IV - Джентиле из Фабиано. Жизнеописания якопо, джованни и джентиле беллини венецианских живописцев

(Jacopo Bellini) (ок. 1400–1470), ведущий представитель венецианской школы живописи первой половины 15 в.; ученик Джентиле да Фабриано, мастера, работавшего в стиле «интернациональной» готики. В 1420-е годы вместе со своим учителем Якопо работал во Флоренции. Это было время зарождения в творчестве Донателло, Гиберти, Мазаччо, Брунеллески и др. нового ренессансного стиля. Произведения монументальной живописи , созданные Якопо Беллини, не сохранились, но его станковые работы свидетельствуют, что художник соединял в своей живописи элементы готического и нового ренессансного стиля: декоративность, обилие деталей, изысканность и вычурность поздней готики и интерес к реалистическому изображению предметов в пространстве, характерный для эпохи Возрождения. Увлечение проблемами зрительного восприятия заметно в рисунках из двух альбомов, хранящихся в Лувре и Британском музее, назначение и датировка которых (возможно, 1440–1450) остаются спорными. В них содержится множество зарисовок самых разных сцен – мифологических, библейских и фантастических. Чувствуется интерес мастера к археологии, проблемам перспективы и другим способам организации изображения. Большинство рисунков, очевидно, являются законченными произведениями, тем более что ни одна из известных картин художника непосредственно с ними не связана. Среди рисунков впервые появляются сюжеты особого, характерного именно для венецианцев жанра: сцены из праздничной и повседневной жизни города. Этот жанр успешно нашел свое продолжение в творчестве сыновей Якопо, Джентиле и Джованни Беллини, а также целого ряда других мастеров в последующие годы.

Джентиле Беллини

(Gentile Bellini) (ок. 1429–1507). Наследие этого мастера представляет собой красочные, подробные и документально точные виды Венеции в моменты наиболее важных событий из истории города. Его первые произведения – начатые в 1474 большие холсты для украшения Дворца дожей – сгорели во время пожара 1577. Однако об этой живописи можно составить представление по другим картинам, написанным Джентиле для скуол – венецианских религиозных братств, например по композиции Процессия на площади св. Марка (Венеция, галерея Академии), входящей в цикл полотен, созданных им в 1496 вместе с другими художниками для братства св. Иоанна Евангелиста. И вид празднества на площади св. Марка, представленного на картине, и облик Венеции, ее архитектуры, костюмов ее жителей призваны увековечить чудо – исцеление от частицы Святого Креста, перенесение которой сопровождает торжественная процессия.

Венеция имела тесные связи с Ближним Востоком; в 1479–1480 Джентиле Беллини в качестве художника и военного советника служил при дворе султана в Константинополе. Результатом этой поездки стали картины, в которых он пытался сочетать достижения итальянского Ренессанса с плоскостностью и декоративностью восточного искусства, например Портрет султана Мехмеда II (ок. 1480, Лондон, Национальная галерея). Вскоре художник возвратился в Венецию и продолжал писать жанрово-исторические виды родного города. После смерти Джентиле в 1507 Джованни Беллини закончил незавершенные работы старшего брата.

Джованни Беллини

(Giovanni Bellini) (ок. 1430–1516), младший брат Джентиле, прозванный Джамбеллино (Giambellino), выдающийся художник эпохи Возрождения, основоположник новой живописной традиции, в которой главная роль отводится колориту и свету.

Несмотря на громкую славу художника, о его жизни известно очень мало. Немногие его картины датированы, а то, что он часто прибегал к помощи учеников, затрудняет атрибуцию произведений. Решающую роль в творческом формировании Джованни Беллини сыграло влияние его отца, а также художественной среды Падуи 1440-х годов, где в то время работал Якопо, и особенно флорентийского скульптора Донателло . Из искусства Донателло и Андреа Мантеньи (последний был почти ровесником Джованни Беллини, а в 1453 женился на его сестре) художник почерпнул жесткость и линеарность своего раннего стиля, интерес к линейной перспективе и археологии.

Этот строгий стиль отличает работы падуанского периода творчества Джованни Беллини; его характерным примером может служить картина Мадонна, поклоняющаяся Младенцу Христу (ок. 1455, Нью-Йорк, Метрополитен). Она является одним из первых в ряду многочисленных произведений живописца на этот сюжет. Богоматерь молится своему спящему Сыну. Парапет, на который помещен Младенец, символизирует престол и гроб, т.е. будущую крестную жертву Христа. В этот период творчества живописная манера Джованни Беллини была близка к стилю Андреа Мантеньи, с его подчеркнутой скульптурностью форм и отсутствием интереса к передаче нюансов фактуры.

Облик персонажей приобретает трагическую напряженность в картине Оплакивание Христа (ок. 1470, Милан, галерея Брера). Три фигуры, помещенные за парапетом, изображены так, словно они находятся очень близко к поверхности картины; их мертвенно-бледные лица и приглушенные цвета драпировок почти монохромны. Свинцовое небо служит фоном для застывших в глубокой скорби фигур. Выражения лиц и жесты персонажей многозначны. Образная сила картины заключается в недосказанности – прием, характерный для Джованни Беллини.

Примерно в одно и то же время Беллини и Мантенья написали картины Моление о чаше (видимо, в начале 1460-х годов; обе – в Национальной галерее в Лондоне). В основе произведений обоих авторов лежит рисунок из альбома Якопо Беллини. Полотна настолько похожи, что возникает вопрос: не было ли между их авторами своего рода художественного соревнования? В обеих композициях молящийся перед взятием под стражу Христос изображен на фоне пейзажа. Кажется, что в картине Мантеньи отсутствует воздух; все поверхности жесткие, а изгибы форм напоминают натянутые металлические струны. Сонм ангелов, держащих в руках орудия страстей, парит на абсолютно осязаемом облаке. В работе Джованни Беллини все контуры смягчены теплым сиянием зари. Вместо тяжеловесного сонма ангелов у него присутствует только один – маленькая полупрозрачная фигурка; восходящее солнце является одновременно нимбом Христа.

Около 1480 Беллини написал большую картину Св. Франциск (Нью-Йорк, собрание Фрик). Святой изображен перед пещерой; рядом расстилается мирный безмятежный пейзаж с буколическими сценами перед окруженным стенами городом. Слева залитое светом лавровое дерево словно склоняется к св. Франциску. Главный персонаж картины находится внутри пейзажа, а не на его фоне; природа является здесь свидетельством тайны Божественного Творения.

В 1475–1476 Венецию посетил Антонелло да Мессина, соединивший в своем творчестве последние достижения итальянской и северной живописи. Считается, что он оказал решающее воздействие на Джованни Беллини; под его влиянием мастер обратился к технике масляной живописи, обладающей гораздо большими возможностями в передаче цвета и света. Однако интерес Беллини к колористическим и световым эффектам мог возникнуть и раньше под влиянием Пьеро делла Франческа и других мастеров. К еще более раннему времени относятся его эксперименты со смешанной темперно-масляной техникой. Остается непонятным, каково хронологическое соотношение двух алтарных образов нового типа sacra conversazione (святое собеседование – композиция, в центре которой изображается Богоматерь с Младенцем, а по сторонам святые), один из которых написан Джованни Беллини для церкви Сан Джоббе, другой – Антонелло да Мессина для церкви Сан Кассиано (сохранился частично).

Трудно сказать, кто из двух художников создал алтарный образ этого типа первым; в дальнейшем композиции типа sacra conversazione заняли центральное место в творчестве Джованни Беллини. Алтарь Сан Джоббе (Венеция, галерея Академии) из одноименной церкви в Венеции датируется концом 1470-х годов. Мадонна с Младенцем восседает на троне, помещенном в апсиде церкви; по сторонам от нее стоят шестеро святых, среди которых выделяются полуобнаженные фигуры св. Иова и св. Себастьяна, защитников от чумы. У подножия трона три ангела играют на музыкальных инструментах; святые погружены в молитву и благочестивое размышление. Сцена дана в легком ракурсе снизу вверх. Пространство картины иллюзорно продолжает реальное пространство интерьера – эффект, производимый иллюзионистически написанной архитектурой фона, в которой повторяются мотивы орнамента резного каменного обрамления образа, сохранившегося до сих пор в самой церкви. В картине не происходит никакого действия; ее очарование – в теплом, мягком свете, который связывает и объединяет все части произведения в неразрывное целое, в некое духовное пространство.

В 1488 Беллини написал маленький триптих sacra conversazione для францисканской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари в Венеции. За богато украшенной архитектурной позолоченной рамой изображены апсида и два примыкающих к ней помещения. Богоматерь восседает на высоком троне перед выложенной мозаикой апсидой; у подножия трона два музицирующих ангела, по сторонам двое святых. В картине господствует созерцательное настроение. Это – одна из первых работ Беллини, написанная только маслом.

Алтарь Сан Дзаккария в одноименной церкви в Венеции датируется 1505 и является одной из лучших работ Беллини в этом жанре. Фигуры святых, обращенные лицом к зрителю, помещены в широком, свободном пространстве; мягкий свет, падающий из левого верхнего угла, объединяет интерьер и видимый с двух сторон пейзаж. Сфумато (легкая дымка) окутывает все поверхности, оттеняя бородатые лица святых; эти два крайних образа кажутся весомыми и спокойными по контрасту с более стройными фигурами юных святых жен, взгляды которых обращены к Богоматери с Младенцем. Только звуки ангельской музыки нарушают тишину этого мира, где «жизнь понимается как своего рода вслушивание», как сказал знаменитый художественный критик 19 в. Уолтер Патер о картине ученика Беллини – Джорджоне.

Наряду с большими алтарными композициями, предназначенными для украшения церквей, Джованни Беллини начиная с 1450-х годов писал образы Богоматери с Младенцем по частным заказам. В картине Мадонна на лугу (1505, Лондон, Национальная галерея) поза и смертельная бледность спящего Младенца напоминают иконографию композиции Оплакивание , в которой Богоматерь держит на коленях мертвого Христа. Совершенный и упорядоченный мир залит ясным осенним светом. Неизменность и внутреннее равновесие этого мира подчеркивается композицией фигур Богоматери и Младенца. Пейзаж строится уходящими к дальнему плану параллельными горизонтальными полосами. Уравновешенность композиции предвосхищает картины Никола Пуссена или, скорее, Клода Лоррена, у которого конструктивная логика построения пространства смягчается сияющим светом.

На протяжении всего своего творчества Джованни Беллини писал портреты. Как правило, это изображения молодых людей. В целом портреты Беллини можно назвать скорее исследованием строения лица изображаемого, чем изучением его психологии, что вполне соответствовало вкусам венецианских патрициев: слишком ярко выраженная индивидуальность казалась им неподходящей для человека, находящегося на государственной службе. Нетипичный для Беллини пример работы в этом жанре – Портрет дожа Леонардо Лоредано (ок. 1501, Лондон, Национальная галерея). Дож изображен погрудно, за низким парапетом; его лицо словно втиснуто в узкие рамки вышитой шапочки и накидки. Однако благодаря теплым тонам оно кажется почти живым. Парапет закрывает руки Леонардо Лоредано и словно исключает возможность прямого контакта между моделью и зрителем.

Беллини был не только автором композиций на религиозные сюжеты. От отца и шурина он унаследовал интерес к литературе и изобразительному искусству античности, о чем свидетельствуют вышедшие из его мастерской картины на аллегорические сюжеты и изображения эпизодов из римской истории. Одна из последних и самых знаменитых работ художника – Пир богов (1514, Вашингтон, Национальная галерея). Это первое из полотен на мифологический сюжет, созданных по заказу Альфонсо д"Эсте для алебастрового кабинета в его замке в Ферраре. Сюжет картины восходит к Метаморфозам Овидия. Олимпийцы пируют среди буйной растительности (пейзаж был переписан Тицианом после смерти Беллини). Восьмидесятилетний художник, написавший за свою жизнь огромное количество картин на религиозные темы, знал путь и в античный мир чувственных наслаждений, столь блистательно воспетый двумя его знаменитыми учениками –

(Bellini, Gentile) 1429, Венеция - 1507, Венеция. Итальянский живописец. Мастер венецианской школы. Сын и ученик Якопо Беллини. Испытал влияние Мантеньи. В 1469 получил рыцарский титул от императора Фридриха III. В 1474 занял пост официального живописца Венецианской республики и получил поручение возглавить работу над обширным циклом монументальных живописных панно на исторические темы в зале Большого совета Дворца дожей (не сохранились). В 1479-1480 художник посетил Константинополь по приглашению турецкого султана Мехмета II, также наградившего его рыцарским титулом. В дошедшем до наших дней живописном наследии Джентиле Беллини центральное место занимают четыре композиции, относящиеся к характерному для Венеции жанру монументальных многофигурных сцен на историческую тему. Три из них - Процессия на площади Сан Марко (1496), Чудо с крестом у моста Сан Лоренцо (1500), Чудесное исцеление Пьетро де Людовичи (1501, все - Венеция, галереи Академии) - входят в цикл История реликвии, написанный группой венецианских мастеров для религиозно-филантропического братства скуола Гранде ди Сан Джованни Евангелиста и посвященных событиям, связанным с принадлежащим братству чудотворным крестом; четвертая - Проповедь св. Марка в Александрии (1507, Милан, галерея Брера), предназначенная для братства скуола Гранде ди Сан Марко, закончена Джованни Беллини. В относящихся к позднему периоду деятельности Джентиле работах созданный им жанр монументальной исторической композиции предстает в своем классическом виде. Художник уподобляется автору исторической хроники, изображая легендарное или реальное событие со скрупулезно переданными подробностями обстановки, облика зданий и площадей, типажа и костюмов, множеством житейских деталей. И в то же время изображенные события предстают у Джентиле Беллини как исторически значительные. Его композиции торжественны, прекрасно скомпонованы, обилие фигур и деталей не создает в них тесноты; напротив, в них есть величавая широта пространства, ясность и строгость ритма. Огромную роль в них играет архитектура - реальные или вымышленные здания, создающие величественный фон событий, вносящие в композиции торжественность и строгую упорядоченность. Несколько суховатую живописную манеру Джентиле отличают чеканность и твердость рисунка, строгое благородство красочной гаммы, обилие легкого света и прозрачность теней. Ряд превосходных портретных изображений в этих композициях свидетельствует о даровании Джентиле Беллини-портретиста, что подтверждают и немногие дошедшие до нас портретные работы: Лоренцо Джустиниан (1465, Венеция, галереи Академии), Султан Мехмет II (ок. 1480, Лондон, Нац. галерея). Джентиле Беллини создал целое направление в венецианской живописи последних десятилетий XV - начала XVI в., оказал большое влияние на современников, работавших в жанре исторической картины, в частности, на своего ученика Карпаччо.

Лит.: Gronau G. Kunstlerfamilie Bellini. Leipzig, 1909; Fortini Brown P. Venetian Narrative Painting in the Age of Carpaccio. New Haven; London, 1988.

  • - семья венецианских живописцев, представители искусства Возрождения в Венеции. Глава семьи - Якопо Б. - родоначальник искусства Ренессанса в Венеции...

    Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • - , семья итальянских живописцев - основоположников искусства Возрождения в Венеции. Глава семьи - Якопо при мягкой лиричности образов сохранял связь с готическими традициями...

    Художественная энциклопедия

  • - наст. имя Джентиле ди Никколо Масси Ок. 1370, Фабриано - 1427, Рим. Итальянский живописец. Уроженец североитальянской провинции Марке. Работал в городах Марке, Венеции, Брешии, Флоренции, Орвието, Сиене, Риме...

    Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • - ...

    Музыкальный словарь

  • - Джованни - итальянский философ, неогегельянец, основатель «актуального идеализма» . Преподавал в Неаполе и Палермо. Активно участвовал в интеллектуальной жизни Италии, занимая в ней доминирующие позиции...

    Новейший философский словарь

  • - Джованни - итальянский философ, неогегельянец, основатель ‘актуального идеализма’ . Преподавал в Неаполе и Палермо. Активно участвовал в интеллектуальной жизни Италии, занимая в ней доминирующие позиции...

    История философии

  • - семья итальянских живописцев, работавших в Венеции между 1420 и 1516 и прошедших в своем творчестве путь от позднеготического стиля, с его линеарной декоративностью, к новой ренессансной манере. Якопо Беллини,...

    Энциклопедия Кольера

  • - ВИНЧЕНЦО БЕЛЛИНИ, итальянский композитор, автор прославленной оперы Норма. Родился 3 ноября 1801 в Катанье на острове Сицилия...

    Энциклопедия Кольера

  • - Винченцо - итал. композитор. Происходил из семьи музыкантов. В 1819-25 учился в неаполитанской консерватории "Сан-Себастьяно" у Д. Фурно, Дж. Тритто, К. Конти, Н. Цингарелли...

    Музыкальная энциклопедия

  • - итальянский оперный композитор, род. в г. Катании 3 ноября 1802 г., музыкальное образование получил в Неаполитанской консерватории...
  • - итал. живописец, учился в своем родном городе, Фабриано, у незначительного художника Аллегретто Нуци, вероятно, сблизился в юности с кем-нибудь из других сиенских мастеров и быстро достиг большой известности...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Белли́ни Винченцо, итальянский композитор. Происходил из семьи музыкантов. Учился в Неаполитанской консерватории...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Винченцо, итальянский композитор. 11 опер Беллини - эпоха в итальянском романтическом музыкальном театре и искусстве бельканто...

    Современная энциклопедия

  • - семья итальянских живописцев венецианской школы: Якопо, работал в готической условной манере. Его сыновья: Джентиле, в портретах и многофигурных композициях запечатлели жизнь Венеции...

    Современная энциклопедия

  • - семья итальянских живописцев венецианской школы: Якопо, архитектурным рисункам свойственна готическая условность...
  • - итальянский философ, представитель неогегельянства, один из идеологов фашизма. Создал систему т. н. актуализма: единственная реальность - актуальный мыслительный процесс...

    Большой энциклопедический словарь

"Беллини, Джентиле" в книгах

IV - Джентиле из Фабиано

автора Бенуа Александр Николаевич

IV - Джентиле из Фабиано Джентиле из Фабиано Джентилье де Фабиано. Бегство в Египет. Часть предэллы под картиной "Поклонение волхвов" Флорентийская академия.Таким образом, Флоренция в 1420-х годах представляла уже ту почву, на которой могло расти все выше и выше обновленное

Джентиле из Фабиано

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

Джентиле из Фабиано Джентилье де Фабиано. Бегство в Египет. Часть предэллы под картиной "Поклонение волхвов" Флорентийская академия.Таким образом, Флоренция в 1420-х годах представляла уже ту почву, на которой могло расти все выше и выше обновленное и освежившееся

Значение Джентиле

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

II - Беллини

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

II - Беллини Якопо Беллини Якопо Беллини. Плач над телом господним. Рисунок. Париж. Лувр.Союзником Пизанелло в его передовом завоевывании правды можно, до известной степени, считать ученика Джентиле да Фабриано, венецианца Якопо Беллини. Однажды Якопо явился даже

XI - Джентиле Беллини

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

XI - Джентиле Беллини Джентиле Беллини Разобранные художники являются создателями художественной атмосферы, в которой развились Джорджоне, Пальма и Тициан. Переход от "юного" еще искусства старца Джованни Беллини к вполне уже "зрелому" искусству этих трех гениальных

Джентиле Беллини

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

Джентиле Беллини Разобранные художники являются создателями художественной атмосферы, в которой развились Джорджоне, Пальма и Тициан. Переход от "юного" еще искусства старца Джованни Беллини к вполне уже "зрелому" искусству этих трех гениальных юношей вполне

Значение Джентиле

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

Значение Джентиле Совершенно в духе Джентиле написаны картины для той же серии "Чудес Святого Креста" Карпаччио (о которых мы уже упоминали) и Мансуети, а также картины последнего с эпизодами из жизни св. Марка. Главные роли и здесь отведены домам, замкам, галереям,

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ДЖЕНТИЛЕ ДА ФАБРИАНО И ВИТТОРЕ ПИЗАНЕЛЛО ВЕРОНЦА ЖИВОПИСЦЕВ

автора Вазари Джорджо

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ЯКОПО, ДЖОВАННИ И ДЖЕНТИЛЕ БЕЛЛИНИ ВЕНЕЦИАНСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ЯКОПО, ДЖОВАННИ И ДЖЕНТИЛЕ БЕЛЛИНИ ВЕНЕЦИАНСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ Все то, что зиждется на таланте, если даже его начало иной раз и кажется ничтожным и низким, постепенно всегда возвышается, никогда не останавливается и не находит себе покоя, пока не достигнет

Америка Кола Джентиле

Из книги Cosa Nostra, история сицилийской мафии [(с картинками)] автора Дикки Джон

Америка Кола Джентиле

Из книги Cosa Nostra, история сицилийской мафии автора Дикки Джон

Беллини

автора Брокгауз Ф. А.

Беллини Беллини (Винченцо Bellini) – итальянский оперный композитор, род. в. Катании в Сицилии) 3 ноября 1802 г., музыкальное образование получил в неаполитанской консерватории. Успех его оперы «Bianca е Fernando», данной в 1826 г. в театре «Сан-Карло» в Неаполе, открыл ему путь на все

Беллини

Из книги Энциклопедический словарь (Б) автора Брокгауз Ф. А.

Беллини Беллини (Bellini) – семейство замечательных венецианских живописцев. Старшим представителем этой семьи художников был Джакопо Б., род. В начале ХV стол., около 1464 г., принадлежавший к числу учеников Джентиле да Фабриано. Он жил во Флоренции, Вероне и Венеции. Самым

Джентиле Джованни

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЖ) автора БСЭ

ДЖЕНТИЛЕ (Gentile) Джованни (1875-1944)

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ДЖЕНТИЛЕ (Gentile) Джованни (1875-1944) - итальянский философ, неогегельянец, основатель "актуального идеализма" ("актуализм"). Преподавал в Неаполе и Палермо. Активно участвовал в интеллектуальной жизни Италии, занимая в ней доминирующие позиции. Друг и оппонент Кроче, разошелся с


Портрет дожа Джованни Мочениго. Ок.1478. Дерево, темпера. Музей Коррер, Венеция.

Более определенный сдвиг в сторону безусловно кватрочентистской стилистической модели мы находим у Джентиле Беллини. В 1429 г. он был избран официальным художником Венецианской республики. Когда мы говорим о Венецианской республике, то надо иметь в виду, что в 70-х гг. XV века в Палаццо Дожей случился страшный пожар, который уничтожил бòльшую часть живописной декорации дворца. Престарелому Тициану и крупнейшим живописцам Венеции, среди которых были Веронезе и Тинторетто, нужно было срочно восстанавливать погибшие работы, писать новые портреты для галереи дожей, панно для стен, потолков, залов палаццо Дукале, а старая живопись исчезла, погибла, в том числе и официальные работы Джентиле Беллини, Джованни Беллини, молодого Тициана.

Портрет султана Магомета II. 1480. Холст, масло. Национальная Галерея, Лондон.

Из картин Джентиле сохранилось немного - в основном произведения, которые писались для братств или по другим заказам. Он ездил в Константинополь, ко двору султана Магомета II. Магомет обратился к правительству Венецианской республики, чтобы ему прислали европейского художника. И был послан Джентиле Беллини, который написал портрет султана. Портрет этот сохранился. Он изображает явно мудрого правителя. Джентиле получил титул бея за этот портрет. В Турции он много рисовал, идя по стопам своего отца, и привез оттуда рисунки, которые охотно показывал в Венеции. Они копировались, воспроизводились, они ходили среди венецианских художников, а может быть, и не только венецианских. Это оживило интерес к Востоку, на сей раз уже не к византийскому, а к турецкому. Турецкие, или, шире говоря, мусульманские мотивы будут иногда встречаться, по крайней мере, на уровне типажа, отдельных архитектурных примет у Витторе Карпаччо и некоторых других художников XVI века.

Портрет Катарины Корнаро, королевы Кипра. 1500. дерево, масло. Музей Изящных Искусств, Будапешт.

Одной из наиболее известных вещей Джентиле Беллини является «Торжественная процессия братства на площади Сан Марко в Венеции». Здесь есть свой сюжет. Картина написана, чтобы увековечить чудо, связанное с деятельностью этого братства. Во время торжественной процессии, когда несли одну из реликвий братства, свершилось чудо – перед этой реликвией преклонил колени благочестивый приезжий, купец из города Брешии, у которого болел сын, так что никто не мог его вылечить, и благодаря богобоязненности отца, его молитве перед реликвией, сын чудесным образом исцелился.

«Процессия на площади св.Марка». 1496. Холст, темпера. Галерея Академии, Венеция.

Но надо специально всматриваться в эти огромные группы, составляющие десятки и десятки фигур, для того, чтобы найти собственно центр сюжета, – немолодого человека в красной одежде, преклоняющего колени перед реликвией, которую несут под балдахином. Зато очень четко, почти документально, как-то суховато-протокольно, изображена и сама процессия, и среда, в которой она проходит.
Я уже говорил, что венецианцы любили торжества, умели их обставить очень пышно, у них был к этому вкус, большая традиция, и мы ощущаем размеренность движения этой почти нескончаемой группы людей, огромного количества зрителей по сторонам. Есть некоторая монотонность в передаче фигур переднего плана, но зато этот торжественный, хотя и суховатый ритм, выражен достаточно четко. Фигуры, заполняющие центральное пространство площади по одиночке и группами, нужны художнику как стаффаж для оживления пустого пространства. И кроме того, в своей постепенно уменьшающейся перспективе, они дают представление о размере этой знаменитой пьяццы (площади).

Пожалуй, здесь самое интересное – это архитектурная среда, изображенная тоже совершенно достоверно и документально. Мы сразу узнаем то, что сохранилось в Венеции и до наших дней: фасад Сан Марко с его пятью порталами, золотые византийские мозаики в тимпанах этих порталов, четыре эллинистические статуи коней над центральным порталом, играющие холодным блеском свинцовые купола; виден край Палаццо Дожей, туда уходит Пьяццетта (маленькая площадь), которая выходит на лагуну, видна аркада Палаццо Дукале, а остальные здания не сохранились, они были перестроены в XVI в. архитектором Сансовино в стиле зрелых возрожденческих форм. И как выглядела в подробностях эта площадь - одна из прославленнейших площадей Европы в XV столетии - историки архитектуры могут представить в деталях по этой работе Джентиле Беллини.

«Процессия на площади св.Марка» (Фрагмент). 1496. Холст, темпера. Галерея Академии, Венеция.

Это произведение буквально может быть иллюстрацией к главе об истории Венеции как города, как архитектурного организма. Сохранилась картина Джентиле Беллини из цикла «Истории св. Марка». Святой Марк – покровитель Венеции, наиболее почитаемый здесь святой. Святой Марк проповедовал и принял мученичество в Египте, в Александрии, там он был и похоронен среди прочих неопознанных тел. Потом, согласно хроникам чудес, венецианцам было послано знамение, что они должны найти тело св. Марка, переместив его в свой город, что Венеция будет стоять, пока тело св.Марка, покровителя города, будет храниться у них. Венецианцы очень долго, на протяжении нескольких столетий, пытались похитить тело св.Марка у мусульман, и чудесным образом, сам св. Марк явился им и указал, где искать его тело. Венецианцы похитили тело св.Марка и перевезли его в Венецию. В Соборе св.Марка хранятся мощи апостола. Эту историю в XVI в. расскажет в своих полотнах Тинторетто. Художники изображали ее неоднократно, в том числе и Джентиле Беллини. Это произведение буквально может быть иллюстрацией к главе об истории Венеции как города, как архитектурного организма. Сохранилась картина Джентиле Беллини из цикла «Истории св. Марка». Святой Марк – покровитель Венеции, наиболее почитаемый здесь святой. Святой Марк проповедовал и принял мученичество в Египте, в Александрии, там он был и похоронен среди прочих неопознанных тел. Потом, согласно хроникам чудес, венецианцам было послано знамение, что они должны найти тело св. Марка, переместив его в свой город, что Венеция будет стоять, пока тело св.Марка, покровителя города, будет храниться у них. Венецианцы очень долго, на протяжении нескольких столетий, пытались похитить тело св.Марка у мусульман, и чудесным образом, сам св. Марк явился им и указал, где искать его тело. Венецианцы похитили тело св.Марка и перевезли его в Венецию. В Соборе св.Марка хранятся мощи апостола. Эту историю в XVI в. расскажет в своих полотнах Тинторетто. Художники изображали ее неоднократно, в том числе и Джентиле Беллини.

«Проповедь св.Марка в Александрии». 1504. Холст, масло. Галерея Брера, Милан.

Но до нас дошла только одна картина: «Проповедь св.Марка в Александрии». На первом плане, в небольшом масштабе, на возвышении, – св.Марк проповедует толпе, в которой можно угадать и сторонников христианства, и мусульман – его противников. Художник активно вводит в композицию изображения мусульманского типажа и одежды – халаты, чалмы. А в глубине – какое-то здание, в котором угадывается столь любимый венецианцами собор св.Марка. Это не такое точное его воспроизведение, как в предыдущем случае, о котором мы говорили. Но если задаться вопросом, что это может нам напомнить, сразу же приходит на ум главный венецианский собор.
Сохранилась еще одна картина Джентиле Беллини, посвященная чуду, связанному с реликвией одного из братств: «Чудо с реликвией» («Чудо креста, упавшего в канал Сан Лоренцо»). Дело в том, что, согласно хроникам этого братства, во время торжественной процессии при переходе одного из венецианских мостов над каналом, реликвия, которую несли, упала в воду. И все попытки людей, бросившихся в воду, извлечь ее оттуда были напрасными, реликвия не давалась в руки до тех пор пока глава братства, уже очень немолодой мужчина из патрицианского семейства Вендрамин, сам не зашел в воду. Реликвия сделалась послушной и чудесным образом была наконец извлечена.

«Чудо с реликвией». 1500. Холст, темпера. Галерея Академии, Венеция.

На переднем плане, как на некоем помосте, или на берегу, представлены старейшины братства, коленопреклоненные, поклоняющиеся чуду, а в глубине - сама стихия венецианских каналов и улочек, которые, кажется, можно опознать, так достоверно они написаны. Предполагается, что здесь изображен конкретный квартал. Совершенно типичный венецианский горбатый мост. Мосты в Венеции приходилось строить очень округлыми, горбатыми, потому что в центре должна была быть высокая арка, чтобы под ней могли проплывать гондолы, - не роскошь, а единственное средство сообщения в городе и до сих пор. Сейчас, правда, ходят разные катера, пароходики, гондолы – больше для туристов, они стали довольно дорогими. А черная гондола – это фирменный знак Венеции, причем именно черная. Согласно историческим рассказам, в старину венецианцы, имеющие свои гондолы, которые сохраняли типичную венецианскую конструкцию, соревновались друг с другом в богатстве украшения. И иногда изощрялись в такой немыслимо разорительной роскоши, что в конце концов венецианское правительство издало обязательный указ, – гондолы делать только черными. Единственная гондола, которая была красно-пурпурной, с золотом, – это официальная гондола венецианского дожа и то только для его торжественных выездов.

Джентиле изображает и саму процессию на мосту, и свидетелей на каждом берегу, людей, которые плавают в воде, лодки, которые спешат на помощь. Не забыт даже благочестивый негр, который уже принял позу прыгуна, собирающегося броситься в канал вслед за остальными. На первом плане - сам старик Вендрамин поднимает в гондолу нечто вроде богатоукрашенного деревянного фонаря, насаженного на шест. Художник запечатлевает фактически бытовые подробности. Здесь показана архитектура, правда, уже не такая праздничная, как архитектура площади Сан Марко, - несколько потертые, даже запущенные фасады и задние стороны дворцов и других строений на боковом канале; один из многих типично венецианских мостиков; окна с жалюзи, со шторами. Интересно, как художник старается изобразить фигуры, рисунок которых преломляется в двух средах, – над водой и в воде.

«Чудо с реликвией» (Фрагмент). 1500. Холст, темпера. Галерея Академии, Венеция.

В целом, несмотря на любовь к чисто венецианским подробностям, которые как я уже говорил, будут воодушевлять художников следующего поколения, живопись Джентиле Беллини все-таки отличается некоторой суховатостью. Чего нельзя сказать о мастере, который развил эти ростки в целостную систему живописного языка. Я имею в виду Витторе Карпаччо. Казалось бы, логика диктует нам продолжить рассказ о семействе Беллини, от Джентиле перейти к его брату Джованни, но Джованни Беллини – это следующая стадия, это рубеж Кватроченто и зрелого Ренессанса. А Карпаччо, хоть и умер в 20-х гг. XVI века, остается еще в пределах стилистического языка зрелого и позднего Кватроченто.

Якопо Беллине-венецианский живописец, судьба его наградила двумя сыновьями, обладавшими величайшей склонностью к искусству и прекрасным дарованием. Одного звали Джованни, а другого Джентиле-в память о Джентиле да Фабриано, к-й был его учителем. Сыновья подросли-отец с великим усердием преподавал им начала рисунка, искренне радовался и постоянно воодушевлял их, неизменно внушая им своё желание, чтобы они гордились друг перед другом, шаг за шагом овладевая искусством.

Первыми работами Джованни было несколько портретов с натуры, весьма понравившиеся, в особенности портрет дожа Лоредано. Написал д/алтаря св. Екатерины Сиенской, на котором он изобразил Богоматерь, сидящую с младенцем на руках, св. Доминика, св. Иеронима, св. Екатерину, св. Урсулу и двух других девственниц, у ног Богоматери-трёх очень красивых мальчиков, которые стоя поют по книге, а над ними он изобразил свод в прекраснейшем здании. Работа эта была самой лучше из выполненных до того времени в Венеции.

Беллини, знаменитая семья итальянских живописцев, основоположников искусства Возрождения в Венеции. Джованни Беллини (Giovanni Bellini) (около 1430–1516), второй сын Якопо Беллини, – крупнейший художник венецианской школы, заложивший основы искусства Высокого Возрождения в Венеции. Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Беллини (“Оплакивание Христа”, около 1470, Галерея Брера, Милан) к концу 1470-х годов под воздействием живописи Пьеро делла Франческа и Антонелло да Мессина сменяются гармонически ясными картинами, в которых величавым человеческим образам созвучен одухотворённый пейзаж (так называемая “Озерная мадонна”, 1490-е годы, Уффици; “Пиршество богов”, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные “Мадонны” (“Мадонна с деревцами”, 1487, Галерея Академии, Венеция; “Мадонна”, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов. В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией ренессансной алтарной картины (“Мадонна на троне в окружении святых”, 1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку гуманистический портрет (портрет дожа Леонардо Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон; портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон).

Джованни был внебрачным сыном Якопо и сводным братом Джентиле; его отрочество совпало с эпохой, когда в Падуе и Венеции работали Уччелло, Филиппе Липпи, Андреа дель Кастаньо, Донателло. Вся культура Венеции претерпела глубочайшие изменения последствия, которых отразились в первую очередь в искусстве Мантенья а также в творчестве самого Джованни Беллини. Он начал писать около 1449 года, испытав влияние отца, и уже в 1459 году возглавил мастерскую в Венеции. Картина "Распятие" (Венеция, музей Коррера) свидетельствует о влиянии Мантенья, но в то же время обнаруживает и творческую индивидуальность самого Беллини; в свете утренней зари тело Христа как бы накладывается на речной пейзаж, очеловечивающий драму Распятия. Любовно выписанные пейзажные фоны Беллини в которых преобладают темно-зеленые тона, соединяющиеся с цветом утренней зари или заката пронизаны самыми разнообразными чувствами их классичность менее системна чем у учителя Беллини. У живописца Андреа Мантенья драма отраженная в призме научной стратиграфии теряет свою насыщенность; у Беллини напротив она подчеркивается и усиливается самой природой. Так в картине "Моление о чаше" (около 1465, Лондон, Национальная галерея) восходящей к работе Мантенья на тот же сюжет пейзаж одушевлен светом утренней зари, который освещает облака и зажигает глубокие зеленые тона. Живое чувство цвета и света смягчает пейзаж хотя структура скал, тем не менее вдохновлена Мантенья.


С 1470-х годов пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными ("Стигматизация святого Франциска", Нью-Йорк, собрание Фрик; "Святой Иероним" для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс; "Преображение", Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картины Беллини, обычно известной под названием "Священная Аллегория" (иногда также - "Души в Чистилище", "Озерная Мадонна"; Галерея Уффици, Флоренция). В ней видели иллюстрацию к поэме "Паломничество души" Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 столетия), аллегорию милосердия и «святое собеседование». Мир в "Священной Аллегории" преображен ровным, мягким светом, в нем царствует благоговейная тишина - Беллини создал первую из тех загадочных картин-сновидений, которыми впоследствии прославится его ученик Джорджоне.

Знакомство с произведениями Пьеро делла Франческа в Ферраре, а также приезд в Венецию Антонелло да Мессины в 1475 году сыграли решающую роль в формировании зрелого стиля Беллини и в судьбе всей венецианской живописи в целом. Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти 15 века (Карпаччо, Чима, Монтанья). Картины "Воскресение Христа" (Берлин-Далем, музей), "Святой Иероним" (Флоренция, Палаццо Питти) и "Стигматизация святого Франциска" (Нью-Йорк, собрание Фрик) были созданы на рубеже 1480-х годов. В этих работах Беллини согласовывает состояние природы с движением души, что было характерно для его ранних произведений. В рациональное пространство присущее тосканской живописи, он привносит все бесконечное разнообразие мира: сельские пейзажи, итальянское небо, всю гамму человеческих чувств (например, материнство которое художник изучает в своих "Мадоннах").

Особая тема искусства Беллини - его многочисленные "Мадонны", большая часть которых выполнена в мастерской художника и подписана только его именем, что часто создает трудности в атрибуции картин. Ранние "Мадонны" Беллини близки образам Мантенья (1460-е годы, картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство просветленной задумчивости. Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы; фигуру Мадонны Беллини любил помещать на фоне открытого пейзажа ("Мадонна в лугах", около 1505, Национальная галерея, Лондон), иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали ("Мадонна", Академия Каррара, Бергамо).

Сравнительно немногочисленные портреты Джованни Беллини как бы подготавливают расцвет этого жанра в венецианской живописи 16 столетия. Портретную схему погрудного изображения портретируемого в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане и подписью художника Беллини позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь Ханса Мемлинга). Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них - "Портрет мальчика" (около 1490, частное собрание, Бирмингем), "Портрет молодого человека в красном" (1490, Национальная галерея, Вашингтон), "Портрет Пьетро Бембо" (около 1505, Хэмптон-корт). Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости; устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника - "Портрете дожа Леонардо Лоредана" (1501, Лондон, Национальная галерея) - силу характера и интеллектуальную энергию.

В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии; одной из последних картин художника стала мифологическая композиция "Пиршество богов" для «camerino» Альфонсо д"Эсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). Красота и умиротворенность пейзажа, спокойные позы и неторопливость движений персонажей, сосредоточенность их лиц рождают атмосферу покоя, сродни безмятежной простоте буколики, и здесь Беллини остался верен своему чувству гармонии и ясности. В работах Беллини не существует строгих различий между священным и мирским, напротив, этими темами художник как бы отвечает на излишне систематичный классицизм нового поколения. Так, например, в одной из последних картин "Опьянение Ноя" художником выражена юношеская приверженность к жизненным ценностям и легкость непринужденности существования. Картиной "Фра Теодоро да Урбино" живописец завершает свой творческий путь. Творчество художника Джованни Беллини проложило дорогу венецианской живописи от поздней готики и проторенессанса к новому искусству эпохи Высокого Возрождения. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. Он не переставал получать заказы, большая мастерская и значительное число произведений, вышедших из ее стен, говорят об успехе, популярности и процветании. Творчество Беллини превратило Венецию в важный центр ренессансного искусства, равный по значению Флоренции и Риму. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Двоим из учеников Беллини - Джорджоне и Тициану - суждено было стать величайшими венецианскими живописцами Высокого Возрождения.


Зять Андреа Мантенья . Являясь известным и влиятельным живописцем, он, по мнению специалистов Лондонской Национальной Галереи , талантом заметно уступал своему младшему брату Джованни Беллини .

Биография

Беллини Джентиле родился около 1429 года в Венеции. Сведений о юности и ранних этапах творчества художника не сохранилось. В 1460 году вместе с отцом и братом создаёт запрестольный образ в Базилике Святого Антония в Падуе. В 1466 году закончил роспись Скуолы Сан-Марко , начатую, но не завершённую его отцом. Первая известная его самостоятельная работа - роспись створок органа собора Сан-Марко - датирована 1465 годом. В 1469 ему дарован титул графа-палатина . В 1474 году он приступил к созданию больших монументальных полотен для украшения Дворца дожей , которые, однако, были уничтожены пожаром 20 декабря 1577 года . В 1479 году был послан Фридрихом III в Стамбул к Султану Мехмеду II , который просил ранее у германского короля хорошего портретиста. Пробыв там два года в качестве как живописца, так и военного советника, Беллине Джентиле создал серию картин, в которых попробовал соединить эстетику итальянского Ренессанса с традициями восточного искусства (наивный декоративизм, плоскостность, фронтальность) . Ярким примером служит портрет султана Османской империи Мехмеда II Фатиха . После возвращения на родину художник продолжил создание жанрово-исторических полотен с видами Венеции, в том числе и в соавторстве с другими мастерами католического братства св. Иоанна Евангелиста .

Анализ творчества и художественное влияние

В первых своих работах Джентиле еще падуец . Массивные фигуры стоят в аркадах или истощенные анахореты молятся среди каменной пустыни. Но затем в этюдах, привезенных им из Турции, он становится бесхитростным копировщиком действительности. <…> Это сухой и черствый реалист, скорее даже «протоколист». Его мало заботят и красочные эффекты, но зато с величайшим усердием отмечает он всевозможные чины, участвующие в процессиях, и с ремесленной выдержкой списывает с сановников и прелатов один (вечно профильный) портрет за другим. При этом никакой психологии, никакой эмоции. Александр Бенуа

Бенуа, размышляя о последователях школы Джованни Беллини, называет в первую очередь итальянцев Каналетто (Антонио Каналя) и его племянника Бернардо Беллотто . При этом картины мастера XV века кажутся ему «юношескими» работами этих художников из века XVIII -го. В использовании красок и освещения у Беллини чувствуется определённая робость. Например, на его картинах всегда отсутствует солнце, что можно объяснить простым неумением живописца передавать его сияние. Потребовалось более полутора веков, чтобы сформировались манеры и традиции создания городских пейзажей, чтобы подобные картины обрели лёгкость, осветились солнечными лучами или покрылись тьмой грозовых туч .
Современный турецкий писатель Орхан Памук в книге «Другие цвета » приводит историю двух работ Беллини «стамбульского» периода. Первая - портрет маслом султана Мехмеда II Фатиха «Завоевателя» . По утверждению автора в Турции этот портрет известен каждому, так как присутствует в учебниках истории, публикуется в периодических изданиях и календарях, на монетах и в глянцевых журналах. Он стал таким же собирательным образом османского падишаха, восточного правителя, как известная фотография Че Гевары - символом революционера. Культ этого портрета сложился по ряду оснований. Во первых, в исламе издавна существовал запрет на изображение человека, и турецкие художники того периода в принципе не могли нарисовать ничего подобного. Во-вторых, предпринятая живописцем попытка создать произведение как на основе европейских взглядов эпохи Возрождения, так и с использованием традиций османско-иранской миниатюры, вызвала к жизни творческий шедевр. Старший сын Мехмеда II, отравивший его и занявший престол, распорядился продать портрет отца на простом рынке. Этот жест Орхан Памук склонен расценивать как символический отказ его страны от художественных достижений Ренессанса, как упущенную возможность развить национальную живописную традицию портрета. Вторая работа - рисунок чернилами и гуашью, на которой изображён юный писарь (согласно Памуку - художник или каллиграф) перед чистым листом бумаги. Некоторые источники утверждают, что позировавший - султан Джем , который в борьбе за власть много лет подвергался преследованиям со стороны своего брата Баязида II. Рисунок был вывезен из страны, вероятно, в качестве дипломатического подарка династии Сефевидов в Тебриз . За много лет странствий по коллекциям правителей востока картина была многократно скопирована местными художниками. В анализе рисунка, проведённом искусствоведами Музея Изабеллы Стюарт Гарднер (Бостон) - нынешнего владельца произведения, он, вероятно, мог быть создан и использован как наглядное пособие для обучения художников Турции, образец для подражания в рисовании портретов, ранее запрещённых по религиозным соображениям . Например, хранится в Freer Gallery of Art (Вашингтон).

Напишите отзыв о статье "Беллини, Джентиле"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • на сайте Лондонской Национальной галереи.

Отрывок, характеризующий Беллини, Джентиле

– Не может быть сомнения, ваша светлость.
– Позови, позови его сюда!
Кутузов сидел, спустив одну ногу с кровати и навалившись большим животом на другую, согнутую ногу. Он щурил свой зрячий глаз, чтобы лучше рассмотреть посланного, как будто в его чертах он хотел прочесть то, что занимало его.
– Скажи, скажи, дружок, – сказал он Болховитинову своим тихим, старческим голосом, закрывая распахнувшуюся на груди рубашку. – Подойди, подойди поближе. Какие ты привез мне весточки? А? Наполеон из Москвы ушел? Воистину так? А?
Болховитинов подробно доносил сначала все то, что ему было приказано.
– Говори, говори скорее, не томи душу, – перебил его Кутузов.
Болховитинов рассказал все и замолчал, ожидая приказания. Толь начал было говорить что то, но Кутузов перебил его. Он хотел сказать что то, но вдруг лицо его сщурилось, сморщилось; он, махнув рукой на Толя, повернулся в противную сторону, к красному углу избы, черневшему от образов.
– Господи, создатель мой! Внял ты молитве нашей… – дрожащим голосом сказал он, сложив руки. – Спасена Россия. Благодарю тебя, господи! – И он заплакал.

Со времени этого известия и до конца кампании вся деятельность Кутузова заключается только в том, чтобы властью, хитростью, просьбами удерживать свои войска от бесполезных наступлений, маневров и столкновений с гибнущим врагом. Дохтуров идет к Малоярославцу, но Кутузов медлит со всей армией и отдает приказания об очищении Калуги, отступление за которую представляется ему весьма возможным.
Кутузов везде отступает, но неприятель, не дожидаясь его отступления, бежит назад, в противную сторону.
Историки Наполеона описывают нам искусный маневр его на Тарутино и Малоярославец и делают предположения о том, что бы было, если бы Наполеон успел проникнуть в богатые полуденные губернии.
Но не говоря о том, что ничто не мешало Наполеону идти в эти полуденные губернии (так как русская армия давала ему дорогу), историки забывают то, что армия Наполеона не могла быть спасена ничем, потому что она в самой себе несла уже тогда неизбежные условия гибели. Почему эта армия, нашедшая обильное продовольствие в Москве и не могшая удержать его, а стоптавшая его под ногами, эта армия, которая, придя в Смоленск, не разбирала продовольствия, а грабила его, почему эта армия могла бы поправиться в Калужской губернии, населенной теми же русскими, как и в Москве, и с тем же свойством огня сжигать то, что зажигают?
Армия не могла нигде поправиться. Она, с Бородинского сражения и грабежа Москвы, несла в себе уже как бы химические условия разложения.
Люди этой бывшей армии бежали с своими предводителями сами не зная куда, желая (Наполеон и каждый солдат) только одного: выпутаться лично как можно скорее из того безвыходного положения, которое, хотя и неясно, они все сознавали.
Только поэтому, на совете в Малоярославце, когда, притворяясь, что они, генералы, совещаются, подавая разные мнения, последнее мнение простодушного солдата Мутона, сказавшего то, что все думали, что надо только уйти как можно скорее, закрыло все рты, и никто, даже Наполеон, не мог сказать ничего против этой всеми сознаваемой истины.
Но хотя все и знали, что надо было уйти, оставался еще стыд сознания того, что надо бежать. И нужен был внешний толчок, который победил бы этот стыд. И толчок этот явился в нужное время. Это было так называемое у французов le Hourra de l"Empereur [императорское ура].
На другой день после совета Наполеон, рано утром, притворяясь, что хочет осматривать войска и поле прошедшего и будущего сражения, с свитой маршалов и конвоя ехал по середине линии расположения войск. Казаки, шнырявшие около добычи, наткнулись на самого императора и чуть чуть не поймали его. Ежели казаки не поймали в этот раз Наполеона, то спасло его то же, что губило французов: добыча, на которую и в Тарутине и здесь, оставляя людей, бросались казаки. Они, не обращая внимания на Наполеона, бросились на добычу, и Наполеон успел уйти.
Когда вот вот les enfants du Don [сыны Дона] могли поймать самого императора в середине его армии, ясно было, что нечего больше делать, как только бежать как можно скорее по ближайшей знакомой дороге. Наполеон, с своим сорокалетним брюшком, не чувствуя в себе уже прежней поворотливости и смелости, понял этот намек. И под влиянием страха, которого он набрался от казаков, тотчас же согласился с Мутоном и отдал, как говорят историки, приказание об отступлении назад на Смоленскую дорогу.
То, что Наполеон согласился с Мутоном и что войска пошли назад, не доказывает того, что он приказал это, но что силы, действовавшие на всю армию, в смысле направления ее по Можайской дороге, одновременно действовали и на Наполеона.

Когда человек находится в движении, он всегда придумывает себе цель этого движения. Для того чтобы идти тысячу верст, человеку необходимо думать, что что то хорошее есть за этими тысячью верст. Нужно представление об обетованной земле для того, чтобы иметь силы двигаться.
Обетованная земля при наступлении французов была Москва, при отступлении была родина. Но родина была слишком далеко, и для человека, идущего тысячу верст, непременно нужно сказать себе, забыв о конечной цели: «Нынче я приду за сорок верст на место отдыха и ночлега», и в первый переход это место отдыха заслоняет конечную цель и сосредоточивает на себе все желанья и надежды. Те стремления, которые выражаются в отдельном человеке, всегда увеличиваются в толпе.
Для французов, пошедших назад по старой Смоленской дороге, конечная цель родины была слишком отдалена, и ближайшая цель, та, к которой, в огромной пропорции усиливаясь в толпе, стремились все желанья и надежды, – была Смоленск. Не потому, чтобы люди знала, что в Смоленске было много провианту и свежих войск, не потому, чтобы им говорили это (напротив, высшие чины армии и сам Наполеон знали, что там мало провианта), но потому, что это одно могло им дать силу двигаться и переносить настоящие лишения. Они, и те, которые знали, и те, которые не знали, одинаково обманывая себя, как к обетованной земле, стремились к Смоленску.
Выйдя на большую дорогу, французы с поразительной энергией, с быстротою неслыханной побежали к своей выдуманной цели. Кроме этой причины общего стремления, связывавшей в одно целое толпы французов и придававшей им некоторую энергию, была еще другая причина, связывавшая их. Причина эта состояла в их количестве. Сама огромная масса их, как в физическом законе притяжения, притягивала к себе отдельные атомы людей. Они двигались своей стотысячной массой как целым государством.
Каждый человек из них желал только одного – отдаться в плен, избавиться от всех ужасов и несчастий. Но, с одной стороны, сила общего стремления к цели Смоленска увлекала каждою в одном и том же направлении; с другой стороны – нельзя было корпусу отдаться в плен роте, и, несмотря на то, что французы пользовались всяким удобным случаем для того, чтобы отделаться друг от друга и при малейшем приличном предлоге отдаваться в плен, предлоги эти не всегда случались. Самое число их и тесное, быстрое движение лишало их этой возможности и делало для русских не только трудным, но невозможным остановить это движение, на которое направлена была вся энергия массы французов. Механическое разрывание тела не могло ускорить дальше известного предела совершавшийся процесс разложения.