Монсеррат Кабалье учились бы петь по книгам или просили бы совета у блоггера в интернете? Вот и я думаю, что нет! И вы знаете, это вовсе не значит, что вы петь не будете. Например, мне, тоже достался нелёгкий путь, сплошные зажимы, которые трудно искоренять и порой просто перестаю петь, потому что нет больше моих сил, бросаю всё, матерюсь во весь голос, кричу сам на себя и на природу, которая не сделала меня таким, как Фредди Меркьюри, Валерия Кипелова, и всех остальных.

Но потом, я понимаю, что без пения не могу, а ещё позже вспоминаю, что матерился я очень звонко, громко, свободно, без зажимов, слова словно звенели во мне, согласные буквы чеканились о зубы, даже когда-то проблемная буква «Р» стала стройной и чёткой 🙂 . И потом я понимаю, что всё же во мне скрыты таланты, о которых я пока не знал, а значит, есть куда двигаться. 🙂 Шутки шутками, но суть осталась. Не пытайтесь отыскать в себе всё и сразу, хорошо, если всё и сразу найдётся, но такое бывает только у единиц. Большинство же вокалистов обречено на учение, но зато такие трудяги достигают большего. Например, Паваротти не хотели брать даже в хор, потому что его отец и учителя твердили, что у Лучано крошечный голос.


И так, друзья, после слёзных речей, я повторяю, что вам нужно стать свободными, нужно освободить голос, переложить усилия на опору, а не на связки. Высокие ноты перестанут быть трудными, когда вы будете ким относиться так же легко и уверенно, как и к низким. Будьте оптимистами, будьте смелыми и уверенными, нет никаких у вас заслонов или преград. Диапазон нормального взрослого опытного певца 2, 5 октавы, у певиц 3 октавы и больше. Само собой, в зависимости от опытности певцов этот диапазон может быть чуть больше, чуть меньше, но так или иначе не 1, 5 октавы хрипло кричащего голоса. Если вы не можете петь больше, значит, что-то делаете не так и скорее всего дело в вашей скованности.
Вот вам, кстати, для любителей Валерки Кипелова подборочка высоких партий из песен АРИИ. Хотя, конечно я хотел бы услышать в «Игра с огнём», ту золотую Си1 октавы, которую он тянет 16 секунд. Но и так поёдет. Зато здесь есть «Следуй за мной» и моя любимая терция ре-фа диез второй октавы на 4:28, мммм, класс.

Короче говоря, свобода и только свобода, друзья мои. Только освободившись от скованности горла, позволив связкам аккуратно и естественно смыкаться, будут вам высокие ноты и всё остальное. Но, освободиться не значит «петь как латентный пи*арас». Надо искать , нужно искать позицию голоса, в которой связки смыкаются легко и звучат звонко и громко без малейших усилий, тогда звук будет попадать в резонаторы и т.д.

Статья и так длинная получилась, пишите ваши комменты или заводите тему на форуме. Всем спасибо, не забывайте реагировать на статьи своими поправками и дополнительными вопросами, с радостью отвечу.