Новые "старые русские" поднимают экономику россии. Русские газеты в Калифорнии: обзор трех местных СМИ Русские газеты в сан франциско

Наверняка у себя на родине вы редко читали газеты, но здесь, в Калифорнии, делать это приятно и полезно. Тем более что чувства ностальгии еще никто не отменял! О русской печатной прессе, о том, что в ней пишут и где ее достать - читайте в нашем материале!

«Эхо недели»

Газета «Эхо недели » - еженедельное бесплатное издание, где на нескольких десятках страниц размещаются мировые и местные новости, статьи, советы и интересные факты, автоновости, реклама и частные объявления. Предлагаются материалы совершенно разной направленности: от аналитических статей и практических советов экспертов до новостей шоу-бизнеса, техники и спорта. На последних страницах традиционно размещаются сканворды и анекдоты. Рекламные объявления помогут вам, к примеру, найти риелтора, фотографа, стоматолога, магазин русских продуктов или детский садик. В рубрике частных объявлений есть предложения по работе, аренде недвижимости и даже знакомства. Кроме этого, рекламная компания EchoRu LLC занимается изданием единственного в своем роде бизнес-каталога Русский Yellow Pages , а также предоставляет широкий спектр печатных услуг от бизнес-карточек до каталогов и имеет специальный отдел издательства, занимающийся дизайном и веб-дизайном (разработкой и строительством веб-сайтов и мобильных приложений) для всех желающих.


«Запад-Восток»

«Запад-Восток » - международный еженедельник для русскоязычного населения. Осенью 2000-го года, когда газета только начала издаваться, она носила название «Денвер–Курьер» и выходила в Колорадо. Теперь же ее издают в нескольких штатах Америки и паре городов Канады. Помимо статей на политические и экономические темы, в еженедельнике можно найти интересные факты, консультации специалистов в той или иной области, кулинарные рецепты, анекдоты, языковые материалы и кроссворды. Из рекламных объявлений можно узнать, к примеру, где достать фермерский творог, куда обратиться, чтобы провести себе русское телевидение или купить русских продуктов.


«Кстати»

Kstati (или, как переводят для «непонятливых» американцев - To the Point) - русско-американская еженедельная бесплатная газета, издаваемая в Сан-Франциско. В ней освещаются события культурной жизни Сан-Франциско, публикуются свежие новости, календарь интересных мероприятий Северной Калифорнии, статьи и аналитические материалы о политике, экономике, бизнесе, путешествиях и спорте, обзоры книжных новинок, поздравления и некрологи. Среди рекламных объявлений преобладают предложения по предоставлению услуг (русскоязычные риелторы, нотариусы, врачи и т.д.). Есть также рубрика по продаже недвижимости и частные объявления.

Около года тому назад газета "Русская Жизнь" написала о создании новой общественной организации – клуба петербуржцев в Сан-Франциско. В основе её деятельности лежит понимание культурного и экономического значения Санкт-Петербурга для России и мира, а также желание сохранить его бесценное историческое наследие, ведь вся история Русской Америки неразрывно связана с Санкт-Петербургом и петербуржцами. Не меньший интерес вызывает в северной столице России город Сан-Франциско, а также живущие в нём выходцы из Петербурга и их потомки. Существует заинтересованность граждан в продвижения положительного образа Санкт-Петербурга в Сан-Франциско, а Сан-Франциско – в Санкт-Петербурге. В связи с этим, деятельность Клуба продолжает развиваться и привлекать внимание всё более широких кругов русскоязычной общественности района залива Сан-Франциско.

С момента создания организации была проведена целая серия успешных мероприятий. В мае 2011 г. в Центральной библиотеке Сан-Франциско прошла тематическая книжная выставка, посвящённая Дню Петербурга. В сентябре прошлого года клуб, в сотрудничестве с редакцией газеты "Русская Жизнь", представил двуязычную культурную программу "100 лет в поисках стабильности: памяти П.А. Столыпина". Большой интерес вызавал в наших общинах День Императорского Царскосельского лицея, отмеченый клубом в Центральной публичной библиотеке при участии прямых потомков великого русского поэта и других лицеистов.

2012 год также начался с проведения очередной культурной программы. На этот раз отмечалась годовщина открытия для читателей Императорской публичной библиотеки в январе 1814 года в Санкт-Петербурге, ныне являющейсв Российской национальной библиотекой (РНБ). Состоялось выступлениe президента клуба профессора М.Н. Толстого. Были проведены: выставка изданий по истории РНБ из фондов публичных и научных библиотек США; передача в дар Публичной библиотеке Сан-Франциско юбилейного альбома, посвящённого истории РНБ; показ документального фильма о прошлом и настоящем РНБ. По итогам этого культурного события и при непосредственном участии представителей Клуба, две крупнейшие библиотеки Санкт-Петербурга (РНБ) и Сан-Франциско (Публичная), начали работу над подготовкой программы сотрудничества и фондообмена.

М.Н. Толстой во время презентации

Передача Клубом Петербуржцев в дар Публичной библиотеке Сан-Франциско

каталога выставки "М.В. Ломоносов и елизаветинское время"

Один из выставочных столов книжной выставки

Следующим ежеквартальным культурным мероприятием, приуроченным к годовщине создания клуба Петербуржцев, стал вечер памяти Михаила Васильевича Ломоносова "Русский Леонардо" и век императриц". Недавно исполнилось 300 лет со дня рождения этого ученого-энциклопедиста, без преувеличения многостороннего русского гения. А.C. Пушкин писал о нём: "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей". В презентации М.Н. Толстого шёл разговор о "веке императриц" и его месте в истории Императорской России, а также универсальных парадигмах русской истории. В программу вечера были включены традиционная книжная выставка и передача в дар Публичной библиотеке Сан-Франциско от директора Государственного Эрмитажа и президента Всемирного клуба Петербуржцев М.Б. Пиотровского альбома, посвящённого 300-летнему юбилею М.В. Ломоносова. Собравшиеся с интересом просмотрели фрагменты нового российского документального фильма "Михайло Ломоносов. Десять новелл из жизни гения" и запись телепрограммы телеканала "Культура" о выставке " М.В. Ломоносов и елизаветинское время". Она проходила с 23 ноября 2011 г. по11 марта 2012 г. в Николаевском зале Зимнего дворца. Эта выставка включила в себя многие сотни экспонатов из коллекции Государственного Эрмитажа, а также из других петербургских музеев, архивов, библиотек, позволивших всесторонне представить эпоху, в которую ярко раскрылся гений Ломоносова. По оценке организаторов, это был дваддцатилетний цикл успешного государственного управления, за время которого "Россия одержала ряд побед на международной арене, внутренний рынок укрепился, а различные "науки и художества - переживали период подъема", в чём нельзя не усмотреть параллели с сегодняшним днём.

За год существования Клуба Петербуржцев в Сан-Франциско, его деятельность освещалась в блоге клуба (http://pitersf-club.livejournal.com/), старейшей русской газетой зарубежья "Русская Жизнь", а также на сайтах агенства ИТАР-ТАСС, фонда "Русский мир" и интернет-портала "Россия в красках" () в разделах, посвящённых истории и культуре русской эмиграции.

Как же прошёл этот первый год, какие были поставлены цели и что было достигнуто? Президент клуба Петербуржцев в Сан-Франциско – Михаил Никитич Толстой – ответил на вопросы "Русской Жизни".

- Михаил Никитич, зачем был организован Клуб и кто мог быть принят в его члены?

Много лет, приезжая в Сан-Франциско и Кремниевую долину, я наблюдал за русскими организациями, работающими здесь, и заметил, что большинство из них, разумеется, интересуется и занимается Россией и делами в ней в широком смысле. Однако, никто ни на какой территории или городе не сосредоточен, нет принципа "землячества", кроме Харбина, может быть. Я всю жизнь прожил в Ленинграде или Санкт-Петербурге, как вам удобнее его называть. Я люблю этот город, и мне захотелось, переезжая жить в окрестности Сан-Франциско, собрать вокруг побольше людей, для которых Санкт-Петербург есть и память, и символ, и альма-матер, и всё что угодно, кроме безразличия. Таких людей много в наших окрестностях, а у создаваемого Клуба мог бы быть свой естественный партнер в Санкт-Петербурге – Всемирный клуб петербуржцев и его президент, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Я сам многие годы входил в правление этого клуба, после кончины его первого президента, моего отца. Задачей ставилось продвижение образа Санкт-Петербурга и его уникальной культуры в нашей среде, все еще носящей следы Русской Америки. Чтобы привлечь внимание к нашей исторической имперской столице, о которой у природных американцев до сих пор имеются не вполне ясные представления, была выдвинута амбициозная цель – достичь статуса городов-побратимов для Санкт-Петербурга и Сан-Франциско. Право на переговоры с мэрией Сан-Франциско я получил от руководства Санкт-Петербурга, и переговоры начались. Членами нашего Клуба могли стать все, независимо от национальности, религии, гражданства, возраста, пола и ориентации в этих непростых вопросах, лишь бы были готовы участвовать в клубной деятельности и платить членские взносы.

-Удалось ли наладить связь со Всемирным клубом петербуржцев?

Да, это получилось с самого начала. М.Б. Пиотровский прислал нам, в ответ на сообщение о нашей регистрации, приветственное письмо с выражением готовности сотрудничать и помогать. В частности, мы регулярно получаем от него книги, которые издает Эрмитаж и Всемирный Клуб. Мы, в свою очередь, наиболее важные из них передаем в дар Публичной библиотеке Сан-Франциско. В Санкт-Петербурге с интересом следят за нашей деятельностью, читая Русскую Жизнь и наш сайт.

-Наша газета неоднократно писала о вечерах, которые проводил Клуб петербуржцев. Кто вам помогает?

Конечно, наибольшую помощь мы получаем от Публичной библиотеки Сан-Франциско. Нам предоставляют бесплатно зал, некоторое выставочное пространство и мультимедийную технику. Как правило, раз в квартал мы проводим заседание-презентацию, на которое созываем гостей. Вход бесплатный. Каждое заседание посвящено какому-нибудь памятному событию, связанному с Санкт-Петербургом. Это были День города (в мае), день памяти Столыпина, Лицейская годовщина (19 октября), день открытия в Петербурге первой Императорской публичной библиотеки, 300-летний юбилей Ломоносова. Каждое собрание сопровождается тематической книжной выставкой, кинофильмом и презентацией. В конце собрания Клуб преподносит в дар Публичной библиотеке Сан-Франциско ценную книгу, которую мы привозим сами или получаем из Санкт-Петербурга. Всё делается силами членов Клуба. Мне кажется, наиболее интересными получились собрания, посвященные Лицею и Ломоносову. А главная помощь – от гостей, чем больше их приходит, тем глубже наше убеждение, что мы делаем полезное дело. В конце собрания, как правило, подходят новые люди с просьбой принять их в члены нашего Клуба. Постоянными нашими гостями бывают члены Клуба книголюбов и Конгресса русских американцев.

-А как обстоят дела с побратимством?

Сначало было нелегко. Оказывается, я не был первым с попыткой развить отношения между нашими городами. Несколько раз Сан-Франциско пытался наладить связь с руководством Санкт-Петербурга, но после каждой такой попытки в Петербурге менялась власть, и все надо было начинать сначала. Не везло. Кроме того, надо было убедить мэрию, что в Сан-Франциско среди жителей есть достаточно интереса, чтобы такое побратимство затевать. Мы обратились в разные организации, где есть люди, любящие Петербург, и они направили в мэрию письма поддержки. Конгресс русских американцев и ваша газета тоже поддержали. Долгие переговоры, наконец, привели к тому, что правительства двух городов обменялись письмами с признанием необходимости начать готовить программу и договор о сотрудничестве. Таким образом. наш Клуб сделал важный шаг на пути к стратегической цели. Теперь, по правилам Сан-Франциско, надо создать Комитет поддержки побратимского соглашения, который будет взаимодействовать с мэрией. Этот Комитет мы будем создавать на базе нашего Клуба. Нужны новые активные люди, готовые заняться этим направлением работы. Объявляем набор добровольцев.

-Ваша сестра, писательница Татьяна Толстая, принимала участие в одной из акций Клуба. Она является членом Клуба?

Да, она не только была гостем на нашем праздновании дня Лицейской годовщины, но и сама выступала и привезла с собой свои книги, получая которые, гости вносили свой взнос в пользу клуба. Сама не взяла ни копейки. Татьяна прожила многие годы в Америке, знает её реалии и поддерживает нас, потому что понимает – без связи со своей культурой русский человек теряет ощущение своей личностной ценности.

-Этот год полон юбилеев – 200-летие Русской Америки, 200-летие Бородинского сражения, 400 лет окончания Смутного времени на Руси. Что ваш Клуб будет отмечать в ближайшее время?

Скорее всего, мы соберемся в июне, чтобы отметить 340 лет со дня рождения Петра I, основателя Санкт-Петербурга. Дитя русского средневековья и борец против него, патриот России и фанатик её европеизации, жестокий прагматик и одновременно основатель столицы на самом неприспособленном и опасном краю страны. Список парадоксов можно продолжать, эти парадоксы волнуют историков до сих пор и нет среди русских мыслителей единой оценки его поступков. До сих пор он – загадка, как загадочно вообще устройство русской жизни и русской власти. А мы это обсудим по случаю такого не очень круглого юбилея.

Сан-Франциско

Путевые заметки, день 8

Добрался до Сан-Франциско, моего самого любимого города в США! Сан-Франциско, а точнее Кремниевая долина – место, куда едут люди со всего мира, чтобы этот мир менять. Здесь много денег и много возможностей. В следующих постах я расскажу подробнее о том, как сюда попадают и как тут живется нашим ребятам.

Сан-Франциско критикуют за погоду. Климат здесь своеобразный. Утром может быть 10 градусов и дуть сильный ветер, а к обеду солнце и +30. Погода очень быстро меняется, так что даже летом без шапки и куртки на долгие прогулки лучше не выходить.

А еще здесь всё дорого. Это один из самых дорогих городов США. Дорогое жилье, дорогие продукты и рестораны. Многие приезжают сюда, спускают все деньги и уезжают. Кто-то добивается успеха и остается. Но всё это мы подробнее рассмотрим в следующих постах.

01. По дороге попадаем в пробку из-за ремонта дорог... Вопрос к знатокам... Как вы думаете, будь такая пробка у нас, сколько мудаков попыталось бы объехать ее по обочине?

02. Несмотря на широкую асфальтированную обочину, в Штатах ни один водитель не выехал на неё. 20 минут все спокойно стояли и медленно двигались. Без нервов, клубов пыли и хаоса. Вот это просто один из примеров, как люди относятся к друг другу и в какой стране они живут. Почему в бездуховной Америке могут, а мы нет? Почему мы не уважаем ни себя, ни окружающих?

03. Утром иду в Mission District, мой любимый район Сан-Франциско. Он был назван в честь католической миссии, которая появилась здесь ещё до создания самого города. Район делится на две части: благополучную и относительно неблагополучную. В благополучной части высокие цены на жильё и аренду офисов. Как я , так вышло из-за того, что через район проезжают "вахтовые" автобусы крутых компаний из Кремниевой долины.

04. Котик

05. Умели раньше машины делать. Интересно, через 50 лет наши внуки тоже будут коллекционировать современные автомобили и восхищаться их дизайном?

06. Некомфортное, но безумно красивое жилье.

07. Жизнь кипит!

08. Утром холодно... Всего 15 градусов и сильный ветер, небо затянуто облаками. Бомжи просыпаются на трамвайной остановке. В неблагополучной части Мишн-дистрикт встречаются бомжи с психическими расстройствами, которые появились на улицах после того, как власти США отказались от психбольниц.

09. Вот здесь бездомные хорошо обосновались) Даже столик где-то раздобыли. Бездомных никто не гоняет.

10. Уличная спальня.

11. Человек в прямом смысле спит в коробке.

12. Кто сказал, что в Сан-Франциско нет мусора?) Есть! В целом американские города грязнее наших.

13. Очень люблю Сан-Франциско за общественный транспорт. Про него я уже писал... Тут есть метро, троллейбусы, и автобусы.

14. Троллейбусная система в Сан-Франциско очень старая (открыта в 1935 году), большая (вторая по величине в Западном полушарии после Мехико) и уважаемая.

15. Одна из главных её особенностей в том, что из-за местного рельефа троллейбусы часто поднимаются по очень крутым склонам.

16. Городской транспорт в Сан-Франциско коротко называют словом "Muni" (сокращение от "municipal"). Когда-то так обозначали только систему трамвая и лёгкого метро, но потом слово перешло на весь общественный транспорт.

17. Когда хочешь сделать красивую роспись на машине, но руки кривые.

18. Ознакомился с местным стрит-артом, про него сделаю отдельный пост.

19. Столб растолстел от афиш

20. Вид на центр Сан-Франциско с Мишн Долорес-парка

21. Здесь же построили неплохую детскую площадку. На входе табличка с именами жертвователей.

22. Учитесь делать у американцев!

23. Различные зоны для игры детей разных возрастов

24. Где мои 10 лет и такая горка!!!

25.

26.

27.

28. Безбарьерная среда

29. Пылесос.

30.

31. Красиво.

32. Лучшие автомобильные погони снимают в Сан-Франциско) Помните прыгающие по горкам автомобили? Все это здесь!

33. В Сан-Франциско очень дорогое жилье. Аренда одноэтажного дома в Дейли-Сити с тремя спальнями будет стоить $4000 в месяц.

34. Вообще, найти жилье с двумя спальнями дешевле $3000 почти невозможно.

35. Океан

36. Купаться без костюма здесь нельзя даже летом.

37.

38. Зато можно кататься на доске.

39. И загорать на пляжах.

40. Люди и собаки.

41.

42. Вторую половину дня провёл, общаясь с замечательными людьми в Кремниевой долине. Отсюда будет много рассказов про стартапы и людей, которые зарабатывают миллионы долларов без нефти, газа и приватизации. Здесь, кстати, просто отличное русскоязычное сообщество)

43. Русские мозги утекают сюда.

44. Сергей геолог, приехал сюда работать на компанию, которая делает что-то секретное для нефтедобычи. В руках у Сергея органическое молоко. Стеклянную бутылку от него можно сдать за 2 доллара. Да, люди здесь сдают бутылки)

В ресторане официант настойчиво намекает на чаевые) Очень скромный ужин на четверых с чаевыми обойдется в 265 долларов.

Завтра лечу в Сиэтл!

Ранее в путешествии:

Когда рабы приходят к власти,

Они куда страшней господ.

Игорь Губерман

То, что честный, умный и мужественный журналист Юлия Латынина (http://www.novayagazeta.ru/economy/61907.html) разделяет заблуждение об Америке с глупыми, злобными и неграмотными коллегами, видеть, увы, обидно. В этом заблуждении она не одинока.

Как американский (Сан-Франциско) экскурсовод, работавший с богатыми, знаменитыми и с многими позже убитыми туристами из России, тезис Латыниной я от них выслушивала раз за разом: «В начале XX века Россия и Америка были вполне сопоставимы — это были две молодые, богатые природой и людьми страны с быстро развивающейся экономикой и хорошим научно-технологическим бэкграундом. Но к началу XXI века мы заплатили за коммунизм, ГУЛАГ — тотальным, позорным, несопоставимым отставанием».

На эту же тему живописный (неужели еще жив?) Игорь Коломойский, стоя на Union Square в Сан Франциско, высказался: «Америка - такая молодая страна, и как нас обошла!»

Умные, знаменитые и образованные российские туристы постоянно произносили это, не желая понять, что сравнивать и уравнивать Россию с Великобританией, Россию с Америкой - глупость.

Иван Грозный в этом заблуждении даже посватался к английской королеве Елизавете в 1562 году, а получив отказ (та удивилась, что женатый человек сватается), в сохранившемся послании обозвал ее «пошлой девкой». Взаимопонимание между Россией и Англией, Россией и Америкой, от сватовства к оскорблениям, до сих пор находится на том же уровне.

При чем тут Англия и при чем Елизавета?

Да при том, что Америка зарождалась, строилась и развивалась как ЧАСТЬ Елизаветинской АНГЛИИ. Первая (исчезнувшая) АНГЛИЙСКАЯ КОЛОНИЯ Roanoke была создана в 1585 по инициативе Елизаветы, на ее деньги и под ее протекцией, и первый ребенок, рожденный там, был назван Вирджинией в честь Елизаветы, королевы девственницы (Virgin).

Первая сохранившаяся американская АНГЛИЙСКАЯ колония Jamestown, штат Virginia (Девственница) была основана в 1607 году. На 400-летие ее открытия приезжала в США английская королева Елизавета II. Где тут молодая страна?

В момент юридического, по экономическим причинам, отделения американских колоний от Англии (не хотели платить налоги без представительства) в 1776 году - население английских колоний в Америке составляло 2.5 миллиона человек, треть населения самой Англии. Страна была очень населенная и развитая по тем временам.

Библейский завет «Плодитесь и размножайтесь» воспринимался как религиозный долг и, несмотря на большую смертность колонистов вначале, население росло невероятно быстро, но не за счет, как это принято считать, эмиграции. Семья в американских колониях часто состояла из мужа и последовательно трех жен (первые две обычно умирали в родах). В семье Бенджамина Франклина было 24 ребенка.

Но главное - в этой Америке была абсолютно уникальная ментальность и мораль населения. Это то, чего напрочь не знают и не понимают россияне, воюющие с фантомом Америки, существующим только в их и российской прессы больном воображении. Они воюют с фантомом, который к реальной стране США никакого отношения не имеет.

Коронационный портрет Елизаветы I

Чтобы понять Америку, надо увидеть момент коронации в 1558 году, когда молодая Елизавета всходила на трон и глаза всей Англии были направлены на то, какую Библию она держала в руках: католическую на латыни или протестантскую на английском. Ее Библия была протестантской.

Чтобы понять Америку, надо понять чудовищные религиозные войны - сплошную Варфоломеевскую ночь между католиками и протестантами, терзавшую Европу. Католическая церковь насмерть боролась с реформацией, упразднявшей институт церкви и позволявшей человеку самостоятельно общаться с Богом и быть ответственным перед Богом через Библию. Католический священник, интерпретировавший латинскую библию, становился не нужен. Человек, переведший Библию на английский, William Tyndale, был удавлен и сожжен на костре как еретик, а за владение английской Библией наказывали смертной казнью.

Но наступила эпоха Елизаветы, печатного станка, и уже каждая семья могла читать Библию на английском. Вокруг Библии собирались фанаты, которые хотели строить Новый Иерусалим, Новый Израиль, создать праведное общество, которое будет жить по библейским заповедям. Они мечтали о религиозной свободе. А здесь появляется Новая Земля - Америка. И не ради золота ехали туда первые колонисты, а ради праведной жизни по Библии. Почитайте «Scarlet Letter” N. Hawthorn.

Россияне в оправдание своего бандитизма кивают на Америку, утверждая, что Америку создали бандиты, Дикий Запад времен Золотой Лихорадки. Бред от незнания американской истории, от смотрения голливудских вестернов. Дикий Запад (Тихоокеанский Запад Америки, в отличие от Атлантического Восточного Побережья с его пуританскими штатами) случится на пару столетий позже, уже во время освоения Калифорнии. Бандиты действительно приедут за золотом, но только через 200 лет, в основном, из Европы.

Америка же начиналась с пуританской морали, с ежедневного чтения Библии утром и на ночь и по воскресеньям в церкви.

Это и есть основная причина, по которой сопоставлять Америку и Россию бессмысленно, и даже вдвойне. Лесков как-то сказал, что христианство в России не было проповедано. Трудно проповедовать христианство безграмотным. Христианство - это Библия, и не читающий, а только слушающий часто полуграмотного священника христианин очень поверхностен. Это мексиканский преступник, который идет грабить на дорогу, крестясь на икону Гваделупской Божьей Матери.

В Англии в период начала правления Елизаветы 30% мужчин были грамотны, а с распространением протестантизма непосредственное чтение Библии (ранее резко ограниченное латынью) стало религиозным долгом. Религиозным долгом стала грамотность.

Более, чем через 300 лет, в 1898 году, в России среди рекрутируемых в армию грамотных было только 10%. Как человек, преподававший не в элитной математической, а в школе рабочего Невского района Ленинграда, могу сказать, что там в 1974 году половина семиклассников читать не умела.

Осваивать Америку ехали почти поголовно грамотные, преданные до фанатизма Библии люди. Мы говорим про 1600-е годы. Это была не страна в обычном понимании. Вся Америка была the book club вокруг Библии, где люди учились морали каждый день. Города строились вокруг протестантских (были и другие) религиозных общин, где люди выверяли по Библии свое поведение, поведение друг друга и свои решения. Это была страна, где все цитировали Библию и где она лежала в каждой гостиничке в тумбочке, и где любой президент и претендент начинал свою речь цитатой из Библии и ею заканчивал. Знание Библии было обязательным условием при найме на должность.

В этой самой Библии сказано: «Праведные нации поднимутся». Эмигрантам из Союза, приехавшим в 70-80 годы, еще удалось увидеть библейскую праведную Америку, где дома никогда не закрывались, где люди оставляли ключи зажигания в дорогих машинах и уходили по магазинам, Америку, где всем верили на слово и не требовали документов.

Рай - это не богатая природой страна, не климат. Это поведение людей, которые тебя окружают. Честное, Библией выверенное поведение людей создало в Америке уникальную атмосферу для развития бизнеса. Многотысячные сделки между незнакомыми людьми, скорость оборота денег, которые никто не прятал в матрас, а немедленно и с доверием вкладывал, создавали огромные богатства, недосягаемые в обществах, где ложь и воровство приводят к нищете.

Если где-то можно сравнивать Россию и Америку - это рабовладельческий Юг, описанный в «Хижине дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу, книге, оскопленной и чудовищно измененной в советском переводе. В оригинале книга - вся вокруг христианства и веры, а главные герои в конце уезжают проповедовать христианство в Африку, чего в советской версии нет.

Вспомните, как из Бостона приезжает мисс Офелия, кузина Сен-Клера, ухаживать за его умирающей дочерью. Она - образец классической протестантской морали, где труд - добродетель, безделье - грех, а ничего не делающие руки - причина всех бедствий. Она - олицетворение протестантского принципа «Be honest to your work» («Будь честен в своей работе»).

Гарриет Бичер-Стоу

И рядом - ленивые избалованные рабы и их избалованные ленивые хозяева. Для чернокожих рабов - Офелия - «не настоящая леди». ОНА РАБОТАЕТ. Они-то учатся друг у друга, как от работы увернуться, отлынить, как украсть незаметно, как хозяйское для себя использовать. Ну просто советские люди.

Потому так знакомо поведение сегодняшних темнокожих - бывших рабов в Америке - советским эмигрантам, что мы жили под властью рабов, да и сами были рабами.

Понятны взрывы ненависти со стороны рабов, ведь, как сказала Ayn Rand, «зависимость рождает ненависть». Вот они и собираются в толпы, чтобы ненависть к самим себе из себя на кого-то извергнуть: темнокожие - на полицию, на белых и на богатых; российские рабы - на украинцев, грузин, евреев, и на богатых, само собой.

Что всегда выдает рабов, как черных, так и белых - отношение к чужой собственности. Посмотрите картинки грабежа и разгрома темнокожими магазинов и ликерно-водочных заведений в Балтиморе. Абсолютное повторение грабежа толпой винных магазинов в Петрограде в 1917-18 году (картинки в Гуверовском институте). Ненависть к чужой собственности и ее владельцам. Отобрать и разграбить.

Это еще одно из отличий не имевшей столетий воспитания собственностью ментальности российских рабов. Даже российские дворяне получали собственность из рук и по милости государя, но это могло быть и отобрано, и отбиралось мгновенно.

Крошечное время «недоразвитого капитализма»(Ленин) в России к праву и чувству собственности приучило очень немногих, да и право собственности в России особенно гарантировано не было. А уж про советские годы и говорить нечего: человек со второй коровой был виноват и подвергался уничтожению с семьей за кулачество, а при Хрущеве и первую корову пытались отобрать.

Наверное, ничто так не свидетельствует о полном отсутствии у народа не только идеи и понимания собственности (не забывайте, что право на собственность есть единственная гарантия свободы), как абсолютно рабская и вполне принимаемая почти всеми идея человека как собственности общественной, приведшая к созданию советской империи государственного рабства.

Вспомните вполне серьезно принятые в уездах вскоре после революции указы Советов об обобществлении женщин. Мы говорим про XX век. В Калифорнии в XIX веке замужние женщины после заключении брака имели право сохранять свою отдельную собственность, что защищало их от мужей - игроков и пьяниц. Статус женщины невероятно отличает англо-американскую протестантскую цивилизацию от полуазиатского положения женщины в России. Отношение там к женщинам и их ужасное отношение к самим себе находится где-то посредине между европейским и палестинско-арабским.

Еще столетия назад российское рабство хорошо видели люди, наблюдавшие Россию с Запада. Маркиз де Кюстин с его кислотным описанием российских нравов хорошо известен. Но сэр Филлип Сидней (Sir Phillip Sydney), самый блистательный придворный Елизаветы, доблестно погибший в битве протестантов против Испании в 1587 году, писавший сонеты до Шекспира и куда лучше Шекспира, в любовной лирике использовал слово Muscovite (житель Московии) как синоним слова «раб».

«… that step on the ladder of lost freedom

Is vanished, and like a Muscovite born to love slavery,

I call undergoing tyranny something worthy of praise:

«И, как житель Московии, рожденный любить рабство, тиранию, которой подвергаюсь, я восхваляю»…

Сэр Филлип Сидней

«Like slave-born Muscovite» - «как рожденный рабом житель Московии» - и это в любовных сонетах из цикла «Астрофил и Стелла». Поэт, который хотел сказать возлюбленной «Я твой раб!», говорил «Я твой московит!». Российское рабство, увы, было известно западным дипломатам и образованным людям уже в 16-м веке.

Больно и смехотворно сравненивать Америку и Россию в отношении права граждан и судопроизводства. Америка унаследовала от Англии все права, записанные в Magna Carta 1215 года: “No Freeman shall be taken or imprisoned, or be disseized of his Freehold, or Liberties, or free Customs, or be outlawed, or exiled, or any other wise destroyed; nor will We not pass upon him, nor condemn him, but by lawful judgment of his Peers, or by the Law of the land.” («Ни один свободный человек не может быть арестован, лишен собственности и свободы, поставлен вне закона, сослан или истреблен другим путем …. или осужден, как только законным приговором равных себе по Закону Страны».) Судебные ошибки совершались и совершаются, но английские и американские законы, существующие с Magna Carta 1215 года, на практике в России и сегодня не выполняются.

В чем еще бессмысленно сравнивать Россию и даже уже разлагающуюся сегодня Америку - уровень честности и коррупции. Существуют международные индексы уровня коррупции. Есть страна сравнимая: Мексика почти так же (чуть меньше) коррумпирована и криминальна, как Россия. Так же, как и в России, там коррумпирована и чудовищно криминальна полиция, жертвами которой становятся многие американские путешественники-автомобилисты. В Москве жертвой милицейского грабежа стали мой путешествующий американский сын-подросток и французский племянник.

В Мексике тоже долго царили массовая безграмотность и поверхностное, чисто обрядовое католическое христианство, с прихожанами, не понимающими, о чем говорит священник, и чисто внешняя, почти языческая, обрядовость без связи с моралью. Одна из причин резкого ухудшения качества жизни в Америке - то, что ее наводнил, как сказал в 1846 году мэр первой столицы Калифорнии Монтерей, «не признающий закона мексиканец». Наряду с честно работающими - миллионы нелегалов-криминалов.

Интересно, что лет 15 назад журнал Reader’s Digest в опубликованных тестах на честность населения все же нашел общий уровень честности в России и Америке. Речь шла о городе Атланта, штат Джорджия, где проживали, в основном, темнокожие. В отличие от Сиэтла, штат Вашингтон, города с преимущественно белым населением, где уровень честности был 98%, в Атланте он, как в России, был равен 40%.

Рабы, дорвавшиеся до власти, ничего, кроме рабства, создать не могут. Они могут только превратить в рабов всех подданных и, притворяясь хозяевами, грабить их и бездарно, миллионами уничтожать. Не облагороженные иудейско-христианской догмой с ее запретами на ложь и убийство, с неразвитым зародышем морали, превратившимся в выкидыш, дорвавшиеся до власти рабы, как любые язычники, очень быстро скатывались к идолопоклонству и к его крайней форме - человеческим жертвоприношениям. Происходившее в России в XX веке - классический пример.

В русской сказке существовал образ - ИДОЛИЩЕ ПОГАНОЕ. Слово «поганое» имеет латинское происхождение: pagan - язычник, нехристь. Язычники всегда сначала создают идола - поганое идолище, а потом начинают приносить ему человеческие жертвы. Образ Сталина у Мандельльштама - как раз Идолище поганое и кровавое:

Тараканьи смеются глазища

И сияют его голенища….

Что ни казнь у него — то малина.

И широкая грудь осетина.

Обезумевшие от страха быть брошенными в жертвенный костер поклонения идолу, люди хватают и бросают других, тех, кто рядом. Четыре миллиона доносов, написанных советскими людьми на своих друзей, сослуживцев, родственников, процессы осуждения, чистки, где жертву уничтожали сначала морально (что означало позже физически) те, кто вчера сидел с ней за одним столом, был другом жениха на свадьбе, стоял у могилы ребенка - только от животного ужаса, желания задержать бессудную и бессмысленную свою гибель. В судороге выживания люди выталкивали на смерть других впереди себя. Как не обезуметь от страха, когда в Ленинграде после убийства Кирова в 1934 году в некоторые дни расстреливали по 4 тысячи человек.

Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

А. Ахматова

В Иркутской и других областях спустили лимит на расстрел за просто так четырех тысяч человек в месяц, и местные власти, желая угодить, просили лимит увеличить.

Со Сталиным подписывали указы расстрелять толпы невинных маленковы, кагановичи, микояны, ждановы. У трона Идолища грызлись за милость сатрапа лживые и трусливые слуги с языческим презрением к человеческой жизни.

Мандельштам, написав приведенные выше строки, погиб в лагере, не дожив до более страшного времени войны, когда упыри, захватившие власть, должны были нести реальную ответственность. В военной обстановке их лживая, трусливая рабская натура и презрение к человеческой жизни были помножены на неграмотность, некомпетентность, подозрительность, обрекая на чудовищную смерть, вдовство, сиротство, инвалидность десятки миллионов доверившихся этой власти людей.

Иосиф Сталин. Рисунок Владимира Мочалова

Когда Латынина пишет, что Жуков лгал Сталину, хочется напомнить знаменитый жуковский приказ: «Людей не жалеть, бабы еще нарожают!»

Другой получеловек, хозяин Ленинграда Жданов, лгал Сталину, желая выслужиться и затоптать соперника Микояна. Микоян пытался развернуть и направить в Ленинград поезда с продовольствием, шедшие перед началом войны в Германию, Жданов, наперекор ему, послал телеграмму Сталину, что в Лениграде продовольствия на три года хватит. В городе продовольствия было на три дня.

Об ужасах блокады, где матери кормили замороженым мясом одного мертвого ребенка другого, еще живого (от 3 миллионов 100 тысяч человек за время блокады осталось 600 тысяч) запрещено было говорить и через много лет после войны. Сталин руками Гитлера умерщвлял враждебное ему население мятежного города, потворствовал этому уничтожению (переписка с Ждановым).

Свидетельства трагедии блокады, мужества блокадников и полного отсутствия его, сталинских, заслуг вождю нужны не были. Музей блокады разгромили. Директора арестовали. Множество экспонатов музея, бывших обвинительным заключением не только Гитлеру, но и Сталину (во вторую блокадную зиму он эвакуацию из города вначале запретил) - уничтожили.

Экскурсоводам разрешали вещать только о героизме. Юной девочкой-экскурсоводкой я по методичке несла экскурсантам в автобусе: «А музы не молчали в блокадном Ленинграде!» Пожилой водитель посмотрел на меня с укоризной: «Девушка, что вы несете! Какие музы? На рынке студень из человечины стоил 400 рублей».А у Жданова в Смольном кондитер пирожные выпекал.

Сталин и после войны продолжал уничтожать Ленинград, где все еще было собрано интеллектуально, морально и творчески лучшее в России, как Иван Грозный уничтожал вольный Новгород. Боясь искры свободы и самоуправления, появившихся в Ленинграде во время военной от него изоляции и блокады, он, по доносу Абакумова, расстрелял Кузнецова, сделавшего немало для спасения города, и с ним почти всю ленинградскую партийную организацию, выслав родственников в Сибирь. (Вспомнили Magna Carta?)

Власть в огромноей стране над миллионами людей захватила нелюдь, ведшая себя по поговорке древних римлян: «Самые худшие люди - вольноотпущенники».

То, что раб лжив и преступен по натуре, прекрасно знали жители Юга Америки, имевшие дело с рабами. Проблема в том, что потомки рабов в России по поведению мало чем от американских потомков рабов. Воспитанное в дореволюционный период дворянство, священство и крошечная интеллигенция были почти уничтожены после революции в десятилетия красного террора.

Чего не сказала Бичер-Стоу в «Хижине Дяди Тома», где прекрасно описаны склонность рабов ко лжи, воровству и лени, - это полное отсутствие христианского «Не убий» в их сознании и полное презрение к стоимости человеческой жизни. Убийства в районах проживания темнокожих (города Детройт, Окланд) зашкаливают по статистике и по чудовищным рекордам: убийство самого старого человека в мире, самое частое количество звонков по номеру 911 (полиция - скорая помощь), самое большое количество убийств в день, в неделю, в год. Там давно гибнет больше людей, чем в автокатастрофах и в военных действиях.

В одном права Латынина. России надо постоянно смотреть на Америку и внимательно наблюдать за происходящим в ней по одной простой причине. Здесь волею провидения произошел практически не знающий себе равных социальный эксперимент. Поведение американских рабовявляется моделью поведения той социальной группы, которая почти сто лет назад захватила власть в России, и сейчас эти рабы с помощью глупых либералов, которые их обучают, вооружают пропагандой и науськивают (как было и в России), постепенным шантажом и вымогательством захватывает власть в США. Внимательно изучая поведение этих рабов (независимо от цвета их кожи) в Америке, можно поставить диагноз российской трагедии и начать работать над рецептом лечения.

Увы! На самом деле - это американцы должны непрерывно сравнивать Россию и Америку, непрерывно смотреть на Россию и учиться у нее, понимая, что их ждет. Потому что, допустив к власти лживых хитрых рабов, они уже начали хлебать полной ложкой советскую жизнь. Уже поезда, как в Союзе, сходят с рельсов, и уже появилось воровство на государственном уровне. Люди в США получают места в университетах и городские и судебные должности по цвету кожи (affirmative action), как в Союзе брали в институты «детей рабочих и крестьян» и должности давали по социальному происхождению. Судебные решения уже принимаются по ИДЕОЛОГИЧЕСКИМ основаниям. Выбранный по цвету кожи в порыве идоломании президент давит на судей, объясняя, что черный преступник мог бы быть его сыном. А глава американской юстиции приказывает освобождать темнокожих, осужденных за малые преступления (помните как после революции в России освобождали как «социально близких» уголовников из тюрем7)

Уже качество сервиса ниже плинтуса, потому что население не тянется, как при американской meritocracy, к совершенству, а работает кое-как, ориентируясь на самый низкий общий знаменатель. Равенство, понятое как право получать все, ничего не делая - то, что новая власть обещает и, обобрав работающее уже, как в Калифорнии и в некоторых других штатах, меньшинство, дает на халяву своему электорату, приводит общество к замедлению и остановке экономического мотора. Когда сосед, не работая, получает от государства лучшую жизнь, чем работающий, последний теряет интерес к труду, замедляет темп или перестает работать вообще. Начинается экономическая гангрена. В Союзе это называли застой.

А как же человеческие жертвоприношения? Пока наш президент только играет в гольф, когда отрубленные головы его подданных летят направо и налево. Пока он только бросает в костер уничтожения и предает в руки врагов миллионные массы союзников. Пока окружающие его лживые и хитрые полулюди только шантажируют, воруют, вымогают и крупно обогащаются на расовой ненависти. Но американцам нужно серьезно подумать, изучая советский опыт. С рабами у власти всегда есть шанс, что на рынках появится студень из человечины.

Татьяна МЕНАКЕР