Рассказ а франс служебная карьера. Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Франция. Глава V. Анатоль Франс: поэзия мысли. На исходе века: от Куаньяра до Бержере

Имя: Теодор Драйзер (Theodore Dreiser)

Возраст: 74 года

Деятельность: писатель, общественный деятель

Семейное положение: был женат

Теодор Драйзер: биография

Один из самых ярких представителей классической школы натурализма Теодор Драйзер пришел в литературу, когда читатели всего мира уже с головой были погружены в произведения Гэмлина Гарленда, Стивена Крейна и Фрэнка Норриса.


Писатель, развивший в работах основные идеи творчества современников, на примере конкретной человеческой жизни изучал сплетение сил природы и социальных тенденций. Будучи романистом, Драйзер не забывал и о теме «проклятия плоти», неизменно сострадая героям своих творений.

Детство и юность

Теодор Герман Альберт Драйзер родился 27 августа 1871 года в расположенном на Среднем Западе городе Терре-Хот (штат Индиана). Жили Драйзеры бедно. Глава семейства брался за любую работу, но денег на содержание девятерых детей катастрофически не хватало. В связи с плачевностью материального положения будущий писатель по окончании школы покинул отчий дом и уехал в Чикаго на заработки. Там не боявшийся тяжелого труда парень успел поработать и уборщиком в ресторане, и разнорабочим в лавке, и даже грузчиком.


В 1889 году амбициозный юноша успешно сдал вступительные экзамены в Индианский университет в Блумингтоне. Правда, по причине отсутствия денег окончить учебное заведение Герману так и не удалось. В поисках лучшей жизни Драйзер переезжал из города в город. За годы скитаний (с 1892 по 1894 гг.) Теодор успел побывать репортером в газетах Питтсбурга, Толедо, Чикаго, Сент-Луиса и Нью-Йорка.

Литература

Дебютный роман «Сестра Керри» увидел свет в 1900 году. В основе сюжета – история провинциальной девушки Каролины (Керри) Мибер, которая в поисках лучшей жизни приехала в Чикаго. В произведении отчетливо прослеживается традиционный для американского автора мотив денег. Писатель в красках описывает те низости, на которые способен пойти человек ради собственного благосостояния.


Ключевым персонажам романа – Керри и двоим мужчинам (Друэ и Герствуд), сыгравшим в ее жизни определяющую роль, – физиологически чужды привязанность, признательность, истинная благодарность, сострадание и любовь. Все трое заботятся лишь о собственной выгоде и в любой момент в угоду своим интересам готовы пойти по головам.


Вторая работа – «Дженни Герхардт» – была опубликована в 1911 году. В произведении речь идет о милой, но бедной как церковная мышь девушке с комплексом жертвы, которая ради благополучия близких переходит в статус содержанки. В 1912 году в свет вышел первый роман из трилогии «Желание» – книга «Финансист». Произведение, в основу сюжета которого положена биография американского миллионера Чарльза Йеркса, рассказывает читателям историю жизни Фрэнка Каупервуда.


Главный герой родился в семье мелкого банковского служащего, который по достижении сыном зрелого возраста устроил горячо любимое чадо на работу в фирму, в которой сам трудился. Зарекомендовавший себя в организации как талантливый коммерсант, Фрэнк через некоторое время уехал покорять Филадельфию. Там биржевой маклер провел пару удачных операций и стал миллионером. Новый статус позволил юному предпринимателю попасть в элитарные круги филадельфийского высшего общества.


В книге, наряду с описанием финансовых махинаций главного героя, также проводится вторая сюжетная линия, повествующая о личной жизни Каупервуда. Драйзер описывал персонажа своего романа без прикрас, наделяя его как положительными, так и отрицательными качествами. В конце концов не желавшая считаться с общепринятыми принципами и правилами поведения в высшем обществе, бунтарская натура Фрэнка доводит его до тюрьмы.


Действия следующего романа «Титан» 1914 года разворачиваются в Чикаго. Не умеющий делать выводы Фрэнк возвращается в родную ему среду махинаторства. Теперь его цель – газовые и транспортные компании. Финансовый гений выбирает для себя метод кнута и пряника. Одних чиновников он подкупает, а других запугивает. Конкуренты, чьи интересы ненароком задел коммерсант, вступают с неугодным предпринимателем в ожесточенную войну за власть.


Фрэнк Каупервуд проигрывает сражение и уходит в тень. В этот же период и в семейной жизни главного героя наступает черная полоса. Жена, прознав о связи супруга с молоденькой девчушкой, пытается покончить с собой. Фрэнк спасает благоверную и уговаривает ее уехать вместе с ним в Лондон, где, по его заверениям, они начнут новую жизнь.


Действия третьего, заключительного романа «Стоик» (издан уже после смерти писателя в 1947 году) разворачиваются в столице Франции. Там Каупервуд занимается строительством линии метрополитена. Несмотря на солидный возраст, баловень судьбы все так же пытается положить в свой карман все деньги мира. На этот раз в его планы вмешивается болезнь почек. После очередного обострения мужчина, чьи амбиции не позволили ему прожить счастливую и спокойную жизнь, умирает, успев перед кончиной исповедаться в грехах перед супругой и любовницей.


Между публикациями книг серии «Желание» на прилавки вышли «Гений» (1915 год), «Американская трагедия» (1925 год) и «Оплот» (1946 год). Наполовину автобиографический роман «Гений» знакомит читателя с жизнью художника Юджина Витлы, личность которого претерпевает изменения, когда тот попадает в буржуазную среду. Весь жизненный путь Юджина, описанный в романе, Драйзер разделяет на три этапа: юность, борьба, бунт. История, сотканная из творчества и страстей, из любви к женщинам и живописи, из головокружительного успеха и горьких падений, не оставит никого равнодушным.


В основе сюжета второй работы («Американская трагедия») – реальные события, произошедшие в Америке в 1906 году. Данное произведение логически можно разделить на три части. В первой читатель знакомится с главным героем Клайдом Гриффитсом, который вместе со своей набожной семьей путешествует по городам Америки с религиозной миссией. Живущему в бедности юноше чуждо мировосприятие родителей, которые считают своим долгом наставить на путь истинный как можно большее количество человек.


Молодой парень, всей душой стремившийся к лучшей жизни, устроился рассыльным в отель, где новые друзья приобщили не знающего хорошей жизни парня к алкоголю и посещению проституток. Стремление наблюдавшего за праздным времяпрепровождением состоятельных постояльцев Клайда к богатству неумолимо росло. Вторая часть романа начинается в Чикаго. Именно туда главный герой бежал после произошедшего с ним в родных краях неприятного инцидента.


В городе больших возможностей он познакомился со своим дядей, который предложил ему работу на фабрике по производству воротничков. Гриффитс принял предложение и незамедлительно переехал в Ликург (штат Нью-Йорк). На производстве трудолюбивый юноша в кратчайшие сроки добивается повышения. В этот же период и его личная жизнь претерпевает изменения. Он влюбляется в свою подчиненную - Роберту - и, добиваясь расположения скромной барышни, остывает к некогда вызывающей в нем интерес особе. Затем в его жизни появляется своенравная аристократка Сондра.


Третья часть посвящена метаниям Гриффитса между богатой кокеткой и любящей его бескорыстной любовью девушкой. Ситуация осложняется тем, что Роберта носит под сердцем ребенка, поэтому просто так уйти от нее Клайд не может. В книге «Оплот» рассказывается история жизни принадлежащей к ортодоксальному религиозному течению квакеров семьи Барнсов. Конфликт поколений, связанный с взрослением пятерых детей, составляет центральную линию произведения.

Личная жизнь

Первой женой литературного гения была Сара Осборн Уайт. С рыжеволосой прелестницей писатель познакомился в 1893 году. Тогда молодому репортеру сент-луисской газеты «Репаблик» Теодору Драйзеру поручили сопровождать победительниц конкурса «Лучший учитель» на Чикагскую всемирную выставку. Среди призерш была и его будущая супруга. Простодушие, красота и застенчивость девушки пленили писателя. В состоянии любовной эйфории пара помолвилась. Однако вскоре после этого прозаик стал замечать существенные различия между ним и возлюбленной.


Общество того времени осуждало физические контакты между не узаконившими свои отношения молодыми людьми. Драйзеру не была близка такая философия, а вот Уайт свято верила в институт брака и на протяжении пяти лет не подпускала к себе Теодора, заявляя, что интимная близость произойдет только после свадьбы. 28 декабря 1898 года в Вашингтоне Герман Теодор Драйзер и Сара Осборн Уайт сочетались законным браком.


Поскольку писатель постоянно контактировал с тогдашней интеллектуальной богемой, он попытался ввести в этот круг и Сару. Попытка оказалась неудачной: девушка не могла расслабиться в чуждой ей буржуазной атмосфере. Однако данное обстоятельство не мешало барышне с чисто женской проницательностью наблюдать неравнодушное отношение представительниц этого общества к ее мужу.


Достоверно известно, что в Нью-Йорке у Драйзера были другие женщины. Он быстро влюблялся и столь же быстро остывал. Так происходило до того момента, пока в жизни литератора не появилась Тельма Кудлипп. Тельма была дочерью одной из сотрудниц журнала, редактором которого являлся Драйзер. Герман признался жене, что воспылал чувствами к другой. В 1909 году состоялся их развод. Уже на закате жизни, в 1944 году, Теодор женился на своей двоюродной сестре Хелен Ричардсон.

Смерть

Теодор Драйзер скончался от сердечной недостаточности 28 декабря 1945 года в Лос-Анджелесе (штат Калифорния).


Творческое наследие писателя сохранилось в сборниках романов и рассказов. Помимо прочего, в 1931 и 1951 годах в США режиссерами Джозефом фон Штернбергом и Джорджем Стивенсом по мотивам романа прозаика «Американская трагедия» были сняли фильмы. Также были экранизированы произведения писателя «Дженни Герхардт» (1933 год) и «Сестра Кэрри» (1952 год).

Библиография

  • 1900 - «Сестра Керри»
  • 1911 - «Дженни Герхардт»
  • 1912 - «Финансист»
  • 1914 - «Титан»
  • 1915 - «Гений»
  • 1925 - «Американская трагедия»
  • 1946 - «Оплот»
  • 1947 - «Стоик»

Цитаты

  • «Счастье приходит к тому, кто умеет ждать».
  • «Деньги быстро обнаруживают свое бессилие, как только желания человека касаются области чувств».
  • «Людей, которые глубоко и серьезно любят друг друга, мало занимает мнение посторонних».
  • «Не гордись, когда помогаешь бедному. Будь благодарен, что тебе представилась эта возможность».
  • «Ничего нет реального и вечного, кроме сердечной, человеческой доброты».
  • «Мир холодно проходит мимо тех, кто не принимает участия в его безумствах».
  • «Время укрепляет наши привычки, желания и чувства».
  • «Делай добро ради добра, и тогда ты достигнешь полной отрешенности»
  • «Благословен не тот, кому дается, а тот, кто дает».
  • «Глупо давать советы людям, которые не желают их принимать».

Биография

Ранние годы

Родители Драйзера - Джон Драйзер (Иоганн Пауль Драйзер, немец, эмигрировавший в США в 1844 году) и Сара Шёнёб были совладельцами шерстопрядильни. После пожара, уничтожившего запасы шерсти, отец работал на стройке, где его тяжело покалечило. Вскоре погибли трое старших сыновей. Семья долго переезжала и, в конце концов, обосновалась в провинциальном городе Терре-Хот (штат Индиана). Теодор Драйзер, девятый ребёнок в семье, родился 27 августа 1871 года. В 1887 году окончил школу. В 1889 году поступил в Индианский университет в Блумингтоне. Через год прекратил обучение из-за того, что не смог оплачивать учёбу. После работал клерком, возчиком фургона прачечной.

Через некоторое время Драйзер решил стать репортёром. В 1892-1894 годах был репортёром в газетах Питтсбурга, Толедо, Чикаго и Сент-Луиса. В 1894 году переехал в Нью-Йорк. Его брат Поль Дрессер организовал музыкальный журнал «Every month», и Драйзер начал работать в нём редактором. В 1897 году покинул журнал. Писал по заказу «Метрополитен», «Харперс», «Космополитен».

Литература

В ноябре 1932 года Драйзер заключил контракт с «Paramount» о постановке фильма по роману «Дженни Герхардт». В 1944 году Американская академия искусств и литературы наградила Драйзера почётной золотой медалью за выдающиеся достижения в области искусства и литературы.

В 1930 году кандидатура Драйзера была выдвинута на получение Нобелевской премии по литературе. Большинством голосов премию присудили писателюСинклеру Льюису.

В мае 1931 года вышла автобиографическая книга Драйзера «Заря», где он описал своё детство и юность.

Драйзер - художник-натуралист. Он строит свои произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство - это искусство точного до скрупулезности изображения, искусство фактов и вещей. Драйзер передаёт быт во всех его мельчайших подробностях, он вводит документы,иногда почти целиком взятые из действительности (письма Роберты Олден в «Американской трагедии» приводятся почти целиком), цитирует прессу, пространно объясняет биржевые спекуляции своих героев, внимательно прослеживает развитие их деловых предприятий и т. д. Американские критики неоднократно обвиняли Драйзера в отсутствии стиля, не понимая особой природы его натуралистического стиля.

Общественная деятельность

В 1927 году Драйзер принял приглашение посетить СССР и принять участие в праздновании десятой годовщины Октябрьской революции. В начале ноября он прибыл в Советский Союз и 7 ноября был наКрасной площади. В ходе своего 77-дневного путешествия Драйзер побывал в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Баку, Тбилиси, Одессе и других советских городах, встречался сВладимиром Маяковским и Сергеем Эйзенштейном. После поездки опубликовал книгу «Драйзер смотрит на Россию».

В начале 1930-х годов в горнорудных районах США - Харлане и Белле - произошли столкновения шахтёров с полицией. Вместе с комиссией комитета защиты политических заключённых Драйзер отправился на место событий. Его встретили угрозы физической расправы со стороны владельцев шахт и полиции. Против Драйзера возбудили судебный иск и предложили его отозвать при условии, что писатель прекратит освещение событий. Однако Драйзер продолжил выступления в газетах и на радио, сообщая о положении дел - избиениях членов профсоюза и полицейских расправах. В 1931 году он издал книгу «Трагическая Америка».

Драйзер часто выступал на митингах, публиковался на страницах коммунистической прессы США. В 1932 году поддержал кандидата от американской компартии Уильяма Фостера в избирательной кампании. В 1932 году был членом всемирного антивоенного конгресса, в инициативный комитет которого входили Анри Барбюс, Максим Горький, Альберт Эйнштейн.

В 1938 году Драйзер был делегирован на антивоенную конференцию в Париже, открытую в связи с бомбардировками испанских городов. Летом посетил Барселону, где встречался с президентом и премьер-министром страны. На обратном пути посетил Англию, где надеялся встретиться с членами английского правительства. В США ему удалось добиться кратковременной встречи с Рузвельтом. После этого безуспешно пытался организовать комитет для поставки продовольствия в Испанию. В итоге в Испанию по указанию Рузвельта было отправлено несколько грузовых судов с мукой.

В июле 1945 года Драйзер вступил в Коммунистическую партию США.

Теодор Драйзер скончался в пригороде Лос-Анджелеса Голливуде 28 декабря 1945 года на 75-м году жизни.

Романы

  • 1900 - Сестра Керри
  • 1911 - Дженни Герхардт
  • 1912 - Финансист
  • 1914 - Титан
  • 1915 - Гений
  • 1925 - Американская трагедия
  • 1946 - Оплот
  • 1947 - Стоик

Сборники рассказов

  • 1918 - Освобождение
  • 1919 - 12 мужчин
  • 1923 - Краски большого города
  • 1927 - Цепи
  • 1929 - Галерея женщин

Автобиографии

  • 1929 - Газетные будни
  • 1931 - Заря

Публицистика

  • 1920 - Бей, барабан
  • 1928 - Драйзер смотрит на Россию
  • 1931 - Трагическая Америка
  • 1941 - Америку стоит спасать

Теодор Драйзер - список всех книг

Все жанры Роман Реализм

Год Название Рейтинг
1925 7.91 (159)
1912 7.88 (113)
1900 7.81 (71)
1914 7.80 (68)
1947 7.78 (59)
7.73 (10)
1911 7.68 (37)
1946 7.24 (10)
1915 6.77 (13)
6.59 (
1327 6.49 (
6.23 (

Роман (50%)

Реализм (50%)

Человечество одурманено религией, тогда как учиться жить нужно у жизни, и профессиональный моралист в лучшем случае фабрикует дешевый товар.

Те, кому повезло заключить счастливый союз на всю жизнь, пусть поздравят себя и постараются быть достойными своего счастья. Те же, кому судьба его не даровала, все-таки заслуживают снисхождения, хотя бы общество и объявило их париями. Кроме того, вне всякой зависимости от наших суждений и теорий, в силе остаются основные законы природы. Однородные частицы притягиваются друг к другу. Изменения в характере и темпераменте неизбежно влекут за собой и перемены во взаимоотношениях. Правда, одних сдерживает догма, других – страх. Но находятся люди, в которых мощно звучит голос природы, и для таких не существует ни догмы, ни страха. Общество в ужасе воздевает руки к небу. Но из века в век появляются такие женщины, как Елена, Мессалина, Дюбарри, Помпадур, Ментенон и Нелл Гвин, указывая путь к большей свободе во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, чем та, что ранее считалась дозволенной.

Из книги «Финансист» -

Клайд на мгновение почувствовал, что и сам готов заплакать. Жизнь порою бывает такая странная, такая тяжелая. Подумать только, как он мучился все эти годы? До самого последнего времени не видел ничего хорошего и всегда мечтал сбежать. А Эста сбежала - и вот что с ней случилось. Почему-то он вспомнил: на улице в Центре города, среди огромных, высоких зданий, перед отцовским органчиком сидит Эста и поет, лицо у нее такое хорошее и невинное. Да, трудная штука жизнь! Как все-таки жестоко устроен мир! Как странно все складывается!

Из книги «Американская трагедия» -

Сущность их (взглядов) сводилась к тому, что человек живет затем, чтобы удовлетворять свои первобытные инстинкты, а христианская религия, мораль и прочие условности - всего лишь парадное одеяние, которое люди из века в век то снимают, то снова надевают, в зависимости от того, что подскажет им выгода, настроение или очередная причуда.

История жизни
Американского писателя Теодора Драйзера много издавали в советское время. Критики писали даже, что Драйзер под влиянием Октябрьской революции в России в своем творчестве «подошел к искусству социалистического реализма в таких произведениях, как «Эрнита», «Трагическая Америка» и «Америку стоит спасать».
Сейчас никто уже не вспоминает в связи с Драйзером о соцреализме - все видят в нем прежде всего крупнейшего писателя - реалиста XX века.
Теодор родился на Среднем Западе, в городке Терра Хота, штат Индиана. Семья его была, как раньше говорили, интернациональной отец немецкого происхождения, а мать славянского. Семья была бедной, поэтому будущему писателю рано пришлось начать самостоятельную жизнь. Теодор покинул дом и уехал в Чикаго на заработки. Работал в ресторане уборщиком и мойщиком посуды, разнорабочим в лавке.
Он мечтал получить хорошее образование, даже поступил в Индианский университет, увлекся философией и литературой - но из-за нехватки денег университет пришлось оставить. В Чикаго Драйзер устроился репортером в газету.
Надо сказать, что писатель прошел потрясающую журналистскую школу, прежде чем начать писать романы - он переезжал из города в город Чикаго, Сент-Луис, Толедо, Кливленд, Буффало, Питтсбург, Нью-Йорк. .. и видел жизнь во всей ее социальной раздробленности. Увлекшись философией, писатель особое внимание обратил на труды Герберта Спенсера. «Победа в беге достается быстрейшему, в борьбе - сильнейшему». Эта философия спенсеровского биологизма, который исключает вину общества за социальное неустройство, долго держала писателя в поле своего притяжения. Еще ее называют философией биологического детерминизма.
Первой книгой Драйзера - очень удачным дебютом - стал роман «Сестра Керри», 1900 год. Это история простой американской девушки Каролины Мибер, дочери бедных фермеров, которая приезжает из провинции в Чикаго с мечтой стать театральной звездой. И становится ею.
Но чего это ей стоило Писатель показывает, что огромный капиталистический город заставляет девушку отказаться от патриархальной морали, от элементарной человеческой чистоты. Да, она достигает успеха, но этот успех оплачен всем святым, оплачен и гибелью Герсвуда. Ради успеха Керри уже готова идти и по трупам... У нее есть материальный достаток, у нее в руках птица американской мечты, но как личность Керри терпит поражение.
В этом первом романе Драйзер намечает основные темы всех последующих своих произведений. Он очерчивает круг своих писательских интересов, а они у Драйзера сосредоточены на борьбе с ложными идеалами якобы счастливого «американского мифа». Но все-таки выхода из этой ситуации Драйзер не видит. Его протест довольно абстрактен и печален.
Первый роман писателя буржуазная критика приняла в штыки, назвала роман «безнравственным», а автора - «совратителем молодежи». Хотя в «Сестре Керри» нет ничего порнографического или даже слишком вольного, скабрезного. Первое грехопадение героини описано вообще косвенным образом через символический сон сестры героини. Во сне Минни тщетно пытается спасти падающую в яму сестру, но не может. Она кричит ей, но бесполезно. «Голос нужды ответил за нее».
В этом романе Драйзер показывает, что погоня за популярностью любой ценой губит талант. У Керри был подлинный и незаурядный дар актрисы, но она разменяла его, угождая публике, гонясь за скороспелой популярностью.
Буржуазная критика, конечно, не могла стерпеть покушения на «святое», и не простила писателю «дискредитации». Сюжет романа Драйзера по сути состоит из трагических картин жизни. Вы говорите об американском благоденствии - нет этого благоденствия, есть беспощадная конкуренция, звериная борьба за существование. Один из безработных говорит «Проклятая настала жизнь - хоть среди улицы околевай, и никто тебе не поможет!»
Роман «Сестра Керри» был запрещен, весь тираж остался в подвале издательства.
Но Драйзер не сломался. Он жил трудно - зарабатывал на жизнь случайными заработками, носил вещи в ломбард, голодал, но продолжал писать правду о той американской жизни, которую видел вокруг себя.
Роман «Сестра Керри» был издан в Лондоне в 1904 году и имел большой успех. После этого издания уже и в США в 1907 году книга вышла к американскому читателю.
Следующим произведением Драйзера стал роман «Дженни Герхардт». Основа сюжета проста - любовь сына миллионера к горничной, жизнь двух семейств - рабочей семьи Герхардтов и клана миллионеров Кейнов. Лестер Кейн полюбил Дженни, но глава семьи Арчибальд Кейн против такого неравного брака. В конце концов под угрозой лишения отцовского наследства Лестер покидает Дженни и женится на вдове миллионера.
Писатель показывает, насколько нравственно выше девушка из народной среды, чем из среды «сливок общества». Наш поэт Блок эти «сливки общества» называл «подонки общества».
Следующим этапом творчества Драйзера стала «Трилогия желания», состоящая из романов «Финансист», «Титан» и «Стоик». Это широкое полотно об эволюции американского народа. Прослеживается путь сына банковского служащего Фрэнка Каупервуда на протяжении 60-80-х годов XIX века, когда начались биржевые спекуляции, когда стали возникать монополии и синдикаты, когда заложили основы своих капиталов миллиардеры - Морган, Рокфеллер, ставшие подлинными правителями Америки.
Идет Гражданская война, простые люди уходят на фронт, а герой романов Каупервуд цинично рассуждает «Пусть воюют другие, на свете достаточно бедняков, простаков и недоумков, готовых подставить свою грудь под пули...»
Тема денег, ставшая навязчивой и в сегодняшней России, занимает в трилогии главное место. Именно деньги определяют судьбы героев. Хотя в какой-то момент Каупервуд (роман «Титан») понимает, что деньги решают не все он пытается разрешить конфликт, подкупив муниципалитет Чикаго и сенат штата, чтобы продлить свою концессию на городской транспорт еще на пятьдесят лет, но перед народными волнениями деньги отступают.
Исследуя образ дельца Каупервуда, писатель опирается на философию Спенсера. Драйзер считает, что так устроен мир - творя зло, Каупервуд объективно несет и добро; грабя народ, такие люди будто бы в то же время осуществляют прогресс своей неуемной жаждой работать ради денег.
Исследователь творчества Драйзера Н.И. Самохвалов пишет «Финансист» и «Титан» представляют собой глубокое исследование американской жизни, это - серьезные социальные романы. Для массового американского читателя, приученного к развлекательной литературе, они представляли известную трудность с точки зрения восприятия. Несомненная заслуга Драйзера в том, что он отучал читающую публику от легкого, бездумного чтива и предлагал серьезную правдивую литературу, тесно связанную с жизнью народа. При этом Драйзер сумел увлечь читателя, захватить его драматизмом развивающихся событий».
Следующие романы писателя «Гений» (1915) - о деградации искусства в буржуазном обществе, и «Американская трагедия» (1925) - об «аде и чистилище» американского бытия, как говорил сам автор. Последний роман по праву считается шедевром. На этом сошлись все критики, даже те, которые не принимали антибуржуазной направленности творчества Драйзера.
«Американская трагедия» рассказывает о судьбе рядового американца Клайда Гриффитса, сына уличных проповедников. Автор показывает, что «спасать душу» в мире фальшивых идеалов невозможно. И сын проповедников идет по пути мирских соблазнов, развращается сам, соблазняет Роберту, девушку строгих правил, и в конце концов губит себя и ее. Социальный строй Америки предстает уродливым и кошмарным.
В последние годы жизни писатель обратился к публицистике, побывал в Советском Союзе, принимал участие в акциях компартии США, активно выступал за открытие второго фронта и оказание помощи СССР в войне против Германии. Народная демократия стала лейтмотивом его творчества. «Америку стоит спасать» - так называется одна из его публицистических работ.
Когда читаешь романы Драйзера, поневоле размышляешь о нынешней ситуации в России - та же эпоха капитализации жизни, то же отвратительное стремление к наживе любым способом. Некоторые современные русские писатели пытаются сказать об этом, но пока нет таланта, равного Драйзеру.