Искусство японии - государственный музей искусства народов востока

Окунуться в мир цифровых иллюзий, потанцевать с призраками, стать частью скопления света и тени - от желающих нет отбоя. Объявление на официальном сайте музея гласит, что все билеты распроданы.

В конце июня в Токио начал работу первый в мире интерактивный музей, посвященный цифровому арту. Его посетители словно попадают в альтернативную реальность без границ, в пространства, созданные с помощью света, цвета и звука. В музее площадью более 10 тысяч кв. м установлено 50 цифровых работ, 520 компьютеров и 470 проекторов.

21 июня 2018 года группа TeamLab представила в японской столице музей, посвященный цифровому арту, - Mori Building Digital Art Museum. Эта уникальная в своем роде экспозиция появилась в токийском «городе будущего» - в районе рукотворного острова Одайба.

TeamLab представляет собой целую команду, в которую вошли около 500 человек - художники, программисты, инженеры, CG-аниматоры, математики и архитекторы. Они создали первую в мире платформу, цель которой - демонстрация интерактивных и цифровых произведений искусства. Посетители смогут окунуться в фантастические миры без границ, созданные с помощью света, цвета и звука.

Музей площадью более 10 тысяч кв. м разделен на пять пространств, в которых представлены 50 иммерсивных цифровых работ, реализованных мощностями 520 компьютеров и 470 проекторов.

Экспонаты как будто перетекают друг в друга и могут взаимодействовать как между собой, так и с посетителями. К примеру, некоторые из них следуют за людьми или по-разному реагируют на прикосновение.


Новое пространство совместило в себе современные цифровые технологии, искусство дизайна и красоту природы. Экспозиция создает иллюзию того, что посетитель блуждает по рисовым полям, возле косяков рыбы или даже подпрыгивает на плеяде планет.


Музей разделен на пять взаимосвязанных зон: «Безграничный мир» - интерактивная область компьютерных пейзажей с водопадами и лесами, зона симуляций «Лес легкой атлетики», где посетителей вдохновляют на разного рода физическую активность вроде прыжков на батуте или скалолазания, пространство с аквариумом, заполненным цифровыми рыбинами, - «Парк будущего», «Лес ламп» и «Чайный домик», где посетители могут выпить чаю из виртуальных чашек.

Токийский национальный музей

В музеях Японии содержится подробная информация об истории страны, насчитывающей тысячелетия. Собранные в музеях художественные экспонаты, состоящие из археологических находок, произведений искусства и ремесел, демонстрируют мир Японии, дают представление о национальных традициях и обычаях.

Иерархию японских музеев возглавляет Токийский Национальный музей, находящийся в парке Уэно. Он основан в 1871 году и является первым японским музеем. Благодаря обширной коллекции, находящейся в музее, можно проследить историю традиционного японского искусства. В музее также много исторических и научных экспонатов.

Национальный музей современного искусства, находящийся в Токио, хранит прекрасные произведения современного японского изобразительного искусства в хронологическом порядке.

В Национальном музее Киото сначала были собраны произведения искусства, которые в свое время были переданы из ближайшие храмы, а теперь в коллекцию входят произведения японского искусства, представляющие все периоды истории Японии.

Национальный музей в Киото

В Национальном музее города Нара собрана коллекция буддийских скульптур.

В столице Японии много художественных музеев, среди которых есть и государственные, и частные. В них собраны произведения изобразительного искусства Японии, которые невозможно оценить. Среди них можно выделить следующие три музея:

Музей Гото, в коллекции которого находится национальное достояние - шедевр "Сказание о Гэндзи";

Институт изобразительных искусств Нэдзу, в котором представлена коллекция предметов для чайной церемонии, а также экспонаты, имеющие отношение к буддизму;

Мемориальный музей изобразительного искусства Хатакэяма, коллекция которого состоит из высокохудожественных предметов для проведения чайной церемонии.

Во всех трех музеях есть традиционные японские сады, которые создают посетителям при осмотре произведений искусства обстановку уюта и спокойствия. В Токио стоит посетить также следующие музеи:

Музей искусства Идэмицу, в котором находится коллекция произведений каллиграфии, керамики и живописи Японии и Китая;

Музей искусства Сантори, в котором собрана коллекция предметов античного искусства, представляющих традиционный образ жизни;

Здание музея Сантори в Токио

Музей искусства Яматанэ, в котором собраны произведения модернистской и современной живописи;

Японский музей народных ремесел, в котором собраны предметы традиционных ремесел, использующиеся в повседневной жизни, например, ткани, керамика и др.;

Мемориальный музей искусства Ота, в котором собраны произведения жанровой живописи Укиё-э.

Музей искусства Фудзита в Осака имеет богатую коллекцию изобразительного искусства античности. Также в Осаке можно посетить городской музей керамики Востока, в котором собраны предметы китайской и корейской керамики, и городской музей искусства, в котором есть богатая коллекция работ японского и китайского изобразительного искусства. Музей искусства Оямадзаки-вилла в Киото выделяется тем, что находится в здании, имеющим необычную форму. В нем размещается богатая коллекция керамики.

Кроме музеев с традиционным изобразительным искусством, в Японии есть музей Эдо-Токио, в котором история и образ жизни Токио представлены крупномасштабными макетами. В Токийском муниципальном музее Тэйэн, который построен в 1933 году, можно посмотреть подлинные декоративные композиции.

В Японии появилось много музеев современного искусства, так, в музее современного искусства в Токио представлены произведения как японского, так и зарубежного современного искусства. В художественной галерее Токио-Опера проводятся выставки современного искусства с новой концепцией. В музее современного искусства Хара, который находится в районе Синагава в Токио, собраны экспонаты, представляющие различные стили в современном искусстве.

В музее искусства Токугава в Нагоя собрана коллекция мечей, оружия, самурайская атрибутика и театральные костюмы.

В музее произведений Хиросигэ о видах Токайдо в префектуре Сидзуока находится больше 1300 гравюр знаменитого художника, размещенных на дереве.


Музей произведений Хиросигэ

МОЯ ЯПОНСКАЯ МОСКВА
Эти пять дней вышли у меня чисто японскими, с небольшими антрактами на театр и живопись.
Начали с тануки
Хотя и живопись Японии, и спектакль по японским легендам тоже потом увидела. Но начиналось все очень спонтанно - неожиданным предложением сыновей пообедать в японском ресторанчике. «Тануки» ресторан сетевой, не эксклюзивный. Но - сильно напоминающие анфиладу тории красные ряды у входа, но большие круглые камни за стеклами витрины, но перегородки между столиками из широкого бамбука, и даже такая милая подробность, как мелкие камешки для палочек хаси… Все выглядело так по-японски. Понравилось мне и название заведения, отсылающее в богатый мир мифологии.
Тануки - традиционные японские звери-оборотни, но без негатива, они символизируют счастье и благополучие. Принято изображать тануки в виде енотовидной собаки, этаким добрячком с брюшком. Ну как тут было не заказать блюдо с названием тануки когасэ ? Фирменный ролл с опалённым лососем, угрём и мягким сыром очень даже хорош.
К нему я добавила ниннику эби, хрустящие креветки со сливочно-чесночным соусом. Не обнаружила в меню свои любимые тэмпура с разнообразным наполнением (овощи и морепродукты, обжаренные в кляре), но нашла что-то похожее на эби тэмпура.
Год Японии продлится почти два года, в столице одна за другой открываются тематические выставки. Я сразу отправилась на Красную площадь, где новая японская экспозиция в Историческом музее. Выставка "Очарование Японии " из собрания музея и коллекции Егорова содержит более 100 образцов декоративно-прикладного искусства XVII-XX вв. - почти все экспонируется впервые. Настоящим раритетом считается внушительных размеров лаковый сундук Корнелиса ван дер Лейна XVII века со сценами японских классических произведений. Принадлежал генерал-губернатору голландской Ост-Индии. В мире только несколько подобных вещей. Например, сундук кардинала Мазарини в музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Японская коллекция музея представлена изделиями из фарфора и резной кости второй половины XIX века из частных собраний Щукина и Бахрушина . Чудны миниатюрные нэцки (4-5 см) людей, животных, мифических существ. Как брелки, их носили на шнурке пояса. Но меня восхитили окимоно — скульптурки для украшения интерьера, выполненные в манере «японского реализма». Мастера создавали развернутые сюжеты, так ажурно вырезая кость, словно перед ними тонкая бумага. Динамична, полна экспрессии сценка поединка.
Ее комментирует чудесная девушка-волонтер музея Востока Наташа Бакина : «Это Омори Хикосити, самурай

сёгуна Асикага Такаудзи. История такая: он переходил реку, встретил красавицу, которая попросила перенести ее на ту сторону. Посадил он ее на плечи, нес-нес, глянул в воду, а там отражение демона. Самурай не растерялся, скинул ее и зарубил на месте. Мастер показывает момент схватки с ведьмой».
Искусство создания цветных эмалей японские умельцы довели до совершенства. На выставке они очень красивы. Глаз не оторвать от элегантной черной вазы с белыми, словно трепещущими хризантемами и бледно-зелеными листьями. В основе ее - медный сплав, эмаль перегородчатая, поливная, живописная и ковка.
…продолжили с сиси
Мой небольшой «антракт» по Японии выдался в вечер понедельника и во вторник. Тут я попадаю благодаря нашему земляку чудному актеру Рустэму Юскаеву в любимый театр Мастерская Петра Фоменко , и заботами замечательного актера и педагога Алексея Зуева - в театр Пушкина. А между театрами был АЗ, дивный маленький музей Анатолия Зверева, в котором люблю бывать в своих набегах на столицу: а) находится в самом центре - на Тверской-Ямской; б) компактный - всего три небольших зала; в) современный, креативный, всегда неожиданный.
Новая выставка АЗ называется «Атака Дон Кихотов », нас действительно атакуют -ювелирно выписанные Дон Кихоты Густава Доре со страниц фолиантов позапрошлого века; напористые, яркие, как их автор, герои Сальвадоре Дали и его графики, воздушные, стремительные, словно случайно сорвавшиеся с кончика пера или кисти, Рыцари и Оруженосцы Анатолия Зверева. «И литературный герой, и наш любимый художник - каждый своим существованием доказывает, что и один в поле воин…Чем их больше, тем больше шансов, что зло будет побеждено милосердием, благородством, бескорыстием, смелостью и, конечно, смехом », - сообщает нам пресс-релиз.
Ну и я посмеялась немного - правда, в основном, над собой. Мои сложные отношения с лифтами как таковыми вылились в затянувшуюся остановку и «бегающие дверцы» прозрачного, насквозь техничного и вроде неуязвимого лифта. Чудо-машину исправили, я отправилась на лифте в подвальный этаж, и тут он снова застрял… Подвернувшийся, на мое счастье,сотрудник долго выводил мою «антилифтную» особу на свет божий по грязной «черной» лестнице, через морозный двор, через вестибюль…Главное, что вывел.
Япония была у нас еще весь день 7 марта. Сначала - в музее Востока. На ловца и зверь бежит! Там как раз открылась выставка к популярному японскому празднику-Хина мацури (Праздник девочек).
Как пишут кураторы выставки, «особое искусство создания этих кукол, впитавшее в себя методы и приемы буддийской скульптуры, театральных масок, классической японской гравюры, делают их гораздо ближе к произведениям декоративно-прикладного искусства, чем к народному творчеству». Самому празднику более тысячи лет, он возник из мистического обряда пускания по реке бумажных кукол (нагаси-бина) и «сакральных игр в «дочки-матери», где дети переносили в свою игру церемонии и особенности придворного быта».

Теперь это общенациональный праздник, и в каждой семье, где есть девочка, устраивают кукольную выставку на ступенчатой подставке хина дан. Шесть ступенек насчитывает лестница с роскошно одетыми куклами императорского двора на выставке «Праздник кукол». Отдельно за стеклами витрин - куклы, отнесенные к разделу укиё нингё , которые выставлялись не только на праздник девочек, вообще служили украшением дома. Легендарные герои, популярные актеры, изящные танцовщицы, тигры, львы. Что касается льва, то его упрощенная фигурка помещена и на хина дан. Как считают ученые, этот мифический зверь, скорей всего, пришел, в Японию из Китая через Корею, в VII- VIII веке нашей эры. Японский шиши (собака-лев) сочетает элементы корейской кома-ину (собака) и китайского кара-сиси (лев).
Сопровождающая нас Наташа, специалист по кимоно, помогла, наконец, разрешить спор, возникший еще на экспозиции «Самураи и красавицы» в Саратове. Гид утверждала, что на кимоно изображен лев (странно, что на женском), посетительница же считала, что это дракон - зеленый, с длинным хвостом. Нет, все же собака-лев, защитник от злых духов, вышивался (или рисовался) и на женском кимоно. Хвост кажется длинным из-за того, что он как бы распушен.
…и закончили с цуру
Японских экспонатов в музее приблизительно 9 тысяч, вполовину меньше, чем китайских. Экскурсия рассчитана часа на полтора, но Наталья, увлеченная самой маленькой страной Дальнего Востока не меньше нас двоих, подогретая нашими вопросами и подлинным интересом, водила по экспозиции два с половиной часа. Мы услышали немало интересного.
О проникновении буддизма в Японию, о синтоизме, дзэн буддизме и «природоцентризме» их мира, где человек хочет достичь гармонии, слиться с природой, будь то дерево или камень. О невероятной сложности церемониала ч айной церемонии, в которой может быть использовано до трехсот чашек. О бумаге, которой устилали дорогу сёгуна к чайному домику. О «сосне, которую задевают плечом» - сосны росли около дорожки и цепляли за рукав, проходящий чуть не рухнул, и теперь это знак к смирению, чтобы под ноги смотрели. Даже если уж не сосна посажена, все равно дерево сосной зовут . О чисто японской культуре полутонов («луна, которая не за облаками, вульгарна»).
Самые редкие экспонаты показывали сь с объяснениями. Вот ширма с обезьянами - монохромная, лишенная декоративности. Одна из трактовок сюжета: обезьянки связаны с земной суетой, а это мешает приблизиться, увидеть истину.А она совсем рядом -луна дана в виде отражения. Истину нужно искать внутри себя. Не случайно лунолики сами обезьянки. («Обезьяны, ловящие отражение луны в воде», конец XVII в). Вот еще один раритет: средневековый деревянный Будда Амида. Дерево, резьба, лак, позолота. Здесь - инкрустация по бивню мамонта (!) Кофейник и тазик для бритья сделаны уже по заказу европейцев и как бы не в японской эстетике (фарфор, металл, рельеф, роспись, позолота). Таких предметов в Японии и не видывали в то время. Скульптура добродушного Дарумы- того самого монаха, который превратится потом в «фигурку желаний». Женское кимоно с очень своеобразным рисунком: ловля рыбы при помощи бакланов…Не преминула Наталья рассказать и о самом пышном экспонате коллекции - белом орле на сосне в полный рост,на фоне ширмы с бушующим морем. Подарок японского императора на коронацию последнего нашего. Орел виртуозно собран из более чем полутора тысячи деталей, вырезанных из слоновой кости.Ни одна из них не повторяет другую!

Достойный этого дня обед в ресторане Дома журналистов - подвал с красным кирпичом интерьера, пышный банкетный зал, чрезвычайно декоративно оформленные яства… Завершился наш японский день в театре АпАРТе , где ожила японская сказка - одна из многочисленных легенд о женщине-журавле. Режиссер Елена Озерцова, большая поклонница страны Восходящего солнца, сплела прихотливый узор из сказаний и легенд про журавля, который обратился в прекрасную девушку и поселился в бедной хижине. Надо сказать, что именно из-за спектакля «Журавль» ехала я в Москву. Много слышала об этом поэтичном зрелище со щемящими нотками света и печали. Ведь в спектакле не только звучит неповторимый голос бамбуковой флейты сяхукати, но и грациозно танцует, поет тоненьким голоском, любит, тоскует,радуется своей любви изящная как статуэтка Цуру -японка и актриса Томоми Орита.
Ее взгляд порой был так далек, что она казалась обитательницей иных миров, инопланетянкой, случайно заглянувшей в наши палестины. Возможно, так оно и есть. Японцы частенько напоминают мне «пришельцев».
О журавле в Японии есть сказки, сказания, поэтические произведения, но все они грустные и заканчиваются именно так: «Ах, да ведь это журавль. Тот самый журавль. Курлычет, кружится над домами. Тяжело так летит» …Надо ли говорить, что по пути в Саратов я читала изысканнейшую японскую прозу с тонким ароматом в самом названии (один из вариантов перевода) - « Многоцветные краски осени».

MORI Building Digital Art Museum - первый в мире музей, где все экспонаты представляют собой интерактивные цифровые полотна.

На самом деле это место в Токио нельзя назвать только музеем - это отчасти арт-галерея, парк развлечений и дом с призраками.

В нем нет привычных вещей, которые можно увидеть в музеях искусства - нет карты, табличек с описаниями и предупреждающих вывесок о том, что экспонаты нельзя трогать. Фактически в музее нет предметов искусства в привычном понимании этого слова - никаких картин или объектов за стеклом.

В MORI Building Digital Art Museum, проекте арт-коллектива TeamLab, искусство представлено в виде света и пространства. Посетители блуждают по лабиринту темных пустых комнат, в которых можно увидеть около 50 калейдоскопических инсталляций. Они проецируются на все окружающие поверхности и реагируют на движение, благодаря специальным датчикам.

Без проекций музей выглядит как несколько пустых залов с черными стенами и покрытыми ковром полами.

Выставка называется «Без границ» и показывает, как работы, дающие эффект погружения, постоянно размывают границы реальности.

Художественные работы реагируют на движение и прикосновения, из-за чего посетителям кажется, что они обладают суперсилами.

Фото: Behrouz Mehri/AFP via Getty Images

В зале под названием «Лес ламп» вы попадаете в комнату, под потолком которой висят сотни ламп на разной высоте и отражаются от зеркального пола. Когда посетители входят в нее, свет перебегает от лампы к лампы, словно огонь, и в мгновение ока всю комнату заливает свет одного цвета. При этом играет мистическая музыка.

Фото: Behrouz Mehri/AFP via Getty Image

Если вы любите океан, стоит заглянуть в комнату, где можно нарисовать мелком морское животное на кусочке бумаги. Если приложить рисунок к сканеру, изображение превратится в живую проекцию.

Другие проекции посвящены природе и циклу жизни. При переходе от одной инсталляции к другой под ногами будут бегать ящерицы и лягушки: один неверный шаг, и вы можете их раздавить.

Уставшие посетители могут посетить особую чайхану. За дополнительные 500 йен ($4,5) можно выпить напиток-искусство. Официант нальет вам чай в чашку и через несколько секунд, в ней распустится цифровой цветок. Цветы будут меняться в зависимости от того, сколько чая осталось.

Необычный музей находится в районе Токио Одайба, в торговом центре Palette Town. Стоимость входного билета 3200 йен ($29) для взрослых и 1000 йен ($9) для детей.

XII Международный месяц фотографии в Москве «Фотобиеннале 2018»

Старинная японская фотография и гравюра
Кураторы: Игорь Волков, Анна Пушакова

В рамках «Фотобиеннале 2018» Мультимедиа Арт Музей, Москва и Государственный музей Востока представляют выставку «Старинная японская фотография и гравюра».

За более чем 20 лет своего существования МАММ собрал значительную коллекцию японской раскрашенной фотографии эпохи Мэйдзи (1868–1912). Начало этой коллекции было положено в 1998, а последнее поступление было осуществлено благодаря японскому партнеру музея. На сегодняшний день эта коллекция может быть по праву названной одной из крупнейших в Европе. Раскрашенная фотография - это особое явление, которое стоит на пересечении нескольких традиций: европейской фотографии и японских традиционных видов искусства. Полную и разнообразную картину позволяют увидеть большой комплекс фотографий (более ста) и вступающая с ним в диалог подборка из около 50 гравюр прославленных мастеров (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай, Утагава Хиросигэ и др.), а также элементы предметного мира - ширма и кимоно - из коллекции Государственного музея Востока.

После длительного периода самоизоляции эпоха Мэйдзи стала переломным периодом в японской истории и определила последующее стремительное развитие страны. Тесные контакты и обмен достижениями культуры и науки активизировались в середине XIX века, в эпоху позитивизма и промышленного переворота, богатую на важные политические события и научные открытия. С приходом новой эпохи фотография была одобрена и пропагандировалась на самом высоком уровне: в начале 1870-х годов создаются первые фотографии императора-реформатора Муцухито и его супруги, что становится своеобразной «отменой» существовавшего долгое время запрета на изображение императора. Вводится в обиход европейская одежда. Русские путешественники сравнивали процессы, происходившие в это время на островах с петровскими реформами в России.

Фотография - плод технической революции и идеологии реализма и рационализма пришла в Японию с Запада еще в 1840-е годы, но ранние опыты в светописи 1850-х годов, предпринятые приезжими и местными энтузиастами, были эпизодическими и непоследовательными.

Расцвет искусства фотографии в Японии пришелся на последнюю четверть XIX века. Его определили такие западные мастера, как англичанин итальянского происхождения Феличе Беато (1832–1909), австриец барон Раймунд фон Штилльфрид-Ратениц (1839–1911) и итальянец Адольфо Фарсари (1841–1898).

Фотографы наследовали фотоателье вместе с накопленным материалом, так что зачастую очень трудно отделить работы одного автора от другого, а японские ученики и последователи, такие как Кусакабэ Кимбэй (1841–1934), Тамамуро Кодзабуро (1856–1923?) и Огава Кадзумаса (1860–1929), активно продолжали начинания европейских учителей. Несмотря на то, что фотографии снимались как европейскими, так и местными мастерами, они образуют единое явление, принадлежащее одновременно и японской, и западной культуре - как, например, иностранные мастера, работавшие в России с петровского времени могут считаться частью истории и русского, и европейского искусства.

В работах 1880-х-1890-х годов можно увидеть, прежде всего, следование фотографическим схемам композиции и жанрам XIX века: виды, типы, постановочные сценки и портреты. Подобного рода фотографии можно сравнить с интересом к экзотике в культуре рококо первой половины XVIII века - интересом к необычному, но преломленному сквозь призму видения представителя европейской цивилизации. По подсчетам исследователей за вторую половину XIX века было создано более 200 000 снимков Японии, складывающихся в своего рода энциклопедию образов. Этот факт говорит о том, что спрос на раскрашенную фотографию был настолько высок, что он породил целую развитую индустрию и серьезный бизнес. Фотографии часто объединялись в альбомы и служили сувенирами, навевавшими воспоминания о совершенной поездке, или удовлетворявшими интерес к далекой загадочной стране.

В то же время и европейские мастера, и наследовавшие им японские фотографы не могли не считаться с местной традицией - японская визуальная культура явно или неявно проступала на снимках. Сюжеты, мотивы, реалии, традиционные символы - все это очевидно напоминает другие виды искусства, в особенности цветную гравюру на дереве (ксилографию) укиё-э, которая также переживала расцвет в XIX веке. Название жанра переводится с японского как «картины преходящего мира». Искусство гравюры конца периода Эдо и периода Мэйдзи поразительно созвучно фотографии - оба искусства тиражные, в них, так или иначе, присутствует цвет, они рассчитаны на широкую публику (в это время японскую гравюру начинают коллекционировать и за пределами Японии). Вдохновение для сюжетов авторы искали в многообразии городской жизни, пытаясь запечатлеть ускользающую действительность, и превращая ее в эфемерное изображение на хрупкой бумажной основе. Фотографии, представленные на выставке, сделаны в технике альбуминовой печати, которая неумолимо угасает от соприкосновения с солнечным светом. А раскрашены эти фотографии были часто не полностью, как это было зачастую принято на Западе, а частично - не ради острого натурализма, но для расстановки визуальных акцентов. Краски выгорают медленнее, чем сама фотографическая печать, так что раскрашенные части отпечатков могут сегодня показаться нам слишком яркими.

На выставке «Старинная японская фотография и гравюра» соседствуют снятые на улицах постановочные кадры со статистами и мизансцены, полностью сконструированные в безвоздушном пространстве фотоателье, где повседневность превращается в экзотический ритуал, а собирательные и типические образы гейш и самураев изображают переодетые актеры. Но при всей неестественности во многих композициях невольно проскальзывает неподвластное художнику дыхание жизни: смазанные фигуры-призраки на улицах, непосредственные проявления эмоций у второстепенных персонажей и «некрасивые» с точки зрения профессиональной европейской фотографии моменты, например, процесс вкушения пищи, где герои застыли с открытым ртом. Во многих сюжетах подспудно присутствует глубинный символизм (среди прочего, изображения растений - лотос, ирис, глициния, бамбук, сосна, сакура, клен), а также особая пластика реалий: садов, архитектуры, интерьеров, костюмов, аксессуаров и предметов обихода.