Мастер и маргарита проблема творчества аргументы. Сочинение Булгаков М.А. Истинное и ложное творчество

Произведение «Мастер и Маргарита» по праву можно назвать итоговым в жизни Булгакова. Автор работал над ним на протяжении 12 лет. Не случайно этот роман является любимой книгой многих людей. В нем сочетаются представления автора о добре и зле, справедливости и любви. Однако, безусловно, тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» - основная.

Начало романа. Знакомство с представителями пишущей братии

В самом начале своего произведения автор знакомит нас с главой объединения литераторов МАССОЛИТ, Михаилом Александровичем Берлиозом, и поэтом Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова поднимается уже на первых страницах романа. Автор показывает читателю свое ироничное отношение к Берлиозу, однобокость его образования и узость кругозора. Именно он главный противник издания романа, созданного Мастером.

Истинное и ложное творчество

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» (сочинение с таким названием часто пишут школьники) является одной из самых главных. Произведение содержит в себе конфликт истинного и ложного творчества. Автор относился к этому вопросу очень болезненно. Не случайно исследователи полагают, что Мастер - прототип самого Булгакова.

Главной достопримечательностью Москвы был огромный ресторан, в котором подавали судачков, стерлядь, яйца-кокот. Члены МАССОЛИТа заботились главным образом о своей сытости, а не о качестве духовной пищи.


Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита». Образ мастера

Мастер изображен автором как истинный творец, который, как это обычно бывает, не может найти понимания среди заурядных писателей, поэтов и редакторов. Произведение Мастера очень психологично, оно показывает тонкости взаимоотношений карающей стороны и осужденного человека, который невиновен, прокуратора. Гениальный роман Мастера не встретил поддержки со стороны МАССОЛИТа. Гонители автора, движимые завистью, пишут обличительные статьи. Критика доводит Мастера до сумасшедшего дома.

Вмешательство высших сил в судьбу Мастера

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита», а если быть точнее, тема истинного творчества, связана с образом Мастера. Произведение, созданное им, находит поддержку помогает восстановить справедливость. Они расправляются с Берлиозом, в конце произведения горит дом Грибоедова.

Любовь и творчество

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» связана с темой любви. Чувство Маргариты помогает побороть разочарование в жизни, придает силы. Она верит в то, что роман Мастера - действительно гениальное творение.

Встреча с Воландом превращает Маргариту в ведьму. Чтобы спасти Мастера, она летит на бал Сатаны, который предстает перед читателями как справедливый судья. Он помогает Маргарите вернуть возлюбленного и делает все, чтобы жизненные невзгоды последних дней не волновали их: Мастер больше не числится в клинике, их гнездышко, подвал, снова свободно, пять сгоревших экземпляров рукописи теперь у него в руках.

Кроме того, наверху было решено подарить влюбленным вечный покой и возможность наслаждаться жизнью.

Завершение романа

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» пронизывает все произведение. Книга заканчивается очень счастливо для Мастера и его возлюбленной. Подлинное творчество одерживает победу над ложным. Мастер и Маргарита покидают то время, в котором они жили, и обретают вечный покой. Мастер находит то, что очень важно для истинного художника, - свободу, не ограниченную рамками политического строя.

Итак, освещена тема творчества в романе «Мастер и Маргарита». Кратко в этой статье мы уже рассказали, как она прослеживается в этом произведении. Теперь обратимся к истории создания романа.

Об истории создания романа

Знаменитое было опубликовано лишь в шестидесятые годы. Временем начала работы над романом следует считать 1928-1929 годы, так как сам автор датировал первые рукописи то одним, то другим годом. Первоначально произведение получило несколько вариантов названий: «Копыто инженера», «Чёрный маг», «Жонглёр с копытом», «Гастроль».

Булгаков сжег свой роман весной 1930 года, оповестив об когда получил известие о том, что была запрещена пьеса «Кабала святош». Работа над произведением была возобновлена в 1931 году. Именно тогда в книге появились Маргарита и её спутник, который в последующем был назван Мастером. У Воланда появилась свита. Редакция 1936 года, вторая по счету, была озаглавлена как «Фантастический роман».

Третья редакция изначально носила название «Князь тьмы». Произведение было озаглавлено как «Мастер и Маргарита» в 1937 году. В начале лета 1938 года впервые был полностью напечатан текст романа, который редактировался практически до последних дней жизни писателя.

Герой Мастера очень автобиографичен, что лишний раз подтверждается информаций о его возрасте, сообщенной в романе. Согласно тексту произведения Мастер был человеком примерно тридцати восьми лет. Столько же было Булгакову, когда он начал работать над этой книгой.

Считается, что на создание образа сатаны автора вдохновила опера Шарля Гуно, сильно впечатлившая его еще в детстве, а также поэма И.В. Гете «Фауст». Интересно, что на Булгакова произвел сильное впечатление роман Чаянова А.В., главный персонаж которого носит фамилию Булгаков. На страницах книги он сталкивается с дьявольской силой. Совпадение фамилий сильно взволновало писателя.

Примечательно, что Воланд в первых редакциях носил имя Астарот, но в последующем это имя было заменено.

Как сообщила вдова писателя, последние слова Булгакова о произведении «Мастер и Маргарита» были: «Чтобы знали…»

Сейчас в Москве на Большой садовой есть «Булгаковский дом». Это музей, который рассказывает о творчестве и жизни писателя. Довольно часто там проходят небольшие театральные постановки, импровизации на произведения писателя.

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» (аргументы для этого были приведены выше) является главной. Кроме того, первоначально автор планировал поднять в романе множество общественных проблем, среди них и вопрос о сложностях работы русских писателей в России, которые подвергались настоящей травле со стороны государства. В известной нам редакции автор пишет о судьбе одаренного человека в условиях господства тирании, что, впрочем, сильно перекликается с первоначальным замыслом.

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» - ключевая, ведущая. Она тесно переплетается с темой любви героев этого великолепного произведения. Чувство Маргариты спасает Мастера. Творение, созданное Булгаковым, впечатляет современников, как ни одно другое. Роман пользуется дурной репутацией у кинематографистов, однако находятся смельчаки, в которых желание снять фильм по этому произведению побеждает суеверный страх. Последняя экранизация романа в 2005 году потрясла зрителя подробностью, количеством спецэффектов, мастерством актерского состава.

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
Л. А. Блок

Роман «Мастер и Маргарита» построен чрезвычайно сложно: это роман в романе. В произведении совмещены роман о Мастере и роман Мастера. На первый взгляд образ заглавного героя и история его жизни занимают второстепенное место в произведении, Мастер заслоняется другими, весьма многочисленными яркими и запоминающимися персонажами. Но, решая вопрос о главном герое, следует признать, что история Мастера, включая его роман о Понтии Пилате и любовь к Маргарите, является сюжетообразующей для всего произведения. Ведь и Воланд со свитой появился в Москве не случайно: он был вызван, но не словом, как в гётевском «Фаусте», а поступком — Мастер сжёг своё творение. Следовательно, с образом писателя связано и социальное, и философское содержание романа.

Вполне естественно, что Булгаков, описывая современную советскую действительность,не ограничился описанием московского магазина Торгсина, роскошного массолитовского ресторана или порядков в театре Варьете. Для писателя значительно интереснее было изображение духовной жизни советского общества, прежде всего, конечно, литературной и окололитературной среды. Из этого следует, что тема творчества является одной из главных в романе.

Характерной чертой литературной жизни 20-х годов XX века стало появление многочисленных писательских объединений. В романе изображено одно литературное объединение — МАССОЛИТ. Так скромно «МАСтера СОветской ЛИТературы» назвали себя его члены (хотя могут быть и другие расшифровки придуманной самим писателем аббревиатуры: Московская АССОциация ЛИТераторов, МАСсовая Советская ЛИТература и т.д.). Массолитовцев Булгаков награждает многозначительными фамилиями и псевдонимами: московская купеческая сирота Штурман Жорж, новеллист Иероним Поприхин, поэты Павианов, Богохульский, Сладкий, романист Жуколов и другие. Но, как показывает Булгаков, эти «мастера» озабочены совсем не творчеством. В романе подробно описывается двухэтажный особняк легендарной грибоедовской тётки, где разместился МАССОЛИТ. Сначала старательно перечисляются все таблички на дверях второго этажа: «Рыбнодачная секция», «Однодневная творческая путёвка», «Запись в очередь на бумагу», «Полнообъёмные творческие отпуска», «Правление», «Редакция», «Председатель», «Бильярдная». У каждой двери стояла очередь, но, как замечает автор, «не чрезмерная, человек в полтораста» (1, 5). Только у двери с табличкой «Квартирный вопрос» очередь была длинная, она кончалась на первом этаже у швейцарской.

Однако особняк грибоедовской тётки славился на всю Москву не литературным объединением, а отличным рестораном в первом этаже, куда пускали только членов МАССОЛИТа. Сюда из-за отсутствия членских билетов не допускают Коровьева и Бегемота, которые сразу же начинают препираться, доказывая, что «вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет» (2, 28). Безусловно, мелкие бесы высказывают здесь мысль самого Булгакова, который весьма скептически относился к процветающим литературным союзам. На деле «мастера советской литературы» занимаются не творчеством, а распределением различных дефицитов, которыми их подкармливают власти, и устройством собственной жизни, по возможности удобной и сытой. Ирония звучит в словах Коровьева, когда он сравнивает писательский дом с оранжереей для ананасов, где «скрывается и вызревает целая бездна талантов», где «поспевает сейчас будущий автор «Дон Кихота», или «Фауста» (...), или, на самый худой конец, «Евгения Онегина» (2, 28).

Нечистая сила сжигает дотла здание МАССОЛИТа, так же как магазин Торгсин, как «нехорошую» квартиру №50 на Садовой. Почему? Ответ на этот вопрос можно найти в рассуждениях Коровьева: на тепличные ананасы нападает иногда микроб, и они загнивают: «А это бывает с ананасами! Ой-ой-ой, как бывает!» (2,28). Думается, что Булгаков не случайно сближает в деталях описание двух сцен романа - вечер в ресторане МАССОЛИТа (1, 5) и бал у сатаны (2, 23): яркий свет, грохочущий джаз, богохульные выкрики «Аллилуйя!» («Славьте Бога!»), неистовые пляски литераторов и гостей сатаны. Иван Бездомный, помешавшийся во время погони за нечистой силой, почему-то решил, что Воланд и его свита спрятались именно в особняке грибоедовской тётки. С помощью таких сближений и сюжетных поворотов писатель демонстрирует своё негативное отношение к МАССОЛИТу.

Так же беспощадно, как с МАССОЛИТом, нечистая сила расправляется и с его председателем Михаилом Александровичем Берлиозом. Даже критик Латунский, который довёл Мастера до сумасшествия, отделался всего лишь погромом своей квартиры, а Берлиозу Воланд не только устроил ужасную смерть под колёсами трамвая, но и похитил его голову накануне похорон, чтобы на балу нечистой силы закончить философский спор о Боге и дьяволе, о добре и зле. Для Булгакова Берлиоз — самый отталкивающий герой в романе. Этот бюрократ от литературы, выполняя указания сверху, помогает подчинить властям духовную жизнь общества. Он не только заказывает антирелигиозную поэму Ивану Бездомному, но и поучает, что и как надо написать о Христе в этой поэме. Это Берлиоз и ему подобные устроили из литературного объединения контору по распределению жилплощади, бесплатных путёвок и дач. Редактор и наставник литературной молодёжи, он отучает эту молодёжь мыслить самостоятельно и свободно.

В романе присутствуют два воспитанника Берлиоза — поэты-массолитовцы Александр Рюхин и Иван Бездомный. Рюхин пишет «звучные стихи» к Первому мая — «Взвейтесь!» да «Развейтесь!» (1, 6). Но в минуту просветления он понимает, что все его стихи плохи потому, что он не верит ни во что из того, что пишет (1,6). Булгаков ставит Рюхина рядом с памятником Пушкину на Страстной площади, и герой с завистью и недоумением размышляет о судьбе гения, которому всегда везло, любое событие «шло на пользу, всё обращалось к славе его» (1,6), «белогвардеец» (!) Дантес, стреляя в Пушкина, обеспечил последнему бессмертие. Это минутное просветление кончается ничем: Рюхин с горя напивается в ресторане МАССОЛИТа, и, надо полагать, его жизнь покатится дальше по прежней дорожке.

Если завистливый поэт Рюхин появляется только в эпизоде, то Иван Бездомный становится одним из центральных героев романа. Мастер справедливо назвал его невежественным человеком: этот пролетарский поэт пишет поэму о Христе, по сути ничего не зная о своём герое; предлагает отправить на Соловки знаменитого, но давно умершего немецкого философа И.Канта (1724 — 1804) для перевоспитания. Иван Бездомный, в отличие от Рюхина, сумел изменить свою жизнь, так как в нём сохранилась честность (критическое отношение к себе и к другим), способность сострадать чужому горю. Он готов признать, что пишет «ужаснейшие стихи» (1, 13); он привязался к Мастеру, когда узнал историю его жизни; он хочет спасти Москву от нечистой силы, предвидя, сколько несчастий обрушится на город, по которому бродят Воланд и его свита. В сцене прощания с Мастером Иван многозначительно заявляет: «Я ведь слово своё сдержу, стишков больше писать не буду. Меня другое теперь интересует... я другое хочу написать» (2, 30). Иван сдержал своё слово: он оставил своё стихоплётство, начал серьёзно учиться и стал по-настоящему образованным человеком — профессором истории. Так ученик повторяет учителя, ведь Мастер тоже был профессиональным историком. От сатирического высмеивания пролетарского поэта в начале романа Булгаков переходит к сочувственному изображению Ивана Николаевича Понырёва в конце произведения.

Положительное, хотя и трагическое решение проблемы творчества автор связал с образом Мастера. Это настоящий писатель, сочиняющий не по заказу сверху, а по велению собственного сердца. Он даже не сочиняет, а «угадывает» (1, 13) благодаря таланту. Тему для своего «вредного» романа о Понтии Пилате он выбрал, конечно, не из конъюнктурных соображений и написал его, выразив своё отношение к власти зла, которое воплощает прокуратор Иудеи. «Романтический Мастер» (2, 32), как назвал его Воланд, думал, что его книга о вечных истинах будет нужна людям. Но, с точки зрения советских властей, эта книга очень несвоевременная: Мастер в эпоху самой активной борьбы с религией и церковью пишет не разоблачительный, даже не сатирический, а серьёзный роман о библейских временах и героях.

Судьба Мастера доказывает, что в литературной жизни Советского Союза всем заправляют верноподданные чиновники. Официальная критика быстро и умело разделалась со своевольным писателем-одиночкой: его роман не напечатали, а разгромные критические статьи на ненапечатанный роман сделали своё дело — писатель получил тяжёлое нервное расстройство. За что же так ополчились против Мастера критики? Они выполняли политический заказ — морально уничтожить человека, который осмелился думать и творить самостоятельно и честно. Мастер рассказывал Бездомному: «Что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон. Мне всё казалось (...), что авторы этих статей говорят не то, что хотят сказать, и что их ярость вызвана именно этим» (1, 13). Описывая квартиру Латунского в доме со швейцаром у мраморного подъезда, Булгаков показывает, чем расплачивается власть с «правильным» критиком и за что продаёт он своё вдохновение. А для Мастера литературная травля сменилась другими методами воздействия: на несколько месяцев герой попал в следственный изолятор. А когда его освободили, у Мастера не было ни дома, ни имени. Единственное, что ему оставалось, — это самому отправиться в психиатрическую клинику Стравинского. Узнав историю Мастера, читатель вместе с Воландом может воскликнуть: «Да, его хорошо отделали!» (2, 24).

Мастер не выдержал нравственных и физических испытаний, которые обрушились на него, и сжёг свой роман. Судьба этого писателя — убедительное доказательство того, что никакой свободы творчества в СССР нет. Когда Воланд предлагает герою продолжить роман, Мастер категорически отказывается: «У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет. Ничто меня вокруг не интересует (...), меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал» (2, 24).

Подводя итог, следует отметить, что «Мастер и Маргарита» — философский роман о добре и зле и о гибели человека в мире, где нет доброты. В отношении главного героя общая тема уточняется так: роман о взаимоотношениях художника и власти. Булгаков рассматривает два отношения к творчеству: приспособленцев — членов МАССОЛИТа и настоящего художника — Мастера, который не торгует своим умом и талантом, не продаёт высокие идеалы творчества ни за какие жизненные блага. Так Булгаков продолжает традицию, заложенную в русской литературе Пушкиным, когда духовная свобода творца считается главным условием истинного творчества.

В романе Булгаков доказывает трагическую идею: взаимоотношения честного, самоотверженного художника с властью приводят к гибели художника, что подтверждается судьбой Мастера и его героя Иешуа, а также реальной, невыдуманной жизнью самого Булгакова. И этот печальный вывод не могут сгладить никакие смешные проделки нечистой силы в Москве.

Власть, по мнению Булгакова, не способна творить добро. Казалось бы, римский прокуратор обладает огромной властью и может спасти нищего проповедника Иешуа, лживо обвинённого первосвященником Каифой. Но нет, различные политические и личные трусливые соображения мешают Понтию Пилату это сделать. Он может только облегчить муки Га-Ноцри на кресте и потом отомстить предателю Иуде из Кириафа. Также и всесильный Воланд не может устроить простое земное счастье Мастера и Маргариты, но покарать их обидчиков он в силах.

Проблема творчества и судьбы художника в романе М. А. Булгакова - "Мастер и Маргарита". Тема трагической любви Мастер и Маргариты.

Цель: проанализировать образы главных героев романа "Мастер и Маргарита", рассмотреть, как писатель раскрывает проблему свободы творчества и судьбы художника, ознакомить учащихся с булгаковской концепцией любви, проследить историю любви главных героев романа, показать, как их высокая любовь вступает в конфликт с окружающей пошлостью, развивать творческое мышление учащихся, умение анализировать, делать выводы, воспитывать интерес к творчеству Булгакова.

Оборудование: текст романа «Мастер и Маргарита», портрет писателя М. А. Булгакова; иллюстрации учащихся к роману «Мастер и Маргарита», фильм В. Бортко «Мастер и Маргарита» (2005г.), запись на доске «Рукописи не горят…»

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования на их основе умений и навыков.

Ход урока

    Сообщение темы и цели урока.

    Проверка домашнего задания. Осуществляется в ходе урока.

    Мотивация учебной деятельности.

“Рукописи не горят” - с этой верой в упрямую, неуничтожимую силу искусства умирал писатель Михаил Булгаков, все главные произведения которого лежали в ту пору в ящиках его письменного стола неопубликованными и лишь четверть века спустя одно за другим пришли к читателю. “Рукописи не горят” - эти слова как бы служили автору заклятием от разрушительной работы времени, от глухого забвения предсмертного и самого дорогого ему труда - романа “Мастер и Маргарита”. И заклятие подействовало, предсказание сбылось. Время стало союзником М. Булгакова, и роман его не только смог явиться в свет, но и стал актуальным, вызывает много споров, вопросов.

И все-таки, почему "рукописи не горят"? Почему эта книга привлекает внимание всё новых и новых читателей? Как в романе раскрывается проблема творчества и судьбы художника, тема совести? Ответы на все эти вопросы мы найдём в ходе урока.

    Работа над темой урока

    Вступительное слово учителя

Слово “Мастер” не случайно вынесено Булгаковым в заглавие его знаменитого романа “Мастер и Маргарита”. Мастер действительно является одной из центральных фигур булгаковского произведения. Его образ некоторые критики считают автобиографическим, отразившим реальные переживания и жизненные коллизии самого Булгакова. Другие же ищут прототип мастера в литературном окружении Булгакова. Но для всех очевидно, что Булгаков нарисовал типичную трагическую судьбу честного писателя в тоталитарном обществе.

    Что мы знаем о Мастере из романа? Используя домашнее задание, расскажите биографию Мастера.

Гл. 13 «Явление героя»

Мастер появляется в эпизоде «Встреча с Иваном Бездомным в психиатрической больнице».

«Историк по образованию, он еще два года тому назад работал в одном из московских музеев, а кроме того, занимался переводами. Он знал пять языков: английский, французский, немецкий, латинский и греческий, еще читал по-итальянски».

«Жил историк одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве. И, представьте, однажды выиграл сто тысяч рублей», по облигации, которую ему в музее дали.

«Выиграв сто тысяч, загадочный гость Ивана поступил так: купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой... и нанял у застройщика в переулке близ Арбата две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате.

«Ах, это был золотой век, – блестя глазами, шептал рассказчик, – совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, – почему-то особенно горделиво подчеркнул он, – маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен…

И вот тогда-то, прошлою весной, случилось нечто гораздо более восхитительное, чем получение ста тысяч рублей.

Необыкновенно пахнет сирень! И голова моя становилась легкой от утомления, и Пилат летел к концу… Я выходил гулять. Сто тысяч – громадная сумма, и у меня был прекрасный серый костюм…»

    Ролевая игра «Встреча Мастера с Маргаритой».

Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась… По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах! Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу.

И, вообразите, внезапно заговорила она:

Маргарита – Нравятся ли вам мои цветы?

Мастер – Нет.

Маргарита – Вы вообще не любите цветов?

Мастер – Нет, я люблю цветы, только не такие.

Маргарита – А какие?

Мастер – Я розы люблю.

(Маргарита виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и Мастер понес их в руках. Так шли молча некоторое время, пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на мостовую, затем продела свою руку в черной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом)

Мастер (возвратившись)

Я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож! Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя, и что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел.

    Слово учителя

Расскажите, как изменилась жизнь главных героев после встречи? Как складывались их взаимоотношения? Почему они были нужны друг другу? Что случилось с Мастером, когда роман был написан?

Индивидуальное задание

Маргарита приходила к Мастеру каждый день, и ждать её писатель начинал с утра. «Она входила в калитку один раз, а биений сердца до этого я испытывал не менее десяти». Они полюбили друг друга так крепко, что стали совершенно неразлучны. Влюбленные пришли к заключению, что столкнула их на углу Тверской и переулка сама судьба и что созданы они друг для друга навек. Мастер работал, а она перечитывала написанное, а перечитав, шила Мастеру шапочку. Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером. Роман был дописан в августе месяце, был отдан машинистке, и та перепечатала его в пяти экземплярах. И, наконец, настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь.

(Вставка: 4 серия, 36:22, 38:55, 40:56 – поставить на паузу)

Мастер написал гениальный роман о Понтии Пилате. Но он был крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах. Он наивно верил, что роман этот будет кому-то нужен, что его будут печатать и читать просто потому, что это хороший роман. Но оказалось, что труд его никому не нужен, за исключением одной лишь Маргариты, что он вызывает лишь озлобление и нападки критиков. Роман не был принят к печати, критика ошельмовала автора как «богомаза». Это сломило Мастера, лишило его воли к жизни. Поэтому он обрек себя на добровольное затворничество в клинике.

Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова, когда его повести «Роковые яйца», пьесы «Дни Турбиных», «Бег» и др. перестали публиковать и ставить на сценах театров всего СССР.

(Вставка: 4 серия, 41 – 43:55 – разговор с Берлиозом) (4 серия, 45:30 – Чтение газетных статей о романе)

    Слово учителя.

Что представляли собой литераторы, заклеймившие роман Мастера? Охарактеризуйте атмосферу, царящую в литературных кругах, используя текст главы «Было дело в Грибоедове» (глава V)

Индивидуальное задание

В Доме Грибоедова Булгаков запечатлел так называемый Дом Герцена (расположенный в Москве на Тверском бульваре, 25),в котором в 1920-х годах размещался ряд литературных организаций. Булгаков не зря выбрал для его названия русского классика с гастрономической фамилией: она указывает на главную страсть членов МАССОЛИТа – стремление хорошо поесть. Дом Грибоедова – злая сатира на общество, где человека определяют писателем только по наличию у него удостоверения члена литературной организации, где чиновники или литераторы и бездарные критики определяют, на какую тему можно писать, а на какую – нельзя, где главным критерием художественности произведения является правильная идеологическая позиция автора.

Мастер, написавший о величайшем событии в духовной жизни человечества – истории Иисуса Христа, оказывается чужаком в писательской среде. Его современники отреклись от Бога – он им не нужен (Страна, строящая социализм, проводит атеистическую пропаганду). Не нужен им и роман Мастера, и поэтому они так дружно набрасываются на него.

Нравы, царящие в писательской среде, подвергаются в романе особенно острой и беспощадной критике. Как ни парадоксально, но литераторы, призванные размышлять о самом высоком в жизни – о назначении человека, о месте его в окружающем мире, о путях развития общества, озабочены у М. А. Булгакова совсем иным: они добиваются выгодных командировок, высоких гонораров, расширения жилплощади, получения садово-огородных участков и так далее. Никто из них никогда не размышляет о литературе, исключая Берлиоза с Иваном Бездомным. Члены МАССОЛИТа – бездарные и духовные мещане и обыватели, мечтающие о льготах и материальных благах и ради них готовые любого оболгать и очернить. Так и происходило с Мастером: критики Латунский, Ариман и другие ошельмовали его книгу ещё до выхода её из печати и довели автора до психиатрической лечебницы, до душевного надлома, когда он своими руками уничтожил собственное детище. И вполне закономерно, что в конце романа подручные Воланда устраивают пожар (сначала в ресторане) в Доме Грибоедова.

    Слово учителя.

Какую роль в судьбе Мастера сыграла любовь к Маргарите? Как Маргарита вступает в бой за возлюбленного? Ради него на что она готова?

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

Имя этой любви – Маргарита. Что значит, по Булгакову, настоящая любовь?

Индивидуальное задание

Наверное, бескорыстная, самоотверженная, способная принимать интересы и устремления любимого как свои, жить его жизнью и помогать во всём, чем можешь, уметь разделять не только радости, но и неудачи, в трудные минуты стать опорой любимому.

Такой и была любовь Маргариты до разлуки с Мастером. Определение «верная» раскрывается во II части романа, когда женщина остаётся одна и не имеет никаких известий о Мастере. Она не только верна своему чувству, но и не теряет надежды на встречу, причем для неё совершенно безразлично, на каком свете это произойдёт. «Вечной» любовь становится тогда, когда Маргарита проходит испытание свободой от всех норм и законов и испытание встречей с вечными силами. Маргарита вступает в бой за возлюбленного. Ради него она готова на всё. Превратившись в ведьму, став королевой на бале у Сатаны (Воланда),

(Вставка: 7 серия, 29:30 – 30:45 – Бал у Сатаны)

она с нетерпением ждёт возможности попросить Воланда об обещанной встрече с Мастером. И эта встреча состоялась. Воланд дарит им, измученным и истерзанным враждебным миром, великое счастье: наконец-то встретившись, они обретают заслуженный ими покой вне существующего общества. (Вставка: 8 серия, 10:35 – 16:45 – Маргарита просит Воланда о встрече; «Рукописи не горят…»)

    Слово учителя: Так каков же смысл финала романа?

И Мастера и Маргариту общество лишило своей поддержки. Поэтому оба они вынуждены уйти под опеку к Воланду, могущественному князю тьмы в мире хаоса, бесправия, морального и физического гнёта.

Любовь, как и творчество, то есть два наиболее высоких проявления духовности человека, оказывается выброшенной за пределы интересов данного общества и вынуждена идти за помощью к Сатане. Маргарита говорит: «Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня». И герои уходят из общества, где нет места творчеству и любви. Мастеру и Маргарите смерть даётся как покой и отдых, как свобода от земных мытарств, горя и мучений. (Вставка: 9 серия, 48:20 – 50)

Почему Булгаков отказал Мастеру в СВЕТЕ, а дал ПОКОЙ?

Индивидуальное задание

Мастер, рассказывая о пути к свету, сам не смог выдержать этого пути, он даже не подозревает, что идея его романа сказалась глубже и шире первоначального замысла. Роман о Понтии Пилате вырос в произведение о причинах трагедии человека в любом деспотическом обществе вне зависимости от времени и места. Свет получают борцы, сильные личности, а Мастер слаб. Он не в состоянии бороться за свою любовь, за свой роман, поэтому заслуживает покой. За него просит Иешуа, считая, что мастер недостоин света. Маргарита же своей любовью помогает Мастеру обрести то, что он заслужил. Но награда герою здесь не свет, а покой, и в царстве покоя, в последнем приюте у Воланда или, точнее на границе двух миров – света и тьмы – Маргарита становится поводырем и хранителем возлюбленного.

(Вставка: 10 серия, 31:30 – 32:22)

    Любовь Мастер и Маргариты. Какая она? Работа с диаграммой.

    Рефлексия. Подведение итогов урока.

    «Микрофон»

Так что же есть любовь по Булгакову?

Продолжите предложение: «Любовь – это…»

Каков смысл финала?

    Обобщающее слово учителя

«Рукописи не горят…»

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита», пережив десятки лет забвения, и сегодня обращен к нам, в наше время. И сегодня,когда идет борьба за человека, роман Булгакова приобретает особую актуальность, ибо ставит перед нами главную проблему жизни – проблемы свободного человека в свободном обществе.

    Домашнее задание.

    Проработать стр. 252-255 учебника

    Индивидуальные задания учащимся по теме «Мастер и Маргарита» М. Н. Булгакова как модернистский роман (по разным источникам)»

    Темы для контрольного сочинения:

    Напишите литературный киносценарий «Сеанс в Варьете».

    Напишите письмо или фрагмент дневника любого из второстепенных персонажей романа о проделках шайки Воланда.

    Напишите письмо писателю Булгакову: «Я хочу рассказать вам (о времени, о себе, используя стилистические приемы сатиры Булгакова).

    Геральдика – описание гербов и их истории. Герб – отличительный знак государства, города, сословия и т.п. Придумайте герб Булгакова, опишите и защитите его на итоговом уроке.

    Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Одна из интереснейших проблем романа «Мастер и Маргарита» - проблема творчества. Булгаков ярко и выразительно срисовал мир литературной конъюнктуры, которая представляла современное писателю искусство слова. Как же решается эта проблема? Можно сказать, что и здесь Булгаков использует прием сопоставления типов писателей. Мастер сумел подняться над обществом, практически изолировал себя в подвальчике. Ему выдавались деньги, на которые он мог жить. Поэтому и знакомых в Москве у него практически не было. Это дало ему свободу создавать то, что велит совесть морального человека, свободного писателя и талант Мастера. И рано или поздно он должен был показать свой миру. И тогда его стали судить люди наподобие Латунского. Разве понимали они, что подымают руку на творение о вечном? Возможно, понимали, так как время от времени и на них, как на Берлиоза, находил страх. Э

то был скрытый страх того, что кроме власти, которая их кормит и натравливает на кого-то, есть высшие силы. Но они привыкли жить, не задавая себе вопросов. Главное - лишь бы было сытно. Не случайно сцены в ресторане так похожи на сцены Великого бала сатаны. Ни оставляет сомнений и ироническое изображение коридоров и кабинетов писательского союза, где надписи совсем далекие от творчества.

Это своеобразный распределитель материальных благ, да и только. Никакого отношения к творчеству это не имеет. Так вот ирония Бегемота и Коровьева, которые размышляют вслух о талантах дома Грибоедова, целиком понятна. Настоящим писателям совсем не нужны удостоверения о том, кто они есть, - довольно прочитать несколько страниц их произведений. Но они преподносят себя великими писателями. Иван Бездомный довольно успешно сначала вписывается в этот круг. Но он наделен живой душой, хотя и имеет неразвитый ум. Просто этот молодой воспитывался в безверии в эпоху, когда разрушались храмы и души. Он молодой, и надеется, что он еще поймет истину. Приобрел ли Мастер свободу, без которой невозможно.

И да, и нет. Ведь он не смог бороться за свой роман. Поэтому и заслужил покой, а не свет. Доля мастера, как и судьба Ивана Бездомного, - это судьба тех, кто старался честно и бескомпромиссно разобраться, где правда, а где ложь, и познать истину. Именно на них возлагает надежду и сам М. Булгаков.

Когда о романе говорят как о мистическом, то невольно припоминаю другие произведения, где встречаются подобные герои. И оказывается, что их не так уже и много. По крайней мере еще в фольклоре есть персонификации добра и зла. Значит, этот прием фантастичности не только оправдан, а и понятен. Но Булгаков поднимает этот прием на новый уровень: он обнаруживает мистичность в самом быту, реальности. Так из квартиры № 50 люди начали исчезать задолго до появления там Воланда. Так что функцию нечистой силы выполняла и сама власть. Только вот наказывала она за непокорность. А за что же наказывают Воланд, Коровьев, Бегемот, Азазелло? Всех ли они наказывают? Оказывается, лишь тех, кто отрекся от Бога, знал законы морали и таким образом попал под власть нечистой силы. И никакого зла здесь нет. Удивления вызывают, на первый взгляд, целиком реальные вещи. Коровьев оставляет за столом сам «управляющий костюм», и тот подписывает его. Но чудо то, что, возвратившись, заведующий филиалом одобрил все, что наделал его костюм. Такой прием мы встречали уже в произведениях Салтыкова-Щедрина.

Фантастические образы помогают постичь, что то, что кажется обычным и нормальным, совсем не является таким. Это, значит, нечистая сила создает добро? Совсем нет. Вспомним последнюю часть главной христианской молитвы «Отче наш»: …и убереги нас от соблазна и избавь нас от лукавого…» Вот правда. Человек бывает слабым и подвергается соблазну, а нечистая сила именно соблазняет, а тогда и овладевает им. Известный русский философ В. Соловьев отмечал, что есть неизбежное, но необходимое зло, чтобы защитить добро, чтобы справедливо воздать тем, кто не воздержался от нарушения законов морали. Может, поэтому образы Коровьева и Бегемота изображены скорее юмористически, а их действия не всегда вызывают негодование. Достаточно припомнить посещение ими ресторана Грибоедова. И грустно от того, что именно нечистой силе приходит мысль, что без толку считать писателем того, кто имеет это удостоверение. Что мы, люди, делаем такие ужасные ошибки, одобряем несправедливость, которая на бытовом уровне проявляется в магазине, в ресторане или где-то еще. Грустно потому, что нечистая сила руководствуется не законом любви и добра. Этими законами, данными Богом, должны руководствоваться мы. Об этом и напоминает Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» с помощью фантастических образов.

Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” в некоторой степени автобиографичен, поскольку Мастер - двойник Булгакова. Нет, это не тень автора, не его копия, это - живое лицо. Он одновременно похож и не похож на своего создателя. Но как бы там ни было, именно Мастеру автор отдал свои заветные образы и “ершалаимские” главы романа. Рассказ о Понтии Пилате имеет как бы двойное авторство. Он вышел из-под пера Булгакова, но в то же время принадлежит Мастеру, любимому герою Булгакова. Существуют точки зрения, что главными героями романа являются Воланд, Понтий Пилат, даже Иван Бездомный, но сам автор опровергает эти мнения, назвав главу, где мы знакомимся с Мастером, “Явление героя”.
В какой-то из глав Мастер признается, что не считает себя писателем. Он лишь создатель романа о Понтий Пилате. Действительно, кроме этого романа, он не написал ни одной строчки, у него не было других творений. Рассказ о Понтий Пилате и об Иешуа тоже не придуман, он “угадан”. Это подтверждает Воланд, который лично присутствовал при событиях, описанных в рукописи.
Итак, Мастер пишет в своем подвале на Арбате. Маргарита помогает ему, поддерживает, не дает остановиться. В еще не оконченном романе заключена вся их жизнь, они существуют ради него. Маргарите рукопись принадлежит не в меньшей степени, чем Мастеру, составляя неотъемлемую часть ее бытия. Роман еще не завершен, но концовка уже известна: “Жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат”. Это означает, что роман уже существует независимо от автора и ждет только своего воплощения на бумаге. Мастер не может еще предсказать, что будет в рукописи, но совершенно точно знает, что она будет завершена. И это случилось. Дело жизни наконец-то было осуществлено, и оставалось только сдать рукопись в печать.
И тогда разражается катастрофа. Талантливый человек создал то, к чему шел долгие годы. Пока он писал в своем подвале, на пути его не было никаких преград. Но никогда он не вращался в так называемом “литературном мире”. Мастер ошарашен тем, как воспринимается редакторами его творение. Он, конечно, не ждал, что, когда кропотливая работа будет завершена, возникнут на пути такие препоны. Мастер и помыслить не мог обо всех закулисных интригах издательского мира.
И вот один из редакторов решается напечатать большой отрывок из романа. Теперь уже все зависит от критиков. Но их обвинения глупы, бессмысленны и, по большому счету, не имеют никакого отношения к сути романа. Происходит все это в те времена, когда в Советской стране повсеместно насаждался атеизм, взрывались церкви, расстреливались священнослужители. Поэтому реакция на “попытку протащить в печать апологию Христа” была закономерна. Никому не хватило бы храбрости поддержать “антисоветский” роман. Осмелиться публиковать роман об Иисусе мог человек либо очень смелый, либо очень наивный.
Сам Мастер говорил, что озлобленность критиков вызвана не тем, что им не нравится роман, а тем, что они говорят не то, что думают. Невольно возникает ассоциация с Понтием Пилатом, не осмелившимся признаться в том, что поверил Иешуа. Мастер же подобен Га-Ноцри - невинный беззащитный человек, пытающийся сказать то, что не может не сказать, и посылаемый за это на казнь.
Возвращаясь к критикам, нужно сказать, что вовсе не природная злоба толкала их на то, чтобы обрушиваться на Мастера с обвинениями. Никто из них не осмеливался выделиться из общей массы. Не начнешь ты травить автора - значит, затравят тебя самого.
Первоначальная реакция Мастера на критические статьи о себе - смех - сменилась удивлением, а затем и страхом. Страх этот в виде огромного спрута с длинными холодными щупальцами начинает преследовать Мастера по ночам. Пропадает вера в себя и, что еще хуже,- в свое творение. Маргарита ощущает страх и растерянность возлюбленного, но он не признается ей, в чем дело, и поэтому она бессильна помочь.
Наконец настает ужасная ночь, когда Мастер уничтожает рукопись. Эта глава в некоторой степени автобиографична. Булгаков сам сжигал свой роман и затем восстанавливал его. Возможно, он был преследуем тем же спрутом.
Но Мастер, совершая свой безумный поступок, еще не знает, что “рукописи не горят”. Эту фразу бросает впоследствии Воланд, когда показывает Мастеру копии романа. Но даже если бы этих копий не было, это не сыграло бы никакой роли. Мастер помнит свое творение слово в слово, оно не может изгладиться из памяти и не может быть не написано.
Каковы бы ни были переживания Мастера, как бы горько ни складывалась его судьба, но бесспорно одно - всему “литературному обществу”, завсегдатаям МАССОЛИТа, не удается убить талант. Рукопись Мастера не может сгореть, потому что в ней - истина. Множество же людей, обитающих возле “литературной кормушки”, - просто ничтожные создания, им не под силу побороть гений.
Творческую личность можно проклинать, запрещать ее творения, довести до сумасшедшего дома, но уничтожить созданное ею - невозможно. Доказательством афоризма: “Рукописи не горят” служит сам роман “Мастер и Маргарита”, собственноручно сожженный Булгаковым и им же восстановленный, ибо то, что создано гением, убить нельзя.