Исторические батальные. Какие основные жанры живописи вы знаете? Как начинается жанр

БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ, или баталистика (от фр. bataille - битва) - жанр живописи, посвященный военной тематике. К батальному жанру относятся не только сцены непосредственно сражений, но и сцены воинского быта. Баталистика является разделом исторической живописи. Также она соприкасается с бытовым (сцены воинского быта), портретным (портреты военачальников, солдат), пейзажным, анималистическим (при изображении конницы) жанрами, а также с натюрмортом (изображение оружия и других атрибутов воинской жизни). Формирование батального жанра началось в ХVI веке, однако сцены битв и сражений встречаются уже в наскальных росписях, в античных фресках и мозаиках, средневековых книжных миниатюрах, на коврах и гобеленах. Подлинный расцвет жанра начинается в эпоху Возрождения, когда возрос интерес к истории и появилось стремление изобразить ожесточение схватки, прославить подвиг и совершившего его героя. Среди авторов, обращавшихся к баталистике в эпоху Возрождения, были такие художники как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Тинторетто. В ХVII веке к задачам, стоявшим перед мастерами БАТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ, добавился интерес к человеческой психологии ("Сдача Бреды" Д.Веласкеса, 1634 г.), а в эпоху романтизма - негодование против жестокости завоевателей и сочувствие к борцам за свободу ("Резня на острове Хиос" Э.Делакруа, 1826 г.).
В России сцены сражений встречаются уже в иконах и книжных миниатюрах. В ХVIII веке очень популярными были гравюры, посвященные Северной войне, созданные А.Ф.Зубовым. Батальный жанр в России переживает расцвет во второй половине ХIХ века. В монументальных полотнах эпопеях В.И.Сурикова ("Покорение Сибири Ермаком", 1895 г.; "Переход Суворова через Альпы", 1899 г.) героем предстает весь народ. Несмотря на то, что основной целью БАТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ является воспевание воинской доблести, торжества победы, героической готовности сражаться, многие художники обращались и к другой стороне войны - бесчеловечной, забирающей жизни. Среди таких художников был и живописец В.В.Верещагин, сам принимавший участие в военных действиях. В его картинах Туркестанской (1871-74 гг.) и Балканской серий (1877 - 1880-е гг.) представлена не героика побед, а неприкрашенная правда о войне ("Апофеоз войны", 1871 г.). Мастерами батального жанра, изображающего морские сражения, в России были И.К.Айвазовский и А.П.Боголюбов. В ХХ веке традиции батального жанра продолжили М.Б.Греков и основанная им Студия военных художников, а также мастер панорам Ф.Рубо. Новый подъем БАТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ в России пришелся на время Великой Отечественной войны и послевоенные годы - в плакатах и "Окнах ТАСС", фронтовой живописи и графике.
В разделе картин, посвященных БАТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ, представлены предметы, касающиеся военной тематики, с изображением сцен сражений, войн, военных походов, а также портреты военных. В данном разделе Вы найдете не только живопись, но и плакаты, литографии и акварели на военные темы. Мы предлагаем Вам купить предметы из раздела БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ в нашем Комиссионном Антикварном Магазине. Раздел БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ постоянно обновляется, следите за новыми поступлениями.

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Батальный жанр, жанр изобразительного искусства

Батальный жанр (от франц. bataille - битва), жанр изобразительного искусства , посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого. Стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий сближает батальный жанр с историческим жанром . Сцены повседневной жизни армии и флота, встречающиеся в произведениях батального жанра, перекликаются с бытовым жанром . Прогрессивная тенденция в развитии батального жанра XIX-XX вв. связана с реалистическим раскрытием социальной природы войн и роли в них народа, с разоблачением несправедливых агрессивных войн, прославлением народного героизма в революционных и освободительных войнах, с воспитанием в народе гражданских патриотических чувств. В XX в., в эпоху разрушительных мировых войн, с батальным жанром, историческим и бытовым жанрами тесно смыкаются произведения, отражающие жестокость империалистических войн, неисчислимые страдания народов, их готовность к борьбе за свободу.

Изображения битв и походов известны в искусстве с древнейших времён (рельефы Древнего Востока, древнегреческая вазопись , рельефы на фронтонах и фризах храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах). В средние века сражения изображали в европейских и восточных книжных миниатюрах ("Лицевой летописный свод", Москва , XVI в.), иногда на иконах ; известны и изображения на тканях ("Ковёр из Байё" со сценами завоевания нормандскими феодалами Англии, около 1073-83); многочисленны батальные сцены в рельефах Китая и Кампучии , индийских росписях, японской живописи . В XV-XVI вв., в эпоху Возрождения в Италии , изображения битв были созданы Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа. Героическую обобщённость и большое идейное содержание батальные сцены получили в картонах для фресок Леонардо да Винчи ("Битва при Ангьяри", 1503-06), показавшего яростное ожесточение схватки, и Микеланджело ("Битва при Кашине", 1504-06), акцентировавшего героическую готовность воинов к борьбе. Тициан (так называемая "Битва при Кадоре", 1537-38) ввёл в сцену битвы реальную среду, а Тинторетто - неисчислимые массы воинов ("Битва при Заре", около 1585). В становлении батального жанра в XVII в. большую роль сыграли острое разоблачение разбоя и жестокости солдат в офортах француза Ж. Калло , глубокое раскрытие социально-исторического значения и этического смысла военных событий испанцем Д. Веласкесом ("Сдача Бреды", 1634), динамика и драматизм батальных полотен фламандца П. П. Рубенса . Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Ф. ван дер Мёлен во Франции), формируются типы условно-аллегорической композиции , возвели- чивающей полководца, представленного на фоне битвы (Ш. Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным изображением кавалерийских стычек, эпизодов военного быта (Ф. Вауэрман в Голландии) и сцен морских сражений (В. ван де Велде в Голландии). В XVIII в. в связи с войной за независимость появились произведения батального жанра в американской живописи (Б. Уэст, Дж. С. Копли, Дж. Трамбалл), родился русский патриотический батальный жанр - картины "Куликовская битва" и "Полтавская баталия", приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова, мозаика мастерской М. В. Ломоносова "Полтавская баталия" (1762-64), батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова. Великая французская революция (1789-94) и наполеоновские войны нашли отражение в творчестве многих художников - А. Гро (прошедшего путь от увлечения романтикой революционных войн до возвеличивания Наполеона I), Т. Жерико (создавшего героико-романтические образы наполеоновской эпопеи), Ф. Гойи (показавшего драматизм борьбы испанского народа с французскими интервентами). Историзм и свободолюбивый пафос романтизма ярко выразились в батально-исторических картинах Э. Делакруа , вдохновлённых событиями Июльской революции 1830 во Франции. Национально-освободительными движениями в Европе навеяны романтические батальные композиции П. Михаловского и А. Орловского в Польше, Г. Вапперса в Бельгии , а позже Я. Матейко в Польше, М. Алеша, Я. Чермака в Чехии, и др. Во Франции в официальной батальной живописи (О. Верне) ложноромантические эффекты сочетались с внешним правдоподобием. Русская академическая батальная живопись от традиционно условных композиций с полководцем в центре шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде, А. Е. Коцебу). Вне академической традиции батального жанра стояли лубки И. И. Теребенёва, посвященные Отечественной войне 1812, "казачьи сцены" в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова , Г. Г. Гагарина, М. Ю. Лермонтова, литографии В. Ф. Тимма.

Развитие реализма во второй половине XIX - начале XX вв. привело к усилению пейзажных , жанровых, подчас психологических начал в батальном жанре, внимания к действиям, переживаниям, быту рядовых воинов (А. Менцель в Германии , Дж. Фаттори в Италии, У. Хомер в США, М. Герымский в Польше, Н. Григореску в Румынии, Я. Вешин в Болгарии). Реалистическое изображение эпизодов франко-прусской войны 1870-71 дали французы Э. Детай и А. Нёвиль. В России расцветает искусство морской батальной картины (И. К. Айвазовский , А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (П. О. Ковалевский, В. Д. Поленов). С беспощадной правдивостью показал суровые будни войны В. В. Верещагин , обличавший милитаризм и запечатлевший мужество и страдания народа. Реализм и отказ от условных схем присущи также батальному жанру передвижников - И. М. Прянишникова , А. Д. Кившенко, В. И. Сурикова , создавшего монументальную эпопею военных подвигов народа, В. М. Васнецова , вдохновлявшегося древнерусским эпосом. Крупнейшим мастером батальной панорамы был Ф. А. Рубо.

В XX в. социальные и национально- освободительные революции, небывало разрушительные войны радикально изменили батальный жанр, расширив его границы и художественный смысл. Во многих произведениях батального жанра поднимались историко-философские и социальные вопросы, проблемы мира и войны, фашизма и войны, войны и человеческого общества и др. В странах фашисткой диктатуры в бездушных, ложномонументальных формах прославлялись грубая сила и жестокость. В противовес апологии милитаризма бельгиец Ф. Мазерель, немецкие художники К. Кольвиц и О. Дикс, англичанин Ф. Брэнгвин, мексиканец Х. К. Ороско, французский живописец П. Пикассо , японские живописцы Маруки Ири и Маруки Тосико и другие, протестуя против фашизма, империалистических войн, жестокой бесчеловечности, создали ярко эмоциональные, символические образы народной трагедии.

В советском искусстве батальный жанр получил очень широкое развитие, выражая идеи защиты социалистического отечества, единства армии и народа, раскрывая классовую природу войн. Советские баталисты выдвинули на первый план образ советского воина-патриота, его стойкость и мужество, любовь к Родине и волю к победе. Советский батальный жанр формировался в графике периода Гражданской войны 1918-20, а затем в картинах М. Б. Грекова, М. И. Авилова , Ф. С. Богородского, П. М. Шухмина, К. С. Петрова-Водкина , А. А. Дейнеки , Г. К. Савицкого , Н. С. Самокиша, Р. Р. Френца; новый подъём он пережил в период Великой Отечественной войны 1941-45 и в послевоенные годы - в плакатах и "Окнах ТАСС", фронтовой графике, графических циклах Д. А. Шмаринова, А. Ф. Пахомова, Б. И. Пророкова и др., картинах Дейнеки, Кукрыниксов, членов Студии военных художников имени М. Б. Грекова (П. А. Кривоногов, Б. М. Неменский и др.), в скульптуре Ю. Й. Микенаса, Е. В. Вучетича , М. К. Аникушина, А. П. Кибальникова, В. Е. Цигаля и др.

В искусстве стран социализма и в прогрессивном искусстве капиталистических стран произведения батального жанра посвящены изображению антифашистских и революционных битв, крупнейшим событиям национальной истории (К. Дуниковский в Польше, Дж. Андреевич-Кун, Г. А. Кос и П. Лубарда в Югославии, Дж. Салим в Ираке), истории освободительной борьбы народов (М. Лингнер в ГДР, Р. Гуттузо в Италии, Д. Сикейрос в Мексике).

Лит.: В. Я. Бродский, Советская батальная живопись, Л.-М., 1950; В. В. Садовень, Русские художники-баталисты XVIII-XIX вв., М., 1955; Великая Отечественная война в произведениях советских художников. Живопись. Скульптура. Графика, М., 1979; Johnson P., Front line artists, L., 1978.

Искусство всегда существовало и будет существовать. Это не просто проявление творчества, это душа одного человека и целого народа. Здесь могут отображаться повседневные эмоции и то, что можно почувствовать лишь раз. Картины, скульптуры, музыка - все это может рассказать нам об истории народа, о его переживаниях и сомнениях. Ярче всего это передает батальный жанр в изобразительном искусстве.

Понятие

Этот термин появился в эпоху Возрождения. Наибольшей популярности достигает в 17-18 веках. Батальный жанр в изобразительном искусстве повествует о войне и военной жизни. На картинах такого рода отображаются бои на суши, в море, а также походы солдат. Главной задачей художника не просто показать сцены или героику войны, но и раскрыть истинный смысл и исторический контекст событий.

Косвенно батальный жанр в изобразительном искусстве является историческим. А вот сцены военного быта можно отнести к бытовому жанру. Кроме того, художественная баталистика содержит пейзажи, портреты, анимализм, натюрморт. Картины не просто передают характер сражений, но и показывают всевозможные мельчайшие детали, о которых зритель не знает.

Исторический фундамент

Как уже говорилось ранее, батальный жанр в изобразительном искусстве появился в 16 веке. Хотя изображение боев было известно очень давно: Восток, Древняя Греция, Древний Рим. Тогда можно было найти необычные рельефы, на которых отображались непобедимые и грозные правители и виднелись осады крепостей или шествия воинов.

Позже стали находиться росписи ваз Древней Греции, которые также оформляли художники батального жанра. Изображение боя можно найти и на триумфальных арках, коврах, книжных миниатюрах, гобеленах и т.д.

Реальные попытки

Именно в эпоху Возрождения попытки работать с баталистикой стали более эффективными. Особенно это удавалось художникам из Италии. Помимо вымышленных батальных сцен, здесь стали появляться запечатленные реальные события сражений.

В России этот жанр появился в 18 веке, во времена правления Петра I. Художники старались передавать не только историческое основание боя, но главным образом показать патриотизм, мужество воинов и поклонение перед их героизмом. Эту же тему продолжали русские художники до 20 века. Немудрено и то, что именно Великая Отечественная война стала новым витком в развитии баталистики. Причем не только в изобразительном искусстве, но и в музыке, литературе и архитектуре.

Представители

В свое время батальный жанр в изобразительном искусстве имел большое значение. Ни с чем хорошим это связано быть не могло. Тем не менее войны вдохновляли творцов. Каждый пытался создать нечто эпохальное, колоссальное, такое, что могло бы запомниться навсегда.

Конечно, за все время существования этого направления появлялся не один художник баталист, который смог передать не просто историческое событие, но и его характер и мощь. Среди популярных живописцев можно выделить Александра Зауервейда, Богдана Виллевальде, Альфонса де Невиля, Василия Верещагина, Николая Каразина, Ивана Никитина и, конечно же, Франца Рубо. Этот список можно продолжать бесконечно. О некоторых творцах, кто решил прославить историческо-батальный жанр, мы поговорим подробнее.

Художник с рождения

Русская академическая подарила нам многих выдающихся художников. Каждый из них прославился своими творениями. Наиболее успешного и известного в этой сфере принято считать Франца Рубо. Он родился в 1856 году в Одессе и с самого детства пошел по пути художника. Обучался в Мюнхенской академии, а по приезду домой отправился на Кавказ творить.

Франц Алексеевич Рубо в 1885 году занялся целой серией произведений для военного музея. Сразу же после выполнения 17 картин он принялся за следующую работу. Наиболее известным и батальным полотном стал «Штурм аула Ахульго». Эта не единственная известная панорама живописца. Есть также два потрясающих произведения «Оборона Севастополя» и «Бородино».

Эпохально и со вкусом

Франц Алексеевич Рубо автор картины «Штурм аула Ахульго». Эта панорама была написана в 1888 году. Основой сюжета полотна служит сборный пункт Шамиля - Ахульго. В 1839 году сюда подошли русские войска. Они начали осаду аула, но смогли её успешно завершить лишь через полгода. Картина отображает штурм Ахульго.

Главная изюминка панорамы - её потрясающий пейзаж. Этому моменту художник уделил много времени. Перед зрителями необычайные ущелья утесов. Главные события происходят по бокам и наверху. В левом углу виднеется огражденный аул. С противоположной стороны находится русская пехота, пересекающая узкий мост. У одного из солдат выпадает оружие, и живописец смог точно и правдоподобно передать его эмоции.

Со скал на русских воинов стреляют горцы, а женщины кидают камни. Есть на полотне и наиболее активное место. Тут сразу заметно старика, который до фанатизма пытается защищаться, размахивая знаменем. Недалеко от места битвы уже виднеются убитые и раненые бойцы. Картина отображает экспрессивные и волнующие события очень ярко и эффектно.

Портретист-баталист

Иван Никитин предположительно родился в 1688 году в Москве. О его судьбе известно не много. Живописец учился настойчиво и в свое время стал известен Петру I. Царь гордился им и возлагал большие надежды. Ему нравились работы Никитина, который на тот момент занимался портретами. Наиболее ранней картиной художника считается изображение Натальи Алексеевны, сестры Петра I. После он писал портреты многих родственников и близких царя.

Казалось бы, что его феноменальные умения в портретном жанре не могли прославить его в большей мере. Тем не менее Никитину успешно удалось себя попробовать в баталистике. Так появилась картина «Куликовская битва».

Красота в деталях

Предполагается, что первым полотном Никитина в этом жанре стала «Полтавская баталия». Его художник написал приблизительно в 1727 году. Картина занимала полотно квадратной формы размером «близ трех аршин». Работа на ней заняла у живописца около 2-х месяцев. За неё он получил 80 рублей. И все же она не такая известная как картина «Куликовская битва».

Вообще эта панорама очень своеобразно показывает художника. Он не только писал свое виденье, но и использовал работы других творцов. Он также был образованным человеком, а поэтому знал знаменитые классические произведения. Основой его «копирования» стала гравюра Антонио Темпеста.

Художник-баталист не пытался подражать кому-то другому. Видно, что он осмысленно использовал необходимый ему материал для того, чтобы создать великолепное произведение. Очевидно, что «Куликовская битва» не является копией гравюры Темпеста с библейским сюжетом. Никитин смог убрать все ему не нужное, переделать персонажей и добавить своего стиля.

Перед зрителем возникает знаменитое сражение. Сразу мы замечаем Дмитрия Донского, Воронцова, Прозоровского. Рядом видно несколько известных князей: Белозерских и Пересвет. Последний сражает врага Челубея. Вообще существует много легенд по поводу этой парочки. Есть сведения, что они оба уничтожают друг друга копьями. Есть и история, в которой Пересвет проявляет свои боевые способности и убивает Челубея.

Все детали на картинах соблюдены. Никитин старается обозначить героев. На их щитах и одеждах виднеются надписи и гербы. Можно заметить и изречения, с которыми солдаты идут в бою. Но главной задачей Никитина было передать мысль о том, что победу в Куликовской битве одержали не только князья, а и огромная толпа воинов, сражающаяся на заднем плане. Их бесчисленное количество. Воинство устремляется в бой. Именно эти персонажи, которых еле видно, главные герои битвы.

Выдающиеся художники

Примеры батального жанра можно встретить у многих художников, которых затронула какая-либо война. Николай Каразин был выдающимся живописцем, который работал военным корреспондентом. Именно это и помогло ему насытиться военным настроением и со временем «вылить» его на полотна. Ценители могут узнать его в картинах «Взятие Ташкента», «Текинская экспедиция 1881 года. Штурм Геок-Тепе» и т.д.

Не только баталист, но и известный литератор. Он получил художественное образование во время поездок по миру. Самой популярной его картиной считается полотно «Апофеоз войны». Он был первым, кто пытался противостоять академической баталистике. Ему не нравилось то, что эпохальные панорамы пишут ради прославления патриотизма и героизма. Верещагин был против войны и в его работах этот протест видно четко.

Были заказаны картоны для будущих фресок, которые должны были прославить военные успехи флорентийской республики. Леонардо избрал сюжетом битву при Ангьяри, изобразив яростную схватку всадников на вздыбившихся лошадях. Картон был воспринят современниками как осуждение зверского безумия войны, где люди теряют свое человеческое обличие и уподобляются диким зверям. Предпочтение было отдано произведению Микеланджело «Битва при Кашине», акцентировавшего момент героической готовности к борьбе. Оба картона не сохранились и дошли до нас в гравюрах, исполненных в XVI-XVII вв. по рисункам художников, копировавших эти сцены в начале XVI в. Тем не менее их влияние на последующее развитие европейской батальной живописи было очень значительным. Можно сказать, что именно с этих произведений начинается формирование батального жанра. Французское слово «батай» означает «битва». От него получил название жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений и военных походов. Художники-баталисты стремятся передать пафос и героику войны. Нередко им удается раскрыть исторический смысл военных событий. В этом случае произведения батального жанра сближаются с историческим жанром (например, «Сдача Бреды» Д. Веласкеса , 1634-1635, Прадо, Мадрид), поднимаясь до высокого уровня обобщения изображаемого события, (картон Леонардо да Винчи) («Подавление индийского восстания англичанами» В. В. Верещагина, ок. 1884; «Герника» П. Пикассо , 1937, Прадо, Мадрид). К батальному жанру относятся также произведения, изображающие сцены военного быта (жизнь в походах, лагерях, казармах). С большой наблюдательностью фиксировал эти сцены французский художник XVIII в. А. Ватто («Военный роздых», «Тягости войны», обе в ГЭ).

Изображения сцен битв и военной жизни известны с глубокой древности. Различного рода аллегорические и символические произведения, прославляющие образ царя-победителя, были широко распространены в искусстве Древнего Востока (например, рельефы с изображениями ассирийских царей, осаждающих вражеские крепости), в античном искусстве (копия мозаики битвы Александра Македонского с Дарием, IV-III вв. до н. э.), в средневековых миниатюрах.

В средние века сражения изображали в европейских и восточных книжных миниатюрах ("Лицевой летописный свод", Москва, XVI в.), иногда на иконах; известны и изображения на тканях ("Ковёр из Байё" со сценами завоевания нормандскими феодалами Англии, около 1073-83); многочисленны батальные сцены в рельефах Китая и Кампучии, индийских росписях, японской живописи. В XV-XVI вв., в эпоху Возрождения в Италии, изображения битв были созданы Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа. Героическую обобщённость и большое идейное содержание батальные сцены получили в картонах для фресок Леонардо да Винчи ("Битва при Ангьяри", 1503-06), показавшего яростное ожесточение схватки, и Микеланджело ("Битва при Кашине", 1504-06), акцентировавшего героическую готовность воинов к борьбе. Тициан (так называемая "Битва при Кадоре", 1537-38) ввёл в сцену битвы реальную среду, а Тинторетто - неисчислимые массы воинов ("Битва при Заре", около 1585). В становлении батального жанра в XVII в. большую роль сыграли острое разоблачение разбоя и жестокости солдат в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического значения и этического смысла военных событий испанцем Д. Веласкесом ("Сдача Бреды", 1634), динамика и драматизм батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Ф. ван дер Мёлен во Франции), формируются типы условно-аллегорической композиции, возвели- чивающей полководца, представленного на фоне битвы (Ш. Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным изображением кавалерийских стычек, эпизодов военного быта (Ф. Вауэрман в Голландии) и сцен морских сражений (В. ван де Велде в Голландии). В XVIII в. в связи с войной за независимость появились произведения батального жанра в американской живописи (Б. Уэст, Дж. С. Копли, Дж. Трамбалл), родился русский патриотический батальный жанр - картины "Куликовская битва" и "Полтавская баталия", приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова, мозаика мастерской М. В. Ломоносова "Полтавская баталия" (1762-64), батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова. Великая французская революция (1789-94) и наполеоновские войны нашли отражение в творчестве многих художников - А. Гро (прошедшего путь от увлечения романтикой революционных войн до возвеличивания Наполеона I), Т. Жерико (создавшего героико-романтические образы наполеоновской эпопеи), Ф. Гойи (показавшего драматизм борьбы испанского народа с французскими интервентами). Историзм и свободолюбивый пафос романтизма ярко выразились в батально-исторических картинах Э. Делакруа, вдохновлённых событиями Июльской революции 1830 во Франции. Национально-освободительными движениями в Европе навеяны романтические батальные композиции П. Михаловского и А. Орловского в Польше, Г. Вапперса в Бельгии, а позже Я. Матейко в Польше, М. Алеша, Я. Чермака в Чехии, и др. Во Франции в официальной батальной живописи (О. Верне) ложноромантические эффекты сочетались с внешним правдоподобием. Русская академическая батальная живопись от традиционно условных композиций с полководцем в центре шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде, А. Е. Коцебу). Вне академической традиции батального жанра стояли лубки И. И. Теребенёва, посвященные Отечественной войне 1812, "казачьи сцены" в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова, Г. Г. Гагарина, М. Ю. Лермонтова, литографии В. Ф. Тимма.

Развитие реализма во второй половине XIX - начале XX вв. привело к усилению пейзажных, жанровых, подчас психологических начал в батальном жанре, внимания к действиям, переживаниям, быту рядовых воинов (А. Менцель в Германии, Дж. Фаттори в Италии, У. Хомер в США, М. Герымский в Польше, Н. Григореску в Румынии, Я. Вешин в Болгарии). Реалистическое изображение эпизодов франко-прусской войны 1870-71 дали французы Э. Детай и А. Нёвиль. В России расцветает искусство морской батальной картины (И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (П. О. Ковалевский, В. Д. Поленов).Ценный вклад в развитие батального жанра внес В. В. Верещагин («После атаки. Перевалочный пункт под Плевной», 1881, ГТГ). К объективному показу военных действий стремился в своих панорамах «Оборона Севастополя» (1902-1904) и «Бородинская битва» (1911) Ф. А. Рубо.. Реализм и отказ от условных схем присущи также батальному жанру передвижников - И. М. Прянишникова, А. Д. Кившенко, В. И. Сурикова, создавшего монументальную эпопею военных подвигов народа

Суриков в полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899, оба в ГРМ) создал величественную эпопею подвига русского народа, показал его богатырскую силу.Батальное творчество В. М. Васнецова, вдохновлялось древнерусским эпосом.

Д. Веласкес. Сдача Бреды. 1634-1635. Холст, масло. Пра­до. Мадрид.

Однако формирование батального жанра относится к XV-XVI вв. В начале XVII в. большую роль в становлении батального жанра сыграли офорты француза Ж. Калло Наряду с полотнами Д. Веласкеса, глубоко вскрывавшими социально-исторический смысл военного события, появляются страстные, проникнутые пафосом борьбы картины фламандца П. П. Рубенса . С середины XVII в. преобладают документально-хроникальные сцены военных битв и походов, например у голландца Ф. Вауэрмана («Кавалерийский бой», 1676, ГЭ).



Р. Гуттузо. Битва Гарибальди у моста Амиральо. 1951-1952. Холст, масло. Библиотека Фильтринелли. Милан.

В XVIII- начале XIX в. батальная живопись развивается во Франции, где особенно известны картины А. Гро, прославляющие Наполеона I. Потрясающие сцены мужественной борьбы испанского народа с французскими захватчиками запечатлены в графике и живописи Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810-1820).


В. В. Верещагин. В штыки, ура, ура! (Атака). Из серии «Война 1812 года». 1887-1895. Холст масло. Государственный Исторический музей. Москва.



А. А. Дейнека. Оборона Севастополя. 1942. Холст, масло. Государственный Русский музей. Ленинград.

В произведениях советских художников-баталистов раскрывается образ советского воина-патриота, его стойкость и мужество, беспримерная любовь к Родине. Новый подъем батальный жанр пережил в грозные дни Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. в произведениях Студии военных художников имени М. Б. Грекова, Кукрыниксов, А. А. Дейнеки, Б. М. Неменского, П. А. Кривоногова и других мастеров. Несгибаемое мужество защитников Севастополя, их твердую решимость сражаться до последнего вздоха показал Дейнека в проникнутой героическим пафосом картине «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ). Современные советские художники-баталисты возродили искусство диорамы и панорамы , создали произведения на темы гражданской (Е. Е. Моисеенко и др.) и Великой Отечественной войн (А. А. Мыльников, Ю. П. Кугач и др.).



М. Б. Греков. Тачанка. 1933. Холст, масло. Центральный музей Вооруженных Сил СССР. Москва.

Студия военных художников имени М. Б. Грекова

Возникновение студии неразрывно связано с именем замечательного художника Митрофана Борисовича Грекова, одного из зачинателей советской батальной живописи. Его полотна «Тачанка», «Трубачи Первой Конной армии», «В отряд к Буденному», «Знаменщик и трубач» входят в число классических произведений советской живописи.

В 1934 г. после смерти художника специальным постановлением Совнаркома была создана в Москве «Изо-мастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова». Студия была призвана продолжить и творчески развить лучшие традиции советского батального жанра. Первоначально она была учебной мастерской для наиболее одаренных художников-красноармейцев, которые совершенствовали свое мастерство под руководством видных художников: В. Бакшеева, М. Авилова, Г. Савицкого и других. В 1940 г. студия стала художественной организацией Красной Армии, объединяющей военных художников.

В годы Великой Отечественной войны многие грековцы ушли на фронт. Основным видом творческой работы в военных условиях были натурные зарисовки. Их историческое и художественное значение трудно переоценить. Военные рисунки Н. Жукова, И. Лукомского, В. Богаткина, А. Кокорекина и других художников - это своеобразная зримая летопись Великой Отечественной войны, ее главных военных сражений, фронтовой жизни. Они отмечены большой любовью к главному герою этой величайшей битвы за Родину - советскому солдату.

Тема подвига народа в Великой Отечественной войне творчески обогащается и в настоящее время. В первые послевоенные годы грековцы создали полотна, графические серии, скульптурные композиции, которые получили самое широкое признание. Это картины «Мать» Б. Неменского, «Победа» П. Кривоногова, памятник Воину-освободителю Е. Вучетича, установленный в Трептов-парке в Берлине.

Художники студии создали и создают много монументальных памятников воинской славы в различных городах Советского Союза и за рубежом. Наиболее значительные сражения запечатлены в таких произведениях, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде (выполнена группой художников под руководством М. Самсонова), диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе (автор Н. Бут) и др. В этих произведениях как бы заново оживают события военных лег, они помогают осознать, какой огромной ценой была достигнута великая победа.

«Батальный жанр, Картины Батальная живопись»

Бата́льный жанр (от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром.

Батальный жанр, Картины Батальная живопись, Формирование батального жанра.
Изображения битв известны в искусстве с древнейших времен. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осаду городов, шествия воинов. В росписи древнегреческих ваз, на рельефах храмов воспевается воинская доблесть мифических героев. Рельефы на древнеримских триумфальных арках - завоевательные походы и победы императоров. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах, иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого).

Формирование современного батального жанра началось в XVI веке.
К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов.
В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII веке - со времени грандиозных побед Петра I и его полководцев.

Русский батальный жанр (картины батальная живопись) проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Победы Суворова и Кутузова вдохновляли русских художников живописцев на написание картин и полотен прославляющих мужество и героизм русских воинов.

Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Новый подъем батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы - в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре.
Особо в батальном жанре и картины батальной живописи отечественной школы можно выделить создание диарам и панорам посвященных историческим битвам и сражениям.

История России наполнена и насыщена войнами и сражениями. В связи с этим русскими баталистами создано много прекрасных произведений искусства отечественного и мирового значения.
Картины батальная живопись одна из составляющих батального жанра. Прекрасные батальные картины написанные маслом на холсте выдающимися русскими художниками представлены в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Русская батальная живопись. Примеры.
Картины батальная живопись. Батальная картина «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет» автор Сергей Присекин
Картины батальная живопись. Батальная картина «Победа Пересвета» автор Павел Рыженко
Картины батальная живопись. Батальная картина «Калка» автор Павел Рыженко
Батальная живопись. Батальная картина «Артиллерия в Полтавском сражении. 1709год» автор Алексей Семенов
Батальная живопись. Батальная картина «Шипка» автор Евстигнеев Алексей
Батальная живопись. Батальная картина «Князь П.И.Багратион в Бородинском сражении. Последняя контратака» автор Александр Аверьянов
Батальная живопись. Батальная картина «Бой за Шевардинский редут 24 августа (5 сентября) 1812 г. (Атака Малороссийского кирасирского полка)» автор Аверьянов Александр
Батальная живопись. Батальная картина «Бородино. 1812 год» автор Александр Ананьев
Батальная живопись. Батальная картина «Подвиг артиллеристов» автор Аверьянов Александр
Батальная живопись. Батальная картина «Подвиг генерал-майора В.Г.Костенецкого в Бородинском бою» автор Аверьянов Александр
Батальная живопись. Батальная картина «Раненый кавалергард» автор Аверьянов Александр
Батальная живопись. Батальная картина «Русские в 1812 году» автор Константин Пржецлавский
Картины батальная живопись. Батальная картина «На сторожевой границе Московского государства» автор Сергей Иванов
Картины батальная живопись. Батальная картина «ОборонаСевастополя» автор Алексей Евстигнеев
Батальная живопись. Батальная картина «Г.К. Жуков и И.И. Федюнинский на Пулковских высотах» автор Алексей Семенов
Батальная живопись. Батальная картина «На подступах к Севастополю. Подвиг Н.Д. Фильченкова 1942 год» автор Алексей Семенов
Картины батальная живопись. Батальная картина «Курская битва. Диорама» автор Олег Ездаков
Батальная живопись. Батальная картина «Освобождение станции Крюково» автор Андрей Сибирский
Батальная живопись. Батальная картина «Рейхстаг взят» автор Владимир Таутиев

Морская батальная живопись. Морские батальные картины.
Русская морская батальная живопись. Примеры.
Батальная живопись. Морские сражения. Батальная картина «Эскадра Ушакова» автор Александр Ананьев
Батальная живопись. Морские сражения. Батальная картина «Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года» автор Иван Айвазовский
Батальная живопись. Морские сражения. Батальная картина «Сражение у острова Тендра 28-29 августа 1790 года» автор Александр Блинков
Картины батальная живопись. Морские сражения. Батальная картина «Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года» автор Иван Айвазовский
Батальная живопись. Морские сражения. Батальная картина «Морское сражение при Синопе 18-го ноября 1853 года» автор Иван Айвазовский
Картины батальная живопись. Морские сражения. Батальная картина «Бой парохода "Веста" с турецким броненосцем "Фехти-Буленд" в Чёрном море 11 июля 1877 года» автор Иван Айвазовский

Это лишь малая часть творчества русских художников баталистов.