История древней греции. Культура эллады

Эллада - это древнее название Греции. Это государство оказало значительное влияние на дальнейшее развитие Европы. Именно здесь впервые появилось такое понятие, как «демократия», здесь был заложен фундамент сформированы основные черты теоретической философии, созданы прекраснейшие памятники искусства. Эллада - это удивительная страна, а ее история полна тайн и загадок. В этой публикации вы найдете самые интересные факты из прошлого Греции.

Из истории Эллады

В истории Древней Греции принято выделять 5 периодов: крито-микенский, Темные века, архаический, классический и эллинистический. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Крито-микенский период связывают с появлением первых государственных образований на островах Эгейского моря. Хронологически он охватывает 3000-1000 гг. до н. э. На этом этапе появляются Минойская и Микенская цивилизации.

Период Темных веков именуют «гомеровским». Этот этап характеризуется окончательным упадком Минойской и Микенской цивилизаций, а также формированием первых предполисных структур. Об этом периоде источники практически не упоминают. Кроме того, время Темных веков характеризуется упадком культуры, экономики и утратой письменности.

Архаический период - это время формирования главных полисов и расширения эллинского мира. В VIII в. до н. э. начинается Великая греческая колонизация. В этот период греки расселяются по берегам Средиземного и Черного морей. Во время архаики складываются ранние формы эллинского искусства.

Классический период - это время расцвета греческих полисов, их экономики и культуры. В V-IV вв. до н. э. появляется понятие «демократия». В классический период происходят самые значительные военные события в истории Эллады - греко-персидские и Пелопонесская войны.

Эллинистический период характеризуется тесным взаимодействием греческой и восточной культур. В это время наблюдается расцвет искусства в государстве Эллинистический период в истории Греции длился до установления римского господства в Средиземноморье.

Самые известные города Эллады

Стоит отметить, что в Греции в период античности не сложилось единого государства. Эллада - это страна, которая состояла из множества полисов. В античности полисом называли город-государство. Его территория включала городской центр и хору (земледельческого поселение). Политическое управление полисом находилось в руках Народного Собрания и Совета. Все города-государства были разными и по количеству населения, и по размеру территории.

Самые известные полисы древней Греции - это Афины и Спарта (Лакедемон).

  • Афины - это колыбель греческой демократии. В этом полисе жили знаменитые философы и ораторы, герои Эллады, а также известные деятели культуры.
  • Спарта - это яркий образец аристократического государства. Главным занятием населения полиса была война. Именно здесь были заложены основы дисциплины и военных тактик, которые в дальнейшем использовались Александром Македонским.

Культура Древней Греции

Объединяющую роль для культуры государства сыграли мифы и легенды Древней Греции. Каждая сфера жизни эллинов была подчинена общим представлениям о божествах. Стоит отметить, что основы древнегреческой религии сформировались еще в крито-микенский период. Параллельно с мифологией возникла и культовая практика - жертвоприношения и религиозные празднества, сопровождавшиеся агонами.

С мифологией также тесно связана древнегреческая литературная традиция, театральное искусство и музыка.

В Элладе активно развивалось градостроительство и создавались прекрасные архитектурные ансамбли.

Самые известные деятели и герои Эллады

  • Гиппократ - отец западной медицины. Он является создателем врачебной школы, которая оказала огромное влияние на всю античную медицину.
  • Фидий - один из самых знаменитый скульпторов классической эпохи. Он является автором одного из семи чудес света - статуи Зевса Олимпийского.
  • Демокрит - отец современной науки, знаменитый древнегреческий философ. Он считается основателем атомистики - теории, согласно которой материальные вещи состоят из атомов.
  • Геродот - отец истории. Он занимался изучением истоков и событий греко-персидских войн. Результатом этого исследования стал знаменитый труд «История».
  • Архимед - греческий математик, физик и астроном.
  • Перикл - выдающийся государственный деятель. Он сделал значительный вклад в развитие Афинского полиса.
  • Платон - знаменитый философ и оратор. Он является основателем первого учебного заведения на территории Западной Европы - академии Платона в Афинах.
  • Аристотель - один из отцов западной философии. Его труды охватывали практически все сферы жизни общества.

Значение древнегреческой цивилизации для развития мировой культуры

Эллада - это страна, которая оказала огромное влияние на развитие мировой культуры. Здесь родились такие понятия как «философия» и «демократия», были заложены основы мировой науки. Представления греков о мире, медицине, гражданском обществе и человеке также повлияли на судьбы многих западноевропейских государств. Любая сфера искусства связана с этим великим государством, будь то театр, скульптура или литература.

Многие греки не называют себя греками. Они сохраняют давние традиции и именуют свою страну Элладой, а себя – эллинами. Само понятие «Греция» произошло от латинского слова. Грецией за несколько веков до нашей эры называли небольшое местечко в северо-восточной части страны. Но позже это наименование распространилось по всему государству. Почему-то греками их называют в большинстве стран мира, а сами жители этой страны вообразили себя эллинами в Элладе.

Откуда пришло название «Эллада»?

Элладой в давние времена называли не всю Грецию. Сейчас культурологи это название ассоциируют исключительно с Древней Грецией. В публицистике, да и научной литературе, постоянно употребляется слово «эллины». Эллада и Греция понятия тождественные. Современная Греция не всегда имела такие же границы. Территориальные разграничения менялись с течением веков. Сейчас некоторая часть Греции принадлежит турецкому государству, иная – Италии. Земли, занимаемые в древности Италией, перешли к Греции. Несомненно, цивилизация, являющаяся сегодня частью Европы, зародилась очень давно. Ученые называют Древнейшие времена – Античностью. Если перевести это слово на русский с латыни, мы и получим термин «древность». С Античностью ученые связывают и Древнюю Грецию, и Древний Рим. Исследователи привыкли называть Античной и север Средиземноморья вместе с Северной Африкой, некоторой частью Азии,всей Европой. Местечки, где сегодня ученые находят отпечатки греческой и эллинской цивилизации, принято причислять к достоянию культуры европейской и греческой.

Греция. Где это, что за страна?

Южная часть Балкан и есть Греция. В этом государстве привыкли ценить свои богатства. Среди них не только ископаемые, но и водные ресурсы. Страна омывается Средиземным морем, Эгейским, Ионическим. Водная стихия Греции прекрасна. Живописные морские пейзажи, восхитительная островная часть. Земли этого государства плодородные, но суши весьма мало. Здесь всегда сухо и жарко, что в любые времена благоприятствовало больше не растениеводству, а животноводству.

Античные мифы дали основы культурным традициям этой страны. Так, Пандора, которая произвела на свет нескольких детей, была замужем за Верховным громовержцем Зевсом. Одного из сыновей назвали Грекос. Еще двоих – Македон и Магнис. Все историки твердят в один голос, что Греция названа так именно в честь старшего сына Зевса. Грекос унаследовал от отца мужество, воинственность, отвагу. Но сначала Грецией называли всего лишь один из районов северо-запада Афин.

Старший сын верховных небожителей никогда не сидел на месте. Он много путешествовал нисколько ради завоевания, а больше для основания новых городов на пустующих землях. Так появился целый ряд государств в Малой Азии. Образовал Грекос и колонии в Италии. Он взял под контроль чуть ли не весь Аппенинский полуостров. Известно, что жители Италии горожан, которыми управлял Грекос, именовали греками. Другие исследователи считают, что Греция – это римский термин, а сами греки именовали себя эллинами.

Но слово «Греция» хорошо укрепилось в умах чужестранцев так, что по сей день мало кто из иностранцев не думает официально называть греков эллинами. Такое понятие характерно лишь для научного мира культурологов, историков и грековедов. Даже Аристотель писал, что эллины не всегда именовали себя так. Есть свидетельства о том, что в глубокой Древности они назывались греками. Здесь, видимо, дает о себе знать Древнегреческая мифология. Позже у греков был правитель, которого звали Эллин. Якобы, по имени царя, они и назвались эллинами. Но это лишь еще одна теория, которая имеет право на жизнь.

Заглянем в поэму Гомера Илиада. В той части, где описывается поход греков на Трою, есть упоминание о том, что среди воинов-пришельцев практически из одного региона, были те, что называли себя жителями города Грея (греками) и эллинами (из местечка в Тессалии). Все они без исключения были сильными и мужественными. Имеется и еще один домысел по поводу происхождения понятия «эллины». Есть данные о том, что во владениях Ахиллеса были некогда несколько полисов и городов. Один из них именовался Эллас. И оттуда могли произойти эллины. Писатель Павсаний упоминал в своих произведениях о том, что Грея была довольно большим городом. А Фукидид рассказывал об Опоросе, как о Грее. Так называли его ранее. Аристотель говорит, что еще до того, как жители нынешней Греции начали называться греками, именовали так они себя и в доэллинийский период.

В результате простых умозаключений, можно говорить о том, что греки и эллины – это 2 племени, которые существовали по соседству или практически на одной территории, и зародились примерно в одинаковый период времени. Возможно, они воевали между собой, и кто-то стал сильнее. В результате, была заимствована культура и традиции. А возможно, они жили в мире и впоследствии объединились. Ученые говорят о том, что и эллины, и греки существовали вплоть до принятия христианства. Позже людей, не пожелавших стать последователями новой религии, по-прежнему называли эллинами (они больше «дружили» с богами Олимпа и громовержцем Зевсом), а приверженцев христианства – греками. Исследователи полагают, что термин «эллин» значит «идолопоклонник».

Современная картина

Вне пределов Греции и сейчас ее называют по-разному. Сами же жители теперь именуют себя греками, страну – Элладой с эллинским языком, иногда Грецией. Впрочем, и все европейцы привыкли чередовать наименования. В российском же понимании Эллада – это Древняя Греция. Жители – греки. Язык – греческий. Практически на всех европейских и русском языках Греция и Эллада имеют сходные звучания и произношения. Восток же называет жителей этой страны по-другому. В некоторых случаях названия кардинально меняются. Среди них:

  • Ионан.
  • Явана (на санскрите).
  • Яваним(иврит).

Эти наименования происходят от понятия «ионийцы» - жители и переселенцы с побережья Ионического моря. По другой теории, правителем греческих островов был Ион. Так жителей Эллады и прибрежных островов называли персы, турки, иорданцы, иранцы. Еще по одной версии «ионан» - это округлые головные уборы, которые и по сей день носят греки, защищаясь от солнечных лучей. Первыми приметили это жители Востока, и ныне называют греков ионанами. Интересна практика грузин относительно восприятия греков. Грузины эллинов называют «бердзени». На их языке такое понятие значит «мудрость». Есть национальности, именующие греков «ромиосами», поскольку большой период жизни этого государства связан с историей Римской Империи.

Примечателен опыт россиян. Древние росичи никогда не забывали фразу «Путь из варяг в греки…». Основы культуры Греции того периода, когда главенствующие торговые пути пересекались с Россией, никогда не забудутся, поскольку отражены в народном эпосе славян. Эллинами их в то время называли в Европе, вот в России они – греки. Тем не менее, ученые считают, что торговцами были именно греки. Товар в Россию прибывал из Византии, которая как раз была населена выходцами из Греи. Они были христианами и привнесли основы своей веры и культуры росичам.

И сегодня в школах России изучают легенды и мифы Древней Греции, историю и культуру Греции и Рима. В России принято говорить в отношении жителей этой страны «греки». Эта страна во все времена гордилась своими талантливыми поэтами, историками, архитекторами, скульпторами, спортсменами, мореходцами, философами. Все деятели оставили неизгладимый след в умах исследователей и ученых всего мира. Греция повлияла на развитие культуры Европы и даже стран Азии и Востока.

Современные исследователи нашли данные о том, что греками называли неких «грайков». Это народность иллирийцев. Согласно мифологии, прародитель этой нации как раз и носил имя «Грек». Понятие «эллинизм» начало возрождаться к началу 19 века в рядах греческой интеллигенции. Со временем утверждения, что греки – не греки, перешло и в широкие народные массы.

Как только не называли греки себя и не слышали в свой адрес разные обращения. Всему причина – происхождение народностей, языковых догм, обычаев, традиций. Ахейцы, дорийцы, ионийцы, эллины или греки? Ныне жители этой страны имеют довольно разнообразные корни и вправе именовать себя, согласно сложившимся в некоторых местностям легендам и мифам.

    Погребальные обряды в Греции

    С древнейших времен греки задумывались о том, что там, «за чертой». Есть ли какая-либо возможность существования человеческой души после смерти телесной? Что происходит с душой, когда она уходит в мир иной? Ответов на эти вопросы человечество не нашло по сей день. Впрочем, от некоторых предположений о существовании загробного мира в древней греческой цивилизации зависели и особенности погребения людей.

    Древняя Агора в Афинах

    Древняя Агора играла большую роль в городах Древней Греции. Это был духовный, административный, а так же торговый центр города. С начала шестого века, в связи с реорганизацией государства, законодателем Солоном в 594 году до нашей эры, Агора стала играть важнейшую роль в жизни города.

    Из истории Спарты - города воинов

    Это особый стиль жизни и мировоззрение. Спартанцы всегда поражали врагов и сторонников своей смелостью, изобретательством, выносливостью и… жестокостью. Эти античные воины – не менее великие изобретатели, чем древние эллины или иные народы. Спартанцы воплотили в жизнь идею создания лагеря новобранцев, обучение на государственной основе, фронтальную атаку.

    Театр в Древней Греции

Я отправился за первым российским электромобилем с одержимостью аргонавтов, которые когда-то отважились на путешествие за золотым руном. Давка в трамвае, людское море в метро - и вот он, заветный островок техцентра, где ждет «Эллада». Но, как и у древнегреческих мореплавателей, с достижением цели мои приключения только начались.

«ЕСЛИ СНИКНЕТ ПАРУС, МЫ УДАРИМ ВЕСЛАМИ…»

Внешне электро-«Калина» - обычный универсал (только передний бампер иной). Внутри тоже все знакомо, потому особых эмоций поначалу не возникает.

Поворачиваю ключ в замке. Секундная пауза, и на панели приборов высвечивается маленький зеленый автомобильчик. Селектор в «драйв» - машина бесшумно трогается под шорох шин.

Чувствительная педаль газа требует привыкания. Коснулся - и электрокар прямо прыгнул вперед! Для традиционных «Калин» такое ускорение - предел мечтаний. Прежде у автовазовских машин подобной динамики не встречал. Но азарт остудил борткомпьютер: на цветном дисплее высветился приговор - 13 км до подзарядки. И это с полностью заряженными батареями... Сразу вспомнил зимний тест «Мицубиси-iMiEV» (ЗР, 2012, № 6), на котором мы до редакции так и не доехали. Звоню коллегам: мол, протягивайте нить Ариадны в виде буксировочной стропы, а то до розетки, боюсь, не дотяну. Хорошо хоть, на улице -1 ºС, а не -20º, как тогда.

Выключаю фары, печку, еду спокойно, не быстрее 50 км/ч. На спуске с моста жму на тормоз и чувствую, как в конце хода педали растет усилие, а стрелка в левом блюдце панели приборов опускается в синюю зону - рекуперативное торможение ободряет борткомпьютер, он милостиво показывает 14 км. Уже лучше, но левая педаль от этого не стала более информативной. Замедление невнятное, а на черепашьей скорости колеса будто кто-то схватывает щипцами. У iMiEV и «Рено-Зое» тормоза настроены гораздо лучше.

РАЗРЕШИТЕ ПРИКУРИТЬ?

Благополучно приехал на редакционную парковку и любуюсь высветившимися на мониторе магическими цифрами: 30 км. Окрыленный результатом, подзарядил машину от розетки за ночь (примерно 8–10 часов) и снова вырулил на городские улицы. Включив печку, замечаю, что салон прогревается долго. Но, по ощущениям, тепло уходит медленнее, чем в «Мицубиси-iMiEV», хотя «Калина» заметно больше. Накрутив по городу около 20 км, разрядил машину почти на 60%. Очередную зарядку решил провести на ближайшей консоли - в Москве их уже немало. На сайте компании «Револьта» (Revolta, занимается развитием сети зарядных станций) есть подробная карта. Увидев поблескивающий на солнце столбик, понимаю - это не привычный визит на АЗС!

Увы, добраться до живительного тока невозможно: места для зарядки заставлены бензиновыми машинами! Да и специальной карточки оплаты в кармане нет. Впрочем, это для меня всё впервые, а обладатели электромобилей заранее продумывают процесс. Своему клиенту «Револьта» может бесплатно установить консоль хоть дома, но тогда за каждый киловатт придется платить чуть ли не вдвое больше. Однако самое ужасное - «Элладу» от этих станций зарядить все равно не получится, потому что стандарты зарядки машины и консолей разные!

«Лада-Эллада» должна заряжаться не только от бытовой розетки, но и от соответствующих международным стандартам зарядных консолей. Тогда жить с российским электромобилем станет легче

Стандарты определяют тип кабелей, розеток, коннекторов, допускаемых к использованию в зарядных устройствах. И разработчики электрокаров в Европе и Америке следуют этим правилам. То есть «Тесла», iMiEV и другие - на зарядку становись, а «Эллада» - нет. И это сильно осложняет жизнь владельцам российского электромобиля. У большинства заграничных машин кабель снабжен преобразователем напряжения Mode 2 (медленная зарядка переменным током от бытовой сети с использованием защиты внутри кабеля), опять же описанный в стандарте и предохраняющий от удара током или возгорания, а у автовазовского электромобиля кабель без этого «излишества».

БИТВА С МИНОТАВРОМ

Прогрессивное мышление, подобно Гераклу, постепенно побеждает невежество Минотавра. Снижение пошлин на электромобили позволило сбросить цену «Мицубиси-iMiEV» с 1 799 000 до 999 000 рублей. Ценник на серийную «Элладу» обещают существенно ниже.

Но если завод действительно хочет превратить миф об электромобилях в быль, нужно сделать так, чтобы «Эллада» подзаряжалась от различных зарядных консолей. Затем объяснить дилерам структуру их будущих доходов от продажи экзотической пока машины. Наконец, обучить спасателей, как это делает «Тесла». Ведь, если машина попадет в серьезное ДТП, нужно знать, где разрезать кузов и как разрывать силовую цепь, находящуюся под большим напряжением.

Вот тогда у АВТОВАЗа появится шанс завладеть поистине золотым руном. Уверен, появление массовых электромобилей в России и высокий спрос на них у населения и корпоративных клиентов - лишь вопрос времени.

ПЛЮС Великолепная динамика, хорошее оснащение и тишина в салоне. МИНУС Ограниченный пробег и медленный прогрев салона, неинформативные тормоза.

Благодарим автосалон «АвтоГермес» за предоставленный на тест электромобиль и компанию «Револьта» за помощь в подготовке материала.

ПЯТЬ ФАКТОВ ПРО ЭЛЕКТРОМОБИЛИ

Первый российский электрокар построили в 1899 году в Санкт-Петербурге.

В 1917 году фирма Woods Motor Vehicle показала первый гибрид.

В 1971 году электромобиль побывал на Луне в составе экспедиции «Аполлон-16».

К 2011 году почти половина европейских стран ввела льготы на покупку машин с нулевыми выбросами СO 2 .

В начале 2014-го в России на два года отменили таможенную пошлину на электромобили для юридических лиц. Раньше она составляла 19%.

ПОМЯНЕМ СТАРОЕ

Электромобили - отнюдь не изобретение современного мира. Первый трехколесный электрокар француз Гюстав Труве показал еще в 1881 году. А в 1897-м американцы заставили электричество зарабатывать деньги. Тогда в такси Нью-Йорка начали работать первые машины на электротяге. Позже, в 1912 году, в США появилась еще одна интересная машина - Detroit Electric Clear Vision Brougham (на фото). При мощности 4 л.с. она развивала 37 км/ч и могла проехать около 160 км. Основными покупателями были женщины, так как пуск электромотора, в отличие от бензинового двигателя, не требовал больших физических усилий. Изначально модель оснащали свинцово-кислотными батареями, но вскоре примерно за 600 долларов доплаты начали ставить и железоникелевый аккумулятор Эдисона. Росту продаж (около 1500 экземпляров в год) помогали высокие цены на бензин, ведь полным ходом шла Первая мировая война.

Древняя легенда гласит, что Бог при сотворении мира, случайно уронил в море горсть камней. А эти камни чудесным образом превратились в цветущие острова и каменистые атоллы. Так появилась на свет Греция, тысячелетия назад именовавшаяся Элладой. Её жители – эллины – всему миру поведали о красоте Афродиты и могуществе Зевса , о кровавых загадках критского лабиринта и 12 подвигах Геракла . А ещё эллины научили нас слову «демократия».

Когда-то, много веков назад, многочисленные острова и южное побережье современного Балканского полуострова населяли люди , которые гордо именовали себя эллинами, а свою страну – Элладой.

Эллада – самоназвание Греции – изначально являлось названием города и области в южной Фессалии (греческая провинция) и лишь потом постепенно распространилось на всю Грецию.

Множество горных цепей с заснеженными вершинами опутывало Элладу. Морские волны изо дня в день превращали береговую линию Эллады в скалистые бухты, полные рифов и опасных подводных течений. Но эллины так любили свою страну, что своим неустанным трудом украшали её редкие равнины цветущими садами и виноградниками. Нельзя было представить более старательных и терпеливых земледельцев, чем эллины. Они превращали усеянную камнями землю в колосящиеся пшеницей поля, неустанно трудясь и поливая потом каждый её клочок. А горные склоны благодаря заботам эллинов покрывались аккуратными рядами бесчисленных виноградных кустов, плоды которых превращались в игристое вино, позволяющее забыть об усталости и радоваться жизни. Славились эллины и как отличные мореплаватели. Иначе и быть не могло – ведь море окружало их со всех сторон.

Жизнь эллинов полнилась многочисленными мифами и древними преданиями. Их бережно передавали из поколения в поколение. Одна из таких легенд рассказывает о страшном потопе, накрывшем буквально за несколько дней весь мир. Почти никому не удалось спастись от этой стихии. Предание гласит, что выжить сумел лишь один человек по имени Девкалион. Он и стал родоначальником нового поколения людей . Один из его сыновей – Эллин – поселился как раз в этом краю. Эллины – его прямые потомки.


n1.doc

Глава 2 Педагогическое говорение

? Подумаем. Поразмышляем По вашим наблюдениям, учителя больше говорят или пи­шут в своей профессиональной деятельности?

Как бы вы обозначили цифрами (1, 2, 3, 4) место различ­ных видов речевой деятельности, которыми пользуются учи­теля на уроке: письмо, слушание, чтение, говорение?

Какие свойства, особенности говорения школьных педа­гогов вам запомнились (регулирование громкости, темпа, мо­нотонность, приятный тембр голоса... что еще) I ?

2.1. Особенности педагогического говорения

Известно, что говорение - вид продуктивной (инициатив­ной) речевой деятельности. По подсчетам ученых, говорение и слушание в профессиональной речи учителя составляет 98%, а собственно говорение - от 51 до 75%.

При настоящем говорении речь творится как бы на глазах у слушателя - в нашем случае на глазах у учеников. Поэтому учи­тель различает озвученную (звучащую) письменную речь (на­пример, чтение наизусть) и собственно говоримую речь (кото­рую в лингвистике называют устной речью).

Представим себе два варианта объяснения учителя на одну и ту же тему - «Имя существительное» (начало темы).





I
Ш

Ребята! Сегодня мы начинаем изучать имя. существительное. Вы уже знакомы с ним по на­чальной школе. Существитель­ное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что"! Еще мы знаем, что у существительного есть род, но изменяется оно по падежам и числам. А в предло-

Ребята! Сегодня мы продолжаем изучение темы «Имя существительное», с которым вы знакомились в начальной школе. Я хочу обратить ваше внимание, что это - первая часть речи, с которой мы начина­ем изучение частей речи. Как вы думае­те, почему? Да, она, эта часть речи, глав­ная. Почему? Потому, что если ты, Коля, знаешь существительное, то легко опре­делишь род, падеж, число...

Каких частей речи? - Правильно, при­лагательных, некоторых местоимений, числительных. А еще она главная, пото­му что часто в предложении выступает в роли главного члена предложения. Ты пра­ва, Наташа, в роли подлежащего. А теперь вдумаемся в название - «суще­ствительное». Это то, что существует. Ка­кие однокоренные слова вы можете на­звать? - Да, существо, существующий. А существуют на свете люди, животные, вещи, растения, небеса, красота... Всего не перечислишь. И назвали все, что обо­значают эти слова, одним словом предмет. Ученые посчитали, что в среднем суще­ствительных в нашей речи 40-50%. А те­перь откройте учебники, прочитайте па­раграф и скажите, что нового вы узнали из параграфа о существительном.

Какие особенности педагогического говорения проявляются в приведен- пых примерах?

В чем особенность процесса говорения учителя?

1. Процесс мышления и процесс вербализации происходит од­новременно, но не синхронно. Мысль опережает слово. Есте­ственно, это порождает определенные трудности, особенно в тех случаях, когда учитель по каким-то обстоятельствам не пла­нировал и не продумывал заранее высказывание, не мог подго­товиться к нему (такие обстоятельства встречаются довольно часто).

Эта особенность педагогического говорения проявляется:


  • в оговорках, пропусках слов, словосочетаний, которые, как правило, учитель тут же замечает и тут же вносит в свою речь правку (автокоррекцию), так как педагогической речи присущ повышенный самоконтроль;

  • в различного рода перебивах, разрывах, срывах начатой конструкции;

  • в наличии самых различных пауз, т. е. в перерывах звуча­ния речи.

жонии чаще всего бывает под- пежащим, дополнением, но в общем всеми членами предло­жения. Все понятно? Теперь от­кройте учебники, прочитайте параграф... и скажите по каким фсм основаниям (параметрам) характеризуется имя существи­тельное.
Что касается пауз, то в педагогической речи они выполня­ют самые различные функции. Это не только паузы колебания, поисков наиболее точного, оптимального варианта выражения мысли, паузы обдумывания, но и паузы подчеркнутого молча­

Ния, когда ученики невнимательны при объяснении нового материала, при их нетактичном поведении, когда говорит их товарищ; паузы, после которых учитель сообщит нечто важное (и ученики это знают); паузы при переходе от одного этапа уро­ка к другому; паузы, которые «держат» внимание класса (вари­ант этого приема используется актером-мастером). Таким об­разом, пауза в педагогическом наборе средств обучения и воспитания - одно из важнейших средств, которым, к сожале­нию, пользуются не все учителя даже в тех случаях, когда про­сто надо подождать ответа ученика на поставленный вопрос. Учитель спешит и далеко не всегда бывает прав, когда не дает ученику подумать еще секунду - другую (т. е. не держит паузу).

2. Сочетание речевых автоматизмов (клише, типовых конст­рукций) и свободного выбора слов, свободного построения язы­ковых конструкций. Знать эту особенность говорения учителю важно, чтобы умело использовать речевые клише типа:

здравствуйте, садитесь; проверим домашнее задание; кто уже успел выполнить упражнение? и т. д.

В то же время учитель может использовать ту свободу пост­роения высказываний, которая присуща устному слову и дик­туется особенностями речевой ситуации:

добрый день, приятно видеть вас бодрыми и подтянутыми; были ли у вас трудности при выполнении домашнего задания?; объясните в выполненном упражнении только одно... коварное ме­сто и т. д.

При автоматизме как бы репродуцируются целиком струк­турные смысловые блоки, принятые в языке законы конструи­рования словосочетаний и предложений.

Свобода говорения учителя проявляется в отборе тех язы­ковых средств, которые в большей мере соответствуют дидак- тико-воспитательным задачам урока; учитывают особенности памяти, речевого развития, восприятия учеников (например, восприятия абстрактных понятий и инструментальных зна­ний), наличие у учеников чувства юмора; и наконец особенно­сти своего характера, своей индивидуальности, стиля общения с классом, в частности, уровня развития коммуникативных уме­ний и т. д.

Указанные особенности педагогического говорения прояв­ляются:


  • в своеобразии темпа, громкости, тональности речи, кото­рые определяются индивидуальностью педагога и варьируются им в зависимости от дидактической задачи микроэтапа урока;

  • в лексических уточнениях, в вставных конструкциях, до­бавлениях, присоединениях, пояснениях;

  • в повторении мысли в самых различных формулировках;

  • в использовании разговорных слов и конструкций для разъяснения понятий и т. д.
3. Сочетание противоположных явлений: лаконизма, эконом­ного говорения, с одной стороны, и избыточности речи, с другой. Например, учитель указывает на ошибку (орфографическую, пунктуационную, речевую), допущенную учеником на доске, и с недоумением спрашивает:

  • Это что?
Ситуация подсказывает ученику содержание ответа: он дол­жен внести нужную правку.

Но вот учитель объявляет тему урока и его высказывание может показаться избыточным:


  • Сегодня мы начинаем изучать обособленные второсте­пенные члены предложения. Итак, не просто второстепенные члены предложения - их мы уже знаем (определение, обстоя­тельство, дополнение), - а обособленные второстепенные чле­ны. Но вначале попробуем разобраться в значении слова «обо­собленный».
В письменном изложении можно было бы ограничиться первым и последним предложениями. Но говорящего учителя не все ученики одинаково внимательно слушают, поэтому он повторяет частично во втором предложении сказанное в пер­вом предложении и затем уже подчеркивает то новое, что ста­нет предметом внимания на уроке и связано со словом «обо­собленный» (второстепенный член).

Таким образом, в данном случае «избыточность» говорения оправдана, хотя, разумеется, встречаются - и нередко - нео­правданные повторы, многословие, отступления от темы и т. д., т. е. неоправданная избыточность устной речи.


  1. Высокий уровень оценочности, экспрессивности, вырази- \ тельности. Собственно все говорение учителя так или иначе, в большей или меньшей степени, выражает отношение к учени­кам, к их (и своей) деятельности, к излагаемому материалу и т. д. (Молодец! Вы поняли суть закона!; Я рада, что у вас есть свое мнение и т. д.). В говорении больше всего отражается личность учителя. Именно поэтому в речи говорящего широко употреб­ляются оценочные слова и конструкции, глаголы в форме 1-го л. мн. ч., местоимение «я», модальные частицы, вводные слова, подчеркивающие некатегоричность высказывания.
Широко используются контакто-устанавливающие сред­ства, например, объединяющие местоименные выражения:

Я думаю, все вы согласитесь, что...

Сегодня Мы с вами начинаем изучать...

На нашем с вами первом уроке мне хотелось бы сказать о том пред­мете, который мы будем вместе постигать на наших занятиях...

История - это и реальная жизнь, которая нас окружает и ставит перед нами все новые и новые задачи. А нам с вами волей-неволей придет­ся их решать...

Кто из нас, в детстве не слышал имен Петра Iили Ивана Грозного?


  1. Возможность использования несловесных (невербальных) средств общения: фонационных (голосовых), кинетических (же­стов и мимики), телодвижений. Учитель кивает головой, хмурит­ся, улыбается, пожимает плечами; подбадривает, похлопывая по плечу, и тем самым выражает одобрение, согласие, несогла­сие, удивление, желание помочь и т. д.
Проиллюстрируем сказанное на примере изложения учите­лем истории материала об отличии Эллады от Египта, сравнив отрывок из учебника, данный под цифрой I, и объяснение учи­теля с комментариями - под цифрой II.

Самое важное отличие Эллады от Египта - в особой роли городов. В Египте город был столицей княжества или царства, где всем правили царь и жрецы. В Элладе каждый город (по­лис) был независимой республикой с народным собранием, которое выбирало правителей и требовало у них отчета за каж­дый год работы.
Отношения между жителями полиса были сложными, час­то острыми - например, когда решался вопрос о том, кому иметь избирательное право. Поэтому ведение городских дел считалось важной и сложной наукой - политикой.


  1. - заполненная пауза

  2. - определение после определя­емого слова (выделение голосом слова «особой»)

  3. - пауза обдумывания

  4. - разговорное слово, понятное ученикам

  5. - пауза, далее следует интона­ция противопоставления

  6. - пауза обдумывания (как ска­зать проще)

  7. - уточнение, вставная конст­рукция

  8. - акцентированное определе­ние (после определяемого слова)

  9. - срыв начатой конструкции

  10. - заполненная пауза

  11. - проще, разговорный вариант

  12. - модальная частица, усилива­ет значение слова «острый»

  13. - разговорное слово
14,15 - паузы для выделения слов «важный», «сложный»

    1. - пояснительная пауза, окра­шенная интонацией

    2. - выделяется усилением гром­кости и произнесением слова по слогам
(Соколов С. Г. Задачник по истории древнего мира. М., 1992.)

Самое важное отличие Эллады от

Египта... гм... в роли особой городов.

Дело в том, что" в Египте город был

Столицей княжества или царства...

4 5 1, и там всем правили царь и жрецы.//

6 7 В Элладе каждый город... или, как

говорили греки, полис был респуб-

„ 8 / „ ликои - независимой - с народ­ным собранием, которое... имен­но тут выбирали правителей,

Которые должны были... гм... от-

Читываться... давать отчет за каж­дый год работы. Отношения меж­ду жителями полиса были

Сложными, часто даже острыми. 13

Вот, например, когда решался воп­рос - кому иметь избирательное

Право. Поэтому ведение городских

Дел считалось... важной и... слож-

16 / 17

Ной наукой... - по-ли-ти-кои.

1 Курсивом выделены слова, которые используются учителем для того, чтобы сделать объяснение более доходчивым.
Профессиональное говорение учителя:


  • не просто целенаправленно, а отражает четкие дидакти­ческие воспитательные задачи всего учебного процесса, каждо­го урока и каждой его части;

  • строится с учетом психологических особенностей класса (в котором есть свой микроклимат) и каждого индивидуума в нем;

  • решает чаще всего одновременно дидактико-воспитатель­ные задачи в групповом и межличностном общении;

  • демонстрирует владение предметом изучения, свободное оперирование языком предмета, и потому компетентность и коммуникативная культура должны быть чрезвычайно высоки",

  • показывает пример индивидуального стиля общения, нали­чие «своего».подхода к трактовке явлений и событий, к спосо­бам и средствам обучения, что делает учителя в глазах учени­ков интересной творческой личностью.
Педагогическая задача

Ниже приведен диалогизированный монолог - ответ учени­ка 5 класса на вопрос «Что такое римская фамилия в Древней Италии». В ответе проставлены знаки пауз - {}. Прокомменти­руйте (письменно или устно) смысл этих знаков, опираясь на пример, рассмотренный на предыдущей странице.

Подсказка: пауза ожидания ответа, паузы обоюдного мол­чания (учитель держит паузу); пауза-подсказка; пауза колеба­ния, поиска слова и т. д.


  • Фамилии в Древней Италии - это большие родовые общины.

  • Общины. {}

  • В общины входили не только родственники, но и рабы.{}

  • На равных правах? {}

  • Нет, не на равных, не совсем. Разница была. Небольшая.

  • Какая же? {}

  • Ну, например, глава семьи мог за то, что сын его не слушал {} не слушался {} за непослушание убить сына или сделать его рабом. Мог освободить раба. {}

  • И все?

  • Но все равно он - кого освободили - не имел права покинуть фамилию. {}
-{}

  • Ты все сказал?

  • Нет. Еще глава фамилии руководил всей работой. У них накапли- иалось много земли, они вместе обрабатывали землю. И они станови­лись все богаче и богаче. Такие древние семьи называли {}.

  • Называли как? От какого слова? {}

  • От слова па...{}

  • Патер...{}

  • Патер - патриции. Патер - отец, патриций - сын известного отца. А тех, кто недавно переселился, называли в Риме плебеями. От слова плебс - народ.
2.2. Приемы подготовки устной речи

Говорение по своей подготовленности может быть различ­ным:


  1. Можно записать (а следовательно, продумать):

    1. весь текст;

    2. основные положения (тезисы);

    3. план - более или менее развернутый;

    4. основные факты, важные мысли, яркие выражения;

    5. начало и конец высказывания;

    6. нужные цитаты.

  2. Можно продумать, но не записывать:

  1. задачу высказывания;

  2. содержание - в общих чертах или в деталях;

  3. начало, отдельные факты, примеры и т. д.

    1. Можно прорепетировать:

  4. проговорить предстоящее высказывание, заглядывая в записи;

  5. произнести предстоящее выступление, стараясь не заг­лядывать в записи.
Выбор приемов подготовки зависит от различных обстоя­тельств, в частности, от вида говорения - монолога или диало­га - и от речевого жанра. Допустим, учитель планирует всту­пительное слово (диалогизированный монолог) к разделу. У него есть возможность записать весь текст или его основные положения, вопросы к ученикам, начало, цитаты, конец выс­казывания и т. д. При этом учитель на уроке не читает этот текст,

А создает его устный вариант, импровизирует, учитывая словес­ную и несловесную реакцию учащихся.

Другое дело: ставится проблема, при обсуждении которой учениками высказываются разные, порой неожиданные для учителя мнения. Возникает диалог (полилог), коллективное (групповое) общение. Неподготовленные реплики учителя мо­гут выражать согласие й возражение, добавление и пояснение, побуждение к аргументации высказанной мысли и т. д. В этом диалоге имеют место не просто разные, но аргументированные мнения, также и заключительное слово учителя, которое не всегда может быть спрогнозировано им при подготовке урока.

Проанализируем говорение, его подготовленность и жанры.

ГОВОРЕНИЕ

Озвученная письменная речь Прочитанная речь



Неподготовленное

Подготовленное
Частично подготовленное



Спонтанное
Частично спонтанное Словесно-спонтанное




Интервью у спонсоров

Школы Выступление в дискус­сии

Оценочное высказыва­ние ответа ученика

Беседа с родителями Проблемная беседа (по подготовленным

Вопросам) Выступление в после-

Урочной дискуссии Юбилейная публичная речь

Обобщающее слово

Объяснительный монолог Вступительное слово Выступление на роди­тельском собрании Публичная юбилейная речь

Научный доклад

|??? Проанализируйте таблицу-схему.

Почему озвученная речь отделена от графы «Говорение»?

Почему некоторые жанры встречаются дважды (в двух гра­фах)?

Дополните данную схему-таблицу названиями других ус­тных педагогических жанров.

Подсказка : устный комментарий текста, характеристика ученика; выступление - возражение по обсуждаемому воп­росу на классном собрании;

Отзыв-отклик о просмотренной накануне учебной теле­передаче й т. д.

Глава 3 Письмо как продуктивный вид речевой деятельности

? Подумаем. Поразмышляем Что для вас предпочтительнее - сдать устный экзамен или письменный, встретиться с другом или написать ему письмо? Разделяете ли вы точку зрения А.С. Пушкина: «...перо так глу­по, так медленно, письмо не может заменить разговора»?

Почему процесс овладения письменной речью сложен не только для детей, но И для взрослых?

3.1. Что такое письмо

Письмо - это продуктивный вид речевой деятельности, обеспечивающий выражение мысли в графической форме.

По данным палеографии, человек научился писать около 5-6 тыс. лет тому назад, т. е. спустя десятки тысячелетий после того, как заговорил. Письмо открыли шумеры. С тех пор как изобрели буквы для согласных, прошло 2000-2500 лет. Спустя 200 лет греки обозначили буквами гласные звуки.

Возникновение письменности явилось настоящим культур­ным переворотом в судьбе человечества. Именно благодаря письменности все достижения предшествующих эпох переда­ются в целости и сохранности последующим эпохам.

Письмо занимает лишь 9% в речевой деятельности челове­ка. Однако именно письменные тексты играют важную роль в передаче знаний, формировании общественного сознания и духовного богатства общества и т. п. В свою очередь качество письменной речи зависит от уровня культуры, образованности человека.

Письмо, как сложный вид речевой деятельности, является высшей психической функцией. Это перекодирование содер­

Жания мысли с мыслительного кода через устное произнесе­ние высказывания перед его записью или внутреннее прогова- ривание на графический код.



Графический код
речедвигательный код



Рассматривая процесс письменной речи, JI. С. Выготский писал: «Мы очень часто скажем сначала про себя, а потом пи­шем; здесь налицо мысленный черновик».

Н. И. Жинкин, анализируя процесс перехода от внутренней речи к внешне выраженной, отмечал, что «в основе внутренней речи и письменной лежит механизм (код речедвижений) уст­ного произнесения слов...»

Действительно, любой грамотный человек знает по соб­ственному опыту, что главное - создать этот «мысленный чер­новик», проговорив его про себя, записать же сформулирован­ную, отточенную, четко звучащую в голове мысль уже не так | рудно.

К. А. Баршт в статье «Каллиграфия» Ф. М. Достоевского» ммечает: «Различие, существующее между устной и письмен­ной речью, может быть определено как наличие или отсутствие черновика. Свойство письменной речи состоит в том, что она нсегда имеет за своей спиной черновик, выраженный в пись­менной или, в крайнем случае, мыслительной форме (каждое письменное слово сначала обрабатывается в сознании, обду- мывается и лишь потом реализуется в речи)».

Сам феномен письма как процесс перехода с мыслительно­го кода на графический не есть спонтанное действие, подобное мысли, это продукт творческой способности людей.

У человека нет ничего, предназначенного природой ни для устной, ни для письменной речи. Если для говорения человек приспособил рот и ухо, то для письма - руку и глаза. Подобно рту и уху, эти органы становятся специализированными кана­лами речевой коммуникации, имея изначально чисто биоло­

Гическое назначение: первичная функция глаз - свето- и цве­тоощущения, а руки - хватание; их причастность к речи вто­рична.

Как любой вид речевой деятельности, письмо осуществля­ется в четыре этапа.

Первый этап - предварительная ориентировка. На этом этапе пишущий определяет, с какой целью, кому и что он будет писать.

Второй этап - планирование деятельности. На этом этапе пишущий планирует не только содержание, но и форму своей речи, может подобрать наиболее точные выразительные сред­ства языка.

Третий этап - осуществление деятельности. С помощью письма реализуется опосредованное общение: пишущий не ви­дит непосредственную реакцию читающего, может лишь пре­дугадать ее.

Четвертый этап - контроль деятельности. Пишущий во вре­мени практически не ограничен. Перечитывая написанное, он проверяет, насколько адекватно использованная форма пере­дает замысел высказывания.

Рассмотрим подробнее последовательность осуществления письма. Сначала происходит формирование и развитие мысли в содержание текста с учетом речевой ситуации, стиля и жанра будущего письменного высказывания. Затем - предваритель-1 ное акустическое кодирование и переход на графический код, сопровождаемые воображаемым интонированием и фиксаций ей интонации с помощью знаков препинания. При этом рабо­тают психические механизмы, позволяющие соблюдать необ­ходимые требования каллиграфии. Далее срабатывает система самоконтроля, корректировки и редактирования написанно­го.

Если этап подготовки к формированию высказывания на внутреннем уровне и кодовые переходы работают на основе языковой интуиции, языкового чутья, то овладение третьим этапом - записью (изображением графических знаков с со­блюдением орфографических правил) - происходит в резуль­тате специального обучения.

Ученые выделяют следующие механизмы письма: механизм поддержания активного тонуса коры головного мозга при пись­ме; механизм переработки слухо-речевой информации (распоз­навание звуков и слов, слухо-речевая память); механизм пере­работки двигательной информации; анализ графических движений; механизм переработки зрительной информации - актуализация зрительных образов букв и слов; механизм пере­работки ориентации элементов буквы, буквы и строки в про­странстве, зрительно-моторная координация, актуализация фительно-пространственных образов слов; регуляция психи­ческой деятельности - планирование, реализация и контроль акта письма.

По мнению психолога А. Р. Лурии, перечисленные компо­ненты не исчерпывают всего перечня психических процессов, участвующих в акте письма.

По справедливому замечанию JI. С. Выготского, «письмен­ная речь не есть простой перевод устной речи в письменные шаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма». На ранних стадиях формирования письмен­ной речи от ребенка требуется овладение ее техническими сред­ствами: написанием букв, слогов, слов и т. д. Лишь значитель­но позже предметом сознательных действий ребенка становится выражение мыслей с помощью письменной речи.

Л. С. Выготский отмечал, что обучение детей выводить бук- it I л и складывать из них слова не означает обучения их письму. Только когда у маленького человека возникает потребность в письме, письмо становится жизненно необходимым, «мы мо­жем быть уверены, что оно будет развиваться у ребенка не как привычка руки и пальцев, но как действительно новый и слож­ный вид речи».

Таким образом, овладение письменной речью - сложный, длительный, многомерный процесс, сопровождающий чело­века всю жизнь. Но развитие навыков письма имеет колоссаль­ное значение, так как письменная речь не только приобщает человека к миру культуры, но и является средством уточнения и обработки мыслительного процесса, «мощным оружием мышления» (А. Р. Лурия).

??? 1. Какие особенности письма как вида речевой деятель­ности образно характеризует С. Я. Маршак:

«Иногда я с некоторой даже досадой думаю: какое несчастье изобретение легкого письма - пера, чернил, пишущей машинки. Когда слова высекались на камне - вот когда был лаконизм!Вот когда каждое слово действительно стоило дорого»?


  1. О каком механизме письма идет речь в статье В.Я. Брю- сова? Поясните свою мысль.
«Есть два метода творческой работы писателя. Некото­рые сначала долго обдумывают свое будущее произведение, пи­шут его, так сказать "в голове ", переделывая, поправляя мыс­ленно, может быть, десятки раз каждое выражение; на бумаге они записывают только уже готовые строки, которые впос­ледствии, конечно, могут быть еще раз изменены. Так писал, например, Лермонтов. Другие, и таких меньшинство, берутся за перо при первом проблеске поэтической мысли; они творят "на бумаге", отмечая, записывая каждый поворот, каждый изгиб своей творческой мысли, весь процесс создания запечатле­вается у таких писателей в рукописи; рукопись отражает не только техническую работу над стилем, но и всю психологию поэта в моменты творчества. Так писал Пушкин».

  1. Объясните, какие механизмы письма развиваются при выполнении следующих упражнений.
А. Школьнику предлагается без ошибок переписать строч­ку:

АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕС- САНЕССАС ДАТАЛАТТА

Б. Сколько треугольников в данной фигуре?




В. Четко произнеси фразы:

Клара у Вали играла на рояле. Милиционер остановил велосипедиста. Полполдника проболтали.

Г. Отдели слова друг от друга вертикальной черточкой ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛБЕДАОБЕЗЬЯНКА

3.2. Письмо и говорение

Сопоставим два продуктивных вида речевой деятельности. Основное сходство письма и говорения в том, что они служат для передачи информации, результатом этих видов деятельно­сти является текст.

Говорение материально воплощается в звуках при помощи речедвигательного и слухового анализаторов, письмо - в гра­фических знаках при помощи зрительного и рукодвигательно- го анализаторов.

Говорение реализуется в форме диалогической и монологи­ческой речи, письмо - в форме монологической (редко диало­гической) речи. Однако обучение письменному монологу вклю­чает в себя элементы диалога - внутреннего диалога создателя с предметом речи.

Письменная речь - это речь без непосредственного собе­седника. Отсутствие непосредственного реципиента и проме­жуточной обратной связи определяет ряд особенностей пись­менной речи.

Во-первых, ее замысел и мотив полностью определяются и ищущим. Эту особенность письма отметил Л. С. Выготский: «В устной речи не приходится выдумывать мотивы: при каж­дом повороте разговора возникает необходимая фраза, за ней - следующая дополнительная фраза и т. д. Таким образом, уст­ная речь порождает мотивацию. В письменной речи мы долж­ны сами создавать мотивы речи, так как действие более произ­вольно, чем в устной речи...»

Во-вторых, весь процесс контроля над письменным выска- и.танием остается в пределах деятельности пишущего, без кор­рекции со стороны читателя.

В-третьих, письменная речь, в отличие от устной, не может воздействовать на слушателей немедленно - сейчас и здесь. Зато она доступна повторному обращению читателя к ней, если она не сразу была понята до конца, но заинтересовала его.

Письменная форма речи характеризуется подготовленнос­тью, сознательным выбором средств выражения мысли. Пишу­щий, в отличие от говорящего, имеет больше возможностей выбирать и орган изовывать языковые средства. Он часто пользу­ется долгосрочным планированием своей речи, отчего она бо-(лее логична.

|~j~| Проанализируйте план, составленный выпускником пе­ред написанием сочинения. Можно ли считать этот план удачным? Поясните свою точку зрения.

Тема: «Чацкий и Онегин»


  1. Вступление. Общественно-политическая жизнь России в 10-20-х годах XIX в.

    1. Основная часть.
1.Чацкий - типичный представитель прогрессивно на­строенной молодежи начала века. Онегин - «лишний чело­век».

  1. Черты сходства: герои одного социального круга; ум, прогрессивные взгляды; критическое отношение к действи­тельности; образованность; страсть к путешествию.

  2. Черты различия: Чацкий движим идеей служения Оте­честву, у Онегина нет чувства гражданского долга; Чацкий осуждает пороки своего времени, Онегин - бездеятелен и пассивен; независимость взглядов Чацкого, зависимость от «общественного мненья» Онегина; Чацкий горд в любви, Онегин претерпевает эволюцию чувства; Чацкому чуждо оне­гинское охлаждение чувств.

  1. Заключение. Чацкий и Онегин надолго определили тип героя русской литературы.
Говорящий чаще всего находится в условиях острого дефи­цита времени, пишущий во времени практически не ограничен. Поэтому он может направить свое внимание не только на со­держание, но и на форму высказывания.

Очень важной особенностью письменной речи является нозможность коррекции, редактирования созданного текста. Перечитывая написанное, мы всегда проверяем, насколько идекватно использованная форма передает замысел. Возмож­ность многократного обращения к уже написанному обеспе­чивает сознательный контроль над протеканием речемысли- гсльных операций. Устная речь может редактироваться, корректироваться во время произнесения, но в то же время за­ранее во всех деталях она не может быть отшлифована. Идеаль­ная письменная речь - это максимальная понятность при ми­нимуме слов, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно».

ГТ~| Сравните первоначальный вариант статьи и окончатель­ный - после исправлений, внесенных автором? Улучшился ли текст после переработки? Обоснуйте свою позицию.




Перуанские попугаи вряд ли догадываются о существова­нии выдуманного людьми изре­чения о том, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Однако именно этот принцип стал руковод­ством к действию для группы экзотических пернатых, по­павших в клетки подпольных торговцев птицами. Незакон­но отловив в перуанской сель- ве более 100 попугаев редчай­ших видов, дельцы подпольного бизнеса доставили их в аэро­порт города Пьюра, чтобы от­туда переправить и продать втридорога в США...

Перуанские попугаи вряд ли догадываются о существова­нии выдуманного людьми изре­чения о том, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Однако они по­ступили именно по этому принципу, став жертвой под­польных торговцев птицами. Незаконно отловив в перуанс­кой сельве более 100 попугаев редчайших видов, гангстеры доставили их в аэропорт горо­да Пьюра, чтобы оттуда пе­реправить в США и продать втридорога...



(По материалам книги И. К. Гужовой и др. «Литератур­ное редактирование», М., 2000.)

Вся информация, выражаемая в письменной речи, опира ется лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка, так как она почти не имеет вне- языковых дополнительных средств выражения. Она не распола гает средствами мимики, жестов, интонации.

I ! I Почему пишущий делает такое пространное вступление преж­де, чем изложить суть дела? С какой особенностью письменной речи это связано?

Исковое заявление

30 мая 2004 г. я приобрел в ЗАО «Жук» телевизор «Сони» по цене 10 000руб., о нем имеется соответствующая отметка в техническом паспорте. При эксплуатации телевизора 1 июня 2004 г. проявился су­щественный недостаток товара в виде отключения изображения через 10 минут после подключения телевизора в сеть.

Гарантийный срок телевизора 1 год, о чем имеется указание в тех­ническом паспорте.

2 июня 2004 г. я обратился к директору ЗАО «Жук» с письменной претензией с требованием замены телевизора на такой же аналогичной марки. Директор «Жука» потребовала доставить телевизор для про­верки под угрозой отказа в удовлетворении претензии. Специалист ос­мотрел телевизор и сообщил, что это производственный брак. Дирек­тор сказала, что таких телевизоров у них в настоящее время нет, но их должны привезти в течение следующей недели. Однако со 2 июня 2004 г. по настоящее время товар заменен не был. Директор «Жука» уклоняет­ся от дачи разъяснений. На основании изложенного прошу:


    1. Обязать ЗАО «Жук» заменить проданный мне телевизор «Сони» на телевизор аналогичной марки.

    2. Взыскать с ЗАО «Жук» в мою пользу возмещение убытков в виде расходов по перевозке телевизора в 200 руб., неустойку в размере 1000руб. и компенсацию морального вреда в размере 5000руб.
Семен Семенович Горбунков

Приведенные примеры являются иллюстрацией того, что отсутствие непосредственного собеседника и невозможность использования невербальных средств вызывают у пишущего необходимость сначала ввести реципиента в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения, иначе ав­тор может быть неправильно понят.


Однако невербальные компоненты коммуникации (в очень;пецифичееком виде) содержатся и в письменных текстах. 1С ним относятся авторская экспрессивная пунктуация и шриф­товые выделения в тексте.

Шум - подавлял, пыль, раздражая ноздри, - слепила глаза, той - пек тело и изнурял его, и все кругом казалось напряжен­ным, теряющим терпение <...> Это - наступило время обеда (М. Горький. Челкаш).

К шрифтовым приемам относятся: гарнитура 1 и размер шрифта, цвет, курсив, разрядка, подчеркивание.

| Объясните, с какой целью в данном тексте использова­ны шрифтовые выделения:

Попытаемся выяснить основные признаки предложения. И прежде всего ответим на вопрос: для чего предназначено предложение? Язык в человеческом обществе выполняет раз­ные функции, в их числе номинативную (назвать явления дей­ствительности) и коммуникативную (сообщить о наблюдени­ях, знаниях слушающему). Поэтому слова и словосочетания называют номинативными единицами языка, а предложе­ния - коммуникативными (Г. А. Золотова, Г. П. Дручинина, Н. К. Осипенко. Русский язык. От системы к тексту).

Письменная речь более абстрактна, чем устная. Устная речь рождается, как правило, из непосредственного переживания. Письменная речь передает более отвлеченное содержание. Именно поэтому ребенку сложнее дается овладение письмен­ной речью. Ребенку трудно написать письмо бабушке или рас­сказать о цирке, в котором он был вчера, когда ни бабушки, ни цирка рядом нет. Если устная речь формируется у ребенка в процессе естественного общения со взрослыми, то письмен­ная появляется в результате специального обучения. Письмен­ная речь, в отличие от устной, изначально является сознатель-

Гарнитура - рисунок, конфигурация типографского шрифта.

ным произвольным действием, в котором средства выражен и выступают основным предметом деятельности.

Письменная форма речи требует использования иных язм ковых средств, чем устная. Функционируя в разных сферах об щения, письменная речь реализуется в пяти стилях: научном официально-деловом, публицистическом, стиле художествен ной литературы, разговорном. Овладение письменной речьк предполагает формирование умения создавать тексты, принад лежащие к различным функциональным стилям.

??? 1. С какой целью в текстах электронных посланий ис­пользуются «смайлики» (например;-) - улыбка, :-о - удив­ление, :-(- огорчение)? Какую особенность письменной | речи отражает это явление?


      1. Письменной или устной речью можно считать непос­редственное общение в чате Интернета?

      2. Как вы думаете, редактировал ли автор объяснитель­ной записки свой текст? Объясните свою точку зрения.
Прекрасным утром третьего дня я, Студентов Петр Тро­фимович, опоздал на лекцию профес. Мармышкина. В начале лекции был произведен опрос на предмет выяснения отсутству­ющих. Я был отмечен в качестве отсутствующего, и, следова­тельно, лишен стипендии в размере 500руб. Причиной моего опоз­дания стали автоматизированные двери поезда в метро, в связи с которыми полы моей верхней одежды (пальто демисизонное, фабрика «Красная швея») были прещемлены. В результате того, что двери не открывались с необходимой для вытаскивания паль­то стороны я вынужден был проехать мимо нужной мне стан­ции метро. Виновником произошедшего прошу считать работ­ников метрополитена, не починивших кнопку, по которой я пытался попросить машиниста открыть мне двери, а также неизвестного мне гражданина в кожаной куртке, насильно впих­нувшего меня в вагон, а пальто мое и не подумавши впихнуть. Чаю, что мне возвратят положенную стипендию. Спасибо боль­шое за понимание.

Студентов П. Т.

3.3. Письменные жанры речи учителя

Научный, официально-деловой, публицистический »I иль и стиль художественной литературы называют книж­ными. Для книжных стилей письменная форма речи являет- гм первичной. Для разговорного стиля первичной является устная речь. Именно поэтому в письменных жанрах разго­ворного стиля (дневниковые записи, личные письма, поздра­вительные письма и т. д.) иногда проявляются черты книж­ного стиля.

I Г] Объясните, какие черты книжного стиля можно наблю­дать в дневниковых записях Л. Н. Толстого:

Первые записи 1847: «Во мне начинает проявляться страсть к наукам; хотя из страстей человека эта есть благороднейшая, но не менее того я никогда не предамся ей односторонне, т. е. со­вершенно убив чувство и не занимаясь приложением, единствен­но стремясь к образованию ума и наполнению памяти. Односто­ронность есть главная причина несчастий человека».

Какие же письменные жанры преобладают в речи учите- пя? Представим основные письменные педагогические жан­ры в виде таблицы.

Основные жанры письменной речи учителя

Записи; личные


непринужденность, естественность изложения; наличие индивидуальной авторской оценки предмета речи; диалог с видимым или воображаемым собеседником

\ 1"иторика


официально- деловая

документальное оформление разных актов общественной жизни и деловых отношений между коммуникантами; информирование участников делового общения

приказ;

Инструкция;

Заявление;

Расписка;

характеристика ученика и др.


официальный характер отношений адресата и адресанта; отсутствие личностной окраски; точность изложения

научная

накопление информации и ее передача с целью научения

лекция; статья;

Конспект,

Реферат;

Педагогическая

Рецензия;

очерк и др.


логическая последователь­ность изложения; упорядоченная система; связей между частями высказывания; стремление авторов к точности, сжатости, однозначности 1 выражения при сохранении насыщенности содержания

публицис­тическая

формирование у чи­тателя определенного отношения к отдельным событиям ифакгам

информацион­ная заметка; репортаж; интервью; статья; очерк; педагогическое эссе и др.

повышенная ангорская модальность текста; обращение к читателю и приглашение к соразмышлению

Как показывает практика, если вне профессиональной дея­тельности учитель, как правило, создает многочисленные пись­менные тексты самых разных жанров (заявление и доверен­ность, публицистическая и научная статья, даже рассказ или стихотворение), то в непосредственной педагогической дея­тельности доля письменных текстов в речевой деятельности учителя невелика.

Возникает своеобразный парадокс: ставя перед школьни­ками задачу создания письменных текстов (это и сочинения, и изложения, и конспекты, и рефераты, и ответы на вопросы и мн. др.), учителя практически не предъявляют школьникам собственных образцов письменных текстов. Поэтому так вели­ко внимание к тексту, вышедшему из-под пера учителя. Не случ чайно многие выпускники школы хранят дневники с учительс­кими перлами.

1. Как вы полагаете, почему некоторые жанры (очерк, угатья, рецензия) встречаются в разных стилях?

2. Существуют ли различия между научно-популярным и газетным очерком? В чем они проявляются?

Педагогическая задача

Представьте, что один из литературных героев - Митрофа­нушка, Петруша Гринев, Николенька Иртеньев, Том Сойер, Алиса (из Страны чудес), Гарри Поттер или любой другой (по нашему выбору) - ваш ученик. Расскажите о нем письменно, ныбрав один из предложенных жанров:


  • характеристика-рекомендация;

  • благодарность (или замечание) в дневнике;

  • рецензия на его сочинение или другую письменную работу;

  • заметка в газете (или стенгазете);

  • очерк (рассказ).