«Мать учит свою дочь писать»

Публикации раздела Музеи

Матери на картинах русских художников

М олодая крестьянка и жительница солнечной Италии, работница петроградской фабрики и жена партизана. Вспоминаем, как отечественные художники изображали матерей на своих полотнах.

Алексей Венецианов. Сенокос. 1820. Государственная Третьяковская галерея

Карл Брюллов. Итальянка, ожидающая ребенка. 1830. Государственный Русский музей

Карл Брюллов. Итальянка с ребенком у окна. 1831. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Карл Брюллов. Мать, просыпающаяся от плача ребенка. 1831. Государственный Русский музей

В 1822 году выпускник Академии художеств Карл Брюллов отправился в Италию - он получил от Общества поощрения художников стипендию для поездки за границу. Там живописец писал копии с картин эпохи Возрождения, этюды с натуры и сцены из жизни городских обывателей.

На многих картинах Брюллова главной героиней стала молодая мать или девушка, ожидающая ребенка. На полотнах - множество трогательных деталей: одна героиня рассматривает маленькую рубашонку, в то время как ее муж собирает колыбель, вторая - что-то показывает ребенку в окне, а молодая мать встает ночью к колыбели.

Картины полны мягкого света, который льется из открытой двери, окна или от пламени свечи на прикроватном столике. Так Карл Брюллов расставил акценты в своих работах: освещенные мать и дитя на затемненном или приглушенном фоне сразу становились центром сюжета.

Кузьма Петров-Водкин. Мать. 1913. Государственная Третьяковская галерея

Кузьма Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде. 1920. Государственная Третьяковская галерея

Кузьма Петров-Водкин. Мать. 1913. Музей изобразительного искусства, Харьков

Тема материнства стала одной из основных для Кузьмы Петрова-Водкина в зрелый период его творчества. Как правило, художник изображал матерей-крестьянок - красивых, румяных, пышущих здоровьем. Петров-Водкин увлекался иконописью и использовал особые приемы в портретах крестьянок: они походили на Мадонн эпохи Ренессанса.

В 1920 году, в разгар Гражданской войны, художник написал одну из самых известных своих картин - «1918 год в Петрограде», - также известную как «Петроградская Мадонна». Ее фон уже совсем не идиллический. Мать и младенец окружены каменными стенами голодного города; стекла в окнах разбиты, линейный пейзаж прост и аскетичен.

Великая Октябрьская революция изменила общественное положение женщин - и не только крестьянок. Даже косынка на героине повязана новым способом: так покрывали голову работницы фабрики, чтобы подчеркнуть принадлежность к классу пролетариев.

Александр Дейнека. Мать. 1932. Государственная Третьяковская галерея

Главные персонажи полотен Александра Дейнеки - граждане молодого Советского государства. Они занимаются спортом и строят дома, участвуют в мирных съездах и воюют на фронтах Великой Отечественной . Чтобы изобразить их сильными и здоровыми, художник использовал свои приемы и уделял особое внимание цвету. Он писал: «Коричневый загар крепкого молодого тела способен вызвать положительные эмоции» .

Одной из известных работ Александра Дейнеки стала картина «Мать» 1932 года. Художник изобразил на ней статную женщину со строгим профилем, на плече у нее уснул маленький сын. Светлые лица, мягкие силуэты, нарочито невыразительный темный фон - все призвано сосредоточить внимание зрителя на моменте таинства из жизни матери и ребенка.

«Десятки раз я писал спящих детей, усталых и трогательных, находил я в них и «уют» пластики и трепетность цвета, но всем этим зарисовкам недоставало конкретности. Оказывается, надо было дать другое место заснувшему ребенку, и совершенно неожиданно я увидел его на плече матери, величественной и нежной в одно и то же время. Все закомпоновалось легко, пластично и убедительно».

Александр Дейнека

Михаил Савицкий. Партизанская мадонна. 1967. Государственная Третьяковская галерея

В 1950–60-х годах в отечественной живописи появилось новое направление - «суровый стиль». В его основу лег художественный метод, который использовали в первое десятилетие советской власти: четкие контуры, лаконичность, линейное изображение фигур. Сюжеты для таких полотен живописцы черпали из трудовых будней советских граждан и военного прошлого.

В 1967 году гостям Всесоюзной выставки в Москве была представлена картина «Партизанская Мадонна», которую создал художник Михаил Савицкий. Мать и дитя на ней изображены грубо, почти плакатно. Полотно Савицкого, как и Петрова-Водкина, также напоминает об иконописных традициях: сферическая перспектива, большие цветовые плоскости и яркий, почти сияющий на темном фоне младенец в центре сюжета. Задумчивая кормящая мать с обнаженным ребенком становятся олицетворением мирного прошлого, контрастируя с другими персонажами полотна - уезжающими партизанами и печальной пожилой женщиной.

В названии картины - «Партизанская Мадонна» - Михаил Савицкий объединил религиозную традицию с идеологией атеистического государства. Это было немыслимо для сталинского периода, но стало вполне возможным в годы оттепели.

Полотно Савицкого произвело огромное впечатление на гостей Всесоюзной выставки. Сразу же после экспозиции картину выкупила Третьяковская галерея.

Надгробный памятник


Д ейнека Александр Александрович - советский живописец, художник-монументалист, график, иллюстратор, скульптор.

Родился 8 (20) мая 1899 года в городе Курске в семье рабочих железнодорожников. С 1914 года учился в Курском железнодорожном училище. Одновременно посещал художественную школу.

С 1915 года учился в Харьковском художественном училище. Однако во время февральской революции 1917 года занятия в училище были прекращены, и А.А.Дейнека возвратился в Курск. В родном городе он вступил в РККА, оказался вовлеченным в водоворот революционных событий: писал плакаты для Курского отделения "Окон РОСТа", оформлял театры и агитпоезда, возглавлял сектор ИЗО народного образования Курской губернии.

В 1921 году А.А.Дейнека получил направление на учёбу в Москву. Здесь он поступил на полиграфический факультет ВХУТЕМАСа. Среди преподавателей в мастерских были видные представители русского авангарда. Наставником художника стал В.А.Фаворский.

Дух ВХУТЕМАСа наложил значительный отпечаток на творчество молодого художника: картины Дейнеки периода обучения в мастерских ("Автопортрет в панаме", "Женский портрет", "Портрет художника Вялова") испытывают заметное влияние авангардных течений.

В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов. В это время начал формироваться собственный стиль мастера, основанный на графической манере, сдержанности колоритных решений, чёткости композиционных построений. Сложился круг основных тем, к которым он будет обращаться на протяжении всей своей творческой деятельности: воспевание героического труда, спорт, индустриализация, техника. Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна "Перед спуском в шахту" (1925), "На стройке новых цехов" (1926), "Текстильщицы" (1927). В 1928 году художником была создана картина "Оборона Петрограда", которая стала одним из самых значительных творений Дейнеки.

Начиная с 30-х годов, изобразительный язык художника изменился. Его живопись стала менее графичной, колорит не столь сдержан, в его творчестве появились лирические мотивы. Одним из лучших полотен этого этапа творчества Дейнеки явилась картина "Мать".

В период Великой Отечественной войны А.А.Дейнека создал ряд выдающихся произведений. Особенно выделяются в этом ряду наполненная драматизмом, особым героическим пафосом картина "Оборона Севастополя" (1942) и, пронизанное внутренним напряжением, полотно "Окраина Москвы. Ноябрь 1941" (1941).

В послевоенное время художник продолжил разрабатывать свои любимые темы. Языком искусства он стремится создать идеальный образ современного советского человека. Заметные картины Дейнеки этого периода "Тракторист" (1956) и "У моря. Рыбачки" (1956).

Немаловажную часть творческой деятельности А.А.Дейнеки составляли монументально-декоративные работы, в частности мозаики на плафонах станций московского метрополитена "Маяковская" и "Новокузнецкая" (1938 - 1939), панно и росписи в Центральном академическом театре Российской армии (1940). В 1964 году за мозаики ("Хорошее утро", "Доярка", "Красногвардейцы") он был удостоен Ленинской премии. Также мастер оставил значительный след в области скульптуры, станковой графики.

Помимо собственно живописи, А.А.Дейнека занимался и преподаванием: в Москве во ВХУТЕИНе (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В.И.Сурикова (1934-1946, 1957-1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957). Он состоял в отделении декоративных искусств Академии художеств СССР, являясь членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962-1966), академиком-секретарём (1966-1968).

Действительный член АХ СССР (1947), народный художник СССР (1963).

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июня 1969 года за большие заслуги в развитии советского изобразительного искусства, плодотворную общественную и педагогическую деятельность и в связи с семидесятилетием со дня рождения Дейнеке Александру Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Имя художника носит улица в Курске, оно присвоено Курской картинной галерее.

Награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, медалями.

Патриотическая героика мирного индустриального строительства, суровые военные будни и незабываемые дни великой победы над фашизмом, светлая радость материнства и острый накал спортивной борьбы - все эти темы получили воплощение в произведениях живописца, графика, скульптора, мастера монументально-декоративного искусства, лауреата Ленинской премии, народного художника СССР, Героя Социалистического Труда А. А. Дейнеки.

Александр Александрович Дейнека

Пафос советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции.


А. Дейнека. Перед спуском в шахту
Холст, масло. 1925

А. Дейнека. Перед спуском в шахту
Холст, масло. 1925
Государственная Третьяковская галерея

Трудовому подвигу народа - строителя социализма посвящены лучшие произведения художника 1930-х гг. Колорит картин Дейнеки теплеет. В эти годы его образы приобретают тонкий лиризм. Особенно ярко эти черты проявились в картине «Мать» (1932, Государственная Третьяковская галерея). Ее героиня - женщина-труженица, здоровая, крепкая и вместе с тем женственная. Для Дейнеки она идеал нового человека, развитого физически и духовно, свободного и гармонического, прекрасного нравственно и физически.


А. Дейнека. Мать
Холст, масло. 1932

А. Дейнека. Мать
Холст, масло. 1932
Государственная Третьяковская галерея

Этот идеал художник воплощает в многочисленных работах на темы спорта, подчеркивая его облагораживающее воздействие на людей. Произведения Дейнеки, воспевающие совершенство человека нового общества, резко контрастируют с картинами, созданными художником во время зарубежных поездок. И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей - «Будущие летчики» (1938, Государственная Третьяковская галерея). Мир, озаренный светлыми мечтами, юность Страны Советов, уверенная в своем будущем, предстают на этой картине.


А. Дейнека. Будущие летчики
Холст, масло. 1938
Государственная Третьяковская галерея

А. Дейнека. Будущие летчики
Холст, масло. 1938
Государственная Третьяковская галерея

Но каким суровым становится этот мир на полотнах, созданных в дни Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. Ощетинившаяся противотанковыми ежами и надолбами столица, собирающая силы для решительного контрудара («Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»), героические защитники Севастополя («Оборона Севастополя»), тревожные будни тыла («Тревожные ночи»).


А. Дейнека. Оборона Севастополя.
1942. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А. А. Дейнека. Оборона Севастополя.
1942. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В послевоенные годы Дейнека вновь обращается к изображению повседневного труда и быта советских людей. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г.). Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. В начале 1950-х гг. Дейнека создает мозаики для здания Московского государственного университета на Ленинских горах, а в 1958 г. - панно для советского павильона на Международной выставке в Брюсселе. За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии.

Дейнека Александр Александрович , российский живописец, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947; вице-президент в 1962-1966). Герой Социалистического Труда (1969). Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). С 1920-х гг. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др.), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922; кн. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). Своим пониманием композиции, значения линии, пятна, контраста и т. П. обязан прежде всего Фаворскому.

В живописных работах Дейнека сохранил стилистику и тематику ранних графических произведений. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация, индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ; «Текстильщицы», 1927, ГРМ); в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера.

На стройке новых цехов.
1926.

Текстильщицы.
1927.

Оборона Петрограда.
1928.

Большое внимание Дейнека уделял темам авиации («В воздухе», 1932, КГ, Курск; «Будущие лётчики», 1938, ГТГ) и спорта («Футболист», 1934, ГТГ; «Бег», 1934, ГРМ и др.); в связи с темой физкультуры художник нередко обращался к изображению обнажённого тела («Игра в мяч», 1932, ГТГ, и др.).

В воздухе.
1932.

Будущие лётчики.
1938.

Бег.
1934.

Игра в мяч.
1932.

Лиризмом отмечены его жанровые работы, натюрморты, портреты и пейзажи 1930-х гг. («Мать», 1932, ГТГ; «Девушка с книгой», 1934, ГРМ; «Колхозница на велосипеде», 1935, ГРМ).

Мать.
1932.

Девушка с книгой.
1934.

Колхозница на велосипеде.
1935.

В 1934-1935 посетил Францию, Италию и США, выполнив на основе путевых впечатлений ряд графических и живописных произведений. Великой Отечественной войне посвящены его батальное полотно «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ), драматические пейзажи «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941, ГТГ), «Сгоревшая деревня» (1942, ГРМ) и др.; графические серии «Дороги войны» (сангина, 1942, ГРМ) и «Москва военная» (акварель, гуашь, 1946, ГТГ).

Оборона Севастополя.
1942.

Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года.
1941.

Сгоревшая деревня.
1942.

Эпический размах и оптимизм отличают жанровые полотна Дейнеки 1940-х гг. («Раздолье», 1944, ГРМ; «Эстафета по кольцу «Б»», 1947, ГТГ).

Раздолье.
1944.

Эстафета по кольцу «Б».
1947.

В позднем творчестве Дейнека повторял темы и образы ранних работ, трактуя их всё более живописно.

Выдающийся мастер монументально-декоративной живописи, Дейнека исполнил панно для советских павильонов на Всемирных выставках в Париже (1937, большая золотая медаль) и Брюсселе (1958, золотая медаль), ряд фресок и плафонов для ВСХВ (1939), плафон в фойе ЦТКА (1940), серию 35 плафонов «Сутки Страны Советов№ для станции «Маяковская» (1938-39) и мозаики для станции «Новокузнецкая» (1943, все – смальта) Московского метрополитена; фриз с портретами учёных для МГУ (флорентийская мозаика, 1951-52) и др.

Мозаичное панно станции метро «Маяковская». Прыжок в воду.
1938.

Мозаичное панно Станция метро «Новокузнецкая».

Работал также как сценограф («Баня» В. В. Маяковского в моск. Театре им. В. Э. Мейерхольда, 1930, и др.), с 1939 и как скульптор (композиции на спортивную тему, бронза и дерево). Творчество Дейнеки оказало значительное влияние на формирование сурового стиля в советском искусстве. В 1970 году имя Дейнеки присвоено Курской картинной галерее. Преподавал в Москве – во Вхутеине (1928-30), Полиграфическом институте (1928-1934), МХИ (1934-46 и 1957-63; профессор с 1940), Институте прикладного и декоративного искусства (1945-52, директор в 1945-48), МАРХИ (1953-57). Ленинская премия (1964).

Сочинения: Жизнь, искусство, время. Литературно-художественное наследие. Л., 1974.
Литература: Kuhirt U . A. Deineka. Dresden, 1974; Демосфенова Г. Л. Журнальная графика Дейнеки, 1920-е – нач. 1930-х гг. М., 1979; Барабанова Н. Дейнека. М., 1980; A. Deineka. (Kat.). Düsseldorf, 1982; Сысоев В. П. А. Дейнека. М., 1989. Т. 1-2. (А. М. Муратов).