Как называются египетские рисунки. Развитие живописи в древнем египте. Особенности технического исполнения

О том, насколько опасны шарики ртути, все хорошо знают еще с детства. Тяжелые отравления, в некоторых случаях приводящие к инвалидности и даже летальному исходу, - одно из возможных последствий такой интоксикации.

Но далеко не во всех случаях ртуть действительно представляет существенную угрозу для здоровья. В этой статье Вы узнаете когда стоит ее опасаться и что делать, чтобы минимизировать риски.

Чем опасна ртуть

Ртуть относится к веществам 1-го класса опасности. При попадании в организм этот металл имеет свойство накапливаться - 80% вдыхаемых паров не выводятся. При остром отравлении может вызывать тяжелую интоксикацию и смерть, при хроническом - приводить к тяжелой инвалидности. В первую очередь страдают те органы, которые накапливают вещество лучше всего - печень, почки, головной мозг. Поэтому частым результатом отравления ртутью становится слабоумие, почечная и печеночная недостаточность. При вдыхании паров сначала отравление отражается на состоянии дыхательной системы, позже поражаются центральная нервная система (ЦНС) и внутренние органы, а при длительном воздействии постепенно страдают все системы организма. Особенно опасна ртуть для беременных, поскольку влияет на внутриутробное развитие, и детей.

Однако такие тяжелые последствия вызывает не сам металл, а его пары - именно они представляют главную опасность в быту. Шарики ртути из разбившегося градусника начинают испаряться уже при температуре +18°С. Поэтому в домашних условиях, где температура воздуха, как правило, намного выше, вещество испаряется достаточно активно.

Не менее опасны для организма соединения ртути, например метилртуть. В 1956 году в Японии было выявлено массовое отравление, вызванное именно этим соединением. В залив, из которого рыбаки добывали рыбу, компания Chisso систематически сливала ртуть. В результате 35% из отравившихся зараженной рыбой человек погибло. После этого случая подобные интоксикации получили название болезни Минаматы (по названию местного города). В быту с такими тяжелыми отравлениями человек практически не сталкивается.

Острое отравление ртутью отличается выраженными признаками. Среди характерных симптомов следующие:

  • Слабость.
  • Тошнота и рвота.
  • Головные боли.
  • Боли в груди и животе.
  • Диарея, иногда с примесями крови.
  • Затрудненное дыхание, отечность слизистых.
  • Слюноотделение и металлический привкус во рту.
  • Повышение температуры (в некоторых случаях до 40°С).

Симптомы отравления развиваются на протяжении нескольких часов после попадания высокой концентрации паров или соединений ртути в организм. Если за это время пострадавший не получит квалифицированной медицинской помощи, отравление приведет к необратимым последствиям. У человека развивается нарушение функций ЦНС, поражение головного мозга, печени и почек, потеря зрения, а при большой дозе токсичного вещества может наступить смерть. Острое отравление встречается крайне редко: чаще при авариях на производстве, в бытовых условиях такая ситуация практически невозможна.

Меркуриализм, или хроническое отравление ртутью, случается намного чаще. Ртуть не имеет запаха, поэтому заметить шарики вещества, которые, например, закатились под плинтус, в щели между половицами или остались в ворсе ковра, практически невозможно. Но даже мельчайшие капли продолжают выделять смертельно опасные пары. Поскольку их концентрация незначительна, симптомы выражены не так ярко. При этом малые дозы на протяжении длительного периода приводят к тяжелым последствиям, ведь ртуть имеет способность накапливаться в организме.

Среди первых характерных признаков:

  • Общая слабость, усталость.
  • Сонливость.
  • Головные боли.
  • Головокружения.

Длительное воздействие паров ртути может приводить к гипертонии, атеросклерозу, поражениям мозга и ЦНС, повышает риск туберкулеза и других поражений легких. От отравления парами ртути страдает щитовидная железа, развиваются болезни сердца (в том числе наблюдается брадикардия и другие нарушения ритма). К сожалению, симптомы меркуриализма на начальных стадиях отравления неспецифичны, поэтому люди часто не придают им должного значения.

В том случае если в доме разбился ртутный градусник или металл попал в открытое пространство из другого источника (например, из ртутной лампы), важно убедиться, что ртуть собрана полностью. Также необходимо обратиться в службы, которые помогут утилизировать вещество - выброшенная в мусорный контейнер собранная ртуть представляет не меньшую угрозу.

Конечно, главным источником паров ртути в бытовых условиях является ртутный термометр. В среднем один градусник содержит до 2 грамм ртути. Такого количества недостаточно для сильного отравления (если ртуть правильно и вовремя собрана), но вполне хватит для легкой и хронической интоксикации. На бытовые вызовы специальные службы МЧС, как правило, не приезжают, но консультацию по конкретному случаю дадут. Кроме этого, именно они подскажут, куда сдать собранный металл.

Большая капля ртути и такое же количество металла в мелких шариках будут по-разному испаряться. За счет большей площади поверхности мелкие капельки выбросят больше опасных паров за короткий период. А именно их часто пропускают люди, самостоятельно устраняющие последствия разбитого градусника.

Наиболее опасные ситуации:

  • Металл попал на мягкую мебель, детские игрушки, ковер, тканевые тапочки (полностью собрать с таких поверхностей ртуть невозможно, вещи придется выбросить).
  • Ртуть долгое время находилась в комнате с закрытыми окнами (так повышается концентрация паров).
  • Шарики ртути раскатились по полу с подогревом (увеличивается скорость испарения).
  • Пол застелен паркетом, ламинатом, деревянными досками. Для того чтобы полностью убрать всю ртуть, на месте ее разлива нужно будет снимать покрытие - мелкие шарики легко закатываются в щели.

Кроме градусников ртуть содержится в некоторых приборах, в ртутных газоразрядных лампах и энергосберегающих люминесцентных лампах. Количество вещества в последних достаточно мало - не более 70 мг ртути. Опасность они представляют лишь в том случае, если в помещении было разбито несколько ламп. Нельзя выбрасывать люминесцентные лампы в мусорный контейнер, их нужно сдавать в специальные центры утилизации.

Часто об опасности ртути говорят и в контексте прививок. Действительно, ее соединение тиомерсал (мертиолят) использовалось как консервант во многих вакцинах. Еще в 20-х годах ХХ века концентрация была довольно опасной; начиная с 1980-х годов ее содержание в одной дозе не превышает 50 мкг. Период полувыведения соединений ртути в таком количестве составляет около 4 дней даже у младенцев, а через 30 дней вещество выводится из организма полностью.

Несмотря на это, сегодня большинство вакцин вообще не содержат мертиолят в своем составе. Связано это не столько с опасностью консерванта, сколько со скандалом, который начался 20 лет назад. В 1998 году в самом престижном медицинском журнале Lancet вышла статья исследователя Эндрю Уэйкфилда, который связал вакцинацию (в частности, содержащую тиомерсал вакцину MMR от кори, краснухи, паротита) с развитием аутизма. Материал вызвал бурные обсуждения в медицинском сообществе и настоящую панику среди обычных граждан. Однако уже через несколько лет было доказано, что статья Уэйкфилда была основана на подставных данных, в ее основе нет реальных фактов, а сама связь аутизма с тиомерсалом не доказана. В том же журнале Lancet было опубликовано опровержение материала. Тем не менее, именно эту статью активно цитируют представители антипрививочного движения. Сегодня вакцины, выпускающиеся в Европе и США, не содержат мертиолята, а поэтому не могут представлять никакой опасности отравления ртутью.

В малых количествах ртуть может содержаться в морской рыбе и морепродуктах. Попадание значимых количеств металла с пищей, как правило, вызывает легкую интоксикацию, последствия которой несложно устранить. Первая помощь при таких отравлениях проста - нужно вызвать рвоту, а после выпить несколько таблеток активированного угля или принять любой другой сорбент. После этого обязательно обратиться к врачу. Особенно важно это для беременных и детей, поскольку для них отравление ртутью представляет наибольшую опасность.

Симптомы интоксикации ртутью:

  • Тошнота.
  • Головокружение.
  • Заметный привкус железа во рту.
  • Отек слизистых.
  • Одышка.

Если в доме разбился градусник, не стоит паниковать - быстро принятые меры помогут избежать негативных последствий. В аптеках продаются специальные наборы для демеркуризации, но собрать ртуть можно и без них.

Проветривание и уменьшение температуры воздуха
Открытое окно поможет снизить концентрацию паров ртути. Желательно не входить в комнату, где разбился градусник, еще несколько дней, а окна там держать постоянно открытыми. Зимой следует выключить теплый пол и прикрутить батареи - чем ниже температура в комнате, тем меньше испаряется ртуть.

  • Сбор ртути

Для больших капель можно использовать спринцовку, для мелких - обычную клейкую ленту, пластилин, мокрую вату. Перед уборкой посветить на место разбитого градусника лампой - так будут видны все, даже мельчайшие шарики. Ртуть собирают в перчатках, бахилах и респираторе, только в герметичную емкость (пластиковый или стеклянный контейнер). Все предметы, на которые попала ртуть, в том числе и то, чем она собиралась, также помещаются в герметичную емкость.

  • Обработка места, где была разлита ртуть

Поверхности обрабатываются раствором марганцовокислого калия или хлорсодержащим препаратом (например, «Белизной» в концентрации 1 л на 8 л воды). Пол и поверхности оставляют на 15 минут, затем смывают чистой водой. Завершающий этап - обработка пола перманганатом калия (1 г марганцовки на 8 л воды). В результате образуются соединения ртути, не вырабатывающие паров.

  • Что запрещено

Нельзя собирать ртуть веником, шваброй или пылесосом. Нельзя также стирать зараженную одежду, тапочки, мягкие игрушки - вещество сложно смыть, кроме этого, оно может остаться в механизме стиральной машины. Все вещи, на которые попала ртуть, нужно утилизировать.

  • Как помочь себе

Человек, который собирал ртуть, должен после процедуры хорошо промыть руки и прополоскать рот, почистить зубы. Можно выпить 2-3 таблетки активированного угля. Перчатки, бахилы и одежду, если на нее попала ртуть, нужно утилизировать.

Важнейшим средством выражения египетского искусства была настенная живопись. Чаще всего египтяне делали свои «рисунки» на стене с барельефами. Размещение таких рисунков и рельефов подчинялось строгим нормам и канонам, которые диктовали жрецы. Рисунки Древнего Египта служили для его жителей ни чем иным как «двойником действительности» – отображением их жизни.

Древний Египет: значение рисунков

Почему египтяне делали свои рисунки такими детальными, вкладывали в них огромное количество времени и лучшие ресурсы? Ответ есть. В Древнем Египте основной целью живописи было увековечивание жизни умершего в загробном мире. Поэтому египетское искусство не воспроизводит никаких эмоций и пейзажей.
Египтяне наносили живопись в основном на стены усыпальниц, гробниц, храмов и различных предметов, которые имели погребальное или сакральное значение.

Древний Египет: правила нанесения живописи

Сцены, которые изображены на стенах всегда соответствуют прилагающим к ним иероглифам, они как-бы объясняют суть всего изображения.
Самое главное правило художников Древнего Египта – правильно изобразить каждую из частей тела, чтобы она была легко различима и совершенна. Следует отметить, что египтяне рисовали исключительно в профиль, однако глаз всегда делали в анфас, все по той же причине – чтобы он был правильным, поскольку если он нарисован в профиль его изображение искажается, что являлось недопустимым.
Чтобы все пропорции тела человека были соблюдены, художники сначала рисовали сетку, а потом уже фигуры с правильными размерами.
Идеализация фигур прямо пропорциональна социальному положению человека, который изображен на рисунке. Так, например, изображается вечно молодым, сам он неподвижен и невозмутим (у египтян было правило: чем сильнее изображенный неподвижен, тем выше его социальный статус). Также характерным для живописи является фактор размера – чем выше стоял человек в обществе, тем он больше на рисунке, пример – фараон на кажется гигантом если сравнивать его с солдатами.
Животных же изображали наоборот – живыми, быстро движущимися.
Каждый цвет, который наносился на стену имел свою конкретную символику. В основном наносились ярки цвета, особенно в местах куда попадал дневной свет, но и темные гробницы могли похвастаться яркими изображениями.
Зеленый цвет обозначал жизненную силу, черный – черноземы, белый – признак радости и победы, желтый – вечную силу богов, голубой – море и вечную жизнь.

27-01-2017, 19:07 |

Как известно одна из самых древний мировых цивилизаций это древний Египет. Именно здесь зародилась первая государственность. Древний Египет располагался у Южного берега средиземного моря. Его жители селились по берегам реки Нил. У египтян было развито земледелие. Причем выращивали они культуры исходя из территориальных условий. Раз в год Нил разливался. Чтобы использовать это природное явление египтяне придумали ирригационные сооружения. Таким образом, они обеспечивали отличный полив своих посевов. Ниже рассмотрим, где располагалась территория Древнего Египта. А затем поподробнее рассмотрим Древний Египет картинки.

В Древнем Египте по картинкам


Правил государством в Древней Египте фараон. Согласно религии его считали сыном Бога Солнца - Амона Ра. Его власть была безгранична. После смерти фараона помещали в саркофаг, который отвозили в пирамиду. Пирамиду для фараона строили еще при жизни. А в последний путь вместе с фараоном отправляли его личные вещи, иногда жен, слуг и животных. По религии египтян они верили в загробную жизнь, и считали необходимым оправить с мертвым вещи, которые ему пригодятся.

Сначала египетское царство не было единым. На территории было два государства - Верхний и Нижний Египет. Правили в каждом царстве свои фараоны. Но через некоторое время два царства стали единым. В едином Египте было несколько социальных слоев общества:

  1. Вельможи;
  2. Воины;
  3. Ремесленники;
  4. Земледельцы.

Самой привилегированной группой были вельможи. В этой же группе находились писцы - люди, которые собирали налоги, самая грамотная группа населения. Самым почетным положением для вельможи была возможность носить сандалии фараона - это было очень почетно. Воины обычно сопровождали писцов во время сборов налогов. Если житель Древнего Египта не мог выплатить налог, то ему полагались удары плетью. Вообще жители Египта были смирным, сильных социальных волнений в это древней стране не было. Самыми известными правителями были - Тутанхамон, Тутмос, Рамзес, Джосер.

Ниже представлены картинки по истории Древнего Египта, очень интересная подборка.

В результате объединения Нижнего и Верхнего царств к 3000 г. до н. э. сложилось Древнее государство. Согласно исчислению жреца Манефона, существовало тридцать династий. Государство развивалось по всем направлениям. Особенно активно совершенствовалось искусство Древнего Египта. Кратко рассмотрим основные его особенности.

Общие сведения

Как выражало свои идеи искусство Древнего Египта? Кратко говоря, его цель заключалась в обслуживании потребностей существовавшей в то время религии. Прежде всего, это относилось к государственному и заупокойному культу фараона. Его образ был обожествлен. Это подтверждают дошедшие до настоящего времени рисунки Древнего Египта. В целом идеи были выражены в строгой канонической форме. Однако искусство пережило эволюцию, которая отразила изменения как в духовной, так и в политической жизни государства.

Основные результаты развития

В Древнем Египте было сформировано достаточно много классических архитектурных типов и форм. К ним, в частности, можно отнести такие элементы, как колонна, обелиск, пирамида. Появились новые виды изобразительного искусства. Достаточно популярным стал рельеф. Достаточно интересна и Древнего Египта. Были сформированы локальные художественные заведения.

В это время проявилось множество творческих индивидуальностей. Древнеегипетские художники осмысливали и претворяли в систему базовые средства пластических видов искусств. В частности, в архитектуре появились опоры и перекрытия, масса и объем.

Настенные рисунки Древнего Египта включали в себя силуэт, линию, плоскость, цветовые пятна. В изображениях чувствовался определенный ритм. В скульптуре стали использоваться текстуры дерева и камня. Немаловажно и то, что с течением времени сформировалась канонизированная форма, в соответствии с которой изображалась фигура человека на плоскости. Она была показана в профиль (ноги, руки и лицо) и в фас (плечи и глаза) одновременно.

Главные принципы

Основные каноны в искусстве Древнего Египта стали складываться в период 3000-2800 г. до н. э. Архитектура того времени приобрела ведущую роль. Она была достаточно тесно связана с загробным миром. В архитектуре господствовали принципы статичности и монументальности. Они воплощали в себе представления о сверхчеловеческом величии Египетского Фараона и незыблемости социального устройства. Эти каноны имели большое влияние и на прочие сферы культуры. В частности, живопись и скульптура Древнего Египта отличались статикой и симметрией, геометрической обобщенностью, строгой фронтальностью.

Следующий этап развития

С 2800 по 2250 г. до н. э. сформированные ранее художественные приемы стали обретать стилистическую завершенность. Была разработана новая архитектурная форма гробницы Фараона. Использовалась геометрическая простота пирамиды. Ее формы в сочетании с огромными размерами создавали архитектурный образ, исполненный сверхчеловеческого, отчужденного величия. Церемониальная упорядоченность и иерархия египетского общества отражена в строгих рядах мастабаобразных гробниц, поминальных храмов, соединенных с входными павильонами крытыми длинными коридорами, в величественной фигуре сфинкса. Рисунки Древнего Египта в гробницах иллюстрировали благополучную жизнь в царстве мертвых. В картинах проявляется чувство ритма, острая наблюдательность, свойственная художникам, красота силуэта, контурной линии и цветового пятна.

Период яркого расцвета

Он приходится на эпоху Нового царства. Благодаря успешным походам в Азию быт знати приобрел исключительную роскошь. И если в период Среднего царства преобладали драматические образы, то теперь стали использоваться утонченно-аристократические формы. Архитектурные тенденции прошлой эпохи также получили развитие. Так, храм в Дейр-эль-Бахри (царицы Хатшепсут) представляет собой целый комплекс, развернутый в пространстве. Он частично вырублен в скалах. Протодорические колонны и карнизы своими строгими линиями и разумной упорядоченностью контрастируют с хаотическими расщелинами в скалах. Живопись и становятся изящнее. Это видно в мягко моделированных статуях, рельефах, росписях. Обработка камня стала тоньше. Особо популярен стал углубленный рельеф с использованием игры светотени. Рисунки Древнего Египта приобрели свободу ракурсов и движений, изящность красочных сочетаний. В изображениях стал присутствовать пейзаж. В наземных храмах в качестве основных элементов использовались обнесенный колоннадой открытый двор, гипостиль с папирусовидными или лотосовидными колоннами.

Рисунки Древнего Египта

Изображения отражают многогранность талантов людей той эпохи. Во все времена Царства были распространены рисунки богов Древнего Египта. Религиозная тематика прослеживалась во всех направлениях культуры. Рисунки богов украшали саркофаги, гробницы, храмы. Жители Царства верили в то, что земное существование представляет собой только этап перед смертью, за которой последует вечная жизнь. Рисунки Древнего Египта должны были прославить умершего. В изображениях присутствовали мотивы перемещения усопшего в мертвое царство (суд Осириса). Они иллюстрировали и земную жизнь человека. Так он мог и в царстве мертвых заниматься тем же, что и на земле.

Статуи

Скульптурный портрет отличался особым развитием. В соответствии с представлением людей той эпохи, статуи были двойниками умерших. Скульптуры служили вместилищами для душ усопших. Статуи были достаточно четко разделены на типы. Например, изображался идущий человек, выставивший ногу вперед или сидящий со скрещенными конечностями. Портретные статуи, торжественно статичные, отличаются точностью и ясностью передачи самых значимых характерных черт, а также социального статуса портретируемого. При этом были тщательно проработаны ювелирные украшения, складки на одежде, головные уборы и парики.

Особенности технического исполнения

В течение практически четырех столетий живопись Египта была подчинена строгим канонам. Они обуславливались не только несовершенством техники, но и требованиями существовавших обычаев. Художники допускали ошибки в перспективе. В связи с этим древние изображения больше походят на карту местности. При этом фигуры на заднем плане были сильно увеличены.

Для нанесения на поверхность рисунка египтяне использовали сажу, древесный черный уголь, белый известняк, (желтую или красную). Также у них был и синий, и зеленый цвета. Их получали, используя медную руду. Краски египтяне перемешивали с вязкой жидкостью, затем делили на куски. Смачивая их водой, они рисовали. Для сохранения изображения его покрывали сверху лаком или смолой. Живопись Египта отличалась яркостью и красочностью. Однако во дворцах, храмах, гробницах картин было не так много.

В заключение

Следует сказать, что, несмотря на достаточно большое разнообразие цветов для той эпохи, передача тени, оттенков и света была весьма условной. При рассмотрении можно отметить, что рисункам древних египтян не хватало реалистичности. Тем не менее, несмотря на определенные неточности и ошибки, в изображениях заложен достаточно глубокий смысл. Их значимость утверждает положение, которое занимал в искусстве человек.

С самого начала египетской культуры живопись играла роль главного декоративного искусства. Живопись Древнего Египта неспешно развивалась в течение тысячелетий. Чего достигли египтяне за это время?

Основой для живописи чаще всего служили стены с барельефами. Краски наносились на оштукатуренные стены. Размещение росписей подчинялось строгим нормам, которые диктовали жрецы. Неукоснительно соблюдались такие принципы, как правильность геометрических форм и созерцание природы. Живопись Древнего Египта всегда сопровождалась иероглифами, поясняющими смысл изображаемого.

Пространство и композиция. В египетской живописи все элементы композиции выглядят плоскими. Когда требуется представить фигуры вглубь, художники накладывают их друг на друга. Рисунки распределяются горизонтальными полосами, которые разделены линиями. Самые важные сцены всегда располагаются в центре.

Изображение человеческой фигуры. Египетские рисунки людей в одинаковой степени включают черты в фас и в профиль. Для соблюдения пропорции художники чертили на стене сетку. Более древние образцы состоят из 18 квадратов (4 локтя), в то время как более новые насчитывают 21 квадрат. Женщины изображались с бледно-желтой или розовой кожей. Для создания мужского образа применялся коричневый или темно-красный цвет. Людей было принято изображать в расцвете лет.

для соблюдения пропорций художники использовали сетку

Египетской живописи свойственен так называемый «иерархический» взгляд. К примеру, чем выше социальный статус изображаемого человека, тем больше размер фигуры. Поэтому в сценах битвы фараон нередко выглядит гигантом. Изображения людей можно разделить по архетипам: фараон, писец, ремесленник и т.д. Фигуры низших социальных слоев всегда более реалистичны и динамичны.

Применение цвета. Художники следовали заранее установленной программе, а значит каждый цвет имел определенную символику. Считается, что истоки значения цветов египетской живописи были в созерцании цветовых переливов Нила. Выделим значение главных цветов, использовавшихся художниками:

  • голубой – обещание новой жизни;
  • зеленый – выражение жизненных надежд, возрождения и молодости;
  • красный – символ зла и бесплодной земли;
  • белый – признак победы и радости;
  • черный – символ смерти и возвращения к жизни в потустороннем мире;
  • желтый – выражение вечности и нетленной божественной плоти.

Тон фона зависит от эпохи. Для Древнего Царства характерен серый фон, а для Нового Царства – бледно-желтый.

Живопись Древнего царства

Древнее Царство охватывает период с 27 по 22 века до н.э. Именно тогда происходило строительство Великих пирамид. В это время барельеф и живопись ещё не различались между собою. Оба средства выражения использовались для украшения гробниц фараонов, членов царской семьи и должностных особ. Во времена Древнего царства формируется единообразный для всей страны стиль живописи.

Особенности

Первые настенные росписи отличаются достаточно узкой цветовой гаммой, в основном это черные, коричневые, белые, красные и зеленые оттенки. Изображение людей подчинено жесткому канону, строгость которого тем выше, чем выше статус изображаемого. Динамизм и экспрессия свойственны фигурам, изображающих второстепенных персонажей.

В основном изображались сцены из жизни богов и фараонов. Красочные фрески и рельефы воссоздают обстановку, которая должна окружать покойника, в каком бы мире он не находился. Живопись достигает высокой филигранности, как в изображениях персонажей, так и в силуэтах иероглифов.

Пример

Одним из самых значительных памятников Древнего царства считаются скульптуры царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (27 в. до н. э.). Мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, а женская - в желтый. Волосы фигур черные, а одежды белые. Полутона отсутствуют.

Живопись Среднего царства

Речь пойдет о периоде, который продолжался с 22 по 18 век до н.э. На протяжении этой эпохи в настенной живописи проявляется структура и упорядоченность, отсутствовавшие в эпоху Древнего Царства. Особое место занимает расписанный многоцветный рельеф.

Особенности

В пещерных гробницах можно увидеть сложные сцены, отличающиеся большим динамизмом, чем в предыдущие эпохи. Дополнительное внимание уделяется созерцанию природы. Росписи все чаще украшаются растительными орнаментами. Внимание уделяется не только правящему классу, но и обычным египтянам, например можно увидеть земледельцев за работой. При этом неотъемлемыми чертами живописи являются совершенный порядок и четкость изображаемого.

Пример

Больше всего на фоне других памятников выделяются росписи гробницы номарха Хнумхотепа II. Особого внимания заслуживают сцены охоты, где фигуры животных переданы с применением полутонов. Не менее впечатляют росписи гробниц в Фивах.

Живопись Нового царства

Новым царством ученые называют период с 16 по 11 века до н.э. Данная эпоха выделяется лучшими образцами египетского искусства. В это время живопись достигла своего наивысшего расцвета. Распространение гробниц способствует развитию живописи на стенах, покрытых штукатуркой. Ярче всего свобода выражения проявляется в гробницах частных лиц.

Особенности

Для эпохи Нового царства характерна неизвестная до той поры цветовая градация и светопроницаемость. Контакты с народами Азии привносят увлечение деталями и орнаментированные формы. Усиливается впечатление движения. Красители перестают наноситься ровным матовым слоем, художники стараются показать мягкие тональные переливы.

Через живопись фараоны демонстрировали свою силу пограничным народам. Поэтому распространенным было изображение сцен, воспроизводивших военные эпизоды. Отдельно стоит упомянуть тему фараона в запряженной боевой колеснице, последняя была привнесена гиксосами. Появляются изображения исторического характера. Искусство все чаще перекликается с национальной гордостью. Правители превращают стены храмов в «полотна», которые сосредотачивают внимание на роли фараона как защитника.

Пример

Гробница Нефертари. Это совершенный ансамбль живописи и архитектуры. В настоящий момент это самая красивая гробница Долины цариц. Росписи занимают площадь в 520 м². На стенах можно увидеть некоторые главы из Книги Мертвых, а также путь царицы в загробное царство.

  • Первая сохранившаяся древнеегипетская монументальная живопись была обнаружена в погребальном склепе 4 тыс. до н.э., расположенном в Гиераконполе. Она изображает людей и животных.
  • Древние египтяне рисовали минеральными красками. Черная краска добывалась из сажи, белая – из известняка, зеленая – из малахита, красная – из охры, синяя – из кобальта.
  • В древнеегипетской культуре изображение играло роль двойника действительности. Роспись гробниц гарантировала усопшим, что в загробной жизни их ждут те же блага, что и в мире людей.
  • В Древнем Египте считалось, что изображения обладают магическими свойствами. При этом их сила напрямую зависела от качества росписи, что объясняет особую тщательность, с которой египтяне относились к живописи.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные живописи Древнего Египта, разгаданы ещё далеко не все тайны этого искусства. Чтобы понять истинный смысл каждого рисунка и каждой скульптуры ученым придется трудиться ещё не один век.