Минеральный музей. Минералогический музей им. Ферсмана: коллекции. С чего все начиналось

Первым естественнонаучным учреждением музейного типа в России была Кунсткамера, основанная Петром Первым. В ее составе действовал и кабинет, где демонстрировалась коллекция минералов, привезенная императором из Данцига. Со временем число экспонатов возросло, и было принято решение основать отдельный Геолого-минералогический музей.

История (до 1934-го года)

В 1725-м году Минералогический кабинет Кунсткамеры перешел в ведение Академии наук, и его коллекция стала активно пополняться новыми образцами. Их классификацией занялся М. В. Ломоносов, который к 1754-му году составил подробный каталог экспонатов, представляющих огромную научную ценность. К концу XVIII века их число достигло 10 тысяч, большинство были привезены из экспедиций, отправлявшихся в малоизученные на тот момент уголки Российской империи, включая Алтай и Забайкалье. Таким образом, в 1836 году было принято решение основать отдельный Минералогический музей. В конце XIX века, ввиду преобладания в коллекции экспонатов, имеющих отношение к геологии и палеонтологии, основное направление деятельности этого учреждения было изменено. Однако в 1912 году под руководством таких именитых ученых, как В. Вернадский, А. Ферсман и В. Крыжановский музей вновь стал главным центром научной работы в сфере минералогии в Российской империи. После были организованы экспедиции в различные уголки СССР, и привезенные оттуда образцы обогатили научные фонды, сделав их одними из самых интересных и обширных в мире. В этот же период руководство музеем было доверено академику А. Ферсману, вклад которого в развитие минералогии трудно переоценить.

История (после 1934-го года)

В 1934 году вместе с Академией наук Минералогический музей переехал в Москву. Его разместили в одном из исторических зданий на территории усадьбы “Нескучный сад”. Оно было задумано графом Орловым-Чесменским в начале XIX века как манеж, позднее его превратили в зал приемов при Александрийском дворце. В 1956-м году минералогический был назван в честь академика А. Ферсмана, который более 28 лет (вплоть до своей смерти) руководил этим учреждением и внес неоценимый вклад в его развитие.

Описание

Минералогический музей им. Ферсмана имеет один большой экспозиционный зал, занимающий площадь в 1,2 тысячи квадратных метров. Он разделен на две части, на которых развернуто более двух десятков тематических экспозиций. В первой части посетители увидят разделы, посвященные история музея, систематике минералов и кристаллов, процессам минералообразования, минералогии Подмосковья, метеоритам, новым минералам и др. Вторую часть зала занимают экспозиции: “Кристаллы пяти континентов”, “Формы нахождения минералов в природе”, “Драгоценные и поделочные камни”, “Разнообразие минеральных видов”, а также рассказывающие о некоторых химических элементах, цветах и физических свойствах минералов. Хотя некоторые посетители музея сетуют на его академичность или на то, что иногда описание экспоната музея при ближайшем рассмотрении оказывается напечатанным на машинке, в этом есть своя прелесть и стиль. Ведь это научно-просветительское учреждение было основано почти 300 лет назад!

Минералогический музей им. Ферсмана: коллекции

Блестящие камушки очаровывали людей с доисторических времен. Интересные красивые камни были самыми первыми украшениями человечества! Поэтому наибольший интерес представляет коллекция музея, состоящая из минералов, имеющих ярко выраженную кристаллическую структуру. Всего в ней содержится более четырех с половиной тысяч образцов, представляющих кристаллы семи систем, и минералы, полученные синтетическим путем.

Еще одна интереснейшая коллекция посвящена метеоритам. Они классифицируются как минералы внеземного происхождения и разделяются на железные, каменные и железно-каменные. Среди них есть настоящие гиганты, например, расколовшийся метеорит “Богуславка”, представленный двумя частями массой 198,6 и 58,1 килограммов, или “Каинсаз”, общий вес фрагментов которого 210 кг.

Самая популярная экспозиция

Минералогический музей им. Ферсмана обладает великолепной коллекцией драгоценных и а также изделий из них, вызывающей огромный интерес у посетителей. Всего в ней 8 тысяч образцов. Главными экспонатами этой коллекции, которыми гордится музей (фото см. ниже), являются большая малахитовая ваза и роскошные из мастерских знаменитой ювелирной фирмы Карла Феберже, переданные в дар музею частными лицами, или экспроприированные во время революции.

Минералогический музей имени Ферсмана: как добраться и цены на билеты

Чтобы увидеть самую обширную коллекцию минералов в России, следует отправиться на Ленинский проспект, к "Больница Святителя Алексия". Оттуда нужно пройти в сторону Нескучного сада и свернуть направо. Часы работы: с 11.00 до 17.00. Минералогический музей им. Ферсмана работает со среды до воскресенья. “Взрослый” билет стоит 200 рублей, школьникам, студентам и представителям некоторых других льготных категорий посещение обойдется в 100 руб. Кроме того, каждый месяц в первую и последнюю среду вход для всех желающих свободный. Что касается экскурсий, то с группы, состоящей из учащихся, военнослужащих, пенсионеров и других льготников взимается плата в 2000 рублей, с остальных совершеннолетних граждан (группа менее 15 человек) — 3000 рублей.

Новые поступления

Московский Минералогический музей (фото экспонатов не могут дать полного представления о богатстве его коллекции), несмотря на свой преклонный трехсотлетний возраст и обширность фондов, не может оставаться в неизменном виде. Ведь наука не стоит на месте, и постоянно обнаруживаются новые минералы. Среди последних поступлений можно отметить клинохлор с Коршуновского рудника (Иркутская область), аметист размером 18 см из Дальнегорска, моганит из Мексики, роскошный аметистовый жеод высотой 93 см, десятисантиметровый корунд с Урала, уникальный красно-оранжевый дальнегорский кварц, патагонский гематит и др.

Минералогический музей им. А. Ферсмана - один из интереснейших естественнонаучных музеев России. Его история насчитывает более 300 лет, а по обширности коллекций ему нет равных в нашей стране. Коллекция музея насчитывает около 140 тысяч образцов, представляющих все известные типы минералов всех частей света. Всего в музее 20 тематических экспозиций, сгруппированных по разделам, например: «Систематика видов», «Минералообразующие процессы», «Самые распространенные минералы», «Цвета минералов», «Минералы, открытые в России», «Драгоценные и поделочные камни», «Кристаллы» и так далее.

С чего все начиналось

Появлением этого музея мы обязаны императору Петру I. В 1716 г. он приобрел в Европе коллекцию из более чем тысячи минералов, заложив основу первого русского музея. Этот музей тогда назывался Минеральным кабинетом Кунсткамеры и находился в Санкт-Петербурге. Через несколько лет издал приказ о снаряжении минералогической экспедиции в Сибирь для «изыскания каменья и всякой руды». После основания Академии наук коллекция была передана в ее ведение, став, таким образом, основой для научной работы и изучения богатейших минеральных залежей России для многих поколений русских ученых.

В формировании музейных коллекций принимали участие крупнейшие ученые России: , П. Паллас, И. Грегори, С. Крашенинников, В. Вернадский, А. Ферсман и др. В Москву многократно дополненную за два века коллекцию было решено перевезти в 1934 году, когда Москва прочно утвердилась в возвращенном ей советской властью столичном статусе. Минералогическому музею повезло – ему отдали здание, принадлежавшее прежде графу Алексею Орлову. В бывшем манеже усадьбы , удобном и просторном, являющемся к тому же памятником архитектуры XIX века, для сокровищ минералогии созданы все условия. Здесь все систематизировано, продумано и представлено как для любознательных посетителей, так и для ученых специалистов. Имя академика Александра Евгеньевича Ферсмана, своего первого директора и крупнейшего ученого-минералога, музей носит с 1956 года.

Музей расположен вблизи Москвы-реки, напротив Президиума Академии наук. Рядом с музеем расположены древний Донской монастырь, красивейший комплекс построек Голицынской больницы, созданный архитектором М. Ф. Казаковым в конце XIX в., и .

Научное сообщество под названием «Московский клуб друзей минералогии», открытое в марте 2002 года, проводит при музее регулярные встречи любителей и профессионалов. Попасть на них можно в любую пятницу. Здесь рады всем!

Минералогический музей сегодня. Экспозиция.

В наши дни Минералогический музей - крупное научное учреждение в составе Российской Академии наук. Трудно поверить, но огромная площадь музея позволяет представить лишь 1/12 часть коллекции! Более полусотни витрин вмещают тысячи разнообразных минералов, образцов пород, жеод, сростков, друз и т. д. Многие из них не подвергались обработке, другие же, напротив, тщательно отшлифованы. Кроме того, музей может по праву гордиться собранием работ старых и современных камнерезов, а также коллекцией драгоценных камней. Многие экспонаты можно рассмотреть во всех деталях - они снабжены специальными увеличительными линзами.

Особую ценность собранию придают предметы из коллекции известных ювелиров , а также невероятно богатое собрание метеоритов. Велика коллекция драгоценных камней и ювелирных изделий разных стран и эпох. Разумеется, все собрание музея невозможно описать в нескольких словах. Мы расскажем лишь о некоторых наиболее ярких и известных экспонатах.

Пожалуй, только в Минералогическом музее вы увидите более 4800 образцов кристаллов, представляющих 7 сингоний (кристаллических систем); здесь же имеется более 2000 образцов, представляющих различные способы роста, изменения и замещения минералами друг друга.

Среди множества витрин попадаются отдельно стоящие сростки и жеоды минералов. Очень красивы, например, аметистовые жеоды из Бразилии, сросшиеся тройником, или великолепные кристаллы кварца.

Многие из камней, представленных в музее, имеют свою особую историю. Так, например, здесь можно увидеть чисто русский камень - чароит, - который нигде, кроме района сибирской речки Чары, не добывается; александрит, названный в честь убитого в 1881 г. императора Александра II; письменный набор из бадахшанского лазурита - легендарного афганского камня, - подаренный руководителю Советского Союза Н. Хрущеву Захир-Шахом, и многое другое.

Коллекция знаменитого Фаберже включает. в том числе, последнее (и незавершенное) изделие фирмы - пасхальное яйцо из хрусталя «Цесаревич Алексей». Всего же эта фирма подарила музею более 300 драгоценных и поделочных камней.

Помимо всего прочего, в музее хранятся канцелярские наборы из ценных пород камня, скульптурки, резные статуэтки и броши, пресс-папье, вазы и т. д. Все это выполнено в разное время из самых красивых минералов планеты.

В центре зала музея вы увидите колоссальную вазу из малахита, а из пояснений к ней узнаете о том, как началась добыча этого уникального камня на Урале. Его естественные формы можно увидеть в витринах музея. В частности, здесь находится один из первых образцов уральского малахита, поступивший в музей еще в 1795 г. Богатства Урала, не иссякшие до сих пор, иллюстрирует знаменитая «Горка». Это отдельная скульптура из драгоценных и полудрагоценных камней, укрепленная на малахите, - творение сибирских ювелиров.

Еще один минерал, который сразу привлекает внимание, - пирит. На его примере можно иллюстрировать известную русскую пословицу: «Не все то золото, что блестит». Пирит - соединение серы и железа - называют «золотом дураков»: он блестит издалека и действительно выглядит как благородный металл.

Изумруд (смарагд) - символ мудрости - также высоко ценился в России. В средневековье считалось, что этот камень - могущественный талисман, спасающий от яда и укусов змей. По легенде, именно из изумруда были высечены знаменитая чаша Грааля и скрижали бога Тота. В России же верили, что он придает своему владельцу мудрость и хладнокровие. В музее вы сможете увидеть ценнейшие русские камни - изумруды уральского месторождения «Изумрудные копи», открытого в XVIII в.

Минералогический музей, носящий имя выдающегося ученого, минералога и геохимика А.Е. Ферсмана. Сегодня собрание этого музея, который имеет еще более древнюю историю, чем сама Российская академия наук, насчитывает свыше 140 тыс. образцов.

Его основой стала коллекция (или, как тогда ее официально называли, Музеум, Музей) доктора К. Готвальда, купленная в 1714 г. на аукционе в Данцинге по поручению Петра I для создания музея редкостей - Кунсткамеры. На основе этой коллекции в 1716 г. и был создан так называемый Минеральный кабинет - по сути, первый в России публичный минералогический музей, предназначенный для просвещения самых широких слоев населения.

Основой Минерального кабинета, созданного в начале XVIII в. при Кунсткамере Петра I, стали минералогические «курьезы» из коллекции Готвальда, которая хотя и считалась но тем временам большой, вся насчитывала только 1195 образцов (Новгородова, 2011).

Для пополнения коллекций Петр I издал специальный указ о том, что «ежели кто найдет в земле и в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи... какие старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно - такожь бы приносили, за что будет довольная дача...».

А поскольку дело было новое и непривычное, то для привлечения публики в кабинете накрывали столы, угощали пирогами и даже подносили чарочки...

Этот образец минерала лимонита (по пириту) диаметром 3,5 см, с оригинальной этикеткой, был описан М.В. Ломоносовым в Каталоге Минерального кабинета. . ММФ N° 197 ОП. Из коллекции И. Ф. Хенкеля (№ 58, 1743 г.).

«Средства для усовершенствования художеств и наук...»

Создание Минерального кабинета только отчасти отвечало основным задачам кунсткамер, существовавших в то время при дворах европейских монархов: удивить, восхитить посетителей и показать богатство и могущество владельца коллекции. В «Очерках по истории естествознания в России в XVIII столетии» В. И. Вернадский писал: «Петр Первый не копил сокровища. Он ставил перед собой совсем другие, просветительские цели. Приобретая предметы анатомические, зоологические, минералогические и прочие раритеты, “натуральные и искусством созданные”, он надеялся с их помощью приобрести “в натуральной истории систематическое понятие”, а также хотел, чтобы они служили, по словам Лейбница, “средствами для усовершенствования художеств и наук"».

После учреждения Императорской Академии наук в 1725 г. Кунсткамера вместе с Минеральным кабинетом сразу перешла в ее ведомство. Требовалось провести большую работу по описанию и изучению накопленного материала, однако своих, «доморощенных» ученых в России в то время еще не было.

Одним из первых из просвещенной в Россию приехал, по собственной инициативе, Иоганн Георг Гмелин, по образованию медик, по своим научным интересам - химик и ботаник, а позднее и этнограф. Гмелин начал работу по составлению первого каталога Кунсткамеры, но проработал над ним лишь до 1733 г. Следующим к этой работе приобщился Иоганн Амман - еще один немецкий ученый-естествоиспытатель, профессор ботаники и натуральной истории, занимавшийся большей частью разбором коллекций флоры и фауны. Поэтому, как только из Германии вернулся М. В. Ломоносов, проходивший там обучение во Фрайбергской горной академии, Академия наук тотчас поручила ему заняться разбором коллекций Минерального кабинета. Результатом его работы стал Каталог, изданный в 1745 г. на латинском языке - одно из первых печатных изданий Российской академии наук.

Этот Каталог сохранился, причем как в оригинале на латыни, так и в русском переводе, отредактированном самим Ломоносовым. В пятом томе полного собрания сочинений М. В. Ломоносова (1955) имеется этот перевод, снабженный иллюстрациями. В их числе - изображение одного из образцов лимонита (псевдоморфозы по пириту), описанного Ломоносовым и представленного в настоящее время па музейной экспозиции, а также тяжелого магнита в металлической оправе, сделанного из природного нижнетагильского магнетита, которым пользовался Ломоносов для определения магнитных свойств минералов. А совсем недавно были атрибутированы как записанные в Каталоге лично Ломоносовым хранившиеся в музейных фондах флорентийские мозаики (Новгородова, 2011).

Эта работа так увлекла первого российского академика, что он продолжил свои исследования в области геологии, итогом которых стали такие труды, как «Слово о рождении металлов от трясения земли...» (1757) и «Первые основания металлургии или рудных дел. О слоях земных» (1763). Ломоносов внес свой вклад и в пополнение музейной коллекции: сейчас в музее демонстрируется образец сульфида серебра из Фрайберга, который был передай Ломоносовым в собрание Минерального кабинета.

Образец самородного серебра - подарок Петру I от датского короля. Консберг, . 1697—1698 гг. Длина 16 см. ММФ № ПДК-592.

К сожалению, почти сразу после выхода Каталога в Кунсткамере случился большой пожар, и почти вся коллекция погибла. Удалось сохранить немногое: самородные металлы, коллекцию янтаря, некоторые изделия из камня, в числе которых и описанные в Каталоге мозаики. Из сохранившихся экспонатов того времени на музейной исторической выставке можно увидеть подарки Петру I: самородное серебро из Норвегии, а также перчатки и кисет из тонковолокнистой разновидности серпентина (асбеста) - дар семьи уральских горнозаводчиков Демидовых.

В конце XVIII в. в Россию по приглашению Екатерины Великой приехал молодой немецкий ученый Петр Симон Паллас, который должен был, по ее замыслу, организовать естественно-научные экспедиции для исследования природных богатств Сибири и других отдаленных регионов империи. Паллас возглавил и основное научное учреждение государства - Кунсткамеру, и ее Минеральный кабинет. Сборы организованных им экспедиций существенно пополнили фонды музея, и собрание Минерального кабинета снова стало в ряд с крупнейшими зарубежными музейными минералогическими коллекциями. В частности, Палласу музей обязан поступлением в фонды первого внеземного образца - большой глыбы железокаменного метеорита, названного в его честь Палласовым железом.

От Минерального кабинета - к Минералогическому музею

Научная деятельность и работа по систематизации коллекций в музее активизировались в конце XVIII в., когда в Минеральный кабинет пришел (а позднее стал его руководителем) Василий Михайлович Севергин. Он впервые опубликовал на русском языке такие труды по минералогии, как «Начальные основания естественной истории. Царство ископаемых» (1791), «Первые основания минералогии или естественной истории ископаемых тел» (1798), первый определитель минералов по внешним признакамНовая система минералов...» (1816) и др. При нем вышел и первый русскоязычный путеводитель но коллекциям Минерального кабинета (Беляев, 1793).

Научная, а также просветительская активность Геологического музея им. Петра Великого Императорской Академии наук - именно так несколько лет официально именовался музей, в то время уже отделенный от Кунсткамеры, особенно возросла в конце ХIХ - начале XX вв., с приходом в музей академика В. И. Вернадского и его ученика и соратника А. Е. Ферсмана.

По их инициативе в музее были созданы научно-аналитические лаборатории химическая, рентгеновская, спектральная, оснащенные самым лучшим на то время оборудованием. Об уровне проводимых там исследований говорит тот факт, что уже в 1930-х гг., после переезда музея и других учреждений Академии наук в Москву, на базе этих музейных лабораторий были основаны существующие и поныне научно-исследовательские институты: Институт геологии рудных месторождений, петрографии, геохимии и минералогии, Институт геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского и Геологический институт.

Музейные головоломки

Музейные традиции, заложенные В. И. Вернадским и А. Е. Ферсманом, хранятся и развиваются, и сегодня, как и прежде, одним из важнейших музейных направлений является просветительская деятельность.

В музее продолжают работать «Минералогический кружок» и просветительский клуб «Друзья минералогии», объединяющий любителей и коллекционеров. Ежегодно издается музейный журнал «Новые данные о минералах».

Новым направлением музейной деятельности стала образовательная деятельность среди молодежи и студентов, проводимая совместно с Московским государственным университетом. С 2007 г. музей участвует в ежегодных Фестивалях науки (сначала московских, а теперь всероссийских). В 2010 г. в рамках фестиваля была опробована и затем внедрена в музейную практику образовательно-просветительская программа «Музейные головоломки».

Совместно с Международным советом музеев при ЮНЕСКО были разработаны два инновационных игровых исследовательских путеводителя по музейным экспозициям - «Ребус Ферсмана» и «Радуга Ферсмана». Путеводители позволяют детям младшего и среднего школьного возраста самостоятельно изучить отдельные экспонаты музея.

Сотрудники музея также помогают МГУ и Департаменту образования г. Москвы в проведении открытых геологических и музейных олимпиад среди школьников. И все это не считая обзорных и тематических экскурсий по музею, которых за год проводиться более 500.

В 2011 г. на базе музея совместно с кафедрой минералогии геологического факультета МГУ был создан научно-образовательный центр. Для обучения студентов-магистрантов разработан специальный курс лекций и практических занятий, который ведут сотрудники музея. А для студентов 3-го курса и бакалавров в музее организуется летняя учебно-производственная практика и подбирается материал для подготовки курсовых и дипломных работ, руководителями которых также являются сотрудники музея. Результаты своих исследований студенты и аспиранты кафедры минералогии нередко публикуют в музейном журнале.

В 2014 г. стартовало еще одно начинание - народный минералогический университет, в рамках которого ведущие ученые музея, МГУ и институтов геологического профиля читают научно-популярные лекции для взрослых, интересующихся минералами и науками о Земле.

Музей также организовывал молевые экспедиции, которые не только способствовали пополнению музейных коллекций, но и привели к открытию ряда местонахождений промышленно важных руд, в частности, крупнейшего в мире Хибинского апатитового месторождения.

При Вернадском в музее для обсуждения научных и музейных проблем начал регулярно собираться научный семинар, который он назвал «Минералогический кружок». Па семинаре, пользовавшимся большой популярностью, выступали с докладами ведущие специалисты в области наук о Земле. На нескольких заседаниях, посвященных открытию и промышленному значению апатитовых руд, делал сообщения их первооткрыватель, сотрудник музея А. Н. Лабунцов. Неоднократно выступал на них также сам Вернадский, Ферсман и другие известные минералоги.

Благодаря Вернадскому в 1907 г. музей основал и свое собственное периодическое издание, которое до 1916 г. выходило под названием «Труды Геологического музея мм. Петра Великого» несколько раз в год. По эти первые выпуски были невелики но объему и часто включали всего лишь одну работу по конкретному вопросу. С 1926 г., в связи с отделением от Минералогического музея Геологического отдела, начали выходить «Труды Минералогического музея Академии наук СССР» по одному тому ежегодно. Редактором издания стал директор Минералогического музея академик А. Е. Ферсман.

Роль Ферсмана как популяризатора науки поистине трудно переоценить. Большой любовью читателей самых различных возрастов и профессий пользовались его научно-популярные книги: «Занимательная минералогия», «Занимательная геохимия», «Путешествие за камнем», «Воспоминания о камне», причем в качестве иллюстраций к этим изданиям нередко служили фотоснимки или зарисовки музейных экспонатов. Эти книги Ферсмана стали библиографической редкостью, хотя в свое время они выдержали большое количество переизданий и были переведены на разные языки. Многие геологи, минералоги, геохимики, родившиеся в 1930 1960-х выбрали свою специальность под влиянием популярных книги Ферсмана. Он был и великолепным рассказчиком: его научные и просветительские лекции всегда собирали большое количество слушателей, особенно молодежи.

Эстафету просветительства приняли новые директора и сотрудники музея: Г. П. Барсанов, А. А. Годовиков, М. И. Новгородова, М. Д. Дорфман, В. И. Степанов и другие.

Камни «с историей»

Что сегодня можно увидеть в Минералогическом музее? Прежде всего это зал с высокими потолками и росписью, старинными хрустальными люстрами, позолотой и кариатидами при входе - бывший конный манеж графа А. Орлова-Чесменского, построенный в самом начале XIX в. и принадлежавший затем царской семье. Но, конечно, главное - это минералы, удивительные, завораживающие, не похожие друг на друга произведения неживой природы.

Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана на сегодня располагает большой коллекцией поделочных и драгоценных камней, в которой, помимо ограненных камней, имеются и уникальные камнерезные изделия, обладающие большой художественной ценностью и нечасто встречающиеся в таком количестве в составе естественно-научных собраний. Среди них есть изделия всех трек российских Императорских гранильных фабрик, фирмы Фаберже, произведения известных итальянских камнерезов и т.д. К сожалению, эти экспонаты, переданные музею в постреволюционные 1920-е гг., в подавляющем большинстве не сопровождались сведениями об их истории. Изучение этой коллекции, начатое в последние годы, позволило установить для некоторых экспонатов такие важные подробности, как место изготовления, имя мастера и автора проекта, имя предыдущего владельца и т.п. Таких «опознанных» экспонатов сейчас уже около ста, и некоторые из них заслуживают особого внимания.

а - аквамарин с топазом. Шерловая гора. Вост. Забайкалье, Россия. 14.5x8,0 см. ММФ N° 14538; б - топаз (с кварцем, альбитом). Мурзинка, Урал, Россия. Образец 4x2,5 см. ММФ № 10721; в - гипс. Расщепленный кристалл. Бэт, Дербишир, . Образец 8,0x4,5 см. ММФ N° 8978.

Например, это изделия, изготовленные в разное время на Императорской Петергофской гранильной фабрике. Наиболее ранние из них, еще простые по форме, которые датируются концом XVIII началом XIX в., кварцитовые чаши. Оказалось, что после изготовления они попали в Несвижский замок, в сокровищницу польского магната Радзивилла, который воевал в войсках Наполеона против России. После разгрома французов его имущество в 1813 г. было конфисковано и отправлено в Петербург (теперь оно хранится в Эрмитаже). В 1926 г. несколько чаш из этого собрания передали Минералогическому музею.

г - гематит. Псевдоморфоза по скелетному кристаллу магнетита. Патагония, . Диаметр 9 см. ММФ № 91600; д - сколецит. Пуна, . Образец 13x10 см. ММФ. № 87806.

Из изделий мелкой пластики, созданных на рубеже XIX—XX вв., в музее хранится агатовая ваза в японском стиле, отмеченная в инвентарной книге как изделие Екатеринбургской фабрики. По оказалось, что это изделие Петергофской фабрики: «ваза с дельфинами из цельного кремневого агата с сохранением формы, обусловленной куском самого камня. Основание вазы наподобие дракона, изображенного на древней японской вазе... Ваза обошлась в 1360 рублей. Оконченное изделие по характеру своему изготовлено фабрикою в первый раз» (Мавродина, 2007). Уникальная ваза была представлена Высочайшему двору 26 февраля 1889 г., ко дню рождения императора Александра III (Чистякова, 2011).

е - агат. Полированный срез. Хребет Арц-Богдо, Гоби, . Образец 13,0x5,5 см. ММФ № 84476; ж - пирит. Дискосферолит. Спарта, Иллинойс, . Диаметр 8 см. ММФ № 38726; з - пирит на кристаллах кальцита. Сарбайское месторождение, . Образец 8,5x5,5 см. ММФ № 89042.

В музее выставлен и еще один из шедевров камнерезного (мозаичного) искусства Петергофской гранильной фабрики шкаф-кабинет, созданный для императорских покоев. При изучении его установлено, что он был сделан из тропического дерева амбоины мастером столярных дел А. В. Шутовым, рисунок для мозаичных панно был заимствован у парижского мебельного фабриканта А. Дассона, а великолепные украшения из бронзы выполнил мастер золотых и бронзовых дел А.Я. Соколов. Подтвердилась и бытовавшая в музее легенда, что в 1919 г. этот шкаф-кабинет вместе с двумя близкими «копиями» был среди ценностей, предназначенных для продажи за рубеж. Американцы готовы были обменять каждый из этих шкафов на 25 паровозов, однако В. И. Ленин запретил эту сделку. Такие сведения об экспонатах придают им дополнительную историческую ценность (Мавродина, 2007; Чистякова, 2011).

Удалось выяснить и авторство превосходной мозаичной столешницы из черного мрамора, в который по методу флорентийской мозаики врезаны букеты и гирлянды цветов из разнообразных цветных минералов. В центре рисунка - удивительная по выразительности гроздь винограда, ягоды которого кажутся выпуклыми благодаря серебряной фольге, подложенной под полусферы аметиста. На обратной стороне столешницы процарапана полустертая надпись «1851 Ргапсезко Вс11...». Сведений о мастере-мозаичисте с подобными данными долгое время не удавалось найти в специальной литературе, и лишь обращение к итальянским коллегам из флорентийского Музея мозаики Орфею (к"Ие РхеАге Оиге дало возможность установить, что им был, по-видимому, Франческо Беллони (1772 1853). Этот мастер работал сначала в папской мозаичной мастерской в Риме, а с конца XVIII в,- в Париже, при французском императорском дворе.

Удивительные результаты принесло изучение изделий фирмы К.Фаберже. В 1920-е гг. директор Минералогического музея академик Ферсман и А. К. Фаберже - сын основателя фирмы, вместе работали в комиссии по описанию царских драгоценностей. Вероятно, именно тогда часть камнерезных предметов фирмы была отобрана для музея. Среди этих изделий - солдат Первой мировой войны, ледовоз, разные животные (сова, мышка, гуси, слон и слоненок, улитка), различные мелкие функциональные предметы и др. Одно из изделий, состоящее из двух фрагментов окрашенного солями кобальта синего стеклянного яйца и подставки в виде облака из горного хрусталя, не было закончено и хранилось в разобранном виде.

По клеймам удалось установить мастеров, изготовивших некоторые экспонаты. Например, серебряный ледовоз создал мастер по металлу Я. Армфельт; а изделие в японском стиле, представляющее собой сосну, обвитую лианой - эго редкая работа Ф. Афанасьева. Но настоящей сенсацией стали сведения о хранящемся в Минералогическом музее одном из двух последних императорских пасхальных яиц Фаберже, которые фирма должна была изготовить в 1917 г.

Как известно, с 1885 г. Александр 111 ежегодно заказывал фирИге Фаберже драгоценные пасхапьные яйца для императрицы Марии Федоровны. После смерти отца эту традицию продолжил Николай II, преподносивший такие подарки и своей матери, и своей жене Александре Федоровне. Но в 1917 г. эти два яйца не успели закончить. Николай II отрекся от престола, и никаких сведений о судьбе императорских пасхальных подарков не сохранилось. И лишь в 2002 г. было сопоставлено с сохранившимся эскизом то самое неоконченное изделие, переданное музею А. Фаберже. На обсуждении Реставрационного совета по прикладному искусству музея-заповедника «Московский Кремль» была подтверждена подлинность этого экспоната как неоконченного пасхального яйца фирмы Фаберже, получившего название «Цесаревич Алексей».

Расположение созвездий на верхней полусфере соответствует положению небесных тел на 12 августа 1904 г. дате рождения цесаревича. Цесаревич родился под знаком Льва, и именно в этом созвездии на верхней сфере должен был находиться самый крупный бриллиант (Чистякова, 2004; Генералов, 2006). В реставрационных мастерских Кремля яйцо было, наконец, собрано в единый предмет, хотя так и осталось без бриллиантов. Для сочленения двух полусфер использовали белый синтетический материал, чтобы вставка отличалась от оригинальных элементов и была заметна.

В музейных экспозициях

На сегодняшний день в музейных экспозициях представлено не более десятой части от всех 140 тыс. хранящихся здесь образцов, но даже просто перечислить все уникальные экспонаты не представляется возможным. Из 5 тыс. известных на сегодня минеральных видов только на систематической экспозиции представлено около 3,5 тыс., причем значительная часть - выдающимися по качеству образцами.

Родонит. Друза уплощенных ярко-розовых кристаллов размером до 2 см с кварцем и тонкими бесцветными игольчатыми кристаллами куммингтонита. Дар Д. И. Белаковского. ConselheiroLafaiete, MinasGerais . Образец 10см. ММФ № 93322.

Все музейные выставки являются тематическими, например, «Разнообразие минеральных видов», «Поделочные и драгоценные камни», «Метеориты» и т.д. Выставка «Типы минеральных ассоциаций в земной коре» рассказывает о распределении в земной коре минералов, образовавшихся при различных геологических процессах, начиная от минералов, кристаллизовавшихся из магматических расплавов на больших глубинах при высоких температурах до «низкотемпературных», формирующихся на поверхности Земли при выветривании горных пород и руд или в соляных бассейнах. А на выставке «Минералогия химических элементов» представлены ряды минералов, в которых накапливается тот или иной химический элемент при различных минералообразующих процессах.

Выставки обновляются и дополняются новыми поступлениями. К постоянно модернизируемым экспозициям относится, к примеру, выставка «Систематика минералов». Этой проблеме посвящали свои работы многие выдающиеся ученые и руководители музея, от Ломоносова до Ферсмана. Современная экспозиция построена на идеях профессора А. А. Годовикова о связи химического состава минералов с их структурой и свойствами (Годовиков, 1997). Музейные фонды ежегодно пополняются примерно на 500 новых образцов, причем в последние годы особенное внимание уделяется не только научной, но также эстетической ценности предметов.

В музее есть что рассказать и что показать и помимо богатейших коллекций и великолепных выставок: на-учно-исследовательская лаборатория музея оснащена современной аппаратурой, а ее сотрудники только за последнее десятилетие открыли и изучили свыше двадцати новых минеральных видов. О весомом научном вкладе в развитие минералогии сотрудников музея свидетельствует и тот примечательный факт, что в их честь названо более тридцати минералов и их разновидностей, среди которых ломоносовит и беталомоносовит, вернадит и вернадскиит, ферсмит и ферсманит, севергинит, лабунцовит, крыжановскит, георгбарсаиовит, орловит, годовиковит, вистепит, нов-городоваит, паутовит и др.

В современной России Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана РАН наряду с другими научными, образовательными и просветительскими учреждениями является частью важнейшей системы интеллектуального и эстетического развития людей и общества в целом.

По сути, он является таким же национальным достоянием, как Эрмитаж, Большой театр, Третьяковская галерея и другие жемчужины России. Такие музеи надо беречь и всячески поддерживать, чтобы не утратить их уникальные коллекции и сохранить их для будущих поколений.

Минералогический музей МГРИ-РГГРУ является одним из крупнейших минералогических собраний в г.Москве. Его коллекции начали формироваться «с нуля» сразу же после переезда в 1989 году Московского геологоразведочного института (ныне - МГРИ-РГГРУ им. Серго Орджоникидзе) в новое здание на юго-запад столицы на базе кафедры минералогии и геохимии .

Э то один из немногочисленных внутривузовских музеев города Москвы естественно-научной тематики, который публично представляет разнообразные тематические коллекции образцов минералов, горных пород и руд для осуществления учебной, научной и образовательно-просветительской деятельности.

Минералогический музей развивает концепцию сочетания учебно-методической и научной работы в преподавательской и студенческой среде, а также среди школьников и учащихся всех уровней.

Основные характеристики:

Общая экспозиционная площадь - 600 м 2 .
Количество выставленных образцов - 4000.
Количество образцов в запасниках - 5000.

В музее расположены постоянные и сменные экспозиции. Постоянная экспозиция музея включает такие разделы как «История минералогических исследований», «Симметрия вокруг нас», «Минералы разных сингоний», «Систематическая минералогия», «Окраска минералов», «Индивиды и агрегаты», «Региональная (всемирная) минералогия», «Биоминералогия», «Процессы минералообразования» и многие другие.

В галерее музея постоянно проводятся тематические выставки, связанные с направлениями деятельности как музея, так и Университета.

Музей является инициатором многих учебных, образовательных и научных программ. Сотрудники музея придумывают и успешно осуществляют новые интересные проекты: «Встречи Друзей Музея» , «Ночь в Минералогическом музее».

Экспонаты музея: Чароит

Основные направления учебно-методической и научной деятельности Минералогического музея:

Центральный Федеральный округ

Российский государственный геологоразведочный университет

Адрес: 117995, Москва, ул.Миклухо-Маклая, 23

Руководитель Минералогического музея: доцент Должанская Татьяна Юрьевна

  • С 6 марта 2019 года Вы можете посетить не только обзорную экскурсию, но и любую из тематических .
  • Музей принимает индивидуальных посетителей и группы со среды по воскресенье с 11.00 до 17.00 (вход в музей до 16.30 ), в субботу с 11 до 19 часов, вход до 18.30

Часы работы

  • Понедельник и Вторник - Музей закрыт для посетителей
  • Среда с 11 до 17 часов, вход до 16.30
  • Четверг с 11 до 17 часов, вход до 16.30
  • Пятница с 11 до 17 часов, вход до 16.30
  • Суббота с 11 до 19 часов, вход до 18.30
  • Воскресенье с 11 до 17 часов, вход до 16.30

Тарифы на посещение

Оплата осуществляется только за наличный расчёт!!!

Индивидуальные посетители

  • Совершеннолетние граждане 400 руб.
  • «Семейный билет» (двое взрослых + от одного до трех детей) 800 руб.
  • Пенсионеры, учащиеся, студенты, военнослужащие срочной службы, инвалиды, многодетные родители 200 руб.
  • Дошкольники, дети из многодетных семей до 18 лет, инвалиды ВОВ, участники ВОВ, инвалиды 1 и 2 группы, сотрудники Музеев, студенты геологического профиля БЕСПЛАТНО
  • Фотосъёмка одной камерой 50 руб.

Примечания:

  1. Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана РАН по уставу является Государственным бюджетным учреждением науки. На музей не распространяются компенсационные выплаты Министерства культуры. В связи с этим бесплатного посещения музея детьми до 18 лет у нас не предусмотрено.
  2. Каждая первая и последняя среда текущего месяца - день БЕСПЛАТНОГО посещения для всех категорий граждан.

Экскурсионные группы

Экскурсии проводятся в рабочие часы Музея (со среды по воскресенье включительно). Время проведения экскурсий: 11.30 , 13.30 , 15.30 (при необходимости время проведения экскурсии можно изменить в пределах часов работы Музея по согласованию с сотрудником, записывающим экскурсию). Единовременно к экскурсионному обслуживанию принимается не более трех групп по 15 человек. Для экскурсионной группы предоставляется одно машиноместо на парковке.

  • Группа 1-5 человек 2500 руб.
  • Школьники, студенты, учащиеся, военнослужащие срочной службы, пенсионеры (льготная группа), группой 5-15 человек 3500 руб. .
  • Совершеннолетние граждане, не попадающие в состав льготной группы посетителей, группой 5-15 человек 4500 руб.
  • Экскурсия на иностранном языке (английский, немецкий), в независимости от состава группы и численностью группы до 15 человек 6000 руб.
  • Самостоятельное проведение бесплатных занятий для учащихся образовательных учреждений в экспозиционном зале Минмузея не возбраняется.

Запись на экскурсии