Кто такие славяне и откуда они взялись. Откуда мы славяне? История славян Восточно-Европейской равнины

Из открытых источников

Тимур Громов, РИА Новости Украина

"Сенатор и историк Прокопий Кесарийский был возмущен. "Почти каждый год" они нападают на "Иллирию и всю Фракию от Ионического моря до пригородов Константинополя". При этом они нагло грабят "все области", "страшно и нечеловечески свирепствуют" и совершают "неописуемые зверства". Они — "безжалостные и суровые враги", наполненные "ненасытным желанием воевать". Люди, которых знаменитый историк середины 6 века нашей эры описал в столь резких выражениях, назывались "Sklabenoi", предположительно греческое производное от названия "slovene" — славяне", — пишет в статье для Die Welt историк и публицист Бертольд Зеевальд.

"Славяне появились в поле зрения византийских авторов в то время, когда император Юстиниан снова отвоевал большие территории Римской империи. Некоторые из византийских авторов постарались включить этих "варваров" в свои известные этнологические категории. Лишь в конце периода античности и в начале средневековья на периферии Европы возникла ее самая молодая языковая семья и тотчас же начала захватывать восток континента", — продолжает публицист.

"Откуда пришли славяне, и как им удалось в течение нескольких столетий заселить весь восток и большие области юго-восточной Европы, является одним из больших вопросов исследования, которое было и остается несвободным от сильных националистических оттенков. Потому что образование наций большинства славянских народов с 1800 года происходило главным образом под чужим господством, что превращало поиски собственной "родины" в дело веры", — говорится в статье.

Обобщенное представление о проходящих исследованиях предлагает историк, специалист по Восточной Европе Эдуард Мюле в своей новой книге "Славяне". В ней он констатирует: "Все попытки идентифицировать исходную главную область, "прародину", откуда славяне должны были постепенно распространяться, остались со всей своей противоречивостью и полемикой без надежных результатов так же, как и усилия точнее определить дату происхождения славянского языка и показать его раннее развитие". Вместо этого профессор университета Мюнстера предлагает сложную модель того, как из различных не связанных между собой групп в течение короткого времени образовалась этническая семья, объединенная языком и культурой, пишет Зеевальд.

"Хотя это происходило в то же самое время, когда современники, главным образом Византия, имели развитую письменность, источники дают очень скудные сведения. Потому что восточно-римские, лангобардские или франкские летописцы описывали полосу шириной в лучшем случае от 200 до 400 километров, которая протянулась слегка изогнутой дугой от Гольштейна на севере вдоль Эльбы, Заале, Богемского леса, Восточных Альп и далматинского побережья Адриатического мора через Македонию и Фракию до ворот Константинополя. Что происходило в глубине Восточной Европы — не ясно", — продолжает публицист.

"К тому же ранние славяне часто устанавливали связи с другими народами, главным образом как дружинники у таких происходящих из Азии степных народов, как анты, авары или (прото-) булгары. Мюле ссылается на лингвистические исследования, которые охватывают громадные пространства Восточной Европы, заселенные носителями славянского языка уже в период с 6 по 8 века. Использование заимствованных слов обусловлено соседством, в котором жили финно-угорские народы, иранцы, а также носители балтийского и дако-фракийского языков", — отмечает автор статьи.

"Какое материальное наследие может принадлежать отдельным группам — большой вопрос. Потому что орудия, украшения или захоронения не несут отпечатков или надписей своих производителей. Тем не менее Мюле представляет комплект археологических заключений, которые можно толковать как проявление "ранней славянской культуры": 1. простые, без украшений, изготовленные вручную горшки, 2. простые, вкопанные в землю жилища, состоящие из одного помещения и 3. кремация и захоронение в гробницах с урнами", — пишет Бертольд Зеевальд.

"Такие самые ранние отличительные черты встречаются в пражской или корчакской культуре на границе между 5 и 6 веками, следы этой культуры можно найти между Бугом и Припятью, в верховьях Днестра и в среднем течении Днепра, то есть в сегодняшней Западной Украине. Для некоторых языковедов, признает Мюле, речь идет об исходной территории славян, откуда они начали экспансию в слабозаселенные пространства Восточной Европы", — продолжает историк.

Ранний портрет славян дает византиец Прокопий Кесарийский: "Живущие далеко друг от друга, они ютятся в бедных хижинах и часто меняют место своего проживания. В бой они идут в основном пешими, при этом они вооружены только щитом и копьем, кольчуг они не носят. У некоторых нет даже рубашки или накидки на теле… Их образ жизни груб и примитивен… Но они абсолютно не плохие и не злые люди, а поступают так по своей простоте, это похоже на образ жизни гуннов". Причем Прокопий под "гуннами" понимает всех, кто относится к кочевым народам евроазиатских степей.

"Быстрая и обширная "славянизация" Восточной Европы для Мюле не является результатом военной или культурной экспансии "славянского народа", она — "результат сложного процесса ассимиляции и аккультурации", в котором различные группы и пришельцы интегрируются в новую "славянскую" общность", — пишет Бертольд Зеевальд.

"Причину этого длительного успеха Мюле видит в привлекательности и объединяющей силе культурной модели, убеждавшую в первую очередь простотой, на которую еще Прокопий обратил внимание. Небольшие поселения строились в соответствии с географическими условиями и обозреваемыми ресурсами, пашни и пастбища отвоевывались у лесистых степей выжиганием деревьев. Все это можно было быстро оставлять, когда почва истощалась. Главными путями передвижения служили широко разветвленные системы рек, которые на большой равнине близко граничили друг с другом и порой разделялись лишь узкими водоразделами", — полагает историк.

"Эти деревенские общины, состоящие, вероятно, из полдюжины семей, то есть примерно 60 человек, вели натуральное хозяйство, которое было ориентировано исключительно на собственное выживание. В общинах возделывали пшеницу, ячмень и просо, а также овощи, занимались скотоводством и рыболовством и использовали продукты леса (дерево, смолу, мед, шкуры). Металл плавили в небольших шахтных печах, в которых можно было получить только небольшую температуру", — продолжает автор статьи.

"Этой простой жизни соответствовали формы правления в мире земном и потустороннем. Прокопий сообщал, что Sklabenoi "управлялись не одним человеком", а жили "испокон веков на основе демократического порядка". И в пантеоне действовала ровная иерархия. Боги в человеческом облике появились лишь в 10 — 12 веках, до этого божественный порядок определяли силы природы", — пишет Бертольд Зеевальд.

"Эта культурная модель давала отдельным талантливым лицам шанс социального роста. В борьбе с притязаниями степных кочевников отдельные "князья" во взаимодействии со старейшинами отдельных групп поселенцев могли подниматься до уровня "короля войска" и архитектурно подтверждали свой ранг строительством крепости. В качестве примера при этом могли служить ханы (прото-) булгар или аваров, а позднее на востоке скандинавские варяги (Русь), которые объединили большие области Руси в одну империю, ведущую торговлю и собирающую дань", — продолжает публицист.

"Этот тонкий верхний слой пришельцев мог пользоваться своим военным и политическим превосходством на протяжении лишь нескольких поколений. Потом они были просто поглощены культурой покоренных славян", — полагает автор статьи.

В истории славян немало белых пятен, что даёт возможность многочисленным современным «исследователям» на основании домыслов и недоказанных фактов выдвигать самые фантастические теории о происхождении и формировании государственности славянских народов. Часто даже понятие «славянин» понимается превратно и рассматривается как синоним понятия «русский». Более того, существует мнение, будто славянин - это национальность. Всё это заблуждения.

Кто такие славяне?

Славяне составляют крупнейшую в Европе этноязыковую общность. Внутри неё существуют три основные группы: (т. е. русские, белорусы и украинцы), западные (поляки, чехи, лужичане и словаки) и южные славяне (среди них назовём боснийцев, сербов, македонцев, хорватов, болгар, черногорцев, словенцев). Славянин - этоне национальность, так как нация - более узкое понятие. Отдельные славянские нации сформировались относительно поздно, в то время как славяне (а точнее, праславяне) выделились из индоевропейской общности за полторы тысячи лет до н. э. Прошло несколько веков, и о них узнали античные путешественники. На рубеже эпох славяне упоминались римскими историками под именем «венедов»: из письменных источников известно, что славянские племена вели войны с германскими.

Считается, что родиной славян (точнее, местом, где они сформировались как общность) была территория между Одером и Вислой (некоторые авторы утверждают, что между Одером и средним течением Днепра).

Этноним

Тут имеет смысл рассмотреть вопрос о происхождении самого понятия «славянин». В старину народы часто назывались по имени реки, на берегах которой они обитали. Днепр в древние времена как раз именовался «Славутич». Сам корень «слав», возможно, восходит к общему для всех индоевропейцев слову kleu, означающего молву или известность. Есть и еще одна распространённая версия: «словак», «цловак» и, в конечном итоге, «славянин» - это просто «человек» или «человек, говорящий по-нашему». Представители древних племен всех чужаков, говоривших на непонятном языке, вообще не считали людьми. Самоназвание любого народа - например, «манси» или «ненец» - в большинстве случаев означает «человек» или «мужчина».

Хозяйство. Общественный строй

Славянин - это земледелец. Обрабатывать землю научились еще в те времена, когда у всех индоевропейцев был общий язык. На северных территориях практиковали подсечно-огневое земледелие, на юге - перелог. Выращивали просо, пшеницу, ячмень, рожь, лён и коноплю. Знали огородные культуры: капусту, свеклу, репу. Славяне жили в лесной и лесостепной зонах, поэтому занимались и охотой, и бортничеством, а также рыбачили. Еще они разводили скот. Славяне изготавливали качественное по тем временам оружие, керамику, сельскохозяйственные инструменты.

На ранних этапах развития у славян существовала которая постепенно эволюционировала в соседскую. В результате военных походов из общинников выделилась знать; знать получила земли, и общинный строй сменился феодальным.

Общаяв древности

На севере славяне соседствовали с балтийскими и на западе - с кельтами, на востоке - со скифами и сарматами, а на юге - с древними македонцами, фракийцами, иллирийцами. В конце 5-го века н. э. они дошли до Балтийского и Черного морей, а к 8-му веку достигли Ладожского озера и освоили Балканы. К 10-му веку славяне занимали земли от Волги до Эльбы, от Средиземноморья до Балтики. Эта миграционная активность была обусловлена нашествиями кочевников из Средней Азии, нападениями соседей-германцев, а также изменением климата в Европе: отдельные племена вынуждены были искать себе новые угодья.

История славян Восточно-Европейской равнины

Восточные славяне (предки современных украинцев, белорусов и русских) к 9-му веку н. э. заняли земли от Карпат до среднего течения Оки и Верхнего Дона, от Ладоги до Среднего Поднепровья. Они активно взаимодействовали с местными финно-уграми и балтами. Уже с 6-го века мелкие племена стали вступать в союзы друг с другом, что знаменовало зарождение государственности. Во главе каждого такого союза стоял военный вождь.

Названия союзов племен известны всем из школьного курса истории: это и древляне, и вятичи, и северяне, и кривичи. Но наибольшую известность получили, пожалуй, поляне и ильменские словене. Первые обитали по среднему течению Днепра и основали Киев, последние жили на берегах Ильмень-озера и построили Новгород. Возникший в 9-м веке «путь из варяг в греки» способствовал возвышению и, впоследствии, объединению этих городов. Так в 882 году возникло государство славян Восточно-Европейской равнины - Русь.

Высшая мифология

Славян нельзя назвать В отличие от египтян или индийцев, они не успели выработать развитой мифологической системы. Известно, что славян (т. е. мифы о происхождении мира) имеют много общего с финно-угорскими. В них тоже присутствует яйцо, из которого «рождается» мир, и две утки, по приказу верховного бога приносящие со дна океана ил для создания земной тверди. Поначалу славяне поклонялись Роду и Рожаницам, позже - персонифицированным силам природы (Перуну, Сварогу, Мокоши, Даждьбогу).

Существовали представления о рае - Ирии (Вырии), (Дубе). Религиозные представления славян развивались по той же схеме, что и у других народов Европы (ведь древний славянин - это европеец!): от обожествления природных явлений до признания единого Бога. Известно, что в 10-м веке н. э. князь Владимир пытался «унифицировать» пантеон, сделав верховным божеством Перуна - покровителя воинов. Но реформа провалилась, и князю пришлось обратить внимание на христианство. Принудительная христианизация, впрочем, так и не смогла полностью уничтожить языческие представления: Илью-пророка стали отождествлять с Перуном, а Христа и Богородицу стали упоминать в текстах магических заговоров.

Низшая мифология

Увы, мифы славян о богах и героях не были записаны. Зато эти народы создали развитую низшую мифологию, персонажи которой - лешие, русалки, упыри, заложные, банники, овинники и полуденицы - известны нам из песен, былин, пословиц. Еще в начале 20-го века крестьяне рассказывали этнографам о том, как уберечься от оборотня и договориться с водяным. Некоторые пережитки язычества живы в народном сознани до сих пор.

Славяне – крупнейшая этническая общность Европы, но что мы на самом деле о них знаем? Историки до сих пор спорят и о том, от кого они произошли, и о том, где находилась их родина, и откуда пошло самоназвание «славяне».

Происхождение славян

Существует множество гипотез о происхождении славян. Кто-то относит их к скифам и сарматам, пришедшим из Средней Азии, кто-то к ариям, германцам, другие и вовсе отождествляют с кельтами. Все гипотезы происхождения славян можно поделить на две основные категории, прямо противоположные друг другу. Одна из них – хорошо известная «норманнская», была выдвинутая в XVIII веке немецкими учеными Байером, Миллером и Шлецером, хотя впервые подобные идеи появились еще в период царствования Ивана Грозного.

Суть заключалась в следующем: славяне – индоевропейский народ, входивший некогда в «германо-славянскую» общность, но отколовшийся от германцев в ходе Великого переселения народов. Оказавшиеся на периферии Европы и отрезанные от преемственности римской цивилизации, они весьма отстали в развитии, настолько, что не смогли создать собственного государства и пригласили варягов, то есть викингов, править ими.

В основе этой теории лежит историографическая традиция «Повести временных лет» и знаменитая фраза: «Велика земля наша, богата, но наряду в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Такая категорическая трактовка, в основу которой вкладывалась очевидная идеологическая подоплека, не могла не вызвать критики. Сегодня археология подтверждает наличие прочных межкультурных связей между скандинавами и славянами, но едва ли говорит о том, что первые сыграли решающую роль в становлении древнерусского государства. Но споры о «норманнском» происхождении славян и Киевской Руси не утихают, и по сей день.

Вторая теория этногенеза славян, напротив, носит патриотический характер. И, кстати, она намного старше норманнской – одним из ее основоположником был хорватский историк Мавро Орбини, написавший в конце XVI-начале XVII века работу под названием «Славянское царство». Точка зрения у него была весьма неординарная: к славянам он отнес вандалов, бургундов, готов, остготов, вестготов, гепидов, гетов, аланов, верлов, аваров, даков, шведов, норманнов, финнов, укров, маркоманов, квадов, фракийцев и иллирийцев и многих других: «Все они были одного и того же славянского племени, как это будет видно в дальнейшем».

Их исход из исторической родины Орбини датирует 1460 годом до нашей эры. Где только они после этого не успели побывать: «Славяне воевали почти со всеми племенами мира, нападали на Персию, правили Азией и Африкой, сражались с египтянами и Александром Великим, покорили Грецию Македонию и Иллирию, заняли Моравию, Чехию, Польшу и побережья Балтийского моря».

Ему вторили многие придворные книжники, которые создали теорию происхождения славян от древних римлян, а Рюрика от императора Октавиана Августа. В XVIII веке русский историк Татищев опубликовал так называемую «Иоакимовскую летопись», которая, в противовес «Повести временных лет», отождествляла славян с древними греками.

Обе эти теории (хоть в каждой из них есть отголоски правды), представляют собой две крайности, которым свойственна вольная трактовка исторических фактов и сведений археологии. Их критиковали такие «великаны» отечественной истории, как Б. Греков, Б. Рыбаков, В. Янин, А. Арциховский, утверждая, что историк должен в своих исследованиях упираться не на свои предпочтения, а на факты. Впрочем, историческая фактура «этногенеза славян», и по сей день, настолько неполна, что оставляет множество вариантов для спекуляций, без возможности окончательно ответить на главный вопрос: «кто же все-таки эти славяне?»

Возраст народа

Следующая наболевшая проблема историков – возраст славянского этноса. Когда же славяне все-таки выделились как единый народ из общеевропейской этнической «катавасии»? Первая попытка ответить на этот вопрос принадлежит автору «Повести временных лет» - монаху Нестору. Взяв за основу библейское предание, он начал историю славян с вавилонского столпотворения, разделившего человечество на 72 народа: «От сихъ же 70 и 2 языку бысть языкъ словенескъ…». Упомянутый выше Мавро Орбини щедро даровал славянским племенам пару-тройку лишних тысячелетий истории, датировав их исход из исторической родины 1496 годом: «В указанное время вышли из Скандинавии готы, и славяне…поскольку славяне и готы были одного племени. Итак, подчинив своей власти Сарматию, славянское племя разделилось на несколько колен и получило разные наименования: венеды, славяне, анты, верлы, аланы, массаеты….вандалы, готы, авары, росколаны, русские или московиты, поляке, чехи, силезцы, болгаре…Короче говоря, славянский язык слышен от Каспийского моря до Саксонии, от Адриатического моря до Германского, и во всех этих пределах лежит славянское племя».

Разумеется, подобных «сведений» историкам было недостаточно. Для изучения «возраста» славян была привлечена археология, генетика и лингвистика. В итоге, удалось добиться скромных, но все же результатов. Согласно принятой версии, славяне принадлежали к индоевропейской общности, которая, скорее всего, вышла из днепро-донецкой археологической культуры, в междуречье Днепра и Дона, семь тысяч лет назад во время каменного века. Впоследствии влияние этой культуры распространилось на территорию от Вислы до Урала, хотя точно локализовать ее пока никому не удалось. Вообще, говоря об индоевропейской общности, имеется ввиду не единые этнос или цивилизация, а влияние культур и лингвистическая схожесть. Около четырех тысяч лет до нашей эры она распалась на условные три группы: кельты и романцы на Западе, индо-иранцы на Востоке, а где-то посередине, в Центральной и Восточной Европе, выделилась еще одна языковая группа, из которой потом вышли германцы, балты и славяне. Из них, примерно в I тысячелетии до нашей эры начинает выделяться славянский язык.

Но сведений одной лингвистики мало – для определения единства этноса должна быть непрерывная преемственность археологических культур. Нижним звеном в археологической цепочке славян принято считать так называемую «культуру подклошовых погребений», получившую название от обычая накрывать кремированные останки крупным сосудом, по-польски «клеш», то есть, «верх дном». Она существовала в V-II веках до нашей эры между Вислой и Днепром. В каком-то смысле, можно сказать, что ее носители были самыми ранними славянами. Именно с нее удается выявить преемственность культурных элементов вплоть до славянских древностей раннего средневековья.

Праславянская родина

Где же все-таки появился на свет славянский этнос, и какую территорию можно назвать «исконно славянской»? Показания историков варьируются. Орбини, ссылаясь на ряд авторов, утверждает, что славяне вышли из Скандинавии: «Почти все авторы, блаженное перо которых донесло до потомков историю славянского племени, утверждают и заключают, что славяне вышли из Скандинавии…Потомки Иафета сына Ноя (к коим автор относит славян) двинулись в Европу на север, проникнув в страну называемую ныне Скандинавией. Там они неисчислимо размножились как указывает Святой Августин в своем «Граде Божьем», где пишет, что сыновья и потомки Иафета имели двести отчизн и занимали земли, расположенные к северу от горы Тавр в Киликии, по Северному океану, половину Азии, и по всей Европе вплоть до Британского океана».

Нестор называл древнейшую территорию славян – земли по нижнему течению Днепра и Паннонии. Поводом же для расселения славян с Дуная было нападение на них волохов. «По мнозехъ же времянех сели суть словени по Дунаеви, где есть ныне Угорьска земля и Болгарьска». Отсюда и дунайско-балканская гипотеза происхождения славян.

Были свои сторонники и у европейской родины славян. Так, крупный чешский историк Павел Шафарик считал, что прародину славян нужно искать на территории Европы по соседству с родственными им племенами кельтов, германцев, балтов и фракийцев. Он полагал, что в древние времена славяне занимали обширные территории Средней и Восточной Европы, откуда были вынуждены уйти за Карпаты под натиском кельтской экспансии.

Существовала даже версия о двух прародинах славян, согласно которой первой прародиной было место, где сложился праславянский язык (между нижним течением Немана и Западной Двины) и там, где сформировался сам славянский народ (по мнению авторов гипотезы, это произошло начиная со II века до нашей эры) – бассейн реки Вислы. Оттуда уже вышли западные и восточные славяне. Первые заселили район реки Эльбы, потом Балканы и Дунай, а вторые – берега Днепра и Днестра.

Существует множество гипотез о происхождении славян. Кто-то относит их к скифам и сарматам, пришедшим из Средней Азии, кто-то к ариям, германцам, другие и вовсе отождествляют с кельтами.

«Норманнская» версия

Все гипотезы происхождения славян можно поделить на две основные категории, прямо противоположные друг другу. Одна из них - хорошо известная «норманнская», была выдвинутая в XVIII веке немецкими учеными Байером, Миллером и Шлецером, хотя впервые подобные идеи появились еще в период царствования Ивана Грозного .

Суть заключалась в следующем: славяне - индоевропейский народ, входивший некогда в «германо-славянскую» общность, но отколовшийся от германцев в ходе Великого переселения народов. Оказавшиеся на периферии Европы и отрезанные от преемственности римской цивилизации, они весьма отстали в развитии, настолько, что не смогли создать собственного государства и пригласили варягов, то есть викингов, править ими.

В основе этой теории лежит историографическая традиция «Повести временных лет» и знаменитая фраза: «Велика земля наша, богата, но наряду в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Такая категорическая трактовка, в основу которой вкладывалась очевидная идеологическая подоплека, не могла не вызвать критики. Сегодня археология подтверждает наличие прочных межкультурных связей между скандинавами и славянами, но едва ли говорит о том, что первые сыграли решающую роль в становлении древнерусского государства. Но споры о «норманнском» происхождении славян и Киевской Руси не утихают, и по сей день.

«Патриотическая» версия

Вторая теория этногенеза славян, напротив, носит патриотический характер. И, кстати, она намного старше норманнской - одним из ее основоположником был хорватский историк Мавро Орбини, написавший в конце XVI-начале XVII века работу под названием «Славянское царство». Точка зрения у него была весьма неординарная: к славянам он отнес вандалов, бургундов, готов, остготов, вестготов, гепидов, гетов, аланов, верлов, аваров, даков, шведов, норманнов, финнов, укров, маркоманов, квадов, фракийцев и иллирийцев и многих других: «Все они были одного и того же славянского племени, как это будет видно в дальнейшем».

Их исход из исторической родины Орбини датирует 1460 годом до нашей эры. Где только они после этого не успели побывать: «Славяне воевали почти со всеми племенами мира, нападали на Персию, правили Азией и Африкой, сражались с египтянами и Александром Великим, покорили Грецию Македонию и Иллирию, заняли Моравию, Чехию, Польшу и побережья Балтийского моря».

Ему вторили многие придворные книжники, которые создали теорию происхождения славян от древних римлян, а Рюрика от императора Октавиана Августа. В XVIII веке русский историк Татищев опубликовал так называемую «Иоакимовскую летопись», которая, в противовес «Повести временных лет», отождествляла славян с древними греками.

Обе эти теории (хоть в каждой из них есть отголоски правды), представляют собой две крайности, которым свойственна вольная трактовка исторических фактов и сведений археологии. Их критиковали такие «великаны» отечественной истории, как Б. Греков, Б. Рыбаков, В. Янин, А. Арциховский, утверждая, что историк должен в своих исследованиях упираться не на свои предпочтения, а на факты. Впрочем, историческая фактура «этногенеза славян», и по сей день, настолько неполна, что оставляет множество вариантов для спекуляций, без возможности окончательно ответить на главный вопрос: «кто же все-таки эти славяне?»

Современная Германия, в своей северной, северо-западной и восточной частях, буквально пестрит славянскими по происхождению названиями городов, деревень, деревушек, речек, озёр, лесов, лугов, холмов и прочих объектов, которые были даны этим объектам лютичами, бодричами и сербами. Славянские по происхождению названия городов, можно легко опознать по окончаниям -иц, -ин, -ов, -ау. Также славянскими по происхождению, являются многие названия, заканчивающиеся в настоящее время на «бург» (по-немецки «крепость»). Название может включать славянский корень «бор», адаптированное в немецкий язык в виде «бург». Есть еще распространенный тип названий немецких городов, заканчивающихся на «берг» (по-немецки «гора»). Если в окрестности населенных пунктов с таким названием нет никаких гор, но протекает река, или город расположен на берегу моря, в этом случае, «берг» в этих названиях, является приспособленным под немецкий язык славянским словом «брег». Слово «брег» означает «берег». Сравните: польский город Колобжег (Колобрег, дословно, «около берега») по-немецки назывался Кольберг.

Примеры славянских названий в Германии: Ратцебург - Ратибор, упоминается еще со времен первых попыток покорения немцами этих земель; Мариенбург - Марибор; Бранденбург - Бранибор; Круков - Крюков; Мехов - возможно от слова «мех»; Белау - Белов; Лютау - Лютов; Лабенц - Лабинец, от Лаба; Гольцов - от «голец»; Люхов - Луков; Гудов - от глагола «гудеть»; Белиц - от слова «белый»; Коллов - Колов; Альт-Мёльн - Старая Мельня, это «Mühle», а не «Mölln»; Глазау - Глазов; Вендланд - земля вендов; Швинау - вероятно, Свинов; Вендиш-Эферн - название содержит упоминание вендов; Мориц - Морица; Плёцкау - Плесков, сравните: Плёс и Псков; Любек - Любич, Любин, Любицы и т. д.; Горау - Горов; Зерно - от слова «зерно»; Брезен - Брезан; Кёзелиц - Козелец, от слова «козел», сравните с Козельск; Рослау - Рослов; Добриц - Добрич, от слова «добро»; Домниц - от слова «дом»; Росток; Берлин - город бера (берлога); Хемниц - Кемниц; Дрезден - возник из «дрежд -яне» место, где люди живут в лесу; Лейпциг - Липск; Цербст - Сербск; Люббэн - Любин; Шверин - Зверин; Гидронимы: Эльба - Лаба; Одер - Водра, Одра; Нейсе - Ныса; Заале - Сала; Шпрее (на которой стоит Берлин) - Спрева, Траве (в устье которой стоит Любек) - Трава, Степениц - Степеница (степенно, неторопливо течет) и т. д. Мюриц - Морица.

Другие топографические объекты: Недалеко от Дрездена есть холм, который так и называется, даже по-немецки: Холм. На острове Рюген (Руян) есть место, которое даже в современной немецкой транскрипции называется Свянта Гора. На востоке, севере и северо-западе Германии существуют тысячи славянских названий. Это прямое следствие, а так же, свидетельство исконного проживания на этих территориях славян: Псов, Пнев, Медов, Ратенов, Злы Коморов, Тельцов, Барнов, Белобрег, Бископицы, Луков, Хитан, Польчница, Слобник, Хабрахчицы, Ворчин, Гломач, Елов, Илов, Камьенц, Каменица, Мужаков, Бабин, Охранов, Радо Гора, Добрыня, Белобрег, Рыхбах, Воерицы, Ожица, Ныска, Бьялы, Гродк, Ровно, Рашов, Рушица, Рудей, Салов, Журицы, Писаны Дол, Чорнов, Сказков, Соколица, Залом, Кослов, Косарня, Конецы, Глинка, Дубо, Дубц, Демьяны, Добруша, Добранецы, Дечин, Дубравка и т.д. Перечисленные топонимы указаны в славянском варианте. По нижеследующим ссылкам можно найти названия этих и многих других городов и поселений Германии как в славянском, так и в немецком вариантах. Приводятся сопоставления топонимов на немецком, дольносербском (нижнелужицком), а также горносербском (верхнелужицком) языках. См. сопоставление немецких и нижнелужицких названий и сопоставление немецких и верхнелужицких названий. Дольносербский и горносербский - это последние, сохранившиеся до наших дней, славянские языки Германии. Языки лужичан.

В современной Германии, в местах проживания лужицких сербов, на севере Саксонии и юге Бранденбурга, на дорожных знаках, а так же иногда на картах, славянские названия городов и деревень, в неизмененном славянском виде, указываются наряду с соответствующими немецкими (или германизированными славянскими): Бела Вода - Вайсвассер, Губин - Губен, Хошебус - Котбус, Будышин - Баутцен и т. д.

В соответствии с представлениями современной исторической науки, приблизительно с VI в. нашей эры большая часть современной Австрии была заселена славянами. Хотя существуют современные и старые гипотезы о проживании славян на этих землях и в гораздо более ранние времена. Они контролировали восточную часть нынешней ее территории. Западная граница расселения славян в VI в. проходила по реке Энс, которая протекает по австрийской земле Зальцбург. Таким образом, в то время, славяне заселяли значительно больше половины площади современного Австрийского государства. В VI в. местные славяне входят в состав Аварского каганата. Затем их земли, наряду с землями чехов, словаков, некоторых полабских славян, современных словенцев, частично хорватов и частично, славян современной Польши, а также некоторые земли современной северо-восточной Италии, входят в состав независимой державы Само. Далее там существует славянское княжество Карантания. В VIII в. земли западной и восточной Австрии были включены в состав империи Карла Великого. Им была учреждена Восточная марка. Сама Австрия выделилась в автономное образование в рамках Священной Римской империи, в конце Х в.

На карте современной Австрии можно найти большое количество славянских по происхождению названий. Одним из первых в середине XIX в. на это обратил внимание чешский историк, языковед и этнограф Шембера. Хотя здесь можно также упомянуть, например, русского генералиссимуса Суворова, который во время своих Альпийских походов, в конце XVIII в. отмечал узнаваемость и понятность с точки зрения славянина, многих местных названий, а также возможность достаточно легко общаться по-русски с местным населением. Широко известно его высказывание о том, что уж сколько прошли, с тех пор, как покинули Россию, а всё с местными по-русски изъясняться можно. Это замечание он сделал в Австрийской империи, по дороге в Италию, примерно на территории современной Австрии или Словении. Но среди учёных Нового времени, одним из первых данную проблему исследовал Шембера. Он изучил тысячи карт этой страны и нашёл, по его словам, более 1000 славянских названий рек, гор, лесов, равнин и местечек. Шембера продолжил свои изыскания изучая архивные материалы и лично путешествуя по интересующим его районам. Кроме того, он обнаружил огромное количество славянских топонимов на территории некоторых тогдашних северных немецких государств, таких, как Бранденбург, Саксония, Мекленбург и т. д. Результаты своих исследований он опубликовал в книге «Západni Slované v pravêku» (1860). Славянская топонимика Германии

Если просмотреть реки России (европейской части), Украины и Белоруссии, то из около тысячи рек более половины заканчиваются на -ка, -ма, -га, -ва, -ша, -ра, -жа, -са, -да. Эти названия были даны ещё в те времена, когда эти окончания сами были словами ка - душа, ставшие уменьшительным окончанием, ма - мать, га - движение, ва - вода. Следовательно, названия были даны несколько тысяч лет назад. В России это были времена заселения её европейской части, после ухода ледника, и использовались в период заселения Европы ариями. Кроме этих окончаний, признаком арийско-славянских рек является и -дон, дан, дун.

Вот реки других стран Европы с гидронимами славянского происхождения:

Реки Чехии: Влтава, Морава, Одра;
Реки Польши: Качава, Квиса, Корневка, Кортувка, Крутыня, Курувка;
Реки Сербии: Драва, Морава, Нишава, Колубара, Расина:
Реки Албании: Бериша, Бистрица, Буна, Буштрица, Валбона, Гостима, Гьяница, Дунавеци, Каласа, Лана, Леснича, Тирана;
Реки Румынии: Бистрица-Молдовяна, Богонос, Бега, Дымбовица, Ер, Жижия, Красна, Молдова, Сучава, Тиса, Яломица;
Реки Венгрии: Тиса, Задьва, Раба, Драва, Зала;
Реки Франции: Луара, Сена, Гаронна, Сомма;
Реки Англии: Северн, Дон, Лондон (Темза);
Реки Норвегии: Гломма, Ворма, Бегна, Квенна, Отра, Нидельва, Оркла, Сира, Рена, Квина;
Реки Литвы: Бартува, Дитва, Жеймена, Жижма, Котра, Лепона, Летавка, Митува, Муса, Мяра, Ратнича, Рудамина, Смилга, Юра;
Реки Латвии: Абава, Бартува, Веда, Вента, Вилдога, Ворожа, Грива, Дубна, Иснауда, Кира, Кухва, Лада, Ланга, Лауцеса, Лжа, Лиепна, Лудонка, Мельничка, Миса, Пазлаука, Перновка, Плисунка, Рива, Рика, Синяя, Супенка, Тростянка, Утроя;
Реки Дании: Гудена, Стора, Варда, Вида, Суса, Оденса.

Рек явно славянских нет в области скандинавских финно-угов: Швеции, Финляндии и Эстонии. На Пелопоннесе, Апеннинах и Пиренеях арийско-славянских гидронимов практически нет. Отдельные названия объясняется не сколько расселением, сколько влиянием славяно-арийского этноса, а также поздним переименованием и искажением произношения в историческом процессе.
Реки Эстонии: Нарва.
Реки Финляндии: Вуокса;
Реки Греции: Эридан, Вьоса, Вардар, Марица, Места, Струма (четыре последних - в греческой Македонии, бывшей славянской земле);
Реки Испании: Гвадиана, Сегура, Писуэрга, Харама;
Реки в Италии: Адда, Дора;

Вот карта гидронимов славянского происхождения. Интересно и то, что на местах расселения Российских финно-угров и тюрков (Мари, Мордва, Удмурты, Чуваши и прочие) тоже сохранились арийско-славянские гидронимы. Это подтверждает, что первично Поволжье было заселено ариями. И только после похолодания Суббореального периода арии эти места покинули и их заселили финно-угры. Эта карта соответствует и генетическим данным распространения гаплогруппы R1a1 . А вот исключительно германских гидронимов, как и исключительно германской гаплогруппы нет.