Музей хирургии какие экспонаты можно увидеть. Музейное тело. Музей королевской ветеринарной школы, Париж, Франция

В наше время классическим искусством уже никого не удивить, всем надо бы чего нибудь повысокохудожественней, да поизвращенней. Эти музеи по статистике собирают гораздо больше народу, чем музеи с привычным искусством. В этой статье мы хотим вам рассказать об анатомических музеях, которые посвящены человеческому телу. Музеи в которых показаны физические отклонения и даже люди без кожи..

The Human Body Exhibition

Выставка The Human Body Exhibition, или выставка тела человека, впервые была экспонирована во Флориде в 2005 году и с тех пор прошла во многих городах мира. В качестве экспонатов выставки использованы забальзамированные человеческие тела, препарированные таким образом, чтобы показать с одной стороны всю сложность строения человеческого тела, а с другой стороны, показать его красоту и гармонию. Насколько это красиво выглядит, судите сами.


Необходимо отметить, что люди, чьи тела выставлены в качестве экспонатов, еще при жизни дали письменное согласие на использование их тел после смерти в качестве препаратов. Все, кому понравилась выставка, могут на месте составить посмертное завещание и пополнить экспозицию после смерти.

Museum Vrolik


Задорный музей Museum Vrolik (Амстердам, Нидерланды) основан отцом и сыном Вроликами. В переводе с англо-голландского слово «вролик» обозначает «задорный», по данной причине музей получил столь странное название. Герардас Вролик, и Вильям Вролик были профессорами медицины и занимались изучением мутаций у человека. Ими собрана огромная коллекция мутаций, которая со временем превратилась в музей.


В качестве экспонатов здесь представлены сиамские близнецы, дети-циклопы, двухголовые чудовища. Уроды-мутанты различных мастей производят неизгладимое впечатление на посетителей.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге


Кунсткамера в Санкт-Петербурге бала основана в 1714 году по приказу Петра 1. В кунсткамере собрано более миллиона экспонатов. Если ранее экспонаты использовались для научных целей, то в настоящее время – это исключительно музей человеческих мутаций и уродств, где посетители могут воочию увидеть невероятные метаморфозы, которые природа творит с человеческой плотью.

Стоит сказать, что кроме так называемой «выставки уродов», данный музей славен многочисленными экспонатами, которые рассказывают историческое прошлое многих народов мира.


Музей человеческого тела в Нидерландах


Музей создавался двенадцать лет. На создание коллекции ушло двадцать семь миллионов долларов. Здание находится внутри макета гигантского человека, благодаря чему есть возможность свободно прогуливаться внутри и знакомиться со строением и работой органов и систем человеческого организма.


Сотрудники музея в обязательном порядке имеют медицинское образование и доходчиво отвечают на всевозможные вопросы посетителей. Если вы желаете усовершенствовать свои познания в области анатомии человека, то музей человеческого тела в Нидерландах – идеальное место для этого.

Пластинариум (Plastinarium)


Музей “Plastinarium” открылся в небольшом немецком городке Губен на границе с Польшей. Музей организовал Гюнтера фон Хагенс по прозвищу “Доктор Смерть”. В качестве экспонатов он использует купленные трупы людей, есть среди экспонатов и трупы казненных заключенных. Перед тем как стать экспонатами, тела обрабатываются особым способом, в результате чего из них удаляется жир и вода, их место замещается субстанцией по структуре напоминающей пластик.


В музее можно встретить различные скульптурные композиции из мертвых тел. Так вы можете увидеть скульптурную композицию, где трупы играют в карты, либо скачут на лошади. Посещение музея рождает двоякие чувства: многие посетители музея не выдерживают увиденного зрелища и теряют сознание, некоторые восхищаются увиденным и считают доктора гением.

Тяга гуманоидов к прекрасному понятна всем без пояснений. Тягу к безобразному в большинстве социумов и их культур приходится аргументировать. Помнятся советские, простите, времена. На лето школьникам задавали прочесть саги о майоре Дееве или купце Калашникове, но интереса к такому чтиву мальчики и девочки не испытывали. За неимением порножурналов и каких-нибудь альбомов с репродукциями Бориса Вальехо особой популярностью среди разночинцев младого племени пользовались учебники по судебной медицине. Увидел искаженное высокой печатью ужасное, прочел пару строк о мацерации и жировоске - на пару месяцев породистые кошмары ночные себе обеспечил.

Еще древние доинтернетовские советские времена были отмечены двумя изумительными «некрофилическими» очередями в двух столицах Матушки: воспетой Летовым очередью в и почти мордобойной давкой за право на входной билет в питерскую кунсткамеру - поглазеть на анэнцефалов в банках и шестиногого теленка.

После Чернобыля с его восьмирукими яблоками и сомами-конокрадами всем все дали. Вместе с долларом в жизнь любознательных нас пришла визуальная информация о запретном. Фильмы ужасов, телерепортажи в стиле «Совершенно секретно» и все такое. Одновременно пришли в негодность многие второстепенные кунсткамеры. Да и в главную очереди поредели. Ужас вошел в повседневную жизнь, как игла с адреналином в вену умирающего. Заодно и заграница стала ближе. Любители встретили свой звездный час.

Анекдоты про патологоанатомов и колбасу существуют во всех культурах. Музеи с биологическими ужасами, открытые за рубежом, поддерживаются в идеальном состоянии манят тысячи туристов. Ими владеет то же любопытство, что приводило их прапрадедов на ярмарочные платные выступления и . И это любопытство не способны удовлетворить ни фильмы ужасов, ни порнуха, ни трэшуха.

Короче, вот вам недолгая экскурсия по самым «трэшовым» кунсткамерам западного и восточного миров. Будете в гостях - не побрезгуйте, кому интересно.

1. Задорный музей Museum Vrolik (Амстердам, Нидерланды)

Среди отчаянных людей, которых волны мозга уносят в Нидерланды, бытует такая забава - будучи в Амстердаме, дунуть и пойти в музей уродов «Museum Vrolik».

Слово фролик можно перевести с англо-голландского суржика как «задорный» или «шаловливый». На деле же своим названием музей диковинок обязан основателям - отцу и сыну Герардусу и Виллему Фроликам, жившим 200 лет назад. В настоящее время экспозиция этой кунсткамеры размещена в амстердамском университете. Музей Фроликов считается самой богатой коллекцией человеческих уродов в мире. Это примерно 10 тысяч экспонатов - младенцы-циклопы, сиамские близнецы и тому подобное. А также скелеты животных, чучела невероятных мутантов из мира фауны, многие из которых весьма стары. Музей регулярно пополняется.

Достопримечательностью музея считается так называемый кабинет Ховиуса. Это собранная в 18 столетии коллекция черепов и костей с различными дефектами, своим существованием обязанная доктору Якобу Ховиусу, практиковавшему в Амстердаме.

Упомянутый ленточный червь длиной почти 9 метров был извлечен из кишечника японца, который неудачно пообедал форелью. Рядом с экспонатом лежит веревка длиной с червя, с которой посетители могут поиграться, чтобы представить себе масштабы патологии.

Всего же в «Мегуро» собрано 45 тысяч гадостей, моделей и фотографий.

3. Музей криминальной антропологии Чезаре Ломброзо (Турин, Италия)

Криминалист Чезаре Ломброзо придумал теорию прирожденного преступника. Он считал, что склонность к совершению преступлений таится в биологии человека. Жуликов и убийц доктор Ломброзо учил определять по особенностям строения черепа и другим чертам внешности. Так, о криминальных наклонностях могли рассказать низкий покатый лоб пациента, его широкие челюсти, высокие скулы, неоднородное оволосение лица и длинные руки. Работая над своими теориями, Ломброзо собрал большую коллекцию анатомических препаратов и криминологических артефактов. Музей был открыт для публики в 1884 году, затем гастролировал по Италии. Сегодня коллекция Чезаре Ломброзо экспонируется в Туринском музее.

Венчает коллекцию музея криминальной антропологии голова самого Чезаре Ломброзо.

4. Анатомический музей больницы Сирирай (Бангкок, Таиланд)

Наибольшей популярностью у посетителей музея в больнице Сирирадж пользуется мумия первого серийного убийцы Таиланда, людоеда Си Уей Сай Урнга, который при жизни, в 1950-е годы, охотился на детей.

5. Музей человеческих болезней (Сидней, Австралия)

Данный музей был основан в середине 1960-х годов профессором Дональдом Уилхелмом для студентов и врачей. Остальным категориям населения вход в него разрешили лишь в 2009 году. В музее собрано примерно 2700 образцов пораженных болезнями человеческих тканей - от лоскутов кожи до сердец и легких.

Все нелицеприятные экспонаты плавают в формалине. К каждому из них прилагается «родословная» - история болезни, сразившей тот или иной орган. Некоторые экземпляры патологий более нигде в законсервированном виде не встречаются, чем австралийские медики очень довольны.


В музеях по всему миру хранится немало удивительных экспонатов. Но среди них есть и такие, которые вызывают не просто изумление, но откровенно шокируют, а то и вовсе вызывают отвращение. В нашем обзоре собраны 10 странных и страшных экспонатов из разных музеев.

1. Ребенок-циклоп (Музей Фролик, Амстердам, Нидерланды)


В девятнадцатом веке анатомы отец и сын Герард и Вилле Вролик увлеклись человеческими мутациями. В 1834 году Виллем написал медицинскую работу, посвященную циклопии, редкому врожденному дефекту, при котором у эмбриона неправильно формируются две отдельные глазницы, в результате чего возникает одна центральная полость в черепе. Шансы того, что у эмбриона возникнет циклопия, 1 к 16 000.Большинство циклопов рождаются мертвыми. Вроликам удалось собрать коллекцию из пяти людей-циклопов и 19 свиней, ягнят и кошек. Их можно увидеть в коллекции музея Вролик при кафедре анатомии и эмбриологии университета Амстердама.

2. Банка кротов (Музей зоологии Гранта, Лондон, Великобритания)


Банка кротов? В Великобритании можно увидеть и такое. Восемнадцать кротов, упакованные в стеклянную банку, может и не настоль ужасное зрелище, но довольно необычное. В этом же музее можно увидеть скелет анаконды, кости додо и обширную коллекцию мозгов.

3. Гигантский человеческий трихобезоар (Национальный музей медицины и здоровья, штат Мэриленд, США)


Кошки иногда страдают от безоаров - скоплений неперевариваемой материи, которые чаще всего являются волосяными клубками. Однако, кошки - не единственные животные, страдающие от этой отвратительной и неприятной болезни. Иногда волосяные шары находят у коров, быков, овец, коз, лам, оленей и антилоп. В Национальном музее здоровья и медицины есть несколько образцов человеческих безоаров. Крупнейший трихобезоар (человеческий волосяной шар) был удален из желудка 12-летней девочки, которая имела навязчивую привычку есть собственные волосы.

4. Голова жертвы огнестрельного ранения (Медицинский музей Сирираж, Бангкок)



Болезнь Гиршпрунга начинается, когда нервные окончания в толстой кишке плода не полностью развиваются в утробе матери. Это приводит к тому, что определенные мышцы не получают сигналы о сокращении и проталкивании отходов через пищеварительную систему (в итоге возникают страшные запоры). В результате, развивается аномально большая толстая кишка, которая в данном конкретном случае доросла до 240 сантиметров в длину и весила 18 кг. Для сравнения рядом положиливосковую модель толстой кишки нормального размера. Разница в размерах просто колоссальна.


В Музее человеческих заболеваний, находящемся в Университете Нового Южного Уэльса, можно найти всевозможные виды больной человеческой плоти, в том числе поврежденные сердца и легкие. Один из наиболее необычных образцов в музее - доброкачественная тератома яичника (рак половых клеток, который вызывает бурный рост клеток яичника). В крайних случаях это может привести к появлению опухоли, которая частично напоминает сформированный плод с волосами и зубами.

7. "Анатомические Машины" (Музей Капеллы Сан-Северо, Неаполь, Италия)


В подземном помещении под часовней Сан-Северо в Неаполе находятся две из самых ужасных находок в Европе. Два скелета, мужчины и беременной женщины, стоят бок о бок под стеклом. Особо поражают идеально сохранившиеся кровеносные системы. "Машины", которые были были созданы врачом 18-го века Джузеппе Салерно, являются двумя самыми хорошо сохранившимися телами в мире. Но их окраска и сохранившаяся кровеносная система стали предметом споров.

Некоторые говорят, что, хотя скелеты, несомненно, подлинные, вены и артерии сделаны из смеси пчелиного воска, железной проволоки и шелка. Другие же придерживаются более жуткой версии: Салерно был темным колдуном, который убивал свои жертвы путем введения в них некоего отвердителя.



В 19 веке в Шотландии орудовали два серийных убийцы - Уильям Хэр и Уильям Берк. Они продавали тела своих жертв (в общем, 16 трупов) д-ру Роберту Ноксу, который вскрывал тела на своих знаменитых лекциях по анатомии. В музее, расположенном в Королевском хирургическом колледже можно найти ужасный артефакт, сохранившийся после тех убийств - книгу с переплетом из кожи Уильяма Берка. Кожу с убийцы содрали после того, как его повесили, а затем расчленили.


Оноре Фрагонар, который жил с 1732 по 1799 годы, был анатомом со множеством странностей. Еще до этого времени существовали экорше - изображения тел без кожи. Но Фрагонар начал делать экорше из настоящих трупов. Всего анатом освежевал около 700 трупов, но до сих пор сохранился только 21. Наиболее известной фигурой является человек верхом на лошади. "Всадника Апокалипсиса" окружают человеческие эмбрионы, сидящие верхом на спинах эмбрионов лошадей и овец.

В продолжение медицинской темы . Современные возможности медицины дарят людям надежду на долгую жизнь.

Анатомические музеи пользуются неизменно повышенным интересом у туристов. Когда музеи истории или искусств не вызывают достаточного интереса, то перед грядущим отпуском следует выбрать экспозицию, которая заденет за живое по-настоящему.

Museum Vrolik

Задорный музей Museum Vrolik (Амстердам, Нидерланды) основан отцом и сыном Вроликами. В переводе с англо-голландского слово «вролик» обозначает «задорный», по данной причине музей получил столь странное название. Герардас Вролик, и Вильям Вролик были профессорами медицины и занимались изучением мутаций у человека. Ими собрана огромная коллекция мутаций, которая со временем превратилась в музей. В качестве экспонатов представлены сиамские близнецы, дети циклопы, двухголовые чудовища. Уроды-мутанты различных мастей производят неизгладимое впечатление на посетителей.

The Human Body Exhibition

Выставка The Human Body Exhibition, или выставка тела человека, впервые была экспонирована во Флориде в 2005 году и с тех пор прошла во многих городах мира. География выставки более чем впечатляет: Виннипег, Дублин, Амстердам, Роттердам, Атланта, Вена, Мадрид, Буэнос-Айрес, Монреаль, Ниагара-Фолс (Онтарио), Богота, Кордова, Барселона, Цинциннати, Сантьяго-де-Чили, Сан-Паулу, Прага, Братислава, София, Загреб, Будапешт, Белград, Лиссабон, Атлантик-Сити, Сан-Диего, Лас-Вегас, Нью-Йорк, Сан-Антонио, Вашингтон, Омаха, Гонолулу, Индианаполис, Финикс, Сакраменто, Тусон, Кливленде, Сиэтле, Детройт, Рига, Варшаве, Пуэрто-Рико, Любляна, и Бойсе, Хайфе, а также Хьюстон, Тегусигальпа, Сан-Сальвадор (Сальвадор), Бухарест, Лондон. В качестве экспонатов выставки использованы забальзамированные человеческие тела, препарированные таким образом, чтобы показать с одной стороны всю сложность строения человеческого тела, а с другой стороны, показать его красоту и гармонию. Насколько это красиво выглядит, судите сами. Необходимо отметить, что люди, чьи тела выставлены в качестве экспонатов, еще при жизни дали письменное согласие на использование их тел после смерти в качестве препаратов. Все, кому понравилась выставка, могут на месте составить посмертное завещание и пополнить экспозицию после смерти.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Кунсткамера в Санкт-Петербурге бала основана в 1714 году по приказу Петра 1. В кунсткамере собрано более миллиона экспонатов. Если ранее экспонаты использовались для научных целей, то в настоящее время – это исключительно музей человеческих мутаций и уродств, где посетители могут воочию увидеть невероятные метаморфозы, которые природа творит с человеческой плотью. Стоит сказать, что кроме так называемой «выставки уродов», данный музей славен многочисленными экспонатами, которые рассказывают историческое прошлое многих народов мира.

Музей человеческого тела в Нидерландах

Музей создавался двенадцать лет. На создание коллекции ушло двадцать семь миллионов долларов. Здание находится внутри макета гигантского человека, благодаря чему есть возможность свободно прогуливаться внутри и знакомиться со строением и работой органов и систем человеческого организма. Сотрудники музея в обязательном порядке имеют медицинское образование и доходчиво отвечают на всевозможные вопросы посетителей. Если вы желаете усовершенствовать свои познания в области анатомии человека, то музей человеческого тела в Нидерландах – идеальное место для этого.

Пластинариум (Plastinarium)

Музей "Plastinarium" (Губен, Германия) открылся в небольшом городке на границе с Польшей. Музей организовал Гюнтера фон Хагенс по прозвищу "Доктор Смерть". В качестве экспонатов он использует купленные трупы людей, есть среди экспонатов и трупы казненных заключенных. Перед тем как стать экспонатами, тела обрабатываются особым способом, в результате чего из них удаляется жир и вода, их место замещается субстанцией по структуре напоминающей пластик. В музее можно встретить различные скульптурные композиции из мертвых тел. Так вы можете увидеть скульптурную композицию, где трупы играют в карты либо скачут на лошади. Посещение музея рождает двоякие чувства: многие посетители музея не выдерживают увиденного зрелища и теряют сознание, некоторые восхищаются увиденным и считают доктора гением.

ведущий хранитель анатомических коллекций

Первые диковины русский царь приобрел в 1716 году в Амстердаме. Коллекцию редких животных, раковин, рыб и насекомых, привезенных из дальних нидерландских колоний, собрал аптекарь Альберт Себа. Множество видов ящериц, змей, крокодилов, черепах, земноводных, десятки видов птиц и млекопитающих, происходивших из тропических областей Старого и Нового света стали доступны жителям Санкт-Петербурга уже в 1718 году. Коллекцию Себы можно было увидеть в здании Кикиных палат, где тогда размещалась Кунсткамера. Восхищенные отзывы иностранных гостей дошли до наших дней. Зверь, похожий на еловую шишку (панголин), и жаба, которая, как тогда о ней писали, «из своей спины щенят рожает», небольшой зверек, покрытый броней, напоминающей кольчатые латы, (броненосец), и красивые птички с желтым, красным и голубым оперением, которых любил показывать гостям сам царь, - все это вызывало неподдельное изумление.


Витрина «Коллекции Альберта Себы и Фредерика Рюйша» экспозиции «Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры»

В тридцатых годах девятнадцатого века Кунсткамера дала рождение специализированным музеям, передав им часть своих коллекций. Так коллекцию Альберта Себы унаследовал Зоологический музей. Она не только привлекала посетителей в новое петербургское заведение, но и сто лет спустя продолжала вызывать большой интерес ученых. Богато иллюстрированный четырехтомный каталог послужил материалом для знаменитого шведского натуралиста Карла Линнея при разработке систематики животного мира, использующейся зоологами до сих пор.

Как Россия приобрела коллекцию анатомических диковин из Голландии

Во второй половине XVII столетия голландский анатом Фредерик Рюйш разработал новую методику консервации, которая предохраняла труп от разложения. Это было огромным достижением для науки того времени. Еще не были изобретены такие консерванты, как формалин, и все анатомы работали в отчаянной спешке, чтобы успеть зарисовать или подробно описать особенности внутреннего строения тела до того, как оно начнет разлагаться. Поспешность часто приводила к ошибкам и искажениям в изображении строения органов.


Рюйш же с помощью шприца вводил в кровеносные сосуды мертвого тела минимально вязкую нагретую жидкую красную массу, способную проникнуть в мельчайшие ответвления сосудов. Когда эта масса, подобная воску, остывала и становилась твердой, она уже не могла вытекать обратно и надежно предохраняла препарат от порчи.


Препараты Рюйша казались наполненными живой кровью, а кожа, через которую просвечивали сосуды с излюбленной им красной инъекцией, приобретала естественный телесный оттенок. Обработанные таким образом тела оставались пригодными для показа в течение долгих лет, облегчая преподавание анатомии и становясь иногда неоспоримым аргументом в научных спорах.


Портрет Фредерика Рюйша. 1702 г. Ю. Поол. Амстердам. Гравюра на металле

Всю свою долгую жизнь Рюйш оставался практикующим врачом. С 1666 года он работал в Амстердаме на должности городского анатома, который должен был проводить публичные вскрытия в анатомическом театре. Вскоре ему поручили обучение акушерок и работу городского судебного медика. Эти не слишком приятные обязанности позволяли ему получать тела умерших для собственных исследований, усовершенствования методики и накопления препаратов, которые он хранил дома. Рюйш был также профессором анатомии и ботаники в учебном заведении, называемом Athenaeum Illustre, - предшественнике Амстердамского университета.


Рюйш собирал препараты, необходимые для преподавания: внутренние органы тела, эмбрионы и плоды человека от еле различимого глазом зародыша до новорожденного, скелеты и черепа плодов, детей и взрослых. Свой домашний музей Рюйш показывал всем желающим. Он был великолепным популяризатором анатомии и, щадя чувства посетителей, прикрывал места отреза детских головок, ручек и ножек кружевами и салфеточками. Он вставлял в детские головки искусственные глаза и снабжал свои препараты изречениями о тщетности и быстротечности жизни - так голландец наделял смерть изяществом и превращал мертвое тело в произведение искусства. Его музей производил неизгладимое впечатление на посетителей того времени. Люди называли его коллекцию «восьмым чудом света».






Еще одну часть коллекции Фредерика Рюйша составляли препараты патологии и уродств. Он старался не показывать их простым посетителям, они предназначались для специалистов. Рюйш был уникальным ученым, наделенным великолепным зрением, феноменальным чутьем профессионала и умелыми руками - современники говорили, что он обладает глазами рыси и руками феи.

К сегодняшнему дню голландские и русские исследователи лучше всего изучили препараты именно этой части коллекции. Исследования показали, что коллекция Рюйша является не только памятником истории анатомии и искусства барокко, но все еще обладает большим научным потенциалом, вызывая интерес современных генетиков и специалистов в науке об аномалиях. За коллекцию Рюйша петровская Россия заплатила 30 тысяч гульденов - при пересчете на современные деньги эта сумма составила бы более миллиона долларов.

Как и почему Кунсткамера собирала российские редкости

Третья коллекция аномалий была собрана в России по знаменитому указу Петра I. Многие посетители Кунсткамеры и сегодня приходят в музей с убеждением, что это было причудой царя. Между тем Петр I просто действовал в русле европейских тенденций изучения анатомии.


В работе «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» (издана в 1620 году) английский мыслитель Фрэнсис Бэкон предлагал описывать природу по трем направлениям: область обычных явлений; область отклонений; история механики и технических изобретений. В центре изучения второй области были «уклонения природы, уродства и диковины, когда природа отклоняется и удаляется от своего обычного хода». Знание причин отклонений, по мнению Бэкона, способствовало бы более тщательному описанию нормального хода природы.


Бэкон рекомендовал создать собрание или «частную естественную историю диковин и чудесных порождений природы - словом всякой новизны, редкости и необычности в природе», ведь без серии примеров невозможно прийти к достоверному, проверяемому выводу. Предложенное Бэконом описание явлений природы с точки зрения нормы и исключения, как и создание коллекций, представлявших разнообразие природы, было принято европейскими научными сообществами. Такой подход применялся и при изучении анатомии и законов развития организмов.

Петр I решил собирать «монстров» в России, издав в 1704 году указ, чтобы младенцев, рожденных уродами, не убивали и не таили, а сообщали о них приходским священникам. Желание бороться с суевериями и просвещать народ привело в 1718 году к изданию указа, в котором царь объяснял причины возникновения уродств и требовал приносить их городским властям по всей России.

Из указа Петра I , Императора Всероссийского:

«Таят невежды, чая, что такие уроды родятся от действия дьявольского через ведовство и порчу, чему быть невозможно. Ибо един Творец всея твари Бог, а не дьявол, которому ни над каким созданием власти нет, но от повреждения внутреннего, также от страха и мнения матернего во бремени, как тому есть примеры, чего испужается мать, такие знаки на дитяте бывают. Также когда ушибется или больна будет и прочее»

`

После выхода императорского указа мертвые младенцы и детеныши животных с различными аномалиями развития довольно часто поступали в Кунсткамеру, а приносившие их получали в соответствии с указом вознаграждение. Первые шаги в изучении уродов сделал в России немецкий анатом Дювернуа, прибывший в Петербург для работы в учрежденной в 1724 году Академии наук.

Тератологическое собрание Кунсткамеры продолжало расти. К моменту публикации первого каталога музея в 1742 году в нем было перечислено уже 46 «монстров». Эта коллекция, пополнявшаяся и в последующие годы, служила базой для работ по тератологии - делавшей первые шаги науки об аномалиях. Тератология развивалась медленно, в спорах и конфликтах приверженцев разных точек зрения на происхождение уродов: одни считали их результатом Божьего промысла, другие - несчастной случайности. Дискуссия была так актуальна, что даже дала название этому периоду в науке: время «спора о монстрах».


Чучело двухголового теленка. Конец XVIII – начало XIX вв. Санкт-Петербург

Сейчас в тератологической коллекции Кунсткамеры насчитывается около 170 препаратов. В разное время с ней работали многие ученые Академии наук, но по значимости открытий в эмбриологии и тератологии первым должен быть назван Каспар Фридрих Вольф , задумавший даже труд по теории уродств. Скоропостижная смерть прервала его планы. Все хранители анатомических коллекций Кунсткамеры уделяли внимание тератологической коллекции - например, высоко ценил ее знаменитый эмбриолог Карл Бэр. Сегодня коллекция Кунсткамеры имеет историческое значение, а тератологией занимаются в специализированных медицинских институтах.

Как анатомические коллекции Кунсткамеры стали первым материалом для исследований Академии наук

В 1718 году Петр I начал строительство нового здания для Кунсткамеры на берегу Невы. Кроме музея, в нем планировали создать обсерваторию, физический кабинет, библиотеку и анатомический театр, в котором можно было бы производить вскрытие мертвых человеческих тел в присутствии зрителей. Здания, построенного для столь широкого комплекса задач, Петр еще нигде не видел. Он считал, что Академия наук, созданная по его замыслу, должна размещаться в этом же строении.

28 ноября 1724 года Петр поставил подпись под проектом учреждения Академии наук и художеств. В этом же году все коллекции, собранные в Кунсткамере, были переданы учрежденной Академии как база для научных исследований. Для работы в Академии были приглашены иностранные ученые. Философ Христиан Вольф в письме к Леонарду Эйлеру, приглашенному работать в Россию, писал: «Вы едете теперь в рай для ученых». В Петербурге действительно все было предусмотрено для людей науки: например, анатомы могли очень часто исследовать тела мертвых людей, чуть реже - уродливых младенцев и даже вскрывать таких редких животных, как лев, морж, кит и слон. Практически на пустом месте в новой российской столице удалось создать центр прогрессивных научных исследований, о чем еще несколько десятилетий назад Петр мог только мечтать.