Энциклопедия танца: Менуэт. Менуэт - это танец прошлого, который стал основной для новой музыки Менуэт старинный танец

[франц. Menuet ]

Название ряда придворных бальных танцев XVII-XVIII веков. Музыкальный размер – ¾. Темп от умеренного до умеренно-быстрого. Для танца характерны реверансы, поклоны, маленькие шаги (), изящные позы. Различают два основных типа этого танца: Менуэт XVII века и Быстрый Менуэт XVIII века.

«Самый изящный и изысканный танец, лучший образец придворного балета, жемчужина бала, король бальных танцев, король танцев и танец королей, величайшее произведение искусства, когда-либо созданное в области танца» – так говорили о Менуэте в конце XVIII века. «Грациозный, галантный и любимый танец, вычерчивающий на полу тайные знаки любви» – это о нём же столетием раньше. «Простонародный, низкого происхождения, безалаберный, скандальный» – это тоже о нём, но в середине XVII века. Почему так разнятся эпитеты?

Некоторые танцмейстеры относят Менуэт к эпохе французского короля Людовика Четырнадцатого и объясняют его происхождение весьма просто: «В королевском «поклонном обряде» ножки в туфельках на каблучках делали изящные шажки. Этот обряд помог родиться «pas menu» («маленький шаг»), этому первичному менуэту. Постепенно в процессе развития простой обряд приветствия королю, состоявший из реверансов (поклонов) как у мужчин, так и у женщин, все более усложнялся: из сравнительно статичного состояния реверанса переходили к движению в два-три шага и более, а затем и к полутанцу. Так из «pas menu» образовался первый скромный менуэт, состоявший из ряда изощренно-почтительных реверансов перед королем, где танца, хоть и примитивного, было уже больше, чем простой реверансной поступи…»

На самом деле, этот танец появился задолго до рождения Людовика XIV. Изначально он был сельской пляской, отличался живым непосредственным характером и имел совершенно другое название – Бранль а Мене из провинции Пуату [франц. Branle de Poitou à Mener танец из Пуату с ведением]. Когда в XVII веке этот танец стали исполнять при королевском дворе, то предпочитали объявлять его как Амене – по последним словам названия [франц. Amener , от à mener – вести]. С одной стороны, таким образом скрывалось его крестьянское происхождение. С другой стороны, подчёркивалось предводительство первой пары (первым всегда шёл король). Но в XVII веке подобных «ведущих» танцев на балу стало много, и танец Амене пришлось переименовать. История умалчивает о том, кто первый обратил внимание на небольшой размер его шагов. Танцевальный шаг Амене был поистине крохотным – настоящим [франц. Pas Menu – маленький шаг]. Исходя из этого, танец получил новое название, слегка созвучное старому. Вместо «Амене» стали говорить: «Менуэт».

Введение танца Амене (Менуэт) в придворный бальный зал сопровождалось скандалом. Дело заключалось в том, что в Менуэте кавалер танцевал, прикасаясь к руке дамы! Он всего лишь брал её за кончики пальцев. Но всё равно, это считалось невиданным нарушением приличий. Вести даму за руку позволялось только в торжественных церемониальных танцах, открывающих бал. В чувственном танце, каковым тогда считался Менуэт, это выглядело чересчур смело. Впрочем, с этим быстро смирились, ибо новые правила ввёл сам король Людовик XIV. Всё же придворным танцем Амене (Менуэт) стал именно при нём.

На балах середины XVII века Менуэт занял место и стал основным придворным танцем. Из Франции он распространился по всей Европе. Танец состоял из многочисленных поклонов и реверансов, меж которых исполнялись важные [франц. Pas Grave – важный шаг], движения типа , а также специально подобранные придворные позы. В танце стремились продемонстрировать максимум величия и изящества. Вначале Менуэт танцевали в умеренном темпе и с относительно простыми движениями и позами. Однако постепенно темп музыкального сопровождения ускорился, а движения и позы усложнились.

Движения Менуэта стали очень изысканными во второй половине XVII века. Над их разработкой и совершенствованием трудились члены Королевской Академии Танца. Схема шагов была строго регламентирован. Композиция выстраивалась в зале по рисунку букв S или Z. Ещё больше усложнился Менуэт в XVIII веке. В 1763 году по случаю бракосочетания Людовика XVI и Марии Антуанетты танцевальными академиками был сочинён [франц. Menuet à la Reine ], который по сей день считается самым трудным для изучения придворным бальным танцем.

В XVIII веке изменилась придворная мода. В бальном зале это проявилось в изменении репертуара. В частности, сильно изменился Менуэт. Темп танца ускорился, так как основной шаг теперь делался на один такт музыки. Движения приобрели вычурный и несколько жеманный характер. Появились комбинированные танцы, типа Бурре-Менуэта [франц. Bourr é e - Menuet ].

В этот период ни один танец не пользовался таким успехом в дворянских, а затем и в буржуазных европейских кругах. Его успех демонстрирует замечательная словесная формула: «Менуэт – это танец королей и король танцев!».Всеобщее восхищение продолжалось до конца XVIII века и прервалось самым трагическим образом. Во время революционных событий во Франции вместе с французскими абсолютизмом был низвергнут Менуэт. Формально его продолжали танцевать там, где давались придворные балы. Но общественная атмосфера кардинально изменилась. В танцевальных залах наступила эпоха .

В XIX веке в качестве сценической танцевальной формы Менуэт продолжал активно существовать в балетном театре. А танцмейстеры использовали его как образцовую модель обучения. С него начинали танцевальные занятия, им же и заканчивали. В России даже в конце XIX века ученики бальных классов обязаны были уметь танцевать

Этот термин был заимствован из французского языка "menuet ",что в переводе означает "бальный танец ". Менуэт наполнен изящными позами,маленькими шагами,реверансами и поклонами.Получил название из за мелких движений - "па".
В далеком средневековье считался народным.Отличался задором и непосредственностью и носил совершенно другое название "Branle de Poitou a Mener ".

Уже в 17 веке весьма полюбился высокородным господам и дамам и поменял название.Теперь он носил имя "Amener " от слова "a mener",что в переводе с французского означает "вести ".
Такой сменой названия убивалось сразу два зайца,во первых подчеркивалось главенство первой пары,поскольку первым всегда был король,а во вторых было скрыто неблагородное происхождение этого танца.
Чуть позже отказались и от этого имени.Поскольку в этом танце было множество мелких "па",то вместо "Amene" стали произносить "Менуэт " - "Pas Menu",что в переводе означало "маленький шаг ".

Самым популярным танцем "Менуэт " становится во времена Людовика 14 .Именно при его правлении были заново переписаны правила бальных церемоний.
Ведь в то варварское время,касаться дамы в танце считалось верхом неприличия.
В "Менуэте " же кавалер касается кончиков пальцев своей дамы и это считается нормой.

С течением времени этот легкий танец распространился по всей Европе.Более того,что бы сделать движения танцующих гораздо элегантнее в королевской академии во Франции занялись его усовершенствованием.Уже в 18 веке танец настолько изменился и стал гораздо сложнее,что не все кавалеры могли правильно вести свою даму.Движения стали жеманнее,вычурнее и быстрее.Был весьма популярен среди французской знати.Про него стали говорить,что "Менуэт - король танцев и танец королей ".

Популярный и всеми любимый танец "Менуэт " почил в бозе,когда наступила великая и ужасная французская революция.Любители танцев либо убежали за границу,либо расстались со своей головой в буквальном смысле.
Танцевать "Менуэт " стало даже опасно,за это могли донести и отправить за решетку.

Второе рождение этот танец получил в балете.


Множество великих композиторов отдали должное этому танцу - Глазунов, Дебюсси, Глинка, Рубинштейн, Чайковский, Глюк, Моцарт, Бетовен, Гендель, Бах.
Кто то ввел инструментальную суиту,кто то вставил элементы мелодии танца в свои балеты,а кто то в оперную увертюру.
Впервые,кто применил "Менуэт " в своем произведении стал великий композитор Йозеф Гайдн.

Не оставил столь популярный в прошлом танец и Ги Де Мопассан.

Отрывок из рассказа:
"Объясни мне старый танцовщик,что же такое Менуэт?
Он оживился.
Менуэт,господин,это танец королей и король танцев.
Однако с тех самых пор,как не стало королей,исчез и Менуэт"

Что танцевали дворяне на балах?

  • Одним из самых популярных танцев был Полонез .Наибольшую популярность имел при Екатерине 2.Танцевали все без исключения.При Полонезе дамы встречают кавалеров.
  • Вальс занимал второе по популярности место.В России стал моден лишь в 19 веке.
  • Мазурка танцевалась в середине бала.В России о ней узнали в 1810 году.Танцуют мазурку четырьмя парами.При этом танце можно было разговаривать.
  • Котильон стал известен в России в 19 веке.Это такая необычная танец-игра.
  • Гавот появился в 16 веке.Уже в 17 веке стал исполняться при дворе.Излишне жеманный и грациозный.
  • Кадриль появилась в конце 18 века.Однако уже в конце 19 века утратила свое значение.
  • Полька очень модный французский танец.В Россию ее завез известный танцовщик Н. Гольц.

Термин «менуэт» происходит от французского menu pas - маленький шаг. Этот старинный народный танец произошел от хоровода аменер, который был популярен в 15 веке в провинции Пуату. А основу менуэта составляют небольшие шаги, мелкие танцевальные па, что и обусловило соответственное название.

История возникновения

Менуэт имеет славную историю, какая выпала на долю немногих танцев. Его называют «королем танцев и танцем королей». Блистательный Людовик XIV, король-солнце, считал этот танец достойным своего величия. Легендарный Петр I не обделял вниманием менуэт на своих ассамблеях. И сегодня в танцевальном и музыкальном искусстве форма менуэта не забыта и, по-прежнему, приносит удовольствие танцорам и зрителям.

Расцвет менуэта пришелся на 16-17 века. Его родиной считается Бретань, где менуэт возник как народный танец, тесно связанный с песенной и музыкальной культурой этой местности, ее бытовым укладом и традициями. Простота танца, его изящество и грация способствовали быстрому распространению менуэта по всей Франции, в том числе и в придворных кругах.

Особенный почет на долю менуэта выпал во время царствования короля Людовика XIV. Король-солнце любил получать удовольствие от жизни, проводя время в развлечениях, балах и охоте. В 1650 году менуэт становится ведущим танцем французского двора. Интересно, что член Французской Королевской Академии танца Франсуа-Робер Марсель уволился из Парижской оперы, специально для того, чтобы преподавать менуэт особам, приближенным ко двору.

Мода на «все французское» привела к быстрому распространению менуэта в других странах. В Россию танец проник во время царствования Петра І и занял почетное место среди бальных танцев вплоть до 30-х годов 19 века.

Сейчас менуэт, как социальный танец, потерял свою актуальность, уступив место другим формам и ритмам, но как культурное явление продолжает восхищать изящными танцевальными фигурами и музыкальными образами.

Что такое менуэт?

Музыкальный размер менуэта трехдольный: 3/4, 6/8. Сначала танец исполнялся одной парой, а затем - несколькими. Расположение танцующих на придворных балах было строго по рангам: начинали шествие первые особы двора - король и королева. За ними шли дофин со знатной придворной дамой, а за ними - остальные гости. Темп менуэта неспешный, движения важные, величественные, построенные на реверансах и поклонах, что создавало впечатление не столько танца, а, скорее, приглашения к танцу. Менуэт включал в себя многочисленные торжественные проходы вперед, назад, вбок, церемонные приветствия. Несмотря, на кажущую простоту движений, обучение танцу длилось долго, так как требовалось досконально овладеть техникой исполнения. Танцоры двигались по строго определенной схеме в виде цифр 2, 8 или букв S и Z.

В 18 веке, с расцветом стиля барокко, менуэт приобрел черты манерности, жеманности, вычурности. Темп танца ускорился, усложнились фигуры, стала просматриваться сюжетная линия. Менуэт развился до сценического танца, стал активно использоваться в балетных и оперных постановках.

Особенности менуэта

Особенность менуэта - в его грации и изяществе. Исполнители должны были работать над пластичностью движений, плавностью переходов из позы в позу. Особое внимание уделялось мягкости рук: изгибы кистей дорисовывали позы танца, соединение рук партнеров осуществлялось плавно, локти не следовало поднимать слишком высоко.

Особенно сложной была партия кавалера: она предполагала манипуляции со шляпой. Кавалер должен был элегантно снять шляпу, красиво переложить из руки в руку, снова красиво надеть. Пышные наряды танцующих предполагали медленные, торжественные движения. Кавалеру надлежало всячески демонстрировать почтительность и уважение к даме.

Грациозность и изящество менуэта способствовали его долголетию. Многие танцы, появившиеся одновременно с ним, канули в Лету. А прекрасный, величественный менуэт радует доныне уже не одно поколение людей.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова менуэт

менуэт в словаре кроссвордиста

менуэт

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

менуэт

м. франц. устаревшая пляска.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

менуэт

менуэта, м. (фр. menuet). Старинный французский танец, изящный и плавный.

Форма музыкального произведения с ритмом менуэта (муз.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

менуэт

А, м. Старинный французский народный и бальный танец, а также музыка в ритме этого танца.

прил. менуэтный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

менуэт

    Старинный французский бальный танец, характеризующийся плавностью и медленностью движений и состоящий в основном из поклонов и реверансов.

    Музыка к такому танцу.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

менуэт

МЕНУЭТ (франц. menuet, от menu - маленький) старинный народный французский танец, с сер. 17 в. бальный. Распространился в Европе. Музыкальный размер 3/4.

Менуэт

(франц. menuet, от menu ≈ маленький, мелкий), французский танец. Происходит от народного танца провинции Пуату. Со 2-й половины 17 в. становится придворным танцем, затем распространяется по всей Европе как бальный (в России появился на ассамблеях Петра I). М. исполнялся плавно, торжественно, движения строились в основном на поклонах и реверансах. Музыкальный размер 3/4. На протяжении 18 в. М. видоизменяется: ускоряется темп, усложняются движения, танец приобретает черты жеманной изысканности. Ранние образцы М. имеются в операх-балетах Ж. Б. Люлли, в клавирной музыке Ф. Куперена и др., в увертюрах к ораториям Г. Ф. Генделя, в его же оркестровых и инструментальных сюитах, а также у И. С. Баха. В. А. Моцарт внёс в М. черты лиризма и мужественной энергии. Постепенно М. превращается в скерцо (окончательно у Л. Бетховена), к концу 19 ≈ началу 20 вв. встречается редко (у К. Дебюсси, М. Равеля, Г. Форе, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева и др.).

С. П. Панкратов.

Википедия

Менуэт

Менуэ́т - старинный народный французский грациозный танец , названный так вследствие своих мелких шажков на низких полупальцах, па меню (pas menus ). Произошёл от медленного народного хороводного (так называемый menuet de la chaîne) танца провинции Пуату. Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века - бальный . С XVII века широко распространился по всей Европе.

Примеры употребления слова менуэт в литературе.

Антифонное пение, разделенный надвое хор, менуэт , партии или голоса в музыкальном ансамбле, а также столь важные с точки зрения этнологии игры, когда отнимают друг у друга некий трофей, -- все это примеры антитетических игр, которые вовсе не должны быть полностью агональными, хотя элемент соревнования там весьма часто присутствует.

Только меняла платья и мокрые сорочки, обтиралась душистой водкой и снова, похудевшая, высокая, вся пропитанная музыкой, гордо кланялась в менуэте , как бешеная крутилась в польском.

Протанцевать этот менуэт значило, по местному выражению, проплясать последний раз джигу на виселичной веревке.

Традиционные составные части сюиты Бах дополнял разработкой тем гавота, менуэта , полонеза, старинных французских танцев паспье и бурре, славяно-итальянского танца форлана.

Вон как прелестно движется в менуэте княжна Лопу-хова, как ловка в контрадансе графиня Головкина, а он все бычится да по сторонам скучающе поглядывает.

А как его, нашего черта, что в соломе, в овине да в банях на полках живет, к менуэту да контрдансу приучишь!

И звуки менуэта доносились, как пастушеские флейты и виольдамуры из царства Венус, томным напевом: Покинь, Купидо, стрелы: Уже мы все не целы, Но сладко уязвленны Любовною стрелою Твоею золотою, Любви все покоренны.

На подзеркальном вычурном столике, под стеклянным колпаком, группа фарфоровых пастухов и пастушек застыла в реверансе менуэта .

Менуэты упоенья, Терпкий привкус просветленья, Стыд, боязнь пустоты И постылость возвращенья.

Кроме оперы, боевых песен и нескольких романсов основную часть его небольшого наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы - полонезы и мазурки, а также марши, менуэты , вальсы.

Менуэты , экоссезы, полонезы, лендлеры, польки, галопы - таков круг танцевальных жанров, но над всем возвышаются вальсы - уже не просто танцы, а скорее лирические миниатюры.

Тогда еще запрещалось молодежи танцевать буржуазные танцы, а разрешались только народные, красивые, изячные, патриотические экосезы, менуэты , па-де-патенеры, вальсы-гавоты.

В сущности, это был менуэт , который в старину танцевали императоры и короли, но автомобильный король был американцем и поэтому танцевал его на американский лад.

Потому что - поверь мне, Геро, сватовство, венчанье и раскаянье - это все равно что шотландская джига, менуэт и синкпес.

Здесь вина сплошь янтарные, замирающие каденции сладкозвучных напевов, гордый менуэт , добрые леди, флиртующие со своих балконов почмокивающими устами, загнившие сифилисом девки и молодые кумушки, которые, весело отдаваясь своим насильникам, обнимают и обнимают их вновь.

Отточенные десятилетиями танцевальные па менуэта демонстрируют галантность кавалеров и очарование дам. Ведь менуэт – это танец, достойный королей.

Термин «менуэт» происходит от французского menu pas – маленький шаг. Этот старинный народный танец произошел от хоровода аменер, который был популярен в 15 веке в провинции Пуату. А основу менуэта составляют небольшие шаги, мелкие танцевальные па, что и обусловило соответственное название.

История возникновения

Менуэт имеет славную историю, какая выпала на долю немногих танцев. Его называют «королем танцев и танцем королей». Блистательный Людовик XIV, король-солнце, считал этот танец достойным своего величия. Легендарный Петр I не обделял вниманием менуэт на своих ассамблеях. И сегодня в танцевальном и музыкальном искусстве форма менуэта не забыта и, по-прежнему, приносит удовольствие танцорам и зрителям.

Расцвет менуэта пришелся на 16-17 века. Его родиной считается Бретань, где менуэт возник как народный танец, тесно связанный с песенной и музыкальной культурой этой местности, ее бытовым укладом и традициями. Простота танца, его изящество и грация способствовали быстрому распространению менуэта по всей Франции, в том числе и в придворных кругах.

Особенный почет на долю менуэта выпал во время царствования короля Людовика XIV. Король-солнце любил получать удовольствие от жизни, проводя время в развлечениях, балах и охоте. В 1650 году менуэт становится ведущим танцем французского двора. Интересно, что член Французской Королевской Академии танца Франсуа-Робер Марсель уволился из Парижской оперы, специально для того, чтобы преподавать менуэт особам, приближенным ко двору.

Мода на «все французское» привела к быстрому распространению менуэта в других странах. В Россию танец проник во время царствования Петра І и занял почетное место среди бальных танцев вплоть до 30-х годов 19 века.

Сейчас менуэт, как социальный танец, потерял свою актуальность, уступив место другим формам и ритмам, но как культурное явление продолжает восхищать изящными танцевальными фигурами и музыкальными образами.


Что такое менуэт?

Музыкальный размер менуэта трехдольный: 3/4, 6/8. Сначала танец исполнялся одной парой, а затем – несколькими. Расположение танцующих на придворных балах было строго по рангам: начинали шествие первые особы двора – король и королева. За ними шли дофин со знатной придворной дамой, а за ними - остальные гости. Темп менуэта неспешный, движения важные, величественные, построенные на реверансах и поклонах, что создавало впечатление не столько танца, а, скорее, приглашения к танцу. Менуэт включал в себя многочисленные торжественные проходы вперед, назад, вбок, церемонные приветствия. Несмотря, на кажущую простоту движений, обучение танцу длилось долго, так как требовалось досконально овладеть техникой исполнения. Танцоры двигались по строго определенной схеме в виде цифр 2, 8 или букв S и Z.

В 18 веке, с расцветом стиля барокко, менуэт приобрел черты манерности, жеманности, вычурности. Темп танца ускорился, усложнились фигуры, стала просматриваться сюжетная линия. Менуэт развился до сценического танца, стал активно использоваться в балетных и оперных постановках.

Особенности менуэта

Особенность менуэта – в его грации и изяществе. Исполнители должны были работать над пластичностью движений, плавностью переходов из позы в позу. Особое внимание уделялось мягкости рук: изгибы кистей дорисовывали позы танца, соединение рук партнеров осуществлялось плавно, локти не следовало поднимать слишком высоко.

Особенно сложной была партия кавалера: она предполагала манипуляции со шляпой. Кавалер должен был элегантно снять шляпу, красиво переложить из руки в руку, снова красиво надеть. Пышные наряды танцующих предполагали медленные, торжественные движения. Кавалеру надлежало всячески демонстрировать почтительность и уважение к даме.

Грациозность и изящество менуэта способствовали его долголетию. Многие танцы, появившиеся одновременно с ним, канули в Лету. А прекрасный, величественный менуэт радует доныне уже не одно поколение людей.