Катаев валентин петрович для детей. Краткая биография для школьников

Катаев Валентин Петрович родился 28 января (по новому стилю) 1897 года в Одессе в семье учителя. Первое стихотворение «Осень» Катаев опубликовал еще гимназистом в 1910 году в газете «Одесский вестник». Печатался также в «Южной мысли», «Одесском листке», «Пробуждении», «Лукоморье» и др. В 1915, не окончив гимназии, пошел добровольцем на фронт, был дважды ранен, отравлен газами. Выступал с корреспонденциями и очерками об «окопной» жизни солдат, полными сочувствия к рядовому человеку на войне.

В 1919 Катаев был мобилизован в Красную Армию, командовал артиллерийской батареей на Донском фронте. Возвратившись в Одессу, работал в ЮгРОСТА, посещал различные литературные кружки и объединения. Сблизился с Ю.К.Олешей, Э.Г.Багрицким, вместе с которыми сочинял агитационные тексты для плакатов.

С 1922 жил в Москве, являлся постоянным сотрудником газеты «Гудок» (с 1923), печатал юморески и фельетоны в «Правде», «Рабочей газете», «Труде» (псевдонимы: Старик Саббакин, Ол.Твист, Митрофан Горчица). В раннем творчестве Катаева своеобразный сплав реализма, острой житейской наблюдательности, иронии, доходящей до сарказма, романтической приподнятости и дерзкой фантазийности проявился в рассказах о Гражданской войне («Опыт Кранца», 1919; «Золотое перо», 1920; «Записки о Гражданской войне», 1924, где налицо тенденциозно-контрастное «черно-белое» изображение происходящего, с возвышенным описанием «красных» героев и сатирической прорисовкой белогвардейцев). В этот период были написаны авантюрно-утопические романы о мировой революции («Остров Эрендорф» , «Повелитель железа» , оба 1924) .

Катаев был увлечен экспериментами в области формы, в его прозе появились странные персонажи - загадочный оксфордский студент сэр Генри, черт в темном пиджаке и белых манжетах и другие фигуры, заставляющие вспомнить об Э. Т. А. Гофмане и Э. По («Сэр Генри и черт», 1920; «Железное кольцо», 1923).

Параллельно Катаев шел от насмешливого обыгрывания анекдотических случаев (сборники рассказов «Бородатый малютка», 1924; «Самое смешное», 1927) к обличительному пафосу развенчания культа наживы и «красивой» жизни. Первый значительный успех принесла писателю повесть «Растратчики» (1926). Это фантасмагорическая история бухгалтера Прохорова и кассира Ванечки, которые, соря казенными деньгами, колесят по России в поисках красивой жизни. Действие происходит в период НЭПа, и перед персонажами предстает безотрадная картина убогого советского быта и наглого нэпманства. Повесть была переведена за рубежом, стала бестселлером в США.

Остротой социальной и психологической сатиры, направленной против обывательской пошлости и мещанского культа собственности, отмечена комедия «Квадратура круга» (1928). После поездки в Магнитогорск Катаев написал роман-хронику «Время, вперед!» (1932), название которого подсказал ему В. Маяковский. Книга проникнута верой Маяковского в то, что начало первой пятилетки может быть воспринято как заря новой эры. Главные герои романа - инженер Маргулиес, Загиров, бригадир бетонщиков Саенко - видят смысл своей жизни в труде, опережающем время и преображающем жизнь.

В повести «Белеет парус одинокий» (1936) , главными героями которой стали одесские мальчишки, которые оказываются в водовороте революционных событий 1905. Увлекательный сюжет, живописная предметность описания «фона» происходящего - суеты одесских улиц, рынка, порта, пляжа, несмолкаемого моря, гимназической жизни и т.д., сплав юмора, лиризма и героической патетики сделали это произведение одной из любимых детских книг.

Стремлением показать историю страны через судьбу человека отмечена и повесть Катаева «Я, сын трудового народа» (1937), действие которой происходит во время немецкой оккупации Украины в 1919, главными героями выступают фольклорные персонажи - бравый солдат Семен Котко и девица-краса Софья, повествование, развертывающееся в стилистике народных сказов, насыщено описаниями украинских пейзажей, обрядов и обычаев, звуками украинской речи.
Катаев о Великой Отечественной войне

В годы Великой Отечественной войны военный корреспондент Катаев писал фельетоны, очерки, рассказы. Огромную популярность принесла писателю повесть «Сын полка» (1945; Государственная премия, 1946), рассказ о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком. Институт «сыновей полка» с тех пор утвердился в отечественной армии; по повести была написана одноименная пьеса, снят фильм (1946, реж. В.М.Пронин). Точным ощущением современности, достоверностью деталей, остроумным сюжетом, сплавом лиризма и гротеска, как и другие его драматургические произведения, отличалась пьеса «День отдыха» (1947).
Катаев и журнал «Юность»

В 1957-1962, будучи главным редактором журнала «Юность», Катаев способствовал его превращению в одно из ведущих периодических изданий страны, «рупор» т.н. шестидесятников, открывший путь к читателю многим видным литераторам (в т.ч. В.П.Аксенову и А.Т.Гладилину). В 1964 писатель опубликовал художественно-публицистическую повесть о В.И.Ленине «Маленькая железная дверь в стене». В цикле мемуарных произведений Катаева (повести «Святой колодец», 1965; «Трава забвения», 1967; «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона», 1972; «Алмазный мой венец», 1975; «Сухой Лиман», 1986, где, одухотворенные поэтической фантазией автора, сошлись герои и сюжеты многих книг Катаева), открылись новые грани таланта писателя: глубина проникновения в смысл событий и характеры людей, исповедальность и наблюдательность, соединенные с живой способностью к художественному смещению времени и пространства.

В повести «Уже написан Вертер» (1979) Катаев показывает Гражданскую войну в России как бессмысленную братоубийственную бойню, в которую вовлечен герой повести, искренний и чистый юнкер Дима, и в которой вершат свой кровавый суд комиссары в черных кожанках, расстреливающие без суда и следствия свои жертвы в гаражах.

В «Юношеском романе» (1982) Катаев рассказал историю, похожую на старинный романс: о любви молодого солдата Пчелкина к генеральской дочке. Это роман в письмах, строительным материалом которого стали архивные находки.
Последние годы жизни Катаева

Последняя книга Катаева «Сухой Лиман» (1986) почти не была замечена критикой. Это своего рода эпилог его многотомного романа: в последний раз сошлись вместе герои, объединились сюжеты многих книг. Жизнь пропущена сквозь призму далеких воспоминаний в соединении с поэтической фантазией.

Валентин Петрович Катаев (1897 – 1986) – советский писатель, известный своими работами в журналистике, прозе, поэзии, драматургии. Имеет звание Героя Социалистического Труда.

Детство

Будущий писатель родился 28 января в Одессе. Его семья была интеллигентной и очень образованной. Отец происходил из семьи священника, получил прекрасное образование и в дальнейшем преподавал в нескольких местных училищах. Мать происходила из древнего казацкого рода, была дочерью высокопоставленного генерала.

Спустя шесть лет у Валентина появился младший братик. Но вскоре случилось несчастье: мать заболела воспалением легких и умерла. К счастью, заботу о детях взяла на себя ее сестра, которая очень их любила и во многом сумела заменить мальчикам утерянного родного человека.

В доме Катаевых всегда царил культ книги. Одним из самых любимых способов времяпрепровождения семьи были ежевечерние чтения вслух. Наличие в доме огромной библиотеки открывало подрастающим мальчикам пути во множество миров, заключенных на страницах десятков и сотен томов.

Первые свои стихи Валентин написал в десять лет. По его собственным воспоминаниям, он постоянно пребывал в творческом возбуждении, пытался выплеснуть на бумагу мысли и чувства, которые теснились в голове. Со свойственной детству убежденностью в собственной уникальности маленький Катаев ни секунды не сомневался, что его творения достойны того, чтобы быть прочитанными широкой публикой. Поэтому практически с каждым стихотворением он отправлялся в поход по всем имеющимся в городе редакциям. Творения у ребенка принимали, но не печатали.

Однажды один из редакторов, видящий, что у мальчика есть талант, которому необходима шлифовка, посоветовал отправить стихи не в газету, а какому-нибудь писателю, который смог бы дать ему советы и направить по верному пути. Так Катаев познакомился с Александром Федоровым, взявшим его под свое крыло. Именно он впервые открыл мальчику творчество Бунина, от которого тот пришел в неподдельный восторг.

Очень скоро Валентин встретился со своим кумиром лично. Бунин оценил талант своего поклонника и согласился учить его. Именно он привил ему замечательную привычку каждый день заниматься творчеством, даже если совершенно нет желания это делать.

Первая мировая

Первая мировая война ворвалась в жизнь молодого Катаева настоящим разрушительным ураганом. На момент отправки на фронт он еще учился в гимназии и был страстно влюблен в свою соседку Ирину Алексину. Именно с ней он переписывался в годы сражений и получал моральную поддержку, в которой так нуждалась его юная душа,попавшая в настоящий ад.

Все годы, проведенные в окопах и переходах, Катаев не переставал писать. Творчество было той важной ниточкой, которая связывала его с нормальным миром, в котором не было массовых смертей и разрывающихся снарядов. Писатель был дважды ранен и получил множество наград, одной из которых было дворянское звание.

Но самым главным итогом войны для Катаева стали его произведения, написанные как в тяжелые годы, так и последующие, на которых явственно ощущался отпечаток кровавых событий.

После революции

Одесса после революции напоминала растревоженный улей, который не просто не мог наладить внутренний порядок, но еще и постоянно переходил из рук в руки. Люди попросту не понимали, на каком свете они находятся, кто им сегодня друг, кто враг, а кто придет им на смену завтра.

Катаев был членом литературного объединения «Зеленая лампа», но в те годы ему редко удавалось получать удовольствие от собственного творчества и общения с талантливыми коллегами. Вместо этого он принимал участие в непрекращающихся боевых действиях.

В 1920 году Катаев с сыпным тифом был отправлен в госпиталь, а затем вернулся домой в Одессу. На то время в городе уже господствовала советская власть. С ее точки зрения молодой человек выглядел очень неблагонадежным, поэтому его заключили под стражу. К счастью, его не расстреляли сходу, как это случалось сплошь и рядом. А потом помог случай. Один из чекистов признал в нем талантливого поэта. Так Катаев оказался на свободе и теперь уже в составе Красной армии. Спустя некоторое время его отозвали обратно в город и направили на работу в одну из местных газет.

Вскоре Катаев оказался в Харькове, а затем отправился в Москву, поскольку именно там видел много возможностей для своего творческого развития.

Москва

В столице Катаев полностью посвятил себя литературе. Он написал несколько пьес, которые были поставлены на сцене и имели успех у зрителей.

В 1931 году уже достаточно известный писатель женился на девушке, которая была младше его на целых 16 лет. Звали ее Эстер Бреннер. Восемнадцатилетняя красавица покорила его не только своей внешностью, но и образованностью, способностью тонко чувствовать и, конечно же, тем восхищением, которое читалось в ее глазах при взгляде на мужа.

Великая Отечественная

Годы Второй мировой Катаев снова провел на полях сражений. На этот раз он был военным корреспондентом.

Именно под влиянием этих событий и знакомств была написана повесть «Сын полка», за которую писатель получил «Сталинскую премию».

Мирная жизнь

В послевоенные годы Катаев продолжал сотрудничать со многими печатными изданиями. В частности, настоящим его детищем стал знаменитый журнал «Юность», главным редактором которого он был на протяжении 20 лет.

В 1978 году Катаев написал книгу «Алмазный мой венец». Это были своеобразные воспоминания, большинство участников которых предстали под вымышленными прозвищами. Это позволило писателю вывести множество образов, не подвергаясь при этом репрессиям, которых Катаеву всю жизнь удавалось счастливо избегать, несмотря на то, что, казалось, он делал все, чтобы сгинуть в сибирских лагерях. Ничего не боящийся писатель, рубящий правду-матку и сыплющий направо и налево ехидные шуточки, почему-то не раздражал советскую власть, обычно не терпящую подобное поведение.

Можно предположить, что это стало возможным благодаря огромным заслугам писателя, создавшего множество повестей, романов, стихов, пьес и сценариев для кинофильмов.

Умер Катаев 12 апреля 1986 года. Последний приют прославленный писатель обрел на Новодевьичем кладбище.

Что касается Катаева, то тут случай совсем другой. Понимаете, падение ведь только тогда как-то влияет на качество текста, когда оно отрефлексировано. У него была простая позиция: он должен выжить, выжить и кормить семью, и спасти талант, и писать, поэтому множество мелких личных предательств (известно, что он перед Зощенко на коленях стоял и молил о прощении) не воспринималось им как недопустимая плата за выживание, это была плата допустимая. К тому же он побывал очень рано на войне, ещё в 1914 году вольноопределяющимся, понюхал там фосгена и всю жизнь кашлял из-за этого; побывал и на фронтах Гражданской войны в агитпоезде. Он знал, что такое смерть. Побывал под бомбёжкой в 40-е, по-моему, в 1942 году, и тоже чуть не погиб там, сжимаясь в землю (в «Кладбище в Скулянах» об этом подробно написано). Он знал, что такое смерть. И знал, что жизнь очень драгоценна, и с нею не шутил.
К тому же, больших подлостей того масштаба, не знаю, как за Лесючевским (доносчиком) или как за Зелинским, зарезавшим книгу Цветаевой, - такого за ним нет. Он помогал Мандельштаму, в том числе деньгами, он вывел очень многих замечательных авторов на сцену, когда он редактировал «Юность». Я бы не назвал Катаева человеком аморальным.
Причины его творческого взлёта, который начался с 1957 года, с повести «Маленькая железная дверь в стене», довольно просты: он не то чтобы вернулся к своей авангардной юности, но он почувствовал ужас старости, а это может быть очень сильным стимулом. Ведь весь Катаев - это эксперименты со временем, это ужас стремительно проходящего времени, это попытки его удержать с помощью слова, создать реальность бессмертную, более убедительную, чем реальность физическая, физически ощутимая. Это эксперимент с пластикой, с художественным временем, с длиной фразы (помните, в «Кубике» есть предложение страницы на две), прустовские попытки. И, конечно, это попытка вернуть время начала 20-х - лучшее время его молодости, - таких персонажей, как Ингулов, который хотя и был главой одесской ЧК, насколько я помню, но и был замечательным фельетонистом и вообще человеком интересным. Попытка разобраться в том, что это всё-таки было, переписать свой старый рассказ «Отец», назвав его «Уже написан Вертер». Попытка разобраться в гениальном поколении, которое дало всю одесскую, южную школу.
Я Катаева очень люблю. И неслучайно, скажем, то, что Ирка Лукьянова сейчас дописывает книгу о нём. Неслучайно потому, что нас очень сближает любовь к этому автору и горячее сострадание к нему. Мы вместе ходили по одесским местам его молодости, вместе работали в литературном музее в Одессе. Мне Катаев очень симпатичен, и симпатичен именно своим ужасом перед временем, бунинским ужасом. Он настоящий ученик Бунина, и очень хороший ученик.
У него есть фальшивые ноты в книгах, но я ничего не знаю лучше, чем «Трава забвения». Я всегда плачу над этой книгой. И потом, я не забываю о том, что огромное количество забытых стихов (Нарбут, Кесельман) вошли в нашу жизнь благодаря Катаеву. Это он, цитируя их (причём цитируя в строчку, потому что «стихи для меня, - он говорит, - имеют протяжённость во времени, а не только в пространстве»), этими своими цитатами вернул в обиход огромное количество авторов. Я очень люблю «Разбитую жизнь, или Волшебный рог Оберона», но больше всего - конечно, «Траву забвения», которая для меня одна из самых важных книг…

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Катаева Валентина Петровича

Катаев Валентин Петрович – русский советский писатель и поэт.

Детство и юность

Валентин Катаев родился в Одессе 16 (по новому стилю – 28) января 1897 году в семье Петра Васильевича, преподавателя Одесского епархиального училища, и Евгении Ивановны, генеральской дочери, наследницы дворянской крови. В 1902 году у супругов родился еще один сын – Евгений (впоследствии – писатель и сценарист Евгений Петров, написавший в соавторстве с Ильей Ильфом такие знаменитые романы, как «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»).

Вскоре после рождения младшего сына Евгения Ивановна заболевает воспалением легких и умирает. Воспитанием мальчишек занялась ее родная сестра. Тетушка Валентина и Евгения с ранних лет прививала им любовь к хорошей литературе – дома была огромная библиотека, доступная для чтения в любое время дня. Возможно, именно благодаря этому братья Катаевы и избрали сложный и полный перипетий путь литераторов.

В 1910 году на страницах газеты «Одесский вестник» было опубликовано первое стихотворение Валентина под названием «Осень». Затем в течение двух лет появились еще 25 его произведений. С 1912 года Катаев начинает писать юмористические рассказы.

Военное и послевоенное время

Валентин Катаев так и не успел окончить гимназию – началась Первая мировая война. В 1915 году юноша ушел добровольцем на фронт. Это не мешало молодому писателю продолжать творить. Он писал очерки и небольшие рассказы о военной жизни. В 1917 году после тяжелого ранения Катаев попал в госпиталь в родной Одессе. Затем в 1918 году, уже после окончания Мировой войны, Катаев примыкает к «белому движению», попадает на службу в войска гетмана Скоропадского, затем уходит в добровольческую армию. Писатель был артиллеристом, воевал против петлюровцев. В 1920 году Валентин заболевает тифом, попадает в одесский госпиталь, а оттуда – домой.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1920 году Валентин Катаев был арестован на полгода за участие в заговоре против Врангеля. Был отпущен благодаря имевшимся связям и удачному стечению обстоятельств.

Вторая мировая война. Литература

В 1921 году Валентин Катаев становится сотрудником харьковского издательства. Спустя год он переезжает в Москву и устраивается в сатирическую газету «Гудок». Долгие годы Катаев жил мирно и спокойно – ровно до тех пор, пока не началась очередная война. На сей раз Валентин Катаев пошел на фронт в качестве военного корреспондента. Параллельно он писал рассказы, очерки и статьи. Незадолго до окончания Второй мировой Катаев опубликовал свою знаменитую повесть «Сын полка».

После войны Валентин Катаев начал выпивать. Писатель уходил в запои на несколько дней, но вовремя смог одуматься и перестать разрушать свою жизнь. Несмотря на алкогольную зависимость, в 20-30-е годы он продолжает активно работать и публиковать свои книги. В 40-е годы Катаев публикует сказки для детей.

В 1955 году Валентин Катаев основал журнал «Юность» и стал его главным редактором. Журнал много раз подвергался жесткой критике со стороны органов власти. На страницах «Юности» печатались произведения молодых писателей и поэтов, резко выступающих против консерватизма и закостенелости.

За годы своей творческой деятельности Валентин Катаев создал более сотни произведений, среди которых и романы, и повести, и рассказы, и очерки, и сказки, и пьесы, и киносценарии, и стихотворения.

Личная жизнь

Валентин Катаев дважды был женат. О первой его супруге ничего неизвестно. Второй спутницей жизни писателя была Эстер Давдовны Бреннер. В 1936 году в семье родилась дочь Евгения, в 1938 году – сын Павел.

Смерть

12 апреля 1986 года Валентин Петрович Катаев ушел из жизни. За несколько лет до этого он перенес тяжелую операцию по удалению раковой опухоли.

Тело писателя похоронено на Новодевичьем кладбище в Москве.

Дата рождения:

Место рождения:

Одесса, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Москва, СССР

Гражданство:


Род деятельности:

Прозаик, драматург

Направление:

Социалистический реализм, мовизм

Повесть, роман, рассказ

Язык произведений:

Награды / Премии:

Первая мировая война

Ученичество у Бунина

Белое движение

Переделкино

Вторая мировая война

Журнал «Юность»

Мировоззрение

Образование

Творчество

Драматургия

Экранизации

Сочинения

Рассказы

Сценарии

Стихотворения

Внежанровые произведения

Драматический театр

Оперный театр

Фильмография

Награды и премии

Общественная репутация

Интересные факты

(16 января 1897, Одесса, Российская империя — 12 апреля 1986, Москва, СССР) — русский советский писатель, драматург, поэт.

Семья

Отец Валентина Катаева — учитель, преподаватель епархиального училища в Одессе Пётр Васильевич Катаев — происходил из среды духовенства. Мать Евгения Ивановна Бачей — дочь генерала Ивана Елисеевича Бачея, из полтавской мелкопоместной дворянской семьи. Впоследствии Катаев дал имя своего отца и фамилию своей матери главному, во многом автобиографическому герою повести «Белеет парус одинокий» Пете Бачею .

Мать, отец, бабушка и дядя Валентина Катаева похоронены на 2-м Христианском кладбище Одессы.

Младший брат Валентина Катаева — писатель Евгений Петров (1903—1942; назван в честь матери; фамилию-псевдоним взял по имени отца).

Дочь Катаева вспоминала:

Вторым браком Катаев был женат на Эстер Давыдовне Катаевой (1913—2009). «Это был изумительный брак», — сказала о нём близкая знакомая семьи Катаевых Дарья Донцова. В этом браке было двое детей — Евгения Валентиновна Катаева (названа в честь бабушки, матери Валентина Катаева, р. 1936) и детский писатель и мемуарист Павел Валентинович Катаев (р. 1938).

Зять Катаева (второй муж Евгении Катаевой) — еврейский советский поэт, редактор и общественный деятель Арон Вергелис (1918—1999).

Племянники Катаева (сыновья Евгения Петрова) — кинооператор Пётр Катаев (1930—1986) и композитор Илья Катаев (1939—2009).

Внучка Катаева (дочь Евгении Катаевой от первого брака) — Валентина Эдуардовна Рой, журналистка (псевдоним — Тина Катаева).

Биография

Одесса

Прожив 64 года своей жизни в Москве и Переделкино, по манерам и речи Катаев до конца жизни оставался одесситом. Обиходным языком в семье родителей писателя был украинский. Русскую и украинскую литературу он узнавал с голоса родителей во время домашних чтений; на улице слышал идиш и городской мещанский жаргон, в котором были замешаны греческие, румынские и цыганские слова.

«Отрывистую речь с небольшим южным акцентом» в нём ещё в 1918 году замечала Вера Бунина. Бравший у него интервью в 1982 году (в конце жизни) одесский журналист высказался ещё определённее: «…У него был неистребимый одесский акцент».

Язык Одессы в значительной степени стал литературным языком Катаева, а сама Одесса стала не просто фоном для многих произведений Валентина Катаева, но их полноправным героем.

Первая мировая война

Не окончив гимназию, в 1915 году Катаев вступил добровольцем-вольноопределяющимся в действующую армию. Начал службу под Сморгонью младшим чином на артиллерийской батарее, затем произведён в прапорщики. Дважды был ранен и отравлен газами. Летом 1917 года, после ранения в «керенском» наступлении на румынском фронте, был помещён в госпиталь в Одессе.

Павел Катаев так описывал рану отца:

Катаеву был присвоен чин подпоручика, но получить погоны он не успел и был демобилизован прапорщиком. Награждён двумя Георгиевскими крестами и орденом Святой Анны IV степени (более известным в российской армии под названием «Анна за храбрость»). С военным чином и наградами получил не передающееся по наследству личное дворянство.

Ученичество у Бунина

Единственным и главным своим учителем среди писателей-современников Катаев считал Ивана Бунина. «Дорогой учитель Иван Алексеевич» — обычное обращение Катаева к Бунину в письмах.

С Буниным Катаева познакомил живший в то время в Одессе писатель-самоучка Александр Митрофанович Фёдоров.

В эмиграции Бунин никак публично своё учительство по отношению к советскому писателю не подтверждал, но в 2000-е годы вдова Катаева Эстер рассказала об их с мужем встрече в конце 1950-х годов с вдовой Бунина:

…Бунина он называл своим учителем с полным правом — Симонов привёз от него в сорок шестом году «Лику» с надписью, подтверждающей, что он следил за Катаевым внимательнейшим образом. А в конце пятидесятых мы посетили Веру Николаевну, вдову Бунина, — были у неё в гостях в Париже, и я видела, как она обняла Валю… Она была вся выплаканная. Купила меренги, которые он обожал, — помнила даже это! И встретила его так ласково… И даже знала, что я — Эста, сразу назвала по имени! Она рассказала: Бунин читал «Парус» вслух, восклицая — ну кто ещё так может?! Но вот в одно он никогда не мог поверить: что у Вали Катаева — дети. Как это у Вали, молодого Вали, — может быть двое взрослых детей? Муж попросил показать любимую пепельницу Бунина в виде чашечки — она принесла её и хотела Вале подарить, но он сказал, что не смеет её взять. «Ладно, — сказала Вера Николаевна, — тогда её положат со мной в гроб».

Белое движение

Точно об участии Валентина Катаева в Гражданской войне известно мало. По официальной советской версии и собственным воспоминаниям («Почти дневник») Катаев с весны 1919 года воевал в Красной армии. Однако существует и другой взгляд на этот период жизни писателя, заключающийся в том, что он на добровольной основе служил в Белой армии генерала А. И. Деникина. Об этом свидетельствуют некоторые намёки в произведениях самого автора, представляющиеся многим исследователям автобиографическими, а также сохранившиеся воспоминания семейства Буниных, активно общавшегося с Катаевым в одесский период его жизни. Согласно альтернативной версии, в 1918 году, после излечения в госпитале в Одессе, Катаев вступил в вооружённые силы гетмана П. П. Скоропадского. После падения гетмана в декабре 1918 года, при появлении к северу от Одессы большевиков, Катаев в марте 1919 года вступил добровольцем в Добровольческую армию А. И. Деникина, автоматически получив чин подпоручика.

Как артиллерист служил на лёгком бронепоезде «Новороссия» Вооружённых сил Юга России (ВСЮР) командиром первой башни (самое опасное место на бронепоезде). Бронепоезд был придан отряду добровольцев А. Н. Розеншильда фон Паулина и выступил против петлюровцев, объявивших 24 сентября 1919 года войну ВСЮР. Бои длились весь октябрь и закончились занятием белыми Вапнярки.

Отряд наступал на Киевском направлении в составе войск Новороссийской области ВСЮР генерала Н. Н. Шиллинга. Действия войск Новороссийской области ВСЮР были частью деникинского похода на Москву.

До отступления ВСЮР в январе 1920 года бронепоезд «Новороссия» в составе отряда Розеншильда фон Паулина воевал на два фронта — против петлюровцев, закрепившихся в Виннице, и против красных, стоявших в Бердичеве.

Из-за быстрого роста в чинах во ВСЮР (ордена за братоубийственную войну Деникиным принципиально не давались), эту кампанию Катаев окончил, вероятнее всего, в чине поручика или штабс-капитана. Но в самом начале 1920 года, ещё до начала отступления Катаев заболел сыпным тифом в Жмеринке и был эвакуирован в одесский госпиталь. До 7 февраля 1920 года, дня входа в Одессу красных (и окончательного — более чем на 70 лет — установления в Одессе Советской власти), родные забрали его, всё ещё больного тифом, домой.

Врангелевский заговор на маяке» и тюрьма

К середине февраля 1920 года Катаев излечился от тифа и сразу подключился к офицерскому подпольному заговору по встрече возможного врангелевского десанта из Крыма. Аналогичным образом — одновременным ударом десантного отряда и восстанием офицерских подпольных организаций — Одесса была освобождена от красных в августе 1919 года. Захват маяка для поддержки десанта был главной задачей подпольной группы, поэтому в одесской ЧК заговор получил название «врангелевский заговор на маяке». Сама идея заговора могла быть подброшена заговорщикам провокатором ЧК, поскольку ЧК знала о заговоре с самого начала.

С маяком был связан один из заговорщиков Виктор Фёдоров — бывший офицер ВСЮР, избежавший преследований со стороны красных и устроившийся работать младшим офицером в прожекторную команду на маяке. Виктор Фёдоров был сыном писателя А. М. Фёдорова из дружественного Катаевым и Буниным семейства. Провокатор ЧК предложил Виктору Фёдорову большую денежную сумму за выведение из строя прожектора во время высадки десанта. Фёдоров согласился сделать это бесплатно. ЧК вела группу несколько недель и затем арестовала её участников: Виктора Фёдорова, его жену, его деверя, прожектористов, Валентина Катаева и других. Заодно с Валентином Катаевым был арестован его младший брат Евгений, скорее всего, не имевший к заговору никакого отношения.

За Виктора Фёдорова перед председателем одесской ЧК Максом Дейчем заступился Григорий Котовский. Отец Виктора А. М. Фёдоров в 1916 году повлиял на отмену смертной казни через повешение в отношении Котовского. Именно Котовский в феврале 1920 года взял Одессу и благодаря этому имел большое влияние на происходившее в то время в городе. Виктор Фёдоров с женой Надеждой по настоянию Котовского были Дейчем отпущены.

Валентина Катаева спасла ещё более фантастическая случайность. Из вышестоящей ЧК (из Харькова или Москвы) в одесскую ЧК приехал с инспекцией чекист, которого Катаев в разговорах с сыном называл Яков Бельский. Бельский хорошо запомнил Катаева в прошлом, 1919 году, на большевистских выступлениях в Одессе — тех, на которые пенял Катаеву Бунин, не зная, что и в то время Катаев находился в белогвардейском подполье:

Для Бельского, так же, как и одесские чекисты, не знавшего о добровольной службе Катаева во ВСЮР, это был достаточный повод отпустить Катаева. В сентябре 1920 года после полугода заключения в тюрьме Валентин Катаев и его брат из неё вышли. Остальные заговорщики были расстреляны осенью 1920 года.

Харьков

В 1921 году работал в харьковской прессе вместе с Юрием Олешей.

Москва

В 1922 году переехал в Москву, где с 1923 году работал в газете «Гудок» и в качестве «злободневного» юмориста сотрудничал со многими изданиями. Свои газетные и журнальные юморески подписывал псевдонимами Старик Саббакин, Ол. Твист, Митрофан Горчица.

В заявлении секретаря Союза писателей СССР В.Ставского 1938 года на имя наркома НКВД Н.И. Ежова предлагалось «решить вопрос о Мандельштаме», его стихи названы «похабными и клеветническими», вскоре поэт был арестован. Иосиф Прут и Валентин Катаев названы в письме как «выступавшие остро» в защиту Осипа Мандельштама.

Член КПСС с 1958 года.

Переделкино

Вторая мировая война

После войны Катаев был склонен к многодневным запоям. В 1946 году Валентина Серова рассказывала Буниным, что Катаев «иногда запивает на 3 дня. То не пьёт, не пьёт, а затем, кончив повесть, статью, иногда главу, загуливает». В 1948 году это едва не привело Катаева к разводу с женой. Павел Катаев так описывает эту ситуацию:

Журнал «Юность»

Основатель и в 1955—1961 гг. главный редактор журнала «Юность».

Рак

Смерть

Мировоззрение

Образование

Образование Катаева из-за участия в Первой мировой войне, Гражданской войне, необходимости скрывать своё участие в Белом движении и необходимости физического выживания ограничилось неоконченным гимназическим.

Творчество

Дебютировал в печати в 1910 году. В 1920-е писал рассказы о гражданской войне и сатирические рассказы. С 1923 сотрудничал в газете «Гудок», журнале «Крокодил» и других периодических изданиях.

Борьбе с мещанством посвящены его повесть «Растратчики» (1926; одноимённая пьеса 1928), комедия «Квадратура круга» (1928). Автор романа «Время, вперёд!» (1932; экранизирован в 1965 году). Широкую известность принесла повесть «Белеет парус одинокий» (1936; одноимённая экранизация — 1937).

Небольшая по объёму повесть «Я, сын трудового народа…» (1937) рассказывала о трагической истории, которая произошла в одном из украинских сёл во время гражданской войны. Повесть была издана, экранизирована, на её основе была написана пьеса «Шёл солдат с фронта», которая ставилась в театре имени Вахтангова и на других сценах страны.

После войны продолжил «Белеет парус одинокий» повестями «За власть Советов» (1948; другое название «Катакомбы», 1951; одноимённый фильм — 1956), «Хуторок в степи» (1956; одноимённый фильм — 1970), «Зимний ветер» (1960—1961), образующими тетралогию с идеей преемственности революционных традиций. Позднее все четыре произведения («Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «Зимний ветер» и «За власть Советов» («Катакомбы») выходили как единая эпопея «Волны Чёрного моря».

Автор публицистической повести «Маленькая железная дверь в стене» (1964). Начиная с этого произведения, сменил писательскую манеру и тематику. Свой новый стиль назвал «мовизмом» (от фр. mauvais «плохой, дурной»), неявно противопоставляя его гладкописи официальной советской литературы. В этой манере написаны лирико-философские мемуарные повести «Святой колодец» (1967), «Трава забвенья» (1967), рассказ «Кубик» (1969). Широкий резонанс и обильные комментарии вызвал роман «Алмазный мой венец» (1978). В романе Катаев вспоминает о литературной жизни страны 1920-х годов, не называя практически никаких подлинных имён (персонажи укрыты прозрачными «псевдонимами»).

Произведения Катаева неоднократно переводились на иностранные языки. На какие конкретно неизвестно.

Поэзия

Начав как поэт, Катаев всю жизнь оставался тонким ценителем поэзии. Некоторые его произаические произведения названы строками из стихотворений русских поэтов: «Белеет парус одинокий» (Лермонтов), «Время, вперёд!» (Маяковский), «Уже написан Вертер» (Пастернак). Его вдова Эстер Катаева вспоминала:

В последнее время значение Катаева-поэта пересматривается. Так, поэт и исследователь жизни и творчества Катаева Александр Немировский включает Валентина Катаева во вторую десятку самых главных для себя русских поэтов XX века.

Драматургия

Экранизации

Сочинения

Романы

  • Время, вперёд!
  • Зимний ветер (1960)
  • Катакомбы (1961)
  • Алмазный мой венец (1978)

Повести

  • Растратчики (1926)
  • Белеет парус одинокий (1936)
  • Я, сын трудового народа (1937)
  • Сын полка
  • Хуторок в степи (1956)
  • Маленькая железная дверь в стене (1964)
  • Святой колодец (1965)
  • Трава забвения (1967)
  • Кубик (1968)
  • Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона (1972)
  • Кладбище в Скулянах (1975)
  • Уже написан Вертер (1979)
  • Юношеский роман (1982)
  • Спящий (1984)

Рассказы

  • В осаждённом городе (1920, публикация 1922)
  • Сэр Генри и чёрт (1922)
  • Отец (1925)
  • Море (1928)
  • Барабан
  • Сюрприз
  • Отче наш

Пьесы

  • Квадратура круга
  • Универмаг (1928)
  • Миллион терзаний
  • Авангард (1931)
  • День отдыха (1940)
  • Домик (1940)
  • Синий платочек (1943)
  • Отчий дом (1944)
  • Случай с гением (1956)

Сценарии

  • Цирк (1936), совместно с Ильёй Ильфом и Евгением Петровым
  • Родина зовёт (1936)
  • Белеет парус одинокий (1937)
  • Шёл солдат с фронта (1938)
  • Страницы жизни (1946), совместно с А. В. Мачеретом
  • Сын полка (1946)
  • Цветик-семицветик (1948)
  • Безумный день (1956)
  • За власть Советов (1956)
  • Поэт (1956)
  • Время, вперёд! (1965), совместно с М. А. Швейцером
  • Цветик-семицветик (1968)
  • Хуторок в степи (1970)
  • Фиалка (1976)
  • Понедельник — день тяжёлый (1983)

Стихотворения

  • Осень (1910)

Внежанровые произведения

  • Сухой Лиман (1986)

Произведения Катаева в театре, кино и на телевидении

Драматический театр

  • 1927 — «Растратчики» — Московский Художественный театр, постановка К. С. Станиславского.
  • 1928 — «Квадратура круга» — Московский Художественный театр, постановка Н. М. Горчакова под руководством В. И. Немировича-Данченко. Пьеса по сей день ставится в театрах России, Европы и Америки.
  • 1934 — «Дорога цветов» — Московский Современный театр

1940 — «Домик» — Театр Комедии, постановка Н. П. Акимова. Спектакль был запрещён; в 1972 году (?) восстановлен режиссёром А. А. Белинским.

  • 1940 — «Шёл солдат с фронта» — Театр Вахтангова.
  • 1942 — «Синий платочек» — театр (?).
  • 1948 — «Безумный день» («Где вы, месье Миуссов?») — Московский академический театр Сатиры.
  • 1954 (?) — «Дело было в Конске» («Домик») — Московский академический театр Сатиры.
  • 1958 (?) — «Пора любви» — театр Моссовета.

Оперный театр

  • 1940, 23 июня — «Семён Котко» (1939), опера С. С. Прокофьева в 5 действиях, 7 картинах по повести В. П. Катаева «Я, сын трудового народа…». Либретто В. П. Катаева и С. С. Прокофьева. Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко под упр. М. Жукова.
  • 1970-е — «Семён Котко» (1939), опера С. С. Прокофьева в 5 действиях, 7 картинах по повести В. П. Катаева «Я, сын трудового народа…». Либретто В. П. Катаева и С. С. Прокофьева. Большой театр, режиссёр Б. А. Покровский, дирижёр Ф. Ш. Мансуров

Фильмография

Название

Цветик-семицветик
короткометражный

Волны Чёрного моря

Литературная основа

Фиалка
фильм-спектакль

Последний лепесток

Литературная основа

Сын полка

Понедельник — день тяжёлый
фильм-спектакль

Награды и премии

  • Два Георгиевских креста
  • Орден Святой Анны 4-й степени
  • Сталинская премия второй степени (1946) — за повесть «Сын полка» (1945)
  • Герой Социалистического Труда (1974)
  • Три ордена Ленина

Катаев, В. П. против Солженицына, Сахарова

  • Катаев, В. П. подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове

Общественная репутация

  • Иван Бунин (1919):
  • Вера Бунина (1919):
  • Борис Ефимов, знавший Катаева больше полувека, назвал главку своей книги «Два Катаева» (2004):
  • Александр Немировский (2005):
  • Сергей Шаргунов (2006):

— Вот вы называете, скажем, Катаева среди любимых своих писателей… А для вас имеет значение, каким он был как человек? Как вы решаете для себя вопрос соотношения творчества и личности?

— Учебники литературы — всегда учебники истории, их герои, простите канцелярит, «общественно значимы». Конечно, главным делом Катаева была его проза, сверкающая, как леденец, облизанный и выплюнутый в траву летним ребёнком, так что ещё слышен убегающий смех… За мастерский мовизм спасибо Катаеву! Написанное — главное. Но личность, судьба — это то, что создаёт подстрочный таинственный гул или, если угодно, зажигает яркую иллюминацию над строчками. Писателю, как правило, хочется жить широко, вольно, опасно. Писательство — не только кропание строчек, но и «разведка боем», броски в неизведанные области жизни. Двигатель личности, секрет её развития — парадокс. У писателя бывают опыты горькие, мученические, а рядом — сладкие, барские опыты: опыт ледяного хохота, отчаянного спокойствия, ядовитого лоска, во всём последнем и упрекают глупые люди Катаева или Алексея Н. Толстого…

  • Катаев никогда не водил машину — обычно её водила его жена и, в период работы писателя на посту главного редактора журнала «Юность» (1955—1961), специальный водитель. Позже в роли водителя выступал сын.
  • В 2000-е годы, когда вернулся интерес к Катаеву, возникла даже конкуренция за право написания биографии Валентина Катаева в серии ЖЗЛ. По этому поводу Сергей Шаргунов в интервью сказал:

Хотел бы написать ЖЗЛ Катаева. Кажется, по сию пору прелестная и древняя Эстер, его вдова, и бродит переделкинскими тропами… Но мне сказали, что ЖЗЛ его уже пишет жена Дмитрия Быкова.

  • В Перми неподалеку от театра кукол установлена скульптура «Цветик-семицветик».

Память

  • На фасаде дома № 4 по улице Базарной в Одессе, где родился Валентин Катаев, установлена мемориальная доска.
  • Один из переулков Одессы назван именем Валентина Катаева.
  • В одесском музее Катаеву посвящена отдельная музейная экспозиция.