Тест по разделу главные и второстепенные. Тест по разделу «Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа предложения – это …

Тест по русскому языку Главные и второстепенные члены предложения для учащихся 8 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов, в каждом варианте 3 части (Часть А, Часть В, Часть С). В части А - 10 заданий, в части В - 3 задания, в части С - 1 задание.

1 вариант

A1.

1) Двое ребятишек лет пяти носились вокруг стоящего в центре круглого стола.
2) Кто позвонил вам?
3) А на берегу вовсю льёт дождь и стучит по кожаному крову шатра.
4) Ужо — устаревшее наречие.

А2. В каком предложении составное глагольное сказуемое?

1) Я спустился с обрыва к реке и тут же поймал четыре крупные форели.
2) Хотели бы мы знать тайну Бермудского треугольника.
3) Учитель поможет ребятам в решении этой проблемы.
4) Я поднялся наверх и положил рыбу на траву.

А3. В каком предложении составное именное сказуемое?

1) Он хотел дышать чистым воздухом.
2) Земля была похожа на белоснежный ковёр.
3) Сейчас зачерпнёт он ведёрко холодной воды и выльет себе на голову.
4) Не стоит надеяться на чудо.

А4.
Этот вопрос оказался теперь совершенно ненужным.
1) оказался
2) оказался, теперь
3) оказался, ненужным
4) оказался, совершенно, ненужным

А5. В каком предложении на месте пропуска не следует ста­вить тире?

1) Весна … моё любимое время года.
2) С другом и горе … не беда.
3) Сущность жизни … любовь.
4) Ласковое слово … солнышко в ненастье.

А6.

1) Такси остановилось возле подъезда.
2) Эта машина — такси .
3) Я вызову такси по телефону.
4) В такси мы продолжим разговор.

А7.

1) дверь на балкон
2) ткань в полоску
3) окно в сад
4) перчатки из кожи

А8.
Вследствие засухи река обмелела.

1) обстоятельство образа действия
2) обстоятельство времени
3) обстоятельство причины
4) обстоятельство условия

А9. В каком варианте ответа указаны предложения, в кото­рых между приложением и определяемым существитель­ным должен стоять дефис?

А. Ночевала тучка золотая на груди утёса великана.
Б. Книга называлась «Чудо богатырь Суворов».
В. Старуха хозяйка храпела за перегородкой.
Г. Старик монах шёл следом за ним.

1) А, Г
2) Б, В
3) А, Б
4) В, Г

A10.
Его портфель долго лежал на столе.

1) определением
2) обстоятельством
3) дополнением
4) приложением

(1)Мне давно кажется, что чтение книг миновало тот краткий период, когда оно было всеобщим развлечением.
(2)Кино, как бы оно ни было хорошо снято, при всём желании составить конкуренцию не могло — поход в кино был отдельным событием, а книга всегда под рукой.
(3)Телевизор, даже обретший цвет и большие экраны, не удовлетворил всех и сразу.
(4)3ато видео и компьютер нанесли свой удар.
(5)Кино — это чтение для нищих духом. (6)Для тех, кто не способен представить себе войну миров, вообразить себя на мостике «Наутилуса».
(7)Почти то же самое с компьютерными играми. (8)Это вдруг ожившая книга, в которой ты волен выбрать, на чьей ты стороне.
(9)А чтение вернулось к своему первоначальному со­стоянию. (10)K тому времени, когда оно было развлечением умных. (11)Книги стали дороже, тиражи стали меньше — примерно как в XIX веке. (12)По мне, так лучше признать: чтение — это удовольствие не для всех. (13)И даже не просто удовольствие, это работа.
(С. Лукьяненко)

B1. Выпишите из предложения 5 грамматическую основу.

В2. Из предложения 1 выпишите прямое дополнение.

В3. Среди предложений 5-7 найдите предложение с приложением. Напишите номер этого предложения.

С1. Как вы понимаете слова С. Лукьяненко: «…Видео и компьютер нанесли свой удар»?

2 вариант

А1. В каком предложении подлежащее выделено неверно?

1) Пятеро осторожно входят в воду.
2) Прохожие сгибались в три погибели, шагая против ветра.
3) Из моря поднималось несколько плоских камней.
4) Злой с лукавым возились, да оба в яму свалились.

А2. В каком предложении сказуемое составное глагольное?

1) Мать была встревожена долгим отсутствием дочери.
2) Я долго буду гнать велосипед.
3) Выражение его лица становилось строгим.
4) Никто не хотел уходить в эту ночь с площади.

А3. В каком предложении сказуемое составное именное?

1) Он решил переждать несколько минут.
2) Дениска хотел побыть дома несколько дней.
3) Сергей не мог ступить на больную ногу.
4) Дом был построен строителями в указанные в догово­ре сроки.

А4. В каком варианте ответа правильно перечислены слова, являющиеся сказуемыми в предложении?
Дед мой был человек: небогатый.

1) был
2) был, человек
3) был, небогатый
4) был, человек, небогатый

А5. В каком предложении на месте пропуска не следует ставить тире?

1) Она … девушка с характером.
2) Моё правило … говорить правду.
3) Солнце … огненный шар.
4) Смелость … жизненная энергия души.

А6. В каком предложении выделенное слово является допол­нением?

1) Почти весь берег занимали рыбаки с удочками.
2) На берег моря выбросило несколько медуз.
3) Берег этой речушки — сплошное болото.
4) Удивительное творение природы — берег этой горной речки.

А7. Какое из несогласованных определений нельзя заменить синонимичным согласованным?

1) свитер из шерсти
2) пиджак в клетку
3) ученик первого класса
4) платье цвета беж

А8. Определите вид обстоятельства в предложении:
Вторые сутки идёт дождь.

1) обстоятельство места
2) обстоятельство времени
3) обстоятельство причины
4) обстоятельство условия

А9. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых между приложением и определяемым существительным должен стоять дефис?

А. Чаще всего я встречался с ворчливым дедом корзинщиком.
Б. Старик украинец торопливо отворял перед взмылен­ными лошадьми скрипучий плетень.
В. Злого пса ворчуна привязывают на железную цепь.
Г. Небольшой подмосковный посёлок на крутом берегу реки Москвы был очень уютен.

1) А, Г
2) Б, В
3) А, В
4) В, Г

A10. Каким членом предложения является выделенное слово?
Их сын поехал учиться в Москву.

1) определением
2) приложением
3) дополнением
4) обстоятельством

Прочитайте текст, выполните задания В и С.

(1)Как-то Гришка Гарин постарался принести на работу анкету из английского журнала «Лайф».
(2)По результатам анкеты выяснились характеры: Сашка — борец за правду с мещанским уклоном, Железнов, без со­мнения, мрачный тиран, Ирка — лишь дитя с неразвитым вкусом, Гришка — арап по натуре, без мещанства, я же есть обиженный обыватель.
(3)Там был ещё один характер, для которого у меня не хватило плюса, — это интеллигентный человек.
(4)Самое большое, на что я способен: сбежать с работы и пойти в кино на дневной сеанс.
(5)Мою жену зовут Маша, дочку — Витька. (6)Витька отличается от других детей тем, что она моя дочь. (7)Я ни на секунду не сомневаюсь, что моя дочь — талантливейшее твор­ческое существо и в будущем из неё выйдет то, что не вышло из меня.
(8)Витька любит меня. (9)Я для неё самый умный и кра­сивый, и она никогда ни на кого меня не променяет. (10)Витька — надёжный человек.
(По В. Токаревой)

В1. Выпишите из предложения 1 грамматическую основу.

В2. Выпишите из предложения 3 согласованное определение.

В3. Среди предложений 1-3 найдите предложение с прило­жением. Напишите номер этого предложения.

С1. Кого можно назвать интеллигентным человеком?

Ответы на тест по русскому языку Главные и второстепенные члены предложения
1 вариант
А1-1
А2-2
А3-2
А4-3
А5-2
А6-3
А7-3
А8-3
А9-3
А10-1
В1. Кино — чтение
В2. период
В3. 6
2 вариант
А1-3
А2-4
А3-4
А4-4
А5-1
А6-1
А7-3
А8-2
А9-3
А10-1
В1. Гришка Гарин постарался принести
В2. интеллигентный
В3. 1

По теме

«Главные и второстепенные члены предложения»

1. Подлежащее и сказуемое – это …

А. Части речи. В. Главные члены предложения. С. Второстепенные члены предложения.

2. Укажи нераспространённые предложения:

А. Подул холодный ветер. В. Кругом глубокая тишь. С. На небе сияла луна.

Д. Улетают птицы. Е. Наступила зима. Ж. Сгущались сумерки.

3. Подлежащее в предложении: Поляну утром освещает яркое солнце.

А. солнце; В. утром; С. поляну; Д. освещает.

4. Второстепенные члены в предложении: На небе сияет яркое солнце.

А. на небе; В. солнце; С. сияет; Д. яркое.

5. Укажи распространённые предложения:

А. Бегут ручьи. В. Вечереет. С. Весело поют птицы. Д. Олени живут на севере.

Е. На небе появились тучи. Ж. Бушуют метели.

6. Укажите грамматическую основу предложения: Ветер приносил с собой пылинки с черной земли.

А. приносил с собой В. с черной земли С. приносил пылинки Д. ветер приносил

7.Укажи грамматическую основу в предложении: Весной запестрели цветами пригорки и долины.

А. весной запестрели В. запестрели пригорки и долины

С. запестрели долины Д. запестрели цветами

8. Синтаксис — это раздел языка, который изучает:

а) лексические значения слов; б) ударения и произношения слов;

в) правописания слов; г) словосочетания и предложения.

9.Словосочетания бывают:

а) главными и зависимыми; б) глагольными и именными;

в) односоставными и двусоставными; г) местоименными и наречными.

10.Словосочетанием не является:

а) гулять по аллее; б) солнечный свет; в) письмо друга;

г) снег выпал.

11.Найдите побудительное предложение:

а) Почему вы до сих пор не уехали? б) Сегодня выдался отличный день.

в) Хорошо бы прогуляться по парку! г) Какой удивительный праздник получился!

12.Найдите нераспространенное предложение:

а) Мы пошли в лес. б) Оля и Петя сегодня дежурят.

в) Дни и ночи летят и мелькают. г) Суворовцы этого достигли.

13. В каком предложении есть однородные члены:

а) В поле за деревней расцвели незабудки;

б) Подул сильный ветер, и застучали первые капли дождя, и полетели листья с деревьев;

в) Подул сильный ветер, и закружил листья по саду, и понес их в хороводе.

г) Сквозь листву деревьев, блестящую от дождя, пробились утренние лучи.

14. В каком предложении сказуемое выражено глаголом?

А. Ландыш пахуч и свеж. В. Небо высокое и чистое.

С. Снегирь – пухленькая красногрудая птичка. Д. По вечерам над рекой расстилался туман.

15.В каком предложении неверно подчеркнута грамматическая основа?

А. Путешественники видели вокруг только море.

В. Кораблик мы сделали своими руками.

С. Скворушка теперь пропадал целыми днями.

Д. Лес озарил яркий свет молнии.

16. Найдите ошибку в характеристике предложения. Небо затянули густые облака.

А. по цели высказывания повествовательное В. по интонации невосклицательное

С. по количеству грамматических основ простое Д. нераспространенное

17. В каком предложении есть определение?

А. Ветер раскачивает деревья. В. Темнота заползает под кусты.

С. Между деревьев мелькнул огонек. Д. Светлый луч пробежал по стволу.

18.Каким членом предложения является выделенное слово: Маша раскрыла атлас географии.

19. Каким членом предложения является выделенное слово: Ребята пускали по реке кораблики.

А. подлежащее В. сказуемое с. определение д. дополнение е. обстоятельство

20. Каким членом предложения является выделенное слово: Россия – наша Родина.

А. подлежащее В. сказуемое с. определение д. дополнение е. обстоятельство

НИКИТИНА ЛАРИСА ЮРЬЕВНА

бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

(в формате ЕГЭ) 8 класс

I вариант

А1 Укажите номера, под которыми перечислены главные члены предложения: 1.)подлежащее;

2).определение;

3).дополнение;

4.)обстоятельство;

5).сказуемое.

1).подлежащее может быть выражено местоимением в именительном падеже;

2.)подлежащее может быть выражено неопределенной формой глагола;

3).подлежащее может быть выражено кратким прилагательным;

4.)подлежащее может быть выражено числительным.

А3 Укажите верное утверждение:

1).определение может быть выражено существительным в косвенном падеже;

2).определение может быть выражено причастием;

3).определение может быть выражено деепричастием;

4).определение может быть выражено глаголом в неопределенной форме.

А4 Чем выражено подлежащее в предложении Где совесть с правдой обитают?

1).существительным в именительном падеже (совесть)

2).существительным в косвенным падеже (с правдой)

3.)словосочетанием (совесть с правдой)

4).глаголом (обитают)

А5 В предложении Бабушка Владимира Даля была переводчицей сказуемое:

1).простое глагольное;

2).составное глагольное;

3.)составное именное.

А6 В каких предложениях между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире?

1.)Пятью пять двадцать пять;

2.)Летние ночи Петербурга это непрерывная вечерняя заря;

3.)Двадцать делится на два;

4).Снег у крыльца как песок зыбучий.

1.)Красавец – мужчина;

2.)Завод – гигант;

3.)Зима – волшебница;

4.)Москва – река.

А8 Где роза без шипов растет? 1.)1.) Наречием (где);

2.)Существительным (роза);

3.)Существительным в косвенном падеже (без шипов);

4.)Глагол (растет).

А9 Чем выражено дополнение в предложении Мы попросили девочку спеть?1.)1.) Местоимением (мы);.

2).Глаголом (попросили);

3.)Неопределенной формой глагола (спеть);

4).Существительным (девочку).

А10

1.)Метафора;

2.)Олицетворение;

3).Эпитет;

4.)Сравнение;

  1. Учась в гимназии, Гоголь играл во многих пьесах, поставленных на сцене ученического театра. (2) Удачны были в его исполнении женские роли, особенно роль помещицы Простаковой в «Недоросле» Фонвизина.
  2. Сюжет «Ревизора» подсказан Гоголю Пушкиным. (4) Комедия была написана в течение двух месяцев, и впоследствии драматург, волновавшийся за будущее пьесы, присутствовал на репетициях, давая актерам ценные советы. (5) Его сатира была остра, как нож, разящий врага.

В1 Укажите номера предложений в которых встречаются обстоятельство, выраженные деепричастным оборотом.

В2 Укажите номера предложений, в которых встречаются составное именное сказуемое.

В3 Укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.

В4 Укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?

В5 Укажите номер предложения, в котором встречается производный предлог.

Тест по разделу «Главные и второстепенные члены предложения»

(в формате ЕГЭ) 8 класс

II вариант

А1 Укажите номера, под которыми перечислены второстепенные члены предложения:

1.)Подлежащее;

2.)Определение;

3.)Дополнение;

4.)Обстоятельство;

5).Сказуемое.

А2 Укажите неверное утверждение:

1.)Сказуемое может быть выражено деепричастием;

2).Сказуемое может быть выражено неопределенной формой глагола;

3).Сказуемое может быть выражено кратким прилагательным;

4).Сказуемое может быть выражено числительным.

А3 Укажите верное утверждение:

1.)Обстоятельство может быть выражено существительным в именительном падеже;

2.)Обстоятельство может быть выражено причастием;

3).Обстоятельство может быть выражено деепричастием;

4.)Обстоятельство может быть выражено глаголом.

А4 Чем выражено подлежащие в предложении До полюса дошло на лыжах пять человек?

1.) Глаголом (дошло);

2.) Числительным (пять);

3.) Словосочетанием (пять человек);

4.) Существительным в косвенным падеже (человек).

А5 В предложении Я стал изучать английский язык в пятом классе сказуемое:

1).Простое глагольное;

2.)Составное глагольное;

3).Составное именное.

А6 В каком предложении между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире?

1).Жизнь нескончаемый экзамен;

2.)Облака как причудливые замки;\

3).Простота есть необходимое условие прекрасного;

4.)Я учитель.

А7 В каком приложении неверно поставлен дефис?

1.)Бабочка – капустница;

2).Врач – терапевт;

3).Гриб – подосиновик;

4).Жук – олень.

А8 Чем выражено обстоятельство в предложении И звуки полетят, красуясь и играя?

1.) Глаголом (полетят);

2).Деепричастием (красуясь);

3).Деепричастием (играя);

4.)Существительным (звуки).

А9 Чем выражено определение в предложении Раздалась команда поднять паруса?

1.) Глаголом (раздалась);

2).Существительным (команда);

3.)Существительным (паруса);

4).Словосочетанием (поднять паруса).

А10 Какое средство языковой выразительности чаще всего содержит определение?

1).Метафора; 2). Олицетворение 3)Эпитет 4)Сравнение;

Прочтите текст и выполните задание В1 – В5.

  1. Желудок крокодила адский химический комбинат, переваривающий все: шерсть, рога, копыта. (2) Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.

(3)Суши крокодил не избегает. (4) Излюбленное его занятие греться на песчаном берегу водоема. (5) При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперед задние ноги. (6) Здесь он хозяин.

В1 В каких предложениях между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире? (Знаки препинания не расставлены).

В2 Укажите номер предложения, в котором сказуемое выражено существительным в именительном падеже.

В3 Укажите номер предложения, в котором сказуемое выражено неопределенной формой глагола.

В4 Какие средства языковой выразительности встречаются в предложении 1?

В5 Укажите номер предложения, содержащего деепричастный оборот. Каким членом предложения он является?


Тест по разделу «Главные и второстепенные члены
предложения»

I вариант

Укажите номера, под которыми перечислены главные члены предложения:

1) подлежащее;

2) определение;

3) дополнение;

4) обстоятельство;

5) сказуемое.

1) Подлежащее может быть выражено местоимением в именительном падеже.

2) Подлежащее может быть выражено неопределенной формой глагола.

3) Подлежащее может быть выражено кратким прилагательным.

4) Подлежащее может быть выражено числительным.

Укажите верное утверждение:

1) Определение может быть выражено существительным в косвенном падеже.

2) Определение может быть выражено причастием.

3) Определение может быть выражено деепричастием.

4) Определение может быть выражено глаголом в неопределенной форме.

Где совесть с правдой обитают?

1) Существительным в именительном падеже (совесть).

2) Существительным в косвенном падеже (с правдой).

3) Словосочетанием (слово с правдой).

4) Глаголом (обитают).

В предложении Бабушка Владимира Даля была переводчицей сказуемое:

1) простое глагольное;

2) составное глагольное;

3) составное именное.

В каких предложениях между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире?

1) Пятью пять двадцать пять.

2) Летние ночи Петербурга это непрерывная вечерняя заря.

3) Двадцать делится на два.

4) Снег у крыльца как песок зыбучий.

1) Красавец-мужчина;

2) завод-гигант;

3) зима-волшебница;

4) Москва-река.

Где роза без шипов растет?

1) Наречием (где);

2) существительным (роза);

3) существительным в косвенном падеже (без шипов);

4) глаголом (растет).

Чем выражено дополнение в предложении Мы попросили девочку спеть ?

1) местоимением (мы);

2) глаголом (попросили);

3) неопределенной формой глагола (спеть);

4) существительным (девочку).

1) Метафора;

2) олицетворение;

3) эпитет;

4) сравнение.

Прочтите текст и выполните задания В1–В5.

(1) Учась в гимназии, Гоголь играл во многих пьесах, поставленных на сцене ученического театра. (2) Удачны были в его исполнении женские роли, особенно роль помещицы Простаковой в «Недоросле» Фонвизина.

(3) Сюжет «Ревизора» подсказан Гоголю Пушкиным. (4) Комедия была написана в течение двух месяцев, и впоследствии драматург, волновавшийся за будущее пьесы, присутствовал на репетициях, давая актерам ценные советы. (5) Его сатира была остра, как нож, разящий врага.

Укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Укажите номера предложений, в которых встречается составное именное сказуемое.

Укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.

Укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?

Укажите номер предложения, в котором встречается производный предлог.

Ключ: А1 – 1, 5; А2 – 3; А3 – 1, 2, 4; А4 – 3; А5 – 3; А6 – 1, 2; А7 – 1; А8 – 3; А9 – 3, 4; А10 – 3 (4); В1 – 1, 4; В2 – 2, 5; В3 – сравнение; В4 – 1, 4, 5, определение; В5 – 4.

II вариант

Укажите номера, под которыми перечислены второстепенные члены предложения:

1) подлежащее;

2) определение;

3) дополнение;

4) обстоятельство;

5) сказуемое.

Укажите неверное утверждение:

1) Сказуемое может быть выражено деепричастием.

2) Сказуемое может быть выражено неопределенной формой глагола.

3) Сказуемое может быть выражено кратким прилагательным.

4) Сказуемое может быть выражено числительным.

Укажите верное утверждение:

1) Обстоятельство может быть выражено существительным в именительном падеже.

2) Обстоятельство может быть выражено причастием.

3) Обстоятельство может быть выражено деепричастием.

4) Обстоятельство может быть выражено глаголом.

Чем выражено подлежащее в предложении До полюса дошло на лыжах пять человек ?

1) Глаголом (дошло).

2) Числительным (пять).

3) Словосочетанием (пять человек).

4) Существительным в косвенном падеже (человек).

В предложении Я стал изучать английский язык в пятом классе сказуемое:

1) простое глагольное;

2) составное глагольное;

3) составное именное.

В каком предложении между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире?

1) Жизнь нескончаемый экзамен.

2) Облака как причудливые замки.

3) Простота есть необходимое условие прекрасного.

4) Я учитель.

В каком приложении неверно поставлен дефис?

1) Бабочка-капустница;

2) врач-терапевт;

3) гриб-подосиновик;

4) жук-олень.

Чем выражено обстоятельство в предложении И звуки полетят, красуясь и играя ?

1) Глаголом (полетят);

2) деепричастием (красуясь);

3) деепричастием (играя);

4) существительным (звуки).

Чем выражено определение в предложении Раздалась команда поднять паруса ?

1) Глаголом (раздалась);

2) существительным (команда);

3) существительным (паруса);

4) словосочетанием (поднять паруса).

Какое средство языковой выразительности чаще всего содержит определение?

1) Метафора;

2) олицетворение;

3) эпитет;

4) сравнение.

Прочтите текст и выполните задания В1-В5.

(1) Желудок крокодила адский химический комбинат, переваривающий всё: шерсть, рога, копыта. (2) Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.

(3) Суши крокодил не избегает. (4) Излюбленное его занятие греться на песчаном берегу водоема. (5) При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперед задние ноги. (6) Здесь он хозяин.

В каких предложениях между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире? (Знаки препинания не расставлены.)

Укажите номер предложения, в котором сказуемое выражено существительным в именительном падеже.

Укажите номер предложения, в котором сказуемое выражено неопределенной формой глагола.

Какие средства языковой выразительности встречаются в предложении 1?

Укажите номер предложения, содержащего деепричастный оборот. Каким членом предложения он является?

Ключ: А1 – 2, 3, 4; А2 – 1; А3 – 3; А4 – 3; А5 – 2; А6 – 1; А7 – 3; А8 – 2, 3; А9 – 4; А10 – 3 (4); В1 – 1, 4; В2 – 1, 6; В3 – 4; В4 – метафора, эпитет; В5 – 5 обстоятельство.

Цель: установление уровня сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

Требования стандарта :

Личностные результаты:

формирование ответственного отношения к учению,

формирование способности к самооценке и самоконтролю.

Метапредметные результаты:

умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Предметные результаты:

закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения,

умение отличать второстепенные члены предложения от главных,

умение различать распространенные и нераспространенные предложения,

закрепление умения определять способы выражения главных и второстепенных членов предложения.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение всей работы отводится 30 минут.

Работа состоит из 6 заданий . Среди них: 1 задание с альтернативным ответом (задание 1), 1 задание с множественным выбором (задание 2), 1 задание на соответствие (задание 4), 1 задание с заданной структурой ответа (задание 3), 1 задание творческого характера на составление предложений, требующих применения знаний на практике (задание 5), 1 задание повышенного уровня со свободным ответом (задание 6).

Задание 1 . Из двух предложенных вариантов ответа необходимо выбрать один правильный. За верный ответ - 1 балл.

Задание 2 . Из трех предложенных вариантов ответа необходимо выбрать один правильный. За правильно указанное предложение - 1 балл.

Задание 3. Задание с заданной структурой ответа. Необходимо выписать грамматическую основу из приведенного предложения. За верный ответ - 1 балл.

Задание 4 . Необходимо установить соответствие. Максимальный балл за задание 6.

Задание 5 . Задание со свободным ответом. Составить и записать предложение, в котором сказуемое выражено именем существительным в именительном падеже. За правильно составленное предложение - 2 балла.

Задание 6 . Необходимо ответить на вопрос, аргументируя свою точку зрения. Максимальный балл за задание - 3.

Максимальное количество баллов за всю работу - 14.

Тест по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

1. Отметьте, какими членами предложения выражена грамматическая основа:

А) подлежащим и сказуемым; Б) дополнением и определением.

2. Отметьте нераспространенное предложение:

А) Наступила зима. Б) Мы поехали в лес. В) Книга - лучший друг.

3. Определите и запишите грамматическую основу в приведенном ниже предложении.

Утром ветер разогнал туманы.

Ответ: __________________________________.

4. Соотнесите слова из приведенного ниже примера с членами предложения и частями речи, ответ запишите в пустой таблице.

Замечательный подарок мне прислал брат из Москвы

Часть речи

Член предложения

замечательный

имя существительное

обстоятельство

подарок

глагол

подлежащее

мне

имя прилагательное

сказуемое

прислал

местоимение

дополнение

брат

предлог

определение

из Москвы

Часть речи

Член предложения

замечательный

подарок

мне

прислал

брат

из Москвы

5. Придумайте и запишите одно предложение, в котором сказуемое выражено именем существительном в именительном падеже.

Ответ:_______________________________________________________________________.

6. Как вы считаете, можно ли нераспространенное предложение преобразовать в распространенное? Какие члены предложения помогут вам в этом преобразовании? Приведите примеры.

Критерии оценивания тестового контроля знаний

Оценка «отлично»

85 - 100% правильных ответов

12 - 14 баллов

Оценка «хорошо»

64 - 84% правильных ответов

9 - 11 баллов

Оценка «удовлетворительно»

43 - 63% правильных ответов

6 - 8 баллов

Оценка «неудовлетворительно»

42% и менее правильных ответов

0 - 5 баллов

Спецификация

Компо

ненты

деятель

ности

УУД

Критерии

задания

Макс. балл

Эмоц.-психол.

Личностные

Умение отличать главные члены предложения от второстепенных.

Регулятивный

Регулятивные

Понимание и определение вида предложения. Опознавание распространенных и нераспространенных предложений.

Социальный

Комму-

никативные

Умение находить главные и второстепенные члены в предложении и соотносить их с частями речи, которыми они выражены.

Аналитический

Познаватель-ные

Умение правильно грамматическую основу предложения.

Творческий

Личностные

Умение составлять предложения, в которых сказуемое выражено именем существительным в именительном падеже.

Самосоверше-нствования

Регулятивные

Умение аргументировать свой ответ и приводить примеры.

Ответы и критерии оценки

задания

1

2

3

Ответ

ветер разогнал

Задание 4

Часть речи

Член предложения

замечательный

имя прилагательное

определение

подарок

имя существительное

дополнение

мне

местоимение

дополнение

прислал

глагол

сказуемое

брат

имя существительное

подлежащее

из Москвы

имя существительное с предлогом

обстоятельство

Задание 5 - 2 балла ставится за правильно составленное предложение, в котором сказуемое выражено именем существительным в именительном падеже.

Задание 6 - 1 балл ставится, если ученик ответил положительно (да) на заданный вопрос. 1 балл можно получить за приведенный аргумент:

При преобразовании нераспространенного предложения в распространенное нам будут необходимы второстепенные члены предложения, такие как определение, дополнение, обстоятельство, так как они дополняют и уточняют грамматическую основу.

Примеры (1 балл): Пришел папа. Папа пришел домой. Радостный папа пришел домой. Радостный папа пришел домой с елкой.

задания

Критерии оценки

Балл

1-3

выписан верный ответ;

другие случаи;

за шесть верно выполненных соотнесения;

за пять верно выполненных соотнесения;

за четыре верно выполненных соотнесения;

за три верно выполненных соотнесения;

за два верно выполненных соотнесения;

за одно верно выполненное соотнесение;

другие случаи;

верно выполненное задание;

другие случаи;

правильно выполненное задание (ответ положительный, в качестве доказательства приведены аргументы и примеры);

частично правильно выполненное задание (ответ положительный, либо приведены аргументы без примеров, либо примеры без аргументов);

частично правильно выполненное задание (дан положительный ответ);

другие случаи.