Молдавская культура. Молдавские традиции и обычаи. Часы работы учреждений

Основным видом молдавской литературы являлось устное художественное творчество. Вековое рабство не сломило жизненных сил молдавского народа, не убило в нём воли к борьбе и победе, не задушило его творческого дара. Героические народные песни из цикла борьбы с турецкими феодалами проникнуты идеей защиты родины от врагов-захватчиков. Тяжёлое историческое прошлое молдавского народа наложило свой отпечаток на его песни (дойны), которым нередко присущ грустный, протяжный напев. Широко известен национальный танец молдаван жок или хора.

Из фольклора других народов Молдавии останавливает на себе внимание фольклор болгарских колонистов. Болгарские певцы-импровизаторы в XIX в. хранили в своей памяти большой, разнообразный и интересный репертуар героических песен из эпохи турецкого ига и болгарских войн за независимость.

Из городов Молдавии наиболее важное культурное значение в первой половине XIX в. получил Кишинёв - центр Бессарабской области. Основную массу населения города составляли молдаване и болгары. Но тут же жили греки, турки, украинцы, сербы, караимы, немцы, французы, итальянцы и др.

Общий культурный уровень молдавского боярства начала XIX столетия был невысок. Но накануне национального движения в придунайской Молдавии и Валахии (в начале 20-х годов) в Кишинёве наблюдалось заметное пробуждение культурно-общественной жизни. В доме М. Кацика была устроена масонская ложа, связанная с тайным обществом декабристов; главным мастером ложи одно время являлся русский генерал-майор декабрист П. С. Пущин. Он же учредил в Кишинёве дивизион­ную ланкастерскую школу. Наиболее образованная и передовая часть кишинёвского общества 20-х годов XIX в. собиралась в домах князей Александра и Георгия Матвеевичей Кантакузенов, членов греческой гетерии и участников национально-освободительного движения 1821 г. К числу постоянных посетителей Кантакузенов принадлежали будущие руководители греческого восстания, оба брата Ипсиланти.

Большое значение для культурной жизни Кишинёва в 20-х годах XIX в. имело пребывание там штаба 16-й пехотной дивизии, принадлежавшей к 6-му корпусу второй русской армии. Командиром 16-й дивизии в июле 1820 г. был назначен декабрист М. Ф. Орлов. Он уделял большое внимание вместе с декабристом В. Ф. Раевским организации ланкастерских школ. Кишинёвский дом Орлова сделался средоточием культурной жизни и центром передовой политической мысли Кишинёва. Его постоянным посетителем был отбывавший в Кишинёве ссылку А. С. Пушкин. В Кишинёве бывал и П. И. Пестель.

Значительным событием в культурной жизни Бессарабии было трёхлетнее (1820-1-823 гг.) пребывание там А. С. Пушкина. В ряде своих произведений великий русский поэт воспользовался мотивами молдавского фольклора. Песня молодой молдаванки Мариулы легла в основу стихотворения Пушкина «Чёрная шаль». В кишинёвских боярских домах пользовались большой популярностью и приглашались на все балы хоры крепостных цыган боярина Варфоломея. Поэт наблюдал быт цыган, прислушивался к цыганским песням и воспроизвёл их в своей поэме «Цыганы». Исследователи считают, что в поэме «Братья-разбойники» в какой-то мере отразились впечатления Пушкина от молдавской действительности и от личности знаменитого Урсула; по просьбе поэта для него было переписано полностью судебное дело об Урсуле.

Знакомство с передовой русской литературой имело благо­приятное значение для деятельности молдавских писателей К. Негруци, А. Донича, К. Стамати.

На культурно-идеологическую жизнь болгарских колоний в Молдавии оказало серьёзное влияние пробуждение национального самосознания среди болгарской интеллигенции. Одним из крупных и наиболее ранних деятелей болгарского возрождения был известный учёный, близкий по своему мировоззрению к славянофилам, Ю. И. Венелин. Сын украинского священника из Галиции, он учился в Львовском университете, а в 20-х годах XIX в. переехал в Кишинёв, где близко ознакомился с бытом болгарских колонистов. Результатом этого знакомства явилась выпущенная им в 1829 г. книга «Древние и нынешние болгары в политическом и религиозном отношениях», вызвавшая сильный интерес к болгарскому вопросу в России.

Традиции и обычаи жителей молдавской земли, уходящие своими корнями глубоко в прошлое, свято хранятся и передаются из поколения в поколение.

Гостеприимство является отличительной чертой молдавского народа. Гостей принято встречать хлебом - солью и стаканом доброго вина.

Каждое селение Молдовы чтит определённого святого, который является их покровителем, и в связи с этим отмечают Храм села/города.

В этот день во всех домах наводится чистота и накрываются столы.

Хозяйки готовят вкусные блюда : сэрмэлуце молдовенешть (голубцы), кырнацеи, мититеи , вертуты, плацинды, мамалыгу , брынзу и многие другие.

Хозяин достаёт из погреба - крамы свои лучшие вина и угощает родных и знакомых.

В национальной игре трынте определяется сильнейший, который получает главный приз - барана. Объединяет всех хора - коллективный танец.

Столичный Кишинёв празднует свой день рождения на Покров Божией Матери – 14 октября.

С утра во всех храмах проходят богослужения, а затем на улицах города устраивают празднества.


В эти же дни – второе воскресенье октября – в Молдавии официально узаконена национальная традиция отмечать День вина .

Угостить своим молодым вином на центральную площадь съезжаются виноделы со всей страны и на конкурсе определяется лучший.

Поучаствовать в этом празднике съезжаются гости со многих стран мира.

Осень в Молдове богата не только на урожай, но и на свадьбы. Многие молодожёны предпочитают создавать семьи именно в это время года.

Обычаи молдавской свадьбы направлены на создание крепкой семьи, с этой целью молодожёны выбирают посажёных родителей – нанаша и нанашку, для которых они становятся финами. В дальнейшем нанаши - наставники молодой семьи, а те в свою очередь должны прислушиваться к их советам, навещать, поздравлять с праздниками.

Ритуал дарения подарков молодожёнам, согласно народной традиции, называется – Маса Маре (Большой Стол). Каждый гость с поздравлениями и пожеланиями объявляет во всеуслышание о своём подарке. Пример подают посажёные родители и, как правило, дарят самый значимый подарок.

С рождением ребёнка – Молдавия, в основном, православная страна – его крестят, выбрав крёстных родителей и отмечают кумэтрию (крестины) . Все кумовья, а их может быть до 50 человек, получают от родителей калачи и в свою очередь дарят малышу подарки.

Издавна всех молдаван объединяет праздник Мэрцишора , который отмечают с приходом весны – 1 марта. Все от мала до велика дарят друг другу красно-белые украшения ручной работы в виде двух сплетённых нитей с цветочками на конце.

Мэрцишор носят в течении месяца, прикрепив к одежде, на левой стороне груди. В конце месяца его снимают, загадывают желание и вешают на дерево.

В общенациональные праздники, отмечаемые во многих странах мира, молдавский народ добавил свой колорит. Так в первый день Нового года в домах принято разбрасывать зерно, как символ будущего богатого урожая;

, Украина и России , а также других соседних с Молдовой стран.


1. История

Развитие культуры Молдавии тесно связан с историей страны. На нее повлияло румынские корни, что эпохе II века нашей эры, период Римской колонизации Дакии . Вследствие этого большинство населения Молдовы, молдаване , имеют общую этническую принадлежность с румынами . Становления собственно молдавской культуры произошло в средние века с возникновением Молдавского княжества . Она формировалась в условиях контактов с восточнославянским и древнерусским населением, а также соседства и владычества Османской империи . Течение XIX века территория современной Молдавии была освобождена от османского и включена в Бессарабскую губернию , что наложило свой ​​отпечаток на культуру. После Октябрьской революции Бессарабия отошла к Румынии на 22 года, а на левом берегу Днестра была образована Молдавская АССР , вследствие чего время развитие культуры в них складывался по-разному. В годы существования МССР началось бурное развитие культуры, была создана киностудия "Молдова-фильм", развивалась наука и т. д. Развал СССР и обретения независимости привели к выходу на первый план национальных мотивов в современной культуре Молдовы.


1.1. Средние века

В течение многих столетий после ухода римлян в году нашей эры, население сегодняшней Молдовы не обладало собственной государственностью, находилось под влиянием Византийской империи и соседних славянских , а также венгерских народов, а позже и под длительным турецким игом.

Местное население начало идентифицировать себя под названием "Молдова" до четырнадцатого столетия, но продолжило поддерживать близкие культурные связи с другими Дунайских княжеств. Одним из древних источников, удостоверяющих появление этнонима "Молдаванин" , является пасторальная баллада "Миорица". Другим примером молдавской средневековой творчества является "легенда об основании Молдавского княжества". Были распространены дойны, Колинда, уретуры, сноавы, многие из которых сохранилось и до наших дней. Большинство населения средневековой Молдовы исповедовали православие , что обусловило культурные связи с другими православными народами, которые проживали на территории современной Украина . Византийско-южнославянская письменность повлияла на молдавско-славянские летописи, Польский же историография оказала влияние на официальное летописание, что осуществлялось под патронатом молдавских хозяев.

Церковь монастыря "Хинку"

Поскольку развитие культуры проходил в Молдавском княжестве в условиях феодального общества , можно выделить культуру господствующего класса, представленную письменными памятниками и народную культуру, нашедшая отражение в фольклоре и в обустройстве быта . Формирование идейной направленности средневековой культуры Молдовы проходило в два этапа. В первый, доосманський период (XIV - первая половина XVI в.) В культуре проявляется идеологическая необходимость создания крепкой централизованной и независимого государства. Период империи характеризуется развитием идеи борьбы за свержение турецкого ига и обретения независимости.

С средневековых молдавских летописцев известные Григоре Уреки, Мирон Костин и Николай Костин.

Первые книги (в виде религиозных текстов) появились в Молдове в середине XVII столетия при хозяине Василии Лупу с участием митрополита Варлаама и с помощью Москвы , Киев и Львова , откуда было завезено оборудование для книгопечатания и бумага.


1.2. XIX века

Начиная с девятнадцатого века, начинается офранцуження румынской литературы и искусства, обогатило культуру и приблизило ее к общеевропейской. Такой процесс проходил и в Запрутский Молдове , входившей в состав Румынии , однако в Бессарабии он происходил значительно медленнее.

После присоединения Бессарабии к России связь с Запрутский Молдовой, оставшейся под владычеством Османской не был полностью прерван. Например, это проявилось в художественной литературе. В XIX веке творили такие писатели, как Георге Асаки, Александру Донич, Константин Негруцци, Алику Руссо, Михай Когелничану, Василе Александри, Константин Стамати и многие другие. Молдавском языке были переведены произведения Державина, Жуковского , Лермонтова , Карамзина , Пушкина .

Во второй половине XIX века дебютируют Ион Крянгэ, Михай Эминеску, Богдан-Петричейку Хашдеу.


1.3. Бессарабия в составе Румынии

После присоединения к Румынии образование была реорганизована на основе румынской системы. С по год количество начальных школ выросла с 1564 до 2188, однако число средних школ напротив сократилось почти вдвое - с 76 в году до 39 в 1940 году. К середине -х годов наблюдался рост количества профессиональных школ, но их число сократилось с 55 в году до 43 в году. В по румынским переписи неграмотными оставались более 72% населения, среднее образование имели 86,3 тыс. человек (3,02%), выше - 10,8 тыс. (0,3%).


1.4. Молдавская АССР

Из негативных тенденций межвоенного периода следует отметить закрытие церквей, что сопровождалось уничтожением или потерей многих церковных документов. Была распространена критика буржуазного национализма, проводились преследования части писателей, ученых и деятелей культуры, объявленных буржуазными.


1.5. Молдавская ССР

Хотя Советская власть развивала образование, она также делала все, чтобы разорвать культурные связи региона с Румынией. Много этнически румынских интеллектуалов или эмигрировали, или были убиты , или сосланы во время или после Немецко-советской войны , безусловно привело к ухудшению культурной ситуации в Молдове. Чтобы восполнить потери, советская власть развивала городские, культурные и научные центры и учреждения, которые были впоследствии заполнены российскими и другими не-румынскими этническими группами.

Сразу после присоединения Бессарабии к СССР в июне года Советская власть взяла на себя ответственность за обеспечение общей бесплатного образования. Была создана сеть учреждений народного образования, печати, книгоиздания, культпросветработы, физкультуры и спорта. К года в Молдавской ССР работало 1896 школ, в 70% из которых обучение велось на молдавском языке. В 1940-41 гг более 100 тысяч школьников получили бесплатно одежду и обувь. Количество учителей выросла за год почти вдвое. Осенью 1940 года были созданы союзы писателей, композиторов, архитекторов и художников, образована государственная филармония, созданы три новых театра, оперную студию. В 1940 году было выдано 138 книг тиражом 1,5 млн, из которых 1,2 млн - на молдавском языке. Получалось 56 газет и 3 журнала.

Развитие культуры был прерван Немецко-советской войной , однако после окончания войны началось бурное развитие, в результате чего культура стала достоянием широких масс населения.

Именно во времена МССР началось становление кинематографа в Молдове. Была создана киностудия "Молдова-фильм", выпускавшей несколько полнометражных художественных фильмов в год, не считая документальных и мультипликационных фильмов.

В советский период развивалась и культура гагаузов , компактно проживающих в южных районах Молдовы. Была создана азбука на основе кириллицы , издавались словари, школьные учебники, книги: "Легенданин изи" (Следует легенд ), "Узун керван" (Длинный караван ), "Жанавар йортулары" (Святая волка ) и многие другие.


1.6. Музыка

В 1940 году в Кишиневе были открыты государственная консерватория, филармония, музыкально-драматический театр, средняя музыкальная школа. В состав филармонии вошли симфонический оркестр, хоровая капелла "Дойна", а также группа эстрадных артистов. Осенью того же года была проведена первая олимпиада художественной самодеятельности. В 1940 году был организован джазовый оркестр под руководством Шико Аранова в годы Немецко-советской войны выступал в воинских частях и госпиталях. На годы войны пришелся плодотворный период творчества молдавского композитора Штефана Нягы. В году он написал симфоническую сюиту "Молдавия", в 1943-44 гг - "Дойна" для колоратурного сопрано в сопровождении фортепиано и концерт для скрипки и симфонического оркестра, в - "Поэму о Днестре", посвященную борьбе молдавского народа против захватчиков. Ему же принадлежат хоровые произведения на стихи Емелиана Букова "Хора победы" и "Несем на знаменах победу". В жанре патриотической песни работали Д. Г. Гершфельд, С. Б. Шапиро и другие.

После войны возобновили свою деятельность музыкальные коллективы, началось бурное развитие музыки. Штефан Няга создает кантаты "Штефан Великий" (1945), "Бессарабке" (1947), "Юбилейная" (1949), ораторию "Песнь возрождения" (1951). Евгений Кока создает струнные квартеты, симфоническую поэму "Кодры" (1948), ораторию "Песнь о Котовском" (1950), композицию "Новая Дойна" для голоса с оркестром народных инструментов. Приобретают популярность такие композиторы, как Л. С. Гуров, С. М. Лобеля, В. Р. Загорский, В. Л. Поляков, Г. С. Няга, П. Б. Ривилис, Н. И. Маковый, Т. В. Кирияк.

В жанре инструментального концерта работают Д. Р. Гершфельд, Д. Р. Федов, А. Б. Муляр, С. М. Ткач, Е. Д. Дога. Молдавские композиторы советского периода создают многочисленные рапсодии, сюиты, баллады, обработки молдавских народных песен, музыку для детей, романсы. Большое внимание уделяется развитию хорового искусства.

Не обойдены стороной жанры оперы и балета. Популярность приобрела молдавский историко-легендарная опера "Грозован" () Давида Гершфельда на либретто В. А. Руссо. Опера Гершфельда "Аурелия" (1958) посвящена защитникам родины в Великой Отечественной войне. Опера А. Г. торчу "Сердце Доминики" () повествует о борьбе подпольщиков Бессарабии за воссоединение с Советским Союзом. Е. Л. Лазарев создает оперы "Клоп" (1963) по пьесе Владимира Маяковского , "Революцией призванный" (1970), "Дракон" (1976) по сказке Евгения Шварца, радиооперу "Голуби в косую линейку" (1976). Признание публики получают балеты "Рассвет" В. Г. Загорского (1959), "Сломанный меч" (1959), "Призраки" (1959), "Антоний и Клеопатра" (1965), "Арабески" (1970) Е. Л. Лазарева, "Радда" Д. Г. Гершфельда (1975), "Перекресток" В. Г. Загорского (1974).

В советский период большое внимание уделялось развитию музыкального образования. В году был создан государственный институт искусств имени Г. В. Музическу, работали три музыкальные училища, более 50 детских музыкальных школ, средней специальной музыкальной школы-интерната.

Большой популярностью пользовались академический ансамбль народного танца "Жок" , оркестр молдавских народных инструментов "Флуераш", ансамбль "Кодру", группы "норок", "Контемпоранул", "Оризонт", "Плай".


2. Современная Молдавия

2.1. Исторический очерк

Развал СССР и обретения независимости сопровождались объявлением румынского языка как единственного официального, переводом письменности на латинскую основу, введением курса "Истории румын" в школьную программу и другими подобными преобразованиями, частично послужили причиной приднестровского конфликта. В году был опубликован декрет президента, согласно которому в году предусматривалось проведение экзамена на знание государственного языка для госслужащих, причем экзаменаторам предоставлялось право решать вопрос об освобождении любого работника. Позже парламент Молдовы отложил языковую аттестацию. В году была принята новая конституция, согласно которой официальным языком страны объявлялась молдавский, а гражданам предоставлялось право выбирать язык обучения детей.


2.2. Строительство церквей

Конец XX - начало XXI века характеризуется массовым восстановлением храмов, соборов, церквей и монастырей: Каларашовський монастырь, Каприянський, Хинку , Кафедральный собор Кишинева и многие другие. Одновременно с приходом к власти были восстановлены и снесены ранее памятники Ленину в ряде населенных пунктов страны, реставрируется и мемориал воинам, павшим в Великой Отечественной войне.

Большой наиболее


2.3. Кинематограф

После распада СССР из-за недостатка средств деятельность киностудии "Молдова-фильм" резко сократилось. Новые фильмы после года практически не выпускаются. Если и выпускаются, то обычно это малометражные короткие фильмы.

2.4. Музыка

Молдавская музыка имеет глубокие национальные традиции. Для нее характерно использование таких народных музыкальных инструментов как наиболее, флуер и др.. В последние десятилетия получают развитие современные музыкальные направления. В стране и за ее пределами становятся известными музыкальные рок-коллективы "Zdob СИ Zdub" и "Гиндул Мицей", а также поп-певцы Аура, Рики Артезиан и др.. Клеопатра Стратан - дочь молдавского певца Павла Стратан, занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая молодая эстрадная певица. Начала выступать на сцене в году в возрасте трех лет. В последние годы Молдова активно участвует в конкурсе европейской песни - "Евровидении" . В году за Молдову выступала группа "Zdob СИ Zdub", в 2006 - Наталья Гордиенко и Арсениум.

Группа крестьян7белорусов на сенокосе. Поднепровье. Фото 1904 г .

вытеснять плуг с железным лемехом, который тянули за собой волы или лошади. После вспашки почву разрыхляли, очищали от травы, корней, выравнивали поверхность боронами . Зерновые жалисерпами . Теперь землю обрабатывают современной техникой.

Важнейшими культурами на территории Белоруссии оставались зерновые - озимая рожь (жито ), овес, ячмень. Просом, гречихой, горохом, кукурузой засевались небольшие площади, которые стали расширяться только в ХХ в.

Из технических культур в Белоруссии исстари культивируются лен и конопля, которые давали материал для производства одежды, мешков, веревок, а также для получения растительного масла. В XVIII-XIX вв. значительно увеличилось производство картофеля, подсолнечника, свеклы.

Рыболовство, охота, собирательство, пчеловодство, огородничество, садоводство служили хорошими подспорьями в хозяйстве. Как и домашние промыслы и ремесла: кузнечное, гончарное, столярное и плотницкое, бондарное, кожевенное и сапожное, прядильное, ткацкое, портняжное. Все они обеспечивали крестьян орудиями труда, предметами домашнего обихода, одеждой, обувью. А искусно вытканные белорусскими ткачихами вышитые полотенца (ручники ) и скатерти (абрусы ) были и остаются важной частью интерьера белорусского жилья.

Поселения. Наиболее распространенным типом сельского поселения у белорусов до сегодняшнего дня остаетсявёска, илисело, с преобладающим уличным типом застройки. Дома, окнами на улицы и входом со двора, строились вдоль дорог, а за ними размещались огороды и сады. Статус села получали сельские административные центры с волостным управлением, школой и церковью. Относительно мелкие поселения, территориально тяготеющие к селу,

назывались деревнями . Они имели широкое распространение в северных и севе- ро-восточных районах. В начале XX в. в западных областях Белоруссии появилисьхутора .

Города на территории Белоруссии возникли еще в IX-X вв. К числу таких древнейших центров относятся Полоцк, Брест, Гродно, Витебск, Пинск, Орша, Минск. В облике белорусских городов соединились черты разных исторических эпох. Старые белорусские города имели узкие кривые улицы с булыжным (брукаваным ) мощением. В их центрах располагались рыночная площадь, ратуша, церковь (или костел), кирпичные дома -каменицы, а окраины имели деревянную застройку, окруженную обширными палисадниками.

Предшественниками многих городов в Белоруссии были местечки - центры кустарного ремесла, домашних промыслов, торговли. Название это происходит от польского място и украинскогомисто , что означает «маленький городок».

В ХХ в. многие местечки стали крупными селами, районными центрами, городами.

В течение ХХ в. в Белоруссии выросли старые и появились новые города, поселки городского типа. В годы Великой Отечественной войны почти все белорусские города подверглись сильному разрушению. Заново отстроенные, они во многом изменили свой облик и планировку. После Второй мировой войны произошли заметные изменения в расселении белорусов, выразившиеся в перемещении их из сельских поселений в города. Ныне удельный вес горожан в населении республики составляет около 80%. Население крупных городов характеризуется пестрым этническим составом - при преобладании белорусов (70% в среднем по стране).

Свойственная для урбанистических процессов тенденция к унификации особенно заметна в материальной культуре, на изменение которой влияет науч- но-технический прогресс, распространение изделий фабричного производства.

В городской среде в целом меньше, чем в сельской, сохраняются элементы традиционной культуры.

Материальная культура. Традиционное белорусское жилище -хата - возводилось из бревен, внутри ее обмазывали глиной, крышу, как правило, двускатную чаще всего покрывали соломой, камышом или дранкой. Фасады часто украшали богатым орнаментом. На юге Белоруссии по сей день распространены жилища, оштукатуренные и выбеленные снаружи.

Планировка хаты могла быть однокамерной (состоящей только из избы ), двухкамерной (изба и небольшая пристройка для хранения предметов домашнего обихода -сени ) или трехкамерной (изба ,сени икамора - еще одно хозяйственное помещение).

В унифицированном городском жилище лишь некоторые элементы интерьера и художественного оформления содержат этнические черты. Индивидуальные дома отчасти сохраняют приверженность традиции - в конструкциях построек, декорации фасадов (украшении фронтонов, наличников).

Типичной пищей населения былквасной (кислый) хлеб из ржаной муки. Из зерна готовиликашу ,крупник (суп из пшеничной или ячменной крупы),затирку (жидкое блюдо из пшеничной муки),кулеш (жидкую кашу-суп из крупы),жур (овсяный кисель). Из ячневой, овсяной, гречневой, ржаной, пшеничной муки пеклиблины .

С рубежа XVIII-XIX вв. в состав основных продуктов питания белорусов вошел картофель, из которого они готовят, как утверждают, более двухсот блюд. Это исалоники (очищенный вареный картофель), идраники (блины из сырого тертого картофеля), ибульен (картофельный суп), и многое другое. К блюдам, приготовленным из зерновых или картофеля, обычно добавляли молоко.

Летом и осенью в пищу употребляли огурцы, лук, груши, яблоки, вишни, сливы, арбузы. Поздней осенью и зимой ко многим блюдам добавляли кусочки жареного сала с луком. Зимой по праздникам к столу подавали жареные свиные колбасы, студень .

В число любимых блюд белорусов входят яешня (яичница с салом или ветчиной),холодник - аналог русской окрошки,мочанка - густой жирный соус

с салом и т.п. Для северо-запада и юга Белоруссии, где промысловое значение имело рыболовство, в качестве повседневной пищи характерны блюда из рыбы. Из продуктов собирательства наибольшее значение имели и имеют грибы, щавель, дикие груши.

Традиционными напитками белорусов считаются березовый сок, медовый, хлебный и свекольные квасы.

Приверженность традициям проявляется и в способах заготовки мяса и овощей впрок, к которым относятся засолка, квашение, сушка, копчение.

Традиция бортничества, использования растений-дикоросов для питания и в народной медицине особенно пригодилась белорусским партизанам в годы Великой Отечественной войны.

Комплекс национальной белорусской кухни сравнительно устойчив. Белорусы, как и прежде, предпочитают ржаной хлеб и традиционные блюда; потребление картофеля у них почти в два раза выше, чем у русских и украинцев. Лучшие образцы традиционных рецептов сохраняются и распространяются через предприятия общественного питания. Впрочем, урбанизационные процессы, в том числе за счет миграции населения из других регионов, расширили употребление белорусами блюд других национальностей. Грожане наряду

с типично белорусскими блюдами употребляют украинский борщ, русские пельмени, грузинский суп-харчо, кавказский шашлык, узбекский плов и т.п. Общественное питание сглаживает различия в питании различных национальных групп.

Одежда. Белорусский национальный костюм (на основе комплекса крестьянской одежды) соединил в себе высокохудожественные элементы ткачества, вышивки, тканевого орнамента. Преобладающий цвет в нем - белый.

Традиционный мужской костюм состоял из домотканой полотняной туникообразной вышитой рубахи кашули , которая доходила до колен и подпоясывалась широким вышитым поясом,безрукавки из цветного сукна, белых полотняных штанов, черных сапог. По сей день сохраняют известность высокохудожественные украшенные золотом и серебромслуцкие пояса. Головным убором служила летом - соломенная шляпа с широкими полями (брыль ,капелюш ), зимой - меховая шапка (кучма ,аблавуха ).

Женский комплекс одежды состоял из туникообразной (с кокеткой или прямыми плечевыми вставками) рубахи ; разнофасонных юбок (андорак ,саян ,летник ); надеваемой поверх юбкипанёвы , сшитой из суконных полотнищ;фартуков , украшенных кружевами и цветными поясами, и цветнойбезрукавки .

Головной убор девушек состоял из узеньких орнаментированных ленточек (скидочка, шлячок ) ивенков с налобником, которые составляли единый комплекс со старинной девичьей прической - распущенными волосами. Замужние женщины убирали волосы под чепец (каптур ), носили полотенчатый головной убор (намитку ) и платки (хустки ).

И мужскую, и женскую верхнюю одежду шили из валяного некрашеного сукна (сярмяга ,бурка ,свита ) и овчины.

Обыденная обувь белорусов - лапти из липового лыка, кожаныепостолы , зимой -валенки . Праздничной обувью служили сапоги (боты ) и ботинки.

Еще и сегодня в некоторых районах Полесья можно встретить женщину в национальной одежде, однако чаще бытуют отдельные элементы традиционного костюма, вкрапленные в современную одежду (дубленые овчинные кожухи, не выходящая из моды мужская рубаха с вышитым орнаментом), а также традиции покроя, цветовой гаммы.

Тенденции к унификации материальной культуры в современном белорусском городе затронули и одежду белорусов. Однако, несмотря на повсеместное распространение фабрично-заводских изделий и европейского городского костюма, народные традиции и теперь живут в выборе тканей, комплектации составных частей одежды, приемах орнаментации.

Глава 27. БЕЛОРУССИЯ, УКРАИНА И МОЛДАВИЯ: СТРАНЫ, НАРОДЫ...

Своеобразный тип жилища, одежды

имеют белорусы-полещуки . Природно-гео-

графические условия Полесья способству-

ют сохранению в быту, материальной и

духовной культуре ряда архаических черт.

Семья. До конца XIX в. белорусские

крестьяне жили большими отцовскими и

братскими семьями . До начала XX в. в де-

ревнях сохранялись элементы общинной

организации: односельчане помогали друг

другу коллективным исполнением работы

(талока, сябрына ). Важнейшие дела реша-

лись на деревенских сходах, в которых

принимали участие главы семей (гаспада-

ре ). Здесь выбирали старосту, назначали

опекунов, обсуждали семейные конфликты.

Обряды. Фольклор. Календарный обря-

довый цикл белорусов отличается разнооб-

разием. Накануне Рождества устраивали

постный ужин с обязательной ячменной

кашей. Девушки гадали о своей судьбе.

Белорусский головной убор замужней

Святки проходили с участием ряженых с

женщины - хустка с намиткой.

На Масленицу пекли блины, катались на лошадях. На Пасху (вяликдзень ) дворы обходиливолочебники , пели волочебные песни с пожеланиями урожая, богатства в доме и т.п. Особые -купальские - песни сопровождали архаический праздник в ночь на Ивана Купалу (купалье ), когда парни и девушки жгли костры, прыгали через них, искали «цветок папоротника», купались, гадали.

Некоторые элементы семейных обрядов и сегодня являются частью ритуальной жизни белорусов. Среди них можно упомянуть сажание (пасад ) невесты (а иногда и жениха) надзяжу (квашню), постригание и прижигание волос молодых, «раздел» каравая. Важным моментом родильной обрядности остается выбор крестных родителей, «раздел» «бабиной каши».

Продолжают также бытовать народные гулянья: дажынки (праздник окончания жатвы, когда плетут дажинковый венок, украшают последний сноп и устраивают праздничную трапезу),дзяды (день поминовения усопших), уже упоминавшеесякупалье .

В городах и селах Белоруссии, а также в местах компактного расселения белорусов за пределами их этнической территории продолжают звучать народные песни, исполняться народные танцы («Бульба», «Ленок», «Янка», «Лявониха», «Крыжачок», «Юрачка» и др.). Помимо песенного наследия белорусами сохраняются навыки игры на музыкальных инструментах (гуслях ,дудках ,бубнах ). Для белорусов типичен многострунный ударный музыкальный инструмент

цимбалы.

В ХХ в. белорусскими композиторами (Н. Аладов, В. Войтик, Е. Тикоцкий,

А. Туренков) создано много ярких произведений оперной, балетной, симфони-

576 Раздел IV. НАРОДЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

ческой, камерной музыки, популярных песен. В современной белорусской музыке слышны фольклорные мотивы. Широко известны во- кально-инструментальные ансамбли «Песняры» и «Верасы».

Фольклор белорусов включает в себя также легенды, предания, волшебные сказки, былины, анекдоты. В народе бытуют яркие, характерные пословицы (приказки ) и поговорки (примоуки ).

В XIX-ХХ вв. сложилась национальная белорусская литература. Повсеместно стали известны имена белорусских писателей и поэтов: Франтишка Богушевича, Максима Богдановича, Янки Купалы, Якуба Коласа, Кондрата Крапивы, Петруся Бровки, Максима Танка, Алеся Адамовича, Василя Быкова.

Другие этнические группы в Белоруссии. Как

уже говорилось, Белоруссия - не моноэтнич-

ное государство. Кроме титульного этноса в

республике наиболее многочисленны русские,

поляки, украинцы и евреи (о последних расска-

Коза - элемент колядочного

зано особо в конце главы). Это характерно как

для городов, так и для сельской местности.

реквизита. Брестская обл.

Из небелорусов сегодня в республике боль-

ше всего русских (1142 тыс. человек). Русские стали селиться на территории Белоруссии со времен войны России с Речью Посполитой (1654-1667). Позднее стали возникать поселения русских-старообрядцев, искавших здесь убежище от религиозных преследований у себя на родине и живших обособленно. В годы советской власти численность русских постоянно возрастала за счет миграционного притока из различных районов РСФСР. Он особенно возрос после Великой Отечественной войны, так как восстановление народного хозяйства республики требовало значительного количества квалифицированных трудовых ресурсов.

Украинцы (237 тыс. человек) живут как в сельских местностях (прилегающих к украинской территории), так и в городах Белоруссии. Их поселения с давних пор существуют в южных районах - Полесской зоне. Сегодня большая часть украинского населения сосредоточена в юго-западных и юго-восточных районах Белоруссии.

Формирование польской общины в Белоруссии началось со времени вхождения белорусских земель в состав Польского государства. Массовое переселение поляков на белорусскую территорию имело место в 1921-1939 гг., когда западные районы Белоруссии находились под властью Польши. Сегодня поляки (396 тыс. человек) по преимуществу расселены в сельской местности на западе Белоруссии и в белорусско-литовском порубежье. Некоторые исследователи полагают, что большая часть жителей Белоруссии, ныне причисляющих себя к полякам, это в действительности ополяченные белорусы - те, чьи

предки во времена нахождения белорусских земель в составе Речи Посполитой перешли в католичество и восприняли польский язык.

Кроме перечисленных национальностей в Белоруссии проживает до 3 тыс. татар . Они стали селиться с конца XIV в. на западе белорусской территории,

в таких городах, как Новогрудок, Лида, Ошмяны; места их компактного расселения получали соответствующие названия - Татарская улица, Татарский конец.

В Двинском, Люцинском, Режицком уездах Витебской губернии Российской империи проживали латыши , что явилось основанием при заключении

в 1920 г. мирного договора между Советской Россией и Латвией для передачи их Латвии. Деревни с латышским населением до недавнего времени сохранялись на территории Витебской области Белоруссии.

К более малочисленным, по сравнению с перечисленными, национальным группам в составе населения Белоруссии относятся армяне (10 тыс. человек),

цыгане, литовцы, азербайджанцы, немцы, молдаване, грузины.

2. Украина и украинцы

Основная область расселения украинского народа в настоящее время - Республика Украина, где численность украинцев (самоназвание) составляет более 38 млн человек. Кроме Украины, представители этого этноса проживают в России (4,4 млн человек) и ряде государств ближнего и дальнего зарубежья: Казахстане (свыше 900 тыс.), Молдавии (около 600 тыс.), Белоруссии (более 200 тыс.), Киргизии (свыше 100 тыс.), Канаде (550 тыс.), США (535 тыс.), Польше (350 тыс.), Аргентине (120 тыс.) и проч. Общая численность украинцев в мире - около 46 млн человек.

Украинцы вместе с русскими и белорусами составляют группу восточных славян. В антропологическом отношении они, как и другие восточнославянские народы, относятся к европеоидной расе, точнее среднеевропейской малой расе переходной ветви европеоидной расы.

Говорят украинцы на украинском языке славянской ветви индоевропейской семьи. Различают северное наречие (левобережные, правобережные, волынскополесские говоры), юго-западное наречие (волынско-подольские, галицкобуковинские, карпатские, поднестровские говоры) и юго-восточное наречие (поднепровские и восточно-полтавские говоры). Последние в XVI в. стали основой староукраинского книжного языка, а среднеприднепровские говоры на рубеже XVIII-XIX вв. - современного украинского литературного языка. Письменность на украинском языке (на базе кириллицы) получила распространение с XIV в.

Сегодня на Украине распространенны также русский и отчасти польский языки.

Верующие украинцы в основном православные. На Западной Украине значительная часть населения - униаты, в основном византийского обряда (грекокатолики).

Этногенез и этническая история. Существует несколько теорий происхождения украинцев. В отечественной науке наибольшее распространение получила

концепция общевосточнославянской древнерусской этнической общности. Внутри древнерусской народности формировались общие для восточных славян свойства культуры, но само это этнокультурное образование оставалось неоднородным, сочетало в себе локальные варианты социальной жизни, что создало предпосылки для возникновения русской, украинской и белорусской народностей. Исторической основой для складывания украинского этноса стала часть восточнославянского населения, проживавшая в IX-XII вв. на юго-за- паде Киевской Руси, на территории по обе стороны среднего Днепра. Более конкретно речь идет о Киевском правобережье, землях Переяславского, Чер- нигово-Северского, Волынского и Галицкого княжеств.

Формирование украинской народности и государства осложняли - особенно начиная со времени феодального дробления Древней Руси - непрекращавшиеся попытки Венгрии, Литвы, Польши и Турции захватить украинские земли

и подчинить их население своей власти. К счастью, это не привело к ассимиляции этого населения.

В XV-XVI вв. этническая территория формирующейся украинской народности значительно расширилась за счет заселения ее юго-западных окраин беглыми крестьянами. В ту же эпоху сложилась Запорожская Сечь - организация казаков, которая, как полагают, сыграла немаловажную роль в формировании украинского этноса, его самосознания и культуры. Непрекращавшаяся в XVI-XVII вв. борьба с иноземными завоевателями существенно консолидировала украинскую народность.

В XVI-XVII вв. на Украине сложилось два разговорных литературных языка: славяно-русский и так называемаяпроста мова , илируська мова - украинская разговорная речь на основе древнерусского языка. В процессе формирования украинской народности украинский язык приобрел типические общеукраинские черты, соединив черты основных диалектов Украины.

С объединением Литвы и Польши в Речь Посполитую украинские земли (кроме Закарпатья, Буковины и Чернигово-Северской области) попали под власть польских магнатов. Брестская церковная уния 1596 г. объединила на территории Речи Посполитой украинскую и белорусскую православную церковь с католической в униатскую, что оказало влияние и на этнокультурное развитие украинцев.

В XVII в. произошло перемещение значительных групп украинцев с находившегося в составе Польши Правобережья, а также из Поднепровья на восток

и юго-восток, освоение ими пустующих степных земель и образование Слободской Украины (территории современной Харьковской и частично Сумской областей Украины, а также южной части Курской, Белгородской и Воронежской областей России), которая заселялась одновременно как украинцами, так и русскими. В середине XVII в. здесь возникли слободские полки (как административные подразделения): Харьковский, Острогожский, Сумской, Изюмский.

В январе 1654 г. на Переяславской раде состоялось провозглашение политического воссоединения Украины с Россией. К концу века с Россией воссоединились Левобережная Украина, Киев с прилегающими территориями, Запорожье

и Чернигово-Северская земля.

Победы России над Османской Турцией в войнах 1768-1774 и 1787-1791 гг. привели к включению в состав Российского государства Северного Причерноморья и присоединению к украинской этнической территории Новороссии и земель между Южным Бугом и Днестром. Привлекаемые льготами, сюда устремились потоки переселенцев. И хотя основную роль в заселении и хозяйственном освоении южноукраинских областей сыграли украинцы, изначально численно здесь преобладавшие, а также русские, значительным было и участие неславянских переселенцев - молдаван, греков, гагаузов, армян, немцев и отчасти южных и западных славян (преимущественно болгар).

В результате второго и третьего разделов Польши (1793 и 1795) к России присоединились вся Правобережная Украина и Левобережная Волынь. Это ускорило этнокультурную консолидацию украинцев, укрепление внутриукраинских экономических связей, включение Украины во всероссийский рынок, рост национального самосознания, развитие культуры, языка.

Название Украина, применявшееся еще в XII-XIII вв. для обозначения южных и юго-западных земель Древней Руси, к XVII-XVIII вв. закрепилось (в значении «краина», т.е.страна ) в официальных документах, получило массовое распространение и послужило основой для этнонимаукраинцы (наряду с этнонимами, употреблявшимися первоначально по отношению к юго-вос- точной группе рассматриваемого населения:козаки ,козацкий народ ,руськи ). В российских официальных документах XVI - начала XVIII в. украинцы Среднего Поднестровья и Слобожанщины часто именовалисьчеркасами , а позже -малороссиянами ,малороссами илиюжнороссами .

Судьба западных областей Украины складывалась по-разному. Восточная Галиция и Буковина после первого раздела Польши (1772) отошли к Австрийской империи. Земли Правобережной и Южной Украины с 90-х гг. XVIII в., а придунайские украинские земли - с первой половины XIX в. вошли в состав России.

Таким образом, складывание в современную нацию в XVIII-XIX вв. проходило для украинцев на фоне необходимости противостоять колонизации, в рамках сложной этносоциальной структуры, в которой слились их собственные господствующие социальные слои с высшими социальными слоями австрийцев, поляков, русских. На рубеже XVIII-XIX вв., на завершающем этапе формирования украинской нации, сложился современный новоукраинский литературный язык.

Аграрное перенаселение, политический и национальный гнет заставляли сотни тысяч украинцев покидать пределы своей этнической территории. Из украинских губерний в составе России переселение шло в восточные области империи - Сибирь, Среднюю Азию, Кавказ и Дальний Восток, а из Западной Украины, находившейся под властью Австро-Венгрии, - в страны американского континента. Тем не менее численность украинского населения в пределах этнической территории возрастала.

Во всех этих районах в быту, культуре и иных сторонах жизни украинцев, проживавших в тесном взаимодействии с представителями других этносов (главным образом с русскими), происходили многообразные взаимодействия и взаимовлияния. В 20-х и 30-х гг. ХХ в. на Украине, как и в других регионах

СССР, интенсивно осуществлялась «коренизация» (в данном случае - украинизация) административных кадров, что конечно же способствовало укреплению позиций украинского языка. В ту же эпоху происходило интенсивное развитие украинской советской литературы, театра, кинематографии и проч. Тем не менее все эти процессы носили противоречивый характер. Так, имело место некоторое сокращение численности украинцев, считавших украинский язык родным. Впрочем, оно не было значительным: в 1959 г. называли родным языком украинский 87,7% украинцев, а в 1970 г. лишь немногим меньше, а именно 85,7%.

Завершение воссоединения украинских земель было связано с событиями Второй мировой войны: 1 ноября 1939 г. была включена в состав СССР и воссоединена с Советской Украиной Западная Украина. В июне 1940 г. Румыния возвратила Советскому Союзу Бессарабию и передала ему Северную Буковину, после чего 2 августа 1940 г. в состав Украины были включены Северная Буковина и Хотинский, Аккерманский и Измаильский уезды Бессарабии. И наконец, по Советско-Чехословацкому договору от 29 июня 1945 г. в состав Украины вошло Закарпатье.

В 1960-1980 гг. наблюдался быстрый рост украинской научно-техниче- ской и гуманитарной интеллигенции. В 1991 г. Украина стала независимым государством, начался процесс политического стимулирования расширения сферы употребления украинского языка в общественной жизни при сокращении преподавания русского языка и сферы его функционирования. Согласно принятой в июне 1996 г. конституции, украинский язык признан единственным государственным языком. Активизировались контакты с украинской диаспорой. Часть украинцев из России, Казахстана и других государств бывшего СССР

переселилась на Украину. В последние годы после провозглашения независимости в культурной ориентации Украины определяющей становится западная составляющая. Проявились противоречия - главным образом по политическим причинам - между Украинской и Русской православными церквами, а также между украинцами западной и остальных частей Украины.

После получения Украиной государственной независимости (1991) при деятельном влиянии органов власти в широких массах стали распространяться националистические взгляды и идеи. Поставлены под сомнение общие истоки этногенеза белорусов, украинцев и русских; отрицается прогрессивное значение присоединения к России Украины под руководством Богдана Хмельницкого на Переяславской раде (1654); одобрительно трактуется измена гетмана И. Мазепы в период Северной войны (первая четверть XVIII в.); положительно оцениваются предательские действия против законных властей бандеровско-мельни- ченковского подполья в годы Великой Отечественной войны и после нее.

По сохранившимся до наших дней локально-бытовым признакам Украину можно разделить на центральный, северный и западный этнографические районы. Им примерно соответствуют три основные группы диалектов в составе украинского языка Население ряда регионов сохраняет более ощутимые отличия в культуре, быте, языке. Они обусловлены географическими и историческими условиями и этнокультурными контактами. Речь идет прежде всего

– это всесторонне развитая страна, наполненная множеством важных исторических событий, которые связаны с ее культурой. Культура Молдавии становилась под влиянием Румынии. Также многое было перенято от древнерусского и турецкого населения.

Религия Молдавии

Исповедуемая Религия Молдавии не имеет единого направления, и ведущим является христианство, которое исповедует 90 % жителей. Христианство исповедуется сразу во всех трех направлениях: православии, католицизме и протестантстве. Кроме того в Молдавии присутствуют приверженцы иудаизма, ислама и индуизма. По данным переписи 33 000 жителей причислили себя к атеистам.


Экономика Молдавии

Национальная валюта Молдавии – Молдавский лей. Экономика Молдавии развивается в основном за счет развития сельского хозяйства, сферы услуг и промышленности. Кроме того Молдавия удачно занимается экспортом продуктов питания, алкогольных и безалкогольных напитков, машин, оборудования и одежды.


Наука Молдавии

Молдавия является страной, которая проводит множество научных исследований. Развиваясь, спровоцировала строительство ведущего центра фундаментальных исследований. В учреждении занимаются исследованиями общественных и естественных наук.


Искусство Молдавии

Культура в стране формировалась из множества факторов. Выдающимся направлением искусства Молдавии является изобразительное искусство. Развивалось оно под влиянием Византии и с тех пор осталось множество фресок, миниатюр и икон. Самый ценный памятник архитектуры и живописи находится на территории города Кушэнь. Там находится церковь Рождества Богородицы, которая была расписана Войкулом, Раду и Станчулом. Именно эти достопримечательности и многие другие побуждают путешественников более внимательнее окунуться в туризм Молдавии , ведь понимая культуру, можно понять и народ.


Кухня Молдавии

Характерной чертой Молдавской кухни является обилие овощей, фруктов и мяса. Кухня Молдавии сложилась за счет влияния множества стран. Ведущими блюдами страны являются Сармале, Плацинда с творогом и Муждей. Сармале напоминает по своему виду и методики приготовления долму и голубцы. Плацинда представляет собой национальный пирог, больше напоминающий круглую или квадратную плоскую лепешку. Муждей представляет собой чесночный соус на овощном или мясном бульоне.


Обычаи и традиции Молдавии

Молдавия страна, чей народ чтит свои традиции и их очень большое количество. Они передаются потомкам и хранятся каждым поколениям. Обычаи и традиции Молдавии связаны с гостеприимством. Молдаване празднуют такие же праздники, как и славянские народы. В том числе и Новый Год, но с добавлением своей изюминки. Первый день праздника сопровождается посыпанием дома зерном. На рождество колядуют, а после Пасхи через неделю все родственники навещают могилы близких и родных людей.


Спорт Молдавии

Молдавия ведет активную спортивную жизнь, главным доказательством того является участие страны в олимпийских играх. Спорт Молдавии составляют плавание, конный и велосипедный спорт, гребля, плавание, бокс, стрельба и лука, биатлон и футбол.