Мельников-печерский, павел иванович. Отражение в культуре

«Его искусство было не только верно действительности, но и рождено потребностями самой действительности. Оно было глубоко современным, потому что он всегда был безусловно правдив и свободен в своём творчестве, руководствуясь только правдой критикуя жизнь, он помогал людям найти идеал истиной красоты и добра, подлинной нравственности. И этим он остаётся близок и дорог нам сейчас».

Н.М. Фортунатов

Есть в истории нашей литературы писатели, которые находятся будто бы «на обочине», им почти не уделяется внимание места в вузовских курсах литературы, о них никогда не вспомнит на своих уроках школьный словесник. Не часто появится статья, книга или диссертация об их творчестве. Однако взгляд на книжные полки едва ли не каждой читающей семьи обнаружит иное: там почти обязательно стоят тома эпопей Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах».
Имя Павла Ивановича Мельникова (Андрея Печерского) вызывает различные, противоречивые суждения. Писатель, интересный читателю только этнографическими сведениями, чиновник по вопросам раскола, подчас вызывающий негодование у русской публики, либо тонкий художник, глубокий знаток истории России и русского раскола?
Личность Мельникова действительно сложна и не поддаётся однозначной оценке. Мельников был противоречив и един одновременно. Каждый, кто знал его, чаще всего соприкасался с какой-то одной гранью его деятельности. Остальные, как правило, были скрыты даже от внимательного взгляда: одно заслоняло другое. Жизненный опыт писателя был велик, поэтому рассказы Мельникова о народе, русской истории, старообрядцах, провинциальном обществе так привлекали разнообразных слушателей.
Но Мельников-беллетрист был ещё и профессиональным историком. Он никогда не жалел времени на пёстрые, летучие заметки или на серьёзные исследования, где воскрешалось прошлое, веруя, что это – великая сила, которая формирует в человеке человека, возбуждает в душе его с ранних лет любовь к местам, где он родился и вырос, к дорогим сердцу святыням. Он упорно пробивал дорогу тому направлению в этнографической, исторической и литературной науке, которое лишь сравнительно недавно обрело своё имя – краеведение.
Особый интерес представляют сейчас, несомненно, его работы о расколе. Созданная им история старообрядческого движения разных толков и сект, вплоть до тех, от которых отдаёт кровью, кажется, ещё долго будет погребена в подшивках старых журналов и в раритетных изданиях.
Старообрядчество же было причиной жесточайшего внутреннего конфликта, противоборства его с самим собой. Он способствовал уничтожению раскольничьих скитов на Керженце, который служил оплотом и знамением раскола, и он же в конце жизни стал убежденным защитником раскольников, отстаивал их веру перед ретивыми государственными чиновниками и смирителями церкви, требовавшими всё новых и более крутых мер для искоренения инакомыслия и отречения от Спасителя всех, кто истово осенял себя двуперстным крестом знамением вместо троеперстия. А между тем в лесах и на горах, приволжских и окских, в простом народе ходили слухи о нём как об антихристе, посланном на землю врагом человеческим в наказание людям. Ему никогда не простили злого дела – вероломно похищенной им из Шарпанского скита чудотворной иконы Казанской Богородицы, по преданию – комнатной иконы царя Алексея Михайловича, которой гордился весь старообрядческий мир. Плачу и ужасу не было конца в обителях, с тех пор он, Мельников, до самой смерти и даже после неё нёс на себе каинову печать жестокого погромщика раскольничьих скитов, хотя мы бы сказать о себе и говорил: «Не виновен!»
Мельников каждую часть своей разносторонней деятельности одарил редким талантом и трудолюбием. Заслуга его в том, что он оживляет нашу культурную и историческую память. А жить без такой памяти всё равно, что жить в беспамятстве. Личность разрушается, общество деградирует, и всё приходится начинать снова, с каменного топора. Мельников возвращается к нам, чтобы помочь нам обрести самих себя…
Итак, за дело, читатель! Прежде, чем перейти к его трудам и писаниям, начнём с него самого. Пусть прозвучит голос Мельникова там, где это будет уместно. Он был блестящим рассказчиком и, работая урывками, оставил между делом множество начатых и, по его обыкновению, разрозненных воспоминаний о разных периодах своей жизни. Пусть он говорит, потому что знает себя лучше, чем кто бы то ни было другой.
Павел Иванович Мельников родился в Нижнем Новгороде 25 октября (6 ноября) 1818 года в семье офицера местного гарнизона Ивана Ивановича Мельникова. Отец писателя принадлежал к старинному и захудалому дворянскому роду. Женившись и получив за женой небольшое имение, Иван Иванович вскоре после рождения первенца (будущего писателя) вышел в отставку и определился служить по дворянским выборам в небольшом городке Нижегородской губернии Лукоянове, а позднее – в Семёнове – одном из уездных городов того самого нижегородского Заволжья, где происходит действие крупнейших произведений Мельникова-Печерского – «В лесах», «На горах».
В доме Мельниковых была обстановка характерная для малосостоятельных дворянских семей. Тут не было ни гувернёров, ни учителей, получающих большое содержание.
Будущий писатель рос в окружении людей из народа, с самого раннего детства незаметно привыкая к народной речи, узнавая народные обычаи и нравы. Воспитанием и первоначальным обучением детей занималась мать писателя – Анна Павловна. В молодости она получила скудное обучение, но потом много и с увлечением читала и эту свою страсть передала старшему сыну.
В 1829-1834 годах Мельников учился в Нижегородской гимназии, а затем поступил на словесный факультет Казанского университета. Уже в детские и юношеские годы Мельников увлекался историей и литературой, много читал, переписывал и знал наизусть стихотворения и поэмы Пушкина, Жуковского и поэтов пушкинской плеяды.
В университете он основательно расширил свои познания в области литературы, истории и лингвистики. Большое влияние на развитее будущего писателя оказал Г.С. Суворовцев, преподававший словесность и эстетику в Казанском университете.
18 июня 1837 года на выпуске студентов ректор Н.И. Лобачевский зачитал списки окончивших курс наук с отличием. На словесном факультете 14 человек получили звание кандидата, в том числе и Павел Мельников. Его, как окончившего с отличием, оставили на кафедре славянских наречий. Но внезапно всё переменилось: на одной из вечеринок по случаю выпуска он произнёс речь, в которой резко отзывался об университетских порядках и вышестоящем начальстве. Последовал строгий выговор, а затем назначение учителем в Шадринск – Пермской губернии. Правда, по дороге к своему месту назначения он получил новое «милостливое» распоряжение, согласно которому он назначался старшм учителем в Пермской гимназии. Но Мельников превосходно понимал, что и эта «милость» была всё-таки ссылкой.
Не ограничиваясь педагогической работой, Мельников деятельно занимался в Перми этнографией, изучением истории Пермского края. С этой целью он много ездил по Приуралью, посетил ряд заводов, беседовал с крестьянами и рабочими, знакомился с условиями их жизни и труда, с народными говорами и ценной народной поэзией. Впечатления от этих поездок послужили основой «Дорожных записок на пути из Тамбовской губернии в Сибирь» – цикле очерков, которые в 1839-1840 годах были напечатаны в журналах «Отечественные записки», «Москвитянин», и «Журнал Военных Учебных Заведений».
Оторванность от родных мест и близких людей тяготила П.И. Мельникова. Он начал хлопотать о переводе из Перми в Нижний Новгород. Просьба была удовлетворена. И 25 мая 1839 года Павел Иванович получил место старшего учителя истории и статистики в Нижегородской гимназии.
Работая учителем в гимназии, П.И. Мельников много времени уделял разносторонней краеведческой деятельности. Всё свободное от занятий с гимназистами время, а нередко и в ущерб этой работе, он отдавал изучению истории Нижегородского края. П.И. Мельникова по праву можно считать первым нижегородским краеведом. Он так говорил по этому поводу: «По нижегородской истории и археологии мне пришлось прокладывать непроторенную дорогу: я собирал рукописи, занимался в архивах, которых до этого никто не касался» (Усов П. П.И. Мельников (А.Печерский), с. 75).
Поражала удивительная работоспособность Мельникова и широта его интересов. Он обследовал архивы Нижегородской, Владимирской, Костромской и Ярославской губерний, в которых он обнаружил неизвестные документы по истории Владимиро-Суздальского княжества, установил наличие старописьменных и старопечатных книг в хранилищах Благовещенского монастыря, Спасского собора и в семинарской библиотеке. Занимаясь изучением раскола, он обнаружил у видных деятелей старообрядчества редкие книги и рукописи, которые не значились в официальных списках раскольнической литературы. В Нижнем Новгороде, Городце, Арзамасе и других местах Нижегородской губернии П.И. Мельников выявил уникальные памятники старины – церковную утварь, предметы народного быта, одежду: обнаружил документы о Смутном времени, о жизни К. Минина, Д. Пожарского, И. Кулибина и других известных нижегородцев.
Научно-изыскательская деятельность П.И. Мельникова получила высокую оценку. В 1840 году он передал некоторые материалы в Археографическую комиссию при Министерстве народного посвящения и 8 апреля 1841 года был утвержден членом-корреспондентом этой комиссии. Ему было поручено разбирать и изучать архивы присутственных мест и монастырей Нижегородской губернии.
В эти годы П.И. Мельников сблизился с такими интересными людьми, как директор Нижегородской ярмарки Д.И. Толстой, редакторами журналов «Москвитянин» и «Отечественные записки» М.П. Погодиным и А.А. Краевским, которые увлекли его «со скромного поприща гимназического учителя на более широкий путь литературной деятельности» (Усов П. П.И. Мельников (А.Печерский), с. 71).
В 1840-1846 годах П.И. Мельников опубликовал в столичной и местной печати более 40 статей исторического, этнографического и краеведческого характера. Эти материалы привлекли внимание ученых и многочисленных читателей не только своим научным содержанием, но и чисто литературными достоинствами.
В «Отечественных записках» были напечатаны «Исторические сведения о Нижнем Новгороде», «О родственниках К. Минина», «Нижний Новгород и нижегородцы в Смутное время», «Где жил и умер К. Минин»; в «Литературной газете» – «О строгановских зданиях в России», «Нижегородский театр». Много статей было опубликовано в «Нижегородских губернских ведомостях», неофициально часть которых П.И. Мельников редактировал с 1844 до половины 1850 года: «Легенда об основании Нижнего Новгорода», «Городецкие церкви», «И. Кулибин» и другие. Под его руководством неофициальная часть «Нижегородских губернских ведомостей» стала интереснейшим и богатейшим разделом газеты.
Вспоминая о работе в «Нижегородских губернских ведомостях», П.И. Мельников писал: «Это были единственные Губернские ведомости, которые издавались не один раз в неделю, а по 2 раза... В них заключается множество исторических, статистических и этнографических сведений, большей частью составленных Мельниковым, хотя он как редактор, и не подписывал ними своей фамилии» (НГУАК т. 9, с. 78).
Одной из последних публикаций в «Нижегородских губернских ведомостях» была статья «Концерт в Нижегородском театре», которую он впервые подписал псевдонимом Печерский.
Вот что рассказывают сын и дочь (со слов отца) о происхождении псевдонима:
«Когда я принес и прочел Далю набросок первого своего рассказа, Даль одобрил:
– Ну вот и прекрасно, Вы работайте, да и в печать.
Отец сказал, что он всё-таки не решается подписываться своей фамилией.
– А псевдоним?
– Псевдоним? Но какой же мне придумать псевдоним? – говорит отец – Вот вы жили в Лугани и назывались Казаком Луганским...
– Ну а Вы где живёте? – спросил Даль.
– В Нижнем... Нижегородский, Нижегородов – все как-то неблагозвучно.
– Нет, да Вы мне скажите, где Вы живёте? – настаивал Даль.
– Как где? В Нижнем.
– Да где именно в Нижнем?
– На Печерке.
– Ну, вот и псевдоним – Печерский. Да ещё, кроме того, Вы живёте в доме Андреева – Андрей Печерский».
Некоторые труды Мельникова, появившиеся впервые в «Нижегородских губернских новостях» были изданы тогда отдельными книгами. Вышедшая в 1846 книга «Нижегородская Ярмарка в 1843, 1844 и 1845 годах» «обратила на себя внимание учёных, и автор её в том же 1844 году был избран в члены... Русского Географического общества» (НГУАК т.9, с. 81). Этот труд Павла Ивановича получил одобрительный отзыв В.Г. Белинского.
П.И. Мельников проявил себя и как активный пропагандист краеведческих знаний среди нижегородцев. По его инициативе в гимназии начали проводиться своеобразные краеведческие чтения, на которых с докладами выступали учащиеся старших классов, устраивались диспуты, возникали споры по различным вопросам краеведения.
Большое значение для развития нижегородского краеведения и культуры города имели так же публичные лекции по истории Нижнего Новгорода и нижегородского края, которые П.И. Мельников начал проводить с 1847 года в актовом зале Дворянского института (ныне ул. Варварская, 3).
Лекции эти проводились на протяжении ряда лет, причём тематика их расширялась, касаясь не только вопросов истории края, а также и литературы.
Должность учителя гимназии всё больше тяготила П.И. Мельникова. Наконец он принял твёрдое решение оставить эту работу. 21 мая 1846 года по личной просьбе Павел Иванович был уволен из ведомства народного посвящения. Естественно, что после ухода из гимназии стали возникать материальные затруднения. Нужно было искать работу. Почти через год, в апреле 1847 года, по рекомендации предводителя дворянства Н.В. Шереметева Павел Иванович был зачислен в канцелярию нижегородского губернатора чиновником особых поручений. С этого времени начался новый период его деятельности, связанный с административной работой, с поручениями, направленными против раскольников.
В 1850 году Мельников был переведен в Министерство внутренних дел в качестве чиновника особых поручений. Оставаясь в Нижнем Новгороде до 1852 года, он выполнял различные поручения Министерства.
В 1852-1853 годах Мельников являлся начальником статистической экспедиции Министерства внутренних дел в Нижегородской губернии. Экспедиция была занята установлением числа раскольников и выявлением «духа» их учения. На материалах работы комиссии Мельников основал свой обширный трактат «О современном состоянии раскола» (1853-1854), который в рукописном виде имел хождение в высших правительственных и духовных средах.
Мельников не пошел по пути опорочивания раскольников и всего их быта. Он тщательно исследовал этот быт и явился одним из крупных его знатоков. Вместе с тем «дурная слава» его как чиновника, который своей исполнительностью приносит больше беды старообрядческому населению, опережала его известность как ученого и писателя.
В период подготовки крестьянской реформы, когда правительство вынуждено было под давлением революционного движения крестьян и роста революционных настроений в обществе пойти на либеральные уступки, Мельников-Печерский один из первых стал на путь изменения форм борьбы с расколом. В записке о русском расколе, составленной для великого князя Константина Николаевича (1857), Мельников решительно высказывался за новые либеральные формы борьбы с расколом. Веротерпимость, широкое разъяснение раскольникам их «заблуждений», происходящих от их темноты, должно быть, по мнению Мельникова, положено в основу борьбы с расколом. Их следует, по мнению Мельникова, «приводить к единоверию» постепенно, путем убеждения.
В начале 50-х годов появились в печати первые художественные произведения писателя, сделавшие его имя известным среди читателей России. Рассказы Печерского вошли в разряд лучших произведений литературы, обличавшие дореформенные порядки.
Уже в первой повести «Красильниковы» Мельников показал художественное мастерство и замечательное знание изображаемой среды. В рассказе ощущалось сознательное следование за Далем, знатоком народных говоров и мастером воспроизведения красочной, разговорной речи народа. Чувствовалось еще, пожалуй, в большей мере творческое восприятие художественных традиций, идущих от Гоголя, однако уже в этой повести Мельников-Печерский предстал перед читателями как своеобразный художник, наделенный присущей исключительностью ему оригинальной манере письма.
В рассказах Мельникова-Печерского было заложено основание той художественной манеры писателя, которая ярко и полно проявилась в его романах.
Тема раскола и раскольничьего быта, ставшая одной из основных тем его романов, затрагивалась уже в романе «Поярков», содержащем сатирические зарисовки жизни скитов, и в рассказе «Гриша» (1861), в подзаголовке которой значится: «Из раскольничьего быта».
Повесть «Гриша» в художественном отношении была слабее предшествующих ей беллетристических произведений писателя. Мельников стремится изобразить в ней духовные искания юноши-старообрядца, приведшие его сначала к аскетизму, а затем к изуверству. В этот рассказ писателя были включены легенды о раскольничьих святынях, которые он внес затем в свой роман «В лесах».
Началом первого крупного романа Мельникова-Печерского «В лесах» поступил рассказ «За Волгой». Мельников стремился в этом произведении дать картину быта населения Заволжья и при обработке рассказа все более расширял, увеличивая охват изображаемой действительности, усложняя художественную часть произведения.
Переход от очерков и рассказов к роману-эпопее в творчестве Мельникова-Печерского был столь органичен, что автор «В лесах» и «На горах» сам не вполне ощутил его и склонен был воспринимать свои этические произведения как развитие того жанра, в котором он писал в 50-е годы.
В романах Мельникова-Печерского, посвященных главным образом изображению быта купцов-старообрядцев и раскольничьих скитов, отразился весь многолетний опыт исследователя раскола, наблюдательного, любознательного путешественника, по долгу службы изъездившего все Поволжье и Урал, но интересовавшегося далеко не только теми сторонами быта, которые имели непосредственное отношение к возложенным на него служебных поручением.
Так, проводя порученное ему расследование дела о подлоге, совершенном при браке купца Макеева, Мельников особое внимание уделял пострадавшей – казанской купеческой дочери Марии Петровне Дегтяревой, исписывая листы дела характеристикой ее личности, положения и психологии. Некоторые черты характера и судьбы этой женщины отразились в образе Марьи Гавриловны Масленниковой в романах «В лесах» и «На горах». Дело Мокеева дало Мельникову-Печерскому большой материал и по вопросу о браках и разводах в среде раскольников (см. роман «В лесах»).
Образ заволжского тысячника Потапа Максимыча Чапурина – героя романов «В лесах» и «На горах» – возник в сознании Мельникова как результат наблюдений над купцами-покровителями раскола, в частности известным нижегородским богачом – «удельным крестьянином Семеновского уезда Чистопольского приказа деревни Поповой» Петром Егоровичем Бугровым. Характеризуя в служебных документах Бугрова, Мельников отмечал его привычку к простому, крестьянскому быту, его природный ум и замечательное умение, входя в сделки с бюрократическими начальниками, в том числе и высшим, отводить и смягчать удары, направленные на раскольников. Некоторые случаи из жизни Бугрова, зафиксированные Мельниковым в докладных записках, были затем им целиком перенесены в романы.
Знакомство с купцами-раскольниками, торговавшими на Нижегородской ярмарке старинными книгами и иконами, постоянное посещение их лавок дали Мельникову материал для изображения торговца древностями и «редкостными книгами» – Герасима Чубалова.
Говоря об источниках своего романа Мельников заявлял в 1847 году: «Бог дал мне память, хорошую память... А на роду было писано довольно-таки поездить по матушке святой Руси. И где только ни довелось бывать? И в лесах, и на горах, и в болотах, и в тундрах, в рудниках и на крестьянских полатях, и в тесных кельях и в скитах, и во дворцах, всего и не перечтешь. И где ни был, что ни видел, ни слышал все, твердо помню. Вздумалось мне писать; ну думаю давай писать и стал писать «по памяти, как по грамоте», как гласит старинное присловье» (Усов П. П.И. Мельников (А.Печерский), с. 275).
Роман «На горах» был задуман и осуществлен Мельниковым-Печерским как продолжение «В лесах». Многие сложные ситуации, завязанные в первом романе, находили свое разрешение во втором. «Некоторые из действующих лиц «В лесах» остаются «На горах». Переменяется только местность. С левого лугового, лесного берега Волги я перехожу на правый, нагорный, малолесный» (ИРЛИ, ф. 95, оп.1, №1, п. 1), – заявлял писатель.
Связь между двумя главнейшими произведениями Мельникова – его романами «На горах» и «В лесах» – весьма своеобразна. Каждому из них свойственна известная самостоятельность: «В лесах», например, на первом плане – судьба семейства Чапуриных, а во втором романе – «На горах» – в центре повествования – семья Смолокуровых. Есть различия между этими книгами и в других, может быть, менее заметных, но важных деталях и подробностях. И все-таки, сколько бы такого рода различий мы не отметили, эта самостоятельность оказывается сугубо относительной. Ведь если читатель не знаком с книгой «На горах», то и в содержании книги «В лесах» ему будет многое неясно. Нечего говорить уже о том, что без знания романа «В лесах» роман «На горах» даже во многих сюжетных подробностях не будет понятен. В наше время два романа, так тесно связанные между собою, называют обыкновенно дилогией. «В лесах» и «На горах» – это две большие книги или, другими словами, две сложные части одного большого произведения. В читательской памяти они так и живут – неразрывно друг от друга.
Последние годы жизни Мельникова прошли в селе Ляхово, где он работал над романом «На горах», будучи уже тяжело больным. Изредка посещал Нижний Новгород. Здесь он встречался в 1876 году с историком-краеведом, исследователем Нижегородского края А.С. Гациским. Между ними велась оживленная переписка (в 9-ом томе сборника Нижегородской архивной комиссии опубликовано более 30-и их писем).
В 1881 году Мельников возвратился в родной Нижний Новгород на постоянное жительство. Он жил в доме Потаповой на Петропавловской улице (ныне ул. Володарского), где и скончался 1(14) февраля 1883 года. Похоронен Павел Иванович на кладбище Крестовоздвиженского монастыря. После ликвидации этого кладбища 27 марта 1953 года прах Мельникова был перенесен на кладбище на ул. Пушкина. Первоначальный памятник и ограда не сохранились, и в 1972 году было установлено новое надгробие. Это стела серого гранита с бронзовым барельефом писателя (скульптор Л.Ф. Кулаков).
Как мы видим, Нижний Новгород тесно связан с деятельностью и творчеством П.И. Мельникова (Андрея Печерского). Недаром его называют писателем-нижегородцем. И остается только сожалеть, что память этого выдающегося человека еще недостаточно увековечена.
Опыт Мельникова-Печерского был учтен В.Г. Короленко, который вслед за ним совершил путешествие по керженским раскольничьим скитам. Не разделяя взглядов Мельникова на раскол, интересуясь, прежде всего не консервативными традициям, а элементами протеста в среде старообрядцев, Короленко наблюдал и своеобразно отразил этнографические и социальные черты быта поволжских жителей.
Образы и мотивы Мельникова-Печерского прочно вошли в сознание Короленко. Их отклик ощущается в повестях и рассказах Короленко, трактующих сюжеты из раскольничьей жизни.
Короленко учитывал труд своего предшественника по изучению быта раскольников и в области этнографии, и в наблюдениях над социальном бытом, и в широком исследовании языка и устноэпического творчества народа этого края.
Высоко оценил Мельникова-Печерского Горький. Он относил его к числу «богатейших лексикаторов наших», призывал учиться у него умению черпать художественные средства из сокровищницы устного народного творчества – фольклора. «Можно поучиться такому литературному языку, лишенному всяких варваризмов, всяких слов, заимствованных из иностранных языков» (Горький М. Несобранные литературно-критические статьи. Гослитиздат, 1941, с. 158),– писал Горький о языке романа «В лесах».
Воздействие творчества Мельникова-Печерского, в особенности его языка на свою литературную деятельность призывал П.П. Бажов. Сравнивая Лескова и Мельникова, он писал: «Мельников мне казался всегда ближе. Простая, близкая натура, ситуация и тщательно отобранный язык без перелистывания в словесную игру» (Бажов П.П. Сочинения в 3т., т.3, 1952, с. 287).
Образы романов «В лесах» и «На горах» вдохновили художника М.В. Нестерова на создание картин «Христова невеста», «На горах», «Великий постриг», «Соловей поет», «В лесах».

Павел Иванович Мельников родился 25 октября 1818 года в Нижнем Новгороде в небогатой дворянской семье. Окончив нижегородскую гимназию, он в 1834 году поступил на словесный факультет Казанского университета, где его буквально захватило увлечение Востоком. К сожалению, мало кто из преподавателей мог поддержать его. Так, один из профессоров читал свои лекции по гимназическому курсу, повторяя из года в год одно и тоже, так, что первокурсники просто добывали у старших курсов конспекты лекций для сдачи экзамена. Мельников пошел иным путем. Он прилежно изучал персидский, арабский и монгольский языки, и в 1837 году окончил университет со степенью кандидата.

После окончания университета Мельников был оставлен на факультете для подготовки к профессорству, но молодости свойственны безрассудства. Досадное происшествие на дружеской вечеринке перечеркнуло планы вчерашнего студента. В 1838 году по указанию попечителя казанского учебного округа "за провинность" на студенческой пирушке Мельников был назначен в провинциальный город Шадринск, Пермской губернии. Только милость начальства позволила ему остаться учителем истории и статистики в пермской гимназии. Впоследствии он стал преподавать еще и французский язык. Работая в гимназии, Мельников стал изучать быт и нравы народа, объездил многие уральские заводы, а в 1839 году смог перевестись в родной Нижний Новгород, где продолжил преподавать историю в гимназии. Здесь Мельников нашел для себя более близкий круг людей, чем в среде учителей гимназии. Он сблизился с такими консервативными мыслителями, как В.И. Даль и М.П. Погодин, познакомился со знатоком старообрядчества архиепископом Иаковом.

Мельников продолжал заниматься изучением истории, статистики и археологии, начал работу над историческими трудами и даже произвел изыскания о потомстве К. Минина, впервые установив полное имя последнего. Особенно увлекла его тема русского старообрядчества.

С 1847 года Мельников уже чиновник особых поручений при нижегородском генерал-губернаторе князе М.А. Урусове. При этом его деятельность заключалась в выявлении "раскольников", наблюдении, розыске беглых старообрядческих попов и т.д. Ликвидировались старообрядческие заволжские скиты, запечатывались часовни. Мельников, не просто исполнял свои чиновничьи обязанности, но и активно проводил мысль о том, что старообрядчество опасно для государства, поскольку старообрядцы готовы поддержать любую власть, которая предоставит им свободу вероисповедания. По словам Н.С. Лескова, Мельников стал для старообрядцев "зорителем".

В конце 1854 года Мельников представил "Отчёт о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии", написанный по заданию министра внутренних дел, в котором с одной стороны осудил старообрядчество, считая, что типичный старообрядец обладает такими "досадными" чертами, как "нетерпимость, косность, невежество", а с другой стороны отметил свойственную старообрядцам сообразительность и деловитость. Познакомившись в 1866 году с общиной Рогожского кладбища, он писал министру внутренних дел: "Главный оплот будущего России все-таки вижу в старообрядцах. А восстановление русского духа, самобытной нашей жизни все-таки произойдет от образованных старообрядцев, которые тогда не раскольники будут". Двойственность в оценки старообрядчества не понравилась начальству, и служебная карьера Мельникова застопорилась. Он переезжает в Петербург, общается с А.Н. Майковым, а после начала эпохи реформ при Александре II, заявляет о том, что преследование раскола опасно для государства. Изменение своих взглядов писатель объяснил отнюдь не общей либерализацией политического курса, а имеющимся у него накопленным опытом отношений со старообрядцами. К тому же у самодержавной власти были гораздо более опасные противники, чем старообрядцы. В 1863 году выходит брошюра Мельникова "О Русской правде и польской кривде", направленная против Польского восстания. Впоследствии Мельников-Печерский еще раз выступит против проявлений польского сепаратизма и любых покушений на целостность Российской империи в очерке "Княжна Тараканова и принцесса Владимирская" (М., 1868).

Новый писатель - Андрей Печерский родился с легкой руки В.И. Даля, придумавшего этот псевдоним в 1850 году. Тогда Мельников сотрудничал в "Нижегородских губернских ведомостях", публикуя там многочисленные очерки. Одна из статей, появившаяся в 1850 году была подписана им как Печерским. В дальнейшем свои художественные произведения Мельников публиковал под псевдонимом, а исторические работы - под подлинной фамилией. В 1856-1857 гг. Мельников-Печерский напечатал серию рассказов, которые высветили во всей беспощадности чиновничий произвол, царивший в "медвежьих углах" России. Редакторы стремились пригласить писателя в свои журналы.

В 1866 году, выйдя в отставку, Мельников-Печерский переехал в Москву и стал жить в доме В.И. Даля, сотрудничая в различных изданиях. Роман "В лесах", принесший ему славу публиковался в журнальном варианте в 1871–1875 гг. Он увидел свет отдельным изданием в 1875 году и сразу же вызвал интерес у читателей. Вторая часть дилогии о русском старообрядчестве "На горах", публиковалась в журнале в 1875–1881 годах, и вышла отдельной книгой в 1881 году. Колоссальное количество бытовых, жизненных подробностей, знание старообрядческих обычаев и монастырских нравов, песни, легенды, пословицы, живой народный язык - все это создало особый неповторимый колорит произведений, сделало романы чрезвычайно популярными.

Последние годы жизни Мельников-Печерский провел в своем нижегородском имении - селе Ляхово, погруженный в работу. Когда здоровье уже не позволяло писать, он диктовал жене заключительные главы романа "На горах". Всего дилогия писалась около двадцати лет, и была главным трудом писателя. В 1882 году писатель лишился дара речи, а 1 февраля 1883 года он скончался, оставив нам уникальные работы, основанные на многолетнем опыте изучения старообрядчества.

Современные старообрядцы неоднозначно оценивают творчество и деятельность писателя. Отмечая, что его сочинения "содержат много важных исторических сведений"; они не забывают о том, что Мельников-Печерский одно время "был активнейшим участником преследования старообрядцев" (Мельников Павел Иванович // Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. С. 168-169).


© Все права защищены

Том 1, с. 195-240.

Роман П.И.Мельникова-Печерского "В лесах" занимает особое место в русской литературе XIX века. Посвященный жизни и быту, стародавним обычаям раскольничьих скитов Заволжья, он своим широчайшим охватом действительности, глубоким проникновением в сущность жизненных процессов, ярко реалистическим изображением характеров снискал известность как одно из оригинальнейших эпических полотен русской литературы.

Павел Мельников-Печерский - В лесах. Книга вторая

Весенние гулянки по селам и деревням зачинаются с качелей святой недели и с радуницких хороводов. Они тянутся вплоть до Петрова розговенья. На тех гулянках водят хороводы обрядные, поют песни заветные - то останки старинных праздников, что справляли наши предки во славу своих развеселых богов.

Павел Мельников-Печерский - В лесах. Книга первая

Верховое Заволжье - край привольный. Там народ досужий, бойкий, смышленый и ловкий. Таково Заволжье сверху от Рыбинска вниз до устья Керженца. Ниже не то: пойдет лесная глушь, луговая черемиса, чуваши, татары. А еще ниже, за Камой, степи раскинулись, народ там другой: хоть русский, но не таков, как в Верховье. Там новое заселение, а в заволжском Верховье Русь исстари уселась по лесам и болотам.

Павел Мельников-Печерский - Гриша

Из раскольничьего быта.
Мельников-Печерский П. И. Собрание сочинений в 6 т.
М., Правда, 1963. (Библиотека "Огонек").
Том 1, с. 249-288.

Павел Мельников-Печерский - Княжна Тараканова и принцесса Владимирская

Мельников-Печерский П. И. Собрание сочинений в 6 т.
М., Правда, 1963. (Библиотека "Огонек").
Том 6, с. 3-190.

Книга П.И.Мельникова представляет собой вполне самостоятельное произведение, но в то же время является продолжением эпопеи "В лесах". В произведении воссозданы жизнь старообрядческого купечества Заволжья, быт, нравы и обычаи местного населения.

Павел Мельников-Печерский - На горах. Книга вторая

В степной глуши, на верховьях тихого Дона, вдали от больших дорог, городов и людных селении стоит село Луповицы. Село большое, но строенье плохое в нем, как зачастую бывает в степных малолесных местах - избы маленькие, крыты соломой, печи топятся по-черному, тоже соломой, везде грязь, нечистота, далеко не то, что в зажиточном, привольном Поволжье. Зато на гумнах такие скирды хлеба, каких в лесах за Волгой и не видывали.

Павел Мельников-Печерский - На горах. Книга первая

От устья Оки до Саратова и дальше вниз правая сторона Волги "Горами" зовется. Начинаются горы еще над Окой, выше Мурома, тянутся до Нижнего, а потом вниз по Волге. И чем дальше, тем выше они. Редко горы перемежаются - там только, где с правого бока река в Волгу пала. А таких рек немного.

Довелось мне раз побывать в большом селе Заборье. Стоит оно на Волге. Место тут привольное. Это гнездо угасшего рода князей Заборовских. Теперь оно принадлежит разбогатевшему откупщику Кирдяпину, родитель же его некогда был подносчиком в Разгуляе. А Разгуляй - любимейший народом кабак в селе Заборье...

Мельников Павел Иванович - выдающийся беллетрист-этнограф, известный под псевдонимом Андрей Печерский.

Павел Иванович Мельников родился в 1818 году в Нижнем Новгороде. Семейство его было из старинного, но обедневшего дворянского рода. До поступления в нижегородскую гимназию воспитывался матерью, много читал. В 1834 поступил на словесный факультет казанского университета, который успешно окончил. Будучи уже перспективным учёным, попал под подозрение властей и был выслан в Щедринск. После ссылки работал старшим учителем гимназии.

Первое своё произведение Мельников напечатал в журнале «Отечественные записки». Называется оно «Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь», написано в беллетристическом духе. В 1840 году появился рассказ писателя «О том, кто такой был Елпидифор Перфильевич и какие приготовления делались в городе Чернограде к его именинам» («Литературная газета») слабое подражание Гоголю. Одно из крупнейших произведений этого периода роман «Торин». В этом романе персонажи, по выражению самого автора, «списаны с натуры». Он утверждает, что в Вятке, Перми, Уфе можно найти таких окуньковых, шабуровых. Действие романа происходит в провинциальном городе. Роман состоит из 5 очерков и рассказов. По общему мнению, «Торин» не удался Мельникову. Он недостаточно углубился в изучение быта и нравов народа. Потом Мельников не принимался за беллетристику 12 лет.

Мельникову была интересна история. Ещё в своём родном городе он был допущен к архивам, изучал старообрядческие предания и легенды. Старообрядческими делами он занимался на службе, будучи чиновником особых поручений. Но через 10 лет Мельников оставил служебную карьеру и начал литературную деятельность. Мельников, чтобы не быть тем самым чиновником Мельниковым, берёт псевдоним Андрея Печерского. В 1841 году Мельников получил звание члена-корреспондента Археологической комиссии. В 1845 1850 был редактором неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостей», где публиковал многочисленные исторические и этнографические материалы, собранные им самим.

Мельников-Печерский посылает один из лучших своих рассказов «Красильниковы» на суд Далю. Даль дал положительную оценку. «Красильниковы» - рассказ о характере русского купца. Рассказ наполняет масса деталей из реальной жизни, которые могут быть интересны этнографам и фольклористам. На интересном диалекте говорит девка-чернавка купца Красильникова: «Лыска! Лыска! Цыма-те! Экой пострел, кабан проклятой!» Красильников это новый русский купец середины 19 века. Его апартаменты обставлены роскошно, но он не считает роскошь функциональной в своём быту. Сам живёт в маленькой комнатушке, где спит, ест и работает. Он интересуется политикой, мыслит масштабно. Вся цель его жизни деньги, и это прежде всего пагубно влияет на его сына Дмитрия, талантливого мальчика. Печерский признаёт за такими купцами силу.
С 1850 года работал в Министерстве внутренних дел, преимущественно по делам раскола. К государственной службе Мельников относился необыкновенно ревностно, был «административным Дон Кихотом», чем вызвал недовольство начальства и осуждение общественности. Был известен как жестокий разоритель скитов и даже стал «героем» раскольничьего фольклора (о нём слагались песни и легенды например, будто Мельников заключил союз с дьяволом и стал видеть сквозь стены, или будто в Нижегородской губернии крестьяне видели его верхом на змие). Однако, досконально изучив раскол, Мельников изменил своё отношение к нему. В «Отчёте о современном состоянии раскола» (1854) он возложил ответственность за раскол на низкий нравственный уровень православного духовенства.

В 50-е годы Мельников-Печерский пишет рассказы «Дедушка Поликарп», «Поярков», «Медвежий угол», «Непременный». В этих рассказах писатель обличает нравы и порядки николаевского режима. Герои рассказов губернские и уездные чиновники различных рангов. Они занимаются взяточничеством, вымогательством, грабежом. Мельников, пройдя долгую службу чиновником, досконально изучил тип государственных стяжателей. Именно по причине коррупции в государстве страдает беззащитный народ. В повести «Старые годы» обсуждается крестьянский вопрос. После отмены крепостного права некоторые помещики продолжают видеть за собой родовое право владеть крестьянами, оправдывая это своими заслугами перед отечеством: например, за доблести на войне 1812 года, за становление русской культуры. В конце концов, Пушкин и Лермонтов тоже были дворянами и владели душами.

В 1866 году Мельников вышел в отставку, переселился в Москву и всецело отдался литературной работе. С 1868 года постоянный сотрудник «русского вестника». Встречался с А.Ф.Писемским, А.М.Майковым, К.Н.Бестужевым-Рюминым; Н.А.Некрасова знал, но относился к нему холодно. Один раз видел Чехова и угадал в нём большой талант. В «московский» период Мельников создал ряд исторических трудов («Княжна Тараканова и принцесса Владимирская», 1867 год) и, наконец, начал своё главное произведение романную дилогию «В лесах» и «На горах». Последние главы Мельников диктовал жене, будучи уже тяжело больным. Перед смертью он задумал несколько исторических романов («В пещерах» и д-р). Последние 10 лет прожил в Нижнем Новгороде, уезжая летом в своё имение, где с увлечением занимался садоводством. Дилогия Мельникова повествует о старообрядческом Заволжье середины 19 века, об обычаях местного населения, скитах и тайных сектах, о заготовке леса, о старообрядческих обычаях и верованиях, о хлебной торговле, о монастырских нравах, о поверьях, легендах, о еде. В центре романов жизнь нескольких купеческих семей в переломный исторический момент, когда торговое сословие обрело в русском обществе реальную силу. Судьбы персонажей так или иначе связаны с проникновением в патриархальную среду денежных отношений. Сразу в нескольких сюжетных линиях раскрывается власть алчности и стяжательства: поначалу привлекательный, Алексей Лохматый в погоне за материальной наживой теряет в себе всё человеческое, губит полюбившую его Настю; Гаврила Залётов продаёт единственную дочь богатому старику. Показана в дилогии жестокость религиозного фанатизма, который ломает судьбы Манефы и её дочери Флёнушки.

Автор показывает и поэтические черты русской жизни. В купечестве он находит верность здоровым устоям народной нравственности, предлагает яркую концепцию национального характера. Мельникова привлекает исключительно богатый этнографический и фольклорный материал, он реконструирует мотивы славянской языческой мифологии.

Романом «На горах» завершилась литературная деятельность Мельникова. В 1881 Мельников переехал на постоянное жительство в Нижний Новгород: там он и умер в 1883 году, и был похоронен на Покровском кладбище в фамильном склепе.

МЕЛЬНИКОВ Павел Иванович родился [псевдоним Анд­рей Печерский) в семье начальника жандарм­ской команды - писатель.

В 1829-34 учился в Ниже­городской гимназии, а затем на словес­ном факультете Казанского университета (окончил в 1837 со званием кандидата).

В 1838-39 пре­подавал историю и статистику в Пермской гимназии. В Перми стал заниматься исто­рией и этнографией края. Поездки по Приуралью дали Павлу Ивановичу материал для «Дорожных записок на пути из Тамбовской губернии в Сибирь» (печатались в 1839-42 в «Оте­чественных записках», «Москвитянине» и «Журнале для чтения воспитанникам воен­но-учебных заведений»).

В 1839 переве­ден учителем в Нижний Новгород. Изучал нижегородские архивы, выявлял доку­менты, имеющие историческое и этногра­фическое значение.

В 1845-50 Павел Иванович - редактор неофициальной части «Нижего­родских губернских ведомостей». Печатал здесь разысканные им исторические мате­риалы, а также описания местных памят­ников старины. Под его руководством не­официальная часть «Нижегородских гу­бернских ведомостей» стала заметным яв­лением в культурной жизни Поволжья.

В 1847-50 - чиновник особых пору­чений при нижегородском генерал-губер­наторе. Выполнение служебных поруче­ний по наблюдению за старообрядцами и «искоренению раскола» сочетал с деятель­ным изучением истории религиозных дви­жений и сект в России.

В 1850 переведен в министерство внутренних дел.

В 1852-53 - начальник статистической экспеди­ции министерства в Нижегородской губернии. Материалы работы экспедиции обобщил в «Отчете о современном состоянии рас­кола» (1853-54), который в рукописном виде имел хождение в высших прави­тельственных сферах и служил источни­ком сведений о старообрядцах. Отноше­ние Мельникова к внутриполитическим проблемам непосредственно зависело от правительст­венного курса. Так, если в начале 50-х гг. он предлагал пользоваться самыми край­ними и жестокими средствами в борьбе с расколом, то в «Записке о русском рас­коле» (1857) рассматривал убеждение как основной метод искоренения религиозных «заблуждений».

Первый беллетристический опыт писателя - рассказ «О том, кто такой Елпидифор Перфильевич» (1840) - ученическое по­дражание Н. В. Гоголю , и сам писатель очень невысоко ставил его. Увлекшись истори­ческими и этнографическими исследова­ниями, а затем и служебной карьерой, он надолго отошел от художественного творчества. Лишь в начале 50-х гг. под влиянием известного литератора В. И. Да­ля вернулся к работе в области беллет­ристики, создав ряд рассказов и пове­стей, резко обличавших самодурство купцов, злоупотребления чиновников и крепостнические нравы дворянства. За­мечательное знание провинциального быта и нравов «средних сословий» русского общества, живые интонации бывалого че­ловека и увлеченного рассказчика, доку­ментальная подлинность материала, по­ложенного в основу повествования, при­влекли читателей к этим произведениям Павла Ивановича и обеспечили им значительный литера­турный успех. Однако обличение крепо­стного права и бюрократии литератором Андреем Печерским (этим псевдонимом Мельников подписывал с 1852 свои беллетристи­ческие произведения) не могло заставить прогрессивную часть русского общества забыть о верноподданническом рвении чи­новника министерства внутренних дел.

Свою готовность рьяно исполнять лю­бые предначертания правительствам, лиш­ний раз доказал, написав в 1863 по заданию министерства внутренних дел брошюру «О русской правде и польской кривде» , которая продавалась на ярмарках по ко­пейке и должна была настраивать народ против польских революционеров в связи с восстанием 1863. Салтыков-Щедрин , подвергший эту брошюру критическому раз­бору в специальной статье, показал, что она направлена главным образом против русской демо­кратии.

В 1867 переселившись в Москву, Павел Иванович стал сотруд­ником «Московских ведомостей».

С 1868 постоянным сотрудником «Русского вестника». В «Русском вестни­ке» он поместил ряд исторических работ и очерков:

«Исторические очерки попов­щины» (1864, 1866),

«Княжна Тараканова и принцесса Владимирская» (1867),

«Счис­ления раскольников» (1868),

«Тайные сек­ты» (1868),

«Авдотья Петровна Нарышки­на» (1872) и другие.

В 1868 в этом же журнале был напе­чатан рассказ «За Волгой» , который явился началом романа «В лесах» (1871 - 74, отд. изд. в 1875).

Второй роман Мельникова П.И. - «На горах» (1875-81) по своему сюжету, об­щему замыслу и образам продолжал ро­ман «В лесах». Объединяясь в одно об­ширное повествование, оба романа соста­вили эпопею о быте населения Поволжья и стали главным вкладом Мельникова в литера­туру. Последние главы романа «На горах» Павел Иванович писал, будучи уже тяжело больным.

Уже в рассказах начале 50-х гг. прояви­лись оригинальные черты дарования писателя - тонкого наблюдателя, знатока провинци­ального быта и народного языка, неутоми­мого исследователя старины, фольклора. В рассказах:

«Красильниковы» (1852),

«По­ярков» (1857),

«Дедушка Поликарп» (1857),

«Старые годы» (1857),

«Медвежий угол» (1857),

«Непременный» (1857),

«Бабушкины россказни» (1858) он ориентировался на опыт реалистической литературы гого­левской школы, уходил от официальных тем, от официозных точек зрения.

Прав­дивое изображение произвола и беззако­ний, царящих в медвежьих углах Рос­сийской империи, содержащееся в «Красильниковых» и «Пояркове», дали Чернышевскому основание причислить автора к «даровитейшим нашим рассказчикам». Утверждая, что писателей, «которые бы соединяли значительный литературный та­лант с таким знанием дела и таким энергическим направлением, как г. Печерский, очень мало», Чернышевский ставил Мельникова ря­дом с величайшим сатириком-демократом Салтыковым-Щедриным.

Очерковая точность воссоздания фактов и наряду с этим обилие острых сюжетных положений характерны для рассказов Павла Ивановича. Многие его рассказы представляют собой как бы цепь эпизодов ярких, даже необы­чайных, но реальных, основанных на под­линных происшествиях и передающих су­щественные черты среды и эпохи. Мельников пре­давал гласности хитрые проделки чинов­ников, которые могли быть известны дале­ко не каждому, но о которых он был хо­рошо осведомлен как опытный админи­стратор и к тому же историк, изучавший архивы «присутственных мест» (см. рас­сказы «Поярков», «Медвежий угол», «Не­пременный»). Знакомство с историческими документами и беседы со старожилами во время служебных поездок дали ему мате­риал для изображения злоупотреблений и прямых преступлений помещиков в XVIII в. - в эпоху «дворянских воль­ностей» («Старые годы», «Бабушкины рос­сказни»).

В романах «В лесах» и «На горах» писа­тель в свободной и непринужденной форме создает яркие и живописные картины жизни населения левого, лесистого бе­рега Волги («В лесах») и правого, высокого ее берега («На горах»).

Ставя в центре романа «В лесах» колоритную фигуру за­волжского «тысячника» Потапа Максимыча Чапурина, Павел Иванович окружает его многочислен­ными персонажами, история жизни каж­дого из которых входит в общую мозаику повествования. Писателя особенно при­влекал быт старообрядцев, «хранивших доселе заветную нашу старину». Свобод­ный от крепостной зависимости, промыш­ляющий ремеслом крестьянин и оборо­тистый купец, выбившийся из народа, - вот социальные типы, в которых Мельников видел наиболее полное воплощение исконных черт народного характера. Любуясь патри­архальным укладом семьи Чапурина, под­черкивая в своем герое типичные для кре­стьянина черты - здравый ум, трудолю­бие, привычку к скромному быту, юмор и сметку, Мельников показывает вместе с тем власть денег в жизни людей. Даже преданность старо­обрядчеству писатель связывает с ком­мерческими интересами купцов. Старо­обрядческие монастыри рисуются в романе как хорошо организованные предприятия, ведущие обширное хозяйство и торговлю предметами культа. Трагические судьбы чистых и сильных натур, которые стано­вятся жертвами расчета и хищничества, составляют сюжет многих эпизодов ро­манов Мельникова. Через оба романа проходит мотив трагических женских судеб, о которых пи­сатель повествует поэтическим сказом, под­час переходящим в стилизацию плача или народной песни. Идиллия патриархально­го быта, которая развертывается в пер­вых главах романа «В лесах», уступает затем место правдивому изображению нра­вов «темного царства». Писатель вынуж­ден констатировать, что старинный быт купечества таит в себе семена, которые, созревая, губят все светлое, что восходит к народной жизни. Развитие промышлен­ности и торговых отношений подтачивает патриархальный быт. Семья Чапурина распадается, деньги, которые он добы­вал, копил всю жизнь, не только не при­носят счастья его детям, а губят и разъе­диняют их.

В романе «На горах» образ «тысячника» Чапурина отходит на задний план и цен­тральной фигурой становится «миллион­щик» Смолокуров, ведущий свою родо­словную не от крестьян-умельцев, а от рыцарей наживы, составивших свой ка­питал прямым разбоем. Сам Смолоку­ров тоже совершил не одно преступление, сколачивая миллионное состояние. Таковы же и другие представители «крупной ком­мерции» (Морковников, Орошин, Доро­нин). В романе «На горах» усилены сатириче­ские и обличительные моменты и ослаблен поэтический элемент, которым, напротив, богаты описания природы, старинного бы­та, эпизоды, рисующие мир чувств моло­дых девушек, в другом произведении- «В лесах». В романе «На горах» более круп­ным планом изображается эксплуатация рабочих предпринимателями, антагонизм, существующий между хозяевами и работ­никами, дается картина бунта бурлаков. Оба романа реалистическим изображением мало известных до них областей жизни рас­ширяли круг явлений, охваченных и осве­щенных литературой.

Горький ценил писателя как стилиста и знатока народной речи. От­нося его к числу «богатейших лексикаторов наших», Горький призывал писателей учиться у него умению черпать художественные средства из сокровищницы уст­ного народного творчества - фольклора.

Произведения Мельникова Павла Ивановича неоднократно переиз­давались в советское время. Они поль­зуются популярностью у советского чи­тателя.

Умер - , Нижний Новгород.