Поэт марциал о культурном уровне римской толпы. Смешной случай из жизни. Двойники на "Тайной вечере"

С чего начинать рисовать? Таким вопросом нередко задаются начинающие художники, когда приступают к работе. Однако опытные рисовальщики давно знают ответ на него, потому что в классической художественной школе есть замечательный принцип ведения работы. Рисовать или писать следует от общего к частному, от большего к меньшему.

Чтобы понять это наглядно, достаточно вспомнить как рисуют маленькие дети. Часто ребенок сосредоточивается на подробном рисовании какого-либо предмета, не задумываясь о его размерах и о том, как он вписывается в окружение. Дети могут нарисовать маленькую фигурку на большом листе. Случается так, что нарисованный предмет находится где-нибудь в углу листа, а вокруг пустое пространство. Дети в силу своего возраста не воспринимают весь лист как единое целое, поэтому рисуют все по отдельности.

Нечто подобное происходит когда начинающие художники приступают к рисунку или живописи. Хочется передать всю красоту отдельной детали, нарисовать ее в подробностях, не задумываясь о единстве картины, о том как эта деталь должна быть подчинена окружению. Но когда на «добросовестно» проработанный фрагмент посмотришь издалека, отойдя от мольберта, то видишь, что все не так уж и хорошо как казалось вблизи. Сама деталь может и удалась на славу, однако, не вписалась в остальной рисунок, поэтому в целом вышло все криво. Рассмотрим это на примере.

Предположим, художник рисует портрет. И начинает работу сразу с прорисовки глаза, забыв про все остальное. Далее рисует нос, губы, все лицо и контуры головы. Потом завершает весь портрет. Т. е. начал рисунок с глаза, а закончил всем силуэтом головы (смотрите иллюстрацию). В итоге, сам глаз получился, но сместился в сторону. То же самое произошло и с носом, и с губами. Поэтому портрет вышел не только непохожим, но и кривым.

Но почему такое произошло? Потому что художник сначала стал рисовать малые объекты, а потом закончил крупными формами. Т. е. вел работу от меньшего к большему. Но если бы он начал работу с контуров головы, овала лица (т. е. с крупного), а потом перешел к носу, губам, глазам (меньшему) — вышеописанной ошибки не произошло бы (точнее, вероятность этого была бы меньше). Ведь, наметив основу крупных форм, намного легче вписать в нее мелкие детали. Легче сравнить расстояния и пропорции. А если начинать с мелочей, не определив большие силуэты, то подогнать одно к другому впоследствии будет очень сложно. Поэтому художники используют последовательность рисования от большего к меньшему. И хотя сам по себе этот способ не гарантирует успеха, он значительно помогает в работе. Но разве нельзя рисовать так, как хочется? В любой последовательности? Великие мастера с большим опытом могут начать рисунок от точки «А» и закончить в точке «В», не задумываясь о последовательности. У них все получается уже на интуитивном уровне, так как за плечами огромный опыт. Но в большинстве случаев рекомендуется начинать работу не с мелочей, а с общих, больших масс, смотря на картину в целом. Ведь и большие мастера, даже если и нарушают классические этапы рисунка, в уме все равно видят картину целиком, не фрагментарно.

Видеть целое среди мелких деталей очень важно по целому ряду причин. Одна из них — это умение обобщать. Без обобщения нельзя представить себе ни рисунок, ни живопись. Обобщение — это не только способ облегчить работу. Посредством обобщения художники создают иллюзию, при которой живопись или рисунок способны оживать. Возьмем, к примеру, букет цветов. Если его начать писать с отдельных лепесточков, и таким подробным письмом продолжать работу до конца, то живопись может не только содержать ошибки, но и быть менее выразительной, «сухой». Однако, если художник начнет работу с больших масс, обобщая и объединяя цветки в группы, а потом будет писать отдельные цветки подробно, то такая последовательность поможет не запутаться в оттенках, видеть главное, оживлять живопись. Оживлять эффектом отбора, когда художник обобщает второстепенное и выделяет главное. Соседство подробного и обобщенного создает иллюзию, в которой изображаемый вид словно оживает.

Такой отбор требует от человека умения видеть картину в общем, умения обращать внимание на основное, не сосредоточиваться на мелочах. Когда у художника в этом отношении «поставлен глаз», он сумеет лучше определить, что нужно обобщить и как это сделать. Глядя на картину под таким углом, художник сможет точнее определить пропорции, лучше увидеть цветовые и тоновые отношения.

РИСУНКИ-ЗАДАЧИ

Много различных занимательных задач облекаются в форму рисунков с короткими пояснительными текстами или вопросами. Их очень любят ребята благодаря наглядности, привлекательности, доходчивости. Эти особенности позволяют использовать рисунки-задачи для оформления игровых комнат и площадок в клубах, домах пионеров, во дворах домоуправлений, в пионерских лагерях, в детских парках. Щиты и стенды с рисунками-задачами всегда привлекают многих зрителей. Разглядывая рисунки, они затем включаются в решение задач, содержащихся в них.

Рисунки-задачи различных типов постоянно помещаются в детских газетах и журналах, в специальных сборниках по играм. Для витрин и стендов их можно увеличить либо фотографическим путем, либо с помощью эпидиаскопа. Эпидиаскоп - проекционный аппарат, которым пользуются для получения увеличенных изображений непрозрачных предметов и рисунков наэкране. Вложив в аппарат предназначенный для увеличения рисунок, можно затем поместить на известном расстоянии от него лист белой бумаги (взамен экрана) и карандашом обвести на нем все линии, воспроизводя рисунок в увеличенном виде.

Для того чтобы разумно пользоваться рисунками-задачами, нужно хорошо разбираться в их разновидностях. Ниже мы приводим ряд наиболее типичных рисунков-задач. Их можно разбить примерно на такие основные группы:

Задачи-ребусы . Задачи-ребусы являются разновидностью обычных ребусов. Они значительно проще, так как для их отгадывания используется в каждом случае какой-либо один прием или метод. Благодаря своей простоте они общедоступны, а остроумный метод зашифровки слов вызывает большой интерес. Такого рода задачи помещены на страницах 403 - 406.

Загадочные картинки . Загадочные картинки чаще всего основываются на том, что в них отдельные персонажи (люди или животные) искусно спрятаны, замаскированы в тех или иных деталях рисунка: среди веток деревьев, в траве, между отдельными предметами и т. п. Играющие должны их отыскать (см. рис. на стр. 407).

Иногда для отыскания замаскированных рисунков картинку приходится поворачивать в разные стороны.

Разновидностью загадочных картинок является рисунок, помещенный на странице 408. Среди беспорядочно перепутанных изображений играющему предлагается различить 15 животных.

Слова на одну букву . Сущность задач, основанных на подборе слов на одну букву, состоит в следующем. На картинке изображено множество различных предметов, Играющие должны найти на картинке известное число предметов, названия которых начинаются с одной и той же буквы, например «М» (тр. 413).

Несуразности . Несуразности, нелепости, ошибки художника - распространенная и излюбленная тема для многих занимательных задач в рисунках. Мы приводим несколько вариантов таких задач.

В картинке со стихами «Тарас-рыбак» (стр. 409), только одна ошибка: рыбак забыл насадить на крючок червячка, и I поэтому рыба не клюет, но найти эту ошибку далеко не каждому сразу удается.

В картинках «В чем ошибся художник?» много разных ошибок (стр. 410).

Очень интересны рисунки, помещенные на странице 411. На первый взгляд все в этих рисунках кажется нормальным и правильным, но после тщательного анализа каждого из них неожиданно выявляются грубые ошибки, которые первоначально не были замечены.

Сходство и различие . Существует много задач, основанных исключительно на наблюдательности и внимании. Мы приводим задачу, в которой нужно найти сходные предметы.

На странице 412 изображены 9 человечков. Все рисунки кажутся совершенно одинаковыми, но при более внимательном рассмотрении оказывается, что чем-то один рисунок отличается от другого. Только два рисунка из девяти совершенно одинаковы.

Логические задачи. Логические задачи основаны на умении рассуждать, сопоставлять, делать правильные выводы, другими словами - логически мыслить. Типичной задачей такого рода является задача «Назовите по именам» (стр. 419). Только

правильная цепь рассуждений может помочь на основе имеющихся данных определить имена каждого из пяти ребят, изображенных на рисунке.

Мы приводим и другие варианты подобных задач (см. стр. 417 - 420).

В задаче «Девять вопросов» нужно по различным признакам, которые подчас трудно обнаружить, дать ответ на различные вопросы.

В задаче «Четвертый лишний» нужно уметь найти общие признаки, которые могут объединить различные предметы в одну группу, и выделить из них «лишние» предметы (например, трамвай, троллейбус, электропоезд питаются электроэнергией, автобус работает от двигателя внутреннего сгорания).

Обманы зрения или зрительные иллюзии очень многочисленны и крайне разнообразны. Объяснить, в силу каких причин получаются подобные обманы, не всегда возможно. Чаще всего ежи зависят от несовершенства нашего глаза.

На странице 421 показаны многочисленные примеры зрительных иллюзий. Кажется, например, невероятным, что две линии на рисунке 5 параллельны, а между тем это так; взглянув на рисунок 3, мы убеждены в том, что линия АВ длиннее линии АС, а между тем они равны.

Зрительные самообманы - интересная разновидность рисунков-задач.

Существуют и другие типы рисунков-задач. Например, «Что тут нарисовано?» (стр. 414). Знакомые предметы, изображенные на рисунке, трудно узнать потому, что они даны в необычном ракурсе. На таблице «Попробуй сосчитай!» (стр. 415) требуется сосчитать зайцев, белок и медведей, но особым способом, а это требует большого внимания. В различных разделах нашей книги помещены и другие задачи.

СТРАННОЕ. ПИСЬМО (Шутка)

КУДА ИДУТ ЭТИ ЗВЕРИ И ПТИЦЫ!

ЗАГАДОЧНОЕ ПИСЬМО И ВПОЛНЕ ЯСНЫЙ ОТВЕТ

ЗАГАДОЧНЫЕ КАРТИНКИ

СКОЛЬКО ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ!

ТАРАС-РЫБАК

Утром к речке как-то раз Вышел с удочкой Тарас: «Посижу от скуки, Может, клюнут щуки!» Вот за удочкой Тарас С поплавка не сводит глаз. Час, другой и третий - Все забыл на свете. Пропустил Тарас обед, А добычи нет и нет. Вот какая мука - Где же это щука? Тихий вечер настает, Что-то рыба не клюет. «Ну хотя б карасик!» - Думает Тарасик. И сидит Тарас-рыбак И не ведает, чудак» Что его ошибке Радуются рыбки, В чем ошибся мой Тарас, Угадать прошу я вас.

Н. Кончаловская

В ЧЕМ ОШИБСЯ ХУДОЖНИК?

Найдите в этом рисунке допущенные художником семь разных ошибок.

ВОСЕМЬ ОШИБОК

НАЙДИТЕ ДВУХ ОДИНАКОВЫХ

ЧЕТЫРНАДЦАТЬ СЛОВ НА БУКВУ «М»

ЧТО ТУТ НАРИСОВАНО!

ПОПРОБУЙ СОСЧИТАЙ!

На этой странице нарисованы зайцы, белки и медведи, сосчитайте их всех, но только по особому правилу - считать нужно всех подряд, начиная с верхней строчки: «Первый заяц, первая белка, второй заяц? первый медведь, третий заяц, вторая белка...» и т. д. Зверей немного, а всех не сосчитаешь!

КТО КАКИМ ДЕЛОМ ЗАНЯТ!

Посмотрите внимательно на этот рисунок. Семь мальчиков - и каждый занят каким-нибудь делом.

А вот каким именно, это вы должны догадаться сами по движению их рук, ног, тела, Инструменты, которые нарисованы на доске, помогут вам в этом.

ДЕВЯТЬ ВОПРОСОВ

Глядя на рисунок, ответьте на следующие вопросы:

1. Сколько туристов живет в этом лагере?

2. Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?

3. На чем они сюда приехали?

4. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?

5. Откуда дует ветер: с севера или юга?

6. Какое сейчас время дня?

7. Куда ушел Шура?

8. Кто был вчера дежурным? (Назовите по имени.)

9. Какое сегодня число какого месяца?

С КАКИМ СЧЕТОМ ОКОНЧИЛСЯ МАТЧ!

Очень напряженный матч! Забито восемь голов. Восемь болельщиков, изображенных художником, переживают каждый гол. Но с каким счетом окончился матч?

Ответ подскажут болельщики одной и той же команды. Разберитесь в их футбольных симпатиях.

НАЗОВИТЕ ПО ИМЕНАМ

Вот пятеро ребят. Одного из них зовут Колей - он стоит с краю. Если бы Нюра стояла рядом с Володей, то Петя очутился бы рядом со своим тезкой. Определите, кто где стоит.

ВСТРЕЧА НА УЛИЦЕ

На улице встретились друзья.

Здравствуй, Степа. Куда идешь?

В дом номер двадцать три, - ответил Степа. - А ты куда, Петя?

А я - к приятелю Ванюше. Он в седьмом доме живет, - ответил Петя.

Вот теперь и скажите: кого из них зовут Степой, а кого Петей?

ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ

В горизонтальных рядах этой таблицы нарисованы различные предметы, растения и животные. В каждом ряду три из них могут быть объединены по какому-либо признаку в одну группу, а четвертый к этой группе не подходит.

Укажите, по каким признакам могут быть объединены рисунки и какой рисунок в каждом ряду является лишним.

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ

1. Какая фигура больше, верхняя или нижняя?

2. Какой эллипс больше, нижний или внутренний верхний?

3. Какая линия длиннее, АВ или АС?

4. Что вы видите здесь - лестницу, нишу или полоску, сложенную «гармоникой»?

5. Эти две линии прямые или вогнутые?

6. Какая линия сверху является продолжением правильного круга, изображающего луну?

7. Какое расстояние больше: от головы левой бабочки до головы средней или от головы средней до головы правой?

8. У какого цветка сердцевина больше?

9. Квадраты внутри фигуры не кажутся ли вам косыми?

10. Что больше, основание или высота фигуры?

11. Какая линия длиннее, вертикальная или горизонтальная?

12. Какое расстояние больше, от А до В или от В до С?

13. Как расположены здесь кубы? Где два куба, вверху или внизу?

ОТВЕТЫ. РИСУНКИ-ЗАДАЧИ

Странное письмо

Кто зверей и все предметы

На картинке назовет.

Затейник Сережа

Куда идут эти звери и птицы?

На рисунке изображены: 1. Индюк. 2. Дикобраз. 3. Еж. 4. Медведь. 5. Волк. 6. Заяц. 7. Обезьяна. 8. Олень. 9. Пингвин. 10. Аист. 11. Рак. 12. Крокодил. Идем в зоопарк.

Оттепель

Солнце стало пригревать,

Под окном проталинки.

Мы ходили в лес гулять,

Промочили валенки.

Загадочное письмо и вполне ясный ответ

Дай списать решение! Решай-ка сам, это полезно

Рассказ о том, как рыбак невод искал

Жил-был РЫБАК. Звали его ЛЕВ Иванович КОШКИн. Один раз он далеКО ЗАехал в море. «ПоиЩУКА я,- думает, - свой невод. Погляжу, много ли там РЫБЫ». Вдруг поднялись ВОЛны, РЫБАка прибило в каМЫШИ. Он сунул весло в воду, хотел вытащить его, веСЛО Не идет. «Не ПОНИмаю, - сказал РЫБАк, - чьи это шУТКИ? Что там такое, может, АКУЛА? А ну-ка, - думает, поднапряГУСЬ, поднатУЖусь еще раз». От страха он поЕЖился, поднатУЖился и вытащил весло. А на весле сеть, полная РЫБЫ. «Вот какой я РЫБАк, - подумал он. - Не я ЛИ САм ставил невод? А УЖе забыл». Втянул невод в лодку. «А ну, вьглеЗАЙКА, РЫБА, из невода! Будет наМУХА на УЖин!»

Загадочные картинки

1. Между рукой и ногой Миши вы можете увидеть Петю (петуха), а между рукой и ногой Пети - Мишу (медведя).

2. Силуэт зайца можно разглядеть между мальчиком и девочкой.

Сколько зверей и птиц?

Крокодил, лиса, слон, лебедь, змея, буйвол, собака, пеликан, журавль, утка, кошка, заяц, медведь, олененок, аист.

Тарас забыл надеть на крючок червячка.

Верхний рисунок : 1. Машины движутся по левой стороне улицы. 2. Троллейбус нарисован с одной контактной дугой. 3. На светофоре два света, а не три. 4. На домовом фонаре номер дома «О». 5. На афише «31 сентября» (в сентябре 30 дней).

Нижний рисунок: 1. На столбе с проводами нет изоляторов. 2. Грузовая и легковая машины идут по одному следу. Как они могли разминуться? 3. Большая Медведица должна быть повернута ковшом в другую сторону. 4. Положение луны указано неверно. 5. Заяц не стал бы сидеть на месте, если рядом с ним проходит машина. 6. Километровый столб повернут не в ту сторону. 7. При данном положении луны тень от машины показана неправильно.

Восемь ошибок

1. Если ножницы свести, то концы; ножниц не сойдутся, резать ими нельзя.

2. Коробочка со спичками выдвинута с одной стороны больше, чем показано с другой стороны.

3. Если приглядеться к стружке, то станет ясно, что длина ее больше того расстояния, которое пройдено рубанком по доске.

4. Минутная стрелка часов настолько длинна, что при движении не могла бы обойти циферблат.

5. Чешуя у рыбы идет от хвоста К голове. Так не бывает на самом деле.

6. Половинки шахматной коробки должны быть одинаковыми по высоте.

7. Петуху нарисовали хвост курицы.

8. Носик у кувшина не на месте, он должен быть сбоку.

Найдите двух одинаковых

Четырнадцать слов на букву «М»

Море, мыс, машина, маяк, мост, мельница, мяч, маляр, магазин, молоток, мешок, метла, матрос, мальчик.

Что тут нарисовано?

Блюдце. Чайник. Ножницы. Вилка. Часы. Ложка. Бритва. Молоток. Клещи. Мясорубка. Будильник. Карандаш. Кнопка.

1) Пилит, 2) играет на скрипке, 3) бегает на коньках, 4) рубит, 5) ходит на лыжах, 6) шьет, 7) копает.

1. Туристов четверо (это видно по количеству ложек и тарелок).

2. Туристы живут несколько дней. Паук успел свить паутину между деревом и палаткой.

3. Они приехали на лодке: возле палатки стоят весла.

4. Селение близко: из селения пришла курица.

5. Направление ветра можно определить по флажку. По характеру древесной листвы легко определить, где находится юг: кроны деревьев с южной стороны развиты сильней, чем с северной. Таким образом, ветер дует с юга.

6. По теням определяем, что солнце находится на востоке. Значит, сейчас утро.

7. Шура ловит сачком бабочку.

8. В расписании дежурств мы видим имена троих мальчиков: Коля, Петя, Вася. Четвертого, как нам известно из вопросов, зовут Шура. На рюкзаках стоят инициалы - это рюкзаки Васи и Коли, Коля роется в своемрюкзаке, Вася фотографирует (в его рюкзаке лежит штатив от фотоаппарата). Следовательно, дежурит Петя: он находится у костра. Это значит, что вчера дежурил Коля.

9. Из расписания дежурств можно понять, что сегодня 8-е число; месяц можно установить по лежащему около тарелок спелому арбузу. К 8 июля арбузы, как правило, еще не поспевают. Значит, сейчас может быть либо август, либо сентябрь. 8 сентября уже идут занятия в школах, и ребята не могут делать многодневные туристские походы. Следовательно, сегодня 8 августа.

С каким счетом окончился матч?

Анализ картинок показывает, что за одну команду (первую) болеют (слева направо) 1, 5, 6 и 7-й зрители, а за другую команду (вторую) - 2, 3, 4 и 8-й зрители. Зная это, можно по поведению болельщиков определить, кто кому забил каждый из восьми голов. Получается, что матч выиграла первая команда со счетом 5:3.

По условию задачи ясно, что ни одного из двух мальчиков, между которыми стоит Нюра, не зовут Володей; чтобы оказаться рядом с Володей, девочке, очевидно, надо стать на второе место слева. Тогда справа оказались бы по соседству друг с другом два тезки. Значит, крайний слева Коля, за ним Володя, дальше Петя, Нюра и второй Петя.

Обратите внимание на номер дома.

Дома с нечетными номерами находятся обычно на левой стороне улицы, если идти от первого номера.

В направлении, ведущем от начала улицы к концу ее, то есть в направлении дома № 23, идет мальчик в кепке. Он и есть Степа.

1. Арфа, домра и гитара относятся к группе щипковых инструментов. Скрипка - инструмент из группы смычковых.

2. Белый гриб, подберезовик, подосиновик - съедобные грибы, мухомор - несъедобный, ядовитый гриб.

3. Сыр, масло, молоко - молочные продукты; колбаса - мясной продукт.

4. Еж, летучая мышь, крот - полезные животные; суслик - вредитель полей.

5. Трамвай, троллейбус, электропоезд движутся с помощью электроэнергии, автобус же работает от двигателя внутреннего сгорания.

63) Заполните контурную карту «Рост Римского государства» (с. 62).

64) Ответьте на вопросы. В наши дни три древних города почитаются всеми христианами. Что это за города? О каком из них его жители могли бы произнести такие слова?

+ 1) Каждый год на протяжении многих веков к нам прибывают толпы богомольцев из всех стран мира. По сей день христиане утверждают, что более двух тысяч лет назад в нашем городе родился Спаситель человечества.

    Ответ: Вифлей

+ 2) Да, Иисус родился не у нас, но в Евангелии говорится, что именно в наш город к его жительнице Марии явился ангел с благой вестью о том, что у нее родится Сын Божий.

    Ответ: Назарет.

+ 3) В нашем городе сохранилась длинная извилистая улица, по которой, согласно верованиям христиан, Иисус нес тяжелый крест к месту казни. Здесь он принял мученическую смерть и воскрес.

    Ответ: Иерусалим

+ 4) В какой стране находятся три почитаемых христианами города?

    Ответ: Иерусалим и Назарет, которые находятся на территории Израиля, а Вифлей в Палестинской автономии. Когда был Иисус Христос, эти города принадлежали Римской империи.

65) Ответьте на вопросы. В Евангелии от Луки рассказывается, что вместе с Иисусом Христом привели на казнь и двух разбойников. Их распяли на крестах по правую и по левую стороны от Христа. Один из разбойников злословил и говорил ему: «Если ты Христос, спаси себя и нас». Другой же разбойник, напротив, унимал первого, говоря ему: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?... Мы с тобой осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Христос ничего худого не сделал». И сказал этот разбойник Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю». Какой смысл вкладывали в этот евангельский рассказ верующие? На что позволял он надеяться людям, совершившим дурные поступки? В каком случае перед ними могли открыться двери рая?

    Ответ: Смысл слов заключается в том, что даже богатый человек вряд ли может попасть в рай. Или же в Царство попадут те, кто ведут правильный образ жизни и те кто всю свою жизнь мучался.

66) Разгадайте кроссворд «Первые христиане».



+ 1) Какие зрелища приводили в негодование христиан? Подумайте, почему они осуждали их.

    Ответ: Гладиаторские бои были самым любимым зрелищем в Римской Империи. Там погибали и умирали рабы поэтому христиане ненавидели эти кровавые зрелища.

+ 2) Как рисунок подтверждает ту мысль, что большинство римлян-язычников иначе, чем христиане, относились к этим зрелищам?

    Ответ: Эти кровавые зрелища обожали римляне. Гладиаторские бои были очень любимы и популярны.

+ 3) Опишите вооружение каждого из участников поединка. Предположите, чем он может закончиться.

    Ответ: На 1 гладиаторе есть щит, шлем, короткий меч. А на 2 гладиаторе есть только копье. Закончится этот бой “плачевно”, кто-то из них погибнет.

+ 4) Как по-вашему, прав ли был христианский епископ, осуждавший подобное зрелище? Обоснуйте ответ.

    Ответ: Я думаю, что да. Потому что каждое живое существо хочет жить! А убивать людей для своего досуга ужасно!

68) Рассмотрите рисунок, выполните задания и ответьте на вопросы. Выдающийся римский поэт по имени Марциал, стихи которого любили как в самом Риме, так и за его пределами, утверждал, что он пользуется не большей известностью, чем конь Андремон. Подумайте, причем тут конь. Что имел в виду поэт? Ответьте с помощью рисунка.

+ 1) Представьте себе, что художник нарисовал среди породистых рысаков красавца Андремона. Участником какого зрелища мог быть этот конь? Где в Риме оно устраивалось? Опишите, как это зрелище изобразил художник.

Ответ: Участник гонок в Большом Цирке. Скачки были большим праздником для знатных, поэтому они устраивались пышно и ярко.

+ 2) Предположите, почему жеребец Андремон стал любимцем сотен тысяч жителей Рима. Как ведут себя болельщики (слева)?

    Ответ: Победители (звезды) скачек были самыми популярными в Римской Империи. А болельщики слева поддерживают своего фаворита.

+ 3) Сделайте вывод на основании слов поэта Марциала о культурном уровне римской толпы. Каковы были ее вкусы и пристрастия?

    Ответ: Культура Древнего Рима была низкой. Потому что жители предпочитали веселиться, смотреть гладиаторские бои, чем читать литературу.

69) Рассмотрите рисунки, выполните задания и ответьте на вопросы.


В 79 году до н.э. в результате извержения вулкана Везувий погиб небольшой италийский город Помпеи. В XVIII (18-м) веке археологи раскопали Помпеи: его улицы, площади, дома, мастерские. Город имел амфитеатр и два театра (так они выглядят в наши дни).

1) Предположите, на каких рисунках изображены театры.

+ Театры изображены на рисунках

    Ответ:№ 1 и 2.

+ Какие зрелища могли устраиваться в здании театра?

    Ответ:Балет (танцы), представлении, скачки, гонки.

+ Какие три части театра видны на рисунках?

    Ответ: Места для зрителей. сцена.

+ 2) Какие зрелища устраивались в амфитеатре? Какие две части амфитеатра видны на рисунке?

    Ответ: Гладиаторские бои. Видны арена и места для зрителей.

+ 3) Сопоставьте число мест в театрах и амфитеатре: большой театр вмещал 7 тысяч зрителей; малый театр - 2 тысячи зрителей; амфитеатр - 20 тысяч зрителей. Почему в одном и том же римском городе количество мест в амфитеатре намного превышало количество мест в обоих театрах, вместе взятых? Помогает ли этот факт оценить вкусы и пристрастия римской публики?

    Ответ: Театр пришел в Рим из Древней Греции. В Риме театр был как развлечение, а актеры, поэты и др. получали деньги, за то что развлекают знатных людей. Римляне не были культурными людьми, чем греки. Древний Рим предпочитал амфитеатр.

70) Рассмотрите три мозаичные фигуры, украшавшие пол одного из богатых домов римского города в Северной Африке. Ответьте на вопросы и выполните задания.

+ 1) Образованные римляне любили поэмы Гомера. Например, его рассказ о странных существах, изображенных на мозаике: «… Они звонкогласно запели: «Здесь ни один не проходит с своим кораблем мореходец, сердцеусладного пенья на нашем лугу не послушав.». Догадайтесь, кто эти сладкоголосые существа. Опишите их облик. Добрые они злые? Обоснуйте ответ.

    Ответ: Здесь говорится о сиренах Это были крылатые женщины с красивым голосом, которые прежде всего одурманивал мужчин. Сирены были злыми они «убивали» мореходов.

+ 2) Хитроумный мореход в поэме Гомера произносит такие слова: «Так нас они сладкопеньем пленительным звали. Влекомый сердцем их слушать, товарищам подал я знак, чтоб немедля...» Как звали морехода? Что должны были «немедля» сделать его товарищи? Как они поступили? Почему?

    Ответ: Его звали Одиссей. Его спутники заткнули себе уши воском, а Одиссей привязали к столбу… чтобы тот не сбежал к сиренам.

+ 3) Почему Гомер называет морехода хитроумным? В чем проявилось его хитроумие при встрече со сладкоголосыми существами?

    Ответ: Одиссей сумел провести кораблю мимо острова сирена и спасти жизнь спутников. Он был единственным кто смог услышать их пение, но остаться в живых.

Задание № 71. Заполните контурную карту «Рост Римского государства»

1. Закрасьте территорию Римской республики к началу войн с Карфагеном

264 год до н.э.

2. Обведите границы Римской империи при императоре Траяне

3. Надпишите названия известных вам стран, завоеванных Римом

Македония, Карфаген, Греция, Эпир, Галлия, Египет, государство Селевкидов (Сирия), Понт, Пергам

4. Обозначьте первыми буквами названия городов: Рим, Византий, Иерусалим, Александрия, Карфаген. Закрасьте кружочки, обозначающие эти города

5. Надпишите на карте названия племен (германцы, славяне) в местах их обитания

Задание № 72. Ответьте на вопросы

В наши дни три древних города почитаются всеми христианами. Что это за города? О каком из них его жители могли произнести такие слова?

1. Каждый год на протяжении многих веков к нам прибывают толпы богомольцев из всех стран мира. По сей день христиане утверждают, что более двух тысяч лет назад в нашем городе родился Спаситель человечества

2. Да, Иисус родился не у нас, но в Евангелии говорится, что именно в наш город к его жительнице Марии явился ангел с благой вестью о том, что у нее родится Сын Божий

3. В нашем городе сохранилась длинная извилистая улица, по которой, согласно верованиям христиан, Иисус нес тяжелый крест к месту казни. Здесь он принял мученическую смерть и воскрес

4. В какой стране находятся три почитаемых христианами города? Под чьей властью находилась эта страна во времена Иисуса Христа?

Иерусалим и Назарет находятся на территории Израиля, а Вифлеем на территории Палестинской автономии. Во времена Иисуса эти города находились под властью Римской империи

Задание № 73. Ответьте на вопросы

В Евангелиях рассказывается, что люди спрашивали Иисуса Христа, кто из них войдет в Царство Божие. Иисус ответил им так: «Многие первые будут последними и последние — первыми».
Каков смысл этих слов? Кто из верующих, согласно христианскому вероучению, достигнет райского блаженства, а кто нет? Почему Иисус сказал: «Многие...», а не все?

Смысл этих слов заключается в том, что земное благосостояние (богатство, знатность) не может определять попадет человек в царство Божие или нет. «Первые», то есть богатые в этой жизни, могут быть последними на том свете, и, наоборот, последние бедняки на этом свете, первыми войдут в царство Божие. Райского блаженства достигнут люди, ведущие праведный образ жизни, терпящие лишения и т.п. «Многие» сказано потому, что принадлежность к какому-либо классу в этой жизни не означает несомненную добродетель и праведность

Задание № 74. Ответьте на вопросы

В Евангелии от Луки рассказывается, что вместе с Иисусом Христом привели на казнь двух разбойников. Их распяли на крестах по правую и по левую стороны от Христа. Один из разбойников злословил и говорил ему: «Если ты Христос, спаси себя и нас». Другой же разбойник, напротив, унимал первого, говоря ему: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же!.. Мы с тобой осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Христос ничего худого не сделал». И сказал этот разбойник Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю».
Какой смысл вкладывали в этот евангельский рассказ верующие? На что позволял он надеяться людям, совершившим дурные поступки? В каком случае перед ними могли открыться двери рая?

Смысл раскаяния в своих грехах. Даже совершив дурные поступки, но признав и раскаявшись в них, можно было надеяться на прощение и надеяться попасть в рай

Задание № 75. Решите кроссворд, вспомнив поучения Иисуса в Нагорной проповеди. Если вы забыли эти поучения, найдите их в учебнике

Определите, какое слово пропущено в каждом из приведенных ниже поучений Иисуса. Впишите это слово в клетки кроссворда в том же числе и падеже, как оно стоит в тексте Евангелия

По горизонтали: 3. А я говорю вам: не противься злому. 5. Стучите, и отворят вам. 7. ...Молитесь за обижающих вас. 8. ...Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. 11. Согласно преданию, автор Евангелия, которое содержит Нагорную проповедь Иисуса (Матфей). 12. И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. 14. ...Благословляйте проклинающих вас.
По вертикали: 1. Если вы будете прощать людям прегрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. 2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 4. Не судите, да не судимы будете. 6. ...Ищите, и найдете. 9. Любите врагов ваших... 10. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. 13. Просите, и дано будет вам...

Задание № 76. Решите кроссворд «Первые христиане»

По горизонтали: 1. По верованиям христиан, данная Богом бессмертная часть человеческого существа (душа). 3, 17. Имена учеников Христа, записавших рассказы о его жизни и учении (3. Иоанн, 17. Матфей). 5. Орудие казни Иисуса (крест). 6. Мать Иисуса (Мария). 8. Почитатели и последователи Иисуса Христа (христиане). 10. Противник христиан, ставший после чуда в Дамаске их горячим сторонником (Павел). 12. Местность близ Мертвого моря, где жили люди, называвшие себя сынами света (Кумран). 14. Ученик Иисуса, предавший своего учителя (Иуда). 15. Нищий, которому после смерти было даровано блаженство в раю (из назидательной истории, рассказанной Иисусом) (Лазарь). 16. «Благая весть» - рассказ о жизни и учении Иисуса (Евангелие).
По вертикали: 2. Греческое слово, в переводе означающее «посланец» (так называли учеников Иисуса) (апостол). 3. По верованиям христиан, Сын Божий, распятый на кресте и воскресший (Иисус). 4. Римский император 1-го века, приказавший подвергнуть христиан мучительным пыткам и казням (Нерон). 6, 11. Имена последователей Иисуса, записавших рассказы о его жизни и учении (6. Марк, 11. Лука). 7. Бог, почитавшийся отцом Иисуса (Яхве). 9. Город, где был казнен и похоронен Иисус (Иерусалим). 13. Город, жительницей которого была мать Иисуса. Его детские годы прошли в этом городе (Назарет)

Задание № 77. Рассмотрите рисунок нашего времени, ответьте на вопросы и выполните задания

Живший в 3 веке Киприан был епископом в римской провинции Африка. С негодованием и болью он писал, что перед кровожадными взорами тысяч зрителей разыгрываются бои, в которых «убивают человека в удовольствие человеку. Что может быть более бесчеловечным и жестоким!»

1. Какие зрелища приводили в негодование христиан? Подумайте, почему они осуждали их

Гладиаторские бои. Христиане проповедовали милосердие и считали убийство смертным грехом

2. Как рисунок подтверждает ту мысль, что большинство римлян-язычников иначе, чем христиане, относились к этим зрелищам?

Гладиаторские бои пользовались в Римской империи огромной популярностью среди всех слоев населения и входили в число публичных зрелищ

3. Опишите вооружение каждого из участников поединка. Предположите, чем он может закончиться

Справа изображен ретиарий, вооруженный трезубцем и сетью и одетый в набедренную повязку. Против него сражается или мурмиллон, или секутор — гладиатор, вооруженный овальным щитом (на рисунке ошибочно показан прямоугольный), коротким мечом (гладиусом). На нем одеты короткие латы, шлем, закрывающий лицо и поножи. Ретиарий старается накинуть сеть и поразить запутавшегося противника трезубцем. Мурмиллон должен уворачиваться и стараться нанести удар мечом

4. Как по-вашему, прав ли был христианский епископ, осуждавший подобное зрелище? Обоснуйте ответ

Прав. Наблюдать с азартом за кровопролитием и убийством как за развлечением — бесчеловечно и дико

Задание № 78. Рассмотрите рисунок нашего времени, выполните задания и ответьте на вопросы

Выдающийся римский поэт по имени Марциал, стихи которого любили как в самом Риме, так и за его пределами, утверждал, что он пользуется не большей известностью, чем конь Андремон. Подумайте, причем тут конь. Что имел в виду поэт? Ответьте с помощью рисунка

1. Представьте себе, что художник нарисовал среди породистых рысаков красавца Андремона. Участником какого зрелища мог быть этот конь? Где в Риме оно устраивалось? Опишите, как это зрелище изобразил художник

Участником гонок колесниц в Большом Цирке Рима, вмещавшем более 250 тыс. человек. Скачки устраивались очень пышно, превращаясь в городское празднество

2. Предположите, почему жеребец Андремон стал любимцем сотен тысяч жителей Рима. Как ведут себя болельщики (слева)?

Заезды колесниц пользовались огромной популярностью среди римлян, а Большой Цирк вмещал огромное, даже по современным меркам, число людей

3. Сделайте вывод на основании слов поэта Марциала о культурном уровне римской толпы. Каковы были ее вкусы и пристрастия?

Культурный уровень толпы был очень низкий. Она предпочитала массовые развлечения и празднества, но не слушание и чтение стихов поэтов

Задание № 79. Рассмотрите рисунки нашего времени, выполните задания и ответьте на вопросы

В 79 году н.э. в результате извержения вулкана Везувий погиб небольшой итальянский город Помпеи. В новое время археологи раскопали Помпеи: его улицы, площади, мастерские. Город имел амфитеатр и два театра (так они выглядят в наши дни)

1. Предположите, на каких рисунках изображены театры

Театры изображены на рисунках № 1 и 2

Какие зрелища могли устраиваться в здании театра?

Театральные представления, пантомимы, танцы (балет), возможно, состязания поэтов

Какие три части театра видны на рисунках?

Части, аналогичные частям греческого театра: места для зрителей, орхестра (место игры актеров) и скена (пристройка к орхестре)

2. Какие зрелища устраивались в амфитеатре? Какие две части амфитеатра видны на рисунке?

Различные виды гладиаторских боев. Видны две части: места для зрителей и арена

3. Сопоставьте число мест в театрах и амфитеатре: большой театр вмещал 7 тысяч зрителей; малый театр — 2 тысячи зрителей; амфитеатр — 20 тысяч зрителей. Почему в одном и том же римском городе количество мест в амфитеатре намного превышало количество мест в обоих театрах, вместе взятых? Помогает ли этот факт оценить вкусы и пристрастия римской публики?

Театр пришел в Рим из Греции, где он имел значение служения божеству. В Риме же изначально воспринимался, как развлечение, а актеры и сочинители, делавшие свою работу за плату, воспринимались, как ремесленники, потому театр не пользовался особым уважением римлян. Сказывался и образовательный уровень римлян, который был ниже, чем у греков. Все это определяло пристрастия римской публики, предпочитавшей амфитеатр

Задание № 80. Рассмотрите три мозаичные фигуры (см. рисунок) , украшавшие пол одного из богатых домов римского города в Северной Африке. Ответьте на вопросы и выполните задания

1. Образованные римляне любили поэмы Гомера. Например, его рассказ о странных существах, изображенных на мозаике: «Они звонкогласно запели: «здесь ни один не проходит с своим кораблем мореходец, сердцеусладного пенья на нашем лугу не послушав»

Сирены. Крылатые женщины в образе полу-птиц, завлекавшие мореходов сладкозвучным пением. Они злые, за их прекрасной наружностью и голосом скрывалась смертельная опасность и гибель для мореходов

2. Хитроумный мореход в поэме Гомера произносит такие слова: «Так нас они сладкопеньем пленительным звали. Влекомый сердцем их слушать, товарищам подал я знак, чтоб немедля...»
Как звали морехода? Что должны были «немедля» сделать его товарищи? Как они поступили? Почему?

Одиссей. Его спутники, залепив себе уши воском, должны были крепко привязать Одиссея к мачте, а сами сесть за весла. Привязали Одиссея потому, что слышавшие пение сирен забывали обо всем и стремились к сиренам, что приводило к гибели

3. Почему Гомер называет морехода хитроумным? В чем проявилось его хитроумие при встрече со сладкоголосыми существами?

Он сумел провести свой корабль мимо острова сирен и спасти жизни своих спутников, при этом стал единственным человеком, слышавшим их пение, но оставшимся в живых