Какой зверь символ зоологического музея. Знакомство с мамонтом в музее на большой никитской. Серьезные научные исследования

9bf31c7ff062936a96d3c8bd1f8f2ff3

Действие комедии "Ревизор" происходит в одном из уездных городов России. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский получает известие о возможном тайном приезде в город ревизора из северной столицы с целью проверки. Городничий собирает местных чиновников и сообщает им это неприятное известие, которое тут же вызывает всеобщее беспокойство. Сквозник-Дмухановский начинает искать причины, которые могли заинтересовать ревизора. Городничий предполагает, что возможно ревизор приедет из-за судьи Ляпкина-Тяпкина, который очень вольнодумен. Также он советует смотрителю больничных учреждений Артемию Филипповичу Землянике тщательным образом проследить за тем, чтобы на пациентах были одеты чистые колпаки, а их общее число желательно уменьшить.

По поводу темы взяток городничий обращается к еще одному чиновнику - смотрителю уездных училищ Луке Лукичу Хлопову. А, появившемуся почтмейстеру городничий рекомендует читать все письма, чтобы предотвратить донос. Бобчинский и Добчинский – местные помещики, сообщают, что видели в трактире человека, который вел себя осторожно и наблюдательно. В скором времени встревоженные чиновники уездного города разъезжаются. Сквозник-Дмухановский принимает решение отправится в гостиницу для знакомства с ревизором. Иван Александрович Хлестаков - так зовут предполагаемого ревизора.

Слова Хлестакова о том, что он не желает идти в тюрьму, городничий воспринимает как нежелание приезжего гостя закрывать глаза на проступки и преступления местных чиновников. Сквозник-Дмухановский тут же предлагает Хлестакову денежное вознаграждение, а также переехать в дом городничего. Городничий представляет вымышленного ревизора жене и дочери. Хлестаков оказывает дамам всяческие знаки внимания. Он хвалится шикарным домом в Санкт-Петербурге, знакомством с самыми влиятельными чиновниками. Все собравшиеся в доме городничего потрясены и испуганы не на шутку. Хлестаков наконец-то понимает, что его приняли за важного столичного чиновника. Обо всем этом он пишет в своем письме другу Тряпичкину.

Городничий и его жена начинают строить планы, как выдадут свою дочь Марью Андреевну за ревизора. Слуга Хлестакова Осип советует своему хозяину побыстрее уехать из города, пока обман не раскрылся. На званном обеде городничий хвалится перед чиновниками столь удачным знакомством, ведет себя высокомерно. Но тут появляется почтмейстер с письмом Хлестакова. Все понимают, что он не настоящий ревизор. Городничий поражен известием, он понимает, что Хлестакова уже не вернуть, он сбежал. В завершении всего появляется жандарм, который сообщает новость о приезде настоящего ревизора. Наступает тишина, все герои находятся в потрясении.

Пьеса «Ревизор» - комедия в пяти действиях русского писателя Николая Васильевича Гоголя .

Краткое содержание «Ревизор» по действиям не может полностью раскрыть дух событий, а будет охватывать события лишь поверхностно, не внедряясь в детали образов и поступков. Но если не хватает времени на прочтение пьесы полностью можно прочитать «Ревизор» в сокращении.

«Ревизор» краткое содержание по главам

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА «РЕВИЗОР»:

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий.
Анна Андреевна – его супруга.
Марья Антоновна – их дочь.
Лука Лукич Хлопов – смотритель училищ.
Жена Луки Лукича.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин – судья.
Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений.
Иван Кузьмич Шпекин – почтмейстер.
Петр Иванович Добчинский и Петр Иванович Бобчинский — городские помещики
Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.
Осип, слуга его.
Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь.
Федор Андреевич Люлюков
Иван Лазаревич Растаковский
Степан Иванович Коробкин — отставные чиновники, почетные лица в городе.
Степан Ильич Уховертов, частный пристав.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ «Ревизор»

Комната в доме городничего

ЯВЛЕНИЕ I
Городничий сообщает вызванным им чиновникам “пренеприятное известие”: в город едет ревизор, и еще с секретным предписанием. Чиновники теряются в догадках, уж не подослан ли чиновник узнать, нет где измены накануне войны.

Городничий встревожен, но не до такой же степени: “Эк куда хватили! В уездном городе измена! Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”. Сам городничий кое-какие распоряжения сделал и всем советует сделать так, “чтоб все было прилично”. В больнице колпаки чтоб были чистые, и “больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему… и над каждой кроватью надписать по-латыни или на другом каком языке… всякую болезнь… Нехорошо, чтоб у вас больные такой крепкий табак курили… Да и лучше, если б их было меньше…”.

Судье городничий советует убрать гусей из приемной, где они обретаются, да и лучше не сушить над бумагами охотничий арапник… Потом… от заседателя больно крепкий дух идет, может, луку поесть… Что же до грешков, то судья оправдывается, что берет всего лишь борзыми щенками.

Городничий недоволен, что судья не ходит в церковь. Тот оправдывается, что об идеях про сотворение мира дошел своим умом, на что городничий говорит: “Ну, в ином случае много ума хуже, чем бы его совсем на было”. Теперь об учебном заведении. Преподаватели корчат рожи ученикам, уж больно горячи. “Да, таков уж неизъяснимый закон судеб: умный человек - или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси”, - говорит городничий.

ЯВЛЕНИЕ II

Появившийся почтмейстер боится, не означает ли приезд ревизора скорую войну с турками, “это все француз гадит”. Городничий, отведя почтмейстера в сторонку, просит его вскрывать и прочитывать все письма (“не было ли на меня какого доноса”). Почтмейстеру это не впервой - он вообще очень любопытен.

ЯВЛЕНИЕ III

Вбегают Бобчинский и Добчинский. Пришедши несколько в себя после бега, суматошно, перебивая друг друга и путаясь, они объявляют, что ревизор - не кто иной, как Иван Александрович Хлестаков, якобы едущий из Петербурга в Саратовскую губернию, но вот уже вторую неделю живущий в трактире в долг. Городничий, начав расспрашивать о подробностях, все больше ругается: ведь именно в последние две недели была высечена унтер-офицерская жена, арестантам не выдавали провизии и т. д. и т. п. Городничий решает наведаться в трактир, “не терпят ли проезжающие неприятностей”. Остальные чиновники спешно разбегаются по своим ведомствам. За городничим увязываются Добчинский и Бобчинский.

ЯВЛЕНИЕ IV

Городничий требует шпагу и новую шляпу. Бобчинский в дрожках не помещается, решает побежать вслед “петушком, петушком”. Городничий приказывает чисто вымести всю улицу до трактира.

ЯВЛЕНИЕ V

Городничий ругает появившегося наконец частного пристава, у которого весь персонал разбежался по своим делам или пьян. Городничий наскоро занимается камуфляжем старого моста: на мосту пусть стоит высокий квартальный Пуговицын; сломать старый забор у сапожника и поставить вешку, вроде как идет планировка… Господи, а со всем этим мусором что делать? “Что это за скверный город! только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор - черт их знает откудова и нанесут всякой дряни!” Вспоминает о полуголых солдатах - приказывает не выпускать их на улицу.

ЯВЛЕНИЕ VI

Вбегают жена и дочь городничего. Они сгорают от любопытства, полковник ли приезжий ревизор, да черные ли у него глаза… Посылают служанку все разузнать.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ «Ревизор»

Маленькая комната в гостинице.
Постель, стол, чемодан, пустая бутылка, сапоги
ЯВЛЕНИЕ I
Слуга Осип, лежа на барской постели, жалуется на голод. Они с хозяином уже второй месяц как из Питера. Тот все деньги профинтил, в карты проиграл, все выбирал самое лучшее… Осипу в Петербурге нравится, особенно когда баринов отец денег пришлет. А теперь вот в долг не дают.
ЯВЛЕНИЕ II
Появляется Хлестаков. Решительно-просительным тоном посылает Осипа сказать в буфете, чтоб дали пообедать. Осип предлагает привести сюда самого хозяина.
ЯВЛЕНИЕ III
Хлестаков, оставшись один, сетует на бывшие проигрыши, жалуется на голод.
ЯВЛЕНИЕ IV
С Осипом приходит трактирный слуга. Спрашивает, что барину угодно. Хозяин сказал, что кормить больше не будет, пока на заплатят за прежнее.
ЯВЛЕНИЕ V
Хлестаков мечтает, как он в петербургской одежде приедет домой на карете, а Осип чтоб был сзади в ливрее. “Тьфу! даже тошнит, так есть хочется”.
ЯВЛЕНИЕ VI
Трактирный слуга, с тарелками и салфетками, сообщает, что хозяин дает в последний раз. Еды мало. Хлестаков недоволен, но съедает все. Осип со слугой уносят посуду.
ЯВЛЕНИЕ VII
Входит Осип и сообщает, что Хлестакова хочет видеть городничий. Хлестаков решил, что на него нажаловались и теперь поволокут в тюрьму. Бледнеет и съеживается.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Добчинский прячется за дверью. Городничий входит: “Желаю здравствовать!” После чего объясняет, что старается заботиться о проезжающих. Хлестаков одновременно оправдывается, обещает заплатить, жалуется на трактирщика. Бобчинский выглядывает из-за дверей. Городничий от потока жалоб робеет и предлагает Хлестакову переехать на другую квартиру. Хлестаков отказывается: он уверен, что это значит - в тюрьму. Кричит. Городничий пугается. Хлестакова заносит. Он угрожает пойти прямо к министру! “Помилуйте, не губите! Жена, дети маленькие… - Городничий в страхе кается во взяточничестве. - Что же до унтер-офицерской жены, которую я будто бы высек, то это клевета…” Хлестаков сам с собой быстро соображает, к чему бы это зашел разговор о вдове… Нет, его не. посмеют высечь! Он заплатит, но пока денег у него нет. Потому и сидит здесь, что нет ни копейки! Городничий решает, что это хитрый способ выманить у него денег. Он их и предлагает. “Моя обязанность помогать проезжающим”, - добавляет он. Хлестаков берет двести рублей (городничий на самом деле подсунул четыреста). Что ж, коли ревизор решил быть инкогнито, то и городничий ведет себя соответственно. Они ведут милую, все более спокойную беседу. За каждым словом Хлестакова городничий усматривает какой-нибудь намек и мотает на ус. Наконец городничий приглашает Хлестакова гостем в свой дом.
ЯВЛЕНИЕ IX
Препирательство со слугой по поводу счета, пока не вмешивается городничий: слуга подождет.
ЯВЛЕНИЕ X
Городничий приглашает Хлестакова осмотреть учреждения города, причем от осмотра тюрьмы Хлестаков наотрез отказывается, а тем временем Добчинский несет одну записку Землянике в богоугодное заведение, а другую - к жене городничего.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ «Ревизор»

Комната в доме городничего
ЯВЛЕНИЕ I
Жена и дочь городничего ждут у окна новостей. Наконец в конце улицы показывается Добчинский.
ЯВЛЕНИЕ II
Добчинский отдает записку, оправдывается за медлительность. А что ревизор настоящий, то “я это первый открыл вместе с Петром Ивановичем”. Сбивчиво рассказывает о событиях. Анна Андреевна делает хозяйственные распоряжения, велит приготовить комнату для гостя.
ЯВЛЕНИЕ III
Дочь и мать обсуждают, какие туалеты надеть к приезду гостя. Явно просматривается соперничество между ними.
ЯВЛЕНИЕ IV
Осип вместе со слугой городничего Мишкой тащит вещи Хлестакова и узнает от него, что барин-то его - генерал. Просит чего-нибудь поесть.
ЯВЛЕНИЕ V
После обильного завтрака из больницы выходят Хлестаков и городничий в окружении чиновников. Хлестаков очень доволен всем. Вроде там было мало больных… Выздоровели, что ли, все? На что ему отвечают, что осталось человек десять, не больше. “Все как мухи выздоравливают”, - хвастается Земляника. Хлестаков интересуется, нет ли в городе каких развлечений, где можно было бы, например, поиграть в карты? Городничий всячески отнекивается, но по жестам его подчиненных ясно, что в карты он играет.
ЯВЛЕНИЕ VI
Городничий представляет Хлестакову жену и дочь. Тот, любезничая с Анной Андреевной, старается повысить себе цену: “Вы, может, думаете, что я только переписываю; нет начальник отделения со мной на дружеской ноге”. Его хотели коллежским асессором сделать, да, думает он, зачем? Приглашает всех садиться. “Я не люблю церемонии”. Он сам даже старается всегда проскользнуть незаметно, да не получается. Его один раз за главнокомандующего приняли. С Пушкиным на дружеской ноге. Да и сам сочиняет и в журналы помещает. У него много сочинений: “Женитьба Фигаро”, “Норма”… “Юрий Милославский”, например, его сочинение, робкое возражение Марьи Антоновны, что автор - Загоскин, пресекается маменькой. У Хлестакова первый дом в Петербурге. Он дает балы и приемы, так на стол подают, к примеру, арбуз в семьсот рублей. А в вист с ним играют министр иностранных дел, французский посланник, английский и немецкий посланники. Ему даже на пакетах пишут “Ваше превосходительство”. Раз даже управлял департаментом. И тридцать пять тысяч курьеров с просьбами! “Меня завтра же произведут сейчас в фельд-марш…” - Это были последние слова, вышедшие из уст Хлестакова, перед тем как его с почтением укладывают спать.
ЯВЛЕНИЕ VII
Оставшиеся чиновники в восхищении. Бобчннский предполагает, уж не генерал ли гость, а по мнению Добчинского, он, может быть, генералиссимус. Оба они уходят, а оставшийся Земляника говорит Луке Лукичу, что ему что-то страшно, отчего - сам не знает.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Мать и дочь обсуждают, каков, на их взгляд, мужчина Хлестаков. Соперничество. Каждая уверена, что именно на нее он смотрел по-особенному.
ЯВЛЕНИЕ IX
Городничий в страхе и переживаниях. Жена же, напротив, уверена в силе своего женского обаяния.
ЯВЛЕНИЕ X
Городничий, жена и дочь кидаются к вышедшему из комнаты Осипу с расспросами о барине - городничий о своем, женщины - о своем. Городничий щедро одаряет Осипа, Анна Андреевна обещает тоже, коли зайдет. По словам Осипа, “у барина бывают и графы… чин обыкновенно какой… порядок любит… больше всего любит, чтобы его приняли хорошо”.
ЯВЛЕНИЕ XI
Городничий выставляет на крыльце квартальных - Держиморду и Сви-стунова, чтобы не пропускали к ревизору просителей.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ «Ревизор»


ЯВЛЕНИЕ I
В полном параде и мундирах, осторожно, почти на цыпочках появляются судья Ляпкин-Тяпкин, Земляника, почтмейстер, Лука Лукич, Добчинский и Бобчинский. Ляпкин-Тядкин строит всех по-военному. Решает, что следует представляться и давать взятки поодиночке. Все знают, что давать надо, но робеют. Почтмейстер, например, предлагает сказать, что вот, мол, пришли по почте неизвестно чьи деньги… Предлагают первому начать Луке Лукичу как просветителю юношества. Тот сопротивляется всеми силами. В это время слышны шаги в комнате Хлестакова. Все толпятся у выхода, тиская друг друга, выходят.
ЯВЛЕНИЕ II
Выходит заспанный Хлестаков. Ему здесь понравилось. А дочка городничего очень недурна, да и матушка такая, что еще можно бы…
ЯВЛЕНИЕ III
Ляпкин-Тяпкин входит первым и представляется по всей форме. По приглашению Хлестакова садится, что-то отвечает на его вопросы, а мысль только об одном: “А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”. Нечаянно теряет деньги на пол. Застывшего от страха выручает сам Хлестаков - он запросто просит эти деньги взаймы. Тот вздыхает с облегчением и удаляется.
ЯВЛЕНИЕ IV
Входит, вытянувшись, почтмейстер Шпекин. С готовностью дает Хлестакову денег.
ЯВЛЕНИЕ V
В дверь вталкивают Луку Лукича. Он четко представляется, садится, пробует закурить предложенную ему сигарку, без успеха, также не имеет успеха в разговоре о дамах. Хлестаков, видя, что толку не добиться, просит взаймы триста рублей. Лука Лукич улетает как на крыльях.
ЯВЛЕНИЕ VI
Земляника посмелее прочих. Принимается снабжать начальство доносами на сослуживцев и раскланивается, собираясь уйти. Ан нет, так он не уйдет. Хлестаков спрашивает Землянику, нет ли у него денег взаймы. Естественно, есть..
ЯВЛЕНИЕ VII
Бобчинский и Добчинский входят вместе и четко представляются. Хлестаков без всяких церемоний требует тысячу рублей. Но в наличии только шестьдесят пять. Пусть так, Хлестаков согласен. Добчинский просит об узаконении его сына, а у Бобчинского просьба еще проще: “Как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство или превосходительство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский”. С тем оба и уходят.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Хлестаков понимает, что его приняли по ошибке за государственного чиновника. Решает написать письмо своему приятелю Тряпичкину, большому острослову. Местные чиновники Хлестакову нравятся: они дали ему больше тысячи рублей!
ЯВЛЕНИЕ IX
Осип советует Хлестакову убраться из городка не сегодня, так завтра: даже он понял, что Хлестакова за кого-то другого приняли. Да и батюшка будет гневаться. Хлестаков решает сначала отправить почтой письмо приятелю. Осип требует лучшую тройку. За дверью слышны голоса - квартальный сдерживает толпу купцов-просителей. Хлестаков требует их впустить.
ЯВЛЕНИЕ X
Купцы, принесшие подношения, жалуются на городничего, который их обирает. Хлестаков от товаров отказывается - деньги берет, не брезгует и серебряным подносиком. Говорит, что постарается. Купцы уходят. Слышатся женские голоса.
ЯВЛЕНИЕ XI
Входят с просьбой унтер-офицерская жена - ее незаконно высекли - и слесарша, мужа которой незаконно, без очереди, забрили в солдаты, а очередникам удалось откупиться.- Унтер-офицерская жена требует, чтобы ей уплатили штраф. Хлестаков обещает все, все, все.
ЯВЛЕНИЕ XII
Хлестаков заигрывает с Марьей Антоновной, которая тоже не прочь. Та, правда, побаивается, что залетный гость просто смеется над ней. Тот убеждает ее в обратном. Хлестаков целует девицу в плечико, та изображает возмущение, а Хлестаков - раскаяние и любовь. Падает на колени.
ЯВЛЕНИЕ XIII
Это видит входящая Анна Андреевна. Прогоняет дочь. Хлестаков снова рщается на колени: “Сударыня, вы видите, я сгораю от любви”. Вовсю воло-ится за маменькой. Ну и что, что замужем. “Руки вашей, руки прошу!”
ЯВЛЕНИЕ XIV
Вбегает Марья Антоновна. Вскрикивает от удивления. Маман делает внушение дочери. Хлестаков хватает за руку Марью Антоновну: “Анна йндреевна, не противьтесь нашему благополучию, благословите постоянную рюбовь!” Маман в изумлении. Снова ругает дочь.
ЯВЛЕНИЕ XV
Вбежавший, запыхавшись, городничий умоляет Хлестакова “не погубить его”. Купцы, унтер-офицерша - все лгуны. Тут Анна Андреевна сообщает о том, что Иван Александрович просит руки их дочери. Городничий не смеет верить своему счастью. Довольные родители благословляют молодых. Городничий подпрыгивает от радости.
ЯВЛЕНИЕ XVI
Осип сообщает, что лошади готовы. Хлестаков едет - но только на один день - к богатому дяде. А завтра назад. Городничий предлагает еще денег на дорогу, Хлестаков берет. Прощается со всеми очень приветливо.

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ «Ревизор»

Та же комната в доме городничего
ЯВЛЕНИЕ I
Городничий и Анна Андреевна в мечтаниях о подвалившем счастье. Городничий собирается крепко прижать всех, кто на него жаловался, приказывает оповещать всех о его удаче. Они, конечно же, переедут в Петербург, а городничий станет генералом.
ЯВЛЕНИЕ II
Толпясь, входят купцы. Городничий ругает их, припоминая множество мошенничеств, те каются, кланяются в ноги: “Не погуби!”
ЯВЛЕНИЕ III-VI
Городничий принимает поздравления подчиненных. Постепенно собирается все местное общество.
ЯВЛЕНИЕ VII
Последними появляются с поздравлениями частный пристав и квартальные. Городничий просит всех садиться. Семейство рассказывает историю сватовства. Чиновники просят хозяев не забыть их своими милостями, когда они переедут в Петербург. Чувствуется, что все им завидуют. Городничий не скрывает своего желания стать генералом. Анна Андреевна мечтает о высшем обществе и не хочет, чтобы муж ее покровительствовал “всякой мелюзге”. Слова ее не остаются неуслышанными. Гости оскорблены.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Появляется запыхавшийся почтмейстер с распечатанным письмом в руке. Это письмо Хлестакова Тряпичкину. Оказывается, Хлестаков никакой не ревизор. Шпекин читает отрывки из письма: “Городничий - глуп, как сивый мерин…” Земляника выхватывает письмо, читает: “Почтмейстер, подлец, пьет горькую…” Далее читает Коробкин: “Земляника - совершенная свинья в ермолке”, и так обо всех и каждом. Догнать Хлестакова невозможно - ему дали лучших лошадей. Среди поднявшегося гвалта городничий говорит сам с собой: как это могло случиться, чтобы провели его, мошенника из мошенников… “Вот подлинно, если Бог хочет наказать, так отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было!” Все накидываются на Добчинского и Бобчинского, пустивших слух о ревизоре-инкогнито.
ЯВЛЕНИЕ ПОСЛЕДНЕЕ
Входит жандарм и объявляет, что прибывший из Петербурга чиновник требует городничего к себе. Слова эти как гром среди ясного неба. Все окаменевают.

Зоологический музей МГУ - один из крупнейших музеев естественно-исторического направления в России - существует уже более 200 лет. По объему научных фондов он входит в число первых десяти крупнейших музеев мира данного профиля, занимает второе место в России. Его научные фонды в настоящее время включают более 8 млн. единиц хранения. Ежегодный

прирост научных коллекций - около 25-30 тыс. ед. хранения. Наиболее обширные коллекции - энтомологические (около 3 млн.), коллекция млекопитающих (более 200 тыс.) и птиц (157 тыс.). Особое научное значение имеет коллекция типовых экземпляров (около 7 тыс. ед. хранения), документирующих открытия новых для науки таксонов животных - видов и подвидов, которых на основе коллекций музея за всю его историю описано более 5 тысяч.

В современной экспозиции выставлено около 7,5 тыс. экспонатов: два зала отведены под систематическую часть, один - эволюционно-морфологический. Концепция систематической экспозиции - демонстрация таксономического разнообразия мировой фауны. Тема эволюционной экспозиции - законы эволюционного преобразования морфологических структур у животных. В экспозиционных залах и вестибюле музея представлены картины и рисунки выдающихся отечественных художников-анималистов (В.А. Ватагина, Н.Н. Кондакова и др.). Художественный фонд Зоологического музея включает более 400 рисунков и картин. Научная библиотека Зоомузея, куда вошли мемориальные библиотеки многих выдающихся отечественных зоологов, насчитывает около 200 тыс. единиц хранения.

Зоологический музей МГУ - одно из крупнейших научно-исследовательских учреждений. Его научная часть включает 7 секторов: зоологии беспозвоночных животных, энтомологии, ихтиологии, герпетологии, орнитологии, териологии и эволюционной морфологии. Основное направление исследований - анализ структуры таксономического разнообразия животного мира, включая систематику, филогенетику, фаунистику. Ведутся работы в области теоретической таксономии. Ежегодно Зоомузей издает труды под общим названием "Исследования по фауне" (к 2001 г. вышло 42 тома), публикует научные монографии в серии "Зоологические исследования". При поддержке музея издаются научные журналы по зоологической тематике.

Научно-просветительскую работу ведут сотрудники экскурсионно-экспозиционного отдела. Ежегодное посещение - более 150 тыс. человек и более 1500 экскурсий по разнообразной тематике. В музее работает биологический кружок для школьников старших классов и действует образовательный центр "Планетариум". Лекторы - ученые, специалисты в области биологии, истории, искусства и архитектуры.

Здание(я):
Здание построено специально для Зоологического музея Московского университета по проекту архитектора К.М. Быковского в 1892-1902 гг. Фасад отделан лепниной с зоологической тематикой.

Телефон: (495) 629–44–35, 2629–49–04, 629–41–50

Адрес: 125009, Москва, ул. Б.Никитская, 6.

Проезд: От ст. м."Боровицкая", "Библиотека им. Ленина", "Охотный ряд", "Арбатская"

Режим работы:* Ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме поендельника и последнего вторника каждого месяца

Интернет:

Зоологический музей Московского университета - официальный сайт zmmu.msu.ru

  • /rest-moscow/museums/1627-2009-09-15-13-25-13
  • /rest-moscow/museums/1623-2009-09-15-13-21-16

Основные даты и события в истории Зоологического музея Московского университета

Вторая половина 1750-х гг. Основание Московского университета с Кафедрой натуральной истории (1755 г.); пожертвование в Университет семейством Демидовых своего фамильного собрания предметов натуральной истории - «Кабинета Генкеля» (1757–1759 гг.), учреждение на его основе Минерального (Натурального) кабинета при указанной Кафедре (1759 г.) - предшественника современных Зоологического и Минералогического музеев.

1770 г. Минеральный кабинет приводится в систему, составляется его первая опись.

1791 г. Перемещение Минералогического (Натурального) кабинета из прежнего Аптекарского дома в новое университетское здание на Моховой; с этого года он начинает титуловаться «Кабинет натуральной истории»; с этого года отсчитывается существование Зоологического музея МГУ.

1805–1807 гг.
На основе пожертвованного П.Г. Демидовым собрания натуралий в Университете учреждается Демидовская кафедра натуральной истории с передачей Кабинета натуральной истории в ведение её ординарного профессора (заведующего); приведение двух основных разделов университетского собрания - «Императорского музея» и «Демидовского музея» - в порядок, соответствующий принятой в Европе Естественной системе; составляется и публикуется его полный каталог.

1810-е гг. Уничтожение почти всего университетского собрания предметов натуральной истории в Московском пожаре (1812 г.); восстановление этого собрания заново за счёт многочисленных пожертвований (1813 г. и далее); его размещение в восстановленном университетском корпусе на Моховой на правом углу Никитской ул. (1818 г.); новое собрание упорядочивается не по прежнему «ведомственному», а по «естественному» принципу - как Зоологический и Минералогический кабинеты.

Середина–вторая половина 1830-х гг. Согласно новому университетскому Уставу, единые Демидовская кафедра и Музей естественной истории упразднены и разделены по вышеуказанному «естественному» принципу на кафедры зоологии и минералогии с одноимёнными кабинетами при них (1835 г.), их закрепляют за разными профессорами; тем не менее в последующих (до 1860-х гг.) университетских годовых отчётах указывается, что эти кабинеты являются подразделениями Музея естественной истории; перемещение коллекций в новый корпус Университета по левую сторону Никитской ул. (1837 г.).

Конец 1840-х гг. Зоологическое и минералогическое собрания разделяются территориально: это стало важной предпосылкой к превращению Зоологического кабинета в полноценный Зоологический музей.

Первая половина 1860-х гг. По распоряжению попечителя Московского учебного округа почти всё собрание натуралий, составляющее университетский Музей естественной истории, передано в только что созданный Публичный музей (1861 г.); в 1864–1865 гг. коллекции возвращены обратно. Зоологический кабинет целиком интегрирован с Кафедрой зоологии, между ними установлено особое «штатное разделение»: это усилило размежевание двух разделов названного Музея естественной истории (уже фактически прекратившего своё «единое» существование) и стало последним шагом к превращению Зоологического кабинета в самостоятельный Зоологический музей (1870-е гг.).

1900-е гг.
Переезд Зоомузея в только что отстроенное здание Зоологического корпуса на правой стороне Никитской ул., которое он делит с Институтом и Музеем сравнительной анатомии (1901–1902 гг.). Экспозиционные залы второго этажа оборудуются специально заказанными металлическими витринами фирмы Кюншерф (1907–1909 гг.). В Нижнем зале полностью перестилают пол (1910 г.). Верхний зал Зоомузея открывается для посетителей (1911 г.).

Первая половина 1930-х гг. В связи с реорганизацией всей научно-образовательной системы страны Зоомузею предписывается в основном просветительная (экспозиционная) функция. Его научная часть (включая распоряжение фондовыми коллекциями) ненадолго передаётся в ведение Научно-исследовательского института зоологии (НИИЗ), руководство которого предлагает раздать музейные коллекции иным вузам, музеям и школам (1930 г.). К Зоомузею присоединяют Музей сравнительной анатомии (1931 г.); Зоомузей (в новом составе) передают из университетского подчинения в прямое подчинение Главнауки Наркомпроса, он получает название «Московский зоологический музей» (1931 г.). Отныне директор Зоомузея назначается независимо от должностного положения на какой-либо из факультетских кафедр; в нём меняется административно-штатная система (1932 г.), налаживается учётно-хранительская и экспозиционная работа (1933–1935 гг.); экспозиция Нижнего зала реорганизуется и он открывается для посещения (1932–1933 гг.).

Первая половина 1940-х гг. В связи с началом Великой Отечественной войны часть коллекций Зоомузея вывозят в Ашхабад, часть консервируют (1941 г.); некоторое время спустя они возвращаются в Москву и размещаются на прежних местах, экспозиционные залы второго этажа открываются для посещения (1942–1943 гг.)

Начало 1950-х гг. Из-за введения новой системы оплаты труда в научно-преподавательской системы из Зоомузея уходят почти все его ведущие сотрудники. При подготовке к переезду большинства факультетов Московского университета в новый комплекс зданий на Ленинских горах многие помещения Зоомузея отводятся под разного рода службы и материалы, экспозиционные залы закрываются для посещения, значительная часть коллекций консервируется (1951–1952 гг.). После переезда и освобождения помещений хранительская и экспозиционная работа приходит в норму (1955–1955 гг.). Переезд Биологического факультета сильно снизил возможность включения музейных коллекций в педагогический процесс; по этой же причине Зоомузей был лишён почти всей научной библиотеки.

Середина 1960-х гг. Для исправления ненормального положения с должностными окладами научных сотрудников Зоомузея их официально «приписывают» к профильным кафедрам Биологического факультета. Ситуация с зарплатами выправляется, сотрудники продолжают работать в стенах Зоомузея, обеспечивая всю систему пополнения, хранения и использования коллекционных фондов, - но «юридически» он лишается научно-хранительского штата.

1970-е и 1980-е гг. Музей вступает в тяжёлый и длительный период капитального ремонта, началом которого послужил провал пола нижнего зала (1971 г.). В ходе ремонта существенно расширены площади, занимаемые Музеем (за счёт присоединения к нему помещений, ранее отданных под жилые квартиры), Нижний зал оборудован новыми металлическими витринами, реконструирована Зоологическая аудитория, многие фондохранилища оборудованы металлическими стеллажами и шкафами. На протяжении второй половины 1980-х гг. коллекции размещаются в прежних и новых помещениях, экспозиционные залы открываются для посещения.

1991 г. Зоомузею присвоен статус научно-исследовательского учреждения, он получает название «Научно-исследовательский Зоологический музей МГУ им. М.В. Ломоносова»; научные сотрудники, работающие в Зоомузее, вновь официально включены в его штат.

Начало–середина 2010-х гг. В Зоомузее существенно активизируется научная и просветительная деятельность. Зоологическая аудитория реорганизуется в Биолекторий (2006 г.), Зоомузей начинает активно участвовать в городских просветительных мероприятиях. Учреждаются новые подразделения: террариум с научно-просветительными функциями (2010 г.), сектор научно-общественных проектов (2010 г.), Беломорский филиал Зоомузея на базе Беломорской биостанции МГУ (2011 г.). В научно-хранительской и просветительной работе начинают активно применяться цифровые технологии: организуются электронные базы данных по научным (в том числе типовым) коллекциям.

#zoologicalmuseummsu #зоологическиймузеймгу

Вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье с 10:00 до 18:00 (касса закрывается в 17:00). Четверг с 13:00 до 21:00 (касса закрывается в 20:00). Выходной день: понедельник. Санитарный день: последний вторник каждого месяца.

Стоимость билета: Полный билет (взрослый): 300 руб. Льготный (школьный, студенческий, пенсионный): 150 руб. Дошкольники: бесплатно. Отсутствует бесплатный вход по карте Москвёнок.

Участники Олимпиады могут бесплатно посетить музей в первый вторник месяца по записи. Запись на бесплатное посещение производится только через специальную форму по ссылке . Предварительная запись нужна только на бесплатное посещение!

Регистрация возможна только через тот логин, на который есть регистрация участника на Олимпиаду. Каждый участник подает заявку отдельно, для команд - нельзя записать на посещение музея больше человек, чем входит в команду, а индивидуальный участник может подать заявку только на себя. При записи на бесплатное посещение нужно указать поименно тех членов команды (или имя индивидуального участника), кто пойдет в музей, ФИО сопровождающего и его контакты, а также выбрать дату и время посещения. Заявка на бесплатное посещение музея считается поданной, если участник успешно заполнил все поля, сохранил заявку, нажав кнопку Отправить, после чего должна отобразиться страница подтверждения с текстом: "Вы успешно подали заявку на посещение музея. Позже с вами свяжутся для ее подтверждения". Оргкомитет свяжется с участником примерно за неделю до посещения, чтобы получить подтверждение заявки. Если участник не подтвердит заявку за 4 дня до посещения, то право бесплатного посещения переходит к следующему участнику в "листе ожидания" на эти дату и время.

Если места на посещение музея заканчиваются, то можно оставить заявку в "лист ожидания". Если кто-то из заявившихся отказывается от посещения, тогда Оргкомитет связывается с участниками из "листа ожидания". Если участник хочет отказаться от бесплатного посещения, то нужно сообщить об этом по электронной почте [email protected] в Оргкомитет.

Зоологический музей Московского университета — старейший и самый крупный московский музей, в котором посетители могут познакомиться с разнообразием современных животных нашей планеты. В экспозиции музея представлены почти 10 тысяч экспонатов — от одноклеточных простейших, которых, конечно, приходится показывать с помощью искусственных моделей, до крокодилов, тигров и зубров. Основная экспозиция знакомит с разнообразием мировой фауны и построена по классическому систематическому принципу — от простейших к позвоночным животным, класс за классом, отряд за отрядом. В Нижнем зале, на первом этаже музея можно увидеть разнообразие животных от одноклеточных до рептилий. На втором этаже находится Верхний зал, целиком занятый птицами и млекопитающими, и так называемый Костный зал, экспозиция которого посвящена показу внутреннего строения позвоночных животных. Здесь есть скелет мамонта, чучело носорога, слона, бегемота, крокодила и удава. Для тех, кто хочет послушать о жизни животных, музей проводит экскурсии (с учетом возраста детей). В экспозиционных залах и вестибюле музея представлены картины и рисунки выдающихся отечественных художников-анималистов (В.А. Ватагина, Н.Н. Кондакова и др.). В музее проводятся детские экологические праздники, интерактивные программы для детей всех возрастов и организуются детские дни рождения. По воскресным дням в "Биолектории" проводятся лекции для родителей с детьми от 5 лет. Лекторы рассказывают о биологических загадках в легкой и непринужденной форме. По субботам и воскресеньям с 11:00 до 17:00 открыт Научный террариум, где можно ознакомиться с уникальной коллекцией рептилий. Для этого необходимо приобрести отдельный билет (помимо входного билета в музей). В его стоимость входит интересный рассказ и возможность потрогать животных.