Общественное развитие. Типы социальной динамики. Большая энциклопедия нефти и газа

— это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Исторический процесс универсален, он охватывает все проявления человеческой жизнедеятельности от добывания «хлеба насущного» до изучения планетарных явлений.
Действительный мир населен людьми, их сообществами, поэтому и отображение исторического процесса должно быть, по определению Н. Карамзина, «зерцалом бытия и деятельности народов». Основу, «живую ткань» исторического процесса составляют события, т. е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Всю эту бесконечную череду событий в их неповторимом, присущем каждому из них облике изучает историческая наука.

Есть еще одна ветвь обществознания , изучающая исторический процесс, — философия истории . Она стремится выявить общую природу исторического процесса, наиболее общие законы, самые существенные взаимосвязи в истории. Это область философии, исследующая внутреннюю логику развития общества, очищенную от зигзагов и случайностей. Некоторые вопросы философии истории (смысл и направленность общественного развития) были отражены в предыдущем параграфе, другие (проблемы прогресса) будут раскрыты в следующем. В настоящем параграфе рассматриваются типы социальной динамики , факторы и движущие силы исторического развития.

ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ

Исторический процесс — это общество в динамике, т. е. в движении, изменении, развитии. Последние три слова не синонимы. В любом обществе осуществляется многообразная деятельность людей, выполняют свои задачи государственные органы, различные учреждения и объединения: иными словами, общество живет, движется. В повседневной деятельности сложившиеся общественные отношения сохраняют свои качественные признаки, общество в целом не меняет свой характер. Такое проявление процесса можно назвать функционированием общества.
Социальные изменения — это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т. е. модификации в социальной организации, социальной структуре, установленных в обществе образцах поведения.
Изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всей социальной системы в новое состояние, называются социальным развитием.
Философы и социологи рассматривают различные типы социальной динамики . Распространенным типом считается линейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятиями прогресса и регресса , которые будут рассмотрены на следующих уроках. Циклический тип объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определенную протяженность во времени, по истечении которой они прекращают свое существование. С этим типом социальной динамики вы познакомились на предшествующих занятиях. Третий, спиралевидный тип связан с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего. При этом черты, свойственные давно ушедшему в прошлое состоянию, как бы возвращаются, но на более высоком витке общественного развития, на новом качественном уровне. Считается, что спиралевидный тип обнаруживается при обозрении длительных периодов исторического процесса, при крупномасштабном подходе к истории. Обратимся к примеру. Вы, вероятно, помните из курса истории, что распространенной формой мануфактурного производства была рассеянная мануфактура . Индустриальное развитие привело к сосредоточению работников на крупных фабриках. А в условиях информационного общества происходит как бы возврат к труду на дому: все большее число работников выполняют свои обязанности на персональных компьютерах, не выходя из дома.
В науке были сторонники признания того или другого из названных вариантов исторического развития. Но существует точка зрения, согласно которой в истории проявляются и линейные, и циклические, и спиралевидные процессы. Они выступают не как параллельные или сменяющие друг друга, а как взаимосвязанные аспекты целостного исторического процесса.
Социальные изменения могут происходить в различных формах. Вам знакомы слова «эволюция» и «революция». Уточним их философский смысл.
Эволюция — это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов. Эволюция противопоставляется понятию «революция», которое характеризует скачкообразные, качественные изменения.
Социальная революция — это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества: глубинные, коренные изменения, охватывающие экономику, политику, духовную сферу. В отличие от эволюции революция характеризуется бурным, скачкообразным переходом к качественно новому состоянию общества, быстрым преобразованием основных структур социальной системы. Как правило, революция приводит к замене старого общественного строя новым. Переход к новому строю может осуществляться как в относительно мирных формах, так и в насильственных. Их соотношение зависит от конкретных исторических условий. Нередко революции сопровождались разрушительными и жестокими действиями, кровавыми жертвами. Существуют различные оценки революций. Одни ученые и политические деятели указывают на их негативные черты и опасности, связанные как с применением насилия по отношению к человеку, так и с насильственным разрывом самой «ткани» социальной жизни — общественных отношений. Другие называют революции «локомотивами истории». (Опираясь на знания из курса истории, определите свою оценку этой формы социальных изменений.)
Рассматривая формы социальных изменений, следует вспомнить и о роли реформ. С понятием «реформа» вы встречались в курсе истории. Чаще всего социальной реформой называют переустройство какой-либо стороны общественной жизни (институтов, учреждений, порядков и т. п.) при сохранении существующего общественного строя. Это разновидность эволюционных изменений, которые не меняют основ строя. Реформы обычно проводятся «сверху», правящими силами. Масштабы и глубина реформ характеризуют свойственную обществу динамику.
Вместе с тем современная наука признает возможность осуществления системы глубоких реформ, которые смогут стать альтернативой революции, предупреждать ее или заменять. Такие революционные по своим масштабам и последствиям реформы могут привести к коренному обновлению общества, избегая потрясений, связанных с присущими социальным революциям стихийными проявлениями насилия.

Следует признать, что реформа и революция лечат уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и ранняя профилактика. К такого рода профилактике относятся ИННОВАЦИИ и процессы МОДЕРНИЗАЦИИ . Согласитесь, не так радикально и чувствительно для общества.

Процесс модернизации может быть проиллюстрирован примеров постепенного перехода от феодализма к капитализму в Англии в результате промышленной революции. Внедрение парового двигателя, замена ручного труда машинным производством происходило без контроля и вмешательства государства, очень медленно и постепенно, не ломая радикально привычный образ жизни. Общество успевало адаптироваться к плавным изменениям капитализма.

Раздел 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

ТЕМА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

1. Понятие общественного прогресса.
2. Типы обществ. Формационный, цивилизационный и стадиальный подходы к проблеме общественного развития.

Социальная динамика – это совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур.

1. Понятие общественного прогресса

Общественный прогресс (лат. progressus – движение вперед) – совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

Общие критерии:
развитие человеческого разума,
совершенствование нравственности людей,
развитие производительных сил, включая самого человека,
прогресс науки и техники,
возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку.

Гуманистические критерии:
средняя продолжительность жизни человека,
детская и материнская смертность,
состояние здоровья,
уровень образования,
развитие различных сфер культуры,
чувство удовлетворенности жизнью,
степень соблюдения прав человека,
отношение к природе.

Рассмотрим точки зрения на критерии общественного прогресса

Мыслители Сформулированные ими критерии прогресса
Французский просветитель
де Кондорсе́ (полное имя – Мари́ Жан Антуа́н Николя́ де Карита́, марки́з де Кондорсе́) Развитие человеческого разума.
Социалист-утопист Клод Анри Сен-Симон Критерии прогресса – счастье большего количества людей, реализация своих способностей одаренными людьми, рост населения, развитие науки и цивилизации.
Немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг Постепенное приближение к правовой организации общественной жизни как к условию реализации свободы.
Немецкий философ Георг Гегель Критерий прогресса – в осознании свободы.
По мере роста осознания свободы человека происходит поступательное развитие общества.
В современных условиях критерии общественного прогресса все больше сдвигаются в сторону гуманитарных параметров.

Противоположное прогрессу понятие – регресс (лат. regressus – возвращение, движение назад) – переход от более высоких форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему.

Сторонники концепции прогрессивного развития человеческого общества выделяют две основные формы общественных преобразований: эволюция (основной способ эволюции – реформа) и революция.
Формы общественного развития
эволюция (лат. evulutio – развертывание) в широком смысле – синоним развития; процессы изменения (преимущественно необратимого), протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах.
Эволюция может вести к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (прогрессивная эволюция, прогресс) или же, наоборот, к понижению этого уровня (регресс).
В узком смысле в понятие эволюция включают лишь постепенные количественные изменения, противопоставляя его развитию как качественному сдвигу, т.е. революции.
Социальная эволюция – процесс поступательного развития общества и его элементов от простейших форм к сложным.
революция (позднелат. revolutio – поворот, переворот) – глубокое качественное изменение в развитии общества, природы, познания. Например, геологическая революция, промышленная революция, научно-техническая революция, культурная революция, революция в физике.
Социальная революция – кардинальное изменение социально-политического строя, характеризующееся резким разрывом с предшествующей традицией, насильственным преобразованием общественного и государственного институтов в противоположность реформам и социальной эволюции.
реформа (лат. reformo – преобразовываю) – преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

Развитие общества

Эволюция Революция
Реформа
Виды Виды
Прогрессивные Регрессивные (реакционные) Кратковременные Долговременные
60–70-х гг. XIX в. в России – «великие реформы» Александра II Вторая пол. 80-х – нач. 90-х гг. XIX в. в России – «контрреформы» Александра III Февральская революция 1917 г. в России Неолитическая революция – 3 тыс. лет.
Промышленная революция XVIII–XIX вв.

Точки зрения мыслителей о развитии общества
Немецкий философ К. Маркс считал революции «локомотивами истории».
Российский философ Н.А. Бердяев писал: «Все революции кончались реакциями. Это – неотвратимо. Это – закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции. В чередованиях революций и реакций есть какой-то магический круг».
Современный российский историк П.В. Волобуев писал: «Эволюционная форма, во-первых, дала возможность обеспечить преемственность общественного развития и благодаря этому сохранить все накопленное богатство; во-вторых, эволюция, вопреки нашим примитивным представлениям, сопровождалась и крупными качественными изменениями в обществе, причем не только в производительных силах и технологии, но и в духовной культуре, в образе жизни людей; в-третьих, для решения возникавших в ходе эволюции новых общественных задач она взяла на вооружение такой способ общественного преобразования, как реформы, оказавшиеся по своим «издержкам» просто несопоставимыми с гигантской ценой многих революций; в конечном счете, как показал исторический опыт, эволюция способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавая ему к тому же цивилизованную форму».

Существуют также циклические концепции развития общества. Согласно им, история периодически исчерпывает свой потенциал и временно возвращается к началу процесса, т. е. она обратима, повторяема. Социальное и историческое развитие идет не по прямой, а, скорее, по кругу.

Сторонники теории циклов

Николай Данилевский
(1822–1885)
русский публицист и социолог Работа «Россия и Европа» (1869)
В истории общества выделял отдельные «культурно-исторические типы», или цивилизации.
Каждая цивилизация проходит следующий цикл развития: возникновение – процветание – распад.
Освальд Шпенглер
(1880–1936)
немецкий философ, культуролог Работа «Закат Европы» (1918)
В истории нет линейного процесса, есть, скорее, ряд отдельных, уникальных «высших культур».
Каждая индивидуальная культура переживает циклы детства, юношества, зрелости и старости: она возникает, растет и, выполнив свое предназначение, умирает.
Фаза упадка именуется «цивилизацией».
Арнольд Тойнби
(1889–1975)
английский историк и философ истории 12-томный труд «Постижение истории» (1934–1961)
Всемирная история представляет собой систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые циклы от рождения до гибели.
Развитие цивилизаций циклично; однако в целом развитие общества прогрессивно – в истории человеческого общества наблюдается прогресс духовности и религии.
Питирим Сорокин
(1889–1968)
российско-американский социолог и культуролог Работа «Социальная и культурная динамика» (1937–1941)
Выделяет 2 типа циклов:
1) полные – конечная фаза превращается в первую, и цикл начинается заново;
2) относительные – направление повторяющегося процесса не совпадает полностью с направлением серии подобных предшествующих процессов.
Исторические циклы означают не полное повторение, а скорее новое воплощение лежащих в их основе принципов. «История повторяется, но ее темы выступают во все новых вариациях, когда изменяются не только содержание, но ритм и темп».

Процесс исторического развития общества противоречив: в нем можно обнаружить как прогрессивные изменения, так и регрессивные. Если бы мы попытались изобразить прогресс человечества графически, то у нас получилась бы не восходящая прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад.
Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией.
Стагна́ция (лат. stagnatio – неподвижность, от stagnum – стоячая вода) – застой, отсутствие развития; явление в экономике страны, представляющее собой застой, отсутствие прироста в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в торговом обороте.

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации (фр. moderne – новый, современный).
Термин «модернизация» употребляется в следующих основных значениях:
1) изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами;
2) процесс перехода от традиционного общества к обществу модерна, от аграрного – к индустриальному;
3) целостное обновление общества.

2. Типы обществ. Формационный, цивилизационный и стадиальный подходы к проблеме общественного развития

Все многообразие обществ, существующих сейчас или уже исчезнувших, разделяют на определенные типы. Существуют различные подходы к анализу общественного развития и множество способов классификации обществ.
Наиболее распространенными подходами к анализу общественного развития являются формационный, цивилизационный и стадиальный.

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Формационный подход сложился в марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие ученые Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895).
Ключевым понятием марксистской концепции общества является понятие «общественно-экономическая формация».
Общественно-экономическая формация – «...общество, находящееся на определенной ступени исторического развития», взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой.
Для характеристики общественно-экономических формаций в марксизме вводятся понятия базис и надстройка.
Под базисом понимается экономическая система общества, то есть производительные силы и производственные отношения;
надстройка - это все государственные, политические и социальные институты, культура, религия, философия, наука, форма которых непосредственно зависит от базиса. Кроме того, надстройка включает в себя семью в ее конкретной исторической форме.

Общественно-экономическая формация

Основной характеристикой базиса, т. е. экономической системы общества является способ производства – исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы – совокупность средств производства и людей, занятых в производстве.
Средства производства – средства труда и предметы труда, которые в единстве используются при производстве материальных благ.
Средства труда – это те предметы, при помощи которых человек оказывает воздействие на предметы труда, то есть инструменты, машины, приспособления, станки, а также вспомогательные средства, без которых невозможно производство (линии электропередачи, сети связи т. д.).
Предметы труда – это все то, на что направлен труд человека, то есть сырье, а также предметы, которые уже подверглись воздействию человека и вновь были включены в процесс производства (например, детали, заготовки).
Что касается людей, то они должны обязательно обладать определенным профессиональным опытом, трудовыми навыками и определенным количеством знаний, необходимых в процессе производства.
Производственные отношения – это отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства и по его поводу, а также относительно распределения, потребления произведенных благ и обмена ими.
Основными производственными отношениями являются отношения собственности на средства производства. Именно они определяют экономическое положение господствующего класса, а также другие производственные отношения. В частности, класс, обладающий собственностью на средства производства, получает и прибавочную стоимость продукта – часть цены, которая не входит в затраты на сырье и выплату заработной платы, а следовательно, имеет возможность приобретать больше материальных благ. В этом проявляется неравенство при распределении произведенных продуктов.
Пока производственные отношения соответствуют уровню развития производительных сил, они способствуют дальнейшему повышению этого уровня. На определенном этапе развития любая экономическая формация является прогрессивной, так как отражает реальные потребности общества и его экономическое состояние.
Однако если производительные силы постоянно и стремительно меняются и развиваются, производственные отношения остаются неизменными. В конце концов, стабильные производственные отношения начинают препятствовать развитию производительных сил. Со временем, когда несоответствие между уровнем развития производительных сил и производственными отношениями достигает критического уровня, происходит смена экономической формации. Она может происходить как в результате революций, так и мирным путем. В первом случае производственные отношения подвергаются резкой, коренной ломке, во втором случае этот процесс протекает постепенно. Однако в любом случае производственные отношения должны быть приведены в соответствие уровню развития производительных сил.
Изменения базиса, включающего производственные отношения и производительные силы, приводит и к трансформации надстройки. Дело в том, что, с точки зрения марксизма, основная задача надстройки состоит в обеспечении сохранности существующего положения вещей. Собственники средств производства в условиях данной общественно-экономической формации обладают властью, как экономической, так и политической, а потому, естественно, не хотят отказываться от обладания добавочной стоимостью на производимые продукты. По этой причине они используют культуру, мораль, религию, философию, а также социальные институты для того, чтобы сохранить и поддержать свою власть.

К. Маркс выделял три эпохи или формации всемирной истории по критерию доминирующих производственных отношений (форм собственности):
1) первичная формация (архаические доклассовые общества);
2) вторичная, или «экономическая» общественная формация, основанная на частной собственности и товарном обмене и включающая
азиатский,
античный,
феодальный,
капиталистический способы производства;
3) коммунистическая формация.
Основное внимание Маркс уделил «экономической» формации, а в ее рамках – буржуазному строю. При этом социальные отношения редуцировались к экономическим («базису»), а всемирная история рассматривалась как движение через социальные революции к предустановленной фазе – коммунизму.

Владимир Ильич Ленин, в целом следуя логике концепции Маркса, значительно упростил концепцию общественно-экономических формаций, отождествил их со способом производства и свел к системе производственных отношений.
В советском марксизме (историческом материализме) утвердилась концепция пяти общественно-экономических формаций:
первобытнообщинной,
рабовладельческой,
феодальной,
капиталистической,
коммунистической.

В своем устоявшемся виде концепция общественно-экономических формаций вместе с породившей ее идеей линейного прогресса уже принадлежит истории социальной мысли. Однако преодоление формационной догматики не означает отказа от постановки и решения вопросов социальной типологии. Типы общества и его природы, в зависимости от решаемых задач, могут выделяться по различным критериям, в том числе и социально-экономическому. Важно при этом помнить о высокой степени абстрактности подобных теоретических конструкций, их схематичности, недопустимости их прямого отождествления с реальностью, а также использования для построения социальных прогнозов.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «цивилизация», которое имеет множество трактовок.

Термин «цивилизация» (от лат. civilis – гражданский, государственный) употребляется в научной литературе в разных значениях.

Основные подходы к определению «цивилизации»

Суть подхода Авторы Примеры
Цивилизация – это ступень, этап исторического развития Льюис Генри Морган,
Фридрих Энгельс,
Элвин Тоффлер Американский этнограф и антрополог Льюис Генри Морган (1818–1881) предложил выделять три этапа развития общества: дикость, варварство, цивилизация
Цивилизация – это определенная стадия в развитии локальных культур Освальд Шпенглер Немецкий философ Освальд Шпенглер (1880–1936) считал, что каждая локальная культура проходит в своем развитии этапы возникновения, роста и упадка. Фаза упадка культуры именуется цивилизацией
Цивилизация как синоним культуры Николай Данилевский
Российский исследователь Николай Данилевский (1822–1885) считал, что основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга «культурно-исторические типы» или «цивилизации», проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение, упадок.
Цивилизация как уровень развития отдельного региона или этноса Арнольд Тойнби Английский историк и философ Арнольд Тойнби (1889–1975) развивает теорию локальных цивилизаций – т.е. цивилизаций, присущих тому или иному региону, той или иной стране, тому или иному народу (вавилонская, китайская, исламская, христианская). Их множество, они самобытны, неповторимы и несопоставимы, определяются географическими, этническими, религиозными и другими особенностями.
Цивилизация как мировое сообщество в целом Современные концепции глобализации Цивилизация – это общество во всей его целостности и взаимосвязи его сторон (всемирная цивилизация).

Для всех цивилизационных концепций характерны такие особенности, как:
отказ от европоцентристской, однолинейной схемы прогресса общества;
вывод о существовании множества культур и цивилизаций, для которых характерны локальность и разнокачественность;
утверждение об одинаковом значении всех культур в историческом процессе.

Любая цивилизационная концепция основывается на выделении определенного числа локальных, более или менее замкнутых культурных образований. Каждое из таких образований проходит определенные этапы развития и гибнет. В целом мировой исторический процесс с точки зрения цивилизационного подхода оказывается нелинейным, поскольку этапы рождения, развития и гибели цивилизации затрагивают отдельный культурный организм, не связанный с другими.

Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов к изучению общества

Линии сравнения Формационный подход Цивилизационный подход
Соотношение материальный и духовных сфер общественной жизни Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитии общества Духовные или идеальные факторы (ценностные установки, мировоззрение и т.п.) играют не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими.
Направленность исторического развития. Представление о прогрессе Общество движется от более низкой ступени развития к более высокой.
Главные критерии прогресса – совершенствование производительных сил и производственных отношений Каждая цивилизация неповторима и вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия.
Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы общественной жизни.
Применительно к духовной культуре это понятие может использоваться очень ограниченно
Достоинства позволяет увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов;
человеческая история предстает как единый процесс;
позволяет выявить определенные закономерности общественного развития;
предлагает четкую периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике;
позволяет всесторонне изучить историю культуры рассматриваемого общества, проанализировать присущую ему систему ценностей, выявить национальные особенности;
ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека
Недостатки многие народы не проходили в своем развитии через все или через большинство формаций;
большинство процессов политического, духовного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций;
недостаточно внимания уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов невозможно проанализировать всемирную историю как единый процесс развития человечества в целом;
сведена к минимуму возможность исследования закономерностей исторического развития человеческого общества


СТАДИАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Во второй половине ХХ века приобретает популярность стадиальный подход к развитию человеческого общества, сторонники которого стремятся выделить определенные стадии прогрессивного развития человечества. В качестве основного критерия для выделения таких стадий, как правило, выступает технико-технологический.
Примером стадиального подхода к развитию общества является концепция «Стадий экономического роста» американского социолога, экономиста и историка Уолта Уитмена Ростоу, изложенная им в работе «Стадии экономического роста» (1960).
Исходя из идеи о решающей роли технико-экономических показателей в развитии общества, У. Ростоу делит историю человечества на пять указанных ниже стадий экономического роста.
1. «Традиционное общество». Это аграрное общество с примитивным уровнем развития сельского хозяйства и «доньютоновским» уровнем науки и техники, которое ограничивает возможности производства продукции на душу населения. Общество с такими характеристиками охватывает в истории человечества, если воспользоваться классификацией Маркса, три общественно-экономических формации (первобытнообщинную, рабовладельческую и феодальную), а также распространяется на колониальные и полуколониальные, слаборазвитые страны мира по их состоянию в первой половине ХХ века.
2. «Переходное общество». У. Ростоу рассматривает его как период создания предварительных условий для следующего промышленного сдвига. В этот период возникают предпосылки для перехода общества на более высокую ступень развития: рождаются научные открытия и изобретения, способные повлиять на рост производства, а также появляются предприимчивые люди, готовые использовать эти новшества для получения большей прибыли. Решительное и инициативное меньшинство выступает, по мнению У. Ростоу, подлинной движущей силой, «переводящей традиционное общество» на рельсы промышленного развития. Таким образом, «экономические изменения» Ростоу рассматривает как «последствие неэкономических человеческих порывов и устремлений».
3. «Стадия сдвига», или «промышленная революция». Эта стадия знаменуется повышением доли накопления капитала и быстрым развитием ведущих отраслей промышленности. По мнению У. Ростоу, на этой стадии Англия находилась в конце XVIII века, Франция и США – в середине XIX века, Германия – во второй половине XIX века, Россия – в 1890–1914гг., Индия и Китай – с середины ХХ века.
4. «Стадия зрелости». На этой стадии значительно возрастает уровень капиталовложений, повышается национальный доход, бурно развивается промышленность, возникают новые, неизвестные ранее отрасли производства. Доля городских жителей в структуре населения достигает 60–90 %. Увеличивается доля квалифицированного труда, качественно изменяется структура занятости. По мнению У. Ростоу, Англия достигла данной стадии в середине XIX века, США – в 1900 г., Германия и Франция – к 1910 г., Япония – в начале 40-х годов, а СССР лишь к началу 50-х годов ХХ в.
5. «Эра высокого массового потребления». На этой стадии в центре внимания общества ставятся проблемы потребления и благосостояния населения в самом широком смысле этих слов. На базе достигнутой технической зрелости возникает общество, характеризующееся массовым потреблением товаров длительного пользования (автомобили, телевизоры, холодильники и т.п.). Производство этих товаров, а также развитие сферы услуг становится главным в экономике общества. Первыми указанной эры, считает У. Ростоу, достигли США, а за ними – страны Западной Европы и Япония. Советский Союз, по мнению У. Ростоу, стоит на пороге новой эры. Когда же он переступит этот порог, произойдет вырождение существующего там социально-экономического строя. Ибо коммунизм, пишет У. Ростоу, «по своей сущности склонен к тому, чтобы завянуть в эпоху высокого массового потребления» .

В настоящее время наиболее распространена типология, выделяющая три типа общества:
традиционное (аграрное);
индустриальное;
постиндустриальное.

Традиционное (аграрное) общество – это общество, в котором основной сферой экономики было сельское хозяйство. В таком обществе в аграрной сфере занята основная масса населения, господствует натуральное хозяйство, товарные отношения либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного социального слоя элиты. В таком обществе преобладает ручной труд, основанный на примитивной технологической базе. Главное богатство в таком обществе – земля, а основной элемент социальной структуры – земледельческая община. Община, с одной стороны, ограничивает свободу человека, с другой – обеспечивает ему защиту и гарантирует минимум благ.
В традиционном обществе наблюдается приоритет коллективистских ценностей, интересы целого – социальной общности, группы – преобладают над интересами отдельного человека, он «растворяется» в обществе, не выделяет себя из социального окружения. Изгнание из группы в таких обществах равносильно социальной смерти.
Традиционное общество ориентировано на воспроизводство (повторение) самого себя: существующих социальных порядков, традиций, приемов труда. Поведение человека строго регламентируется законом, моралью, религией. Главная ценность в таком обществе – стабильность, следование заветам предков.
В истории человечества существовало множество обществ – Древний Египет, Шумер, Древняя Индия, Древний Китай, арабо-мусульманский Восток, средневековая Западная Европа – культура которых была традиционной. Иногда понятие «традиционное общество» отождествляют с понятием «восточное общество», «Восток», т. к. общества такого типа ранее всего сформировались именно на Востоке.
Все традиционные общества развиваются очень медленно, процесс их перехода к индустриальному обществу называют модернизацией.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции, которая раньше всего начинается в странах Западной Европы (прежде всего, в Великобритании). Его основа – капиталистический способ производства, частная собственность, индивидуальное предпринимательство, конкуренция. Основной отраслью экономики в таком обществе является крупное промышленное производство, именно в этой сфере занята основная масса населения. Городское население в обществах такого типа преобладает над сельским. Развитие промышленного производства приводит к активному вмешательству общества в природные процессы. Формируется потребительское отношение к природе, что порождает экологические проблемы.
Индустриальное общество часто именуют «западным», имея в виду регион его возникновения.
Переход от традиционного общества к индустриальному связан с возникновением новой системы ценностей. К ним относятся инновация, новизна, эффективность. Возникает идея автономии личности, растет ценность индивидуализма, человек «освобождается» от сословных, корпоративных связей, что, с одной стороны, позволяет ему быть свободным, с другой стороны порождает одиночество и неуверенность в завтрашнем дне, ведь в случае трудностей он может рассчитывать только на самого себя.
Концепция индустриального общества была сформулирована известным французским философом и социологом Раймоном Ароном (1905–1983). Его работа «Лекции по индустриальному обществу», первоначально изданная на французском языке (1964), а затем переведенная и изданная на английском (1968), получила широкую известность.
Р. Арон показывает, что социальный прогресс характеризуется переходом от прежнего отсталого «традиционного общества» (т. е. аграрного общества, в котором господствовали натуральное хозяйство и сословная иерархия) к передовому, промышленному развитому «индустриальному» обществу. По мнению Р. Арона, определяющими характеристиками индустриального общества следует считать:
1) создание национальных государств, сплачивающихся вокруг общего языка и культуры;
2) коммерциализацию производства и исчезновение экономики пропитания;
3) господство машинного производства и реорганизацию производства на фабрике;
4) падение доли рабочего класса, занятого в сельскохозяйственном производстве;
5) урбанизацию общества;
6) рост массовой грамотности;
7) предоставление избирательных прав населению и институционализацию политики вокруг массовых партий;
8) приложение науки ко всем сферам жизни, особенно к индустриальному производству, и последовательную рационализацию социальной жизни.
В 1980-х гг. американский футуролог Элвин Тоффлер (р. 1928) в книге «Третья волна» (1980) изложил свое понимание индустриального общества. Согласно общеисторической схеме, предложенной в этой работе, «сельскохозяйственная цивилизация», именуемая «первой волной», на заре Нового времени «отхлынула», уступив место «второй волне» – «индустриальной» цивилизации. На смену ей в условиях чрезвычайных изменений в обществе конца XX века приходит «третья волна» – грядущая цивилизация, которой, однако, Э. Тоффлер не сумел подыскать адекватного названия.
Э. Тоффлер отмечает, что ядром индустриальной цивилизации выступает машинное производство, массовое и сильно специализированное по своей сути. Для того чтобы дорогие по своей стоимости машины быстрее окупились, их лучше сосредоточить в одном месте (чтобы быстрее получить целостный законченный продукт, чтобы сэкономить на складских помещениях, транспортировке отдельных узлов и деталей по линии обработки и сборки и т.п.). Так что специализированное машинное производство должно быть крупным по самой своей природе. Специализация машинного производства воспроизводит себя во всех других сферах и структурах общественной жизни: в здравоохранении, образовании, охране порядка.
Специализация производства предъявляет высокие требования к его стандартизации, а также к синхронизации жизни людей. И эта характеристика опять же проецируется на все стороны общественной жизни.

Начиная с 1960-х гг. мировая цивилизация входит в новый этап развития, который исследователи называют информационным, или постиндустриальным обществом.

Основные концепции, характеризующие современный этап общественного развития

А) теория постиндустриального общества Дэниэла Белла (1919–2011);
б) информационное общество Мануэля Кастельса (р. 1942);
в) «третья волна» Элвина Тоффлера (р. 1928);
г) «общество риска» Ульриха Бека (р. 1944).

Понятие «постиндустриальное общество» ввел в употребление американский социолог Дэниэл Белл (1919–2011). В начале 1970-х годов он указал на определяющие черты складывающегося нового общественного устройства. Д. Белл предложил пять параметров, на основании которых можно говорить о переходе от индустриального общества к постиндустриальному:
в экономическом секторе на смену товаропроизводящей приходит обслуживающая экономика;
в профессиональной системе все большее значение приобретают люди, занятые умственным трудом: ученые, инженеры, высококвалифицированные специалисты;
центральное положение в обществе занимает теоретическое знание, которое является источником нововведений и определяет политику;
большое внимание уделяется контролю над технологией и технологической оценке нововведений;
появляется новая интеллектуальная технология.

ТРАДИЦИОННОЕ, ИНДУСТРИАЛЬНОЕ И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

Признаки
(линии сравнения) Традиционное (аграрное) общество
Индустриальное Постиндустриальное
Способ хозяйствования Натуральное хозяйство
Товарное хозяйство
Преобладающая сфера экономики
Сельское хозяйство Промышленное производство Сфера услуг
Уровень механизации производства
Ручной труд, примитивные механизмы Механизация и автоматизация производства Компьютеризация
Занятость населения В сельском хозяйстве занято более 75 % населения В сельском хозяйстве занято около 10 % населения, в промышленности – около 85%
В сельском хозяйстве – до 3 %, в промышленности – около 33 %, в сфере услуг – около 66 %
Главные социальные институты
(по Д. Беллу)
Церковь и армия Фирма и корпорация Университет
Ведущая социальная группа
(по Д. Беллу)
Священнослужители и феодалы Бизнесмены Ученые и специалисты
Главный фактор управления
Физическая сила Деньги Знание

Cтраница 1


Социальная динамика иес дует общество в процессе его развития, перехода от одних состояний к другим.  

Термин социальная динамика как в нашей, так и в зарубежной литературе интерпретируется неоднозначно.  

Обострение социальной динамики, коренная логика стереотипов поведения и старых ценностей приводят к тому, что резко возрастает роль социума и его влияние на индивида. Иначе говоря, сегодня социальный уровень явно доминирует над гуманитарно-психологическим, а индивидуальные особенности людей адаптируются к новым социально значимым образцам, связанным с реалиями рыночной экономики. Перенос центра тяжести на социальный уровень, в силу его объективно-логического характера, позволяет достичь массового эффекта при использовании социальных технологий.  

Источником социальной динамики, добавляющей к анатомическому (структурному) измерению общества еще и физиологическое (характеризующее его рост и развитие), к общественной гармонии - вертикаль мелодии, к покою повторения одного и того же - прогресс, связанный с появлением нового, более сложного, - являются по убеждению Конта, разнопорядковые силы.  

Для Лаврова социальная динамика не была саморазвитием общественных форм в духе спонтанной эволюции Конта или органического развития Спенсера, она им не мыслилась вне-личностно. За некоторые формулировки его даже упрекали в социологическом номинализме, но в сущности это было несправедливо. Ватсон, он выступил в защиту биографий в качестве предмета науки.  

Спиралевидный тип социальной динамики отражает совокупность генетически связанных процессов, отрицающих друг друга, и обнаруживается при суммировании большого количества данных на сравнительно длительных этапах исторического развития. В ходе каждого отрицания явление переходит не только в другое качественное состояние, но и в свою противоположность.  

Основной закон социальной динамики (он же закон прогресса) заключается, следовательно, в том, что каждый подъем, каждый толчок духа вызывает - в силу универсального консенсуса - соответствующий отклик во всех без исключения общественных областях - искусстве, политике, индустрии. И везде дух играет руководящую роль, образуя силовой центр социальной эволюции. Несмотря на то, что, имея (поэтому) своей задачей - умерять их, а не повелевать ими, он нуждается в импульсах, доставляемых желаниями, страстями и чувствами.  

Между тем понятие социальная динамика отражает определенную и весьма существенную сторону общественного развития в целом. Из всей совокупности многообразных изменений исторической реальности понятие социальная динамика вбирает в себя и концентрирует свое внимание на одной стороне - направленности общественных изменений, их траектории. В связи с этим можно выделить циклический, линейный и спиралевидный типы социальной динамики.  

Отражением циклического типа социальной динамики является хорошо известные читателю теории исторического круговорота, чрезвычайно многообразные по используемому авторами материалу, форме изложения, методам аргументации, видению всемирно-исторических перспектив. Если для Вико основополагающим принципом выступает единство всемирной истории, то Данилевский, наоборот, исходит из отрицания этого единства и рассматривает историю общества как совокупность различных культурно-исторических типов, каждый из которых перестает существовать, пройдя определенный жизненный цикл.  

Если понятие тип социальной динамики отражает траекторию, направление исторического движения на том или ином этапе (либо на нескольких, вместе взятых этапах), то в понятиях эволюция и революция отрефлексирован характер этих изменений.  

В качестве фактора социальной динамики и, следовательно, стимула стратификационных процессов выступает интенсивное взаимодействие с другими культурами. В этом случае общество вырабатывает объективные критерии оценки своего движения, получая дополнительные стимулы развития нормативных шкал статусов и позиций.  

Учение Конта о социальной динамике содержит эволюционную модель общества, построенную с помощью понятий, почерпнутых из истории религии. Это учение о прогрессе общества, который проходит три стадии, соответствующие периодам человеческой жизни - детству, юности и зрелости. Первая стадия теологическая, на этой стадии человек тщетно пытается достичь безусловного познания внутренней сущности явлений и причин их возникновения. Объяснение строится по принципу аналогии: вещи и действующие силы наделяются человеческими свойствами, например - волей. На этой стадии религиозное сознание представлено тремя типами: фетишистским, политеистическим и монотеистическим. Последний тип знаменует собой уже разложение теологического мышления и переход к спекулятивному умозрению, которое доминирует на философской или же метафизической стадии. Наступает господство абстрактных понятий, божества уступают место сущностям, персонифицированным абстракциям. На третьей и последней стадии этой истории духа в качестве принципа общего человеческого развития человек больше не стремится познать конечные причины, но, наблюдая явления, установить между ними закономерные связи.  

В учении о социальной динамике Конт характеризует развитие общества как закономерное и прогрессивное.  

Социальная генетика (или социальная динамика): 1) опреде - ляет исторические тенденции или линии развития, обнаруживающихся вне повторяющегося во времени развития как всей социальной жизни, так и отдельных ее сторон или институтов и 2) объясняет отклонения и отступления от этих тенденций.  

Вторая часть социологии - социальная динамика должна быть, по мнению Конта, общей теорией естественного прогресса человечества, изучающей причины и закономерности социальных перемен, потому что историческое развитие общества связано с процессами эволюции и прогресса, а самым мощным фактором, определяющим прогресс, являлся человеческий разум.  

Исторический процесс

Основные понятия : исторический процесс, типы социальной динамики, факторы социальных изменении, субъекты исторического процесса.

Термины : философия истории, эволюция, революция, реформа, народные массы, историческая личность.

Исторический процесс - это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Исторический процесс универсален, он охватывает все проявления человеческой жизнедеятельности от добывания «хлеба насущного» до изучения планетарных явлений.

Действительный мир населен людьми, их сообществами, поэтому и отображение исторического процесса должно быть, по определению Н. Карамзина, «зерцалом бытия и деятельности народов». Основу, «живую ткань» исторического процесса составляют события, т. е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Всю эту бесконечную череду событий в их неповторимом, присущем каждому из них облике изучает историческая наука.

«Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросовестно действующим гражданином».

В. О. Ключевский

Есть еще одна ветвь обществознания, изучающая исторический процесс, философия истории. Некоторые вопросы философии истории (смысл и направленность общественного развития) были отражены в предыдущем параграфе, другие (проблемы прогресса) будут раскрыты в следующем. В настоящем параграфе рассматриваются типы социальной динамики, факторы и движущие силы исторического развития.

Философия истории - область философии, исследующая внутреннюю логику развития общества, общую природу исторического процесса, его наиболее общие законы. Философия истории стремиться поставить и решить специфическую проблему смысла и направленности общественного развития.

Типы социальной динамики. Исторический процесс - это общество в динамике, т. е. в движении, изменении, развитии. Последние три слова не синонимы.

В повседневной деятельности сложившиеся общественные отношения сохраняют свои качественные признаки, общество в целом не меняет свой характер. Такое проявление процесса можно назвать функционированием общества .

Социальные изменения - это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т. е. модификации в социальной организации, социальных институтах, социальной структуре, установленных в обществе образцах поведения.

Изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всей социальной системы в новое состояние, называются социальным развитием .

Социальная динамика - процесс изменений социальной системы. Социальная динамика заключает в себе возможности простого воспроизводства (нулевые изменения) социальной системы; но непосредственно она проявляется в таких взаимосвязанных сторонах исторического процесса как линейное (прогресс и регресс ), циклическое и спиралевидное движение общества. Различные аспекты исторического движения отражаются в понятии типов социальной динамики .

Типы социальной динамики - понятие, фиксирующее определенные характеристики процесса социальных изменений. Выделяют следующие типы.

1) Линейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятиями прогресса и регресса, которые будут рассмотрены на следующих уроках.

2) Циклическое движение объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определенную протяженность во времени, по истечении которой они прекращают свое существование. (С этим типом социальной динамики вы познакомились на предшествующих занятиях.)

3) Спиралевидное движение связано с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего. При этом черты, свойственные давно ушедшему в прошлое состоянию, как бы возвращаются, но на более высоком витке общественного развития, на новом качественном уровне. Считается, что спиралевидный тип обнаруживается при обозрении длительных периодов исторического процесса, при крупномасштабном подходе к истории.

Для пояснения идеи спиралевидного движения обратимся к примеру. Вы, вероятно, помните из курса истории, что распространенной формой мануфактурного производства была рассеянная мануфактура. Индустриальное развитие привело к сосредоточению работников на крупных фабриках. А в условиях информационного общества происходит как бы возврат к труду на дому: все большее число работников выполняет свои обязанности на персональных компьютерах, не выходя из дома.

В науке были сторонники признания того или другого из названных вариантов исторического развития. Но существует точка зрения, согласно которой в истории проявляются и линейные, и циклические, и спиралевидные процессы. Они выступают не как параллельные или сменяющие друг друга, а как взаимосвязанные аспекты целостного исторического процесса.

Социальные изменения могут происходить в различных формах. Вам знакомы слова «эволюция» и «революция». Уточним их смысл.

Эволюция - постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов. Эволюция противопоставляется понятию «революция», которое характеризует скачкообразные, качественные изменения.

Революция социальная - коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества: глубинные, коренные изменения, охватывающие экономику, политику, духовную сферу. В отличие от эволюции революция характеризуется бурным, скачкообразным переходом к качественно новому состоянию общества, быстрым преобразованием основных структур социальной системы.

Как правило, революция приводит к замене старого общественного строя новым. Переход к новому строю может осуществляться как в относительно мирных формах, так и в насильственных. Их соотношение зависит от конкретных исторических условий. Нередко революции сопровождались разрушительными и жестокими действиями, кровавыми жертвами. Существуют различные оценки революций. Одни ученые и политические деятели указывают на их негативные черты и опасности, связанные как с применением насилия по отношению к человеку, так и с насильственным разрывом самой «ткани» социальной жизни - общественных отношений. Другие называют революции «локомотивами истории». (Опираясь на знания из курса истории, определите свою оценку этой формы социальных изменений.)

Рассматривая формы социальных изменений, следует вспомнить и о роли реформ. С понятием «реформа» вы встречались в курсе истории.

Реформа социальная - 1) разновидность эволюционных изменений, которые не меняют основ строя; переустройство какой-либо стороны общественной жизни (институтов, учреждений, порядков и т. п.) при сохранении существующего общественного строя; - 2) глубокие реформы, которые по своим масштабам и последствиям реформы могут привести к коренному обновлению общества, избегая потрясений, связанных с присущими социальным революциям стихийными проявлениями насилия.

Реформы обычно проводятся «сверху», правящими силами.

Факторы социальных изменений. Слово «фактор» означает причину, движущую силу исторического процесса, определяющую его характер или отдельные черты. Существуют различные классификации факторов, воздействующих на развитие общества. В одной из них выделяются природные, технологические и духовные факторы.

Факторы социальных изменений – причины, движущие силы исторического процесса, определяющие его содержание. К такого рода причинам относят природные , технологические и духовные явления.

Французский просветитель XVIII в. Ш. Монтескье, считавший природные факторы определяющими, полагал, что климатические условия обусловливают индивидуальные особенности человека, его характер и склонности. В странах с плодоносной почвой легче устанавливается дух зависимости, так как людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе. А в странах с холодным климатом люди больше думают о своей свободе, чем об урожае. Из таких рассуждений делались выводы о характере политической власти, законах, торговле и т. п.

Другие мыслители объясняли движение общества духовным фактором: «Идеи правят миром». Некоторые из них считали, что это идеи критически мыслящих личностей, которые создают идеальные проекты общественного устройства. А немецкий философ Г. Гегель писал, что историей правит «мировой разум».

Еще одна точка зрения состояла в том, что деятельность людей можно научно объяснить, изучая роль материальных факторов. Значение материального производства в развитии общества обосновывал К. Маркс. Он обращал внимание на тот факт, что, прежде чем заниматься философией, политикой, искусством, люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, а значит, производить все это. Изменения в производстве, согласно Марксу, влекут за собой изменения в других областях жизни. Развитие общества определяется в конечном счете материальными, экономическими интересами людей.

Многие ученые и сегодня полагают, что можно найти определяющий фактор движения общества, выделяя его из других. В условиях научно-технической революции XX в. таким фактором они признали технику и технологию. Переход общества в новое качество они связали с «компьютерной революцией», развитием информационных технологий, последствия которых проявляются в экономике, политике, культуре.

Представленным выше взглядам противостоит позиция ученых, отрицающих возможность объяснения исторических изменений каким-либо одним фактором. Они исследуют взаимодействие самых различных причин и условий развития. Например, немецкий ученый М. Вебер доказывал, что духовный фактор играет не меньшую роль, чем экономический, что важные исторические перемены происходили под воздействием того и другого.

Названные факторы оказывают активное влияние на деятельность людей. Все, кто осуществляют эту деятельность, являются субъектами исторического процесса : индивиды, различные социальные общности, их организации, великие личности. Есть и иная точка зрения: не отрицая того, что история есть результат деятельности отдельных индивидов и их общностей, ряд ученых полагают, что до уровня субъекта исторического процесса поднимаются только те, кто осознает свое место в обществе, руководствуется общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление.

Субъекты исторического процесса – 1) все, кто осуществляют социальную деятельность, индивиды, различные социальные общности, их организации, великие личности; – 2) только те, кто осознает свое место в обществе, руководствуется общественно значимыми целями и сознательно участвует в борьбе за их осуществление

Роль народа в историческом процессе. Эта роль трактуется учеными по-разному. В марксистской философии утверждается, что народные массы, к которым относятся в первую очередь трудящиеся, являются творцами истории, играют решающую роль в создании материальных и духовных ценностей, в различных сферах общественно-политической жизни, в защите родины.

Часть исследователей, характеризуя роль народных масс, ставят во главу угла состав социальных сил, стремящихся к совершенствованию общественных отношений. Они полагают, что понятие «народ» имеет неодинаковое содержание в различные исторические эпохи, что формула «народ - творец истории» означает широкую общность, соединяющую только те слои и классы, которые заинтересованы в поступательном развитии общества. С помощью понятия «народ», по их мнению, отделяются прогрессивные силы общества от реакционных. Народ - это прежде всего трудящиеся, они всегда составляют его основную массу. Вместе с тем понятие «народ» охватывает и те слои, которые, не являясь трудящимися, на данной ступени исторического развития выражают интересы поступательного движения. В качестве примера приводят обычно буржуазию, которая в XVII-XIX вв. возглавляла антифеодальные революции.

Русский историк В. О. Ключевский (1841 -1911 гг.) не насыщал понятие «народ» социальным содержанием, а вкладывал в него этническое и этическое содержание. «Для народа, - писал В. О. Ключевский, - характерны этнографические и нравственные связи, сознание духовного единства, воспитанное общей жизнью и совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов». Особо значимы те исторические эпохи, отмечал В. О. Ключевский, «в делах которых весь народ принимал участие и благодаря этому почувствовал себя цельным, делающим общее дело».

Утверждениям, возвеличивающим народ, противостоят иные суждения мыслителей. А. И. Герцен (1812-1870 гг.) писал, что народ - консерватор по инстинкту, «он держится за удручающий его быт, за тесные рамы, в которые он включен... Чем народ дальше от движения истории, тем он упорнее держится за усвоенное, за знакомое. Он даже новое понимает только в старых одеждах... Опыт показывал, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы».

Русский философ Н. А. Бердяев (1874-1948 гг.) считал, что народ может не иметь демократических убеждений: «Народ может держаться совсем не демократического образа мыслей, может быть совсем не демократически настроен... Если воля народа подчинена злым стихиям, то она - порабощенная и порабощающая воля».

В некоторых трудах подчеркивается различие между понятиями «народ» и «масса». Немецкий ученый К. Ясперс (1883-1969 гг.) отмечал, что массу следует отличать от народа. Народ структурирован, осознает себя в жизненных устоях, в своем мышлении, традициях. Масса, напротив, не структурирована, не обладает самосознанием, она лишена каких-либо отличительных свойств, традиций, почвы - она пуста. «Люди в массе, - писал К. Ясперс, - легко могут потерять голову, предаваться опьяняющей возможности стать просто другими, последовать за крысоловом, который ввергнет их в адские бездны. Могут сложиться такие условия, в которых безрассудные массы будут взаимодействовать с манипулирующими ими тиранами».

Для нормальной жизнедеятельности народа важно и наличие особых слоев, которые называют элитами. Это сравнительно небольшое число лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества, наиболее квалифицированные специалисты. Предполагается, что эти люди обладают интеллектуальным и моральным превосходством над массами, наивысшим чувством ответственности. По мнению ряда философов, элиты играют особую роль в управлении обществом, в развитии культуры.

Народные массы (как субъект исторического процесса) – многозначное понятие, приобретающее то или иное значение в зависимости от характеристик, включаемых в понятие «народ» при рассмотрении его исторической роли.

1) В марксистском понимании к народным массам относятся в первую очередь трудящиеся, которые являются «подлинными творцами истории», играют решающую роль в создании материальных и духовных ценностей. Вместе с тем понятие «народ» охватывает и те слои, которые, не являясь трудящимися, на данной ступени исторического развития выражают интересы поступательного движения.

2) В этно-этической трактовке «народ» характеризуется как органическая этническая общность, спаянная нравственными связями, сознанием духовного единства и общностью исторической судьбы, способная выступать как единая сила, реализующая свое особое предназначение в истории (например, В.О.Ключевский).

3) Консервативное понимание исторической роли «народа» делает народную массу носительницей охранительных социальных «инстинктов», безличной силой, воспроизводящей архаичные порядки, противницей свободы (например, А.И.Герцен) или придает ей черты пассивного, лишенного какой-либо идеи «строительного материала» истории равно пригодного для осуществления благих начинаний и злых намерений (Н.А.Бердяев).

4) В концепциях, проводящих различие между понятиями «народ» и «масса» «народ» структурирован, осознает себя в своих жизненных устоях, в своем мышлении, традициях; «масса», напротив, не структурирована, не обладает самосознанием, она лишена каких-либо отличительных свойств, традиций, почвы (К.Ясперс).

5) Элитистские концепции, трактуя «народ» как пассивную, бескачественную «массу», лишенную творческой роли в истории, противопоставляют народной массе исторически активную элиту .

Социальные группы и общественные объединения. Каждый индивид принадлежит к какой-либо общности. Говоря об участниках исторического процесса, мы обращаемся к таким общностям, как социальные группы. Английский философ Т. Гоббс писал: «Под группой людей я подразумеваю известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом». Интересы могут различаться по своей направленности (государственные, политические, экономические, духовные); могут быть реальными, мнимыми; могут носить прогрессивный и регрессивный, или консервативный, характер. Они являются основой объединения людей, мобилизуют их на общие действия.

Исторически складываются устойчивые и длительно существующие группы людей. Вам знакомы классы (рабы - рабовладельцы, феодалы - крестьяне и др.); племена, народности, нации; сословия; группы, выделяемые по религиозному (протестанты, католики и др.), возрастному (молодежь, пожилые люди и др.), профессиональному (шахтеры, учителя и др.), территориальному (жители какой-либо области) признакам. Общие интересы каждой из групп определяются положением ее членов в производстве, общественной, религиозной жизни и т. п. В разные периоды истории мы видим те или иные группы в качестве активных участников событий. (Вспомните восстания рабов, борьбу «третьего сословия» против монархии, национально-освободительные движения, религиозные войны и другие факты, свидетельствующие об активной роли различных групп общества в исторических событиях.)

Для защиты своих интересов социальные группы создают общественные объединения, куда входят наиболее активные члены группы. Под общественными объединениями понимаются формирования граждан, основанные на добровольном участии, общности взглядов и интересов, самоуправлении, преследующие цели совместной реализации своих прав и интересов. (Вспомните средневековые гильдии, политические клубы в период Французской революции.) В Новое время возникли профессиональные союзы наемных рабочих. Их задача - защита экономических интересов трудящихся. Формируются и предпринимательские организации, призванные координировать действия предпринимателей. Возникли также сельскохозяйственные организации, выражающие интересы землевладельцев. Не следует забывать и о такой влиятельной организации, как церковь. Для борьбы за власть в Новое время создаются политические партии.

Исторические личности. В начале параграфа была отмечена универсальность исторического процесса. Поскольку он охватывает все проявления человеческой деятельности, в круг исторических личностей входят деятели различных сфер общественной жизни: политики и ученые, деятели искусства и религиозные лидеры, военачальники и строители - все те, кто наложил свой индивидуальный отпечаток на ход истории. Историки и философы используют различные слова, оценивающие роль той или иной личности в истории: историческая личность, великий человек, герой. Отражая заметный вклад определенного деятеля в историю, эти оценки; вместе с тем зависят от мировоззрения, политических взглядов исследователя и в значительной мере носят субъективный характер. «Понятие «великий» есть понятие относительное», - писал русский философ Г. В. Плеханов.

Деятельность исторической личности может быть оценена с учетом особенностей того периода, когда этот человек жил, его морального выбора, нравственности его поступков. Оценка может быть отрицательной или положитель­ной, но чаще всего она бывает многозначной, учитывающей положительные и негативные стороны этой деятельности. Понятие «великая личность», как правило, характеризует деятельность людей, ставших олицетворением коренных прогрессивных преобразований. «Великий человек, - писал Г. В. Плеханов, - велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени... Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд».

«О великом человеке судят только по его главным деяниям, а не по его ошибкам».


Похожая информация.


Исторический процесс - это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Исторический процесс универсален, он охватывает всœе проявления человеческой жизнедеятельности от добывания «хлеба насущного» до изучения планетарных явлений. Действительный мир населœен людьми, их сообществами, в связи с этим и отображение исторического процесса должно быть, по определœению Н. Карамзина, «зерцалом бытия и деятельности народов». Основу, «живую ткань» исторического процесса составляют события, т. е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Всю эту бесконечную череду событий в их неповторимом, присущем каждому из них облике изучает историческая наука.

Есть еще одна ветвь обществознания, изучающая исторический процесс, - философия истории. Она стремится выявить общую природу исторического процесса, наиболее общие законы, самые существенные взаимосвязи в истории. Это область философии, исследующая внутреннюю логику развития общества, очищенную от зигзагов и случайностей. Некоторые вопросы философии истории (смысл и направленность общественного развития) были отражены в предыдущем параграфе, другие (проблемы прогресса) будут раскрыты в следующем. В настоящем параграфе рассматриваются типы социальной динамики, факторы и движущие силы исторического развития.

Исторический процесс - это общество в динамике, т. е. в движении, изменении, развитии. Последние три слова не синонимы. В любом обществе осуществляется многообразная деятельность людей, выполняют свои задачи государственные органы, различные учреждения и объединœения: иными словами, общество живет, движется. В повсœедневной деятельности сложившиеся общественные отношения сохраняют свои качественные признаки, общество в целом не меняет свой характер. Такое проявление процесса можно назвать функционированием общества. Социальные изменения - это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т. е. модификации в социальной организации, социальных институтах, социальной структуре, установленных в обществе образцах поведения. Изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всœей социальной системы в новое состояние, называются социальным развитием. Философы и социологи рассматривают различные типы социальной динамики. Распространенным типом считается линœейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятиями прогресса и регресса, которые будут рассмотрены на следующих уроках. Циклический тип объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определœенную протяженность во времени, по истечении которой они прекращают свое существование. С этим типом социальной динамики вы познакомились на предшествующих занятиях. Третий, спиралевидный тип связан с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего. При этом черты, свойственные давно ушедшему в прошлое состоянию, как бы возвращаются, но на более высоком витке общественного развития, на новом качественном уровне. Считается, что спиралевидный тип обнаруживается при обозрении длительных периодов исторического процесса, при крупномасштабном подходе к истории. Обратимся к примеру. Вы, вероятно, помните из курса истории, что распространенной формой мануфактурного производства была рассеянная мануфактура. Индустриальное развитие привело к сосредоточению работников на крупных фабриках. А в условиях информационного общества происходит как бы возврат к труду на дому: всœе большее число работников выполняют свои обязанности на персональных компьютерах, не выходя из дома. В науке были сторонники признания того или другого из названных вариантов исторического развития. Но существует точка зрения, согласно которой в истории проявляются и линœейные, и циклические, и спиралевидные процессы. Οʜᴎ выступают не как параллельные или сменяющие друг друга, а как взаимосвязанные аспекты целостного исторического процесса. Социальные изменения могут происходить в различных формах. Вам знакомы слова «эволюция» и «революция». Уточним их философский смысл. Эволюция - это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов. Эволюция противопоставляется понятию «революция», ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ характеризует скачкообразные, качественные изменения. Социальная революция - это коренной качественный переворот во всœей социальной структуре общества: глубинные, коренные изменения, охватывающие экономику, политику, духовную сферу. В отличие от эволюции революция характеризуется бурным, скачкообразным переходом к качественно новому состоянию общества, быстрым преобразованием базовых структур социальной системы. Как правило, революция приводит к замене старого общественного строя новым. Переход к новому строю может осуществляться как в относительно мирных формах, так и в насильственных. Их соотношение зависит от конкретных исторических условий. Нередко революции сопровождались разрушительными и жестокими действиями, кровавыми жертвами. Существуют различные оценки революций. Одни ученые и политические деятели указывают на их негативные черты и опасности, связанные как с применением насилия по отношению к человеку, так и с насильственным разрывом самой «ткани» социальной жизни - общественных отношений. Другие называют революции «локомотивами истории». (Опираясь на знания из курса истории, определите свою оценку этой формы социальных изменений.) Рассматривая формы социальных изменений, следует вспомнить и о роли реформ. С понятием «реформа» вы встречались в курсе истории. Чаще всœего социальной реформой называют переустройство какой-либо стороны общественной жизни (институтов, учреждений, порядкови т. п.) при сохранении существующего общественного строя. Это разновидность эволюционных изменений, которые не меняют основ строя. Реформы обычно проводятся «сверху», правящими силами. Масштабы и глубина реформ характеризуют свойственную обществу динамику. Вместе с тем современная наука признает возможность осуществления системы глубоких реформ, которые смогут стать альтернативой революции, предупреждать ее или заменять. Такие революционные по своим масштабам и последствиям реформы могут привести к коренному обновлению общества, избегая потрясений, связанных с присущими социальным революциям стихийными проявлениями насилия.